Церковь богоматери. Церковь Богоматери Onze-Lieve-Vrouwekerk Церковь Нотр-Дам в Брюгге

Сергей, ты самый ужасный тревел-блогер в мире. Почему ты не назвал свой рассказ о прогулке по Брюгге "Сказочный город", "Северная Венеция" или хотя бы "Залечь на дно"? Может, тебе еще и Брюгге не понравился?
- Уважаемый читатель, я уже успел побывать в Венеции, Эльзасе и Порту. Я люблю эти места. Если бы я вырос на ферме, Брюгге мог бы произвести на меня впечатление, но так как этого не произошло, то и у Брюгге ни черта не получается.

Конечно, конечно, в моей вольной цитате из популярного фильма о Брюгге я сильно утрирую. Брюгге прекрасен и готичен, гулять по нему - сплошное удовольствие и восторг. Но доля правды в этом воображаемом диалоге все-таки есть. Видимо, я, действительно, слегка очерствел за время своих поездок по Европе, поэтому, сразу предупреждаю, в моих рассказах не будет пышных эпитетов, розовых соплей и сказочных единорогов. В общем, давайте просто спокойно и без истерик прогуляемся по Брюгге и посмотрим на его основные достопримечательности.

В первой части пройдемся от вокзала до Рыночной площади. Маршрут прогулки я изобразил на своей карте достопримечательностей Брюгге.

Напомню, что своей базой для поездок по Бельгии мы выбрали . В Брюгге выбрались на один день, и сразу скажу, что этого времени будет на город недостаточно. Да, мы успели обойти практически весь исторический центр, но вот на музеи времени уже не хватило, а они тут более чем достойные. К тому же допускаю, что если я переночевал бы и больше пил пива в Брюгге, то и впечатление от города было бы гораздо сильнее. Поэтому рекомендую остаться тут на пару дней, скучно не будет.

Итак, мы приехали в Брюгге на поезде из , дорога у меня не отложилась, добраться сюда из Гента или Брюсселя элементарно. Здание вокзала Брюгге показалось очень скромным, в Генте круче, а тем более не сравнить с фантастическим вокзалом Антверпена.

Семь (!) светофоров на маленьком пятачке у вокзала. Пожалуй, я такой концентрации еще нигде не видел.

Первой достопримечательностью стала Пороховая башня 15-го века. Мост, который оккупировали туристы, кстати, тоже исторический.

А вот и разгадка откуда на мосту столько туристов. От него открывается живописный вид на озеро Любви (Minnewater) . Зная мрачный нрав народов северной части Европы, я решил, что тут кто-то наверняка утопился, и был почти прав.

Девушка Минна была влюблена в воина Стромберга, по какой-то неведомой причине она скрывала свой выбор от отца. К несчастью началась война, и Стромберг отправился воевать. Отец Минны старый моряк, чувствовал, что скоро отправиться в могилу и решил устроить будущее дочери. Надеясь, что со временем она сможет переубедить отца, Минна тянула время, не соглашаясь на брак. Но терпению старого моряка пришел конец, и он заявил, что после третьего восхода солнца брак будет заключен.

Минна решила сбежать из дома, чтобы дождаться Стромберга и все это время шлялась по лесам. Когда воин вернулся и нашел девушку в лесу (видимо, не слишком тщательно пряталась), она уже была на последнем издыхании и умерла на руках Стромберга. Все это произошло на том самом месте, где сейчас стоит Пороховая башня. Воин решил устроить для своей возлюбленной оригинальную могилу, он перегородил речку, положил в могилу в пересохшем русле тело Минны и снова пустил воду. Так образовалось озеро Любви.

Дальше путеводитель рекомендует поклясться своей избраннице в любви на мосту у озера Минневотер, якобы такая клятва будет вечной и нерушимой. Не уверен, что мост у Пороховой башни тот самый, где надо это делать, но мне было все равно не актуально, т.к. я путешествовал со своим товарищем.

