Евангелие и церковь проповеди. Проповедь евангелия. I. В чем суть евангельской веры

Призыв к истинной проповеди Евангелия

Широко известен тот печальный факт, что библейские церкви во всем мире, и особенно на Западе, быстрыми темпами утрачивают тот убеждающий, призывной слог евангельской проповеди, который в былые времена составлял их главную особенность и славу. Подобного рода проповедь — этот благороднейший вид искусства, дарованный грешному человеческому роду — редко можно услышать в наши дни. Этот призыв вечного Евангелия, покоряющий, убеждающий и касающийся сердца, не раздается более на Западном полушарии, не наполняет долины невежества, не понижает холмы гордости и не являет славу искупления для погибающих душ.

Эта печальная утрата ощущается во всех видах библейских церквей как арминианского, так и кальвинистского толка. Первые из них в большинстве мало чем напоминают своих предшественников, таких, какими были, например, первые методисты, которые пламенно проповедовали Евангелие на открытом воздухе и в церковных помещениях каждое воскресенье в году. Но в наши дни даже профессиональные евангелисты из арминианских рядов, похоже, считают, что достаточно призвать слушателей принять Христа, не объяснив серьезно, почему это нужно сделать. В их проповедях очень слабо объясняется Божья святость и праведность, осужденное состояние грешника, цену спасения и сущность истинного покаяния и веры. Проповедь арминианами Евангелия в наши дни стала лишь тенью того, как они проповедовали раньше. Для описания несерьезности в их призыве ко спасению стали употребляться такие выражения, как «принятие решения» и «легковерие». Те люди, которые отзываются на призыв такого рода, часто не имеют четкого понятия о своей греховности и духовной нужде и, конечно же, у них нет представления о правильном покаянии. Без всякого сомнения, именно в этом кроется причина, почему подавляющее большинство людей «исповедавших Христа» во время многих массовых евангелизационных кампаний, отпадают в течение нескольких дней, не говоря уже о неделях или годах. По этой же причине многие, обращенные во время евангелизационных кампаний в студенческих кампусах, оставляют свою христианскую веру сразу же по окончании учебы.

Те церкви, которые называют себя реформированными или кальвинистскими, находятся не в лучшем состоянии. Они считают себя наследниками реформаторов, пуритан и проповедников пробуждения, какими были Джордж Уитфилд, Джонатан Эдвардс, Хауэл Харрис, Эйзахел Нетлтон и Чарльз Сперджен, но правда заключается в том, что они мало напоминают своих героев. Так же, как и арминиане, кальвинисты в наши дни редко проповедуют евангельский призыв ясно, целенаправленно, аргументированно и убедительно. Хуже того, многие считают, что они вообще не обязаны это делать. Они удовлетворяются «романтичным» подходом к проповеди Евангелия и считают, что достаточно мимоходом упомянуть об искупительных истинах в назидательной проповеди, обращенной к верующим, и Святой Дух коснется этими несколькими словами сердец неверующих, так что они будут спасены. С такими понятиями даже самые способные проповедники не прилагают усилий, чтобы научиться проповедовать Евангелие так, как следовало бы.

Неоспоримый факт заключается в том, что надо обойти немало церквей в Англии и США, чтобы найти традиционное служение, посвященное проповеди Евангелия, которое проводится регулярно, хотя такая практика была почти повсеместной лет пятьдесят и более назад. Мы говорим не о мертвых церквях, погрязших в богословском либерализме, но о евангельских общинах, которые любят Господа и Его Слово. Здесь как раз и кроется загадка и трагедия наших дней.

Почему же так получается, что верные и одаренные пасторы не имеют расположения проповедовать евангельские истины целенаправленно и регулярно? Почему многие прекрасные проповедники, провозглашающие себя сторонниками спасения по благодати, сами почти никогда не проповедуют спасение по благодати? И как можно оставаться в подобном состоянии, когда все еще остаются в силе слова Павла, записанные в Библии: «Это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!»?

Ответ на эти вопросы заключается в том, что слова Павла потеряли свой беспокоящий и обязывающий смысл из-за странной перемены в современном истолковании самого слова «евангелие». Если бы не эта перемена, устрашающие слова «горе мне», наверное, были бы достаточным стимулом поставить проповедь Евангелия во главу угла всего нашего служения. Какая же причина лишила эти ключевые слова Писания их силы и власти? Хотя это и странно звучит, но причина заключается в восприятии католических и либеральных понятий в определении слова «евангелие».

Были когда-то времена, когда подавляющее большинство евангельских протестантов употребляли это слово только в одном смысле — как обозначение фундаментальных библейских доктрин о спасении. Римская церковь, однако, всегда употребляла это слово в гораздо более расплывчатом смысле, подразумевая ту благодать, которую Бог передает через церковные таинства и священников. Вся эта схема, по которой церковь-мать дает спасение (в обмен на добрые дела), как раз и была названа «евангелием». Римская церковь была первой, кто извратил это драгоценное слово и придал ему невразумительный смысл.

Следующее извращение пришло от богословских либералов девятнадцатого столетия, которые еще больше разбавили смысл слова «евангелие», подразумевая общее культурное влияние христианства, включающее добрые дела на благо общества (социальное евангелие). В наши дни англиканские епископы оправдывают свои частые политические выступления тем, что они, якобы, являются неотъемлемой частью «евангелия».

В противовес всему этому, евангелисты прошлых времен не утрачивали понимание истинного значения этого слова и утверждали, что «Евангелие» (Благая весть) означает не что иное, как ту часть веры, которая относится к спасению души. В наши дни, однако, в среде евангелистов случилось что-то немыслимое, потому что они оставили свое историческое наследие и предпочли более широкое значение слова «евангелие», превратив его в синоним слова «Библия», так что оно охватывает все аспекты библейской истины. По этому новому определению, всякий раз, когда проповедник назидает верующих, он считает, что проповедует Евангелие. Или если он дает богословскую статью коллеге-пастору из своего братства, он считает, что является служителем Евангелия. Всякий раз, когда он преподает ту или другую христианскую доктрину, он считает, что раскрывает ту или другую сторону Евангелия. Возможно, этот проповедник никогда не посвящает свою проповедь необращенным, не указывает на их нужду в спасении, не показывает им Христа, не пробуждает их совесть, не предупреждает их о последствиях отвержения Христа и не убеждает их искать Христа. Каков результат? Такого проповедника не будет тревожить совесть, потому что он считает, что где бы и что бы он ни проповедовал, он проповедует Евангелие. Его ум ослеплен «евангельской политической корректностью» в том смысле, что приравнивает Евангелие ко всему Божьему откровению. Доводы в защиту подобных взглядов нам приходилось слушать довольно часто.

Проповедники, придерживающиеся этого нового определения, часто вставляют в свою проповедь несколько слов, обращенных к неверующим, но редко посвящают им всю проповедь. Мы хотим этим сказать, что новое, приспосабливаемое ко всему объяснение «евангелия», позволяет нам оправдывать все, что угодно, и при этом нисколько не тревожиться по поводу волнующих слов Павла «горе мне, если я не проповедую Евангелие!»

Но можно ли что-либо сделать чтобы восстановить прежнее значение слова Евангелие? Ведь недостаточно только высказать мнение, что современное понятие является новшеством, изобретенным за последние пятьдесят лет. Необходимо доказать правильность старого определения на основании Писания. Если мы сможем это сделать, тогда можно надеяться, что любящие Библию проповедники придут к убеждению, что регулярное, целенаправленное, особое евангельское служение является для них волей Божьей и Его заповедью.

Неоспоримо то, что слово «Евангелие» в Писании является очень специфическим техническим выражением, которое всегда относится к убедительной проповеди душеспасительных истин погибшим грешникам. Оно никогда не относится к общему назиданию верующих, и в следующей главе мы постараемся убедить в этом критически настроенных читателей. Как только мы уясним себе эту истину, волнующие слова Павла зазвучат для наших сердец с новой силой: «Горе мне, если я не проповедую Евангелие!» Безусловно, это утверждение имеет устрашающую власть для Христовых посланников!

