Дела плоти библия. Творение способное грешить. Библия онлайн

ДЕЛА ПЛОТИ И ПЛОД ДУХА

2-е Коринфянам 5

14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти ; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь (новое творение); древнее прошло, теперь все новое .

После рождения от Духа Святого мы стали новыми творениями, то есть в нас христиан теперь появилась новая природа, когда мы водимы, не плотскими страстями и похотями, а Духом Божиим, и теперь мы не должники плоти, чтобы жить по плоти.

К Римлянам 8 победоносная жизнь христианина.

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;

13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии .

à Жизнь в новой природе – в Духе Христа есть жизнь; а жизнь в греховной природе есть смерть.

* Ни одно место Библии не рисует столь ярко контраст между образом жизни человека верующего (то есть христианина ...) и человека неверующего (то есть плотского человека, живущего под властью своей греховной человеческой природы).

К Галатам 5

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

17 ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19 Дела плоти известны ; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,

20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,

21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют .

22 Плод же духа : любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

23 кротость, воздержание. На таковых нет закона .

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

à Встает серьезный вопрос: Библия показывает две противоположных группы, две стороны : по одну сторону – дела плоти, и по другую – плод Духа.

à Не плотской ли ты ? (НЕТ ПЛОТСКИХ ХРИСТИАН)

* Тут Библия:

1) Подчеркивает, что Дух и плоть враждуют друг с другом.

(Будет ли человек в вечности рядом с Богом, зависит от того, кто будет господином в земной жизни: плоть над духом или дух над плотью).

2) Показывает различие в стиле жизни верующих и неверующих , и включает конкретный перечень, как дел плоти, так и плода Духа.

3) Суровый и жесткий комментарий апостола Павла о том, что любой человек, практикующий или занимающийся делами плоти, лишает себя Царства Божьего, то есть пропадет вечно, независимо от того, кем он себя называет.

(Господь ему говорит: «Нет, ты не можешь туда попасть! Потому что ты живёшь в зависти, в непрощении,... Ты живёшь в блуде. Кто-то живёт в пьянстве»...).

4) Благословенное высказывание апостола Павла «На таковых нет закона» , указывающее на славную свободу действия для детей Божьих .

(Римлянам 8:1) «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу»

(Христиане имеют и нужную благодать и все необходимое, для того, чтобы

поступать по этим принципам духовной жизни ).

5) Одно последнее напоминание:

а) греховная плоть была распята . (Христиане – это те, которые распяли плоть с...)

(Галатам 2: 19, 20) «...Я сораспялся Христу», «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

б) новая природа христианина – это есть жить по принципам Путеводителя - Святого Духа.

* Плоть

Это не есть тело

1-е Фессалоникийцам 5

22 Удерживайтесь от всякого рода зла .

23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Это греч. слово саркс говорит о человеческой природе со своими аморальными желаниями .

(то есть человеческая природа с его греховными наклонностями, слабостями и страстями)

à Что желает плоть? – Плоть желает удовольствий, власти, признания, богатства. Его стремление есть к удовольствиям.

Гал. 5:

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями .

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

à не поступать по страстям и похотям.

* Плоть остается в христианине после его обращения и является его смертельным врагом : (Самый сильный (главный) враг - плоть).

К Римлянам 8

6 Помышления плотские суть смерть , а помышления духовные - жизнь и мир,

7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога ; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут .

13 ибо если живете по плоти, то умрете , а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

К Галатам 5

17 ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся...

21 ...поступающие так Царствия Божия не наследуют .

(Дьявол знает , что самое уязвимое в человеке – это плоть . Он делает акцент и действует через плоть. Дьявол всегда предлагает человеческое, т.е. плотское. Он даёт те советы, которые приятны плоти. Именно и особенно плоть реагирует на искушения Сатаны. Плоть готова согласиться почти со всем, что предлагает он, и во всех искушениях Дьявол предлагает компромисс).

. плотская жалость к себе , себялюбие . (Поклонение своему самолюбию, ...).

Когда тебя ранят оскорбления, высокомерное игнорирование и презрение других.

Ответное презрение.

Когда человек закрывается в себе.

Самоправедность

Поиск угодить людям

Самоугождение

Не понимает духовные вещи (Путь Христа – это путь духовный, путь для Его последователей).

* Дела плоти есть формы угождения своим плотским желаниям.

(Плотские поклоняются своим плотским удовольствиям, а не Богу и Его Слову).

Они включают: (Гал. 5:19-21) «Дела плоти известны ; они суть:...»

à Сначала сексуальные грехи: Я чуть-чуть сблудил!!!

1. Прелюбодеяние – сексуальные (половые) отношения состоящего в браке человека с кем-либо, кроме супруга или супруги. (когда человек, состоящий в браке, изменяет своей жене).

2. Блуд – внебрачные сексуальные отношения, удовлетворение сексуального желания без непосредственного полового акта людьми, не состоящими в браке.

1-е Коринфянам 6: 18 «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела».

К Евреям 13: 4 «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» .

3. Нечистота – сексуальные извращения, гомосексуализм и лесбиянство, секс с животными, онанизм или мастурбация, пристрастие и удовольствие от порнографических фотографий, фильмов или книг), включая похотливые мысли, фантазия, желания; порочные дела и желания:

(Еф. 5:3) «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым».

(Кол. 3:5) «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение».

