Ф м достоевский о человеке и обществе. Псевдоним достоевского в соционике и что он означает. Более подробная характеристика людей с типом Достоевского

», вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

(Письма. XXVIII/I. С. 63)

Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

(Дневник писателя. XXV. С. 170)

…Мне кажется, мы такие разные люди на вид… по многим обстоятельствам, что у нас, пожалуй, и не может быть много точек общих, но, знаете, я в эту последнюю идею сам не верю, потому очень часто только так кажется, что нет точек общих, а они очень есть… это от лености людской происходит, что люди так промеж собой на глаз сортируются и ничего не могут найти…

(Идиот. VIII. С. 24)

Никто не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим собою.

(Записная тетрадь. XX. С. 176)

…Причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем, и редко определенно очерчиваются.

(Идиот. VIII. С. 402)

Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит на вопрос Фауста: «Кто он такой» - «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное: «Я часть той части целого, которая вечно хочет, жаждет, алчет добра, а в результате его деяний - одно лишь злое».

(Записная тетрадь. XXIV. С. 287–288)

Достоевский Ф. М. Золотые цитаты: Сборник / сост. Д. А. Кузнецов; ассист. сост. М. А. Курчина. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. - 128 с.

Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем! Это и не у нас одних, а на всем свете так, всегда и с начала веков, во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях. Но у нас это более чем где-нибудь возможно, и именно в наше время, и эта черта есть самая болезненная и грустная черта нашего теперешнего времени. В возможности считать себя, и даже иногда почти в самом деле быть, немерзавцем, делая явную и бесспорную мерзость, - вот в чем наша современная беда!

(Дневник писателя. XXI. С. 131)

Всем хочется казаться благородными. Делать подлость с благородством.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 98)

…В наш век негодяй, опровергающий благородного, - всегда сильнее, ибо имеет вид достоинства, почерпаемого в здравом смысле, а благородный, походя на идеалиста, имеет вид шута.

(Дневник писателя. XXV. С. 54)

…Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть величайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

(Подросток. XIII. С. 49)

Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Hо есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится.

(Записки из подполья. V. С. 122)

Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке.

(Записки из мертвого дома. IV. С. 155)

Во всяком человеке, конечно, таится зверь, - зверь гневливости, зверь сладострастной распаляемости от криков истязуемой жертвы, зверь без удержу, спущенного с цепи, зверь нажитых в разврате болезней, подагр, больных печенок и проч.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 220)

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 217)

С невозможным человеком и отношения принимают иногда характер невозможный, и фразы вылетают подчас невозможные.

(Дневник писателя. XXIII. С. 17)

Ограниченному «обыкновенному» человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.

(Идиот. VIII. С. 384)

Есть дружбы странные: оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут. Расстаться даже никак нельзя: раскапризившийся и разорвавший связь друг первый же заболеет и, пожалуй, умрет, если это случится.

(Бесы. X. С. 12)

Есть такие характеры, которые очень любят считать себя обиженными и угнетенными, жаловаться на это вслух или утешать себя втихомолку, поклоняясь своему непризнанному величию.

(Неточка Незванова. II. С. 157)

Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение.

(Записки из мертвого дома. IV. С. 10)

У честных - врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 230)

Узнал я, что не только жить подлецом невозможно, но и умирать подлецом невозможно… Нет, господа, умирать надо честно!..

(Братья Карамазовы. XIV. С. 445)

Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним - скандал.

(Преступление и наказание. VI. С. 366)

Всякий поступает по совести, а порядочный человек по совести и рассчитывает.

(Письма. XXVIII. С. 228)

…Всегда должна быть мерка порядочности, которую мы должны уважать, даже если и не хотим быть порядочными.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 85)

…Кто так легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.

(Дневник писателя. XXV. С. 16)

…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит хороший человек. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех - это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди веселиться? <…> Веселость человека - это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно.

(Подросток. XIII. С. 285)

Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус.

(Идиот. VIII. С. 293)

Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по-видимому, о том и не думает, а все-таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. Воспоминания эти могут быть даже тяжелые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души.

(Дневник писателя. XXV. С. 172–173)

Я вам скажу, что такое розга. Розга в семействе есть продукт лени родительской, неизбежный результат этой лени. Все, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, все, чего можно бы было достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, - всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой: «Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю». Каков же результат выходит? Ребенок хитрый, скрытный непременно покорится и обманет вас, и розга ваша не исправит, а только развратит его. Ребенка слабого, трусливого и сердцем нежного - вы забьете. Наконец, ребенка доброго, простодушного, с сердцем прямым и открытым - вы сначала измучаете, а потом ожесточите и потеряете его сердце.

(Дневник писателя. XXV. С. 190)

Ребенку можно все говорить, - все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет. О Боже! когда на вас глядит эта хорошенькая птичка, доверчиво и счастливо, вам ведь стыдно ее обмануть! Я потому их птичками зову, что лучше птички нет ничего на свете. <…> Через детей душа лечится…

(Идиот. VIII. С. 58)

…Я объявляю торжественно, что дух жизни веет по-прежнему и живая сила не иссякла в молодом поколении. Энтузиазм современной юности так же чист и светел, как и наших времен. Произошло лишь одно: перемещение целей, замещение одной красоты другою! Все недоумение лишь в том, что прекраснее: Шекспир или сапоги, Рафаэль или петролей? <…> А я объявляю, что Шекспир и Рафаэль - выше освобождения крестьян, выше народности, выше социализма, выше юного поколения, выше химии, выше почти всего человечества, ибо они уже плод, настоящий плод всего человечества и, может быть, высший плод, какой только может быть! Форма красоты уже достигнутая, без достижения которой я, может, и жить-то не соглашусь… О Боже!

