Александр Иванович Биографическая справка. Герцен. А.И. Герцен

А.И.Герцен (1812 -1870) является замечательным публицистом и одним из самых талантливых мемуаристов мировой литературы. Он был выдающимся политическим деятелем, основателем вольного книгопечатания, а также родоначальником русской эмиграции политиков.

Ленин характеризовал Герцена, как писателя, который сумел сыграть великую роль в процессе подготовки русской революции. Плеханов же писал о нем следующее: «Как публицист, он не имеет себе равных. В истории русской мысли он навсегда останется на первых местах». Плеханов сказал несколько главных слов, которыми он кратко охарактеризовал Александра Ивановича: «Могучий литературный талант».

Самыми разнообразными своими делами Герцен постепенно внедрялся в историю русской беллетристики, политической публицистики, критики, а также историографии, но все-таки одной и самой главной его ролью остается - родоначальник социализма в России, критик цивилизации буржуазии и провозвестник нового поколения в истории мировой мысли социализма. На территории России Александр Иванович считался запрещенным автором до самой революции 1905 года. Полностью вся его сборка сочинений была завершена после Октябрьской революции.

Герцен был «незаконным» сыном одного большого русского барина - И.А. Яковлева, и немки Луизы Гааг. В детские годы он испытывал некое благотворное влияние прислуги и потрясение, которое было вызвано в дворянском сословии судьбой декабристов. Будучи молодым юношей, ему представилась возможность сыграть выдающуюся роль среди студентов одного Московского университета. Также ему удалось сгруппировать свой круг единомышленников, который со временем выпустил выдающихся политиков, публицистов, критиков и т.д. В результате деятельности этого кружка, который сумел выразить свои отрицательные отношения к николаевскому режиму, в ночь на 20 июня 1834 года Герцена арестовывают, а в апреле 1835 года - отправляют в ссылку (Пермь, Владимир на Клязьме).

В 1840 году он возвращается в Москву, но на следующий год он был во второй раз отправлен в ссылку в Новгород. Когда Александр вернулся из ссылки, в 1842 году, то полностью посвятил себя литературной работе, и за короткие сроки опубликовал в журнале Белинского целый ряд статей философской тематики и беллетристические проповеди, такие как «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?» и другие. В последний день января 1847 года Александр Герцен выехал за рубеж и больше не возвращался на территорию России.

Мировоззрение Герцена сложилось под влиянием таких людей, как Фейербах и некоторых французских социалистов. Сначала оно оказалось действенным и носило антиправительственный характер. Как со временем рассказывал Герцен: «До моей ссылки между нашим кругом единомышленников и кругом Станкевича не возникало большой симпатии. Им совсем не нравилось наше политическое направление, а нам не нравилось их умозрительное отношение. Они принимали нас за французов и фрондеров, мы их за - немцев и сентименталистов». Результатом таких расхождений было различное восприятие философской мысли Гегеля, под именем которой проходил процесс оформления общественной и политической интеллигентской мысли в 40-х годах.

Кружок Станкевича - Белинского скрывался под влиянием довольно консервативных сторон данной философии, а кружок Александра Герцена выводил из нее революционные итоги. Герцен писал: «Философия Гегеля - это алгебра революции, она способна освободить человека и не оставить камня на камне от человеческого мира». Осознать данное толкование гегелевской диалектики Герцену помогла знакомая ему литература «левых гегельянцев». А, в свою очередь, он оказал помощь Бакунину и Белинскому преодолеть консервативную философскую сторону самого Гегеля. Подобным истолкованием революционной мысли гегелевской философии были «Письма об изучении природы» (1843); об отдельных частях данных «Писем...». Плеханов тогда высказал свое мнение: «С легкостью можно подумать, что они были написаны не в 40-х годах, а где-то во второй половине 70-х годов, и совсем не Герценом Александром Ивановичем, а Энгельсом. Настолько мысли первого автора напоминают мысли второго. И такое удивительное сходство говорит о том, что ум Герцена работал в том же направлении, что и ум Энгельса и Маркса». Такая замечательная характеристика философской мысли Александра Ивановича ни в коем случае не должна привести к выводу, что Герцен в своих исторических взглядах - законченный материалист-диалектик. Но, до таких взглядов, как у Энгельса, Герцен так и не добрался. Пройдя довольно-таки большой отрезок по этому пути, и получив возможность в нескольких случаях высказать свои решительные речи в духе исторического материализма, Герцен не сумел стать материалистом.

В еще более отрицательной форме отсталость данных отношений проявилась в общественных и политических взглядах Герцена, в особенности в его тактике к политике. В одно время с проявлением левого гегельянства он ощутил на себе влияние социалистов-утопистов. И с момента знакомства с их критикой капиталистического настроя, он осознал себя социалистом, и, как он сам выражался, - «неисправимым социалистом» я был на протяжении всей жизни.

Личные наблюдение над деятельностью капиталистической машины в ее мировых центрах, таких как Париж и Лондон, опыт в революции 1848 года, детальное изучение культуры буржуазии во всех ее видах - лишь обострили и углубили ненависть и презрение к буржуазии в Герцене. Все это сделало его принципиальным противником. Большое количество страниц, которые Герцен посвятил разоблачению капиталистической политики и буржуазной культуры, принадлежат к самым блестящим и ярким произведениям в его творчестве. Первым таким произведением является его книга под названием «С того берега» (1851) - одна из самых прекрасных памятников мировой социалистической мысли. Эта книга является сборником наблюдений и некоторых размышлений над событиями в Европе в период с 1847 по 1851 г. Главным и центральным пунктом этого произведения, впрочем, как и многих других, является вопрос перехода от умирающего капитализма к новому социалистическому этапу.

Изучая философские мысли таких людей, как Гегель и Фейербах, Герцен не мог воспринимать без критики политические пути, которые предлагали социалисты-утописты. Еще в 1842 году, в Москве, Александр Иванович поставил вопрос: «Есть ли доказательства неизбежности перехода от капитализма к социализму?» Именно такие вопросы, которые были заданы Герценом, сначала были просто заострены и углублены им самим, а в дальнейшем стали основными вопросами в его жизни и жизни общего мирового порядка, а впоследствии - крахом революции в 1848 - 1850 годах в Европе.

Герцен говорил: «Видя то, как Франция с большой смелостью ставит на первое место социальный вопрос, я начал предполагать, что она сможет разрешить его, и именного с того времени стал западником. Париж за один год сумел отрезвить мою голову, и этот год - 1848. Но все попытки нового хозяйственного устройства выходили одна за другой на свет и со временем просто разбивались в чугунную крепость предрассудков, обычных привычек, фактических стародавностей. Они были наполнены всеобщими благами, любовью и верой, а также преданностью и нравственностью, но дело все в том, что никто не знает, как наладить отношения и улучшить настоящую жизнь...»

Таким образом, сформулированные Герценом вопросы означали крах социализма и определенные научные обоснования социалистической системы. Как мы знаем, ответ на его эти вопросы сумел дать только Маркс - своим учением об историческом материализме и классовой борьбе. Но ни одно из учений Маркса не было принято и учтено Александром Ивановичем Герценом. Тут снова сказалось отягощение над его мыслями отсталости общественного отношения его родного государства. Герцен, в принципе, не пытался и не имел права отрицать наличие классовой борьбы в истории. Также, он не сумел принять и освоить взгляды на эту классовую борьбу пролетариата, как на инструмент замены капиталистического направления на социалистический.

Герцен не обращал внимания на определенную роль материальных исторических фактов в истории человечества. Он так и не усвоил того материнского понимания истории, которое могло вскрыть те неизбежности данного перехода, и сам его механизм. И в результате всего этого, Герцену оставалась недоступной та дорога, которая сумела бы привести его к удовлетворяющему его ответу. Он полностью разочаровался во всех политических революциях и их деятелях, насколько бы важными не были их воззрения в области политики, и признавал только ту революцию, которая смогла бы внести значащие изменения в материальное положение трудящихся людей. Герцен все-таки не нашел дорогу к этой революции. Отсюда такой вывод - разочарование Александра Ивановича в европейской политике, в ее возможности преодолевать буржуазию. В истории социалистической мысли именно поэтому он и представил высший предел критических отношений ко всем домарксовым проявлениям социализма, а также ко всем формам непролетарской социалистической системы. В этом заключена большая заслуга Герцена Александра Ивановича перед историей социалистической мысли, свидетельство его общественного превосходства над мещанским уровнем демократов той эпохи. Правильно и грамотно задав вопрос по поводу крушения социализма и мелкобуржуазной демократии, Герцен так и не получил ответа. Но и спустя 10 лет он все еще придерживался своих взглядов: «Оглянитесь вокруг... Что способно воодушевить лица, поднять народ всего мира и поколебать все массы: религия или папы... или же сама религия без папы с ее догматом воздержания от выпивки в выходные дни?»

У буржуазии в Европе нет соперников, а есть только наследник, и наследник этот - мещанство, «китайский муравейник» и полный застой, - так его характеризовал Герцен. «Есть ли всходы новых сил, которые бы смогли преобразить старую кровь, существуют ли посадки и здоровые ростки, которые бы могли прорастить срезанную траву (буржуазии)?» - вновь задавался таким вопросом Александр Иванович и отвечал на него с полной безнадежностью. «Правого между голодными и сытыми найти не так легко, и это ни к чему не приведет. В крестьянских войнах Германии практически все люди были против феодальных порядков, а в 1848 году демократические порядки были против буржуазной системы, но и в одной, и в другой ситуации народ был избит».

Возможности воплотить свои идеалы свободы и социальную справедливость, которую разыскивал Герцен в Европе, он так и не сумел добиться. Ему осталось только обращаться к России, Российская отсталость и патриархальная система ее крестьянского мира являлись для Герцена последним оплотом его надежды в социализм. Это являлось уже апелляцией от ожесточенной европейской борьбы, от ее культуры буржуазии, разбитых собственных освободительных лозунгов, от воцарившейся безысходной социальной антропографии - к принципам справедливости в социализме, которые продолжали существовать во внутреннем укладе русской деревни.

В конце 1859 года Александр Иванович задавался следующим вопросом: «Что же способен внести в этот мрак русский человек, кроме продымленной черной избы и дегтя?» И тут же отвечал: «Наши люди вносят только запах дегтя, а также какое-то допотопное понятие о правах каждого работника на даровую землю. Право каждого из нас на пожизненное владение землей до этого вросло в понятие народа России, что, даже переживая за личную свободу каждого крестьянина, который был закабален в крепость, оно выразилось совсем бессмысленным высказыванием: «Мы являемся господскими, а земля - нашей»... К счастью, мужик остался при своей такой нелепой поговорке. Со временем она перешла в программу правительства или как лучше сказать - в программу одного человека в правительстве, который искренне желал освобождения крестьян.

Герцен продолжал говорить о том, что «задание новой эпохи, в которую мы идем, заключается в том, чтобы в основе нашей науки сознательно суметь развить элемент нашего самоуправления в обществе до нового приобретения свободы, обходя разные промежуточные формы, которыми по необходимости проходило, путаясь по неизвестным дорогам, развитие Западной части». Такие построения вскрывают как теоретическую, так и практическую позицию Александра Ивановича Герцена, в которой он находился, когда разуверился в путях социализма и не нашел дорогу к научному социализму.

Довольно просто вскрыть в данном построении три разные идеи разнообразного происхождения и различной судьбы:

1) Вера в непосредственный социализм крестьянства в России, которую нужно и можно сберечь от тлетворного влияния капиталистической системы для того, чтобы найти путь социалистического развития, утерянного Западом. «Чем прочнее и надежнее разработаны политические формы, администрация и законодательство, тем больше существует препятствий для экономического поворота. В Англии и Франции для этого приготовлено больше препятствий, нежели в России». Российская политическая и экономическая отсталость - это гарантия сравнительной простоты ее переустройства в социалистической системе. Данная идея была положена в основу реакционных черт дальнейшего народничества. Такими популярными сторонами эта идея приблизила Герцена к славянофильству и придавала ему мессианический характер.

2) Идея права на владение землей. В своих идеях Герцен призывал к началу социализма. Великий писатель призывал принять новые экономические законы в обществе, дать крестьянам свободу и право на землю, то, от чего отказывалась Европа, которая не могла себе позволить подобного решения. Герцен считал, что установление за крестьянами прав на землю даст им социальные свободы. Но, все же, в праве на землю и свободе не чувствовалось социализма. Этот вопрос не решал европейского спора между капиталистами и социалистами. Но, все, же, если учитывать, что в социалистических идеях Герцена насчет свободы не было социалистического содержания, то революционное начало в них все же было. Такой лозунг в сложившихся условиях в России был нехарактерен для крестьян и, уже тем более, дворянство никак не могло согласиться с подобными заявлениями. Признание действительным «права крестьян на землю» означало бы признание дворянством права крестьянства на их землю.

Требования Герцена и его формулы были исконно революционными, однако писатель смог предать проблеме оттенок социализма. Сам образ писателя и мыслителя Герцена стал необходимым атрибутом русской мысли. Но мысли Герцена были лишь его идеями, которые и остались бы просто идеями, а не революцией, без поддержки крестьянского движения. Он не видел в своих идеях революционного подтекста, а скорее наоборот, не от революционного крестьянского движения он ожидал «права на землю», а от понимания данной идеи правительством. Из этого следует третий элемент, который присутствует во взглядах Александра Ивановича, это его поразительные представления о правительстве, которое могло бы сыграть роль в освобождении крестьянства.

Во-первых, такие представления у Герцена были связаны с равнодушием, пренебрежением к политическому устройству, которые он позаимствовал у социалистов-утопистов, а также у глубокоуважаемого Герценом Прудона. Во-вторых, эти представления связаны с убежденностью в политической пассивности массы крестьян, и, в-третьих, с доверием к власти сверхклассового характера.

Герцен писал, что у нас императорская власть, и полтора года спустя, после февраля 1861 г. - только власть (устройство, сила, обзаведение). Герцен говорил, что во власти нет содержания, не лежат на ней обязанности, она может стать и татарским ханом и ФКОС (французский Комитет общественного спасения), также он добавил, что не был разве Пугачев Петром III? Чернышевский пытался прояснить Герцену вредность подобных взглядов словами, что не стоит убаюкиваться надеждами и вводить других в заблуждение. Чернышевский добавил, что вера в положительные добрые намерения царя губит уже сотни лет великую Русь. На это Герцен ответил, что никто, кроме государя, в последнее время не сделал что-либо путное для России, отдадим же и здесь «кесарю кесарево».

Этот же взгляд обосновал и тактику Герцена в момент «освобождения» крестьян. Когда он рассматривал высвобождение крестьян с землей как транзитивную меру социального характера, Герцен в этот же момент, колебался меж революционно-демократическим и либерально-бюрократическим решением вопроса о крестьянском освобождении, и явно рассчитывая в большей степени на второе, чем на первое.

Эта черта практической политики Герцена породнила его с предельно умеренными либералами и разорвала связь с революционными социалистами и демократами, такими как Чернышевский, его друзья и ученики. Это же обстоятельство оставило след в «Колоколе» - русской политической газете, созданной в эмиграции Герценом (первый номер вышел 1 июля 1857 г., а последний - № 244-245 в 1867 г.; продолжение «Колокола» вышло в 1868 г. на франц. языке). «Колокол», вместе с иными изданиями Герцена («Полярная звезда» - журнал, «Под суд!», «Общее вече» - периодические издания, сборники статей и др.), представил первую свободную русскую политическую трибуну, средство разоблачения мерзостей и систематического обличения крепостнически-монархического строя. Заслуги «Колокола» в данном смысле, которые Герцен корректировал вместе со своим единомышленником и другом Огаревым Николаем Платоновичем, незабываемы и велики. Однако в эпоху реформ (1857-1862 гг.) положительная программа газеты «Колокол» была умеренна.

В дальнейшем, под влиянием крушения своих надежд на продвижение крестьянского дела, польского восстания, поворота правительства, оживления движения демократии в Европе и в особенности оживления движения рабочих (работа и основание I Интернационала), Герцен пытался радикально изменить газету «Колокол» и собственную программу. Он продвигает лозунг «Земли и воли» с 1864 года, а начиная с 197№ «Колокола» в 1865 году он добавляет этот лозунг в виде девиза к предыдущему старому девизу газеты «Колокол»: «Vivos voco!» - что означает «Зову живых!».

Эти проявления Герцена обозначали стремление к поиску новой аудитории для «Колокола», к опоре на разночинную интеллигенцию, которая начала играть более видимую роль в жизни общества, вместо либерального дворянства. Но прогрессивная часть новой интеллигенции проходила под иным знаменем: её программа сложилась под огромным влиянием политических, социально-экономических и философских взглядов Чернышевского Н.Г., который во всех этих областях значительно резче и последовательнее Герцена провел линию демократической и революционной политики с идеей революции крестьян в её центре.

Свободный в своих мыслях и убеждениях, независимый от любых партий и течений, Герцен стал яркой звездой как на политическом, так и на литературном небосклоне России. Через всю свою жизнь он пронес святую веру в силу русского народа, его скрытые возможности, быстро разочаровавшись в европейских политических течениях. Рассуждая о судьбах народов, он бесстрастно констатировал, что в России есть множество уродливых недостатков, но их еще можно исправить в отличие от загнившего западного болота, которое не смогут расшевелить никакие революции. Сила тех убеждений, которым Герцен фанатически следовал всю жизнь, сыграла с ним злую шутку: на склоне лет он оказался в полном политическом одиночестве.

Либералы отрицательно относились к его социалистическим взглядам, явному сочувствию восстанию поляков 1863 года, выпадам против основных принципов построения монархии, против дворянских льгот и привилегий.
Революционеры от интеллигенции не принимали «левую» тактику Герцена и его явное непринятие активной революционной деятельности. Идеализируя возможности крестьян, как представителей «житейского, жизненного» социализма, и возлагая на них большие надежды, публицист и политик Герцен снискал неприятие социалистов-пролетариев, которые как самостоятельный мощный класс стал складываться к тому времени, вдохновленный идеями Карла Маркса.

Модель социализма Герцена сравнима с колоссом на глиняных ногах. Слепленная из опыта прогрессивных экономико-политических отношений разных стран, и отчасти поэтому раздираемая внутренними противоречиями, она стояла на чахлых основах экономики и психологии умирающих сельскохозяйственных отношений. Естественно, что она была абсолютно нежизнеспособна. Предвзятая защита архаичных основ социального строя России все больше расходилась с социалистическими настроениями, что все более отдаляло Герцена от революционеров Западной Европы. Однако точка зрения Герцена на дальнейшее развитие российского общества имела право на существование уже только потому, что была рождена в то время, когда революционные настроения средних классов сходила «на нет», а в среде пролетариата социалистические идеи еще не оформились в четкую и мощную силу.

Герцен со своими воззрениями стал «промежуточным звеном» важного революционного движения, всколыхнувшего в дальнейшем не только Россию, но и весь мир. Эту важную роль Герцена как одного из двигателей революции, как важнейшего звена в развитии социалистической мысли, в полной мере, оценили Ленин и Плеханов.

Личность Герцена уникальна, многогранна и гениальна. Русская история знает немного ярких литераторов, которые так пылко всю свою жизнь отстаивали бы идеалы социализма, яростно выступали против крепостного права в России и так люто не принимали буржуазный строй Европы. Замечательные литературные произведения Герцена - это рассуждения о всей истории развития революционного движения - от коммуны во Франции до революции в России.

Герцен-литератор пробует себя в разных жанрах. Это беллетристика, философские и социологические опусы, не представляющие особой литературной ценности. Самым главным трудом всей жизни его становится свободный рассказ-исповедь, вне литературных канонов и традиций, повествование о себе и о своем времени - «Былое и думы». 15 лет он работал над своим детищем. Все умозаключения и переживания, заметки и наблюдения он записывает в своей выработанной годами манере - в форме «писем», записок, автобиографических рассказов. Грань между личными письмами и дневниками нечетка, они легко перерастают в художественные произведения, но все отличаются искренностью и кристальной чистотой чувств.

Для Герцена внутренние переживания имеют общественную значимость. В своих чувствах и мыслях по отношению к обществу и его укладу он серьезен и страстен и поэтому избегает неискренности выражения мыслей. Все события своей жизни он рассматривает, как под микроскопом, делая записи и выставляя их на всеобщее обозрение. Это не просто смелость, это сложившийся со временем образ мыслей и жизни. Герцен не проповедует и не морализирует. Он рассказывает только для того, чтобы показать жизнь со всеми ее прелестями и недостатками. В этой демонстрации без прикрас он гениально мощен. Глубокое впечатление в сердцах читателей оставляют эпизоды «Былого и дум», где Герцен повествует о трагической жизни своей жены, ее кончине. Каждая строка выстрадана автором, полита слезами и кровью. По признанию современников, так не писал никто.

Герцен как философ и литератор во многом сложился под влиянием диалектики Гегеля и взглядов Фейербаха, русских «славянофилов» и «западников», и выработал свои уникальные взгляды, которым остался верен всю жизнь. Меткие характеристики людей, эпох, стран проникновенны, тонки и выразительны. Сочные краски его рассказов наполнены личными впечатлениями и наблюдениями о драмах и трагедиях народов и стран, холст рассказа правдив и прозрачен. По праву можно сказать, что Герцен - уникальный человек, создавший уникальные по своей силе произведения.

Чувственная сила и сила его изобразительной техники является таковой, что «жгут и пылают» не только лишь страницы, которые посвящены его собственным переживаниям. Его художественное описание людей, а также событий и эпох в определенных случаях - являются непревосходимыми в отношении глубины проникновенности, тонкостей восприятия и меткости. Он мог достичь такой же выразительности, когда рукой его водило чувство ненависти к Николаю 1, Наполеону 3, русским крепостникам и европейским мещанам, или же добрые чувства к декабристам, к Орсини и Белинскому, к народу, который творил революцию в 1848 году. Данная сила его покинула лишь тогда, когда перестал он понимать основу движущих сил и психологию общественных движений - это в одинаковой степени относится к российским деятелям 1960-х годов (Чернышевскому и Добролюбову, молодой эмиграции), а также к деятелям марксистского европейского социализма.

Бесстрастные рассказы, сухое перечисление фактов, логика при сопоставлении идей, системы и тенденций - это все глубоко чуждо манере Герцена. Он пережил трудную личную жизнь, он был близким свидетелем и участником драматических событий в истории всего мира. Им жизнь воспринималась как драма, которая постоянно развивается, но иногда она прерывается смешными эпизодами и достаточно часто переходит в трагическую безысходность. Суть его художественной силы заключалась в том, что он умел перенести на страницы кусочки драмы, таким образом, как они были преподнесены самой жизнью, ничего при этом не смазывая и не приукрашивая. Он не стеснялся на своих страницах плакать и одновременно восхищаться, весело смеяться, бичевать, ненавидеть и любить.

Все произведения Герцена переполнены, даже правильно будет сказать, насыщены портретами исторических личностей, сцен и эпизодов. Кое-что здесь показаться может анекдотом и курьезной зарисовкой. Но это далеко не так. Портреты Герцена переходят неизменно в определенные типы - групп, классов, подгрупп. Эпизоды Герцена, а также анекдоты и сцены постоянно переходят в социальное описание быта, уклада, как общественной, так и правительственной жизни. Страстные отношения к главным жизненным и общественным проблемам, образование, которое впитало в себя идеи Гегеля, Вольтера, Сен-Симона, Фейербаха, отличная осведомленность о различных революционных движениях, близкие знакомства со многими деятелями движения демократов середины 19 века, прекрасное остроумие и огромнейший талант изобразительной литературы - сделали именно то, что в личных произведениях Герцен раскрывал не только построения политические, социологические и философские, которые в историческом плане уже давно являются превзойденными, но и вместе с тем художественную непревзойденную жизненную летопись, в которой описываются изыскания, падения и взлеты, победы и поражения того поколения, поколения, которое родилось накануне падения правления Наполеона 1 и сошло со сцены во времена Парижской коммуны.

Малое, великое, комическое, трагическое во всех персонажах того времени закреплено при помощи художественного пера Герцена на уникально написанном фоне России крепостной, которая распростерлась у подножья «венчанного солдата», и революции в Европе, которая была захвачена и покорена лавочником, а также проприетером. Описание быта данного времени читатели ищут в основном в работах Тургенева и Толстого. Это является ошибкой. В основе данной ошибки лежит длительный запрет Герцена, его художественное наследие для познания того времени не меньше, а иногда и больше ценно, нежели произведения современных художников. Им интернациональная и революционная среда виделась шире.

Многообразие стран, людей, различных событий, укладов культуры, среди которых обитал Герцен, сказывались на его стиле и языке. Язык и стилистика Герцена значительно отступают от канонов школы. Он не боится ломать фразы, вставлять в них иностранные слова, прерывать изложение определенных фактов длительными рассуждениями, а рассуждения теоретические он мог прервать анекдотом времени Екатерины 2 или каким-то отрывком из разговора с Прудоном.

Язык произведений Герцена является тем же, что и в письмах интимного характера, и можно ощутить, что его язык является действительно живым, естественной разговорной речью, которую он не очень шлифовал, перед тем, как положить ее на бумагу. За данной стилистикой и языком стоит огромная и, при всем при этом, барская культура, которая осложнена тщательным изучением философии немцев и наполнена живым общением с редакциями и различными политическими клубами. Данное сочетание в значительной степени обогатило его словарь, и добавило смелости и свободы распоряжаться словарем, невзирая ни на какие образцы. Это, в свою очередь, в значительной степени усилило впечатления, правдивости, остроты, искренности и разнообразия повествования Герцена. Как отмечал Тургенев, язык Герцена является до безумия неправильным, но он приводит в восторг. Работы Герцена справедливо относятся к достижениям мировой литературы.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Герцена Александра Ивановича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Публикации раздела Литература

Родоначальник русского социализма

П исатель и публицист, философ и педагог, автор воспоминаний «Былое и думы», основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, Александр Герцен был одним из самых ярых критиков крепостного права, а в начале XX века оказался едва ли не символом революционной борьбы. Вплоть до 1905 года в России Герцен оставался запрещенным писателем, а полное собрание сочинений автора вышло только после Октябрьской революции.

Александр Герцен был незаконнорожденным сыном богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, поэтому и получил фамилию, которую придумал для него отец, - Герцен («сын сердца»). Систематического образования у мальчика не было, но многочисленные гувернеры, учителя и воспитатели привили ему вкус к литературе и знание иностранных языков. Герцен был воспитан на французских романах, произведениях Гете и Шиллера, комедиях Коцебу и Бомарше. Учитель словесности познакомил своего воспитанника со стихами Пушкина и Рылеева.

«Декабристы разбудили Герцена» (Владимир Ленин)

Грандиозное впечатление на 13-летнего Александра Герцена и его 12-летнего друга Николая Огарева произвело восстание декабристов; биографы утверждают, что первые мысли о свободе, мечты о революционной деятельности у Герцена и Огарева зародились именно тогда. Позже, будучи студентом физико-технического факультета Московского университета, Герцен принимал участие в студенческих протестах. В этот период Герцен и Огарев сходятся с Вадимом Пассеком и Николаем Кетчером. Вокруг Александра Герцена формируется кружок людей, так же, как и он, увлекающихся трудами европейских социалистов.

Кружок этот просуществовал недолго, и уже в 1834 году его члены были арестованы. Герцена сослали в Пермь, а потом и в Вятку, но, отчасти по ходатайству Жуковского, наш герой был переведен во Владимир. Считается, что именно в этом городе Герцен прожил свои самые счастливые дни. Здесь же он женился, тайно забрав свою невесту из Москвы.

В 1840 году, после недолгого пребывания в Петербурге и службы в Новгороде, Герцен переезжает в Москву, где знакомится с Белинским. Союз двоих мыслителей и придал русскому западничеству его окончательную форму.

«Философия Гегеля - революции» (Александр Герцен)

Мировоззрение Герцена сложилось под влиянием левых гегельянцев, французских социалистов-утопистов и Фейербаха. В диалектике Гегеля русский философ видел революционное направление, именно Герцен помог Белинскому и Бакунину преодолеть консервативную составляющую гегельянской философии.

Перебравшись в Первопрестольную, Герцен стал звездой московских салонов, в ораторском мастерстве он уступал только Алексею Хомякову. Публикуясь под псевдонимом Искандер, Герцен начал приобретать имя в литературе, печатая и художественные произведения, и публицистические статьи. В 1841–1846 годах писатель работал над романом «Кто виноват?».

В 1846 году он получил большое наследство после смерти отца и уже через год уехал в Париж, откуда выслал Некрасову для «Современника» четыре «Письма из авеню Мариньи». В них открыто пропагандировались социалистические идеи. Также писатель открыто поддержал Февральскую революцию во Франции, что навсегда лишило его возможности вернуться на родину.

«В истории русской общественной мысли он всегда будет занимать одно из самых первых мест» (Георгий Плеханов)

До конца дней Александр Герцен жил и работал за границей. После победы генерала Кавеньяка во Франции он уехал в Рим, а провал Римской революции 1848–1849 годов вынудил его перебраться в Швейцарию. В 1853 году Герцен обосновался в Англии и там впервые в истории создал вольную русскую печать за границей. Там же появились знаменитые мемуары «Былое и думы», эссе и диалоги «С того берега». Постепенно интересы философа переместились от европейской революции к российским реформам. В 1857 году Герцен основал журнал «Колокол», на что его вдохновили идеи, появившиеся в России после Крымской войны.

Особый политический такт Герцена-издателя, который, не отступая от своих социалистических теорий, был готов поддерживать реформы монархии, пока был уверен в их эффективности и необходимости, помог «Колоколу» стать одной из важных площадок, на которых обсуждался крестьянский вопрос. Влияние журнала снизилось, когда сам вопрос был решен. А пропольская позиция Герцена в 1862–1863 годах откинула его к той части общества, которая не была расположена к революционным идеям. Молодежи же он казался отсталым и устаревшим.

У себя на родине он был пионером в продвижении идей социализма и европейского позитивистского и научного мировоззрения Европы XIX века. Георгий Плеханов открыто сравнивал своего соотечественника с Марксом и Энгельсом. Говоря о «Письмах» Герцена, Плеханов писал:

«Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х годов, а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго. А это поразительное сходство показывает, что ум Герцена работал в том же направлении, в каком работал ум Энгельса, а стало быть, и Маркса» .

Введение

Актуальность. Идеи свободы, гуманизма и справедливости в трактовке Герцена сегодня очень актуальны. Педагог в первую очередь должен воспитать в ученике человечность и доброту. Это особенно актуально сегодня. Доброта, человечность - умение ценить, уважать, любить самое бесценное в нашей жизни - человека. Образно говоря о том, что в человеческой душе заложен самой природой огромный диапазон огромных человеческих чувств. Одной из самых тонких среди них является человечность. Нужно подчеркнуть, что человечность учителя (именно человечность, а не либерализм и невзыскательность) - путь не только к сердцу, но и к разуму ребенка.

Цель: Изучить опыт педагога и философа А.И. Герцена в развитии педагогики как науки.

  • · Изучить биографию педагога;
  • · Проанализировать труды;
  • · Выделить основные педагогические идеи.

Биография

Александр Иванович Герцен (1812-1870) - Революционер, писатель, философ, публицист. Родился в Москве, в семье богатого помещика-аристократа И. А. Яковлева. Мать - немка Луиза Гааг. Родители не были обвенчаны, поэтому их сын Александр считался незаконнорожденным и носил фамилию, которую придумал отец. Воспитывался в родительском доме сначала под наблюдением иностранцев-гувернеров, потом и русских учителей. Герцену было 14 лет, когда в Петербурге состоялась расправа над декабристами. Восстание на Сенатской площади оказало решающее влияние на формирование мировоззрения Герцена. «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души», - писал он. В 16 лет вместе с Н. П. Огаревым они поклялись на Воробьевых горах быть верными идеалам казненных декабристов. В 1829 г. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета. В университетские годы вокруг Герцена и Огарева сложился кружок революционного направления, в котором обсуждались возможные пути улучшения общества, устранения социального неравенства и другие вопросы. Вскоре после окончания университета (1833) вместе с некоторыми другими членами кружка Герцен был арестован (1834) и после девятимесячного тюремного заключения отправлен в ссылку, которую отбывал сначала в Перми, потом в Вятке и во Владимире. В начале 1840 г. вернулся в Москву, потом переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел. В 1841 г. за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в Новгород. Вернувшись из ссылки в Москву (1842), принял деятельное участие в борьбе главных направлений общественной мысли: славянофилов и западников (Западники - направление русской общественной мысли середины XIX в. Они выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам. Боролись с «официальной народностью», критиковали крепостничество и самодержавие, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и другие. В конце 40-х гг. разошлись с революционными демократами (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев). В конце 50-х гг. полностью размежевались с ними. После крестьянской реформы 1861 г. вместе со славянофилами вошли в единый лагерь либерализма.). 40-е годы были наполнены литературно-философскими спорами, размышлениями о путях развития культуры и просвещения России. Впоследствии Герцен отмечал, что, кроме Белинского, он расходился со всеми, особенно со славянофилами. В эти годы Герцен опубликовал статьи по философии («Дилетантизм в науке», «Письмо об изучении природы»), повести («Доктор Крупов», «Сорока-воровка»), роман «Кто виноват?». Возражая славянофилам в оценке православной религии и ее места в обществе и в воспитании, Герцен в то же время не разделял и взглядов западников (Т. Н. Грановского, В. П. Боткина и др.), проповедующих идеи «свободного воспитания» в духе Ж.-Ж. Руссо.

В 1847 г. А. И. Герцен вместе с семьей уехал за границу. В первые же месяцы жизни в Париже он дал критическую оценку буржуазного мира (Письма из Avenue Marigny,1847). В июне 1848 г. он оказался вместе с восставшими на улицах Парижа. Подавление революции во Франции Герцен пережил как личную трагедию: это привело к пересмотру некоторых его взглядов на социалистическое переустройство жизни народов.

Однако Герцен не отказался от социализма как основы переустройства общества. Но он не нашел на Западе того, что можно было бы применить для революционного демократического обновления России. В России, по мнению Герцена, революционной силой могло быть крестьянство, а сельская община уже является зародышем социализма. Это и составило основание его теории русского крестьянского социализма.

За участие в революции 1848 г. Герцен был выслан из Франции. Жил в Швейцарии и Италии. После его отказа вернуться в Россию сенат лишил Герцена всех прав состояния и российского подданства. Так Герцен оказался «вечным изгнанником». С 1852 г. он поселился в Лондоне, где основал (1853) Вольную русскую типографию для издания нелегальной литературы. В это время он начал писать «Былое и думы».

После смерти жены (1852) А. И. Герцен остался с тремя детьми, воспитание которых он считал своей обязанностью. Вспоминая своих иностранцев-гувернеров, Герцен твердо решил предупредить отчуждение своих детей от родного языка и обычаев русского народа. Ни пансионы, ни школы, ни местные воспитатели не могли дать того, что намеревался дать своим детям Герцен. Поэтому он предпочел домашнее воспитание. Обстоятельства домашнего воспитания детей поставили перед Герценом много трудных задач из области педагогики, начиная с выяснения самой сущности нового воспитания, свободы и дисциплины, авторитета, приказаний и т. п. Когда в Лондон приехали Огаревы, он доверил воспитание дочерей жене Н. П. Огарева Наталье Алексеевне.

Н. П. Огарев по приезде в Лондон (1856) сразу вошел в круг издательской деятельности Вольной русской типографии и оказывал помощь Герцену в подготовке к выпуску не только альманаха «Полярная звезда», но и первой русской революционной газеты «Колокол» (1857-1865у Лондон; 1865-1867, Женева), в которой по материалам из России печатались статьи о жизни крестьян, горожан, студентов; памфлеты на чиновников Министерства народного просвещения, воззвания и обращения к профессорам и студентам о необходимости переустройства университетов и всей страны на демократических основах. «Колокол» обличал русское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. «Герцен, - писал В. И. Ленин, - создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. «Полярная звезда» подняла традицию декабристов. «Колокол» (1857-1867) встал горой за освобождение крестьян». Наряду с критикой царского правительства, и в частности его реакционной политики в области народного просвещения, «Колокол» предлагал свою программу народного образования в России. Эта программа была направлена против официальной (государственной) педагогики «самодержавия, православия и народности». Она служила политическим целям подготовки русских людей к активному участию в переустройстве всего общества на демократических и социалистических началах. Широкое распространение «Колокола» в России способствовало объединению демократических и революционных сил.

В период подготовки крестьянской реформы 1861 г. А. И. Герцен допускал либеральные колебания, полемизировал с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. Однако в 1861 г. решительно встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию революционной организации «Земля и воля» («Земля и воля» - тайное революционное общество разночинцев в России в 1861 - 1864 гг. (название - с 1862 г.), федерация революционных кружков. Возникло под идейным влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского в обстановке первой революционной ситуации для подготовки и руководства крестьянской революцией. Поддерживало связи с редакцией «Колокола». Основной программный документ - воззвание Н. П. Огарева «Что нужно народу?». В условиях наступившей реакции самоликвидировалось.).

Уже после отмены крепостного права «Колокол» опубликовал статью-воззвание «Что нужно народу» (1 июля 1861 г.) - политическую программу «Земли и воли».

А. И. Герцен явился продолжателем революционного дела декабристов и в области просвещения, выступив за широкое требование грамотности среди народа. Он считал народ главной движущей силой истории и стремился развивать народное самосознание. В отношении к природе Герцен продолжал материалистическую традицию М. В. Ломоносова и особенно Н. А. Радищева, развивал тезис о том, что человек и природа находятся в неразрывном единстве между собой.