4. Непотребство – бесконтрольная чувственность, следование за своими страстями и желаниями до такой степени, когда утрачиваются стыд и чувство меры. Сюда можно отнести также праздное и неправильное времяпровождение:

– пристрастие к телепередачам и фильмам, которые в большинстве случаев содержат в себе элементы насилия, оккультизма, аморальности и т.п.;

– пристрастие к компьютерным играм;

– чтение романов и других книг, содержащих информацию, наносящую вред нравственному и духовному состоянию.

5. Идолослужение – поклонение духам, личностям или изображениям, а также упование на какую-то личность, организацию или явление, как на равное или превышающее Бога и Его Слово. Сюда же относится пристрастие к стяжательству, необдуманному накоплению:

«любостяжатель, который есть идолослужитель» Еф. 5:5.

6. Волшебство – колдовство, спиритизм, черная и белая магия, поклонение демонам и использование наркотиков для «духовных» переживаний:

«… не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» Втор. 18:9-12 .

7. Вражда – сильные негативные чувства и действия по отношению к кому-либо, неприязнь или ненависть.

8. Ссоры – раздоры, антагонизм, борьба за первенство.

9. Зависть – огорчение, досада по поводу чужого успеха.

10. Гнев – вспыльчивость, ярость, выражающаяся в жестоких словах и действиях.

11. Распри – эгоистические амбиции и стремление людей к власти:

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших,

воюющих в членах ваших?» Иак. 4:1.

12. Разногласия – различные учения или мнения, а также действия, разделяющие церковь и разрушающие единство между ее членами:

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» Рим. 16:17-18.

13. Ереси – проповедь искаженного учения, не соответствующего Библии, но претендующего на звание истины. К этой категории дел плоти относится также увлечение различными мистическими учениями, совершение обрядов и религиозных действий, не соответствующих Священному Писанию.

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» Гал. 1:8.

14. Ненависть – обидчивая неприязнь к другому человеку, имеющему то, что ты бы хотел. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» 1Ин. 3:15.

15. Убийства – преднамеренное (злостное) лишение человека жизни (убийство, аборты , самоубийство).

16. Пьянство – лишение контроля над своим физическим или умственным состоянием из-за употребление любого алкоголя. К подобному делу плоти также относится принятие наркотиков, токсикомания и курение.

17. Бесчинство (или оргии) – превышение чувства меры, а также вызывающее поведение, чрезмерные пиршества, вечеринки, включающие алкоголь, наркотики, секс и т.п.

* Решение для плотского ( необращенного ) : Так как он раб греха и эгоизма нуждается в Спасителе, в искуплении, в обращении и быть возрожден.

Исаия 55:

6 Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.

7 Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои , и да обратится к Господу , и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.

От Иоанна 8:

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными .

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете .

От Иоанна 3:

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия .

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие .

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух .

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

4; ; Я говорю, поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти;

5; ; Ибо плоть желает противного духу, а дух — противногоплоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете,что хотели бы.

6; ; Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

7; ; Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд,нечистота, непотребство,

4; Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть,гнев, рэспри, разногласия, (соблазны), ереси,

5; ; ; Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и томуподобное; предваряю вас, как и прежде предварял, чтопоступающие так Царствия Божия не наследуют.

6; Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,благость, милосердие, вера,

23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.

4; Но те, которые христовы, распяли плоть со страстямии похотями.

5; Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Главная мысль второй половины Послания к Галатам состоит в том, что жизнь во Христе -это свобода. Прежде мы были в рабстве, под осуждением закона, но Христос освободил нас. Мы были рабами греха, но теперь мы — дети Божьи.

Однако всякий раз, когда Павел говорит о свободе, он предупреждает, что ее очень легко потерять. Некоторые вновь соскальзывают из свободы в плен (5:1), другие превращают свободу во вседозволенность (5:13). Об этом Павел говорил в двух последних рассмотренных нами отрывках. Особенно в стихах 13-15 он подчеркивал, что истинная христианская свобода выражается в воздержании, в заботливом служении ближним и в послушании Божьему закону. Теперь перед нами стоит вопрос: каким образом все это возможно? И ответ на него таков: Духом Святым. Только Он сможет сохранить нас поистине свободными.

Отрывок, где Павел об этом рассуждает, просто наполнен Святым Духом. Его имя упоминается здесь семь раз. Он предстает перед нами как Освящающий нас, Единственный, Кто может противостоять плоти и покорить ее (ст. 16-17), дать нам возможность соблюдать закон и избавиться от его жестокой власти (ст. 18) и произрастить в нашей жизни плод праведности (ст. 22-23). Итак, обладание христианской свободой зависит от Духа Святого. Действительно, освобождает нас Христос. Но без постоянной, направляющей, освящающей работы Святого Духа эта свобода неизменно будет сведена к вседозволенности.

Рассуждения этого отрывка можно разделить на две части и озаглавить их так: «наличие внутреннего конфликта у христиан» и «путь христиан к победе».

