Что такое жизнь с точки зрения философов. Что такое жизнь с точки зрения философии, биологии, физики и религии. С точки зрения философии

ЖИЗНЬ

ЖИЗНЬ

О б м е н в е щ е с т в. С химич. т. зр. обмен веществ есть совокупность множества сравнительно простых реакций, каждая из к-рых может быть воспроизведена и вне организма, т. к. не содержит ничего специфически жизненного. Качественно отличает Ж. то, что в живых телах эти многочисл. реакции, являющиеся элементами обмена веществ, строго согласованы между собой во времени и пространстве так, что весь этот порядок закономерно направлен к постоянному самовоспроизведению и развитию живой системы как целого. И этот порядок вырабатывается в процессе приспособления организма к условиям внешней среды (см. А. И. Опарин, Жизнь, ее природа, происхождение и развитие, 1960 с. 13). Обмен веществ слагается из двух тесно связанных между собой процессов: ассимиляции, к-рая состоит в построении свойственных данному живому телу веществ из поступающей из внешней среды пищи, и диссимиляции, к-рая состоит в химич. расщеплении веществ живого тела с освобождением нужной для Ж. энергии. Процессы ассимиляции и диссимиляции находятся между собой в постоянном сложном противоречии, к-рое составляет источник обмена веществ как процесса саморазвития живого организма. Примерно половина белков человеч. тела в процессе обмена веществ заменяется в 80 дней. В некоторых тканях этот обмен происходит быстрее. В плазме крови он совершается за 10 дней, в других тканях медленней (см. А. Policard et С. A. Baud, Les structures inframicroscopiques normales et pathologiques des cellules et des tissus, P., 1958, p. 22). Несмотря на замену одних атомов другими, структурные элементы живого тела сохраняют постоянство своего строения, свою упорядоченность. Живое обладает развитым механизмом избират. усвоения агентов внешней среды. Живые тела пропускают внутрь далеко не все вещества окружающей среды, и процесс поступления веществ из среды в живое тело связан с активной деятельностью живого тела, в соответствии с чем на поверхности клеток находятся ферменты, способствующие проникновению разных веществ в клетку. Нек-рые вещества избирательно задерживаются в живом теле или в отдельных его органах. Так, щитовидная железа накопляет большое количество йода, в змеином яде концентрируется цинк, а высшие растения обычно не отдают поступившего в них азота до самой смерти. Т.о., выработанный в ходе приспособления обмен веществ обеспечивает даже самому элементарному организму как бы нек-рый внутр. мир, т.е. способность поддерживать в известных пределах постоянство своего состава и строения. Одним из наиболее важных вопросов Ж. является проблема самовозобновления энергетич. ресурсов живого тела. Уже в конце 19 и нач. 20 вв. точными опытами было показано, что процессы обмена веществ в живых телах подчиняются закону сохранения энергии, т.е. первому закону термодинамики. Тем самым было с несомненностью установлено, что процессы жизнедеятельности принципиально однотипны с основными энергетич. процессами природы вообще. Дальнейшее развитие науч. знания показало, однако, качеств. отличие биоэнергетики от физико-химии неживой природы. Это обнаружилось в исследовании приложимости к живым телам второго закона термодинамики. Согласно этому закону, в замкнутых системах могут происходить только процессы, к-рые сопровождаются возрастанием энтропии или при к-рых она остается постоянной. Максимум энтропии – это такое состояние хаотич. теплового движения молекул, при к-ром теплота не может быть использована на к.-л. механич. работу. Живые тела, однако, являются открытыми системами, к-рые беспрерывно получают энергию извне в форме химич. энергии пищевых продуктов, а также, если они способны к фотосинтезу, в форме световой энергии, и самопроизвольно освобождаются от продуктов распада. Живые тела временно могут задерживать, замедлять процессы, приводящие к возрастанию энтропии. Это достигается путем накопления энергии в различного рода химич. соединениях, важнейшим из к-рых является аденозинтрифосфорная к-та. Это вещество обладает макроэнергетич. связями, т.е. химич. связями, при разрушении к-рых освобождается большое количество энергии. Зеленые растения используют световую энергию для синтеза аденозинтрифосфорной к-ты, и это соединение наряду с нек-рыми др. макроэнергетич. веществами стоит в центре энергетич. обмена всех известных живых тел. Живые тела имеют системы, позволяющие им регулировать освобождение накопленной ими энергии. Т.о., живые организмы, как открытые системы, обладают качеством самовозобновления энергетич. потенциала, будучи в то же время в высокой степени нестационарными, так что самовозобновление и использование ими энергетич. ресурсов является постоянным самообновлением как строения, так и функций. Это значит, что живое тело находится в постоянном процессе развития: "Жизнь... состоит, следовательно, прежде всего в том, что белковое тело в каждый данный является самим собой и в то же время – иным и что это происходит не вследствие какого-либо процесса, которому оно подвергается извне, как это бывает и с мертвыми телами" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 77). Обмен веществ в сущности и является механизмом этого процесса саморазвития, источником к-рого служит основных составляющих процессов обмена веществ – ассимиляции и диссимиляции. Сложная живого тела как открытой подвижной (нестационарной) системы огромной цепи реакций вырабатывается в процессе биологич. приспособления.

В. Рыжков. Москва.

Проблема жизни и второй закон т е р м о д и н а м и к и. Многочисл. попытки перечислить отличия живого от неживого приводят к указанию свойств, наблюдаемых в живой природе, но не к выделению существ. различия, проявляющегося как (см. В. И. Ленин, Соч., т. 38, с. 132). Такое существ. различие должно составлять нек-рый закон явлений, характерный для неживой природы, и , противоположный, не менее общий закон, характерный для живой природы. Утверждение, что законы живой и неживой природы – это законы физики и химии, приводит к механицизму. Если же законы биологии противопоставить как "надприродные" неживой природе, то из правильной предпосылки качеств. своеобразия живого мы переходим на позиции витализма. Выход из положения состоит в том, чтобы указать закономерность, обусловливающую происхождение Ж. из неживой природы и определяющую ее своеобразие. Общность явлений живой и неживой природы состоит, во-первых, в том, что все живые и неживые тела слагаются из одних и тех же атомов химич. элементов, во-вторых, в том, что и в живой и в неживой природе действует закон сохранения энергии. Следовательно, можно утверждать, что неживая природа каким-то путем передает энергию живой природе.

Однако существует еще один весьма общий – это второй закон термодинамики, попытка использования к-рого для объяснения явлений Ж. привела к ряду трудностей. "Сложнее обстоит дело со вторым законом, выражающим статистическую тенденцию природы к беспорядку, тенденцию к выравниванию и таким образом к обесцениванию энергии в изолированных системах, что обычно выражается как возрастание энтропии.

В противоположность этому в организмах не только не происходит нарастания энтропии, но даже возможно ее уменьшение. Таким образом, бы получается, что основным законом физики является к беспорядку, увеличение энтропии, а основным законом биологии, напротив, рост организованности – уменьшение энтропии" (Опарин А. И., Жизнь, ее природа, происхождение и развитие, 1960, с. 17). По отношению ко второму закону термодинамики явления Ж. противоположны протеканию явлений в неживой природе. Этот следует и из анализа второго закона термодинамики, сделанного Энгельсом: "...излученная в мировое теплота должна иметь возможность каким-то путем... снова сосредоточиться и начать активно функционировать" ("Диалектика природы", 1955, с. 20). Эта особенность живого привлекала внимание ученых еще с конца 19 в. Так, в 1886 Л. Больцман говорил: "Всеобщая , охватывающая весь органический мир, не есть за вещество: химические элементы органического вещества находятся в избытке в воздухе, воде и земле; это также не борьба за энергию, – она, к сожалению, в непревратимой форме, в форме теплоты, щедро рассеяна во всех телах; это борьба за энтропию, становящуюся доступной при переходе энергии от пылающего солнца к холодной земле" (цит. по кн.: Тимирязев К. Α., Избр. соч., т. 1, 1948, с. 364). С этим выводом солидаризировался и конкретизировал его К. А. Тимирязев, к-рый увидел в хлорофилле посредника между рассеивающейся в мировом пространстве лучистой энергией и энергией органич. веществ, возникающих в растениях под действием света (см. тамже).

Возникновение живой природы из неживой происходит исторически на нек-ром этапе развития природы, поэтому естественно, что проблема принципиального их отличия вообще и конкретно применительно ко второму началу термодинамики привлекла внимание геохимии. Геохимия рассматривает Ж. как специфич. на поверхности Земли, к-рое носит биосферы, и исследует наиболее общие и наиболее существ. стороны Ж. с т. зр. ее распространения на Земле и взаимодействия с др. формами движения материи в том виде, как они конкретно существуют на нашей планете. В этом смысле геохимич. т. зр. оказывается ближе к широкому охвату всех проявлений Ж. от деятельности бактерий до геохимич. изменений, вызываемых пром. деятельностью человека. При таком анализе явлений Ж., т.е. при сравнении энергетики живой и неживой природы, как раз и обнаруживается особый энергетики биосферы, обеспечивающий качеств. отличие живого от неживого.

Наиболее полное представление о Ж. как процессе накопления действенной энергии и о воздействии накопленной энергии на неживую природу было развито создателем биогеохимии В. И. Вернадским. "В своей совокупности животные и растения, вся живая природа представляет природное явление, противоречащее в своем эффекте в биосфере принципу Карно в его обычной формулировке. Обыкновенно в земной коре в результате жизни и всех ее проявлений происходит увеличение действенной энергии... Энтропия Клаузиуса не имеет реального существования; это не бытия, это математическое , полезное и нужное, когда оно дает возможность выражать природные явления на математическом языке. Оно верно только в пределах посылок. Отклонение такого основного явления, каким является живое вещество в его воздействии на биосферу..., от принципа Карно указывает, что ж и з н ь не укладывается в , в которых установлена" (Избр. соч., т. 1, 1954, с. 219–20).

Можно продолжить список ученых, обнаруживших противоположность протекания природных явлений в живой и неживой природе с т. зр. второго закона термодинамики, т.е. принимающих за осн. закон биологии "антиэнтропийный" характер биологич. явлений. Во всяком случае можно с уверенностью утверждать, что характер отношения ко второму закону термодинамики энергетич. процессов в неживой природе и в живых организмах (в к-рых они осуществляются как обмен веществ) образует существ. противоположность протекания процессов в живой и неживой природе. Открытым вопросом остается проблема того, как осуществляется в природе переход от процессов возрастания энтропии к процессам убывания энтропии. Положение еще более осложнено тем, что еще нет точного определения, что такое энтропия. (Этот не следует путать с вопросом о способе вычисления энтропии). Не понимая, "что" возрастает в неживой природе, нельзя понять и "что" убывает в явлениях Ж. Однако можно указать действит. посредника между двумя законами; этим посредником является лучистая энергия. Выделение лучистой энергии в мировое пространство является следствием второго закона термодинамики. Воздействие лучистой энергии на атомно-молекулярные структуры вещества вызывает его перестройку с возникновением органич. веществ живой природы. Это воздействие лучистой энергии, к-рое осуществляется извне и проявляется в явлениях Ж. как воздействие среды, является, видимо, причиной "антиэнтропийных" процессов.

П. Кузнецов. Москва.

Р а з д р а ж и м о с т ь. Способность живых тел реагировать на воздействие среды спонтанной реакцией, не соответствующей физико-химич. природе раздражителя, известно как свойство раздражимости. В процессе эволюции простейшие формы раздражимости, свойственные низшим видам живых организмов, начиная с одноклеточных, растений, животных с низкоорганизованным нервным аппаратом (тропизмы, таксисы), сменяются высоко- организованными формами поведения.

Последние связаны с развитием нервной системы и развиваются от видового поведения, единицей к-рой являются безусловные рефлексы, к индивидуальному поведению – высшей нервной деятельности, основной элементарной единицей к-рой является , а аппаратом – кора головного мозга (см. Инстинкт , Психика, Сознание). Хотя свойство раздражимости живых существ родственно общему всей материи свойству отражения, оно заключает в себе и качеств. отличия. Главное из них состоит в том, что живые организмы – саморегулирующиеся системы, и "механизм" отражения у них устроен на принципе обратной связи, так, что эффект реакции соотносится с потребностями организма; т. о., раздражимость оказывается средством управления, регулирования приспособит. поведения.

Развитие, старость и смерть. Каждое живое тело проходит цикл индивидуального развития (онтогенез). При развитии наблюдается смена форм, в химич. и физич. состоянии, а также изменение функций. Можно различать восходящую кривую развития, при к-рой наблюдается возрастание сложности и интенсивности функции, и кривую нисходящую, связанную с процессами старения (см. Н. П. Кренке, Теория циклического старения и омоложения растений..., М., 1940). В самом процессе онтогенеза заложены уже признаки старения, что выражено коротко в известной формуле Энгельса: "Жить значит умирать" ("Диалектика природы", 1955, с. 238). Были попытки объяснить смерть как результат необратимого распада какого-то одного сложного и очень лабильного вещества. Лёб, напр., ошибочно думал, что живое тело имеет какой-то изначальный запас этого вещества и к смерти приводит израсходование его. В действительности же причины старения и смерти заложены в самой основе процесса Ж. как постоянного самообновления. При зародышевом развитии чередуются периоды интенсивного роста и интенсивной дифференцировки. Высокодифференцированные клетки нервной системы, как , утрачивают способность размножаться, и их в мозгу новорожденных не меньше, чем в мозгу взрослого человека. Отсутствие размножения, т.е. обновления, приводит к накоплению продуктов обмена в клетках, к неблагоприятным соотношениям между массой клетки и ее поверхностью и т.д. В соответствии с этим ухудшаются питания высокодифференцированных клеток. Непрерывная жизнедеятельность этих клеток связана с образованием продуктов обмена, часть к-рых трудно растворима или нерастворима и откладывается в клетках как балласт (напр., "пигмент старости" в нервных клетках). Утрата к делению закрывает для таких важнейших для организма в целом клеток, как нервные, путь к обновлению. Дифференцировка клеток и утрата ими способности к делению могут рассматриваться как важнейшие причины старения. Вследствие этих процессов ослабляется интенсивность обмена веществ, а следовательно, и самообновление организма. "Как только в белковом теле прекращается это непрерывное составных частей, эта постоянная смена питания и выделения, – с этого момента само белковое тело прекращает свое , оно разлагается, т.е. у м и р а е т" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 77).


Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания. У всех времен и народов высказывания о жизни носили разный, не похожий характер.

В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон -- в заботах о душе; Аристотель и его последователи -- в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики -- во избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский -- во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики -- в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться. Но так, же были и негативные высказывания о жизни.

Будда, Шопенгауэр считали жизнь - страданием. Платон, Лабрюйер, Паскаль, что жизнь - сон. Экклезиаст: “И возненавидел я жизнь, ибо противным мне стали дела, которые делаются под солнцем, ибо все - суета и томление духа”; Марк Аврелий: “Жизнь - борьба и странствие по чужбине”; Иоанн Дамасский: “Все пепел, призрак, тень и дым”; Петрарка: ”Жизнь однозвучна, зрелище уныло”; Шекспир: “Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла” Паскаль: “Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия”; Дидро: “Вся жизнь - лишь цена обманчивых надежд”; Кьеркегор: “Моя жизнь - вечная ночь. Что такое жизнь, как не безумие?”; Ницше: “Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду”. Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и как дух, а как специфическую человеческую драму.

До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».

XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах -- в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс -- в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше -- в «воле к власти», английский философ XIX века Милль -- в достижении выгоды, пользы, успеха.

Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в Бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.

Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

Точно ответить на вопрос «что такое жизнь» не в силах никто, каждый человек по-своему относится к этому и строит свои рассуждения исходя из накопленного багажа знаний. Если говорить простым языком – жизнь это цепочка событий, которая приводит к смерти. Кто-то из великих сказал о том, что жизнь — это затяжной прыжок из утробы матери в могилу.

Точные и гуманитарные науки давно пытаются ответить на этот вопрос. Далее мы рассмотрим отношение к жизни тех наук, которые внесли наибольший вклад в данный вопрос.

С точки зрения философии

Безусловно, Философия пыталась описать жизнь с помощью чувств и эмоций. Основная мысль Философии известна каждому “Я мыслю, значит, я существую”, но в философском подходе, полностью отсутствует логика. Философия рассуждает о жизни банально, например: материалисты верили в то, что жизнь представляет собой множество материальных предметов, которые можно потрогать. В то, что в жизни есть свои мысли и фантазии, они не верили. Если человек может прикоснуться к камню – означает то, что он живет. А если человек думает о камне – еще не говорит о том, что человек живет. В Философии очень много рассуждений, и нет ни одной попытки, объяснить жизнь, при помощи научных исследований.

С точки зрения биологии

Биология отталкивается от строения живых существ. Основными мотивами биологии, являются исследования о нашем теле: если у нас есть два глаза, нос, рот, и ноги – мы живем. В биологии рассмотрена жизнь химических процессов нашего тела, например: если белок вступает во взаимодействие с другими веществами – он живет. Биологи уверены в том, что если человек мутировал с годами, и стал таким, какой он сейчас, он живет и развивается. Биологи часто пытаются придумать возникновение жизни, именно из-за этого появилась теория Дарвина и теории о том, что человек вышел из воды. Биологи установили, что человеческий организм схож с организмом дельфинов и акул, и поэтому утверждают – жизнь человека зародилась в океане, в древние времена. Биологический подход несет в себе анализ и множество исследований, этим он отличается от философского.

С точки зрения физики

Физики очень близки к истине и их мнение на данный момент наиболее авторитетно. Основное утверждение физиков звучит следующим образом – “Вся наша жизнь подчиняется законам притяжения, и другим точным законам, в связи с этим: мы можем предсказать любое жизненное событие, которое произойдет в ближайшем будущем”. Физики близки к материалистам, они не верят, что в этой жизни есть бог и ангелы хранители, они верят только тому, что видят. Физики рассматривают человека как структуру атомов, исходя из этого, делают вывод – Человек живет, если живут атомы. Говоря проще, если тело человека разлагается: его жизнь кончилась, а если его тело в норме: человек живет.

С точки зрения религии

Религия внесла огромный вклад в жизнь, и изменила взгляды на нее у большинства людей. По их точке зрения: все мы на этой земле не просто так, и у каждого из нас, есть свое предназначение. Они считают, что жизнь дана для того, чтобы учиться на своих победах и поражениях. Религия считает, что человека создал Бог и именно он разработал все процессы на нашей земле. Человек живет, если внутри него живет вера в бога – мнение Религии. К вопросам жизни и смерти, религия относится по-философски, но полностью отсутствует какая-либо материальная составляющая.

Возможно, вам будет интересно:

Если вы не прогуливали в школе уроки по обществознанию, то, безусловно, знаете, что такое право. В противном случае, советуем прочитать эту статью. Правом называют систему общеобязательных норм и правил поведения, установленных правительством, исполнение которых обеспечивается силой государственного убеждения. Признаки права: Системность; Формальная определенность. То есть, правомерность закрепляется в каком-либо источнике (например, закон); Нормативность права. Означает, что право представляется нормами; Государственная обеспеченность. Право не может действовать…

Сегодня очень модным стало увлечение экстрасенсорикой, паранормальными явлениями, таинственными религиозными практиками. По этой причине часто можно услышать такое странный на первый взгляд термин, как «эзотерика». А что такое эзотерика? Эзотерикой принято называть метод познания окружающего мира и самого себя. Это понятие пришло в наш язык из древнегреческого языка и переводится как «скрытый, внутренний». Считается, что эзотерика связана с чем-то тайным, доступным только посвященным и узкому…

Большинству девушек нравятся высокие мужчины. Должно быть, от 29-летнего турка Султана Косена они должны быть просто без ума! Ведь рост этого исполина составляет 2,51 метра! Цифра официально зафиксирована в Книге рекордов Гиннеса. Для наглядного сравнения, если вы живете в стандартном многоквартирном доме, то можете взглянуть на высоту вашего потолка. Султан аккурат уткнулся бы макушкой в своды вашего жилья. Своему росту Султан "обязан" редкому заболеванию - опухоль гипофиза. Из-за своего заболевания, этот необычный…

Вопрос о начале сексуальной жизни мы постараемся рассмотреть полноценно, то есть с нескольких точек зрения - физиологической и законодательной. Физиологическая сторона вопроса С биологической точки зрения, заниматься сексом, не причиняя вреда для здоровья, могут те партнеры, которые уже прошли этап полового созревания. То есть, вступившие в период половой зрелости. Половое созревание считается завершенным при наличии полностью сформировавшихся первичных (половые органы) и вторичных половых признаков. Вторичные…

Что такое жизнь с точки зрения философии, биологии, физики и религии?

    С точки зрения физики - это промежуток времени,за который организм сначала рождается, потом умирает. Как жизнь,какой-либо элементарной частицы.

    С точки зрения биологии - жизнь,это продолжение рода,т е продолжение самой жизни с возможностью развиваться.

    С точки зрения философии жизнь- это развитие души.

    С ТОЧКИ ЗРения религии - это духовная составляющая всего сущего.

    с моей точки зрения жизнь- это лишь мгновение,в масштабах вселенной и поэтому,мне не хватит времени охарактеризовать это понятие.

    Жизнь -определнный набор параметров, данных единице для сохранения, энергитического баланса, как созидательной так и разрушительной энергии,магия- первонаука, баланс между знанием и догадками, как конструктор Лего, Вы деталь и создали Вас, чтобы занять место в конструкторе мироздания!

    С точки зрения физики, жизнь - движение, которое порождает энергию.

    Биологии - это процессы жизнедеятельности, физиологические процессы, происходящие в наших организмах - переваривание пищи, рост, размножение и т.п.

    Философии - жизнь - это мгновение в большой вселенной.

    Религии - это душевное состояние, вера во что-то высшее, что движет людьми.

    Для меня, жизнь - это подарок Вселенной со всеми своими проявлениями и испытаниями.

    Жизнь есть существование живых организмов, ограниченное во времени. Организмы эти бывают разными, от простых до самых сложных. Со временем они изменяются, приспосабливаясь к окружающей среде, это называется эволюция. Эволюция - это тоже жизнь.

    Жизнь есть движение энергии и частиц, взаимодействие видов, непрерывная череда трансформаций. Это и мышление, и сознание.

    Невозможно рассматривать жизнь исключительно с точки зрения какой-то одной науки - физики, химии, биологии, философии. Жизнь есть процесс, в котором много измерений, уровней. Общая картина объемна, она складывается посредством сложения многих пазлов.

    ваш вопрос тянет на диссертацию в любой из указанных вами сфер- поэтому ответить на него можно только в самом общем виде...

    в любой из этих сфер жизнь есть ПРОЦЕСС...

    Так, например, с точки зрения философии, жизнь- есть процесс ПОЗНАНИЯ...

    с точки зрения религии- жизнь есть процесс подготовки к будущей вечной жизни или вечному мучению...

    Моя точка зрения такая:в далеком прошлом на Землю вынужденно сели инопланетяне,при этом они совершенно утратили свою материальную составляющую,остались как некие разумные сгустки энергии,которые сами по себе выжить не могли,но изучив данные тогдашнего животного мира они пришли к выводу -один вид обезьян максимально подходит на роль донора,у которого можно дождаться со временем помощи,питаясь его мозговой энергией.Прошла сотня тысячелетий,влиять напрямую они по-прежнему не могут,но косвенное влияние безусловно идет на протяжении всей истории развития человечества.О помощи,видимо,речь уже не идет,но образовался некий устойчивый взаимовыгодный симбиоз.Все знания той цивилизации у них есть и когда мы выйдем на уровень полного понимания-это будет прорыв в развитии человечества,ну и тех,кто у нас в голове. фух.хорошо,что шутка,а то самому нехорошо стало.

    Смотря о какой жизни идет речь. Жизнь начинается от микроорганизмов, заканчивается жизнью планет, звезд, да и вообще вселенной. Вселенная - это самый настоящий живой организм. Он един, хоть иногда и кажется, что это не так. Просто его составляющие живут своей жизнью, составляющие составляющих своей и так далее, но все это очень тесно связано. Есть разумная, живая форма жизни: это живые организмы, имеющие хоть частицу разума(самостоятельности). Некоторые являются частью природы, взаимосвязаны с ней(мы говорим о нашей планете, о других пока что не известно), некоторые лишь пользуются ее ресурсами, другими словами говоря - разрушая ее. Ну не будем сильно отходить от темы.

    Жизнь, с точки зрения религии, не может погаснуть, просто она проходит в разных телах, начиная с человеческого, самого первого. Конечная стадия - душа, которая вселяется в другое человеческое тело и цикл повторяется.

    С точки зрения биологии жизнь - это состояние живого организма, при котором происходят биологические процессы в нем. Пока мозг организма работает(посылает импульсы), считается, что организм живой.

    Не могу определится, к какой точке мнения(религия, философия, биология) ближе мое. Если рассматривать жизнь с разных сторон, то каждая точка зрения уместна. Всего доброго:)

    • с точки зрения физики?

    есть движение, есть жизнь

    • с точки зрения биологии?

    есть развития, есть жизнь

    • с точки зрения философии?

    есть ощущение, есть жизнь

    • с точки зрения религии?

    есть вера, есть жизнь

    • жизнь для меня,

    эта как временное место-прибывания на земле, а все остальное вечность. Дай бог чтобы наша вечность была благоприятной.

Введение

1.2. Человек в античной философии

2. Проблемы жизни и смерти

2.1. Размышления о жизни, смерти и бессмертии с философской точки

2.2. Виды бессмертия

2.3. Пути решения проблем смерти, жизни и бессмертия

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? И, наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?

Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.

Трагизм человеческого существования заключается в том, что человек как бы “заброшен” (по выражению экзистенциалистов) в предметно-физический мир. Как жить в мире, осознавая бренность своего существования? Как познать бесконечное конечными средствами познания? Не впадает ли человек в постоянные ошибки, объясняя себе мир? Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию. Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правил, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.

Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».

Вряд ли рациональные аргументы заставят человека когда-нибудь полюбить смерть, но философские размышления по этому поводу могут помочь ему более мудро относиться к жизни.

Каждый должен для себя рано или поздно ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ?». После этого, действительно, уже не так важно «КАК?», ибо смысл жизни найден. Он может быть в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идеи, в любви – это уже не принципиально.

В своей работе автор попытался как можно полнее рассмотреть проблему в историческом аспекте. Во второй части работы приведены основные философские категории, без которых рефлексия на подобную тему невозможна, а также их толкование, прошедшее через призму моего мировоззрения. Здесь же собран основной материал по философским аспектам смерти и бессмертия. Третья глава посвящена смыслу жизни, его разновидностям и проблеме поиска.

1. Размышления о жизни и смерти в историческом контексте

Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить

М.Волошин

1.1. Восточный подход к жизни человека

Жизнь – страдание, которое связывается с законом необходимости (кармой). Джайны учат о наличии в мироздании двух самостоятельных начал – «джива» (живое) и «аджива» (неживое). Тело – неживое, душа – жива. Человек перерождается из одного тела в другое и все время подвержен страданиям. Высшая цель – разъединение дживы и адживы. Их соединение – главная и основная карма – источник страданий. Но закон кармы можно победить, если освободить джин (душу) от кармы путем «трех жемчужин» джайнов: правильной веры; правильного познания; правильного поведения. Счастье и свобода человека - в полном освобождении души от тела.

Будду, в основном, интересовала человеческая жизнь, наполненная страданиями и разочарованиями. Поэтому его учение было не метафизическим, а, скорее, психотерапевтическим. Он указал причину страданий и способ их преодоления, воспользовавшись для этой цели традиционными индийскими понятиями такими, как «майя», «карма», «нирвана» и т. д., и дав им совершенно новое психологическое истолкование. «Благородные истины» буддизма направлены на то, чтобы постигнуть причины страданий и таким образом освободиться от них. По мнению буддистов, страдание возникает в том случае, если мы начинаем сопротивляться течению жизни и стараемся удержать некие устойчивые формы, которые, будь это вещи, явления, люди или мысли, все является «майей». Принцип непостоянства воплощается также в представлениях о том, что не существует особого эго, особого "я", которое было бы субъектом наших изменяющихся впечатлений. Путь освобождения восьмеричен: правильное понимание жизни (того, что она – есть страдания, от которых надо избавиться); решимость; правильная речь; действие (непричинение зла живому); правильный образ жизни; усилие (борьба с соблазном, дурными мыслями); внимание; сосредоточение (состоит из четырех ступеней, в конце которых нирвана – полная невозмутимость и неуязвимость).

Буддизм проповедует отрешенность от всего, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, и даже уму:

«…Ни к чему не привязанный мыслью,

Победивший себя, без желаний,

Отрешенностью и недеяньем

Человек совершенства достигнет».

Таким образом, цель жизни согласно буддийской традиции – разорвать порочный круговорот «сансары», освободиться от уз «кармы», достичь «нирваны», стать просветленным. А смысл жизни, соответственно, в таком состоянии, когда уже не существуют представления об отдельном «я», и постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего.