3 сына бога. Святая Троица. Что о Троице говорит Библия. Значение, в чем помогает икона «Святая Троица»

Многие люди веруют в Бога, но при этом обширные знания, касающиеся религии, имеют не все. Христианство основано на веровании в единого Господа, но при этом часто используется термин «триединство» и что он на самом деле означает, знают немногие.

Что такое Святая Троица в православии?

Многие религиозные течения основаны на многобожии, но христианство в эту группу не входит. Святой Троицей принято называть три ипостаси единого Бога, но это не три разных существа, а только лики, сливающие воедино. Многих интересует, кто входит в Святую Троицу, так вот единство Господа описывает Святой Дух, Отец и Сын. Между этими тремя ипостасями нет расстояния, поскольку они неделимы.

Выясняя, что означает Святая Троица, следует указать, что эти три существа имеют разное происхождение. Дух не имеет начала, поскольку он исходит, а не рождается. Сын олицетворяет собой рождение, а Отец является извечным существованием. Три ветви христианства воспринимают каждую из ипостасей по-разному. Есть символ Святой Троицы – трикветр, вплетенный в круг. Есть еще один древний знак – равносторонний треугольник, вписанный в круг, что означает не только триединство, но и вечность Господа.

Значение, в чем помогает икона «Святая Троица»?

Христианская вера указывает, что не может существовать точного изображения Троицы, поскольку она непостижима и велика, да и Господа, если судить по библейскому утверждению, никто не видел. Святая Троица может изображаться символически: в обличии ангелов, праздничная икона Богоявления и . Верующие считают, что все это Троица.

Самой известной является икона Святой Троицы, которую создал Рублев. Называют ее еще «Гостеприимство Авраама», а связано это с тем, что на полотне представлен конкретный ветхозаветный сюжет. Главные герои представлены за столом в безмолвном общении. За внешними видами ангелов, спрятаны три личности Господа:

  1. Отец – центральная фигура, благословляющая чашу.
  2. Сын – ангел, который находится справа и одетый в зеленую накидку. Он склонил голову, что олицетворяет его соглашение на роль Спасителя.
  3. Святой Дух – ангел, изображенный с левой стороны. Он поднимает руку, тем самым благословляя Сына на его подвиги.

Есть еще другое название иконы – «Предвечный совет», что олицетворяет общение Троицы по поводу спасения народа. Не менее важна представленная композиция, в которой большое значение имеет круг, указывающий на единство и равенство трех ипостасей. Чаша, находящая в центре стола – символ жертвы Иисуса во имя спасения народа. У каждого ангела в руках находится скипетр, обозначающий символ власти.

Огромное количество людей молятся перед иконой Святой Троицы, которая является чудотворной. Лучше всего она подходят для чтения исповедующих молитв, поскольку они сразу дойдут до Всевышнего. Обращаться к лику можно с разными проблемами:

  1. Искренние молитвенные обращения помогают человеку вернуться на праведный путь, справиться с разными испытаниями и прийти к Богу.
  2. Молятся перед иконой, чтобы исполнить свое заветное желание, например, или достичь желаемого. Главное, чтобы прошение не имело злого умысла, поскольку можно накликать на себя гнев Божий.
  3. В сложных жизненных обстоятельствах помогает Троица не терять веры и дает силы для дальнейшей борьбы.
  4. Перед ликом можно очиститься от грехов и возможного негатива, но здесь большое значение имеет непоколебимая вера в Господа.

Когда и кому впервые явилась Святая Троица?

Один из самых важных праздников для христиан является Крещение Господня и считается, что во время этого действа было первое явление Троицы. Согласно преданию Иоанн Креститель в реке Иордан крестил людей, которые покаялись и решили прийти к Господу. Среди всех желающих был и Иисус Христос, считавший, что Сын Божий должен исполнить человеческий закон. В момент, когда Иоанн Креститель совершал крещение Христа, явилась Святая Троица: голос Господа с небес, сам Иисус и Святой Дух, который спустился в виде голубя к реке.

Значимым является явление Святой Троицы Аврааму, которому Господь обещал, что его потомки станут великим народом, но тот уже был в возрасте, а детей у него так и не было. Однажды он с женой, находясь в дубраве Мамвре, разбили шатер, куда к нему пришли трое путников. В одном из них Авраам узнал Господа, который сказал, что у него в следующем году уже будет сын, так и случилось. Считается, что эти путники и были Троицей.


Святая Троица в Библии

Многие удивятся, что в Библии не используется термин «Троица» или «триединство», но важны не слова, а смысл. Святая Троица в Ветхом Завете просматривается в нескольких словах, например, в первом стихе используется слово «Элох"и́м», которая дословно переводится, как Боги. Ярким проявлением триединства является появление трех мужей у Авраама. В Новом Завете большое значение имеет свидетельство Христа, который указывает на свое богосыновство.

Православные молитвы Святой Троице

Есть несколько молитвенных текстов, которые можно использовать для обращения к Святой Троице. Произносить их необходимо перед иконой, которую можно найти в храмах или купить в церковной лавке и молиться дома. Стоит заметить, что можно читать не только специальные тексты, но и обращаться отдельно к Господу, Святому Духу и Иисусу Христу. Молитва Святой Троице помогает в решении разных проблем, исполнении желании и исцелении. Читать ее нужно каждый день, перед иконой, держа в руках зажженную свечу.

Молитва Святой Троице на исполнение желания

Обращаться к Высшим силам можно для , но важно учитывать, что это не должны быть банальные вещи, например, новый телефон или другие блага. Молитва иконе «Святая Троица» помогает только, если требуется исполнение душевных желаний, например, нужна помощь в достижении поставленных целей, оказание поддержки близкому человеку и так далее. Молиться можно и утром, и вечером.


Молитва о детях Святой Троице

Родительская любовь к своим детям самая сильная, поскольку она бескорыстная и идет от чистого сердца, поэтому и молитвы, произнесенные родителями, обладают огромными способностями. Поклонение Святой Троице и произнесение молитвы поможет уберечь ребенка от дурной компании, неправильных решений в жизни, исцелиться от заболеваний и справиться с разными проблемами.


Молитва Святой Троице о маме

Специального молитвенного текста, предназначенного для детей, чтобы те молились за свою мать, нет, но при этом можно читать универсальную простую молитву, которая помогает передать Высшим силам свои искренние прошения. Выясняя, какую молитву читать Святой Троице, стоит заметить, что представленный ниже текст нужно повторять три раза, обязательно после каждого креститься и совершать поясной поклон. После прочтения молитвы, необходимо обратиться к Святой Троице своими словами, прося за свою мать, например, о защите и исцелении.

Молитвы Святой Троице во исцеление болезней

Многие люди приходят к Богу в период, когда они или кто-то из близких людей серьезно больны. Существует огромное количество подтверждений, что Святая Троица в православии помогла людям справиться с разными заболеваниями, и даже тогда, когда медицина не давала шансов на выздоровление. Читать молитву необходимо перед образом, который следует поставить возле кровати больного и зажечь рядом свечу. Обращаться к Высшим силам следует ежедневно. Можно наговаривать молитву на святую воду, а затем, давать ее больному.


христ.) – единый христианский бог, представляемый в трех ипостасях: Отец – безначальное первоначало, Сын – Логос, или абсолютный Смысл, воплотившийся в Иисусе Христе, и Дух святой – «животворящее» начало. Все они участвуют в сотворении и бытии мироздания по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено через него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРОИЦА

лат. Trinitas) - наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях, в частности в неоплатонизме, оказавшем значительное влияние на формирование христианского богословия. В христианстве учение о Боге-Троице имеет своей целью примирить библейское (иудейское) представление о Едином Боге с верой во Христа как Богочеловека, а поэтому оно генетически и логически связано с христологией. Будучи ядром христианского богословия, оно не имеет отдельной канонической формулировки, но недвусмысленно выражено в Никео-Константинополъском символе веры. Его разработка принадлежит богословам патриотической эпохи (4-8 вв.). Согласно учению о Троице, Единый Бог библейского Откровения троичен в Лицах: три Лица Троицы - Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть начало, или источник. Божества: Он предвечно (т. е. до начала тварного времени, в вечности, «всегда») рождает Своего Сына и изводит Своего Духа (буквально: Свое «дыхание»). Вместе с тем Сын рождаемый и Дух исходящий являются равночестными Отцу по божественному статусу. Это антропоморфное описание не указывает на некий теогонический процесс (который немыслим вне времени), но призвано обозначить внутреннюю «структуру» Божества, которое является не запредельным божественным одиночеством (в отличие от иудаизма и ислама), но «триединством», т. е. сущностным единством Трех, пребывающих между собой в отношениях совершенного равенства, исключающего какую-либо субординацию. Применяемая к Богу парадоксальная формула «один равен трем» выражает различение в нем - точнее, в нетварном бытии Бога - сущности (или природы) и ипостасей (или лиц, личностей). Подобное различение переносится и на тварное бытие, т. е. на человеческий мир, сотворенный по образу божественного бытия, и поэтому, в свете представления о Боге-Троице, является универсальной онтологической моделью. Согласно этой модели, определение нетварного бытия Бога в терминах иной, по отношению к бытию человеческого мира, сущности (или природы) является слишком статичным и потому недостаточным для выражения динамики существования, открытого «бытию другого» (человеческие личности) и «другому бытию» (иному, сотворенному Богом). Бог, создавший иное бытие (см. Творение), который поэтому при всей своей сущностной самодостаточности способен на участие и любовь, не может быть «вещью в себе», т. е. существованием, замкнутым на себя. Характерное для греческой патристики различение, с одной стороны, логического содержания сущности, или природы, Бога (), а с другой - модуса, или способа, ее существования (личностное существование) выражает внутренне со-относительный характер бытийствования божественной сущности. О том, что это различение не должно выходить за пределы онтологии, свидетельствует тот факт, что древние христианские богословы для изложения учения о Троице использовали два близких, почти совпадающих по значению греческих термина, обозначающих сущность: Формула троичности гласит: в Боге одна сущность и три ипостаси. Термин «ипостась» здесь обозначает экзистенциальный, или личностный, аспект божественного бытия, которое характеризуется не только некоторым «логосом» (essentia), но и «отношением к другому» (communio). Другими словами, бытие Бога есть «бытие-в-общении». Бытие Триединого Бога имеет эк-статический характер, поскольку каждое Лицо Троицы бытийствует в модусе отношения и общения с двумя другими, ему едино-сущными и в то же время абсолютно иными «по ипостаси», экзистенциально отличными. Т. о., учение о Троице является онтологической моделью, в которой логически сопряжены единичное и всеобщее, экзистенциальное и эссенциальное. Оно определяет идеальное, телеологическое состояние человеческого социума: множество абсолютно различных человеческих личностей (=ипостасей), сотворенных по образу три-единого божественного бытия, т. е. имеющих тождественную человеческую природу и населяющих один физический (=природный) мир, должно, согласно христианскому представлению, разрешить межличностные противоречия через достижение того динамического состояния, или со-бытия, которое характеризует бытие троичного Бога как «вечное движение в любви». Из учения о Троице логически вытекает представление о человеческой личности как единичной экзистенции, характеризующейся абсолютной инаковостью по отношению к внеположному ей миру. С богословским понятием о личности генетически связано новоевропейское, в значительной степени секуляризованное, представление о человеке как суверенном индивидууме, чуждое дохристианскому античному мышлению.

Важнейшая роль ВЗ в формировании учения о Троице состояла в подчеркивании единства Бога. Бог Библии это не множество богов и не один из многих. Он единственный и неповторимый: "...Господь, Богнаш, Господь един есть" (Втор 6:4). Он Богревнитель и не потерпит никаких иных богов, крые могли бы соперничать с Ним. Поэтому здесь нет и не может быть никаких оснований длятритеизма.

В ВЗ содержатся ясные указания на триединство Бога, напр. частые упоминания Духа Божьего (Быт 1:2 и мн. др.) и обещания Бога послать Ангела (Исх 23:23). Следует указать на употребление формы мн.ч. применительно к намерениям и действиям Бога (Быт 1:26), на форму мн.ч. существительного "Бог" и на характер богоявления в эпизоде с Авраамом (Быт 18). Сила Его слова (Пс 32:6) и мудрости (Притч 8:12) тоже косвенно указывают на триединство, а известное место у Исаии (48:16), к-рое в контексте строжайшего монотеизма звучит поистине загадочно, в наибольшей степени приближается к представлению о Троице.

