Духовные наставления николая гурьянова про молитву. Протоиерей николай гурьянов. «Талабский старец »

А. Демкин
Святые места Северо-Запада России.

2012, Андрей Демкин,
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения авторов.

Старец Николай Гурьянов.

Путешествие на Талабск (остров Залит) на Псковском озере.

1. Старец Николай Гурьянов - один из великих Псковских старцев.

Отец Николай (Николай Алексеевич Гурьянов 24 мая 1909 (в следственных документах 1910 года рождения) - 24 августа 2002) - один из четырех великих псковских старцев, современниками которым нам повезло быть: это протоиерей Валентин Мордасов (1930 - 1998), архимандриты Иоанн Крестьянкин (1910-2006) и Лев Дмитроченко (1932-2008). Отец Николай прославился на всю Россию чудесными дарами провидения и целительства. Известны его предсказания о ближайшем будущем России.

Его слова были честны и не зависили от политической ситуации ни в советское, ни в постсоветское время. Отец Николай Гурьянов за свои пророчества о "грядущей погонной власти в России" (прозвучавшие в 1997 году) в последние годы жизни был по сути заточен в своей келье и изолирован "келейниками-охранниками в камуфляжной форме" от прихожан. (Источник: Старец Николай Гурьянов. Жизнеописание. Воспоминания. Письма//Санкт Петербург.- Искусство России, 2010.-С.208-209 ). Сам старец пророчил, что последние годы жизни он будет жить в своей келье "как в тюрьме". В 1998 году землю и дом отца Николая Гурьянова в Талабске оформило на себя "Православное охранное братство" из Москвы (написано со слов молодого человека, представившегося сыном главы этого братства, принимающего паломников в доме о. Николая на острове Залит ). С тех пор в доме появились люди в камуфляже, которые, кстати, и по сей день содержат и оберегают дом и святыни отца Николая Гурьянова.

24 августа 2005 года администрация и МЧС Пскова пыталось запретить движение лодок к острову Залита, чтобы люди, приехавшие на день памяти отца Николая Гурьянова, не могли попасть на остров. Но, как говорил сам старец Николай:

«Если мы с Господом,

антихрист не может причинить нам зла»

Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Псковской губернии (ныне деревня Заходы в Гдовском районе). Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: “Какой ты счастливый, что с Господом…”».

Николай Гурьянов окончил Гатчинский педагогический техникум и первый курс педагогического института в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), преподавал в школе математику, физику и биологию. Также он служил псаломщиком Свято-Никольского храма села Ремда Серёдкинского района Ленинградской (ныне Псковской) области. В 1930 году Гурьянов был выслан по решению Ленинградского окрсуда за пределы РСФСР за контрреволюционную деятельность. Весной 1930-го года он прибыл в село Сидоровичи Розважевского района УССР. В 1931 году "дьячок Микола Гурьянов" был арестован за срыв перевыборов сельского совета, распространение слухов о войне и затруденения коллективизации. Также Николай Гурьянов был виновен в том, что он учил молодежь Божественным песням, что «он с ними их пел, вербовал молодежь в церковный хор, а также советовал ходить в церковь». В деле №8 украинского ГПУ сохранились его показания: «Я никогда контрреволюционной работой не занимался и против советской власти никого ничем не агитировал. Больше сказать ничего не имею. Н.Гурьянов» .

После отбывания заключения в лагере под Киевом (допр №2 с 31 марта 1931 года) и был три года в ссылке в Сыктывкаре Коми АССР. После освобождения не смог получить прописку в Ленинграде и преподавал в сельских школах Тосненского района Ленинградской области. Реабилитрован отец Николай Гурьянов по "делу №8" был только в 1989 году. Данные о следственном деле №8 обнаружены в архивах КГБ-ФСБ сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.

Во время Великой Отечественной войны не был мобилизован в Красную армию, так как с детства страдал ревматизмом суставов и не был годен к воинской службе. Отец Николай попал на оккупированную территорию. 8 февраля 1942 был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), находившимся в юрисдикции Московской Патриархии. В 1942 окончил богословские курсы, служил священником в Свято-Троицком женском монастыре в Риге (до 28 апреля 1942). Затем, до 16 мая 1943 являлся уставщиком в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе, был настоятелем храма святого Николая в селе Гегобрасту Паневежского благочиния (Литва).

В 1952 году по указу Святейшего Патриарха Алексия I награждён золотым наперсным крестом. В 1956 году получил сан протоиерея. В 1958 году отца Николая перевели в Псковскую епархию и по его личной просьбе назначили настоятелем храма святого Николая на острове имени Залита (Залитская волость, Псковский район). Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1988 году отец Николай Гурьянов был награждён митрою и правом служения с открытыми Царскими вратами до пения «Херувимской», а в 1992 году - до пения «Отче наш».

К отцу Николаю Гурьянову ехали со всей России и чтобы укрепиться в вере, и чтобы попросить совета в трудной житейской ситуации. Он, по воспоминаниям посещавших его, «каждого человека воспринимал как бесценный дар Божий». И учил прежде всего любви. Он говорил, что главное для человека - «хранить веру и стяжать любовь, ибо оскудение любви и веры - признаки приближающегося Второго пришествия», что нужно «радоваться и молиться», радоваться тому, что «Господь так нас любит, только мы не понимаем эту радость». А еще отец Николай учил смирению: «Важно зримое смирение, зримое и плачевное, зримое от огорчения и меня не обвини».

24 августа 2002 года отец Николай отошел ко Господу. Тогда архимандрит Иоанн (Крестьянкин) утешал скорбящих: «Не плачьте! Теперь отец Николай у престола небесного за нас молится».

2. Фотографии из поездки на Талабск (остров Залита).

Путь на остров Залита (Талабск) к Николаю Гурьянову начинается от причала в деревне Большая Толба. Отсюда отчаливает катерок "Талабск". На нем можно добраться до острова им. Залита (Талабск) и острова имени Белова (Верхний). Острова названы в честь двух большевиков, устанавливающих на островах советскую власть. Они были казнены путем утопления в озере в 1918 году.

Если вам не повезло, и вы попали на перерыв в расписании катера или в выходной день - то вас отвезут на остров Залита на катере. Есть "дядя Юра","дядя Миша" да и другие перевозчики. Расценки зависят от марки и года выпуска вашего автомобиля, погодных условий и рыночной ситуации на конкретный день. Нам в разные дни озвучивали цены от 250 до 700 рублей с человека. Если на отсров идет кто-то по своим делам могут взять и за 100 рублей с человека. Поездка на остров Залита на акватакси из Пскова на группу 10 человек оценивается в 10 т.р.

Чтобы не попасть на перерыв или выходной день - изучите расписание движения катера на остров Залита и Белова. Путешествие на катере "Талабск" с заходом на остров Белова нам обошлось в 300 рублей с человека. Поездка на Талабск в одну сторону - 110 рублей.

Катер выходит в Псковское озеро по реке Тоблице. По берегам можно увидеть столбы с образами, а на реке - ондатр и серых цапель. Даже в самую теплую погоду берите с собой теплую непродуваемую одежду - на воде весьма продувает.

Вид на остров Залита с катера: видна знаменитая опора ЛЭП, ставшая светским символом острова. Старинный вариант названия острова "Талавск". Жителей острова называли "Гарами" - большими крепкими мужиками. А кто же еще мог быть хорошим рыбаком? Талабск до октябрьского переворота 1917 года славился своим снетком и вяленой ("вялой") рыбой.

Вид на колокольню Никольского храма в Талабске, где служил протоиерей Николай Гурьянов. В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. В 1947 г. храм вновь был открыт для богослужений, но только в Смоленском приделе. По указу Владыки Иоанна (Разумова) от 21 октября 1958 года отец Николай был назначен настоятелем храма. Здесь он служил сорок четыре года (1958-2002 гг.)

Катер "Талабск" прибыл на остров им. Залита. Паломники спускаются на берег.

Говорят, что раньше Талабские мастера тратили на постройку одной рыбацкой лодки "троенки" всего три дня. Такая лодка позволяла рыбачить в любую погоду - волне и ветру ее практически невозможно перевернуть. Еще Петр I использовал талабских корабелов для строительства флота для Северной войны.

Схема острова им. Залита с указанием святынь и двух советских памятников. Рядом с указателем находится памятный крест "Воинам Талабского полка и всем, погибшим за Веру и Отечество в Гражданскую войну 1918 - 1920 гг." Он был установлен 7 июля 2007 года.

Во время Гражданской войны из жителей островов был сформирован Талабский полк численностью 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в состав Северо-Западной армии под командованием генерала Юденича. Командовал полком генерал Борис Сергеевич Пермикин. Зимой 1919-1920 гг. Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух сторон: с правого берега - красными частями, с левого - своими бывшими союзниками - эстонцами. До весны 1920 года тела талабцев находили вмерзшими в лед реки Нарвы. Год спустя год спустя, талабчане пробирались поодиночке из разных мест в Польшу к генералу Пермикину, чтобы снова стать под его знамена. Оставшиеся в России бойцы Талабского полка были репрессированы и расстреляны коммунистами в 1934—1937 годах.

