Чем покрывают маковки куполов храмов. Загадки золотых куполов. Техники золочения внутри и снаружи здания

Золото на православных куполах - визитная карточка России. Золотые купола, по мнению некоторых, - явное расточительство, но для человека православной веры золото считается символом нетления, вечности и небесной славы.

В прошлых столетиях позолотой куполов (или золочением куполов) занимались мастера «золотильщики» они использовали трудоемкий и опасный метод под названием – огневое золочение. Для того чтоб прихожан радовали купола в золоте они рисковали своей жизнью и здоровьем - в этой технологии позолоты куполов использовали ртуть. Золочение проходило следующим образом: золото растворяли в ртутном растворе, затем наносили этот раствор, на медный лист, установленный над горящими углями, ртуть испарялась, а мастерам приходилось дышать этими ядовитыми испарениями.

Современные реставраторы и строители храмов не пользуются техникой огневого золочения, так как существуют более практичные и безопасные методы золочения куполов. Один из таких методов - покрытие куполов сусальным золотом . К слову сказать, выражение «позолотить сусалкой» использовалось повсеместно на Руси в прошлых столетиях. Термин сусальное золото, означает «лицевая поверхность» или «лицо». Вот так выглядит одни из этапов покрытия купола сусальным золотом (розовые листы в руках мастера - книжка с золотыми пластинами).

Технология покрытия купола сусальным золотом (золочение куполов) не меняется уже 200 лет. Как, впрочем, и 80% актуальных технологий в реставрации. И нам это нравится.


Фото позолоты купола: нанесение сусального золота

Сусальное золото

Для получения сусального золота ручным способом золотой слиток расплющивали при помощи молота на наковальне. После чего полученную пластину разрезали на части, и каждую часть продолжали вручную расплющивать при помощи разных молотов. В итоге золотая пластина превращалась в очень тонкую золотую пленку.


Современные технические достижения позволяют получить сусальное золото гораздо быстрее при помощи станков с компьютерным управлением. Чтобы человек никогда не встречавшийся с сусальным золотом мог получить информацию о его толщине, проще всего представить золотой лист, который способен пропускать солнечные лучи. Золотые пластины именно такой толщины считаются наиболее качественными.

Для позолоты куполов используется сусальное золото большей толщины, чем для позолоты в интерьере. Например, при позолоте нимбов на иконе можно использовать золото 1,25 грамма, при позолоте лепнины - 2,5 гр, для куполов - 5 гр.

Благодаря использованию сусального золота на внешних и внутренних поверхностях возможно получение визуального эффекта цельного золота. То есть позолоченные купола храмов воспринимаются визуально как цельные золотые купола. Для позолоты куполов, которые подвержены влиянию окружающей среды используется сусальное золото большей толщины, чем для позолоты внутренних помещений зданий. Например, при позолоте иконы можно (хоть и не рекомендуется) использовать золото 1,25 грамма, при позолоте лепнины - 2,5 гр, для куполов - 5 гр.


На металлических поверхностях широко применяют технику масляного золочения, для чего металл тщательно очищают и подвергают обработке свинцовым суриком или свинцовыми белилами. При такой технике золочения используют масляный лак, смешанный с натуральной густой олифой, категория применяемого золота не меньше чем 1,80 г.

Позолота гипсовой лепнины

Такой элемент декора как гипсовая лепнина пришел к нам из Древней Греции и Древнего Рима, невероятной красоты замысловатые гипсовые украшения и по сей день можно увидеть в сохранившихся старинных особняках и в дворцовых залах. Но не только во дворцах можно видеть лепной декор, благодаря изысканности и роскошности этого вида отделки современные архитекторы и строители все чаще используют его для украшения внутренних и внешних помещений. Лепнина из гипса придает помещению завершенный особенный и торжественный вид.

Позолота лепнины является одним из эффективных методов позволяющим придать интерьеру изысканность, сделать его благородным и роскошным. Позолоченные элементы гипсовой лепнины придают помещению еще больше респектабельности, преображая его до неузнаваемости. Позолотить лепнину достаточно легко обратившись к знатокам этой области, которые владеют новейшими технологиями золочения и прекрасно справятся с таким заданием.


Инновационные методы нанесения золота дают возможность получить потрясающий эффект на любых поверхностях включая гипсовую лепнину . Помимо гипса для лепных декоров используют такие современные материалы как, полиуретан, пенопласт и др. Лепной декор с позолотой при отделке помещений пользуется небывалым спросом и занимает особое место в оформлении помещений различных назначений.

