Цитаты о рождестве. Святые Отцы о Рождестве Христовом! От Матфея под ред. еп. Кассиана Безобразова

Сын Божий бывает сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, подать нам лучшее; Адам обманулся древле и, вожделев быть Богом, не сделался,- человеком делается Бог, чтобы обожить Адама. Постная триодь. 5-я седмица Великого поста, пяток, стихиры на «Господи, воззвах» (113, 262).

Вочеловечение совершилось не в призраке, не мечтательно, но в действительности; не как через трубу Он прошел через Деву, но истинно от Нее воплотился, истинно питался от Нее молоком, действительно, подобно нам, ел и действительно, подобно нам, пил. Ибо если Вочеловечение было призрачно, то и спасение – призрак. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 264).

Тот, Кто во всей точности исполнил сокровенный Божественный Совет,- возлег в вертепе, в ложеснах матери и в яслях; сонмы Ангелов окружали Его. Он сидел на Небе одесную Отца и в то же время почивал в яслях, как бы превыше Херувимов. Но поистине здесь, в яслях, был тогда престол херувимский, престол царский, святое святых, престол единый славный на земле, престол святейший, потому что на нем почивал Христос, Бог наш. Святитель Григорий Неокесарийский (113, 262).

Как сделать, чтобы знамение, уже открывшееся в почти языческом Назарете, было дано, по предречению Исаии, дому Давидову (Ис. 7:13-14); чтобы Дева, Которая, по приятии во чреве от Духа Святого и после трехмесячного пребывания в доме одной родственницы, до последнего времени чревоношения оставалась жить в Назарете, не помышляя ни о каком путешествии, ни о каком переселении, чтобы она родила Вождя Израилева, по пророчеству Михея, в Вифлееме (Мих. 5:2)? Для этой цели перст Божий направил и расположил события в такой связи и последовательности, что пророческие предсказания исполнились во всей точности. Всенародная перепись (повеление о которой дано было кесарем Августом)… насколько нечаянно, настолько же с необходимостью повлекла Иосифа в отеческий город Вифлеем. Мария должна была следовать за Иосифом. Земной род Еммануила открылся в то самое время, как приспело Его рождение, и, что несколько дней назад казалось еще несбыточным, Он родился точно по пророческому предсказанию, в Вифлееме. Подлинно, все сделано, чтобы исполнилось предсказание и чтобы сквозь малые и великие дела человеческие было видимо единое великое знамение господствующего над ними дела Божия (113, 261) .

Этим Он дает особенное знамение, что, хотя бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей, хотя бы ты совестью принужден был сам обратить к себе пророческое обличение: «человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48:13),- и тогда ты не должен отчаиваться в снисхождении Спаса твоего. Он, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях твоей души почить Своею благодатью и Своим миром, если только ты покаянием и верой повергнешь себя перед Ним.Филарет, митрополит Московский (113, 263 ).

Бог перестал быть скрытым от людей. Стало ясным все таинственное в Священном Писании. Это не дивно, ибо Он явился среди людей: «Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:38); а между людьми что может быть утаенным? «Нет ничего… тайного»… (Мф. 10:26). Пока Бог пребывал на Небе, пока Он почивал в Своем всемогуществе: «Седяй в славе на престоле Божества», до тех пор никто не знал Его сокровенного. Его тайн, не знали даже и Его ближние святые Ангелы, всегда предстоящие Ему: «От века утаенное и Ангелом несведомое таинство». Когда же Он сошел с Неба на землю, когда стал обитать среди людей, тогда о Его сокровенном, о Его тайнах заговорили не только набожные люди, как святой Иосиф, праведная Саломия, не только важные особы, например, три восточных царя, но даже и пастухи беседуют, говорят и рассказывают о сокровенном: «рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лк. 2:17).

… Итак, открылись сокровенные тайны Божии, и Церковь ныне воспевает: «Таинство странное вижу и преславное». Что может сравниться с этим таинством? Целое небо с солнцем, луной и звездами, со всем могуществом Божиим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп! «Небо – вертеп». Целый лик Херувимов, число которых бесконечно, тысячи тысяч, тьмы тем, на которых Бог почивает,- все они уступили свою роль одной Деве, Пречистой и Преблагословенной Деве Марии! «Престол херувимский — Дева». Все неисчислимые, неоцененные, невместимые Божии сокровища и богатства вложены в тесные ясли, вмещены и покрыты горстью сена! «Ясли — вместилище». О, поистине великое, дивное и преславное таинство явлено миру в нынешний праздник Рождества Христова, явлено не для того, чтобы люди молчали о нем, но говорили, ибо только тайну земного царя подобает таить, таинства же Царя Небесного или дела Божии надлежит проповедовать и прославлять.

Тайны Божии по своим дивным свойствам совсем не таковы, как тайны людские. Тайну человеческую стоит сказать лишь раз-другой, одному-другому, как уже все узнают ее совершенно. Таинства же Божии — чем более о них думаешь и говоришь, чем больше о них проповедуешь, становятся тем сокровеннее, труднее и непостижимее. «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Проповедовать, однако, о них необходимо. … Два гостя ныне нашли приют в вертепе. Они прибыли от земли и с Неба. Первый человек, от земли перстный,- это один дивный гость*; Он пришел из Назарета, принесенный в девической утробе. Второй человек – «Господь с Неба» (1Кор. 15:47); это другой гость. Он дивен тем, что пришел не из ближнего какого-либо места, но с Неба. В первом – естество, взятое от брения; это земля. В другом — естество, сошедшее свыше, с Небес; назовем его Небом: «Господь с Неба». Бог сделался человеком, а человек – Богом. Небо становится землею, а земля – Небом. Но не так становится Небо землею, чтобы перестало быть Небом, ни земля не изменяется в Небо так, чтобы перестала быть землей. То есть как Бог, сделавшись человеком, не перестал быть Богом, так и человек, сделавшись Богом, не перестал быть человеком, но оба они так соединились между собой, как в том таинстве, о котором апостол говорит: «будут двое одна плоть» (Еф. 5:31). Здесь соединились оба даже в одно лицо, как прекрасно выражается преподобный Иоанн Дамаскин: «Не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый» (103, 869-871 ).

