Познание человеком самого себя: реальный результат абстрактных поисков. Как познать себя и разобраться в том, чего хочешь

Близкий друг Сократа Херефон * однажды отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: "Есть ли в мире человек мудрее, чем Сократ?"

Оракул передал ответ Бога: "Нет человека мудрее Сократа".

Херефон с радостью передал этот ответ Сократу. Но, к его удивлению, Сократ повел себя так, будто он озадачен и даже испытывает некоторую неловкость.

Сократ не считал, что является самым мудрым и умным человеком на земле. Чтобы опровергнуть заключение, сделанное Богом, он решил найти человека, который окажется более мудрым и репутация которого будет выше уровнем.

Сначала он нашел политика. Политик был высокого мнения о своих знаниях и безостановочно говорил с Сократом. Сократ увидел самодовольство политика и его невежество. Он подумал: "Хотя этот человек ничего не знает о милосердии и красоте, он считает, что знает всё. По крайней мере, я признаю, что невежествен, поэтому, похоже, что я мудрее его".

Сократ остался неудовлетворенным и продолжил свои поиски. Он нашел поэта. Этот человек был гениальным поэтом, но считал, что он самый мудрый человек из живущих просто потому, что он умеет писать стихи.

Потом он встретил ремесленника. К его огорчению ремесленник совершал ту же ошибку, что и поэт. Он считал, что может делать все, потому что обладает хорошим мастерством. Гордыня разрушала его собственный интеллект.

В конце концов, Сократ осознал истинный смысл слов Бога. Бог не сказал, что Сократ является самым умным человеком на земле. Смысл его слов заключался в том, что среди других смертных Сократ является самым мудрым, потому что он осознает свое невежество.

В нашем мире можно обнаружить многих людей, имеющих высокое мнение о себе. Но многие ли из них станут искать доказательства своего незнания со смиренным сердцем?

"Познай самого себя" - эти знаменитые слова, начертанные на главной колонне храма Аполлона в Дельфах, принесли Сократу глубокую мудрость. Сегодня подтверждение Сократа открывает нам ворота мудрости. Часто познание самих себя и познание истины начинается с осознания собственного неведения.

В процессе совершенствования, некоторые люди могут увидеть свои собственные привязанности и недостатки. Они рассматривают Закон как Учителя, отказываются от своих привязанностей и повышают свой Синьсин (природа ума, нравственность, моральный уровень). А другие не могут увидеть свои недостатки, или они даже не допускают мысли, что у них могут быть какие-либо недостатки, и они даже не хотят утруждать себя, чтобы выявить свои собственные проблемы. На самом деле, самые мудрые и самые усердные люди – это, вероятно, самые скромные и смиренные, те, которые могут всесторонне рассматривать свои собственные проблемы.

Познавать себя до конца, занимать правильную позицию, знать, что надо делать, а чего надо избегать, иметь мужество взглянуть на свои собственные слабости и честно исправлять свои ошибки, - только так мы можем стать настоящими совершенствующимися, сможем повышаться и двигаться вперед.

Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований. Он не считал себя Отелем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине Известно изречение Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю. Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить

Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, - познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа - это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека - его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Творец в своих произведениях должен выражать состояние души

Познай самого себя говорит Алкивиаду Сократ в «Алкивиаде Первом». Но перед беседой с Сократом, Алкивиад был совершенно уверен в том, что отлично знает себя, потому и претендует на самые высокие роли в политической жизни полиса, в которую вот-вот должен вступить по возрасту. Он высок и красив, богат и знатен, но он ли это?! Нет. Это только то, что ему принадлежит, но не он сам.

Что такое этот сам? Душа, только душа может владеть телом, ибо она знает его. А чтобы владеть самою собой, она должна знать также должна знать себя, свои свойства. Увидеть себя можно в зеркале или в чем-то подобном, подобно глазу видящему себя в лучшей части другого глаза – зрачке, душа видит себя в лучшей части другой души – разумной. При помощи разума познается вещь, а, следовательно, и должное, справедливое обращение с ней.

«Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым.»1 В итоге мудрым не оказался никто. На их фоне Сократ был не мудрым, а мудрее, ибо знает свое незнание, а другие и этого не знают. Но до того он не знал и этого, следовал мнению большинства (собственно, большинство и образуется через общность мнения). Мнение большинства было таково, что мудрые есть! А почему мудрые? Потому, что говорят мудрые вещи! А почему их слова мудры? Потому что они мудрецы! Это снова круг, только теперь круг глупости. В какой-то момент он может разомкнуться, концы с концами не сойдутся и появится непонимание – место для нового порядка (возможно, даже первого настоящего порядка). К этому Сократа приводят обстоятельства, Алкивиада же размыкает Сократ. Условно, естественное (случайное) и искусственное (специально выстроенное) обращение взгляда на самого себя.

Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ отождествлял счастье не с выгодой, а с добродетелью. Но делать добро, можно, лишь зная в чем оно: только тот человек храбр, кто знает, что такое храбрость. То есть именно знание того, что такое добро и что такое зло делает человека добродетельным, и зная,что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно: нравственность - следствие знания, точно так же безнравственность - следствие незнания доброго. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый "демон" Сократа. Сократ пробуждал у людей интерес к философии и самопознанию, чего не смогли сделать плачущий философ Гераклит, жалевший «мокрые» души людей, и смеющийся над их глупостью и несуразностью Демокрит. Те возвышались над толпой, а он шёл к ней, открытый для общения, не кичась превосходством своего интеллекта, передавая свои знания подросткам и юношам, вступая с ними в длинные диалоги, чтобы вместе приблизиться к истине, научив их при этом логически мыслить, рассуждать и анализировать.

      Познай самого себя.

Согласно приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов). Его взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, и выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.

Сократовское проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к Познани. Природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами – водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы – лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не бытием, но со знанием о бытии. И это знание – результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания – природных, людских и божественных явлений и отношений – в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком» 1 .

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, со­гласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано:познай самого себя! Призыв «Познай самого се­бя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии.

Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя-значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как лич­ность, а как человека вообще. Главное содержание, цель филосо­фии Сократа-этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нрав­ственности, природу же в целом не исследовал» (1, 6)

Познать себя... Наверное, эту фразу слышал каждый. Но только понятия в нее мы вкладываем разные. Как говорили древние: познать себя означает познать Бога. Помните знаменитое изречение "познай себя и ты познаешь мир".

Давайте посмотрим, как познать самого себя и для чего это нужно?

Как утверждают психологи, познание человеком себя начинается с того, что нужно просто принять себя таким, какой ты есть на самом деле. Не заставлять себя быть на кого-то похожим или вести так, как диктует мода, окружение, стереотипы в обществе или же так, как ожидают он нас близкие, чаще всего родители. Нет, познание начинается с принятия себя. И с собой необходимо быть честным.

Если у вас что-то не получается и вы знаете, что это ваша слабая сторона, то будьте честны с собой. Вы ходите на работу, работаете, скажем, менеджером среднего звена. Но это - не ваше. И никогда не было вам интересно. А работаете вы там, потому что нужны деньги, потому что боитесь перемен, потому что думаете, что найдете что-то еще хуже и прочая, прочая, прочая... Знакомо?

Скажите себе честно - это не мое. Если вы не признаетесь в этом, то так и будете страдать от депрессии, потому что в таком случае вы обречены на конфликт Результатом этого неразрешенного конфликта будут неврозы, депрессии, соматические болезни, расстройства сна и прочие другие "прелести".

Если вы скажете честно, что это "не ваше", то это - только первый этап того, Второй этап вполне закономерен - если это не мое, то надо найти то, что будет моим. И этот он не менее сложен. Только немногие могут найти себя с раннего возраста, для других это - труд. Подумайте, что у вас получается лучше всего. В чем же сложность? Я знаю, что у меня всегда хорошо получалось готовить/шить/петь/танцевать/изобретать и так далее. Но здесь нас останавливает банальный страх, а кого-то в купе с этим, еще и лень. Неверие в свои силы - это сознательный отказ от познания. Неверие не откроет нам тайну, как сделать себя лучше и как стать успешнее.

Мы можем восхищаться людьми, добившимися успеха, но сами боимся применить это к нашей собственной жизни. А между тем, в каждом из нас скрыт гений. И это - не преувеличение. Человек - существо совершенное, ибо в нем заложен огромный потенциал. Но... мы опять просиживаем за скучной работой, вздыхаем о неудавшейся жизни и несправедливости судьбы, не догадываясь, что именно наше незнание себя и неверие в свои силы являются главными врагами на пути достижения успеха.

Как советуют специалисты, для того, чтобы познать себя, можно и нужно делать аутотренинг. И это не просто слова. Ваши мысли будут проникать в ваш мозг и заставят взглянуть по-новому на все жизненные обстоятельства. Вы перестанете искать виновных в своих неудачах, а обратите взор внутрь себя.

Ежедневно говорите себе: "Я - уверенный в себе человек, я совершенен и могуч. Я бесстрашен и я верю в себя, а главное, я хочу познать себя и стать лучше".

Как это работает на практике? Очень просто. У вас появится уверенность в своих силах и, возможно, вы найдете смелость искать другую работу. Ту, что вам ближе, ту, что вас устраивает гораздо больше. А самое главное, вы будете знать, что у вас все получится, иначе просто не может быть.

Посмотрите на людей, которые живут хуже вас. У них нет ног или рук, или они потеряли детей, или же с ними случились какие-то другие страшные трагедии, но они находят в себе силы жить. Так неужели вы не найдете в себе силы перестроить свою жизнь так, как вы хотите, а не зависеть от обстоятельств, от нелюбимой работы и вечной депрессии.

В сети есть множество книг по самосовершенствованию и познанию себя, если вы хотите, то можете пообщаться онлайн с психологами и узнать больше о том, как можно и нужно познать себя. И тогда ваша жизнь изменится в лучшую сторону.

