Что кладут в гроб умершему мужчине. Ритуальное агентство “лонг”. Что класть в гроб мужчине

Смерть близкого человека всегда неожиданная. Но задачей родственников являются достойные проводы покойного в последний путь.

Правильная подготовка к похоронам, их проведение по всем традициям зависит от знаний и общепринятых правил. Их существует немалое количество, но самый важный вопрос, который часто возникает – что кладут покойнику.

Священнослужители постоянно твердят, что близкие умершего не обдумывая складывают личные вещи. Такие поспешные решения приводят к тому, что душа усопшего не сможет обрести вечный покой. Таким образом, и родственники не получают полного спокойствия. Поэтому очень важно знать, что можно положить. Часто родные жалуются на то, что умерший человек приходит во снах, постоянно прося что-нибудь. Тогда необходимо в церкви поставить свечу за упокой и прочитать молитву. Вещи, которые просил скончавшийся, должны быть отданы бедным людям, нуждающимся в них.

Многие люди интересуются, что нужно сделать для покойного до того, как он отправится на кладбище. Прежде всего, перед тем, как поместить его в гроб, все окропляется свяченой жидкостью. Затем обязательно кладется небольшая подушка, погребальное покрывало (со священным крестом, образами святых, молитвенными надписями на изображении), которым накрывают тело до пояса. Если такового нет, можно накрыть простыней белого цвета.

Левая рука умершего держит погребальный крест, а на груди размещена освященная святая икона. Традиция изображения иконы:

  • у мужчины – образы Спасителей;
  • у женщины – образы Божьей Матери.

Главное и очень важное правило – перед погребением, на похоронах, иконки убираются. По православным законам хоронить иконы строго запрещено. Родные могут взять их к себе, оставив в доме, а другой вариант – понести их в церковь, поставив на каноны (подсвечник квадратной формы, расположенный перед распятием Христа), где ставятся заупокойные свечи. После того, как пройдет сорок дней после кончины, икону забирают из храма и относят в свой дом.

На лоб возлагается символ, который подтверждает наличие православной веры и то, что умерший совершил христианский жизненный подвиг. Это нужно для надежды почившего получить от господа нетленный венец. Венчик должен иметь изображение Спасителя, Божьей Матери, пророка Иоанна Предтечи. Его можно приобрести в специальной лавке при церковном дворе.

На гроб в могилу, после погребения, сверху каждый пришедший на похороны должен кинуть по горсти земли, сказав: «Земля тебе пухом». Бросать нужно только от себя, стоя лицом к могиле. В других случаях, вы сможете навредить себе. После окончания процессии захоронения, нужно со всеми пришедшими отправиться на поминки. Там за поминальным обедом вспоминают все хорошее, что было связано с умершим, молятся за упокой.

Что кладут в гроб женщине?

Для начала требуется сложить все веревки, которые связывали руки, ноги покойнику, а также все, чем снимали параметры для приобретения. Такие же действия касаются гребешков, расчесок, которыми расчесывали скончавшегося. Обусловлено это тем, что данный предмет – носитель плохой, мертвой энергии. Такую вещь плохой человек может использовать для колдовских целей, если она попадет ему в руки.

Часто бабушке или другой умершей родственнице кладут те вещи, которые нравились ей при жизни. Это могут быть:

Также не лишним атрибутом будут головные уборы (платки, шляпы, чепцы). Незамужняя девушка обязательно должна быть накрашена и одета в свадебный наряд, у изголовья кладется фата. Если умерла маленькая девочка, то ее одевают в красивое новое платье, а рядом помещают новые и любимые игрушки. Такие же вещи кладут при погребении беременных женщин, включая детские пеленки, подгузники, соски. Обязательно нужно положить крестик, с которым крестили усопшего. Если этот элемент остается дома, его в ни в коем случае нельзя носить.

Какие цветы выбрать на похороны? Юным и/или незамужним девушкам чаще всего несут цветы белого или розового цвета, которыми подчеркиваются красота, чистота, невинная душа. Женщинам старше 30 лет несут красные, желтые, оранжевые, сиреневые цветы. Что касается характера, то:

  • мягкость, спокойствие – это симметричные букеты с цветами пастельного тона;
  • яркость, активность – чистый, контрастный тон с асимметрией в сборке букета.

Очень важно при желании возложить цветы, использовать гербарий или искусственные цветочные изделия. Также не стоит забывать, что их сбор заранее, а также хранение в доме – строго запрещены. Живые букеты бросают на путь, по которому понесут тело (то есть перед началом похоронного процесса), а также возлагают на могиле.

