Венецианский купец 1 побывавший в китае. Как европейцы пришли в срединное государство. Какие годы были самыми насыщенными в великую эпоху путешествий

В 1515г. в гавани Тамао у берегов южнокитайской провинции Гуандун близ города Гуанчжоу (Кантон) бросил якорь корабль португальского капитана Жоржа Альвареша. Пришельцы повели себя решительно и, не утруждаясь сомнениями относительно принадлежности данной земли, водрузили здесь столб с португальским гербом, что можно было истолковать как претензии на подчинение этих земель португальской короне. Ж.Альвареш приплыл сюда из порта Малакка, который незадолго до этого, в 1511 г., был захвачен португальцами, став опорным пунктом для дальнейшего закрепления их позиций на Дальнем Востоке. Очевидно, Ж.Альвареш должен был лишь выяснить, какие земли лежат к востоку и северо-востоку от Малакки, и не имел заранее обдуманного намерения идти именно в Китай. Как можно предположить, он не искал контактов с местными властями, поэтому его визит не отмечен в китайских летописях.

Видимо, по таким же причинам не отражено в официальных документах и прибытие годом позже корабля Рафаэля Перестрелло - итальянца на португальской службе. В 1517 г. к Тамао подошла целая флотилия: 5 португальских кораблей и 4 малаккских судна под командованием Фернао д"Андраде. На этот раз португальцы намеревались вступить в официальные отношения с китайскими властями, что, естественно, было зафиксировано китайскими источниками. Китайцы назвали португальцев «фуланьцзи», что является транскрипцией слова «франки», которое употреблялось для обозначения европейцев задолго до описываемого времени. Однако ясного представления о том, откуда они взялись, у китайцев не было. В летописях отмечается, что португальцы обитают где-то близ Малакки, что они захватили этот город, изгнав местного властителя, и что только после прибытия кораблей Ф. д"Андраде о них стало известно в Китае.

Но португальцы не были первыми европейцами, приплывшими к берегам Китая. Связи между дальневосточной, китайской цивилизацией и средиземноморским миром имели к тому моменту более чем полуторатысячелетнюю историю.

Самыми ранними сведениями о появлении в Китае людей из римского мира можно считать сообщение о прибытии к императорскому двору жонглеров из Ликии примерно в 100 г. до н.э. Взаимный поиск непосредственных контактов был предпринят на рубеже I-II вв. В 98 г. н.э. посланец китайского полководца Бань Чао, пришедшего с войском в Среднюю Азию, направился в государство Дацинь - Римскую империю. Но нарочито сбитый с пути парфянами, заинтересованными в посреднической торговле между Западом и Востоком, он дошел лишь до реки Евфрат. В свою очередь, в трудах античных географов Марина Тирского и Птолемея есть записи о купце македонянине Месе Тациане, чьи помощники знали сухопутные дороги в Китай и поддерживали связи с китайцами, приходившими в Среднюю Азию приблизительно в 100-105 гг. В античном мире китайцев называли «серами» (от римского наименования шелковичного кокона). Иначе говоря, китайцы издревле были известны в Средиземноморье как производители и поставщики шелка. Первое упоминание об этом дотоле неизвестном материале появляется в римских записях в 64 г. до н.э. - примерно через 50 лет после того, как был открыт Великий шелковый путь.

В 120 г. при китайском дворе вновь появляются музыканты и циркачи-фокусники из страны Дацинь, прибывшие через Индию, Бирму и Юго-Западный Китай. Этот торговый путь также был известен в древности, но функционировал менее интенсивно, чем Шелковый, из-за труднопроходимых горных цепей. Эти люди, скорее всего, были выходцами с Ближнего Востока, являвшегося тогда частью Римской империи. Название Дацинь первоначально ассоциировалось в Китае именно с этим регионом, поскольку детального представления о составе и размерах Римской империи здесь еще не было. Эти знания пополнились, когда в 166 г. у берегов Китая появился человек, пришедший морем через Вьетнам, имя его не сохранилось. В китайских источниках он именовался первым послом из страны Дацинь. Несомненно, это был римский гражданин, который назвал своего государя Антонином, т.е. Марком Аврелием. Скорее всего, это был купец из восточных римских провинций, принятый в Китае за посла, так как в римских документах нет сведений о снаряжении посольства на Дальний Восток, а «дань», которую он, как полагалось послу, представил китайскому двору, состояла из товаров, закупленных в странах Южных морей, но не привезенных из Рима.

В 226 г., когда Китай был расколот на несколько государств, к властелину юго-восточного царства У прибыл человек из Дацинь, который также был принят как посол, хотя таковым не являлся. Государь У направил с ним в подарок римскому императору 20 карликов. Первая же римская посольская миссия посетила Китай в 284 г. Возглавляли ее некие Гаркалий и Теодор из Византии, а послана она была римским императором Пробом (276-282). Есть косвенные данные, что после раскола Римской империи на Западную и Восточную (Византию) последняя не раз, хотя и не часто, направляла свои посольства в Китай. Но более точных сведений о них нет ни в византийских, ни в китайских источниках.

В 636 г. из византийской Сирии в Китай приезжает монах-несторианец Рубэн (или Раббан), который был благосклонно встречен при императорском дворе. Вскоре в Китае образуется исповедовавшая несторианскую версию христианства община, просуществовавшая здесь до 845 г. В конце VII - IX в., во времена империи Тан, значительно расширившей свои западные пределы, связи Китая с Восточным Средиземноморьем - Византией, арабским и христианским Ближним Востоком - становятся более интенсивными. Они развиваются как по Великому шелковому пути, так и по морю - от юго-восточных берегов Китая до Персидского залива и Красного моря. Но поскольку это были в основном частноторговые контакты, они не получили подробного описания в официальных источниках. Есть только записи о посещении Китая христианским монахом (имя не сохранилось) в 980 г.

Интерес средневековой Европы к Китаю установился в связи с возникновением в Азии обширной Монгольской империи, представлявшей серьезную угрозу для европейских стран. В середине XIII в. папский престол и короли направляют в ставку Великого монгольского хана, владевшего к тому времени северной половиной Китая, ряд миссий: Плано Карпини (1246 г.), Андре Лонжюмо (1249-1251), Виллема Рубрука (1253-1255). Но все они посещали лишь ставку хана - Каракорум в Монголии - и не ходили непосредственно в Китай. Тем не менее в оставленных ими записках есть сведения и о китайцах. В самих же китайских пределах во времена господства здесь монгольских завоевателей побывали в 1269г. венецианские купцы - братья Никколо и Маттео (Маффео) Поло. В 1271-1292 гг. они вновь побывали здесь вместе с сыном Никколо - Марко Поло, ставшим знаменитым благодаря своей книге об этом путешествии. На этот раз они прибыли в Китай как официальные лица - посланцы римского папы и были приняты при дворе Великого хана, переместившемся к тому времени в Пекин (Ханбалык). Марко Поло, выполняя служебные поручения монгольского двора, имел возможность объехать множество китайских городов и весей. Все это он подробно описал в своей «Книге», обогатив европейцев подробными и довольно точными сведениями о Китае.

Вслед за Поло в 1293 г. в Китай прибыл посланец папы францисканский прелат Джованни Монтекорвино, проживший здесь до самой смерти в 1328 г. Его можно считать первым миссионером - распространителем римско-католической веры в Китае. Вместе со своими помощниками и сподвижниками - Пьетро из Лукалонго, Арнольдом из Кёльна и неким хирургом из Ломбардии - он построил христианский храм в Пекине, окрестил около 5 тыс. китайцев, в том числе и самого монгольского хана и одновременно китайского императора У-цзуна. Надо, конечно, учитывать, что при традиционном синкретизме китайцев обращение их в христианство не влекло за собой отказа от других привычных и исконных верований и обрядов. Но активная миссионерская деятельность служила сближению дальневосточной и средиземноморской культур.

В 1307 г. папа назначил Д. Монтекорвино «архиепископом всего Китая» с резиденцией в Пекине, предполагая создать семь или десять епископатов. Для этого папский престол направил в Китай группу своих представителей, но дошли сюда только трое из них. Все они последовательно занимали епископскую кафедру в единственном, помимо Пекина, епископате Цюаньчжоу (крупный портовый город того времени). Известно имя лишь одного из них - Андреа из Перуджи. Усилиями Д.Монтекорвино в Китае в начале XIV в. было основано несколько францисканских монастырей: три в Пекине и по одному в Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Есть краткое упоминание о том, что Д.Монтекорвино удавалось поддерживать связь с Италией через венецианских купцов, прибывавших в Китай через Кафу (Феодосию). Это дает возможность предположить, что земляки Марко Поло время от времени продолжали появляться в Китае.

В 20-х годах XIV в. в Китае действовал еще один миссионер-францисканец - Одорико Маттиусси из Порденоне. Он, как и Марко Поло, описал свое путешествие в Китай, а также в Тибет, где побывал, очевидно, первым из европейцев. Он ссылается на «многих людей в Венеции», которые могут подтвердить истинность его рассказов. В 30-х годах в Китае пребывал некий «франк Андрей», который в 1338г. по велению Великого хана возглавил монгольское посольство к папскому двору. В ответ папа направил в Пекин миссию из 32 человек во главе с францисканцем Джованни Мариньоли, который прожил там примерно с 1342 по 1346 г. и засвидетельствовал существование в столице великолепной епископской резиденции и множества церквей.

Впоследствии интенсивность миссионерской деятельности в Китае заметно спадает. Попытки назначить преемника Мариньоли не увенчались успехом. Последняя была предпринята в 1370 г., когда посланец папы Гильом Дюпре вместе с двадцатью спутниками пропал по пути в Пекин. Есть, правда, упоминание, что в конце XIV в. архиепископский престол там занимал францисканец Шарль, француз по национальности, который много сделал для распространения христианства в Китае. Однако он не оставил преемников, и в 1384 г. римский папа объявил об упразднении епископата в Пекине.

