Дожить до рассвета ps4 обзор игромании. Обзор Until Dawn. Да что ж вы себя не бережете-то

Несмотря на давление критиков, Sony последовательно продолжает эксперименты с жанром интерактивных приключений, все ближе приближаясь к идеалу живого кино из удивительных прогнозов футурологов 90-х годов прошлого века.

Supermassive Games не просто сделали новую версию Heavy Rain со сценарными ветками и влиянием выборов на развитие сюжета, но еще плотнее смешали стилистику традиционных приключений, где вы неспешно управляете персонажами с кинематографичными вставка QTE , в которых от ваших решений зависит жизнь одного из участников подростковой вечеринки.

История Until Dawn начинается с шумной попойки в особняке на вершине снежной горы. Используя традиционные для жанра молодежного хоррора клише, авторы с удовольствием предоставляют вам возможность ознакомиться с миром игры, где в качестве одной из героинь вы можете пройтись по комнате и изучить обстановку. Свобода взаимодействия разница от рассматривания заботливо подсвеченных предметов и попытками разбудить пьяного брата до забегов наперегонки со смертью по мрачному лесу. Шорох сломанных веток, обезумевшие от страха олени, скользкие уступы и жутковатые индейские тотемы не предвещают ничего хорошего. Загадочный преследователь с огнеметом лишь повышает накал страстей, ставя вас перед непростым выбором. Год спустя, трагедия прошлого напоминает о себе цепочкой кровавых событий, отдавая дань уважения таким признанным представителям жанра подросткового киноужаса, как “Пила ”, “Крик ” и “Хижина в Лесу ”.

И хотя, из-за длинного вступления, Until Dawn не спешит запустить обратный отсчет трупов, вы, безусловно, вздрогните от многочисленных скримеров в ожидании холодной расправы. Авторы удачно обыгрывают традиционные для жанра ситуации, умело перемешивая карты и подбрасывая сюрпризы. Размеренные стуки в подвале, скользящие за окнами тени, предсказания, которые не сбываются, общение с духами и зловещие улики лишь нагнетают атмосферу, заставляя вас дрожать в ожидании внезапного нападения. Время от времени, гнетущий ужас разбавляется сценами игры в снежки, романтичной болтовнёй и выяснением отношений. Каждый из выборов во время этих связывающих сюжет событий влияет на отношение героев, дальнейшие ветки сюжета и судьбу большинства персонажей. При рассказе своей немного глупой и местами великолепной истории, авторы достигли мастерства в переходе управления от одного героя к другому, установив новый стандарт для интерактивных историй с несколькими активными персонажами. Многочисленные тотемы, о которых уже шла речь выше, выступают визуальными подсказками, в зависимости от своего цвета, предупреждая игрока о возможной опасности в будущем, вероятной смерти одного из подростков или предлагая удачный вариант спасения. Каждую, даже самую опасную ситуацию, можно избежать, если внимательно следить за диалогами и принимать наиболее разумные решения.

Until Dawn выглядит отлично. Слабый свет фонаря вырывает фрагменты темного леса, снег красивыми хлопьями скатывается с вершин сосен под порывами студеного ветра, а источники света красиво играют на грязном стекле. Пар, огонь, дым, частицы снега, которые герои отряхивают с одежды, не просто возвещают о светлой эпохе Next Gen , но и придают происходящим на экране событиям необходимой убедительности. Мир выглядит пугающе живым, а сами персонажи с человеческой мимикой и анимацией похожи на свои реальные прототипы. Приглашенная звезда Хайден Панеттьери, застрявшая в образе правильной школьницы еще со времени Bring it On и Heroes , отлично справилось с очередной задачей по спасению мира. Сложно сказать насколько хороша ее актерская игра вне жанра подросткового хоррора, но формы, за которые ее так полюбил Кличко выглядят вполне аппетитно.

Влияние выборов на игровой процесс проходит тонкой красной линией через всю игру, и это не обычные для Telltale Games банальные обещания, где уникальность выбора прописана в одной строчке диалога. Будь это игровые сцены, где при неправильном решении вы можете потерять персонажа или же беседа с психологом о ваших личных внутренних страхах – каждый выбор действительно имеет значение. Ведь, если вы были честны и искренним с виртуальным доктором, то некоторые неприятные сцены в будущих эпизодах могут приобрести именно для вас все 50 оттенков виртуального кошмара.

Until Dawn – это игра, которая умело манипулирует чувствами игрока, принуждая его делать выгодные себе выборы, запутывая и накручивая лишние элементы. Иногда, такие нити превращаются в комы и образуют узлы сценарной беспомощности, которые можно списать как на законы выбранного для подражания жанра или просто лень многочисленных продюсеров. Последняя часть игры выглядит слишком надуманной, что у многих ценителей может вызвать вздох легкого разочарования. Создается впечатление, что за разные части истории отвечали несколько групп сценаристов, которые склеивали части по мере возможности. Возможно, игроков хотели удивить резкой сменой злодеев, но получилось это весьма средне, без присущего “Хижине в Лесу ” шарма.

Until Dawn достойна вашего внимания не только из-за редкого стиля изложения, новаторских идей, которые могут стать новым стандартом для интерактивных приключений, но и высокого уровня реиграбильности. Игру можно проходить несколько раз, чтобы открыть новые сюжетные развилки, попробовать спасти всех героев или попытаться разгадать на первый взгляд неприметные загадки старого поместья в заснеженном лесу.

