Цели, задачи и принципы государственной информационной политики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введе ние

Развитие информационного общества предполагает решение первоочередных задач свободного поиска, получения, производства и распространение информации для каждого члена общества, развитие средств массовой информации, формирование общедоступных информационных ресурсов, предоставление доступных информационных услуг, обеспечение условий создания, развития и функционирования информационных систем, формирование единого информационного пространства страны и его интеграции в мировое информационное пространство.

Актуальность проблемы правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности социотехнических систем и процессов в них обусловлена повышением роли информации во всех сферах и видах деятельности личности общества и государства в условиях воздействия внешних и внутренних угроз. Развитием новых информационных отношений, требующих соблюдения и защиты прав, законных интересов субъектов в информационной сфере.

Активное развитие информационного общества на основе широкого использования новых информационных технологий влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности, что предопределяет формирование и развитие соответствующего научно- методологического и правового базиса, обеспечивающего эффективное решение этих проблем. Первоочередным в этом ряду является развитие соответствующего законодательства и совершенствование подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, обладающие системными знаниями в области правового регулирования процессов обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и используемых ими информационных автоматизированных и телекоммуникационных систем.

1. Государственная политика в информационной сфере

За последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. В связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления растет необходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации приема, обработки и передачи информационных потоков.

Глобализация мирового пространства привела к трансформации пространства как такового: наряду с географическим пространством формируется, в частности, электронное. Традиционное противостояние между государствами осуществляется сегодня к в физическом пространстве, так и в новом виртуальном, или киберпространстве. Информационная деятельность государств диктуется из внутренними интересами: интересами финансово - промышленных групп, их потребностью в сырье, в рынках сбыта продукции, которые невозможно удовлетворить в переделах одного государства.

Итак, говоря о государственной политике в информационной сфере, следует сказать, что это специфический вид социального управления посредством реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти либо органами исполнительной власти по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи с ее оборотом в социальных системах.

Сегодня государство по-прежнему занимает главенствующее положение по отношению к личности и обществу, при этом интересы личности еще не находятся в центре государственных интересов, а общество не вышло из состояния "огосударствления". Для создания условий полной и успешной самореализации личности и становления гражданского общества необходимо изменить положение личности и общества по отношению к государству, на что, прежде всего, должно быть направлено государственное регулирование, и в первую очередь нормотворчество. Государство должно помогать становлению гражданского общества, но не подменять его; передавать определенные функции обеспечения интересов личности общественным институтам по мере их создания; определять степень своего участия в обеспечении защиты интересов личности и общества под их контролем; помогать создавать в обществе инструменты влияния на власть. Очевидно, что продолжение прежней практики нормотворчества и правоприменения без единой государственной политики в информационной сфере блокирует реализацию конституционных прав граждан, делает трудновыполнимой задачу построения правового государства и информационного общества в России. Как следует из Доктрины информационной безопасности РФ, сегодня нет четкой государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена. Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов. Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании.

Доктрина информационной безопасности РФ с учетом сложившегося положения дел определяет как безотлагательные для решения следующие задачи:

ь разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;

ь разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

ь разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

ь развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности РФ, а также системы противодействия этим угрозам;

ь разработка, принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, обеспечения информационной безопасности РФ;

ь гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения;

ь разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности РФ, а также сертификации этих систем и средств;

ь совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;

ь установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности; координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности РФ;

ь развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности РФ с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения "информационного оружия";

ь обеспечение технологической независимости РФ в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники; создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

ь разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и, прежде всего, используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

ь развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;

ь создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

ь расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;

ь развитие инфраструктуры единого информационного пространства России; обеспечение условий для активного участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

ь комплексное противодействие угрозам информационной войны, пресечение компьютерной преступности;

ь повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан;

ь создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Процесс социального управления в информационной сфере складывается из доктринальной части, научного осмысления содержания проблем этой сферы отношений, выражения ее в исследовательской форме и различных формах прогнозов, доктрин, концепций. На этой основе вырабатывается политика государства в данной области. Ее конкретным выражением становятся соответствующие документы органов государственной власти, программы реализации этой политики.

Примером реализации функций государственной политики в области организации информационной деятельности за рубежом могут быть такие документы как Доклад Клинтона - Гора, распространяемый с 1993 г. о Национальной Информационной Инфраструктуре, идеи которого в последующие годы были воплощены в ряде программ и законов. К такому же разряду политических документов относится и Белая книга Европейской комиссии "Рост конкуренции, занятость, цели и пути в XXI век", на основе которой создан Доклад "Европа и мировое информационное сообщество. Рекомендация Совету Европы", представленный в Брюсселе 26 мая 1994г. Именно этим документом в оборот введен термин "информационное сообщество". В этом же ряду находятся документы Японского Кабинета министров по развитию стратегии в информационных технологий в условиях информационной революции, принятые в середине 2000 г. Организационно они обеспечены учреждением Штаба Стратегии информационных технологий.