А. И. Герцен справедливо критиковал взгляды французских просветителей и социалистов-утопистов за их односторонность, подчеркивал, что события столько же создаются людьми, сколько люди -событиями. Без личного участия, без воли, без труда ничего не делается. Постоянная деятельность в соответствии со своими убеждениями есть один из самых важных факторов формирования человека. Но к этому же ведет и другой фактор - планомерное воспитание, укрепляющее характер, вырабатывающее умение настоять на своем. Особая роль принадлежит науке, умственному образованию.

Педагогические взгляды А. И. Герцена

В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции.

Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

  • · Герцен страстно боролся с мистикой, идеализмом, духовенством, был убежден в том, что «союз науки с религией невозможен». Ярый враг крепостничества и самодержавия, Герцен был в то же время блестящим критиком капитализма. Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.
  • · Однако в отличие от западно-европейских социалистов-утопистов он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Герцен вместе с Огаревым создал за границей вольную русскую типографию и прессу, распространял нелегальную литературу, в которой звал на борьбу с самодержавием.
  • · Герцен назвал царствование Николая I тридцатилетним гонением на школы и университеты и показал, как николаевское министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по словам Герцена, «подстерегало ребенка при первом шаге в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников».
  • · Герцен указывал, что церковь все более и более усиливает свое влияние на народное образование, что «школы задавлены надзором и попами». Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.
  • · Сословно-крепостнический строй, при котором процветают произвол, насилие, глумление над человеческой личностью, неуважение к человеческому достоинству, как отмечал революционный демократ Герцен, развращающим образом влияет на детей. Напротив, самое положительное влияние на них оказывает простой народ. Герцен считал, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине. Герцен подчеркивал, что в народе крепко держится справедливое мнение «о праве крестьян на землю», многовековая уверенность в несправедливости крепостного рабства, ненависть ко всякому насилию и произволу. Он также разъяснял, что, несмотря на жестокое подавление самодержавием демократических традиций русского воспитания, их не удалось полностью задушить. Передовые профессора и учителя «продолжали проповедовать идею независимости и ненависти к произволу»
  • · Герцен подверг критике не только крепостническую систему воспитания, но и складывающуюся в его время систему воспитания в буржуазном обществе, которую он наблюдал в странах Западной Европы и отчасти в России. Эта новая система общественного и частного воспитания, как и та, которой она идет на смену, тоже направлена на утверждение неравенства, идеалистических воззрений и религиозных представлений, она готовит дельцов, прививает детям мещанские воззрения на жизнь.Герцен показал противоречия буржуазной педагогики и системы образования.
  • · Герцен высказал очень ценные суждения о педагогических теориях Руссо и Оуэна. Отмечая прогрессивное историческое значение этих теорий, он в то же время отчетливо показал и их недостатки. Он высмеивал сентиментально-романтические идеалы воспитания, проповедуемые Руссо, Песталоцци и другими педагогами, стоящими на позициях идеализма, отмечал, что человек, воспитанный в соответствии с их взглядами, не способен к жестокой, суровой борьбе, без которой передовые идеалы не могут быть воплощены в жизнь. Герцен критиковал Руссо за изоляцию детей от окружающей жизни, игнорирование в системе умственного образования опыта, приобретенного человечеством. «Как будто,-- говорил Герцен,-- воспитание не есть привитие родовой жизни одному лицу».
  • · Самым решительным образом он выступал против теории «свободного воспитания», требовал, чтобы у детей с юных лет воспитывали ответственность за их поступки, чувство долга, сознательность и дисциплинированность.
  • · В романе «Кто виноват?» Герцен показал, как в условиях жестокой крепостнической действительности лучшие юноши, воспитанные на прогрессивных идеях гуманно настроенными воспитателями, не могут найти себе применения, становятся «лишними людьми». Виной этому он считал тяжелые общественные условия, в которых происходило формирование молодых людей, а также полученное ими воспитание. Герой его романа Бельтов не нашел своего места в жизни потому, что его воспитание проходило в отрыве от нее. Воспитатели оберегали его от всяких столкновений с суровой действительностью, скрывали от него все ее теневые стороны. И в итоге они воспитали человека, проникнутого гуманными стремлениями, но в то же время лишенного способности «разбирать связный почерк живых событий», противостоять злу и несправедливости, бороться за свои прогрессивные убеждения.
  • · Герцен в произведении «Былое и думы» с одобрением отзывается о социальных и педагогических мероприятиях, проведенных Робертом Оуэном в Нью-Лэнарке, отмечает, что опыт его «костью стоит в горле людей, постоянно обвиняющих социализм в утопиях и в неспособности что-нибудь осуществить на практике». И в то же время он считает многие теоретические положения Оуэна неправильными, решительно выступает против его учения о том, что «главный путь водворения нового порядка -- воспитание», что человек является пассивным продуктом обстоятельств и воспитания. Он говорит, что активная роль людей в истории формируется в процессе борьбы с общественным злом и несправедливостью.В критике учения социалистов-утопистов Герцен довольно близко подошел к историческому материализму, однако он не осознал до конца преобразующей, революционной роли рабочего класса в истории общества.
  • · Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.
  • · Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием.
  • · Придавая большое революционизирующее значение просвещению, Герцен много внимания уделял умственному образованию, формированию материалистического мировоззрения. Важнейшим средством умственного образования он считал естествознание, которое научно объясняет то, что кажется таинственным, мистическим; естественные науки подрывают корни религиозных заблуждений и предрассудков, располагают точными методами изучения действительности.
  • · Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. «Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства», -- писал он.
  • · В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания. Воспитателям следует, опираясь на врожденные склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия. Дети и подростки, общаясь с товарищами, приобретают ценные социальные качества: умение сдерживаться, подчиняться требованиям других, быть инициативными и самостоятельными.
  • · Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания. «Без дисциплины,-- говорил он,-- нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность».
  • · Воспитатели обязаны предъявлять детям определенные требования, продиктованные условиями семейной и общественной жизни, и добиваться их выполнения. Они должны умело руководить воспитанниками, осуществляя цели и задачи нравственного воспитания.

Основные педагогические труды А.И. Герцена

Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и живо разъясняет детям с материалистических позиций происхождение вселенной. Он убедительно доказывает важную роль науки в борьбе с неправильными взглядами, предрассудками и суеверием и опровергает идеалистическое измышление о том, что в человеке отдельно от его тела существует еще и душа.

Герцен стремился возбудить у молодежи живой интерес к изучению природы, выработать материалистический подход к окружающей действительности, сформулировать атеистические взгляды.

Подчеркивая огромное воспитательное и образовательное значение естественных наук, Герцен был в то же время за систему всестороннего общего образования. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю.

Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления. Он осуждал догматизм и формализм в работе школ, где «мысли, суждения... прививаются, как оспа», где детям вбивают «готовые истины». По его мнению, образование есть результат упорного труда и собственных размышлений того, кто учится. Он пишет, что «в науке нет другого способа приобретения, как в поте лица».

Много ценных мыслей высказал Герцен об общем образовании, о воспитании детей в семье, о детском чтении и самообразовании.

Заключение

герцен педагог наука воспитание

Изучив работу, мы понимаем, что в литературном наследии А.И. Герцена содержатся многие педагогические высказывания, обогатившие педагогическую мысль, служившие делу формирования революционно-демократического направления в педагогике России.

Революционно-педагогические взгляды Герцена, представлявшие большую опасность для официальной идеологии, преследовались в царской России. Широко известными они стали в нашей стране только после Великой Октябрьской социалистической революции. Мысли Герцена о воспитании человека, активно участвующего в переустройстве жизни на новых началах, о развитии в детях общественных интересов, о свободе и дисциплине в воспитании, о формировании у воспитанников материалистического, атеистического мировоззрения, о воспитании детей в семье и другие сохраняют свое значение для советской педагогики, школы и семьи.

Педагогические идеи Герцена сыграли огромную роль в общей борьбе прогрессивных сил России против воспитания и школы муштры и зубрежки.

Таким образом, задачи решены, цель достигнута.

Литература

  • · Пирумова Н.М. «Александр Герцен - революционер, мыслитель, человек.» (1989 г.)
  • · Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики" "Просвещение", Москва, 1982 г.
  • · Герцен А. И. Избранные педагогические высказывания. М., 1951.
  • · http://pedagogic.ru/ -Педагогическая энциклопедия.
  • · Российская педагогическая энциклопедия: В. В. Давыдов «Большая Российская энциклопедия» (1993 г.)
  • · Педагогические взгляды А.И. Герцена - Евгения Иосифовна, Зейлигер Рубинштейн. (Гос. учебно-педагог. исд-во, 1962 г.)
  • · Антология педагогической мысли. Русские деятели и педагоги народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Сост. Н.Н. Кизьмин. («Высшая школа» 1989 г.)
  • · Джуринский А.Н. «История педагогики: Уч.пособие для студентов педвузов». («Владос» 1999 г.)
  • · История педагогики: Уч.пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Шабаевой М.Ф. («Просвещение» 1981 г.)
  • · Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г, Добролюбов Н.А. Педагогическое наследие.Сост. Смирнов А.Ф. («Педагогика»1988г.)

6 апреля исполняется 200 лет со дня рождения русского прозаика, публициста и философа Александра Ивановича Герцена.

Русский прозаик, публицист и философ Александр Иванович Герцен родился 6 апреля (25 марта по старому стилю) 1812 года в Москве в семье богатого русского помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг. Брак родителей не был официально зарегистрирован, поэтому ребенок был незаконнорожденным и считался воспитанником своего отца, который дал ему фамилию Герцен, происходящую от немецкого слова Herz и означающую "дитя сердца".

Детство будущего писателя прошло в доме дяди, Александра Яковлева, на Тверском бульваре (ныне дом 25, в котором располагается Литературный институт имени А.М. Горького). С детства Герцен не был обделен вниманием, но положение незаконнорожденного вызывало в нем ощущение сиротства.

С раннего возраста Александр Герцен зачитывался произведениями философа Вольтера, драматурга Бомарше, поэта Гете и романиста Коцебу, поэтому он рано усвоил вольномысленный скептицизм, который сохранил до конца жизни.

В 1829 году Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где вскоре вместе с Николаем Огаревым (поступившим годом позже) образовал кружок единомышленников, среди которых наиболее известными были будущий писатель, историк и этнограф Вадим Пассек, переводчик Николай Кетчер. Молодые люди обсуждали общественно-политические проблемы современности - Французскую революцию 1830 года, Польское восстание (1830-1831), увлекались идеями сенсимонизма (учение французского философа Сен-Симона - построение идеального общества с помощью уничтожения частной собственности, наследования, сословий, равноправия мужчин и женщин).

В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет и поступил на работу в Московскую экспедицию Кремлевского строения. Служба оставляла ему достаточно свободного времени для занятий творчеством. Герцен собирался издавать журнал, который должен был объединить литературу, социальные вопросы и естествознание идеей сенсимонизма, но в июле 1834 года он был арестован - за то, что распевал песни, порочащие царскую фамилию, на вечеринке, где был разбит бюст императора Николая Павловича. В ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена, сочла, что его убеждения представляют опасность для государства. В апреле 1835 года Герцен был выслан сначала в Пермь, потом Вятку с обязательством находиться на государственной службе под присмотром местного начальства.

С 1836 года Герцен печатался под псевдонимом Искандер.

В конце 1837 года он был переведен во Владимир и получил возможность посещать Москву и Петербург , где был принят в круг критика Виссариона Белинского, историка Тимофея Грановского и беллетриста Ивана Панаева.

В 1840 году жандармерией было перехвачено письмо Герцена к отцу , где он писал о душегубстве петербургского будочника - уличного постового, убившего прохожего. За распространение неосновательных слухов он был выслан в Новгород без права въезда в столицы. Министр внутренних дел Строганов назначил Герцена советником губернского правления, что было служебным повышением.

В июле 1842 года, выйдя в отставку в чине надворного советника, после ходатайства друзей Герцен вернулся в Москву . В 1843-1846 годах он жил в переулке Сивцев Вражек (ныне филиал Литературного музея - Музей Герцена), где им были написаны повести "Сорока-воровка", "Доктор Крупов", роман "Кто виноват?", статьи "Дилетантизм в науке", "Письма об изучении природы", политические фельетоны "Москва и Петербург" и другие произведения. Здесь Герцена, возглавлявшего левое крыло западников, посещали профессор истории Тимофей Грановский, критик Павел Анненков, артисты Михаил Щепкин, Пров Садовский, мемуарист Василий Боткин, журналист Евгений Корш, критик Виссарион Белинский, поэт Николай Некрасов, писатель Иван Тургенев, образуя московский эпицентр полемики славянофилов и западников. Бывал Герцен в московских литературных салонах Авдотьи Елагиной, Каролины Павловой, Дмитрия Свербеева, Петра Чаадаева.

В мае 1846 года умер отец Герцена, и писатель стал наследником значительного состояния, которое давало средства поехать за границу. В 1847 году Герцен покинул Россию и начал свое многолетнее путешествие по Европе. Наблюдая жизнь западных стран, он перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями, из них наиболее известны "Письма из Франции и Италии" (1847-1852), "С того берега" (1847-1850). После поражения европейских революций (1848-1849) Герцен разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию "русского социализма", став одним из основоположников народничества.

В 1852 году Александр Герцен поселился в Лондоне. К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции. В 1853 году он . Совместно с Огаревым издавал революционные издания - альманах "Полярная звезда" (1855-1868) и газету "Колокол" (1857-1867). Девизом газеты было начало эпиграфа к "Колоколу" немецкого поэта Шиллера "Vivos vосо!" (Зову живых!). Программа "Колокола" на первом этапе содержала демократические требования: освобождение крестьян от крепостной зависимости, отмена цензуры, телесных наказаний. В ее основе лежала разработанная Александром Герценом теория русского крестьянского социализма. Кроме статей Герцена и Огарева, "Колокол" помещал разнообразные материалы о положении народа, общественной борьбе в России, сведения о злоупотреблениях и секретных планах властей. В качестве приложений к "Колоколу" выходили газеты "Под суд" (1859-1862) и "Общее вече" (1862-1864). Напечатанные на тонкой бумаге листы "Колокола" нелегально перевозились в Россию через границу. Сотрудниками "Колокола" в первое время были писатель Иван Тургенев и декабрист Николай Тургенев, историк и публицист Константин Кавелин, публицист и поэт Иван Аксаков, философ Юрий Самарин, Александр Кошелев, писатель Василий Боткин и другие. После реформы 1861 года в газете появились статьи, резко осуждающие реформу, тексты прокламаций. Связь с редакцией "Колокола" способствовала образованию революционной организации "Земля и воля" в России. Для укрепления связей с "молодой эмиграцией", сосредоточившейся в Швейцарии, издание "Колокола" в 1865 году было перенесено в Женеву, а в 1867 году практически прекратило свое существование.

В 1850-е годы Герцен начал писать главный труд своей жизни "Былое и думы" (1852-1868) - синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, "по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум".

В 1865 году Герцен покинул Англию и отправился в длительное путешествие по Европе. В это время он отдалился от революционеров, в особенности от русских радикалов.

Осенью 1869 года он поселился в Париже с новыми планами литературно-издательской деятельности. В Париже Александр Герцен и скончался 21 (9 по старому стилю) января 1870 года. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез, впоследствии его прах был перевезен в Ниццу.

Герцен был женат на своей кузине Наталье Захарьиной , незаконнорожденной дочери его дяди - Александра Яковлева, с которой обвенчался в мае 1838 года, увезя тайно из Москвы. У супругов рождалось много детей, но в живых осталось трое - старший сын Александр, ставший профессором физиологии, дочери Наталья и Ольга.

Внук Александра Герцена Петр Герцен был известным ученым-хирургом , основателем Московской школы онкологов, директором московского Института для лечения опухолей, который в настоящее время носит его имя (Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена).
После смерти Натальи Захарьиной в 1852 году Александр Герцен с 1857 года был женат гражданским браком на Наталье Тучковой-Огаревой , официальной жене Николая Огарева. Отношения приходилось держать в тайне от семьи. Дети Тучковой и Герцена - Лиза, покончившая жизнь самоубийством в 17 лет, близнецы Елена и Алексей, умершие в малолетнем возрасте, считались детьми Огарева.

Тучкова-Огарева вела корректуру "Колокола" , а после смерти Герцена занималась изданием его сочинений за границей. С конца 1870-х годов писала "Воспоминания" (вышли отдельным изданием в 1903 году).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

А.И. Герцен

Еще в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огаревым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело восстание декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности. Однажды во время прогулки на Воробьевых горах мальчики поклялись посвятить свою жизнь борьбе за свободу.
А. Герцен — незаконнорожденный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и юной немки Генриетты Гааг. Фамилию мальчику придумал отец: Герцен (от нем. herz –cердце) - «сын сердца».

Он получил хорошее образование, окончив физико-математический факультет Московского университета. Еще будучи студентом, он вместе с другом Н.Огаревым организовал кружок студенческой молодежи, в котором обсуждалась социально-политическая проблематика.

В русле полемики «западников» и «славянофилов» Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) занимает особое место. Он не только принадлежал к партии «западников», но и в определенном смысле возглавлял ее, был ее идейным вождем.

Суть полемики между двумя этими группами русских интеллигентов заключалась в разнице понимания исторического процесса и места в нем России. «Славянофилы» исходили из того, что Европа, отжившая свой век, загнивает, а у России исключительно свой исторический путь развития, ни в чем не схожий с западным. «Западники» же утверждали, что принцип исторического развития имеет всеобщее значение для человечества, но в силу ряда обстоятельств наиболее адекватно и полно он получил выражение в Западной Европе, поэтому имеет универсальное значение.

В 1847 г., добившись разрешения посетить Европу, Герцен покидает Россию, как оказалось, навсегда. В 1848 г. Герцен стал свидетелем поражения Французской революции, что оказало на него глубокое идейное воздействие. С 1852 г. он поселяется в Лондоне, где уже в 1853 г. основывает вольную русскую типографию и начинает издавать альманах “Полярная звезда”, газету “Колокол” и периодическое издание “Голоса из России”. Издания вольной русской типографии Герцена стали первой бесцензурной печатью России, оказавшей огромное влияние не только на социально-политическую, но и на философскую мысль.

Философские взгляды

В 1840 г., возвратившись из ссылки, Герцен познакомился с кружком гегельянцев, который возглавляли Станкевич и Белинский. Ему импонировал их тезис полной разумности всякой действительности. Но радикальные революционеры отталкивали его своей непримиримостью и готовностью на любые, даже необоснованные, жертвы ради революционных идей. Как последователь Гегеля, Герцен верил, что развитие человечества идет ступенями, а каждая ступень воплощается в народе. Таким образом Герцен, будучи «западником», разделял со «славянофилами» веру в то, что грядущее – за славянскими народами.

Социалистические идеи

"Теория русского социализма" А.И. Герцена

После подавления Французской революции 1848 г. Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю

2) общинное владение ею

3) мирское управление.

Он считал, что у России существует возможность миновать стадию капиталистического развития: «Человек будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник».

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. Однако Герцен не был сторонником обязательного насилия и принуждения: «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было».

В период подготовки крестьянской реформы в России в «Колоколе» выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же «Колоколе» говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины - то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное, необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского застоя.

Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.

«Призвавши к топору, - пояснял Герцен, - надобно овладеть движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится». В России нет такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока «останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора».

Особое внимание обращал Герцен на «международное соединение работников», то есть на Интернационал.

Идеи о государстве

Проблемы государства, права, политики рассматривались им как подчиненные главным - социальным и экономическим проблемам. У Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного содержания - оно может служить как реакции, так и революции, тому - с чьей стороны сила. Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества направлен против идей Бакунина, считавшего первостепенной задачу разрушения государства. «Экономический переворот, - возражал Бакунину Герцен, - имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями». Государство, как и рабство, писал Герцен, идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». «Из того, что государство - форма преходящая, - подчеркивал Герцен, - не следует, что это форма уже прошедшая».

Взгляды Герцена на педагогику

Специально данным вопросом Герцен не занимался, но, будучи мыслителем и общественным деятелем, имел продуманную концепцию по вопросам воспитания:

2) дети, по убеждению Герцена, должны развиваться свободно и учиться уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине у простого народа;

3) призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многостороннего развития. Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми».

Литературная деятельность

Идеи Герцена не могли не получить выражение в его литературных произведениях и в многочисленной публицистике.

«Кто виноват?», роман в двух частях (1846 г.)

«Мимоездом», рассказ (1846 г.)

«Доктор Крупов», повесть (1847 г.)

«Сорока-воровка», повесть (1848 г.)

«Поврежденный», повесть (1851 г.)

«Трагедия за стаканом грога» (1864 г.)

«Скуки ради» (1869 г.)

Газета «Колокол»

"Колокол"

Это была первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии в 1857-1867 годах. Как продолжение закрытого «Колокола», в 1868 году на французском языке издавалась газета «Kolokol» («La cloche»), адресованная преимущественно европейскому читателю.

В первые годы существования Вольной русской типографии авторство большинства опубликованных статей принадлежало самому Герцену. В 1855 г. Герцен начал выпуск альманаха «Полярная звезда», и положение резко изменилось: в нем не хватало места для публикации всех интересных материалов – издатели начинают выпускать приложение к альманаху, газету «Колокол». Первые номера «Колокола» выходили раз в месяц, но газета стала набирать популярность, и ее стали выпускать дважды в месяц объемом в 8 или 10 страниц. Листы печатались на тонкой бумаге, которую проще было нелегально переправлять через таможню. Регулярное бесцензурное издание оказалось востребовано читателями. С учетом допечаток, за десять лет существования газеты было выпущено около полумиллиона экземпляров. Издание было немедленно запрещено в России, а в первой половине 1858 г. русскому правительству удалось добиться официального запрещения «Колокола» и в других европейских странах. Однако Герцену удается создать пути для сравнительно безопасной доставки корреспонденции из России через ряд надежных адресов.

В «Колоколе» публиковались и литературные произведения, которые были подчинены задачам агитации, разоблачения политики властей. В газете можно было встретить поэзию М. Ю. Лермонтова («Увы! как скучен этот город…»), Н. А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Н. Огарёва и др. Как и в «Полярной звезде», в «Колоколе» публикуют отрывки из «Былого и дум» А.Герцена.

С 1862 года интерес к «Колоколу» начинает падать. В России уже появляются более радикальные движения, которые «звали Русь к топору». Несмотря на осуждение «Колоколом» терроризма, после покушения на императора Александра II газета продолжает терять читателей. Корреспонденция из России почти перестаёт поступать. В 1867 году издание снова возвращается к единственному выпуску в месяц, а 1 июля 1867 года стихотворением Н. Огарёва «До свиданья!» сообщает, что «смолкает Колокол на время». Но в 1868 г. «Колокол» прекратил существование.