Число грамматическое. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения Грамматическое значение числа в русском языке

ЧИСЛО ГРАММАТИЧЕСКОЕ, грамматическая категория, служащая для выражения количества. Наряду с показателями числа средствами выражения количества в языке могут быть числительные , а также такие существительные, прилагательные и наречия, как, например, пара, сотня, единственный, несколько, много и др. Языки, в которых есть лексические средства выражения количества, но нет грамматических средств (т.е. грамматической категории числа), встречаются очень редко. Это прежде всего языки Юго-Восточной Азии (вьетнамский, лаосский и др.) и некоторые языки индейцев Северной Америки. Заметим также, что языки без грамматической категории числа – это явление значительно более редкое, чем языки без категории рода, падежа и определенности/неопределенности.

Различают семантическую грамматическую категорию числа существительных и личных местоимений (так называемое «субстантивное число»), с одной стороны, и синтаксическую (согласовательную) грамматическую категорию числа прилагательных и глаголов, с другой. Так, в примере Там лежат большие мячи форма мн. числа существительного непосредственно отражает количество обозначаемых объектов ("несколько мячей"), а форма мн. числа прилагательного, как и форма глагола, лишь согласуется с формой существительного мячи . Чрезвычайно редко согласование по числу бывает у наречий. Так, например, в цахурском языке, на котором говорят в Дагестане, форма наречий образа действия выбирается в зависимости от формы глагола, которая, в свою очередь, зависит от числа подлежащего.

В случае, когда формы числа имеют собственное значение (т.е. у существительных и местоимений), они обозначают либо количество предметов, людей и животных – всего того, что человек видит в окружающем мире, либо количество каких-то событий, действий и т.п., например, две битвы, несколько выступлений, жалобы, взмахи рук и др. Однако не все, о чем говорится, поддается счету. Например, по-русски нельзя считать многие абстрактные качества, свойства, состояния, процессы, такие, как доброта, свежесть, покой, торговля и др. Из объектов предметного мира не поддаются счету прежде всего вещества: вода, песок, снег и др. Сколько бы такого вещества не было, оно все равно обозначается единственным числом. Хотя во многих веществах, таких, как песок, соль, снег, человеческий глаз может различить отдельные частицы (для иХ обозначения в языке используются специальные слова, называемые сингулятивами: песчинка, снежинка и т.п.), все же они, по-видимому, кажутся настолько неважными и незаметными, что человек представляет себе песок и т.п. объекты именно как массу, а не как множество частиц. Отличие несчетных объектов от счетных состоит в том, что любая часть (порция) воды, песка и т.п. все равно называется водой или песком; напротив, часть стола уже не будет столом.

Похожий механизм представления множества объектов как нерасчленимой массы может использоваться и в других случаях, когда составляющие имеют больший размер, чем частицы вещества. Например, в русском языке клубника, состоящая из довольно крупных ягод, представляется как несчетная: ну и наелся я клубники ! (единственное число); интересно, что в близком к русскому польском языке эта ягода, наоборот, обозначается как множество: truskawki – букв. «клубники». Специально как нечленимые (несчетные) совокупности могут представляться даже группы – люди (человечество, аристократия, профессура ), а кроме того, животные (скот, дичь ) и предметы (паркет, мебель, мусор, развалины и др.). Такие обозначения еще называют собирательными существительными, особенно если они образованы от названий предметов или людей с помощью специальных собирательных суффиксов.

Свойством несчетности в русском языке обладают названия ягод (смородина, виноград ), кустарников и трав (в отличие от деревьев, ср. бузина, осока , но березы ). А вот различные овощи и фрукты ведут себя в этом отношении по-разному. Так, яблоки, огурцы и помидоры счетны, капуста же, напротив, не поддается счету (нельзя сказать «две капусты»), а такие овощи, как морковка, репа, свекла, редиска, в одних случаях представляются как счетные (надо почистить несколько морковок ), а в других – как несчетные (я почистила всю морковку ). В этот же переходный класс между счетными и несчетными попадают и некоторые другие существительные, ср. улица вымощена булыжником и я поднял два булыжника ; на улице продают гвоздику и в вазе стоят белые гвоздики . Некоторые имена становятся несчетными, если у них меняется значение, ср. по двору ходят куры ("животные") и всех гостей накормили курицей ("мясо").