На берега озера выходят несколько интересных зданий. Например, неоготический замок de la Faille, принадлежавший богатому голландскому семейству.

Озеро Любви имеет искусственное происхождение, по сути это запруда. Плотина, регулирующая уровень воды находится на месте этого домика Sashuis .

Sashuis - буквально в переводе с голландского запорный дом.

Рядом с озером разбит одноименный Minnewater парк .

К паркам я равнодушен, поэтому пошел по противоположному берегу, откуда выглядывали внушительные кирпичные строения.

Моей следующей целью был Бегинаж Брюгге. Пару минут по прекрасной аллее на берегу озера Любви.

И вот уже из-за стены начинают выглядывать домики Бегинажа.

Бегинаж в Брюгге относится к 13-му веку, хотя из строений этого времени уцелел только портал церкви. Территория Бегинажа окружена стенами и рвом из воды, что делает это место обособленным от мира. Бегинок часто ошибочно принимают за монахинь. Это не совсем так. Они - уединенные женщины, которые являются членами свободной общины. В отличие от настоящих монахинь, бегинки не дают монашеских обетов: могут в любой момент покинуть общину, возвратиться к мирской жизни и выйти замуж, могут иметь собственные доходы и недвижимость. Сегодня на территории Бегинажа живут бенидиктинские монахини и одинокие женщины.

На мосту перед входом в Бегинаж Брюгге находится ориентир, отмечающий границу между городом и Бегинажем. Это наглядно иллюстрирует его автономию. Надпись Sauve Garde над входными воротами говорит о праве убежища на этой территории. Название бегинажа “Ten Wijngaerde” переводится как "В Винограднике" и указывает на Виноградник Господень.

Бегинаж не слишком популярен у туристов, все сразу бегут с вокзала на Рыночную площадь, поэтому тут довольно спокойно и расслабленно.

Как это я умудрился еше не написать про лебедей Брюгге? Тоже своего рода достопримечательность города. Про них даже есть своя (псевдо?) историческая легенда. Когда в 15-м веке Максимилиан Австрийский прибыл в Брюгге с целью подавить бунт, он был взят в плен, а его советник, Питер Ланхалс, обезглавлен. Максимилиан после своего освобождения и возвращения к власти решил наказать людей Брюгге и увековечить память о своем советнике. А так как Ланхалс переводится как длинношеий , то остроумный Максимилиан, обязал жителей Брюгге вечно разводить длинные шеи , т.е. лебедей на каналах города.

Что-же, Бегинаж хорошо, но пора двигать к следующей достопримечательности шпиль, которой торчит из-за деревьев и крыш домов. Пока мы на самом юге Брюгге и до центра надо еще изрядно пройтись пешком.

В соседних с Бегинажем кафе с различной степенью фривольности обыгрывается тема монашек.

Фонтан-поилка для лошадей имеет форму... лошади.

В Брюгге я снова включил свой . Многие улицы прекрасны сами по себе, поэтому хочется представить себя машинкой гугл, которая катается по улицам и каждый метр делает снимок.

По дороге к центру попалась красивая площадь Walplein . Когда-то здесь проходила городская стена, но со времен 12-го века город значительно вырос. на площади много кафешек и баров с крафтовым пивом. Если я не ошибаюсь, тут даже есть несколько известных среди любителей пива заведений с собственными пивоварнями, De Halve Maan, например. Но время еще было раннее, и я пока не был готов употреблять.

На площади находится одна из самых дурацких скульптур Брюгге. Скульптура назвается Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге . Зевс изображен в виде лебедя (вспоминаем легенды про Зевса и про ледебей Брюгге), правда, на моем фото его заслонила голая ляжка Леды.

И, снова немного "гугл-панорам".

На снимке ниже вполне себе нормальная улица, а не какой-то проход или тупик. Такой Брюгге мне нравится!

На канал выходит внушительное здание госпиталя Синт Ян . Построенный для немощных горожан и паломников, госпиталь до сих пор служит своей цели и управляется сестрами Августинками, большинство из которых получили образование сестер милосердия. Внутренний двор * оставляет приятное и умиротворяющее впечатление, также как и интерьер здания, с его длинными выбеленными коридорами и великолепной дубовой мебелью. Внутри находится мощный музей с экспозицией лучших картин Ханса Мемлинга, великого художника родившегося году и жившего в Брюгге в 15-м веке. Увы, с музеями в этот раз не сложилось, в первую очередь хотелось успеть погулять по городу.

В паре шагов от госпиталя находится еще более эффектное здание - церковь Богоматери . Колокольня церкви - одна из главный доминант Брюгге, его высота 122 метра, это второе по высоте кирпичное здание в мире. Ну, офигеть просто, особенно с учетом, что это чуть ли не 12-й век.

В 1210-30 гг. на месте старой романской церкви начались работы по строительству новой церкви в стиле “шельдская готика”.

Центральный неф выше боковых, над трифориумом расположен ряд небольших окон со стрельчатыми, готическими арками. Построенная из голубого камня западная часть является почти точной копией собора в Турне.

Из-за отсутствия средств работы были приостановлены, но около 127O-80 гг. алтарь, деамбулаторий и боковые капеллы были завершены. Элегантные контрфорсы и аркбутаны выдают влияние французской “высокой готики”.

Между 1250 и 1340 годами была построена кирпичная башня, высотой 122,3 метра. Высокие кирпичные ниши и слепые окна сглаживают ее огромные размеры и делают элегантной. Квадратное основание башни покоится на врытых глубоко в землю сваях, а ее восемь контрфорсов, поддерживают увенчанный золотой короной 45 метровый шпиль. Его строительство было завершено в 1440 году.

Это одна из самых высоких башен в городе, вместе с башней собора Спасителя (80 м) и Белфортом (83 м) . Раннеготический центральный неф возведен в форме базилики с пятью арками, он был изначально отделен от боковых рядом каменных колонн, поддерживающих готические арки. В западном конце нефа еще можно видеть частично встроенные колонны XIII века.

В XIV веке колонны были заменены огромными композитными пилястрами и новыми нервюрами. Над трифориумом маленькие тройные окна в верхнем ряду окон, в сочетании с вогнутыми арками, обеспечивают нужный свет.

Центральный неф, дополненный двумя боковыми нефами, был покрыт крестообразным сводом.

В основном алтаре находятся пять арок, заканчивающихся трехсторонней апсидой. Алтарь содержит асимметрические пилястры, колонны и украшенные орнаментом капители. А в трифории располагаются белокаменные пилястры, которые служат опорой для состоящих из трех створок, арок.

Во второй половине XIV века боковой неф присоединили к северной стороне главного нефа. Каменная кладка из камня города Турне до сих пор видна на северной стороне.

Капелла Креста была построена в XV веке, кирпичный боковой неф на северной стороне датируется 1450 годом. А ее контрфорсы, служившие ранее внешней стеной, были обрезаны и встроены в интерьер церкви.

В 1465 году перестроили восточный вход. В этом же году изготовлены великолепные Райские Врата в стиле «высокой Готики» из белого песчаника провинции Брабант. Именно через эти двери проходила процессия во время заупокойной службы на пути к ближайшему кладбищу, исполняя песню «In paradisium» (In paradisum deducant te Angeli – Ангелы приведут Вас в Рай) . В 1830 году врата были закрыты.

Капелла Lanckhals и капелла семьи Overtvelt были добавлены в 1480 году.

После грабежей и бесчинств иконоборцев в XVI веке, церковь была полностью восстановлена. Первоначальный деревянный цилиндрический свод нефа и алтаря был переделан в крестообразный свод, который можно видеть и сегодня.

Большие окна в западной части датируются 1588 годом.

В конце XIX века проект по восстановлению западной части был поручен архитектору из Брюгге, Луи Деласенсере (Louis Delacenserie , 1838-1909 гг.) , который оформил проект в стиле «Шельдская Готика».

Под руководством архитектора Шарля де Вульфа (Charles de Wulf , 1865-1904 гг.) неф, трансепт и алтарь приобрели свой первоначальный вид.

Брюгге - один из самых колоритных городков Бельгии. Это город, словно специально созданный для неспешных пеших прогулок. Здесь множество достопримечательностей, немало исторических или просто старинных зданий. Среди последних - и церковь святого Жиля.

Расположенная в северной части города, она датируется 15 веком. Это единственная в Брюгге церковь с часами - стиль, характерный для сельской местности. Внутри находится несколько замечательных картин, созданных примерно в 18 веке, внутреннее убранство украшают детали из дерева - резная кафедра, несколько исповедален 18 века, деревянная статуя покровителя церкви Сен-Жиля, окна украшены витражами. Местный орган считается одним из лучших в городе.

В настоящее время здесь нередко устраиваются концерты классической музыки.

Церковь святой Анны

Церковь святой Анны в Брюгге – памятник европейского барокко. Церковь была возведена в XVII веке и по праву считается жемчужиной Брюгге. Скромный внешний облик скрывает один из самых роскошных церковных интерьеров в Европе.

Церковь была возведена муниципалитетом Брюгге в 1612 году на месте другой одноименной часовни, разрушенной в конце XVI века радикальными протестантами. Серые камни внешней облицовки нового храма были взяты прямо на месте, средневековая кладка придает постройке особую выразительность.

Изначально церковь принадлежала бедному приходу, но в течение десятилетий интерьер становился все богаче, соединяя элементы различных архитектурных стилей. В середине XIX века в окна церкви были вставлены цветные витражи.

Церковь святой Анны – одна из самых интересных архитектурных достопримечательностей города, объединившая внешнюю лаконичность и внутреннюю красоту.

Церковь Нотр-Дам в Брюгге

Церковь Нотр-Дам в Брюгге видно практически из любой точки города, а ее колокольня 122 метра ростом (кстати, вторая по высоте после антверпенской) является символом города.

Вход в церковь свободный, но некоторые интересные и ценные произведения выставляются за алтарем, и за вход в это пространство придется заплатить. В одном из четырех приделов общедоступной части находится главная художественная ценность собора – мраморная «Богоматерь с младенцем» Микеланджело. Это единственная скульптура, покинувшая пределы Италии еще при жизни мастера.

В хоре церкви находятся гробницы Карла Смелого и его дочери Марии Бургундской, выполненные в стиле пламенеющей готики. Там же выставлены великолепные ювелирные реликварии

Церковь Богоматери

Церковь Богоматери в Брюгге- готическая церковь в бельгийском Брюгге, построенная в XII-XIII веках.

Является самым романтическим и привлекательным зданием города.

Находится в самом сердце города Брюгге, всего в 200 метрах от Кафедрального Собора Спасителя.

Первая церковь, построенная на месте современной, датируется второй половиной девятого века. Об этом свидетельствует булла папы Григория VII 1075 года, в которой отмечено, что церковь Богоматери 200 лет находилась под управлением собрания каноников Святого Мартина в Брюгге.

В 1091 году церковь стала соборной, со своим собственным собранием каноников. Престиж церкви вырос благодаря приобретению реликвий высоко почитаемых святых.

В начале XII века были подарены церкви реликвии, среди них останки Святого Бонифация, епископа Майнца, убитого вместе со своими спутниками в июне 754 года у фрисландского города Доккум. Церковь Богоматери также получила реликвии двух его товарищей: Хилариуса и Киробальдуса.

В 1116 году церковь была повреждена огнем, который опустошил большую часть города, шторм 1711 года оторвал крест и водостоки от главной башни.

В период оккупации после Французской революции в 1789 году, здание было выставлено на торги. Прихожане согласились выкупить свою собственную церковь.

Иерусалимская церковь

Самая необычная церковь Брюгге, единственная в городе сохранившая первоначальный готический интерьер.

Она была куплена семьей богатых торговцев и финансистов Адорн, прибывших в Брюгге из Италии в XIII веке. Один из представителей семьи, Ансельм Адорн в XV веке совершил паломничество в святую землю и по возвращении распорядился перестроить семейную часовню по образу церкви Гроба Господня в Иерусалиме.

Церковь св. Вальбурги

Церковь Святой Вальбурги, расположенная недалеко от центральной площади города Брюгге, была построена орденом иезуитов в стиле барокко в первой половине XVII века. Характерен фасад храма из натурального камня с повышенной серединой и двумя низкими боковыми сторонами, который напоминает церковь Джезу в Риме. Он прекрасно выявляет трехнефную структуру церкви, и берет начало в седой древности, еще от первых римских базилик. Храм не имеет высокой колокольни.

Внутренний интерьер церкви полностью белый, что придает ощущение исключительной легкости и идеальной чистоты. В левом и правом проходах посетители могут увидеть прекрасную коллекцию картин фламандских художников XVII - XVIII веков. В центральном нефе расположена кафедра XVII века с удивительно тонкой резьбой по дереву. Алтарь и несколько статуй вокруг были вырезаны из дерева еще в 1643 году.


Достопримечательности Брюгге

Церковь Богоматери в Брюгге (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Интересна церковь Богоматери - это не только здание, сочетающее в себе черты готического и романского стилей, но и одна из немногих за пределами Италии церквей, где сохранилась скульптура Микеланджело - «Дева Мария с младенцем», т. н. Мадонна Брюгге. Изначально она предназначалась для Сиенского собора, но была приобретена купцом из Брюгге, который затем подарил ее церкви.

Церковь Богоматери является самым высоким зданием в Брюгге, ее башня высотой 122 м доминирует в городском пейзаже.

Сам даритель и члены его семьи похоронены у подножия алтаря перед статуей. Дважды статую похищали (французы в 18 веке и немецкие оккупанты в 20 веке), и дважды ее возвращали в Брюгге.

Массивное сооружение, вонзающееся длинным шпилем в открыточное фламандское небо, поражает пестротой архитектурных стилей, которые оно вобрало в себя за 200-летную историю строительства. Заложенная еще во времена Святого Бонифация, церковь Богоматери была перестроена в 1120 году Карлом Добрым, Графом Фландрским, и увеличена в 1170 году.

Церковь известна тем, что в ней похоронена Мария Бургундская, супруга Максимилиана I Габсбурга, прожившая очень короткую жизнь. Император очень любил свою жену и считал ее красивейшей женщиной в мире.

Грех жаловаться!

Церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk, она же - Нотр-Дам в Брюгге) - готический Храм со второй в Бельгии по высоте башней (122 метра; башня одноименной церкви в Антверпене выше на один метр) с острым навершием и четырьмя колоколенками вокруг него, которая видна почти повсюду в Брюгге, построен в XII-XIII веках.

Фотографировать Храм трудно - он «зажат» соседними зданиями:

Сегодня внутренняя конструкция Храма несколько необычна: есть, так сказать, «передняя» часть, открытая для всех посетителей, а за алтарём находится внушительных размеров «задняя» часть, в которой находятся основные художественные и исторические ценности, и в которую вход - платный.
Вот так мы увидели интерьер церкви в «передней» её части:

общий вид (внимание: вверху - распятие, датируемое 1594 годом!):

Традиционная предалтарная перегородка:

Очень необычная композиция: маленький Иисус с … папой:

а здесь он же с «представителем истинного Отца»:

Естественно, что мама Иисуса представлена в посвящённом ей Храме многообразно:

Относительно следующего художественного объекта позволим себе привести выдержку из сопровождающего его текста:
«Этот вариант изображения яслей младенца Иисуса высечен из ствола тысячелетнего вяза, который был срублен в бельгийском местечке Knesselare. Умершее дерево собирались выбросить, как бесполезное, однако священник и самодеятельный скульптор Omer Gilliet из маленького портового городка Breskens создал из него нечто новое, ценное и живое. Как родители зачастую говорят о своих детях, как о Б-жьих дарах, так и в этом своём творении автор увидел дар Небес. В том, что эта скульптура принадлежит Брюгге, общепризнанному «городу мостов», содержится особый смысл: сам Иисус являл собой некий мост между Б-гом и людьми.»

Пожалуй, главная художественная ценность церкви, привлекающая в неё десятки тысяч туристов ежегодно, находится в одном из четырёх боковых приделов (датируемых концом 12-го века) общедоступной части; здесь можно увидеть проход к этому приделу:

В центре композиции находится единственное скульптурное произведение великого Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) «Мадонна с младенцем» (её часто называют «Мадонна Брюгге»), покинувшее (в 1506 году) пределы Италии при жизни автора:

Эта небольшая (всего-то 127 см) работа изваяна из каррарского мрамора (marmor lunensis), как и микеланджеловский же Давид во Флоренции. Вот что писал об этой Мадонне знаменитый автор биографических романов Ирвинг Стоун (Тенненбаум) (Irving Stone) : «Она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку, - вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таится в глазах печаль. Он полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один»

Прежде, чем перейти в «заднюю», платную часть Храма, покажем фрагменты двух других боковых приделов:

В «задней», точнее - заалтарной части находится ещё одно сокровище церкви – гробницы герцога Бургундского Карла Смелого, погибшего в битве при Нанси в 1477 году, и его дочери, Марии Бургундской, матери императора Карла V, скончавшейся в возрасте 25 лет в 1482 году от несчастного случая при падении с лошади. Ее выбор – брак с наследником габсбурской короны Максимилианом – оказал решающее воздействие на судьбы Европы. Будь выбор Марии иным, предпочти она французского дофина – и не быть бы великой империи Габсбургов, и нынешняя карта Европы могла бы быть совершенно иной…

Там рядом ещё находятся два могильных углубления, история которых осталась нам неизвестной, но они представляют несомненный интерес с точки зрения оформления:

Ещё там можно увидеть несколько произведений сакрального ювелирного искусства:

В церкви находится много произведений живописи. Вот несколько, показавшихся нам интересными и одновременно удобными для фотографирования:

очень интересный настенный образец смешения скульптуры и живописи:

Adriaen Isenbrandt: «Onze Lieve Vrouw van Zeven Smarten (Богоматерь Семи скорбей)»:

Это лишь одно из многих полотен, вдохновлённых евангельским сюжетом. Для информации – другое творение на эту тему, созданное великим Альбрехтом Дюрером (Albrecht Dürer):

Pieter Pourbus: «Het laatste avondmaal (Тайная вечеря)»:

Michelangelo Merisi da Caravaggio (Караваджо): «Cena in Emmaus (Ужин в Еммаусе)»:

Это - одно из нескольких полотен, написанных Караваджо на эту библейскую тему. Наиболее известное из них находится в Национальной Галерее в Лондоне (обратите внимание на то, насколько здесь необычен облик Иисуса):

Эта тема вдохновляла многих живописцев. Вот экспонирующееся в Лувре полотно великого Рембрандта:

Hendrik Van Minderhout: «Binnenzicht van de Onze-Lieve-Vrouwkerk (Интерьер Церкви Богоматери)» (2-я половина 17-го века):

Групповой портрет городской элиты:

Образцы деревянной скульптуры - элементы оформления исповедальных кабинок:

Конечно же, не могли мы спокойно пройти мимо витражей:

Ну, и напоследок, уже по выходу из Храма мы увидели на стене близстоящего дома вот такую скульптуру: