Галина Ананьина: памятники святому князю Владимиру устанавливают по всему миру. Памятники в России и в мире

4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади возглавили церемонию открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Церемонию посетили председатель Правительства РФ Д.А. Медведев , председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр обороны РФ С.К. Шойгу, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, мэр Москвы С.С. Собянин, члены Правительства России, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства.

Из числа представителей Русской Православной Церкви присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда .

Также присутствовали митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Татжуддин, главный раввин России Берл Лазар, архиепископ, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев и другие представители традиционных религий.

Участников церемонии приветствовал Президент России В.В. Путин:

«Ваше Святейшество! Уважаемые москвичи! Дорогие друзья!

Приветствую вас и поздравляю с открытием памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это большое, значимое событие и для Москвы, и для всей нашей страны, и для всех российских соотечественников. Символично, что оно проходит в День народного единства и именно здесь, в центре столицы, у стен древнего Кремля, в самом сердце России.

Новый памятник? дань уважения нашему выдающемуся предку, особо почитаемому святому, государственному деятелю и воину, духовному основателю государства Российского.

Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии.

Его эпоха знала немало свершений, и важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси. Этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины, заложил нравственные, ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне.

Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие.

И сегодня наш долг? вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия, идти вперёд, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории.

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства. Успехов и благополучия всем гражданам России».

Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Дорогие участники торжественной церемонии!

Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически: отправил своих послов, чтобы понять, "где кто како служит Богу". Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу - выбору веры.

Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, - это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.

Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.

Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.

Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности - это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.

Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом, хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен - и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.

Этот памятник - напоминание всякому, взирающему на него: "А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?"

Христианин - это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности - это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.

Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, - это всё равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.

Владимир в народном сознании был Красным Солнышком - так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда - для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, - тогда она перестает быть истиной. Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобили Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.

Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь заметен, но его следствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба, - не только каждого из нас, но и всего мира.

Памятник князю Владимиру - это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».

На церемонии также выступила президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына.

Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение памятника и окропил скульптурное изображение Крестителя Руси освященной водой.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Данилова ставропигиального монастыря (регент? Г.Л. Сафонов).

Затем Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили открытие XV выставка-форума «Православная Русь» в Центральном выставочном зале «Манеж».

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру сооружен по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) и Правительства города Москвы. По информации РВИО, памятник изготовлен за счет средств общества и частных пожертвований. Работы по благоустройству Боровицкой площади и установке памятника осуществлены Правительством Москвы за счет средств города.

Авторы памятника: скульптор С.А. Щербаков, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова; архитектор И.Н. Воскресенский, заслуженный архитектор Российской Федерации, председатель Комиссии по монументальному искусству Московской городской Думы.

Памятник князю Владимиру изготовлен из бронзы, постамент? из гранита, высота фигуры? 16 метров, высота постамента? 2 метра.

Архитектурное решение по благоустройству территории вокруг монумента было предложено в ходе международного конкурса, победителями которого стали молодые архитекторы Александр Томашенко и Иван Колманок. Согласно проекту, одобренному заместителем генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарином, Боровицкая площадь предстает в виде волн, символизирующих Крещение Руси.

Первоначально планировалось установить памятник на смотровой площадке Воробьевых гор, однако геологическая ситуация не позволила реализовать этот проект. После широкого общественного обсуждения и согласования с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО был утвержден проект установки памятника на Боровицкой площади в буферной зоне объекта Всемирного наследия «Московский Кремль».

В прошлом году, когда отмечалось 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, памятники Крестителю Руси были установлены в Ростове Великом, Саракташе (Оренбургская область), Батайске (Ростовская область), Кемерове, Волоколамске, Смоленске, Владимире.

Место установки памятника? Боровицкая площадь было выбрано жителями столицы в результате интернет опроса, проведенного Российским военно-историческим обществом, а также голосования на портале «Активный гражданин».

15.08.2016
Архиепископ Никон (Рождественский)

От редакции: Скульптор Зураб Церетели предложил властям Петербурга установить в городе созданный им памятник Иисусу Христу высотой около 80 метров, что превосходит параметры одной из самых известных в мире статуй Христа на горе Корковаду в Рио-де-Жанейро (38 метров, включая пьедестал). Более тысячи человек подписали петицию против установки в Петербурге этого памятника.