В НЗ нет ясно сформулированного учения о Троице (мы не принимаем во внимание 1 Ин 5:7б8а), однако тексты НЗ неизменно свидетельствуют о божественном триединстве. Бога попрежнему проповедуют как единого Бога (Гал 3:20), но Иисус уже провозглашает свою божественность (Ин 8:58), пробуждая веру и поклонение в своих учениках и принимая ее (Мф 16:16; Ин 20:28). Как Сын или Слово он может считаться равным Богу (Ин 1:1) и тождественным Отцу, что мы и встречаем в приветствиях ап. Павла (1Кор 1:3 и мн. др.). Однако и Дух, или Утешитель, входит в это же взаимное соотношение (ср. Ин 1416).

Поэтому неудивительно, что, хотя в НЗ и нет догматических определений триединства, в нем содержатся ясные указания на три лица Бога. Они упоминаются в эпизоде крещения Иисуса (Мф 3:1617). Его ученики получают повеление крестить во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф 28:19). В развернутой форме благословения ап. Павел желает всем верным благодати Сына, любви Бога и общения Св. Духа (2 Кор 13:13). Всвязисобетованием спасения о верующих говорится, что они избраны Отцом и освящены Духом "к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет 1:2).

Христианство подразумевает веру в то, что Иисус Спаситель и Господь; значит, представление о Троице довольно скоро вошло в вероучительные определения Церкви как исповедание веры в Бога Отца, Иисуса Христа Его единственного Сына и Св. Духа. Поэтому одна из важнейших задач, крые поставила перед собой патристика, особенно в контексте монотеизма сводилась к тому, чтобы раскрыть содержание этого исповедания, причем основной целью была здесь защита учения о Троице от тритеизма, с одной стороны, и от монархианства с другой.

В сформировавшемся учении о Троице представление о единстве Бога надежно ограждено от критических нападок указанием на то, что в Боге лишь одна сущность, или субстанция. При этом божественность Иисуса Христа утверждалась во всей полноте, вопреки тем, кто полагал, что Иисус был лишь впоследствии принят Богом на правах сыновства или что Он предсущий, но все равно сотворен Богом. Индивидуальность и взаимная соотнесенность ипостасей Троицы Отца, Сына и Св. Духа в корне пресекают любые попытки представить дело так, что три ее лица всего лишь способы проявления Бога, преследующего различные цели, связанные с человечеством в деле его творения и спасения. Бог един, однако сам в себе и от вечности Он есть Отец, Сын и Св. Дух триединый Бог.

Многие апологеты находят некрые аналогии троичности и в природе вообще, и в конституции человека. Это может представлять определенный интерес, но едва ли уместно придавать таким поискам слишком большое значение. Куда более глубокой представляется мысль Августина о том, что без Троицы не может быть общения или любви в Боге, ибо божественное триединство включает в себя взаимную соотнесенность, в крой божественные совершенства обретают вечное осуществление и выражение, независимо от того, сотворены ли мир и человек.

В рассуждениях рационалистически настроенных критиков учения о Троице легко найти слабое место, ибо они пытаются дать истолкование Творцу в терминах творения, т.е. объяснить единство Бога в терминах математического единства. Более научным будет подход верующего христианина, крый учится познанию Бога у самого Бога, действующего ради нас и свидетельствующего о своих деяниях в Св. Писании. Христианина ничуть не смутит, если элемент таинственного и необъяснимого не позволит до конца провести анализ исследуемого материала и прийти к полному пониманию, ибо он знает, что он всего лишь человек, а Бог есть Бог. Поскольку в божественных деяниях, засвидетельствованных в Библии, единый Бог открывает ся как Отец, Сын и Св. Дух, то в своей подлинной вере христианин должен " исповедовать славу вечной Троицы ".

G. W. Bromiley (пер. В. Р.) Библиография: К. Barth, Church Dogmatics, 1/1,811; J. F. BethuneBaker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine, 139ff.;W.H. Griffith Thomas, The Principles of Theology, 2031; J. Moltmann, The Trinity and the Kingdom; R. W. Jensen, The Triune Identity; P. Toon and J. Spiceland, One God in Trinity; E.J. Fortman, The Triune God; D. M. Baillie, God Was in Christ; C. W. Lowry, The Trinity and Christian Devotion; E. Jungel, The Doctrine of the Trinity; K. Rahner, What Is the Trinity? C.F.D. Moule, "The NT and the Doctrine of the Trinity", ExpT 78:16 ff.; T.F. Torrance, "Toward an Ecumenical Consensus on the Trinity", TZ 31:337 ff.