Возможно, мы верны Слову Божьему, но верны ли мы вполне? Разделяем ли мы чувства Павла и следуем ли его примеру? Чувствуем ли мы ту же неотложную обязанность проповедовать Евангелие? Данная книга написана для того, чтобы убедить лучших и достойнейших Господних служителей придерживаться традиционных понятий о проповеди Евангелия и ходить старыми путями. Мы не сможем завоевать наши города, если Божьи посланники не выполняют самую важную и значительную часть своей работы. Как проповедники, мы можем задать себе вопрос о том, правильно и честно ли рассчитывать на то, что верующие будут присоединяться к нашей церкви, если у нас не проповедуется регулярно Евангелие, — ведь они не смогут испытать радость от приведения на евангелизационное собрание своих родственников и друзей.

Обычно у служителей бывает три возможности для проповеди в течение недели. Мы имеем в виду то, что одна треть их служения может быть посвящена исключительно целенаправленной проповеди Евангелия (труд евангелиста), одна треть — углубленной работе над сердцами верующих через поучения из Слова Божьего для практической жизни (пастырский труд), и одна треть — наставлению в Библейских доктринах (труд учителя). Старое доброе правило гласит, что надо соблюдать пропорцию в применении даров, перечисленных в Еф.4:11 — евангелист — пастырь — учитель.

До сих пор мы говорили о целенаправленной проповеди Евангелия только как о средстве приобретения душ, однако в Новом Завете проповедь Евангелия играет двоякую роль. Она не только убеждает, обличает, зовет, просит и предупреждает в положительном смысле для спасения душ, но также и в негативном смысле, то есть, отпугивает и поворачивает назад закоренелых, эгоистичных и неискренних грешников. Проповедь Евангелия выполняет также и работу по ограде церкви Христовой. Мы читаем о том, что Евангелие причиняет «соблазн», оно есть «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». Проповедуемое Евангелие выполняет свою просеивающую функцию для упорствующих грешников, так что они поворачиваются и уходят прочь.

Когда прекращается ясно выраженная и хорошо подготовленная евангельская проповедь, тогда Евангелие передается только с помощью личного свидетельства, занятий в малых группах и тому подобных мероприятиях (которые должны функционировать в дополнение к проповеди). Евангельская проповедь теряет свою обличительную и убедительную силу, и церковь начинает наполняться людьми, которые приняли Евангелие чисто умозрительно, решили стать верующими силой плотской воли и пережили лишь поверхностное обращение. Этот процесс очень характерен в тех случаях, когда прекращается истинная проповедь Евангелия. Когда церкви наполняются такими поверхностно обращенными и нераскаянными людьми, они начинают угождать их мирским интересам, в результате чего богослужение превращается в развлечение, и церкви уходят далеко от благочестия былых времен. Безусловно, в таком упадке играют роль многие факторы, однако во главе стоит утрата систематичной целенаправленной евангельской проповеди.

Систематическая евангельская проповедь уже давно не в моде у нас в Британии, и многие молодые проповедники обездолены тем, что им никогда в жизни не приходилось слышать такую проповедь. А поскольку они сами не слышали, они не имеют понятия о том, как надо проповедовать Евангелие. Они спрашивают: «Как можно проповедовать одни и те же истины каждую неделю разнообразно и интересно? Как можно извлекать серьезный евангельский материал из разных частей Библии?» На эти и подобные им вопросы мы и постараемся дать ответ в последующих главах.

Вполне понятно, что потенциальные проповедники Евангелия сталкиваются с некоторыми каверзными и пугающими трудностями. Первая из них истекает из естественного человеческого стремления быть оцененным по достоинству за свой труд. Трудность здесь заключается в том, что из-за такого стремления к одобрению труд евангелиста может показаться довольно неблагодарным, потому что верующие обычно мало ценят данную отрасль служения. Они, безусловно, любят его, но не сознают, насколько это трудно — говорить разнообразные проповеди, сохраняя при этом евангельскую по сути тематику. Они представляют эту отрасль служения довольно легкой и обычно выражают гораздо больше одобрения, когда служитель раскрывает глубокие истины для верующих. В данной области служителя больше ценят за эрудицию и способность хорошо изъяснять Библию. Но на самом деле евангельская проповедь во многом является наиболее трудным участком работы, и подготовить такую проповедь намного труднее.

Разъездной евангелист может путешествовать вокруг света с дюжиной заезженных призывных проповедей, а пастор поместной церкви должен провозглашать Евангелие более сорока раз в году перед той же самой аудиторией в течение, может быть, десяти, двадцати, а то и тридцати лет. Его изложение должно укладываться в рамки доктрины, но в то же время быть всегда новым; он должен быть верным, и в то же время свежим; старым, и в то же время новым; традиционным, и в то же время удивляющим; знакомым, и в то же время вызывающим интерес. Он должен постоянно искать новые формы изложения и иллюстрации. Он живет в страхе перед тем, что члены церкви и их дети будут испытывать скуку от евангельской проповеди. Его желание, чтобы великие евангельские темы спасали души и в то же время пробуждали новые чувства любви и благодарности к Господу у верующих со стажем.

Хуже того, это такое служение, для которого нет хороших вспомогательных материалов. Хотя есть много богословских книг, помогающих в подготовке проповеди для назидания верующих, эти книги почти не дают хороших советов в подготовке призывной проповеди. Цель таких книг — прояснить смысл Библейского текста, но они не предлагают способов, как достичь души, так что проповеднику в основном приходится рассчитывать на самого себя.

И все же, не смотря на все эти препятствия и разочарования, которые надо одолеть и отогнать прочь, убеждающая призывная проповедь является главной частью проповеднического служения, и те, кто принимает на себя это Господне поручение, должны быть полны решимости выполнять его до последнего вздоха.

На церкви в Бристоле, построенной во время пробуждения через служение Джорджа Уитфилда, висит мемориальная доска с изображением проповедника, читающего Иезек.33:6: «Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, — то кровь его взыщу от руки стража».

Пусть же старые проповедники всей своей силой и авторитетом убеждают молодых проповедников быть мужами Евангелия! Если же вы еще не проповедуете Евангелие целенаправленно и систематически, то в срочном порядке откройте в своем служении для Господа эту новую страницу.

В следующей главе мы дадим краткий обзор многих Новозаветных текстов, где слово «Евангелие» употребляется в том значении, которое определяет смысл данного слова.

Существительное евангелион встречается в Новом Завете 78 раз (60 раз в Посланиях Павла). Во всех случаях, это выражение со всей авторитетностью указывает на «откровение Божьего плана спасения через проповедь об Иисусе Христе», или на «призыв ко спасению», или на «оправдание в Божьей праведности», или на «средство получения новой жизни».

Те читатели, которые уже достаточно убеждены в том, что Евангелие относится исключительно к евангелизации, возможно, пожелают пропустить следующую главу, но мы приглашаем всех просмотреть ее, поскольку она является основой наших доводов. Сами же доводы не заставят себя долго ждать.

ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ И ПЕРВЫЕ ГОНЕНИЯ

Оставляя Своих учеников, Иисус дал им повеление: «Идите и научите все народы» (Матф. 28,19). Они должны были возвестить всем народам Евангелие Царства Божия. Это значит, что все люди на земле должны знать добрую весть о том, что они могут получить прощение грехов и спасение верою в Иисуса Христа, узнать, что этому миру приходит конец и что вскоре наступит вечное царство Божье.

Ученики Христа были малочисленны и не обладали ни богатством, ни славой, ни ученостью. Как же они могли выполнить такую задачу?