Позолоченные завитки, плавные линии и замысловатые изгибы позволяют придать внутреннему интерьеру целостный завершенный вид. На сегодняшний день лепной декор позволяет реализовать самые смелые архитектурные замыслы. Спросом пользуется гипсовая лепнина , выполненная в различных стилях от барокко до классицизма. Индивидуальные элементы декора с использованием гипса и позолоты сделают любой интерьер модным и неповторимым.

Позолота куполов

Позолота куполов одно из важнейших направлений работы позолотчиков. Наша компания золотит купола по всей России. Как правило, это часть реставрационных работ с памятниками русской православной архитектуры. Многие здание государственного масштаба облупились и выглядят не слишком привлекательно. Необходимо дать им первоначальный свой вид. Для религиозных сооружений купол является самой выдающейся частью здания, и поэтому купол должен быть виден издалека не потрепанным и тусклым, а новым и ярким. В этом случае позолота куполов является незаменимым процессом для поддержания формы здания.


Существуют разные методы золочения куполов. Выбор того или иного метода золочения зависит от различных параметров. Благодаря многолетнему опыту позолоты куполов компания «Вега» в каждом конкретном случае использует тот метод, который более всего подходит заказчику.

Опытные позолотчики используют различные методы золочения куполов. Это и гальванический метод, и метод с использованием нитрид титана, и позолота сусальным золотом на лак мордан, и другие. Выбор того или иного способа золочения зависит от каждого конкретного случая. Тут важны различные параметры, как то: основной материал купола, размеры купола, тип облицовки купола и прочие. В данной статье мы не задаемся целью описать весь перечень методов золочения куполов (все эти методы давно и исчерпывающе описаны в профессиональной литературе), однако смело можем утверждать, что специалисты компании «Вега» в полной мере владеют основными методами позолотных работ с куполами.

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Купола и их количество

Главой церкви принято называть покрытие купола, расположенного на так званом барабане. Количество глав над храмом также не является случайным числом.

33-купольный храм в честь Преображения Господня в Усть-Медведицком монастыре, Волгоградская область

Количество, символика и цвета куполов - посвящение храма Богу, Святой Троице, Богоматери или кому-то из святых или мучеников.

  • один купол - символ Единого Всевышнего Творца;
  • три - Святая Троица;
  • пять глав символизируют Спасителя и приближенных к Нему апостолов;
  • семь куполов над храмом - символ семи церковных Таинств;
  • девять чинов Ангелов - семь глав;
  • Иисус и 12 апостолов - прообраз тринадцатиглавого храма.
На заметку! Количество глав может доходить до 33 - число земных лет Иисуса.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных - наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема - символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма - символ пламени свечи

Как по цвету купола определить его посвящение

Православные зодчие сходятся на том, что сфера главы храма - прообраз небес, поэтому важна не только форма верха, но и его цвет:

  • Золотом, символом славы Господней, покрываются главы церквей, посвященных Иисусу и 12 великим православным праздникам. Такое покрытие в храме Христа Спасителя. Три дара принесли мудрецы в подарок новорожденному Иисус, ладан, миро и золото, символ вечности, царствования и славы.
  • Серебряные купола означают, что это постройка имеет покровителя в виде святого, белыми покрытиями славятся постройки в честь Преображения Господнего и Его Вознесения.
  • Синие покрытия с желтыми звездами напоминают о рождении Иисуса в рождественскую ночь, храмы Пресвятой Богородицы легко узнаваемые по голубому цвету куполов, символу чистоты и непорочного зачатия.
  • Цвет вечной жизни зеленый - посвящение Духу Святому, Святой Троице.
  • Редко можно встретить церкви с красным покрытием, символом крови и мученичества, святой мученик - хранитель такой церкви.
  • Яркая окраска и замысловатые формы, украшающие храм Василия Блаженного, символизируют Небесный Иерусалим.
  • В монастырях принято главы окрашивать в черный цвет, примером может служить Покровский монастырь, хранитель мощей Святой Матронушки Московской.
Важно! Все цвета являются условными, храмы, купола которых не имеют цветного покрытия, а изготовлены из дерева, наполнены тем же Божьим присутствием, что и церкви с великолепными главами.

Символика православных накупольных крестов

Одним из важнейших элементов христианской архитектуры является купол. Именно купол церкви придает ей узнаваемый вид и отличимое великолепие.

В православном вероучении такое венчание храмов символизирует небесный мир и нередко украшается образами Бога, святых и ангелов.

Несмотря на схожесть строения, главы церкви поражают многообразием форм, размеров и окраски.

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:


Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Значение цвета куполов

Отличительной чертой православных храмов является богатство цветовой палитры их “вершин”. Использование определенного цвета не только красит внешний облик церкви, но и несет в себе сакральный смысл.

Например:


Разнообразие красок – это то, чем привлекают храмы России и что делает каждую церковь уникальной и неповторимой. Какую еще информацию о храме можно получить, зная об особенностях его глав?

Значение количества куполов

Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства. Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм. Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:


Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.

Как изготавливаются купола

Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.

На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.

Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.

Не всем известно, что такой процесс, как изготовление куполов церквей, относится еще к началу нашей эры. Однако до полноценного становления христианства подобными конструкциями оснащались, как правило, римские, византийские, критские храмы. В русском же зодчестве крестово — купольный тип храма появился по аналогии с соответствующими византийскими строениями. Причем для Руси образцом православного храма стал собор Софии константинопольской.

Много веков назад кровли храмов выглядели не совсем так, как сегодня.

Однако уже тогда строители начали . И важно отметить, что конструкциям этим придавалась определенная символика, о которой не забыли и сегодня. В частности:

1 купол символизирует собой ;

2 купола воплощают два естества Господа Иисуса Христа (божественное и человеческое);

3 купола являются символом Святой Троицы;

5 куполов символизируют собой Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов;

7 куполов воплощают семь таинств христианских;

9 куполов символизируют собой девять чинов ангельских;

13 куполов являются символом Господа Иисуса Христа и 12 апостолов;

24 купола – напоминание о дюжине пророков Ветхого Завета и таком же количестве апостолов Нового Завета;

25 куполов имеют такое же значение, как и 24, но символизируют также Господа Иисуса Христа;

33 купола – это символ возраста Христа, в котором он принял мученическую смерть.

Причем в большинстве случаев для покрытия куполов использовалось настоящее золото.

Однако на сегодняшний день эта практика стала постепенно уходить в прошлое.

Вместо дорогостоящего натурального золота современные строители храмов, соборов и церквей все чаще используют . В основе лежит качественная нержавеющая сталь, отличающаяся стойкостью к негативным внешним воздействиям. А тончащее покрытие из нитрида титана, нанесенное на поверхность стали по вакуумной технологии, придает куполам необходимый оттенок и зеркальный блеск. В результате они выглядят не хуже, чем, если бы были полностью выполнены из золота.

Высокая популярность, которой на сегодняшний день пользуется , вполне объяснима. Рассматриваемое покрытие является очень практичным, долговечным, надежным. Оно сохраняет привлекательный внешний вид на протяжении длительного времени, что немаловажно – ведь купола церквей всегда должны сверкать. Кроме того, материал отличается коррозионной стойкостью, невосприимчивостью к воздействию атмосферных осадков, прочностью к механическим воздействиям.

Приобрести листы высококачественной стали с напылением из нитрида титана вы можете у нас. Мы предлагаем вниманию покупателей листы разной толщины и оттенка по выгодным ценам. Кроме того, у нас можно заказать и услуги по его монтажу, возведение кровли и другие виды услуг. В любом случае, вы останетесь довольны сотрудничеством – качеством продукции, выгодными ценами, оперативностью доставки заказов по всей Украине и в страны СНГ.

Публикации раздела Архитектура

Что означают купола православных церквей

С ранних времен христианская религия была наполнена особыми знаками - они воплотились в архитектуре храмов. Какой смысл вкладывают верующие в форму, цвет и количество куполов православной церкви - разбираемся вместе с порталом «Культура.РФ».

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам - Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы - Успенский , Благовещенский , Архангельский .

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы , построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений - церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства - князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле - один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, - например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде . Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного . Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля .

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве - женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева . Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна - вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве . Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года - тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор - место крещения Александра Пушкина .

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» . Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске .

Купол-луковица в православной архитектуре - воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами - это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля .

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском . Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них - церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире . Оба храма построены в XII веке - они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех . Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря - старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего - Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов - символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них - Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске - главный собор Донского казачества - и Крестовоздвиженский собор