Что класть в гроб мужчине?

Умершему мужчине кладут всю православную атрибутику, как и женщинам. К православным атрибутам относятся:

  • одежда для погребения;
  • венчик;
  • рукописи;
  • погребальный и нательный крестик в левой руке;
  • саван или погребальная пелена.

Помимо вышеперечисленного, если покойник при жизни был госслужащим и у него была форма (военная, пожарная, полицейская), она кладется ему в гроб вместе с фуражкой и медалями. Если, будучи живым, человек попросил похоронить его в этой форме, желание обязательно учитывается. Когда умирает ребенок, маленького мальчика одевают в красивый новый брючный костюм, а внутрь можно положить его любимые игрушки, машинки, конструктор и прочее.

Во время нахождения тела в доме и проведения похоронной процессии, у изголовья должна находиться икона. По православным правилам для людей мужского пола следует приобрести икону с изображением Спасителя.

Родственники усопшего часто задаются вопросом, какие цветы нужно нести на похороны. Для мужского букета характерно строгое, контрастное сочетание цветов:

  • белый – черный;
  • желтый – синий;
  • оранжевый – фиолетовый.

Если мужчина был очень активный и решительный, цветы в букетах должны быть асимметрично расположены. Ни в коем случае не стоит приносить мужчине разнообразные букеты розового оттенка с тонким или нежным ароматом.

Можно ли класть вещи в гроб?

Церковь придерживается мнения, что так, как мы пришли в эту жизни с пустыми руками, то таким образом нужно и уйти. Загробный мир предполагает полное очищение душ людей, избавление от мирских привычек. Захоронение личных вещей, например, крестика – это языческий ритуал, который мешает очищаться. Но близкие усопшего считают, что если не заполнить свободные места, то семья столкнется с новым горем. Поэтому необходимо точно знать, какую вещь можно положить, а какую нет.

К покойнику нужно положить только его личные вещи, которые никак не связаны с живыми людьми. Например, обручальное кольцо должно принадлежать исключительно ему, которое должно лежать рядом с ним, ни в коем случае не стоит надевать его на палец. Это же касается и наручных часов.

А кладут ли телефон в гроб? Убитые горем утраты люди, надеются на то, что смерть их родного просто литургический сон, но конечно, это не так. Поэтому хоронят мобильный телефон усопшего вместе с ним. Тогда начинают звонить, писать смс-сообщения, а после полной разрядки, оставляют голосовое уведомление.

Касаемо живых цветов, их нельзя складывать к телу. От веществ, выделяемых ими, тело начинает синеть, а также вызывает неприятный запах. Их помещают на могилу и желательно на ту сторону, где лежат ноги.

Иногда можно видеть наличие топора во время похорон. Так для чего нужен топор? В древние времена считалось, что железная вещь защищает от потусторонних враждебных сил.

Есть такие случаи, когда человек не успел попрощаться с родственником при жизни, поэтому он решается на то, чтобы написать письмо и захоронить его. Многие священники считают, что все теплые слова можно оставить на могильном камне, а не писать все на бумаге. Обуславливается тем, что почерк несет свою энергетику, и можно привязать себя к покойнику.

Фотография, как и письмо, несет свою энергию. На ней не должен присутствовать живой человек, так как это формирует связь потустороннего мира и реального.

Зачем класть расческу? Считается, что гребень, которым причесали скончавшегося, несет в себе энергию злой силы. Через него гадалкам будет легко навредить другим людям. Поэтому так важно схоронить гребешок. Также на покойного одевают тапочки, они могут быть необязательно белые, как это часто говорят. Лишь бы новые и хорошо подходили погребенному.

Если хоронят пожилого человека, который ходил с инвалидной тростью, можно и ее положить в гроб.

При похоронах маленькой девочки следует положить ее любимую куколку. Почему именно куклу? Потому что это символизирует чистую, невинную душу маленького ребенка. Да и покойной душе, и живым родственникам так будет спокойнее.

По желанию, можно положить спиртное. Зависит от того, любил ли человек при жизни выпить. В основном это вино или водка.

Можно ли класть деньги в гроб

Зачем кидают монеты? Многие люди думают, что после кончины, в параллельном мире, человек будет нуждаться в денежных средствах, чтобы обеспечить себя. Такая традиция постепенно уходит в прошлое, но находятся те, кто по-прежнему бросает туда мелочь.

Нужно ли это? Это необязательная процедура, она выполняется по желанию близких. Если у человека при жизни был кошелек с мелочью, то надо положить его к нему.