Бог пообещал, что Он пошлет им силу Святого Духа. И в день Пятидесятницы в Иерусалиме ученики получили необходимую уверенность, мужество, любовь к людям, которым проповедовали. Христос дал им способность понимать иные языки и проповедовать на всех известных в то время языках. Он дал им силы исцелять больных, воскрешать мертвых. В течение трех десятилетий проповедь о Христе охватила Малую Азию, север Африки, Европу - практически все известные тогда части заселенного мира. Сотни тысяч людей изменили свой образ жизни, оставили путь порока и греха и стали стремиться к жизни, исполненной веры и любви.

Апостолы Христа - его ближайшие ученики - проповедовали даже в самых отдаленных местах земли. Апостол Фома проповедовал в Индии, апостол Андрей проповедовал скифам, т. е. нашим праотцам, на берегах Днепра.

Но самым известным апостолом был Павел. Он основал сотни христианских общин в Малой Азии, был в Греции, Македонии и, наконец, в Риме.

Известно, что до своего обращения в христианство Павел (Савл) был ярым врагом и гонителем христиан. Будучи иудеем, сторонником иудейской религии, он ненавидел христиан и был зачинщиком и инициатором гонений и мучений христиан в Иерусалиме.

Когда он шел в Дамаск, чтобы и там мучить христиан, его сопровождали соучастники, такие же, как он, гонители. Неожиданно ему явился с неба Иисус Христос в необыкновенном сиянии и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9,4). Эта встреча потрясла Савла. Он ослеп и три дня находился в Дамаске, ничего не видя. За это время в его душе произошла перемена; он обратился к добру, понял свое заблуждение и стал веровать во Христа.

Вскоре он принял крещение и стал ревностным проповедником Евангелия по всей стране. Он написал также четырнадцать писем (посланий) к молодым христианским церквам. Эти послания включены в состав Евангелия.

Иерусалимские евреи были враждебно настроены против христиан и предпринимали гонения против них. Они убили апостола Иакова и Стефана, одного из первых служителей Божиих. Римские власти через некоторое время также ожесточились против христиан и начали преследовать их по всей империи.

Так, во дни императора Нерона, в 64 году по Р. Хр. было жесточайшее гонение в Риме. Тысячи христиан погибли в Колизее, растерзанные зверями на глазах у многочисленных зрителей. Многих сожгли заживо в садах Нерона, привязав к столбам и превратив в живые факелы. Однако преследования не сломали их веру. На место убитых приходили новые, и весть продолжала распространяться.

Чтобы возбудить гнев толпы, гонители распускали самые мерзкие слухи, обвиняя христиан в разных низостях. Однако их чистая жизнь производила неизгладимое впечатление на многих.

Из книги Великая Борьба автора Уайт Елена

Глава 2 Гонения в первые столетия Когда Иисус открыл Своим ученикам участь Иерусалима и отдельные события, относящиеся ко Второму Его пришествию, Он провидчески указал также и на испытания, которые должен будет перенести народ Божий после вознесения Его вплоть до

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

2. Проповедь Евангелия. Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31). Предостерегая нас об этом дне, Христос не сказал, что он наступит, когда обратится весь мир. Он сказал другое: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во

Из книги Он призвал меня автора Мюллер Йорг

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова Евангелия «И будут последние первыми и первые последними»? иеромонах Иов (Гумеров)Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30). Господь здесь выражает мысль, что земное положение человека (богатство, общественное положение, звания,

Из книги Творений. Книга I. Статьи и заметки автора (Никольский) Андроник

7. Проповедь Евангелия жизни Затем настоятельно нужно усилить дело проповеди. Конечно, лучше будет изустная проповедь. Особенно в деревнях это просто бы устроить, народ не требовательный, но жаждущий назидания. Пусть бы всякий священник говорил с молящимися совершенно

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Что значит чтение всех Евангелий в первые три дня Страстной седмицы? Это есть повторение завещания, данного нам Господом нашим Иисусом Христом. Умерши за нас, Он оставил завещание всем имевшим уверовать в Него -

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Проповедь Евангелия и проповедь предопределения - части одной проповеди и потому не противоречат друг другу 36. Итак, не следует [думать], что проповедь предопределения препятствует проповеди пребывающей и преуспевающей веры, чтобы те, кому дано повиноваться, услышали

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-отце и истинной религии. Первые

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Глава V. Анания и Сапфира (1-10). Дальнейшие успехи Церкви Христовой и Апостолов (11-16). Новое гонение Синедриона: заключение Апостолов в темницу, освобождение ангелом, проповедь во храме, ответ пред Синедрионом (17-33). Мудрый совет Гамалиила (34-39). Первые раны за имя Христово

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава XI. Недовольство на Петра со стороны верующих иерусалимлян за общение с необрезанными и успокоение недовольных (1-18). Проповедь Евангелия вне Палестины, особенно в Антиохии (10-21). Варнава и Савл в Антиохии (22-26). Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее

Из книги Суд над Иисусом [Еврейские версии и гипотезы] автора Хейфец Михаил Рувимович

Проповедь Евангелия в Самарии. Симон - волхв 4 Тем временем рассеявшиеся ходили повсюду и проповедовали Благую Весть. 5 Филипп, придя в один из городов Самарии, начал проповедовать там Христа. 6 Толпы людей с особым вниманием относились к тому, что говорил Филипп, потому

Из книги Творения. Часть III. Книга 3. Нравственные правила автора Великий Василий

Глава 1. Первые еврейские легенды об Иисусе: Евангелия Почему в этом эссе Евангелия числятся еврейскими сказаниями об Иисусе?Не надо специально оговаривать: тексты этих книг проникнуты сильными и неопровергаемыми юдофобскими мотивами. В конце концов, в Евангелиях

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Правило 70: О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить… Глава 1. Те, кому вверена проповедь евангельская, с молением и молитвою должны поставлять диаконов и пресвитеров неукоризненных, заслуживших одобрение прежнею жизнью.(Мф. 9, 37–38): «Тогда

Из книги автора

XXXII Исцеление хромого в храме. Предостережение со стороны синедриона. Общение имений. Ананий и Сапфира. Гонения. Семь диаконов и их ревность в распространении Евангелия Наделенные необычайными дарами апостолы стали проповедовать Евангелие, подкрепляя его необычайными

Из книги автора

XXXIII Архидиакон Стефан, его проповедь и мученичество. Гонение на учеников и рассеяние их из Иерусалима. Распространение Евангелия. Проповедь Филиппа в Самарии. Симон-волхв. Обращение эфиопского евнуха. Состояние Церкви к концу царствования Тиверия Избранные диаконы,

Из книги автора

XXXVIII Ап. Павел в Афинах. Речь его в ареопаге. Жизнь и проповедь в Коринфе. Первые послания Когда корабль пристал к знаменитой афинской пристани – Пирею – и перед взором апостола язычников открылся знаменитый город, то нетрудно предположить, какой поток мыслей прошел по

Как проповедовать Евангелие

Мудрый привлекает души. Притчи 11:30

Библия говорит об обращении через людей

В Библии есть много стихов, которые говорят об обращении грешников в результате деятельности других людей. Даниил, 12:3. "И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда". 1Кор.4:15. "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием".

Сказанное не противоречит тем стихам Библии, в которых обращение принадлежит Богу

Писания описывают обращение через четырех различных посредников человека, Бога, истину и самого грешника. При обращении грешника Бог действительно использует все, чтобы обратить его к Себе. Не только служитель восклицает: "Остановись!". Но голосом живого проповедника восклицает Дух: "Остановись!". Проповедник восклицает: "Обратись, ибо ты погибнешь!". Дух изливается с такой силой, что грешники каются. Итак, рассуждая подобным образом, можно с уверенностью сказать, что Дух обратил его, аналогично вы сказали бы о человеке, который убедил другого изменить свои политические убеждения – он обратил его и склонил на свою сторону. Необходимо также сказать, что истина обратила его, а также, в случае, если политические настроения человека изменились в результате очевидных доводов, мы должны были бы сказать, что доводы склонили его в другую сторону. Итак, будет совершенно правильно сказать, что мы можем приписать изменения проповеднику или Тому, Кто побуждает человека, аналогично мы могли бы сказать о юристе, который выиграл судебный процесс, что он использовал свои шанс и обратил присяжных заседателей. Происшедшее можно с одинаковым правом приписать лично людям, чьи сердца изменились; мы можем сказать, что они переменили свое мышление, перешли на другую сторону, раскаялись. Теперь торжествует истинная правда, правда в абсолютном и наивысшем смысле - что действия есть его собственные действия, обращение есть его собственное обращение, в то время как Бог истиной склонил его к обращению; и так же истинная правда то, что он обратился и сделал это самостоятельно.

Итак, вы видите, что с одной стороны работает Бог, а с другой стороны - сам грешник. Дух Божий истиной побуждает человека измениться, и в этом смысле Он является действенной причиной перемен. Однако грешник изменяется фактически и поэтому, в более точном смысле, является творцом перемен.

Несколько важных особенностей, связанных с проповедью Евангелия

1. Все проповеди должны иметь практическое применение. Настоящая цель всех доктрин - практика. Любое утверждение, преподнесенное как доктрина, но непригодное для практического применения, не является проповедью Евангелия. Вы не найдете пример подобного проповедования в Библии.

Я знал одного служителя, который в разгар пробуждения, будучи окруженным взволнованными грешниками, оставил труд по обращению душ ради "наставления" новообращенных из боязни, что кто-либо другой наставит их раньше него. И пробуждение остановилось! Либо его доктрина оказалась ложной, либо он проповедовал неверным путем.

Все проповеди должны быть теоретическими, и все проповеди должны быть практическими. Цель доктрины – управлять практикой. Любая проповедь, не содержащая такой цели, не является Благой Вестью. Свободный, убедительный стиль проповедования может вызвать страстность, может вызвать возбуждение, но никогда не научит людей настолько, чтобы можно было гарантировать прочность их обращения. С другой стороны, абстрактная проповедь доктрин может заполнить головы идеями, но не освятить ни сердца, ни жизни.

2. Проповедь должна быть простой. Проповедь должна быть о Евангелии, а не о людях. Служитель должен обращаться к своим слушателям. Он должен проповедовать им о них самих, а не производить впечатления, что проповедует о других людях. Он никогда не совершит для них ничего лучшего, чем если донесет до каждого сердца то, в чем человек нуждается.

Многие проповедники выглядят так, словно они очень боятся произвести впечатление людей, осуждающих кого-то конкретно. Однако это не что-либо, а проповедь Евангелия. Так не поступали пророки, Христос, апостолы. Так не поступают те служителя, которые успешны в приобретении душ для Христа.

3. Другой необходимой особенностью проповедования является то, что служитель должен находить грешников и христиан, как бы они не пытались укрыться в бездействии. Цель проповеди - сделать людей активными, а не уступчивыми и тихими. Служителю следует знать отношение к религии каждого грешника в своем приходе. В самом деле, незнание этого непростительно служителю, особенно в деревне. Каждый грешник имеет определенное потаенное место, укрытие, где он проводит время. Он под властью некой излюбленной лжи, которой он успокаивает себя. Пусть же служитель найдет его и вытащит из укрытия, за кафедрой, или в личной беседе; иначе человек отправится в ад со своими грехами, и его кровь останется на полах служителя.

4. Другой важной особенностью является то, что служитель должен обращать внимание на те отдельные вопросы, которые требуют скорейшего разрешения. Я бывал во многих местах во время пробуждений, и я никогда не мог использовать одну и ту же проповедь в разных местах. Некоторые прятались в одно убежище, другие - в другое. В одном месте церковь нуждалась в наставлении, в другом - грешники. В одном месте один взгляд на истину, в другом другой. Служитель должен видеть их положение и проповедовать соответственно. Я верю, что это опыт всех проповедников, призванных со всех концов земли.

5. Если служитель трудится для пробуждения, он должен быть очень внимательным, чтобы не погрязнуть в спорах. Иначе он огорчит Духа Божия и удалится от Него. По этой причине пробуждения прекращались гораздо чаще, чем по другим.

6. Евангелие нужно проповедовать таким образом, чтобы представить людям полное Евангелие и передать его точный смысл. Если сильно подчеркивается одна из доктрин, характер христианина не получит всего необходимого. Пропорции, соразмеренность будут нарушены.

7. Очень важно, чтобы грешник осознал свою вину, но не чувствовал себя несчастным. До тех пор, пока вы не сможете сделать это, Евангелие не будет действенно.

8. В первую очередь проповедник должен помочь людям осознать, что у них ЕСТЬ ДОЛГ. Я говорил, вероятно, уже со многими тысячами колеблющихся грешников; и я обнаружил, что никогда прежде их не мучило сознание неуплаченного долга. Проповеди служителей обычно не производят достаточного впечатления, чтобы привести грешников к НЕМЕДЛЕННОМУ покаянию.

До тех пор, пока совесть грешников не проникнется этим сознанием, вы будете проповедовать впустую. И до тех пор, пока служителя не научаться производить нужного впечатления, мир не обратится.

9. Грешники должны почувствовать, что если они удаляют сейчас от себя Дух Божий, весьма вероятно, что они потеряют Его навсегда. Существует реальная опасность. Они должны осознать, почему они зависимы от Духа; не потому, что они не могут исполнять Божьи заповеди, но потому, что они не хотят их исполнять. Они настолько противятся, настолько не желают исполнять что-либо, что никогда не покаются в этом мире, пока Господь не пошлет Духа Своего Святого.

Убедите их также, что грешник, слышащий Евангелие, слышащий проповедь истины, если и обращается, то обычно в юном возрасте. Если же он не обратится, пока молод, то обычно он лишь удаляется от Бога. Там, где проповедуется истина, грешники либо ожесточаются, либо каются. Я знаю несколько грешников, обращенных в пожилом возрасте, но это скорее исключение, чем правило.

Манера проповедования

1. Проповедь должна быть личной беседой. Чтобы сделать ее понятной, следует использовать разговорный стиль. Служитель должен проповедовать на доступном всем языке, если хочет быть полностью понятым. Ничто так не способствует убеждению грешника в том, что религия является некой тайной, которую он не в состоянии понять, чем торжественный, официальный, возвышенный стиль речи, который так часто используется за кафедрой. Благая весть никогда не произведет большого эффекта, пока служители не станут обращаться к слушателям с кафедры так, как если бы они вели личную беседу.

2. Язык проповеди должен быть языком повседневного общения. Не только стиль должен быть разговорным, должны использоваться общеупотребимые слова. В противном случае речь будет непонятной. В Новом Завете вы заметите, что Иисус использовал слова повседневного общения. Вы едва ли найдете в Его наставлениях слово, которое не было бы понятно маленькому ребенку. Язык Евангелий незамысловат, прост и является самым понятным языком в мире. Пренебрежение этим принципом для служителя - великое зло.

3. Проповедь должна быть наглядной. Необходимо постоянно иллюстрировать ее различными ситуациями, реальными или воображаемыми. Иисус постоянно подтверждал Свои наставления подобным образом. Он выдвигал принцип, а затем иллюстрировал его притчей, то есть коротким рассказом о неком событии, реальном или воображаемом, или же выводил принцип из притчи. Неиллюстрированные истины обычно так же влияют на обращение грешников, как математические формулы.

Иллюстрация, по возможности, должна представлять собой обычный случай - чем обыденней будет ситуация, тем больше можно быть уверенным, что внимание сосредоточится не на самой ситуации, но она послужит средством для передачи истины.

