Китай в 20 30 годы века

1919 г. на Парижской мирной конференции великие державы признали право Японии на германские владения в китайской провинции Шаньдун, что вызвало взрыв патриотических антияпонских выступлений пекинских студентов и различных слоев населения Китая ("Движение 4 мая"). Это движение ознаменовал новый этап революционной борьбы против полуколониального строя в стране.

"Движение 4 мая" - массовые антияпонские выступления в Китае на протяжении мая - июня 1919 г. Известие о санкционировании Парижской мирной конференцией право Японии на германские владения в провинции Шаньдун вызвала стихийный взрыв возмущения в стране. Инициаторами выступлений стали пекинские студенты, которые 4 мая 1919 г. организовали митинг и демонстрацию под лозунгами непризнания Бер-сальского договора, аннулирования уступок Японии (ее "21 требования"), отставки правительства и тому подобное. Эти требования получили массовую поддержку: с 4 мая до 28 июня 1919 г. Китай был охвачен патриотическими антияпонськими выступлениями различных слоев городского населения. Китайское правительство заставил заявить об отказе подписать Версальский мирный договор и снять с должностей прояпонское настроенных чиновников. "Движение 4 мая" знаменовал начало нового этапа в революционном процессе в Китае.

Ведущую роль в борьбе за утверждение республиканского строя играла Национальная народная партия - Гоминьдан, которую возглавлял Сунь Ятсен. На юге Китая в Гуанчжоу был создан республиканское правительство во главе с Сунь Ятсеном. Пекинский правительство и иностранные государства его не признали и неоднократно пытались свергнуть. Но Киев оставался центром революционной борьбы. Республиканское правительство, возглавляемое Сунь Ятсеном до его смерти в 1925 г., стал оплотом освободительной борьбы китайского народа. Для создания Национально-революционной армии (НРА) Сунь Ятсен пригласил на помощь советских военных специалистов.

Гоминьдан (Национальная народная партия) - политическая партия в Китае, созданная Сунь Ятсеном в августе 1912 г. на основе Объединенного союза (Тунменхуей). В начале 1913 г. Гоминьдан получил большинство мест в постоянном парламенте, что привело к вооруженному противостоянию с правительством президента Юань Шикая и запрета деятельности Гоминьдана. В начале 20-х годов Гоминьдан продолжил борьбу, стремясь восстановление суверенитета Китая, свержение милитаристской власти, политического объединения страны под властью демократического национального правительства. На i конгрессе Гоминьдана в январе 1924" в котором приняли участие китайские коммунисты, была провозглашена политика единого фронта. После смерти Сунь Я вс ена (1926) началась перегруппировка сил в партии, в результате чего власть сосредоточилась в руках Чан Кайши. 31927 г. Гоминдан стал правящей партией в Китае, а в конце 1928 г. принял решение о завершении военного этапа революции и начало социально-экономических преобразований в стране. Процесс преобразований происходил в условиях вооруженного противостояния с Компартией Китая, которая стремилась к установлению революционной диктатуры. В результате победы китайских коммунистов в 1949г. гомон-дановке во главе с Чан Кайши эмигрировал на Тайвань. Осуществляемая Гоминданом в течение следующих десятилетий социально-экономическая политика превратила Тайвань в одну из самых развитых стран Азии.

Коммунистическая партия Китая (КПК), создана в 1921 г., вступила в Гоминьдан (сохранив организационную и политическую самостоятельность). На i съезде Гоминьдана в 1924 г. была провозглашена политика единого фронта национально-революционных сил. В течение 1924 - 1927 гг. Гоминьдан вместе с КПК вели национально-освободительную борьбу против продажных правительств Пекина и северных провинций, где многочисленные китайские генералы, опираясь на поддержку иностранных государств, воевавших между собой.

Общенациональный характер революция в Китае вступила в 1925 г. в связи с "Движением 30 мая" - массовыми выступлениями и забастовками в Шанхае, где английская полиция расстреляла демонстрацию. Основной задачей национальной революции были восстановление суверенитета Китая, свержение милитаристской власти и политическое объединение страны.

Гомінданівський правительство в Гуанчжоу, который возглавил Ван Цзінвей, объявил себя Национальным правительством Китайской республики и начал борьбу за объединение страны. НРА совершила поход в провинцию Гуандун и изгнала войска милитаристов за ее пределы.

После II съезда Гоминьдана в 1926 г. гомінданівський правительство возглавил генерал Чан Кайши; он стал и главнокомандующим НРА. 1926 г. гомінданівські войска, насчитывавшие до 100 тыс. бойцов, отправились в знаменитый Северный поход против милитаристских режимов. До конца года под контролем Национального правительства находилось 7 провинций с населением более 150 млн человек. Национальное правительство переехало в Ухань.

1927 г. в национально-революционном лагере произошел раскол; Чан Кайши разорвал союз с коммунистами и начал против них репрессии. Он перенес столицу в Нанкин и сформировал новое Национальное правительство. Постепенно власть Национального правительства Чан Кайши признали все политические силы страны, кроме коммунистов. КПК начала собственную революционную борьбу и организовал несколько восстаний, но все они были подавлены правительственными войсками.

Противостояние Гоминьдана и КПК, переросшее в гражданскую войну, стало следствием противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство лидеров Гоминьдана считали, что революция закончилась и настало время для реформ, которые модернизировали бы Китай. Компартия нацеливала китайский народ на продолжение революции, установления диктатуры пролетариата и крестьянства в форме советов, осуществление аграрной революции, национализацию предприятий, банков. В вооруженной борьбе с Гоминданом Компартия Китая опиралась на опорные революционные базы (советские районы) в сельских районах на юге и севере страны. КПК организовала напівпартизанську Красную армию, которая в 1933 г. насчитывала 300 тыс. бойцов. После длительных боев в 1930-1933 гг. Красная армия потерпела поражение и вынуждена была оставить почти все свои южные базы и отойти в северо-западные провинции до границ с СССР. С начала 1935 г. Компартию Китая возглавил Мао Цзэдун.

Мао Цзэдун (1893-1976) - китайский партийный, политический и государственный деятель. Один из основателей Компартии Китая, член ПолітбюроЦККПК (с 1933 г.), председатель ЦККПК(с 1943г.). У1949 - 1964рр, председатель Центрального народного правительственного совета КНР, в 1964 - 1969гг. председатель КНР. Опираясь на опыт и помощь СССР (до конца 50-х годов), способствовал установлению в Китае жесткого марксистско-социалистического режима. Будучи недовольным процессом десталіні-заціївСРСР и стремясь опередить СССР в построении коммунистического общества, инициировал авантюристический так называемый курс "трех красных знамен" ("генеральная линия" (к коммунизму), "большой скачок" и "народные коммуны"), который нанес значительный ущерб развитию Китая. Выступал за ускорение мировой революции, утверждая, что ради уничтожения капиталистической системы и победы коммунизма можно пожертвовать миллионами людей в ракетно-ядерной войне. Сосредоточив в своих руках безграничную власть, организовал "культурную революцию" (1966-1976), суть которой сводилась к расправе с оппозицией. Умер 9 сентября 1976г.

Во внутренней политике правительство Чан Кайши сделал ставку на укрепление государственного сектора экономики: было взято под контроль систему финансов страны, введено планирование экономического развития. Был принят ряд прогрессивных законов о труде, создана система профсоюзов, установлен минимальный уровень заработной платы.