В 1854 году в Талабске была построена каменная часовня в честь святителя Николая в память чуда от образа святого, бывшего во время пожара 6 июля 1853 года. Часовенка воздвигнута была для «неугасимого горения елея». Нынешние двери в часовню почему-то сделаны пластиковыми со стеклопакетами. Вероятно, благодетели хотели поставить "самое-самое" по их понятиям.

Образа в часовне св. Николая.

Сгоревший дом напротив часовни св. Николая. Из под угла дома бьет родник. Но на этот источник, почему-то, никто на острове Залита не обращает внимания. А ведь, думается, не случайно и дом сгорел, и источник открылся.

Благодатный вид на Псковское (Талабское) озеро с острова Залита. На санитарное состояние береговой линии лучше внимания не обращать. Сдается, что тем людям, которые управляет этим островом, уже давно ни до чего нет дела.

Храм святого Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг. Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г., когда сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.
В 1842-43 г. сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери "Одигитрии" Смоленской, в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада.

В храме святителя Николая находится почитаемый чудотворный образ Божией Матери «Благодатное небо», имеющий второе название «Смоленская» и празднуемый в день Смоленской иконы Божией Матери 28 июля. Одному прихожанину храма св. Николая во врем яэпидеми холеры явилась во сне Богоматерь и повелела: "Обнесите мой образ с Крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится". В сонном видении этому человеку было открыто место, где до той поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась. Игуменья Тавифа из Свято-Духовского женского монастыря в Вильнюсе взяла благословение и начала шить ризу Богоматери на голубом бархате. В 1960 году, после двухлетнего труда игуменьи, риза наконец была одета на эту святую икону Пресвятой Богородицы.

Памятный крест, установленный, как гласит надпись, "в память служения на сем острове старца протоиерея о. Николая Гурьянова", рядом с храмом.

Переулок от храма к дому (келье) отца Николая Гурьянова.

Вид на часовню святого Серапиона Изборского над Богородицким святым источником. Камни перед домом - не просто булыжники, а древние камни, расколотые по сверлению. Такие же камни находятся и на острове Верхний (Белова), рядом с древними кромлехами (сооружения из поставленных вертикально камней).

Кормушка для голубей у дома отца Николая Гурьянова.

Вход в келью старца Николая Гурьянова.

Памятный портрет старца Николая Гурьянова.

Образа на стене кельи старца Николая Гурьянова.

Иконы отца Николая Гурьянова.

Господи, помилуй,
Господи, прости.
Помоги мне, Боже,
Крест свой донести.

Ты прошел с любовью
Свой тернистый путь,
Ты нес Крест безмолвно,
Надрывая грудь.

И за нас распятый
Много Ты терпел,
За врагов молился,
За врагов скорбел.

Я же слаб душою,
Телом также слаб,
И страстей греховных
Я преступный раб.

Я — великий грешник
На земном пути,
Я ропщу, я плачусь...
Господи, прости!

Помоги мне, Боже!
Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти
В сердце погасил...

Помоги мне, Боже!
Щедрою рукой
Ниспошли терпенье,
Радость и покой.

Грешник я великий
На земном пути...
Господи, помилуй,
Господи, прости!

Мудрые мысли старца Николая Гурьянова

Живи просто — доживёшь до ста.
Надо жалеть неверующих людей и молиться, чтобы Господь избавил их от вражеского помрачения.
Радуйтесь и благодарите Бога, что вы родились в России, что вы — православные.
Цель нашей жизни — вечная жизнь, вечная радость, Царство Небесное, чистая совесть, покой — и всё это в нашем сердце.

Ответ старца Николая Гурьянова на многие вопросы о будущем содержит цифры 0,1,2 и 6 . А еще он говаривал так: "Живите спокойно до года четырнадцатого".

Тропарь Праведному
Николаю Псковоезерскому

Глас 4:
Божественной Благодати преизрядный носителю,
Православныя Веры исповедниче,
любви Христовой сосуде неисчерпаемый,
образ был еси воздержания.
На Остров, аки в тихое пристанище, вселился еси,
кротостию и смирением Христа Единого возлюбив,
и ныне со Ангелы ликовствуя,
отче Праведне Николае,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.


Кондак Праведному
Николаю Псковоезерскому

Глас 3:
Яко финикс цветущий при истоках вод,
яко крин благоухающий посреде житейских невзгод,
наследниче Благодати древних Святых,
отче Николае, утешителю наш,
моли Бога спастися нам.

Поговорить о старце Николае Гурьянове на монастырском форуме .

3. Географическое положение святого источника и особенности дороги.

Святой источник находится в Печорском районе Псковской области. Точное местоположение указано на карте.

Координаты Талабска:
58°00"00" с. ш. 28°01"10" в. д.

Как добраться на Талабск (остров Залита):

Можно доехать на машине , двигаясь из Санкт Петербурга по трассе Р-60 через 3 км после Елизарово (координаты поворота (N 58° 01.125" E 28° 12.502") - поворачиваем направо. Далее ехать до Б. Толбы. На центральной площади (автобусное кольцо) повернуть налево и до причала. Далее - до острова на катере.

На автобусе №142 из Пскова:

Целебные .

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.

ЧУДО СТАРЦА НИКОЛАЯ:

ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ЧАСА ПО БЛАЖЕННОЙ КОНЧИНЕ ПРИ ОБЛАЧЕНИИ

САМ ВЗЯЛ КРЕСТ и ЕВАНГЕЛИЕ

Праведное успение дорогого Батюшки Николая (Гурьянова). 24.05.1909+24.08.2002. Фотография сделана на паперти Смоленского придела Никольского Храма Острова Талабск после Заупокойной Литургии 26 августа 2002 года… Псковский Архиерей Евсевий благословил открыть лик для того, чтобы духовенство могло попрощаться с подвижником. Как крепко блаженный Старец держит Крест и Евангелие, которые САМ ВЗЯЛ при облачении в руки уже ПОСЛЕ того, как душа вышла из тела… Через четыре часа… Во время погребального шествия от Храма до кладбища гроб несли на руках священнослужители. По традиции островитян, гроб с телом усопшего поднимают на вытянутых руках и им осеняют крестообразно дом, где жил человек. А это келлия Старца и Храм, где от молился… Во время поднятия гроба, его сильно раскачивали. Но Крест и Евангелие святой праведник никогда не выпустил из рук.

При Старце чувствовали присутствие Бога.

Рядом с Батюшкой всегда было чудо и тайна… Потому что он был от Бога. Именно так… При Старце мы чувствовали присутствие Бога. Прошло уже тринадцать лет, как дорогой отец ушел в Вечность. Со временем, святой образ подвижника открывается все больше. И он не вмещается в слова. Ибо Дух нельзя выразить словом. Живя рядом со Старцем, мы, конечно, не могли постичь его духовную высоту и глубину мыслей. Наверное, потому, что он умалял сам себя и в своем смирении не возвышался ни над кем… Ни над одним человеком. Открывал же свою высокую духовность лишь когда было необходимо определить и исправить внутреннее состояние человека и назвать ту страсть, которая губительна для души, для спасения… Тогда его пронзительная прозорливость и житие в Духе открывались мгновенно и человек преображался. Понимал, что перед ним – святой, которому видны все закоулки твоей души. Видны не только дела, но и помыслы. А главное, он может помочь очистить сердце. Если ты сам жаждешь преображения. Однажды к Батюшке просто рвался побеседовать человек. Был уже готов войти в домик, но, столкнувшись в коридоре с предыдущим посетителем с потерянным лицом, изменил свое намерение. Отчего же? – Испугался, услышав откровенную исповедь: «Я полковник. Попросил у него молитв, чтобы мне дали генерала. А Батюшка ответил: «Какой ты генерал, сынок, ты ведь вор!» И что удивительно, этот человек не обиделся. Только выдохнув, признал: «Это правда»… Бог наделил отца Николая благодатными дарами. Сила его молитвы защищала жизнь и судьбы многих людей. Очень многих. Народ шел к нему еще и потому, что он не брал деньги за церковные Таинства. Никогда. Это было его особенностию. Как и у убиенного за Христа отца Павла Адельгема, не бравшего ни копейки с прихожан за требы: «Это моя обязанность, а не привилегия» - говорил он. Духовная сила таких пастырей – в Любви. До мученичества. Они граждане Божьего Града. Отец Николай, как и отец Павел, были истинными духовниками. «Достаточно ему посмотреть на меня – и мне уже все понятно» - такие слова произнес Владыка Павел, ныне митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси (Пономарев), в 1988-1992 наместник Псково-Печерского монастыря и имевший радость общения со Старцем. В одной из радиопередач он поведал такую историю – рассказывал с его слов Николай Борисов, ктитор Храма Царственных Мучеников на территории бывшей Никольской богадельни в Рязани. Там были обретены два Чудотворных образа – Мироточивый Царя-Мученика и Кровоточивый Царской Семьи:
«К нему обратился отрок с вопросом: «Владыка, а чем отличается священник от священника-старца? И Владыка ответил: «Я как Архиерей могу час убеждать, говорить и сомневаться, убедил я или нет, нашел я нужные слова для собеседника или нет. А вот Старец Николай – ему только достаточно посмотреть на меня, и мне уже все понятно, и даже не посмотреть, а пройти мимо. Вот кто такой Старец! И я такого Старца знаю – отец Николай Гурьянов ... Ему подобных нет!»Его присутствие, только само присутствие, источало Благодать. Ощутимую. В ней было царственное величие. Многие так и говорили: «Мне было достаточно увидеть Батюшку, и я понял, что не так живу». У некоторых пропадали вопросы, с которыми шли за разрешением. Исчезали проблемы. Печаль. Страх. Раздражительность и злоба… Но почему? Ведь многим он даже слова не сказал, а только благословил и маслицем помазал? – Все потому, что таково было сверхъестественное свидетельство Духа Божия, обитавшего в талабском праведнике.

