Когда был установлен Рождественский пост. Как было раньше

28 ноября начинается Рождественский Пост. Закончится он в ночь под Рождество – 6 января. Пост длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Другое название Рождественского Поста Филиппов, потому что начинается сразу после дня памяти святого апостола Филиппа, который Православная церковь празднует 27 ноября. Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года, это время обновления духовного единения с Богом и приготовления к празднованию Рождества Христова.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временамхристианства. Уже с четвертого века святой Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, - такие же, что и в Петров пост, то есть не благословляется мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября). А также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила поста ослабляются.

С 1 января до 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.

Пост - время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного «я». В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются обряды венчания.

Согласно предписаниям Церковного Устава в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»). В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Помимо этого вкушение рыбы разрешается в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия; если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». В последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 2 - 6 января) Устав усиливает строгость поста, и в эти дни абсолютно запрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье.

Наиболее строгим воздержанием отличается последний день поста, 6 января (по новому стилю), известный под наименованием «Сочельник». Указанное название происходит от слова «сочиво», означающее, как и «коливо», вареные зерна риса или пшеницы. Вкушать сочиво положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Последнее обстоятельство указывает на вечернее время ее совершения. Таким образом, большая часть Сочельника проходит в полном воздержании от пищи. Этот строгий пост ослабляется, если Сочельник приходится на субботу или воскресенье. В таком случае вкушение пищи разрешается ранее вечера — после литургии, которая совершается утром. Однако, по сложившейся практике, в наше время литургия в Сочельник в обоих случаях совершается в первой половине дня.

Интересно обоснование употребления сочива в канун Рождества Христова. Вспомним, что сочиво (то же самое, что и коливо) вкушается в дни поминовения усопших. Поэтому употребление данной пищи в Рождественский Сочельник напоминает нам о том, что Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей посредством Своих страданий и крестной смерти. Неслучайно в этот день за богослужением исполняются песнопения, составленные по образцу богослужебных текстов Великой Субботы.

Завершая описание устава пощения в Рождественский пост, необходимо отметить, что с благословения духовника ряду лиц, в силу объективных причин (болезнь, пожилой возраст, тяжелый физический труд и т.д.), режим соблюдения поста может быть несколько смягчен. Не следует забывать и о том, что пост заключается не только (и не столько) в воздержании от пищи животного происхождения, но и в активизации духовной жизни. Поэтому в постный период необходимо, по возможности, чаще посещать богослужение, усилить келейное молитвенной правило, активнее участвовать в делах милосердия, воздерживаться от посещения увеселительных мероприятий, находить время для чтения духовной литературы и т.д.

Согласно предпиасниям Церковного Устава в некоторые седмичные дни Рождественского поста полагается совершение богослужения с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина и поклонами. В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста. Однако в приходской практике подобные службы в Рождественский пост не совершаются, поэтому богослужение Рождественского поста практически не отличается по своему строю от богослужения непостного периода.

Владимир Алёшков, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии

«Истинный пост есть устранение от злых дел»

(святитель Василий Великий)

Сегодня Святая Православная Церковь вступает в Рождественский пост, который продлится 40 дней до самого праздника Светлого Христова Рождества. Предназначение этого зимнего поста в предуготовлении христиан к освящению оставшейся части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и подготовкой к празднованию Рождества Христова.

Когда был установлен Рождественский пост

Говоря об истории его возникновения, следует отметить, что Рождественский пост вошёл в обиход Православный Церкви в IV веке. Первое упоминание о нём мы находим у святителя Амвросия Медиоланского. Продолжительность поста, в разных местах соблюдавшаяся неодинаково, была установлена окончательно - сорок дней - только в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Длительность Рождественского поста неслучайна: число сорок - сакральное. Сорок дней и сорок ночей постился Господь наш Иисус Христос в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал Свой путь служения людям.

Начинается Рождественский пост 28 ноября. Накануне, 27 ноября, Церковью празднуется память святого апостола Филиппа, потому наступивший пост имеет ещё и другое название - Филиппов пост, в честь воспоминаемого апостола Христова. В этот день он принял мученическую кончину в городе Иераполисе Фригийском (греч. Ἱεράπολις; также - Иераполь, Гиераполис или «Священный город» (находился на юго-западе современной Турции)). Случилось это ок. 81–95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Рождественского поста следующий. Нельзя вкушать пищу животного происхождения - будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и так далее. Разрешены лишь растительная пища и рыба. В период со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) - дни особо строгого поста (без рыбы).

Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья желающего поститься. Есть церковный устав - достаточно строгий, но существует и более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Во всём нужен индивидуальный подход - необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Всякое дело необходимо творить с рассуждением, а потому общий подход таков: для человека, чьё здоровье не позволяет поститься в полной мере в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А тому, кто здоров, пост пойдёт только на пользу. Ещё в посте, как и во всяком добром деле, необходимо вырабатывать навык, привычку.

Основа всякого поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Речь идёт именно о воздержании, а не изнурении тела. Пост - аскетический подвиг, требующий хорошей подготовки и постепенности. Для того, кто никогда не постился, начинать можно с малого - хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые опрометчиво и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно и строго, в своей ревности не по разуму стремясь подражать великим подвижникам-аскетам. Но вскоре таковые или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на вся, очень скоро пост становится для них невыносимым и они бросают
его. Каждый для себя сам должен определить нужную меру - сколько требуется ему в сутки пищи. И потом понемногу необходимо уменьшать количество вкушаемой пищи и довести этот объём до того, что больше уже нельзя сокращать своё питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие - неспособности к основному делу поста. А это, прежде всего, борьба со своими страстями и сугубая молитва.

Слово в начале Рождественского поста (митрополит Антоний Сурожский)

«Мы вступили в Рождественский пост, в период, когда мы шаг за шагом подымаемся к дивному дню, когда мы будем созерцать Бога, ставшего человеком ради спасения нашего. И в сегодняшнем Послании, в преддверие этого поста, апостол Павел нам говорит, что Христос разрушил средостение, которое отделяло Бога и человека, как бы закрыл Собой пропасть, которая лежала между Богом и Его тварью.

…Средостение пало, пропасть закрыта, путь отверст, и сейчас мы идём к тому времени, к той светозарной и таинственной ночи, когда Бог становится человеком и начинается этот путь Господень ко кресту, к смерти, во ад, и к воскресению, которым Он нас возводит к жизни вечной, потерянной ещё нашими праотцами.

Поэтому будем идти к этому празднику благоговейно, готовиться, чтобы и в нашем сердце пало средостение, чтобы и в нашей жизни закрылась пропасть, которая нас отделяет от Бога, от любви, от человека, от жизни. И тогда радостно, благоговейно, трепетно встретим Младенца Христа, отдающего Себя в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти. Слава Ему за Его любовь, за Его отдачу, за Его бесконечное к нам терпение! Ответим же на Его любовь - любовью, на Его надежду, на Его веру в нас - ответим!»

Пост. 89 сочинение из самой известной книги святителя Тихона Задонского « Сокровище духовное, от мира собираем ое»

«Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце своё - от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Видишь, христианин, пост душевный. По­лезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост ду­шевный нужен непременно, потому что и те­лесный пост без него ничто.

Многие постятся телом, но не постятся ду­шой.

Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и ка­кая им от того польза?

Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения постить­ся не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но прости­рают их на мздоимство, хищение и грабёж чу­жого добра - и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, что­бы тебе пост полезен был, то, постясь теле­сно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево своё, так наложи на злые мысли свои и прихоти.

Да постится ум твой от суетных помышле­ний.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (См. Пс. 118:37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуж­дения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хище­ния чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори добро (Пс. 33:15; 1 Петр. 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всяко­го злого слова, дела и помышления, учись вся­кой добродетели, и будешь всегда перед Бо­гом поститься.

Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьёте рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в ко­торый смирит человек душу свою, когда согнёт шею свою, как серп, и подстилает под себя ру­бище и пепел. Не такой пост назовёте постом приятным, не такой Я избрал, - говорит Гос­подь. - Но разреши всякий союз неправды, раз­рушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание непра­ведное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокров­ного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрас­тёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и сла­ва Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из сре­ды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодно­му душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58: 4–10)».

Сил духовных и телесных на время поста! Да пройдёт он для каждого из нас с максимальной духовной пользой!

Рождественский пост является одним из 4-х многодневных постов в году. Длится он ровно 40 дней – с 28 ноября по 6 января. В народе этот пост называют Филипповками, потому как накануне него, а именно 27 ноября, верующие поминают святого апостола Филиппа. На Руси этот пост также именовали «Корочун». По предположениям историков, такое название связано с небольшой продолжительностью светового дня в это время года: «корочун» – «короткий».

Как было раньше?