Главной причиной прекращения столь интенсивно развивавшихся связей европейские историки традиционно называют нежелание императоров династии Мин, утвердившейся в Китае в 1368 г., поддерживать контакты с далекими иноземцами. Однако дело здесь, конечно, не в нежелании китайских властей. Падение Юаньской империи окончательно сняло угрозу монгольского нашествия на Европу, чего так опасался папский престол и многие королевские дворы западных стран. Отсюда резкое падение заинтересованности самих европейских политических кругов в постоянных связях с Китаем. К тому же во второй половине XIV в. на Ближнем Востоке быстро усиливается турецкая держава, которая становится непосредственной угрозой европейцам. Она перекрывает наиболее освоенный, сухопутный путь из Европы на Дальний Восток. Последним из европейцев, который посетил Китай до появления здесь португальцев, был венецианский купец Никколо Конти, путешествовавший по Востоку по своей инициативе между 1419 и 1444 гг. и добравшийся до Нанкина.

За столетнюю паузу в западных странах вновь образовался информационный вакуум относительно Китая, а там, в свою очередь, потускнели представления о европейцах. Неудивительно, что Колумб и его спутники отправились искать за Атлантическим океаном прежде всего Индию, а не расположенный восточное Китай. Неудивительна и та неосведомленность, которая, как отмечалось выше, была проявлена китайцами при появлении у их берегов португальских кораблей. Китай как бы заново открывался европейцами. Вместе с тем эти «новые» европейцы имели совершенно иные цели, нежели их предшественники, посещавшие Китай. Это были не путешественники, не странствующие купцы, не христианские миссионеры. Это были предприимчивые искатели богатств Востока и конкистадоры, пытавшиеся закрепить там свои позиции.

Китайская официальная доктрина поддержания внешних связей предполагала неукоснительное признание всеми иноземцами априорного сюзеренитета императора над всеми прочими народами и государями. Поэтому привезенные Ф.д"Андраде дары - обычное явление в посольских отношениях того времени - интерпретировались в китайских документах и летописях как поднесение дани китайскому двору, а цели посольства трактовались как стремление испросить милостивого признания со стороны высокого престола. Последовало распоряжение: закупить по установленной цене «местные товары», доставленные португальцами, а самих их отправить обратно. Однако целью посольства Ф.д"Андраде было войти в контакт непосредственно с центральным правительством. Поэтому, как отмечено в китайских летописях, «те люди долго оставались [в Китае] и не уходили». Более того, сообщалось, что португальцы «грабили проезжих и даже хватали и поедали малых детей».

Португальцы действительно не спешили покидать берега Китая, подыскивая место для своей торговой фактории. С этой целью Ф.д"Андраде отправил один из своих кораблей на разведку вдоль юго-восточного побережья страны. Он также сумел договориться с властями провинции Гуандун о праве торговли в Тамао и непосредственно в главном морском порту на юге Китая - Гуанчжоу (Кантоне). Уходя, Ф.д"Андраде оставил миссию во главе с Томе Пирешем, на которого была возложена задача во что бы то ни стало попасть к верховному двору. Обстоятельства благоприятствовали этому. Император в то время предпринял путешествие в свои юго-восточные пределы. Путем подкупа Т.Пиреш получил разрешение на прием к монарху. У посла были все шансы добиться цели, но португальцы помешали сами себе.

В 1518 г. к берегам Гуандуна подошли корабли Симао д"Андраде - брата упоминавшегося Фернао. Его люди повели себя здесь как хозяева, не считаясь с местными властями. Как сообщают китайские хроники, пришельцы «стали еще больше грабить торговцев и добрый люд, строить дома и возводить укрепления, намереваясь надолго поселиться здесь». Это, естественно, рассердило китайцев. Императору напомнили, что султан Малакки, выражавший ему верноподданнические чувства, был изгнан португальцами с престола, за что они должны нести ответ перед Китаем. В результате императорским указом португальцам предписывалось возвратить Малакку законному владельцу, и посольство Пиреша было отослано от двора. Судьба посла и сопровождавших его людей не известна: по одним данным, их схватили и казнили в Гуандуне, по другим - посадили в тюрьму.

Конфликт с португальцами почти совпал по времени с обострением борьбы с так называемыми японскими пиратами у берегов Китая. Все это побудило китайские власти вновь ужесточить ограничение частноторговых отношений с заморскими странами. Но местные власти, получавшие прямую выгоду от морской торговли, настаивали на смягчении запрета. К концу 20-х годов XVI в. строгости были ослаблены для всех, кроме португальцев, которые своим поведением резко отличались от всех известных в Китае иноземцев. Тем не менее среди местных властей у них были и защитники. В частности, в конце 20-х годов военный губернатор южных провинций Гуандун и Гуанси Линь Фу подал пространный доклад, где доказывал преимущества легализации торговли с португальцами. Центральный двор согласился с его доводами. Как пишут китайские хроники, «с этого времени португальцам было разрешено заходить в гавань Сяншаньао (Макао) для ведения торговли, и их люди вместе с вьетнамскими купцами беспрерывно ходили к провинции фуцзянь и обратно». В 1535 г. в городок Хаоцзин, недалеко от Макао, было переведено местное Управление торговых кораблей, которое регулировало торговлю с иноземцами. Через два года португальцам удалось получить место для «просушки товаров» в районе Макао, и, воспользовавшись этим, они возвели здесь свои склады.

После кратковременного ужесточения «морского запрета» в 1547-1549 гг. португальцы, как сообщают летописи, вновь «стали своевольничать на морях без всякого опасения, а их торговцы стали даже строить здания и возводить стены в Сяншаньао и Хаоцзине, силой утверждаться на морском берегу, наподобие особого государства». В 1554г. коммодор Лионель де Суза сумел добиться официального дозволения китайских властей на доставку португальских товаров непосредственно в Гуанчжоу при условии регулярной уплаты торговых пошлин, а также на строительство поселения в районе Макао. В 1557 г. португальцы с помощью подкупа закрепили за собой территорию Макао и в последующие годы возвели здесь город европейского образца с домами, дворцами, церквами, складами и крепостными стенами. Так возник первый колониальный анклав на китайской земле.

Однако китайское центральное правительство долгое время предпочитало не замечать этот факт (первые признания существующего положения появились в китайских документах лишь в 1614г.). Пошлины, которые по договоренности выплачивались португальцами, по-прежнему интерпретировались как «дань». До 1572 г. эта «дань» оседала в карманах местного гуандунского начальства, но затем стала отправляться в столицу. В 1588 г. был установлен ее размер - 501 лян серебром (1 лян - около 37 г). В начале 80-х годов XVI в. португальцы, опять-таки с помощью такого хорошо отработанного средства, как взятка, добились от гуан-дунских властей права на организацию «самоуправления» в Макао. В городе появился градоначальник и Сенат из шести человек. Правда, при этом существовал еще пост управляющего городом от имени китайского императора, но после 1587 г. его функции стали чисто формальными. Попытки же португальцев вступить в прямой контакт с императорским двором по-прежнему не удавались. Посольство 1552 г. вообще не дошло до берегов Китая. Просьба разрешить миссионерскую деятельность в стране, поданная китайскому двору в 1562 г., также не имела успеха. Тогда португальцы пошли на хитрость, прислав свое посольство под видом малакканско-го. Однако она также была разгадана китайцами и провалилась.

Что же касается торговли, то, закрепившись в Макао, португальцы добились желаемого. В китайских летописях лаконично сообщается: «Когда иноземцы построили здесь город, то сюда стали собираться различные заморские иноземцы, которые вели здесь широкую торговлю, и число их доходило до более чем десяти тысяч человек, а местные (китайские) чиновники все были напуганы и не осмеливались ничего сказать, получая большие прибыли от их ценных товаров».

Вслед за португальцами к берегам Китая потянулись и другие европейские державы. В 1581 г. в Гуанчжоу появился итальянец Маттео Риччи - иезуит, прибывший для возрождения здесь католической миссионерской деятельности. За ним на рубеже XVI-XVII вв. прибывают и другие христианские проповедники. Однако европейцы шли сюда отнюдь не только с крестом, но и с мечом. В 1572 г. испанцы, утвердившись на Филиппинах, пытались завязать официальные связи с Китаем как послы с о. Лусон. Они учинили на острове массовую резню китайских поселенцев - соперников Испании на Филиппинах, уничтожив 20 тыс. человек. С тех пор, как сообщают летописцы, испанцы «полностью перехватили выгоды от морской торговли из рук фуцзяньских и гуандунских купцов». В 1575г. в Китай прибыла официальная испанская посольская миссия во главе с Мартином де Рада, чтобы уладить последствия изгнания с Филиппин китайских колонистов в 1574г. Это удалось, после чего были установлены обычные для иноземцев торговые связи с Китаем.

В 1595-1596 гг. на Дальнем Востоке появились голландцы, прозванные китайцами «рыжеволосыми варварами». Они закрепились на Яве, а затем постепенно захватили о. Тайвань. Основанная в 1602 г. голландская Ост-Индская компания вступила в конкурентную борьбу с португальцами за торговые выгоды и колониальные приобретения. Позже к этой борьбе подключились и англичане. Но это уже иная страница мировой и китайской истории.

Однако новое «открытие» европейцами Китая привело не только к усилению торговых и колониальных вторжений или же миссионерской деятельности, но и к расширению знаний об этой стране среди европейцев. В 1585 г. испанец Хуан Гонзалес де Мендоса опубликовал первый в Европе сводный труд о Китае под названием «История великого и могущественного Китайского королевства». В основу его легли записи более ранних португальских путешественников, торговцев и дипломатов. Именно этот труд, вместе со знаменитой «Книгой» Марко Поло, создал образ Китая у многих поколений европейцев конца XVI - XVIII в.

Венецианский купец и путешественник не упоминает в своих записках ни о Великой Китайской стене, ни о чае, как не рассказывает он о палочках для еды или об обычае бинтования ног девочкам из знатных семей. Историки же обращают внимание на то, что сегодня с китайской культурой связывают совсем иные традиции, нежели чем во времена Марко Поло.

Современники путешественника едва верили его рассказам о далеком Китае. В своем труде под названием «Книга о разнообразии мира» он описывал экзотические земли, непознанные цивилизации и несметные сокровища, которые доставлялись на европейские рынки. Путешествия венецианского купца будоражили воображение его читателей. Но давайте задумаемся о том, насколько правдоподобны его рассказы? Действительно ли в Китае побывал Марко?

История семьи Поло в Восточной Азии началась в 1260 году. Николо и Матео Поло, отец и дядя Марко, продали все, чем они владели в Константинополе, важном торговом центре и Европы и Азии, и отправились в Сарай-Бату, находившийся на территории Монгольской империи. Группа венецианцев привлекла внимание Великого Хана, который никогда раньше не встречался с итальянцами и был очарован общением с ними.

Через год семья Поло явилась ко двору Хубилая, внука основателя империи, Чингисхана. Хан повелел братьям Поло вернуться в Италию с тем, чтобы найти 100 выдающихся людей, способных стать украшением его двора. По возвращению в Венецию, Николо узнал о том, что в его отсутствие у него родился сын Марко. Во время второй экспедиции Николо Поло ко двору Великого Хана, в 1271 году, его сопровождал 17-летний сын.

С 1271 по 1295 год Марко и его семья провели в самом сердце Азии, в Китае, при Дворе Хубилая. Все это время Марко Поло диктовал писарю невероятные, удивительные истории. В одном из таких рассказов описывался передвижной бамбуковый дворец хана Хубилая, а также его летняя резиденция Шанду, ставшая, благодаря воспоминаниям венецианца, настоящим символом восточной роскоши. Из другого рассказа мы узнаем о дворе хана, блиставшем знатными вельможами, мудрецами, монахами и чародеями.

На территории Армении Марко Поло побывал на горе, где, как утверждалось, очутился Ноев Ковчег, в Персии он посетил предполагаемую могилу волхвов, где покоились нетленные мощи Каспара, Мельхиора и Балтазара. По прибытии в Китай, он стал одним из первых европейских писателей, упоминавших о нефти и понимавших, пусть и частично, важность угля. Марко Поло и его писарь Рустичелло Пизанский, украсили свои рассказы многочисленными легендами и изложили все приключения очень доступным языком, не чуждым литературным канонам.

Однако, по мере того, как разворачивается повествование и путешественники продвигаются в глубь Азии, становятся все более очевидными некоторые несоответствия. Мир востока оказывается окутанным дымкой легенд и вымыслов, и жанр мемуаров плавно перетекает в фантастику, все больше напоминая «Путешествие Гулливера». После того, как семейство Поло добралось до Пекина, Марко в числе прочих иностранцев поступил на службу к Великому Хану. Согласно некоторым записям, все при дворе имело поистине гигантские размеры. Марко Поло раскрыл для европейцев жесточайшую дисциплину, царившую в монгольской армии, а также существование огромнейших городов, таких, например, Кинсаи, современный Ханчжоу, где насчитывалось около одного миллиона жителей и 12 тысяч мостов.

Насколько же правдоподобны рассказы Марко Поло?

Явная склонность к беллетристике и некоторые малоубедительные детали заставили историков сомневаться в том, что Марко Поло действительно очутился так далеко в Азии, как утверждалось в его книге. Известно, что он побывал в Монголии, однако, задаются вопросом некоторые исследователи, почему же он не упоминает о Великой Китайской стене, о чае, о палочках для еды или об обычае бинтования ступней девочкам из благородных семейств? Может, нога венецианца и не ступала никогда на земли Поднебесной, а все подробности он узнал от путешественников и из персидских книг?

Некоторые сомнения разрешаются сами собой. Состояние Великой Китайской стены в Средние века неизвестно, так как в начале Нового времени она была практически полностью перестроена по приказу правителей династии Мин. Вполне вероятно, что во время путешествия Марко Поло от укрепления остались всего лишь руины.

Некоторые традиции, которые сегодня связаны в нашем сознании с китайской культурой, возможно и не представляли для венецианца особой значимости, да и к тому же мнение Марко находилось под сильным влиянием монголов, властвовавших тогда в этой части света.

В 2012 немецкий исследователь Ганс Ульрих Фогель (Hans Ulrich Vogel) опубликовал наиболее полное историческое исследование, в котором путешествия Марко Поло рассматривались на предмет достоверности. Помимо уже приведенных аргументов в защиту венецианца, ученый-историк обращает наше внимание на то, что ни один европеец и в целом ни один автор не приводит столь полного описания китайских монет того периода, а также процесса получения соли. Было проведено сравнение рассказа Поло о том, как добывали соль в китайском городе Шанглу, и подлинными документами эпохи династии Юань. Кроме того, Марко — единственный, кто с удивительной точностью описал технику изготовления бумаги из коры тутового дерева. Лишь тот, кто лично видел, как это происходит, мог бы описать все настолько подробно.

