Картотека дидактических игр ознакомлению окружающим. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)

Собери растение

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал . Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения

1. Педагог:

— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

—Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.

4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.

6. В конце игры подводится итог.

Дом для поросенка

Цель. Дать первоначальные сведения о процессе постройки дома (выбор места, подготовка к строительству, заготовка стройматериалов и т.д.). Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение слушать товарища, считаться с его мнением, помогать.

Материал. Сказка С. Михалкова «Три поросенка», карточки с изображением героев сказки, большая картина леса, «стройматериалы» (нарисованные и вырезанные из бумаги камни, солома, ветки), контуры домов, на которые будут наклеиваться «стройматериалы», клей- карандаш.

Задание . Построить дом каждому поросенку, рассказать о процессе строительства.

Правила

1. Принимать участие в игре могут 3 — 6 человек.

2. Работать по командам дружно, те, кто мешает продуктивной деятельности команды, приносит своей команде отрицательный балл.

3. Если команда самостоятельно, без напоминания педагога украсила свою постройку, территорию около нее, то ей даются дополнительные баллы.

4. Выигрывает та команда, у которой нет отрицательных баллов, которая справилась с заданием (аккуратно и красиво построила дом и смогла рассказать о процессе строительства).

Алгоритм проведения

1. Дети делятся на три команды по 2—3 человека.

2. Каждая команда выбирает одного из трех поросят: Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа или Наф-Нафа. Того, кому они хотели бы помочь построить дом.

3. Дети в командах советуются, где лучше расположить дом своего героя, планируют совместную деятельность.

4. Происходит процесс строительства.

Чудо-цветок

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае —о растении).

Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: на одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой — карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

Задания

1. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.

2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

Правила

1. Количество играющих не более 5 человек.

2. Играть по очереди.

3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

— Все мы любим цветы —и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

— Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.

3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

4. В конце игры подводится итог.

Приготовь зайку и белочку к зиме

Цель . Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления. Формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для зверей. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к объектам природы.

Материал . Две картины, изображающие один и тот же лес в осенний и зимний период; набор зайчиков и белочек, которым предстоит смастерить одежду на зиму; заготовки одежды (шаблоны).

Задания

1. Выбрать, кому из зверей хотел бы смастерить одежду.

2. Подобрать нужную одежду и одеть зверька в зимний наряд.

3. Поместить его в лес.

Правила

1. Количество играющих 3—4 человека.

2. Играть вместе, не мешать друг другу.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу по теме.

— Дикие животные, которые живут в лесу, и домашние животные, которые живут рядом с человеком, к приходу зимы заменяют свои легкие летние наряды на зимние. Как вы думаете, почему? (Чтобы не замерзнуть в холодную зиму.)

— Вы знаете, сегодня к нам в детский сад прискакали зайчики и белочки. (Показ.)

—Они просят, чтобы вы им подготовили одежду на зиму. Давайте, исполним эту просьбу.

2. Каждому ребенку педагог дает зайчика или белочку, заготовки одежды (шаблоны).

3. Когда дети выполнят все задания и поместят зверей в зимний лес, воспитатель задает им два вопроса:

— Как вы думаете, в таком наряде нашего зайку (белочку) заметит волк, лиса или охотник?

— Что может случиться, если зайку (белочку) заметят?

4. При ответе на эти вопросы ребенок, который выбрал одежду для зайки или белочки ярких цветов (желтого, красного и т.п.), понимает свою ошибку. Ему предоставляется возможность ее исправить.

5. В конце игры подводится итог.

Строитель

Цель . Закреплять знания детей о профессии строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах. Закреплять знания о процессе постройки дома. Закреплять знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т.д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксом -щик-, -чик- (каменщик, водопроводчик, крановщик и т.д.)

Материал. Картины, изображающие блоки, панели домов; картины с изображением машин, помогающих при строительстве домов; фла- нелеграф; отличительные карточки.

Задания

1. Отобрать механизмы и материалы из большого количества предложенных для постройки дома.

2. Установить последовательность постройки дома.

3. «Построить» на фланелеграфе макет дома с учетом всех особенностей строительства.

Правила

1. Количество играющих 4—5 человек.

2. За правильные ответы дети получают отличительную карточку.