Статую Иисуса Христа авторства Зураба Церетели ни в коем случае не нужно устанавливать в Санкт-Петербурге, заявил РИА «Новости» председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП протоиерей Александр Пелин. «Я хочу заметить, что установка подобного рода гигантских статуй не является частью православной традиции. … Думаю, что в епархии относятся плохо, хотя за всю епархию не могу сказать», - сказал о. Александр Пелин. Он отметил, что официального решения нет, так как с таким вопросом в епархию пока не обращались. По словам о.Александра, если подобный монумент установят в Санкт-Петербурге, это нанесет «невосполнимый урон архитектурному облику города. Как вариант - его можно, конечно, поставить за Кронштадт туда, в море, на какой-нибудь остров, форт, чтоб он служил в качестве маяка. Но в Петербурге - ни в коем случае», - подчеркнул председатель Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.

В последнее время установка в России памятников святым стала приобретать масштабный характер: были установлены памятники-статуи многим святым Православной Церкви. А 10 июля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил открытый на острове Валаам памятник Пресвятой Богородице - скульптурный образ Валаамской Божией Матери высотой 3,4 метра.

Предлагаем читателям статью великого святителя и замечательного церковного публициста начала ХХ века архиепископа Никона (Рождественского) , в которой он убедительно показывает чуждость церковному благочестию и неприемлемость для православной традиции установки памятников-статуй угодникам Божиим, а уж тем более Господу нашему Иисусу Христу или Божией Матери.

* * *

М осковское Археологическое Общество хочет поставить памятник смиренным служителям Церкви Русской, святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому, и преподобному Дионисию, Радонежскому чудотворцу. Местом памятника избрана историческая Красная площадь в Москве, где уже красуется памятник Косме Минину и князю Пожарскому. Археологическое Общество желает сим памятником ознаменовать наступающее в 1912 году трехсотлетие окончания великой смуты, до основания потрясшей нашу матушку Русь в начале Х VII столетия. Памятник, очевидно, должен говорить русским людям: "Любите Русь, как мы любили, целым сердцем; будьте готовы положить за нее свои души, отдать ей беззаветно все: и ум, и сердце, не говоря уже об имуществе, отдать самую жизнь свою за ея благо. Смотрите на нас и вспоминайте наше время, наши подвиги".

Святейший Синод предоставил Археологическому Обществу произвести в текущем году во всех церквах Российской империи тарелочный сбор за всенощными бдениями и литургиями в праздники Апостолов Петра и Павла и Успения Богоматери. Так откликнулась церковная власть на начинание Археологическаго Общества.

В последнее время сборы по церквам в великие и не в великие только праздники - обычное дело. Собирают ежегодно в известные дни разныя общества: Миссионерское, Палестинское, попечения о слепых, Краснагo и других крестов, - всех таких не перечтешь: собирают и не ежегодно, а только раз или два в определенный день на то или другое доброе дело. Не могу не заметить, что святое дело христианскаго благотворения, всецело некогда принадлежавшее Церкви, ныне, большею частию, ушло из Церкви и является в нее только с кружкой или тарелкой для сборов, а все распоряжение сими сборами идет уже мимо Церкви... Не буду теперь останавливаться на этом вопросе: можно ли сие признать нормальным явлением в церковной жизни по самому существу, тем более что к настоящему случаю это едва ли может иметь и отношение. Церковь строила и строит храмы как памятники, но еще никогда не строила памятники в мирском смысле этого слова. Я хотел бы только отметить, что это даже едва ли не первый случай сбора на памятник во время богослужения в церквах наших. Собирали на построение храмов, на школы, на богадельни, на миссии, словом - на дела добрыя, но не на постройку мирского памятника. Не хочу восставать против такого сбора и теперь, ибо распоряжение церковной власти уже состоялось, никакой ереси в нем не усматривается, а потому и протестовать против него нет повода. Но при исполнении сего дела, при построении памятника, может произойти нечто такое, от чего хотелось бы предостеречь теперь же и Археологическое Общество, и тех, кто должен отвечать пред Богом и историей за возможный соблазн...

Прежде всего вспомним: когда Москва решила поставить памятник Царю-Освободителю, то покойный Государь, мудрый носитель народных идеалов, особенно был озабочен тем, чтобы этот памятник, поставленный в Кремле, этом, по его выражению «алтаре Руси православной, не нарушал своим мирским характером духовной гармонии святынь кремлевских. Он был прав: до сего времени Кремль не имел в себе ни одного памятника в западно-европейском смысле, для него ясно было, что такие памятники не вполне отвечают народному миросозерцанию. Народ знает памятники-храмы, но не памятники-статуи, и очень мудро было избрано место для памятников самому ему, великому Царю-Миротворцу, - вне всероссийскаго "алтаря" - Кремля: как-будто он смиренно вышел отсюда, чтобы в благоговении созерцать издали святыни Руси Православной с своего величественнаго трона, от храма-памятника великих событий 1812 года. А памятник своему великому отцу он закрыл дивною сенью, поучающею своими мозаиками русских людей любви к своим Царям... Пусть Императорское Археологическое Общество и те художники, которые будут обдумывать проект памятника патриарху Гермогену и преподобному Дионисию, глубоко задумаются над этим... Во всяком случае в обсуждении сего вопроса необходимо участие представителя Святейшаго Синода и окончательное его решение, прежде чем восходить на Высочайшее воззрение, должно быть предоставлено Святейшему Синоду.