* Святитель Димитрий Ростовский допускает гомилетическую персонификацию понятий Божественной и человеческой природы во Христе, преследуя цель возможно более простого объяснения их неслитного и нераздельного соединения. – Ред.

О дивный вертеп! Ты прекраснее теперь, когда вместил Христа, чем Едем, в котором был Адам. Впрочем, зачем нам называть тебя раем, когда Церковь величает тебя самим Небом: «Небо – вертеп».

Небо – престол Божий, но и в вертепе сидит Бог на Своем святом престоле – на руках Девы. Чем же вертеп теперь меньше Неба? Ведь где Бог, там и Небо. Об этом свидетельствует один предпраздничный трипеснец, читанный на повечерии. В конце его есть такой стих: «Окружаху, яко престол херувимский. Ангелы, ясли, вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце». Обратим внимание на эти слова: «вертеп… Небо… лежащу в нем Владыце». Пока в вертепе не было Владыки Христа, вертеп был вертепом, но если лежит в нем Владыка Христос, вертеп уже не вертеп. Но что же? Он – Небо. Даже самые ангельские очи убедились в этом: «вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце».

Прекрасно поется в богоявленских песнопениях: «иде же бо Царево пришествие, и чин приходит». Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним все Его воинство и Его чин небесный; вошло с ним Небо со всем своим небесным величием. В этот час Сам Бог с воздушного Неба переселился в Вифлеемский вертеп, ибо здесь не один только рожденный Бог Сын: здесь и Бог Отец, родивший прежде веков Сына, ибо Сам Сын говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Здесь же и Дух Святой, исполняющий дивное и несказанное Рождество Христово. Итак, здесь в вертепе целая Святая Троица – это Царь Небесный. Святитель Димитрий Ростовский (103, 872).

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос раждается», приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубись в таинство Воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в Предвечном Совете Божием о бытии мира и человека в нем. Усмотри отражение его в сотворении человека. Радостно встреть первое благовестие о нем тотчас после падения. Проследи разумом постепенное его раскрытие в ветхозаветных пророчествах и прообразах. Уясни, кто и как приготовился к принятию Воплощенного Бога, под влиянием божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, перейди, если хочешь, за пределы народа Божия и там собери лучи света Божия, светящего во тьме, и сообрази, насколько избранные из всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского Смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост — соберись же поговеть, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин; это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого. Господь даст тебе ощутить силу Своего пришествия во плоти, то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной. Епископ Феофан Затворник (107, 407-408).

Святитель Амвросий Медиоланский
о делах милосердия

Встречая день рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов. Наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святый день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих.

Ибо хорошо ли будет, если в одном и том же доме, между рабами одного господина иной будет веселиться, нося шелковые одежды, а другой унывать, ходя в рубище, тот пресыщаться пищею, а сей терпеть голод и холод? И какое будет действие нашей молитвы, когда мы просим избавить нас от лукавого, а сами не хотим быть милостивы к своим братиям?

Будем подражать Господу нашему. Если Ему угодно было сделать бедных, вместе с нами, участниками небесной благодати; то почему же им не участвовать с нами же в земном богатстве? Братья по таинствам не должны быть чуждыми друг другу по имуществу. Мы вернее приобретаем чрез то ходатаев за себя пред Господом, когда своим иждивением питаем тех, кои приносят благодарение Богу.

Бедный, благословя Господа, оказывает пользу тому благотворителю, при содействии коего благословляется Господь. Ибо как писание говорит: горе человеку тому, чрез которого имя Господа хулится; мир человеку тому, чрез которого благословляется имя Господа Спасителя нашего. Заслуга благотворителя такова, что он в доме своем оказывает милость один, а в церкви устами многих умоляет Господа, и чего сам бы не осмелился иногда просить у Бога, то, по ходатайству многих, получает.

Святитель Филарет Московский:
почитай другого выше себя

О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении!.. Но как еще более уничижил Он Себя в обстоятельствах Своего земного рождения! Надлежало избрать народ, в котором бы Ему родиться: и Он избрал для сего из всех народов земли малейший, не имеющий собственного правительства, многократно порабощенный… Надлежало избрать город: и Он избрал Вифлеем, так малый, что и благоприятствующий ему Пророк не может скрыть сего нарекания на него, и не находит иного средства его возвеличить, как именем рождающегося в нем умаленного Иисуса… Надлежало избрать матерь; и, чтобы до времени сокрыть от неверующих тайну воплощения, надлежало узами закона, но не плоти, присоединить к ней и мнимого отца: и вот избраны, хотя потомки Царские, чтобы совершились обетования и пророчества, но уже один древодель, а другая бедная, сиротствующая дева.

Подивимся, Христиане, произвольному для нас умалению Великого Бога и Спаса нашего: но сего еще мало. Возблагоговеем пред сим умалением Его.

Но и сего не довольно. Апостол учит нас: имейте и вы такие же чувствования, какие имел Иисус Христос; располагайте себя также, как Он расположен был. Что сие значит? – Сие изъясняет сам Апостол, говоря: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Филип.2:3). Из сего видно, что учит он нас по примеру Иисуса Христа, не ставить высоко самих себя, и не превозноситься какими-либо преимуществами, но смиряться, и в самих себе, и пред другими.

Святитель Иннокентий Херсонский:
как приготовиться к встрече Христа

Христос с небес, срящите!

Уготовися и осмотрись каждый, ибо Господь грядет ко всем! Обозри все - душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит все: нет ли в уме мыслей неправых о вере, ее заповедях и обетованиях; нет ли в воле наклонностей худых, приверженности к миру и его благам суетным; нет ли в воображении образов нечистых и срамных, в памяти - деяний студных и примеров губительных, в сердце - похотей вреждающих.

Не верь в сем отношении собственному суду и разумению; возьми светильник слова Божия и пройди с ним всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь был чист, ибо ты весь омыт некогда благодатью Духа. Надобно, чтобы ты весь сиял златом любви к Богу и ближним, ибо ты куплен дорогою ценою — Кровью Сына Божия! Впрочем, Родившийся, вместо твоих даров, обогатит тебя Своими; только не приноси к яслям Его с собою мира и его похотей, а явись с сердцем сокрушенным и духом смиренным.

Святитель Феофан Затворник
о святках и славословии Господа

Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост – некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том Она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы.

А чтобы не забылся кто, веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос рождается – славите» и прочее.

Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.

Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! – этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Слово стало плотию!

Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных – святыми.

Чтобы от тления возвести к нетлению, от земли – на небо, от рабства греху и дьяволу – в славную свободу чад Божьих, от смерти – к бессмертию.

Чтобы нас сделать сынами Божьими и спосадить на престол как царских детей.

Что же от нас, братья, требуется, чтобы воспользоваться всей благодатью, принесённой нам свыше на землю Сыном Божьим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие или в спасительное небесное учение. Истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца. Общение в молитвах и таинствах. Знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца.

Принесем эти добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения вместо злата, ладана и смирны, которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу.

Рождество — это удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда, и это чудо происходит! «Христос рождается, славите! Христос с небес, встречайте!» — Ангельские силы и человеческий род — вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. Пусть благодатный свет Рождественской звезды освятит вашу жизнь! С Рождеством Христовым!

Поздравляем с Рождеством Христовым!

Света, мира, тепла, любви и радости вам и вашим близким!

Бог пришел в мир, чтобы освободить нас от власти этого мира и снова сделать чадами Божиими!

Да торжествует в сердцах наших радость о родившемся в Вифлееме Христе Спасителе, озарившем людей светом Божественной истины.

Из глубины души вознесем в эти дни наши самые сокровенные молитвы ко Господу Иисусу Христу.

Он, Сердцеведец, услышит нас и ущедрит Своей отеческой Божественной любовью, ниспошлет нам Свое благословение, дабы нам пребывать во все дни жизни в крепкой вере, любви, труде во спасение души и мире.

Благодать с вами, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа.

Епископ Егорьевский Тихон с братией



Хомяков А.С.:

В этот светлый праздник -
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Наполнен вечер волшебством,

И за окном снежинок стая.

Всех поздравляю с Рождеством,

Живите счастливо - желаю!

Побольше радости, любви

И глаз, наполненных лишь смехом,

Пусть вас Христос благословит

Здоровьем, миром и успехом!...


Владимир Соловьев. ИММАНУ-ЭЛЬ

Во тьму веков та ночь уж отступила,

Когда, устав от злобы и тревог,

Земля в объятьях неба опочила

И в тишине родился с-нами-Бог.

И многое уж невозможно ныне:

Цари на небо больше не глядят,

И пастыри не слушают в пустыне,

Как ангелы про Бога говорят.

Но вечное, что в эту ночь открылось,

Несокрушимо временем оно,

И Слово вновь в душе твоей родилось,

Рожденное под яслями давно.

Да! С нами Бог,- не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне, и не в дыханье бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

В потоке мутном жизненных тревог

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!

(На древнееврейском "Имману-эль" значит "С нами Бог").

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

(Луки 1:30-33)



Афанасий Фет :

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Г. Лонгфелло:

Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад Слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем!».
Я чувствовал, как в этот день,
Жизнь городов и деревень
Объединив, звучит призыв:
«Мир на земле и счастья всем!»

Л. Мей:

То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка,
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от востока,
Мир искупленья ожидал —
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…

М. Ю. Лермонтов:

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться -
от рождества волшебных слов.

Родник небес - тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.

Ива Афонская:

Снег идет на Рождество,
падает, как милость Божья.
Снег идет - и волшебство
в этот день случиться может.

Тишина и чистота,
ничего их не нарушит.
Верь: не даром красота,
раз она спасает душу.

Свыше послана тебе,
чудодейственная сила,
это - смысл в твоей судьбе
и разгадка тайны мира.

Снег идет - и, чуть дыша,
смотрим мы на мир крылатый.
Пробуждается душа,
омертвевшая когда-то.

Снег идет, снимая боль,
у земли обледенелой.
Ты подставь ему ладонь:
приземлится ангел белый.

Ольга Гузова:

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки...
И не надо ничего -
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь...
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Рождество - это не праздник еды, это рождение Того, из-за Которого ты жив сегодня. Пусть Он будет причиной твоей радости каждый день, а не только один раз в год.

Здоровья всем, и счастья, и терпенья,

Добра, тепла и мира в каждый дом!

И пусть весь мир наполнят поздравления
С неповторимым светлым Рождеством!!!

Самое богатое на праздники время года. К ним мы готовимся заранее, ждем их, очищаем тело и душу и верим в чудеса, которые обычно дарит Рождество.

В этот чудесный праздник нельзя ссориться, наказывать детей, зато нужно прощать все. С чем еще ассоциируется этот день, что он значит и чем является, расскажут цитаты о Рождестве.

Рождественские цитаты и афоризмы

Если вы хотите отпраздновать Рождество так, как не праздновали никогда раньше, попробуйте сходить в церковь.

Рождество - это время прощать.

Рождество - это время подумать о других, время забыть о себе.

Просыпаться после рождественских каникул все равно, что получить в лицо пятнадцать понедельников сразу.

В рождественскую ночь людям требуется больше тепла, чем обычно.

Рождество приходит даже на поле боя.

Подарки - не главное. Рождество - это улыбки прохожих, радость друзей и родных, ожидание чуда в глазах ребятишек...

Каждый день должен быть как Рождество.

Ты представить себе не можешь, как одиноко бывает порой в рождественскую ночь...

Люди могут делать все, но обижать детей в Рождество им не позволено.

Считается, что мы празднуем начало нашего освобождения от греха и смерти, которым является Рождество Христово. Ибо без Рождества Христова, то есть без воплощения Сына Божьего, не произошло бы обновление человеческой природы.

С каждым годом все труднее разглядеть Рождество Господа нашего Иисуса Христа сквозь все слои его упаковки.
Эдмунд Уайт

Всякий раз, когда мы любим, и всякий раз, когда мы отдаём – это Рождество.
Дэйл Эванс

Ёлка – это Рождество, а не Новый год!
Александр Солженицын

Рождество ― не сезон. Это чувство.
Эдна Фербер

Рождество бывает лишь раз в году, но этого более чем достаточно.
Роберт Лембке

В Рождество мы открываем не только подарки, но и свои сердца.
Дженис Мэдитер

Что может быть чудесней рождественского утра, пушистого снега за окном, выходного дня и чашки горячего шоколада?
Дмитрий Блейк

Ведь основной смысл Рождества - в провозглашении мира на всей земле.
Юстейн Гордер

Рождество не может быть каждый день, иначе оно наскучит.
Мария Парр

Попробуйте вникнуть, что же это такое – Рождество, и вы почувствуете исходящее от него добро, изначально сопровождавшее этот праздник. Тогда вам станет понятно, что это не просто праздничное увеселение в череде многих других праздников и не продолжение покупательной лихорадки. Рождество станет для вас частью самих себя, вашей путеводной звездой, и у вас возникнет желание приносить людям счастье и радость.
Кевин Алан Милн

С Рождеством Христовым началась новая эра летоисчисления. Впрочем, нет ни одного исторического документа, где была бы указана точная дата Рождества Христова.

Праздник стали отмечать в Риме спустя несколько веков после самого события. Возможно, толчком послужили торжества в честь Солнца. 25 декабря 274 года кесарь Аврелиан провозгласил солнце главным покровителем Римской империи.

Это было время зимнего солнцестояния, когда после длительного спада солнечных часов и господства зимних сумерек наступает «поворот» солнца: дни начинают удлиняться. Солнце будто рождается заново.

Христиане признают Иисуса Солнцем Правды, поэтому приурочили праздник его рождения к естественной дате видимого небесного светила.

Ну а разница в датах католиков и православных объясняется разными календарями ― юлианским и григорианским. Но это уже совсем другая история. У нас же цитаты про Рождество. К ним и вернемся.

Если нет Рождества в твоем сердце, ты не найдешь его и под елкой.
Рой Смит

Я люблю Рождество, потому что в это время люди думают о других. Было бы мило, если бы семьи всегда жили по такому раскладу.
Натаниэль Бузолич

Рождество - это Диснейленд христианства.
Дон Капитт

Поистине, это Рождество делает с людьми чудеса!
Аркадий Аверченко

Почувствовать душевное родство особенно легко на Рождество.
Валерий Казанжанц

Рождественская истина состоит в том, что мы не одни.
Тейлор Колдуэлл

Дни рождений, как и дни рождества, сотворены для разочарований. Всегда это притворное, заранее расписанное веселье - всегда это дуло к виску: "Веселись, кому говорят!"
Джон Голсуорси

С точки зрения коммерции, если бы Рождества не было, следовало бы его выдумать.
Кэтрин Уайтхорн

Мое единственное рождественское желание - это мир для всех детей на земле.
Одри Хепберн

Атеисты говорят о времени «после рождества Христова» - «наша эра». Странно.
Станислав Ежи Лец

Рождество ― время добра, время поисков ответов на вечные вопросы. У нас вы можете найти ответы на интересующие вас вопросы. Например,

07.01.2016

В великий праздник рождения Бога среди людей предлагаем вниманию читателей посвященные Рождеству Христову слова Предстоятелей Русской Церкви от восстановления в Русской Церкви Патриаршества и до наших дней.

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ ВСЕРОССИЙСКИЙ:

«И во Христе мы видим глубокое смирение, величайшую кротость, изумительное терпение и полное повиновение Богу Отцу. Они проникают всю Его жизнь от рождения до смерти, все Его слова и дела, речи и поступки. Будучи образом Божиим, ...равным Богу, Христос уничижил Себя.., приняв образ раба, сделавшись подобным нам – человекам (Флп. 2:6-7). Соединение Божеского естества с естеством человеческим, бесконечного и несозданного с конечным и тварным было уничижением для Сына Божия, так как чрез это соединение Он добровольно ограничил на время проявления Своей Божественной природы и подчинился условиям тварного, ограниченного бытия. Богатый Божественною славою и могуществом, Христос обнищал нас ради; при всей возможности быть владычествующим, славным, Он больше, чем кто-либо другой, испытал лишений, бедности, страданий, поношений. Христос рождается на свет обыкновенным младенцем, причем при рождении у Него не оказывается ни дома, ни колыбели. Он возрастает и развивается почти так же, как и все люди. Тридцать лет Он, - Владыка твари и Господь славы, - сокрывается на земле в глубокой неизвестности и пребывает в повиновении двум смертным, которых удостоил нарещи Своими родителями».

«О лице Господа Иисуса Христа»

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРГИЙ:

Будучи Патриаршим местоблюстителем, в 1942 году он обратился к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в находившихся под фашистской оккупацией областях.

Поклоняясь лежащему в яслях младенцу Христу, мы поем: «С нами Бог!» Он с нами не только как Творец со Своим созданием. Он Сам стал человеком, одним из нас; называет нас братьями и, как брат, готов болеть нашими болезнями и сострадает нам в немощах наших (Евр. 2. 11-18). Вот почему так светло и радостно мы празднуем Христово Рождество, поздравляя друг друга, делясь взаимно нашей общей радостью. От имени всем нам родной матери-Русской Церкви посылаю рождественский привет и вам, возлюбленные о Христе братие и сестры, до сих пор «седящие во тьме и сени смертней» фашистского нашествия. Тяжек фашистский плен, но «с нами Бог!» Потерпите еще немного, уже меньше того, что вы терпели, «и снова свет воссияет на вы» (Ис. 9, 2).

Рождественское послание
преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам
святой нашей Церкви в областях СССР,
еще не освобожденных от немецкой оккупации, 1942 г.

Богатый в милости Господь сподобил нас и в этом году дожить до светлого праздника Рождества Христова. Снова мы слышим родное нам с детства и милое: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите!» Снова мы мысленно встречаем Христа, сходящего с небес на спасение рода человеческого. Радостно и дерзновенно поем мы: «С нами Бог! Разумейте, языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» С этой победной песнью наши предки строили святую Русь. С этой песнью они и умирали за Русь, отражая нашествия разных иноплеменников. Верный их заветам, не дрогнул наш народ и пред нашествием фашистов.

Рождественское послание Патриаршего местоблюстителя
преосвященным архипастырям, пастырям
и всем верным чадам нашей святой Церкви. 1942 г.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ I:

Святая Церковь называет это явление Бога во плоти «велией благочестия тайной». Тайна вочеловечения Божия - в том, что с нами Бог и мы с Богом, Бог вочеловечился и человек как бы обожался и соделался «причастником Божественного естества» (2 Петр. 1, 4). По предречению древнего Пророка, «наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море» (Исаии, 11, 9). Не в горделивой мудрости Иерусалимских книжников и эллинских мудрецов нашло человечество истину, а в смиренной вере пастырей и волхвов, и не от дворца Иродова, а от яслей Христовых просветился мир.

Приидите же, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение между Богом и людьми разрушилось; пламенное оружие «плещи дает», и херувим отступает от древа жизни, и мы райской пищи причащаемся, от которой были изгнаны преслушания ради... (Из стихиры праздника на «Господи, воззвах», на вечерне).

Рождественское послание. 1950 г.

С какими же чувствами должны мы мысленно приступить к вертепу Вифлеемскому, в коем совершилась эта «велия благочестия тайна», - во исполнение призыва Церкви: «Христос с небес – срящите»? Не с чувствами ли благочестивого умиления, смиренной веры, благоговейной радости, безмерной любви, как поется в церковной песни Праздника: «Закона любве держащеся, братолюбия изволение да восприимем, друг с другом мирствующе и едино смудрствующе; мира бо Податель приходит Христос, умиряя всяческая и спасая...» (Канон повечерия предпразднства, песнь 8-я).

С этими чувствами приступая к яслям Божественного Младенца Христа, мы ощутим радость в сердце, и эта радость, как прикосновение благодати Господней, озарит жизнь нашу небесным светом.

Рождественское послание. 1951 г.

При самом рождении Господа небо возвестило земле мир, и с тех пор - и обыкновенное в иных случаях, и торжественное - в других, изъявление державной и благой воли Спасителя было проникнуто желанием и благословением мира. Посылает ли Он учеников Своих на проповедь, - Он велит им подавать всякому граду и всякому дому - мир. «В оньже аще колиждо град или весь внидете... входяще же в дом целуйте его, глаголюще: мир дому сему» (Матф. 10, 11-12). Идет ли Господь на вольную страсть и спасительную для рода человеческого смерть. Он оставляет людям как всеобщее наследие и утешение - мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27). Является ли Он ученикам Своим по воскресении, как уже восприявший «всякую власть на небеси и на земли» (Матф. 28, 18), Он возвещает им мир: «Прииде Иисус и ста посреде и глагола им: Мир вам» (Иоан. 20, 19).

И мир Божий, превосходящий в сяк ум, дарованный людям, готов осенить не только всякую душу всякого человека, желающего принять его; он готов низойти и во внешний мир; наполнить собою и грады, и государства и прогнать с лица земли всякую брань.

Рождественское послание. 1952 г.

Ныне я снова приветствую вас - и духовных и мирских людей - с этим великим христианским Праздником и, внимая славословию Ангелов, возвещаю вам «славу в вышних Богу», и «на земли мир», и «в человецех благоволение». Не в первый ли раз за всю историю человечества были тогда, в ночь Рождества Христова, возвещены эти утешительные слова о мире, как о пришедшем уже на землю и коснувшемся человечества? И в древнем мире, во времена действия Ветхого Завета, неоднократно пророки говорили людям о мире; но они говорили о нем, как о чем-то желанном для людей, но пока отдаленном и только еще грядущем благе. И только тогда, когда сошел на землю Сын Божий, воплотившийся от Приснодевы Марии, истинный мир стал возможным уделом людей.

Однако небо, конечно, не обмануло землю, возвещая ей мир вместе с пришествием Христовым. И Христос Господь, даровав земле мир, конечно, не взял его обратно. И этот «мир Божий, превосходяй всяк ум, как облак света сверхчувственного, носится над землею», по выражению Митрополита Филарета, и может быть достоянием не только каждого отдельного человека, но и осенить внешнюю жизнь людей и избавить мир от войн и всяких междоусобных нестроений.

Рождественское послание. 1953 г.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ПИМЕН:

В ныне празднуемом Святой Православной Церковью величайшем священном событии Рождества Христова небожителям и людям дано было узреть Божественную премудрость и совершеннейшую любовь к роду человеческому, предопределенную от века и исполнившуюся чрез Господа Иисуса Христа, нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшегося.

К пришествию в мир Богочеловека люди в течение многих веков были приуготовляемы глубоко вдохновенными ветхозаветными пророчествами и богооткровенными прообразами (Быт. 49, 10; 12, 3; 18, 18; Ис. 7, 14; 40, 3-5; Мих. 5, 2; Авв. 3, 1-19; Пс. 109, 1; Евр. 1, 1-2).

Когда же исполнилась «полнота времени», осуществилось всё, что о Господе было предречено и возвещено. Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4-5).

Сошествие на землю обетованного Мессии, Господа нашего Иисуса Христа, явилось источником истинного богопознания. Человечество, подвергшееся первородному греху, возводится в первоначальное состояние, и человек удостаивается быть причастным усыновлению и бессмертию, получает возможность полного богообщения (Гал. 4, 6-7; Еф. 1, 5; 2, 5-6, 8, 22; 1 Пет. 1,3-4; Ин. 14, 21,23).

Рождественское послание. 1976 г.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II:

Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!». Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16:22).

Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей своей полноте, так же, как и две тысячи лет тому назад. Мы не вспоминаем - мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!

Рождественское послание 2006-2007 г.

Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, мы увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10-11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2:11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2:11). Вот и в наше время среди большинства народов мира Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его.

Обращение к читателям газеты «Известия», 2007 г.

Христос рождается на земле – и в душе каждого христианина, отдающего Спасителю свое сердце. Но Богу можно отдать только чистое сердце, в котором нет зла и греха. Возлюбленные! Будем неустанно очищать наши сердца, заботясь прежде всего о «едином на потребу» (Лк. 10, 42), – и наши усилия не останутся втуне, ибо все ведает Господь и жизнь человеческая в руке Его.

Сегодня, спустя две тысячи лет, протекших с тех пор, как «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1,14), Царство Божие стало к нам ближе, потому что за это время Церковь Христова просияла во множестве своих святых. В дни земной жизни Спасителя с Ним было малое число учеников, но во Святой Церкви, основание которой Он положил, число это многократно умножилось. Бесчисленные подвижники, восходя к сиянию славы Господней от Церкви земной, которая есть фундамент Церкви Небесной, приближали и приближают к нам Царство Божие вплоть до наших дней, когда к их числу приобщился Собор новомучеников и исповедников Российских. Ныне они молятся у Престола Небесного Царя о своем земном отечестве, о каждом из нас.

Рождественское послание 2001-2002 гг.

Две с лишним тысячи лет, прошедших со дня Рождества Христова, не сделали это событие менее важным и значимым для человечества. Время не стёрло новизну ангельской вести о том, что «родился в городе Давидовом Спаситель» (Лк. 2:11). Словами рождественского богослужения Церковь утверждает, что весь мир радовался рождению Спасителя, и время не властно эту радость уменьшить.

…Христос не оставляет нас, потому что знает: мы нуждаемся в Нём ничуть не меньше, чем Его современники. Ведь человек во все времена должен был делать выбор между правдой и ложью, добром и злом, светом и тьмой.

А «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9) - это Христос. Он пришёл для того, чтобы разрушить зло и грех. Тайна Боговоплощения не поддается рациональному истолкованию. Мы знаем, что Бог и человек соединены в одном Лице Иисуса, но «как» - остаётся тайной. Как Бог становится человеком, не переставая быть Богом? Только опыт веры делает это «таинство странное и преславное» доступным человеческому сердцу.

Рождественское обращение к читателям
газеты «Аргументы и факты». 9 января 2008 г.

Ясли Богомладенца Иисуса становятся колыбелью нового человечества – Церкви Христовой, соединенной с Божеством теснейшим и неразрывным союзом. Бог сошел на землю, чтобы мы взошли на небо.

И пусть сегодня никто не говорит о своем одиночестве и богооставленности. Пусть никто не жалуется на немощь и недостаток сил, ибо нам дарована благодать Божия – неоскудевающий источник сил для духовной борьбы с грехом. С нами Бог – и никто против нас. Отныне мы "уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2.19). Бездна человеческого падения, лжи, произвола и лицемерия побеждается обилием Божией любви. И эта любовь с благодарностью принимается нами, дарует нам силы противостоять любым искушениям тьмы века сего.

Обращение к читателям газеты «Коммерсантъ». 2004 г.

Рождество Христово не только вернуло человечеству смысл жизни, заключающийся в единении с Богом, но и явилось грядущим избавлением людей от тяжести греха и ужаса смерти, даровав им обетование жизни вечной, к которому человечество всегда стремилось и о котором только мечтало.

Мы, христиане, верим и знаем: Пришествие Христа Спасителя в мир в корне изменило человеческую Жизнь и саму нашу природу. Мы более не рабы греху, но свободные служители Божии. Мы не страшимся бурных стихий житейского моря, ибо имеем надежную пристань в Царстве Христовом. Мы больше не одиноки в этом мире, ибо с нами Бог, простирающий Свою руку нам в помощь.

Рождественское послание 2004-2005 гг.

Пребывая в молитвенном созерцании у Вифлеемских яслей, мы вновь и вновь испытываем себя: как отвечаем мы на любовь Господа, пославшего Сына Своего Единородного, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16)? Что делаем для того, чтобы невечерний свет Вифлеемской звезды сиял не только для нас, но и для наших ближних? С кем мы в эту святую ночь – с пастухами ли? С волхвами ли? Или весть о чуде Боговоплощения повергает нас в смущение и смятение? Простые люди – пастухи первыми почтили родившегося Богомладенца. Волхвы, доселе не знавшие Истинного Бога, принесли Ему драгоценные дары. Те же, кто мнили себя духовно зрячими, не смогли уразуметь дня посещения Господня.

Если ваши сердца озаряет в эти святые дни простая, безыскусная радость вифлеемских пастухов, если ваши ум и знания ведут вас вслед за Рождественской звездой – радуюсь и благодарю за вас Всемилостивого Господа. Если же привязанность к земным радостям и боязнь их потерять побуждают вас гнать из своего сердца Христа, не верьте лукавым наветам извечного лжеца и человекоубийцы диавола. Ибо нет в мире такой радости, какую дает людям Родившийся сегодня, – как говорит Апостол, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Рождественское послание 2005-2006 гг.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ:

Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия. Он приходит в наш истерзанный грехом мир, чтобы Своим рождением, жизнью, страданиями, крестной смертью и славным воскресением утвердить новый закон, новую заповедь - заповедь любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34), - эти слова Господь обратил к своим ученикам, а через них ко всему миру: к тем, кто жил в то время, кто живет ныне, и к тем, кто будет жить после нас, вплоть до конца времен.

Рождественское послание 2012-2013 гг.

Человечество, отвергшее Бога в грехопадении, вновь обретает возможность единства со своим Творцом и Промыслителем. Вхождение Сына Божия в мир есть Его добровольное умаление себя до готовности снизойти до мучительной позорной «смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Бог рождается во плоти, для того чтобы явить Свою любовь людям и помочь обрести полноту бытия всякому человеку, желающему услышать Его призыв.

Именно поэтому нынешний праздник дарует нам непреложное упование на помощь свыше в самых сложных обстоятельствах нашей жизни. Бог, не оставивший Своего творения и открывший ему путь к вечности, явлен нам во Младенце Христе, беззащитном ребенке, нуждающемся во внимании и заботе.

Рождественское послание 2011-2012 гг.

Рождество Христово открывает нам правду о нас самих и делает возможным эту правду понять и усвоить. Вспомним, что первый человек был создан Творцом совершенным, по образу и подобию Божию (см. Быт. 1, 26). Но Адам, преступив заповедь, исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество все больше и больше погружалось в бездну греха и гордыни. И тогда Господь, любя Свое творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына, Который восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о человеке. Этот пример есть надежный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направление, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности.

Рождественское послание 2010-2011 гг.

На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, ставшему переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия Христа Спасителя.

Образом мира, некогда отступившего от своего Творца и ощутившего скорбь и мрак богооставленности была Вифлеемская пещера, где от холода зимней ночи укрывались животные. Однако светозарная ночь Рождества наполнила сиянием не только пещеру, давшую приют Пречистой Деве Марии, но и все творение, ибо через рождение Сына Божия всякий человек приходящий в мир, просвещается Светом истины, как о том свидетельствует Евангелист Иоанн (Ин. 1:9).

Значение празднования Рождества Христова состоит в том, что оно приближает к нам Спасителя, помогает отчетливее увидеть Его Лик, проникнуться Его благой вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Событие Вифлеемской ночи входит в современную жизнь, помогает нам увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что казалось самым важным и огромным, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины.

Рождественское послание 2009-2010 гг.

…Событие это было не просто событием человеческой истории - Бог возжелал войти в нашу человеческую жизнь. Он возжелал стать одним из нас, Он возжелал соединиться не столько с радостью человеческой, сколько с человеческой скорбью. Он до конца испил чашу несправедливости, зависти, жестокости, осуждения, предательства, оставленности. Никто не может сказать, что ему пришлось испытать в жизни больше страданий, чем это испытал Бог, ставший человеком. И это неслучайно: через эту солидарность с людьми, не только праведными, но и грешными; через эту солидарность не только с человеческой радостью, но и с человеческой скорбью Христос и принял на Себя грехи мира, и искупил род человеческий от этих грехов.

Слово после ночного Рождественского богослужения. 2010 г.

Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение (см. Лк. 2:14), то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия. И тут же, в ответ на эту благую весть, следует избиение младенцев - только ради того, чтобы весть, которую должен был произнести и передать миру Христос, не была услышана. Страдания, скорбь - это то, с чем столкнулась семья Спасителя, Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф; и, конечно, Сам Господь, будучи младенцем, претерпел невзгоды этого долгого путешествия в Египет.

Явление ангелов, поклонение волхвов, явление звезды - казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть пришествие в мир Сына Божия и поклониться Ему, подобно тому, как поклонились волхвы с востока; принять Спасителя, а затем, слушая Его слово, идти за Ним. Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать (см. 1 Ин. 5:19). И мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь - особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение, когда стал говорить то, что должен был сказать. Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога; а люди сделали все для того, чтобы умертвить своего Спасителя.

Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом
в Успенском соборе
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2010г.

Рождество открыло новые горизонты и выявило тот смысл человеческого бытия, до которого не додумывались и которое не могли осознать даже самые выдающиеся умы древности. И смысл заключается в том, что Бог – не где-то там далеко. Это не тот бог, которого боялись древние. Бог - это Тот, Кто пожелал стать человеком, Кто явился в мир, Кто реально стал человеком, одним из нас.

…Не в громе и в молнии, не в образе могущественных земных владык, а в тихом образе простого человека пришел в мир Спаситель Господь наш. Он стал одним из нас, и потому судьба каждого из нас близка и понятна Ему. Он вместе с нами, почему и провозглашаем мы замечательные слова на том богослужении, которое сейчас будет совершено: «С нами Бог! Покаряйтесь, языцы! С нами Бог!»

Слово перед началом телетрансляции
Рождественского богослужения
из Храма Христа Спасителя. 2012 г.

Рождество, как ни одно другое событие Священной истории, помогает нам понять, что с приходом Господа и Спасителя произошло нечто, что принципиально отличает жизнь человека до и после этого события. Если спросить историка, чем отличается жизнь до и после, то он не найдет никаких особых подтверждений того, что жизнь людей стала принципиально иной, потому что следов этого изменения во внешнем мире почти нет. Конечно, вера во Христа Спасителя содействовала развитию иного мышления людей, которое отразилось, в том числе, и в государственном устройстве, в построении христианских империй, в развитии искусств, в храмоздательстве - эти видимые знаки присутствия новой эры хорошо известны людям. Но если говорить о том, что реально, принципиально отличает одну эпоху от другой, то мы не найдем никаких внешних свидетельств этого отличия. Есть только одно - Божественное - свидетельство, которое провозгласили ангелы Божии в ночь Рождения, которое провозглашали еще пророки Ветхого Завета и о котором мы только что слышали в Евангелии: Родился Господь Еммануил, что означает «С нами Бог» (см. Мф. 1:23).

…Невозможно представить, как развивалась бы история рода человеческого, если бы Бог во Христе не вошел в человеческую жизнь. Мы просто не можем представить себе того языческого или безбожного мира, в котором жило человечество. И, наверное, история давно бы закончилась, но именно потому, что Бог рядом, именно потому, что Он слышит наши обращения к Нему, мы и живем, мы действуем, мы существуем, опираясь на Его помощь, на Его десницу.

Слово в неделю по Рождестве Христовом
после Великой вечерни в Храме Христа Спасителя. 2012 г.

С самого начала это непостижимое событие по-разному воспринималось людьми. Одни встретили Его с радостью, с надеждой, с любовью. Это были вифлеемские пастухи, это были восточные волхвы, это были те, кто окружал Спасителя, - Дева Мария, Обручник Иосиф. И, наверное, еще были люди, которые с открытой душой, с чистым сердцем взирали на Младенца, чудесно родившегося в вифлеемской пещере.

Но были ведь и те, кто с самого начала не принял Христа - те самые люди, которые не пустили Деву Марию и Обручника Иосифа под кров, те, у кого не нашлось места для них. Они не хотели пускать с улицы этих людей, чтобы они не нарушили их покой или покой их постояльцев, не создали трудностей, не создали некоего дискомфорта для их жизни. Были и другие, для которых рождение Спасителя было неким вызовом не только их благополучию, но и власти, могуществу и, что самое главное, греховному образу жизни.

…Если Господь был принят пастухами, простыми людьми, то не означает ли это, что и мы сегодня должны искать Его не там, где блеск и злато, не там, где могущество и сила, а там, где слабость и нужда? Вот почему Господь, обращаясь к Своим последователям, и говорит о том, что необходимо для достижения Царствия Божия посещать больных, навещать заключенных, разделять свои возможности с теми, кто нуждается в нашей помощи (см. Мф. 25:34-40), а это в первую очередь инвалиды, престарелые, дети.

Рождественское обращение к телезрителям. 2013 г.

…В личности Иисуса Христа весь человеческий род вошел в реальное соприкосновение с непостижимым, великим Богом, Творцом вселенной. Это соприкосновение человеческого с Божественным дало такой мощный импульс духовному развитию человечества, что до сих пор мы питаемся силой этого импульса и будем всегда им питаться до скончания века.

И мы знаем, как с пришествием Христа Спасителя изменился мир, какие огромные творческие энергии высвободило это евангельское послание, обращенное к людям, как изменилось лицо человеческой цивилизации. И для того чтобы продолжалось так и далее, для того чтобы поступательно развивалась история, для того чтобы не было обрывов, разрушений, разрывов исторической ткани, мы должны хранить веру, хранить ее в своих сердцах, в своих делах. Мы должны то, что дал нам Христос, актуализировать в каждый исторический момент времени, и тогда у нас будет надежда на будущее.

Обращение к телезрителям
перед началом Рождественского богослужения. 2013 г.

Рождество Христово - центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога, но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия – и Сына человеческого – мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость – а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости – а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, – а вовсе не одинокий Владыка мира.

И сегодня мы празднуем событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории. Бог входит в самые недра человеческой жизни, становится одним из нас, берет на Себя всю тяжесть наших грехов, человеческих немощей и слабостей - приносит их на Голгофу, чтобы освободить людей от невыносимого бремени. Бог отныне - не где-то в неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас. Каждый раз во время совершения Божественной литургии произносятся слова «Христос посреде нас!» - и ответ: «И есть, и будет!» Это яркое свидетельство о присутствии Самого Воплотившегося Бога - Христа Спасителя - среди Своих верных. Регулярно причащаясь Его Святых Тела и Крови, прилагая усилия к исполнению Его заповедей, мы входим в реальное общение с Ним, с нашим Спасителем, и обретаем прощение грехов.

Воплощением Сына Божия человеческая природа вознесена на небывалую высоту. Каждый из нас не только создан «по образу и подобию Божию», но через Христа теперь еще и усыновлен Богу: мы уже не «чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Об этой близости и дерзновении к Богу говорит и молитва Господня, в которой мы обращаемся к Творцу как к родному Отцу Небесному.

Рождественское послание 2013-2014 гг.

Христос родился - и мир обрел надежду, Христос родился - и любовь царствует во веки, Христос родился - и небо приклонилось до земли, Христос родился - и Вифлеемская звезда указует неложный путь к Богу, Христос родился - и никто да не верит в торжество зла, ибо мы спасены благодатью через веру, и сие не от нас, Божий дар (Еф. 2:8).

Ожидая и предвидя пришествие Мессии, пророк Исаия восклицает: «С нами Бог!» (Ис. 8:10). Его богодухновенные слова и поныне являются источником неизреченной радости для миллионов христиан. Родившись в Вифлееме, Господь рождается в наших сердцах и пребывает с нами, если мы храним верность Ему и основанной Им Церкви. Он с нами, когда мы творим добрые дела. Он с нами, когда мы помогаем ближним. Он с нами, когда мы сострадаем и сочувствуем. Он с нами, когда мы примиряем враждующих. Он с нами, когда мы прощаем и не помним зла. Он с нами, когда мы молимся и участвуем в церковных Таинствах, наипаче же - в Таинстве Благодарения, Святой Евхаристии.

Рождественское послание 2014-1015 гг.


Подборку подготовила Валентина ГОРОДНИЧЕВА