Можно ставить себе громкие цели на жизнь: зарабатывать за счет киберспорта, купить спорткар и остров в придачу, поучаствовать в оргии на 20 человек, покорить Эверест. Это круто, что ты ставишь такие большие цели. Еще круче, если действительно делаешь что-то для того, чтобы воплотить эти цели в реальность. Однако всё это не имеет никакого значения, если ты не воплотил в реальность главную цель жизни каждого человека - не познал себя.

Мы доверяем своим глазам - но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце - но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
— Конфуций —

1. Понимание ценностей

И мы не имеем в виду золото, деньги, недвижимость. Нет, мы говорим о ценностях смысловых и духовных, которые фактически являются своеобразным руководством по жизни, мотивации, достижении целей. Если у тебя есть устоявшиеся ценности (без разницы, какие), то тебе гораздо легче предпринимать конкретные действия, которые требуют сверхзадачи. Не возникает вопроса: «А зачем я это делаю?». Поэтому важно определить для себя эти ценности, и это можно сделать легко - нужно просто подумать о глобальных и бытовых вещах, своем отношении к ним, идеале «правильного человека», а также о соответствии твоей личности этому идеалу. Не будет лишним записать то, как ты относишься к политике, истории, экономике, финансам, творчеству, работе, любви, дружбе, патриотизму, свободе. Распиши всё хорошо, чтобы составить цельную картину ценностей. После того, как эта мозаика будет собрана, ты сможешь опираться на нее на протяжении всей жизни.

2. Твои интересы

Не бывает людей, которым ничего не интересно, и если есть люди, которые тебе будут доказывать обратное, то знай - они просто слишком ленивы, чтобы приложить усилие к самопознанию. Интересы всегда играли большую роль для достижения того или иного положения в обществе. Хобби, увлечения, страсть - это то, что характеризует личность, формирует ее облик. Разумеется, что сегодня очень сложно выбрать что-то определенное - рынок интересов слишком велик, и всегда найдется что-то, что круче другого. Но мы рекомендуем проявить благоразумие и задать себе ряд вопросов: «На что я чаще всего обращаю внимание?», «Какие вещи вызывают у меня любопытство?», «Что нужно, чтобы заняться тем, что мне нравится?».

Многие люди построили свою карьеру на основе глубокого .

3. Понимание темперамента

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
— Публий Сир —

Темперамент описывают как врожденные эмоциональные характеристики человека. Его нужно знать, чтобы ты понимал свои слабые и сильные стороны. Можно начать с простого: если любишь общаться с людьми - значит, ты экстраверт; если предпочитаешь одиночество, то интроверт. Дальше обязательно определи для себя, насколько ты склонен планировать, как быстро принимаешь решения, на основе чего эти решения были приняты (чувства или логика). Важно понимать то, как сильно ты зависишь от своего темперамента. Также рекомендуем пройти общедоступные тесты на темперамент. Всё это даст тебе возможность хорошо подготовить свою психику к стрессовым ситуациям. Однако против своей личности лучше не идти - ты такой, какой есть.

4. Твой биоритм

Человеческая жизнь - это хоть и неопределенное, но всё же время, которое надо использовать по максимуму. Кто ты: ? В какие часы ты наблюдаешь пик своей активности? Почему твой биоритм сложился так, а не иначе? Каким образом ты можешь приспособить свой биоритм к работе? На эти вопросы ты должен ответить с умом и обязательно с мыслью о том, что твоя убежденность в «совиности» своей натуры может заключаться в банальном отсутствии здорового режима сна. Наладишь режим - и жизнь сразу станет проще.

Кстати, простой совет: девушку лучше искать такую, которая живет с тобой в едином биоритме. Это привносит гармонию в совместную жизнь.

5. Понимание сильных и слабых сторон

Включают в себя не только способности, навыки и таланты, но и особенности характера - такие, как преданность, уважение к другим, любовь к учебе, честность, порядочность и тому подобное. Если ты знаешь свои сильные стороны, то ты будешь гораздо увереннее других. Если ты не можешь признать свои лучшие качества, то, скорее всего, в твоей жизни будет полно ситуаций с низкой самооценкой.

Разумеется, что и слабые стороны ты тоже должен знать, но с ними всё сложнее - их очень трудно признать, но в этом тебе легко помогут друзья, подруга, родственники. Всегда можно спровоцировать разговор с подругой на эту тему - пусть она выскажет всё тебе, и ты узнаешь о себе много нового. Только сохраняй хладнокровие, не будь истеричкой - тебе может быть обидно, но это важный этап понимания себя. Глаза близких людей - это зеркало, которое отражает истинного тебя.

Изначально, еще с самого рождения каждый наделен определенными способностями и талантами. Но по мере взросления, по разным причинам теряется предрасположенность и способность быстрее осваивать навыки, но если усердно поработать над собой их можно развить.

Также маленький ребенок в отличие от взрослого человека, по мнению психологов, находится, первые годы жизни в гармонии с самим собой и подсознательно обладает некими истинами. Но оттого что у ребенка плохо развита речь, знание и видение жизни в целом, он не может точно и правильно сформулировать то, что ему нужно, свои эмоции и мысли.

Взрослый человек рано или поздно задумывается о том, как познать себя и в чем смысл жизни. Когда человек придет к этому вопросу нельзя точно сказать, это никаким образом не зависит ни от социальной роли, ни от возраста.

Чаще всего люди задумываются о познании себя, обретении внутреннего и гармонии когда их что-то не устраивает в собственной жизни, преследует череда негативных событий и проблем, стрессы и депрессии.
Как только вы наладите контакт с собой, перед вами откроются многие жизненные истины, ведь познание жизни и внешнего мира идет через познание себя самого, как личности.

Взгляд со стороны.

Итак, для начала вам нужно услышать себя, свой внутренний голос, посмотреть на себя, так сказать, со стороны. Напишите все ваши слабые и сильные стороны, определите манеру поведения и свою реакцию в различных ситуациях. Для этого можете составить даже список, который будет всегда перед вашими глазами, и с которым вы будете работать в процессе саморазвития. Теперь, когда вы познакомились с собой, задайте себе вопрос «Стал ли я дружить или общаться бы с таким человеком как я?».

Постарайтесь ответить на этот вопрос искренне, не бойтесь самого себя. Если вы все же ответили отрицательно, то наверняка, должны понимать почему, возможно стоит изменить какие либо черты характера или поведение. Но не стоит критиковать себя и ругать, нужно относиться к себе с пониманием и терпением. Научитесь , но помните, что эгоизм должен быть разумным.

Взгляд по сторонам.

Каково ваше окружение? Помните, пословицу «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты»? В этом мудром выражении кроется истина с глубоким смыслом, которая поможет понять вам, как познать себя самого.

Внимательно проанализируйте ваш круг общения, особенно обратите внимание на тех людей, с которыми вам приходится общаться ежедневно. Получаете ли вы удовольствие от общения с этим человеком или оно вас угнетает? Хотели бы отказаться от этого общения или хотели бы находить больше времени для встреч?

Подумайте о своей жизни и о людях, которые вас окружают. Так вы представляли себе свою жизнь пять лет назад, такой ли вы ее представляете через пять лет в будущем? Возможно, вам стоит пересмотреть ваше окружение и свести к минимуму общение с неприятными для вас людьми?

Это негатив в вашей жизни, следовательно, угнетенное состояние и хроническая усталость, вы снова делаете то, что не хотите, что вас не удовлетворяет и не .

Взгляд внутрь.

Обратитесь к себе самому, останьтесь наедине с самим собой и попробуйте поговорить, начать внутренний диалог. Разберитесь в своих мыслях и чувствах, определите, что вам нужно и что вы хотели бы изменить, не обманывайте себя, а говорите, лучше записывайте, искренне, в чем нуждаетесь. Будьте максимально откровенны с собой и никогда не переступайте через себя и свои принципы, учитесь отказывать и говорить «нет», также чаще помогайте людям, особенно тем, которые действительно нуждаются в вашей помощи, делайте добрые дела.

Займитесь саморазвитием и учитесь

Сегодня мы рассмотрим с вами такую тему как «познание себя». Что такое «познать себя », кто такой я, что такое процесс познания и как эти вещи связаны.

Познать себя. Самопознание. Кто я?

Разные источники трактуют этот процесс, в общем-то, похоже. Бог решил познать себя , создал детей или создал этот мир в разных вариациях, на разных уровнях, в разных сочетаниях, наделил их своими возможностями, способностями. Человеческое существо в данном случае как костюм, как сущность, как личность, которая связана с Богом и является в каком-то смысле его глазами как инструментом познания самого себя. Это одна из версий того, что происходит и почему разные события, разные действия и хорошие, и плохие, и интересные, и не очень – они все присутствуют, они все уместны, и каждый относится к себе, к другим по каким-то своим внутренним критериям, по каким-то понятиям живет, и у каждого эта точка зрения может чем-то отличаться, об это говорят: «Сколько людей, столько и мнений».

В принципе, есть некая жизнь как инструмент, как элемент, позволяющий познать себя . Кто-то говорит, что это некая игра. В принципе, мне нравятся очень эти понятия, я в них достаточно серьезно погружался, изучал, в них очень много истины. Это выбор каждого – как относиться к своей жизни, к процессу того, что в этой жизни происходит, играть в жизнь и относиться к познанию себя как к процессу творения, к процессу раскрытия своих возможностей – это достаточно увлекательное занятие, и оно меняет отношение к происходящему. То есть понимая, что все есть Бог, а вы – его часть и в некоторой степени его дети, в каком-то смысле его глаза, уши и инструменты познания, но при этом индивидуальные не менее уважаемые и с тем же потенциалом, который просто надо увидеть, раскрыть, проявить, отшлифовать на каких-то деяниях и выработать спектр того, в каких уроках вы еще чего-то не знаете и что можно проявлять дальше, а что-то вы уже выучили и двигаетесь дальше.

