Какие особенности применения имеет естественный эксперимент. Естественный эксперимент (психология). г) личностное воздействие исследователя

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. natural experiment) - особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» - итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М. Я. Басов и В. А. Артемов («Естественный эксперимент». - М., 1927).

Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Е. э. - сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов Е. э. - психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Смотреть больше слов в «

1. Теоретическим методом научно-педагогического исследования

является:

а) беседа;

б) классификация;

в) интервью;

г) моделирование ;

е) сравнительно-исторический анализ;

ж) наблюдение;

з) педагогическийэксперимент;

и) анализ литературы;

к) тестирование.

2. К эмпирическим методам исследования в педагогике относятся:

а) наблюдение, беседа, изучение передового опыта, эксперимент;

в) беседа, классификация, интервью, шкалирование;

г) синтез, анализ, интервью, изучение продуктов деятельности.

3. К методам опроса относятся:

а) наблюдение;

б) беседа;

в) анкетирование;

г) интервью ;

д) экспертная оценка;

е) изучение продуктов деятельности.

4. К методу педагогического исследования, который позволяетпроверить эффективность выбранной технологии или методики, относится:

а) психолого-педагогическое наблюдение;

б) анкетирование;

в) педагогическое тестирование;

г) педагогический эксперимент;

д) методы математической обработки.

5. Естественный эксперимент характеризуется условиями:

а) искусственными;

б) естественными;

в) социальными;

г) семейными;

д) природными.

6. Лабораторный эксперимент - это эксперимент:

а) семейный;

б) естественный;

в) природный;

г) специально-организованный;

д) социальный.

7. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического исследования, направленные на изучение педагогического опыта?

а) социометрические измерения, анализ, синтез, индукция, дедукция,эксперимент;

б) наблюдение, эксперимент, беседа, изучение ученических работ идокументации образовательных учреждений, сравнительно-исторический

анализ, моделирование, математические методы;

в) обобщение опыта, тесты, анкеты, составление алгоритмов, моделирование;

г) педагогическое наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ и оценка результатов учебной деятельности, анализ педагогической документации.

8. К какому из методов можно соотнести следующие отличия: постановка задачи, определение объекта, разработка схемы; результаты обязательно фиксируются; полученные данные обрабатываются.

а) эксперимент

б) беседа

в) наблюдение

г) анкетирование

9. Преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов

а) эксперимент

б) беседа

в) наблюдение

г) анкетирование

10. Наблюдение как исследовательский метод проводится с целью

сбора информации



фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения

разработки прогрессивных систем, которые отвечают запросам общества

обобщения независимых характеристик и диагностических ситуаций

11. Исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы - это

интервью

опрос

12. Совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности - это

личностные тесты

интеллектуальные тесты

проективные тесты

нормативно-ориентированные тесты

13. Уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования - это

формализация

эксперимент

наблюдение

14. Разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление - это

эксперимент генетико-моделирующий

эксперимент формирующий

эксперимент естественный

эксперимент лабораторный

15. Формирующий эксперимент позволяет

обеспечивать возможность управления условиями экспериментирования

получение точных данных

активно воздействовать на условия выполнения деятельности

прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств

Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный Э. могут быть констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.

Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент обучающий.

Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий Э. воспитывающий.

Естественный Э.

Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях - условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности.

Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:

изменяются условия деятельности;

изменяется изучаемое явление;

повторяет изучаемое явление.

Накапливаемые факты могут быть математически обработаны. Повышается надежность объективно полученных результатов.

Формирующий Э. требует от исследователя:

Разработанности теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений.

Четкости планирования хода эксперимента.

Полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.

Например, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин и их сотрудники в изучении учебной деятельности школьников исходили из концепции Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка.

Концепция Л.С. Выготского:

от рождения человеку не даны специальные формы психики.

они лишь заданы как общественные образцы;

психическое развитие осуществляется в форме усвоения этих образцов.

Теоретические предпосылки Л.С. Выготского позволили:

Изучить внутренние связи обучения с соответствующим характером и темпами умственного развития детей.

Изучить эти связи с помощью активного моделирования, воспроизведения тех или иных форм психики в особых условиях.

Главные проблемы исследования:

Это генезис психологических новообразований, тех особенностей деятельности и личности школьника, которые складываются в определенных условиях обучения.

Это условия генезиса психологических новообразований.

Осуществление: посредством сконструированных обучающих программ; посредством особых характеристик учебного предмета: характер содержания материала; методы работы учителя, реализующего программу и т.д.

ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ - это становящаяся деятельность ребенка.

Обучение построено как последовательное введение все новых средств (в естественных условиях), помогающих включить ребенка в познавательную деятельность.

Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез.

Организация и реализация такого формирующего Э. требует междисциплинарного сотрудничества ученых (философов, социологов, логиков, педагогов, психологов, физиологов) при проведении ими комплексных исследований.

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

В деятельности учителя могут применяться различные виды объективного Н.

Виды наблюдений

Непосредственное - проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

Опосредованное - используются готовые результаты Н., подготовленные другими людьми: сообщения воспитателей; магнито- кино- видео записи.

Открытое (явное) - Н., протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется;

важно, чтобы цель Н. прямо не сообщалась.

Скрытое - Н. через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное) - наблюдатель включается в определенную Социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

Невключенное (непричастное) - исследователь ведет Н. извне.

Систематическое (сплошное) - регулярное Н. в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка: дневники родителей; дневники педагогов.

Несистематическое (выборочное) - наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление: навыки общения воспитателя с ребенком; речь ребенка.

Долговременное - Н. при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

Кратковременное - разные варианты:

Н. деятельности ребенка в определенное время дня, в течение одного часа …

Н. для замера интервалов времени, частотности событий и т.д.

Каузальное (причинное) - Н. отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Н. за данным случаем, чтобы получить представление о нем (Н. за возбудимым ребенком).

Эпизодическое - фиксируются отдельные факты поведения, например, типичные для ребенка.

Внешнее (наблюдение со стороны)- способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем Н. за ним со стороны.

Внутреннее (самонаблюдение) - переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

Приведенная классификация Н. условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида Н. оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и Н. значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например, Деда Мороза; на внесение новой игрушки; на удачно выполненную работу и т.д. Н. за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, полевое поведение отдельных детей, их статусы и др.

Приведем общую характеристику Н., как метода исследования.

Симптомы Н.

Движения, действия, поступки, деятельность.

Мимика, жесты, пантомимика.

Вегетативные реакции.

Наличие цели и разработанное схемы Н. (составленное после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

«Законсперированность» Н. и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не истолкование):

протоколирование с помощью условных значков, стенографирования.

Магнитофонная запись, фото- кино- видео регистрация.

При Н. за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи Н. (Подготовка наблюдателей, координация их деятельности).

Систематичность проводимых Н.

Достоинства Н.

Доступность, дешевизна средств.

Не искажает естественного протекания психических процессов.

Недостатки Н.

Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания):

трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы;

некоторые явления недоступны наблюдению.

Невозможность повторного Н. тождественных фактов.

Трудность установления причины явления:

слитность наблюдаемых фактов с попутными явлениями;

много неучитываемых условий;

возможность субъективизма.

Трудность статистической обработки.

Н. - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей. Он должен иметь предварительный опыт проведения Н. Должен понимать цель Н. (для чего, с какой целью?), быть знакомым с теоретическими основами.

На основе цели Н. выбрать объект, предмет и ситуацию Н. (что наблюдать?). Затем хорошо продумать план, систему категорий, протоколы Н. и т.п. Выбрать способ Н., наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?). После этого выбрать способ регистрации наблюдаемого (как вести запись?).

Перед проведением исследования с помощью метода Н. желательно провести тренировочное Н., чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения Н.

Могут возникнуть трудности Н. Это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянное смене ситуаций.

После проведения основных Н. происходит обработка и интепретация полученных данных (каков результат?).

Общая процедура наблюдения

вспомогательных средств для более точного аналитического Н.;

позволяют научно обрабатывать наблюдаемые факты;

сделать соответствующие выводы.

По полноте: полная, неполная.

По континуальности: континуальная, дисконтинуальная.

По числу изучаемых параметров: одно измерение, несколько параметров.

По характеру требований к научному наблюдению: регистрируется, как видит наблюдатель; регистрируется на основе сути исследуемого вопроса и его логики.

Например, - Изучение отношение ученика к коллективу. (По А.С. Залужный «Детский коллектив и методы его изучения», М., 1931).

Например, - «Ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ - НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ». Классификация может быть по следующей непрерывной системе: всегда очень внимательный - в большинстве случаев внимательный - иногда внимательный - невнимательный.

2Б. ДИСКОНТИНУАЛЬНАЯ КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. Не представляет собой континиум непрерывного ряда.

Например, - При решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом решения задач:

понимание задачи;

востребование информации;

обсуждение;

варианты решения;

отрицание варианта;

не относящееся к задаче.

Например, - деятельность ребенка.

Например, - Деятельность не только ребенка, но и группы в целом, и воспитателя также.

  • 4. КАТЕГОРИИ ПО ХАРАКТЕРУ ТРЕБОВАНИЙ к уровню научного Н.
  • 4А. Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель.

Например, - Поднимает руку ребенок или нет.

4Б. Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к Н., так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 г. Характерна проведением в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых, причем они не знают, что участвуют в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Метод исследования, промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты коих обрабатываются качественно. Вариантом эксперимента естественного является эксперимент психолого-педагогический, или экспериментальное обучение, в коем изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, производится в ходе обучения и воспитания.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Естественно возникающая ситуация, которая содержит многие из характеристик формального, лабораторного эксперимента и в которой можно определить факторы, функционирующие как независимые переменные, хотя они и не контролируются в обычном смысле. Например, можно изучать роль обучения в развитии словаря ребенка посредством сравнения числа новых слов, выученных в течение лета, с числом слов, выученных за предшествующие и последующие месяцы.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Лазурский А.Ф., 1918]. Метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Автор по методу Е.э. проводил педагогический анализ занятий школьника в психологических критериях и терминах, с позиций психологического эксперимента изучались все виды занятий: игры, гимнастические упражнения и др.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

англ. natural experiment) - особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет книга "Естественный эксперимент и его школьное применение" - итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М. Я. Басов и В. А. Артемов ("Естественный эксперимент". - М., 1927).

Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экпериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных услових трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Е. э. - сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов Е. э. - психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Естественный эксперимент

natural experiment) - метод исследования, при котором экспериментатор воспроизводит патологическое поведение у испытуемых в лаборатории и затем проводит эксперименты с испытуемыми.

Естественный эксперимент

Специфика. Проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов: функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый, в аспекте ее требований от исполнителя, фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого, анализ результатов и составление характеристики личности. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

вид эксперимента, проводимый в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого. Е. э. позволяет изучать психические процессы, состояния и свойства личности в естественных условиях труда, учебы или игры. Он м. б. применен и при социально-психологическом исследовании групп. Наблюдения и замеры в Е. э. нередко дополняются беседой с испытуемым. Недостаток Е. э. – трудности в получении количественных данных и использование приемов их анализа. Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент, в процессе которого изучение обучаемого ведется непосредственно в условиях учебной деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). На первый взгляд область применения Е. э. в силу моральных соображений в конфликтологии существенно ограничена. Однако это далеко не так. Во-первых, урегулирование любой конфликтной ситуации может проводиться конфликтологом как Е. э. При этом интересы науки должны носить подчиненный характер по отношению к задаче разрешения конфликта и интересам его участников. Во-вторых, каждый конфликтолог сам, так или иначе, участвует в разных конфликтах или предконфликтных ситуациях.

Естественный эксперимент

экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. Благодаря этому достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

образований разработал и предложил:

а) П. Жане;

б) З. Фрейд;

в) Й. Брейер;

а) Р. Готтсданкер;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

31. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввёл:

а) Р. Готтсданкер;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

32. Промежуточный между естественными методами проведения

исследования и методами, где применяется строгий контроль

переменных, является:

а) мысленный эксперимент;

б) квазиэксперимент ;

в) лабораторный эксперимент;

г) метод беседы.

33. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика

называется:

а) независимой;

б) зависимой ;

в) внешней;

г) побочной.

34. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к

переменным эксперимента:

а) независимым;

б) зависимым;

в) побочным;

г) внешним.

35. В качестве критерия достоверности результатов валидность , достигаемая

в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

а) внутренней;

б) внешней;

в) операциональной;

г) конструктной.

36. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной

реальности характеризует валидность:

а) внутреннюю;

б) внешнюю;

в) операциональную;

г) конструктную.

37. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается

валидность:

а) внутренняя;

б) внешняя;

в) операциональная;

г) конструктная.

38. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним

понятия «валидность»:

а) внутренняя;

б) внешняя;


в) операциональная;

г) конструктная.

39. Восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность, и

четыре фактора, нарушающих внешнюю, выделил:

а) Р. Готтсданкер;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

40. Фактор неэквивалентности групп по составу, снижающий внутреннюю

валидность исследования, Д. Кэмпбелл назвал:

а) селекцией;

в) экспериментальным отсевом;

г) естественным развитием.

