Греческие богини: имена и мифы. Греческая богиня радуги. Адский словарь

Святого Валентина во многих странах сегодня считают покровителем всех влюблённых. Но в разных культурах в разное время существовали свои божества, отвечавших за любовь и брак. Мы собрали 10-ку богов, которые, если верить мифологии, помогают людям в сердечных делах.

Шочикецаль (ацтеки)


Имя ацтекской богини любви Шочикецаль на языке науатль "драгоценное цветочное перо. Она покровительствовала не только влюблённым, но и беременным женщинам, и проституткам, а ещё отвечала за заключение браков. Каждые восемь лет в честь богини проводился праздник, во время которого ее поклонники надевали маски животных. Ацтеки считали её женой бога дождя Тлалока и матерью пернатого бога-змея Кецалькоатля.

Ту Шэнь (Китай)


Ту Эр Шэнь или Ху Тяньбао – китайский бог однополой любви. Он родился смирным и который жил во времена династии Цин. Ту Эр Шэнь влюбился в чиновника местной префектуры и начал подглядывать за ним через отверстие в стене ванной, в то время когда тот был голым. Когда это обнаружили, Тяньбао избили до смерти. Но Боги подземного мира сжалились над жертвой несчастной любви и вернули его к жизни в качестве божества гомосексуальных отношений. Ту Эрь Шэнь часто изображается как кролик. В Китае есть несколько посвящённых ему хамов, а кролики считаются символом гомосексуальной любви. Кстати, сегодня в Китае гомосексуализм остается уголовно наказуемым преступлением.

Клиодна (Ирландия)


В ирландской мифологии Клиодна была одновременно богиней банши, появлявшейся возле дома обречённого на смерть человек, чтобы предупредить о его скорой кончине, и богиней любви. Ирландцы считали, что она самая красивая женщина в мире. По легенде, Клиодна была целомудренной до тех пор, пока не встретила смертного человека Киабана. Клиодна так влюбилась в него, что покинула обитель богов Тир Тайрнгир. Но другим богам это не понравилось, и они решили вернуть её обратно пока Киабан был в отъезде. Клиодну усыпили музыкой и, как описывают предания, "ее поглотило море".

Хатхор (Египет)


Об одной из самых популярных и древнейших египетских богинь, Хатхор (Хатор) упоминалось еще во время начала второй династии (около 2890-2686 до н.э.), а, возможно, даже раньше. Хатхор почитали тысячелетиями, она отвечала за множество важнейших сфер жизни: была богиней любви, красоты, горнодобывающих профессий и музыки. В гробнице Тутанхамона была найдена рукопись "Уничтожение человечества", которая рассказывает о времени, когда Хатхор по настоянию своего отца Ра превратилась в богиню войны Сехмет, чтобы наказать людей за их грехи. Когда кровожадная богиня вышла из-под контроля, Ра попытался остановить свою дочь, но ему не удалось. Прежде чем она убила последних людей на земле, Ра удалось напоить ее, после чего Хатхор вернулась к нормальной жизни.

Эрос (Греция)


Эрос - бог желания и сексуального влечения - был сыном Афродиты, а также. Как его римский коллега Купидон, он часто изображался как молодой крылатый юноша с луком и стрелами. По легенде, когда среди смертных родилась женщина по имени Психея, которая была так хороша, что её начали называть Афродитой на Земле, мать Эроса послала его, чтобы он поразил ее своей стрелой и заставил ее влюбиться в самого уродливого человека на Земле. Но красота Психеи была настолько велика, что Эрос влюбился в нее сам и, игнорируя пожелание своей матери, забрал Психею на небо. Он долго скрывал ее, пока Зевс не разрешил им пожениться.

Рати (Индия)


Более известная как жена Камы, бога любви, Рати была покровительницей любви и похоти у индусов. У нее было огромное количество имен, и все они подтверждали ее неземную красоту. По легенде Рати стала причиной самоубийства бога Брахмы, своего отца, который возжелал ее, но не смог получить. После этого сама Рати сразу покончила с собой, Но вскоре они оба быстро воскресли. Известна Рати и тем, что заставила Шиву Разрушителя снова влюбиться после того, как тот ушёл в аскезу после смерти первой жены.

Ошун (Западная Африка)


Богиня красоты и любви Ошун чрезвычайно популярна среди западноафриканских последователей религии йоруба. Известная своей красотой, она, как правило, изображается в виде женщины, украшенной драгоценностями, хотя иногда ее изображают и как русалку. Из-за своей кристально чистой репутации Ошун также часто ассоциируется с пресной водой, чрезвычайно важным ресурсом для народов Западной Африки. Кроме того, она также защищает женщин и детей во время родов, а также выступает в роли защитницы от различных болезней, в частности, от оспы.

Гименей (Греция)


Бог супружеской любви Гименей был менее известным богом греческого пантеона. Он считается сыном Диониса и Афродиты. Благодаря своей красоте он пользовался огромной популярностью у женщин, но однажды полюбил ту, которая не ответила ему взаимностью. В то время, как Гименей ухаживал за ней, и его, и девушку похитили пираты. Он убил всех морских разбойников и убедил девушку стать его супругой. Их брак был настолько успешным, что он стал идеалом, к которому стремилась каждая греческая пара.