21 мая 2002 года. Батюшка у своей любимого Крестного Древа, выросшего чудесным образом из засохшей веточки туи. Она находилась в гирлянде с цветами, которыми был украшен на Воздвижение Крест в Вильнюсском Марие-Магдалининском монастыре. Целый год пролежала у монахини, забывшей прислать отросток сразу после праздника, как ее просил отец Николай: «Пришлите мне веточку туи от Креста». Во исполнение послушания, монахиня все же отправила с опозданием веточку, со словами: «Простите меня, грешную, старенькая стала, и все забываю». Батюшка из засохшей пожелтевшей и потерявшей жизненные соки лапки туи вырастил огромное, как он говорил, «Крестное Древо Послушания». Одно время он маленькими отростками с него помазывал всех своим иерусалимским маслицем… «Чтобы святыню беречь… А то ведь кисточкой много масла уходит, а тоненькой веточкой – меньше, и всем хватит» - так говорил дорогой отец.

«Благоухание – это Имя Христово»

В последние годы Батюшка очень сильно постился. Имел телесные подвиги, подобные древним отцам. Как пример - последние пять лет до успения (с 1997 года) он никогда не мылся. Несмотря на это, не было никакого неприятного ощущения. От него исходило тонкое благоухание. И на улице, и в келлии,… Особенно ощутимым оно было возле стула, на котором всегда сидел Старец на кухонке. Это был аромат молитвы. Ибо, как говорил преподобный Старец Иосиф Исихаст, «Благоухание – это Имя Христово». От Иисусовой молитвы. Так видят духовными очами мир святые. Они утверждают, что благоухает от молитвы не только сам человек, но и место, на котором он стоит. И мы свидетели сказанному. Это было невероятным и сверхъестественным для многих… Более всех удивлялись врачи, ожидавшие дурного запаха от человека в таком возрасте. Небывалое! – Девяносто с лишком лет, в маленькой келлии нет никаких удобств, кроме рукомойника, «а он –чистенький, как младенец» - изумлялись они. Лишь изредка Батюшка дозволял протереть себя ваткой со спиритом. И то, по причине укусов… Ведь ни комаров, никакую иную живность он не убивал…Особенное благоухание ощущалось возле молитвенного угла. У Образов, перед которыми Старец молился. Это был человек, который истинно и всегда молился. «Я не живу без молитвы» - говорил он. Люди приходили и просили: «Батюшка, помолитесь». И знали, что Батюшка помолится. У него всегда лежали кипы записок, горы писем. Некоторые письма он распечатывал, а другие – не распечатывал. Видел духом, что в них написано.

Наша счастливая жизнь… В простоте, любви и доверии. Две помощницы, келейницы, духовные дочери отца – схимонахиня Иоанна (Валентина Васильевна Полещук) – с любимцем Липой на руках – и схимонахиня Николая (Татьяна Ивановна Гроян) с написанным по слову и благословению Старца Житием Мученика Григория Ефимовича Распутина-Нового

Вид келлии Старца после успения. Все пока, как было при нем… Только его самого нет с нами… Место смиренного молитвенного подвига талабского затворника. Любимые Иконы и Образа. Среди них – Чудотворца Иоанна Кронштадтского, Преподобного Сергия, Царственных Мучеников, Благоверного Царя-Мученика Иоанна Грозного, Человека Божия Царского Друга Григория… Здесь мы с Батюшкой читали наше монашеское правило. Иногда он стоял на коленках, опираясь на свой стул… Читали ему записки и письма… Много беседовали… И этот «препростый» стулик Старца. На нем он в последние годы, в основном, сидел, ибо ноги «плохо держали». И принимал народ… Сколько слез и прошений за всех… Сколько очищающих душу исповедей… Самоварчик и сахарница…«Сахарком» Старец исцелял: «Возьмите в роток… Подержите немного, а потом проглотите… Ну, как, горько?!» - неизменно говорил он, заботливо осеняя при этом каждого крестным знамением.

Январь 2001 года… Во время беседы о Царском Пророке Мученике Григории Ефимовиче Распутине. Только что дорогой Батюшка сказал: «Молиться надо Царю-Мученику. Над Россией беда… Государь может все исправить, если Его попросим… Ведь Царская Семья имела за нас великие скорби… Правда?»

И это дивное фото… Здесь не видно, но здесь Батюшка держит в руках целую кипу поминальных записок – о здравии, упокоении… И он будет молиться за всех нас до самого конца земного странствия… И за порогом бытия не оставит своего послушания пред Богом – дерзновенно просить: «Помоги ВСЕМ, Господи… Помилуй и спаси ВСЕХ»… Таким был наш Батюшка…

Духовная лествица, по которой отец Николай стремительно восшел к Богу и упокоился в Царстве Света

«Чудо дивно и памяти достойно»

Сила Животворящего Креста Господня возвеличивала Светильника Церкви Батюшку Николая при жизни и еще более увенчала по его блаженной кончине, когда он явил нам чудо, подобно святым отцам. Как Иоанн Златоуст, который во время перенесения честных мощей из Коман в Константинополь, по прошествии тридцати лет после успения, когда его внесли в Храм Двенадцати Апостолов и поставили гроб на место, где находилась его кафедра, совершил небывалое. Едва лишь Церковь коленопреклоненно испросила прощения у гонимого Святителя, сказав: «Приими Престол твой, отче», - угодник Божий, пребывавший в мощах, вознес десницу и благословил народ со словами: «Мир всем!»

Перенесение мощей Иоанна Златоуста из Коман вКонстантинополь

Такое возможно лишь тогда, когда душа зрит Бога. «Главная цель человеческой жизни – прийти в себя и установить связь с Богом. И если он найдет себя по отношению к Господу, он сможет найти себя и по отношению к миру. Придет свет – и человек сможет судить об окружающих, не делая о них ложных и поспешных выводов, - говорит Старец Лука Филофейский. - Если же мы не узнаем Бога, не получим у него Свет, как мы сможем делать о других правильные выводы? Страстный человек судит об окружающих через призму своих собственных грехов. Осуждает ближних для того, чтобы оправдать себя. Когда человек приходит к Богу, кается, освобождается от страстей – задействует свое неповрежденное естественное видение. То есть взирает на мир очами Любви»… Такими очами Любви взирал на мир отец Николай.

«Обратимся к житиям святых, - продолжает размышлять авва Филофей. - Сколько и сколько пострадавших за Христа мучеников молилось за своих мучителей. Не счесть примеров, когда эта молитва была услышана, и мучители каялись и сами приходили к Богу. Почему? Потому что святые молились от всего сердца, они действительно сострадали своим гонителям и искренне просили Господа привести их на путь Истины. Святые любили даже своих мучителей, что уж говорить об остальных ближних. Вы спросите: возможно ли любить своих врагов? Для тех, кто обрел любовь Христову, возможно все. Мы должны стремиться к тому, чтобы быть христианами, а не просто носить это имя. «По делам их узнаете их». Православные не могут жить и вести себя как все»…

В Батюшке все видели истинного христианина и истинного священнослужителя. По его делам. Узнали в нем Святого. И кончина Старца явила и подтвердила это с необыкновенной силой и красотой. Все как встарь в нашей Святей Соборной и Апостольской Церкви…

Подобное чудо проявления жизни в теле усопшего мы видим и в Житии Святого Благоверного Князя Александра Невского. Его поездка в Сарай в 1262 г. стала последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре 43-летний Князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 г., завершив многотрудный жизненный путь принятием иноческой схимы с именем Алексий. Когда митрополит Кирилл во время Литургии сообщил о кончине Александра Невского: «Чада моя милая, знайте, что закатилось солнце Земли Русской!» – то весь народ в один голос вскрикнул в отчаянии: «Погибаем!» Тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и оно оставалось нетленным. 23 ноября при погребении в Рождественском монастыре было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Современники повествуют, что при отпевании усопший Князь Сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита. Этот день и был установлен для почитания его памяти.

Фреска из собораСвятого Мученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре, где видим, как угодник Божий схимонах Алексий простирает десницу за разрешительной молитвой. Именно так, таким же движением руки, спустя четыре часа после кончины, отец Николай простер десницу и взял из моих рук Крест, а потом приоткрыл левую ладонь – и мы вложили в нее Евангелие… Когда была на Новом Афоне и увидела эту фреску, поразилась, насколько Господь вчера и днесь той же… И не можем не вспомнить, что юный отрок Николай начал свое служение Богу в Архангельском Храме погоста Кобылье Городище, в полутора километрах от которого свершилось историческое Ледовое Побоище… Где Великий Князь Александр свершил спасение Руси…

Любимый образ Батюшки - Икона Святый Благоверный Князь Александр Невский, в схиме Алексий. Старец полагал, что более верно писать Иконы Князя уже как схимника. И молиться Ему, как схимонаху Алексию. Но мнения своего никому не навязывал… По слову отца Николая, знаем, что он был тайным архиереем, поставленным во Епископы во время гонений на Церковь. На открытое архиерейское служение не вышел. Принял схиму с именем Нектарий. Когда иеромонах Нестор (Кумыш), составитель краткого жизнеописания Старца от Псковской митрополии, спросил друга отца Николая, насельника Свято-Духова Виленского монастыря архимандрита Предислава (Каменяка), был ли Батюшка монахом и как о нем молиться, отец архимандрит ответил утвердительно, что Батюшка был монахом и епископом, и привел в пример Благоверного Князя: «Мы же молимся ему, как Благоверному Князю Александру, хотя Он схимонах Алексий… И о Батюшке можно молиться также: и как праведному Старцу Николаю, и как схиепископу Нектарию… Бог все слышит и все молитвы приемлет. Главное – молиться».

Сам взял Крест и Евангелие

Во время облачения честного тела незабвенного Батюшки произошло дивное чудо, подобное тому, что случилось с Великим Князем Александром. Для меня, видевшей столько исцелений и чудес от подвижника, оно было естественным продолжением его святой жизни. Когда мы поднесли ему напрестольный Крест и Евангелие, дабы вложить их в руки, он бережно и благоговейно приподнял правую руку, простер ее, и сам взял Крест - так, как он всегда держал его при жизни. Батюшка, держа Крест, всегда внимательно смотрел, чтобы его персты не заслоняли Распятого Спасителя… Уже из Вечности он послал нам весточку, что смерти нет, а есть Вечная Жизнь во Христе. Левую же руку Старец приоткрыл – и мы вложили в нее Святое Евангелие. Затем тихонько возложил на него сверху персты, при этом слегка приподняв левое плечо. Потому что Евангелие было тяжелым, в серебряном окладе. И в этом чудесном для мира явлении отец Николай уподобился своему «брату и любимцу», другу, сотаиннику, сомолитвеннику, с которым они «плакали о России» - Батюшке Серафиму Саровскому… Когда духовник преподобного чудотворца, отец Илларион, хотел положить в руку его разрешительную молитву, то она сама разжалась и приняла молитву…

Отсюда Господь призвал в Вечность нашего незабвенного Батюшку. Во время Воскресной Всенощной, в субботу 24 августа. Мы пели вместе с дорогим отцом Канон на исход души…Святые, взирая с икон и фотографий, радовались его безболезненному и тихому переходу в пакибытие… Все то же одеяльце… Легкое и теплое… Оно еще долго хранило его тепло… А кроватка осиротела…

Так было и у нас… В тихой и смиренной келлии Батюшки… У его блаженного тела, упокоившегося от всех земных забот… Нас укрепляла Сама Царица Небесная. Едва слышно мы взывали несокрушимое и вечное, принесенное на землю Ангелами: «Богородица Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою»… И не было в сердце чувства разлуки. Ведь отец былрядом… И остается, что бы с нами ни случилось в этой, и иной жизни.

Клеймо Житийной Иконы Старца, написанной в 2007 году усердием иконописца Стефана. Здесь запечатлено чудо, когда Старец сам берет Крест из наших рук. «Благодать от Бога получивый и прославление в благоуханном от земли отшествии души твоея: по успении Крест Святый и Евангелие в руце сам приемля, непричастен смерти явился еси, со Ангелы ликуя: Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!»

Воскресение Христово. Роспись на стене Воскресенской церкви Ростовского Кремля… Последними словами Батюшки в земной жизни было светлое благословение и заповедь: «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!» - и душа его воспарила от нас…Почти семьдесят лет священнослужения отца Николая – это годы скорбей, лишений, гонений, трудов, но и Радости. Той, высшей, совершенной, пронизывающей всю его жизнь. Возможной только в спасительном предстоянии перед Богом.

Благодатная могилка Батюшки: здесь покоится Праведный Старец Николай

«Сам взял – и держу!»

Прошло несколько лет, прежде чем прочла о том, как отпевали в Тбилиси святого пустынника блаженного Старца Виталия (Сидоренко). Они с нашим Батюшкой близнецы по юродству и силе духовной еще в теле, еще при жизни, оказываться там, где смертельная опасность и где им молились и просили с надеждой и верой о помощи. И они – наши духовные отцы – слышали и мчались спасать. Неверующему не понять и не поверить… Отец Виталий, находясь в доме, в Тбилиси, оказывался за много верст от города, в семье, где умирают от голода, и помогал… Отец Николай, находясь в келлии на Острове, слышит крик о помощи его чада из Москвы. Малыш, внучок, выскочил на дорогу и чуть-чуть не попал под машину. Молила о спасении бабушка. И Старец чудесным образом явился в теле на Ломоносовском проспекте, остановил машину и спас ребенка… Верные и благодарные люди написали Образ двух святых юродивых, имевших сокрушительную молитву против духов злобы – бесов, и спешащих на помощь тем, кто имеет Веру, как горчичное зерно…

Образ чтимых народом блаженных отцев нашего времени - Праведного Старца Николая, тайного епископа в схиме Нектария, и преподобного схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Написан в 2006 г. в богоспасаемом граде Туле

Итак, священник Павел Косач сообщил нам о чудном знамении наших дней, произошедшем во время отпевания Глинского Старца-пустынника отца Виталия (Сидоренко), сомолитвенника отца Николая. Они с ним виделись и в горах Кавказа: «Патриарх Илия прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, явкладываю в ладонь лист с молитвой - и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: «Сам взял!» - и лишь позже осознал это как должное - ведь человек этот был не от мира сего». «Сам взял!» - подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко. Святейший Патриарх молча, утвердительно кивнул головой и продолжал службу. Это чудо, воспринятое видевшими его с благоговением и страхом, стало очевидным подтверждением Богоизбранности этого праведника, что давно уже было открыто его близким духовным чадам…

Один Епископ сомневался, неужели отец Виталий был таким великим подвижником? И вот он видит во сне: стоят у Престола Божия святой Пророк Иоанн Креститель и Преподобный Серафим Саровский и говорят: «Позовите отца Виталия! Ему нужно служить с нами Богу». А одной рабе Божией, которая очень сомневалась в том, как это мертвый человек может взять в руку листок с молитвой, отец Виталий явился во сне с разрешительной молитвой в руке и сказал: «А вот так - взял и держу». – Это свидетельствует о том, что жива наша Русь, как предрекал незабвенный Батюшка Николай: «А она и не умирала!» - Разные времена, разные места, но Один Святой Дух, действующий во святых, и одно Святое Православие.

Блаженный юродивый Христа ради преподобный Старец Виталий (Сидоренко),

духовный цветок Глинской пустыни… И пустынник настоящий и дивный

«Тело Старца было подобно святым мощам»

В сознании Верных духовный подвиг отца Николая несомненен. В чем же проявлялась святость Батюшки?- Во всем: и в дарованиях Свыше, и в высоко-добродетельной жизни, и в понесенных трудах, и в самом очевидном: сразу по упокоении, появилась основная форма церковного почитания- молитвенное обращение к отцу Николаю как заступнику перед Богом. За три дня с момента кончины тело Старца не начало разлагаться, не окоченело, несмотря на сильную летнюю жару. Кожа не приобрела серо-синеватый оттенок, но оставалась теплой, была мягкой, о чем свидетельствовали сотни людей, прибывших попрощаться с Батюшкой. Их свидетельства мы постоянно публикуем во всех изданиях: «Тело Старца было подобно святым мощам» - таковы слова очевидцев, считавших это проявлением Благодати Божией. Как известно, нетленность издавна считается в Православной Церкви признаком святости. Весь вид Старца, упокоившегося блаженным успением, свидетельствовал о победе над смертию и тлением. Слова Святителя Игнатия (Брянчанинова) могут быть в полной мере отнесены к отцу Николаю: «Видели ли вы когда-нибудь тело усопшего праведника? Оно не смердит, к нему подходят без страха. А на похоронах скорбь растворяется в неизъяснимой радости. Это знак того, что душа усопшего стяжала Милость и Благодать Божию». Все это плод истинной святости- и мы его видели и ощущали, как благоухание дивного цвета, тихо и незаметно выросшего в ущелинах скал, как лилия среди терний. Вот свидетельство священника из Пскова Алексия Николина, принимавшего участие в соборном отпевании: «Народу было уже очень много. Гроб вынесли на площадку перед Храмом. У отца Николая было очень спокойное лицо, словно, у спящего, только гораздо строже. Ручки были мягкие и слегка прохладные. Веруем, что ныне отец Николай молитвенно предстоит за Россию пред Лицем Господа нашего на Небесах. Возжегся новый Светильник Божией Благодати, ведь Святая Русь не погибнет никогда. О диво дивное! В эпоху кромешной тьмы Господь сподобил нас жить среди святых и лицезреть их»… Прошло тринадцать лет, и мы видим, как сбывается пророческое слово Батюшки: «Когда я уйду, то будете приезжать ко мне на Остров, как и прежде». Паломничество к его мощам и чудотворному Голгофскому Кресту не прекращается, по-прежнему люди получают исцеления от «иерусалимского маслица», которым помазываются прямо из лампадки на могилке. Батюшка не оставил нас. Он продолжает удерживать Церковь (как земную организацию верующих во главе с иерархией) от разложения изнутри, он молится о Ней и страждет, как печалуется о Матери-Церкви отец Кирилл (Павлов), уже в мощах пребывающий среди нас, как содержала Истинное Православие Старица Феодосия (Косоротихина) Рязанская, десятки лет недвижимая телом, но горящая духом. Как исповедовал всей своей праведной жизнию Христа священномученик отец Павел Адельгейм. И когда у человека иссякают силы слышать представителей «липовой релегиозности», которые своими «наставлениями» наносят только вред душе и превращают паству в духовных чудовищ, Ангел напоминает: были, есть и будут на земле Святые Божии люди, свободные ото лжи и лукавства, слышащие голос Бога и принадлежащие Церкви Страждущей +47 23

Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов (+ 1914), был регентом церковного хора. После его смерти воспитанием детей занималась мать, Екатерина Стефановна Гурьянова (+ 1969). Впоследствии она стала ближайшим помощником сына Николая. С детства он прислуживал в храме арх. Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского уезда, ездил с богомольцами по святым местам. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам семьи. Старший брат Николая, Михаил, стал профессором Санкт-Петербургской консерватории. Младшие братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

Еще в отроческом возрасте он побывал на о. Талабск , где позже подвизался. Примерно в г. настоятель храма Михаила Архангела, в котором отрок Николай алтарничал, взял его с собой в Псков, куда они добирались водным путем. На острове Талабск пристали отдохнуть. Здесь посетили блаженного Михаила, прозорливца. Блаженный Михаил подал священнику маленькую просфору, а Николаю - большую и сказал: "Гостек наш приехал... ".

По окончании Гатчинского педагогического техникума Николай поступил в Ленинградский педагогический институт. В году студент Николай выступил на студенческом собрании против закрытия одного из ленинградских храмов, после чего был исключен из института.

Преподавал математику, физику и биологию в школе в г. Тосно Ленинградской области. Затем служил псаломщиком в храме во имя свт. Николая с. Ремда Середкинского района Ленинградской обл. (ныне Гдовского района Псковской обл.).

В местные органы стали поступать доносы:

«Акт (актив) села Сидорович доводит до Вашего ведома, что в селе Сидоровичах живут небажани (нежелательные) некоторые элементы и занимаются агитацией против советской власти та коллективизаций а сами куркули (кулаки) еки ликвидировани и разлагают работу».

"...В июле месяце 1930г. [Николай Гурьянов] прибыл в с.Сидоровичи, взял должность дьяка, устроился на квартире у председателя церковной общины Комаренко. Используя то, что к взрослым детям Комаренко ходила молодежь, он начал разучивать с ними религиозные песни [имеются в виду церковные песнопения], с ними их пел. Вербовал молодежь в церковный хор, а также советовал ходить им в церковь..."

8 февраля г. рукоположен во диакона Виленским митр. Сергием (Воскресенским) и 15 февраля - во иерея .

По данным ПСТГУ, еще до рукоположения принял иноческий постриг , но мантийным монахом не стал и сохранял свое иночество в тайне.

В г. переведен в Псковскую епархию . По личной просьбе назначен настоятелем храма во имя свт. Николая на острове Талабск (Залит) на Псковском озере, где прошло почти полвека его пастырского служения.

Вел подвижническую жизнь, прославился как духовный прозорливый старец. В начале 1970-х годов к о. Николаю за советом и молитвенной помощью стало обращаться много людей, его духовные чада были среди священников, монахов и мирян. Он старался каждому приходящему к нему сказать ободряющее слово, укреплял и наставлял в вере, призывал с любовью относиться ко всему, что окружает людей. Много читал, направляя и других к вдумчивому, умному чтению, благословлял на учебу, получение образования, любил духовное пение, автор таких песнопений, как «Похвала Богоматери», «Молитва Ангелу-Хранителю», «Спаситель, согрей мою душу», «Братский гимн». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал о. Николая одним из столпов русского старчества.

Скончался 24 августа в своем доме на острове Талабск (Залит) на Псковском озере в Псковской области. Остров Талабск с могилой старца по-прежнему привлекает многочисленных паломников.

Видео

Док. фильм "Кресту Твоему", посвященный памяти о. Николая Гурьянова. Сведения о епископстве о. Николая, приведенные в титрах, не находят подтверждения. Фильм ценен документальными кадрами, запечатлевшими о. Николая.

Награды

  • золотой наперсный крест (1952),
  • митра и право служения с открытыми царскими вратами до Херувимской песни (1988)
  • право служения с открытыми царскими вратами до «Отче наш» (1992)

Труды

  • Слово Жизни: В духов. стихах, избр. для любителей духов. пения: Для хора без сопровожд. Серг. П., 1996;
  • Напоминаю вам... М., 1999.

Литература

  • Палагина Л. Памяти прот. Н. Гурьянова // ЖМП. 2002. № 12. С. 42-46;
  • Миронов И., прот. Жизнь старца // Правосл. летописец С.-Петербурга. 2002. № 12. С. 27-31;
  • Сб. восп. о старце прот. Н. Гурьянове. М., 2003;
  • Не прощай, а здравствуй: Восп. о старце Н. Гурьянове / Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2003;
  • Изборцев И. Да любите друг друга: Встречи со старцем Николаем. СПб., 2004;
  • Православлье jе волети: Старац Николаj (Гурjанов), Старац Серафим (Тjапочкин). Београд, 2004;
  • Псковский синодик. М.; Псков, 2005. С. 218-223.

Использованные материалы

  • Православная энциклопедия, т. 13, с. 496-497
  • Неизвестное «Дело» отца Николая Гурьянова (штрихи к портрету приснопамятного старца)
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

Возможно рано еще заявлять о той роли в жизни нынешней Церкви, которая отведена была Промыслом Божиим отцу Николаю (Гурьянову), более сорока лет подвизавшемуся на острове Залит в Псковской области. Слишком мало для оценки его деятельности прошло времени. Но уже сейчас можно сказать со всей определенностью, что он был дан нашей Церкви в один из самых ответственных моментов Ее бытия.

Конечно, при характеристике деятельности этого подвижника можно вполне удовлетвориться указанием на общую традицию, в рамках которой издревле проходило служение старца православному человеку. Она включает в себя духовное окормление паствы, укрепление ее религиозности, поддержания в ней ревности к богоугождению, соблюдеиие в душе человека теплоты и любви к Богу и Его заповедям, возвещение Божественной воли тем, кто ее взыскует, врачевание моральных недостатков людей, забота о нравственном возрастании души христианина, необходимая духовная поддержка тех, кто находится в скорби или недуге,.. Одним словом, старец - это тот, кто, в личном подвиге достигнув бесстрастия, духовно питает церковный народ и формирует его веру, выполняет миссию высокую и значительную. В нынешнее время величайшего духовного оскудения и глубокой помраченности духа современного общества старчество уже само по себе является бесценным даром страждущему человеку, стремящемуся в сегодняшнем мире сохранить верность Евангельской Истине. И к нему призываются только те редчайшие избранники Божий, которые способны соде-лать жизнь свою беспрестанным мученичеством. Поэтому старец нашего времени уже самим фактом своего существования, в силу своей деятельности заслуживает глубокого почитания и сохранения памяти о нем со стороны всей Церкви Христовой, всего народа Божия, Явление отца Николая можно считать феноменом русской религиозной жизни конца XX столетия, В чем же его уникальность?

Родился отец Николай Гурьянов 26 мая 1910 года в погосте Самолва Гдовского уезда Петербургской губернии в семье частного землевладельца. Принял святое Крещение в Михаило-Архангельском храме с. Кобылье Городище. С детства прислуживал в алтаре. Любовь к храму и к церковному пению была присуща всем членам их семьи: его отец Алексей Иванович был регентом церковного хора; старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов — профессором, преподавателем С.-Петербургской консерватории; средние братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на войне. Батюшка так вспоминал об этом:« Отец у меня умер в четырнадцатом году. Осталось нас четверо мальчиков. Братья мои защищали Отечество и от фашисткой пули, как видно, не увернулись... Благодарите Отца Небесного, мы живем теперь, у нас все есть: и хлеб и сахар, и труд и отдых. Я стараюсь вносить в Фонд Мира ту копеечку, которая помогает избавиться от этих военных действий... Война ведь пожирает молодые жизни. Не успел человек открыть дверь в жизнь — уже уходить..."