Это как со спичками: спички детям не игрушки, поэтому родители внимательно следят, чтобы дети куда-то не забежали, не натворили каких-то дел, пожаров, либо ограничивают их в доступе к спичкам, к газу. Те, у кого дети есть, были или видели, поначалу либо ходунки, либо все эти углы сглаженные, замотанные, либо просто все время ходишь, чтобы, не дай Бог, чадо куда-то не вляпалось, пока оно еще не умеет играть. Вот примерно такой же процесс творения или процесс знакомства с этим миром происходит и на более взрослых этапах, просто там другие игры, другие интересы, но тем не менее суть остается той же: мы хотим познать себя через проявления во внешнем мире, через изучение строения себя, через изучение понятия вообще кто такой я. И точно так же этот процесс вместе с нами наблюдает и где-то активно участвует, где-то не столь заметно, незримо тот самый высший мир или Бог так называемый проявленный, непроявленный – все эти понятия, которые складываются в значение Бога, можно использовать здесь спокойно, это всего лишь один из вариантов, одна из трактовок того, как мы относимся к Богу. «Как мы к нему относимся, так и он к нам», – говорят, но на самом деле не совсем. Он многотерпелив и милостив, безграничный и вездесущий, поэтому торопиться ему некуда, и он с удовольствием наблюдает за собой, фактически познавая даже через какие-то, на наш взгляд, болевые или неприятные ситуации свои возможности.

Если отходить от концепции познания через нас и совместную творческую деятельность с высшим миром, посмотреть на это с точки зрения индивидуальности, с точки зрения человеческой сущности, то ничего не меняется. По принципу «что вверху, то и внизу» отношение к тем событиям, к тем действиям, к той реальности, в которой мы живем, – это прямое следствие нашего процесса размышления, наших действий, нашего отношения к тому, а чем бы мы хотели заниматься. То есть есть ваша жизнь, это ваша реальность, вы в ней каким-то образом проявляетесь, познаете через работу, отношения, детей, родителей, какие-то заболевания, какие-то достижения, какие-то цели, которые вы ставите, какие-то стереотипы, с которыми вы носитесь – через вот эти все точки зрения, модели либо через эти элементы вас вы смотрите на мир как через некий набор фильтров, через некий набор где-то ограничений, а где-то наоборот увеличительных каких-то труб, ускорительных процессов и, в общем-то наблюдаете и тут же отслеживаете тот результат. То есть если тот набор и те представления, те инструменты, которые вы выбрали, через которые вы хотите познавать мир, либо, как вам кажется, вы в них сразу оказались и не участвовали…

Это не столь важно, не совсем это так, но, допустим, в какой-то момент вы поняли, что вот реальность, я в ней есть, как оказался – непонятно, что делать дальше? Фактически все равно предшествующие события формировали эту точку, в которой вы оказались. Но даже если предположить, что это сейчас не столь важно, то в данный момент вы готовы сделать инвентаризацию того, что происходит вокруг вас, внутри вас, сопоставить эти процессы, принять точку зрения на веру, принять точку зрения как один из вариантов, попробовать поиграть с собой, с отношением к миру через этот творческий процесс детской непосредственности.

В одном из интересных семинаров звучала такая фраза с предположением: «А что, если… Если бы». То есть она снижает некую критичность и привязку к одному из вариантов, что будет только так. Если вы позволите себе отнестись к процессу – если бы это было так, то как бы вы жили, как бы вы к этому относились. И вот это «если бы…», которое вам больше нравится, и вот это «если бы…», которое помогает вам двигаться, развиваться, достигать своих целей эволюционировать, расширять свои границы, используйте с удовольствием. Это всего лишь инструмент. Относиться к какой-то реальности, вашей, чужой или к иллюзии как к некой стабильной, статичной картине, которая неизменна, незыблема – это всего лишь одно из отношений. «А если бы оно было неизменным… А если бы оно было изменным…» Попробуйте не фиксироваться на одной точке зрения «если это вот так и только вот так, никак по-другому», а найти разные «если бы…» и из каждого угла зрения, из каждого подхода найти отличия, найти где-то преимущества, найти где-то то, что не очень интересно и можно подкорректироваться. И позволяйте себе в этих «если бы…» познавать разные грани себя.

Есть критерии некоторые, где вы познаете себя и где эта реальность вашего познания является в некоторой степени вашей игрой, в некоторой степени вашим интересом и вашей прямой задачей и неким предназначением как какой-то вехой на пути, которую вы себе запланировали в этой жизни и где окружение, происходящее говорит о том, что вы вышли за пределы своей игры и тех подходов к познанию, которые вы когда-то решили взять как основные, как некий эталон ваших действий, намерений и каких-то еще проистекающих вокруг вас процессов, где вы свернули не туда, вышли в чужую какую-то игру, но почему-то в ней застряли.

Давайте начнем как обычно с вас. Если… Буду понятными словами. Жизненный тонус, если настроение, ожидания радостные, когда же начнется быстрее завтрашний день, когда же начнутся быстрее новые события, в которых вы уже участвуете, и вы с удовольствием в этом процессе творения событий двигаетесь радостно с энергией, с увлечением, с интересом, с вдохновением, и череда последующих событий вас вовлекает, и у вас все больше, больше появляется неких планов, мыслей, задач на будущее, можно сказать, что каждый следующий шаг открывает еще два новых и вы просто выбираете из того большого количества действий те, которые успеваете делать…

Процесс жизни не как кутерьма, конечно, суета, успеваю одно и навалилось огого. Не об этом речь. Речь о том, что вам настолько интересно и настолько много у вас идей, желаний и энергии их воплощать, что вы просто выбираете самые интересные. Как, не знаю, купили фруктов, яблоки, груши и виноград, а все не влазит, поэтому вы выбираете что-то одно либо несколько, а остальные оставляете на потом. И вот этот изобильный источник, как аллегория фруктов или действий, которые можно делать, он просто растет и развивается, сопутствует этому и получение новых знаний, и выход на какие-то новые уровни и профессиональные, и личные, и повышение качества отношений, здоровья, и движение, которое вы осуществляете, оно динамичное. Это некие критерии того, что вы играете в свою игру, вы четко понимаете, что это интересно вам и то, что вы создали, в чем вы участвуете, этот процесс творения, который вы запускаете своим таким настроем, мышлением и самоорганизацией своей жизни, он приносит вам удовлетворение, он дает вам энергию и открывает для вас новые дверцы, новые границы, новые горизонты для дальнейших действий.

Есть вариант, что в какой-то момент вдруг вы вписываетесь в какие-то другие правила, в какую-то другую игру, начинаете и продолжаете процесс, позволяющий познать себя , но не через те естественные, легкие, приятные ощущения, а другую обратную сторону: через какую-то боль, страдания, негатив и так дальше. В принципе, это один и тот де процесс, просто так получилось, что вы выбрали этот процесс, этот урок, эту ступеньку развития зайти с тыльной стороны, с того угла в это вовлечься.

Сами вы туда пошли или обстоятельства, как многие говорят, этому способствовали, вопрос не в этом. Вопрос в том, что в какой-то момент вы потеряли связь, контроль с высшим «я», душой, с вашими интересами, с вашими истинными целями и задачами и чуть-чуть стали изучать эти уроки, которые рядом с вашим интересом, но уже показывают обратную сторону, изнанку. Это тоже нормальный естественный процесс, поскольку не вы одни играете. Многие выбрали поиграть именно в таком негативном свете и в некоторой степени, как говорят, без тьмы не было бы света, то есть если везде один только свет, почему видна тьма? Да потому что она дает возможность отличить одно от другого, выбрать, в какую сторону вы хотите двигаться.

И если говорить про критерии чужой реальности, чужих игр, познаний по каким-то еще способам себя не теми способами, которыми вы хотели, а теми, которые вам предложили, это как раз как набор критериев: отсутствие радости, удовлетворения от жизни, нет представлений, что же изменится, если вы будете это делать и насколько результат вас устраивает. То есть это некая рутина, некая стагнация, лень, где-то тяжесть, где-то напряжение, где-то сомнения, волнения и прочие внутренние такие ощущения либо настроения, не сказать панические, скорее, какие-то неудовлетворительные, не характеризующие высокий уровень качества жизни. И вот этот процесс познания через игру, то есть вы вроде как бы играете, но не по своим правилам, не на своей территории, то есть в какую-то игру вы играете. Но это же ваш выбор, то есть в какой-то момент, когда настроение стало падать, отношение к происходящему стало меняться, в этот же момент вы могли остановиться, задуматься, посмотреть, что внутри вас сигнализирует и почему это отношение происходит, либо не в этот же момент, а в тот момент, который задумались, а почему это так происходит, почему я так себя чувствую, что во мне об этом говорит, какие грани, аспекты себя я познаю через этот негативный процесс, через эти патерные поведение или мышление не позитивно. И вы увидите, что это те же самые качества творения, это те же самые качества проявления, возможности познать себя, просто вы решили в этот процесс вовлечься и вам предложили, вы согласились, или вы проснулись, а вокруг вас уже идет игра и вы начинаете как бы смотреть, что делают другие, и делаете то же самое.

Но в любом случае это делаете вы, в любом случае у вас всегда есть возможность отказаться от участия в каких-то играх, которые вам надоели или кажутся неинтересными, и предложить свою игру либо, даже играя в другую игру, не забывать про то, что вы всегда можете создать свою в тот момент, в который захотите. И, в общем-то, те отношения, те взаимодействия в обществе, в семье, внутренние размышления – это этот диалог между иллюзиями и реальностью, чужими играми и своими играми, между тьмой и светом. Можно сказать, что это некая полярность познания с разных сторон одной и той же истины. В какой-то момент желание познавать с двух сторон – оно перерастает в интерес занять более нейтральное положение и более здоровое, что ли, положение равновесия, которое не способствует раскачиванию вас как на качелях то в плюс, то в минус, то в позитив, какую-то эйфорию, радость, то в негатив переживать. И в этот момент вы задаете себе вопрос: а какие еще инструменты, а какие еще есть способы познать себя и как можно перестроиться, чтобы эти проявления в вашей жизни присутствовали по минимуму?

