Архидьякон андрей мазур биография. Отец Андрей обращал внимания на проблемы Церкви: плохое образование, разрушенные храмы, равнодушие молодёжи. Алексий II возвёл отца Андрея в сан архидиакона, и тот благодарно продолжал служение

Отец Андрей Мазур - один из самых скромных и уважаемых клириков Русской Православной Церкви. Он прослужил ей целую эпоху, начав свое диаконское служение с времен, когда русская Церковь была гонима, и закончив свое земное служение в эпоху ее расцвета. Голос и манера служения архидиакона Андрея Мазура придавал патриаршим богослужениям особую торжественность и привлекал внимание верующих, настраивая их на молитву и помогая забыть о своих мирских проблемах. Он всю свою жизнь старался с достоинством соблюдать традиции диаконского служения. Но, несмотря на свой высокий статус, отец Андрей был очень простым и добрым человеком.

Детство Андрея Лазаревича

Будучи родом с Украины, Андрей рос в простой крестьянской семье. Ему нравилось трудиться. А источником вдохновения христианского богослужения была Почаевская Лавра.

Происхождение

Андрей Лазаревич Мазур родился в 1926 году в селе Новый Кокорев на Западной Украине, которая до 1939 года входила в состав Польши. Рос он в христианской семье. Отец Лазарь Прокопьевич Мазур был церковным старостой. Мать, Агафья Филипповна, умерла, когда Андрею было четыре года. С молодых лет он прислуживал в сельском храме и пел в хоре.

Близ села находится Почаевская Лавра которую посещал будущий архидиакон. Служба в Лавре вдохновляла его своей красотой. Именно там, у еще маленького мальчика, зародилось желание стать диаконом. Особым примером послужил протодиакон Стратоник, у которого был сильный бас.


Школа

Первые пять лет, в сельской школе, где учился Андрей, преподавали на польском языке, а украинский учили, как иностранный. На русском он стал учиться только после поступления в семинарию. Работать ему нравилось. Еще до школы помогал отцу по хозяйству, косил, пас коров и т. п.

Юношеские годы и молодость

Свою молодость о. Андрей прожил в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но ни война, ни гонения на Церковь со стороны государства не препятствовали в его становлении.


Воинская служба

В ряды Красной Армии Мазур был призван в 1943 году. Службу проходил в запасном полку, дислоцированном на территории Марийской АССР. В армии был ротным запевалой. В начале 1945 года его отправили на фронт. В должности командира отделения минометчиков участвовал в боевых действиях под Берлином. Служил он не долго, из-за того что заболел.

Армейские награды:

  • орден Отечественной войны второй степени;
  • медаль «За взятие Берлина»;
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»;

Поступление в Лавру

Когда призвали в армию, Андрей обещал Богу, что если он вернется живым, будет служить Церкви. После возвращения из армии он поступил послушником в Почаевскую Лавру, где два года пел в хоре, заведовал хлебопекарней и трапезным храмом.

Семинарские годы

В 1948 будущий патриарший протодиакон поступил в Московскую Духовную Семинарию, которая в то время располагалась в Новодевечьем Монастыре и имела статус Богословского Института.

Во время учебы в семинарии о. Андрей учился и в Московской консерватории, но не долго. Он ушел, потому что его поставили перед выбором: либо семинария, либо консерватория. Выбор, конечно, был очевиден.

В семинарии Андрей Лазаревич учился только два года. На его досрочную хиротонию (посвящение в диаконы) повлияла поездка с другом на каникулы в Пермь.


Диаконство

Тогда пермскую кафедру возглавлял Архиепископ Иоанн Лавриненко, который пригласил юного семинариста к себе на прием, после того, как тот прочел апостол за литургией. Владыка предложил ему стать диаконом, и даже дал ему денег, чтобы вернуться на родину и жениться. Послушав архиерея, Мазур вернулся в родное село, где женился. Приехав в Пермь, он принял в 1950 году рукоположение во диакона. С архиепископом Иоанном служил шесть лет, после чего переехал в Ленинград.

В Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга Мазур служил архиерейским диаконом епископа Алексия Коноплева. Там же и руководил хором.

В 1968 году Митрополит Никодим Ротов перевел его в Ленинградский кафедральный собор. Там до 1990 года о. Андрей сослужил семи митрополитам. Во времена, когда он был протодиаконом у митрополита Никодима, патриарх Кирилл, еще молодой семинарист, был учеником владыки Никодима. В одном из интервью, отец Андрей вспоминал, что подсказывал ему иногда, как с посохом ходить.


В 1990 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием Мазур был возведен в сан архидиакона. С патриархом Алексием служил до его смерти в 2008 году.

У архидиакона с патриархом были доверительные отношения. Он даже рекомендовал святейшему двух кандидатов в архиереи, своих одноклассников, будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и митрополита Филарета Денисенко (нынешний раскольник, самопровозглашенный патриарх Украинский). За последнего архидиакон много переживал после его ухода в раскол.


Зрелый возраст

Патриарший архидиакон продолжил свое служение и при патриархе Кирилле. Последние годы своей жизни он из-за слабого здоровья, редко служил на патриарших богослужениях.

Церковные награды:

  • орден святого равноапостольного Великого князя Владимира первой степени;
  • орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского первой степени;
  • орден святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского второй степени;
  • орден святого равноапостольного Великого князя Владимира третьей степени;
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского третьей степени.


Архидиакон, служа со святейшими патриархами Алексием и Кириллом, объездил весь мир, оставаясь в памяти тысяч православных христиан своим великолепным голосом и своей душевной теплотой и добротой. Жизнь его не была легкой, двое из троих детей (два мальчика и девочка) погибли, но при этом он сумел до конца сохранить эти редкие в наши дни человеческие качества.

Видео

На видео показана выкличка в исполнении протодиакона.

В ролике показано награждение патриаршего архидиакона.

Это человек-эпоха, чье щедрое и усердное служение Богу и людям пришлось на один из самых сложных периодов исповедничества, а после и небывалого расцвета Русской Православной Церкви. Как и в те, и в другие времена служить «в Духе и истине» (Ин. 4, 24 )?

О новопреставленном патриаршем архидиаконе Андрее Мазуре вспоминают его сослужители и ученики.

«Он остается с нами!»

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

Для нас уход отца Андрея Мазура - такая ощутимая утрата! На протяжении 30 лет он был клириком Елоховского собора. В последние годы он уже не мог служить, но в нем всегда оставалось все то же самое, как и раньше, трепетное сожаление, если он по какой-то глубоко обоснованной причине - тяжелой болезни, например - не мог служить. Он очень глубоко всегда эти моменты переживал, и даже не имея возможности участвовать в богослужениях, все равно непрестанно интересовался, что и как, сокрушался, как же это он не с нами. А мы ему говорили:

Отец Андрей, вы все равно с нами! Вы всегда в наших молитвах.

Это была взаимная потребность: ощущать соборное единство, ему - чувствовать себя частью клира, нам - его наследниками и продолжателями.

Он никогда не был за штатом. Еще ранее Святейшего Алексия II, который и перевез, став Патриархом, отца Андрея в Москву, его хотел сюда перевести из Питера также тогда еще только выбранный Патриархом митрополит Пимен (Извеков), но в Совете по делам религий тогда засуетились: «Нам его не надо, он привлекает людей».

Когда митрополит Кирилл стал Патриархом, он, отец Андрей рассказывал, спросил его:

Сколько лет вы служите?

Ваше Святейшество, мне уже 80 лет, ноги болят, сердце пошаливает!

У вас свободный график: нездоровы - лечитесь, а как получше себя чувствуете - служите, пожалуйста!

Он же и нынешнего Патриарха Кирилла и в чтецы вводил, и в диаконы, да и при всех его хиротониях присутствовал. Рассказывал, что, когда Святейший был еще молодым человеком, подсказывал ему, как с посохом ходить.

Это человек, который в самый тяжелый период, когда формировался клир возрождающейся Церкви, подводил к архиерейской хиротонии более 100 будущих архиереев, которые возглавили теперь кафедры, и все они за него сейчас молятся. Такая в нем сосредоточена полнота соборного опыта Святой и Апостольской Церкви.

Отец Андрей оставался всегда скромным, любящим, трепетным человеком

Но он никогда ничем подобным не надмевался, никогда не гордился. Отец Андрей, несмотря на все свои великие достоинства, таланты, авторитет, экстремальную высоту служения, несравненную степень единственного в своем роде звания патриаршего архидиакона, оставался всегда очень скромным, любящим, трепетным человеком. Он в полной мере разделял все труды. Никогда себя никому не противопоставлял. Ни на кого не смотрел сверху. И в течение своего без малого 70-летнего служения в диаконском сане был доступным, простым и усердным тружеником. Делился со всеми всем, что получил от Бога и неустанно в опыте соборном преумножал: знания, таланты, навыки, умения он расточал любвеобильно, щедро. Всех он знал, за каждого переживал и молился.

Его отношение к службе всегда было благоговейнейшим, оно породило целую плеяду служителей Церкви, которые, глядя на него, загорались этой ревностью к богоугождению.

Самому мне на протяжении своего 17-летнего протодиаконского служения посчастливилось быть рядом с ним практически все службы, которые служил Святейший Патриарх Алексий II, а потом Святейший Патриарх Кирилл. Испытываю особое чувство сыновней привязанности и благодарности к этому человеку, который, можно сказать, меня родил для служения Богу и Церкви. На протяжении многих лет отец Андрей был для меня примером преданного, искреннего, бескорыстного служения алтарю Божию, образцом православного богослужения.

Он вообще был удивительный, можно сказать, святой человек. Сейчас часто говорят о несвятых святых, основываясь на одноименной книге владыки Тихона. Вот для нас отец Андрей был таким несвятым святым, который и в вечности с Богом пребывал, и вместе с тем на протяжении многих и многих лет служил Господу, подавая нам всем пример, и просто легко и охотно общался со всеми нами.

Он и в Москве был нашим, и в Питере своим. Сам всегда смеялся и шутил:

Я единственный клирик Русской Православной Церкви с самой длительной командировкой.

Его командировка в Москву началась в 1990-м году, когда Святейший Алексий II стал Патриархом и назначил его патриаршим архидиаконом, и продолжалась до позавчерашего дня, 3 мая, когда отец Андрей преставился. Никто его никуда не почислял за штат, не увольнял.

Господь его призвал на 92-м году жизни, именно с того поприща, о котором сам новопреставленный мечтал с детства и на которое и был поставлен, на котором во славу Божию и послужил.

Его служение двум столицам - Санкт-Петербургу и Москве - уникально. В его личности объединялись эти два все-таки таких неповторимо разных мира, эти две уникальные церковные традиции. Отец Андрей был неотъемлемой частью Санкт-Петербурга, - немыслима северная столица без архидиакона Андрея! Но также и православную Москву невозможно себе представить без этого столпа веры, без его самозабвенного служения Христу.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла отпевание 5 мая в 9:15 в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Для самого отца Андрея Александро-Невская лавра была чрезвычайно дорога, так как он участвовал в первых богослужениях возрожденной обители, был ее ризничным, положил много трудов, чтобы вновь после разорения собрать лаврскую ризницу. Его путь всея земли, последнее для его души богослужение на многострадальной совершается здесь, в его любимой лавре, где он теперь и погребен.

И все равно он остается со всеми нами!

Уже в последнее время было понятно: возраст, немощи... Но он как был верным служителем Божиим, так и оставался им до самых последних дней; верим, что и у Престола Божия служит.

Это истинный праведник наших времен

Мы все соборне молимся, чтобы Господь упокоил его душу в селениях праведных, потому что это истинный праведник наших времен.

Наверно, это единственный для меня человек, о ком я с уверенностью знаю, что никто из всех служителей Церкви всей нашей страны не может вспомнить вообще даже малейшего негатива в его жизни: никаких, даже мимолетных моментов обидчивости, раздражения и т. д. Его никто никогда таким не видел! Его все помнят радостным, улыбающимся, вдохновенным, несмотря ни на что.

Спаситель взял его к Себе в пасхальный период этих светлых торжественных дней. Для нас эта кончина радостно-скорбна. По-человечески нам тяжело с отцом Андреем расставаться. Почетный настоятель нашего собора протопресвитер Матфей Стаднюк и все наши клирики, конечно, накануне были очень опечалены, когда узнали, что отец Андрей покинул нас, но в то же время все мы верим, что Господь открыл для отца Андрея Свои обители в эти пасхальные дни именно, желая возвеселить и возрадовать его душу, вознося ее в светлые Свои чертоги.

Царство Небесное!

Ко всем и каждому - только любовь

Протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

Прекрасный архидиакон и замечательный человек! Доброй души, широкого сердца. У него никогда ни к кому не было никаких ни претензий, ни зависти - только одна любовь. Ко всем и каждому.

А как он служил! Отец Андрей Мазур - это последний из могикан. Таких больше нет. Его непередаваемый голос, его особый тембр, а главное - великая любовь к Богу, людям и богослужению. Больше у него ничего не было.

Еще разве что великое смирение. Он ездил из Переделкино иногда даже на общественном транспорте: на электричке, потом спускался в метро, когда не находилось машины. Не раздражался, не рассеивался. Всегда и везде молился!

Это величайший архидиакон и подлинный христианин. Храни его Бог. Дай, Господи, ему в мире ином самое хорошее место.

Человек-эпоха

Протодиакон Геннадий Кузнецов , клирик Новоспасского монастыря Москвы:

Отец Андрей еще как протодиакон всем нам, служащим в этом чине, показывал пример. Он служил со многими архиереями. После перевода в северную столицу в 1957-м году вспоминал, что служил там с семью митрополитами! У него был огромный опыт служения, а также глубочайшие знания и в сфере музыкальной теории, и в области церковного Устава.

Одно время он даже учился в Московской консерватории, а потом начальство узнало, что он параллельно осваивает курс в только что открывшейся семинарии. Вызвали на ковер:

Вы что?! В семинарии учитесь?

Да, - подтвердил и не отрекся он.

Так нельзя: или там, или здесь, - объяснили ему.

Это, кстати, человек, который до подросткового возраста, когда внутренне окреп и сформировался, не видел ни одного безбожника, даже просто неверующего человека. Конечно, он выбрал семинарию! А Господь уже Сам в преизбыточествующей мере восполнил все!

Отец Андрей мог и форте сделать, и, понимаете ли, тут же на пиано перейти, а также с пианиссимо, он - Боже мой! - поднимался и делал та-ко-е потрясающе огромное крещендо, а потом опять спускался на пиано. У него было удивительное музыкальное чутье.

Он не расточал глаголов Божиих с небрежением

Евангелие и Апостол он читал классически. Сейчас многие диаконы и ектеньи: паки и паки... - та-та-та-та-та - тараторят! Так же, Господи упаси, и Священное Писание читают. Отец Андрей читал настолько четко и ясно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме. Все, стоящие в храме, как нива Божия, были питаемы от него Словом Господним. Он не расточал глаголов Божиих с небрежением.

За его богослужениями люди всегда могли не только слушать его голос, но и, прежде всего, молиться. Он и сам говорил: «Как диакон молится, так и весь храм молится». Его собственное внутреннее состояние всегда, чувствовалось, было на высоте.

Где сейчас этот подъем и ликование о славе Божией в новых поколениях диаконов? У нас даже и протодиаконы есть, которые сейчас больше хвалятся своим голосом, а не о том пекутся, как бы донести Слово Божие пастве Христовой. Молящимся нужна пища духовная, а не только переливы и раскаты пусть и шикарных голосов.

Отец Андрей Мазур был для всех нас высочайшим примером, слушая, наблюдая служение которого, можно было расти и расти. Не скажу: равняться. Стремиться! Устремляться. Превозмогать себя.

Для нас отец Андрей был архидиаконом-старцем. Именно таким духоносным служителем на своем поприще. Носителем церковного предания. Он жил в традиции. Имел огромный опыт, отточенные к концу жизни уже почти вековым служением навыки. Служил он великолепно.

У него был свой, особый стиль архидиаконского служения, который в Церкви, как драгоценное вместилище духовной традиции, передается из поколения в поколение. Архидиакон Андрей Мазур - человек-эпоха.

Я от него, по милости Божией, тоже многое почерпнул еще со времен моего служения диаконом, а потом и протодиаконского. Я неизменно прислушивался ко всем его отзывам. Он всегда по-христиански кротко, радея о высоте и стройности богослужения, подскажет что-то, даст направление тоже в какой-то мере подвижнического, иначе и быть не может, в богоугождении, пути.

Архидиакон - это вообще-то монашеский чин, старший диакон в прославленной лавре или обители. Из белого духовенства в сан архидиакона возвести кого-то может только сам Патриарх, и то только того, кто служит при нем. Еще разве что святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев, а потом и отец Андрей Мазур сподобился.

У отца Андрея, надо отметить, была любимейшая семья. Правда, жили родные в Питере, а он подолгу служил в Москве. «Но главное для тех, кто в сане, - уверял, - служить Богу!» На первом месте для него всегда было богослужение - это его безраздельная любовь, а потом уже и семья, тоже нежно любимая. «Без внуков, - признавался этот любвеобильный, радостный человек, - я, наверное, не смог бы жить».

Встречались мы достаточно часто с отцом Андреем, когда владыка тогда еще Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) сослужил Святейшему Алексию II. Отец Андрей на этих богослужениях был первым диаконом, а я вторым. Если случались совместные службы, это всегда была огромная радость.

Распределяя нас, протодиаконов, по стажу и голосовым данным, отец Андрей нас всегда так четко распределит, что каждый точно знал, какую ектенью кто и когда произносит. «Тебе вот эту ектенью произносить, тебе вот эту, тебе вот эту...» - только и слышно было от него перед богослужением, так что служба всегда проходила на одном дыхании.

Все всегда было так спокойно, размеренно, без суеты. Мы все как-то, помню, старались служить благочестиво. Часто я вместе с отцом Андреем сподоблялся вместе служить в Донском монастыре, служили и в других обителях и храмах. Слава Богу!

Святейший Алексий II к отцу Андрею относился с глубоким почтением и теплотой, не только как к великому архидиакону, но и просто по-человечески его очень ценил. Святейший Алексий II был очень чувствительным к внутреннему устроению каждого церковнослужителя, он различал тех, кто искренно возносит молитву, и тех, кто просто произносит слова, лишь бы сказать. Отец Андрей духовно был очень близок Святейшему Алексию II.

Несколько раз отец Андрей служил у нас в Новоспасском монастыре Москвы. Помню его служение и на праздник Преображения Господня в 1995-м году, когда в Преображенском соборе обители рукополагали владыку Алексия (Фролова) во епископы. Это было славнейшее торжество.

Про отца Андрея Мазура не скажешь в двух словах. Как же с ним рядом было хорошо! Я с такой радостью всегда с ним служил! Это просто духовный восторг был - молиться с ним вместе! Мы все, протодиаконы и диаконы, отдавали ему предпочтение. Это ладно. Но он-то ведь тоже нам предпочтение отдавал! Прямо по слову апостола: честию друг друга болша творяще (Рим. 12, 10).

Царство Небесное. И на самих его службах Царство Небесное ощущалось.

«Его службы - это всегда торжество Православия»

Священник Константин Корнеев, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

В последнее время отец Андрей жил в Питере, но оформлен был у нас, в Елоховском соборе. Время от времени приезжал. А когда приезжал, тогда, конечно, обязательно служил. Обычно на вечерней службе. Это всегда было очень отрадно!

Он с радостью делился своим опытом со всеми

Он каким-то удивительным образом, при всех его заслугах и дарованиях, никогда не превозносился ни перед кем. Он и с великими общался на равных, и с ребятами-алтарниками мог запросто заговорить, или они, не терзаясь - «да кто мы такие», могли что-то спросить, обратившись к нему. Он с радостью делился своим опытом со всеми.

У нас в соборе много новорукоположенных диаконов проходят сорокоуст - это богослужебная практика. Для каждого из них, уверен, просто даже увидеть отца Андрея, а тем более сослужить ему было эпохальным событием. Он и с молодыми священниками мог поговорить. У нас с ним разница в возрасте, например, более полувека, но это не мешало общению.

Его службы видела и знала вся православная Москва, а также Санкт-Петербург и вся полнота Русской Православной Церкви: всюду он еще при Святейшем Алексии II служил. Выезжал со Святейшим и за рубеж, представляя нашу Церковь. Сам же и радовался, что собирает на богослужения не только православных, но и инославных может своим голосом за живое взять. «Мы, - говорил, - на защите Православия». Его службы - это действительно всегда было торжество Православия. Настолько он возвышенно и от души служил.

И дело тут было не только в его выдающихся голосовых данных, но, прежде всего, в устроении его души. Он всегда был собран и воодушевлен. Делал все в нужное время. Если случалось что-то непредвиденное, даже во время богослужения, он ко всему относился очень спокойно. Не раздражался. Мог улыбнуться, сказать доброе слово, ободрить того, кто что-то не так совершил. С ним было радостно и легко.

Это человек глубокой христианской веры.

Служить в последнее время ему было тяжеловато, ноги болели. А он все равно, чувствовалось, всей душой участвовал в службах. Когда уже не мог даже ходить, просто звонил, и его соприсутствие ощущалось. Он же службу знал наизусть, служить мог даже без служебника. Причем это даже запрещено, потому что враг пытается помешать, донимает, - а вот отец Андрей был настолько сосредоточен, что его было никак и никому не сбить.

Он много рассказывал про семью, которую он очень любил, про свое служение и в Почаеве, и потом в Перми, откуда его призвали в Питер, а потом, уже при Святейшем Алексии II, вернули туда, где он учился, - в Москву.

Службы у него были глубоко духовными. Внутренне они очень похожи со Святейшим Алексием II. Так же, как Святейший Алексий II всех всегда добродушно принимал, улыбался тем, кто подходил к нему под благословение, также и отец Андрей всегда ко всем был расположен. В его голосе никогда не было никаких приказных ноток. Все по-дружески. Иногда с какой-то детской непосредственностью и простотой. Таковых есть Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Каждый, кто хоть раз видел богослужение с участием патриархов Алексия II и Кирилла, не мог не обратить внимания на колоритного пожилого священнослужителя, вдохновенно задававшего тон молитвам. Яркий сочный и красивый бас архидиакона Андрея Мазура придавал патриаршим богослужениям особую торжественность и красоту. Главный диакон РПЦ был скромным и доброжелательным человеком. Пережив за свою долгую жизнь и время гонений на Церковь, и период небывалого духовного расцвета, он навсегда остался в памяти людей как образец самозабвенного искреннего служения Богу и людям.

Польский украинец
Архидьякон Андрей был одним из немногих, кто молился без служебника - книги, в которой собраны все православные службы и молитвы. Все их он знал наизусть, и никогда ничего не путал и не ошибался. Имея феноменальное музыкальное чутье, он пел молитвы настолько чётко, ясно и проникновенно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме.
Удивительно, но факт: в детстве он умел говорить лишь на польском и украинском языках. А русский освоил и полюбил лишь в юности.
Родился Андрей 8 декабря 1926 года в польском селе Новый Кокорев. В то время его родина, Западная Украина, была частью Польши. После начала Второй мировой войны, в 1939 году село вошло в состав Тернопольской области Украинской ССР Союза Советских Социалистических Республик.
Главной трагедией детства стала смерть матери. Агафья Филипповна умерла, когда Андрею было три с половиной года. С малых лет мальчик узнал, что такое тяжёлый крестьянский труд. У церковного старосты Лазаря Прокопьевича было своё хозяйство и 8 гектаров земли. Помогая отцу, Андрей пас коров и лошадей, вместе с взрослыми косил сено, пахал, сажал и собирал урожай, ездил за дровами. А в свободное время ещё и успевал посещать службы в деревенском храме и петь в церковном хоре. Но самым любимым местом он считал расположенную неподалёку Почаевскую лавру, которую стремился посетить при первой удобной возможности.
В годы польского владычества православным приходилось нелегко - их умеренно притесняли и хотели со временем подчинить Католической Церкви. Однако те далёкие годы отец Андрей позже вспоминал с ностальгией. Абсолютно все, кто его окружал, были верующими воцерковлёнными людьми, а сельчане жили хоть и не богато, но и не бедствовали.
С приходом Советской власти на верующих начались настоящие гонения. Религию объявили пережитком прошлого и заблуждением, многие храмы закрыли, а крестьян раскулачивали, ссылали и пускали по миру, насильно загоняли в колхозы. Односельчане считали, что, видимо, заслужили это по грехам своим и воспринимали такие перемены с грустным смирением.

Ротный запевала
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, Западная Украина была оккупирована фашистами. После её освобождения в 1944 году, Андрея призвали в Красную армию и направили в запасной полк, располагавшийся в глубоком тылу. Узнав, что у новобранца Мазура красивый и мощный голос, командир назначил его ротным запевалой - поднимать боевой дух бойцов.
В начале 1945 года Андрей попал на фронт, став командиром отделения миномётчиков. Он принимал участие в боях под Берлином и не только выжил в кровавой мясорубке, но и даже ни разу не был ранен. После победы его сослуживцы ещё три года дослуживали в армии, а его самого в 1946 году комиссовали по состоянию здоровья. Кормили солдат в то время очень плохо, приходилось есть подножный корм и картофельные очистки, и молодой солдат тяжело заболел и попал в госпиталь, где его признали инвалидом II группы.
Вернувшегося домой воина приглашали на работу в милицию, но он мечтал об ином. Уходя в армию, Андрей поклялся Богу, что если выживет и вернётся - то будет служить Церкви. И он исполнил свой обет, став послушником Почаевской лавры.
Помимо пения в лаврском хоре, юный послушник заведовал монастырской хлебопекарней и трапезным храмом. Совершенствовал свой певческий талант, учился духовной мудрости у монастырских старцев. Один из них, прозорливый схиархимандрит Николай предсказал ему, что в будущем у него будет семья, а молиться и служить он будет в самых главных и лучших храмах страны. Так оно и вышло - монахом Андрей не стал, но достиг наивысшей высоты, о которой может только мечтать семейный священнослужитель.

Благословляю жениться!
В Почаевской лавре было неспокойно. Время от времени представители власти вламывались в монастырь прямо во время служб и арестовывали священников и монахов.
В 1948 году Андрей уехал в Столицу и поступил в Московскую духовную семинарию. Стал петь в хоре Успенского храма Новодевичьего монастыря. Одна из прихожанок пригласила его в Московскую консерваторию, приведя на прослушивание к преподавателю, профессору Казакову. Мазура взяли без экзамена, и некоторое время он посещал консерваторские лекции, совмещая их с семинарской учёбой. Но когда руководство музыкального вуза узнало об этом, то ему предложили сделать окончательный выбор: или уйти из семинарии и остаться в консерватории, или наоборот. Андрей выбрал семинарию.
Два года спустя, во время каникул, Мазур вместе с другом гостил на Урале. Узнав о его выдающихся вокальных данных, местный архиерей, архиепископ Иоанн (Лаврененко) предложил ему принять участие в церковной службе. После неё между ними состоялся судьбоносный разговор:
- Андрей, вам надо срочно принять сан, идите к нам диаконом!
- Владыка, но ведь я ещё не женат, да и учиться мне надо…
- Ничего страшного. Благословляю вас на брак! Вот вам деньги, поезжайте домой, женитесь и приезжайте ко мне служить!
Невесты у Андрея не было, и теперь нужно было срочно решать эту проблему. Приехав в родную деревню, он по совету отца стал свататься к дочери местного священника. Но её мать категорически заявила: «В Сибирь не отпущу!». Отец несостоявшейся невесты тоже был против. Урал воспринимался ими как нечто далёкое и холодное, место ссылок и изгнаний. Да и сама поповна не высказывала особого энтузиазма так резко и кардинально поменять свою судьбу.
Вторая попытка также окончилась неудачей. И когда Андрей уже готов был отчаяться, он встретил любовь всей своей жизни, приметив симпатичную девушку, певшую в хоре местного храма. Юлия обещала подумать и вскоре согласилась. Её мать тоже не хотела отпускать дочь, но та была настроена решительно и настояла на своём. Сыграли свадьбу, и два дня спустя молодые супруги уехали на Урал начинать новую жизнь.
С матушкой Юлией Андрей прожил без малого 70 лет, справив все возможные свадьбы - и серебряную, и золотую, и бриллиантовую. Жили в мире, любви и согласии, являя собой пример настоящей счастливой православной семьи. У них родились два сына и дочка. Сыновья по стопам отца не пошли, один из них окончил торговый институт, другой - художественное училище. А дочка Лариса стала матушкой священника, протоиерея Андрея Клокова, ныне служащего в храме Благовещения на Пискаревском проспекте. Постоянным прихожанином этого храма был сам архидиакон Андрей в последние годы своей жизни. Сейчас семейная династия Мазур насчитывает шесть внуков и двоих правнуков.

Сбылась мечта детства
В детстве Андрею очень нравилось слушать, как поёт протодьякон Почаевской лавры отец Стратоник, обладавший замечательным мощным басом. Мальчик мечтал тоже когда-нибудь стать таким же голосистым церковнослужителем. И мечта его служить Богу исполнилась в полной мере.
17 сентября 1950 года Андрей был рукоположен в диакона (а затем в протодиакона) и 7 лет служил в Пермском кафедральном соборе.
Матушка Юлия пела в хоре, а в мирской жизни - работала в ателье. Со временем она стала шить облачения для священников и хоругви. Ныне её замечательные вышивки украшают многие российские храмы.
В 1957 году епископ Алексий (Коноплев) предложил отцу Андрею стать его личным протодиаконом и регентом будничного хора. Последующие 11 лет он служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Ленинграде. А в 1968 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) перевёл его к себе, в Ленинградский Никольский кафедральный собор. Новый шеф работал в Отделе внешних церковных связей и много ездил в заграничные командировки. Вместе с ним ездил и отец Андрей, приняв участие в более чем 70 поездках и объездив почти весь мир.
В 1990 году патриарх Алексий II (Ридигер) возвёл Андрея Мазура в сан архидьякона - главного диакона страны. С тех пор он служил вместе с предстоятелем Церкви и сопровождал его во время всех его архипастырских поездок по стране и за рубежом.
Нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева) отец Андрей помнил ещё юным мальчиком Володей, иподиаконом владыки Никодима. Он лично вводил его в чтецы и в диаконы, наставлял и учил правильно служить, присутствовал при всех его хиротониях. Став Патриархом, Кирилл попросил его остаться и служить вместе с ним. А когда 80-летний старец посетовал на проблемы со здоровьем - мол, ноги болят и сердце пошаливает, Патриарх установил ему свободный график работы. Последние годы жизни отец Андрей уже не мог служить, но до конца оставался почётным архидиаконом Русской Православной Церкви.

Скромный рекордсмен
За беззаветное служение Церкви отец Андрей получил немало наград. Среди них есть орден Святого равноапостольного князя Владимира, которым обычно награждаются только главы церквей и правители. А на память о военном прошлом у него бережно хранились Орден Отечественной войны II степени, медаль «За взятие Берлина» и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Среди архидиаконов мировых церквей Андрей Мазур был настоящим рекордсменом: он участвовал в епископских хиротониях 166 архипастырей, которых он выводил из алтаря к кафедре Предстоятеля для произнесения архиерейской присяги. При этом все знали его как очень доброго, чуткого и скромного человека, который никогда не гордился своим положением и ни перед кем не превозносился. Общаясь на равных и с великими, и даже с простыми алтарниками, он с радостью делился со всеми своим опытом. В его голосе никогда не было слышно приказных ноток, от него не исходило ни единого грубого слова, с каждым человеком он общался по-дружески, с трогательной детской непосредственностью и простотой.
Скромен отец Андрей был и в личной жизни. Дома любил помогать своей матушке по хозяйству, готовил, мыл посуду, помогал убирать квартиру. И просто обожал нянчится с любимыми внуками и правнуками.

Последний из могикан
На вопрос - считает ли он себя счастливым человеком, отец Андрей отвечал: «Безусловно, да! Главное счастье в моей жизни - это служить Богу и общаться с Ним в молитвах. Ну и, конечно же, счастье это - семья».
В его жизни было много радостей, но и скорбей пришлось хлебнуть немало. Они ничуть не поколебали его глубокую искреннюю христианскую веру, любые проблемы и удары судьбы он встречал со стоическим терпением и смирением.
Сыновья отца Андрея немало натерпелись в детстве во времена гонений на церковь - их клеймили как «мракобесов» и «детей попа», пытались насильно заставить вступить в комсомол, угрожали выгнать из школы с волчьим билетом. Но самое страшное случилось несколько десятилетий спустя. Их преждевременный уход из жизни стал для родителей незаживающей раной.
У старшего сына, Александра, обнаружили злокачественную опухоль на шее - меланому. Лечение, к сожалению, не помогло. Младший сын, Владимир, очень любил брата и болезненно переживал его смерть в неполные 54 года. Через 5 лет после его ухода из жизни он сам скоропостижно умер от инфаркта.
18 лет, проведённые вместе с патриархом Алексием II, были одновременно счастливым и трудным временем. Патриарх отличался особой любовью к богослужениям и служил чаще, чем большинство предстоятелей Церкви. Практически всегда рядом с ним был верный и незаменимый архидиакон. Семья его жила в Санкт-Петербурге, а сам отец Андрей большую часть времени проводил в патриаршей резиденции в Переделкино, в молитвенных службах и постоянных разъездах, видя своих родных не чаще, чем видит человек, работа которого состоит из постоянных командировок. Резиденция была своего рода монастырём, жить в котором вместе с женой не представлялось возможным. К тому же подрастали внуки и внучки, нуждавшиеся в бабушкиной ласке и помощи.
Старость брала своё, и он уже не мог водить машину, а ездить на служебной удавалось далеко не всегда. Многие из нас могли видеть его в электричке, в метро или в вагоне пассажирского поезда, и даже не подозревали, кем является этот умиротворённый батюшка, погруженный в сосредоточенную внутреннюю молитву.
Последние годы у отца Андрея болели ноги и сердце, и он уже не мог служить. Знавшие и любившие его священники при встрече, как могли, утешали его: «Вы всё равно с нами! Вы всегда в наших молитвах!»
К сожалению, так думали не все. Несколько лет назад в День победы на Поклонной горе проходила литургия, возглавляемая Патриархом. Нашедшего в себе силы приехать в Москву на праздник отца Андрея после службы… забыли пригласить на торжественный патриарший обед, и он остался коротать время возле храма. Когда же отобедавшие маститые священники и дьяконы стали разъезжаться восвояси, никто не захотел подвезти его до дома. Одни оправдывались, что, мол, нет места в машине, другие просто проходили мимо старика. Молодые иподьяконы и дьяконы ухмылялись, и в их глазах читалось: «Твоё время ушло, мы теперь тут первые!» И лишь позже кто-то из прихожан отвёз батюшку на вокзал.
Многие из нас, оказавшись в подобной ситуации, не смогли бы сдержать праведный гнев, но отец Андрей оставался абсолютно спокоен, провожая чуть грустным усталым взглядом поставивших на нём крест равнодушных представителей нового поколения. Он был похож на мудрого старого льва, которому нет дела до снующих мимо жалких шакалов…
3 мая 2018 года архидьякон Андрей Мазур перешёл в мир иной. Его отпевали пасхальным чином в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, на Никольском кладбище которой он обрёл свой последний приют. Торжественное отпевание возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).
Поминая почившего отца Андрея, его вспоминали добрым словом. Признавая, что он был одним из очень немногих, о ком даже при желании невозможно вспомнить ни малейшего негатива. Светлый добродушный миролюбивый человек, никогда никому не завидовавший, ни с кем не ссорившийся и ни на кого не обижавшийся. Сердце его всегда переполняла любовь к Богу и к окружающим людям. Это был последний из могикан, каких уже, к сожалению, больше нет, и вряд ли будет. Наверное, теперь он молится за всех нас в Царствии Небесном, предстоя перед Всевышним, Которому он верно и самоотверженно служил всю свою сознательную жизнь.

3 мая 2018 года на 92-м году земной жизни отошёл ко Господу один из самых любимых в церковном народе клириков Русской Церкви — многолетний патриарший архидиакон, отец Андрей Мазур

"Когда умирают люди, поют песни", — в этих словах поэта Велимира Хлебникова есть толика изумления. Почему уход в мир иной наших ближних у людей православных обычно сопровождается не заунывным плачем, но песнопениями? А в дни пасхальные — песнопениями светлыми и радостными? Ответить на это несложно, куда сложнее принять подлинно христианское отношение к смерти — как к малой Пасхе, а не трагедии. Конечно, и это осознание не избавит нас от скорбной печали и слёз (даже Христос прослезился, узнав о кончине Своего друга Лазаря), но способно уберечь от греха уныния. Ведь самое главное для христианина — осознание того, что на самом деле никакой смерти нет, а земное умирание — это рождение для Вечной жизни.

Так, в одной из своих проповедей тяжёлого послевоенного 1946 года Русский Златоуст XX века, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) произнёс очень важные слова:

Смерти нет, но к смерти надо готовиться всю жизнь, потому что смерть — это дверь в вечность. Какое это великое, ни с чем не сравнимое счастье — наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной»"...

Митрополит Николай уже давно встретился с вечностью. Сегодня же уходят в мир иной последние люди, опалённые Великой войной. Среди них архидиакон Андрей Мазур, отошедший ко Господу 3 мая, в один день с приснопамятным Патриархом Пименом с разницей в 28 лет. Именно после кончины Святейшего Владыки Пимена, в 1990 году, отец Андрей стал известен всему церковному народу — всем, кто хотя бы раз побывал на Патриаршем богослужении, кто хотя бы раз видел его телетрансляцию. Не запомнить этого человека было просто невозможно: его уникальный бас, не столько громкий, сколько глубокий, выделялся на любом фоне. И именно поэтому на протяжении десятилетий голос архидиакона Андрея был самым настоящим "голосом Русской Церкви". Гласом не проповедническим и не общественным, отец Андрей всегда был очень скромен, сторонясь известности и славы, но оттого его звучание было ничуть не менее значимым: это был богослужебный голос всей нашей Церкви.

Сын Почаевской Руси

Если взять карту и посмотреть, где родился отец Андрей, то человек, мало знающий церковную историю, но искушённый в современной политике, удивится: "Так ведь это же Галичина! Самая Западная Украина, рассадник самостийничества и русофобии!". Так, да не так. Действительно, будущий патриарший архидиакон родился на территории Тернопольщины, входившей в те времена в состав "Второй Речи Посполитой" — Польской республики времён правления Юзефа Пилсудского.

По воспоминаниям отца Андрея, в школе он учился по-польски, а в приходских храмах в те годы заставляли служить по-украински, однако и в те времена Свято-Успенская Почаевская Лавра, близ которой прошли детство и юность будущего архидиакона, оставалась оплотом Русского Православия в западнорусских землях. Вплоть до того, что и сейчас, в условиях крайне агрессивного окружения, здесь твёрдо хранят верность каноническому Православию, не просто не помышляя об антимосковской "автокефалии", но находясь в авангарде защитников единства Русской Церкви.

Наверное, именно эта близость к Святому Почаеву воспитала в юном Андрее Лазаревиче Мазуре твёрдое стремление служить Церкви Христовой. А потому после службы в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии, недолгой, но героической (будущий архидиакон брал Берлин), он решил стать лаврским послушником, трудился в хлебопекарне, просфорной и трапезной, пел в хоре (именно здесь в полной мере раскрылся его великолепный бас). И если бы не решение поступить в Московскую духовную семинарию (в то время — Богословский институт при Новодевичьем монастыре), быть бы ему почаевским монахом. Но Господь определил иначе. Вот как вспоминал об этом спустя полвека сам отец Андрей:

Это был 1948 год. Я пел в хоре. Учился неплохо. Через два года мой друг пригласил меня к себе в Пермь. В то время там был архиепископ Иоанн (Лаврененко). Когда-то он около Почаевской лавры, в Кременце, был настоятелем. Пришли к нему на приём. Конечно, до этого была служба, мне дали читать Апостол. Вижу, у Владыки лицо весёлое, потом на приёме говорит: «Андрей, идите к нам протодиаконом». Я говорю: «Владыка, я же не женат ещё, учиться надо». — «Ничего». Дали мне денег, поехал к себе на Украину, женился, а через месяц приехал и 17 сентября 1950 года принял сан диакона... А в 1957 году епископ Алексий (Коноплев), впоследствии митрополит Тверской, которого тогда назначили в Петербург восстанавливать Троицкий собор в Александро-Невской лавре, предложил мне поехать с ним: «Отец Андрей, иди в Петербург, служить некому». Так я оказался в Питере".

Православный ленинградец

О православной жизни в послевоенном Ленинграде сохранилось немало воспоминаний самых разных людей. Именно здесь служили такие столпы Русской Церкви того периода, как митрополиты Григорий (Чуков) и Елевферий (Воронцов), воспитанники ещё дореволюционных духовных школ, в 1961-1963 годах Ленинградскую кафедру возглавлял будущий Патриарх Пимен, а с 1963-го — митрополит Никодим (Ротов), учитель и наставник Святейшего Патриарха Кирилла.

К слову, и наш сегодняшний Предстоятель духовно возрастал именно в те же самые годы, когда отец Андрей Мазур сначала служил протодиаконом и ризничим в Александро-Невской лавре. А затем и в Никольском кафедральном соборе, где митрополичьим иподиаконом в то время уже был юный Володя Гундяев, вскоре постриженный владыкой Никодимом в монашество с именем Кирилл, а затем рукоположенный им в иеродиаконы и иеромонахи. Времена были непростые, хрущёвская "оттепель" обернулась самой настоящей волной гонений. За веру уже не расстреливали, но давление было постоянным и очень сильным. И некоторые ломались, как, например, бывший профессор Ленинградской духовной академии, протоиерей Александр Осипов, который не только отказался от сана, но и присоединился к активной атеистической, а по сути — богоборческой пропаганде.

Отец же Андрей, несмотря на все трудности того времени, верно служил Церкви Христовой. И до последних дней очень тепло отзывался о том, как митрополит Никодим, ушедший из жизни совсем молодым в 1978 году, смог в этих условиях переломить давление местного уполномоченного по делам религий и по-настоящему возродить церковную жизнь Северной столицы.

Вот как вспоминает те времена епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), уроженец Ленинграда и выпускник Санкт-Петербургских духовных школ, в эксклюзивном интервью "Царьграду" рассказавший о последних годах служения отца Андрея в ещё советском Ленинграде:

"В 1980-е годы в Ленинграде гремел оперный бас Борис Штоколов, многие были в восторге от, к примеру, его исполнения партии Бориса Годунова в Мариинском театре. И в те же самые годы в кафедральном соборе я впервые услышал отца Андрея Мазура и вдруг понял, что его богослужебное пение и возгласы даются значительно легче, чем прославленному оперному певцу. И для меня, а также моих сверстников, воцерковлявшихся в начале и середине 1980-х, отец Андрей был сродни небожителю, человеку, необыкновенно одарённому, в первую очередь, музыкально, вокально. Но когда я познакомился с ним лично, меня поразила его удивительная скромность.

А познакомились мы при следующих обстоятельствах. Когда я уже заканчивал семинарию, мне довелось несколько раз иподиаконствовать у епископа Ладожского Арсения, сегодняшнего митрополита Истринского, первого викария Святейшего Патриарха. И в те времена протодиакон Андрей Мазур ездил вместе с нами на простом «РАФике», общаясь с нами безо всякого превосходства, по-дружески. И самое замечательное воспоминание связано с нашей совместной поездкой в Петрозаводск в 1990 году, когда из местного музея передавали Церкви мощи преподобного Елисея Сумского. И мы с отцом Андреем ехали в одном купе. И мы, юные иподиаконы, шутили, что если наш громогласный протодиакон захрапит, то перебудит весь вагон. А когда приехали в Петрозаводск, то поняли, что отец Андрей не спал всю ночь, чтобы не доставить неудобство тем, кто с ним ехал.

Что же касается его дальнейшего служения архидиаконом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, то нужно помнить, что он сменил другого выдающегося архидиакона — отца Стефана Гавшева. Нужно сказать, что у отца Стефана была своя манера архидиаконского служения, кому-то она нравилась, а кому-то совсем не нравилась. И богослужения с отцом Андреем Мазуром стали совершенно иными, чем при отце Стефане, они стали намного более молитвенными и спокойными. Ни в коем случае не произнося суд над отцом Стефаном и его богослужебной манерой, факт остаётся фактом. Необыкновенно светлая осталась память об отце Андрее. Царствие ему Небесное!"

Смиренный Патриарх архидиаконского служения

С избранием в 1990 году Первосвятителем Русской Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) отец Андрей Мазур, многолетний протодиакон Ленинградского кафедрального собора, оказался в Третьем Риме, став патриаршим архидиаконом. С этого дня его голос стал постоянно звучать в патриаршем кафедральном Богоявленском соборе в Елохове, а затем и в возрождённом Храме Христа Спасителя.

Не было практически ни одного Патриаршего богослужения (а Святейший Патриарх Алексий II славился своей особой любовью к богослужениям, совершая их намного чаще, чем абсолютное большинство других пастырей и архипастырей), за которым не был бы слышан величественный бас архидиакона Андрея. Именно в это время у отца Андрея появился ученик — молодой выпускник Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Александр Агейкин. Человек, более десяти лет служивший протодиаконом Храма Христа Спасителя, а сегодня являющийся настоятелем Елоховского собора, штатным клириком которого до своих последних дней оставался отец Андрей. Протоиерей Александр Агейкин также поделился с "Царьградом" своими тёплыми воспоминаниями о новопреставленном отце архидиаконе:

"Для меня отец Андрей — это настоящий духовный отец, человек, который меня родил для служения Церкви. С первых же дней служения в сане диакона, с 1996 года, я всегда был рядом с отцом Андреем. И как он сам говорил после моего назначения настоятелем Елоховского собора: «Я никогда не думал, что ты станешь моим настоятелем», искренне радуясь этому, поскольку относился ко мне, как к сыну.

Удивительно чуткий человек, очень тонкий, очень смиренный. Такие люди редко встречаются. И когда вчера вечером мы получили известие о кончине отца Андрея, оно было радостно-скорбным, и потому что сейчас продолжаются Пасхальные дни, и, конечно, вспомнилось само общение с отцом Андреем, очень переживавшим в последнее время, что уже не может совершать богослужения. Сразу сложилось впечатление, что умер святой человек, потому что по своей преданности, по своей верности и глубокой вере он был самым настоящим Авраамом, Патриархом диаконского служения. И эта его верность Церкви может вмениться ему в праведность.

Всей своей душой он был неразрывной частью Церкви, ничего своего в нём не было. И это — удивительный дар человека, который через глубочайшее смирение воспринимал своё служение, которое было воплощением его мечты служить диаконом. Ещё в Почаеве он, молясь, просил у Бога стать диаконом. Как-то отец Андрей рассказывал, что ему приснилось его священническое рукоположение, и он проснулся в слезах.

Он был настоящим диаконом во всём своём служении и во всей своей жизни, потому что другого для себя не видел. И нам, молодым диаконам, которые столь же искренне хотели служить, он отдавал всего себя без остатка. При этом был настолько смиренным, простым и доступным, никогда никто от него не слышал ни единого грубого слова, и я уверен, что никто не сможет вспомнить о нём ничего негативного".

Конечно, это лишь малая толика того, что можно сказать об отце Андрее, тело которого уже совсем скоро обретёт вечный покой в стенах столь любимой им Александро-Невской лавры. Душа же его, как говорится в заупокойных молитвах, во благих водворится, и память его в род и род. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному архидиакону Андрею, и сотвори ему вечную память!

Христос Воскресе!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

3 мая 2018 года в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни отошел ко Господу Патриарший архидиакон Андрей Мазур, сообщает Патриархия.ru.

Отец Андрей родился 8 декабря 1926 г. в селе Новый Кокорев близ Почаевской лавры в верующей семье крестьян. С малых лет вместе с родителями посещал Почаевскую лавру.

После демобилизации в 1946 г. поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре Москвы.

В 1950 г. принял диаконский сан, а через три месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе шесть лет, переехал в Ленинград, где служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры и был регентом будничного хора.

В 1968 г. переведен в Ленинградский кафедральный собор, где продолжил протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

В 1990 г. назначен Патриаршим архидиаконом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной Патриаршего архидиакона Андрея Мазура:

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому

Клиру Санкт-Петербургской епархии

Ульяне Васильевне Мазур, родным и близким архидиакона Андрея Мазура

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!

Дорогая матушка Ульяна! Братья и сестры!

Примите искренние соболезнования в связи с кончиной одного из старейших клириков Санкт-Петербурга - архидиакона Андрея Мазура.

Отец Андрей прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, главным смыслом и содержанием которой было беззаветное и самоотверженное служение Господу и Его Церкви. Еще с детских лет почивший полюбил красоту и стройность православного богослужения. Огромное влияние на его духовное становление оказали посещения Почаевской Успенской лавры, где он неоднократно бывал вместе со своими благочестивыми родителями, привившими своему чаду любовь к Дому Божиему и желание восхвалять Творца всяческих.

В непростые годы атеистического давления на Церковь отец Андрей принял твердое решение посвятить все силы и таланты прославлению имени Христова. Он никогда не изменял своему призванию, не сходил с этого трудного, однажды им избранного пути, во всех обстоятельствах жизни являя горячую веру и непоколебимую решимость следовать за Господом.

Мне довелось хорошо знать покойного священнослужителя. Я прекрасно помню его труды под омофором Преосвященного Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, у которого ему Промыслом Божиим суждено было нести послушание, помогая ему свидетельствовать о красоте и истинности Православия.

Без малого семь десятилетий отец Андрей с усердием и благоговением совершал труды в диаконском сане. Из них почти три десятилетия он являлся Патриаршим архидиаконом. Наделенный от Господа необычайно красивым и уникальным по тембру голосом, отец Андрей умел создать особый молитвенный настрой в храме, совершая богослужение особо торжественно и величественно.

Он обладал подлинно христианским устроением души и замечательными человеческими качествами, за что его искренне любили не только собратья-сослужители, но и простые верующие.

Да упокоит Всещедрый и Премудрый Бог душу верного Своего раба и служителя во стране живых, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и сотворит ему вечную и блаженную память.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