Я сказал, что памятники-статуи не отвечают нашему русскому народному миросозерцанию, нашим народным идеалам. Православная Церковь не приняла ваяние в качестве церковнаго искусства: она только терпит его как исключение из общаго правила. Ваяние слишком напоминало христианину первых времен культ языческий, языческих идолов, которых так ненавидели христиане; оно, воплощая идею, недостаточно способно было одухотворить ее, слишком, так сказать, оплотеняло ее ... Вот почему оно несродно духу чистаго православия. Западная Церковь постепенно ввела в свой культ ваяние потому, что сама, хотя и безсознательно, постоянно находилась под влиянием воспринятых от язычества идей. Все римское богословие со времени разделения Церквей построено на человеческом, юридическом начале. Вся культура, искусство, наука - все имело корни в язычестве. Римская церковь не задумывалась и языческаго Зевса переделывать в Апостола Петра, вручая ему ключи Царства небеснаго. Православие взяло из языческой культуры только то, что было чисто по природе своей, что не отвлекало мысль верующаго в сторону язычества. Церковь взяла для своих храмов, например, план театра, но самый театр отвергла. Для удовлетворения потребности эстетическаго чувства она создала нечто, отдаленно напоминающее первобытный театр времен Софокла, Еврипида и др. великих трагиков (ибо театр того времени был для язычника почти богослужением), но и то очистила, возвысила, одухотворила до того, что всякое напоминание о театре исчезло. Я говорю об обрядах богослужебных, о пении и т. п. Ваяние же отвергла, заменив его живописью, вернее - иконописью. Наш народ всю свою культуру воспринял от Православной Церкви: понятно, что и на всякия статуи он смотрит с церковной точки зрения. Мне приходилось, например, слышать от простых поселян наименование памятника Пушкина "идолом". И думается мне, что уже по одному этому не следует ставить памятника святым печальникам родной земли в виде статуй: зачем насильственно навязывать народу доселе чуждое ему воззрение на памятники святым людям? Зачем вводить его в искушение мыслию о том: место ли угодникам Божиим стоять среди площади? Не будет ли это профанацией, особенно при нашей русской неряшливости, когда нередкость, например, видеть голубиный помет на памятнике Пожарскому и Минину, когда слышится не редко непечатная брань извозчиков около заветных святынь наших храмов, когда подножия памятников не защищены от возмутительных надписей?..

Пусть так, пусть ставят у нас памятники великим людям, прославившим нашу родную Русь, пусть эти памятники, как памятник Минину и Пожарскому, и говорят, и даже перстом показуют русским людям на те святыни, за которыя они грудью стояли: "не на нас смотрите - смотрите вот на эти святыни, любите их, умирайте за них: в почитании их - залог для вас Божия благословения"... Пусть даже красуется памятник славному нашему святому князю-просветителю Владимиру, высоко поднимающему св.крест над купелию Руси святой - старым Днепром: все это тени нашего славнаго прошлаго, все это - поучение современных поколений "в лицах", но все это так отзывается земным, что не следовало бы прилагать к угодникам Божиим, прославленным от Бога славою нетленною. Правда, и Владимир - Божий угодник, но он не монах, не святитель, а святителям и монахам мы еще не ставили памятников. Правда, в разных украшениях памятников, в виде деталей, как на памятнике тысячелетия Руси в Новгороде, и они есть, но ведь это - детали, а не главное, это подробности, а не целое... Во всех мирских памятниках сказывается как бы опасение: а ну - забудут люди этого человека?.. Отольем же ему возможно вечный памятник из металла: это надежнее будет... Но сердце русскаго человека не может и мысли допустить, чтобы оно забыло своих родных молитвенников пред Богом, угодников Божиих. Русский человек пойдет к их святым мощам, поклонится им в их нетленных останках, приобретет себе в дом их святую икону и станет с ними молитвенно беседовать. А есть возможность, - и храм в честь их построит, имя сыну или дочери даст. Видеть же их статуи среди площади, хотя бы и той площади, которая видела их подвиги на пользу земли родной, едва ли он пожелает...

Скажут: тогда вы совсем не желаете памятников святым людям? Да, кстати: патриарх Гермоген еще и не прославлен...

Во-первых, не пора ли прославить нетленно и открыто почивающаго в московском Успенском соборе святителя - священномученика за отечество Гермогена? Ведь в некоторых святцах XVIII века он называется уже святым. Во-вторых, я желал бы видеть памятник-храм, по меньшей мере - памятник-часовню в честь сих угодников Божиих. И представляется мне она в стиле древнерусских церквей, по внутренним стенам вся украшенная мозаиками из жизни и подвигов святителя Гермогена, преп. Дионисия Радонежскаго и - почему к ним не присоединить и подвиги Авраамия келаря Троицкаго? Против входа - икона Гермогена и Дионисия с горящею пред нею лампадою. Наружные стены можно украсить также мозаикой, если русскому стилю претят барельефы. Все должно говорить сердцу русскому о подвигах их. Какая благодарная задача для наших родных художников, каковы В.М. Васнецов и А.Н. Померанцев! Если епархиальная власть найдет полезным в часовне поставить свечной ящик, то доход от свеч должен идти на распространение изданий строго православнаго и патриотическаго содержания, дабы самый памятник великих патриотов продолжал их святую деятельность среди народа Русскаго. В известные дни, в дни памяти угодников Божиих, из ближайшаго Покровскаго собора должен быть к памятнику крестный ход для служения молебнов печальникам родной земли. Следует установить и панихиды о всех, за Веру Православную, за Царя и Отечество душу свою положивших во дни смут, как Х VII, так и нашего века, за всех, подвигом добрым подвизавшихся в то время. Такой памятник будет по сердцу народу православному. К нему будут приходить не любоваться только, не ради празднаго любопытства, но и молиться, входить в общение с теми, о ком памятник сей говорит нашему сердцу. Пора нам перестать идти в хвосте за западными народами, пора быть самобытными хотя бы в том, что завещала нам родная старина. Тем, западным, позволительно ставить статуи и святым, и не святым людям: для них старый, отживший языческий греко-римский мир был не чужой; о нас, русских, сказать этого нельзя. Мы не знали греко-римской цивилизации: мы, можно сказать, как только появились на свет во всемирной истории, так и окрещены в святую нашу веру православную. Западные народы приняли христианство уже взрослыми, мы - младенцами... Взрослый уже становится неспособен так глубоко воспринимать новые идеалы духовных воззрений, как тот, кто воспринимает их с молоком матери. Я не говорю об избранниках Божиих, о тех гигантах духа, которые прославили историю Церкви от первых времен христианства: я разумею народныя массы, народы Запада, как историческия личности. В отношении к памятникам именно так и было. Укажите хотя один пример во всей истории Церкви, когда бы Церковь в лице своих святых мужей благословила, одобрила, признала благоприятным постановку мирских памятников, кому бы то ни было из исторических деятелей? Римская Церковь, уклонившись в сторону мира, многое и усвоила заимствованное от мира.

Не лишним считаю кратко повторить здесь то, что писал я в "Душеполезном Чтении" 14 лет тому назад.

Великий знаток нашей русской народной жизни и ея идеалов, Ф.М. Достоевский, говорит, что "наш народ живет идеей православия в полноте, хотя и не разумеет ее отчетливо и научно. В сущности, в народе нашем все из нея одной, из этой идеи и исходит, по крайней мере, народ наш так хочет, всем сердцем хочет, чтобы все, что есть у него и что дают ему, из этой одной лишь идеи и исходило"... К сожалению, когда мы, в течение последних двух веков, из своего "окна" любовались на Европу и жадно учились у ней "цивилизации", мы задом стояли к родной России и ея святому православию. Оттого и набрались оттуда привозных, часто самых дешевых понятий и воззрений без всякой их оценки, и спешили, как можно скорее, применить их к своей жизни, чтобы похвалиться пред "ученою" Европою: вот-де мы какие умники!.. Но удивительное дело: старыя, древнерусския воззрения, несмотря на все усилия их забыть, затереть, несмотря на старания наших "интеллигентов" подменить их привозными, крепко живут в нашей народной массе; При всей своей духовной красоте и возвышенности, по-видимому, для этой темной массы недоступных, они каким-то инстинктом передаются из рода в род, из поколения в поколение, и когда "интеллигент", уверенный в высоте и истинности своих понятий, принятых им с Запада от "просвещенных" европейцев, развязно предлагает их русскому исконно православному простецу, то этот русский простец спокойно отвечает ему: "поди ты к Богу с своими затеями! Совсем не по душе оне нам, русским людям". Пусть наши "интеллигенты" говорят, что русское невежество не додумалось до таких прекрасных вещей, как художественные памятники великим людям: мы думаем совершенно напротив. Русский народ как великая историческая личность внутренним духовным своим инстинктом понимает вещи гораздо глубже, чем ученики Европы, от него отщепнувшиеся. Русский мужичок говорит: "Памятник ставят для того, чтобы не забыли, что жил на свете такой-то". В самом деле: в слове "памятник", как я сказал, уже не звучит ли опасение этого забвения?.. Угодникам Божиим, например, Преподобному Сергию, не ставили памятника-статуи, а попробуйте поставьте ему такой памятник, знаете ли, что скажет народ? Он скажет, что это - кощунство, профанация... Если он, по скромности своей, не говорит этого о памятнике князю Владимиру, то лишь потому, что в руках у князя крест, а поверьте: на памятник его никто не станет молиться, его удел - праздное, холодное любопытство толпы. Хорошо знал это русским православным сердцем святитель Киевский Филарет и потому в свое время протестовал против постановки памятника-статуи князю Владимиру и не постеснялся даже назвать этот памятник "идолом".