В языках мира различается несколько типов систем числа – в зависимости от состава значений данной грамматической категории: единственное, множественное, двойственное ("два объекта"), тройственное ("три объекта"), четверное ("четыре объекта") и паукальное ("небольшое количество объектов") чисел. Естественно, что все эти грамматические значения могут выражать только счетные имена.

Наиболее распространена система, в которой противопоставлены единственное и множественное число, ср. стол ~ столы . Она свойственна большинству индоевропейских языков, урало-алтайским, картвельским и нахско-дагестанским языкам Кавказа, африканским языкам банту и др.

Система, основанная на противопоставлении 3-х значений: единственное ~ двойственное ~ множественное число, – имеется в семитских языках, в индоевропейских (особенно в древних – в санскрите, древнегреческом, старославянском, древнерусском, из современных – в словенском и лужицком), в ненецком, корякском, алюторском и некоторых других. Так, по-древнерусски говорили жена (ед. число), жены (мн. число), но (двойств. число). Некоторые современные русские формы, употребляющиеся с числительными от двух до четырех, также восходят к древнерусской форме двойственного числа, ср. два соседа , но мн. число соседи, соседей и т.д. Кроме того, современные формы множественного числа очи, плечи, уши и некоторые другие на самом деле представляют собой старые формы двойственного числа (конечно же, не случайно, что это именно такие слова, которые обозначают «парные» объекты).

Очень редко встречается система с противопоставлением 4-х чисел: единственное ~ двойственное ~ тройственное ~ множественное. Она засвидетельствована в ряде папуасских языков. Еще более сложная система, включающая четверное число, имеет место, например, в языке сурсурунга (один из австронезийских языков), в котором по пяти числам противопоставлены личные местоимения: "ты" ~ "вы двое" ~ "вы трое" ~ "вы четверо" ~ "вы (более четырех)".

Паукальное число (от латинского слова paucus "немногочисленный"), обозначающее небольшое количество (до 5–7) объектов, противопоставляется единственному, множественному, а иногда и двойственному числам в некоторых полинезийских, дагестанских и ряде др. языков, например, "лев" ~ "несколько/немного львов" ~ "много львов".

Наконец, в отдельных языках существуют особые показатели «множества множеств», например, в бретонском языке существительное «глаз» имеет форму двойственного числа, а если надо сказать «несколько пар глаз», то к окончанию двойственного числа присоединяется еще окончание множественного числа.

Помимо основных значений единичности, множественности, двойственности и т.п. формы числа могут выражать и некоторые дополнительные значения. Так, в дистрибутивном контексте формы единственного числа обозначают множество объектов, но не простое, а соотнесенное с другим рассматриваемым множеством (например, говоря Все подняли руку , мы имеем в виду, что рук было несколько, причем каждый человек поднял только одну руку). В том же контексте в русском языке может быть использована форма множественного числа. Она также обозначает множество, распределенное относительно второго рассматриваемого множества, но несколько иначе: говоря Все подняли руки , мы имеем в виду, что каждый поднял обе руки.

Во многих языках распространено гиперболическое, или экспрессивное употребление множественного числа, ср. разъезжать по Европам; Какие люди пришли! Преувеличение состоит в том, что здесь реально обозначается один объект.

Формы множественного числа употребляются также в значении количества, известного говорящим исходя из общих знаний о мире, ср. глаза в значении "два глаза", колеса автомобиля "четыре колеса", карты "набор (игральных) карт".

Так называемое репрезентативное множество, выражаемое формами множественного числа, обозначает группу лиц по одному из ее представителей, ср. испанск. los padres "отец и мать", букв. "отцы", ср. также рус. Ивановы "семья Ивановых". Похожий механизм лежит в основе обозначения приблизительного множества, так, в русском выражении шестидесятые годы используется форма множественного числа первого года десятилетия, а в татарском языке фраза примерно в середине июня буквально звучит как «в серединах июня».

У существительных, обозначающих вещества и не имеющих вследствие этого осмысленного прочтения «обычной» множественности, формы множественного числа употребляются в значении "несколько сортов или разновидностей" (ср. вино ~ вина ), а также в значении большого количества и интенсивности (ср. пески Сахары ).

В личных местоимениях встречается особое множественное величия или вежливости, ср. русское вежливое Вы , немецкое Sie , местоимение мы , обозначающее царствующих особ (мы, Николай II ).

Для выражения грамматических значений числа могут использоваться самые разнообразные средства. Это и аффиксы (ср. англ. book "книга"~ books "книги"), и так называемая внутренняя флексия, т.е. изменение гласных внутри корня (например, в арабском madоna (t ) "город" ~ mudun "городa (больше двух)", ср. также англ. foot "нога" ~ feet "ноги"), и редупликация, т.е удвоение корня (например, в индонезийском языке форма «люди» буквально переводится как «человек-человек»). В некоторых языках, например в венгерском, число выражается факультативно в том случае, если значение множественности ясно из контекста, например, в сочетании с обозначениями количества "много", "десять" и т.п. используется форма единственного числа.

Во многих языках встречаются существительные, имеющие только форму множественного числа (так называемые pluralia tantum). Обычно таким образом обозначаются предметы, состоящие из двух частей (ср. очки, брюки ) или сложные (грабли, счеты ), а также некоторые вещества и другие неисчисляемые объекты (белила, дрова, именины, побои ). Если существительное обозначает счетные объекты, то форма множественного числа у него омонимична, т.е. используется и для обозначения одного предмета, и для обозначения множества: например, фраза В шкафу висели брюки может указывать как на одну, так и на несколько пар брюк.

Число часто выражается совместно с другими грамматическими категориями – такими, как падеж, род (именной класс), определенность/неопределенность (например, в русском и др. славянских языках, латинском, древнегреческом, норвежском, языках банту). В языках с разрушенной системой склонения, таких как французский или немецкий, показателем числа может становиться артикль(наряду с определенностью/неопределенностью и др. грамматическими значениями). Так, в немецком языке для многих существительных лишь форма артикля отличает единственное число от множественного в косвенных падежах, ср. der Bär "медведь" (именит. падеж ед. числа) ~ die Bären "медведи" (именит. падеж мн. числа), но: des Bären "медведя" (род. падеж ед. числа) ~ der Bären (род. падеж мн. числа), dem Bären "медведю" (дат. падеж ед. числа) ~ den Bären (дат. падеж мн. числа).

Грамматическая форма определяется как регулярные видоизменения слова, имеющие различные грамматические значения. Например, форма 1 лица ед. ч. настоящего времени пишу, читаю, вижу или форма прошедшего времени мн. ч. писали, читали, видели.

В морфологии возможно двоякое употребление термина грамматическая форма. Во-первых, грамматическая форма может пониматься как абстрактный образец в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п. Эта форма может быть представлена в разных словах: красная, деревянная, скучная.

Другое применение термина – в значении формы конкретного слова: форма И.п. ед.ч. существительного спина. Для терминологического разграничения вводится понятие словоформы . Словоформа – конкретное слово в какой-либо грамматической форме: в саду – это словоформа слова сад.

В содержании словоформы различают несколько моментов. Во-первых, выделяют лексическое значение, во-вторых – словообразовательное (или деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой - несет информацию о частеречной принадлежности слова. Например, в слове учитель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель , который также сигнализирует о том, что это слово – существительное. В-третьих, в слове выделяют грамматические реляционные значения, которые выражаются либо флексией (окончанием), либо другими способами (см. об этом ниже). Например, в слове учитель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.

Ср.: лексическое значение реляционное значение

Учи + тель + Ш

деривационное

Значение

грамматическое значение

Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, иногда самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов или сочетаний самостоятельных слов. Лексические значения лишены такого регулярного выражения.

Грамматические значения имеют абстрагированный характер и присущи ряду слов, а не одному слову. Абстрагированный характер грамматических значений проявляется, в частности, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных - обнаруживается у слов, корни которых выражают действие –ход, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – индивидуально.

Рассмотрим подробнее способы выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические способы. При синтетическом (простом) способе грамматические значения выражаются посредством морфем – реляционных, формообразующих и даже корневых. При аналитическом (сложном) способе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного, а также редупликацией, порядком слов и интонацией.

Примерами реляционных аффиксов являются: КУКЛ А -КУКЛЫ

КРАСНЫЙ – КРАСНАЯ – КРАСНЫЕ, ХОДИЛШ -ХОДИЛ А - ХОДИЛИ,

где флексии выражают значение рода и числа. Формообразующие аффиксы используются, например, для выражения значений прошедшего времени - ХОДИЛ, ВИДЕЛА.

Грамматические значения могут выражаться разными корнями, такой способ называется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне. Кроме названных синтетических способов, используется еще внутренняя флексия и ударение. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) - teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Ударение служит единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов пбруса – парусб, лэга – лугб.

Аналитические способы, представляющие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами – местоимениями. Другим средством выражения грамматических значений является редупликация. Это явление состоит в повторении или слога, или корня, или целого слова. Например, еле-еле, чуть-чуть. В некоторых языках редупликация распространена довольно широко. Например, в отдельных языках Африки редупликация является средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация использовалась для выражения значения длительности в глагольных основах. Разная интонация разграничивает предложения со значением вопроса и побуждения: Направо? – Направо! В примерах два часа и часа два порядок слов влияет на выражение значения конкретного и приблизительного времени.

Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы могут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются очень сложными. Например, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа. Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа или значением множественного числа, являются частными парадигмами внутри полной парадигмы. Полная парадигма может состоять из двух, трех, четырех и более частных парадигм. Например, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных. В парадигме слова может отсутствовать какая-либо частная парадигма. Например, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы называют неполными.

Грамматическое значение

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова; отличия между этими двумя типами значений таковы:

1. Грамматические значения очень абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово. Даже самые отвлеченные лексические значения (например, значения таких слов, как бесконечность, скорость) менее абстрактны, чем грамматические значения.

2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).

Итак, грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений. Например, имя существительное волком в предложении Я волком бы выгрыз бюрократизм (М.) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа (значение сравнения: `подобно волку, как волк`). Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется категориальным (общекатегориальным); таковы значения предметности у имени существительного, количественности у имени числительного и т. д.

Категориальное значение слова дополняется и конкретизируется частными (частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности ~ неодушевленности, рода, числа и падежа.

Грамматическое значение всегда сопутствует лексическому, а лексическое не всегда сопутствует грамматическому значению.

Например: океан - человек (разное лексическое значение, но одинаковое грамматическое - существительное, ед.ч, И.п) [Лекант 2007: 239-240].

Способы выражения грамматических значений

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный.

При синтетическом способе грамматические значения выражаются обычно аффиксацией, т.е. наличием или отсутствием аффиксов (например, стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво), значительно реже - чередованием звуков и ударением (умереть - умирать; масла - спец. масла), а также супплетивно, т.е. образованиями от разных корней (человек - люди, хорошо - лучше). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода - воды), а также с чередованием звуков (сон - сна).

При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т.е. в других словах (слушать - буду слушать).

При смешанном, или гибридном способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме), грамматическое значение первого лица - местоимением и окончанием (я приду).

Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание - ут выражает и лицо, и число, и наклонение [Интернет ресурс 6].

Грамматическая категория -- это совокупность противопоставленных друг другу морфологических форм с общим грамматическим содержанием. Например, формы пишу -- пишешь -- пишет указывают на лицо и поэтому объединяются в глагольную грамматическую категорию лица; формы писал -- пишу -- буду писать выражают время и образуют категорию времени, словоформы стол -- столы, книга -- книги выражают представление о количестве предметов, они объединяются в категорию числа и т. д. Можно также сказать, что грамматические категории формируются частными морфологическими парадигмами. Грамматические категории в целом имеют три особенности.

1) Грамматические категории образуют своего рода закрытые системы. Количество членов, противопоставленных друг другу в грамматической категории предопределено структурой языка и в целом (в синхронном срезе) не варьируется. При этом каждый член категории может быть представлен как одной, так и несколькими однофункциональными формами. Так, грамматическая категория числа существительных образуется двумя членами, один из которых представлен формами единственного числа (стол, книга, перо), другой -- формами множественного числа (столы, книги, перья). Существительные и прилагательные имеют три рода, у глагола три лица, два вида и т. д. Количественный состав некоторых грамматических категорий в литературе определяется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории, а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10 и большее количество падежей. Однако это отражает только разные приемы выделения падежей. Что же касается самого грамматического строя языка, то в нем падежная система регламентирована существующими типами склонения.

2) Выражение грамматического значения (содержания) между формами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое лицо, пишешь -- второе, пишет -- третье; стол, книга, перо указывают на единственное число, а столы, книги, перья -- на множественное число, большой -- это мужской род, большая -- женский, а большое -- средний, форма большие на род не указывает.

3) Формы, образующие морфологические категории, должны объединяться общим содержательным компонентом (что отражено в определении грамматической категории). Это обязательное условие для выделения грамматической категории. Без указанной общности грамматические категории не формируются. Например, противопоставление переходных и непереходных глаголов не образует морфологической категории именно потому, что оно не основано на общем содержании. По той же причине не являются морфологическими категориями и другие лексико-грамматические разряды, выделяемые в самостоятельных частях речи [Камынина 1999: 10-14].

Знаменательные и служебные части речи

Части речи -- это основные грамматические классы слов, которые устанавливаются с учетом морфологических свойств слов. Эти классы слов важны не только для морфологии, но также для лексикологии и синтаксиса.

У слов, относящихся к одной части речи, есть общие грамматические признаки:

1) одинаковое обобщенное грамматическое значение, называемое частеречным (например, для всех существительных значение предметности);

2) одинаковый набор морфологических категорий (для существительных характерны категории одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа). Кроме того, слова одной части речи обладают словообразовательной близостью и выполняют одинаковые синтаксические функции в составе предложения.

В современном русском языке выделяются самостоятельные и служебные части речи, а также междометия.

Самостоятельные части речи служат для обозначения предметов, признаков, процессов и других явлений действительности. Такие слова обычно являются самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение. Различаются следующие самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Внутри самостоятельных частей речи противопоставляются полнознаменательные и неполнознаменательные слова. Полнознаменательные слова (существительные, прилагательные, числительные, глаголы, большая часть наречий) служат для называния определенных предметов, явлений, признаков, а неполнознаменательные слова (это местоимения и местоименные наречия) лишь указывают на предметы, явления, признаки, не называя их.

Важно еще одно разграничение в рамках самостоятельных частей речи: имена (существительные, прилагательные, числительные, а также местоимения) как части речи склоняемые (изменяемые по падежам) противопоставлены глаголу как части речи, для которой характерно спряжение (изменение по наклонениям, временам, лицам).

Служебные части речи (частицы, союзы, предлоги) не называют явлений действительности, а обозначают отношения, существующие между этими явлениями. Они не являются самостоятельными членами предложения, обычно не имеют словесного ударения.

Междометия (ах!, ура! и др.) не входят в число ни самостоятельных, ни служебных частей речи, они составляют особый грамматический разряд слов. Междометия выражают (но не называют) чувства говорящего [Лекант 2007: 243-245].

Поскольку части речи - понятие грамматическое, очевидно, что и принципы, основания выделения частей речи должны быть прежде всего грамматические. Во-первых, такими основаниями являются синтаксические свойства слова. Одни слова входят в грамматический состав предложения, другие не входят. Одни из входящих в грамматический состав предложения являются самостоятельными членами предложения, другие нет, поскольку могут выполнять лишь функцию служебного элемента, устанавливающего отношения между членами предложения, частями предложения и т.д. Во-вторых, существенными являются морфологические признаки слов: их изменяемость или неизменяемость, характер грамматических значений, которые может выражать то или иное слово, система его форм.

Исходя из сказанного все слова русского языка подразделяются на входящие в грамматический состав предложения и не входящие в этот состав. Первые представляют собой подавляющее большинство слов. Среди них выделяются слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова являются самостоятельными членами предложения. К ним относятся: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, наречия, категория состояния.

Знаменательные слова и принято называть частями речи. Среди знаменательных слов по морфологическому признаку изменяемости-неизменяемости выделяются, с одной стороны, имена и глагол, с другой - наречие и категория состояния.

Два последних разряда - наречия и категория состояния - различаются синтаксической функцией (наречия служат главным образом обстоятельством, категория состояния - сказуемым безличного предложения: "Мне грустно, потому что весело тебе" (Л.), а также тем, что в отличие от наречий слова категории состояния способны управлять ("Мне грустно", "весело тебе"; "Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!"- П.).

Служебные слова (их называют еще частицами речи) объединяет то, что они (входя в грамматический состав предложения) служат лишь для выражения разного рода грамматических отношений либо участвуют в образовании форм других слов, т.е. не являются членами предложения. С морфологической точки зрения их объединяет также неизменяемость.

К ним относятся предлоги, союзы и частицы. При этом предлоги служат для выражения отношения существительного к другим словам, союзы устанавливают связь между членами предложения и частями сложного предложения. Частицы участвуют в образовании некоторых глагольных форм, в построении определенного типа предложений (например, вопросительных). К словам, не входящим в грамматический состав предложения, относятся модальные слова, междометия и звукоподражания.

Модальные слова (возможно, конечно, может быть, наверно, по-видимому, пожалуй, разумеется и др.) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания. Междометия служат для выражения чувств и волевых побуждений (ах, ой-ой-ой, брысь, ну и т.д.). Звукоподражания - слова, передающие какие-нибудь звуки и шумы. Эти три последних разряда слов, как и служебные слова, являются неизменяемыми [Рахманова 1997: 20].

Грамматические значения грамматической форме .

простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):

Простая (синтетическая читал

буду писать.

парадигмой слова



.

Словоизменительные;

Классификационные.

историческим изменениям нормативные варианты: ; современный и устаревший (или устаревающий):

Грамматические средства и способы(синтетические и аналитические).

Грамматические способы(синтетические)

· способ аффиксации.Он состоит в присоединении к корням различниые аффиксы. Пример:книга,книге,книгу(зн-е падежа выраж-ся в аффиксе).

· -способ внутренней флексии(чередование).

Чередования:

-фонетические

-нефонетические :1)исторические(тралицион.)-они не обусловлены фонетической позицией звука.Современной т.зр.им объяснения нет.Они объясн-ся исторически:лоб-лба,день-дня,сон-сна.Они не явл-ся внутренней флексией.2)Грамматич.Это внутрен.флексия-это также зв:изменения корня,при кот.происходит изменение. Грамм.знач-я слова,т.е.это не любые чередования звуков,а только те,кот.выражают грамматич-е знач-я. Впервые явление внутр.флексии было обнаружено на материале германских(анг.и нем.)языков.В узком понимании-классич.понимание в герм.языках.Пример:sing-singen,sang-sang,sung-gesungen,song-gesang. В широком понимании-под внутр.флексией понимаются любые грамм.чередования в любом языке.Пример:избежать-избегать(меняется знач-е вида),собирать-соберу-сбор,собрать(либо время, либо вид, либо часть речи)-это спорный вопрос.

· Редупликация(способ повторов.Это частичное повторение корня,основы или целого слова, при помощи кот.выражается грамм-ое знач-е. Пример:orang(малайский язык)-человек,orang orang-люди,talon-поле(Филипп.острова),taltalon-поля.

В латинском языке способ редупликации используется как один из способов об-я основ перфекта:tango mordeo cado, tetigi momordi cecidi. В русском языке этот способ очень редко использ-ся.Только для выражения прев.степени(красны,красный)или для выражения длительности действия(просить,проситель).

· Способ ударения.Это изменение грамм.зн-я с помощью ударения.Пример:руки-руки(число падеж),насыпать-насыпать(вид). В некот.языках,где сущ.неоновые ударения способ ударения всегда будет грамм.способом.

· Субплетивизм-это соединение в одну грамм.пару разных основ.В индоевпроп.я.широко представляет этот способ.Пример:обр.и личн.местоим.:я-меня(ego-mei),человек-люди,говорить-сказать.

Аналитические способы-

· способ служебных слов.Лексич.значение выражает значенательным словом,а грамм.служебным.Пример:я буду читать,я бы сделал,самый лучший.Франц.яз.:le chat-кот,du(de)chat-кота,an chat-коту (опред.падеж).

· способ порядка слов.Есть языки, где грам.не зависит от порядка слов(они обаладют свободным порядком слов)-рус.и лат.языки:Пример:Отец любит сыт,Отец сына:любит,Сына отец любит,Любит отец сына, Любит сына отец -может измен-ся логич.форма, но не грамматич(отец-падеж).Pater filium amat,.Filium pater amat,Amat filium pater. Для англ.я.нельзя менять порядок слов.Поэтому в англ.я.действует способ порядка слов,а в русс.и лат.-нет.

· Способ интонации.Меняется благодаря интонации меняется грам.структура предложения.Пример:Слышу голос незнакомый,Слышу:голос незнакомый.



Грамматическое значение. Основные признаки грамматического значения.

Грамматическое значение – это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее стандартное выражение и выступающее как добавочное значение к лексическому. Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения. Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения. Материальным выражением грамматического значен ия является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме .

Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими):

Простая (синтетическая ) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.

Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать.

Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа . Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.

Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называется парадигмой слова . Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.



12.Грамматические категории, их своеобразие в языках мира. Исторические изменения грамматических категорий .

Словоизменительные;

Классификационные.

Словоизменительные-выраж.через изменение форм одного слова(число и падеж существит-ых, род,число,падеж,прилаг.).

Классифик-ция-показывает принадлежность слова к опред.грамматич-му классу. К классиф.относится род сущ-х(не переводность глаголов).

Номинативная-семантическ.знач-я категории,указывает на определённые св-ва объекта:число сущ-ых,время глаглов.

Синтаксические-число,формальные категории,не указ.на реальные св-ва объекта,выполняют функцию связи слов в предложении:род,число,падеж прилага-ых.

Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям , которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Таковыми являются равноценные нормативные варианты: ставень - ставня, цехи -цеха; нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять - пять грамм, подытоживать -подытоживать (первые - книжные, вторые - разговорные); нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома -до дому, (поезд) двигается -движется ; современный и устаревший (или устаревающий): санаторий -санатория, профессоры -профессора, ТАСС сообщил -ТАСС сообщило; литературный и просторечный или диалектный: мурлычет -мурлыкает, ляг-ляжь, шоферы -шофера . В условиях белорусско-русского билингвизма употребление в русской речи просторечных или диалектных вариантов может поддерживаться влиянием белорусского языка.

Грамматическое значение числа является номинативным. Формы
единственного числа называют один предмет, формы множественного
числа - неопределенное множество предметов, в том числе и два пред-
мета. А. А. Потебня отмечал, что, когда в языке было двойственное чис-
ло, представление о много начиналось с трех, после утраты двойствен-
ного числа оно начинается с двух 43 . Другими словами, наши предки
считали не так, как мы считаем. Мы считаем: один, много, а они счита-
ли: один, два, много.

Грамматическое значение числа участвует в формировании объек-
тивного, отражающего действительность, содержания предложения
(в синтаксисе оно называется диктумным). В референтно ориентирован-
ных высказываниях выбор форм числа для носителей языка релевантен.
Это совсем не одно и то же, скажем ли мы Под крышей свила гнездо ла-
сточка
или Под крышей свили гнезда ласточки.

Грамматическое значение числа имеет такие особенности.

1) Оно формируется на основе бинарного противопоставления со-
относительных морфологических форм при сохранении лексического
значения слова: дом -> дома, страна -> страны, окно -> окна. Ни в слу-
чаях типа снег 1 снега, нежность 1 нежности, ни в smgulana tantum, ни
в pluraha tantum окончание словоформы не выражает номинативного
значения числа. Флексия числа имеет грамматическую семантику толь-
ко при противопоставлении форм с одним и тем же лексическим значе-
нием. Когда лексема pluraha tantum называет считаемый предмет, пред-
ставление о количестве или передается контекстом, или опирается на
некий жизненный опыт, знание типовых жизненных ситуаций. Напри-
мер, можно полагать, что в предложении На мальчике были дырявые
джинсы
словоформа джинсы называет один предмет, но это никак не
связано с окончанием.

Грамматическое значение числа реализуется только при словоизме-
нении.

2) Грамматическое значение числа зависит от референтной ориен-
тации существительного в высказывании. Например, в предложении
Грузины живут на Кавказе словоформа множественного числа выража-
ет значение совокупности, так как грузины представлены здесь как
класс, как нация. Та же самая словоформа не может иметь этого значе-
ния в условиях конкретной референтной соотнесенности: На вокзале
к нему подошли грузины.
См. также: Волк - осторожное животное и Из
зоопарка убежал волк.
В первом случае форма единственного числа име-
ет значение совокупности, во втором - единичности. Контекстные ус-



А А Потебня Из записок по русской грамматике Т 1-2 1958 С 50
56


ловия употребления форм числа могут модифицировать грамматиче-
ское значение числа.

3) Зависимость от контекстных условий проявляется не только
в модификации грамматического значения. Коррелятивная форма чис-
ла (как правило, единственного) может употребляться безотносительно
к идее счета вообще. Например, в предложении Люблю грозу в начале
мая <...>
(Тютчев) форма ед. ч. грозу выбирается для обозначения явле-
ния как такового. В ней не акцентируется ни значение один, ни значе-
ние несколько. Контекст может нейтрализовать номинативное значение
числа.

Нейтрализации числовой семантики может способствовать синтак-
сическое место, занимаемое существительным. Когда существительное
оказывается в наречной позиции, его числовое значение нередко как бы
отходит на второй план, становится незначимым для высказывания,
и говорящий выбирает форму числа в соответствии с узусом, без опоры
на количественные отношения: Но невеста молодая. До зари в лесу блу-
ждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела
(Пушкин). В при-
веденном тексте нельзя заменить единственное число слова заря на мно-
жественное, хотя в других случаях это существительное может употреб-
ляться с опорой на числовое противопоставление: ср. 1) А зори здесь ти-
хие
(Б. Васильев); 2) Одна заря сменить другу Спешит, дав ночи полчаса
(Пушкин).

Особо надо отметить позицию при связке в составном именном
сказуемом, где действует правило так называемого смыслового согласо-
вания с подлежащим, и форма числа в сказуемом бывает предопределе-
на формой подлежащего: Петушок мой золотой Будет верный сторож
твой
(Пушкин).

Грамматическое значение числа релевантно в тех условиях, в кото-
рых сохраняется возможность выбора морфологической формы.

4) Число зависит также от лексики. Как уже отмечалось, эта связь
проявляется в возможностях формообразования, многие существитель-
ные не употребляются во множественном числе по причине своего ле-
ксического значения. Это значит, что лексическое значение может «за-
черкивать» грамматическую семантику числа.

Примечание. Возникающие в обществе (и у отдельных личностей) по-
требности могут преодолевать указанный лексический барьер К при-
меру, слово инициатива, развив в себе значение "предложение, на-
правленное на достижение результата", в современном общественно-
политическом языке стало активно употребляться в обоих числах

§ 30. Основные контекстные (синтаксические) значения
форм единственного и множественного числа

Формы ед. ч. могут иметь:


1) значение единичности- Белеет парус одинокий (Лермонтов), Се-
дой мудрец младому другу Кричит вослед Счастливый путь" Прости, лю-
би свою супругу. Советов старца
не забудь 1 (Пушкин);

2) значение совокупности (множественности, класса). Вчерашний ве-
чер помню живо Синели глубью небеса. Лист трепетал, красноречиво
Глядели звезды нам в глаза
(Фет); Читатель, расскажу ль тебе. Куда кра-
савица девалась?
(Пушкин); Ведь совершенства тоже нет на земле, а все-
таки всякий стремится к нему умный желает быть умнее, ученый -
ученее, добродетельный - добродетельнее, ну, а богатый желает быть
еще богаче
(А. Островский); Изведал враг в тот день немало. Что значит
русский бой удалый
(Лермонтов);

3) дистрибутивное или распределительное значение: И царевна очу-
тилась В светлой горнице, кругом Лавки, крытые ковром
(Пушкин) -
каждая лавка покрыта ковром; Поседели твои волосы Глаза Замутила,
затуманила слеза
(Ахматова);

4) форма употребляется безотносительно к счету: То змейкой, свер-
нувшись клубком, у самого сердца колдует <...>
(Ахматова).

Примечание. Окончания единственного числа тех слов, у которых фор-
мы числа нетождественны по лексическому значению (ум /умы, хлеб 1
хлеба, трава 1 травы, колкость 1 колкости, посадка 1 посадки)
так же,
как и у smgulana tantum, числа не выражают (Он торгует золотом
и лесом),
однако формы множественного числа в таких случаях грам-
матическое номинативное значение утрачивают не всегда в отвле-
ченных существительных оно обнаруживается регулярно (копченость
1 копчености, посадка 1 посадки),
в вещественных - нерегулярно
(ср 1) снег 1 снега, песок 1 пески, лед 1 льды и 2) трава 1 травы)

Формы множественного числа выражают:

1) значение неопределенного множества дискретно существующих
предметов: Ведь есть Такие праздные счастливцы. Ума недальнего ле-
нивцы, которым жизнь куда легка 1
(Пушкин); Целый день спят ночные
цветы <...>
(Фет);

2) значение множественности как некой совокупности: Фернандо
толстый, а толстые много едят
(В. Токарева); И не знать, что от
счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца
(Ахматова);

3) форме можно приписать и значение единственного, и значение
множественного числа (немаркированное
употреблениеформы): Когда
я пришел в себя, коробка исчезла Должно быть, ее выбросили санитары
(Паустовский) К тому же у него дезертиры шинель уперли (Н. Остров-
ский) - примеры Е. Н. Прокопович;

4) с опорой на контекст формы множественного числа могут назы-
вать один предмет. Такое употребление всегда стилистически окрашено

Ах, боже мой, еще фикусы с собой возят Куда же он с ним денется
(Катаев) - пример Е. Н. Прокопович.


Окончания форм числа в pluralia tantum грамматического номина-
тивного значения не имеют.