См. также: Бога, атрибуты; Бог, учение о Нем.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Троица Святая – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.

Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца. Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей.

Святые Отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.

Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица?

Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму (см. подробнее). Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: солнце – его круг, свет и тепло; ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием; сокрытый в земле источник воды, ключ и поток; присущие богоподобной человеческой душе ум, слово и дух.

Для разъяснения тайны Святой Троицы Святые Отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим.

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский.

Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника. Учение о Святой Троице является основой христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».

Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь. Христианское учение о святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) – Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом. Бог обладает всесовершеным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах."Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов. Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Исповедник. Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему Ум называется Отцом, а Слово Единородным Сыном. Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин). Божественный Ум, Слово и Дух всецело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству. Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения Божественных Лиц для каждого Лица тройственны. Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того, чтобы сразу не существовали два Других. Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин. Отец, Сын и Святой Дух – это три полноценные Личности-персоны, каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» (из Литургии святителя Иоанна Златоуста). То есть три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности, но и единая сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну. Может ли христианин обращаться к каждому из трёх Лиц Святой Троицы? Несомненно: в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в иисусовой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небесный, Утешителю» – к Святому Духу. Кем же каждое из Божественных Лиц осознаёт Себя и как нам правильно осознавать наше обращение, чтобы не впасть в языческое исповедание трёх богов? Божественные Лица не осознают Себя, как обособленные Личности. Мы обращаемся к Отцу, вечно рождающему Сына, выразителем Которого является вечно исходящий от Отца Святой Дух. Мы обращаемся к Сыну, вечно рождающемуся от Отца, чьим выразителем является вечно исходящий от Отца Святой Дух. Мы обращаемся к Святому Духу, как выразителю Сына, который вечно рождается от Отца. Таким образом наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т.ч. воли и действия) и нераздельности Лиц Святой Троицы.

Если речь идет о христианской точке зрения, значения Святая Троица, самое сложное это само объяснение этого вопроса. представляет собой понятие, которого никто не в состоянии полностью понять или объяснить. Бог бесконечно могущественнее, чем мы, поэтому не стоит пытаться его понять до конца. Библия учит, что Бог существует в трех формах: в виде Отца, Иисуса и Святого Духа. Писание учит, что есть только один Бог. И хотя мы не в состоянии понять некоторые факты, касающиеся взаимоотношения лиц Троицы между собой, в конечном счете, это непостижимо для человеческого разума. Однако это не означает, что Троица не соответствует действительности. Слово „Троица” не встречается в священном Писании.. этот термин возник при попытке описания Единого в Троице Бога, того, что есть три вечных лица, Бог. Это вовсе не означает, что есть три Бога.. один Бог, имеющий три фигуры.. Это самое главное, это то, что идея, представленная под понятием ‘Троицы’ сама по себе есть в Библии.. В священном Писании есть стихи, которые подтверждают существование Троицы.:

1) Есть один Бог: Второзаконие 6:4; 1-е Послание св. апостола Павла к Коринфянам 8:4; Послание св. апостола Павла к Галатам 3:20; 1 Послание св. апостола Павла к Тимофею 2:5.

2) Троица состоит из трех Лиц: бытие 1:1; 1:26; 3:22; 11:7; Книга пророка Исаии 6:8; 48:16; 61:1; Евангелие от Матфея, 3:16-17; 28:19; 2 Послание св. Павла к Коринфянам 13:14. В стихах из Ветхого Завета знание иврита является очень полезным. В Книге бытия 1:1, был использован существительное множественного числа „Элохим”. В этой же книге в стихах 1:26; 3:22; 11:7 и в Книге пророка Исайи 6:8 используется форма „мы”. Слова „Элохим” и „мы”, НЕСОМНЕННО, означают больше, чем один человек.

В русском языке есть только два числа: единственное и множественное. В иврите есть три числа: одиночное, двойное и множественное. Число двойной только ДВУХ вещей. Она описывает вещи, имеющие пару: глаза, уши или руки. Слова „Элохим” и „мы” имеют множественное число: безусловно, относятся более чем двух человек, касаются трех или большего количества (Отец, Сын и Дух).

В Книге пророка Исаии 48:16 и 61:1 говорит, относящийся к Отцу и Святого Духа Сыну. Сравнение стих из Книги пророка Исаии 61:1 на стих из Евангелия от св. Луки 4:14-19 чтобы увидеть, что в этих стихах говорит Сын. Евангелие от Матфея, 3:16-17 описывает крещение Иисуса. Здесь ясно видно, как Бог в виде Духа Святого нисходит на Бога в виде Сына, в то время как Бог-Отец выражает свою признательность за Сына. Евангелие от Матфея, 28:19 и 2 Послание св. Павла к Коринфянам 13:14 это примеры стихов, говорящих о разных Лицах Троицы.

3) В приведенных стихах Лица Троицы, они указаны однозначно одна от другой: в Ветхом Завете „ГОСПОДЬ” отличается от „Господа” (бытие 19:24; Книга Осии 1:4). „ГОСПОДЬ”, „Сын” (Псалом 2:7,12; Притчи 30:2-4). Дух является кем-то другим, чем „ГОСПОДЬ” (Книга Числа 27:18) и „Бог” (Псалом 51:10-12). Бог в виде Сына она совсем другой человек, чем Бог-Отец (Псалом 45:6-7; к Евреям 1:8-9). В Новом Завете, в Евангелии согласно св. Иоанна 14:16-17 описывается момент, когда Иисус просит Бога, чтобы тот послал Утешителя, Духа Святого. Благодаря этому стиху мы знаем, что Иисус не заявлял о себе, что он является Отцом или Святым Духом. Обратите внимание также на другие многочисленные стихи, в которых Иисус обращается к Отцу. Говорил ли он для самого себя? Нет, он разговаривал с другим человеком Троицы, с Отцом.

4) Каждое Лицо пресвятой Троицы есть Бог Отец является Богом: Евангелие согласно св. Иоанна 6:27; Письмо святого апостола Павла к Римлянам 1:7; 1-е Послание св. Петра, 1:2. Сын является Богом: Иоанн, 1:1, 14; Послание св. апостола Павла к Римлянам 9:5; Послание к Колоссянам 2:9; к Евреям 1:8; 1-е Послание св. Иоанна 5:20. Святой дух является Богом: Деяния 5:3-4; 1-е Послание св. апостола Павла к Коринфянам 3:16 (Того, который живет в нас Святой Дух, Послание св. Павла к Римлянам 8:9; Иоанн 14:16-17; Деяния 2:1-4).

5) Описание подчинения внутри Троицы: Писание говорит, что Святой Дух повинуется Отцу и Сыну, а Сын повинуется Отцу. Это внутренняя связь, которая не исключает Божественности всех лиц Троицы. Мы не в состоянии постичь нашими тупы, как умами бесконечного Бога. Стихи о Сыне: Евангелие согласно св. Луки 22:42; Иоанн 5:36; 20:21; 1-е Послание св. Иоанна 4:14. Стихи о Духе Святом: Евангелие согласно св. Иоанна 14:16; 14:26; 15:26, 16:7, а особенно Евангелие согласно св. Иоанна 16:13-14.

6) Задачи отдельных Лиц пресвятой Троицы: Отец является основным источником или виновником: 1) вселенной (1-е Послание св. апостола Павла к Коринфянам 8:6; откровение 4:11); 2) Божественного откровения (Апокалипсис 1:1); 3) спасения (Иоанн 3:16-17); и 4) человеческих поступков Иисуса (Иоанн, 5:17; 14:10). Отец является ИНИЦИАТОРОМ всех этих вещей. Сын является исполнителем через которого Отец выполняет свою волю в конкретных областях: 1) создание и функционирование вселенной (бытие 1:2; Иов 26:13; Псалом 104:30); 2) Божье откровение (Иоанн, 1:1; Евангелие от Матфея, 11:27; Иоанн 16:12-15; Откровение 1:1); и 3) спасение (2 Послание св. Павла к Коринфянам 5:19; Евангелие от Матфея 1:21; Иоанн 4:42). Отец выполняет все эти вещи через , который работает в качестве исполнителя Божьей воли. Святой дух является помощь, благодаря которой Бог может выполнить следующую работу: 1) создание и функционирование вселенной (бытие 1:2; Иов 26:13; Псалом 104:30); 2) Божье откровение (Иоанн 16:12-15; Письмо святого апостола Павла к Ефесянам 3:5; 2 Письмо св. Петра 1:21); 3) спасение (Иоанн 3:6; Послание св. Павла к Титу 3:5; 1-е Послание св. Петра, 1:2); и дела Иисуса (Исаия 61:1; Деяния 10:38). Таким образом, через Святого Духа Отец выполняет все эти вещи.