В чем же дело? Почему Русский народ так холодно-безучастно смотрит на памятники-статуи? Ответ на это находим в книге Премудрости Соломоновой, гл. 14, ст. 14, - там сказано, что "памятники вошли в мир по человеческому тщеславию" . А это чувство - нехорошее, не христианское, нехорошо оно, когда живет в сердце человека, нехорошо, когда и другие питают его чем бы то ни было. Когда достоинства, заслуги, подвиги признаются другими как проявление в человеке даров Божиих, когда все это обращается во славу Божию, когда в человеке гениальном признается величие дара Божия, тогда тщеславию нет места, и прославляемый приемлет похвалы с глубоким смирением, относя их всецело к Божией благодати. А когда о Боге забывают, когда все приписывают человеку, по крайней мере молчат о Боге, хвалят только человека и его "гений" и этому гению, как природному свойству личности человеческой, ставят памятник, тогда уже является служение страсти человеческой, служение тщеславию, а это, по народному воззрению, да и по правде Божией, есть уже тонкое идолопоклонство... Мы, православные, в отношении к нашим ближним, как живым, так и почившим, должны неизменно руководиться златым правилом нашего Спасителя: еже аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде. Примените это правило к памятникам, и ваша совесть скажет вам, что мирские памятники усопшим вовсе не нужны. Мы себе таких памятников по совести не пожелали бы, и усопшие, если бы их спросить, то же нам сказали бы. Но, может быть, памятники нам нужны? Да, нужны, но не памятники-статуи. И благочестие народное создает такие, в духе народном, и памятники. Это - памятники, дающие возможность входить с усопшими в непосредственное, живое общение в молитве, это - храмы Божии, часовни, обители... Понятно, почему покойный Государь-Праведник Александр III не пожелал на месте убиения своего родителя поставить простую часовню, а непременно - xpaм Божий: его добрая православная душа понимала все значение молитвы церковной и молитвы народной за душу Царя-Мученика в храме Божием. Пусть будут созидаемы памятники не столько лиц, сколько событий: это то же, что книги или повести о минувших судьбах родной земли. Волей-неволею приходится сделать уступку: пусть, если уж завелись они на Руси, будут памятники и лицам историческим, не-святым людям, и пусть они говорят не столько о лицах, сколько о тех великих идеях, носителями коих они были. Таков, например, и есть памятник Пожарскаго и Минина: как я уже сказал выше, он отводит мысль зрителя на заветныя святыни Кремля, на которыя и указывает нам Минин с своего пьедестала. (*) А святым Божиим, каковы суть патриарх Гермоген и преподобный Радонежский чудотворец Дионисий, ставить статуи не подобает. И без таких памятников память их в род и род , потому что в память вечную будет праведник...

1910 год.

(*) Надо сказать, что рука отлитого в бронзе Минина уже давно не указывает на святыни Кремля. Это произошло потому, что поставленный в 1818 году в центре Красной площади памятник Минину и Пожарскому был перенесён в 1930-е годы к Покровскому собору и повёрнут на 90 градусов. (Прим. ред .).

Послесловие редакции БО. Эту статью архиепископа Никона (Рождественского) мы хотим сопроводить фотографией памятника, нет, не Божьему угоднику («святыми статуями» православных уже не удивишь: они во множестве стоят уже по всей русской земле), но памятника самому Божеству (!). И если митрополит Филарет (Амфитеатров), протестуя против постановки статуи князю Владимиру, не постеснялся назвать этот памятник «идолом», то каким словом следует назвать это стоящее за алтарём ярославского Успенского собора изваяние?


Когда мы воочию увидели это безобразие, то первым нашим желанием было снять на видеокамеру те кощунства, что совершались на наших глазах. Например, бросание в евхаристическую чашу монеток, пожимание рук ангелов (на фотографии можно видеть, что они блестят от частых прикосновений)… Мы хотели снять всё это и показать другим, чтобы хоть как-то воспротивиться богохульству, но вовремя остановились по следующей причине. Бросавшие монеты в чашу прохожие (едва не наступая при этом на надпись, которая гласит, что этот памятник изображает собой Святую Троицу), наверняка, имели самые простые мысли. Вроде того, что если я попаду в чашу или прикоснусь к руке, то загаданное мною желание исполнится. Они-то думали просто, зато находящиеся рядом с ними и понимающие, что происходит недопустимое, становились соучастниками действий, которые нужно назвать не одним только кощунством, но самым настоящим идолослужением.

То же и в нашем случае. Имея доброе желание через показ непотребства прекратить непотребство, мы сами того не зная, приобщили бы к богохульству тысячи читателей сайта «Благодатный Огонь». Мы невольно стали участниками идолослужения в Ярославле, и сделали бы таковыми всех читателей БО, если бы показали то, чему были свидетелями. Неужели это не очевидно?

Что скажем в итоге? Если в 1918 году прекрасный город Ярославль постигло праведное прещение Божие за отступление от Православной веры, и он был расстрелян из пушек, то расстрел из каких огненных орудий может ожидать его за такие «памятники»? Впрочем, это вопрос не к простодушным ярославцам, которые не ведят бо что творят (Лк. 23,34), но к духовным отцам и правителям города, собирающим подобным «богопочитанием» на свои головы и головы своих сограждан праведный гнев Божий.

Благодатный Огонь

В День народного единства 4 ноября 2016 года в Москве состоялась торжественная церемония по случаю открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

Монумент можно назвать, в полном смысле, народным, он создан на средства Российского военно-исторического общества и частных пожертвований. Всего было собрано более 100 миллионов рублей.

Памятник Владимиру установлен на Боровицком холме, его высота вместе с постаментом составляет 17,5 метров. Скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита, авторы проекта - художник Салават Щербаков и скульптор Игорь Воскресенский.

Надо отметить, что первоначально у общественности и экспертов были опасения, что фигура князя Владимира станет похожей на Петра Первого , выполненного Церетели, что на Крымской набережной. Возможно, что именно из-за этих сомнений ранее задуманная высота в 24 метра была значительно уменьшена.

Хотя монумент получился и высокий, но он удачно вписался в окружающее пространство, не подавляя другие достопримечательности Москвы рядом с Кремлем .

По мнению большинства историков и обычных горожан, памятник Владимиру удался. При его создании авторы не хотели, чтобы монумент был похож на икону и поэтому созданный ими бронзовый князь - не только святой, но и воитель, и политик. Это спокойный и сильный, мужественный и уверенный в себе правитель и воин.

Три барельефа рассказывают нам о жизни и деяниях князя. Это настоящие скульптурные картины. Первая из них прославляет князя Владимира как правителя и строителя русских городов. На втором барельефе мы видим крещение Владимира и на третьем изображено крещение Руси.

Памятник Владимиру - из истории создания

Решение о создании памятника Владимиру было принято в начале 2015 года. В тот год исполнялось 1000 лет со дня смерти князя. К этой памятной дате монумент соорудить не успели, но был установлен памятный знак, закладной камень которого освятил Патриарх Кирилл.

Первоначально предполагалось водрузить скульптуру на Воробьевых горах , что вызвало резкий протест общественности. К тому же геологическая ситуация не позволяла это сделать.

Чтобы учесть мнение москвичей, место для строительства было выбрано путем голосования в мобильном приложении «Активный гражданин». Из предложенных трех вариантов (Боровицкая, Лубянская площадь или парк Зарядье) больше всего голосов набрал первый вариант. ЮНЕСКО также не была против этого решения.

Изготовление монумента

Отливка элементов скульптуры велась на литейном заводе в Химках, причем, правая рука и крест были отлиты отдельно от фигуры князя. Всего на создание монумента ушло 25 тонн бронзы и такое же количество стали для изготовления внутреннего каркаса, внутри которого укреплена техническая лестница.

Чтобы перевести памятник на тягаче, была сооружена специальная 20-ти тонная конструкция. На Боровицкой площади построили специальный каркас, внутри которого с помощью 500-тонного крана был выполнен монтаж памятника. Затем промышленные альпинисты две недели выполняли сварочные работы.

О князе Владимире

Князь Владимир вошел в историю как собиратель русских земель. Он всеми силами и путями укреплял Русское государство. Совершив ряд походов на запад и восток против хазар и ятвягов, поляков и волжских болгар, ему удалось подчинить Русскому государству много новых территорий. Русь превратилось в державу, играющую важную роль в мировой политике.

Князь Владимир известен как креститель Руси. Относительно выбора веры сохранилась легенда, согласно которой князь беседовал с представителями разных религий, но остановился на христианстве.

В летописи сказано, что после завоевания Корсуни (Херсонеса), Владимир пожелал взять в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Согласие правителей было получено, но при условии, что Анна должна выйти замуж за единоверца, то есть Владимир должен был принять православную веру.

Князь и вся его дружина приняли обряд крещения, после чего произошло бракосочетание. Дата и место этих событий точно не установлены, но годом крещения Руси считается 988.

Памятник Владимиру в Москве получился ярким и эстетически привлекательным. Он удачно дополнил комплекс достопримечательностей столицы , расположенных в окрестностях Кремля . Так это или иначе рассудит время. Наши дети и внуки сами оценят монумент и выразят свое мнение.

19 ноября 2013 года рядом с храмом, возведенным во имя преподобной Евфросинии, как назвалась после пострига в монахини великая княгиня Евдокия, жена князя Дмитрия Донского, дочь князя Суздальского, при большом стечении народа после торжественного молебна состоялось открытие памятника этим святым.

Первый в России памятник святым Евдокии Московской (в монашестве Евфросинии, 1353-1407) и Дмитрию Донскому (1350-1389) с детьми открылся при храме Евфросинии на Нахимовском проспекте, монумент освятил викарий патриарха Московского и всея Руси епископ Егорьевский Марк.

Преподобная Евфросиния после смерти мужа, великого князя Дмитрия Донского, фактически стояла во главе Московского княжества, будучи блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Она также основала Вознесенский женский монастырь, ставший усыпальницей многих представительниц великокняжеского и царского рода и разрушенный в 1929 году. Евфросиния Московская почитается небесной покровительницей российской столицы, первопрестольного града Москвы.

При жизни Дмитрий и Евдокия очень много делали для москвичей. Княгиня была первой сестрой милосердия во время моровой язвы, раздавала щедро милостыню погорельцам, посещала вдов, сирот. В такой помощи, во времена постоянных междоусобиц и войн, нуждалась едва ли не каждая семья. И милосердие Евдокии было настолько искренним и всеобъемлющим, что москвичи еще при жизни называли ее матерью, а после смерти - покровительницей. Память о великой княгине-заступнице была так велика, а сама княгиня почитаема, что и через 500 лет после ее блаженной кончины, в 1907 году, собрались в Москве люди, чтобы почтить преподобную. Они шли в столицу крестными ходами, из разных храмов, монастырей, объединялись на Красной площади, и было их так много, что храмы кремлевские не могли всех вместить.

На наше время выпало уже 600-летие со дня кончины преподобной. Храм на многолюдном Нахимовском проспекте - первый в России, построенный в честь преподобной Ефросиньи. Храм, которому отвели место на юго-западе Москвы исключительно по градостроительным соображениям, как оказалось, еще и чудесным образом привязан к этим землям. По летописным источникам и архивным материалам, поднятым в связи со строительством храма, выходило, что здешние места в летописях значились как Верхние и Нижние Котлы и входили в усадьбу Дмитрия Донского. Здесь встречалась Евдокия с митрополитом Киприаном, покинувшим Москву после ссоры с князем, и уговаривала его вернуться.

Не было после смерти Дмитрия стабильности в российском государстве, зародившемся, по сути, стараниями великокняжеской семьи. Вот и хотела Евдокия, чтобы правление сына Василия отличалось порядком и устойчивостью, потому и заручилась поддержкой митрополита Киприана, имевшего, выражаясь современным языком, огромный авторитет среди москвичей. С возвращением митрополита Киприана, причисленного впоследствии к лику святых, Москва станет духовным центром русских земель. А Евдокия продолжит политику укрепления княжества. И построит немало церквей и монастырей, среди которых вознесется в небесную синь и будет для потомков ярким примером подвижничества Спасо-Вознесенский женский монастырь в Московском кремле у Фроловских (ныне Спасских) ворот. Где в 1407 г. упокоится сама преподобная. В почитании преподобной Евфросинии святилище столь неразрывно связано с основанным ею кремлевским монастырем, даже письма, адресованные на имя нынешнего настоятеля храма, пишут порой по-старинному: «Спасо-Вознесенский монастырь, храм Евфросинии Московской, протоиерею Алексею Ладыгину». Вознесенский собор, ставший усыпальницей для всех великих жен Руси - княгинь, цариц, в 1929 г. был уничтожен, но мощи благоверной Ефросиньи чудесным образом сохранились. Их частичка находится нынче и в храме на Нахимовском. Так же участвовала в строительстве Сретенского, Рождественского, Зачатьевского монастырей. Евдокия создает первую иконописную артель, приглашает Феофана Грека… Еще при жизни она исцелила 30 человек… первым исцелила слепого, который просил милостыню

По словам настоятеля храма преподобной Евфросинии протоиерея Алексия Ладыгина, открытие памятника Дмитрию Донскому, Евдокии Московской и их детям - "возвращение к подлинным ценностям, исконным для нашего народа ценностям семьи". "Это поразительный феномен для мировой истории. Они были образцом в отношениях друг к другу, в молитвенном правиле, в своих поступках. Это были ответственные люди".