1. Наличие внутреннего конфликта у христиан (ст. 16-23)

Соперники в этом конфликте названы «плотью» и «духом». Стихи 16-17: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти». Под «плотью» Павел подразумевает то, чем мы являемся по естеству и наследственности — наше падшее состояние, то, что Новый английский перевод и Дж. Б. Филлипс называют нашим «низшим естеством». Под «духом» он, по-видимому, подразумевает Самого Святого Духа, Который обновляет и возрождает нас, сначала дав нам новое естество, а потом оставаясь жить в нас. Проще сказать, «плоть» — это то, кто мы такие по естественному рождению; «дух» — это то, чем мы становимся благодаря рождению свыше, рождению Духом. И эти два начала, плоть и дух, резко противостоят друг другу.

Некоторые учителя считают, что у христиан нет внутреннего конфликта, нет гражданской войны, потому что, как они утверждают, плоть уже уничтожена и прежнее естество христианина мертво. Данный отрывок противоречит такой точке зрения. Христиане, по меткому выражению Лютера, — это «не бесчувственные бревна и камни», то есть те, «которых ничто не трогает, которые никогда не испытывают вожделений или плотских желаний». 1 Конечно, по мере того как они учатся поступать по духу, плоть все более покоряется. Но плоть и дух остаются, и борьба между ними яростна и упорна. Можно пойти дальше и сказать, что этот конфликт присущ именно христианам. Мы не отрицаем того, что в нехристианах существует такое явление, как нравственный конфликт, но утверждаем, что у христиан эта борьба яростнее, поскольку они обладают двумя естествами плотью и духом, находящимися в непримиримом противостоянии.

Теперь нам нужно взглянуть, к какому поведению склонно каждое естество.

а. Дела плоти (ст. 19-21)

«Дела плоти известны», — говорит Павел. Они для всех очевидны. Сама плоть, наша прежняя природа, невидима и незаметна, но ее дела, слова и поступки, в которых она проявляется, находятся на поверхности и всем видны. Что это за дела?

Перед тем как посмотреть на список «дел плоти», нужно добавить кое-что еще в связи с выражением «вожделения плоти» (ст. 16). К сожалению, в английском языке это слово приобрело смысл, какого не было у его греческого эквивалента. Сегодня «вожделение» или «похоть» означает «необузданное сексуальное желание», а «плоть» означает «тело», и, таким образом, «вожделения плоти» и «грехи плоти» связываются (в представлении обычного человека) с аппетитами нашего тела. Но Павел подразумевает под этим более широкое значение. Для него «вожделения плоти» являются всеми греховными желаниями нашего падшего естества. И уродливый список «дел плоти» не оставляет нам в этом никакого сомнения.

Это не значит, что данным списком они все исчерпываются, потому что Павел заканчивает его словами «и тому подобное» (ст. 21). Но то, что включено в список, по-видимому, относится к четырем сферам: секс, религия, общество и алкоголь.

Во-первых, секс: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (ст. 19). Прелюбодеяние и блуд — это сексуальные отношения вне брака и измена супругу, но также и любой вид незаконного сексуального поведения. «Нечистоту», наверное, можно понять как «неестественный порок», 2 а «непотребство» — как «непристойность», что означает «открытое и дерзкое пренебрежение приличиями». Этих четырех слов достаточно, чтобы показать, что все сексуальные беззакония, открытые или тайные, в браке или вне брака, «естественные» или «неестественные», относятся к разряду дел плоти.

Во-вторых, религия: идолослужение, волшебство (ст. 20). Важно увидеть, что идолослужение является таким же делом плоти, как и сексуальная безнравственность, а значит, дела плоти включают в себя и преступления против Бога, точно так же, как против ближнего и против самих себя. Если «идолослужение» — это вызывающее поклонение другим богам, то «волшебство» — это «тайное вмешательство в мир сил зла». 4

В-третьих, общество. Павел приводит восемь примеров нарушения личных взаимоотношений, которые Новый английский перевод толкует как «ссоры, сварливый характер, зависть, приступы ярости, эгоистические амбиции (или «вспышки раздражения» и «стремление к высокому положению 5), разногласия, интриги соперников и ревность» (ст. 20-21).

В-четвертых, алкоголь: пьянство, бесчинство (или в Новом английском переводе — «приступы запоя и оргии», ст. 21).

К этому списку дел плоти в сферах секса, религии, общества и алкоголя Павел добавляет серьезное предупреждение. «Предваряю вас, — пишет он, как и прежде предварял [когда был с ними в Галатии], что поступающие так [глагол prassontes означает, скорее, привычное поведение, нежели одиночный проступок] Царствия Божия не наследуют» (ст 21). Поскольку Царство Божье — это царство благочестия, праведности и воздержания, из него будут изгнаны те, кто потворствует делам плоти. Ибо подобные дела свидетельствуют, что такие люди не находятся во Христе. А если они не Христовы, тогда они и не являются семенем Авраамовым, «по обетованию наследниками» (3:29). Другие упоминания о нашем наследии во Христе, ожидаемом или потерянном, можно найти в Послании к Галатам 4:7, 30.

б. Плод Духа (ст. 22-23).

Здесь перед нами — собрание девяти христианских добродетелей, которые показывают христианское отношение к Богу, к окружающим и к самим себе.

Любовь, радость, мир. Эта триада включает в себя основные христианские добродетели. Однако они прежде всего касаются нашего отношения к Богу, ибо первая любовь христианина — это его любовь к Богу, его главная радость — радость в Боге, его глубочайший мир — мир с Богом.

Далее идут долготерпение, благость, милосердие. Это социальные добродетели, направленные, скорее, на человека, нежели на Бога. «Долготерпение» — это выдержка и терпение по отношению к тем, кто раздражает или гонит нас. «Благость» касается нрава, характера, а «милосердие» — слов и дел.

Затем вера, кротость и воздержание. «Вера» (или «верность»), по-видимому, описывает надежность христианина. «Кротость» — это смиренная мягкость, проявленная Христом (Мф. 11:29; 2 Кор. 10:1). И оба этих качества являются аспектами «самоконтроля» или «воздержания», которое и завершает список.

Итак, можно сказать, что прежде всего дела Духа -«любовь, радость, мир» — направлены на Бога; дела «долготерпения, благости и милосердия» направлены на людей, а дела «веры, кротости и воздержания» — на самого христианина. Все они плод Духа, естественный результат, появляющийся в жизни христиан, ведомых Духом. Неудивительно, что Павел вновь добавляет: «На таковых нет закона» (ст. 23). Ибо закон должен обуздывать, сдерживать, отпугивать, а здесь отпугивать незачем.

Теперь, когда мы по отдельности рассмотрели «дела плоти» и «плод духа», нам должно быть еще более ясно, что «плоть» и «дух» находятся в решительной борьбе друг против друга. Они тянут в противоположных направлениях. Между этими двумя существует «непрестанная смертная вражда». 6 И в результате этой борьбы «вы не то делаете, что хотите» (ст. 17).

Параллель между этой коротенькой фразой и второй половиной 7 главы Послания к Римлянам кажется мне слишком явной, чтобы быть случайной. Каждый обновленный христианин может сказать: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:22). То есть: «Я люблю этот закон и стремлюсь исполнять его. Мое новое естество жаждет Бога, благочестия и благости. Я хочу быть добрым и творить добро». Таков язык каждого возрожденного верующего. «Но, — приходится добавить ему, — своими силами, даже с этими новыми желаниями я не могу делать то, что хочу. Почему? Из-за греха, что живет во мне». Или, как говорит об этом Апостол здесь, в пятой главе Послания к Галатам, «из-за сильных желаний плоти, противных духу».

Вот каков внутренний конфликт христиан — яростный, ожесточенный, упорный. Более того, в этой борьбе христианин просто не может победить своими силами. Ему приходится говорить: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18), или, как бы говоря с самим собой, «ты не то делаешь, что хотел бы» (Гал. 5:17).

«И это все? — спросит недоумевающий читатель. -Что же, этим трагическим признанием «я не то делаю, что хотел бы» и завершается рассказ о внутреннем нравственном конфликте христианина? Это и есть все, что предлагает христианство — ощущение постоянного поражения?» На самом деле, это не так. Если бы нас предоставили самим себе, мы и не могли бы делать то, чего хотели бы; вместо этого мы покорились бы желаниям своего старого естества. Но если мы «поступаем по духу» (ст. 16), тогда мы не будем исполнять вожделений плоти. Мы будем их испытывать, но не станем им потакать. Наоборот, мы принесем плоды Духа.

2. Путь христиан к победе (ст. 24-25)

Что делать, чтобы управлять вожделениями плоти и приносить плоды Духа? Если ответить коротко, надо придерживаться истинного христианского отношения и к одному, и к другому. По собственным словам Апостола, надо «распять» плоть и «поступать» по духу, а. Надо распять плоть

Эту фразу мы встречаем в стихе 24: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Этот стих часто понимают неправильно. Обратите внимание: «распятие» плоти, описанное здесь, не делается для нас; мы сами это делаем. Здесь говорится, что именно мы сами «распяли плоть». Пожалуй, лучше всего предупредить частое недопонимание, сказав, что Гал. 5:24 не содержит ту же самую истину, что Гал. 2:20 или Рим. 6:6. В тех стихах говорится, что по своему единению с Христом верой «мы сораспялись с Ним». Но в этом отрывке действуем уже мы сами. Мы «распяли» свое старое естество. Теперь это уже не «умирание», которое мы испытали через единение с Христом; скорее, здесь намеренное «убивание».

Что это значит? Павел заимствует образ распятия, конечно, у Самого Христа, сказавшего: «Кто хочет идти со Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Говоря «возьми крест свой», Господь отчетливо нарисовал картину самоотречения. Каждый последователь Христа должен вести себя, как приговоренный преступник, и нести свой крест к месту казни. Теперь Павел доводит эту метафору до логического завершения. Нам нужно не только взять и нести свой крест, но и убедиться в том, что казнь состоялась. Фактически, нужно взять плоть — наше своевольное и капризное «я» — и (говоря метафорически) пригвоздить ее к кресту. Так Павел наглядно описывает покаяние, когда мы отворачиваемся от прежней эгоистичной, грешной жизни и полностью, навсегда отвергаем ее.

Тот факт, что плоть должна быть распята, очень важен. Доказывать от аналогии всегда очень рискованно, но мне кажется, что следующие моменты, совсем не являются игрой воображения, а принадлежат понятию распятия и не могут быть от него отделены.

Во-первых, христианское отречение от старого естества должно быть безжалостным. Распятие в греко-римском мире было далеко не приятной формой казни, и его не применяли к милым и утонченным людям; его оставляли для самых закоренелых преступников, и именно поэтому для Иисуса Христа распятие было таким позором. Таким образом, если мы хотим распять плоть, надо ясно представлять себе, что плоть — это не какая-то уважаемая личность, к которой нужно относиться вежливо и с почтением, а нечто настолько злобное, что не заслуживает ничего, кроме распятия.

Во-вторых, отрекаться от старого естества будет больно. Распятие было казнью, «приносящей сильную боль» (Гримм-Тейер). А кому из нас незнакома острая боль внутренней борьбы, когда отрекаешься от «временных, греховных наслаждений» (Евр. 11:25)?

В-третьих, отречение от старого естества должно быть решительным. При распятии жертва умирает хотя медленно, но верно. Преступники, пригвожденные к кресту, не выживали. Джон Браун отмечает значение этого факта для нас: «Распятие… приводило к смерти не внезапно, а постепенно… Истинным христианам не удается полностью уничтожить ее (т. е. плоть) здесь, внизу; но они пригвоздили ее к кресту и намерены держать ее там, пока она не скончается». 7 Если преступника прибивали к кресту, он оставался там до самой смерти. На место казни приводили солдат для охраны. Они обязаны были следить, чтобы никто не снял жертву с креста, по крайней мере пока она не умрет. «Но те, которые Христовы, — говорит Павел, -распяли плоть со страстями и желаниями». Греческий глагол стоит здесь в aorist (грам. форма глагола, обозначающая мгновенное или предельное действие) и означает, что мы сделали это решительно в момент обращения. Придя к Иисусу, мы покаялись. Мы «распяли» все дурное, что знали. Мы взяли свое старое эгоистическое естество со всеми его греховными страстями и желаниями и пригвоздили его к кресту. И это наше покаяние было решительным, таким же решительным, как распятие. Итак, говорит Павел, если мы распяли плоть, надо оставить ее умирать. Ежедневно нам надо обновлять в себе такое вот безжалостное и бескомпромиссное отречение от греха. По словам Иисуса, записанным Лукой, христианин должен «брать свой ‘крест каждый день» (Лк. 9:23 — англ. пер.).

Это библейское учение так часто игнорируют, что его нужно повторять снова и снова. Первый великий секрет святости лежит в глубине и решительности покаяния. Если нас постоянно беспокоят неугомонные грехи, это происходит потому, что мы либо никогда не раскаивались по-настоящему, либо не поддерживаем своего покаяния. Это подобно тому, как, пригвоздив старое естество к кресту, мы вновь и вновь с сожалением возвращаемся на место казни. Мы начинаем жалеть жертву, любить ее, жаждать ее освобождения, даже пытаемся снять ее с креста. Нам нужно научиться оставлять ее на кресте. Когда в голову приходят какие-нибудь ревнивые, гордые, злобные или нечистые мысли, их нужно немедленно вышвырнуть вон. Если начать их рассматривать, рассуждая, покоримся мы им или нет, — это провал. Мы объявили им войну; давайте не будем возобновлять переговоры. Мы решили этот вопрос раз и навсегда; не следует поднимать его снова. Мы распяли плоть; не будем же вынимать из нее гвозди.

б. Надо поступать по Духу 8

Теперь мы обращаемся к тем отношениям, которые нам надо усвоить, — к Святому Духу. Они описываются двумя способами. Во-первых, надо «водиться духом» (ст. 18). Во-вторых, это значит «поступать по духу» (Английский авторизованный перевод — «в духе», ст. 16 и 25). В греческом оригинале в обоих предложениях слово «дух» стоит на первом месте для усиления его значимости; употребляется здесь простой дательный падеж (нет никаких предлогов, ни «по», ни «в»), а глагол стоит в настоящем продолженном времени. В то же самое время ясно видно различие между выражениями «водиться духом» и «поступать по духу», поскольку первое выражение стоит в пассивном залоге, а второе — в активном. Дух ведет нас, но идем-то мы сами.

Во-первых, христианин изображается как человек, «водимый Духом». Здесь употреблен глагол, который вызывает в воображении образы крестьянина, пасущего стадо, пастуха, ведущего своих овец, солдат, конвоирующих заключенного в тюрьму или в суд, или ветра, подгоняющего корабль. Метафорически его употребляют, говоря как о добрых, так и о злых духах, — о злой силе сатаны, сбивающей людей с пути (напр. 1 Кор. 12:2; Еф. 2:2), и о Святом Духе, Который вел Христа во время Его искушения в пустыне (Лк. 4:1-2), а сегодня ведет детей Божьих (Рим. 8:14). Будучи нашим «водителем», Дух Святой берет на Себя инициативу. Он противопоставляет Свои желания желаниям плоти (ст. 17) и производит в нас святые, небесные помыслы. Он мягко направляет нас, и нам нужно покориться Ему и Его водительству.

Негромко глас Его звучит, Подобно дуновенью. Проверит душу, усмирит Мои сомненья.

Всю доброту и чистоту Господь в меня вложил, И мне победу подарил Лишь Он один.

Но было бы большой ошибкой считать, что мы обязаны лишь пассивно покориться управлению Духа, как будто бы от нас и требуется только повиновение Его водительству. Напротив, нам самим нужно «поступать по духу», идти активно и целенаправленно по верному пути. А Дух Святой — это тропа, по которой мы ступаем, и спутник, который указывает нам дорогу.

Это становится ясным, когда тщательно сравниваешь стихи 16 и 25. В обоих стихах употреблено одно слово «поступать» (англ. — «идти», прим. перев.), но в греческом эти слова различны. Глагол в 16 стихе -обычный глагол, обозначающий ходьбу; но в 25 стихе (stoiched) он буквально обозначает людей, «выстроившихся в одну линию». Таким образом, он означает «идти по цепочке» или «идти с кем-то в одном ряду». Так говорится о верующих, разделивших с Авраамом его веру и поэтому «ходящих по следам веры» Авраама, т. е. следующих его примеру (Рим. 4:12). Подобным образом говорится о христианах, живущих «по правилу», согласно тому, чего они уже достигли (Флп. 3:16), поступающих «по правилу» и в соответствии с требованиями закона (Деян. 21:24) или с истиной Евангелия (Гал. 6:16). В каждом из этих случаев есть какое-то правило, стандарт или принцип, которому нужно следовать. В Гал. 5:26 это «правило», или «линия», Самого Духа Святого и Его воли. Итак, «поступать по Духу» — значит намеренно идти по этому пути или в соответствии с правилом, выдвигаемым Святым Духом. Дух «ведет» нас; но нам нужно «идти рядом» с Ним, согласно Его правилу.

Поэтому точно так же, как мы «распинаем плоть», отвергая все дурное, мы должны «поступать по духу», следуя всему доброму. Мы отвергаем одну тропу, чтобы пойти по другой. Мы отворачиваемся от зла, чтобы заняться тем, что есть благо. И если необходимо быть безжалостным, отворачиваясь от дел плоти, то так же необходимо быть дисциплинированным, поворачиваясь к делам Духа. Писание говорит, что нам надо «помышлять о духовном», «помышлять о горнем», «о том и помышлять» (т. е. о том, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, что только добродетель и похвала). 9

И это мы увидим на всем жизненном пути, в том, как мы проводим время отдыха, что мы читаем, как выбираем друзей и знакомых. Прежде всего мы увидим это в том, что авторы прошлого называли «прилежным использованием благодати», то есть в дисциплинированной молитвенной жизни и размышлениях о Писании; в общении с верующими, которые побуждают нас любить и творить добрые дела; в соблюдении Дня Господня, в участии в общем поклонении и Вечере Господней. Всеми этими способами мы участвуем в духовных делах. Недостаточно просто покориться; нам нужно активно идти путем Духа. Только так проявятся в нас Его плоды.

Вывод

Мы увидели, что дела плоти многочисленны и злы, что плод Духа приятен и необходим, что плоть и Дух находятся в постоянной борьбе друг с другом и сами мы не в силах делать то, что хотели бы; что мы должны распять плоть, отвергнуть ее злые пути и поступать по Духу, приняв Его благое водительство.

Победы может достичь каждый христианин, поскольку каждый христианин «распял плоть» (ст. 24), каждый христианин «живет духом» (ст. 25). Наша задача — ежедневно вспоминать эти истины и жить в соответствии с ними. Если мы распяли плоть (а мы это сделали), тогда нам нужно оставить ее крепко прибитой к кресту, чего она и заслуживает, а не пытаться вытащить гвозди. И если мы живем по Духу (что мы и делаем), тогда нам нужно «поступать по духу». Когда подкрадывается искуситель со своими злобными инсинуациями, мы должны дать ему яростный отпор и сказать: «Я — Христов. Я распял свою плоть. И речи быть не может о том, чтобы я даже помыслил снять ее с креста». И опять: «Я — Христов. Его Дух живет во мне. И поэтому я буду помышлять о делах Духа, поступать по Духу, согласно Его руководству, день за днем».

В великий Праздник Пятидесятницы Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на Апостолов. Но это не только воспоминание - мы празднуем Его реальное и спасительное присутствие в нас и среди нас. Дело в том, что Христианство - это не набор убеждений или религиозных практик. Убежденный марксист, или, скажем, кантианец - это люди, у которых есть набор взглядов о мире, согласно которому они стараются жить. А вот Христианин - это явление в принципе другое; это человек, у которого есть Новая Жизнь. Человек, которого коснулся Бог и которого он сделал из мертвого - живым, который родился заново.

Евангелие - это вторжение Бога в мир, это могущественная сила Божия, которая освобождает связанных и оживляет мертвых. Это видно со стороны - пьяницы и наркоманы оставляют свои пороки, блудники превращаются в заботливых отцов семейств, преступники - в честных и законопослушных граждан. Но главное происходит в сердце человека - Бог касается его и оно становится другим. Как говорит Пророк, «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иез.36:25-27)»

Человек поворачивается от жизни «по плоти» к жизни «по Духу». Вот как пишет об этом, например, Святой Апостол Павел: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. (Гал.5:19-24)»

Что Апостол понимает под «плотью»? В современном языке «плоть», «плотской» связывают, прежде всего, с сексуальностью; но у Апостола значение этого слова гораздо шире – «дела плоти» это не только «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство», но и такие «духовные» грехи как «вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть». Можно быть вполне чуждым блуда и при этом глубоко погруженным в «дела плоти»; хуже того, можно считать себя человеком высокодуховным, подвизающимся за Истину, и быть плотским. Плоть в понимании Апостола - это наша падшая природа, с ее глубоко нарушенными устремлениями. Дело не в том, что наши природные стремления, как их создал Бог, плохи сами по себе - это не так, в другом послании Апостол резко порицает лжеучителей, которые «запрещают вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (1Тим.4:3) Дело в том, что все наши потребности - в том числе психологические (такие как потребность в признании со стороны своих ближних) или духовные (потребность знать истину и хранить ей верность) тяжко повреждены грехом.

Наверное, вы видели такие богословские дискуссии в интернете - где «вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия» достигают не меньшего накала, чем в спорах между совершенно неверующими людьми.

Кто-то считает своим долгом обличить ересь (или, во всяком случае, то, что он видит как ересь) , тут же являются обличители обличителя, которые желают поставить его на место, чуть погодя в процесс включаются обличители обличителей, выступивших против обличителя, и снежный ком охватывает новых и новых ревнителей Истины, градус раздражения нарастает, вылетают иногда выражения самые нецеремонные…

Только какое это отношение имеет к Богу? Плоды Духа это нечто совсем другое - «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Да, Святой Дух обличает мир в грехе - но это бесконечно далеко от испуганной и озлобленной плоти, которая ищет повода, чтобы излить на кого-нибудь накопившееся раздражение. Обличение действенно именно когда в нем являются плоды Духа; «но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.(Иак.3:14)»

Всем нам, православным христианам, в таинствах Церкви подается Святой Дух. Но мы можем следовать или не следовать Ему. Это как с радиоприемником - Вы можете настроиться на станцию, по которой передают глупые песни и непристойные шутки; Вы можете слушать что-нибудь более достойное. Мы призваны - если продолжить эту метафору - настраиваться на волну Святого Духа, слушать Его, следовать за Ним. Это требует памяти о Боге, бодрствования. Потому что мы склонны вновь и вновь сползать к старым настройкам - к делам плоти.

Поэтому, когда в сердце поднимается «горькая сварливость» так важно остановиться и прислушаться - а что хочет от меня Святой Дух? Какие Его плоды должны увидеть мои собеседники? Ведь истина - это не только набор правильных формулировок, хотя правильные формулировки очень важны. Это, прежде всего, сила Божия, действующая в жизни верующих, и созидающая плоды, которые все должны увидеть.

Спраул, Р.

Бог запечатлел тебя, давая тебе дар Своего Духа Святого. Любое дитя Божье носит ту же печать, в нем обитает тот же Святой Дух.

Дары Святого Духа манящи и необычны. Быть одаренным человеком означает получать признание от друзей за наши достижения или способности. По этим и другим причинам дарам Духа уделяют больше внимания в нашем обществе, чем плодам Духа. Кажется, что плоды Духа находятся в тени и проигрывают по сравнению с дарами. Между тем именно плоды Духа - показатель нашего роста в освящении. Добросовестно использовать дары Святого Духа, которыми мы наделены, несомненно, богоугодное дело. Однако полагаю, Богу еще больше нравится, когда Он видит, как заботливо Его народ растит плоды Духа.

Павел увещевает галатов: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).

Христианская жизнь - это странствование, это путешествие, которое мы совершаем пешком. Ходьба - медленный способ передвижения. Большинство из нас движется со скоростью улитки. Мы не летим на всех парусах и не перепрыгиваем через барьеры искушений. Различные препятствия задерживают наше продвижение. На каждом повороте мы набиваем шишки. Вновь Павел пишет: «Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17).

Это уже сражение. Ветхий человек противится новому. Греховная природа плоти борется, желая заглушить повеление Духа. Хотя эта война и невидимая, имеются ясные внешние признаки нашей внутренней битвы. Если Дух побеждает, мы видим плод этой победы. Когда выигрывает плоть, внешнее проявление не замедлит сказаться.

Прежде чем детально остановиться на плодах Духа, Павел перечисляет дела плоти. Дела плоти резко контрастируют с плодами Духа.

«Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Список дел плоти очень важен по двум причинам. Во-первых, он обнаруживает контраст с плодами Духа; во-вторых, он очерчивает греховную практику, которая, как неоднократно подчеркивают Апостолы, характеризует невозрожденного и потерянного человека. Конечно, искупленный тоже может впасть на какое-то время в любой из этих грехов. Каждый из них проявлялся иногда даже у величайших святых. Однако эти грехи не характерны для христианина. Если жизненный стиль человека определяется только плотскими вожделениями, очевидно, что он не искуплен.

Поскольку этот реестр несет такое зловещее предупреждение, важно хотя бы кратко остановиться на перечисленных грехах.

  1. Прелюбодеяние. Первый упомянутый грех - это запрет седьмой заповеди. Он предполагает нарушение святости брака через незаконную сексуальную связь.
  2. Блуд. Беспорядочные сексуальные связи людей, не состоящих в браке. Это обычно ассоциируется с половыми отношениями до брака. Однако здесь имеется в виду незаконные половые связи в самом широком смысле этого слова. (Включая гомосексуализм.)
  3. Нечистота. Тут тоже предполагается сексуальная подоплека. Она отражает определенного рода поведение, которое в народе называют «грязным*.
  4. Непотребство. То есть, необузданный и неуправляемый стиль жизни и всевозможные дикие выходки.
  5. Идолослужение. Языческое поклонение идолам или ложным богам. К идолопоклонству относится и такое явление, как поклонение материальным благам и вещам.
  6. Волшебство. Включает практику магии и такие запрещенные опыты, как спиритуализм, предсказание, астрология и т. п.
  7. Вражда. Это отношения, имеющие характер недоброжелательства, недовольства. Отсутствие любви.
  8. Ссоры. Придирчивые, сварливые взаимоотношения с разбирательством причин по любому поводу.
  9. Ревность *. Отражает сосредоточенный на самом себе дух, который игнорирует других людей, принижая их достижения или победы. Обнаруживает недостаток любви.

Под номерами 7,8 и 9 приведены одни из самых «любимых» грехов христиан, возможно, потому что их можно легко замаскировать или вообще не признавать за грехи.

  1. Гнев. Необузданная вспышка ярко выраженного недовольства, признак «горячей головы».
  2. Распри. Противоречия, которые возникают из-за желания получить личную выгоду в ущерб другим.
  3. Разногласия. Взаимоотношения, которые выходят за рамки уважительного «несогласия». Скорее, это воинствующая враждебность, порождающая дух борьбы в группах.
  4. Ереси. Мнения, которые явно противоречат истине. Здесь подразумевается нечто большее, чем богословские ошибки. Это своевольное, упрямое следование ложному направлению в любой ситуации.
  5. Зависть **. Желание обладать тем, что принадлежит кому-то другому. Может включать болезненное стремление быть поближе к лицам, которые выделяются в обществе своим выгодным положением.

* В русском синодальном переводе: зависть - прим. пер.

** В русском синодальном переводе: ненависть - прим. пер.

  1. Убийство. Акт, говорящий сам за себя. Конечно же, большинство христиан не убийцы, однако слова Христа о ненависти к ближнему (Мф. 5:22) нужно всегда держать в уме.
  2. Пьянство. Это пристрастие указывает на неумеренное потребление алкоголя. Сюда оке можно отнести наркоманию.
  3. Бесчинство. Образ жизни, который включает разнузданные вечеринки, дикие оргии, запои.

Этому списку дел плоти Павел противопоставил перечень плодов Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Здесь Апостол рисует образец подлинной праведности; она изображена как плод Духа, который вызревает в нас. Сами по себе мы только плоть. Плоть может произвести лишь плоть. Дела плоти - вот что такое плоды плоти. Это ничто. Мартин Лютер заявил, что «ничто» - это не «маленькое нечто».

Подобное порождает подобное; каков производитель - таков и продукт. В потомстве отражается онтогенез. Только Святой Дух способен зачать и выносить плод духа. Мы можем быть проповедниками и гениями богословия без Духа, красноречивыми ораторами - вне благодати. Однако единственный источник плода Духа - это работа Святого Духа внутри нас.

Не случайно плод Духа не превознесен в наших рядах как высший критерий праведности. В нас скрыто еще столько плотского, что мы предпочитаем другой стандарт. Проверка плодом Духа слишком высока, мы не выдерживаем ее. Поэтому внутри нашей христианской субкультуры мы применяем критерий пониже, которым мерим сами себя и выглядим в своих глазах вполне привлекательно. И даже соперничаем друг с другом; это легко сделать, примешав немного плоти к Духу.

Как тяжела для нас проверка любовью! И, пожалуйста, не оценивайте меня с помощью эталона доброты. К тому же я слишком нетерпелив, чтобы иметь терпение как показатель моего возрастания. Мне легче проповедовать, чем на деле проявлять воздержание. И легче написать книгу о мире, чем жить мирно.

На первый взгляд, плоды Духа включают в себя общепринятые добродетели. Жан Кальвин говорил о добродетелях, которые и невозрожденные язычники способны проявить в определенной степени. Он описал «гражданскую праведность», достигаемую плотским человеком. По Божьей благодати падшие существа проявляют внешние формы праведности.

Внешняя праведность с виду соответствует закону Божьему, но в ней отсутствует мотивация от сердца, расположенного к Божьей любви. Неверующие любят, благодаря естественной привязанности. Неверующие мужья испытывают природное влечение к своим женам. Неверующие матери имеют естественную привязанность к своим детям. Мирская музыка превозносит достоинства любви.

И другие добродетели, упомянутые как плод Духа, могут проявляться среди неверующих людей. В какие-то моменты был добрым Адольф Гитлер, проявлял мягкость даже Сталин, а египетский фараон времен Моисея - терпение. В наши дни особой умеренностью отмечены мормоны.

Вот тут и кроется проблема. Если неверующие могут проявлять добродетели, перечисленные как плоды Духа, как мы можем знать, что наличие этих достоинств обусловлено присутствием Святого Духа в нашей жизни? Ни один внешне явленный плод Духа не служит доказательством возрождения.

Возможно, чтобы не принять «гражданскую праведность» за плод Духа, христиане везде ищут признаки подлинной святости. Но Библия не позволяет нам поддаваться этому соблазну, Дух производит истинный плод. Это Его работа, которую мы должны культивировать в нашей жизни. (Поскольку и неверующие могут быть добрыми, снисходительными, миролюбивыми и т. п., то христиане часто выбирают такой вид деятельности, как проповедь, послание и т. д. Стать доброжелательным, незаметно взращивая плод Духа, возможно, менее престижно, однако более богоугодно, чем быть лишь красноречивым проповедником, религиозным автором, евангельским певцом и т. п.)

Мы должны научиться определять разницу между гражданской праведностью и плодом Духа. Отличие это не в степени. Это качественное отличие.

Спраул, Р.Ч. Тайна святого Духа, The Mistery of the Holy Spirit . -- СПб.: Мирт, 1997. 170 стр.