На основе подобных концептуальных документов разрабатывается политика государства по отдельным направлениям стратегии информатизации или развития информационного общества, а также конкретные программы действий. Например, основной план реализации японской стратегии предусматривает такие направления как активизацию электронной торговли, компьютеризацию публичного сектора, развитие информационной грамотности, создание инфраструктуры рабочих сетей, другие направления. Данный документ сопровождается пояснением ключевых позиций Плана действий, а также разработкой плана защиты информационных систем от хакеров и других кибернетических угроз. Заметим, что еще раньше, учитывая отставание страны от США и Европы в создании и использовании интернет-сетей на основе протокола (IP) в Японии была разработана программа "Инициативы Японии в отношении США, Китая и России". Эта программа мобилизовала внимание и усилия частных и муниципальных структур на широкомасштабное создание и использование глобальной сети. Не лишним будет упомянуть о направлениях этой программы, ценность которой заключается в ориентации на международное сообщество и мировой уровень развития информационных технологий. Экспресс-информация Института Дальнего Востока РАН, отмечала следующие направления политики Японии по названному направлению: создание сетей протокола интернет (IP) в качестве части информационной структуры новой эпохи; строительство коммунальных сетей районов в качестве шага перехода к информационному обществу; использование достижений в бизнесе и фундаментальных средствах продвижения информационной революции; внедрение информационных технологий в открытых сетях; безопасность в строительстве открытых сетей; решение проблем 2000 г.; меры по подготовке специалистов по сетям; создание необходимой социальной инфраструктуры; создание терминалов кабельных сетей во все школы, а терминалы интернет - во все классы; реорганизация японской законодательной системы, отвечающей требованиям информационного века; развитие электронной коммерции с учетом американской стратегии глобальной информационной инфраструктуры; развитие подходов к вопросам управления в интернет; устранение барьера соревновательности и предоставление пользователям службы мирового класса по низким ценам; использование принципа конкурентности для обеспечения доступа к квалифицированной информационной инфраструктуре всех резидентов Японии; реформирование телекоммуникационных оплат для создания ценностей суперсферы; развитие глобальных стандартов взаимодействия в интернационализации телекоммуникаций. В Российской Федерации накоплен известный опыт выработки государственной политики в области развития информационной сферы. Алгоритм формирования государственной политики можно представить следующим образом:

1)научное исследование и осмысление закономерностей развития общественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы;

определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление (к таким документам следует отнести Концепцию национальной безопасности РФ (1997, 2000 гг.) и Доктрину информационной безопасности РФ (2000 г.), Концепцию формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" (1995 г.), утвержденные Указами Президента РФ, Окинавскую Хартию глобального информационного общества (2000 г.);

конкретизация задач для органов государственной власти при определении основных направлений внутренней и внешней политики (в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию с 1994 г.);

4)разработка и принятие концепций развития законодательства в информационной сфере и ее отдельных областях (Комитетом Государственной Думы по информационной политике и постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ одобрена Концепция государственной информационной политики (1998 г.), а Комитетом Государственной Думы по безопасности - Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ (1998 г.), с учетом которой в Совете безопасности РФ подготовлена Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ (2001 г.), Министерством связи и информатизации РФ подготовлен проект Концепции развития законодательства РФ в сфере информации и информатизации);

разработка и принятие законов как правовой основы регулирования отношений в информационной сфере (в 1990-е гг. в РФ сформирован большой массив законодательства в области регулирования информационных отношений - более 120 законов федерального уровня и более 100 законов субъектов РФ. Конституция РФ, все 18 кодексов РФ в большей или меньшей степени касаются реализации информационных прав и свобод, формирования и вовлечения информационных ресурсов в экономический оборот и систему государственного и муниципального управления.

Подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов (регулирование деятельности государственных органов и специализированных организаций в области информационной деятельности, оформления отдельных направлений государственной политики осуществляется через акты Президента РФ, Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и ведомств, в компетенцию которых входят проблемы информации и информатизации. Например, в 1993-1999 гг. было издано более десяти специальных актов по проблеме правовой информатизации в РФ, в результате реализации которых были решены многие вопросы организации правовой информации и ее распространения через специализированные системы "Консультант плюс", "Кодекс", "Гарант", "Система" и др. Таким примером по вопросам упорядочения правовой информации является Указ Президента РФ № 1486 от 10 августа 2000 г. "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации", которым предусмотрено создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, ведение которого возложено на Министерство юстиции РФ);

7) подготовка и реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики
в соответствии с их компетенцией (примером здесь может служить программа "Электронная Россия" (2001 г.).

Информационная политика в более узком смысле с учетом государственной политики может определяться и на уровне системы отраслевого управления, межотраслевого управления, управления регионального. Можно, например, говорить об информационной политике в области образования, предпринимательства, охраны природы, экологии в целом. Соответствующие ведомства могут издавать документы, мобилизующие внимание к решению вопросов информационного обеспечения в своей сфере ведения, использования информационных ресурсов своего профиля.