Примечательно, что тогда, когда на Руси только зарождалось, Рождественский пост длился всего неделю. Однако в 1166 году патриарх Константинопольской православной церкви Лука Хризоверг сделал этот пост сорокадневным. Кстати, Армянская христианская церковь до сих пор придерживается старых традиций: ее прихожане постятся только 7 суток.

Чего нельзя в Рождественский пост?

считается одним из самых строгих православных постов. Согласно церковным канонам, весь период, начиная с 28 ноября и заканчивая 6 января, верующие не употребляют в пищу мясные блюда (в том числе птицу), молочные продукты (молоко, сыр) и яйца. В понедельник, среду и пятницу нельзя кушать рыбу и пить вино. В эти дни недели запрещено даже растительное масло. Это так называемое сухоядение. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье масло вкушать разрешается. Рыбу можно есть только в выходные дни, а также в определенные праздники. Самими строгими днями Рождественского поста является период со 2 по 6 января. В это время, независимо от дня недели, рыбу употреблять вообще не рекомендуется.


Воздержание от пищи – не главное

Даже сами священнослужители утверждают, что в любой пост – это вовсе не главное. Пост тела без поста души ничего, кроме вреда, человеку не принесет, уверены служители церкви. А потому необходимо не только соблюдать умеренность в еде, но и отказаться от посещения увеселительных мероприятий, исполнения супружеского долга, просмотра телевизора и пользования интернетом. Дело в том, что пост, в отличие от праздников, - по сути своей, время печали и скорби, усмирения плоти и очищения от грехов.

Голодный и злой

К необходимо основательно подготовиться. Если вы никогда не постились, не стоит сразу отказывать себе в пище, согласно самым строгим канонам. Ведь голодный человек становится раздражительным и злым. И тогда говорить о духовном очищении, конечно, уже не приходится. Всем тем, кто только начинает поститься, священники советуют попытаться воздержаться от скоромной пищи по средам и пятницам в течение всего года. Постепенно вы поймете, осилите ли вы этот подвиг. Именно так служители церкви называют посты. Кроме того, перед тем, как начать соблюдать пост, не лишним будет и посоветоваться с батюшкой, спросив у него благословения.

Послабления в пост
Послабление во время поста получают больные люди и беременные женщины. В этом случае они также просят об этом священника. Что же касается маленьких детей, то они вообще могут не соблюдать пост. Однако в это время можно ограничить потребление конфет или просмотр мультфильмов, например.

Новогодние праздники и соблюдение поста

Очень трудно придерживаться поста, когда все празднуют Новый год, и стол ломится от яств. Однако не стоит злиться и ссориться с родственниками, которые не разделяют вашего воздержания. Соблюдение поста или его игнорирование – это личное дело каждого человека. Можно просто приготовить для себя постные блюда и сесть за стол вместе со всеми. Если дети прокатятся с горки или полюбуются фейерверком – тоже не страшно. Да и выпитый в кругу семьи бокал вина священники также не осуждают. Понятно, что напиваться до потери сознания плохо не только в пост.

Постные блюда

На самом деле постный стол не такой уж и скудный, как может оказаться на первый взгляд. В пост можно приготовить множество разнообразных и питательных блюд. Например, испечь пироги из постного теста, которое можно приобрести в кондитерских магазинах или замесить самостоятельно. Пироги начиняются грибами, капустой, морковью, рисом или гречей. В определенные дни в пироги разрешается класть и рыбу.

Кроме того можно приготовить всевозможные каши и множество салатов, закусок, супов из овощей, фруктов и бобовых. Да что там говорить: из постных продуктов получаются даже прекрасные десерты, которые, бесспорно, украсят ваш новогодний стол. Это и пудинги, и мармелады, и халва, и желе, и замороженный ягодный сок вместо традиционного молочного мороженого.

Пост и доброта

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным» – это написал святитель и папа римский Лев I Великий. Это значит, что во время предстоящего Рождественского поста не стоит обходить вниманием всех тех, кому повезло чуть меньше, чем нам. Впрочем, о доброте и о нуждающихся в ней людях, пожалуй, не надо забывать и в другие дни.
Какое удивительное словосочетание.

Рождество - праздник Боговоплощения Господня, и с ним - обожения человека. В этот день под воссиявшей Вифлеемской звездой в вертепе - пещере, где содержали скот, Сын Божий рождается как Сын человеческий. И приходят поклониться Ему пастухи, и волхвы приносят дары - золото, ладан и смирну - к Его яслям, и Ангел вещает Его родителям о необходимости бегства Пречистой с Богомладенцем и святого Иосифа в Египет, и исходит гневом и гибнет в муках злой Ирод.

Праздник, с которого начинается Его путь как смертного, чтобы Он «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал» в день своего Светлого Воскресения… Рождество - величайшая радость, ибо с него начинается иной, новозаветный этап человеческой истории. Начинается история Божественного человеческого спасения, осознавать все величие которого предстоит многие века и тысячелетия.

И тут же мы читаем строгое слово «пост», нацеленное на телесное воздержание и особое внимание к нашей духовной жизни. Сорок дней Рождественского поста - Четыредесятницы, менее строгого, чем Великий пост, но почти такого же продолжительного, призваны подготовить душу верующего к этому удивительному событию.

Менее строгий.. Что это означает?

В этот пост по праздникам дозволяется есть рыбу, умеренно употреблять вино, но не в пище, не в ограничении или разрешении ее суть поста. Это, прежде всего, духовное сосредоточение на смысле праздника, к которому пост ведет. Это вопросы, которые мы должны задать себе в этот период и постараться ответить на них. Что такое для меня Рождество Христово? Какое отношение к нему имею я? Какое отношение имеет оно ко мне? Сколько раз я должен возродиться, из Рождества в Рождество рождаясь вместе с Ним, чтобы и для меня настала Пасха моей собственной души? Готов ли я последовать вслед за Ним по Его пути, от Рождества Его и до Голгофы? Готов ли пережить то, что пережил Он, умудриться Его мудростью и распять в себе то, что отличает меня от Него, чтобы моя душа могла воскреснуть спасенной раз и навсегда?

Трудные вопросы поста, но нам надо на них ответить, чтобы радость Рождества озарилась за много дней предпасхальной радостью, несмотря на память обо всем, что предстоит до события Светлого Христова Воскресения…

История установления Рождественского поста

Рождественский пост возник в древние времена. С IV века мы находим упоминания о нем в творениях святого Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, святого Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, в V веке - Льва Великого.


Длительное время Рождественский пост не имел общих для всех христиан ограничений по длительности: у одних он длился семь дней, у других долее. Общий для вcех период был установлен в XII веке, в 1166 году на Вселенском соборе в период правления византийского императора Мануила при константинопольском патриархе Луке, когда всем христианам было положено хранение поста в течение 40 дней.

Даты, ограничивающие продолжительность, были также установлены в те далекие времена: 15/28 ноября по 24 декабря/6 января . Пост назвали также Филипповским по имени апостола Филиппа, так как заговенье на пост (последний день перед постом) приходится на день его памяти - 14/27 ноября.

Этот пост призывал на особую щедрость к бедным - святитель Лев Великий рассматривал Рождественский пост как период жертвенного благодарения Богу за плоды, собранные в щедрое летне-осеннее время.
И в этом также есть особое приготовление - никто не должен был горевать в этот праздник ни от духовной, ни от телесной обездоленности. А поскольку далеко не все способны сохранять духовную радость при плотских испытаниях, то имущим надлежит облегчать участь неимущих, чтобы и они в полноте могли возрадоваться рождественской радости.

Как любое библейское событие, неоднозначное и многоассоциативное, Четыредесятница, по мнению Симеона Фессалоникийского, символически восходит к 40 дням поста Моисея, который по истечении этого срока получает Декалог - десять заповедей Божиих. Также по 40 днях Рождественского поста через Пречистую Богородицу приходит к нам Бог-Слово, несущий истины Нового Завета.

В XVII веке Никифор Каллист пишет, что в VI веке император Юстиниан установил празднование Рождества по всему христианскому миру. Рождественские песнопения создавались длительное время. Их святые авторы - в V веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в VII - Анатолий, Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святитель Иоанн Дамаскин, Косьма Маиумский, Патриарх Константинопольский Герман, преподобная Кассия в IX веке создавали основу песнопений, звучащих через века под сводами больших храмов и малых церквей в чудесную Рождественскую ночь.

О трапезе в Рождественский пост

Мы уже говорили, что в том, что касается постной трапезы, этот пост относительно не строгий. Но для тех, кто намерен соблюдать пост, как полагается по Уставу, приведем основные ограничения в пище.