Юэ Лао (Китай)


Юэ Лао (Лунный старец) – покровитель гетеросексуальных браков в китайской мифологии. Его считали доброжелательным божеством, соединяющим сердца мужчины и женщины красной нитью судьбы.

Фрейя (Норвегия)


Фрейя, что переводится как "леди", известна как богиня любви и королева царства Фолькванга, куда попадали воины, погибшие в бою. При этом Фрейя была жадной, ревнивой и часто совершала зло. По легенде именно научила людей колдовству. Фрейя постоянно рыскала по Земле в поисках своего неверного мужа. В это время её слёзы превращались в красное золото. Путешествовала Фрейя на колеснице, запряженной кошками.

В одном из предыдущих обзоров мы рассказывали про .

Словарь на случай если ты попадешь в ад. Надо знать кого как звать. Многим в будущем пригодится. Собственно имена чудовищ:

Абаддон (Аввадон, Аполлион) - демон-разрушитель.
Абдусциус - демон, вырывающий с корнями деревья.
Абигор - демон-всадник, искусный воин.
Адрамалех - демон-советник, отвечающий за гардероб Сатаны.
Агалиарепт - демон, умеющий разгадывать любые загадки.
Агварес - демон, герцог ада, организатор танцев.
Азазель - демон, знаменосец войск ада.
Ази Дахака - познавший все грехи мира.
Аластор - демон-глашатай.
Амдусциас - демон-музыкант, герцог ада.
Андрас - демон, маркиз.
Асмодей - демон похоти и семейных неурядиц.
Астарот - великий герцог, хранитель сокровищ ада.
Ахерон - адское чудовище с пылающими глазами.
Барбатос - демон, герцог, умеющий находить спрятанные сокровища и предсказывать будущее.
Бегемот - огромный демон, заправлявший пирами в аду.
Бельфегор - демон, соблазняющий людей богатством.
Бес - рассыльный зла.
Ваал - демон вероломства и обмана, великий герцог ада.
Ваалберит - главный секретарь ада.
Валафар - демон, покровитель грабителей и разбойников.
Велиар - могущественный союзник Сатаны, демон лжи.
Вельзевул - командующий легионами ада, повелитель мух.
Верделет - церемониймейстер ада.
Вин - мог разрушить самые толстые стены и вызывать в море шторм.
Гласиалаболас - крылатая собака. Он руководил убийствами. В свободное от своих основных обязанностей время этот демон обучал людей искусству становиться невидимыми.
Гомори - умел добиваться любви женщин, особенно молодых. Будучи великим герцогом, он являлся в виде прекрасной женщины верхом на верблюде, с герцогской короной на голове.
Дагон - демон, пекарь ада.
Данталиан - демон, подбивающий людей на злые поступки.
Дюббук - в мифологии странствующий дух.
Залпас - разрушитель, строитель городов, заселяет их воинами, жаждущими битв. Имеет обличье аиста и хриплый голос.
Зепар - демон, доводивший женщин до безумия.
Инкубус - демон-любовник мужского пола.
Ифрит - джинн, служитель Иблиса
Кайм - поначалу имел облик дрозда, а затем превратился в человека с острым мечом. Если ему задавали вопросы, то он отвечал на них не совсем понятно - горящим пеплом. Когда он был ангелом, то любил поспорить, а если был в настроении, то мог рассказать о смысле птичьих песен, мычания скота, собачьего лая и журчания ручья.
Ксафан - демон, разводящий костры в аду.

Ламия - демон-женщина, вампир, охотившаяся, в основном, за детьми.
Левиафан - огромная змея, властелин океанов.
Леонард - демон, хозяин шабашей.
Лерайе - могущественный маркиз, стрелок в зеленой тунике, вооруженный луком и острыми стрелами. Он провоцировал ссоры и сражения между людьми, но особенно стремился к тому, чтобы те ранили друг друга стрелами, раны которых никогда не заживали.
Люфицер - ангел, восставший против Бога и низвергнутый с неба, Сатана.
Люцифуг Рофокал - премьер-министр ада.
Маммон - демон богатства.
Марбас - демон, который мог наслать и излечить болезнь.
Мельхом - демон, хранитель сокровищ принцев ада.
Мефистофель - демон, служивший Фаусту 24 года.
Молох - демон-божество, кому приносили в жертву детей.
Мулцибер - демон, архитектор ада.
Навки - души умертвленных или некрещеных детей (у славян).
Небирос - демон, фельдмаршал армии ада.
Нибрас - демон, ответственный за развлечения.
Нисрок - демон, один из администраторов ада.
Ойедлет - демон-соблазнитель обета бедности.
Оливьер - падший архангел, пробуждающий в людях жестокость к бедным.
Парки - демон судьбы; если кто видел парки, то тот человек сам демон.
Паймон - правит в аду публичными церемониями, ломая у людей волю. Ездит на верблюде. Изображают мужчиной с женским лицом.
Пишача - дух человека, совершившего при жизни преступление, например, мошенничество, изнасилование, кражу и т. п.
Преты - «голодные духи») являются заложниками своей плохой кармы, изгаженной предыдущими инкарнациями. Они всё время испытывают неутолимые голод и жажду.
Пут Сатанакия - верховный главнокомандующий армией Сатаны.
Ракшасы - имеют огромные когти и питаются людьми.
Сабнак - демон, ответственный за гниение трупов.
Саламандры - властелины огня, духи, живущие в пламени.
Саргатанас - демон, генерал-майор армии ада.
Сатана - Верховный повелитель ада и демонов.
Сеера - демон времени, мог замедлять или ускорять его ход.
Ситри - князь, который имел голову леопарда и крылья грифона. Он стимулировал сексуальное влечение, в частности, подначивал женщин ходить обнаженными.
Суккубус - дьяволица-любовница.
Уфир - демон, врач ада.
Утбурд - призрак мертвого ребенка (норвеж.).
Филотанус - демон 2-го разряда и помощник Велиара. Подстрекатель к разврату.
Флеврети - генерал-лейтенант Вельзевула, управляющий Африкой.
Фурфур - демон, управляющий громом, молнией и ураганными ветрами.
Хабарил - демон огня и пожара. У него три головы - кошачья, человеческая и змеиная, он ездит на гадюке, размахивая факелами.
Шакс - демон, ослепляющий и оглушающий свои жертвы.

Если когда в недуги впадем или скорби, или напасти, никто этого не приписывает Богу. Бог не искушает злом и Сам не искушает никого : каждый же из нас как пленник своих грехов затягиваем.

Беседа на притчу о расслабленном.

Свт. Григорий Палама

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Как если бы кто говорил ему: «но, ведь, бывают такие, которые, находясь в искушениях, хулят; другие же совершенно приходят в отчаяние; иные же и петлю на себя налагают; если же искушения происходят от физических и плотских причин, то это – страсти и вожделения; и одни, вот, случалось, бывало впадали в убийства, другие же предавались непотребству; так что каким образом искушения суть от Бога и являются доставителями венцов?» – Как бы отвечая говорящим нечто таковое, Апостол прибавляет, говоря: «Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает бо Той никогоже» ; под «искушением» здесь ясно обозначая зло и грех и впадение в него, относительно чего Христос пребыл не подвержен искушениям, хотя впрочем и был искушаем: «В немже бо пострада» , – говорит Апостол, – «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр.2:18) . Но и после того, как крестился во Иордане, восшел Он на гору для искушения, как говорит Евангелие (Мф.4:1) ; так что «искушениями» называются и приходящие людям внешние скорби по-плоти, и самое нападение (приражение) вражие, хотя бы и безуспешное для него; так, искушая, он и Господу приразился. «Искушениями» также называются и грехи, которыми каждый из нас искушаем бывает, как сам Иаков говорит: «Кийждо искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; ибо похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть» (Иак.1:14–15) .

Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.

Прп. Анастасий Синаит

Ст. 13-14 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Часто мы подвергаемся опасностям, искушениям и немощам, причиной которых является не Бог и не диавол, а наша собственная неспособность правильного рассуждения и невнимательность, как это случается с теми, которые, видя изменение погоды к зиме, выводят, тем не менее, свой корабль из гавани, а также с теми, которые подвергают себя [ненужным] опасностям.

Что же касается искушения от Бога, которое случается с человеком для его же пользы, то оно не отсекает от души благой надежды, как это было с Иовом. Поэтому он и сказал Богу: «Потерплю, дондеже буду, и вчинише мя время, в неже память сотвориши мя» (Иов. 14.13) .

А искушения, исходящие, по попущениию Божию, от диавола, наполняют душу отчаянием, гневом и безнадежностью.

Вопросы и ответы.

Прп. Никодим Святогорец

Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь

Великая добродетель самоукорение, когда кто-нибудь укоряет самого себя. Она ходатайствует для человека большую пользу. Поэтому-то божественный Иаков здесь склоняет к этой добродетели каждого христианина, и выражает мысль следующим образом: брат мой христианин, когда ты находишься в искушении, будь очень внимателен чтобы не сказать – я искушаем Богом .

Во-первых, так говоря произносишь хулу, Бога делаешь виновником искушений и уподобляешься праотцу Адаму, который как только преступил заповедь Божию, не укорил самого себя как виновника преступления, но переложил вину на Бога сказав «жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох » (Быт. 3:12) .

Во-вторых, говоря «я искушаем Богом » этими словами показываешь гордость и не можешь ни смириться, ни покаяться, но даже и не сможешь претерпеть искушение, которое испытываешь, безропотно и с благодарением. Не терпя же, испытываешь двойное мучение, как говорит святой Исаак: «Всякая скорбь, не соединённая с терпением, служит к сугубому мучению».

Что же должно тебе делать? Должно тебе всегда укорять и обвинять самого себя, что ты есть виновник всех искушений, как сластолюбивых и вольных, так и тех, от которых злостраждешь, т.е. невольных. Потому что, если бы ты не согрешил, Бог бы не попустил придти на тебя искушениям. Самоукорением же сим смиряешься, каешься и терпишь искушения с благодарностью. И этим благодарением преклоняешь Бога или удалить совершенно от тебя искушения в которых находишься или облегчить их. Как и Павел сказал «аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были » (1 Кор. 11:31) .

И великий Антоний сказал о самоукорении «это есть великое делание человека, чтобы своё прегрешение приписывать себе перед Богом, и ожидать искушения до последнего издыхания». Сказал и авва Пимен «укоряющий самого себя, если и встретит что скорбное, будь то потеря, или бесчестие, или какая иная скорбь, считает себя достойным случившегося и никогда не смущается» (из Патерика).