3. Выигрывают те дети, которые активно вместе «строили» дом и имеют отличительные карточки.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

— Сегодня мы будем строителями. Будем строить дом. Из чего его можно построить? (Дети высказываются.)

— Кто строит дома? Как вы думаете, какие машины нам помогут?

2. Дети выбирают из предложенных машин (трактор, легковая машина, бульдозер, подъемный кран, автобус, грузовик и т.д.) нужные. Определяют последовательность строительства.

3. Педагог спрашивает у детей:

—Что нужно сделать перед началом строительства дома? (Расчистить площадку.)

— А потом? (Дети отвечают.)

4. Дети выполняют игровые действия. На фланелеграфе внизу установлена полоска коричневой бумаги, изображающая землю. Дети выбирают машины, необходимые для строительства. Бульдозер «едет» по этой полоске, разравнивает землю, подготавливает площадку для строительства, экскаватор «выкапывает котлован» (середина коричневой бумаги вынимается и вставляется черная полоска, символизирующая закладку фундамента). Устанавливается кран. Начинается монтаж «этажей», то есть установка блоков, панелей. Далее дети «устанавливают крышу». После завершения «строительства» идут «отделочные работы». Детям предоставляется возможность благоустроить площадку около дома («посадить» рядом с ним деревья, кустарники, цветы и т.д.).

5. В конце игры подводится итог.

Александра Куянова
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)

«Назови насекомое»

(средняя, старшая )

Дидактическая задача

Игровые правила

Игровое действие : отгадывание.

Ход игры

(пчела) .

(стрекоза) .

(кузнечик) .

«Путаница»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок) . Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.

Словарь : герань, хлорофитум, стебель, кактус.

Игровое правило : не ошибиться в выборе.

Игровое действие : поиск частей и складывание целой картинки.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы :

Расположи растение правильно.

Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?

Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.

Итог игры : Выигрывает тот , кто раньше других сложил цветок.

«Все по домам»

(старшая )

Дидактическая задача : Найти целое по его части. Развивать внимание, быстроту реакции.

Игровое правило : Действовать после сигнала.

Игровое действие : поиски «своего» дома по определенному признаку.

Словарь : вяз, калина, глядичия, чинара, акация, пышная, могучий, стройная.

Ход игры : Воспитатель раздает детям карточки с изображением листьев деревьев.

Говорит : «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваша палатка. Мы гуляем, но вдруг пошел дождь. Все по домам! Дети по сигналу бегут к своему домику. Становятся рядом с тем деревом, от которого лист.

Итог игры : кто быстрее найдет дерево по листу, тот и победил.

«Летает, прыгает, плавает…»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых, животных, птиц. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать целеустремленность и выдержку.

Материал : карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

Игровое правило : отвечать после того, как получишь камешек.

Игровые действия : передача камешка.

Ход игры : Воспитатель выставляет карточку с изображением, например, насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят : «Летает, порхает, трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры . Затем выставляется следующая картинка – кузнечик…

Итог игры : Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка) .

«Ищи и найдешь»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.

Игровое правило : Отвечать друг за другом.

Игровое действие : описание карточки, соотнесение ее к определенному времени года.

Словарь : снежная, ветреная, дождливая, пасмурная, солнечная, осенняя, летняя, зимняя, весенняя.

Ход игры : Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки.

Итог игры : Кто заработал большее количество фишек, тот и победил.

«Опиши, я отгадаю!»

(старшая )

Дидактическая задача : Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь : черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило : нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия : загадывание загадок.

Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

Итог игры : за правильное и точное описание дети получают фишки и считаются победителями.

«Вершки и корешки»

(старшая )

Дидактическая задача : Закреплять знание детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь : вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан, редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

Игровые правила : искать свой корешок или вершок можно только по сигналу.

Игровые действия : поиск своей пары.

Ход игры : Воспитатель делит детей на две группы . Одной из них отдает вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

Итог игры : Побеждает та пара, которая быстрей найдет друг друга.

Магазин «Цветы»

(старшая )

Дидактическая задача : Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид. Развивать память, быстроту мышления, речь.

Словарь : одуванчик, львиный зев, роза, гвоздика, тюльпан, луговое, полевое, комнатное, садовое.

Игровые правила : Покупатель должен описать, не называя растения, которое хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Игровые действия : поиск нужной карточки.

Ход игры : Дети исполняют роли продавца и покупателя. Чтобы купить надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором стоит, затем он выдает покупку.