От первого дня поста до 6/19 декабря:
С 7/20 декабря по 19 декабря /1 января:

  1. по средам и пятницам - сухоядение;
  2. по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по вторникам и четвергам - горячая растительная пища с растительным маслом, вино;
  4. по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.
Последний период, с 20 декабря/2 января по 24 декабря/6 января:
  1. по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение;
  2. по вторникам и четвергам - горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом.
24 декабря /6 января, в Рождественский сочельник в старину было положено есть сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы.

Однако все эти строгости вряд ли мы сможем соблюдать сегодня в своей сильно изменившейся жизни. Достаточно будет, чтобы те, кто может себе позволить по состоянию здоровья и силе духа, отказались от мяса, яиц и молочных продуктов. Но и здесь можно взять благословение на употребление некоторых продуктов для тех, кто, например, страдая заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не может обойтись без стакана кефира в день в качестве лекарственного средства. Так же люди, занимающиеся интенсивным умственным и физическим трудом, могут просить относительного послабления, включения в рацион некоторых продуктов, которые лучше оговорить со священником и получить отдельное благословение на их употребление. И еще - больные люди, будущие матери и дети освобождаются от поста.

В пост в старину ели каши, щи, пироги с растительной начинкой - капустой, картошкой, грибами, фасолью и пр. Ели соленья, заготовленные с осени, - огурцы, помидоры, моченые яблоки. Постный стол не был скудным. Но неизменно, в любом случае основа постной трапезы носит волевой характер - смысл ее, прежде всего, в воздержании, ибо объесться можно и квашеной капустой, и кашами, а переедание, обжорство - отнюдь не постное гастрономическое поведение.

Чтобы переход к посту не был резким и обременительным настолько, что может привести к унынию и депрессии, переход к нему должен быть постепенным. Не стоит доводить себя до состояния, когда от чувства голода вы начнете есть поедом своих близких, друзей, коллег на работе. Нам не по силам мериться со святыми, которые могли вообще обходиться без пищи. Той связи с Божественной энергией, которой они были удостоены, мы, конечно, не имеем, поэтому легко себя угробить неразумным пощением, причем и духовно - тоже. Просто голодный человек становится гневливым, раздражительным. Всё должно быть по силам.

Что касается Нового года, который приходится на постный период, то привычка превращать новогоднее застолье в «праздник живота» не полезна ни для духа, ни для тела. Советуем перелистать многочисленные книги по еде в пост, которых сейчас немало в книжных киосках и на прилавках книжных магазинов. Там найдется множество постных и вкусных рецептов, о которых, опять же, стоит помнить одно - не переедать, не предаваться чрезмерному обжорству и пьянству: и то и другое противоречит принципам любого поста.

В Новый год, встречая его по светскому обычаю, хорошо вспомнить все, что он нам даровал, сказать «спасибо» тому, что даровал Бог, сделать выводы из полученных уроков, и наступление его встретить с чувствами Надежды, Веры, Любви к Тому, чьего Рождества мы ожидаем всего через неделю.

Рождественский пост и древние традиции

Кто не читал «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, не видел чудесного старого фильма, потерял немало. По поверьям, перед Рождеством нечисть выбирается наружу и начинает свои игрища. Церковь осуждает гадания, святочные традиции, но они накрепко засели в народном представлении, и лишиться этого трепетного периода, когда зажигаются перед зеркалами свечи, льется в воду воск, летят за ворота сапожки, попадая по головам незадачливых прохожих, трудно. Девушки, желая узнать имя суженого, подбегали к первому встречному, и.. помните, знаменитое пушкинское: «Как ваше имя? - смотрит он, и отвечает: «Агафон»… Эти традиции, так же, как и колядки, сохранились кое-где, но это те силы, с которыми лучше не заигрывать, а обратиться к событию, к которому мы стремимся эти сорок зимних дней…

Рождественская радость

На дворе - Рождественский пост. Зима, и мы идем за елочками, новогодними игрушками, выбираем подарки, ждем Санта-Клауса - за рубежом и Деда Мороза - у нас.

Но главное - нам стоит помнить, что все эти Рождественские сюрпризы, все наши искренние устремления доставить радость ближнему восходят к древнему пожеланию Льва Великого: в пост перед Рождеством оделить добром - духовным, душевным и материальными дарами всякого, кто рядом с нами. Пусть в Рождество никто не чувствует себя обделенным благами, которыми сполна награждает нас Господь, и, произнося слово «Спасибо!», будем помнить, что оно состоит из двух слов прекрасного пожелания: «Спаси БОГ!»