Бог, говорит Феофилакт с Икумением, не искушается ни от какого зла, как сказал один от внешних: «что божественно и блаженно, то само ничего не делает, ни другим не даёт дела. Всё это свойственно естеству смертному земному, в котором усматриваются изменение и переменчивость, эти первичные свойства нашей природы» (Секст Эмпирик кн. 3, гл. 24).

Иными словами, блаженный и нетленный Бог не только Сам не имеет ни искушений, ни возмущений, но и не ввергает в них никого. Потому что искушения следуют за тленной и земной природой людей, которая склонна к изменениям и приложениям и к прочему, что обладает и господствует над тленной природой человека.

Святой Митрофан, толкуя это изречение говорит, что Бог есть Само Благо по природе и не искушает никого и никогда, тем более не склоняет к злым помыслам, словам и делам. Да не будет! И это невозможно, поскольку «не может древо добро плоды злы творити » как сказал Господь (Матф. 7:18) . Сказал также один мудрец: «если рождаемые у них благи, то и они, а если они благи, то и рождаемые». Это означает, что благой Создатель благими создаёт создания и наоборот, создания благие созданы благим Создателем. Поскольку же Бог есть благой Создатель, не только никакого зла, но всё благо вкладывает в создания.

Может, некоторые недоумевают, почему написано, что Бог искушал Авраама? Отвечает тот же Митрофан, что Он не искушал его злом, чтобы привести к злому концу, как это делают искушающие враги – демоны или люди, которые изыскивают способы, как искушениями отлучить человека от Бога, но Он искушал его во благо и ко благому концу, как Друг его, чтобы ещё больше соединить его с Собою и показать светлейшим. Это в буквальном смысле нельзя даже назвать искушением, хотя Писание и ставит здесь это слово, нарушая обычные понятия. Испытывал же его зная, что он послушается Его повеления умертвить своего сына, дабы явился послушен от дел и воспринял исключительную славу во все роды.

Искусителем же в основном называется дьявол, как написано «И приступль к Нему искуситель » (Матф. 4:3) и каждый человек подражающий дьяволу, потому что враг от ненависти искушает людей, и страждет пока не втолкнёт во зло, чтобы потом стараться отлучить их от Бога и погубить.

Здесь возникает недоумение, если многие искушения приходят по икономии или по попущению Божиему, как же брат Божий говорит здесь обратное? Для разрешения этого недоумения некоторые говорят, что искушения бывают двух видов, как уже было сказано, и один вид происходит от сластей, бывающий по нашей воле, не без содействия бесовского, другой же, бывает скорбный и горький и болезненный, для испытывающего искушение. Сластолюбивое искушение, никогда не происходит от Бога, поскольку Бог не хочет того, ни до того как придёт искушение, ни после, и искушение это, есть ни что иное, как сами грехи, которые делает человек, тем самым губит свою душу, исполняя собственную волю и пожелания. Скорбное же и горькое искушение, оно происходит от Бога, потому что сие искушение, или по икономии и для испытание приходяще, как было с Иовом и Павлом и прочими святыми, или по попущению для отсечения греха, или по оставлению, всегда бывает для пользы искушаемого.

Это изречение так толкует великий в Отцах Варсонофий: «есть искушение, от нас самих случающееся, и есть другое, бывающее по попущению Божию; которое происходит от нас самих, то (служит) во вред душе, и о нем-то взывал апостол Иаков, говоря: никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той ни когоже ; а то, которое случается попущением Божиим, – полезно для души: ибо ведет человека к искусству, а искусство ведет человека к упованию, упование же не посрамит , по писанному (Рим. 5, 5) , а не посрамляемый уже спасен о Христе Иисусе Господе нашем» (ответ 388).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже

Если искушения двоякого рода, то почему апостол поставляет теперь всякое искушение вне воли Божией? Но примечай: он не сказал: «искушенный», но – «искушаемый ». Кто через грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушения и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот говорит апостол, искушается не от Бога, но от собственной похоти. Ибо кто победил нашедшее искушение и сделался тверже, тот уже нелегко поддается искушениям, особенно находящим от него самого, потому что на свободе от искушений постоянно склоняется к жизни более любомудрой.

Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже

Бог не искушается злом, как сказано: «Что Божественно и блаженно, то ни само ничего не делает, ни другим не дает дела». Все это свойственно естеству смертному и земному, в котором усматриваются изменение и переменчивость, эти первичные свойства нашей природы. Похоть же и грех и рождающаяся от нее смерть для души стали как бы ступенями погибели человеческой. Ибо похоть, найдя место пристанища, соделала грех, который родил смерть, и только искоренив оный через покаяние мы полагаем начало другой нашей жизни.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Блаж. Августин

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Здесь искушением он называет дурное искушение, которым каждый прельщается – и порабощается дьяволом. Именно его он здесь называет искушением , ибо есть еще иное искушение, которое называется испытанием. Об этом искушении сказано в Писании: искушает вас Господь, чтобы узнать, любите ли вы Его (Втор 13:3) .

Проповеди.

Блаж. Петр Хрисолог

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Говорят, что Бог испытывает, когда Он оставляет непреклонно следующих в путы искушений. Так Адам стал жертвой козней искусителя, как только отказался от предписаний своего Создателя.

Собрание проповедей.

Беда Достопочтенный

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

До сих пор Иаков говорил о внешних искушениях, которые приходят к нам с попущения Господа для испытания нашей веры. Теперь он заводит речь об испытаниях внутренних, которые мы претерпеваем как по вине дьявола, так и по слабости нашей природы. И начинает он с опровержения ошибочного мнения, согласно которому Бог, внушающий нам добрые помыслы, вкладывает в нашу душу также и дурные. Поэтому мы и читаем: В искушении никто не говори: Бог меня искушает .

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Это о том, что искушающий Бог испытывает для пользы, а не для того, чтобы причинить зло. Но иное – со стороны дьявола. Ведь он искушает, чтобы умертвить повинующихся ему.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

Ст. 13-14 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Выше апостол говорил об искушениях вообще, в общем понятии (ст. 2-12) ; здесь и далее различает искушения по их происхождению, или по родам. Искушения бывают от Бога, от самого человека и диавола. Есть особенный, высший род искушения душ совершенных или приближающихся к совершенству, как, например, Бог искушал Авраама (Быт. 22:1) или Иова и подобные. Есть искушения, посылаемые или попускаемые Богом, это более обычный род искушений. Есть искушения, происходящие от самого человека, и искушения от искусителя (Мф. 4:3) по попущению Божию. Различие этих искушений и имеет в виду теперь апостол. В противоположность искушениям, какие попускает или посылает Бог как испытания, необходимые и благодетельные для нравственного совершенствования человека (ст. 2-4, , апостол начинает (на что указывает и отсутствие соединительной частицы же) говорить об искушениях, имеющих корень и основание собственно в самом человеке и ведущих ко греху и смерти, а не к совершенству. Вероятно, между людьми, к которым отправлялось послание апостола (как и вообще между людьми нередко), были такие, которые, впадая во грехи, оправдывали себя тем, что это – искушения, посылаемые от Бога; таким образом, не имея мудрости (ст. 5) различать искушения, Бога почитали виновником греха. Против таких-то людей апостол здесь и указывает это различие искушений. Потому понятие искушения здесь берется несколько в ином смысле, чем в стихе 2-м : там искушение есть испытание веры для возвышения нравственного совершенства человека, нередко не зависящее от воли человека искушаемого, здесь искушение есть греховное действие самого человека или, точнее, внутреннее расположение ко греху, ведущее человека, увлеченного им, к нравственной смерти. В этом последнем смысле искушение есть собственное дело самого человека, и Бог отнюдь и ни в каком случае не есть виновник его и следующего за ним греха. Выражая сначала кратко эту мысль, апостол далее раскрывает ее и с положительной, и с отрицательной стороны, указывая истинный источник такого рода искушений. – В искушении – таком, которое состоит в греховном действии человека и доводит его до нравственной смерти, никто не говори , никто не должен говорить, а следовательно и мыслить, как совершенно неправильное и несогласное с истиной, что Бог меня искушает , что Он есть виновник такого искушения и, следовательно, греха и смерти. Несогласно это с истиною, потому что противоречит самому основному понятию о Боге как Всесвятейшем и Всеблагом. Как Всесвятейший, Он и Сам не искушается злом , ибо Он неизмеримо выше приражения всякого зла, которое совершенно чуждо Его природы по святости ее, и Сам не искушает никого в силу той же святости и еще благости и любви к человеку. Чуждая всякого зла и греха, природа Его не может быть причиною зла и греха и в людях; попуская искушаться грехом человеку вследствие его свободной воли, Он Сам не производит греха, потому что не может производить. И если по Своим премудрым целям попускает на людей и даже, может быть, иногда наводит искушения, то потому, что искушение для самих людей полезно. Например: полезно посредством искушения обличение ложной и лицемерной добродетели, дабы освободить человека от самопрельщения, поставить на пути истинного покаяния и исправления; полезно посредством искушения и неложную добродетель возводить к высшей чистоте, крепости и совершенству; полезно и очищенную уже веру и усовершенствованную добродетель посредством искушения открывать, дабы ее познали и приняли за образец для подражания. Так, Бог попускает на людей искушения, но Сам не искушает на зло и не искушается злом. Если же говорится в Писании об искушении Бога людьми (ср. Евр. 3:8-9 и под.), то это говорится лишь человекообразно, для обозначения известных превратных отношений людей к Богу, причем неприкосновенно остается мысль о неискушаемости Бога злом, хотя подобные превратные действия людей и вызывают карательные действия к ним со стороны Бога. Если же говорится прямо об искушении Богом людей (напр., Втор. 13:3 и под.), то разумеются искушения не как возбуждения к злу, производящие зло, а как возбуждения к добру, производящие добро, возбуждения в душе начал добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для нравственного укрепления и совершенствования. Итак, злом искушается человек не от Бога (ст. 13). От кого же? Есть искуситель человеков по преимуществу, который искусил прародителей в раю и стал виновником греха в мире, который дерзнул искушать Самого Иисуса Христа, быв, впрочем, побежден от Него. Он человекоубийца и лжец, следовательно – искуситель по преимуществу (Ин. 8:44 и прим.).

Но не сего исконного первоискусителя имеет в виду апостол в настоящем месте, а самого человека. Его считает виновником или, точнее, виновным в искушении, говоря, что всякий искушается от своей похоти , и, указывая, таким образом, основание искушения в самом человеке, показывает, как это бывает и чем это оканчивается (Иак. 1:14, . Под похотию разумеется здесь прирожденная со времени прародительского греха склонность человека к злу вообще, вожделение, в обширном смысле слова (ср. 1 Ин. 2:16), и эта-то похоть есть виновница злых искушений человека. Каким это образом, апостол объясняет непосредственно за сим. Свободную волю человека увлекает за собою похоть, или обольщающая его греховная наклонность. Как скоро человек примечает это обольщение и увлечение, то совершается в нем самое действие искушения. Если воля человека устоит против обольщения и отвергнет его, то человек победил искушение, устоял в добре и более окреп нравственно. Но как скоро воля поддалась обольщению и увлечению, является зародыш известного греха и потом рождается самый грех как определенное безнравственное действие, противное воле Божией, выраженной в положительном ли данном законе или законе совести; предмет этого безнравственного действия определяется предметом вожделения, к которому, увлекаемый похотию и обольщаемый, не устоял человек; искушение совершилось злое, рожден грех; но это искушение не от Бога произошло, а от своей собственной похоти человека, не устоявшего против злого увлечения, а потому не Бог виновник такового искушения и греха, а сам человек.

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

Ст. 13-15 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Доселе Апостол говорил об искушениях вообще, не различая их по источнику происхождения и самой природе их, и указывал высокое благотворное значение их, как испытаний для воли и веры человека (ст. 2, . Теперь, имея в виду склонность людей слабовольных и маловерующих оправдывать свои падения в искушениях указанием, что искушения посылаются Богом, Апостол предлагает читателям строго различать искушения по происхождению и сущности.

Те испытания или лишения, о которых доселе говорил Апостол, посылаются людям Богом с благою, спасительною целью - утвердить людей, путем испытаний, в добре и привести их к истинному благу, к жизни в истинном смысле. В качестве примеров таких испытаний в Ветхом Завете можно назвать испытание веры Авраама (Быт 22:1 сл.), Иова (Иов I-II гл. и дал.) и израильтян во время странствования их по пустыне (Втор 8:2) . Во всех этих и подобных примерах испытания людей Богом, в случае выдержания ими искуса, результатом или плодом искушения является терпение, нравственная крепость, нравственное совершенство испытуемых, а конец всего - вечная блаженная жизнь (Иак 1:2-4, . Но есть совершенно иные искушения, приходящие от диавола или же зарождающиеся в душе самого человека. В рассматриваемых стихах Апостол говорит об этих последних искушениях, и даваемое Апостолом изображение искушения имеет большую религиозно-психологическую ценность, начертывая полностью весь процесс или поступательный ход развития искушения в душе человека. Прежде всего (ст. 13) Апостол со всею решительностью устраняет всякую мысль человека-грешника, будто искушение ко греху и злу может происходить от Бога: такая мысль коренным образом противоречит основному понятию о Боге, как существе всесвятом и всеблагом - «Бог не искушается злом (θεός απείραστός έστι κακών), и Сам не искушает никого». Слово απείραστός должно быть передано именно так, как оно передано в русском переводе - в том смысле, что Бог абсолютно чужд зла, безусловно не затрагивается никакими прирождениями зла. Славянский перевод: «несть искуситель злым», как и Вульгаты: intentator - не точны, тем более, что, в случае принятия такой передачи, получалась бы тавтология с последующим выражением: «и Сам не искушает никого ».

По ст. 14-15, подлинный источник и действительное основание искупления заключается «собственная похоть», ιδία επιθομία, человека. «Кто чрез грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушение и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот, - говорит Апостол, - искушается не от Бога, но от собственной похоти» (блаж. Феофил). Желая показать, каким образом зарождается в душе человека искушение (ст. 14) и какими гибельными следствиями оно оканчивается (ст. 15) , Апостол для большей ясности пользуется сравнением этого психического процесса с зачатием и рождением дитяти. Производителями греховного искушения в душе являются, с одной стороны, собственная похоть человека, имеющая основание в первородном, прирожденном человеку, грехе (ср. 1Ин. 2:16) , но возрастающая и укрепляющаяся под влиянием сознательной склонности каждого отдельного человека; с другой же стороны, - свободная воля человека, соизволяющая похоти. Похоть есть фактор более пассивный, однако, на слабую волю действие ее так же сильно и гибельно, как действие блудницы на обольщаемого ею мужчину. Воля же человека, соизволяющая искушению, есть уже активное, оплодотворяющее начало, от преступного соединения которого с похотью происходит зачатие, а затем и рождение столь же преступного дитяти - греха, а грех затем, уже в свою очередь, рождает свое исчадие - смерть, именно вечную духовную смерть. А коль скоро искушения указанного свойства имеют своим плодом грех и смерть, то ясно, что они не могут исходить от Бога, Который есть самая святость и истинная жизнь. Ясно и то, что попытки людей оправдывать свои падения в искушениях ссылкою на Бога не имеют никакой опоры. Но все же в рассмотренных ст. 13-15 эта мысль аргументирована лишь с отрицательной стороны, и потому в следующих ст. 16-18 Апостол доказывает ее и положительным образом.

Древние таблички эгейской культуры делятся с нами первыми сведениями о том, кем были греческие боги и богини. Мифология Древней Греции стала для прославленных авторов Эллады. Богатый материал для художественной фантазии она дает нам и сегодня. Как и могущественные олимпийские мужчины-правители, женские божественные ипостаси обладают сильным характером и недюжинным умом. Поговорим о каждой в отдельности поподробнее.

Артемида

Не все греческие богини могут похвастаться таким гармоничным сплетением хрупкости и грации с решительным и жестким характером, как Артемида. Она родилась на острове Делос от брака могущественного Зевса и богини Лето. Братом-близнецом Артемиды был лучезарный Аполлон. Девушка прославилась как богиня охоты и покровительница всего, что растет в лесах и полях. Смелая девица не расставалась с луком и стрелами, а также с острым копьем. В охоте ей не было равных: ни быстрый олень, ни пугливая лань, ни разъяренный кабан не могли скрыться от ловкой богини. Когда шла охота, лес наполняли смех и веселые крики вечных спутниц Артемиды - речных нимф.

Утомившись, богиня направлялась в священные Дельфы к брату и под великолепные звуки его арфы танцевала с музами, а потом отдыхала в заросших зеленью прохладных гротах. Артемида была девственницей и свято хранила свое целомудрие. Но она тем не менее, как и многие греческие богини, благословляла супружество и деторождение. Символы - лань, кипарис, медведь. В римской мифологии Артемиде соответствовала Диана.

Афина

Рождение ее сопровождалось фантастическими событиями. Все началось с того, что Громовержцу Зевсу сообщили: у него от богини разума Метиды родятся двое детей, один из которых свергнет правителя. Зевс не придумал ничего лучше, как усыпить супругу ласковыми речами и, спящую, проглотить. Через какое-то время бог почувствовал мучительную головную боль и приказал сыну Гефесту разрубить ему голову, надеясь получить избавление. Гефест размахнулся и рассек голову Зевса - и оттуда в сверкающем шлеме, с копьем и щитом вышла божественная Афина Паллада. Воинственный клич ее потряс Олимп. До сей поры не знала греческая мифология богини столь величественной и искренней.

Могучая воительница стала покровительницей справедливых баталий, а также государств, наук, ремесел. Многие герои Греции побеждали благодаря советам Афины. Молодые девушки особенно чтили ее, потому что она обучала их искусству рукоделия. Символы Афины Паллады - оливковая веточка и мудрая сова. В латинской мифологии она называется Минервой.

Атропос

Одна из трех сестер - богинь судьбы. Клото прядет нить человеческой жизни, Лахесис пристально наблюдает за течением судеб, а Атропос безжалостно перерезает нити человеческой судьбы, когда срок жизни конкретного землянина считает законченным. Имя ее переводится как «неотвратимая». В древнеримской мифологии, в которой греческие богини имеют латинские аналоги, она зовется Мортой.

Афродита

Она была дочерью бога Урана, покровителя небес. Общеизвестно, что Афродита родилась из белоснежной морской пены недалеко от острова Киферы, и ветер перенес ее на остров под названием Кипр. Там юную девушку окружили богини времен года (оры), увенчали ее венком из полевых цветов, накинув на нее золототканые одеяния. Эта нежная и чувственная красавица - греческая богиня красоты. Там, где ступала ее легкая ножка, мгновенно расцветали цветы.

Оры привели богиню на Олимп, где она вызвала тихие вздохи восхищения. Ревнивая супруга Зевса Гера поспешила устроить брак Афродиты с самым некрасивым богом Олимпа - Гефестом. Богини судьбы (мойры) подарили красавице только одну божественную способность - творить вокруг себя любовь. В то время как ее хромоногий муж усердно ковал железо, она с наслаждением внушала любовь людям и богам, влюблялась сама и покровительствовала всем влюбленным. Поэтому Афродита, по традиции, еще и греческая богиня любви.

Непременным атрибутом Афродиты был ее пояс, который наделял хозяина силой внушать любовь, обольщать и влечь к себе. Эрот - сын Афродиты, которому она давала свои поручения. Символы Афродиты - дельфины, голуби, розы. В Риме она звалась Венерой.

Геба

Она была дочерью Геры и Зевса, сестрой кровожадного бога войны Ареса. По традиции считается богиней юности. В Риме ее зовут Ювентой. Прилагательное «ювенальный» и сегодня часто используется для определения всего, что связано с юношеским и отроческим. На Олимпе Геба была главным виночерпием, пока на ее место не заступил сын троянского царя Ганимед. В скульптурных и живописных изображениях девушка часто изображена с золотым кубком, наполненным нектаром. Богиня Геба олицетворяет юношеское процветание стран и государств. Согласно мифам, ее отдали замуж за Геракла. Они стали родителями Алексиариса и Аникет, считавшимися покровителями молодежи и спорта. Священное дерево Гебы - кипарис. Если раб входил в храм этой богини, ему сразу даровали свободу.

Гемера

Богиня света дня, в противовес Гекате, покровительнице рака и кошмарных видений, а также колдунов, умница Гемера была вечной спутницей бога солнца Гелиоса. По одной из мифических версий, она похитила Кефала и породила Фаэтона, который разбился на солнечной колеснице, не справившись с ее управлением. В римских легендах Гемере равна Диес.

Гея

Богиня Гея является прародительницей всего живущего. Согласно легендам, она родилась из Хаоса и упорядочила все стихии. Именно поэтому она покровительствует и земле, и небу, и морям, считается матерью титанов. Это Гея уговорила своих сыновей восстать против Урана, прародителя небес. А потом, когда они были повержены, она «натравила» своих новых сыновей-гигантов против олимпийских богов. Гея - мать ужасного стоглавого чудовища Тифона. Это его она просила, чтобы он отомстил богам за гибель гигантов. Гея была героиней греческих гимнов и песен. Она первая прорицательница в Дельфах. В Риме ей соответствует богиня Теллус.

Гера

Спутница Зевса, прославившаяся своей ревностью и много времени тратившая на то, чтобы устранить и обезвредить своих соперниц. Дочь титанов Реи и Кроноса, проглоченная своим отцом и вызволенная из его чрева благодаря тому, что Зевс одержал победу над Кроносом. Гера занимает особое место на Олимпе, где блистают во славе греческие богини, имена которых связаны с обязанностями покровительствовать всем сферам человеческой жизни. Гера покровительствует браку. Подобно своему царственному супругу, она могла повелевать громом и молнией. По ее слову мог пролиться на землю ливень или засиять солнышко. Первой помощницей Геры была греческая богиня радуги - Ирида.

Гестия

Она тоже была дочерью Кроноса и Реи. Гестия - богиня семейного очага и жертвенного огня - была не тщеславна. По праву рождения она занимала одно из двенадцати главных мест на Олимпе, но ее потеснил бог вина Дионис. Гестия не стала отстаивать права, а тихо отошла в сторону. Она не любила ни войн, ни охоты, ни любовных интриг. Прекраснейшие боги Аполлон и Посейдон добивались ее руки, но она предпочла остаться незамужней. Люди чтили эту богиню и приносили ей жертвы перед началом каждого священнодействия. В Риме она звалась Вестой.

Деметра

Богиня доброго плодородия, пережившая личную трагедию, когда подземный бог Аид влюбился и похитил дочь Деметры Персефону. Пока мать искала дочку, жизнь замерла, листья повяли и облетели, трава и цветы засохли, нивы и виноградники погибли и опустели. Видя все это, Зевс приказал Аиду отпустить Персефону на землю. Тот не мог ослушаться могущественного брата, но попросил хотя бы треть года проводить с женой в подземном царстве. Деметра обрадовалась возвращению дочери - всюду сразу зацвели сады, заколосились нивы. Но каждый раз, когда Персефона покидала землю, богиня снова впадала в печаль - и начиналась лютая зима. В римской мифологии Деметре соответствует богиня Церера.

Ирида

Греческая богиня радуги, о которой уже упоминалось. По представлениям древних, радуга была ничем иным, как мостом, соединяющим землю с небом. Ириду по традиции изображали златокрылой девушкой, а в руках она держала чашу с дождевой водой. Главной обязанностью этой богини было разносить вести. Это она делала с молниеносной быстротой. По легенде, она была женой бога ветра Зефира. По имени Ириды называется цветок ирис, поражающий игрой цветовых оттенков. Также от ее имени происходит название химического элемента иридия, соединения которого тоже отличаются многообразием цветовых тонов.

Никта

Это греческая богиня ночи. Она родилась из Хаоса и была матерью Эфира, Гемеры и мойр, богинь судьбы. Также Никта породила Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида, и богиню мести Немезиду. В целом Никта связана со всем, что стоит на грани жизни и смерти и заключает в себе тайну бытия.

Мнемосина

Дочь Геи и Урана, богиня, олицетворяющая память. От Зевса, который соблазнил ее, перевоплотившись в пастуха, родила девять муз, отвечавших за роды и виды искусств. В ее честь назвали источник, дарящий память вопреки роднику забвения, за который отвечает Лета. Считается, что Мнемосина владеет даром всезнания.

Фемида

Богиня закона и правосудия. Она родилась у Урана и Геи, была второй супругой Зевса и передавала богам и людям его повеления. Фемида изображается с повязкой на глазах, с мечом и весами в руках, олицетворяя беспристрастный справедливый суд и возмездие за преступления. Она по сей день символизирует правовые организации и нормы. В Риме Фемиду называли Юстицией. Как и другие греческие богини, она обладала даром вносить порядок в мир вещей и природу.

Эос

Сестра Гелиоса, бога солнца, и Селены, богини луны, Эос - покровительница утренней зари. Каждое утро она поднимается из океана и летит на своей колеснице по небосклону, заставляя солнце просыпаться, и разбрасывает на землю горсти алмазных капелек росы. Поэты зовут ее «прекраснокудрой, розовоперстой, златотронной», всячески подчеркивая великолепие богини. Согласно мифам, Эос была пылкой и влюбчивой. Алый цвет утренней зари иногда объясняется тем, что она стыдится бурно проведенной ночи.

Вот главные богини, воспетые певцами и мифотворцами Древней Эллады. Мы рассказали только о благодатных богинях, дарящих созидательное начало. Есть и иные персонажи, имена которых связаны с разрушением и горестями, но о них - особый разговор.