Честолюбие православие. О борьбе с тщеславием: Прп. Иоанн Лествичник. Крик, гнев - порождение тщеславия

Содержание статьи:

Тщеславие - это ощущение славы, признания и высокомерие человека без видимых причин. Корень этой проблемы кроется в искривлении самооценки для создания определенного образа, который сможет как-то помочь почувствовать себя лучше. В чистом виде тщеславие означает сладкий самообман, надменность, гордыню, что ни к чему хорошему не приводит и только отталкивает других людей.

Влияние тщеславия на жизнь

Тщеславие представляет собой ложь себе, которая закручена вокруг самооценки и подпитывается самохвальством и лестью. Естественно, такой человек не способен правильно оценить уровень своих возможностей, ведь тщеславие увеличивает количество позитивных качеств и возносит его на новый пьедестал. Это нормальное желание быть признанным и погоня за похвалами часто изматывают внутренне человека. И после такого очень сложно найти внутренний баланс.

Неадекватная самооценка искривляет восприятие человека окружающими и выставляет хвастуном. Обычно в таких случаях теряются близкие люди и друзья. Гордыня максимально превозносит человека над другими и делает его выше только в его сознании. Внешне это выглядит, будто он возомнил о себе слишком многое и, естественно, не вызывает доверия у остальных.

Тщеславие исключает возможность трезвого взгляда на жизнь. Человек неспособен понять чувства других и правильно оценить ситуацию. В семье нарастают проблемы из-за недопонимания. Тщеславный обыватель будет требовать от других слишком многое, чего сам не заслуживает. Он ожидает призвания, похвалы и чести для своих поступков, которые, на самом деле, ничего подобного не стоят.

Тщеславие женщины отворачивает от нее мужа, который начинает считать жену слишком высокомерной. Она теряет своих подруг, требуя от них постоянных похвал и высказываясь негативно в их адрес. Такая женщина убеждена в собственном превосходстве и ничуть в этом не сомневается. Более того, она настойчиво пытается добиться признания от окружающих ее людей, при этом не слишком вежливо относясь к ним самим.

Проблема такого человека - в самооценке, которая не мотивирована ничем, а банально завышена в силу внутреннего конфликта и нерешенных личностных проблем. Дети со временем перестают относиться к тщеславным матерям так, как они требуют, и нарастает семейный конфликт. Естественно, в дальнейшем портятся любые взаимоотношения, ведь культ незаслуженной личности никто не будет признавать.

Тщеславные мужчины очень часто превращают своих женщин в покорных последовательниц своей нескромной персоны. Такой человек выберет самую смирную и тихую девушку, которая будет постоянно подтверждать и поддерживать его «псевдотитул». Если семья и сложится, то только на основании непременного почитания мужчины в семье и уважения к его тщеславному эго. Муж будет строить любые взаимоотношения вокруг себя и своей персоны, затмевая при этом все заслуги жены и детей.

Завышенная самооценка и постоянное требование признания от близких будет медленно рушить семейные взаимоотношения, что незамедлительно приведет к вполне ожидаемому краху. Ситуация с детьми в семье будет такая же, как и в случае с женщиной. Тщеславие побуждает ставить себя выше любых интересов других членов семьи. Именно поэтому взаимопонимание в таких семьях отсутствует полностью.

Основные причины развития тщеславия


Тщеславие - это всегда следствие внутреннего конфликта, раскола восприятия самого себя. Человек смешивает реальное с желаемым и верит тому, что больше нравится. Раскол происходит из-за психотравмирующей ситуации или длительного воздействия неблагоприятного климата, например, воспитание в неблагополучной семье.

Рассматривается тщеславие как вариант искривленной компенсации психикой недостающих чувств. Но, застревая на ощущении их острой нехватки, человек лишается возможности трезво оценивать ситуацию. Иногда это чувство развивается вследствие длительного поддержания фальшивого имиджа искусственным способом.

Надменность может возникать в результате того, что к человеку относились излишне доброжелательно, захваливая и преувеличивая его достижения, хотя, на самом деле, причин для этого не было. К сожалению, оба варианта случаются довольно часто, но в зависимости от разных ситуаций могут принимать немного иные оттенки.

Быть может, причина кроется в детстве. Тяжелые взаимоотношения с родителями или близкими, которые позволяли себе оскорблять ребенка и принижать его достоинство, вполне реально могут воздействовать на формирование нездоровой психики ребенка.