Это так называемое отношение к миру, это так называемое отношение к реальности. Оно связано и с уровнем знаний, и с количеством энергии, и с теми источниками, которые вы примеряете на себя, знания или энергии, подбирая костюмчик, подбирая те качества, которые, вам кажется, правильно и эффективно можно применять, и дальше продолжаете процесс познания. Выбрали вести себя вот так-то, начинаете, познаете, а что же вот это такое. Видите результаты, то есть никаких проблем. Если вы совершаете какое-то деяние, даже не очень хорошее, просто потом будете отвечать за его последствия.

Выбрали, сделали, ответили, сделали вывод, скорректировались, пошли дальше. Не заметили – второй раз попадете в эту ловушку. Можете ходить до той поры, пока не закончится ваш жизненный ресурс, потенциал. Это тоже ваш выбор, его все уважают и никто не вправе предъявлять претензии: а почему вы так живете, а зачем вам это нужно? То есть это только ваше внутренне желание, ваши внутренние ощущения того, а как на ваш взгляд правильно, а что вы хотели бы делать, в каких аспектах изучать эту жизнь, это творение.

Возвращаясь к началу, Бог через вас точно так же смотрит и где-то понимает, что этот интересный момент еще никто не делал, можно взять на вооружение, в каких-то еще масштабах транслировать, что-то неуместно, надо ограничить в будущем какими-то ситуациями проявления, чтобы не натворить каких-то больших, колоссальных бед на всей планете, например. Поэтому получается, что познать себя – это всего лишь выбор точки зрения, через которую вы смотрите на этот мир. Вы можете смотреть через боль, страдания, обиду и страхи и везде видеть то же самое и сами их испытывать, тем самым изучая не понаслышке, что же это такое, и это тоже иногда полезно, потому что, не зная изнутри, со стороны кажется, что этого нет, как же так. Но это не значит, что надо задерживаться на этом этаже, задерживаться в этих представлениях о себе как единственно возможном варианте познания и проявления творения в своей реальности, это всего лишь какая-то информация, которая как-то отражается на вашей реальности.

Посмотрели, понравилось – пожалуйста. Не понравилось, хочется перестроиться – выбирайте другие направления жизнедеятельности, выбирайте других учителей, преподавателей, играйте в другие игры, познавайте себя через что-то еще. Кому-то нравится спорить, ругаться, унижать, оскорблять или быть оскорбленным и униженным и таким образом манипулировать по отношению к миру, типа вот мне все должны, потому что я такой ущербный, несчастный. Это тоже позиция, это тоже уроки, это тоже познание, а как такая модель поведения, из чего она состоит, к каким результатам приводит и насколько это вообще способствует вашему росту.

Либо точно так же, зайдя, изучив основные составляющие этих, можно так назвать, качеств, верований, убеждений человеческих понятий, что это такое, выйти из них и сказать: «Да, я понял вот это для таких-то целей, в таких-то уроках. Было интересно, и теперь я составил полное представление, поиграл, познал себя в этом аспекте. А какие еще аспекты есть? А что можно изучить дальше? О каких еще моих возможностях может идти речь?» И берете разного рода дальнейшие вектора развития, залазите в них. Хотите – идите в силу и управление, хотите – уходите в какое-то созерцание и наблюдение. Это всего лишь разные грани вас.

Познание себя. Знакомство с собой

Понятно, что целостная личность, структура, интегрированная с высшим «я» и эволюционирующая, – она имеет понятия о всех аспектах и не на всех уроках она учится через себя, достаточно средней степени осознанности и желания анализировать происходящее вокруг вас не между вами и кем-то еще, а наблюдать со стороны, чтобы сделать выводы: какие действия, поведение, мысли способствуют вашим интересам, вашим желаниям, что вы бы не хотели, чтобы было и у вас, и начинаете даже до того, как эти процессы в вас укоренились и начали как-то проявляться, начинаете изживать их, заменяя какими-то другими представлениями. Это я называю «учиться на чужих ошибках», и в этом есть даже некий более глубокий смысл. Учиться на своих ошибках или искоренять свои недочеты, минусы чуть-чуть сложнее, потому что, имея этот минус или какую-то пустоту, недоработанное качество, вы же его со стороны не видите, потому что у вас его нет, и относитесь к этому процессу как к естественному. И только глядя, как ошибается, косячит или неправильно себя ведет кто-то другой, но не через свою жизнь, через какие-то эмоции, сопряженные с этими действиями, а просто наблюдая, у вас картина видна чуть шире. В тот момент, когда вы это замечаете, имейте в виду, что раз вы это заметили, значит, это живет в вас, просто не так проявляется, не так видно. Поэтому те ситуации, на которые вы обращаете внимание, и что-то не устраивает, они всего лишь как индикаторы, маяки и зеркала того, что нужно еще подкрутить в себе, познать эти качества, разотождествиться с ними либо трансформировать их, отправить на соответствующие этажи, где они служат вашим целям и зачистить там, где они залезли на чужую территорию.