Внешнеполитическое положение Китая значительно ухудшилось с началом японской вооруженной агрессии. 1931 г. Япония установила контроль в Маньчжурии, создав государство Маньчжоу-го, в которой находились японские войска.

1935 г. Чан Кайши начал переговоры с СССР об оказании военной и финансовой помощи в борьбе с японскими агрессорами. Советское правительство согласилось, но при условии, что войска Чан Кайши прекратят боевые действия против китайских коммунистов. Перед лицом военной угрозы со стороны Японии, которая начала в июле 1937 г. войну против Китая, Гоминдан и КПК создали единый антияпонсь-кий фронт. Красная армия была преобразована в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая.

ВВЕДЕНИЕ

Китайская Народная Республика (сокращенно - Китай) расположена в восточной части азиатского материка, на западном берегу Тихого океана. Площадь сухопутной территории - 9,6 млн. кв. км. По размерам сухопутной территории Китай уступает только России и Канаде. В меридиональном направлении территория Китая простирается на 5500 км от срединной линии русла реки Хэйлунцзян у г. Мохэ на севере до рифа Цзэнмуаньша в самой южной оконечности архипелага Нанынацюньдао на юге; а в широтном - на 5200 км от места слияния рек Хэйлунцзян и Усулицзян на востоке до Памирского нагорья на западе.

Протяженность сухопутной границы составляет 22 800 км. Китай граничит с КНДР на востоке, с Монголией - на севере, с Россией - на северо-востоке, с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном - на северо-западе, с Афганистаном, Пакистаном, Индией, Непалом, Сиккимом и Бутаном - на западе и юго-западе, с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом - на юге. На востоке и юго-востоке Китай имеет морские границы с Республикой Корея, Японией, Филиппинами, Брунеем, Малайзией и Индонезией.

Побережье континентальной части Китая омывается на востоке и юге водами Бохайскго, Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. На побережье расположено много удобных естественных гаваней и портовых городов. Среди них Шанхай с весьма развитыми промышленностью, торговлей, банковским делом и океанским судоходством является крупнейшим городом Китая, он также известен как крупный азиатский и мировой мегаполис.

Если окинуть взглядом территорию Китая сверху, она представляет собой как бы четырехступенчатые террасы, постепенно спускающиеся с запада на восток. Самым высоким является Цинхай-Тибегское нагорье, которое называют «крышей мира».

Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии.

После подавления восстания ихэтуаней количество подпольных революционных организаций продолжало расти, не прекращались и стихийные выступления крестьян. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в Союзную лигу (Тунмын хуэй), ядром которой явилось Общество возрождения Китая. Программой Союзной лиги стали три принципа, разработанные великим китайским революционером Сунь Ятсеном: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (осуществление уравнительного землепользования).

1906-1908 гг. были периодом революционного подъема в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. В революционное движение были вовлечены солдаты и офицеры новых, т. е. по-европейски обученных войск. Революция началась восстанием революционных солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г. Восстание быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в промышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства. Цины обратились за помощью к генералу Юань Шикаю, бывшему губернатору столичной провинции Чжили, беспринципному политикану и карьеристу, находившемуся в то время не у дел. Юань Шикай был назначен главнокомандующим всеми императорскими вооруженными силами, а в начале ноября стал премьер-министром императорского правительства.

В то же время на юге сформировалось временное революционное правительство, а в декабре 1911 г. на конференции представителей 17 революционных провинций временным президентом республики был избран вернувшийся в Китай из эмиграции Сунь Ятсен.

В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден уступить Юань Шикаю президентский пост.

10 марта 1912 г. собрание представителей провинций объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную конституцию республики, предложенную Сунь Ятсеном. Для полуфеодального Китая эта конституция была прогрессивным документом. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д. В качестве высшего органы законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената. Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.

На выборах в парламент в декабре 1912- феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром.

Для того чтобы свести на нет влияние парламента. Юань Шикай прибегнул к политическому террору. По его распоряжению за три недели до открытия парламента был убит Сун Цзяожэнь. Юань Шикай игнорировал мнение парламента по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В то же время он добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального предательства. Поэтому в мае 1913 г. Сунь Ятсен призвал народ и войска южных провинций свергнуть диктатуру Юань Шикая. Антиюаньшикайское восстание началось в том же году, но потерпело поражение. Сунь Ятсен снова был вынужден покинуть страну.

Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной власти. Путем угроз и подкупов.он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое "21 требование" Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание.

Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов-генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.

В Китае она отозвалась "движением 4 мая", положившим начало новому этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провинции Шаньдун.

В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на 1 съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта.

Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и "три народных принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал "народовластие всего народа, а не только меньшинства". В "принцип народного благосостояния кроме уравнивания прав на землю были включены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой 1 съездом.

В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей программой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена, все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального собрания.

Выдвигая идею "пятивластей", Сунь Ятсен выступил поборником принципа разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям он добавил экзаменационную и контрольную власти. Введение этих видов властей он не связывал только с китайской традицией – системой экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората. Он считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойственные избирательной системе" для отбора наиболее достойных кандидатов на государственные посты.

Между тем Китай оставался политически раздробленным, а большая часть его территории находилась под властью военщины. Центральным правительством Китая считалось пекинское, с которым поддерживали дипломатические отношения иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга) парламенты, осуществляли различные конституционные маневры (так, чжилийскал клика в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная конституция Китайской республики, отмененная уже в 1924 г., и т. п.).

- 855.00 Кб

Введение………………………………………………………… ………с. 3

Глава 1. СССР и Китай до установления между ними дипломатических отношений (1920-1923гг.)………………………………………… ……с. 5

Глава 2. Установление дипломатических отношений между

СССР и Китаем…………………………………………………………. с. 11

Глава 3. Ухудшение советско-китайских отношений (1925-1928 гг.).

Конфликт на КВЖД 1929 г. ……………………………………………с. 19

Глава 4. Внешнеполитические отношения СССР

с Китаем в 30-е гг. XX века…………………………………………….с. 26

4.1. Восстановление дипломатических отношений

между СССР и Китаем. Советско-китайский договор

о ненападении 1937 г. ………………………………………………….с. 26

4.2. Советская экономическая и военная

помощь Китаю в 1937 -1939 гг. ……………………………………...с.34

Заключение…………………………………………………… …………с.36

Приложения…………………………………………………… ………..с. 37

Литература…………………………………………………… …………с. 39

ВВЕДЕНИЕ.

Взаимоотношения России с Китаем – двух великих мировых держав – находятся под постоянным и непосредственным воздействием основных тенденций развития региональных и глобальных международных отношений. Китай и Россия имели (и имеют сейчас) самую протяженную пограничную линию, обе страны обладают опытом более чем 400-летнего периода добрососедства. В 20-30-е гг. модель российско-китайского взаимодействия являлась примером отношений двух разносистемных государств в экстремальных условиях революционных преобразований и в России, и в Китае. Оба государства решали свои политические программы развития, активно взаимодействуя друг с другом. Отношения двух государств определялись тенденциями развития их внутренней и внешней политики, взаимодействие которых приводило к сотрудничеству и противостоянию, периодам конфронтации и нормализации двусторонних связей. Все эти процессы откладывали свой отпечаток не только на специфику отношений двух держав, но и на соотношение мировых политических сил.