Постоянное принижение вызывает чувство нехватки определенных эмоций, которые сопровождают гордость, признание. Ведь каждый человек искренне мечтает быть признанным или услышать похвалу. Те дети, которые не слышали ее никогда, превращают простые слова в ценность и присваивают себе ее. Это похоже на способ компенсации ущерба, нанесенного в детстве. Человек, которого принижали, создает вокруг себя ореол гордости и признания, буквально требуя от других почета.

Надменность проявляется в каждой ситуации и действует как защитная реакция. Иногда это способ доказать самому себе, что родители были неправы и человек действительно чего-то стоит. В любом случае компенсаторная реакция далеко выходит за рамки того первичного семейного конфликта, и обыватель учится жить с гордыней, принимает ее, как должное.

Часто надменность человека развивается после тяжелых школьных лет. Какими бы ни были взрослые, дети иногда могут быть очень жестоки. Школьные годы сопровождаются интенсивным развитием психики ребенка. Издевательства со стороны сверстников, публичные унижения могут нанести серьезный вред еще несформировавшемуся кругозору, в том числе и самооценке. Более того, переходной возраст с характерными гормональными всплесками усиливает эффект и даже может привести к негативным последствиям.

Эти события, собственно, вызывают раскол личности и некоторое изменение своего эго. Компенсаторно развивается защитная реакция в виде высокой самооценки. Человек создает себе образ и репутацию, которая не будет запятнана, и очень беспокоится о ней. Начинает воспринимать себя намного выше, чем на самом деле.

Наиболее часто тщеславие развивается вследствие плохого воспитания. Нет, для этого не обязательно ругать ребенка или унижать, вполне достаточно позволять ему вести себя так, как он хочет. Отсутствие установленных рамок поведения и запретов формирует патологическую вседозволенность.

Со временем такой человек начинает привыкать, что все будут относиться к нему так же, как и родители, все более надежно убеждаясь в собственном превосходстве. Самооценка растет вместе с ребенком годами, не отказывая себе ни в чем, формируется образ собственной непревзойденности и совершенства. Высокие требования к обществу и надменное самомнение воспитывают тщеславного самолюба.

Главные признаки тщеславия у человека


Узнать тщеславного человека в общении довольно просто. Они обычно сами выдают себя благодаря высокому самомнению и взгляду на собеседника свысока. Первым делом он рассказывает о своих достоинствах и превосходстве, акцентирует внимание на собственных качествах, слегка приукрашивая достижения и качества.

В разговоре старается либо доминировать и вести беседу, либо свысока оценочным или даже презрительным взглядом окидывать собеседника. Нить разговора постоянно пытается притянуть в знакомую тематику, рассказать о себе. Никогда не спрашивает о других и мало интересуется делами собеседника.

Конечно же, все вышесказанное характерно для крайней степени тщеславия, но некоторые схожие признаки легко заметить у своих знакомых и друзей. Тщеславие проявляется характерной централизацией разговоров. Такой человек использует любой случай и тему, чтобы рассказать всем о новом событии в его жизни, достижении, которое на самом деле не слишком важное.

Актуализирует несущественные события и пытается стать в центре внимания, переводит разговор с других на себя. При всем этом внутренне тщеславие заставляет испытывать чувство дискомфорта, если задевается самолюбие или в центре разговора кто-то другой.

Тщеславие иногда не позволяет сделать некоторые простые вещи, которые свойственны людям, например, извиниться, попросить о чем-то. Это рядовые понятия, но тщеславному человеку очень сложно к ним опуститься. Для этого необходимо снизить показатель шкалы гордости и «снизойти» к простым просьбам или извинениям. Признаки такого состояния могут включать неспособность тактичного подхода к людям, настойчивость на своем и отсутствие гибкости в жизненных ситуациях.

На работе такие люди часто добиваются успеха, но так же и пролетают из-за своей гордости. Человек очень гордится своим местом и ценит его превыше всего. Тщеславные боссы обожают лесть и похвалы, вовремя расхвалив такого, можно получить даже существенную надбавку или повышение. Но, услышав не слишком приятные отзывы о себе, все меняется: гнев тщеславия - довольно неприятная штука, и с ним лучше не сталкиваться.

Как побороть тщеславие


Тщеславие, как-никак, внутренний конфликт, и решать его необходимо изнутри. Только обнаружив корень проблемы, можно навсегда избавиться от этого неприятного качества. Естественно, идеальным решением для этой задачи будет своевременное обращение к специалисту - психологу или психотерапевту. С помощью нескольких сеансов когнитивно-поведенческой терапии можно скорректировать самооценку и поставить верные приоритеты на жизненном пути.

Для мужчин редко поднимается важность вопроса, как бороться с тщеславием. Их самолюбие довольно сложно задеть и расшатать до такого уровня, чтобы они начали сомневаться в правдивости своих представлений.

Но все же некоторые из них, которые замечают за собой это не слишком приятное качество, желают избавиться от него как можно скорее. Это значит, что первый этап переоценки уже начат и появилась минимальная критика к собственным ощущениям.

Женщинам бороться с тщеславием гораздо тяжелее, чем мужчинам. У них более стойкое чувство собственного достоинства и гордости, которое мотивируется социальными установками. Как избавиться от тщеславия, интересно будет только той женщине, которой оно доставило уже массу проблем и затрудняет социальную адаптацию. Только тогда она станет искать средства и способы борьбы с этим состоянием.

Для обоих полов важно осознать ценность собственной персоны, критично оценить свои способности и возможности или, другими словами, быть честным самим с собой. Последнее - самое сложное для людей, которые всю жизнь обманывали себя и показывали себя лучше, чем есть на самом деле.

Нужно оценить и принять важность других людей, научиться уважать их права и достоинства, признать лучшие стороны и разделять мнение других. Нужно понимать свою роль в большом механизме и принять ее, уметь оценить важность других, уметь признавать свои ошибки и недостатки.

Идеальных людей не бывает, каждый сможет найти у себя изъян, который характеризует его как человека, а люди склонны ошибаться. Необходимо помнить, что признать свои недостатки - это величайшая храбрость, которая далеко не всем подвластна. Чтобы побороть внутренний конфликт, необходимо, прежде всего, усмирить собственную гордыню, сделав первые шаги на пути к успеху.

Как избавиться от тщеславия - смотрите на видео:


Сила человека - далеко не в материальных благах, достижениях или соревнованиях. Они навсегда остаются только воспоминаниями и картинками из памяти. Настоящая ценность - это люди, которые находятся рядом, несмотря ни на что, те, которые останутся тогда, когда не останется ничего. Нужно уметь отличать внутреннее самоуважение и силу духа от подлого тщеславия, которое затягивает в пропасть зависти, гордыни и одиночества.

1) является ли оно грехом;

2) противостоит ли оно величавости со стороны избыточности.

Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧЕСТОЛЮБИЕ ГРЕХОМ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что честолюбие не является грехом. В самом деле, честолюбие означает желание чести. Но сама по себе честь является благом, причём наибольшим из внешних благ, по каковой причине не заботящихся о чести принято порицать. Следовательно, честолюбие не является грехом и даже заслуживает похвалы в той мере, в какой похвально желание блага.

Возражение 3. Далее, то, что воодушевляет человека на совершение добрых дел и отваживает от совершения злых, не является грехом. Но честь побуждает людей делать благо и избегать зла; так, философ говорит, что «мужественными людьми считаются те, у которых трусов бесчестят, а мужественных почитают» , а Туллий говорит, что «науки и искусства питает честь». Следовательно, честолюбие не является грехом.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что любовь «не честолюбива, не ищет своего» (). Но всё, что противно любви, суть грех. Следовательно, честолюбие является грехом.

Отвечаю: как уже было сказано (103, 1), честь означает почтение, оказываемое человеку в удостоверение его превосходства. Затем, в отношении человеческой чести до́лжно принимать во внимание две вещи. Первой является та, что сообщающим человеку превосходство над другими он обладает не благодаря себе, но оно, если так можно выразиться, присутствует в нём божественно, и потому с этой точки зрения честь по преимуществу приличествует не ему, а Богу. Второй вещью, которую не следует упускать из виду, является та, что предоставляет человеку превосходство для того, чтобы тот мог приносить пользу другим, и потому человеку должно нравиться то, что другие удостоверяют его превосходство, только в той мере, в какой это даёт ему возможность приносить пользу другим.

Таким образом, желание чести может быть неупорядоченным трояко. Во-первых, когда человек желает признания превосходства, которого у него нет, то есть желает большей чести, чем он заслуживает. Во-вторых, когда человек желает, чтобы честь усваивалась только ему без отнесения её к Богу. В-третьих, когда желание человека довольствуется самой честью без определения её к пользе других. И коль скоро честолюбие означает неупорядоченное желание чести, то очевидно, что оно всегда является грехом.

Ответ на возражение 1. Желание блага до́лжно сообразовывать с разумом, нарушение же этого правила есть грех. Таким образом, желание чести, которое не соответствует порядку разума, греховно, и те, которые не заботятся о чести, сообразованной с разумом, который предписывает избегать того, что противно чести, заслуживают порицания.

Ответ на возражение 2. Со стороны добродетельного честь не является наградой за добродетель в том смысле, что он не стремится к ней как к своей награде, поскольку наградой, к которой он стремится, является цель добродетели, а именно блаженство. О чести же говорят как о награде за добродетель со стороны других, поскольку самое большее, что они могут предложить в качестве награды за добродетель, является честь, каковая честь обладает величием лишь постольку, поскольку она свидетельствует о добродетели. Отсюда понятно, что она, как сказано в четвёртой [книге] «Этики», не является достаточной наградой .

Ответ на возражение 3. Подобно тому, как желание чести, если в нём соблюдается должная мера, побуждает некоторых делать добро и отвращаться от делания зла, точно так же её неупорядоченное желание может подвигнуть человека на совершение множества дурных поступков, как когда человеку всё равно, какие средства использовать для получения чести. Поэтому Саллюстий говорит, что «чести одинаково желают и человек добрый, и негодный; но первый», то есть добрый, «идёт к этому прямым путём», тогда как «последний», то есть негодный, «не владея добрыми искусствами, прибегает к хитрости и обману». Впрочем, и тех, кто делает добро и избегает зла исключительно ради чести, нельзя назвать добродетельными; так, по словам философа, тех, кто совершает мужественные поступки ради чести, нельзя назвать поистине мужественными .

Раздел 2. ПРОТИВОСТОИТ ЛИ ЧЕСТОЛЮБИЕ ВЕЛИЧАВОСТИ СО СТОРОНЫ ИЗБЫТОЧНОСТИ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что честолюбие не противостоит величавости со стороны избыточности. В самом деле, у одного среднего есть только один противный ему с одной стороны предел. Но мы уже показали (130, 2), что со стороны избыточности величавости противостоит превознесение. Следовательно, честолюбие не противостоит ей со стороны избыточности.

Возражение 2. Далее, величавость связана с почестями, тогда как честолюбие, похоже, связано с высоким положением, в связи с чем читаем, что «священноначалия честолюбиво искал Иасон» (). Следовательно, честолюбие не противостоит величавости.

Возражение 3. Далее, честолюбие, похоже, связано с показной пышностью; так, [в Писании] сказано, что «Агриппа и Вереника... с великою пышностью (ambitione) вошли в судебную палату» (); и ещё, что когда Аса умер, для него сожгли «благовония и различные искусственные масти» с великой пышностью (ambitione) (). Но величавость не связана с показной пышностью. Следовательно, честолюбие не противостоит величавости.

Этому противоречит сказанное Туллием о том, что «чем более человек выходит за пределы величавости, тем более он желает единолично властвовать над другими». Но это связано с честолюбием. Следовательно, честолюбие указывает на избыточность величавости.

Отвечаю: как уже было сказано (1), честолюбие означает неупорядоченную любовь к чести. Затем, величавость связана с почётом и использует его надлежащим образом. Отсюда очевидно, что честолюбие противостоит величавости как неупорядоченное – тому, что хорошо упорядочено.

Ответ на возражение 1. Величавость связана с двумя вещами. С одной она связана как со своею целью, и это – некое адекватное способности величавого великое деяние, которое он пытается совершить. В указанном отношении величавости со стороны избыточности противостоит превознесение, поскольку превозносящийся пытается совершить то великое, которое не адекватно его способности. Второй вещью, с которой величавость связана как со своей материей, является честь, которую она использует надлежащим образом, и в этом отношении величавости со стороны избыточности противостоит честолюбие. Ведь нет ничего невозможного в том, чтобы одно среднее было превышено в разных отношениях.

Ответ на возражение 2. Занимающим высокое положение честь приличествует в силу некоторого превосходства их состояния, и потому неупорядоченное желание высокого положения связано с честолюбием. Но если человек обладает неупорядоченным желанием высокого положения не ради чести, а ради правильного использования высокого положения, превышающего его способность, то он является не честолюбцем, а превозносящимся.

Ответ на возражение 3. Сама торжественность оказания внешних почестей является своего рода честью, поскольку именно так обыкновенно и выявляется честь. На это указывает Иаков, когда говорит: «Если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде... и вы... скажете ему: “Тебе хорошо сесть здесь”» и т. д. (). Поэтому честолюбие связано с оказанием внешних почестей только в той мере, в какой оно является своего рода честью.

Пятый грех – печаль, которая может быть «принесена от людей» или от несбывшихся ожиданий (от гордыни). Печаль, или пессимистическое состояние, как потеря надежды и ропот. Состояние, ведущее к унынию (депрессии). Печаль есть неудовлетворение потребностей в любви и признании. А, следовательно, печаль снимается в блаженном плаче, или этическом катарсисе (очищении совести через покаяние). Реальная антитеза – оптимизм, или обретение веры и надежды. По мысли Нила Сорского «вообще Бог все, что ни посылает нам, посылает на пользу и на спасение душ наших. И если посылаемое не представляется нам в настоящее время полезным, то последствия совершенно ясно удостоверяют, что истинно полезно нам не то, чего сами желаем, но то, что устрояет Бог». И, как и в случае «брани» с другими грехами, Бог есть трансцендентальный источник победы над грешной страстью.

Однако печаль может быть негреховна, по мнению Серафима Саровского: «Как огонь очищает золото, так печаль по Бозе очищает греховное сердце». Эту же мысль находим и у Нила Сорского: «Подобает иметь скорбь, - истинно полезную скорбь о грехах своих, в покаянии, но со благою надеждою на Бога и с твердою уверенностию, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, и что Он все грехи прощает кающимся и молящимся. Сия скорбь растворяется радостию и утешением; сия скорбь соделывает человека усердным и ревностным ко всякой добродетели; она во всякой болезни и злострадании терпелива и благодушна. Скорбь бо, яже по Бозе, говорит». Печаль выступает как качество очищения во взаимодействии индивидов в русском коллективе, а покаяние выполняет роль регулятивного инструмента в этих взаимоотношениях.

Шестой грех уныние (депрессия, по психологической терминологии), или потеря надежды и как следствие: в одном случае - «леность ко всякому доброму делу», апатия, потеря потребностей, отсутствие желаний, ожесточение. В целом это состояние, характерно для русского человека, описанное выше как «мыслительная пессимистическая агрессия». В другом случае, состояние характерное для энергичных людей, описанное Пушкиным в поведении Евгения Онегина после дуэли. Серафим Саровский так описывает это состояние: «в [унынии] он [индивид] испытывает душевную тесноту и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное»

Преодоление это греха описывает Дьяченко: «Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое по возможности исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их». Такое преодоление именуется «трезвение». Описанные действия – не более чем методика психологического преодоления уныния (депрессии), но в отличие от преодоления других грехов здесь нет трансцендентального обоснования такого преодоления. А поэтому грех уныния по Нилу Сорскому «зело лют», и по Серафиму Саровскому «от него раждается всякое зло».

Грех уныния в большей мере, чем представителям других культур, свойственен именно русскому человеку. Не случайно в концепции западного этического строя нам трудно найти некий аналог данному качеству. Источником этого греха является лень и целенеопределенность русской души. А поэтому «трезвение» - преодоление греха уныния полагается одним труднейших нравственных «подвигов».

Седьмой – грех тщеславия. «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. … Стыд исповедовать грехи свои. … Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность».

Последовательно сравним все характеристики греха тщеславия с основными моментами этической концепции «капитализма», описанной Вебером.

Первый принцип, собственно религиозный, фундамент протестантской этики, идущий от Лютера, – Бог есть дело личной совести каждого человека, между человеком и Богом не должно быть посредника.

Сравним: «Самооправдание. … Составление своего разума».

Следующий за первым второй принцип призвания и вытекающее из него стремление «завоевать себе положение в обществе».

Сравним: «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей».

Явно обнаруживается одна вещь – «тщеславие» является ключевой точкой, различающей Православную и Протестантскую нравственные концепции, а в целом определяющим границу между западным и русским этическим строем. Отношение к тщеславию - нравственная граница наших культур, образно говоря, «железный занавес», или «бор брани».

Длительное соприкосновение России с Западом способствовало выработке весьма деятельного механизма регуляции человеческого поведения – «смирение». Смирение как модель поведения заложена в коллективном характере русского человека (описывалось выше), а тем самым это качество смирения органично в нравственной Православной парадигме, приобретя в ней дополнительное трансцендентальное обоснование. На наш взгляд, именно в смирении находится основа религиозной формации русской души. В этом основа устойчивости русского характера. С потерей смирения начинается нравственный развал русского общества. Именно тщеславие открывает русскому человеку формулу: «все дозволено». Русское тщеславие далеко не похоже на «игрушечный» аналог, свойственный западному человеку, проявляемый в потребности в признании, авторитете (по терминологии Маслоу). Тщеславие западного рационалиста предельно заземлено и определено, т.е. предсказуемо. Действия и цели западного человека «запрограммированы» и известны. А, будучи вписаны в систему общественного договора, они вообще не представляют социальной опасности. И даже более того, тщеславие оказывается дополнительным стимулом активности, обеспечивающей баланс социальной системы. Совсем иное иррациональное тщеславие русского человека, необузданное и непредсказуемое. Тщеславие влечет за собой более страшный грех – гордыню.

Самый страшный смертный грех – гордыня. Как и тщеславие, этот грех соотносим с четвертой потребностью Маслоу. Но если тщеславию более свойственен нарциссизм, инфантильный эгоизм, то эгоизм в гордыне доходит до презрения к другим людям и цинизма. Дьяченко так описывает гордыню: «Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость [тучность] ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души». Нил Сорский полагает, что гордая мысль может быть свойственна любому, но грехом становится не мысль, «гордыня есть то, когда человек приемлет гордостные помыслы, как приличные и достодолжные, и не почитает их за губительные и богопротивные. Верх гордости - когда страсть сия обнаруживается и в словах, и в делах: сие не останется без осуждения».

Гордыня, как и тщеславие, и сребролюбие, – водораздел русской и западной культур. Западный мир принимает рациональную гордость, протестантская этика оправдывает и обосновывает гордыню, которая, как и тщеславие, органично вплетено в западную культуру. Совсем иное иррациональная гордыня русского человека. Необузданная и непредсказуемая. Гордыня, усиленная мессианской идеей, русским догматизмом, переключившимся с религиозных на иные цели. В поведении личности гордыня выводит индивида за пределы коллективного всевидения и превращает в маргинала («беспредельщика» – в современной бытовой лексике), не знающего границ, пределов, правил. А гордыня как социальный феномен влечет за собой русский бунт, революцию, русский радикализм. Все это описано Бердяевым.

Смирение – добродетель, противостоящая тщеславию, вырастает из русского коллективизма. Но устойчивость его обеспечивается религиозной формацией, трансцендентальным обоснованием. Утрата религии, потеря Бога, в результате Октябрьской революции открыла простор русскому тщеславию и гордыне – неограниченному иррациональному стремлению. Культ личности Сталина – феномен неограниченного иррационального тщеславия, в социальном действии превращается в сталинскую деспотию (гордыню), призванную, и в этом иррациональный парадокс тирании, ограничить русское тщеславие и гордыню. Если так можно выразиться, тирания, убив Бога, встала на его место. На место нравственного смирения, и христианской любви, трансцендентально обоснованных в страхе Божием, приходит идеологическая «смирительная рубашка» «любви к партии», сшитая из страха перед репрессивными органами. Естественно, такой эрзац традиционного русского смирения будет устойчив, пока устойчивы репрессивные органы. Но вместе с падением памятника Дзержинскому, в России опять стало «все дозволено».

В православной нравственной концепции противостоит гордыне христианская любовь. И как гордыня вырастает из тщеславия, так и христианская любовь вырастает из смирения. Любовь – высшее трансцендентальное обоснование русской нравственности. Любовь – акциденция и закономерная метаморфоза страха Божия. Любовь – высшая ценность православной нравственности, в любви происходит снисхождение Духа Святого на человека и отступление всех страстей. Сам «Бог есть Любовь».

Сравним схематически нравственный строй Западного общества, аккумулированный в концепции Маслоу с нравственным строем русской социальной системы, оформленной Православием.

Таблица 6. Этический строй России и Запада (добродетели и грехи в Православной нравственной концепции и потребности по концепции Маслоу)

Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Существует два основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т. п.

Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Вразумление инока старцем за грех тщеславия: Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Там был брат, не евший вареной пищи. Прислужнику передали, что один из братии говорит, будто не ест вареного и просит соли. Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал ему: "Лучше бы ты ел в своей кельи мясо, нежели услышать такое перед всем собранием".

Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.

Священное Писание о страсти

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф.6:1).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).

Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.

1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (см. Евангелие от Матфея 6 гл.).

2) Совершать действия, противоположные тщеславию.

Некий монах, для борьбы с тщеславием, вкушал пищу раньше установленного времени так, чтобы его видели.

Борьба с тщеславием через самопосрамление: Утром в ожидании исповеди в церкви собралось столько причастников, что они почти наполовину заполнили храм. Впереди, возле амвона, стояла приозерная отшельница – схимонахиня «N». На спине у нее висел огромный картонный плакат, весь исписанный крупными буквами. Брат подошел поближе и застыл от изумления, прочитав то, что на нем было написано. Девица-схимница отважилась на чрезвычайный поступок: перед многочисленным собранием верующих она обвинила себя в самых отвратительных блудных грехах, якобы содеянных ею, поместив на плакате целый список невероятных мерзостей. И теперь, принося принародно покаяние, она просила у всех прощения и молитв...Когда подошла ее очередь идти на исповедь, пустынница поднялась на солею, приблизилась к священнику и повернулась к нему спиной. Он прочитал написанное и, ничего не ответив, исчез в алтаре. Через две минуты снова вышел, но уже в сопровождении архиерея и, указывая пальцем на плакат, сказал: "Владыка, я не могу допустить ее до причастия, у нее столько смертных грехов!.." Архиерей прочитал эту жуткую исповедь, улыбнулся и ответил: "Нет, нет, не бойся, допусти..." Опытный архипастырь понял, конечно, причину, которая побудила молодую монахиню взвалить на себя столь немыслимые обвинения, тем более что среди перечисленных ею грехов были такие, какими женщина согрешить не может. По-видимому, она просто переписала откуда-то этот список, даже не понимая значения того или иного греха. Получив архиерейское благословение, священник прочел над ней разрешительную молитву и допустил до причастия. Она сняла со спины плакат, свернула его и спустилась с амвона... Поступок схимницы вызвал немалый соблазн. Прихожане недоумевали. Приозерные монахини, стоя поодаль, плакали от досады, говоря: "По простоте и неопытности люди могут поверить в подобную глупость! И что это ей, окаянной, взбрело на ум писать такие гадости?! Теперь повсюду может разнестись худая молва о том, что все мы, живущие в пустыне, повинны в том же". Но вот окончилось богослужение. Брат-пчеловод, выйдя на улицу, решил дождаться молодую пустынницу, чтобы расспросить о причине ошеломившего всех поступка. Остановленная его вопросом, она как бы нехотя ответила: "Простите, после принятия Святых Тайн я разговаривать ни о чем не буду, чтобы не лишиться того неизреченно отрадного состояния, которое сейчас испытываю. Скажу только, что причина моего поступка – желание бесчестия, о котором вы, по-видимому, еще не имеете понятия, – и добавила, – Вы помните, что Господь сказал: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк.6,26)". Поклонилась и ушла. Через несколько лет, когда брат напомнил схимонахине этот случай, она поведала ему, что в то время, имея высокоблагодатное состояние, она почувствовала, как бы еще издалека, приближение помыслов самопревозношения и гордыни. Испугавшись их усиления, а главное – боясь потерять благодатное состояние, она решила опередить их ответным ударом. С этой-то целью схимница и написала злополучный плакат, желая до крайности унизить себя и тем отбить бесовское искушение. И действительно, атака демона гордыни – одного из самых сильных демонов – была разбита наголову. А Господь, против ожидания, покрыл и саму схимницу, и приозерных монахинь. Разговоры об этом случае быстро утихли и не получили дальнейшего распространения».

3) Недоверие своим добродетелям.

Старец не прельстился явлением «архангела»: Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: "Я, Архангел Гавриил, послан к тебе". Старец на это отвечал: "Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы". Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: "Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: "Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов".

4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.

5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т. е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят:

1) молчание

2) смиренное о себе думание

3) смиренное говорение

4) смиренное одеяние

5) самоуничижение

6) сокрушение

7) последность – иметь себя во всем последним».

14-11-2012, 01:44

В 17 веке жил праведный Симеон Верхотурский. Святой был дворянином, однако, он скрывал свое происхождение и вел бедную и смиренную жизнь. Симеон ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. Но обязательно что-либо не дошивал - это был или рукав, или воротник. За, как казалось бы неради-вость, он терпел поношения от заказчиков, дабы никто не похвалил его и он бы не впал в . "Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу", - преподобный Иоанн Лествичник.

Самоукорение - один из способов борьбы с тщеславием. Однако, и в самоукорении есть много тонкостей. Одна из них: тщеславный склонен укорять себя прилюдно, но если же кто-либо из окружающих скажет про него нелицеприятную правду, тут же становится злым и начинает отвечать грубостями "обидчику". "Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: кожу дерут" (преподобный Амвросий Оптинский).

Людям искренним, простым сердцем легче уберечься от яда тщеславия, чем обладающим естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен.не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство."(Иоанн Лествичник).

Вторая из тонкостей самоукорения состоит в том, что укорять себя надо обязательно со смирением и с мужеством, смеясь над диаволом, а не с чувством собственного злополучия, которое всевается нам врагом рода человеческого, чтобы довести нас до уныния и отчаяния в спасении. Вот что говорит об этом старец Паисий Святогорец: "К примеру, диавол может сказать человеку: «Ты такой великий грешник, что не спасешься» . Делая вид, что заботится о душе человека, диавол ввергает его в душевную тревогу и отчаяние! Так зачем же позволять диаволу делать все, что он хочет? Когда диавол говорит тебе: «Ты грешница» , отвечай ему: «Ну а тебе-то какое до этого дело? Я скажу, что я грешница, когда захочу этого сама, а не тогда, когда этого захочешь ты» ".

Также, чтобы не допустить любые тщеславные помыслы их следует отслеживать и сразу же отсекать. Особенно следует быть внимательными, когда мы совершаем какое-либо доброе дело и ждём положительной оценки от окружающих. Следует сразу же отсечь похвалу, потому как всегда надо помнить о том, что без Господа Бога мы, грешные не можем "творить ничесоже" (Ин. 15, 5). Потому как только Бог может даровать нам силы для совершения дел и средства для благотворительности. В ответ на это лукавый с бесами на все голоса сладко станут петь о том, чтобы мы захотели на свой счёт записать любой наш хороший поступок, тем самым превращая этот поступок в ничто... Но мы должны твёрдо знать, что вся наша жизнь, наше здоровье, наши поступки, всё-всё, что касается нас находится в руках Господа. "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного" надо стараться произносить как можно чаще.

Каждый из нас более или менее поражён тщеславием и гордостью. И ничто другое так не препятствует успеху в нашей духовной жизни, как эти две страсти. Апостол Павел заповедует: "Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Гал.5, 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - порождения тщеславия и гордости. "Ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия" (преподобный Макарий Еги-петский «Семь слов», Слово 1, гл. 8). "Господь в Евангелии прямо объявляет, что и доброе творящие ради славы и похвалы восприемлют здесь мзду свою. Также и с гордостью и осуждением других добродетель проходящие отвержены бывают Богом, как показывает евангельская притча о мытаре и фарисее. А блаженное смирение, как сказано в той притче, и неисправных и грешных оправды-вает пред Богом" (преподобный Амвросий Оптинский).

Начинать же истребление тщеславия нам всем следует с "хранения уст и любление бесчестия (преподобный Иоанн Лествичник), далее мы должны отсечь все тщеславные помыслы, всеянные в наш разум и сердце дъяволом, затем следует нам научиться делать перед людьми то, что нас уничижает, и при этом совершенно не чувствовать скорби и уныния и помнить, что часто людям, склонным к тщеславию, Господь Бог во исцеление посылает бесчестие.

"Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими... Все земное непрочно, и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благода-рить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тще-славиться чем-либо" (преподобный Никон Оптинский).