4. Проповедь должна содержать повторения. Служитель не должен бояться повторений, если видит, что слушатели не совсем понимают его. Если служитель взглянет на слушающих проповедь, в их глазах он сможет прочесть, насколько они понимают его. Если служитель видит, что слушатели не понимают какого-либо вопроса, он должен остановиться и пояснить сказанное примером. Если одного примера недостаточно, проповедник обязан привести другой пример и добиться понимания прежде, чем продолжать. Обычно люди настолько поглощены мирской суетой, что не задумываются над вопросами религии, и поэтому для них необходима простая, понятная проповедь. Такая проповедь понравится им.

5. Служитель должен глубоко прочувствовать свою тему; его мимика и жесты должны соответствовать его словам, чтобы произносимые истины производили надлежащее впечатление. Это требует подлинного искусства; так актеры на сцене заставляют своих зрителей сопереживать происходящему. Изучение ораторского искусства способствует приобретению этих навыков. Однако если человек глубоко прочувствовал свою тему, это не вызовет затруднений.

Однажды я услышал замечание о проповеди молодого служителя. Это поучительно. Служитель не был образованным человеком в полном смысле этого слова, однако он был хорошо образован в завоевании душ. О нем говорили: "То, как он входит и садится за кафедру, то, как он встает, чтобы говорить, является проповедью само по себе. Его поведение показывает, что у него есть что сказать - что-то важное и значительное". Я знаю, что манера этого человека говорить управляла чувствами всего собрания, в то время как те же вещи, сказанные прозаически, не производили никакого эффекта.

6. Служитель должен быть готов встретить возражения грешников и ответить на них. Однако зачастую служители избегают определенных трудностей. Слушающие грешники чувствуют затруднения, в которых сами не могут разобраться, и не знают, как разрешить свои сомнения, а служитель, возможно, даже не побеспокоится узнать о том, что такое затруднение существует, и, тем не менее, удивляется, почему грешники не обращаются, почему нет пробуждения. Он удивляется, и в то же время он никогда не интересовался затруднениями и сомнениями, которые испытывают грешники.

7. Если служитель желает действенной проповеди, он должен избегать монотонности. Однако если служитель прочувствовал то, что он говорит, он не может быть монотонным.

8. Служитель должен обращаться к чувствам до тех пор, пока не завоюет внимание слушателей, а затем обращаться к их совести и нащупывать чувствительные места. Если внимание почему-либо уменьшится, обратитесь к чувствам снова и оживите их, трудитесь на своей ниве добросовестно.

9. Если это возможно, служителю следует изучить действие произнесенной проповеди прежде, чем выступить со следующей.

Примечания

Прежде, чем Благая Весть произведет повсеместный эффект, у нас должны быть люди, способные проповедовать экспромтом. Для этого следует иметь в виду следующие принципы:

а) Ни один человек не может взять на себя написание проповеди, в которой было бы предусмотрено все, что может потребоваться в различных обстоятельствах.

б) Написанные проповеди не рассчитаны на то, чтобы произвести требуемый эффект. Такие проповеди не преподносят истину должным образом.

в) Человек, заранее пишущий свои проповеди, не может предусмотреть основной предмет и порядок изложения, которые ему могут потребоваться при выступлении, чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией.

У нас никогда не будет в законодательных собраниях, в залах суда и за нашими кафедрами сильных, красноречивых ораторов, которые могли бы завладеть вниманием всей аудитории, слушающей их, пока наша система образования не научит их думать быстро, законченными мыслями, последовательно, пока их не научат навыкам ораторского искусства в школе.

Читая проповедь по конспекту, проповедник теряет возможность оживить свое выступление силой жестов, мимики, взглядов, интонаций и поз. Мы не сможем донести до людей полного Евангелия, пока не научимся обходиться без шпаргалки.

Курс обучения и подготовки служителя к работе должен быть исключительно богословским. Однако если вы спросите, должен ли служитель иметь научные представления, я отвечу: "Да. Чем глубже, тем лучше". Я хотел бы, чтобы служители могли разбираться в любой научной проблеме - но на основах богословия. Изучение науки - изучение дел Божиих. Изучение богословия – изучение Бога.

Студенты четыре года проводят в колледже, получая классическое образование - и не познают Бога, затем три года в семинарии, занимаясь богословием. И что же? Бедный молодой человек! Предоставьте ему работу, и вы убедитесь вскоре, что он совсем не готов к служению. Церковь стонет, слушая его проповеди, потому что в них нет ни силы, ни помазания. Обучение испортило его.

Напрасно в школах пытаются поставить голос и интонации будущим служителям, которые не сведущи в том, что им более всего необходимо знать. Церкви объявляют их несостоятельными, и они останутся такими из-за существующей однозначно неадекватной системы теологического образования.

Молитесь за служителей, чтобы Господь даровал им мудрость для приобретения душ, молитесь, чтобы Господь даровал церкви мудрость и понимание важности подготовки поколения служителей, которые пойдут вперед и обратят мир.

Церковь должна пребывать в постоянной молитве и взывать, стенать об этом. Драгоценный жемчуг для церкви - иметь хорошо подготовленных служителей. Наступление Тысячелетнего Царства зависит во многом от служителей, непохожих друг на друга, но хорошо подготовленных для работы. И мы должны быть уверены в ответе на наши молитвы, так как обетование Господа остается в силе. Существующий порядок служения в современной церкви не обратит мир; однако мир должен быть обращен; вот почему Бог желает иметь служителей, способных достичь этой цели: "...Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою".

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил.1:27)

Религиозный мир всегда отличался разнообразием, а в наше время это стало особенно заметно. Почти каждый человек считает своим долгом принадлежать к какой-либо религии и, чаще всего, он избирает либо ту веру, которую исповедует его близкое окружение, либо ту, которая считается общепринятым государственным мировоззрением.

Евангельская вера, пожалуй, единственная на свете, которая не передается по наследству и не совпадает с верой большинства.

Христос сказал: «…узок путь и узкие врата, ведущие в жизнь, и немного находят их». Задумайтесь над словами Спасителя! Если вы полагаете, что большинство право, и желаете «верить как все», то вы заблуждаетесь. В небеса идет гораздо меньше людей, чем вы думаете. Евангельскую веру нужно принять вопреки мнению большинства и за нее нужно подвизаться.

Ап. Павел некогда был ярым приверженцем веры отцов, неумеренным ревнителем религиозных преданий. Он не знал меры в своей ревности. Много в его вере было правильным: признание единобожия, авторитета закона, необходимости усилий для исполнения его требований.

Однако к его вере никак нельзя было применить название «евангельская», ибо он яростно отвергал евангелие и всеми силами боролся против него.Он хулил Христа и предавал смерти исповедующих Его.

И поныне мы встречаем много вер, в которых есть немало хорошего, как в названии, так и в учении, однако для них евангелие не является основной ценностью. Более того, некоторые из вероисповеданий отчаянно борются с ним.

Призыв апостола ставит перед нами три вопроса:

1)в чем суть евангельской веры?

2) почему за нее следует подвизаться?

3)как подвизаться за веру евангельскую?

I . В чем суть евангельской веры?

Вера евангельская – это принятие всем сердцем подвига Иисуса Христа и Его учения. Павел не назвал евангельскую веру петровской, по имени верховного апостола Петра, которому Господь дал ключи от царства Божьего, не назвал ее православной, потому она правильно славит Бога, или протестантской, потому что она протестует против церковных злоупотреблений. Он называет ее евангельской .

Тут применима поговорка: «как назовешь корабль, так он и поплывет».

Назвали католики свою церковь «вселенской» и «поплыли» в сторону подчинения себе всего мира. А уж в средствах не стеснялись: проводили крестовые походы, учреждали инквизицию, сжигали на кострах проповедников евангелия. Все это запятнало авторитет католической церкви.