В настоящее время, время стратегического партнерства двух великих государств – России и Китая, ставшего важным фактором и элементом международной политической стабильности, историческое прошлое, накопленный позитивный опыт советско(российско)-китайского взаимодействия представляет большой научный и политический интерес, ибо он позволяет лучше понять настоящее, определить перспективы будущего.

В освещении и толковании событий истории советско-китайских отношений существовали и существуют проблемы, присущие международным отношениям в целом.

Цель данного исследования – рассмотрение процесса становления и развития внешнеполитических отношений между СССР и Китаем в 20-30-х гг. XX века.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

– раскрываются характер и особенности советско-китайских отношений на каждом из рассматриваемых этапов;

– описываются и охарактеризовываются договоры и соглашения, подписанные СССР и Китаем в 20-30-х гг. XX века;

– показывается влияние советско-китайских отношений на международную обстановку;

– выявляются факторы, влиявшие на эволюцию советско-китайских отношений в 20-30-е гг. XX века.

Проблемой советско-китайских отношений в рассматриваемый период занимались многие историки: Мировицкая Р.А., Хейфец А.Н., Дубинский А.М., Капица М.С., Сладковский М.И., Аблова Н. Е. и другие.

Так, работа Хейфеца А.Н. «Советская дипломатия и народы Востока, 1921–1927гг.» посвящена истории заключения первых договоров РСФСР со странами Азии в 1921-1927 гг., при этом дипломатическая подготовка советско-китайского соглашения 1924 г. и противодействие этому западных держав рассмотрены всесторонне. В работе Выгодского С.Ю. «Внешняя политика СССР, 1924-1929 гг.» подробно описаны внешнеполитические отношения СССР и Китая, отдельная глава посвящена конфликту на КВЖД 1929г.

Монография Дубинского А.М. «Советско-китайские отношения в период японо-китайской войны 1937–1945 гг.» освещает основные этапы советско-китайских отношений в годы японо-китайской войны 1937-1945 гг.
Cоветско-китайские отношения в 20-30-х гг. XX века подробно исследованы в монографии Капицы М.С. «Советско-китайские отношения».

Большое значение для изучения данной темы имеет монография Сладковского М.И. «История торгово-экономических отношений СССР с Китаем (1917 - 1974 гг.)». Работа написана на богатейшей документальной основе, с привлечением материалов советских архивов и китайских источников.

По-новому проанализированы советско-китайские отношения рассматриваемого периода в работе Рахманина О.Б. «К истории отношений России-СССР с Китаем в XX веке: обзор и анализ основных событий». Сложный период в советско-китайских отношениях представлен в работе Мировицкой Р.А. «Отношения СССР с Китаем в годы кризиса версальско-вашингтонской системы международных отношений (1931 - 1937гг)».

Среди белорусских историков изучением советско-китайских отношений занималась Аблова Н. Е.. В своей монографии «История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина ХХ века)» рассмотрена судьба КВЖД на разных этапах советско-китайских отношений.

Во всех работах представлены выдержки из официальных документов, периодических изданий, личных переписок. Отдельно документальный материал представлен в «Сборнике документов и материалов по истории СССР советского периода (1917-1958)».

В исследовании также использованы статьи Астафьева Г.В. «Интернациональная помощь СССР Китаю (1917-1945)», Дацышена В.Г. «Конфликт на КВЖД 1929 года», Песковой Г.Н. «Становление дипломатических отношений между Советской Россией и Китаем, 1917–1924гг.», Картуновой А.И. «Китайский вопрос в переписке Г.В. Чичерина и Л.М. Карахана, 1924–1926 гг.», Светачева М.И. и Щагина Э.М. «Участие Китая в империалистической интервенции на Советском Дальнем Востоке (1918-1922 гг.)», Чугунова А. «Агрессивные происки китайских милитаристов на Советской Дальневосточной границе и их пересечении (1930-1931)». В данных статьях в узком временном промежутке описаны советско-китайские отношения.

ГЛАВА 1. СССР и Китай до установления между ними дипломатических отношений (1920-1923гг.)

Провозглашенная советским правительством внешняя политика, основанная на принципах признания независимости и равноправия всех государств, получила свое конкретное выражение при установлении первых контактов Наркоминдела Советской России с посольством Китая в Петрограде. Китайскому поверенному в делах Лю Цзин-жэню уже в ноябре - декабре 1917 г. были высказаны предложения об аннулировании неравноправных договоров, заключенных царской Россией с Китаем в эпоху империализма, - русско-китайского договора 1896 г., Пекинского протокола 1901 г. и всех соглашений царского правительства с Японией в отношении Китая. Советской стороной было предложено начать переговоры о заключении нового договора на принципах полного равенства, уважения государственного суверенитета и независимости договаривающихся государств .

В мае 1920 г. в Кульдже состоялась встреча между делегацией РСФСР, которую возглавлял уполномоченный Отдела внешних сношений П. Е. Марев, и представителями Китайской республики во главе с илийским даоинем и дипломатическим чиновником Сюй Го-чжэнем. 27 мая ими был подписан протокол, определявший условия торговых отношений между Советской Россией и Китаем на туркестано-синьцзянской границе, а также возвращения русских беженцев и казаков. Согласно этому документу, «для решения дипломатических и торговых вопросов» в Кульдже учреждалось «агентство Советской власти» (п. 1), а в Верном (Алма-Ата) - агентство илийских властей (п. 2). Протоколом предусматривалось, что «всякие споры-тяжбы» по торговым делам будут разбираться «судебными установлениями того государства, где они возникли» (п. 5), т. е. на условиях полного признания законодательства и суверенности обеих договаривающихся стран .

Илийский протокол, несмотря на территориальную ограниченность его применения, имел важное политико-правовое значение для стран Востока, прежде всего для Китая, как первое соглашение, заключенное в новейшее время, отвергнувшее право экстерриториальности иностранцев на его территории. Он заложил прочную основу для торговых отношений РСФСР с удаленной от промышленных центров Китая провинции Синьцзян и явился в то же время примером для установления общегосударственных отношений между Китаем и РСФСР .

Начало отношениям Советской России и Китайской республики было положено в ходе визита китайской военно-дипломатической миссии под руководством генерала Чжан Сы-линя, прибывшей в Москву 5 сентября 1920 г. - с целью «ведения переговоров от имени Правительства Китайской Республики» . В июне 1920 г. министерству иностранных дел ДВР стало известно о прибытии на территорию Забайкалья миссии китайского генерала Чжан Сы-лина, испрашивавшего разрешения проследовать в Верхнеудинск и далее в Москву. Хотя никаких предварительных уведомлений от пекинских властей о посылке данной миссии не поступало, она была принята в Верхнеудинске.

Получив сообщение о миссии Чжан Сы-лина и не имея о ней никакого официального уведомления, правительство РСФСР было вынуждено обратиться в Пекин за разъяснением ее характера и задач. 8 июля 1920 г. Г. В. Чичерин направил министру иностранных дел Китая Лу Чжэн-сяну ноту, в которой говорилось: «Нами получено телеграфное сообщение генерала Чжан Сы-лина, именующего себя Главой Китайской дипломатической миссии, о предстоящем прибытии его с миссией в Москву для переговоров о возобновлении дипломатических и торговых сношений с Советским Правительством. Имею честь просить Вас, господин министр иностранных дел, официально подтвердить нам, действительно ли вышеуказанная Миссия во главе с генералом Чжаном действует от имени Пекинского Правительства и снабжена ли она на этот предмет надлежащими полномочиями. В утвердительном случае мы будем счастливы принять ее и в свою очередь послать соответствующую Миссию в Пекин» .