Можно ли класть икону в гроб?

По православному закону рука покойного держит крестик, а на грудь человеку кладут небольшую иконку. Но прежде чем хоронить, это все необходимо убрать. Такая икона хранится дома в закрытом ящике и достается только в особенный день (9 дней, 40 дней, 6 месяцев, каждый год в день смерти).

Какую икону нужно купить женщине? Женскому полу у изголовья стоит поместить изображение Божьей Матери, оно символизирует женственность. За некрещеного усопшего нужно молиться мученику Уару. Именно он отвечает за некрещеных людей.

Что нельзя класть в гроб умершему?

Запрещается помещать к покойнику фото живого. Это считается порталом в загробную жизнь.

Также запрещается укладывать в гроб живые цветы. Поверье гласит, что выпавший цветок распространит болезнь, которая повлечет смерть. Еще одним запретом является бросание своих монет, это сулит бедную жизнь (всегда пустой кошелек).

Телефон также не несет никакой важности, чтобы быть рядом со своим владельцем. Это исключительно прихоть родных и близких.

Как кладут цветы в гроб?

Цветы должны быть исключительно искусственные или настоящие, но засушенные под гербарий. При кремации они остаются на груди человека, с которыми он и будет кремирован. Живые располагают на урне с прахом (чаще всего это гвоздики, лилии).

Люди, впервые столкнувшиеся с таким горем, задаются вопросом, сколько должно быть цветков. У православных верующих число должно быть четным.

Начнем с того, что иконку кладут в гроб только православному, прошедшему через обряд крещения. Когда человеку приходит время покидать этот грешный мир, его следует подготовить к длинному пути в Царствие Небесное. Для начала тело омывается и заворачивается в полотно, на котором принято изображать распятие. Это считается символом того, что умерший был верующим и с радостью вручает свою душу Богу.

Помимо этого, следует позаботиться о приобретении в церкви специально погребального набора. Все его предметы должны быть использованы при проведении церемонии прощания. Также в гроб принято сложить, помимо означенного набора, вещи, которыми усопший часто пользовался. Это могут быть средства личной гигиены или предметы, которыми он очень дорожил.

В некоторых местах принято обеспечивать усопшего в последнюю дорогу продуктами питания и даже напитками, в том числе и алкогольными. Представители церкви такой подход не одобряют, но все-таки право принятия решения о том, поступать ли таким образом или нет, принадлежит самим родственникам.

Если усопший покончил жизнь самоубийством, был замечен в колдовстве или просто не был крещен, то его не отпевают и в гроб не кладут иконку — в этом случае кладут осиновый крест, ладан и пасхальный крест.

Некоторые люди сомневаются, можно ли одевать усопшему нательный крестик. Если человек всю свою жизнь прожил с верой в Бога, то крестик обязательно должен быть при нем и в его последнем пути.

Икона должна обязательно присутствовать в гробу. Если хоронят мужчину, то кладут, как правило, лик Спасителя, а женщинам - икону Матери Божия. Но это не является незыблемым правилом. В гроб может быт положена икона того святого, которого усопший больше всего чтил при жизни или образ именного святого. Иногда практикуется использование иконы того святого в чей день происходят похороны.

С какой целью это делается? Душе, в ее длинном пути в Царствие Небесное, нужен сопровождающий, так вот тот святой, которого положат усопшему в левую руку и будет выполнять эту роль.

Иногда икона, которую положили к умершему, после его отпевания до момента закрытия крышки достается. И в этом нет ничего предосудительного. Такую иконку можно держать у себя дома. Дальше по жизни в дни поминовения усопшего она достается и перед ней зажигается лампада или свечка.

Икона может быть как оставлена в гробу, так и вытащена из него — главное, чтобы на протяжении всего отпевания она находилась рядом с усопшим. В этом случае она без проблем покинет тело и отправится в мир иной к своим предкам, а родственники до конца своих дней сохранят в сердце светлую память о близком для них человеке.

Так как же будет поступить правильно?

На этот вопрос есть два варианта ответа:

  1. Формальный.
  2. Неформальный.

Формально в руки усопшему положено вкладывать не икону, а крест. Икона же кладется рядом с телом, чтобы в процессе прощания перед закрытием гроба, родственники могли ее поцеловать после «последнего целования» в венчик, закрепленный на лбу почившего в Бозе. Иконка забирается из гроба. Она может храниться в доме близких родственников, а может быть отдана в храм.

Неформально на наш взгляд уже сама такая постановка вопроса является неправильной. Правильно будет так, как захотят сделать родственники, ведь покойному, а тем более Богу совершенно неважно положена та или иная вещь в гроб или нет.

При совершении вселенских родительских суббот, на утрене (которую многие почему-то считаю не очень важной, отдавая предпочтение панихиде) читается закон Божий. В нем мы обращаемся к Спасителю с просьбой помянуть всех почивших мирно и умерших любыми другими способами:

  • Сгоревших.
  • Утонувших.
  • Удавленных «плинфой» (кирпичом).
  • Укушенных гадами.
  • Растерзанных лесными зверями.
  • Убиенных прочими стихиями.

Главным мотивом всех обращений является просьба помянуть и простить все прегрешения, совершены ли они были вольно или по независимым от человека обстоятельствам.

Нигде нет даже малейшего намека на то, насколько важно соблюдать правильность обряда захоронения. Иногда преподобные игумены на смертном одре говорили, чтобы братия тело их стащили в болотную трясину и бросили там. Говорилось это не ради красного словца и не для того, чтобы произвести впечатление, а потому они были полны осознания того, насколько суетно все земное и преходящее.

Традиция снабжать покойника, отправляющегося в последний путь, всякими предметами существовала всегда. И древние египтяне, и скифы, и римляне с греками и многие другие народы в погребения своих мертвецов, помимо «виновника торжества», складывали драгоценности и оружие, предметы быта и одежду. Особо знатные покойники уходили в могилу с женами, рабами и лошадьми - об этом свидетельствуют результаты многочисленных археологических раскопок. Подобные традиции сохранились и в наше время: родные современных покойников часто стараются снабдить их всевозможными «девайсами». Правда, жен и рабов хоронить с «главными» мертвецами уже почему-то не принято. Сотрудники нескольких российских ритуальных бюро помогли корреспонденту ГолосUA составить своеобразный рейтинг предметов, которые родственники и близкие в наше время кладут в гробы своих покойников. 1. Водка Пожалуй, самое распространенное «вложение». Причем, одни утверждают, что ритуальная бутылка предназначена для «помина души» (правда, кого и как покойник «там» будет поминать - непонятно), другие говорят, что она является своеобразным «пропуском» в царство мертвых, третьи надеются, что на том свете мертвые выпьют за живых. Самый распространенный объем - емкость от 0,2 до 0,5 литра. Большие - литровые и выше - бутылки в гроб, как правило, никто не кладет. Во-первых, и места в гробу не так много, а, во-вторых, видимо, думают, что нечего там нажираться. 2. Деньги Традиция класть деньги в захоронение существовала всегда. Правда, сейчас никто не кладет в гроб чемоданы, забитые долларами. Но горсть монет или несколько купюр - в порядке вещей. Очень часто - в кошельке или бумажнике, которыми при жизни пользовался покойник. Суммы в итоге получаются небольшие. Максимум, о чем знают сотрудники ритуальных бюро, - купюра в 100 долларов. Но и такие деньги особо не афишируются - чтобы мародерам не повадно было. Кстати, у традиции класть в могилу деньги есть яростные противники: они считают, что человека, одарившего покойника деньгами, могут ждать большие финансовые неурядицы. 3. Мобильный телефон Самая характерная примета нынешних захоронений - похоже, по ней через пару тысяч лет археологи будут идентифицировать покойников и изучать нашу жизнь. Традиция класть в гроб мобильный телефон - обязательно действующий - пришла из-за границы, и подобное теперь встречается довольно часто. «Пусть будет», - так чаще всего поясняют свое решение родственники. Звонков с того света пока, правда, никто вроде не фиксировал. Но курьезы уже случались. Хоронили одного мужика. Гроб опустили в яму, уже было начали засыпать, как оттуда донесся звон мобильника. Судя по тому, что телефон звонил долго, покойный все-таки решил не отвечать. Правда, пока «мобила» звенела, никто так и не решался закапывать могилу. 4. Фотографии Их кладут в гроб те, кто считает, что, мол, глянет покойный на фотографию - и вспомнит своих, оставшихся на белом свете. Альбомы в захоронениях не встречались, но снимки жен и мужей, детей, групповые снимки и даже изображения животных нередко отправляются в гроб. Бывали случаи, когда покойных снабжали фотоснимками уже умерших родителей - может, для того, чтобы на том свете было легче их разыскать и идентифицировать? 5. Сигареты А почему бы и нет? Вдруг и на том свете захочется покурить? Правда, как правило, ограничиваются одной пачкой - либо очень хороших сигарет, либо тех, которые покойный курил при жизни. Причем чаще всего в гроб кладут уже открытую пачку - наверное, чтоб «там» сильно не заморачиваться с ее распаковкой. Обязательно снабжают либо спичками, либо зажигалкой. Как вариант, иногда кладут трубку, которую мертвец использовал при жизни. 6. Ювелирные изделия В отличие от захоронений древнеегипетских фараонов, современные могилы не являются филиалами ювелирных магазинов. Но иногда в них все же попадают обручальные кольца, которые вдовы и вдовцы отдают своим супругам. Золотые или серебряные цепочки с именными медальонами. Любимые при жизни брошки. Тем не менее, памятуя о мародерах, люди стараются не перегружать покойных «ювелиркой», а сами драгоценности особо не афишируют. 7. Игрушки Как правило, сопровождают детские захоронения. Куклы, плюшевые мишки, зайцы, машинки - их кладут в гроб родители, чтобы дети и на том свете не расставались с любимыми игрушками. 8. Электронные гаджеты Помимо упомянутых мобильных телефонов нередко нынешние покойники отправляются в могилу с различными электронными компактными гаджетами, которые любили и которыми пользовались при жизни. Плейеры, фотоаппараты, компактные радиоприемники, флэшки - непонятно, правда, с какой информацией. Лет пятнадцать назад были случаи, когда в гробы попадали и пейджеры. Кроме того, несколько раз покойники уносили в могилу ключи от любимой машины с брелоком сигнализации. 9. Очки Если покойный при жизни плохо видел и ходил в очках, то как же он будет обходиться без оптики «там»?! Специально для «того света» очки, понятно, никто не заказывает, но прижизненные «окуляры» кладут в гроб довольно часто. А вот случаев, чтобы в могилу попадали солнцезащитные очки, работники ритуальных бюро не припомнят. А вот один бинокль - был! Правда, для чего такая мощная оптика нужна покойному, уточнять они у родственников не стали. 10. Часы Традиция, которая постепенно уходит в прошлое - в связи с тем, что все меньше распространены наручные часы. В современных захоронениях практически не встретишь «Ролексов» и «Брегетов». Тем не менее, нередко в могилу вместе с пожилыми владельцами отправляются старенькие «Лучи», «Ракеты» и «Полеты». Кроме перечисленных предметов в гробы современных покойников, по старой традиции, часто кладут расческу. А в принципе, туда может попасть все что угодно - от косметики и парфюмерии (духи, пудра, помада и т.п.) до предметов одежды, книг и даже предметов хобби. Кстати, церковь подобные «вложения» не поощряет - язычество, мол.

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Журнал «Нескучный сад»

Что кладут в гроб покойному? В действительности это весьма важный вопрос, который требует обстоятельных, подробных комментариев, так как сегодня на него направлено пристальное внимание церкви. Согласно утверждениям церковных представителей большинство людей, осознанно или не желая того, пытаются класть в гроб различные предметы и вещи, которые не только нарушают спокойствие живых людей, но и мешают душе умершего человека обрести покой.

По христианским традициям, покойник сохраняет свои прижизненные пристрастия, потребности. Из-за этого в гроб кладут различные предметы и продукты: одежду, полотно, хлеб, соль, вино, сахар. Также могут положить бутылку водки, пироги, воду и масло.

Что кладут в гроб мужчине?

Мужчине в изголовье кладут шапку либо фуражку, если он был военным.

Что кладут в гроб женщине?

Женщине в изголовье кладут платок, чепец.

Умершим до брака в гроб кладут фату, венок, а беременным – детские игрушки, пеленки.

Что надо класть в гроб опасным преступникам, самоубийцам, колдунам?

Кладут освященный пасхальный хлеб, освященные травы, осиновые кресты, мак, терновник и ладан, чтобы предотвратить их «хождение».

В этой статье мы опишем, что можно класть в гроб покойнику, а что нельзя класть в гроб.

Кладут ли цветы в гроб?

Почему нельзя класть в гроб живые цветы? Не разрешается класть в гроб к усопшему живые цветы, так как их во время похоронной процессии бросаются на дорогу. Это ритуал по переносу болезни с умершего человека на живых людей. Ни в коем случае не наступайте на них, не собирайте и тем паче не приносите в свой дом.

Какие цветы кладут в гроб? Если вы желаете положить цветы в гроб к покойнику, то лучше воспользоваться засушенными либо искусственными цветами.

Какую икону кладут в гроб? Можно ли класть крестик в гроб?

Согласно православному обычаю захоронения в руки покойника принято давать небольшой крестик, а на его груди располагают икону. С одной стороны, оставлять в гробу икону не рекомендуется: обычно перед захоронением икону убирают и хранят дома, выставляя в поминальные дни. С другой стороны, не считается нарушением обряда оставлять в гробу икону, это допустимо, однако, никакой пользы не приносит. В вопросе какую икону кладут в гроб женщине, мужчине нет ясного ответа. Бесспорно, это православные иконы зачастую божьей матери либо покровителя усопшего человека.

Кладут ли деньги в гроб?

Нужно ли класть деньги в гроб? Эта самая древняя традиция предполагала, что в загробном мире покойнику понадобятся средства для существования. Раньше в гроб клали, домашнюю утварь, предметы обихода, оружие, драгоценности и одежду. В могилах зажиточных людей находили слуг, коней и жен, которые сопровождали умершего в загробной жизни. Считалось, что деньги помогут покойному приобрести все необходимое.

Много воды утекло с тех пор, но традиция класть в гроб деньги осталась актуальной. Большинство людей не знают, зачем кладут деньги в гроб. Если так принято, почему я так не делаю? Все делают, и я буду: вот так эта традиция дожила до наших дней.

Можно ли в гроб класть вещи?

Если внутри гроба слишком много свободного пространства, то его следует заполнить, чтобы в семье не случилась новая смерть. Поэтому сюда кладут одежду, обувь и личные вещи усопшего, его простыни, одеяло, подушку и прочее.

Что кладут в гроб умершему еще? Вместе с покойным кладут мерку, так как в доме не следует оставлять вещи, с которыми он контактировал. Следовательно, и веревки, которыми перевязывались его руки и ноги, и мерка, которую снимали для гроба, необходимо уложить рядом с усопшим. Безусловно, в магии есть ритуалы с использованием этих веревок. Их не принято никому отдавать, однако ведьма может совершить кражу. Близкие, родственники вряд ли смогут уследить за всем происходящим, особенно в это время скорби, поэтому друзья и знакомые должны следить за тем, чтобы никто не смог тронуть эти вещи.

Если покойника довелось расчесывать гребнем, то его нужно либо положить в гроб, либо выбросить в реку. А все потому что такой гребень считался носителем негативной энергии, он считается нечистым и руки отмыть от него практически невозможно. Бросать гребень нужно только лишь в проточную воду, озеро для этой цели не подойдет. Так поступают для того, чтобы не было в семье новой смерти, чтобы горе покинуло дом, а родственники легче перенесли утрату. Если реки поблизости нет – положите гребень рядом с покойником. Главное, чтобы этот гребень никто из детей не взял и не расчесался.

Зачем кладут волосы в гроб?

Волосы в народных представлениях являются средоточием жизненных сил человека. Отрезанные волосы в магических ритуалах, так же как и слюна, семя, кровь, ногти и пот представляли собой астрального двойника. Древние верили, что с бородой и волосами можно отнять у человека здоровье и жизненную энергию. Зачастую волосы хранили, а после смерти клали в гроб, чтобы в загробном мире отчитаться за каждый волосок.

Можно ли в гроб класть ремень?

Случается, что усопший приходит к нам во сне и просит какую-нибудь вещь: очки, ремень, часы, носки и т. д. Такое происходит очень часто, когда о нем забывают, не поминают, не молятся о нем, не ставят свечи в церкви. Покойник просит не вещь, а молитву и праведные дела в его память. После таких снов необходимо посетить церковь, поставить заупокойную сечу, заказать сорокоуст и помолиться о душе усопшего. Желательно приобрести новую вещь, которую просит умерший, и отдать ее нуждающемуся человеку.

Нужно ли в гроб класть нательный крестик?

После смерти обладателя нательного крестика лучше положить его рядом с покойным. Крестик другого человека носить нельзя, особенно если он умер. Считается, что с ним человек принимает на себя чужие беды и горести. Можно оставить его на память и хранить в шкатулке, но носить не стоит. На вопрос класть ли крест в гроб или его можно носить любой священник ответит положительно. Только предварительно его нужно освятить в церкви.

Провожая своих родных и близких в загробный мир не нужно в гроб ничего класть, кроме положительного: венчик, нательный крестик, покрывало. Ничего постороннего рядом с покойником в гробу быть не должно. Если не знаете что укладывать в гроб, спросите об этом священнослужителей.