Итог игры : Если ребенок дал точное описание растению, то он получает фишку.

«Найди дерево по описанию»

(старшая )

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве. Учить описывать деревья : форму листьев, расположение кроны и ветвей, окрас и размер ствола. Развивать умение детей загадывать друг другу загадки о деревьях, описывать признаки дерева не называя его.

Словарь : ель, акация, чинара, тополь, береза, дуб, гледичия, клен, рябина, сосна.

Игровое правило : внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки с изображением дерева.

Игровые действия : загадывать загадки.

Ход игры : Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с понравившемся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место, продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.

Итог игры : За правильную отгадку ребенок получает фишку. У кого к концу игры наберется большее количество фишек, тот считается победителем.

«Садовник»

(старшая )

Дидактическая задача : определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов. Развивать связную речь. Развивать слуховое внимание.

Словарь : вкусное, сладкое, спелое, стебель, лепестки, наливное, вытянутая.

Игровое правило : карточку берет тот ребенок, которого назвал воспитатель.

Игровое действие : описание предмета.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола , на котором разложены карточки рисунком вниз. Один ребенок садовник. С лейкой он обходит детей и говорит : «У меня большой сад. Пойди, Аня, что-нибудь сорви» . Аня выбирает себе картинку. Рассматривает ее и затем описывает то, что на ней изображено, но не называет. Дети отгадывают.

Итог игры : Тот, кто отгадал становится садовником.

«Что сначала? Что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений в природе. Развивать внимание, быстроту мышления.

Словарь : копают, поливают, ухаживают, собирают, очищают.

Игровые правила : Начинать по команде ведущего.

Игровые действия : раскладывать картинки по порядку или по заданию воспитателя.

Ход игры : Воспитатель рассматривает картинки вместе с детьми. Предлагает разложить их в определенном порядке, в соответствии с временами года. Вызывает двух детей и по сигналу они раскладывают картинки. Остальные следят за правильностью выполнения задания.

Итог игры : Тот, кто выполнит задание правильно и быстро – побеждает.

«Знаешь ли ты, как растет картофель?»

(старшая )

Дидактическая задача : Познакомить детей с посадкой , выращиванием, сбором картофеля. Познакомить с историей происхождения. Учить раскладывать карточки в последовательности развития клубней картофеля в земле. Развивать мышление, зрительную память.

Словарь : картофель, клубни, сорт, крахмал, сажать, корни, ростки, цветет, урожай, варить, жарить, поливать, пропалывать, взрыхлять, окучивать.

Игровые правила : внимательно слушать рассказ воспитателя, раскладывать карточки в правильной последовательности, помогать затрудняющимся товарищам.

Игровые действия : раскладывание карточек.

Ход игры : Воспитатель рассказывает детям историю происхождения картофеля.

«Ещё две тысячи лет назад жители «Южной Америки в предгорьях Перу выращивали картофель. В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы. Кавалеры дарили цветы картофеля знатным дамам, которые прикалывали их к своим бальным платьям. Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде. В наше время картофель сажают и выкапывают при помощи машин. Эти же машины сортируют его. Отдельные сорта картофеля идут на приготовление крахмала, из которого мы потом варим кисели и соусы».

После этого рассказа, воспитатель знакомит детей с этапами развития картофеля (показывает картинки) . Затем смешивает картинки на столе и предлагает детям выставить цепочку на доске, объясняя выбор карточки.

Итог игры

«Узнай и назови»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять детей в названиях животных, быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь, зрительное восприятие.

Словарь : дикие животные, животные жарких стран, сходство, различие.

Игровые правила

Игровые действия : поиск одинаковых картинок.

Ход игры : Воспитатель дает группе детей задание , найти среди карточек лежащих на столе определенное животное. Ответить на вопросы : «Кто это? Где живет? Чем питается?»

Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишки.

«Цветочный магазин»

(старшая )

Дидактическая задача : Совершенствовать умения описывать комнатные растения, находить их существенные признаки, узнавать растение по описанию. Развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления. Закрепить знания о правилах поведения в магазине.

Словарь : резные, полосатые, разноцветные, яркие, душистые, ароматные, гроздья, лепестки, цветущие.

Игровые правила : Продавец продает цветок, если о нем хорошо рассказал покупатель.

