Блажен кто не соблазнится обо мне. Блажен, кто не соблазнится о Мне

Евангелие от Луки 7:18-35
Ключевой стих 7:23

На прошлой неделе пастырь Моисей прочитал проповедь о том, как Иисус сжалился над вдовой, которая хоронила единственного сына. Иисус остановил похоронную процессию, сказав: «не плач» (Лк.7:13). Он подошел к одру и сказал: «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14) «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:15,16). Слово Иисуса имеет абсолютную власть, потому что Он Господь. Он даёт нам Своё слово, которое поднимает нас из власти греха и смерти. В сегодняшнем слове мы узнаем, что значит соблазниться об Иисусе и разберёмся в том, что значит Иоанн Креститель наибольший из пророков и наименьший в царстве Божием.

I. Слава Иисуса распространялась (18-23)

Все люди начали говорить: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:16). Такое мнение об Иисусе распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его о всём том, что происходило в Иудее. В то время Иоанн Креститель сидел в тюрьме. царь ирод посадил его за то, что Иоанн обличал его в грехах. Давайте прочтем 19-й стих: «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Ещё недавно Иисус приходил к Иоанну креститься, тогда Иоанн же удерживал Его и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его» (Мф.3:14-15). Иоанн Креститель знал Иисуса лично и знал, кто Он такой. Но почему тогда сейчас он послал своих учеников к Иисусу с таким вопросом: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» ? Иоанн задает очень очевидный человеческий вопрос: «Если Ты тот Господь Спаситель, то почему я до сих пор сижу в тюрьме, и Израиль, Божий народ, ещё так страдает?»

Мы тоже часто задаем Богу такие странные вопросы: «Господи! Если Ты есть, то почему я до сих пор не сдал сессию и сижу в стрессе. Я правильно верю в Бога или мне искать другого?» «Я верю в Тебя, но почему Ты не благословляешь мою работу?» или «Не даешь работу?» «Тот ли Ты, Который должен прийти или мне искать другого?» «Я верю в Тебя, почему я до сих холостяк или одинокая? Правильно ли я верю в Бога или мне искать другого?» Такие вопросы могут возникать у каждого из нас, не только у Иоанна Крестителя.

Посмотрите на стихи 20, 21. «Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение». В этих стихах мы видим, что проблема была в их ожидании. Они ожидали Иисуса, в первую очередь, как мощного царя, который освободит Иоанна крестителя из тюрьмы и освободит Израиль от рабства Рима, и сделает экономическое чудо в бедной стране. Из Ветхого Завета все знают, что будет, когда Бог пошлёт Мессию. В книге Исаии 35:5,6 написано: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки» .

В Библии не написано, что Иисус станет политическим лидером и будет освобождать свой народ от империй. В Библии не написано, что Иисус пришёл для того, чтобы решать наши финансовые вопросы. Это всё предубеждение. Из-за предубеждений наша вера становится очень неправильной. Иисус пришёл, чтобы дать нам намного ценнее, чем материальные вещи, чем процветание или даже здоровье. Иисус даёт нам прощение грехов и вечную жизнь. Сейчас мы видим, что Украина стала жертвой агрессии с Востока и несправедливости с Запада. Мы очень одиноки в этом мире. Если вы видите это, то у вас очень хорошее зрение. В мире нет ничего хорошего или надежного.

В Послании к Галатам так написано о делах этого мира: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21). В сложившейся ситуации, как у нас сейчас, мы не должны опустить руки и жить в страхе и ненависти. Через слово мы можем видеть, что Иисус пришёл, чтобы дать нам Царство Божье, и ничто в мире не может быть выше Него. Дело Иисуса намного больше, чем решение конфликта. Он решает проблему вечной гибели или вечной жизни. Надо исправить своё представление об Иисусе — что Иисус это мой помощник. Мы должны иметь Библейское представление о роли Христа.

Поэтому на вопрос «Ты ли Тот?» Иисус не говорил о Себе прямо: «Пойдите, скажите Иоанну: Да, это Я! Если что надо, обращайтесь». А наоборот, Иисус обратился к Ветхому Завету. Давайте прочтем 22-й стих: «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» . Пророк Исаия свидетельствовал о том, что будет делать Мессия на земле. Люди через Его слово и дела уже увидели в Нём обещанного Мессию. Для некоторых людей, как римский сотник, достаточно было только слова Иисуса, для других надо было видеть дела или доказательства, для того чтобы иметь веру в Иисуса.

Поэтому Иисус сказал в 23-м стихе: «и блажен, кто не соблазнится о Мне!» У каждого человека есть опасность соблазниться. Мы уже много знаем об Иисусе, испытывали Его большую благодать, и даже проповедовали Евангелие, но всё равно мы можем легко попасть в заблуждение, когда мы имеем свое собственное преставление или предубеждение о Мессии. Даже известные лидеры христианства и успешные проповедники могут попасть в серьезные заблуждения. Таким людям Иисус уже сказал в Евангелии от Матфея: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).

Почему Иисус назвал их дела беззаконием? Потому что они не приняли Иисуса Христа как написано в Библии, а имели своё представление о Мессии. Они всегда имели свою тему, и ради этой темы брали удобные слова из Библии. И так они не могли правильно понимать слово, но как они тогда могут иметь правильное представление о Мессии? Всё, что они делали, это было беззаконие.

Из-за того, что я смотрел только на решение своих проблем с долгами, я начал думать, что решение этих вопросов это главная задача и для Иисуса. Таким образом, я очень сильно снижал важность и величие Иисуса. Я думал: «Иисус, если я так искренно верю в Тебя и служу Тебе, то Ты должен помочь мне срочно избавиться от долгов, тем более сейчас кризис». Но то, что я познал Иисуса, получил прощение грехов и надежду на вечное Царство, намного больше и ценнее, и должно было побуждать меня только благодарить Бога за Его милость, и, радуясь, верою решать свои вопросы. Господи прости меня за то, что соблазнился о Тебе. Если мы познали Совершенного, но живём, жалуясь на судьбу — это называется, соблазнился об Иисусе. Блажены те, кто принимают Иисуса Господом, во всём видят руку Бога и не сомневаются в слове.

II. Кто больше пророков (24-35)

Давайте посмотрим на стихи с 24-го по 28-й. «По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». После того, как Иисус передал ответ Иоанну через его учеников, Иисус объяснил народу об Иоанне Крестителе. Иисус притчей спросил у них: «Вы ходил в пустыню смотреть на колеблющийся тростник? Нет. Иоанн был мощным не колеблющимся человеком веры. Или вы хотели посмотреть на богатого человека в мягких одеждах? Таких много во дворце. Тогда кого вы хотели увидеть? Пророка ли? Правильно! Иоанн был больше чем пророк».

Почему Иисус назвал его больше чем пророк? Все остальные пророки свидетельствовали об Иисусе издалека. Но Иоанн прямо при приходе Иисуса приготовил для Него путь. В книге Малахия написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Мал.3:1). Иисус тоже подчеркивает, что нет важнее пророка, чем тот, кто приготовил путь для Него.

Тогда, почему Иоанн будет наименьшим в Царстве Божием? У нас возникает вопрос: «Если великий пророк Иоанн будет наименьшим в Царстве Бога, то как туда попаду я?» Но всё не так страшно, не переживайте. Наша жизнь делится на две части — до и после прихода в нашу жизнь Иисуса. Также приход Иисуса разделил время на две части. До Иисуса закон и жертвы давали тусклую надежду на Царство Бога. А те, кто родился после Иисуса, живут по милости и благодати, и через покаяние имеют оправдание и спасение верой. Кто во Христе, тот новая тварь. Кто больше кается, того Бог больше возвышает, поэтому у нас есть хороший шанс писать свидетельства и перегонять пророков.

Посмотрим, как действовала на людей проповедь Иисуса об Иоанне. «И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым». Даже мытари покаялись со слезами. Они были грешниками, но чувствительно реагировали на слово Иисуса. Они покаялись со слезами и приняли Иисуса Христа. Но что делали фарисеи и книжники? Взгляните на стих 30. «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». По иронии, те, кто считали себя более духовным, на самом деле отвергли Бога. В своём упрямстве и своенравии человек становится глухим к призывам Бога.

Посмотрим на стихи 31, 32. Иисус сравнил фарисеев с детьми, которые играют во дворе. «Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали». Фарисеи были такими. Они не приняли слова Иисуса из-за гордости, и не реагировали на Него. Наоборот, они постоянно критиковали Иоанна Крестителя и Иисуса. Когда пришёл Иоанн Креститель и не ел хлеба и не пил вина, они говорили: «В нём бес». Пришёл Сын Человеческий, ел, пил, тогда они говорили: «Вот человек, который любит есть и пить, и друг мытарям и грешникам». Но Иисус сказал: «И оправдана будет премудрость всеми чадами ее» . Премудрость символизирует Иисуса, которая часто описана в книге Притчей. Премудрость всегда оправдается через тех, кто её принимает. Фарисеи не приняли Иисуса, но через изменение учеников Иисуса и многих верующих Иисус оправдан.

Иисус сказал: «и блажен, кто не соблазнится о Мне!» Как мы можем не соблазниться? Нам важно иметь правильный взгляд на мессию, и смиренное мягкое сердце перед Ним. Потому что гордые люди всегда соблазняются. Молимся, чтобы Святой Дух открыл глаза каждому из нас и дал нам дух смирения. Аминь.

МФ. 11:6

Г. М. В.

Вопрос : какой смысл несут в себе слова: «И блажен , кто не соблазнится обо Мне»?

1. Уточним по Слову само понятие «соблазна». В Мф . 11:6, равно как и в Лк. 7:23, используется греческое слово skandalidzo . Оно является производным от слова skandalon , которое, в свою очередь происходит от слова kampto . Поэтому, для полноты картины, рассмотрим значения всех этих слов.

Kampto . Общее значение этого слова – «согнуться», «преклониться» или «отклониться». В Новом Завете обычно используется в словосочетании «преклонить колени» (Рим. 14:11).

Skandalon . Общее значение – «ловушка», «тупик», «западня». Одно из употреблений – в фразе, которая говорит о Христе: «камень преткновения и соблазна » (Рим. 9:33).

Skandalidzo . Общее значение этого слова – «поймать в ловушку», «обмануть», «запутать», «сделать ложный шаг». Библия уподобляет значение этого слова понятию «отречения» (Мф . 26:33), «преткновения» (Рим 14:21).

То есть, можно сделать общий вывод по значению понятия «соблазна». «Соблазниться о Христе» – значит уклониться от верного представления о Нем, отречься от Него, а, следовательно, оказаться в ловушке своего собственного заблуждения со всеми вытекающими печальными последствиями.

2. Теперь рассмотрим смысл высказывания Христа в Мф . 11:6 применительно к контексту, в котором оно находится.

Иоанн Креститель через своих учеников задал Христу вопрос: «Ты ли Грядущий, или ожидать нам иного?». Сам вопрос как бы подразумевает некоторое сомнение в том, что Иисус есть Мессия. Почему Иоа нн задал этот вопрос, сказать сложно. Произошло ли это потому, что Иоа нн сам был сломлен тяготами заключения, потому ли что он рассчитывал на освобождение, дарованное ему Христом. Или он задал его ради самих учеников, через которых и послал спросить об этом. Возможно, он рассчитывал на то, что, услышав ответ на этот вопрос из уст Спасителя, эти ученики последуют за Ним. Так или иначе, вопрос был задан. Как же ответил на него Христос?

Христос не ответил на вопрос прямо, а указал на совершаемые Им чудеса. Если судить по контексту Еангелий от Матфея, Марка и Луки (Евангелие от Иоанна написано с иной задачей, нежели эти три. В нем Христос представлен с точки зрения Его Божественной Сущности), то Христос всегда избегал прямого ответа на подобные вопросы, за исключением последнего допроса в Синедрионе. Более того, Он запрещал людям разглашать, что Он – Мессия.

Причина этого раскрывается нам в Мф . 12:16, где приводится цитата из Ис . 42:1-6. Практически на протяжении с 40 по 45 главы книги этого пророка Дух Божий проводит границу между идолами и лжебогами заблуждения человеческого и Истинным Единым Богом. Обильные и красивые, но лживые слова противопоставлены здесь делам Божиим , которые очевидны и истинны. Исаия говорит нам о том, что Божие свидетельство весомо именно потому, что оно основано на делах, а не на словах.

Есть и еще один очень важный момент. Обратим внимание на слова «Ибо все Пророки и Закон пророчествовали до Иоа нна», и «Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие овладевает им». (Мф . 11:11, 13). В Законе и Пророках содержалось множество пророчеств о Христе. Христос пришел, чтобы их исполнить. Об исполнении этих пророчеств говорят дела Иисуса. И далее каждый человек должен был самостоятельно сделать выводы из увиденного : сравнить увиденное им с тем, о чем говорят Закон и Пророки, и убедиться в том, что Иисус есть Мессия. В этом-то и состояло значительное усилие: смочь отказаться от своих личных плотских представлений по этому поводу или от личных интересов, и принять в сердце Истину.

Кроме того, каждой проповеди – свое время. После того, как Христос совершил дело Искупления и, восстановив возможность близкого контакта человека с Богом, сделался Ходатаем и Посредником, проповедь Его Имени прошла по всей земле и идет доныне. Но тогда, в тот момент, который мы рассматриваем, такой проповеди время еще не пришло.

Поэтому Христос не ответил на вопрос Иоанна прямо.

3. Разглашение людьми о том, что Христос есть Мессия, могло повлечь за собой массу различных бед, в том числе и соблазнов. Человеческая сущность изменчива и необъективна, и зачастую склонна преувеличивать менее значительные факты, упуская более значительные и теряя сущность дела . Люди видели в Иисусе прежде всего не источник духовных благ – благодати и вечной жизни, а источник материальных благ – исцелений и хлеба (Ин. 6:26-27). Плотские вещи заслоняли для них духовный смысл происходящего и мешали воспринимать Христа так, как должно. А разглашения о новых исцелениях и насыщениях лишь подстегивали плоть. В результате возникали помехи для служения Христа (Ин. 6:15, Мк.1:45).

4. Итак, попробуем уяснить из всего вышесказанного, в чем же состояла сущность и опасность соблазна. Как мы помним из повествований Евангелия, соблазнялись о Христе многие: и фарисеи, и даже сами ученики.

Что же означает «соблазниться о Христе»? Это означает либо отречься от исповедуемого ранее убеждения в том, что Иисус есть Мессия, либо встать на ложный путь, принимая Христа не за того, кем Он является.

Пути нашего сердца должны быть всегда выпрямленными, прямыми для Господа (Мф . 3:3). Мы должны всегда почитать Христа за того, кем Он действительно является, - за Бога и Мессию, нашего Спасителя и нашего Главу. И нужно строго следить за тем, чтобы наши личные мотивы, выгоды и желания никогда не становились давлеющими , заслоняя Свет Истины – свет Христа. Если же пути сердца по какой то причине отклоняются от верного пути, искривляются, это может завести нас в тупик, в западню, поставленную сатаной.

Могила Анны Вершининой на Новодевичьем кладбище превратилась в городскую легенду. К установленной здесь бронзовой скульптуре Христа ежедневно с надеждой на помощь приходит множество людей. За последние годы эта статуя обросла таким количеством слухов, что настала пора попытаться отделить правду от вымысла. Возможно, освобожденная от мифических наслоений она станет еще прекраснее…

Могила Анны Вершининой на Новодевичьем кладбище превратилась в городскую легенду. К установленной здесь бронзовой скульптуре Христа ежедневно с надеждой на помощь приходит множество людей. За последние годы эта статуя обросла таким количеством слухов, что настала пора попытаться отделить правду от вымысла. Возможно, освобожденная от мифических наслоений она станет еще прекраснее…

О чуде

Дорогу к фигуре Христа безошибочно найдет даже тот, кто оказался на Новодевичьем впервые и случайно. Поставленная над могилой безвестной генеральши, умершей в 1914 году, она стала местом паломничества. Сюда приезжают не только петербуржцы, но и жители других городов. Объяснить этот феномен уникальностью или внешней красивостью скульптуры нельзя. Подобный памятник на лютеранском Волковском кладбище еще более красив. Воздвигнутый над семейным захоронением баронов Остен-Дризен, он сооружен примерно в то же самое время, но не к нему, а к скорбной фигуре на Новодевичье тянутся потоки людей. Здесь постоянно лежат цветы и горят свечи. Вокруг могилы сложился своеобразный культ со своими традициями и верованиями. К статуе выстраивается очередь. Целуя бронзовую руку Спасителя, одни стараются вложить в неё записочки, а другие поливают её водой, подставляя бутылочки под стекающие капли. Говорят, что освященная таким образом вода обладает чудодейственной силой и исцеляет от многих болезней. Говорят, что Христос помогает каждому, кто обращается к нему с молитвой. Одних приводит сюда отчаяние, других любопытство, но у старика в инвалидной коляске и у девушки, молча взирающей на статую, глаза светятся одинаковой надеждой. Как тут не вспомнить тургеневское стихотворение: «О чем бы ни молился человек - он молится о чуде».

Благодать, присущая всякому намоленному месту, ощущается здесь достаточно сильно. Кажется, что даже деревья шумят тут по-особенному, и такая радость наполняет сердце, что так и стоял бы тут, глядя на статую и пытаясь понять загадку её очарования. И все же есть нечто, что несколько смущает в происходящем. То главное, ради чего Христос приходил на землю и принял мученическую смерть, здесь словно отодвигается на второй план и заменяется некой магической фамильярностью. Есть определенный соблазн в том, чтобы прикоснуться к руке Спасителя. Мы обращаемся к Христу с молитвой «Отче наш!» и привыкли просить Его не только о хлебе насущном, но и о многих других вещах, которые кажутся нам необходимыми. Но то, что естественно в храме, кажется странным здесь. Записочки в руке Христа выглядят кощунственно. Словно ты пришел сюда не ради встречи с Ним, а чтобы вот так запросто обратиться к Нему с просьбой. В часовне у Ксении Петербургской такого ощущения не возникает, там записочки не раздражают. Возможно, это происходит потому, что блаженная Ксеньюшка хоть и святая, но наша молитвенница и заступница. Кому, как не ей, быть посредником между человеком и Богом.

Могилу Вершининой и статую Христа окружает ореол таинственности, который служит благодатной почвой для появления самых невероятных рассказов. Мы ничего не знаем о Вершининой. В Интернете на все лады перепеваются романтические истории о молодой, страдающей чахоткой генеральше. Но они претендуют не столько на истину, сколько пытаются дать некое объяснение тому, что происходит у могилы. Рассказывают, что, будучи бездетной, Анна Вершинина очень печалилась о том, что после смерти о ней никто не вспомнит. Во сне она увидела Спасителя, который подсказал заранее откупить место на кладбище и установить там Свое бронзовое изображение – и тогда каждый прохожий непременно помолится здесь. Так и было сделано: генерал купил место на Новодевичьем, установил там статую Христа, а после смерти любимой жены отправился в действующую армию.

Достоверными сведениями об Анне Акимовне мы не располагаем, но даже то немногое, что удалось найти, противоречит этим рассказам.

О Вершининых

Супруги Вершинины были представителями известных дворянских родов Войска Донского. Девичья фамилия Анны Вершининой – Карпова. Она внучка генерала, который в 1812 году командовал казачьим отрядом. За успешное ведение боев Аким Акимович Карпов был удостоен многих наград, его портрет имеется в военной галерее Зимнего дворца. Генерал-майором был и её отец, которого тоже звали Акимом Акимовичем. Нет ничего удивительного в том, что и мужем Анны стал сын офицера Войска Донского Алексей Вершинин. Версия о молодой, бездетной генеральше действительности не соответствует. Анна Акимовна была младше Алексея Львовича только на один год. Да и умерла она в возрасте 56 лет, что хоть старостью и не является, но все же далековато от молодости. Смерть настигла ее в Ессентуках. Поскольку Кавказские минеральные воды профильным курортом для лечения легочных заболеваний не являются, трудно сказать, каким именно недугом она страдала. Бесспорно одно - генерал очень любил жену и тяжело переживал утрату. Вместе с ним скорбели дети, которых у Вершининых было двое: дочь Зинаида, 1881 года рождения, и сын Алексей, который родился в 1884-м. Постигшее семью горе не вмещалось в скупые строчки некрологов, опубликованных в нескольких петербургских газетах. «Муж, дочь, сын и брат с семьей с прискорбием сообщают о постигшей их тяжелой утрате…»

25 июля 1914 года гроб с телом покойной прибыл на Николаевский вокзал. В тот же день в Новодевичьем монастыре состоялось отпевание и погребение. Судя по размерам могилы, она мыслилась как семейная усыпальница, но революция разметала семью Вершининых. Алексей Львович в чине генерала от кавалерии вышел в отставку за месяц до того, как Россия вступила в мировую войну, поэтому отправляться в действующую армию ему было не нужно. За гибелью империи он наблюдал из Петербурга, а после падения Крыма на корабле «Корвин» эвакуировался из Ялты в Константинополь. В 1921 году переехал в Софию, где ему как участнику русско-турецкой войны предоставили место контролера в державной печатнице. Здесь генерал Вершинин проработал недолго: в апреле 1922 года он умер от крупозного воспаления легких и был похоронен на местном кладбище.

Судьба Зинаиды Алексеевны остается невыясненной, а об Алексее Алексеевиче стало известно благодаря журналисту Андрею Римскому-Корсакову, в руки которого попала переписка Вершининых. Бывшему лейб-гусару пришлось немало пострадать от красного террора. Вместе с женой и маленьким сыном он долго скитался по стране. В 1929 году семью выслали в Киргизию, где Алексей Вершинин полтора года провел в тюремной камере: от него требовали сознаться во вредительских действиях. На конезаводе, которым заведовал Вершинин, началась эпизоотия пневмонии, и в НКВД вспомнили о том, что он является ссыльным поселенцем. Для Вершинина, бывшего заядлого спортсмена-конника, обвинения в попытке причинить вред лошади были нелепы. Прокочевав по всей Киргизии и Казахстану, Вершинины оказались на Севере, где уже никто не мог достать их. Отсюда в 1957 году Алексей Алексеевич вместе с женой перебирается в бывший Кёнигсберг, где волею судеб оказался их сын – Лев. Выпускник Пушно-сырьевого института Лев Алексеевич Вершинин воевал на фронтах Великой Отечественной войны, после окончания которой в числе других специалистов приехал осваивать Калининградскую область и стал директором знаменитого зоопарка. Вершинин-старший так и не примирился с советской действительностью. Он недоволен сыном, который, выдержав экзамены в аспирантуру, отказался продолжать карьеру зоолога. На 37-м году жизни Лев, по мнению отца, начал чудить. «Он обнаружил, что ошибся в выборе профессии и что у него большой писательский талант, - ворчал в письме Алексей Алексеевич. - Теперь он журналист, работает в областной калинградской газете и написал роман. Ждет, когда этот роман будет напечатан. Тогда он, конечно же, получит Сталин-скую премию и купит «Победу», без которой обходятся только люди второго и третьего сортов…» Себя не терпящий фальши Алексей Вершинин не без основания относил к другой категории людей. Театр, отстроенный в Калининграде на месте разграбленного и сожженного немецкого, вызывал у него раздражение: «На потолке нарисованы народы мира. Они стоят кружком, держась за руки. Летают голуби. Очень похабно». Приезжал ли Алексей Алексеевич в Ленинград на могилу матери, неизвестно. Но если семейные архивы Вершининых существуют, то остается надежда на то, что жизнь Анны Акимовны перестанет быть тайной.

Это неправда, что статуя Христа была поставлена на кладбище еще до смерти Вершининой. Двухметровая бронзовая фигура Спасителя появилась на могиле только в 1915 году. Она была выполнена Петром Осиповичем Кюфферле - так на русский манер именовали этого итальянца с немецкими корнями. Был ли выбор скульптора случаен, или генерал Вершинин знал о нем, остается загадкой. В тогдашнем Петербурге имя Кюфферле наверняка было известно куда лучше, чем сегодня. Он выставлял свои произведения на выставках Общества художников, членом которого являлся, входил в состав учредителей других художественных объединений. Кюфферле работал в реалистической манере и на события первой русской революции откликнулся скульптурной группой «Агитатор». По его проекту в Мессине выполнен мемориальный памятник русским морякам, погибшим в декабре 1908 года при спасении разрушенного землетрясением города. Непонятно, каким образом реалист Кюфферле сумел создать статую Христа, но она наверняка стала вершиной его творчества. Видно, скорбь Алексея Львовича по умершей жене была так искренна и безмерна, что невольно передалась скульптору. Выражение лица Спасителя, изображенного в начале своего крестного пути, печально и спокойно. Возможно, Анна действительно просила мужа именно о таком памятнике, но, как бы то ни было, Кюфферле удалось невозможное: статуя Христа хоть и не является традиционной для православия, но удивительно точно передает смысл страдания, любви и прощения. Рядом с ней хочется плакать и радоваться одновременно.

Сегодня о Кюфферле не известно практически ничего. Многочисленные справочники содержат лишь названия обществ, в которых он состоял, и упоминания о пресловутом «Агитаторе», хранящемся ныне в Музее революции. В 1917 году скульптор покидает Петербург, который долгое время являлся для него второй родиной, и вместе с женой и 15-летним сыном уезжает в Италию. На-всегда сохранивший любовь к России писатель и переводчик Ринальдо Петрович Кюфферле умер в Милане в 1955 году. Дату смерти его отца выяснить не удалось.

О статуе Христа

Еще лет двадцать назад о статуе Христа на могиле Вершининой знали немногие. Достоянием широкой общественности она стала после того, как подверглась надругательству. Рассказывают, что статую пытались украсть и неизвестные мародеры отпилили у неё ноги. Журналисты и верующие по-разному интерпретируют эту «страшилку», но заканчивается она всегда одинаково: один из вандалов попадает под трамвай, который отрезает ему ноги. Эта история в духе Булгакова имеет свою реальную подоплеку.

Новодевичье кладбище подвергалось разграблению не раз. Многие могилы были разрушены уже в 20-30-е годы, но тогда фигура Христа устояла. Уцелела она и под бомбежками войны. Они словно стороной обходили статую, которая в эпоху ярого богоборчества оставалась одним из немногих прибежищ верующих. В сентябре 1968 года в недрах Ленгор-исполкома созрело печально известное решение № 793, на основании которого на Новодевичьем началась ликвидация сооружений, «не представляющих художественной и исторической ценности». Только за 1969 год было уничтожено 400 надгробий. Памятники на семейных захоронениях отныне ценились только как объекты, имеющие продажную стоимость. Предприимчивые дельцы и спекулянты всех мастей грели руки на распродаже могильных плит, крестов и обелисков. Протесты возмущенной общественности помогли уберечь кладбище от гибели, но его разграбление продолжалось. Под предлогом благоустройства и ликвидации «неухоженных надмогильных сооружений» вскрывались старые склепы. Вид обнажившихся костей не останавливал гробокопателей.
Могила Анны Вершининой к числу «неухоженных» не относилась и всегда содержалась в идеальном порядке. Статуя Христа в то время не состояла под государственной охраной, но покуситься на неё казалось немыслимым. Тем не менее это случилось. В начале 80-х компания веселящихся молодчиков при помощи троса выломала бронзовую фигуру и повалила её на землю. Был ли этот кощунственный акт идиотской выходкой богоборцев, или вандалы действительно намеревались сдать скульптуру в пере-плавку, остается неясным, но «отпиленных ног», скорее всего, не было. Очевидцы тех давних событий об этом ничего не рассказывают, да и почитатели статуи растерзали бы вандалов на месте, не дожидаясь никаких трамваев. Но легенда живет, и мы не станем разубеждать тех, кто в нее верит. Как говорили древние: если это и неверно, то хорошо придумано. Возможно, именно эта поучительная история защищает статую от новых покушений лучше, чем бетон, в который теперь закатана нижняя часть скульптуры. Сделано ли это для того, чтобы скрыть отсутствующие ноги Христа, или таким образом пытались более надежно укрепить статую, непонятно. Лишенная ног, она кажется чуть непропорциональной, но не становится от этого менее привлекательной. Скорее напротив – поруганный Христос сделался еще дороже для тех, кто и раньше приходил к Нему.

После случившегося по городу поползли слухи. Они передавались из уст в уста, обрастая самыми невероятными подробностями. Статуя Христа обрела статус чудотворной. На могилу Вершининой потекли толпы. Ситуация не изменилась и после того, как атеизм перестал быть официальной установкой и страна вспомнила о православии. Распахнувшиеся двери храмов не отвратили людей от статуи, которая по-прежнему дарует им надежду. Церковь не препятствует этому. Здесь служатся молебны, читаются акафисты. Сюда может прийти каждый, чтобы выплакать боль или просто постоять под всепрощающим взглядом Христа. Как обычно бывает со скульптурой, лицо Спасителя меняется в зависимости от освещения, но в данной ситуации это воспринимается необычно.

Сегодня статуя находится под государственной охраной. Заботами монахинь дорожки к могиле Вершининой всегда расчищены. Если вам повезет и вы окажетесь здесь в одиночестве, то не спешите вкладывать записочку в бронзовую руку Христа. Вглядитесь в его лицо, прислушайтесь к тишине и прочитайте выбитые на камне слова: «Возьмите иго Мое на себя и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим». Это как в храме, когда, стоя в очереди на исповедь, ты долго прикидываешь, успеешь или нет, а потом вдруг оказываешься во власти странного чувства, что всё это не так уж и важно. И твои суетные мысли растворяются перед лицом Бога и в Его присутствии, которое ты ощущаешь почти физически.

У нас есть железный аргумент об который разбиваются любые доводы: Христу было нужно, чтобы они сохранили свои жизни и дееспособность, чтобы донести до людей Евангелие; поэтому Он обязательно должен был их наставить, чтобы не следовали за Ним (на Голгофу), а затерялись в толпе.
Это одно и основное в данном понимании (этого места Писания).
Теперь о соблазнении.
Что означает это: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь"? Что значит "соблазниться о Нем, о Христе"? Это значит, соблазниться Его [жертвой]. Конкретно, в данном случае это означает возжелать разделить с Ним участь.
Принято считать, что здесь речь о малодушии апостолов, потому что это странноватое выражение "соблазнитесь о Мне" сбивает с толку; можно соблазниться кем-то или чем-то... здесь же... напрашивается смысл-аналогия "соблазнитесь [ради] Меня".
Итак, "соблазниться о Нем" и "соблазниться ради Него". Соблазн имеет конкретный источник. Можно (для примера) соблазниться неким экзотическим фруктом... просто фруктом, вкусной едой. Как соблазниться о еде?
А соблазниться о еде, значит думать о еде, но не позволять себе к ней даже прикоснуться - имея ее на виду. Соблазниться [ради] еды - несколько аналогичный смысл, но проще сказать "соблазниться о [еде]". Соблазниться же едой, явно означает взять и вкусить.
Значит, Он говорит им: "соблазнитесь о Мне", имея в виду, что будут думать... и желать... с Ним нечто общее на тот самый момент, когда Его схватят и поведут на Голгофу. Почему нельзя понять "соблазнитесь о Мне" в том смысле, что разбежитесь (поджав хвост)? Потому что правильнее тогда сказать: соблазнитесь Собой.

Есть логика?

Но почему Он говорит:
Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
И это значит что "соблазнитесь о Мне" в смысле возжелаете разделить участь, а там где дальше "поражу пастыря и рассеются..." имеется в виду разумный исход этого побуждения, предсказанный в Писаниях: им надо будет рассеяться как овцам потерявшим пастыря.
Но как-то плохо совместимы эти смыслы в сказанном, почему Он так говорит? какая связь между "соблазнитесь о Мне" и "рассеются овцы"?
Если они возжелают встать с Ним рядом, один к одному, плечо к плечу... ("соблазнитесь о Мне")... при чем здесь тут же "ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада"?
Смысл сложный, верно. Здесь в одном предложении им дилемма - для размышлений (пока есть время внимательно подумать и решить как поступить правильно, чтобы "не наломать дров"). "Соблазнитесь" и тут же: "ибо написано рассеетесь". Он им в одном предложении сталкивает два очень радикальных и противопоставленных смысла: чтобы крепко задумались о предстоящем и не лезли "в петлю".

А Петра вынудило так сказать (как будто он превозносит себя: "если все и соблазнятся, я никогда") именно недопонимание того, что Он им сказал относительно противоречия их душевного состояния (идти с Ним до конца) и необходимости для них остаться живыми, невредимыми. Петр просто (мысленно) сбился.
И тут Христос ему внушает: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня."
Внушает, используя этот момент. Внушает Петру и остальным.
Потому что... нельзя им... с Ним.

Рецензии

Человек – существо по своей природе коллективное, «стадное», с потребностью приносить пользу своему «стаду». Если пользы нет, человек ощущает дискомфорт, депрессию, утрату своей индивидуальности, своей культуры, своего учения, своей веры… Быть яркой индивидуальностью, как Христос, следовать ей до конца, даже на Голгофу, зная, что ты обречён на поругание и распятие, но не вести других с собою на смерть? Или… Таких лидеров, которые не навредили бы другим, думали о каждом члене коллектива, крайне мало. «Пока есть время внимательно подумать и решить как поступить правильно, чтобы "не наломать дров"». «Чтобы крепко задумались о предстоящем и не лезли "в петлю"». Люди разучились думать своей головой, слепо верят тому, что говорят СМИ и вожди…

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.