Не получив в течение почти двух месяцев ответа на свой вопрос, НКИД РСФСР дал согласие на приезд миссии Чжан Сы-лина в Москву, куда она прибыла 5 сентября 1920 г. генерал отрекомендовался как глава военно-дипломатической миссии Китайской республики и в таком качестве с первых дней своего прибытия обращался в НКИД как по экономическим вопросам, так и по вопросам создания дипломатических представительств в Советской России.

На этом основании 27 сентября 1920 г. заместитель Народного комиссара иностранных дел Л. М. Карахан передал ему «Обращение правительства РСФСР к правительству Китайской республики» . В этом документе, приветствуя прибытие в Москву военно-дипломатической миссии во главе с Чжан Сы-лином, Советское правительство выдвигало проект соглашения. В нем объявлялись не имеющими силы все договоры царской России с Китаем, упомянутые в обращении правительства РСФСР от 25 июля 1919 г. Кроме того, в соглашение предлагалось включить следующие пункты:

«Правительства обеих Республик принимают все необходимые меры для немедленного установления регулярных торговых экономических сношений. В дальнейшем об этом заключается особый договор, с соблюдением принципа наибольшего благоприятствования для обеих договаривающихся сторон.

Китайское Правительство обязуется:

1) Не оказывать никакой поддержки отдельным лицам, группам или организациям русских контрреволюционеров, не допускать их деятельности на своей территории.

2) Разоружить, интернировать и выдать Правительству РСФСР все находящиеся на территории Китая отряды и организации, ведущие борьбу против РСФСР или союзных с ней государств, а также передать Правительству РСФСР все их вооружение, припасы и имущество.

Такие же обязательства берет на себя правительство РСФСР по отношению к лицам или организациям, ведущим мятежную борьбу против Китайской Республики.

Все граждане России, проживающие в Китае, подчиняются всем законам и установлениям, действующим на территории страны, и никакими правами экстерриториальности не пользуются. Китайские граждане, проживающие в России, подчиняются всем законам и установлениям, действующим на территории РСФСР.

Правительство Китайской Республики обязуется: немедленно по подписании настоящего договора прекратить сношения с лицами, присваивающими себе звания дипломатических и консульских представителей Российского государства, не имеющих полномочий от Правительства РСФСР, и удалить таковых лиц за пределы Китая. Возвратить Российскому государству в лице Правительства РСФСР принадлежащие России на территории Китая посольские и консульские дома и прочее посольское и консульское имущество и архивы.

Глава 2. Установление дипломатических отношений между
СССР и Китаем………………………………………………………….с. 11
Глава 3. Ухудшение советско-китайских отношений (1925-1928 гг.).
Конфликт на КВЖД 1929 г. ……………………………………………с. 19
Глава 4. Внешнеполитические отношения СССР
с Китаем в 30-е гг. XX века…………………………………………….с. 26
4.1. Восстановление дипломатических отношений
между СССР и Китаем. Советско-китайский договор
о ненападении 1937 г. ………………………………………………….с. 26
4.2. Советская экономическая и военная
помощь Китаю в 1937 -1939 гг. ……………………………………...с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Приложения……………………………………………………………..с. 37
Литература………………………………………………………………с. 39

Статья посвящена теме военной помощи СССР Китаю а также усилиям СССР по стабилизации политической обстановки в Китае, воевавшем с Японией.

к.и.н Р. А. Мировицкая. Советский Союз и Китайская Республика. 1930-е годы, проблемы внутриполитической стабильности в Китае

В книгах и статьях, посвященных истории международных отношений на Дальнем Востоке в 1930-х годах, в центре внимания отечественных авторов - материалы о советской военной, военно-технической, дипломатической помощи Китаю в войне с Японией. Действительно, военная поддержка была велика. По данным посла Китайской Республики (КР) в СССР Ян Цзэ, 80% военно-технической помощи Китаю (1959 г.) направлял СССР, 20% - США и страны Европы. Но советская поддержка Китая не ограничивалась поставками оружия.

В войне, разворачивавшейся на китайском пространстве, внешнеполитическая деятельность советского государства являлась важнейшим фактором, направленным на формирование в Китае обстановки политической стабильности, на оказание поддержки тем силам, которые выступали за создание единого фронта двух основных политических партий - ГМД и КПК в войне с Японией, за сохранение в составе КР Синьцзяна - провинции, пограничной Советскому Союзу. Западные державы к процессу сохранения в Китае единого фронта присоединились позже, после самороспуска Коминтерна (1943).

Правительства всех стран имели и имеют свои программы решения важнейших задач современности. В Китае 1930-х годов эти задачи могли быть решены в значительной степени при поддержке России. Документы и материалы поданной теме опубликованы в томах III и IV издания «Русско-китайские отношения в XX в.» (2000 и 2010 гг.). Опубликованные документальные издания представляют интерес не только для российских специалистов, но и для наших коллег в других странах.

Итак, проблемы формирования политической стабильности в Китае. После вторжения в 1930-х годах в Маньчжурию и создания на китайской территории государства Маньчжоу-Го, Япония стремилась распространить свое влияние на Запад страны - провинции Жэхэ, Чахар, Суйюань, Синьцзян. Руководство СССР, задолго до широкомасштабного нападения Японии на Китай приняло ряд принципиальных политических решений по китайской проблеме на случай японо-китайской или японо-советской войны (в Москве не исключался данный вариант). Советские внешнеполитические инициативы исходили из необходимости поддержать китайское государство в формировании обстановки внутриполитической стабильности. Только на этом пути Китай, так считали в Москве, мог обеспечить будущее своей страны. Во-первых, речь шла об оказании содействия двум крупнейшим политическим партиям Китая (правящей партии Гоминьдан и китайской оппозиции - китайской коммунистической партии) 1 , прекращении междоусобной борьбы и объединении усилий в борьбе с японской агрессией. Во-вторых - вопрос о сохранении в составе КР Синьцзяна.

Синьцзянская проблема. В июле-августе 1933 г. вопрос о Синьцзяне в советско-китайских отношениях обсуждался в ПБ ЦК ВКП(б), с привлечением приглашенных советских консульских работников, работавших в Синьцзяне.

Напомним, в 1929 г. после известного конфликта на КВЖД правительство КР (Нанкинское правительство) направило в Синьцзян телеграмму с указанием отозвать из Синьцзяна пять китайских консульств на территории Средней Азии и Казахстана. Советское правительство и власти Синьцзяна проигнорировали данное распоряжение, консульства продолжали функционировать на территории этой китайской провинции 2 .

С 1933 г. Синьцзяном управлял генерал-губернатор Шэн Шицай, проводивший курс на сближение с СССР. СССР в 1930-е годы предоставил провинции значительную финансово-экономическую и военную помощь, на ее территории действовали 8 советских консульств, сотни советских советников и специалистов. Неоднократно в провинцию направлялись части Красной Армии, помогавшие местным властям подавлять мятежи. Руководители советского правительства неоднократно подчеркивали, что рассматривают провинцию как неотъемлемую часть Китая.

Главной геополитической задачей советской политики в Синьцзяне было не допустить возможность создания на территории провинции второй Маньчжоу-Го.

В августе 1933 г., задолго до начала войны, на специальном заседании ПБ ЦК ВКП(б) обсуждался вопрос о Синьцзяне. Единогласно (но после обстоятельного обсуждения) было принято постановление о работе в Синьцзяне, первым пунктом которого было: «Считать неприемлемым поддерживать лозунги и политику отделения Синьцзяна от Китая». Одновременно было принято постановление ПБ ЦК ВКП(б) о развитии экономических, торговых и других связей СССР с Синьцзяном. В развитие директив ПБ заместитель наркома по иностранным делам Г.Я. Сокольников сообщил полпреду СССР в Китае Д.В. Богомолову о приоритетах внешней политики СССР: «Мы будем проводить твердую линию на сохранение суверенитета Китая в Синьцзяне и ни в коем случае не будем поддерживать какие-либо сепаратистские движения в Китае».

Далее подчеркивалось: «Наши экономические интересы в Синьцзяне очень значительны (Синьцзян занимал 3-е место в торговле СССР на Востоке, после Монголии и Персии), что соответствует экономическим интересам самого Синьцзяна, для которого СССР в силу его географического положения при данном развитии путей сообщения - почти единственный рынок сбыта продукции провинции».

Немаловажное значение для развития советско-китайских отношений в Синьцзяне имели контакты руководителей СССР - И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, В.М. Молотова с генерал-губернатором Синьцзяна Шэн Шицаем в 1934-1938 гг. 5 Советские инициативы отвечали государственным интересам и СССР, и КР.

Важнейшей задачей политики СССР в Синьцзяне, как отмечалось, было сохранение провинции в составе Китая. Оказывая значительное влияние в 1930-е годы на внутриполитическую ситуацию в Синьцзяне, СССР не предпринимал попытки его «советизации» 6 . Советское руководство продолжало подчеркивать, что рассматривает провинцию как неотъемлемую часть китайского государства. Чан Кайши в общем одобрял стратегию СССР на взаимодействие с Китаем, хотя Правительство КР, в том числе и Чан Кайши, было обеспокоено весьма активной хозяйственной деятельностью СССР в Синьцзяне, что на определенном этапе не мешало значительному улучшению советско-китайских отношений (в обстановке нарастания угрозы советскому государству и Китаю со стороны Японии и общим курсом СССР на помощь китайскому государству в сохранении обстановки внутриполитической стабильности в стране). Одним из важнейших результатов советско-китайского сотрудничества на синьцзянском направлении было совместное строительство шоссейной дороги от советской границы до Ланьчжоу. Именно поданному пути с осени 1937 г. доставлялась в Китай советская военно-техническая помощь. Синьцзян, как известно, стал важным направлением, по которому направлялась в Китай советская помощь в годы начала широкомасштабной японо-китайской войны.

Следует отметить, что после начала советско-германской войны и временных неудач советской армии на советско-германском фронте последовало обострение отношений синьцзянских провинциальных властей с СССР. Чан Кайши в беседе с послом СССР в Китае А.С. Панюшкиным 9 июня 1942 г. счел нужным заметить ему, что «по делам Синьцзяна Советскому правительству следует обращаться непосредственно к центральному правительству Китая, а не к провинциальному правительству Синьцзяна» 7 . Чан Кайши вернулся к данной теме в беседе с советским лослом 16 июля 1942 г. (состоявшейся по инициативе А.С. Панюшкина). Чан Кайши сообщил послу, что очень надеется на то, что советское правительство будет в дальнейшем обращаться по всем вопросам Синьцзяна непосредственно к центральному правительству Китая, а не к провинциальным властям, во избежание повторения всевозможных недоразумений 8 .

Напомним, первые решения в Москве о военных поставках Китаю были приняты и реализованы до подписания советско- китайского договора (1937 г.). Далее СССР предоставил Китаю льготные кредиты, и в счет кредитов в Китай направлялись оружие и различная военная техника для вооружения 20 китайских Дивизий. Военные грузы до советско-китайской границы направлялись по советским железным дорогам и далее автотранспортом (напомним, по специально сооруженной в короткие сроки шоссейной дороге через Синьцзян). Только за период с октября 1937 г. Ло середины февраля 1939 г. под перевозку грузов для Китая было занято более 5640 товарных вагонов, а на автомобильном тракте через Синьцзян - более 5200 советских грузовых автомашин. Свыше 4000 советских специалистов (автотехников, шоферов, автодорожников, специалистов других специальностей) обеспечивали военные поставки Китаю и т.д.

Синьцзян на определенном этапе стал также центром сборки советской боевой техники, направлявшейся по маршруту Алма-Ата - Урумчи - Хами. Напомним, с сентября 1937 г. по июнь 1941 г. в Китай было направлено более 1235 самолетов, 1600 орудий и других видов ВВТ. С конца 1937 г. в районе станции Домна (Забайкалье) начал формироваться скоростной бомбардировочный авиационный полк, вооруженный средними бомбардировщиками «СБ». Перед отправлением в Китай летчики, радисты, стрелки и др. проходили предполетную подготовку. Танковые части направлялись через Монголию в Ланьчжоу (Алма-Ата, Урумчи, Ланьчжоу). В Ланьчжоу была организована служба ПВО для прикрытия столицы пров. Ганьсу от налетов японской авиации.

Главным фактором, под воздействием которого складывались и развивались советско-китайские отношения с 1937 г., была война, развязанная Японией против Китая. Советский Союз оказывал помощь китайскому государству не только из чувства дружбы к китайскому народу и солидарности с ним, но и потому, что милитаристская Япония угрожала безопасности СССР, советскому Дальнему Востоку. Одним из факторов (были и другие), затруднявших реализацию плана нападения Японии на СССР, была японо-китайская война (так считали в Москве). Поэтому Советский Союз был заинтересован в укреплении обороноспособности КР. Не вступая в войну с Японией, СССР принял, таким образом, участие в создании в Китае условий для отражения японской угрозы.

Другим важным фактором, оказывавшим влияние на политическую атмосферу в Китае в 1930-е годы, были отношения по поводу единого фронта ГМД-КПК.

Политика СССР в Китае формировалась с учетом жизненных интересов СССР и КР, которые были заинтересованы в победе КР в антияпонской войне. Поэтому СССР был заинтересован в создании единого фронта ГМД-КПК. Советско-китайское сотрудничество в тот период носило характер стратегического партнерства, отвечало национальным интересам Китая - спасению китайской национальной государственности. Проблемы, связанные с единым фронтом в Китае, были в центре внимания советского руководства в течение всего периода войны.

Нельзя отрицать того, что существование КПК, располагавшей собственными вооруженными силами, было полезно для развития советско-китайских отношений, так как являлось определенным противовесом тем силам в ГМД, которые были склонны к сговору с Японией, и служило противодействием усилению США в Китае в годы войны. Вместе с тем советское руководство ориентировало КПК на сотрудничество с ГМД в борьбе за национальную независимость китайского государства. Однако руководство КПК продолжало рассчитывать, что оно может, не ожидая завершения японо-китайской войны, активизировать борьбу за захват власти на текущем этапе войны.

К началу 1939 г. в Китай было направлено до 5000 советских военных специалистов, инструкторов и летчиков-добровольцев. Так, для планирования военных операций отправилась специальная группа военных советников, к концу 1939 г. она насчитывала 75 человек. Среди них были такие известные советские военачальники, как В.И. Чуйков, П.С. Рыбалко, А.И. Черепанов и многие другие. Многие советские воины погибли в боях с японскими захватчиками.

Активная помощь СССР Китаю вызвала обострение советско-японских отношений. События на Хасане (1938 г), а затем на Халхин-Голе (1939 г.) были звеньями в этом процессе. Одновременно успехи советской армии на Хасане и Халхин-Голе явились поддержкой китайскому народу в его борьбе против Японии.

Власти Китая отдавали себе отчет в значимости для их страны советской помощи. 27 марта 1940 г. Чан Кайши направил И.В. Сталину письмо, в котором сообщал о назначении в Москву нового посла - Шао Лицзы - и выражал благодарность СССР за сочувствие и помощь китайскому народу. В первой половине года Официальные лица Китайской Республики неоднократно направляли руководителям СССР послания, в которых благодарили за помощь и высказывали надежду на ее продолжение. 16 октября 1940 г. в письме Чан Кайши И.В. Сталин писал, что в сложной и противоречивой международной обстановке главной задачей ^ итая является сохранение и укрепление китайской национальной армии: «Национальная китайская армия есть носитель судьбы, свободы и независимости Китая. Если Ваша армия будет сильна, Китай будет неуязвим» 9 .

В 1940-1941 гг. среди тем, обсуждавшихся официальными представителями Китайской Республики и Советского Союза, одной из наиболее приоритетных была тема единого национального фронта в Китае. В это время Китай оказался на пороге возобновления гражданской войны между правительственными войсками и армией КПК. В рамках обсуждения данного вопроса были показательны беседы советского полпреда в Китае А.С. Панюшкина с руководством КПК 15 января 1941 г. и посла КР в Москве Шао Лицзы с С.А. Лозовским 29 января 1941 г. 10

Поводом к обострению отношений между двумя партиями стали события, происшедшие в южной части пров. Аньхой.

19 октября 1940 г. китайское командование направило приказ войскам 8-й и Новой 4-й армиям (соединения КПК), официально влившимся в Национально-революционную армию Китайской Республики, в соответствии с договоренностью, достигнутой в июле 1940 г., в течение месяца перебазироваться на северный берег Хуанхэ. Руководство компартии выразило несогласие с приказом, в том числе и потому, что войска коммунистов были укомплектованы местными жителями, неохотно покидавшими родные места. Тем не менее командование коммунистических армий отдало своим войскам приказ о перебазировании; на прежнем месте дислокации остались лишь штабная команда Новой 4-й армии, примерно 4 тыс. бойцов и около 3 тыс. курсантов, медперсонала, членов семей командиров и т.д.

6 января 1941 г. части коммунистов были внезапно были атакованы гоминдановскими войсками, погибло около 7 тыс. человек. Командующий Новой 4-й армией Е Тин был взят в плен и содержался в заточении до 1946 г.

Обе конфликтующие стороны показали свою заинтересованность в контактах с советским руководством, чтобы довести до советского руководства собственные версии событий и обсудить пути выхода из кризиса.

15 января 1941 г. состоялась беседа советского полпреда в Китае А.С. Панюшкина и главного военного советника В.И. Чуйкова с представителями руководства КП К Чжоу Эньлаем и Е Цзянь- ином о вооруженном конфликте между войсками компартии и Гоминьдана 11 . Полпред и В.И. Чуйков связали кризис в едином фронте с новой расстановкой сил в международных отношениях. В.И. Чуйков подчеркнул, что Чан Кайши, видимо, понял, что ни СССР, ни Англия, ни США не будут в значительных объемах оказывать вооруженную помощь Китаю в войне с Японией, и решился на обострение отношений с КПК, дабы в дальнейшем получить возможность маневра в зависимости от позиции держав.

Китайские коммунисты интересовались мнением советской стороны: не начать ли им гражданскую войну, выступив против Гоминьдана? На это полпред заявил: «Я считаю, что основным противником КПК в настоящее время остается по-прежнему Япония. Если КПК начнет активные вооруженные действия против Гоминьдана, то это будет лишь способствовать расширению гражданской войны в Китае, что не в интересах войны сопротивления. Нужно во что бы это ни стало сохранить сотрудничество. Однако это не значит, что Вы должны дать себя в обиду. Вы уже начали, как вы говорите, политическое наступление против Гоминьдана. Вам, следовательно, необходимо продолжить его с тем, чтобы, с одной стороны, реабилитировать себя и показать широким народным массам подлинного виновника событий в южной части Аньхой. А с другой стороны, в Вашей политике не следует ссылаться на Чан Кайши как на организатора событий».

20 января 1941 г. посол Китайской Республики в Моекве Шао Лицзы получил телеграмму Чан Кайши с изложением его версии причин конфликта между войсками Гоминьдана и КПК. В телеграмме предлагалось сообщить ее содержание советскому правительству, если оно проявит к тому интерес 12 . Чан Кайши было важно уяснить, готов ли СССР в этой ситуации продолжать помощь Китаю. Шао Лицзы, получив депешу, запросил правительство, должен ли он по собственной инициативе информировать советское правительство о случившемся. 25 января Чан Кайши встретился с советским полпредом и заверил его, что речь не идет общеполитическом мероприятии или смене внутриполитического курса. Разоружение частей Новой 4-й армии, заверил он полпреда, является лишь вопросом военной дисциплины.

Следующая встреча официальных лиц СССР и Китая по Данной проблеме состоялась 29 января 13 . Шао Лицзы на приеме у замнаркоминдела С.А. Лозовского повторил слова Чан Кайши о том, что речь не идет о смене курса. Шао Лицзы заявил С.А. Лозовскому о своей надежде, что «советское правительство, став на позицию друга, будет выяснять интересующие его вопросы и помогать в укреплении единого фронта в Китае». Тем самым китайское правительство фактически предложило СССР принять участие в урегулировании конфликта. С.А. Лозовский уточнил: правильно ли он понял, «что посол выразил пожелание, чтобы советское правительство говорило бы по вопросам внутренней политики Китая, не стесняясь». Посол ответил утвердительно. 30 января советник китайского посольства Лю Цзэжун в беседе с заведующим 1-м Дальневосточным отделом НКИД Г.Ф. Резановым проинформировал последнего, что получил телеграмму из Китая о совещании, в котором приняли участие члены правительства и руководство Гоминьдана. На совещании Чан Кайши подтвердил, что речь идет о чисто военной акции и конфликт между войсками Гоминьдана и КПК не вносит изменения в контакты с дружественными странами. 2 февраля 1941 г. Чан Кайши направил письмо И.В. Сталину с благодарностью за помощь Китаю в войне сопротивления.

Понятно, что перспектива развертывания в Китае гражданского конфликта ни коей мере не устраивала Москву. 4 февраля 194i г. генеральный секретарь Исполкома Коминтерна Г. Димитров телеграфировал в Яньань, в штаб-квартиру КПК: «Мы считаем, что разрыв не является неизбежным, наоборот, опираясь на массы, которые стоят за сохранение единого фронта, надо сделать все зависящее от компартии и от наших военных, чтобы избежать развертывания междоусобной войны. Просим пересмотреть Вашу позицию по этому вопросу и сообщить нам свои соображения и предложения. Димитров» 14 .

В период обострения отношений между двумя крупнейшими политическими силами Китая советские военные советники, находившиеся на фронтах в зонах соприкосновения частей Гоминьдана и КПК, следуя указаниям из Москвы, должны были не допускать разгрома частей коммунистов, даже если те выступали зачинщиками столкновений. В связи с такой пристрастной позицией советников гоминдановское правительство приняло решение вывести их из зон соприкосновения частей Гоминьдана и КПК и использовать главным образом на работе в военных учебных заведениях. Советское правительство не согласилось с этим. Позиция руководства СССР сыграла важную роль в предотвращении распада единого фронта в Китае. В итоге контактов и переговоров конфликтующих сторон при посредничестве советской стороны была подтверждена необходимость продолжить борьбу с Японией. Весной 1941 г. состоялась встреча Чжоу Эньлая и Чан Кайши. Стороны подтвердили решимость сохранить единый фронт.

В связи с январскими 1941 г. событиями в южном Аньхое представляет интерес и позиция США. Согласно сообщению Шао Лицзы, Соединенные Штаты, не ожидая информации от китайской гоминдановской стороны, достаточно четко выразили негативное отношение к курсу на разжигание гражданской войны в Китае. Весной 1941 г. Китай посетил представитель президента Рузвельта, Кэрри, целью миссии которого было выяснение, насколько решительно Китай намерен продолжать борьбу с Японией, способен ли он вести войну и каковы его нужды. Шао Лицзы подчеркнул, что США планируют свою политику в Китае, исходя из того, что гражданская война в стране не возобновится. Великобритания также выступила против развязывания гражданской войны в Китае.

25 марта 1941 г. состоялся 8-й пленум ЦИК Гоминьдана 5-го созыва. Чан Кайши занял примирительную позицию в отношении КПК. К тому времени он получил подтверждение, что ни СССР, ни США, ни Англия не заинтересованы во внутренних распрях в Китае. К тому же в конце 1940 г. в Китай прибыла значительная партия советского вооружения, включая 150 самолетов. Некоторое смягчение внутриполитического климата в Китае к лету 1941 г. означало, что единый фронт сохранен и война с Японией будет продолжена.
2 февраля 1941 г. Чан Кайши в письме И.В. Сталину писал о своей уверенности в том, что «наша страна, в течение 3,5 лет ведущая войну против Японии, до настоящего времени сохранила свою силу... В этом деле помощь, оказанная СССР, действительно является огромной».

22 июня 1941 г. открыло новую эпоху в международных отношениях. Германия вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. 21 июля Чан Кайши направил И. В. Сталину телеграмму от имени армии и народа Китая с пожеланиями полной победы 15 .

В 1941-1943 гг. советско-китайские отношения несколько охладились, что было связано с сокращением советской военно- технической помощи Китаю и торговли с ним. Советский Союз из-за тяжелого положения на советско-германском фронте не в состоянии был поддерживать прежний уровень военных поставок Китайской Республике. В середине 1943 г. руководство СССР в одностороннем порядке приняло решение отозвать своих военных советников из Китая, мотивируя этот шаг потребностью фронта в военных специалистах. Однако СССР сохранил влияние на ситуацию в Китае, что, в частности, позволило ему параллельно с американской дипломатией принять меры к недопущению войны между Гоминьданом и КПК в 1943 г., а по мере кардинальных изменений ситуации на советско-германском фронте процесс нормализации отношений с Китайской Республикой возобновился.

Задача советской внешней политики в Китае в преддверии Второй мировой войны и на ее начальном этапе заключалась в обеспечении условий для успешного отражения Китайской Республикой японской агрессии. Даже не воюя с Японией непосредственно, СССР оставался фактическим союзником Китая. Хотя между СССР и Китаем время от времени возникали разногласия, в целом их отношения носили конструктивный характер.

Завершая экскурс в историю советско-китайских отношений времен Второй мировой войны, необходимо подчеркнуть, что современное российско-китайское стратегическое взаимодействие успешно осуществляется не только с учетом текущих реалий и потребностей. Позитивный опыт плодотворного межгосударственного сотрудничества, особенно тот, что был накоплен в кризисные и для Китая, и для нашей страны годы, поможет избежать многих подводных камней в развитии российско-китайского партнерства.

1 Сидоров Ю.А. в труде «История международных отношений. 1918-1939 гг.» (М., 2006. С. 205) особо отмечает роль Г. Димитрова, генерального секретаря Исполкома Коминтерна, в вопросах заключения тактических союзов между коммунистами и другими левыми силами. Автор пишет, что в ходе встреч Г. Димитрова со Сталиным он убеждал Сталина в первоочередной задаче создания широкой политической коалиции в целях борьбы против фашизма, в защиту мира, сохранения демократических свобод.

2 См.: Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999. С. 212. Следует отметить, что Синьцзян был в сфере интересов России с 1920-х годов. Так, Председатель РВС (Революционного военного совета), нарком по военным и морским делам М.В.Фрунзе писал в служебной записке к наркому по иностранным делам Г.В. Чичерину об особой важности развития работы в Синьцзяне (АВП РФ. Ф. 04. Оп. 22. П. 171. Д. 51501. Л. 90).
3 См.: Российско-китайские отношения (далее - РКО) в XX в. Т. III. См. так
же текст Директив (Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 4. С. 106-107). (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 502. Л. 1-7).
4 Там же. В п. 9 Директив подчеркивалось: «предложить заинтересованным ведомствам (РВСР, ОГПУ, НКИД) уделить особое внимание наблюдению и изучению планов англичан и японцев в части Синьцзяна».
5 См.: РКО в XX в. Т. III; Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 4. С. 106-113.
6 См.: РКО в XX в. Т. IV. Кн. 1. Д. 516, 517, 518.
7 См. РКО вXX в. Т. IV. Кн. 1. Д. 517, 518.
8 Там же. Л. 704.
9 См.: РКО в XX в. Т. IV. Кн. 1. Д. 430, 432, 433.
10 См.: СССР и страны Востока накануне и в годы Второй мировой войны. М., 2010. С. 167-168.
11 РКО в XX в. Т. IV. Д. 469, 626.
12 Там же. Д. 470.
13 Там же. Д. 631.
14 Цит. по: Коминтерн и II мировая война. Ч. 1. М., 1994. С. 500-501.
15 РКО в XX в. Т. IV Д. 482.

1919 г на. Парижской мирной конференции великие державы признали право. Японии на германские владения в китайской провинции. Шаньдун, что вызвало взрыв патриотических антияпонских выступлений пекинских студий энтов и различных слоев населения. Китая ("Движение 4 мая"). Это движение ознаменовал новый этап революционной борьбы против полуколониального строя у странаду в країні.

"Движение 4 мая"- массовые антияпонские выступления в. Китае на протяжении мая - июня 1919. Весть о санкционировании. Парижской мирной конференцией права. Японии на германские владения в провинции. Шаньдун просмотр звала стихийный взрыв возмущения в стране. Инициаторами выступлений стали пекинские студенты, которые 4 мая 1919 организовали митинг и демонстрацию под лозунгами непризнания. Бер-Сальского договора, анулюва ния уступок. Японии (ее"21 требования"), отставки правительства и т.д.. Эти требования получили массовую поддержку: с 4 мая по 28 июня 1919. Китай был охвачен патриотическими антияпонской выступлениями различных слоев м. ИСК населения. Китайское правительство заставил заявить об отказе подписать. Версальский мирный договор и снять с должностей прояпонской настроенных чиновников"Движение 4 мая"знаменовал начало нового этапа в революционном процессе в. Китаеетапу в революційному процесі в. Китаї.

Ведущую роль в борьбе за утверждение республиканского строя играла. Национальная народная партия -. Гоминьдан, которую возглавлял. Сунь. Ятсен. На юге. Китая в. Гуанчжоу был создан республиканское правительство д во главе с. Сунь. Ятсеном. Пекинский правительство и иностранные государства его не признали и неоднократно пытались свергнуть. Но. Гуанчжоу оставался центром революционной борьбы. Республиканское правительство, возглавляемое. С унь. Ятсеном до его смерти в 1925 г, стал оплотом освободительной борьбы китайского народа. Для создания. Национально-революционной армии (НРА). Сунь. Ятсен пригласил на помощь советских военных специа листелістів.

Гоминьдан (Национальная народная партия) - политическая партия в. Китае, создана. Сунь. Ятсеном в августе 1912 г на основе. Объединенного союза (Тунмэнхуэй). В начале 1913 г. Гоминьдан получил большинство мест в по остийному парламенте, что привело к вооруженному противостоянию с правительством президента. Юань. Шикая и запрета деятельности. Гоминьдана. В начале 20-х годов. Гоминьдан продолжил борьбу, стремясь восстановления сувер енитету. Китая, свержение милитаристской власти, политического объединения страны под властью демократического национального правительства. На I конгрессе. Гоминьдана в январе 1924"в котором приняли участие китайские коммуне сти, была провозглашена политика единого фронта. После смерти. Сунь. Я тс иена (1926) началось перегруппировка сил в партии, в результате чего власть сосредоточилась в руках. Чан. Кайши 31927 р. Гоминьдан стал правящей й партией в. Китае, а в конце 1928 г принял решение о завершении военного этапа революции и начало социально-экономических преобразований в стране. Процесс преобразований происходил в условиях вооруженного пр отистояння с. Компартией. Китая, стремившейся установления революционной диктатуры результате победы китайских коммунистов в 1949 шум-данивци во главе с. Чан. Кайши эмигрировали на. Тайвань. Осуществляемая. Г оминданом течение следующих десятилетий социально-экономическая политика превратила. Тайвань на одну из самых развитых стран. Азинутіших країн. Азії.

Коммунистическая партия. Китая (КПК), создана в 1921 г, вступила в. Гоминьдан (сохранив организационную и политическую самостоятельность). На I съезде. Гоминьдана в 1924 г было провозглашена политика единого фронта нацио онлаин-революционных сил течение 1924 - 1927 гг. Гоминьдан вместе с. КПК вели национально-освободительную борьбу против продажных правительств. Пекина и северных провинций, где многочисленные китайские генералы, опираясь ь на поддержку иностранных государств, воевали между собособою.

Общенациональный характер революция в. Китае получила 1925 в связи с"Движением 30 мая"- массовыми выступлениями и забастовками в. Шанхае, где английская полиция расстреляла демонстрацию. Основной задачей м национальной революции были восстановление суверенитета. Китая, свержение милитаристской власти и политическое объединение страннання країни.

гоминдановского правительства в. Гуанчжоу, который возглавил. Ван. Цзинвэй, объявил себя. Национальным правительством. Китайской республики и начал борьбу за объединение страны. НРА совершила поход в провинцию. Гуандун и выгнали а войска милитаристов ее границі.

После II съезда. Гоминьдана в 1926 г гоминдановский правительство возглавил генерал. Чан. Кайши, он стал и главнокомандующим. НРА 1926 г гоминдановских войска, насчитывавшие до 100 тыс. бойцов, отправились в знаменитый тий. Северный поход против милитаристских режимов. До конца года под контролем. Национального правительства находилось 7 провинций с населением свыше 150 млн человек. Национальный правительство переехало в. Ухань. Ухань.

1927 г в национально-революционном лагере произошел раскол;. Чан. Кайши разорвал союз с коммунистами и начал против них репрессии. Он перенес столицу в. Нанкин и сформировал новый. Национальный правительство постепенно во власть. Национального правительства. Чан. Кайши признали все политические силы страны кроме коммунистов. КПК начала собственную революционную борьбу и организовала несколько восстаний, но все они были подавлены правительственными е йськамками.

Противостояние. Гоминьдана и. КПК, переросшее в гражданскую войну, стало следствием противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан. Кайши и большинство лидеров. Гоминьдана считали, что револю юция закончилась и настало время для реформ, которые модернизировали бы. Китай. Компартия нацеливала китайский народ на продолжение революции, установление диктатуры пролетариата и крестьянства в форме советов, осуществления ния аграрной революции, национализации предприятий, банков. В вооруженной борьбе с. Гоминданом. Компартия. Китая опиралась на опорные революционные базы (советские районы) в сельских районах на юге и петухов чи страны. КПК организовала полупартизанские. Красную армию, которая в 1933 г насчитывала 300 тыс бойцов. После длительных боев в 1930-1933 гг. Красная армия потерпела поражение и вынуждена была оставить почти все св й южные базы и отойти в северо-западные провинции к границе с. СССР. С начала 1935 г. Компартию. Китая возглавил. Мао. ЦзедуМао. Цзедун.

Мао. Цзэдун (1893-1976) - китайский партийный, политический и государственный деятель. Один из основателей. Компартии. Китая, член. ПолитбюроЦККПК (с 1933 г), председатель. ЦККПК (с 1943г). У1949-1964рр, председатель. Центральной народной правительственного совета. КНР, в 1964 - 1969гг председатель. КНР. Опираясь на опыт и помощь. СССР (до конца 50-х годов), способствовал установлению в. Китае жесткого марксистско-социалистического режима. Будучи недовольно волен процессом десталини-зациивСРСР и стремясь опередить. СССР в построении коммунистического общества, инициировал авантюристический так называемый курс"трех красных знамен"("генеральная линия"(до коммуне зму),"большой скачок"и"народные коммуны"), который нанес значительный ущерб развитию. Китая. Выступал за ускорение мировой революции, утверждая, что для уничтожения капиталистической системы и победы к омунизму можно пожертвовать миллионами людей в ракетно-ядерной войне. Сосредоточив в своих руках безграничную власть, организовал"культурную революцию"(1966-1976), суть которой сводилась к расправе с оппозицией ю. Умер 9 сентября 1976кої зводилася до розправи з опозицією.. Помер 9 вересня 1976р.

Во внутренней политике правительство. Чан. Кайши сделал ставку на укрепление государственного сектора экономики: был взят под контроль систему финансов страны, введен планирования экономического развития. Было приня ято ряд прогрессивных законов о труде, создана система профсоюзов, установлен минимальный уровень заработной плати.

Внешнеполитическое положение. Китая значительно ухудшилось с началом японской вооруженной агрессии 1931 г. Япония установила контроль в. Маньчжурии, создав государство. Маньчжоу-го, в которой находились японские е ийськка.

1935 г. Чан. Кайши начал переговоры с. СССР о военной и финансовой помощи в борьбе с японскими агрессорами. Советское правительство согласилось, но при условии, что войска. Чан. Кайши прекратят боевые и действия против китайских коммунистов. Перед лицом военной угрозы со стороны. Японии, которая начала в июле 1937 г войну против. Китая,. Гоминьдан и. КПК создали единый антияпонсь-кий. Красная армия была пере творимая в 8-ю армию. Национально-революционной армии. КитайКитаю.