Как ближе познакомиться с богом

Сегодня, когда в Русской православной церкви все более серьезно встает вопрос о подготовке взрослых людей к Крещению (или восполнению этой подготовки в случае ее отсутствия перед Крещением), священнослужители и приходские катехизаторы часто сталкиваются с проблемой: как сделать так, чтобы человеку захотелось пройти оглашение, чтобы он не ушел с первой же встречи, чтобы, начав этот путь, он достойно его завершил «во время благоприятное». О более чем сорокалетнем опыте Преображенского братства в этой области нам рассказала Наталья Адаменко , катехизатор, сотрудник Научно-Методического центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском православно-христианском институте.

– В Преображенском братстве принято проводить некие особые циклы встреч о христианстве и современности. Вы не раз проводили такие встречи. Расскажите, пожалуйста, о них. С какой целью они проводятся?

Наталья Адаменко: Это миссионерские, или предогласительные, встречи, которые мы ещё называем «открытыми». Они проводятся уже давно, с середины 1980-х годов – ведь и тогда надо было рассказывать людям о Христе, о Евангелии. Собственно, для этого они и проводятся – чтобы прозвучала миссионерская, керигматическая проповедь, то, что в Новом завете называется возвещением Евангелия. Конечно, для того чтобы это произошло, нужно две стороны - верующий христианин, который свидетельствует, и человек или люди (а их, как правило, собирается много), у которых есть интерес к этой теме. Это те, кто хочет узнать: что такое христианство? кто такой Христос? кто такие православные христиане? что такое Церковь?

Эти вопросы люди обычно задают своим знакомым – христианам. А нужно сразу сказать, что слово свидетельства всегда ответственно, нельзя просто так сказать человеку о Христе и попрощаться. Вот Вы возвещаете человеку Евангелие, говорите о том, что смерть побеждена, пришла Новая Жизнь, нужно каждому покаяться и в этом состоит воля Божья – нужно изменить свою жизнь и начать жить по-новому, уже во Христе, в общении с Богом, в Святом Духе. Сказать так и потом уйти невозможно, это будет безответственно. Хотя, как мы знаем, в истории христианства такие горе-миссионеры, к сожалению, встречались. Они и сейчас встречаются – те, кто не думает, что же будет с этими людьми потом, как они дальше войдут в Церковь, как они будут общаться с Богом, как будет дальше складываться их христианская жизнь. Но это говорит лишь о незрелости таких христиан, потому что иначе они бы знали, что отвечают в Церкви не только за себя, но и за тех, кого Господь к ним посылает.

Думал об этой проблеме еще в 1980-е годы, когда невозможно было даже Библию достать и прочитать, но все равно нужно было возвещать Евангелие. Ведь Церковь без этого существовать не может - это чувствует каждый христианин, ему об этом говорит его совесть. Если человек узнал о спасении во Христе, если его эта Весть обрадовала – он радуется открывающейся ему новой Жизни. И это означает очень простую вещь: он хочет эту радость передавать дальше. Не держать ее в себе, не пользоваться ею только для себя. Ведь Евангелие, когда оно существует только для себя, перестает быть Евангелием. Об этом очень хорошо говорил известный лютеранский богослов ХХ века : церковь должна жить для других, она не может жить для себя.

И вот уже в те советские времена было понятно, что людям, которые откликаются на слово о Христе, нужно помогать входить в Церковь, укрепляться, утверждаться в вере. Ведь так всегда было в истории христианства. Отсюда и возникла практика оглашать людей, готовить к покаянию, к крещению, к жизни в церкви всерьез. И желающих так жить в церкви было всегда много, даже в то время. Поэтому практика индивидуальной личной подготовки к крещению быстро приобрела групповой характер: люди собирались в группы и уже вместе, проходя путь оглашения (катехизации), воцерковлялись. Опыт показал, что самый лучший способ воцерковления взрослых людей – именно в группе, потому что тогда между ними возникают связи, которые потом сохраняются. Ведь это очень важно - чтобы после воцерковления люди в церкви не были одиноки, чтобы церковная жизнь соответствовала церковным же нормам.

Но вернемся к началу. Оглашение начинается не на пустом месте, а с миссии, с возвещения Евангелия. И тут как раз нужны миссионерские встречи о христианстве, которые в те времена проводились, конечно, подпольно – тогда это было опасно, за подобные встречи могли и в тюрьму посадить. Делалось это традиционно – так же, как делали в свое время апостолы: у кого-нибудь дома собиралась группа людей, которой возвещалось Евангелие. Те, кто готов был идти дальше, то есть становиться христианами, – начинали вместе оглашаться и затем входили в церковь. То же самое происходит и сейчас.