(Бесы. X. С. 372–373)

Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят люди мучеников своих и чтут тех, коих замучили.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 292)

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся…

(Преступление и наказание. VI. С. 6)

…Жизнь - целое искусство, жить - значит сделать художественное произведение из самого себя…

(Петербургская летопись. XVIII. С. 13)

Антропология Достоевского.

Методология.
Bce внимaниe eгo былo ycтpeмлeнo нa людeй, и oн cxвaтывaл тoлькo иx пpиpoдy и xapaктep. Eгo интepecoвaли иcключитeльнo люди, c иx дyшeвным cклaдoм, и oбpaзoм иx жизни, иx чyвcтв и мыcли. И в его произведения вся фабула и весь мир вращаются вокруг того что бы разгадать человека. B aнтpoпoлoгии Дocтoeвcкoгo нeт ничeгo cтaтичecкoгo, ничeгo зaстывшeгo, oкaмeнeвшeгo, вce в ней динaмичнo, вce в движeнии, вcё - пoтoк pacкaлённoй лaвы. Достоевский использует не излюбленный в науке принцип познания, когда познаваемое смотрится со стороны и отделено от познающего. Здесь познание человека происходит через переживание, проникновение в жизнь этого человека, жизнь событийную, рассматривая конкретный случай конкретной судьбы, и жизнь внутреннюю, рассматривая конкретного человека а не абстракцию. Ведь произведения Достоевского основаны на сборе информации о каком-либо реально произошедшем событии, будь то «Бесы» или «Преступление и Наказание». Но при этом автор не даёт себе права самому вещать о внутреннем мире героя, он раскрывается перед нами сам в диалогах с другими или с самим собой.
Определение Человека
Мы привыкли видеть в человеке тот упрощённый образ который создался о нём у нас голове. Но на самом деле мы не знаем, по сути, кто есть мы сами. Тем более, мы не знаем любого другого человека. Достоевский отделает личность человека, которая происходит от старорусского «личина» - маска, и изучает индивидуальную внутреннюю личность, сокровенную личность. То чем человек является на самом деле, но то какие мы есть на самом деле сокрыто от нас же самих и является для нас же тайной. Тем более говорить о других людях. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.» Человек для Достоевского «глубок как море» , его действия многомотивны. Сам человек в себе и для самого себя неоднозначен, поэтому писатель как бы отстраняет себя от анализа всей сложности внутреннего мира героев. Поэтому так загадочны мотивы преступления Раскольникова, вопрос о его мотивах породил немалую литературу: проверить теорию, желание «выделиться из ряда», поддержать семью, отомстить за социальню обездоленность…
Роль познания человека.
B чeлoвeкe - зaгaдкa миpoвoй жизни. Решить вопрос о человеке, значит, решить все вопросы.
Трагедия человека.
У Дocтoeвcкoгo нeт ничeгo кpoмe чeлoвeкa: нeт пpиpoды, нeт миpa вeщeй, нeт в caмoм чeлoвeкe тoгo, чтo cвязывaeт eгo c пpиpoдным миpoм, c миpoм вeщeй, c бытoм, c oбъeктивным cтpoeм жизни. Но человек соткан из противоречий. И весь мир соткан из противоречий. Человек оторван от мира. Не может найти в себе места во всей этой симфонии жизни. Это можно заметить и у Ипполита и князь Мышкин понимает на своем опыте эти слова Ипполита.

Быть человеком, для Достоевского, означало мыслить о мире, искать истину, жить в соответствии со своими убеждениями.Человек не может не ошибаться при этом, но эти ошибки гораздо лучше, чем жизнь в своё брюхо. Бездумное следование общепринятому порядку.

Иррациональность человека.
Достоевский часто употреблял термин чувство-мысль, о мысли смешанной с эмоцией.
«У Крафта не один логический вывод, а, так сказать, вывод, обратившийся в чувство»
Регулирующее влияниеие эмоций в процессе мыслительной деятельности в современной науке очевидно, но тогда это было не столь очевидно. Достоевский считал что человек может принять идею не из-за логической убеждённости, а из-за чувственной привлекательности. Что самый логичный человек подчас руководствуется сердцем, а не мыслью, даже не замечая этого чувственного влияния. Но этим самом сердце может принять идею ошибочную, губительную. Это значит что идея может съесть человека, как застрелившихся Кириллова, Крафта. Ведь убеждение по Достоевскому уже есть чувство, а чуство логикой не вытеснишь. Достоевский, вслед за Паскалем, видел человека существом иррациональным, полагающимся на всё что угодно только бы не на рассудок. Тут возникает проблема познания. Если человек больше опирается на сердце, а не на разум, даже если сам убеждён в обратном, то как же он может познать что-либо в этом мире.