В XIII-XIV вв., в период монгольского владычества, в Китае впервые были предприняты шаги по установлению контактов между Восточной Азией и Европой.
 Эти контакты имели историческое значение, и китайские историки по сей день продолжают включать их в число позитивных достижений. Хотя многие сведения о Китае, полученные европейцами, в последующем были преданы забвению, основа для лучшего взаимопонимания и более тесных связей была заложена.
 В годы своего наивысшего могущества правители династии Мин направляли суда в дальние морские экспедиции, вплоть до островов Малайского архипелага и берегов Аравии. Однако минский император Юн-лэ приказал уничтожить весь флот, считая, что китайцам нет нужды путешествовать в другие районы мира. Подобная ограниченность, несомненно, послужила одной из главных причин того, что Китай не смог своевременно осознать значение медленного, но неуклонного проникновения европейцев в Азию и, в частности, в Китай.
 Вплоть до прибытия португальцев в Гуанчжоу (Кантон) в XVI в. китайцы считали свою империю Срединным царством, центром культуры и цивилизации. По их представлениям, император правил страной потому, что обладал высшими нравственными качествами. Эти качества он мог передавать всем другим, как китайцам, так и варварам - некитайцам, живущим на севере.
 Когда в Китай прибывали посланники кочевых народов или народов Юго-Восточной Азии, китайцы полагали, что единственной их целью является стремление заручиться благосклонностью китайского императора и позаимствовать китайскую культуру. Делегации из этих пограничных с Китаем районов, как правило, прибывали к императорскому двору с многочисленными подарками. Им устраивали пышный прием, и зачастую они возвращались назад со значительно более ценными подарками по сравнению с теми, которые они привезли в дар китайскому императору. Это означало проявление снисходительной щедрости и преследование определенных дипломатических целей, но ни в коем случае не могло считаться свидетельством встречи на равных. Такое же отношение было проявлено к первым иностранцам, прибывавшим в Китай во второй половине периода правления династии Мин.

Появление европейцев

Первая организованная группа европейцев (португальцев) прибыла в Гуанчжоу, расположенный на южном побережье Китая, в 1516 г. К ним отнеслись как к посланцам иностранной державы, привезшим подарки. Подозрительность у китайцев вызывали такие черты внешности пришлых гостей, как длинные носы и глубоко посаженные глаза. Даже сегодня в разговорной речи китайцы называют иностранцев "длинноносыми".

Вслед за португальцами в Китае появились испанцы, голландцы и англичане. В XVI в. из Европы в Китай прибыли первые миссионеры, в частности Матео Риччи, основавший там католическую миссию, и Адам Шалл фон Белл. Не добившись какого-либо заметного успеха в своей миссионерской деятельности, они смогли благодаря своим обширным научным познаниям стать советниками императора.

На восприятие Китая европейцами значительное влияние оказала позиция миссионеров-иезуитов, для которых были характерны как восхищение Китаем, так и пренебрежительно-отрицательное отношение ко всему китайскому.

В XVII-XVIII вв. в королевских домах Европы увлечение китайской экзотикой было очень сильным и в домах крупных вельмож стало модным устраивать "китайские" кабинеты. Многие ученые мужи были тогда увлечены китайскими теориями и концепциями.

Проникновение европейцев в Китай

Проникновение европейцев в Китай имело к середине XVII в. длительную историю. В условиях ослабления империи Мин португальцам уже в 1557 г. удалось установить фактический контроль в Аомыне (Макао), в 1624 г. голландцы захватили часть Тайваня и удерживали его многие годы, в 1637 г. после бомбардировки английскими кораблями был открыт для западноевропейской торговли порт Гуанчжоу (Кантон). Но заход европейских кораблей в другие порты Китая был запрещен. Одновременно в Китай проникают и западноевропейские миссионеры, среди которых особенно надо отметить иезуитов.

В первой половине XVII в. устанавливаются русско-китайские связи. В 1618 г. русские получили от императора право приходить с посольствами и торговать в Китае.

Феодально-абсолютистский режим сегунов дома Токугава, объединивший феодальную Японию, в ответ на проникновение в страну западноевропейских торговцев и миссионеров, с большим успехом распространявших христианство, подверг жестоким репрессиям японцев-христиан, десятки тысяч которых были казнены.

Японцам под угрозой смерти было запрещено покидать родину, а европейцам приезжать в страну. Только за голландцами была сохранена торговая фактория на островке около Нагасаки, куда с 1641 г. ежегодно разрешался заход 5 голландских судов, чтобы торговля производилась только на этом острове. Так через 99 лет после обоснования европейцев в Японии был установлен режим самоизоляции, который тяжело отразился на экономическом и политическом положении страны.

Как видим, к середине XVII в. ощущается уже в известной мере присутствие европейцев в странах Восточной Азии. Значительно большей была роль западноевропейских колонизаторов в Южной и Юго-Восточной Азии, в тех регионах, которые европейцы XVII-XIX вв. называли Ост-Индией (Восточной Индией).

1.кто являлся руководителем первой русской кругосветной экспедиции? 2.Как назывались суда первой русской кругосветной экспедиции? 3. Что такое айсберг?

4.Кто являлся руководителями русской экспедиции к берегам Антарктиды? 5.Как назывались корабли экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева?1.Какую цель ставили организаторы первой русской кругосветной экспедиции?2.Почему Ю.Лисянский вернулся из плавания раньше И.Крузенштерна? 3. Почему после плаваний Дж.Кука никто не пытался повторить попытку открытия Антарктиды? 4. Почему Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев решили,что открыли новый материк? 5. Почему об экспедиции к берегам Антрактиды можно судить только по рисункам к научным отсчетам ее участников? 6. Почему айсберги опасны для мореплавателей?

*Внимание! На все вопросы возможен только один правильный ответ.Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

А) Христофора Колумба;
В) Фернана Магеллана;
С) Васко да Гамма;
D) Марко Поло.

2. Самое большое по площади государство в мире:
А) США;В) Китай;С) Австралия;D) Россия.

3. Дата открытия Австралии:
А) 1606 год;
В) 1894 год;
С) 1492 год;
D) 1524 год.

4. Определите антропогенный природный комплекс:
А) море;
В) река;
С) озеро;
D) водохранилище.

5. Великий польский астроном, наблюдавший за звездами и планетами, сделавший вывод, что Земля вращается вокруг Солнца:
А) Дж. Бруно;
В) Н. Коперник;
С) Г. Галилей;
D) А. Самосский.

6. Как называются воды первого от земной поверхности водоносного пласта?
А) грунтовые;
В) водоупорные;
С) межпластовые;
D) поверхностные.

7. Самая большая планета Солнечной системы, названная в честь главного римского бога:
А) Марс;
В) Юпитер;
С) Венера;
D) Уран.

8. Нулевой меридиан проходит через город:
А) Лондон;
В) Париж;
С) Берлин;
D) Москва.

9. Согласно гипотезе О. Ю. Шмидта, нашего соотечественника, земной шар возник:
А) из вращающегося раскаленного газового облака;
В) из гигантского холодного газопылевого облака;
С) из межзвездного вещества;
D) при столкновении небесного тела (кометы) с Солнцем.

10. Самые высокие горы в мире называются:
А) Кавказ;В) Анды;С) Альпы;D) Гималаи.

11. Самая длинная река нашей планеты:
А) Янцзы;
В) Нил;
С) Мичиган;
D) Байкал.

12. Физико-географическая наука:
А) география почв;
В) политическая география;
С) география населения;
D) экономическая география.

13. Определите природную зону по описанию: «В этой природной зоне очень мало тепла, почва скованна многолетней мерзлотой, природное сообщество составляют мхи, лишайники, северный олень, песец».
А) тайга;
В) саванна;
С) тундра;
D) пустыня.

14. Какая крупная пустыня находится в Южной Америке?
А) Атакама;В) Калахари;С) Намиб;D) Виктория.

15. Антропогенный географический объект:
А) Суэцкий канал;
В) Восточно-Европейская равнина;
С) Тихий океан;
D) река Лена.

В заданиях 1 – 12 выберите один правильный ответ. 1. Материки земного шара: А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия. Б) Южная Америка,

Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка. В) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида. 2. Первое кругосветное плавание совершил: А) Ф.Магеллан, Б) Пржевальский Ф.Ф.

3. Берега Африки омывают моря: А) Северного Ледовитого океана Б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов В) Атлантического, Индийского, Южного 4. Самой высокой горной системой Южной Америки являются: А) Анды, Б) Гималаи, Памир, Тибет В) Скалистые горы, Береговой хребет 5. Крупнейшие реки Африки: А) Миссури, Макензи, Юкон. Б) Нил, Конго, Нигер. В) Волга, Амур, Сырдарья. 6. Государства Южной Америки: А) Бразилия, Аргентина, Чили Б).С.Ш.А, Канада, Мексика. В) Китай, Россия, Казахстан. 7. Горы Северной Америки: А) Анды Б) Аппалачи

8. Крайние точки Африки: А) Альмади, Бен-Сека, Игольный, Рас-Хафун Б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон В) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева 9. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод? 1) Индийский 2) Тихий 3) Атлантический 4) Северный Ледовитый. 10. Какое утверждение о США является неверным? А) На востоке страны расположены горы Аппалачи. Б) Столица США – город Вашингтон. В) На территории США расположена крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского. Г) США занимает третье место в мире по размерам территории. 11. В каком утверждении допущена ошибка? А) Китай – самая населенная страна мира. Б) Для приморской части Китая характерен муссонный климат. В) Река Янцзы, протекающая по территории Китая, - самая длинная река Евразии. Г) Самые большие территории в Китае занимает природная зона степей и лесостепей. 12. Какой из перечисленных городов является столицей Австралии? А) Мельбурн Б) Сидней

II. В заданиях 13 – 15 установите соответствие между страной и ее столицей. 13. Страна

1. Польша

2. Эстония

3. Швецария

14. Страна

1. Грузия

2. Саудовская Аравия

3. Монголия

15. Страна

1. Канада

2. Бразилия

3. Аргентина

III. В заданиях 16 – 17 определите государство по его краткому описанию

16. Государство расположено в Западной Европе. Столица расположена на одной из крупных рек. Государственный язык распространен по территории мира из-за колониального прошлого этого государства. Символом столицы государства является башня, построенная к Всемирной торговой выставке.
17. Государство расположено на материке Африка и занимает приморское положение. Территорию государства омывают моря, входящие в состав двух океанов. Моря соединены судоходным каналом.