Забота об этих людях, еще только стоящих на пороге Церкви, должна выражаться с самого начала во всем, даже в организации таких встреч. На первый взгляд, все делается совершенно просто: находим удобное просторное помещение, приглашаем людей, которые хотят поближе познакомиться с христианством. Обычно это не случайные люди – мы никогда не даем объявлений о таких встречах по радио или на телевидении, в Интернете, не вешаем приглашения на столбах. В нашей практике члены братства приходят на встречи со своими друзьями, родными, сослуживцами, соседями.

Мы приглашаем людей лично – и только тех, кто действительно хочет узнать о христианстве, у кого интерес именно к этому. Больше от них ничего не требуется. Но кто в итоге придет на эти миссионерские встречи, зависит от тех, кто приглашает.

– А если у человека интерес к христианству небескорыстный – скажем, он хочет получить от Бога что-то очень конкретное , а не узнать нечто о христианстве ?

Наталья Адаменко: Мы все сначала хотим что-то получить от Бога, это совершенно естественно. Как правило, люди именно с таким, скажем прямо, потребительским настроем поначалу и приходят. Но чтобы что-то получить, надо знать, от Кого получаешь. И это понятно каждому: чем лучше мы человека знаем, тем легче у него что-то попросить. То же и с Богом: надо Его сначала получше узнать, а потом уже связывать с Ним свою жизнь. Поэтому предложение больше узнать о христианстве и о Боге, о Христе и о Церкви доступно и открыто для каждого. И, кстати, не обязательно приглашать на встречу только неверующих, это может быть и верующий, но другой религии, по каким-то причинам интересующийся христианством.

Проводит эти встречи, как правило, опытный миссионер-катехизатор, который готов затем этим людям помогать в воцерковлении, проводить катехизацию. Это важно, потому что с самого начала люди видят человека, с которым складываются отношения, это облегчает их путь в Церковь. Здесь без доверия невозможно – ведь не будешь доверять свою будущую жизнь неизвестно кому.

И вот, собираются люди, и звучит миссионерская проповедь. Только эта Евангельская весть звучит не теми же словами, какими возвещали ее апостолы. Невозможно прийти сегодня на встречу о христианстве и просто прочитать кусочек из Нового завета, скажем, проповедь одного из апостолов где-нибудь в синагоге. Мы совсем не похожи на иудеев времен Христа, да и синагоги теперь совсем другие. Поэтому нужно говорить людям о вечной Истине Евангелия современным языком. И наши миссионеры-катехизаторы это умеют. Они учатся этому в Свято-Филаретовском институте в течение нескольких лет, заканчивая, как минимум, первую ступень богословского образования – бакалавриат. Но, кроме того, они учатся и в практической жизни, потому что когда мы общаемсяся с людьми, то видим, как им доносить слово Евангелия, как им говорить о воле Божьей. Да и сами катехизаторы – люди современные, как Вы понимаете (улыбается).

Поэтому миссионер всегда занимается переводом: он переводит смысл Евангелия на понятный язык тем, кто собрался вот здесь, сейчас. И конечно, такая проповедь трогает человека. Человеку нравится то, что он слышит о Жизни вечной, о Воскресении из мертвых, о надежде на Бога, Который сотворил весь этот мир и Который, оказывается, может все. Человек бывает поражен, узнавая о Силе Божьей, о том, что Бог живой, что Он отвечает на молитву, а молитва - это настоящее общение с Богом, а не что-нибудь другое. Вот так вдруг перед человеком открывается очень и очень многое, чего он раньше не знал.

Здесь есть еще важный момент – о Евангелии говорит не один человек, потому что, как мы знаем из Писания, свидетельство одного не истинно. Должны быть еще люди, которые своим духовным опытом, опытом общения с Богом подкрепят слова ведущего, чтобы помочь пришедшим людям соотнести Евангелие со своей жизнью. Ведь мы все разные люди, и опыт одного не похож на опыт другого. Поэтому после основного вступительного слова обычно звучит несколько свидетельств верующих православных христиан, членов братства, которые воцерковились в разные годы, и их путь в Церковь состоялся. Они могут рассказать о том, как они искали Бога и как пришли в Церковь, не описывая подробно, что было с ними после таких миссионерских встреч, поскольку для пришедших это пока и не интересно и не важно.

Им важно то, что сейчас их сюда привело, а это всегда очень разные причины. Здесь нет шаблонов. Каждый по-разному приходит к Богу, каждый по-разному Его ищет. У кого-то это поиск смысла жизни, у кого-то - поиск любви, надежды, настоящей дружбы, которая, кстати, очень редко встречается. Или поиск смысла истории – бывали такие свидетельства. И когда люди видят, что они не одиноки, что и у других бывают подобные вопросы, это тоже помогает им принять Евангелие и соотнести свой путь жизни с путем христианства. Кстати, именно на таких встречах многие впервые слышат о том, что христианство – это путь, на который можно встать и идти по нему. И если этот путь открывается перед человеком – перед ним встает выбор: сейчас и здесь я могу пойти по этому пути, а могу не пойти.

Этот выбор человек должен совершить абсолютно свободно, без всякого давления, тем более, без запугивания. Бывают такие горе-миссионеры, которые начинают пугать людей Страшным судом, вечными муками, адом. Конечно, может быть, это на кого-то и действует, но ведь это манипуляция, насилие над человеком. Христос адом не пугал. Он говорил притчами, тем самым помогая людям самим сделать выбор.

Все-таки мы встречаем в Евангелии, например, притчу о богаче и Лазаре - разве она не об аде?

Наталья Адаменко: Но это притча. И Христос говорил ее не ищущим людям, а фарисеям. А, например, притча о сеятеле совсем другая: вышел сеятель сеять, зерно падает туда или сюда. Зерно – это слово Евангелия, говорит Христос: сеятель сеет слово, а принимают его по-разному. То же самое происходит на миссионерских встречах. Очень по-разному люди принимают Евангелие. Кто-то уже готов идти дальше, кто-то готов открыть Богу свое сердце, принять слово, как та добрая земля.

И если у человека есть какие-то вопросы, он может их задать прямо тут же, на встрече. Здесь может проявиться и недоумение, и даже возмущение – ведь часто люди приходят с четким пониманием, что они-то уж знают, что такое христианство, поэтому с чем-то из сказанного могут и не согласиться. Вот вы им скажете, что христианство – это Любовь и Свобода, а они ответят, что на самом деле это земные поклоны, свечки и купола, и они в этом уверены на сто процентов. Такие вопросы бывают, потому что образ христианства, образ Церкви у людей неверующих, сомневающихся сильно искажен. Конечно, на них влияет и та антицерковная кампания, которая сейчас развернута в СМИ, люди все это читают. Иногда они приходят поспорить и доказать что-то свое. Это не страшно – опытный катехизатор ответит на любой подобный вопрос. Люди могут думать, что задают каверзные вопросы, а на самом деле они повторяются из года в год, из века в век.

Потому что Евангелие не меняется. Как бы ни менялся мир, Евангелие остается тем же, потому что Христос всегда и во веки Тот же. И получая ответы на свои вопросы, человек может утвердиться на пути Христовом. Тогда ему предлагается идти вместе с теми людьми, которые тоже пришли на эту встречу, идти по пути воцерковления, вступать вместе в Церковь.

По опыту, который есть у нас в братстве, из тех, кто начал оглашаться, в среднем воцерковляется около 70%. Это очень большой процент. Конечно, всегда есть люди, которые до конца не идут, а где-нибудь на половине пути говорят: все, мне хватит, можно быть верующим, но не до такой степени. Эту степень они себе определяют сами и уходят. Ну что ж, как известно, невольник не богомольник. И мы знаем, что Христос никого никогда не заставлял идти за Собой, Он лишь предлагал: хочешь идти за Мной – отвергнись себя, возьми свой крест и иди. И это «хочешь» - милостивое предложение. Если ты хочешь, ты идешь. Если не хочешь – тебя никто не заставит. Во все времена были попытки напугать человека или им манипулировать, чтобы он стал христианином, как правило, формально. Но зачем это нужно?

Так вот, после первой миссионерской встречи человек может прийти на вторую подобную встречу и снова задать свои вопросы. Он может потом пойти так называемое предоглашение, то есть еще небольшой цикл встреч, продолжающих его знакомство с христианством, и говорить об этом еще и еще. Причем предоглашение нужно не всем: те, кто уже определился с выбором христианского пути, могут сразу начинать оглашение.

И знаете, что здесь удивляет и радует, так это то, что за все сорок лет, пока идут эти встречи, каждый раз число тех, кто хотел бы войти в Церковь, соответствовало числу катехизаторов и возможностям братства. Никогда не было такого, чтобы пришло в десять раз или даже в два раза больше людей, чем братство может принять на оглашение. Приходит столько, сколько нужно. Для нас это некоторый знак того, что это богоугодное дело. Ведь такие вещи невозможно предугадать. И когда ты ведешь миссионерскую встречу – ты никогда не знаешь, кто из сидящих перед тобой людей уже готов идти дальше, а кто еще подумает год, два, три, пять или больше. И каждый раз собирается две-три группы людей, для которых есть катехизаторы, готовые им помогать. Это удивительно.

И еще об одной удивительной вещи скажу. Конечно, мы молимся о тех, кого приглашаем на миссионерские встречи, вместе с ними приходим, если готовы им потом помогать – быть их поручителями, крестными. Но по опыту я знаю, что всегда находятся те, кто появляется в последний момент, те, кого Господь Сам посылает на встречи. Мы их встречаем за день, за два, даже за час до встречи как будто случайно. И вдруг этот человек говорит тебе: да, я хочу пойти на встречу, это то, что мне сейчас очень нужно. И таких людей немало. Для нас это тоже знак того, что Господь «пользуется» этим случаем и приводит людей на «открытые» встречи. Ведь люди склонны приписывать себе какие-то действия, это естественно для человека. А тут Господь нам показывает, что это Его пространство, Его Евангелие, это Он приводит людей к Себе в Церковь, а мы Ему только помогаем. Такие вещи нам помогают понять, как мы можем Богу послужить – нам нужно подготовить место для встречи человека и Бога, создать возможность для свидетельства о Нем, чтобы оно прозвучало, и чтобы Господь мог пригласить за Собой приходящих к Нему людей.

Поговорили о страхах, о том, как «звонить» Творцу, остановить лопасти «вентилятора» в голове и о том, что не имеем права быть бедными и больными.

«Смерть — это как майку переодеть»

— Дима, давай в этот раз затронем тему страхов. Расскажи, откуда они берутся?

— Их природа хорошо изучена на Востоке. Это измененное состояние мозга, характеризующееся как незнание что делать. Вычисляются они по одной и той же формуле.

Смотри, у каждого человека есть долг. Даже у младенца — как минимум кушать и дышать. Рисуем черточку вверх от некой точки (делает наброски в блокноте, — прим. ред .). Сначала ребенок беспомощен, и о нем все заботятся. Потом появляется долг перед родителями. Если человек его отдает, то идет не сворачивая. В противном случае на каком-то этапе начинает тормозить. Желание закрыть эту «ипотеку» изображаем чертой вниз.

И чем больше чувство долга, тем больше вины и стыда. Еще одна черточка идет вбок. Из них появляется интересное желание — совершенства: «я знаю, как надо». Чертим линию в противоположном направлении. Получается крест.

Человек начинает все время возвращаться к тому, кому задолжал, испытывает вину, но вместо того, чтобы уже наконец расплатиться, старается любыми способами убедить, что был прав (вращает ручкой от одной линии к другой, изображая замкнутые восьмерки — прим. ред.) .

Отсюда снова бессознательный страх, что не выполняю свою роль и не смогу ничего доказать. Схематично получается фигура из четырех замкнутых между собой окружностей. Словно лопасти вентилятора.

А еще страх — это эмоция, возникающая, когда ты хочешь быть собственником. Дети — мои, работа — моя. Чем больше «загоняешься» на эту тему, тем отчаянней боишься чего-то лишиться. Например, хорошей должности, которая поможет доказать папе, что я крутой.

Страх одиночества, цепляние за любимых — из той же оперы. Мы часто вступаем в отношения не по сердцу. Человек нам нужен как манифестация перед кем-то, средство достижения амбиций, способ справиться с неуверенностью в себе.

Выход из страха — честно исполнять свои роли, с которыми мы сюда пришли, и говорить о своих чувствах. Ты сын? Будь им с родителями. Жена? Веди себя именно так с мужем. Не строй из себя гуру, проси прощения за то, что «смухлевал» в этих отношениях, и отдавай «долги» в моменте. Это то, что называется просветлением

— А что можешь сказать про самый базовый страх — смерти?

— Смерть — естественный биологический процесс, но лишь единицы рассуждают о ней абсолютно спокойно, потому что у них нет «долгов», они не боятся, что не успеют выплатить их при жизни. На самом деле, если человек живет правильно, будучи самим собой для всех, он подходит к феномену смерти по-особенному. За пару недель до момента, когда он должен уйти, ему показывают обратную сторону: что там… И в этот путь он отправляется без страха. Это как снять одну майку и надеть другую.

Но не нужно специально избавляться от всех страхов. Это же без башни останешься! Для некоторых людей на каком-то этапе жизни страх — это чувство, которое нужнее всех. В христианстве, к примеру, есть понятие страх божий. На нем все выстроено.

«Любовь нужна, чтобы вспомнить себя»

— Дима, а почему ты скрываешь свою личную жизнь? На лекции об этом сказал.

— Это очень интимные вещи, которые не должны знать посторонние, то есть те люди, которые будут не бревна у себя выискивать, а сучки в моем глазу замечать. Я стараюсь минимально дать информацию, чтобы люди что-то делали в своей жизни, а не разбирали опять чье-то грязное белье. У меня в этой сфере все очень-очень хорошо.

— Какими должны быть идеальные отношения?

— Идеала нет. А отношения — это инструмент, чтобы из точки «А» попасть в точку «Б». Грубо говоря, из состояния непутевости — в «путевость».

Все во Вселенной создано только для одного: вспомнить себя. Болезни, бедность, расставания — не исключение. И, конечно же, любовь.

Мы подошли к очень интересной мысли: можно из благодарности себя вспоминать, а можно, идя путем проблем. Какой вариант выбираете?

Особый смысл есть у всего. Бизнес необходим, чтобы ответить на главный вопрос: «кто я?» Дети должны помочь найти свое предназначение, мама — чтобы дала тело, за которое я потом буду ей благодарен. А тело — инструмент для ответов на вопросы о вечном.

Но кто-то воспринимает замужество, рождение детей, деньги или красивое тело — как цель. С этого момента начинаются многие проблемы. Путают цель и средства для ее достижения.

— Тогда какой должна быть цель?

— Даже слово «исцеление» можно прочесть как нечто, полученное из цельности, верной цели. Если она от ума, из желаний — толку не будет. Ум — обезьяна, зацикленная на самой себе, он постоянно прокручивает любые негативные состояния — болезни, неудачи.

Но когда ты делаешь целью Его — Творца, то этот порочный круг размыкается

Мой учитель всегда говорил: «Не имеете права быть бедными, голодными, несчастными, больными. Значит, вы думаете только о себе, зациклены на своем собственном я».

«Ум должен стать нитью Ариадны»

— Чтобы все это осознать, ты советовал общаться со своим высшим я, а для этого как можно больше писать обо всем, что волнует. Мне понравилось сравнение, что когда мы держим ручку, пальцы лежат так, будто собираемся перекреститься, и это добавляет сакральности процессу общения с собой через бумагу…

— Письма самому себе — это способ войти в состояние измененного сознания, когда высшее я только-только может достучаться до обыденности. Если будет нужное время, человек сам к этому придет. Тут же изнутри все рождается, а не снаружи.

Сфокусироваться в моменте времени помогают также молитвы, мантры, медитации. Вся эта ритуалика призвана только для одного — почувствовать, что Бог вездесущ, а не поджидает нас после смерти. Можно прямо сейчас с ним лично познакомиться.

Это удивительное состояние «быть в моменте». Как звонок Творцу. Некоторые чувствуют это после секса или когда долго голодают, кто-то медитирует или пишет. У каждого свой способ «позвонить». Но в любом случае, когда останавливается «вентилятор» ума, лопасти еще некоторое время крутятся по инерции.

— Это как?

— Делаешь техники, а ум еще работает. На каком-то моменте он замирает, и ты видишь все такое, какое оно есть, без «матрицы». Потом мы опять его запускаем и обдуваемся. Но уже осознанно, понимая предназначение этой структуры. Включаем «вентилятор», когда жарко, а не чтобы жарить на нем колбасу.

Ум должен не запутать, а привести к Богу. Для того, кто не понимает этого, ум становится врагом номер один, препятствием к любому из достижений. Он должен быть нитью Ариадны, а бывает лабиринтом Минотавра. Запутает в закоулках, закружит и размажет…или выведет. В любом случае и Минотавр, и нить — произведения Творца.

— Одновременно просто и очень сложно для этого самого ума!

— Это все само собой понятно, когда возраст личности составляет примерно 56 лет. Это такая зрелость человека. Не нужно путать с возрастом тела. Моя статистика говорит, что редко кто 12-летний рубеж перебегает, единичные случаи. Из лекций убираю все сложные понятия. О какой высшей математике и ньютоновской механике можно говорить в детском саду? С детьми нужно играть. Поэтому так и делаю.

Смешон маленький мальчик, сидящий в позе лотоса и изображающей мудреца, и дедушка с машинками и солдатиками. В каждом возрасте свои задачи. Это нужно прожить, иначе на других ступеньках развития не будет никакого прикола.

Был у нас на тренинге один мальчик. Говорил: «Мне уже 14, а я никто». Это должно быть много «задолженностей», чтобы в подростковом возрасте быть с таким гигантским чувством вины. Первичная цель личности до 12 лет — остановить «вентилятор», о котором мы говорили, погасить долги и выключить чувство вины.

— Есть куда расти…

— Это хорошо, ведь если бы мы оба были выросшие, то сидели бы как два дурака и просто пили чай.

Если все это сделано, погашена та самая «ипотека» перед другими, включается новая задача: постичь, что такое управление социумом. Для этого важно дойти до такого уровня благосостояния, когда нет страха нищеты. Потом еще одна ступенька откроется — воплощать желания, которые каждый приносит издалека. Предназначение. И только после того, как удовлетворится последнее из них, человек начинает в полной мере понимать, что же такое Бог.

— Ну и традиционный вопрос о чудесах, которые случаются на семинаре. Что было в этот раз?

— После лекции одна девушка написала смс, что ей больше не нужна операция, она просто посидела-послушала и даже вопросы не задавала. Это высший уровень, когда все понятно, человек делает и получает результат. У нас был мужчина, у которого прошли головные боли, мучавшие его всю жизнь. Семейная пара, которая была на прошлом тренинге, смогла родить ребенка после многих лет бесплодия. У одной девушки остановилась онкология.

Как-то всего помаленьку, но у каждого в целом много. Когда привыкаешь, не обращаешь уже внимания на это. А, вообще, чудо — когда человек болеет. А если исцеляется — это, наоборот, самое обычное дело. Это естественно.

Мы созданы по образу и подобию Его. И поэтому знать Его нам жизненно необходимо. Знакомство с Богом поможет наладить отношения со всеми и каждым. Поможет лучше понять Божьи законы, познать свою суть. А также узнать, что такое Любовь. Ведь Бог и есть любовь. Знакомство с Богом поможет нам стать гармоничными, а значит счастливыми. Это касается всех национальностей и всех религий.

Как можно лучше узнать Бога?

Я лояльно отношусь ко всем вероисповеданиям, поэтому читаю не только Библию, но и Коран. И что удивительно, нахожу множество сходств в этих дух книгах. И это очень интересно. А также собираюсь ещё читать писания других религий.


2. Молиться

Сила молитвы – один из самых мощных способов связаться с Богом. Можно выучить молитвы из священной книги, а можно молиться своими словами. Важно делать это искренне, от души. А возможностей масса: молиться утром и перед сном, перед приёмом пищи, перед важным событием в жизни. Всё это успокаивает нашу душу и сближает с Богом.

3. Изучать природу и человеческое тело

Всё, что нас окружает, создал Бог. Он творец и художник мира вокруг. А как можно лучше узнать художника? По его картинам. Поэтому изучая природу и своё тело, мы можем больше узнать о Боге, о его бесконечной мудрости. Как это сделать? Да очень просто. Присматриваться к окружающему миру, читать об этом — благо сейчас море информации в свободном доступе. А ещё чаще отдыхать на природе. Сближаясь с творениями Господа, вы сближаетесь и с Ним.

4. Развивать интуицию, прислушиваться к себе

Интуиция – это умение слышать голос Бога. То, что приходит к нам интуитивно, часто не имеет логических обоснований. Тем не менее, оказывается очень эффективным и несёт добро. Что же это может быть, если не глас Бога? Слышать и слушать Бога – один из лучших способов узнать Его лучше. Как развивать интуицию? Об этом поговорим в ближайших материалах.

Наш самый верный друг и помощник – это Бог. Так давайте узнаем его лучше.

О том, что значит любить Бога, поговорим в ближайшее время. на обновления.