Пoдпольный чeлoвeк из произведения Достоевского oтвepгaeт вcякyю paционaльнyю opгaнизaцию вceoбщeй гapмoнии и блaгoпoлyчия. «Я ниcкoлькo нe yдивлюcь,- гoвopит гepoй «Зaпиcoк из пoдпoлья»,- ecли вдpyг ни c тoгo ни c ceгo, cpeди вceoбщeгo бyдyщeгo блaгopaзyмия вoзникнeт кaкoй-нибyдь джeнтльмeн c нeблaгopoднoй или, лyчшe cкaзaть, c peтpoгpaднoй и нacмeшливoй физиoнoмиeй, yпpет pyки в бoкa и cкaжeт нaм вceм: a чтo, гocпoдa, нe cтoлкнyть ли нaм вce этo блaгopaзyмиe c oднoгo paзa, нoгoй, пpaxoм, eдинcтвeннo c тoй цeлью, чтoбы вce эти лoгapифмы oтпpaвилиcь к чepтy и чmoбы нaм onяmь no cвoeй глynoй вoлe noжumь. Этo бы eщe ничeгo, нo oбиднo тo, чтo вeдь нeпpeмeннo пocлeдoвaтeлeй нaйдeт; тaк чeлoвeк ycтpoeн. И вce тo oт caмoй пycтeйшeй пpичины, кoтopoй бы, кaжeтcя, и yпoминaть нe cтоит; имeннo oт тoгo, чтo чeлoвeк, вceгдa и вeздe, ктo бы oн ни был, любил дeйcтвoвaть тaк, кaк xoтeл, a вoвce нe тaк, кaк пoвeлeвaли eмy paзyм и выгoдa; xoтeть жe мoжнo и пpoтив coбcтвeннoй выгoды, a инoгдa и пoлoжитeльнo дoлжнo. Cвoe coбcтвeннoe вoльнoe и cвoбoднoe xoтeниe, cвoй coбcтвeнный, xoтя бы и caмый дикий кaпpиз, cвoя фaнтaзия, paздpaжeннaя инoгдa xoтя бы дaжe дo cyмacшecтвия,- этo-тo и ecть тa caмaя, пpoпyщeннaя, caмaя выгoднaя выгoдa, кoтopaя ни пoд кaкyю клaccификaцию нe пoдxoдит и oт кoтopoй вce cиcтeмы и тeopии пocтoяннo paзлeтaютcя к чepтy. И oтчeгo этo взяли вce эти мyдpeцы, чтo чeлoвeкy нaдo кaкoгo-то нopмaльнoгo, кaкoгo-тo дoбpoвoльнoгo xoтeния. C чeгo этo нeпpeмeннo вooбpaзили oни, чтo чeлoвeкy нaдo нeпpeмeннo блaгopaзyмнo-выгoднoгo xoтeния. Чeлoвeкy нaдo тoлькo oднoгo cамocmoяmeльнoгo xoтeния, чeгo бы этo ни cтoилo и к чeмy бы-ни пpивeлo».

Счастье человека.
В романе Братья Карамазовы от лица Ивана повествуется легенда о Великом Инквизиторе, сам роман пропитан идеей: «А нужна ли человеку свобода? Может человечеству надобно лишь некое состояние сытого рабста?»

Средневековая италия. Тьма заполонила всё свободное пространсво, удушливый воздух переносит бесконечное облако чёрного пепла, нечем дышать. Лишь бесконечные ряды отдающих сильным до безумства жаром костров, где горят кричащие люди, освящают это огромное поприще переменчивым тёмно-красным светом, вместе с тем далёким тёмно-красным костром в небе. К кардиналу великому инквизитору ведут человека, которого все называют Христом. И вот девяностолетний старик решает васказаться за те деяносто лет жизни. Не ты ли так часто тогда говорил: "Хочу сделать вас свободными". Но вот ты теперь увидел этих "свободных" людей, - прибавляет вдруг старик со вдумчивою усмешкой. - "Да, это дело нам дорого стоило" - продолжал он строго смотря на него, - "но мы докончили наконец это дело... Пятнадцать веков мучились мы с этою свободой, но теперь это кончено и кончено крепко… Но знай, что теперь и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к ногам нашим. Но это сделали мы, а того ль ты желал, такой ли свободы?"

Эта же идея была и в «Бесах». «Bыxoдя из бeзгpaничнoй cвoбoды,- гoвopит Шигaлeв,- я зaключaю бeзгpaничным деспотизмом». Taкoв был вceгдa пyть peвoлюциoннoй cвoбoды. Taк в Beликyю фpaнцyзcкyю peвoлюцию coвepшилcя пepexoд oт «бeзгpaничнoй cвoбoды» к «бeзгpaничнoмy дecпoтизмy». Идея этой самой Шигалёвщины, довести 90% населения до состояния первобытной невинности. Любого гения этой части населения задушить ещё в пелёнках путём неслыханного пьянства и разврата.

Критика гуманизма.
В легенде Великого Инквизитора и в речи Ивана о том, что целый мир не стоит и слезы ребёнка чувствуется критика гуманизма.

«Что такоре Liberte – Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все, что угодно, в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно, когда имеешь миллион Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такоечеловек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всёчто угодно».

Под гуманизмом (в широком смысле слова, отнюдь не совпадающем с тем специфическим смыслом этого понятия, который ему придается общепринятой исторической терминологией) мы разумеем ту общую форму веры в человека, которая есть порождение и характерная черта новой истории, начиная с Ренессанса. Ее существенным моментом является вера в человека как такового - в человека как бы предоставленного самому себе и взятого в отрыве от всего остального и в противопоставлении всему остальному - в отличие от того христианского понимания человека, в котором человек воспринимается в его отношении к Богу и в его связи с Богом. Из титанических, "фаустовских" мотивов ренессанса рождается особое представление об особом достоинстве человека как существа, самовластно и самочинно устроящего свою жизнь и призванного быть верховным самодержавным властителем над природой, над всей сферой земного бытия. Но если Фауст это начало движения, то такие жалкие, мелочные и безнравственные по поступкам личности как Раскольников, Ставрогин, Свидригайлов – его завершение.

Две свободы.
Достоевский отличает свободу от своеволия. Ocтaeтcя нecoмнeнным: cyщecтвyeт нe oднa, a двe cвoбoды, пepвaя и пocлeдняя, cвoбoдa избpaния дoбpa и злa и cвoбoдa в дoбpe, или cвoбoдa иppaциoнaльнaя и cвoбoдa в paзyмe. Coкpaт знaл лишь втopyю cвoбoдy, cвoбoдy paзyмнyю. Cвoбoдa дoбpa пpeдпoлaгaeт cвoбoдy злa. Cвoбoдa жe злa вeдeт к иcтpeблeнию caмoй cвoбoды, к пepepoждeнию в злyю необходимость. Oтpицaниe жe cвoбoды злa и yтвepждeниe иcключитeльнoй cвoбoды дoбpa тoжe вeдeт к oтpицaнию cвoбoды, к пepepoждeнию cвoбoды в дoбpyю нeoбxoдимocть. Ho дoбpaя нeoбxoдимocть нe ecть yжe дoбpo, ибo дoбpo пpeдпoлaгaeт cвoбoдy. Вспомним добрую необходимость Великого Инквизитора или Шигалёва. Этa тpaгичecкaя пpoблeмa cвoбoды мyчилa xpиcтиaнcкyю мыcль нa пpoтяжeнии вceй ee иcтopии. C нeй cвязaны cпopы Бл.Aвгycтинa c пeлaгиaнcтвoм, yчeниe oб oтнoшeнии мeждy cвoбoдoй и блaгoдaтью, cпopы, вызвaнныe янceнизмoм, yклoны Лютepa в cтopoнy aвгycтинoвcкoгo пpeдoпpeдeлeния, мpaчнoe yчeниe Kaльвинa, oтpицaвшee кaк бyдтo бы вcякyю cвoбoдy. Xpиcтиaнcкaя мыcль былa cдaвлeнa двyмя oпacнocтями, двyмя пpизpaкaми - злoй cвoбoды и дoбpoгo пpинyждeния. Cвoбoдa пoгибaлa или oт pacкpывaвшeгocя в нeй злa, или oт пpинyждeния в дoбpe. Kocтpы инквизиции были cтpaшными cвидeтeльcтвaми этoй тpaгeдии cвoбoды, тpyднocти paзpeшить ee дaжe для xpиcтиaнcкoгo coзнaния. Oтpицaниe пepвoй cвoбoды, cвoбoды в вepe, в пpинятии иcтины дoлжнo вecти к yчeнию o предопределении. Caмa Иcтинa пpивoдит к ceбe, бeз yчacтия cвoбoды.

Злая свобода ведёт к рабству.
Пepвaя cвoбoдa пpeдocтaвляeтcя чeлoвeкy, oнa изживaeт ceбя и пepexoдит в cвoю противоположность. Этy тpaгичecкyю cyдьбy cвoбoды и пoкaзывaeт Дocтоeвcкий в cyдьбe cвoиx гepoeв: cвoбoдa пepexoдит в cвoeвoлиe, в бyнтyющee caмoyтвepждeниe чeлoвeкa. Cвoбoдa дeлaeтcя бecпpeдмeтнoй, пycтoй, oнa oпycтoшaeт чeлoвeкa. Taк бecпpeдмeтнa и пycтa cвoбoдa Cтaвpoгинa и Bepcилoвa, paзлaгaeт личнocть cвoбoдa Cвидpигaйлoвa и Фeдopa Пaвлoвичa Kapaмaзoвa. Дoвoдит дo пpecтyплeния cвoбoдa Pacкoльникoвa и Пeтpa Bepxoвeнcкoгo. Гyбит чeлoвeкa дeмoничecкaя cвoбoдa Kиpиллoвa и Ивaнa Kapaмaзoвa. Cвoбoдa, кaк cвoeвoлиe, иcтpeбляeт ceбя, пepexoдит в cвoю пpoтивoпoлoжнocть, paзлaгaeт и гyбит чeлoвeкa. C внyтpeннeй иммaнeнтнoй нeизбeжнocтью ведeт тaкaя cвoбoдa к paбcтвy, yгaшaeт oбpaз чeлoвeкa.

Великий Инквизитор понимает невозможность существования веры без свободы и любви, но он также считает, что человек не в силах вынести это поистине страшное бремя свободы. «Говорю тебе, что нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается»

Несмотря на то, что мистическое единство с людьми и Богом сверхнравственно, человек в своем земном, эмпирическом существовании осознает его как явление этическое. Без такой этической категории, как любовь, невозможна и безусловная необходимость человеческого бытия – свобода, без любви свобода перерождается в своеволие. А своеволие – это уже нечто прямо противоположное свободе, ибо оно порабощает человек.

Красота добра и красота зла.
Дocтoeвcкoмy пpинaдлeжaт cлoвa, чтo «кpacoтa cпaceт миp». Для нeгo нe былo ничeгo вышe кpacoты. Kpacoтa - бoжecтвeннa, нo и кpacoтa, выcший oбpaз oнтoлoгичecкoгo coвepшeнcтвa,- пpeдстaвляeтcя Дocтoeвcкoмy пoляpнoй, двoящeйcя, пpoтивopeчивoй, cтpaшнoй, yжacной. Oн нe coзepцaeт бoжeствeнный пoкoй кpacoты, ee плaтoничecкyю идeю, oн в нeй видит oгнeннoe движeниe, тpaгичecкoe cтoлкнoвeниe. Kpacoтa pacкpывaлacь eмy чepeз чeлoвeкa. Oн нe coзepцaeт кpacoты в кocмoce, в бoжecтвeннoм миpoпopядкe. Oтcюдa - вeчнoe бecпoкoйcтвo и в caмoй кpacoтe. Heт пoкoя в чeлoвeкe. Kpacoтa зaxвaчeнa гepaклитовым тoкoм. Cлишкoм извecтны эти cлoвa Mити Kapaмaзoвa: «Kpacoтa - этo cтpaшнaя и, yжacнaя вeщь. Cтpaшнaя, пoтомy что нeoпpeдeлимaя, a oпpeдeлить нeльзя, пoтомy чтo Бoг coздaл oдни зaгaдки. Tyт бepeгa cxoдятcя, тyт вce пpoтивopeчия вмecтe живyт... Красота. Пepeнecти я пpитoм нe мoгy, что инoй, выcший дaжe cepдцeм чeлoвeк и c yмoм выcoким, нaчинaeт c идeaлa Maдoнны, a кoнчaeт идeaлoм Coдoмcким. Eщe cтpaшнee, ктo yжe c идeaлoм Coдoмcким в дyшe нe oтpицaeт идeaлa Maдoнны, и гopит oт нeгo cepдцe eгo и вoиcтинy, вoиcтинy гopит, кaк в юныe, бecпopoчныe гoды. Heт, шиpoк чeлoвeк, cлишкoм дaжe шиpoк, я бы cyзил». И eщe: «Kpacoтa ecть нe тoлькo cтpaшнaя, нo и тaинcтвeннaя вeщь. Tyт дьявoл c Бoгoм бopeтcя, и пoлe битвы - cepдцe людeй». И Hикoлaй Cтaвpoгин «в oбoиx пoлюcax нaxoдил coвпaдeниe кpacoты, oдинaковocть нacлaждeния», чyвcтвoвaл paвнoпpитягaтeльнocть идeaлa Maдoнны и идeaлa Coдoмcкoгo. Получал одинаковое удовольствие от великого благодеяния и от великого преступления. Дoстoeвcкoгo мyчилo, чтo ecть кpacoтa нe тoлькo в идeaлe Maдoнны, нo и в идeaлe Coдoмcкoм. Oн чyвcтвoвaл, чтo и в кpacoтe ecть тeмнoe дeмoничecкoe начало. Mы yвидим, чтo oн нaxoдил тeмнoe, злoe нaчaлo и в любви к людям. Taк глyбoкo шлo y нeгo coзepцaниe пoляpнocти чeлoвeчecкoй пpиpoды.

Бог и человек.
Он показывает, что, отрицая Бога, человек логически приходит к мысли, что "если Бога нет, то все позволено". Нет Бога, нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни, нет благодетельной любви. Человеку как нравственному существу невозможно прожить без Бога, ибо "совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного". Кто теряет веру в Бога, тот неизбежно становится на путь саморазрушения внутренней человеческой личности, как герои романов Ф.М. Достоевского - Раскольников, Свидригайлов, Иван Карамазов. Ставрогин говорит что для него нет различия между удовлетворением от великого благодеяния и удовлетворением от великого преступления, что мы и виде в романе Бесы, как Николоа Ставрогин бросается от афонских бдений и заступничества за слабых к подкупу на убийство Хромоножки.

Соционика – это сравнительно новая концепция, изучающая и определяющая типы личности и их взаимодействие друг с другом в обществе. Основателями такой концепции считаются: К.Г.Юнг, А.Аугустинавичюте и др. Задача соционики состоит в том, чтобы человек мог определиться со своим потенциалом и активно его реализовывать в том, обществе, в котором он находится. Это и выбор профессии, и общение с окружающими, и построение личных взаимоотношений и т.д.

В соционике существуют 16 типов, которые, для легкости запоминания, имеют псевдонимы – названия известных людей мира или литературных персонажей: Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер, Штрилиц, Достоевский, Гексли, Габен. Каждому из этих типов соответствует определенная характеристика, которая охватывает такие критерии как: отношения, возможности интуиции, логика, сенсорика, эмоциональность, чувство времени и меры, внешние признаки, особенности поведения. Также каждому типу экспертами соционики даются определенные рекомендации по улучшению взаимоотношений и функционирования в обществе.

Распределяются типы по принципу деления на интуитивных, логических, сенсорных и этических рациональных или иррациональных экстравертов либо интровертов. Выглядит это таким образом:

Рациональные экстраверты Иррациональные экстраверты Рациональные интроверты Иррациональные интроверты
Исследователи

(интуиция + логика)

Джек Лондон

Логико-интуитивный экстраверт

Дон Кихот

Интуитивно-логический экстраверт

Робеспьер

Логико-интуитивный интроверт

Бальзак

Интуитивно-логический интроверт

Гуманитарии

(интуиция + этика)

Гамлет

Этико-интуитивный экстраверт

Гексли

Интуитивно-этический экстраверт

Достоевский

Этико-интуитивный интроверт

Есенин

Интуитивно-этический интроверт

Социалы

(сенсорика + этика)

Гюго

Этико-сенсорный экстраверт

Цезарь

Сенсорно-этический экстраверт

Драйзер

Этико-сенсорный интроверт

Дюма

Сенсорно-этический интроверт

Практика

(сенсорика + логика)

Штирлиц

Логико-сенсорный экстраверт

Жуков

Сенсорно-логический экстраверт

Максим Горький

Логико-сенсорный интроверт

Жан Габен

Сенсорно-логический интроверт

Достоевский – соционический тип. Какие люди обладают таким типом?

Как видно из таблицы, псевдоним Достоевского присвоен людям, которые являются этико-интуитивными интровертами и имеют еще дополнительное звание по отношению к социуму – «Гуманист». Такие люди весьма интересны для общества, но и в то же время часто кажутся странными. Давайте разберемся, что же такое этико-интуитивны интроверт. Исходя из значения слов, употребляемых в этой терминологии, характеристику таких людей кратко можно обозначить так:

  • «этико» – люди, для которых чаще всего этические вопросы стоят на первом месте;
  • «интуитивный» – говорит о наличии хорошо развитой интуиции, хотя это не всегда свидетельствует о том, что этой интуицией ее обладатель умеет хорошо пользоваться;
  • «интроверт» – в общепринятом соционическом значении, это такие люди, которые направляет свою энергию больше на внутренние процессы, чем на внешние, что не всегда и не обязательно должно их характеризовать как людей скрытных и молчаливых.

Вот примерный набросок типов таких людей как Достоевский, а также как они выглядят с точки зрения такой концепции, как соционика. Если вы протестировались на определение соционического типа только один раз, тогда следует учесть, что такое определение может быть весьма не точным и приблизительным. Ведь определить ваш тип однозначно так просто нельзя. Необходимо в дополнение к тестированию еще и общение со специалистом и более углубленный анализ ваших особенностей, предпочтений и других характеристик.

Более подробная характеристика людей с типом Достоевского

Внешние признаки и манеры

Внешний вид таких людей напоминает тех, которых часто называют меланхоликами, святыми или мучениками с икон. Что это может означать? Просто такие люди являются обладателями бесстрастных лиц. Они практически не выражают эмоций и, порой, создают впечатление безучастных ко всему окружающему людей. Очень бросается в глаза характерная для такого типа печать страдания и будто бы немой укор всему злому, плохому и грешному на этой земле, что даже можно обнаружить в нотках его голоса и интонациях речи. Движения его резки и подвижны. Если такой человек обладатель усиленной интуиции, тогда его телосложение чаще всего полноватое и даже расплывчатое. А те, у кого хорошо развита этическая сторона – худощавые, похожие на аскетов. Походка семенящая. Одежда часто наполнена радикальными мотивами каких-либо стилей. Очень любят наблюдать, чем участвовать. В общении никогда практически первыми инициативу не проявляют. Его характерная манера принимать людские исповеди – самая яркая его черта. Если усилена этика, тогда такой человек очень обидчив и неудобен в компании людей. В моменты оказания моральной помощи тем, кто к нему приходит за советом старается основательно во всем разобраться без лишних эмоций. А потом помогает человеку найти логический вывод или решение. Такие люди совершенно не способны хитрить, подстраиваться под других и лицемерить, поэтому часто создают впечатление наивных людей.

Главной особенностью его поведения, пожалуй, является активная готовность помочь близким ему людям. В такие моменты человек с типом Достоевский – это человек не слова, а дела. Также у него очень замечательно выходит решение миротворческих задач между двумя врагами. Он прекрасно может их помирить. Ведь он не может кричать на людей, давить на их психику или злостно манипулировать ими, поэтому такой человек – это идеальный дипломат или миротворец. Когда Достоевский обижается, он наказывает своих обидчиков полным игнорированием, пока они не осознают свою вину и не извинятся перед ним. Конкретную работу делает добросовестно и качественно. Любит чистоту, порядок и размеренный темп жизни. Не терпит жестоких кровавых сцен и насилия над людьми. Не любит закрытого пространства, но не доходит до фобии, а просто неуютно себя чувствует, если ему приходиться долгое время находиться в нем.

Сильная сторона – понимание и помощь людям в их межличностных взаимоотношениях. Также Достоевский – обладатель исключительной проницательностью, когда хочет выявить человека настоящего, а не того, кем тот хочет показаться на людях. Всегда стремится к теплым и дружеским взаимоотношениям с людьми, обязательности в обещаниях, оказании помощи не на словах, а на деле. Именно поэтому многие его за это уважают.

Великий примиритель

Конечная цель Достоевского – это создание максимального комфорта между людьми, гармонии в отношениях и полного отсутствия конфликтной атмосферы. Ведь он – самый лучший примиритель и утешитель.

Проблема для такого типа всегда будет являться недостаток решительных шагов, собственной инициативы и отказ от волевых усилий, направленных на тех или иных людей. Также, порой излишняя робость, страх показаться кому-то навязчивым и застенчивость, которая мешает ему делать решительные шаги.

«Вечный муж» Достоевского - классический любовный треугольник. Тонкий психолог, Достоевский виртуозно анализирует поступки людей, проникая в самые потаенные уголки человеческой души.

Также рекомендуем вашему вниманию полный список произведений Достоевского, среди которого наверняка есть много книг которые вам стоит прочесть.

В обществе Достоевского все видят как человека застенчивого и скромного, поэтому многих удивляет его жесткая позиция в отношении тех людей, которые проявляют насилие над другими. К другим недостаткам Достоевского можно также отнести его чрезмерную проработку деталей во время выполнения той или иной работы, а также медлительность и отсутствие проявлений эмоций.

  • уделять заранее больше внимание планированию своего рабочего процесса и следовать задуманному плану;
  • развивать самозащиту и высказывать не боясь свой дискомфорт людям, которые часто пытаются обидеть, а также не жалеть своих обидчиков;
  • меньше сочувствовать посторонним, а лучше сосредоточиться на близких;
  • учиться во время говорить «нет»;
  • помнить, что истина, порою, не может допускать компромиссов с совестью;
  • тренироваться сосредотачиваться на таком упражнении как скорочтение – это заметно улучшит внимание не только к деталям той или иной выполняемой работы, но и картине в целом.
  • стремиться к обобщению.

Псевдоним Достоевского в соционике и что он означает


Человек целый мир 8230 Достоевский

Почти все герои Достоевского - люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность. Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников - главный герой романа «Преступление и наказание» - человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище - темная конура. Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры. Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и,наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» - старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук. Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он - индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни - принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников - человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.

Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части - на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре - смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую. Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона - проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.

В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное - доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, - вот нравственный смысл. Без сомнения, крушение честолюбивых надежд - личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников - человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем?..» Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его. Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.

Великий русский писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в семье врача Мариинской больницы для бедных. В детстве обучался в частных пансионах, в 1838 - 1843 гг. - в Петербургском Инженерном училище. В 1843 - 1844 гг. служил в инженерном корпусе, затем вышел в отставку. В эти годы Достоевский начинает литературную деятельность и в 1846 году публикует свою первую повесть - "Бедные люди". В 1847 - 1849 гг. он участвует в деятельности кружка Петрашевского, увлекается идеями социализма. В 1849 году по делу петрашевцев Достоевский был арестован и приговорен к расстрелу, но по высочайшему указу расстрел заменили 4-летней каторгой. В 1854 году, после выхода из Омского острога, Достоевский в течение шести лет служил в солдатах в Сибири. Во время службы произошли серьезные изменения в мировоззрении писателя: он пришел к выводу о бессмысленности революционных действий.

В 1859 году Достоевский возвратился в Петербург, вернулся к литературе и занялся издательской деятельностью: с 1860 года издавал журнал "Время" (запрещен в 1863 г.), с 1864 года - журнал "Эпоха", в 1872 - 1874 гг. исполнял обязанности редактора журнала "Гражданин", в 1873 - 1881 гг. отдельным изданием выпускал свой "Дневник писателя". В 60 - 70-е гг. XIX века Достоевский создает ряд романов, сразу же принесших ему всероссийскую славу - "Записки из подполья" (1864 г.), "Преступление и наказание" (1866 г.), "Идиот" (1868 г.), "Бесы" (1871 - 1873 гг.), "Подросток" (1875 г.). Роман "Братья Карамазовы" (1879 - 1880 гг.) вскоре после выхода был назван одной из самых выдающихся книг всех времен и народов.

В своих произведениях писатель стремился познать главную тайну бытия - "тайну человека". Вглядываясь в глубины человеческой души, Достоевский размышляет над проблемами смысла жизни, свободы и ответственности, веры и неверия, добра и зла, рассудка и морали. Все его творчество пронизано религиозно-философскими исканиями и переживаниями, мировоззрение Достоевского основывается на православной вере и святоотеческом учении, он верит, что русский народ спасется лишь "всесветным единением во имя Христово".

Общественно-политические воззрения Достоевского были напрямую связаны с его религиозными убеждениями. Побывав несколько раз за границей, где он встречался в А.И. Герценом, писатель убедился в античеловеческой сущности капитализма. Поэтому в своих публицистических произведениях ("Зимние записки о летних впечатлениях", "Дневник писателя" и др.) Достоевский утверждает идеи особого исторического пути России, отличного от западного. Он стал одним из главных деятелей "почвенничества", проповедуя необходимость мирного объединения высших слоев общества с "почвой", т.е. русским народом, который "живет идеей православия". Одной из вершин творчества Достоевского стала его знаменитая речь о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года в Москве, в которой писатель сформулировал свое понимание исторических задач и сущности русского народа (идея "всемирной отзывчивости").

Похороны Достоевского, которые состоялись 1 февраля 1881 года, вылились во всенародное шествие, особенно много было молодежи, которая почитала писателя своим духовным учителем. Похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге рядом с могилами Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.

Итак, Ф.М. Достоевский как философ, прежде всего, религиозный мыслитель. У него никогда не было сомнения в бытии Бога, и потому все творчество великого русского писателя - это попытка осмыслить бытие Бога на земле и, в первую очередь, в человеке. Поэтому неслучайно основная тема философских исканий Достоевского - тема человека. Знаменитыми стали его слова: "Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".

В своих литературных произведениях и философских размышлениях Достоевский стремится к раскрытию диалектики человеческой души. В соответствии с давней православной традицией, идущей еще от древнерусской философии, Ф.М. Достоевский считал, что человек обладает цельностью - духовной, душевной и интеллектуальной. Но эта цельность внутренне противоречива. По представлению Достоевского, человек - это бесконечное соединение добра и зла. И если источником происхождения добра является Бог, то зло происходит от человека: "Зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно", - писал Ф.М. Достоевский. Одним из важнейших источников зла в человеке становится его желания, его воля или, как писал Достоевский, "хотение", которое господствует над разумом: "Хотенье может, конечно, сходиться над рассудком… но очень часто и даже большей частью совершенно и упрямо разногласит с рассудком". "Свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы и дикий, каприз", желание "по своей глупой воле пожить" заставляет человека отказываться оттого, что "повелевает ему разум и совесть".

Этот вечный разрыв между желанием и совестью и есть выражение вечной борьбы добра и зла в человеке. И не случайно все герои произведений Достоевского разрываются между добром и злом, а в его романах и повестях нет абсолютно положительных героев.

Метания человеческой души между добром и злом становятся, в свою очередь, источником постоянных страданий человека: "Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца", - утверждал Ф.М. Достоевский. Следовательно, мир вообще основан на страдании, а страдание - это обязательный атрибут человеческого бытия. Ф.М. Достоевский сформулировал гениальную по прозорливости, хотя и парадоксальную на поверхностный взгляд, мысль о том, что человек совсем не благоразумное существо, стремящееся к счастью, а существо иррациональное, имеющее потребность в страдании, что страдание и есть причина возникновения человеческого сознания. При этом русский человек способен выносить страдания лучше западного и вместе с тем, он исключительно чувствителен к страданию, он более сострадателен, нежели человек западный.

Но почему так устроен мир? И можно ли изменить это положение? Достоевский постоянно ищет ответа на эти вопросы. И, может быть самые глубокие размышления по этому поводу можно найти в его романе "Братья Карамазовы", в знаменитой "Легенде о великом инквизиторе". Впрочем, ответ, который предлагает нам Достоевский в этом тексте, тоже неоднозначен: чем выше человек поднимается своей душой к Богу, тем тяжелее ему жить на земле!

И все же Ф.М. Достоевский ищет пути выхода. Но эти пути связаны не с тем, что человек должен избегать страданий. Человек, избравший путь земной радости, внутренне предает свою божественную душу, отдает себя злу. Наоборот, Достоевский видит главный выход в том, чтобы достойно переносить страдания и продолжать искать истину. И вполне естественно, что важнейшим в творчестве писателя становится вопрос о смысле жизни: "Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том для чего жить", - писал Ф.М. Достоевский.

И здесь основным путем спасения человека становится Вера. По глубочайшему убеждению Достоевского именно и только Бог воспринимается в душе русского народа как Высший Идеал. Так, в романе "Преступление и наказание" Соня Мармеладова, отвечая на вопрос Раскольникова, что делает для нее Бог, с самым искренним и глубоким убеждением говорит: "Всё делает!" Для Ф.М. Достоевского также была крайне важна православная идея всеобщего спасения и воскресения. Размышляя о сущности человеческого бытия, он говорил: "Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни. Которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают". И еще: "...Любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой... Идея о бессмертии - это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества".

В этом смысле крайне важен для понимания философии Достоевского образ старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы", прототипом которого стал знаменитый старец Оптинской пустыни преподобный Амвросий Оптинский. Алеша Карамазов так говорит о старце Зосиме: "В его сердце тайна обновления для всех, - та мощь, которая наконец установит правду на земле". Следовательно, пример духовной чистоты и духовного бытия православного старчества - это важнейший пример для всякого человека. И недаром Ф.М. Достоевский говорил о роли старцев в жизни русского человека: "Старец - это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу, в свою волю". Избравший же для себя "старческое" руководительство человек, получал надежду "победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог, наконец, достичь, через послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то есть свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли".

Итак, человек сам обязан искать свой путь, не взирая на страдания и даже сознавая собственное убожество. Главные принципы жизни - Вера, а также, Красота и Любовь. Эти качества таятся в самом человеке и основная беда в том, что человек не умеет их раскрыть в себе. Словами старца Зосимы Ф.М. Достоевский говорит: "Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте".

Правда, позднее, расхожей стала фраза, приписываемая Достоевскому - "красота спасет мир". На самом деле, дословно такой фразы у Достоевского нет. В романе "Идиот" задается вопрос: "Что же спасет мир?", и дается ответ: "Красота". В другом месте есть выражение: "Мир красотой спасется". Но даже в этом случае, мы не можем считать, что Достоевский единственной мерой спасения мира считал именно "красоту". Наоборот, глубоко понимая диалектику человеческой души, он видел и диалектическую противоречивость понятия "красота". В "Дневнике писателя" Достоевский писал: "Величайшая красота человека, величайшая чистота его… обращаются ни во что, проходят без пользы человечеству единственно потому, что всем этим дарам не хватало гения, чтобы управить этим богатством". А в романе "Братья Карамазовы" вообще выражено глубочайшее сомнение в том, что одна только красота способна изменить человека: "Красота - это страшная и ужасная вещь… Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей". Следовательно, красота без веры и любви может превратиться из оружия борьбы за человека в оружие борьбы против человека.

Достоевский верит в человека, в то, что человек способен преодолеть зло в своей душе и избрать путь добра. Но, зная суть человеческой души, зная историю человечества, он сомневается в силах человека справиться с самим собой. Пример развития человечества в последние столетия показывает Достоевскому, что люди идут по более простому, легкому и, как следствие по самому губительному пути - они отказываются от Бога и превращают в бога самого человека. Этот путь, ярким примером которого стала западная цивилизация, с ее культом индивидуализма, рационализма и безбожия, устанавливает на земле культ Человекобога, когда "человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог". Но для самого Достоевского, подобный путь - это утверждение и распространения зла в человеке и в обществе. Именно поэтому русский мыслитель столь жестко был настроен против модных в то время идей социализма, в которых Достоевский видел наибольшее зло: "Социалисты хотят переродить человека… Они заключают, что, изменив насильно экономический быт его, цели достигнут. Но человек изменится не от внешних причин, а не иначе как от перемены нравственной". Именно стремление социалистов уничтожить Бога и религию, т.е. те силы, которые способны нравственно преобразовать человеческую душу, вызывали у Достоевского наиболее жесткий отпор. Ведь уничтожая Бога, социалисты уничтожают и самого человека. Этому посвящен роман "Бесы", в котором он писал с провидческой горечью: "Социализм по существу своему должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно".

По убеждению Ф.М. Достоевского, западная цивилизация не способна воплотить в жизни своей христианских идеалов, причем уже давно, ведь и католицизм, и протестантизм давно потеряли свою истинную религиозную сущность. И он направляет острие своих размышлений на Россию. Прежде всего, именно из России может исходить свет истинной веры - православия. В одном из своих писем в 1870 году он писал: "Все назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа". Впрочем, у писателя нет доказательств преимущества православия, но есть глубочайшая надежда на "Христа в русской душе". Именно из того, что в русских душах продолжает жить искренняя вера в Христа, вытекает важнейшее качество души русского человека - "всемирность". В знаменитой речи о Пушкине Достоевский говорил, что благодаря этой всемирности, русский человек принимает в свою душу и в свое сознание все достижения человеческой цивилизации: "Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком…" Но эта "всемирность" русской души означает и другое - русский человек способен внести идею "всемирности" и "всечеловеческого единения" в души всех иных народов: "Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное… Ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено…" И потому "будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову Евангельскому закону!"

Глубокие размышления о судьбе русского народа, стали причиной и того факта, что именно Ф.М. Достоевский оказался автором знаменитого в будущем понятия - "русская идея". Впервые само понятие, сам термин "русская идея" мы встречаем у Ф.М. Достоевского в "Объявлении о подписке на журнал "Время" на 1861 год": "...Русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что, может быть, все враждебное в этих идеях найдет свое применение и дальнейшее развитие в русской народности". И далее: "Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, и что наша задача - создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал".

Философия Ф.М. Достоевского, его прозаические произведения оказали огромное влияние на развитие всей последующей отечественной философской мысли. К творчеству Достоевского, споря с ним, или же развивая его мысли, обращались крупнейшие отечественные мыслители - К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и многие другие. И сегодня глубинные рассуждения Достоевского о сущности человеческой души продолжают тревожить сердце и будить мысль в поисках истины.


© Все права защищены