Список всемирно известных путешественников всех времен и народов открывается с имени крупнейшего купца из древней Венеции — Marco Polo. Всеми известная эра Великих географических открытий берет истоки с его исследований. Марко Поло был самым первым европейцем конца 13 века, совершившим поход к Востоку, где провел длительное время и собрал неимоверное количество новой и интересной информации для Европы. Он явился первооткрывателем, проложившим важные торговые маршруты. Прославленный исследователь много лет прибывал во дворе Хана в Монголии и Китае, посетил Японию, Юго-Восточную Азию и Персию. Итогом его скитаний стала популярная «Книга чудес света». Несмотря на появившееся после публикации рукописи недоверие к ней со стороны скептиков, исследования Marco служат ценным источником по географии и этнографии многих стран средних веков.

Историческая справка

Крупнейший европейский путешественник до эпохи Великих открытий Marco Polo родился в 1254г. Существуют две версии относительно места его рождения: одни ученые полагают, что он появился на свет в крупном торговом городе Венеция. Хорватские историки утверждают, что местом рождения был остров Korčula (Далматинские о-ва). Отец всемирно известного торговца – Николо и его дядя – Матфео были итальянскими купцами и на протяжении многих лет торговали с государствами Востока. Они осваивали земли от Черного моря до Волги. Средневековая торговая сказалась на будущих открытиях юного исследователя, ведь для торговли товаром приходилось путешествовать в разные континенты. Николо, после путешествия в земли современного Узбекистана и Монголии с целью заключения дипломатического союза, рассказал сыну об огромных и малоизведанных краях, населяющих планету, которые богаты полезным товаром. Эти удивительные истории с самого детства вдохновили юного писателя на величайшие подвиги.

С 1271 по 1292 гг. мореплаватель в 17-и летнем возрасте совершил свой первых поход в Китай, основой которого явилась коммерческая направленность. Жизнь иноземных купцов сложилась крайне удачно: Хан Хубилай поручал смышленому Марко вести дипломатическую работу. После, он сделал своего приспешника губернатором китайского города, где тот провел 3 года. Благодаря поручениям монгольского хана, чужеземцу Marco Polo удалось объездить всю «Поднебесную» империи и познакомиться с ее историей и культурой. Он был поражен историей Великой Китайской стены, рассказами о создании палочек для пищи, происхождением чайной традиции и китайского фарфора. В стране шелка он прожил около 16 лет.

В 1292 г. Марко возвращается обратно в Италию. В период Венецианской войны Поло попадает в плен к генузцам. В тюрьме счастливый случай сводит его с писателем романов о мире королей – Рустичаном. Путешественник решает поведать о своих приключениях в Азии, какие впечатления он получил. В 1298 г. рождается всемирно прославленная «Книга», которая стала самым первым источником знаний европейцев о государствах в Азии. В ней описана новая удивительная и экзотическая местность: Суматра, Цейлон, Мадагаскар, Малайзия и др., Индия и многие др. земли, непознанные цивилизации и несметные сокровища. Путешествия итальянского купца взбудоражили воображение его читателей. Записки подвели итог всей деятельности Marco Polo и его небывалым знаниям, полученным им за время походов. Рукопись оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов и писателей средних веков.

В 1324 г. знаменитого исследователя выкупили из тюремного заключения, он вернулся в родную Италию и сыграл свадьбу с богатой и знатной девушкой, у них родились 3 дочки. Остаток жизни Polo провел в достатке в роскошном особняке.

В 1888 г. в честь популярного исследователя была названа бабочка – Желтушка Марко Поло.


Заключение

У прославленного мореплавателя из Венеции была по-настоящему насыщенная походами жизнь, в которой он проделал много торговых маршрутов. Результат его величайшего опыта и накопившихся знаний отразился в сочинении «Книга чудес света», в котором он описал события, произошедшие с ним в период увлекательных путешествий. Это творение является неоценимым трудом для истории всего Человечества, которое неоднократно помогало людям спустя многие столетия. Его работа использовалась в качестве справочника с нарисованными картами, и как необычайно занимательный рассказ о приключениях. Она была востребована на протяжении 800 лет, перепечатывалась и переводилась на разные языки, считалась исторической ценностью. Все последующие Великие открытия были совершены благодаря этой ценной рукописи. Даже известный испанский мореплаватель, открывший Америку — Христофор Колумб, использовал творение Marco в качестве авторитетного справочника для поиска Индии.