Назвали православные себя «правильно славящими» и «поплыли» в сторону литургического поклонения: храмы, священство, монашество, иконы, свечи, мощи, молитвы святым.Если бы апостолы Христовы сейчас вернулись на землю, они не узнали бы кристально чистого и ясного учения истинного христианства под толстым слоем традиций и ритуалов.

Назвали себя мусульмане «покорными» и главным их делом стало соблюдение пяти добродетелей: признание единобожия и особой роли пророка Мухаммеда, молитва, пост, милостыня, хадж в Мекку.

Назвали протестанты себя лютеранами и пришлось им принять лютеровское понимание крещения, таинств, образа жизни. Лютер сказал много правильных слов о вере. Никто до него и после не учил так правильно о благодати, но он же сказал: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрет». Он же призывал преследовать евреев.И что в этом случае остается делать его последователям, как не подражать своему наставнику?

Вот какое огромное влияние оказывает название вероучения на судьбу его последователей! Ведь название к чему-то обязывает и его нужно оправдывать.

Павел наименовал исповедуемую им веру евангельской, чтобы превознести евангелие превыше всего, чтобы оно никогда не затмевалось ничем и никем. Слово «евангелие» означает «радостная весть». Первоначально оно применялось ко всем радостным новостям: от рождения сына императора или победыв сражении до подвоза дефицитных продуктов на рынок. Однако позже это слово стало относиться к тому, что совершил для нас Христос.

Среди многих текстов Писания о сути евангелия я бы выделил три, самых ярких.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»(Иоан. 3:16).

Из слов Христа явно, что миру грозит ужасная и вечная погибель. Святой Бог не может не наказать развращенный мир за грехи. Он видит крайнюю порочность человеческих сердец. Эта порочность выражает себя в пренебрежении святым Богом.

Никто не ищет лица Бога и не стремится познавать Его через Святое Писание.

Никто не исполняет тщательно Его заповедей. Никто от всего сердца не благодарит Его за оказанные благодеяния. Практически у всех одна отговорка: «У меня нет времени на Бога!»

Никто не противостоит греховным желаниям плоти и не думает, как угодить Богу.

Недавно умерший польский кинорежиссер Анджей Вайда с иронией заметил: «Не будем огорчаться - мир и так вполне омерзителен».

Если грешный человек был столь невысокого мнения о мире, в котором жил и творил, каково же тогда мнение о нас Святого Бога? Если даже евреи, избранные, чтобы знать учение об истинном Боге, и те отвергли Спасителя, то что же сказать об остальном мире?

На этом темном фоне испорченности людей и их неизбежной гибели из уст Сына Божьего прозвучало радостное евангелие: Бог любит мир и для его спасения послал Своего Сына. И всякий верующий в Него спасется. Это важное обещание! Если бы было сказано, что спасется сильный верующий, или опытный, или святой, мы пришли бы в отчаяние от осознания, что мы не такие. Но слово «всякий» включает в себя как сильного, так и слабого верующего.

В этом удивительная суть Евангелия: грешник может стать праведным и спасенным чрез веру в жертву Христа на Голгофе. Верующий будет спасен от бессмысленного существования, гнева Божьего и вечных мук в озере огненном.

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. С 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор. 15).

Это поистине радостное Евангелие: Христос Своими муками, смертью и воскресением расплатился за наши грехи! Если бы люди всерьез приняли эту радостную весть, они перестали бы искать себе посредников в виде святых и девы Марии, не стали бы сотни раз повторять » спаси меня грешного», перестали бы бояться смерти. Для сравнения: если кто-то покрыл бы вашу задолженность перед банком, страшны ли вас были бы коллекторы или повестка в суд?

Если бы священнослужители поверили от сердца в это евангелие, они бы перестали «посредничать» между Богом и совестью человека. Они бы убеждали смущенные души взирать на посредника Христа и обрести в Нем защиту.

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18-21).

Если внимательно присмотреться к этим проникновенным словам, становится ясно, насколько сильно Бог заинтересован в нашем спасении. Он уже аннулировал все наши долги. Дело за малым — нам примириться с Богом.

Если бы люди приняли душой это евангелие, они по-иному относились бы к себе и Богу.

Лютер вспоминал, как его нещадно пороли в детстве и при этом говорили, указывая на изображение Христа: «Он тебя проклянет и накажет еще больше, если не будешь хорошим». После таких «проповедей», взирая на лик Христа, он бледнел и дрожал от страха.Однако когда он понял, что Христос — не судья и не каратель, а Спаситель, он смог полюбить Его и довериться Божьей благодати.

Это евангелие особенно ценно для нас, когда мы терпим поражение в борьбе с грехом и думаем, что у Бога иссякли всякое терпение и милость. Мы проецируем свое отношение к людям на Бога, забывая о евангельском отношении Бога к нам.

Итак, мы должны знать суть евангелия: верующий во Христа освобожден от суда Божьего и вечной гибели. Он связан с Христом узами Его любви и заветом благодати. Ему вменяется праведность Христа, и потому он становится наследником вечной жизни.

II . Зачем нужно подвизаться за веру евангельскую?

Прежде всего, мы должны подвизаться за веру евангельскую ради славы Христа.

Господь учил: » дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:23). Автором и Даятелем евангелия является Христос. Он оставил небесную славу, обрек себя на жизнь в человеческом теле среди рода неверного и развращенного, чтобы мы могли воспользоваться благодатью евангелия.

Христос вложил много труда, пота, слез, крови и мук в создание евангелия, и если мы не ценим Его труд и не отстаиваем его, мы причиняем боль Его сердцу. Ему приятно, когда мы чтим и превозносим Его подвиг. Кто не чтит подвиг Христа, тот не чтит Бога.

Мы прочли в 15 главе 1Коринфянам о важнейшей роли евангелия в нашей жизни: «…которым и спасаетесь». Разве есть что-либо более важное и радостное для нас, чем спасение души? Христос сказал, что люди, ныне отвергающие спасение, когда-то отчаянно примутся искать его. Они будут громко рыдать и вопиять: «Господи, отвори нам!», однако к своему ужасу услышат: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Самое великое несчастье — оказаться навеки погибшим. С этим не сравнится потеря работы, друзей, семьи. Даже атомная война — легкий испуг в сравнении с реальностью вечной погибели. И потому самое великое счастье — быть спасенным. Однако есть одно условие: «…если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам».

Если мы желаем спасения души, нам следует веровать по апостольскому слову, не добавляя и не убавляя от него ничего.

Апостол Павел призывал анафему на апостолов, людей и Ангелов, если только они искажают евангелие прибавлением к нему дел закона:

»Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»(Гал. 1:8-9).

Наконец, мы должны подвизаться за веру евангельскую ради спасения людей

Мы призваны возвещать евангелие всем людям ради их спасения. Именно это неустанно делал апостол Павел: » Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому в ерующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину» (Рим.1:16). Павел благовествовал иудеям и язычникам, рабам и свободным, гражданским и военным, заключенным и охранникам, колеблющимся христианам и отступникам.

Он признавался, что готов оказаться отлученным от Христа, только бы они спаслись.

Евангелие драгоценно не только тем, что несет новую информацию о Боге и мире, не только тем, что предлагает возвышенную мораль. Более всего оно дорого тем, что спасает человека от гибели, преображая его сердце.

III . Как подвизаться за веру евангельскую?

Подвизаться за веру евангельскую — значит сохранить ее в том виде, в каком ее оставили Христос и апостолы.

Покойный Николай Архипович Костюченко — служитель нашей церкви- запечатлел на моем сердце слова: «Написано: «спасение от иудеев». Это значит, язычники не имеют права прибавлять что-либо к Писанию».

Да, это так! Мы не имеем права ни добавлять, ни убавлять что-либо к евангельской вере, не имеем права ни изменять, ни улучшать ее.

В этой связи я хотел бы призвать всех дорогих читателей достигать трех значимых целей в своей жизни:

  • Подвизайтесь за простоту евангельской веры!

Когда тюремщик в Филиппах спросил Павла и Силу: «…что мне делать, чтобы спастись?». Павел одним предложением выразил способ спасения: «…веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31).

Павел предложил уверовавшему начальнику тюрьмы веру в Христа, а не обряды и или религиозные методики. Все просто и ясно!

Я представляю себе, что ответили бы ему представители некоторых ветвей христианства.

Одни сказали бы ему: «Откажись от свинины, чти субботу, изучай Писание по книгам Елены Уайт, а всех, кто празднует воскресенье, считай запечатленными антихристом. Обязательно давай в церковь десятину».

Другие бы посоветовали: «Крестись и стремись к обоженью посредством добрых дел, пребывания на службах, Причастия, соблюдения постов, паломничеств к святым местам, призывания матери Божьей и святых, чтения отцов и послушания священнослужителям. Да, и не забудь купить четки, чтобы по сорок раз повторять Иисусову молитву».

Нашлись бы и такие советчики: «Проси о крещении Духом и получи иные языки. Без этого не спасешься».

Христианская церковь смогла определить канон Писания и дать его людям, смогла претерпеть на протяжении своей истории множественные страдания за веру, смогла прославлять Бога через песнопения, молитвы, живопись и даже изобрести книгопечатание для победного шествия Благой Вести по миру. Но невыразимо печально сознавать, что она слишком часто терпела неудачу в самом важном деле: сохранении веры евангельской!

Христиан всегда преследовало навязчивое искушение что-нибудь добавить к евангельской вере и в концеконцов исказить ее. Сначала добавили крещение младенцев, потом поклонение Деве Марии и святым, потом литургию, исповеди, монашество, иконы, потом индульгенции, предания, постановления соборов и синодов. Все эти добавления вводились «ради пользы» — чтобы придать вере наглядность, чтобы воздействовать на чувства или защитить принятые ранее догматы.

И получилось, что с течением времени церковь вместо данного ей апостолами евангельского образца приняла другие образцы. Так сбылось опасение апостола Павла:»Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»(2 Кор.11:3).

Мы не имеем права уклоняться от простоты вероучения, от простоты отношений между собой, как членов одной семьи, от простоты богослужения, простоты доверия Христу в различных испытаниях.

  • Подвизайтесь за чистоту евангельской веры!

Здесь имеется в виду ее нравственная чистота. Если вера не влечет нас к такой чистоте, то это не евангельская вера. Если вера не преодолевает нашу природную расхлябанность - это не евангельская вера.

Стандартом евангельской нравственности должен стать пример Христа:« Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2:6).

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16).

Верующий во Христа часто спрашивает себя: «как бы поступил Христос на моем месте?» и стремится подражать Ему в словах и делах. Если бы московский монах Исидор был наполнен стремлением следовать примеру Христа, неужели он осмелился бы в далеком 1430 году изобрести и внедрить технологию производства русской водки? Сколько душ сгубил он своим «ноу-хау»…

  • Подвизайтесь за силу евангельской веры!

Верующие живут в мире, который им вовсе не рад. Он смеется над ними и гонит их, сатана чинит им козни, плоть осаждает их души. Быть христианином очень трудно. Однако не невозможно — евангельская вера помогает справиться со всеми искушениями. Она соединяет верующих с источником силы - Господом Иисусом Христом, который дает своим искупленным победу: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Иоан.5:4).

Бороться за силу евангельской веры нелегко. Чтобы победить, необходимо проникнуться учением Библии о важности веры.

Великий Сперджен сказал: «Важно не чувство. Важна вера. И когда я чувствую, что душа моя холодна, как айсберг, тверда, как скала, и грешна как сам сатана, то даже и тогда вера (во Христа) не перестаёт меня оправдывать. Вера преодолевает как скорбные чувства, так и радостные, ибо только тогда, когда она остаётся одна, заглушая их, она достигает славы своего могущества».

  • Также следует просить Господа укрепить в нас евангельской вере!

Апостолы об этом просили Господа. Согласно Римлянам 12:3, Бог уделяет веру человеческому сердцу.

И, наконец, очень важно упражнятьсяв вере! То есть, славить Бога за трудности, как это сделал Иов. В один день он потерял и все богатства, и десятерых детей. Но на беды он ответил прославлением Бога: «Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно!»

Однажды на молодежной конференции в Самаре было зачитано письмо из 1651 года. Оно принадлежало жене известного английского проповедника Кристофера Лова. У этой молодой женщины через несколько месяцев должен был родиться ребенок. Ее муж за проповедь евангелия был схвачен и приговорен к смерти. За день до казни она написала ему:

“Перед тем, как я напишу следующее слово, я прошу тебя, Христофор, не думай, что тебе пишет жена. Думай о том, что тебе пишет друг. Я надеюсь, что ты свободно отдал свою жену и своих детей Богу, Который сказал в Иеремии 49:11: «оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня». Твой Создатель будет мне Мужем и твоим детям Отцом. Пусть Господь сохранит тебя даже от единой печальной мысли по поводу твоей семьи. Я желаю свободно отдать тебя в руки нашего Отца и смотреть на твою смерть за Христа не только как на венец твоей славы, но и как честь для меня в том, что мой муж нужен Христу.

Я не позволю себе говорить с тобой или даже допустить мысли в своем сердце о неизреченной утрате. Вместо этого, я полностью направляю свой взор, чтобы созерцать твое неописуемое приобретение. Ты оставляешь своих детей, братьев и сестер, чтобы пойти к Господу Иисусу, твоему старшему Брату. Ты оставляешь друзей на земле, чтобы присоединиться к наслаждению святых и ангелов, и духов праведников, совершенных в славе. Ты оставляешь землю, чтобы наследовать Небо. Ты обмениваешь темницу на дворец.

Когда ты будешь одеваться завтра утром, думай о том, что я одеваюсь в свое свадебное платье, чтобы навечно быть обвенчанной с моим Искупителем. И когда вестник смерти придет за тобой, пусть он не выглядит для тебя страшным, но смотри на него, как на глашатая доброй вести о жизни вечной. Когда ты поднимешься на эшафот, думай, как ты и говорил мне, что ты поднимаешься на огненную колесницу, которая унесет тебя в Отцовский дом.

Когда ты положишь свою драгоценную голову, чтобы принять удар, помни, что ты говорил мне: «Хотя голова моя будет отделена от тела, но в тот же момент моя душа будет соединена с моим главой - Господом Иисусом. Хотя это может показаться чем-то горьким, что я оставляю эту земную жизнь раньше, чем я хотел бы, давай признаем, что это воля и повеление нашего Небесного Отца. Пройдет совсем немного времени, когда мы снова будем вместе наслаждаться друг другом в небесах». Христофор, давай утешать друг друга этими словами.

Не волнуйся, мое дорогое сердце, всего лишь небольшой удар и ты будешь там, где уставшие находят покой и где зло прекратит причинять нам боль. Помни, что ты будешь вкушать обед с лучшими травами, и что ты будешь иметь более сладкий ужин со Христом в этот вечер.

Дорогой, я пишу это письмо не для того, чтобы тебя учить, потому что это утешение, эту перспективу на происходящее я получила от Господа, когда ты учил меня. Я больше не буду писать или беспокоить тебя в этой жизни; вместо этого я вверяю тебя в руки Божии, с Которым ты и я будем навеки вместе. Прощай, мой дорогой. Я больше никогда не увижу твоего лица до тех пор, пока мы вместе не будем видеть лицо нашего Господа Иисуса в тот великий день”.

Какая сила веры жила в этих супругах и трудно сказать, кто кого превзошел в вере - жена мужа или муж жену. Одно ясно их евангельская вера победила мир, победила плоть и дьявола.

Смотрите, как великолепно эта отважная женщина знала Писание, которым укрепляла себя и мужа. Из Писания она знала о вечной жизни, из Писания знала о Божьей поддержке вдов и сирот. Из Писания она знала, что даже мученическая смерть свершается по воле Бога. Молитва этой женщины в час жестоких испытаний и ее готовность их претерпеть должны стать для нас ободряющим примером.

Да благословит нас Бог подвизаться за веру евангельскую!

С максимальным эффектом? Книга Деяний дает нам ответ на этот вопрос.

Следует отметить, что книга Деяний имеет два основных назначения, которые могут помочь нам сегодня. Она предназначена:

  1. для нашего образования , как христиан, поскольку нам дается описание развития ранней Церкви и связанных с этим событий.
  2. для примера нам , как проповедникам, христианским служителям, миссионерам, поскольку нам показан способ, с помощью которого апостолы послушно выполняли Великое Поручение.

Если исследовать книгу Деяний в этом свете, т.е. как нам стоит проповедовать в смешанной культуре или в нашей собственной, то мы обнаружим нечто удивительное.

Любовь Бога

Во-первых, ни в одной проповеди книги Деяний ни одним проповедником не упоминается о любви Божьей . В Симфонии можно увидеть, что слово «любовь» ни разу, и ни в каком контексте в этой книге не встречается. Вместо этого Павел и другие проповедники снова и снова говорят о смерти и воскресении Христа, о Божьем суде, и необходимости личного покаяния и веры в Христа. Объяснения Павлом Божьей любви, включая великое заявление в Послании к Римлянам 5:8 , что Бог возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, были написаны для христиан и, по-видимому, не проповедовались нехристианам.

Ни в одной проповеди книги Деяний не упоминается о любви Божьей. Вместо этого апостолы снова и снова говорят о смерти и воскресении Христа, о Божьем суде, и необходимости личного покаяния и веры в Христа.

Две отправные точки

Второй удивительной особенностью проповеди Павлом Евангелия, записанной в книге Деяний, есть то, что в зависимости от публики, он использовал две совершенно разные отправные точки (т.е. то, с чего он начинал свою проповедь).

  1. Когда Павел проповедовал иудеям, он «поучал их от Писаний, объясняя и доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» . Основным моментом этого послания было то, «что это – Христос, Тот Иисус, Которого я возвещаю вам» [то есть Мессия] (Деяния 17:2–3 ).
  2. Когда Павел проповедовал язычникам, например ликаонцам (Деяния 14:6 ) и грекам (Деяния 17:22–31 ), он начинал с сотворения , говорил о роли Бога как Творца и о том, что все, что можно увидеть в природе, является свидетельством этого.

Почему между методом проповедования Павла иудеям и методом проповедования язычникам существует такое отличие? Причина этого и является нашим ключом к пониманию того, почему проповедь о погибающем положении человека или даже весть о кресте, часто оказывает незначительное влияние на общество сегодня.

Иудаизм имел креационное основание - Бытие. На основании Писаний Старого Завета иудеи верили в одного истинного Бога и знали Его как Творца, Законодателя и Судью. Иудеи уже знали и верили в библейское описание событий сотворения и грехопадения: они знали, что такое грех и что плата за грех – смерть. Им только нужно было показать на основе Писания и Воскресения, что Иисус и является обещанным Христом.

Греки … эволюционисты

С другой стороны, язычники (греки в частности) имели эволюционное мышление. Профессор Фэарфилд Осборн из Колумбийского университета и Американского музея истории естествознания сказал, что Эмпедокла, который жил в V столетии до н.э., «можно справедливо назвать отцом эволюционной идеи». Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своей работе под названием Физика «говорит, что Эмпедокл был первым, кто показал возможность происхождения сильнейших форм жизни путем случайности, а не Замысла».

И сам Аристотель учил эволюционной последовательности организмов.

Когда Павел был на Марсовой Горе (Ареопаге), он встречался «кое с кем из эпикурейских и стоических философов» (Деяния 17:18 ). Эпикурейцы были последователями Эпикура (342–270 гг. до н.э.), который отрицал существование какой-либо намеренной формы в природе и учил, что все на земле эволюционировало непосредственно из самой земной материи. Не удивительно, что эпикурейцы верили в то, что удовольствие, и особенно плотские удовольствия, являются величайшим благом существования. Таким образом, греческое общество было эволюционным в своем мышлении и идолопоклонническим в жизни.

У этих язычников не было иудейских Писаний. Поэтому Павел должен был проповедовать им, используя понятия, которые они смогли бы понять, то есть их основные знания о Творце как о Создателе, почти разрушенные их философиями и идолами, но все равно существующие и подтверждаемые природой и их совестью (Римлянам 1:20; 2:15 ). И поэтому в своем обращении к людям на Марсовой горе (Деяния 17:22–31 ) Павел начал свою проповедь, говоря о силе Бога в творении, а затем говорил о божественной природе Бога в Своем промысле. Затем Павел выступал против языческих идолов и убеждал их покаяться, потому что Бог всем управляет и все судит, и день суда приближается. И только после этого он говорил о Воскресении. Вероятно, если бы его не перебили, он продолжал бы рассказывать о том, что это Воскресение последовало за смертью Христа на кресте, и он объяснил бы, что Божью благодать можно увидеть через воскресшего Спасителя. Но обратите внимание, в какой последовательности Павел раскрыл свои доводы.

Павел потерпел неудачу?

Некоторые толкователи говорят, что через свою проповедь Павел не смог достучаться до афинян, потому что он и не основал там церкви. Но на Марсовой горе произошло, по меньшей мере, шесть обращений, а может быть и больше, как мы читаем: «Но некоторые люди, примкнув к нему, уверовали: между ними и Дионисий Ареопагит и женщина, по имени Дамарь, и другие с ними» (Деяния 17:34 ). Позже в Афинах была основана церковь, а Дионисий, который был членом Верховного Суда Ареопага, обратился к Богу и был таким искренним, что стал лидером этой церкви. Евсевий Кесарийский говорит о Дионисии как о «первом епископе Церкви в Афинах». Это вряд ли можно назвать неудачей со стороны Павла или со стороны Святого Духа!

Мир сегодня

Современный мир мало чем отличается от мира, в котором жил Павел. Эволюция является доминирующей системой взглядов. В результате отрицания единого истинного Бога и отвержения Его правил святой жизни эпикурейская идея гедонизма (поиск наслаждений) стала преобладающим образом жизни. В то же время многие люди сегодня обращаются к индуистской философии движения Нового Века или к оккультизму, чтобы заполнить жизненную пустоту, являющуюся следствием их собственного атеизма.

Подобным образом в большинстве стран, в которых сегодня трудятся миссионеры, господствуют религии, которые отвергают существование святого трансцендентного Творца. А что касается происхождения, то все они имеют эволюционное начало . Например, в основе всех этих религий лежит вера в изначальное существование материи или какого-либо существа. Эти религии, как правило, связаны с задабриванием злых духов или заслуживанием похвалы путем поклонения, как например, в индуизме, буддизме, синтоизме, анимизме и т.д., так же как это делали и греки.

Проповедники и христиане-миссионеры могут вынести из этого урок. Бог дал нам в книге Деяния пример того, как эффективно проповедовать сегодня людям . Нам показан способ проповедования, который апостол Павел использовал для того, чтобы наилучшим образом вписаться в культурную среду его слушателей (как иудеев, так и язычников), чтобы они понимали его. Мы также видим способ проповедования Павла, где используется креационный евангелизм с целью как можно глубже проникнуть в мышление греков. Креационный евангелизм – это способ проповедования, который реально работает. Современное общество в своем эволюционном мышлении не знает единого истинного живого Бога, а сексуальная озабоченность сегодняшнего мира намного больше, чем та, которая была у греков и иудеев. Поэтому те, кто сегодня проповедуют Евангелие, могут также использовать этот способ, чтобы их слушатели поняли их.