Поздравьте мерцающей открыткой, своих близких знакомых

Помня о том, что вопрос иерархии небожителей не является спасительным, давайте рассмотрим тексты Библии о Святой Троице.

Святая Троица не упоминается в самой Библии. Это понятие ввела церковь, чтобы одним именем объединить упомянутых в Священном Писании три Божественных личности: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Значение слова “святой” было подробно разобрано в главе " " моей книги. Напомним, вкратце, что святым в Библии именуется все отделенное от обыденного и приближенное к Богу, а также безгрешность. Господь в Священном Писании именуется святым: «Отче Святый» (Ин. 17:11, см. также Ос. 1:9), «Иисус … Святый» (Мар. 1:24, см. также Деян. 4:27), «Дух Святый» (Деян. 13:2, см. также Лук. 12:12). Поэтому и слово Троица приобрело практически слитное прилагательное “Святая”.

Святая Троица упоминается уже в Ветхом завете. Стоит быть справедливым и сказать, что три лица мы видим только в одном тексте ветхозаветнего Писания:

Ис. 48:12 Послушай Меня … Израиль … : Я тот же, Я первый и Я последний . … 13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … 16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня (1 личность) Господь Бог (2 личность) и Дух Его (3 личность).

То, что здесь речь идет о Христе понятно как из контекста, так и из Нового Завета. Книга Откровения нам прямо Иисуса называет“Первым и Последним” :

Откр. 1:17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний , 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков.

Новый завет нам говорит, что Иисус принимал непосредственной участие в сотворении земли и неба:

Кол. 1:16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано (см. также Иоан. 1:3).

А в Евангелие от Матфея подтверждается, что, как показано в книге пророка Исаии, Дух мог посылать Сына. Дух Иисуса послал в пустыню для испытания перед ответственным служением:

Матф. 4:1 Тогда Иисус возведен (в оригинале – приводить, отправлять) был Духом в пустыню, для искушения от диавола.

То есть, в Ис. 48:12 мы видим упоминание Святой Троицы - вместе одновременно трех лиц Божественных небожителей. Также несколько лиц Бога при Его единстве (как мы сегодня воспринимаем Святою Троицу) упоминается всегда, где речь идет о Творце. Начиная с первой страницы Библии, слово Бог в оригинале везде употребляется во множественном числе, а глагол, который описывает Его действия – в единственном числе. Иудейские Богословы до сих пор не находят полного единства в объяснении данного факта, предполагая, что Бог здесь говорит о Себе вместе с Ангелами. Хотя тогда кажется необходимым признать, что Ангелы и Бог имеют одну природу, ведь в Писании сказано, что человека Бог создал “по подобию НАШЕМУ”

Быт.1:26 И сказал Бог (множ. числ.): сотворим (един. числ.) человека по образу Нашему по подобию Нашему

Таким образом, видя в Ветхом завете явную “множественность” Бога при Его единстве, и вникая в весть Нового завета, не трудно прийти к выводу, что Библия учит о Божественной Святой Троице.

В самом тексте Нового Завета тоже неоднократно вместе упоминается Святая Троица. Посмотрите, Иисус просит крестить верующих во имя Отца, Сына и Духа:

Матф. 28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Апостол Павел тоже конкретно указывает на разделение функций в Святой Троице, хотя и не останавливается в своих посланиях на понятии Троицы:

2 Кор. 13:13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Свидетели Иеговы не признают Святую Троицу. Они не считают Святого Духа личностью, а воспринимают Его просто Божественной энергией, что естественно исключает понятие Троицы. О Святом Духе я напишу позже, а сначала мы порассуждаем об Иисусе…


Валерий Татаркин


Иисус Христос Господь Бог >>