Высота отлитого в Солнечногорске памятника с постаментом - четыре метра; это проект молодого скульптора Дмитрия Кукколоса. Памятник построен на пожертвования.

На церемонии открытия присутствовали председатель попечительского совета программы "Святость материнства" Наталья Якунина, президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, автор книги "Кремлевские жены" Лариса Васильева, заслуженная артистка России, супруга Николая Караченцова Людмила Поргина и другие известные женщины.

Именно здесь, во вновь отстроенном храме в честь святой Русской Церкви, спустя 605 лет появилось, наконец, место, где поминают преподобную Евфросинию Московскую каждый день. И сам храм стал настоящим памятником в честь беззаветного служения государству российскому.

Дудина Маргарита Игоревна, 10 лет

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади возглавили церемонию открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Церемонию посетили председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр обороны РФ С.К. Шойгу, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, мэр Москвы С.С. Собянин, члены Правительства России, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства.

Из числа представителей Русской Православной Церкви присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

Также присутствовали митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Татжуддин, главный раввин России Берл Лазар, архиепископ, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев и другие представители традиционных религий.

Участников церемонии приветствовал Президент России В.В. Путин:

«Ваше Святейшество! Уважаемые москвичи! Дорогие друзья!

Приветствую вас и поздравляю с открытием памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это большое, значимое событие и для Москвы, и для всей нашей страны, и для всех российских соотечественников. Символично, что оно проходит в День народного единства и именно здесь, в центре столицы, у стен древнего Кремля, в самом сердце России.

Новый памятник ― дань уважения нашему выдающемуся предку, особо почитаемому святому, государственному деятелю и воину, духовному основателю государства Российского.

Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии.

Его эпоха знала немало свершений, и важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси. Этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины, заложил нравственные, ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне.

Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие.

И сегодня наш долг ― вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия, идти вперёд, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории.

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства. Успехов и благополучия всем гражданам России».

Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Дорогие участники торжественной церемонии!

Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически: отправил своих послов, чтобы понять, «где кто како служит Богу». Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу - выбору веры.

Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, - это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.

Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.

Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.

Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности - это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.

Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом, хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен - и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.

Этот памятник - напоминание всякому, взирающему на него: «А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?»

Христианин - это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности - это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.

Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, - это всё равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.

Владимир в народном сознании был Красным Солнышком - так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда - для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, - тогда она перестает быть истиной. Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобили Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.

Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь заметен, но его следствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба, - не только каждого из нас, но и всего мира.

Памятник князю Владимиру - это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».

На церемонии также выступила президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына.

Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение памятника и окропил скульптурное изображение Крестителя Руси освященной водой.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Данилова ставропигиального монастыря (регент ― Г.Л. Сафонов).

Затем Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили открытие XV выставка-форума «Православная Русь» в Центральном выставочном зале «Манеж».

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру сооружен по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) и Правительства города Москвы. По информации РВИО, памятник изготовлен за счет средств общества и частных пожертвований. Работы по благоустройству Боровицкой площади и установке памятника осуществлены Правительством Москвы за счет средств города.

Авторы памятника: скульптор С.А. Щербаков, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова; архитектор И.Н. Воскресенский, заслуженный архитектор Российской Федерации, председатель Комиссии по монументальному искусству Московской городской Думы.

Памятник князю Владимиру изготовлен из бронзы, постамент ― из гранита, высота фигуры ― 16 метров, высота постамента ― 2 метра.

Архитектурное решение по благоустройству территории вокруг монумента было предложено в ходе международного конкурса, победителями которого стали молодые архитекторы Александр Томашенко и Иван Колманок. Согласно проекту, одобренному заместителем генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарином, Боровицкая площадь предстает в виде волн, символизирующих Крещение Руси.

Первоначально планировалось установить памятник на смотровой площадке Воробьевых гор, однако геологическая ситуация не позволила реализовать этот проект. После широкого общественного обсуждения и согласования с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО был утвержден проект установки памятника на Боровицкой площади в буферной зоне объекта Всемирного наследия «Московский Кремль».

В прошлом году, когда отмечалось 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, памятники Крестителю Руси были установлены в Ростове Великом, Саракташе (Оренбургская область), Батайске (Ростовская область), Кемерове, Волоколамске, Смоленске, Владимире.

Место установки памятника ― Боровицкая площадь было выбрано жителями столицы в результате интернет опроса, проведенного Российским военно-историческим обществом, а также голосования на портале «Активный гражданин».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси