Что значит священник за штатом. Что значит заштатный клирик и ключарь собора

Передел собственности, который вспыхнул в девяностых и тлеет по всей нашей Родине, то полыхая в разных регионах, то затухая, разгорелся в епархиях РПЦ. Потом пошли рейдерские захваты крупных и благоустроенных приходов. Жажда корысти, как встарь, овладела душами и сердцами. Ожили золотые идолы. Похоть и жадность, сладострастие и насилие убивают совесть и требуют жертв. Архиерейский собор и Синод определили новые способы «гасить» приходы и избавляться от стариков, прошедших скорбный путь советских гонений, но уцелевших до сей поры.

Шаг первый

22 марта 2011 года Синод принял «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат» (журнал № 20). Само по себе совмещение двух различных канонических актов в одном документе настораживает. Заштатный и запрещенный священник поставлены в одинаковое положение. Оба лишены возможности совершать Божественную Литургию. Предоставить такую возможность зависит от епархиального архиерея.

Документ требует письменного Указа о запрещении священника с обозначением причины, сроков и прочего. Эти требования известны из канонических источников и нуждаются не в повторной декларации, а в исполнении и контроле. Архиереи нарушают эти требования, не оформляя запреты указом, словно требования для них не писаны. Требования имеют декларативный и демонстративный смысл и не рассчитаны на исполнение.

Так же лукаво определяется положение заштатного духовенства. Документ не содержит прямого запрета на служение заштатным клирикам, как запрещенным. Он использует фигуру умолчания. Документ умалчивает о законном праве священника служить в своей епархии и приходе, пока держат ноги, чтобы умирать у Престола. Документ запрещает служить в другой епархии без отпускной грамоты, но ничего не говорит о праве служения в своей епархии и приходе. Умолчание о праве клирика совершать Литургию и причащаться священническим чином после выхода за штат позволяет архиерею оказывать давление на заштатных клириков, препятствуя их служению и причащению.

Шаг второй

4 февраля 2013 года Архиерейский собор принял «Положение о материальной и социальной поддержке священно- и церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей». Этот многословный документ составлен в елейном стиле Иудушки Головлева и Фомы Опискина. Ссылаясь на «христианскую заботу о ближних», Архиерейский собор перечисляет социальные гарантии, предусмотренные гражданским законодательством. РФ приняло на себя финансовые расходы по пенсионному обеспечению клириков, не делая между ними кастовых различий, как и надлежит гражданскому документу. РПЦ полностью переложило на плечи государства пенсионные заботы о клире, не выделяет денег на пенсии, но приписывает себе заботу о пенсионном обеспечении.
Далее следуют пустопорожние рассуждения об организации «епархиальных попечительских комиссий, представляющих архиерею сведения», об их составе, структуре, выборности и о своей бесплатной и бесплодной деятельности. Таким же пустословием являются рассуждения об отчётах, благотворительных фондах и кассах взаимопомощи, наполняющие три последующие главы.

Единственный текст, имеющий практический смысл, сводится к заботе о заштатных архиереях – о себе любимых.

Глава IV.1 определяет место пребывания архиерея на покое, учитывая его пожелания. Глава IV.2 определяет епархии для проживания на покое архиереев, передавших выбор пребывания на усмотрение Патриарха. Глава IV.4 подробно определяет размеры и источники материального содержания архиерея: a. Епархия, бывшая последним местом служения архиерея, выплачивает ему ежемесячный архиерейский оклад; b. епархия, принявшая архиерея на покой, оплачивает персонал, обслуживающий архиерея, медицинские услуги, ремонт жилья, хозяйственные и транспортные нужды.
Все эти блага архиерей получает в дополнение к гражданской пенсии и социальным гарантиям государства. Глава IV.6: Находящийся на покое архиерей может исполнять обязанности игумена монастыря или настоятеля прихода, либо быть приписанным к монастырю или приходу. В таком случае соответствующие монастыри или приходы предоставляют пребывающим на покое архиереям благоустроенное жилое помещение, выплачивают им содержание, обеспечивают обслуживание.

Что касается остальных священно- и церковнослужителей, отправленных за штат, то «памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе пастырях, монашествующих и мирянах, трудящихся и потрудившихся во имя Христово, о семьях, вдовах и сиротах церковных тружеников; а также имея в виду невысокий материальный уровень жизни значительной части духовенства и церковных работников», Архиерейский собор оставляет их нужды на усмотрение епархиального архиерея. Простому люду не обеспечен конкретный минимум социальной заботы: церковная пенсия и жилище. Не обеспечена возможность служить и причащаться. Их судьба отдана в руки епископа, который может, если хочет, позаботиться. Ответственности за клир он не несет. Спросить с него некому. Так по-разному определяет РПЦ судьбу своей номенклатуры и участь христиан: клириков и мирян.

Шаг третий

05.02.2013 года Устав РПЦ дополнился «главой XXI. О пенсионном обеспечении и об освобождении от должности по возрасту». Ст.4.определяет возраст освобождения от должности – 75 лет. «Престарелыми являются священно- и церковнослужители, достигшие возраста 75 лет» (Положение о материальной и социальной поддержке...5,1). В церковной традиции всегда существовали «старцы» (греч. пресвитер). Они пользовались уважением. "По достижении 75-летнего возраста каждый клирик, занимающий в канонических подразделениях или органах епархии должность игумена (игумении) или наместника монастыря, настоятеля прихода, председателя приходского совета, благочинного, секретаря епархиального совета, председателя или заместителя председателя епархиального отдела или комиссии, председателя, секретаря или члена епархиального суда, обязан подать прошение на имя своего епархиального архиерея об освобождении его от соответствующих должностных обязанностей» (гл.21, ст.4).

Это не увольнение за штат от священнослужения. Это увольнение от должности, которое приказано признать «за собственное желание» на безальтернативной основе. Юридический отдел Московской патриархии широко толкует термин «должность», включая в его объём прихожан храма: «члены Приходского собрания относятся к числу мирян, состоящих на церковных должностях» (Юридический отдел МП, Общецерковный суд, секретарь от 16.04.2012 года Исх. №51).

Кто помешает епархиальному епископу включить в понятие «должностного лица» неугодного клирика и уволить за штат на основании нового положения. Для архиерея беспроигрышный вариант расправы, не подлежащий обжалованию: «решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея об освобождении обвиняемого лица от должности, обжалованию не подлежат» (абз.4 п.5 ст.48 Положение о церковном суде РПЦ МП). «Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям» (Положение, п.2, ст.3).

«Ты именуешь Петра благоговейнейшим и боголюбивейшим епископом: а он между тем плачет и почитает себя неправильно отрешенным от вверенной ему церкви. Прилично было бы ему иметь имя священства купно с самою вещию, а если он не был достоин предстоять жертвеннику Божию, не иметь и наименования епископа. Он говорит, что может оправдать себя, но ему не дано времени на оправдание и не предложено рассмотреть дело по правилам» (Кирилл.1). Так рассуждает святой отец, послание которого признано каноническим источником. Что мешает Архиерейскому собору РПЦ принимать решения в соответствии с правилами Вселенской Церкви и в духе христианской морали?

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2014 года (журнал № 38) внес изменения в «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат».

I. О практике запрещения клириков в служении

I.1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в соответствующем указе должны быть прописаны:

  • причина прещения,
  • церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники),
  • срок, на который накладывается прещение.

Указ составляется по следующей форме:

Священнику (или иной сан) имярек ,

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права преподания благословения и ношения наперсного креста [ - для пресвитеров] сроком на _____ лет (месяцев) ________ в связи с __________ [описание церковного правонарушения] и на основании следующих канонов: ________.

В случае если прещение налагается на основании решения епархиального суда или епархиального совета, в указ включается соответствующая информация: «Прещение наложено на основании решения епархиального суда [епархиального совета] такой-то епархии от _____________».

I.2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если клирик пребывает нераскаянным, срок прещения может быть продлен отдельным указом. В случае упорного нераскаяния епархиальный архиерей может инициировать вопрос о снятии с клирика сана.

I.3. Если, по суждению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято досрочно.

II. О практике почисления клириков за штат

II.1. При прошении клирика о почислении его за штат с правом перехода в другую епархию, епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:

Священнику (или иной сан) имярек ,

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы почисляетесь за штат такой-то епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию.

В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию.

II.2. Если архиерей готов принять заштатного клирика иной епархии в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет епархиальному архиерею клирика соответствующую просьбу. В случае положительного ответа епархиальным архиереем клирика издается следующее распоряжение, которое выдается клирику, с направлением копии в запросившую епархию:

Распоряжение о временном командировании

В соответствие с обращением Преосвященного имярек , управляющего такой-то епархией, заштатному клирику вверенной мне епархии имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течении ____ месяцев [не более года] .

По получении копии данного распоряжения в новой епархии клирику выдается распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает отпускную грамоту на клирика и его личное дело.

II.3. При прошении клирика о почислении его на покой по болезни или по возрасту епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:

Священнику (или иной сан) имярек ,

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии.

По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем.

При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ.

II.4. Отпускная грамота не выдается на руки клирику, но является документом, направляемым от одного епархиального архиерея другому. При направлении отпускной грамота прилагается оригинал личного дела клирика. Отпускная грамота составляется по следующей форме:

Отпускная грамота

Дана согласно 17 правилу VI Вселенского Собора в свидетельство того, что клирику имярек такой-то епархии благословляется переход в такую-то епархию.

Имярек состоит в каноническом общении с Русской Православной Церковью, под церковным судом, следствием или запрещением в священнослужении не состоит.

III. О списках запрещенных и заштатных клириков

С целью формирования единой базы данных запрещенных и заштатных клириков:

  • при запрещении клирика, епархиальным архиереям следует направлять в Управление делами Московской Патриархии копию указа о запрете и послужной список клирика;
  • при почислении клирика за штат, епархиальным архиереям следует направлять в Управление делами Московской Патриархии копию указа о почислении за штат и послужной список клирика;
  • при направлении отпускной грамоты на заштатного клирика в другую епархию епархиальным архиереям следует проинформировать Управление делами для исключения имени клирика из базы данных.

№ 125

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО

БЛАГОЧИННЫМ И НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ

ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ

Сообщаю Вам, что 30 мая сего года в Санкт-Петербурге прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы заседания размещены на Официальном сайте Русской Православной Церкви по адресу: http://www.patriarchia.ru/db/text/3664563.html .

Обращаю Ваше внимание на следующие решения Священного Синода, непосредственно касающиеся деятельности епархии:

  1. журналом № 38 были внесены изменения в «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления за штат», в частности были введены обязательные формы документов, выдаваемых при почислении клириков за штат или запрете клириков;
  2. первый пункт журнала №39: «…крещеные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания» ;
  3. третий пункт журнала №39: «… старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею» ;
  4. четвертый пункт журнала №39: «в случае присоединения к Русской Православной церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он по его желанию признается состоящим в монашестве» ;
  5. пятый пункт журнала №39: «при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений»

Прошу Вас принять к исполнению эти и другие решения Священного Синода, и довести их до сведения клира вверенных Вам благочиний.

+Игнатий

епископ Вологодский и Великоустюжский

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. О практике запрещения клириков в служении

I.1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в соответствующем указе должны быть прописаны:

· причина прещения,

· срок, на который накладывается прещение.

Указ составляется по следующей форме:

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права преподания благословения и ношения наперсного креста [ — для пресвитеров] сроком на _____ лет (месяцев) ________ в связи с __________ [описание церковного правонарушения] и на основании следующих канонов: ________.

В случае если прещение налагается на основании решения епархиального суда или епархиального совета, в указ включается соответствующая информация: «Прещение наложено на основании решения епархиального суда [епархиального совета] такой-то епархии от _____________».

I.2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если клирик пребывает нераскаянным, срок прещения может быть продлен отдельным указом. В случае упорного нераскаяния епархиальный архиерей может инициировать вопрос о снятии с клирика сана.

I.3. Если, по суждению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято досрочно.

II. О практике почисления клириков за штат

II.1. При прошении клирика о почислении его за штат с правом перехода в другую епархию, епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:

Священнику (или иной сан) имярек,

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы почисляетесь за штат такой-то епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию.

В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию.

II.2. Если архиерей готов принять заштатного клирика иной епархии в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет епархиальному архиерею клирика соответствующую просьбу. В случае положительного ответа епархиальным архиереем клирика издается следующее распоряжение, которое выдается клирику, с направлением копии в запросившую епархию:

Распоряжение о временном командировании

В соответствие с обращением Преосвященного имярек, управляющего такой-то епархией, заштатному клирику вверенной мне епархии имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течении ____ месяцев [не более года].

По получении копии данного распоряжения в новой епархии клирику выдается распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает отпускную грамоту на клирика и его личное дело.

II.3. При прошении клирика о почислении его на покой по болезни или по возрасту епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:

Священнику (или иной сан) имярек,

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии.

По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем.

При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ.

II.4. Отпускная грамота не выдается на руки клирику, но является документом, направляемым от одного епархиального архиерея другому. При направлении отпускной грамота прилагается оригинал личного дела клирика. Отпускная грамота составляется по следующей форме:

Отпускная грамота

Дана согласно 17 правилу VI Вселенского Собора в свидетельство того, что клирику имярек такой-то епархии благословляется переход в такую-то епархию. при почислении клирика за штат, епархиальным архиереям следует направлять в Управление делами Московской Патриархии копию указа о почислении за штат и послужной список клирика;

при направлении отпускной грамоты на заштатного клирика в другую епархию епархиальным архиереям следует проинформировать Управление делами для исключения имени клирика из базы данных.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 23.04.2009 15:17:53

Что значит заштатный клирик и ключарь собора?

Заштатный клирик , т.е клирик, который находится вне штата церкви, или, просто, церковный пенсионер. О.Николай уже не находится в так называемой череде, или по мирски выражаясь, в графике работы, приходит, когда хочет, но, в основном по праздникам. Клирик, по уставу Русской Православной Церкви не может быть просто так, без какого-либо прихода, он имеет право служить только в определенным приходах, а в других, только с благословения настоятеля прихода. Указом архиепископа Анастасия отец Николай приписан к нашему приходу, оформляется здесь, служит, причащается, но, не является полноценным клириком.

Ключарь собора . Как Вы, уже наверное заметили, наш храм является архиерейским подворьем, т.е. его настоятелем является владыка Анастасий. Но, как и во многих, так называемый ставропигиальных, монастырях, владыка или патриарх, являются настоятелями, но есть отец наместник, который фактически является полноправным руководителем церковной единицы в отсутствии епископа. Если в монастырях такого человека называют наместник, т.е. находящимся на месте настоятеля. В приходских храмах такая должность называется ключарь, т.е. человек имеющий ключи от всех помещений, опять же являющийся полноправным руководителем церковной единицы в отсутствии епископа.