Существует предание, что о. Николай побывал на о. Залита (в ту пору Талабске) еще в отроческом возрасте. Рассказывают, что примерно в 1920 году настоятель храма Архангела Михаила, в котором отрок Николай работал алтарником, взял мальчика с собой в губернский центр. Добирались водным путем и на острове Талабск пристали отдохнуть. Пользуясь случаем, решили посетить подвизающегося на острове блаженного. Звали того Михаилом. Был он болящим, всю жизнь носил на теле тяжелые вериги и почитался как прозорливец. Говорят, что блаженный дал священнику маленькую просфору, а Николаю — большую и сказал: «Гостек наш приехал», предсказав ему таким образом будущее многолетнее служение на острове...

В 1926 году будущий Старец закончил Гатчинское педагогическое училище, а в 1929 году получил неполное педагогическое образование в Ленинградском институте, из которого был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. После этого он был репрессирован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. Выйдя из заключения, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Гдовский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику. Здесь он становится студентом Виленской семинарии, открытой в 1942 году. Проучившись два семестра в ней, он был рукоположен в священный сан экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) в Рижском кафедральном Христорождественском соборе и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1949 - 1951 годах отец Николай обучался на заочном секторе Ленинградской семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал. В 1958 году попал на остров Залит, на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни. В этом перечне фактов его биографии мы не обнаружим ни длительного пребывания в обители, ни продолжительного окормления у опытного духовника. Следовательно, те благодатные дары, которые он заключал в себе, образовались в нем при непосредственном Божием водительстве. В истории Церкви были такие подвижники, которые достигали духовного преуспеяния без видимых руководителей. К ним относятся преподобные Павел Фивейский, Антоний Великий, Мария Египетская и другие. Эти люди, как утверждает прп. Паисий Величковский, «чудесне, по особому смотрению Божию, нарочне были позваны к такому житию, которое совершенным и бесстрастным единым приличествует и ангельский крепости требует».

Однако в феномене Залитского старца удивительно не только и, может быть, даже не столько это. Он сформировался и сложился как подвижник необычайной силы не только без необходимого руководителя, «чудесне, по особому смотрению Божию», но и в самый трагический период истории нашей Церкви, в тот ее момент, когда в стране была развернута беспримерная кампания по ее ликвидации. К 1937 году практически все русские монастыри были разгромлены, иноки и инокини расстреляны или сосланы в лагеря, а то, что уцелело, поставлено под жесточайший контроль спецслужб. Этими действиями властей традиция монашеского делания была насильственно пресечена. Любые тайные попытки сохранить уклад монашеской жизни в условиях тоталитарного режима оказывались обреченными. И вот в это время разгула ужасов богоборческого строя, под самый корень подрубившего многовековое древо русского Православия, в стране, где беспощадно выкорчевывались остатки уцелевшей религиозности, промысл Божий взращивал... старца - личность небывалого масштаба и исключительной силы духа. Для чего и для кого? Все это было тогда никому неведомо и составляло тайну Божию.

Интересно, что то, чем обладал Залитский старец в тот момент, когда о нем вдруг узнали и заговорили все, - бесстрастие, любовь, прозорливость, назидательность, - было достигнуто им задолго до его выхода к народу. Пюхтицкая игумения Варвара, уже более тридцати лет возглавляющая знаменитую обитель, поведала в одной из бесед автору этих строк, что в ее бытность монахиней Виленского Свято-Духовского монастыря отец Николай как-то во время трапезы после праздничного богослужения сказал ей: «Матушка, а как вас сватать-то будут!» «Что вы, батюшка, такое говорите, -отвечала та, - я ведь в постриге, обет Господу дала». Но отец Николай повторил свое, как будто и не слышал возражения: «Как вас, матушка, сватать будут! Вы уж тогда не отказывайтесь». Через некоторое время Виленская монахиня стала Пюхтицкой игуменией и тогда уразумела, о каком сватовстве шла речь за праздничным столом. Но до положенного Богом срока старец пребывал в потаенном месте и в безвестности.

Время «обретения» старца, когда он распахнул двери своей убогой келлии для всех нуждающихся, наступило вместе с падением советского режима. Это был год не только годом провозглашения «демократических свобод», но и годом начала второго крещения Руси. С этого момента Русская Церковь стала вбирать в себя громадное количество новообращенных. Начался быстрый и грандиозный рост вновь открывающихся приходов, духовных и воскресных школ, возрождающихся обителей. Облик городов и сел повсеместно украшался золотом восьмиконечных крестов. Появились лавки с религиозной литературой, мастерские церковной утвари, периодические издания не только епархий, но даже отдельных приходов. Открылись благотворительные учреждения Церкви, заработали паломнические службы.

Все эти отрадные и радующие душу явления не могли, конечно, отменить закономерностей любого развития. Процесс роста всегда труден сам по себе, содержит в себе немало внутренних противоречий и всегда вызывает действие противостоящей силы. Нелегко было новорожденной пастве, появившейся в Церкви, утверждать в себе начала новой жизни. Слишком искалечены оказались люди предыдущими десятилетиями безбожия. Задача христианского возрастания, сама по себе требующая от человека немалого внутреннего напряжения, постоянства и терпеливости, безмерно усложнилась еще одним роковым обстоятельством: начавшимся безудержным распадом и разложением российской действительности. Всему новоиспеченному «хлебу» Русской Церкви, оказавшемуся в весьма неблагоприятных для дальнейшего роста условиях, для поддержания духа требовалась закваска совершенно особой силы. И, как думается, она была дана ему Господом, незримым Главой Церкви, в лице старца протоиерея Николая. На это указывает и необычное местопребывание старца - остров Залит, и исключительный дар прозорливости, в нем обитавший, и необыкновенная назидательность его слов, облеченных в предельно лаконичную форму, доходивших до самых затаенных глубин души и вызывавших в ней коренные перемены. Поистине, он был теми «дрожжами», на которых всходила, всходит и еще будет всходить русская православная религиозность, тем Моисеем, который вел «новый Израиль» в «землю обетованную». Он был той духовной силой, которая проникала не только в души потянувшихся ко Христу людей, но и вчерашних коммунистов и нынешних либералов, и даже их заставляла благоговеть перед Богом. Возле него вся новокрещенная Россия, имевшая представление о праведности, в лучшем случае, по книгам, получила ясное, ощутимое представление о том, что такое православная святость.

Зачем люди ездили к нему? Он, казалось, ничего особенного и не говорил. Но от его дивных и неожиданных в своей простоте наставлений веяло какой-то высшей, небесной мудростью, и в них человек, несмотря на всю невзрачность и внешнюю невыразительность слов старца, безошибочно узнавал волю Божию, духовно прозревал, освобождаясь от плена приобретенных жизнью представлений, начинал в ином свете видеть путь своей жизни, вдруг осознавал свою неправду перед Богом, самим собой, другими людьми. Те, кто пережил это, уезжали с острова с чувством глубочайшей благодарности старцу за пережитое откровение, в результате которого в них открывались новые силы для дальнейшей жизни в Боге. При этом бесконечно поражало то, что каждому, невзирая на его возраст, профессию, социальное положение, нрав, характер, моральный уровень, он говорил то, что касалось сокровенной сути именно его жизни.

Его дивная прозорливость была очевидна для всех, кто к нему обращался. Когда я приехал к нему впервые (это было в 1985 году, когда я, как студент Педагогического института, проходил практику в школе), он с порога своего домика неожиданно спросил меня: «А ты выучил, как пишутся частицы «не» и «ни»?», - давая этим мне понять, что и без моих пояснений знает меня. Потом, пригласив меня в домик, усадив за стол и поставив передо мной тарелку клубники с сахаром, он продолжил: «Значит, ты у нас филолог. А читал ли ты Достоевского?»

Он ясно видел прошлую, настоящую и будущую жизнь своих чад, их внутреннее устроение. Но как бережно он обращался с тем знанием о человеке, которое вручал ему Господь, как Своему верному рабу! Ведая всю правду о человеке, он не допускал ни одного намека, могущего ранить или задеть его самолюбие. В какую мягкую форму облекал он свои назидания! «Ты полегче», - таким советом встретил он моего знакомого, не успевшего еще и двух слов сказать, который усвоил себе несколько суровую манеру обращения со своей супругой. Так бывало часто и со многими: приезжая с одной целью, человек уезжал от него с тем откровением о себе и с тем уроком, которого вовсе не ожидал услышать и получить.

Любовь, снисхождение и долготерпение по отношению к ближнему были главными пунктами его наставлений. Раба Божия 3. приехала к батюшке со своей печалью: ее невестка была неверна своему мужу. Отец Николай, разглядев ее в толпе приехавших, пригласил к себе в домик, посадил на стул и затем после паузы сказал ей: «Ты не разводи их, а не то будешь в аду мучиться». Женщина, не выдержав, расплакалась и потом долго хранила в своей душе урок любви, преподанный ей на острове. Впоследствии жизнь в семье ее сына наладилась.

Батюшка и сам был милостив и снисходителен к кающимся людям, приезжавшим к нему. Один посетитель, стоявший возле ограды домика старца и от стыда, его мучившего, не решавшийся не только обратиться к старцу, но и глаза на него поднять, услышал тихий голос отца Николая. «Поди, позови его», - сказал он своей келейнице. Та пригласила приехавшего к старцу, который помазывал его маслицем и все время приговаривал: «С тобой милость Божия, милость Божия с тобой...» И его гнетущее состояние растаяло и исчезло в этом луче батюшкиной любви. Однако тех, кто не имел в себе покаяния, старец мог встретить иначе. «Больше ко мне не приезжайте», - сказал он одному паломнику. Страшно было слышать такие слова от великого праведника.

Выполнение благословения, данного старцем, требовало от вопрошавшего человека самоотреченности и самопожертвования, готовности идти против себя и своих хотений. Мой знакомый, получив от правящего архиерея престижное назначение в приход, находящийся в центре города, поехал за благословением на остров. Однако отец Николай велел священнику отправляться в другое место: в глухую деревню, где стояла огромная, поруганная и пострадавшая в годы гонений церковь, требующая больших капитальных вложений, где не было никакого жилья и где весь наличный приход исчислялся пятью старушками. Но если человек находил в себе силы следовать тому, что говорил ему старец, то впоследствии, с годами, получал от этого громадную духовную пользу. Нарушение же данного благословения всегда оборачивалось для вопрошавшего тяжелыми последствиями, о которых он потом горько сожалел. Бывали и такие среди приезжавших, которые, получив конкретное благословение, потом меняли свое решение и опять докучали старцу просьбой благословить их «новый вариант». «Живите, как хотите», - ответил батюшка однажды одному из таких просителей.

Батюшка был великий любитель простоты. «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», - повторял он любимую поговорку прп. Амвросия Оптинского. Однажды он целой толпе собравшихся преподал выразительный урок простоты, не сказав при этом ни единого слова. Когда он вышел ко всем приехавшим и столпившимся вокруг его крылечка, то народ затрепетал от появления старца. Затем легкое нетерпение пробежало по собравшимся. Каждому хотелось поскорее поговорить о своем, каждый, не замечая соседа, свое считал наиболее важным и значимым. Но старец молчал. В это время мимо калитки шел местный рыбак лет пятидесяти, погруженный в свои повседневные и нехитрые думы. Батюшка вдруг позвал его по имени. Рыбак остановился, снял головной убор и пошел к отцу Николаю. Старец благословил рыбака, на лице которого засияла добродушная улыбка. После этого рыбак нахлобучил шапку на голову и направился к калитке. Эта немая сцена продолжалась не более двух минут. Но многие поняли ее смысл. Старец как бы говорил собравшимся: «Найдите простоту в отношении к самому себе, и обретете благословение».

Многие испытали на себе громадную силу обличительных слов отца Николая. Он умел сказать незамысловато и бесстрастно, но в то же время с поразительной точностью и глубиной, так что слово его проникало в самые затаенные и укромные места души человеческой. Помню, как-то раз я собирался к нему. Об этом узнал мой давнишний знакомый по семинарии С, человек своенравный и упрямый, проводивший жизнь не во всех отношениях безупречную. «Спроси его о моем будущем», - попросил меня С. И старец указал ему на его будущее, «А С, передай, - проговорил мне батюшка в конце встречи, намекая на «затемненную» сторону его жизни, - что он перед Богом отвечать будет». Когда потом по телефону я воспроизвел эти слова старца, то они вызвали у С, человека абсолютно «несентиментального», кратковременную потерю дара речи. В телефонной трубке наступило безмолвие. Слышен был только легкий потрескивающий фон аппарата. Казалось, что человек на том конце провода совсем куда-то исчез. Испытывая неловкость за то, что случайно узнал чужую тайну, я прервал это бесконечно затянувшееся молчание возобновлением разговора. Помню и другое. Привезла к отцу Николаю на остров одна женщина высокопоставленного чиновника из Москвы в расчете на то, что благословение старца поможет ему продвинуться еще выше. «Благословите его, батюшка», - попросила она, подводя к отцу Николаю своего «протеже». Старец взглянул не на него, а как бы сквозь него, и без долгих предисловий и обиняков неожиданно сказал: «Да ведь это вор». Пришибленный и пристыженный чиновник, за давностью лет забывший, что такое укоры совести, и привыкший из своего рабочего кресла смотреть на жизнь сверху вниз, вышел из кельи старца в состоянии подавленном и растерянном.

Старец обладал тонким чувством юмора и иногда свои обличения облекал в довольно своеобразную форму. Приехал к нему однажды один господин, имевший страсть вкусно, разнообразно и обильно поесть. «Приходите ко мне в шесть часов вечера, -велел ему отец Николай и после паузы неожиданно прибавил, - мы с вами... пожрем». В шесть часов господин стоял возле дверей кельи старца, из-за которой доносился запах жареной картошки. Постучав в дверь, посетитель громко сказал: «Батюшка, я пришел». Спустя некоторое время из-за закрытой двери раздался голос старца: «А я никого не жду». Постояв немного, обескураженный господин вышел за ограду домика.

Никто доподлинно не знает, какие подвиги нес отец Николай на острове. Он скрывал это от всех, близко никого к себе не подпускал и сам за собой ухаживал, за исключением последних десяти лет, когда уже не мог этого делать. В последнее время ему очень трудно было переносить свою немощь. Видя, как старцу не только тяжело говорить, но даже сидеть, как при этом он напрягает свои последние силы, я как-то участливо сказал ему: «Батюшка, вам бы полежать...» Отец Николай, не поднимая опущенной головы, ответил: «Лежат только лентяи». В другой раз на такое же сочувственное предложение отдохнуть, исходившее от другого лица, он заметил: «Отдыхать - это грех». По этим скупым замечаниям можно отчасти предугадать меру его телесного подвига.

Батюшка был человеком глубочайшей веры и ни на секунду не сомневался в Божием покровительстве, распростертом над каждым верующим человеком и над всей Церковью в целом. «Все будет так, как вам надо», - часто говорил он боязливым людям, как бы говоря, что никакие обстоятельства не властны над христианином, если в нем есть подлинная, несомневающаяся вера. В старце не было и мельчайшей части той болезненной истерии, которой охвачены и одурманены сегодня многие в Церкви. Эта истеричность, порождаемая нашим безверием, нагоняет на нас пустой страх и заставляет нас энергично бороться с какими угодно химерами, только не с подлинными врагами нашего спасения. Одному молодому человеку на вопрос: «Будет ли война?» батюшка дал поразительный ответ. Он сказал: »Об этом не только спрашивать, но и думать не должно». Вдумываясь в этот ответ, невольно вспоминаешь евангельское: «Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли?».

Таких случаев было в его жизни великое множество. Не подлежит сомнению, что он оказал мощное воздействие на сознание сегодняшнего православного христианина, на новое поколение церковного народа. Простая память о нем сегодня во многих поддерживает веру, укрепляет душу. Сам факт существования такого человека для многих является той незримой и, может быть, не вполне осознаваемой нитью, которая соединяет их с Богом и вековечной традицией Православия.

Он был ровесником века и пережил все страшные катаклизмы русской и мировой истории XX столетия: октябрьскую революцию, гражданскую войну, коллективизацию, репрессии сталинского времени, вторую мировую войну, хрущевские гонения... Бурное и жестокое время, сломавшее нe одну судьбу и привнесшее громадные перемены в сознание людей, не смогло повлиять на идеалы его души: несмотря на стремительный водоворот истории, которым и он, как человек своего времени, был захвачен, эти идеалы остались неколебимы никакой внешней силой и, пожалуй, в результате пережитого еще глубже вросли в тайники его боголюбивой души. Его внутренняя «клеть», выстроенная на фундаменте евангельских заповедей, выдержав все удары извне, оказалась сильнее всех ужасов времени и безмерно возвысилась над веком сим. В этом смысле его удивительная жизнь может быть примером для всех тех, кому кажется, что в условиях апокалиптического конца нет никакой возможности во всем и до конца соблюсти верность Богу.

24 августа 2002 года старец Николай завершил свою высокую, исключительную миссию и ушел от нас к вечному покою. Один Бог ведает, какого неимоверного, нечеловеческого напряжения исполнена была эта жизнь, которой Он предуготовал особую роль ~ свидетельствовать истину о Христе людям, отлученным от Бога и Его Церкви, на самом закате XX, страшного по своим историческим событиям, столетия. Многих страшит будущность без праведника. Однако без боязни впасть в ошибку можно сказать следующее: велик тот народ, который и в апостасийной действительности рождает таких людей, которые своим духовным масштабом напоминают подвижников первых веков христианства. И не может быть, чтобы у народа, до неузнаваемости изуродованного жестокими «экспериментами» XX столетия и все-таки не утратившего способности рождать таких людей, а главное - усваивать их духовные уроки - не было своего, особого в будущем предназначения.