Есть и уровни восприятия реальности, когда вы вдохновенно творите и созидаете свой следующий, свой каждый день, каждую минуту, находясь в состоянии легкости, радости, гармонии, баланса и спокойствия. Это тоже всего лишь вопрос вашего выбора. Речь не о том, что как вот я это выбрал и теперь я такой, я со всех сил напрягаюсь, демонстрирую спокойствие, хотя внутренне все бурлит и зашкаливает. Нет, речь о том, это сложный процесс не одного дня, не одного года. У всех по-разному: может быть, кому-то месяц потребуется, кому-то два.

Одно качество, как говорят психологи, привычка формируется 21 день. Устойчивые нейросинаптические связи, которые прожигаются в мозгу как некая дорожка, наезженный канал, закрепление похожих алгоритмов действий, мышлений – это процесс около 20-ти, иногда 40-а дней – примерно такие данные я встречал. Если в течение этого времени вы формируете в себе какое-то определенно отношение, с разных сторон его обдумываете, медитируете, проявляете, обсуждаете, читаете на эту тему, то в течение этого интервалу ваше мировоззрение по этому вопросу начинает корректироваться в сторону того, которое вы себе моделируете, если можно так сказать, то, на которое вы обращаете внимание, и те мысли, которые вы утверждаете. Это так называемый процесс созидания и творения именно многократным повторением.

Если возвращаться к вопросу «учиться на чужих ошибках», понятно, что для наиболее оптимального изучения нужны какие-то желающие, на ком вы можете поучиться. Единомышленники, это будут друзья, какие-то коллеги, партнеры по семинарам, какие-то интернет-пользователи, с которыми вы общие темы обсуждаете, то есть этот некий коллективный совместный процесс изучения какой-то одной точки зрения дает возможность чуть более объективно, казалось бы, посмотреть на мир, с другой стороны, если точки зрения противоположны, вы вместо ускорения, усиления внимания на один и тот же вопрос получите наоборот игры той полярности, из которой собирались вылазить. Опять вы увидите, что то ли так, то ли по-другому. Каждый навязывает свою точку зрения, и тут, опять же, выбор ваш: если вы хотите выучить урок с разных сторон, но при этом прийти к целостному пониманию, то просто выбирайте места, территории, общества, места жительства либо места времяпроведения, где вас в большей степени будут окружать те люди, которые помогут или которым интересно заниматься будет тем же, чем и вы.

И наоборот, если постоянно противопоставлять себя, свое представление какой-то компании, которая считает по-другому, это будет всего лишь в каком-то смысле провокация, в каком-то смысле демонстрация некого неуместного демонстрирования своих якобы значимых представлений, которые как бы отличаются от других. Но зачем, какой в этом смысл? Если у вас разные токи зрения и вам комфортно договориться не получается, речь о том, что просто в ваших реальностях гораздо больше разного, чем общего. Каждого устраивает своя, и это естественный и правильный процесс, то есть не надо пытаться переложить свои проблемы на других или переучить тех, которые вас об этом не просят. Неочевидно, что то, что вы знаете и умеете, им полезно, нужно, или вы в чем-то лучше их разобрались. Просто разные точки зрения, выбирайте тех, с кем ваша некая общность, синхронность, резонанс в большей части присутствуют. Тогда некоторые недоработки совместные как общее коллективное усилие гораздо быстрее проработаются.

И наоборот, если вы пытаетесь учиться в той среде, которая не способствует вашей многогранности, а всего лишь причесывает как-то вас в свою сторону, это тоже ваш выбор, в общем-то, пытайтесь, может быть, и в какой-то момент поймете, что в этом тоже что-то интересное есть. Просто не забывайте, что это ваш выбор, это ваш процесс познания себя точно так же, как это процесс познания их через разные грани. То есть вы вместе познаете, а как взаимоотношения такого уровня к чему они приводят и какие результаты они выдают. Можно выбрать как еще один уровень познания познавать радость, любовь, веру и надежду во всех проявлениях, во всех ваших жизненных мотивах, интересах и деяниях, действиях, которые вы осуществляете. То есть та самая осознанность и развитие неких духовных качеств развитие духовности и некой высокой морали или этики взаимоотношений с собой, взаимоотношений с миром, формирование своих реальностей и неосуждение каких-то других реальностей – это тоже вариант творения, то есть несколько возможных сценариев, как вы можете познать себя, через какие точки зрения и через какие взгляды это познание может происходить.

А уж как вы захотите и с каким отношением, настроением вы будете двигаться дальше – все в ваших руках. Желаю вам продолжать процесс творения, процесс познания себя, принимать себя в любом виде и те уроки, которые к вам подходят, рассматривать с точки зрения нового интересного опыта познания, благодарить за то, что они пришли, и дальше силой мысли, намерения формировать те дальнейшие шаги, которые будут происходить.

Как познать себя - практика

Если информация вас заинтересовала, предлагаю Вам посмотреть Видео-урок по данной теме:

Добро пожаловать в «Мир Реальности». Счастливо!