Игровые действия : Считалочкой выбирают продавца; описание растения, отгадывание.

Ход игры : Воспитатель говорит, что открылся новый магазин. Сколько здесь много цветов. Что их купить, нужно выполнить одно условие : не называть цветок, а описывать его. По описанию, продавец догадывается, какой цветок вы хотите купить и продает его вам. Продавец выбирается считалкой.

Итог игры : Побеждает тот, кто купил больше цветов.

«Отгадай, о ком расскажу»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.

Игровые правила : Не мешать отгадчику самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.

Игровые действия : отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.

Ход игры : Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.

«Узнай рыбку по хвосту»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей узнавать рыб по хвосту. Развивать способность удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее. Самостоятельно выделять назначение частей тела и определять их словом. Развивать речь, внимание, слуховой анализатор. Воспитывать заботливое отношение к обитателям природного уголка.

Игровые правила : вертушка передается участникам игры по очереди . Дружно произносить слова помогая стрелке выбрать карточку. Тому, кто вращает стрелку нужно остановить ее по сигналу «Стоп!» .

Игровые действия : Произнесение слов, вращение стрелки.

Ход игры : На столе выкладываются карточки, воспитатель говорит о том, что рыбки спрятались лишь хвосты. Нужно узнать и назвать рыбку, чей хвост покажет стрелка. Выбранный ребенок вращает стрелку, все вместе хором говорят : «Стрелка, стрелка, покружись . Всем карточкам покажись. И какая тебе милей, укажи нам поскорей. Стоп!» Ту карточку, на которую укажет стрелка, дети откладывают и отгадывают.

Итог игры : За правильный ответ дети получают фишки.

«Кто живет в аквариуме?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.

Игровое правило : внимательно слушать товарищей, не подсказывать.

Игровое действие : составление описательного рассказа о рыбке.

Ход игры : Воспитатель загадывает загадку : «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.

Итог игры : За правильно угаданную рыбку ребенок получает фишку.

«С чьей ветки детка»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить внешний вид комнатных растений. Учить узнавать растение по его листьям, цветам. Развивать внимательность, зрительные анализаторы. Воспитывать усидчивость.

Словарь : круглые, овальные, вытянутые, гладкие, шероховатые, резные.

Игровые правила : высказывать свои отгадки может только тот, кого назвал ведущий. Подсказывать друг другу не разрешается.

Игровые действия : ответы детей.

Ход игры : Воспитатель вместе с детьми рассматривает комнатные растения, называет их. Затем достает карточки с изображением листьев комнатных растений. Предлагает узнать, с какого комнатного растения этот лист или цветок.

Итог игры : тот, кто правильно назвал растение, получает фишку.

«Что растет в аквариуме?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать водоросли, находить их существенные признаки, узнавать водоросли по описанию. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Воспитывать умение радоваться успехам товарища.

Словарь : ричия, валиснерия, роголистник, людвигия болотная, ряска, кабомба,

плоская, пушистая, игольчатая, длинные, узкие, вьющиеся, кудрявая.

Игровые правила : дать точное подробное описание водорослям, внимательно слушать.

Игровое действие : описание водорослей, отгадывание.

Ход игры : Воспитатель выставляет карточки с изображением водорослей. Говорит о том, что эти растения растут в воде, в аквариуме. Дает описание одному из них, предлагает найти его изображение и назвать.

Итог игры : Правильно ответивший получает фишку

«Узнай животное по описанию»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания о животных содержащихся в уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание, слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Словарь : пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.

Игровые правила : Соблюдать полную тишину, запрещается называть предмет и подсказывать товарищу.

Игровые действия : Описание животного, отгадывание.

Ход игры : Один из детей выбранных воспитателем описывает животное уголка природы (внешний вид, среда обитания, питание) Остальные отгадывают.

Итог игры : Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его изображением.

«Что где растет?»

(старшая )

Дидактическая задача : Упражнять в классификации растений по месту их произрастания. На основе развития представлений детей о деффиринцированных условиях произрастания развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез) . Воспитывать дружеские отношения в игре, радоваться успехам товарищей.

Словарь : полевой, садовый, комнатное растение, луговой.

Игровые правила : брать по одной карточке слева на право.

Игровые действия : брать карточку, называть изображенное растение, среда обитания.