Локальное поле информационной политики возникает и на уровне отдельной организации. Например, выработка установки относительно коммерческой тайны, использования информационного ресурса для своего внутреннего развития, или для включения своего ресурса в рыночные процессы непосредственно.

Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в этой области.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ это предполагает:

ь оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

ь создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;

ь определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере;

ь создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;

ь разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

ь разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе; совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ и иных областях информационной сферы.

2. Практическое задание

информационный инфраструктура безопасность государственная

Ответ:

1. Для входа в систему «Консультант Плюс» необходимо щелкнуть мышью по ярлыку «Консультант Плюс», расположенному на рабочем столе компьютера.

2. В стартовом окне «Консультант Плюс» необходимо выбрать для поиска документов раздел «Законодательство», щелкнув по нему мышью.

3. Очистить, если это необходимо, Карточку поиска с помощью кнопки «Очистить карточку».

4. В поле «Номер» нужно набрать № 965 и нажать кнопку «В карточку».

5. После предыдущего выполнения команды мы снова окажемся в Карточке поиска, где в поле «Номер» будет задан выбранный номер 965 при этом в нижней части окна указано, сколько документов удовлетворяет запросу.

6. нажать кнопку «Построить список документов F 9».

З акл ючение

Итак, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том что, информатизация несет с собой, прежде всего, новые возможности для человека искать, получать и распространять интересующие его сведения, повышая тем самым уровень своей профессиональной и общей культуры. Таким образом подтверждается и укрепляется приоритет интересов и прав человека, что составляет первооснову системы отношений в обществе и является главным ориентиром государственной политики. Право человека свободно искать, получать, передавать и распространять информацию занимает почетное место в ряду конституционных прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской Федерации. Но реализация этого права зависит от многих факторов, среди которых нельзя не назвать уровень компьютеризации России, и в особенности количество персональных компьютеров в стране, объем услуг и динамизм развития российского сегмента Интернета, степень компьютерной грамотности общества.

Надлежащее состояние информационного дела, несомненно, повышает уровень правовой защищенности человека. Важное значение имеет распространение информации о механизмах и процедурах защиты прав и свобод человека и гражданина. Речь идет, в первую очередь, о судебной защите, обеспечении доступа населения к суду, знании человеком процессуальных правил, возможностей пользоваться услугами адвокатов. Особенно актуальна сегодня информация о судебной реформе 2001 г., ее нововведениях в организацию судебной власти, в том числе о создании административной юстиции, принятии новых УПК и ГПК.

Новые технологии способствуют расширению прямых и обратных связей между государством и гражданским обществом, активизируют участие самых различных групп и слоев населения в управлении страной, ее регионами, местными сообществами, поднимают на более высокий уровень сбор, обработку и анализ информации о состоянии дел как в целом, так и по отдельным направлениям развития России, поступающей во властные структуры. На этой базе становится более совершенным процесс принятия решений и контроль за их исполнением.

Демократия в ее истинном понимании предполагает высокий уровень организованности, строгое соблюдение правопорядка, четкие механизмы государственного управления. Информатизация способствует рационализации всего государственного аппарата, поиску и отбору наиболее эффективных форм и методов его деятельности.

Список используемой литературы

1. Информационное право. И.О. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов, М.: 2001.

2. Информационное право России: Учебное пособие/Н.Н. Ковалева. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.

3. Правовое обеспечение информационной безопасности: Учебник/ Под общей научной редакцией В.А. Минаева, А.П. Фисуна, С.В. Скрыля. С.В. Дворянкина, М.М. Никитина, Н.С. Хохлова. - М.: Маросейка, 2008.

4. Правовая информатика и кибернетика: Учебник/Под. Ред. Н.С. Полевого. - М.: Юрид. Лит., 1993.

5. Правовая информатика: Учебное пособие/ Г.Л. Акопов. - 2-е изд. - М,: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие информационной безопасности. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Основные виды и источники угроз. Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики по обеспечению информационной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2016

    Цели, задачи, принципы реализации государственной политики в сфере информационной безопасности Российской Федерации. Основные пути совершенствования государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности Центрального военного округа.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Информационное пространство и его эффективность. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности. Нормативно-правовые акты об информационной безопасности в РФ.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2009

    Сущность, необходимость и содержание государственной информационной политики, тенденции ее развития в Российской Федерации и проблемы на современном этапе. Разработка мероприятий по повышению эффективности государственной информационной политики России.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Становление информационной политики в освещении миграционных процессов. Функционирование российского государства и его роль в формировании государственной информационной политики. Оптимизация государственной информационной политики в области миграции.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2018

    Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

    реферат , добавлен 03.05.2011

    Органы исполнительной власти и муниципальное образование как субъекты информационного права. Основные задачи единой информационной политики Федерации независимых профсоюзов России. Правовое положение некоммерческих организаций в информационной сфере.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    История и государственная политика в области информационной безопасности. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США. Информационная безопасность Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Назначение и политико-правовая основа Стратегии развития информационного общества в России. Основополагающие (концептуальные) нормативные документы РФ в области обеспечения национальной безопасности и в том числе применительно к информационной сфере.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2017

    Государственная политика в области информационной безопасности. Правовой режим информации, ее распространение и предоставление. Основные меры по недопущению эксплуатации государственных информационных систем без реализации мер по защите информации.

А. А. Сомкин


Доцент кафедры лингвистики и МКК Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, кандидат философских наук


Е. В. Еракина


Студентка 4 курса специальности «Регионоведение», Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева


К началу XXI века Россия вновь подошла в активном поиске дальнейших путей своего развития. Глубокие изменения произошли за последние десятилетия и в социально–политической сфере. Сегодня рекламные кампании (политическая рекламистика) становятся «преобладающим средством ориентации в российском политическом пространстве, функционирующем по классическим законам рынка. Организации специалистов по продаже политических товаров, обеспечивающие как формирование и отслеживание политического спроса, так и предложение потребителям нужной информации, становятся чуть ли не главными действующими лицами современного политического процесса» .


Вновь начинают осознаваться возможности информационного воздействия и потенциал государственной информационной политики как одного из важнейших направлений деятельности институтов власти и государственного управления. Свидетельством качественно иного отношения к информационной политике также стало появление у Президента РФ и государственных органов собственных сайтов в Интернете, организация Интернет–конференций В.В. Путина и т.д.


Изменение отношения российских властных структур к возможностям политики в информационной сфере ярко прослеживается на примере взаимоотношений государства со СМИ. Если 1990–е гг. – это период тотального отказа от государственной монополии в информационной среде, то сегодня на смену подобной практике приходит активное государственное регулирование как механизм формирования политики в отношении СМИ. Государство приступило к совершенствованию нормативно–правовой базы, пыталось установить новый формат взаимоотношений в противовес лоббистским методам давления.


Так, внесенные в 2003 г. изменения и дополнения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67–ФЗ от 12 июня 2002 г. свидетельствуют о попытке вывести институт СМИ за рамки политического процесса. Согласно закону, запрещена любая деятельность, способствующая созданию каких–либо преимуществ в «восприятии» гражданами либо кандидатов, либо политических партий . Иными словами, СМИ могут быть обвинены в незаконной агитации, если чуть больше внимания уделяют одному из кандидатов. Проявлением этих идей на федеральных телеканалах, например, являются дебаты кандидатов не в прямом эфире, а в записи (впервые в мире).


Одновременно начался процесс создания государственного сектора медиаотрасли: программная политика федеральных государственных СМИ («Первый канал», «Россия», «Культура», «Спорт», «Радио России», «Маяк», «Голос России», информационные агентства ИТАР–ТАСС и РИА «Новости», Национальная информационная служба Страна.Ru, «Российская газета» и т.д.), СМИ «Газпром–Медиа» («Итоги», «Известия», «НТВ», «ТНТ», «Эхо Москвы», «Relax FM» и др.), государственных региональных СМИ является частью национальной информационной политики.


Данный этап характеризуется не только изменением формата взаимоотношений государства со СМИ, но и расширением спектра вопросов политики государства в информационной сфере. Одобренная в октябре 1998 г. «Концепция государственной информационной политики» определила не только систему взаимоотношений государства со СМИ и процессы информатизации, но и такие глобальные направления, как:


1. формирование единого информационного пространства России;


2. вхождение России в мировое информационное пространство;


3. обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства;


4. формирование демократически ориентированного массового сознания;


5. становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации .


Однако развитие подобных демократических порядков происходит одновременно с процессом медиатизации политики, что коренным образом отличает ситуацию в России (и других демократий «третьей волны») от западного общества, в котором публичная политика сформировалась до появления массового общества. В ситуации, когда государственная власть не основывается на зрелой партийной системе, медиатизация политики фактически усугубляет разрыв между тем, что декларируется в документах, и реальным состоянием общественно–политической системы.


Так, к примеру, та же федеральная целевая программа «Электронная Россия» до 2010 г. (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65) фактически воспроизводит характерную для России практику взаимодействия между государством и обществом. Если при формировании электронного государства на Западе ставится задача облегчения коммуникации, усиления контроля граждан над властью, то в нашем случае акцент делается на информатизации федеральных и региональных органов власти. В этом смысле характерен пример федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1–ФЗ, который предельно затрудняет ее применение и, по экспертным оценкам, откладывает использование электронных механизмов коммуникации, как минимум, на несколько лет.


Безусловно, деятельность современной российской политической элиты в информационном пространстве имеет своей целью органичную интеграцию России в мировую политическую систему, сохранение уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности страны. Оживление активности государства в данной сфере стало подтверждением понимания им важности своего присутствия на информационной арене. Однако на сегодняшнем этапе этот процесс охватывает только одно из направлений, которое можно охарактеризовать как организационное: идет создание нормативной, институциональной, социальной инфраструктуры – среды для проведения государством политики на информационной арене. Гораздо более важным и до сих пор не осуществленным представляется другое направление. Оно связанно с реализацией потенциала созданной инфраструктуры путем непосредственных действий в информационном пространстве. Его главной целью является использование коммуникационного (в основном корректирующего) потенциала информационной политики, способного компенсировать неудачи и ошибки государственного управления в рамках тех или иных инициатив органов власти и управления.

1. См. «Концепцию государственной информационной политики».


2. Ст. 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67–ФЗ.


3. Пшизова, С. Н. Новый товар – политическая партия / С. Н. Пшизова // Дружба народов. 2000. № 4. С. 142.

Информационные технологии в юридической деятельности
Сибирский институт управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 85 баллов.

Вариант 1

1.Цели, задачи и принципы государственной информационной политики.
Ответ.

Государственная информационная политика это совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих. Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества: культурную, познавательную, образовательную, осуществляется обратная связь между государством и обществом, формирование имиджа государства внутри и вне страны и многие другие стороны жизни.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России — построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации),
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей;
4) обеспечение информационной безопасности детей.
Государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий; а также сами создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Таким образом на государство возложены обязанности в области формирования общественно значимых информационных ресурсов и информатизации России.
На данном пути перед государственной информационной политикой стоят следующие задачи:
1. модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
2. развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
3. обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
4. создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества,
5. эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
6. подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке.
Государственная информационная политика должна опираться на следующие базовые принципы:
1. Принцип открытости — все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение. Россией очень активно используется данный принцип, он активно применялся при разрешении ситуации при отделении Абхазии и Южной Осетии, также активно освещалась ситуация при отделении Крыма в начале 2014 года, тем самым Россия подчеркивает прозрачность, демократичность и свою конструктивную позицию в конъюнктуре происходящих событий. Без реализации данного принципа Россия выглядела бы в глазах мирового сообщества деспотичным авторитарным государством, наделенным безграничным ядерным потенциалом.
2. Принцип информационной безопасности. Данный принцип достигается проведение единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, системой организационно-правовых, экономических и иных мер, адекватных угрозам информационных интересам личности, государства и общества.
3. Принцип системности — при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности. Данный принцип также базируется на необходимости программно-целевого подхода к проблеме информатизации российского общества. По примеру стран Европы, в нашей стране разрабатывается программа, касающаяся путей вхождения Российской Федерации в информационные структуры развитых государств мира.
Основными направления этой программы являются: формирование и развитие информационной структуры страны; реализация права на информацию в информационных сетях; защита личности, общества и государства от недоброкачественной, ложной информации и дезинформации; применение возможностей информационных технологий для развития новых форм трудовой деятельности, образования и воспитания; реализация ответственности за правонарушения в информационной сфере.
4. Принцип социальной ориентации и равенства интересов — основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России. Политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех правила игры).
5. Принцип приоритетности права (принцип законности) — развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы. В полной мере данный принцип реализуется при строгом соблюдении законных прав и личных интересов человека в информационном обществе.
Значение данного принципа невозможно переоценить. Это один из стержневых принципов демократического общества.
Основополагающие нормы данных общественных положений отражены в основном законе Российской Федерации — в Конституции. Так, согласно положений части 2 статьи 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Указывается также, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. (ст. 24 Конституции РФ). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).
6. Принцип приоритетности отечественного производителя — при равных условиях приоритет отдается конкурентноспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
7. Принцип государственного поддержки — мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.
Все перечисленные принципы крайне важны, поскольку их баланс позволяет России продвигаться на пути к демократическому информационному обществу.

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.

2. Сущность компьютерных преступлений и их социальная опасность.
Ответ.
С точки зрения уголовно-правовой охраны, компьютерные преступления это предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, в которых машинная информация является объектом преступного посягательства. В данном случае в качестве предмета или орудия преступления будет выступать машинная информация, компьютер, компьютерная система или компьютерная сеть. При этом необходимо учитывать одну особенность, а именно: компьютер в преступлениях может выступать одновременно в качестве предмета и в качестве орудия совершения преступления.
В главе 28 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) приведены следующие преступления в сфере компьютерной информации:
1) Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), т.е. информации на машинном носителе, в компьютере или сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, нарушение работы компьютера, компьютерной системы или сети.
2) Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ), заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации.
3) Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации , причинившее крупный ущерб (ст. 274 УК РФ).
Следует уточнить, что законодательством России охраняется три основных вида информации, которые одновременно подлежат защите , а именно:
1) сведения, отнесенные к государственной тайне соответствующим федеральным законом, под которыми на основании ст. 5 понимается информация в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности России ;
2) сведения, отнесенные к коммерческой тайне (и профессиональной тайне) в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне», под которыми понимается сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Положения указанного выше Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована ;
3) сведения, имеющие статус персональных данных , под которыми в соответствии со статьей 3 Федерального Закона “О персональных данных” понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), включаемая в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, а также получаемая и собираемая юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств.
Объективно, помимо тех преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом, компьютерных преступлений значительно больше. В качестве примеров можно привести создание сайтов экстремистской, расисткой направленности; вторжение в личную электронную переписку, нарушение авторских прав (создание различных торрентов), взлом банковских счетов и перечисление средств на другие счета и т.д.
Социальную опасность вследствие компьютерных преступлений нельзя переоценить. В государственной сфере рассекречивание некоторой информации, может привести к международному скандалу, возникновению нестабильности и эскалации боевых действий, либо — напротив, вмешательство в компьютерные системы вооруженных сил может привести к их полной либо частичной несогласованности, неуправляемости. В банковской сфере компьютерные преступления могут привести к потере сбережений банковскими вкладчиками.
По данным ФБР США, российским специалистам-компьютерщикам, входящим в состав отечественных преступных групп и сообществ, осуществляющих свою преступную деятельность на территориях США и западноевропейских стран и обладающих достаточным финансовым и кадровым потенциалом, в настоящее время не составляет особого труда “взломать” почти любые коды и получить доступ к коммерческим секретам крупнейших многонациональных корпораций. В результате чего с использованием компьютерной технологии как в России, так и за рубежом совершаются банковские транс- и транзакции, при которых десятки миллионов долларов в считанные минуты незаконно снимаются со счетов корпораций и переводятся на оффшорные счета, используемые преступниками. Только на Кипр в 1991 г. из России на оффшорные счета фирм поступило 2,6 млрд. долларов США. Согласно оценкам специалистов, ежемесячно совершается около тысячи подобных “операций”, проследить за которыми ни ФБР, ни другие спецслужбы пока не в состоянии.
Согласно данным комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Организации Объединенных Наций, ежегодный экономический ущерб от компьютерных преступлений, по экспертным оценкам, исчисляется миллионами долларов США, причем многие потери не обнаруживают или о них не сообщают по причине высокой латентности (90%) преступлений данного вида. Потери в отдельно взятом государстве в таких случаях за считанные минуты могут достигать колоссальных размеров. Один из характерных примеров - уголовное дело о хищении 125,5 тыс. долл. США и подготовке к хищению еще свыше 500 тыс. долл. во Внешэкономбанке СССР в 1991 г., рассмотренное московским судом. По материалам другого уголовного дела, в сентябре 1993 г. было совершено покушение на хищение денежных средств в особо крупных размерах из Главного расчетно-кассового центра Центрального банка России по г. Москве на сумму 68 млрд. 309 млн. 768 тыс. руб. Такие же факты имели место: в апреле 1994 г. из расчетно-кассового центра (РКЦ) г. Махачкалы на сумму 35 млрд. 1 млн. 557 тыс. руб.; в московском филиале Инкомбанка; в филиалах Уникомбанка; в коммерческом банке Красноярского края, откуда было похищено 510 млн. руб.; в акционерном коммерческом банке г. Волгограда - 450 млн. руб.; в Сбербанке г. Волгограда - 2 млрд. руб. Пострадавшими в подобных уголовных делах становятся и юридические лица, и граждане, которые в одночасье теряют все свои сбережения.
В сфере авторских прав киноиндустия и издательский бизнес ежегодно несет многомиллионные убытки, в результате чего тормозится развитие данного сектора экономики.
Компьютерным атакам постоянно подвергаются базы данных преступников, создаваемых специальными подразделениями полиции разных стран с целью поимки правонарушителей: террористов, убийц, организаторов преступных группировок.
Компьютерные преступления несут в себе огромное социально зло, которое в неожиданные момент может сокрушить, парализовать ту или иную сферу общественной жизни. Процесс компьютеризации общества приводит к увеличению количества компьютерных преступлений, возрастанию их удельного веса по размерам похищаемых сумм в общей доле материальных потерь от обычных видов преступлений и увеличению вреда в иных областях жизни. В связи с этим требуется укрепление нормативно-правовой базы, в том числе с учетом опыта зарубежных стран, создание прогрессивных средств защиты информации, подготовка квалифицированных кадров в смежных отраслях юриспруденции и it-технологий для борьбы с компьютерными преступлениями.

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта – техническим и программным средствам.
Ответ.
Автоматизированное рабочее место — совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие человека с компьютером. В совокупность решаемых функций входит: ввод информации в ЭВМ, вывод информации из ЭВМ на экран монитора, принтер или другие устройства вывода, а также решение специфических задач, связанных с конкретной профессией и существующей системой взаимодействия с другими сотрудниками.
Современные автоматизированные рабочие места следует рассматривать как системы, структура которых, то есть совокупность всех подсистем и элементов, определяется функциональным назначением. Основными функциями юриста являются:
- подготовка шаблонов основных документов организации (образцы договоров, внешних отчетов, справок, передаваемых сторонним организация и т.д.);
- юридическое сопровождение сделок;
- правовая экспертиза распоряжений и принимаемых руководством решений;
- ведение судебных разбирательств.

Техническое обеспечение АРМ юриста собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих технических средств (вычислительной и организационной техники), предназначенных для автоматизированной обработки информации, опираясь на результаты которой принимаются управленческие решения.
Информационное обеспечение АРМ юриста следует рассматривать как информационный ресурс, объединяющий всевозможные данные и сведения, необходимые для автоматизированного управления за функционированием хозяйствующего субъекта. Речь идет о документах на различных носителях, описывающих производство, различные технические регламенты и требования, инструкции, справочные таблицы и т.д., которые создают информационную среду, на основании которой юрист дает соответствующие заключения о том или ином управленческом решении.
Программное обеспечение в основном определяет интеллектуальные возможности АРМ, его профессиональную направленность, эффективное использование всех возможностей оргтехники. Программные продукты должны быть лицензионными, качественными, обеспечивающими надежную, бесперебойную работу компьютера или их сети и оргтехники. Кроме того работа программного обеспечения должна обеспечивать сохранность информации, исключать несанкционированный доступ к ней, обеспечивать безопасность каналов связи при передаче информации.
Таким образом, в состав автоматизированного рабочего места юриста должны быть включены современный компьютер или ноутбук, многофункциональное устройство, позволяющее копировать, сканировать и распечатывать документы; а также комплекс программного обеспечения для корректной работы с текстовыми документами, табличными базами данных. Компьютер юриста обязательно должен быть оснащен Справочными правовыми системами, такими как «Консультант плюс» или «Гарант» с подключенными базами данных региональных нормативно-правовых актов и судебной практикой. Для эффективного обмена данными желательно использовать внутреннюю сеть, для работы с внешними партнерами и вышестоящими организации: web-браузер и электронную почту, а также антивирусную программу.
Обеспечение АРМ юриста нацелено на создание оптимальных условий трудовой деятельности юриста на его рабочем месте: нормальное функционирование аппаратуры, комфортные условия работы и взаимодействия с руководством и другими сотрудниками организации.

4. Сравните «Поиск по реквизитам» ГАРАНТ и «Карточку поиска» КонсультантПлюс. Выделите критерии сравнения. Результат оформите в виде таблицы.
Ответ.

«Поиск по реквизитам» ГАРАНТ «Карточка поиска» КонсультантПлюс

Сходства:

1. поисковый инструмент, предназначенный для поиска документов по заранее известной (или предполагаемой) информации о документе. Он позволяет сочетать в запросе самую разнообразную информацию: тип и номер искомого документа, принявший орган и дату принятия, опубликования или регистрации в Минюсте, слова или словосочетания, содержащиеся в тексте документа, и многие другие реквизиты.
2. Ядром системы является гипертекст как технология организации системы ссылок между информационными блоками, позволяющими оптимальным образом проследить взаимосвязи между документами (что особенно важно при работе с нормативными правовыми актами). Поэтому в поисковой выдаче документы сортированы с учетом релевантности, по мере убывания соответствию поисковому запросу.
3. в качестве условий поиска можно задать основные или расширенные реквизиты, которыми характеризуется каждый документ. Чем больше указано реквизитов, тем точнее будут результаты поисковой выдачи.
4. В результате поиска составляется не список документов, а показываются количество возможных результатов в базах данных, таких как законодательство, судебная практика, региональное законодательство. После чего можно перейти к списку документов. При этом в списке поисковой выдаче будет приведены нормативно-правовые акты, сортированные по мере убывания юридической силы, затем будут приведены нормативные акты, утратившие силу.

Различия

Внешний вид

* скриншот экрана * скриншот экрана

Возможность контекстного поиска

Известные слова названия или текста можно ввести в поля Контекстного поиска Возможность контекстного поиска существует, для этого необходимо обратиться к строке «Текст документа», либо, что более удобно в данном случае, перейти во вкладку «Быстрый поиск».

Реквизиты поиска

1) тип документа;
2) орган/источник;
3) раздел/ тема;
4) дата принятия;
5) Номер.
6) Правовой календарь.
7) Реквизиты регистрации в Минюсте.
8) Расширенные реквизиты документа
Последние три возможности поиска свернуты, так как по этим реквизитам ищут не так часто. Их можно охарактеризовать как дополнительные возможности поиска.
1) тематика;
2) вид документа;
3) принявший орган;
4) Дата;
5) Номер;
6) Название документа;
7) Текст документа;
8) Поиск по статусу;
9) Когда получен.

Поиск по дате

1) возможно указать диапазон с какой даты по какую мог быть принят документ.
2) указываются 2 даты.
3) если дата известна точно, то в двух окнах (и «с» и «по») указывается одна и та же дата.
Даты и в «ГАРАНТЕ» и в «КонсультантПлюс» можно вводить как вручную, так и с помощью наглядного электронного календаря. Календарь вызывается кнопкой, размещенной справа от поля ввода даты.
1) если дата известна точно, то она сразу вносится в соответствующее окно.
2) если известен примерный срок принятия, то нажав на значок справа от поискового окна по раздела «Дата», можно перейти к более детальному поиску по полю Дата. В нем можно ввести дату точно, можно ввести дату «Позже чем», «Раньше чем» и, наконец, также как в Гаранте «диапазон дат с _____ по _____».
3) Зная дату, можно составить результаты поиска, прямо из «Поиска по полю Дата».

Поиск по статусу

Правовой календарь позволяет быстро узнать об изменившихся, вступивших в силу либо утративших силу документах за определенный период времени. Поиск по статусу позволяет делать отбор документов, выбирая один или несколько критериев из следующих: «Все акты, кроме утративших силу и не вступивших в силу», «не вступил в силу», «утратил силу».

В справочных правовых система «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс» имеется возможность так называемого быстрого поиска. В СПС «ГАРАНТ» он именуется «Базовый поиск», он предполагает, что в одну строчку вбиваются известные пользователю реквизиты документа. И в том случае, когда реквизиты точно известны, и сам документ не является каким-то очень специфическим документом (отраслевой инструкций, положением, одним из многих), в таким случае, быстрый поиск очень удобен и привычен, так как функционально напоминает страницу поисковой выдачи в интернете.
В целом поиск в справочных правовых системах очень похож. Это связано с единообразием поисковых критериев. Без «ГАРАНТ» или «КонсультантПлюс» невозможно представить себе рабочее место юриста, поскольку уже недостаточно иметь на рабочем столе только Свод кодексов. Нормативно-правовая база постоянно обновляется, законодательств меняется, принимаются все новые федеральные законы, указы, постановления и иные нормативные акты, совершенствуется судебная практика, и обо всем этом юристы должны иметь полное представление при подготовке того или иного решения.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 05.02.2014) // Российская газета, №7, от 21.01.2009.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, №115, 20.06.1996, №118, 25.06.1996.
3. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 21.12.2013) // Российская газета, № 182, 21.09.1993.
4. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011)// Российская газета, № 166, 05.08.2004
5. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета, № 165, 29.07.2006.

Научная и учебная литература

6. Рассолов М.М. Информационное право: Учеб. пособие. — М.: Юрист, 1999. — 400с.
7. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Учебник для вузов / Под обш. редакцией Д.Б. Новикова, В.Л. Камышина. — М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999г.

Электронные источники

8. Государственная информационная политика. [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=556707 (Дата обращения 26.03.2014г.)
9. Государственная информационная политика. [Электронный ресурс] URL: http://www.km.ru/referats/D0D79563033542BD8CDFE4DB25DE533A (Дата обращения 26.03.2014г.)
10. Понятие компьютерных преступлений. [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z404_page_2.html (Дата обращения 27.03.2014г.)
11. АРМ-рабочего места юриста. [Электронный ресурс] URL: http://referat911.ru/Informatika/armrabochego-mesta-jurista/131770-2061527-place1.html (Дата обращения 27.03.2014г.)
12. ГАРАНТ: Все по полочкам. Учебно-методический материал. [Электронный ресурс] URL: http://garant18.ru/uploads/vse_po_polochkam.pdf (Дата обращения 30.03.2014г.)
13. Карточка поиска СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card (Дата обращения 28.03.2014г.)

Государственная информационная политика. [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=556707 (Дата обращения 26.03.2014г.)

ГАРАНТ: Все по полочкам. Учебно-методический материал. [Электронный ресурс] URL: http://garant18.ru/uploads/vse_po_polochkam.pdf (Дата обращения 30.03.2014г.)

Карточка поиска СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card (Дата обращения 28.03.2014г.)

Политика- это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Государственная информационная политика - это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества.

В более широком смысле - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:

    развитие гражданского общества;

    обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ и властью и обществом;

    признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;

    ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;

    повышение доверия общества к власти;

    налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами и т.д.

9 сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", подчеркивающая необходимость проведения государственной информационной политики, в основе которой должен лежать национальный интерес России. Это значит, что в нашем обществе, где функционирует огромное множество СМИ, проповедующие самые разные политические, культурные и ценностные ориентации, государство должно задать некий вектор единого движения - проводить государственную информационную политику, отражающую интересы и потребности всего общества в целом. Также государственная информационная политика должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере:

1. соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;

2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Для эффективной реализации государственной информационной политики, естественно, должны быть в полной мере привлечены СМИ - так как это один из важнейших источников и каналов передачи информации. В рамках государственной информационной политики деятельность средств массовой информации должна быть направлена на консолидацию общества.

Безусловно, осуществление государственной информационной политики должно являться приоритетной задачей нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.