Альтернативное мнение (ACE):

Главная проблема Until Dawn - в основной концепции подросткового слешера и нежелании разработчиков создать нечто более умное. Авторы игры так увлеклись идеей скопировать все самые глупые фильмы ужасов о недавних школьниках, что забыли выдержать необходимый баланс между стилизацией и откровенным бредом. В результате игра демонстрирует богатый ряд безнадежно неадекватных персонажей, которым действительно сложно сопереживать. Отсутствие связи между игроком и героями может быть не критично для игр с геймплеем, но когда в проекте практически нет ничего, кроме истории, это решающий фактор.

Почти все герои Until Dawn ведут себя абсолютно не логично и тупо, что рушит погружение и заставляет краснеть при просмотре очередной сцены. Только что один герой отчитывал второго за неудачную шутку, чтобы через минуту повторить точно такую же, но с другим персонажем. Героиня продолжает «пилить» героя даже на краю пропасти, вместо того, чтобы попытаться помочь ему спасти себя. В другой сцене девушку бьют по лицу, но ее парень стоит, как будто не замечая этого. Апогеем бреда была одна из сцен ближе к финалу, когда героиня сбилась с пути, и ее убил враг, но никто из остальных персонажей про нее не вспомнил (включая ее парня), даже когда некоторые из них увидели ее голову в клетке. Вы просто не верите в события на экране, которые воспринимаются как дешевый фальшь и халтура.

Складывается впечатление, что сценаристам поставили задачу создать максимально отталкивающих акселератов, и даже после редких моментов погружения в мир игры, очередной бредовый диалог вас грубо выдернет из мрачной атмосферы. Было бы намного лучше, если все эти бывшие школьники просто молчали.

Кроме этого, разработчики местами попросту обманывают игрока, решаясь искусственно создать необходимое напряжение, не объясняя события или перекраивая сцены в угоду зрелищности, а не смысла. Очевидно, игра создавалась для тинейджеров, а не людей, которые любят сложные и продуманные истории. А жаль. Ведь, если бы авторы поработали над диалогами и попытались прописать героев лучше, то Until Dawn стала нечто большим, чем бессмысленным набором из клише и красивой графики.

Три коробки гвоздей, ножовка, крючья, хомуты, коса, ручная пила, презервативы…

Отправить

А давайте немного поговорим про кино. Про такое, знаете, B-movie - треш, который круто смотреть с друзьями. Псевдохоррор, персонажи которого отважно разделяются, чтобы осмотреть темный подвал заброшенного дома, не беспокоясь о том, что в нем когда-то произошло страшное событие, повлекшее за собой загадочную смерть предыдущих постояльцев. Герои погружаются в темноту под хруст чипсов и гадания, кто же умрет первым: стервозная блондинка или добродушный черный парень. И они, конечно, умирают самыми нелепыми и мучительными способами, которые можно показ ывать при рейтинге 18+.

Весело? Ну да. Страшно? Не очень: пару раз вздрогнули, когда из темноты на героев выпрыгивали непонятные монстры. Ну и, конечно, все переживали за смышленую девчонку, которая должна была выжить. Не судьба, что делать. В конце концов, они все сами идиоты и винить в их смерти особо некого - силком в страшный дом никто никого не тащил. Их проблемы. Давайте еще какой-нибудь фильм посмотрим.

Да, конечно, они все умерли из-за собственной глупости. А как вы будете себя чувствовать, если герои фильма будут страдать и умирать из-за вас?

В такое положение ставят игрока разработчики «Дожить до рассвета». Здесь все как надо: одинокий особняк на вершине горы, фуникулер как единственный путь к цивилизации, заброшенная психиатрическая лечебница, обвалившаяся шахта, индейское проклятие, разгуливающий на свободе маньяк. И в центре всего - две девушки, год назад выбежавшие из теплого дома на мороз темной ночью. Одна - спасаясь от дурацкого розыгрыша, другая - пытаясь вернуть неразумную сестру. Их так и не нашли. Спустя год после той ночи брат пропавших собирает всю компанию. Хорошая ли это идея - спустя год после трагических событий собраться старой компанией в домике на горе?

Управлять вам предстоит по очереди восемью героями. Разобраться в их отношениях поначалу непросто, но разработчики постарались облегчить вам задачу, наделив каждого из них уникальными чертами. Со временем разберетесь, кто где. К этому моменту половина, правда, будет уже мертва.


Или нет. Все зависит от вас. С самого начала разработчики напирают на «Эффект Бабочки», гарантирующий неожиданные последствия всех ваших действий. И это не просто галочка в списке «Ключевые особенности проекта», это действительно так. Ваши действия влекут за собой определенные последствия, с которыми вы столкнетесь позже в игре. Есть, конечно, ситуации, когда выбор - лишь иллюзия, но прежде, чем вы это поймете, вам придется хорошенько попотеть, принимая важные, на первый взгляд, решения. И тут нет явно хороших и плохих вариантов. Так, человек, который нашел оружие, может оставить его себе и отдать товарищу. Решить надо сразу, на месте. Только нет гарантии, что через две минуты этот человек не погибнет в условиях, когда это оружие ему совершенно не пригодится - а вот его напарник мог бы отбиться от маньяка, но шел с пустыми руками и погиб.

Чтобы хоть немного наставить игрока на путь истинный, дизайнеры раскидали по миру игры тотемы. Подобрав такой, вы видите двухсекундную сцену из будущего. Некоторые предостерегают о возможной смерти героя, другие указывают на удачное стечение обстоятельств. Разобраться в них не так-то просто, но они не раз спасут жизнь нашим героям. Нельзя только забывать, что будущее постоянно переписывается в зависимости от ваших решений, так что тотемы - не панацея. Показанные вам события могут так и не произойти, если на пути к ним вы примете решение, радикально изменяющее судьбу персонажа или всей группы.


Играть судьбами своих подопечных очень интересно. Вот девушка в беде: геройствовать или осторожничать, спешить на помощь или аккуратно проследить за тем, что будет дальше? Трудные решения тут на каждом шагу. Как бы то ни было, принимать их вам - держа в уме тикающий таймер и неочевидный исход. В сочетании с атмосферой хоррора это работает отлично. Старайтесь не визжать, когда игра хорошенько надавит на мозг и разрядит обстановку скримером. Особенно круто играть с включенной камерой Playstation Eye - она снимает вашу реакцию на особо страшные моменты и дает возможность посмотреть на свои кривляния со стороны.

Несмотря на постоянную опасность, игра поощряет исследование мира. Помимо разбросанных тут и там тотемов вы можете найти фотографии, проливающие свет на таинственные события, имевшие место на горе в середине прошлого века, улики, оставленные маньяком, и историю пропавших девушек. На самом деле, даже просто бродить и рассматривать окружающий мир - огромное удовольствие. Выглядит игра просто прекрасно. Даже немного жаль, что все события происходят ночью. Вот только ракурс камера не всегда берет удачный. Кстати, стоит отметить и лицевую анимацию героев - она очень хороша.


В качестве дополнительных материалов к игре приложены, помимо прочего, интервью с актерами. С огромным удовольствием просмотрел их все - состав подобрался очень приятный и живой. Надо сказать, что лично я испытываю некоторое облегчение, когда вижу яркие интерьеры с улыбчивыми людьми, лица которых только что были перекошены ужасом. Приятная перемена.

Отличное развлечение для компании. Прохождение игры с друзьями гарантирует, что вы не попытаетесь воспринимать игру слишком серьезно. Разработчики используют великое множество киношных штампов, так что сидеть в одиночестве, настраивая себя на «правильный» лад, пытаясь анализировать сюжет и логику действий - дело гиблое. А вдвоем-втроем вы сможете получить массу удовольствия, коллективно принимая решения и споря о судьбе героев. Но как бы несерьезно не выглядели попытки заигрывать с жанром хоррор-муви, в какой-то момент вы обнаружите, что испытываете чувство ответственности за несчастных подростков. Слишком уж много труда вложено в попытки их спасти. И вам наверняка захочется пройти игру еще раз и попытаться дожить до рассвета всей компанией.

Судя по списку трофеев, в Until Dawn можно как убить всех персонажей, так и спасти всю компанию. И я обязательно пройду игру еще раз спустя какое-то время. Сомневаюсь, что я увидел хотя бы треть сценария за первые семь часов игры.

Until Dawn (в русской локализации «Дожить до Рассвета») — проект от студии Supermassive Games, игра, от которой никто не ждал ничего особенного, в том числе и я. И я очень рад, что ошибся.

У нее достаточно долгая история разработки, проект должен был выйти еще на PS3 и быть заточен под управление PS Move . Но не сложилось. Я не особо пристально следил за судьбой игры, но в июне посмотрел ролик, прикрепленный к E3, и у меня проснулся интерес, в первую очередь к актерскому составу.

Неожиданно? Но это так.

Стоит, пожалуй, сказать, что по механике и своей сути перед нами сплав Heavy Rain и игр Telltale Games ,и для таких проектов актеры и их игра — один из главных элементов. В Until Dawn они не только озвучили героев, но и подарили им свою внешность и повадки. Пройдемся по списку, большую часть имен вы наверняка знаете.

Саманту играет Хайден Панеттьери. Думаю, каждый второй посетитель Спайдермедии смотрел «Героев» и вспомнит ее. Спаси чирлидера, спаси мир, вот это все.

Роль Майка исполняет Бретт Далтон , и в первую очередь он известен по роли поехавшего по всем осям и параллелям агента «Гидры» Гранта Уорда из сериала «Агенты „Щ.И.Т.“».

Джошуа играет Рами Малек, блистающий сейчас в роли Эллиота в сериале «Мистер Робот».

Роль Криса исполнил Ной Флейсс — не сильно известный актер, отметившийся в неплохом триллере «Кирпич» и в сериале «Грань».

Галадриель Стинман сыграла Эшли , лично я видел ее только в образе Венди в «Бесстыдниках». Я в восторге от ее имени.

Николь Блум , исполняющая роль Эмилли , — еще одна гостья из «Бесстыдников», также вы можете ее помнить по недавнему «Проекту Х».

Роль Джессики отошла Меган Мартин , известной в основном по ролям в молодежных комедиях, таких как «Дрянные девчонки 2», «10 причин моей ненависти» (сериал, не фильм с Леджером). Также участвует в озвучке игр серии Kingdom Hearts в роли Намине .

Джордан Фишер исполняет роль Мэттью , и я без понятия, кто он, но, судя по Кинопоиску, он играет в сериалах и ТВ-фильмах, и их названия мне тоже ни о чем не говорят.

Элла Лентин исполняет сразу две роли — сестер-близнецов Ханны и Бэтт . К сожалению, об актрисе, точнее об ее карьере, мне также нечего сказать, как и о вышеупомянутом Джордане.

Питер Стормаре воплотил образ Доктора Хилла. Я думаю писать, кто этот актер, не особо нужно.

Ларри Фессенден — актер и режиссер, чаще всего работающий с жанрами хоррор и триллер, сыграл небольшую эпизодическую роль. Извините, но подходящего скриншота из игры у меня нет.

Как видите, большая часть каста данного проекта — вполне состоявшиеся актеры, и, что самое главное, не обделенные талантом. Это на полную катушку работает в игре, персонажи ощущаются как никогда реальными, с исполнителями ролей Майка и Саманты (Панеттьери и Далтоном) получился отдельный эффект: так как и«Героев», и «Агентов „Щ.И.Т.“» я смотрел, то узнавал не только мимику и жесты, но и позы, типичные для актеров. В какой-то момент, когда Майку в руки попадет оружие, сходство с повадками его персонажа из «Агентов» становится поразительным. Лицевая анимация не отстает — мимика и правда выше всяких похвал.

Вообще, стоит выразить благодарность за титанический труд, который проделали люди, отвечающие за motion capture, анимацию и визуальную часть игры в целом. От общей визуальной составляющей не отстает и постановка, ракурсы камеры, свет и звуки, все играет на атмосферу, в течение игры меняющуюся несколько раз, а так как вы скачете между персонажами, то она и для каждого из них тоже слегка разная.

Не стоит забывать о музыке, ее автором является Джейсон Грейвс — человек, написавший музыкальное сопровождение не к одному десятку проектов и обладающий несколькими престижными наградами. Благодаря таланту постановщика и его плотной работе с композитором, в игре каждая музыкальная тема на своем месте.

Несколько слов о базовой механике.

Как я уже сказал, перед нами сплавHeavy Rain и игр Telltale Games. В наличие имеется по сути одна механика, которая пронизывает все геймплейные элементы, — это механика выбора. Выбор пути, выбор в разговоре, даже выбор выстрелить или нет, все определяет дальнейшее развитие сюжета.

Присутствуют также еще две механики, иногда параллельно, а иногда напрямую взаимодействуя с системой выбора, — это QTE и манипуляци с гироскопом геймпада. Все эти механики в совокупности дают то, что здесь лаконично зовется «Эффектом Бабочки» (« Взмах крыла бабочки на одном континенте может вызвать землетрясение на другом».)

Так как это хоррор, не думаю, что для кого-то будет сюрпризом тот факт, что персонажи умирают, а их жизнь и смерть полностью зависят от ваших решений, и совершенно не факт, что кто-либо доживет до рассвета. Причин для смерти много. Например, когда я бежал спасать персонажа, он умер лишь потому, что я споткнулся (не успел нажать на кнопку в QTE) и замедлился, и об этом я узнал, только заглянув в конце игры в специальное меню, где отразились все последовательности действий и их взаимосвязь.

Самым интересным моментом является то, что иногда в игре и правда лучше не нажать/не выстрелить/промолчать. Это может спасти не только жизнь персонажу сиюминутно, но и стать важным элементом истории.

Игра не сильно стремится напрямую сказать тебе, к чему приведут твои действия, но она подсказывает. На территории, где разворачиваются события, в некоторых укромных и не очень местах лежат тотемы. Взяв один из них в руки и заглянув ему в рот, вы видите фрагмент будущего. Есть несколько видов тотемов, они делятся по тому, к какому типу тотемных столбов принадлежат. К примеру, тотем удачи показывает фрагменты будущего, которые могут произойти, если твои действия в определенных ситуациях будут способствовать удачному стечению обстоятельств. Или же тотем смерти — он, как несложно догадаться, показывает смерть персонажа.

Суть тотемов в том, что это не просто предсказания, скорее это подсказки-предупреждения, и по обрывку сцены вы должны понять, как же такое может произойти. Все сцены подобраны и поставлены разумно, и подобрать к ним разгадку не составит особого труда, кроме, пожалуй, тотема удачи.

Если не считать несколько затянутого пролога, игра очень динамичная, что в целом не свойственно играм подобного жанра. Когда я говорю, что она динамичная, это не значит, что у нее скорость DMC. Но если сравнивать с Heavy Rain или The Wolf Among Us , сюжет по ощущениям движется быстрее.

Чуть не забыл, тотемы — не единственное, что предстоит собирать героям, также вокруг них будут разбросаны «улики», способные пролить свет на происходящее. Эти улики не столько двигают историю, сколько дают шанс докопаться до ее сути и успеть раскрыть тайну раньше персонажей.

Думаю, пора поговорить о сюжете.

Все действие начинается как типичный молодежный хоррор с мистикой, например «Зловещие мертвецы» , или можете подставить свой любимый хоррор на эту тему. Персонажи обозначают свое отношение друг к другу, нам показывают пару тайн, закидывают несколько удочек на будущее. Следуя за вполне интересным, но предсказуемым повествованием, в какой-то момент игра меняет курс — уже увиденные сцены, а в чей-то версии событий уже и смерти, вызывают вопросы. Неожиданно перед вами предстает что-то, похожее на смесь «Пилы» и «Крика» . События сменяют друг друга, дело доходит до неожиданной развязки, и вот вроде все становится понятно, но нет. В единый миг повествование разворачивается на 180 градусов и перед нами уже «Спуск» Нила Маршалла, который будто бы переписал Майк Миньола. Там реально есть момент, когда складывается впечатление что все это происходит в мире Хэллбойверса.

Если вам кажется, что вы прочли какую-то странную мешанину слов без смысла, в какой-то мере вы будете правы, описывать сюжет Until Dawn — дело неблагодарное.
Любое подробное описание может привести к спойлерам или искажению ваших действий при игре. Именно поэтому я отделался общими впечатлениями, эмоциями и ассоциациями.

Мы уже отметили работу разных участников процесса создания игры, пора похвалить и сценариста. У всего сюжета есть стержень, основные заложенные идеи, посылы и события, которые неизменны при любых выборах персонажей, так как они уже произошли или не могут не произойти. И этот стержень сюжета логичен от начала и до конца (в рамках мира хоррора, само собой), смешон, мистичен, жуток. Ну и еще пара-тройка подобных эпитетов.

Но штука в том, что работает не только костяк истории, но и каждый из возможных вариантов развития событий, накладывающийся поверх, не теряет не одного эпитета из вышеприведенных. Да, они могут вам не нравиться, вы можете посыпать голову пеплом из-за совершенных действий и их последствий, но никогда история не будет приходить к своему состоянию просто так. Это очень здорово, ты не ощущаешь каких-либо провисаний в сюжете, и история продолжает развиваться, следуя изначально заложенным правилам. Ближе к тому моменту, когда, условно говоря, начинается фильм «Спуск»,мне показалось, что теряется логика повествования, но благодаря одной из закинутых в начале удочек, все встало на свои места, и это был крутой момент.

Стоит отметить, что отдельные сцены из разных моментов игры при определенных обстоятельствах оборачиваются из плохих в хорошие, и наоборот. Все это в совокупности заставляет болеть за своих героев, потому как умереть может каждый, и тот факт, что сюжет пойдет дальше без почившего, заставляет думать над выбором, а иногда и глушить эмоции, чтобы не совершить необдуманный поступок.

Далеко не последней составляющей истории являются оммажи. Игра наполнена ими. Майк в определённой точке сюжета и при содействии принятых мною решений и совершенных действий становится похож на Эша. А вся роль Ларри Фессенденаявляется оммажем на целый ряд культовых персонажей. И так во всем: ракурсы, звуки или целые сцены. И главное, все это остается всего лишь отсылкой, не более, игра ни на минуту не теряет своей атмосферы.

Не подумайте, что я переваливаю игру. У Until Dawnнесомненно есть свои недостатки, например, уже упомянутый долгий пролог или несколько неровные QTE. Да и в плане сюжета найдутся недовольные, я уверен. Как говорится, на вкус и цвет.

Также на игру можно смотреть абсолютно под другим углом — как на развлечение для всей компании, не заморачиваясь попытками угадать сцены или отсылки. И даже в таком случае вы получите от нее удовольствие, только несколько иного рода. Рецензия же писалась с точки зрения человека, любящего жанр хоррор, и вполне спокойно относящегося к интерактивным историям с достаточно ограниченной геймплейной составляющей.

И я со своей позиции полностью удовлетворен тем, что получил. Я не возлагал на проект особых надежд, и тем радостнее, что часы, проведенные за игрой, не были потрачены впустую. Я потратил на игру 7 часов: сел играть в 12 ночи и закончил в начале восьмого утра. Соответственно, игру проходил залпом, делая пятиминутные перерывы на чай. Забавное и жутковатое ощущение, когда время за окном и время в игре почти синхронны.

Буквально за несколько часов до того, как я сел писать рецензию, я рассказывал другу про Until Dawn. И он меня спросил, достойна ли игра звания эксклюзива для PS4.
Мой ответ — однозначно да, хотя все же жаль, что она не вышла еще хотя бы на PC, для охвата большей аудитории.

Подводя итог: Until Dawnодна из лучших игр своего жанра, стоящая наравне с Heavy Rain, и, пожалуй, лучшая игра жанра хоррор из тех, что я видел за последние несколько лет. И несомненно, это достойный эксклюзив для PS4.

P.S. : все вы знаете, что происходит с курсом валют, и в следствие этого с ценами. В данный момент в PS Store игра стоит 3.999 рублей . И я думаю, многие читатели согласятся, что это достаточно большая сумма на покупку видеоигры. И даже у тех, кто может позволить такие траты, встает вопрос: стоит ли?

И в случае с Until Dawn, я отвечу на него так: если вы любите хорроры, хороший сюжет и проходить новинки сразу после их выхода, а также ненавидите спойлеры и то, что вам могут испортить удовольствие, ну и главное, обладаете PS4 и имеете возможность купить игру за 4 тысячи, то я скажу вам, игру брать стоит. Но в любом другом случае стоит все же подождать распродажи.

P.P.S. : Начиная с этой рецензии, все игры будут оцениваться классической 100-балльной шкалой.

Группа подростков собирается в уединенном местечке, чтобы насладиться зимними каникулами. За склоками, весельем и разбирательством в любовных треугольниках они не замечают, как к дому подбирается маньяк.

Кто умрет — зависит от вас.

Мы такие, какие есть

Затея с казалась сомнительной. Игра началась как молодежный хоррор от студии, известной по мелочевке для PlayStation Move и одной из легиона отвратительных поделок про Доктора Кто. Прошло время, ключевая фишка - использование Move в качестве фонарика - отпала сама собой. Until Dawn исчезла с радаров... а потом вернулась, но уже как дорогое и нелинейное интерактивное кино.

На главные роли позвали хороших актеров, вроде Бретта Далтона из «Агентов Щ.И.Т» и Петера Стормаре, сценарием и режиссурой занялись Ларри Фессендер и Грэхем Резник - авторы без шедевров, но с огромным опытом в области молодежных ужастиков. И получился, собственно, образцовый молодежный ужастик. Глупая красотка-блондинка, альфа-самец, староста класса и парочка застенчивых гиков (нравятся друг другу, но никак не могут решиться ни на что серьезное) изолированы от мира, и их преследует что-то .



Красивые снежные пейзажи, уединенный дом в горах, таинственные пещеры - в таких декорациях даже никудышный сценарий заиграл бы яркими красками.

Но какой бы банальной ни была эта ситуация, вникать в отношения героев на удивление интересно. Во-первых, тут хорошие диалоги - сложные и правдоподобно написанные. Во-вторых, они вправду имеют значение. Вы поочередно управляете разными героями, и от того, как те будут общаться и вести себя друг с другом, зависит дальнейшее развитие истории. Устройте драку или, наоборот, побратайтесь с кем-нибудь - последствия могут оказаться неожиданными.

В итоге получается, что Until Dawn берет все возможные клише жанра и применяет с пользой. Когда группа подростков творит полнейшие глупости не потому, что так решил сценарист, а потому, что так решили вы, во всем становится куда больше смысла. От вас зависит, кто выживет, а кто умрет, - и свобода выбора там, где раньше решали за вас, опьяняет.

Изначально все герои вызывают однозначные эмоции - вот нормальный парень, его спасу, а вот истеричка, ради нее стараться не буду. Но даже к самым «безнадежным» постепенно проникаешься симпатией.

На самом деле большинство решений меняют лишь детали: останутся ли герои друзьями, что они скажут друг другу в той или иной ситуации, и так далее. По-настоящему судьбоносный выбор предлагается довольно редко, но трюк в том, что при первом прохождении вы попросту не можете этого знать. Однажды столкнувшись с последствиями, начинаешь постоянно ждать подвоха, волноваться о каждой заварушке и с трепетом относиться к каждой развилке.

Until Dawn очень грамотно поддерживает иллюзию, будто каждый выбор может к чему-то привести. В этом - а вовсе не в количестве реальных развилок - главное достижение сценаристов. Они заставляют поверить .

Мы все еще здесь

Но Until Dawn не мелодрама, а хоррор. Пугать она умеет, хотя приемы-то прекрасно знакомы: тревожная музыка, маньяк, который всегда где-то рядом, мистика, скримеры, в конце концов. Страшнее, впрочем, почти всегда то, чего вы не видите. Until Dawn хорошо нагнетает обстановку, и опять же сильно помогает то, что это не совсем фильм. Вы в этом участвуете, от вас многое зависит, и ответственность весомо ложится на плечи.

В немалой степени погружению способствует и картинка. Лица, мимика, движения - в Until Dawn с этим гораздо лучше, чем можно было ожидать. Иногда персонажей заносит в «зловещую долину» - кто-то может жутко, неестественно улыбнуться, но чем дальше, тем реже герои улыбаются, и проблема вроде рассасывается сама собой. В конце концов, к огда далекий от игр прохожий вдруг спрашивает: «О, что за фильм идет?» - это главный и самый важный комплимент.



Игровые ситуации и то, как нам их преподносит виртуальный оператор, частенько заставляют забыть, что перед нами не «живое» кино.


Лица персонажей в том же «Орден: 1886» проработаны лучше, да и улыбаются герои Until Dawn жутковато. Но вообще такую мимику мало где найдешь.

Хотя еще важнее то, что не заинтересованного в играх человека этот фильм увлекает. Диалоги, сюжетные повороты, игра виртуальных актеров - все работает. Правда, синдром игр Quantic Dream Until Dawn не поборола: смотрит на нее сторонний наблюдатель с интересом, но геймпад в руки брать не спешит.

Многое в игре зависит от успешного выполнения QTE, а они тут не из простых. Да и геймплея в Until Dawn больше, чем можно было подумать. Чуть ли не половину игры мы исследуем пещеры, не спеша бродим по заброшенной психиатрической лечебнице, разыскиваем листочки-записочки, проливающие свет на историю, - в общем, типично игровые дела. Атмосферно, увлекательно, но игры для всех опять не получилось.

* * *

Интерактивному кино, оказывается, необязательно философствовать и задавать важные вопросы, как это пытается делать Дэвид Кейдж, или экономить на всем, по примеру Telltale. Until Dawn рассказывает старую как мир историю про умирающих подростков и позволяет провести ее по своему пути, делая это красиво и ни в чем себя не ограничивая. Никто от нее ничего особенного не ждал - и теперь это большое открытие.

Казалось бы, что создать хорошую игру в жанре интерактивного кино не так уж и проблематично, тем более, когда уже есть отличные примеры от студии Quantic Dream в лице Fahrenheit и . Однако сам автор этих игр, Дэвид Кейдж, дал маху с той же Beyond: Two Souls (За Гранью: Две души) , хотя вроде и все атрибуты отличного проекта были в наличии. Пример же студии Telltale Games с их сериальными The Walking Dead, The Wolf Among Us и т.д. тут всё же немного не подходит, ибо залог успеха этих проектов, в первую очередь, уже существующие популярные вселенные. Другое же дело – создать с нуля проект, который стал бы успешным. И вот скромная конторка Supermassive Games ( , Прогулки с Динозаврами) , отметившаяся ранее преимущественно играми под PS Move на PS3 , решилась показать миру, что не только Дэвид Кейдж мастак красиво и ладно “Пресс X ту Вин-ить” . Тем более, что жанр ребята решили выбрать, как нельзя лучше подходящий для “кинца” - слэшер.

Alone in the Dark: Until Dawn

Не будем вас утруждать поиском описания этого жанра, а просто приведём его чуть ниже, ибо разработчики Until Dawn буквально слово в слово следуют ему. Слэшер (slash - удар сплеча, рубить) - поджанр фильмов ужасов (иногда называемых фильмы отсчёта тел или фильмы мёртвых подростков), для которого характерно, как правило, наличие убийцы-психопата (иногда носящего маску), который преследует и кроваво убивает серию жертв-подростков в типично случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один день.

Мы, откровенно, теряемся в догадках, почему раньше никто до этого не додумался. Нет, были, конечно парочка проектов давненько – Obscure 1-2 , но они всё же ближе к классическим Survival Horror . А сейчас перед нами именно “интерактивный фильм” по заветам Дядюшки Кейджа . Хотя, порой, вас то и дело будут посещать мысли, что вот бы сюда ещё загадок, а не просто имеющейся ходьбы с поиском улик по желанию, и перед нами будет современный представитель того самого классического “хоррора на выживание” а-ля Alone in the Dark или Silent Hill . Survival Horror 2.0 , если вам угодно. Авторы Until Dawn явно играли в классику этого жанра т.к. мастерски используют все эти культовые наработки вроде знаковых ракурсов камеры, грамотных пугающих моментов, нагнетания саспенса музыкой и игрой света с тенями. При этом “Дожить до рассвета” умудряется быть очень дружелюбной игрой и для человека далёкого от видеоигр, но любителя фильмов-ужастиков.

Уже сейчас можно встретить массу комментариев на форумах о том, что люди проходят "Дожить до Рассвета" на YouTube и Twitch.tv . Увы, но это удел всех подобных игр. Понятно, что для тех, у кого нет PlayStation 4 это единственный вариант, но есть случаи, когда люди просто отказываются платить 3999 р. за “кинцо” на 8 часов – это при идеальном раскладе развития сюжета. Однако любому вменяемому игроку должно быть понятно, что Until Dawn не зря зовётся интерактивным кино. И, должны заметить, что авторы в некоторых моментах построения сюжета всё же переплюнули творения Дэвида Кейджа .

Хижина в лесу

Итак, “Дожить до рассвета” – это прилично ветвящаяся от ваших действий история про восьмерых друзей, оказавшихся в довольно классической для ужастиков ситуации – ночь, хижина на склоне горы, собачий холод и… маньяк. Один из друзей пригласил остальных к себе в домик на горнолыжном курорте, но, как водится, всё пошло не так, как задумывалось… Впрочем, подробности сюжета оставим за кадром т.к. каждый его момент лучше пережить самому с самого начала. Тем более, что свои голоса и внешность героям подарили популярные актёры кино и телевидения, среди которых, Hayden Panettiere (Герои, Нэшвилл, Крик 4 ), Peter Stormare (Побег, Плохие Парни 2, Армагеддон ), Rami Malek (Мистер Робот, Ночь в Музее, Морской Бой ), Brett Dalton (Агенты Щ.И.Т. ), Meaghan Martin (Неуклюжая, Доктор Хаус ), Galadriel Stineman (Кости ), Nichole Bloom (Бесстыдники, Проект X ), Jordan Fisher (Втайне от родителей ), Noah Fleiss (Грань ). За написание сюжета же отвечали люди весьма близкие к теме ужастиков - Graham Reznick и Larry Fessenden , хотя ничего особо выдающего в их киноработах вы и не найдете, но заверяем, с игровой историей они поработали на славу.

Ветвление истории разработчики обозвали здесь популярным термином Эффект Бабочки , что весьма точно передает всю суть игры. Практически на каждом шагу игра предлагает вам делать выбор, будь то в обычном разговоре – ответить шуткой или грубо, например, или же простейшем действии – в какую сторону пойти или побежать, а если побежать, то как – срезать, обойти, рискнуть напролом. При желании в настройках можно даже включить опцию, которая будет в процентном соотношении показывать выборы игроков в мире. Но, если в той же The Walking Dead такие выборы особо ни на что не влияют, то в Until Dawn разработчики заготовили массу различных последствий, как критичных, вроде смерти героев, так и просто небольших различий в диалогах или событиях. Результаты некоторых выборов мы видим сразу же, а какие-то имеют более глубокие последствия. Грубо говоря, если начать экспериментировать с выборами в двух разных прохождениях, то вероятность того, что многие диалоги и события пойдут иначе очень велика. Доходит до того, что, если вы не будете заморачиваться поиском всяких улик (записки, вещи, фото и т.д.), то герои вместе с вами не особо будут в теме, что же происходит на самом деле. Сюжет многослойный и оттого очень интересно искать всякие его пояснения среди попадающихся улик. Более серьёзные выборы вынесены в отдельное меню, где можно посмотреть какое ваше решение привело к такому-то результату. И вот тут становится понятно, что в игре хватает, как вполне явных, так и неявных выборов. Ну т.е. вроде выбор копеечный на первый взгляд, а спустя 2 главы один из героев попадает в ловушку как раз из-за этой мелочи. С другой стороны – часть выборов присутствует просто ради разнообразия и вариативности повествования.

Ещё одной интересной находкой служат Тотемы с предсказаниями (смерти, утраты, наставлений, опасности и удачи), которые тоже можно найти в различных местах. Представляют они из себя коротенькие видЕния возможных событий. Вы же ещё помните, что Ваша история лишь одна из возможных альтернатив? Вот и тотемы показывают возможное, а вы по ходу игры можете на это каким-либо образом опираться и следовать предсказанию или же, напротив, попытаться избежать печальной участи.

Помимо всевозможных выборов есть в игре, конечно же, и привычные QTE (нажать вовремя кнопку), когда вы убегаете от кого-то, например. А заигрыванию с гироскопами DualShock 4 и вовсе нашли отличное применение – не шевелить его во время какого-то действия, где требуется затаиться, например. При этом музыка и камера прилично нагнетают саспенс и вы сжимая геймпад в руках от малейшего движения (очень чувствительный!) буквально чувствуете напряжение и вот-вот потечет пот по виску… Действительно круто! На удивление игра не поддерживает контроллер движений PS Move , хотя на коробке нанесена соответствующая пиктограммка. Может добавят патчем? Напомним, что изначально игра разрабатывалась именно под PS Move на PS3 , но вовремя перебралась в стан AAA-проектов для PS4 . С другой стороны, в DualShock 4 тоже встроен Move и в игре можно выбрать такой тип управления, но, согласитесь, это всё же маленько не то. Да и вообще - PS Move с PS4 работает в меню консоли, но ни в одной игре нам не удалось его опробовать, даже в тире Blue Estate . Ещё же одной забавной фишкой Until Dawn являются специально заготовленные страшилки для владельцев PS Camera – во время БУ!-момента камера записывает небольшой кусочек видео с вашей реакцией.

Красота страха

Как же всё это выглядит и звучит? На экране большого телевизора и с хорошей акустикой – очень внушительно! Движок рисует весьма атмосферную ночную картинку, а актёры убедительно играют свои роли. Да, анимация местами сбоит, но буквально в первые дни релиза вышел патч, который устранил некоторые провисание кадров, что уже хорошо. Работа со светом радует, а герои выглядят очень естественно и почти не отличаются от реальных актёров – кожа на лице и мимика ну очень натуральные. В целом же картинка радует и не вызывает особых нареканий. На YouTube же всё выглядит вообще, как CGI-фильм. Ах да, отдельно стоит отметить анимацию ходьбы героев, когда ими непосредственно управляешь геймпадом – выполнена она так, чтобы герои казались живыми людьми, а не буратинами, что некоторые могут назвать ватным управлением – очень естественные движения не сразу реагирующие на ваши действия.

Музыкальное сопровождение очень хорошо передаёт настроение игры и вписывается в повествование наравне с героями, что очень здорово. Не каждый именитый ужастик может похвастаться этим! Оригинальная озвучка персонажей тоже выше всяческих похвал – разные архетипы героев просто изумительно чувствуются в каждом голосе – в игре есть возможность выбрать английский вариант и русские субтитры по ролям. В русском же слышно, что старались, но с эмоциями, как обычно, беда, хотя голоса подобраны неплохо. Куда хуже с уровнем громкости и интонациями порой – явно записывалось в отрыве от игры, поэтому особо не удивляйтесь, когда в спокойной обстановке героиня вдруг прокричит свою фразу. Но в любом случае – выбор есть и на том спасибо.

Ну а как же с минусами спросите вы? Однозначных минусов, с поправкой на жанр интерактивного слэшер-кино, тут нет. Да, есть технические огрехи по графике и звук иногда может поскрипывать – всё же неидеально игра оптимизирована для эксклюзива-то. Так же поругать хочется сериальную подачу в плане того, что каждую главу нам показывают “что было ранее”. Зачем? Мы только что это прошли, а вы нам заново всё прокручиваете. Логично, что, если долго не играл, то полезно глянуть это, но тут игра не такая большая и эти напоминания уже к 4-ой главе надоедают.

Что касается выборов, то тут тоже всё немного неоднозначно. Надеемся, не будет спойлером, если скажем, что до определённого момента в игре никто умереть не может, но при этом различные выборы могут повлиять на фатальные события во второй половине игры. По сути так большинство слэшеров и построены – таинственная завязка на пол фильма и стремительная развязка на вторую половину. Только в игре у нас есть финалы, которые по канону жанра ну просто невозможны – где это видано, чтобы все 8 героев выжили? Разрушение стереотипов!

В плане же геймплея это типичный наследник игр Quantic Dream (Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls) , но с чуть более навороченной системой ветвления истории. Что касается самого сюжета – да, его можно бесконечно обвинять в повсеместных клише жанра хоррор, но с одной лишь оговоркой – его развитие мы контролируем сами, пусть и по заготовленным лекалам, но, которых предостаточно для получения фана от уникальности вашего варианта. Такого опыта от привычного сюрвайвл хорорра вы не получите, да и жанр давно барахтается в конвульсиях, хотя относительно недавняя The Evil Within вполне может дать что-то похожее по ощущениям, но всё же в виде линейного сценария. А Until Dawn именно, что даёт необычный опыт фильма, на сюжет которого вы можете влиять. При этом игра выглядит, как один большой трибьют всем культовым ужастикам последних 35 лет – много отсылок и знакомых сцен, что в минусы мы точно не занесём. Ведь любой киноман в курсе всех этих клише, да и сам жанр уже просто-напросто эксплуатирует эти стереотипы специально из картины в картину.

Разрыв шаблонов

В итоге “Дожить до рассвета” хочется посоветовать всем, кто, когда-либо смотря ужастики кричал на героев, что они всё делают не так. Ведь это великолепный способ оказаться в знакомых ситуациях, где выбор предоставлен будет не просто актёрам, а именно вам. Ваш выбор – ваша история! Вариативность повествования, при желании, заставит вас пройти игру несколько раз и эти варианты точно будут отличатся от первого прохождения. Supermassive Games создали своего рода перформанс хоррор-фильма с вами в главной роли, где ваша задача разрушить устоявшиеся стереотипы данного жанра. Очень заманчивое предложение!