Ход игры : Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением растений обратной стороной. Ребенок подходит, берет одну карточку по очереди и называет, что на ней изображено, где растет тот или иной цветок.

Итог игры : За правильный ответ получает фишку.

«Узнай животное по его части» .

(старшая )

Дидактическая задача : закрепить знания детей о животных уголка природы. Воспитывать умение сравнивать части тела. Определять, кому они принадлежат, опираясь на характерные особенности строения. Развивать зрительные анализаторы, мышление, сообразительность. Воспитывать доброе отношение к животным.

Игровое правило : брать по одной карточке, называть животное четко, громко.

Игровые действия : отгадывание животных.

Ход игры : на столе воспитатель выкладывает карточки обратной стороной. Вызванный ребенок подходит и берет карточку, рассматривает ее и называет животное, чья часть тела изображена на ней.

Итог игры : за правильный ответ ребенок получает фишку.

«Назови насекомое»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила : отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие : отгадывание.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела) .

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза) .

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик) .

«Загадай загадку, а мы отгадаем!»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей описывать насекомых по их характерным признакам, узнавать по описанию. Формировать наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания. Воспитывать умение соблюдать определенные правила, учить контролировать свое поведение.

Игровые правила : внимательно слушать товарищей.

Игровые действия : загадывание загадки, имитация движений.

Ход игры : «Давайте представим, что мы находимся с вами на поляне, а вы все насекомые. Задумайте, каким насекомым вы будете, но не говорите вслух. Тот, кого вызовет воспитатель, рассказывает о насекомом, которое задумал, не называя его. Остальные должны угадать, кем он является. Если ответ правильный, дети имитируют движения отгаданного насекомого.

Итог игры : Ребенок, удачно загадавший загадку, получает фишку с изображением этого насекомого.

«Что сначала? Что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Учить детей понимать последовательность сюжета, причинно- следственные связи. Развивать мыслительные операции, воображение, наблюдательность, связную речь, самоконтроль. Воспитывать интерес к природе.

Словарь : дружба, подружиться, навсегда, крошечный.

Игровое правило : слушать воспитателя.

Игровые действия : Разместить картинки по порядку.

Ход игры : Воспитатель хаотично раскладывает перед детьми серию картин и читает стихотворение : «Малыши»

Один небольшой мышонок,

И маленький лягушонок,

И крошечный кукушонок,

Пока не встречались нигде.

Поскольку в норке мышонок,

Возле реки лягушонок,

И высоко кукушонок

Сидит у себя в гнезде.

Но выйдет гулять мышонок,

Припрыгает лягушонок,

И крошечный кукушонок

Спустится к ним из гнезда.

И с этой поры мышонок,

И маленький лягушонок,

И крошечный кукушонок

Подружатся на всегда.

Детям предлагается разместить картинки по порядку, объясняя свои действия.

Итог игры : Активные дети поощряются воспитателем.

«Когда это бывает?»

(старшая )

Дидактическая задача : Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.

Словарь : цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.

Игровое действие : слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое правило : не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос : «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».

Итог игры : За правильный и полный ответ дети получают фишку.

«Что раньше, что потом?»

(старшая )

Дидактическая задача : Уточнить и уяснить последовательность развития отдельных растений, а также последовательность сезонов. Развивать логическое мышление, быстроту реакции. Воспитывать умение соблюдать правила игры .

Словарь : зернышко, луковица, могучий, усатый, горький, желудь, золотистый.

Игровые правила : действовать по сигналу воспитателя.

Игровые действия : раскладывание карточек.

Ход игры : воспитатель выкладывает карточки на столе, предлагает детям посмотреть их. По сигналу, карточки выкладывают в определенной последовательности. Объяснить, почему выложили именно так, связывая это со временем года.

Итог игры : кто первым выполнил задание, считается победителем.

Людмила Миничева
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие по городу»

Дидактическая задача. Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Игровые правила. Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игровые действия. Поиск картинок. Действия по сигналу.

Ход игры. Воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одних изображены жители города (школьники, мама с детьми, бабушка с корзинкой, студенты и т. д.); на других - труд людей (строителей, почтальонов, водителей, маляров и т. д.); транспорт (трамвай, автобус, троллейбус, велосипед, мотоцикл); здания и украшения города (почта, магазин - посудный, книжный, продовольственный, фонтан, сквер, скульптура).

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.

При помощи, считалочки дети делятся на четыре группы по два-три человека. Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшениями.

По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдают за ними.

Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой). Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и быстро

поставили свои картинки. Игра повторяется, при этом необходимо заменить некоторые картинки.

«Чья одежда?»

Дидактическая задача. Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить по рабочей одежде отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика и др.

Игровые правила. По рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям. За правильный ответ игрок получает фишку.

Игровые действия. Одевание кукол в рабочую одежду.

Ход игры. Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки:

Посмотрите, дети (на картинке летчик гражданского аэрофлота, можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?

Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает стихотворения из книги «Кто как одет».

Рабочий работает быстро и ловко.

Рабочая форма зовется спецовкой.

Для каждой работы одежда своя -

Об этом расскажет вам книжка моя.

Воспитатель показывает картинки, где изображены модели одежды людей разных профессий, а дети узнают: шахтер, строитель, врач, почтальон, водолаз, летчик, электросварщик и др.

Затем воспитатель предлагает одеть кукол в одежду, заранее сшитую и приготовленную для этой игры. Все куклы потом используются в самостоятельных творческих играх. Воспитатель советует детям, как можно с ними поиграть (в зависимости от полученных впечатлений и знаний о разных профессиях).

«Кому что нужно?»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Игровые правила и игровые действия. Те же, что и в предыдущей игре.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?». И говорит:

В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит воспитатель.

Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет,- говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих.

Воспитательница,- отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

«Похож – не похож»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровые действия. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, чем они похожи.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

Чем похожи ложечка и самосвал? - недоумевают дети и смеются. - Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Дети играя, постепенно учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром «В прошлое куклы» (старшая группа) Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления с историей возникновения куклы. Интеграция образовательных.

Окружающий нас мир полон чудес. В нем столько неизвестного, удивительного. Перед нами стоит цель – развить интерес детей к тому, что нас.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима» (подготовительная группа) Окружающий мир. Подготовительная группа. Тема. Зима. Цель. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как лесные звери готовятся к зиме» (старшая группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Как лесные звери готовятся к зиме». Программное содержание.

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Тема: «Почему наступает зима»? Старшая группа работающая по адаптированной.

«Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Прилетели птицы».

Цель: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

А мухи это кто? (насекомые)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

«Что это такое?»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

«Я знаю».

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный и

нтерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Картотека игр по ознакомлению с окружающим для детей 3 7 лет Подготовил воспитатель детского сада «Ягодка» Малышева Е.Б.

2 «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях. Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под сосной. Ведущий задает 1- й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). «Наши друзья» Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма. Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного. Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным. «Где растет?» Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам. Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда победительница. Игра продолжается с другими командами. «Цветочный магазин» Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду. Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные. Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий взрослый.а за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

3 «Почтальон принес посылку» Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию. Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки. Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки. «Съедобное не съедобное» Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. Материал: Мяч. Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным) «Чудесный мешочек» Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам. «Что сначала, что потом?» Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение). Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

4 «Какое насекомое, назови?» Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых. Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки. «Вершки корешки» Цель: Учить детей составлять целое из частей. Дидактический материал: два обруча, картинки овощей. Методика проведения: Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три свою пару найди!» «Угадай, что в руке» Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь. Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь. Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю. Примечание. Игра рекомендуется для детей 3 4 лет «Угадай, что съел» Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие. Угадывание на вкус. Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это. Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения. Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе». После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

5 «Найди, о чем расскажу» Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков. Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов. Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию. «Опиши, я отгадаю» Дидактическая задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Правила. Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны. Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д. Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки. «Чего не стало!» Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля). Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя. Оборудование. На стол ставят 2 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения. Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом. Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3 4 лет. «Найди листок, какой покажу» Дидактическая задач а. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Бег детей с определенными листочками. Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель. Ход и гр ы. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой- либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.

6 «Когда это бывает?» Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года. Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. «Звери, птицы, рыбы» Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. Дидактический материал: Мяч. Методика проведения: Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя). Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы». «Сложи животное» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам. Дидактический материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах). Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. «Четвертый лишний» Цель: Закреплять знания детей о насекомых. Дидактический материал: Нет. Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: 1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.


КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

«Что изменилось» Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Поиск похожего предмета. Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИ Для детей 3-5 лет Для ознакомления детей с овощами и фруктами. Составила: воспитатель Гбдоу 51 Козырькова В.И. 2015г 1.Найди, что покажу Дидактическая задача. Найти предмет

Картотека дидактических игр по экологии в средней группе Подготовила: Чирикова Светлана Игоревна Сентябрь. «Что где растёт?» Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

Вo второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, иcпользуя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

Консультация для родителей: «Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями» Составители: воспитатели подготовительной «Б» группы: Спиридонова С.А. Лукьянова Е.Ю. 1.Кто

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем

Дидактические игры по развитию временных представлений у дошкольников Игра «Назови пропущенное слово» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Дети образуют полукруг.

Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы. Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения

Беги в дом, какой назову Цель: Найти дерево по описанию. Игровое правило: Около одного и того же дерева долго стоять нельзя. Описание: Игру проводят по типу «ловишки». Кого-либо из детей назначают ловишкой,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 23

Экологические игры для детей дошкольников в детском саду «Что было бы, если из леса исчезли» Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 «Родничок» Бугульминского муниципального района Картотека дидактических игр по экологии Март Когда это

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Рыбинский профессионально-педагогический колледж группы детей дошкольного возраста Картотека игр по теме «Огород»

Наблюдения за комнатными растениями 1 Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку,

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Краснова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 72», г. Чебоксары. Игры на классификацию по математическому развитию в детском саду В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе

1. Этап. 2.Этап. 3.Этап. Цель. Задания Учить детей направленные Цель. Учить на детей Занятия образовывать посвященные формы глагола в настоящем времени (рисует, совершенствование работе с картинками Занятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Снеговичок» Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста Подготовила

Игра «Большой маленький» Цели: формирование понятия о величине: большой, маленький. Развитие и совершенствование внимания ребенка (различие и тождество однотипных предметов по величине). Пополнение пассивного

Приложение 3 Картотека дидактических игр по экологии в средней группе Март Когда это бывает (загадки) Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам. Какая сегодня погода (сюжетные картинки) Цель:

Консультация для родителей «Играем везде» Игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников способ познания окружающего. Действительно, в игре ребенок развивается

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 6 ЛЕТ Приложение 3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» 2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?» 3. «МОЁ ОБЛАКО». 4. «НАСЕКОМЫЕ». 5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». 6. «ДА ИЛИ НЕТ». 7. «ЦВЕТЫ». 8. «РАССКАЖИ

Картотека дидактических игр и упражнений «Основы первоначальной грамоты» Разновозрастная старшая подготовительная к школе группа 2015 год «Магазин» Цель: Продолжать развивать умение определять первый звук

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад 462" городского округа Самара (МБДОУ "Детский сад 462" г.о. Самара) РОССИЯ, 443098, г. САМАРА, ул. ЧЕРЕМШАНСКАЯ,

Воспитатели Сычева И.Н. На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Картотека игр с признаками с использованием дидактического пособия «Уголок признаков» Выполнила: Попова Г.А. воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад 8 «Солнышко» г. Ханты-Мансийск «Скатай ленту» Цель. Учить

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста 1 Тема: «Ребенок на улицах города» О чем говорит светофор Цель: закреплять знания о значении цветов светофора

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

«Спортивный инвентарь» Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ Разновозрастная Старшая подготовительная к школе группа 2015 год Съедобное несъедобное. Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы:

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи (младший дошкольный возраст) Воспитатель: Иваненко О.В. Игра «Звуковые дорожки» (закрепление правильного произношения звуков) Цель: уточнить

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы по теме: «Природа-волшебница», проведенной воспитателем МДОБУ центра развития ребенка детского

МБДОУ 21 «СВЕТЛЯЧОК» Конспект итогового занятия в средней группе Путешествие в страну знаний Подготовила воспитатель средней группы Вагапова У.В. Конспект итогового занятия в средней группе Задачи: - Уметь

"Грамматика - логика языка" К. Д. Ушинский В сборнике подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения по формированию грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи: на развитие

Игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных

Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. 1 Игры, развивающие логическое мышление. 1.Классификация. "Чудесный мешочек". В мешочке

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Осипова Татьяна Леонидовна Город Петропавловск ГККП «Ясли сад «Ақ бота» Воспитатель Конспект организованной учебной деятельности Возрастная группа: средняя группа Образовательная область: «Познание» Ознакомление