41. Эффект плацебо был открыт:

а) психологами;

б) педагогами;

в) медиками ;

г) физиологами.

42. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте

называется эффектом:

а) плацебо;

б) Хотторна;

в) социальной фасилитации ;

г) ореола.

43. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в

исследованиях:

а) психофизиологических;

б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации,

принятия решения и т. п.);

в) психологии личности и социальной психологии ;

г) психогенетических.

44. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод

прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного

воздействия исследователя на испытуемого - это:

а) пилотажный эксперимент;

б) формирующий эксперимент ;

г) включённое наблюдение.

45. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению

психического развития следующий эксперимент:

а) констатирующий;

б) формирующий;

в) квазиэксперимент;

г) естественный.

46. Синонимами формирующего эксперимента являются:

а) квазиэксперимент;

б) контрольный эксперимент;

в) генетико-моделирующий эксперимент;

г) проективный эксперимент.

47. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических

исследований с педагогическим поиском и проектированием

эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

а) наблюдение;

б) формирующий эксперимент ;

в) лабораторный эксперимент;

г) метод анализа продуктов деятельности.

48. В исследовании предполагается построение или порождение объекта

внутри его структуры, после чего он и становится предметом

исследования:

а) естественнонаучный эксперимент;

б) формирующий эксперимент ;

в) констатирующий эксперимент;

г) естественный эксперимент.

49. В качестве специально разработанной методики интроспекция наиболее

последовательно использовалась в психологических исследованиях:

б) В. Вундта;

г) З. Фрейда.

50. Психологические приёмы, конструируемые на учебном материале и

предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и

навыками, известны как тесты:

а) достижений;

б) интеллекта;

в) личности;

г) проективные.

51. Оценка возможностей личности по овладению знаниями, умениями и

навыками, носящими общий или специфический характер,

осуществляется с помощью тестирования:

а) достижений;

б) интеллекта;

в) личности;

г) способностей.

52. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном

тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или

эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:

а) валидности;


б) достоверности;

в) надёжности;

г) репрезентативности.

53. Критерий качества теста, используемый при выяснении его соответствия

области измеряемых психических явлений, представляет валидность

а) конструктивную;

б) по критерию;

г) прогностическую.

54. Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо

сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру,

измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно,

известен как:

а) конструктивная валидность теста ;

б) валидность теста по критерию;

в) валидность теста по содержанию;

г) надёжность теста.

55. На данные личностных опросников не должно влиять:

а) использование обследуемыми неверных эталонов;

б) отсутствие у обследуемых навыков интроспекции;

в) несоответствие интеллектуальных возможностей респондентов

требованиям опросной процедуры;

г) личностное воздействие исследователя.

56. Для установления статистической взаимосвязи между переменными

применяется:

а) t – критерий Стьюдента;

б) корреляционный анализ;

в) метод анализа продуктов деятельности;

г) контент-анализ.

57. Факторный анализ в психологии впервые начал применять:

а) Р. Кеттелл;

б) К. Спирмен;

в) Дж. Келли;

г) Л. Терстоун.

58. Наиболее часто встречающееся значение в совокупности данных

называется:

а) медианой;

б) модой;

в) децилем;

г) процентилем.

59. Если психологические данные получены по интервальной шкале или

шкале отношений, то для выявления характера взаимосвязи между

признаками применяется коэффициент корреляции:

а) линейной;

б) ранговой;

в) парной;

г) множественной.

60. Табулирование, представление и описание совокупности результатов

психологического исследования осуществляется:

а) в описательной статистике;

б) в теории ститистического вывода;

в) в проверке гипотез;

г) в моделировании.

61. Наиболее широкий диапазон применения математических методов в

психологии допускает квантификация показателей в шкале:

а) наименований;

б) порядка;

в) отношений;

г) интервальной.

62. Дисперсия является показателем:

а) изменчивости;

б) меры центральной тенденции;

в) среднеструктурным;

г) среднестепенным.

63. К многомерным статистическим методам не относится:

а) многомерное шкалирование;

в) кластерный анализ;

г) корреляционный анализ.

64. Наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами,

описываемыми большим количеством разнообразных переменных,

обеспечивает:

а) многомерное шкалирование;

б) факторный анализ;

в) кластерный анализ;

г) структурно-латентный анализ.

65. Совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых

переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между

этими признаками называется:

а) многомерным шкалированием;

б) факторным анализом;

в) кластерным анализом;

г) структурно-латентным анализом .

66. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные

вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений:

а) беседа;

б) анкета;

в) тест;

г) контент-анализ.

67. Метод, который заключается в получении информации в процессе

непосредственного общения исследователя и испытуемого:

а) беседа;

б) анкета;

г) наблюдение.

68. Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого

делается попытка оценить тот или иной психический процесс или

личность в целом:

а) беседа;

б) анкета;

в) тест;

г) эксперимент.

69. Вариант метода анализа продуктов психической деятельности,

позволяющий выявить психологические характеристики человека на

основе характеристик литературных, научных, публицистических текстов:

а) графология;

б) анкета;

г) контент-анализ.

70. Сущностью экспериментального метода является:

а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально

созданных экспериментальных условиях;

б) тестирование объекта исследования для получения определённой

информации в ходе эксперимента;

в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на

модель независимыми переменными для измерения

экспериментальных переменных;

г) создание константных условий.

71. К основным формам экспериментального исследования относятся:

а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;

б) лабораторный и естественный эксперимент;

в) реальный эксперимент, моделирование;

г) научный и житейский эксперимент.

72. Под «моделью» понимается:

а) образец или подобие какого-либо предмета (объекта исследования);

б) способ переноса объекта исследования в экспериментальные

условия;

в) схема объекта исследования, применяющаяся в ходе

планирования эксперимента;

г) идеальный эксперимент.

73. К основным структурным элементам экспериментального метода

относятся:

а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация

результатов;

б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;

в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение

эксперимента, подтверждение гипотезы;

г) гипотеза, планирование, моделирование, интерпретация.

74. Какое суждение относится к определению понятия «внешняя

переменная»:

а) система экспериментальных воздействий, которая является

причиной определённого экспериментального эффекта;

б) система психологических переменных, которые регистрируются в

ходе эксперимента;

в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и

являющаяся причиной артефактов;

г) репрезентативная выборка.

75. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение:

«Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное

воздействие»:

а) репрезентативная выборка;

б) экспериментальная выборка;

в) контрольная выборка;

г) эквивалентная выборка.

ОТКРЫТЫЕ ТЕСТЫ:

1. В методах конкретизируется …………………., которую обычно понимают

как систему принципов научного исследования. (методология).

2. Основными группами методов в классификации выделены:

организационные методы, …………………. группа методов, методы

обработки данных, и интерпретативные методы психологических

исследований.

3. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное

исследование.

4. Научный …………………. - это конкретизация мировоззренческих

позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.

(принцип).

5. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусственную

6. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в

нахождении среднего арифметического.

7. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в

нахождении наиболее часто повторяющегося значения.

8. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории

является ………………

9. Метод самонаблюдения в психологии называется ……………..

10. «Идеальным экспериментом» в психологии называется ……………..

11. «Реальным экспериментом» в психологии называется ……………..

12. ……………… - метод психологической диагностики, использующий

стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу

значений.

13. ……………… - метод психологии, заключающийся в преднамеренном,

систематическом и целенаправленном восприятии внешнего поведения

человека с целью последующего анализа и объяснения.

14. ………………… - это выборка испытуемых, на которую направлено

15. ………………… - это выборка испытуемых, на которую не направлено

экспериментальное воздействие.

16. ………………… - это выборка испытуемых, отражающая качественные и

количественные характеристики генеральной совокупности.

17. ……………….. - это система внешних факторов, привносимых в

эксперимент со стороны испытуемого или экспериментатора и влияющий

на его результаты.

18. Системой научных догадок, основанной на косвенных эмпирических и

теоретических сведениях называется …………………..

19. ………………… - основной метод психологического исследования.

20. К ……………….. типу выборки испытуемых относится следующее

суждение: «Выборка испытуемых, исследуемые характеристики которой

идентичны экспериментальной выборке».

21. ………........ психологии - основные пути и приёмы научного познания

психических явлений и их закономерностей. (методы)

22. Важными характерными признаками науки являются: систематический

характер входящих в её состав знаний; пользование лишь допускающими

проверку объяснительными гипотезами; пользование определёнными

…………….. исследования. (методами)

23. Научная ……………………. - это вытекающая из мировоззренческих

позиций и усвоенных принципов специфическая система

аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание

изучаемой реальности и предопределяющая стратегию её изучения. (концепция)

24. Научный ……………….. - в широком значении, это олицетворение

определённых концептуальных позиций и принципов, а в узком - это

процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в

зависимости от уже определённых предмета и задач исследования. Но

именно она определяет ход исполнения исследовательского процесса, в

том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора,

обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте. (подход)

25. ……………….. можно охарактеризовать как совокупность сведений о

целесообразном проведении метода в конкретных условиях. Отражает

оперативный уровень научного познания. (методика).

26. …………………… является теоретико-мировоззренческой основой

научного познания. Выступает как учение о методе познания. (методология).

27. Познавательными приёмами, которые могут быть использованы в любой

области знаний и любой наукой и которые позволяют вскрыть наиболее

общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов и

предметов называют …………………… методами. (Всеобщими).

28. Методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях

знания и использоваться многими, но не всеми науками называют

………………. методами. (общенаучные).

29. Методы, применяемые в отдельных областях знания, которые характерны

для какой-либо конкретной науки или группы смежных наук называют

……………. методами. (конкретно-научные; специальные).

30. По типу ответов исследуемого методы психологических исследований

делят на: субъективные, объективные и …………….. (проективные).

31. С помощью исследовательских методов психологического исследования

возможна не только констатация и объяснение какого-либо

психического явления, но и ……………. его развития. (прогноз).

32. Данная группа методов психологического исследования нового знания о

предмете не дают, но позволяют установить наличие (отсутствие) или

уровень развития каких-либо заведомо известных психических

характеристик объекта. Они носят, как правило, констатирующий

характер и служат главным образом целям диагностики, поэтому их

обычно называют ……………… методами. (психодиагностическими).

33. Методы психологического …………….. - это способы взаимодействия

консультанта с объектом (человеком, группой), нуждающимся в

его жизнедеятельности и без прямого регулирования его психической

сферы. (консультирования).

33. Согласно делению методов психологического исследования по степени

унификации они подразделяются на: стандартизированные,

нестандартизированные и ………………… (полустандартизированные).

34. Методы психологических исследований, которые предполагают то или

иное техническое оснащение и специальное оборудование; применение

которых эффективно обычно в определённых стационарных условиях

называют ………………….. методы. (аппаратурные).

35. Методы, которые не предусматривают в своей организации жёсткой

привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или

бланкового обеспечения и обеспечение которых зависит в большей

степени от возможностей исследователя и решаемых им задач

называются …………… методами. (Свободными).

36. Деление методов по их познавательным возможностям подразделяет

методы объяснительной, описательной и ………………. психологии.

(Практической).

37. Согласно классификации методов психологического исследования

и в основе которой заложена идея

соотношения между субъектом (исследователем) и ……………… в

познавательном процессе. (объектом «исследуемым»).

38. Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры и

обходятся в основном бумагой и карандашом, за что получили название

……………….. методы. (Бланковые).

39. Одной из наиболее успешных, удобных и широко признанных является

классификация психологических методов, предложенная …………….

40. Организационные методы психологических исследований включают в

себя методы сравнительного изучения, лонгитюда и …………… подхода.

(Комплексного).

41. Эмпирическая группа методов психологических исследований

подразделяется на деление в этой группе методов на: основные и

…………….. (Дополнительные).

42. К интерпретационным методам в психологии относят: генетический

метод, структурный, функциональный, комплексный и ………………

(Системный).

43. В психологии методы обработки данных представлены количественными

и …………………. Методами. (Качественными).

44. Согласно классификации методов психологических исследований,

предложенных, группировка методов произведена в

соответствии с ………………… психологического исследования.

(Этапами).

45. Процессом, организующим и регулирующим совместную

экспериментальную деятельность называется …………….. (Общение).

46. Эффекты, которые могут привноситься в эксперимент со стороны

исследователя и испытуемого и влияют в дальнейшем на его результаты

в психологии принято называть ………………… (Артефактами).

47. Эффект …………….. был обнаружен медиками и возникает в результате

действия самой атмосферы проведения эксперимента, а не выделенная

независимая переменная. (Плацебо).

48. Эффект ………………… заключается в том, что испытуемый старается

угодить экспериментатору, старается ему понравиться, боится обидеть,

что в свою очередь влияет на выбор стратегии экспериментальных

задач. (Хотторна).

49. Влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним

(перенос) - обучение в ходе эксперимента, усталость, остаточное

возбуждение, адаптацию, попытку угадать правильный ответ сводят в

психологии к содержанию эффекта …………… (Последовательности).

50. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности

экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека,

выполняющего ту или иную работу. Данный механизм описывается с

позиций эффекта ……………… (Аудитории - фасилитации).