Утро последнего земного дня любимого и незабвенного Батюшки Николая было тихим и ясным... Ночь прошла быстро и незаметно после несчетных мучительных дней и ночей продолжительной болезни, когда Батюшка в изнеможении шептал: «Мои драгоценные, я едва жив, у меня каждая клеточка болит. Если бы вы знали, как плохо я себя чувствую».Последние три года Батюшка видимо угасал: истаивала плоть, иссушалась, все его тело уже было бесплотным. Мы изумлялись величию духовного подвига Старца, превышающего силы человеческие. Воистину: пред нашими очами предстоял Земной Ангел, пламенеющий в непрестанной молитве за весь наш грешный мир. Величие духа аввы Николая благоухало святостию древних отцов Церкви, служивших Богу с полным самоотречением. Какие только духовные подвиги не накладывал на себя он из любви к Сладчайшему Иисусу, неизменно повторяя: «Я всю жизнь только Господа знал и любил и думал о Нем. Я всегда с Господом!» Так мог утверждать лишь подвижник, очистивший свою душу от земного и тленного.

Сила Животворящего Креста Господня возвеличивала Светильника Церкви Батюшку Николая при жизни и еще более увенчала по его блаженной кончине, подобно Учителю Вселенскому Иоанну Златоустому, который во время перенесения честных мощей из Коман в Константинополь, по прошествии тридцати лет, едва лишь Церковь испросила прощения у гонимого Святителя, сказав: «Приими Престол твой, отче», — вознес десницу и благословил со словами: «Мир всем!»; подобно Святому Благоверному Князю Александру Невскому, взявшему в руку при отпевании разрешительную молитву из рук священника.

Во время облачения всечестного тела духоносного Старца Николая, подвижника веры и благочестия наших дней, всероссийского пастыря и любвеобильного духовного отца мы сподобились лицезреть славу Божию, почивающую на нем: когда Батюшке поднесли напрестольный Крест и Евангелие, с которыми священник предстоит пред Господом, дабы вложить их в руки почившему, он бережно и благоговейно приподнял правую руку и сам взял Крест — так, как он всегда держал его во время земного странствования, свидетельствуя тем самым, что смерти нет, а есть вечная жизнь во Иисусе Христе. Левую же руку Старец приоткрыл, дабы в нее вложили Святое Евангелие, а затем тихонько возложил на него персты...

Утро субботы, двадцать четвертого августа 2002 года, было тихим и благодатным. Вся природа замерла, предзнаменуя великие последние часы небожителя на земле. Сон Батюшкин был светел и спокоен. Изможденный от земных молитвенных трудов и несший на себе скорби и болезни всего мира, в последние три ночи он почивал как дитя. Во всем теле Батюшки появилась какая-то неземная легкость, косточки его будто бы потеряли земляную тяжесть, и носить его стало совсем легко: казалось, что он невесомый, а в сердце царила надежда, что это сон на выздоровление, что Батюшке будет легче и скоро он окрепнет и поправится. Постоянно ночами Старец, даже во время телесного сна, молился: мы видели его осеняющим себя крестным знамением либо воздевающим руки горе пред Престолом Всевышнего — как во время Божественной Литургии на Херувимской и Милости мира... Часто-часто он предпосылал обеими руками архиерейское благословение. «Аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн, 5,2), — такой дар молитвы имел Старец. Лик Старца светился в легкой синеве келлии, святые его руки, исцелившие и укрепившие тысячи страждущих и болящих, источали свет и благодать. Дыхание праведника было животворящей Иисусовой молитвой, которую он непрестанно творил сердцем и едва осязаемо устами. Лучезарная борода батюшки часто скрывала невыразимую боль и горечь. Когда мы спрашивали: «Батюшка, у Вас что- то болит?!» — он отвечал: «Мои драгоценные, что я... Горя, сколько горя на земле... Как мне вас всех жаль...». «Что же будет, отче?» — «Горе, - отвечал он, — голод»... Мы молились и плакали... Старец успокаивающе ободрил:

«Хлебушек будет, я помолюсь»... Упреждал же он нас о голоде духовном.

После многолетних бессонных ночей молитвенного предстояния за весь страждущий мир эта ночь сна была сном полного отдохновения души праведника. Тихое радостное блаженство Батюшки, чувствовалось, охраняли Ангелы — такая благодать ощущалась во всем. Мы время от времени подходили к его постели, бережно поправляли одеяло, всматривались в черты дорогого, любимого лица. Слезы источались сами собой из глаз, мы вставали на колени, делая земные поклоны тихому святому труженику. Это было естественным движением наших сердец, ибо вся наша жизнь, в особенности в последние три месяца, когда Батюшка таял на глазах, как свеча, была отдана в служение, искреннее и благоговейное, духоносному отцу, который всю свою жизнь посвятил Богу и ближнему.

Все-таки, желая пробудить Батюшку, тихо коснувшись его плеча, вопросили: «Батюшка, вы встаете?»... «Я буду спать... Полежу... еще, посплю»...

Предложили попить, он радостно согласился, почти не открывая глаз. Выпил несколько ложечек святой воды. Последнее время Старец мало вкушал. Постоянно принимал лишь святыню: святую воду, просфору, соборное масло, которое стояло рядом в кружечке с голубым крестом.

Прочитали утреннее правило тихо, чтобы не потревожить. Открыли дневной Апостол и Евангелие. Послание к Римлянам, глава 14,6-9:

«Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми»...

(2002-08-24 ) (93 года)

Николай Алексее́вич Гурья́нов (24 мая , село Чудские Заходы , Санкт-Петербургская губерния - 24 августа , Залит , Псковская область) - протоиерей . Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX - начала XXI веков .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ "Где просто, там Ангелов сo сто" Старец Николай

    ✪ О молитве "Господи, помилуй".

    ✪ КЕЛИЯ МОНАХА. ТРИО " ЯБЛОНЬКА"

    Субтитры

Биография

Семья и детство

Родился в крестьянской семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора, скончался в . Старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории; младшие братья, Пётр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями. Все трое братьев погибли на войне. Мать, Екатерина Степановна Гурьянова, долгие годы помогала своему сыну в его трудах, скончалась 23 мая , похоронена на кладбище острова Залит .

С детства Николай прислуживал в алтаре в храме Михаила Архангела. В детстве приход посетил митрополит Вениамин (Казанский) . Отец Николай так вспоминал об этом событии: «Я мальчишкой совсем ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: „Какой ты счастливый, что с Господом…“».

Учитель, заключённый, священник

Окончил Гатчинский педагогический техникум, учился в Ленинградском педагогическом институте, откуда был исключён за выступление против закрытия одного из храмов [ ] . В - служил псаломщиком в Тосно , подрабатывая репетиторством по математике, физике и биологии. Затем был псаломщиком в Свято-Никольском храме села Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области. Был арестован, находился в ленинградской тюрьме «Кресты», отбывал заключение в лагере в Сыктывкаре Коми АССР [ ] . После освобождения не смог получить прописку в Ленинграде и преподавал в сельских школах Тосненского района Ленинградской области.

Служение в Литве

«Талабский старец »

С 1958 служил в Псковской епархии, был назначен настоятелем храма св. Николая на острове Талабск (Залита) на Псковском озере, являлся им бессменно до самой кончины. В был награждён митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В удостоен права служения литургии с открытыми Царскими Вратами до «Отче наш» - высшего церковного отличия для протоиерея (исключая крайне редкий сан протопресвитера). В течение многих лет к о. Николаю за советом приезжали православные верующие из разных регионов страны. Залитский священник имел репутацию мудрого старца. Его называли «Талабским» или «Залитским» (по прежнему названию острова, который был переименован в советское время в память о большевистском активисте Залите) старцем.

островом Православия называли небольшой, едва различимый и на крупномасштабной карте, остров Талабск (Залита), омываемый водами Псковского озера. Сюда, на эту крохотную часть суши, долгие годы корабли и лодки перевозчиков доставляли паломников со всего православного мира. Маршрут никогда не менялся: большая земля - остров - домик протоиерея Николая Гурьянова… Но именно здесь, в келье, собственно и начинался остров Православия, начинался с него, залитского старца отца Николая. Он и являлся этим благодатным островом; островом, незыблемо стоящим средь бушующего житейского моря; островом и одновременно кораблём, идущим самым удобоспасаемым маршрутом к блаженной вечности.

Иеромонах Нестор (Кумыш) вспоминал об о. Николае:

Он ясно видел прошлую, настоящую и будущую жизнь своих чад, их внутреннее устроение. Но как бережно он обращался с тем знанием о человеке, которое вручал ему Господь как Своему верному рабу! Ведая всю правду о человеке, он не допускал ни одного намёка, могущего ранить или задеть его самолюбие. В какую мягкую форму облекал он свои назидания! «Ты полегче», - таким советом встретил он моего знакомого, не успевшего ещё и двух слов сказать, который усвоил себе несколько суровую манеру обращения со своей супругой. Так бывало часто и со многими: приезжая с одной целью, человек уезжал от него с тем откровением о себе и с тем уроком, которого вовсе не ожидал услышать и получить.

Существует рассказ о том, что о. Николая спросили: «К Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей - какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?». На это он ответил: «Безверие», и на уточняющий вопрос - «Даже у христиан» - ответил: «Да, даже, у православных христиан. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». По мнению о. Николая, верующий человек должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает.

В похоронах о. Николая на острове Талабск (Залит) участвовали более трёх тысяч православных верующих. Многие почитатели посещают могилу старца. Учреждено Общество ревнителей памяти праведного Николая Псковоезерского (Николая Гурьянова).