Святая Виктория в Православии — когда именины и день ангела по церковному календарю. Происхождение названия “Пятидесятница”. Молитва Святой Троице о маме

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:









ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ

В 4 веке начинают появляться первые упоминания об этом празднике. В проповеди Св. Иоанна Златоуста (IV век) он прославляет «всех святых, по всему миру пострадавших » и указывает об особенном дне их почитания. Также об этом празднике упоминает в своих песнопениях прп. Ефрем Сирин (IV век).

Примерно в V веке празднование в честь Всех Святых стали совершать в первое воскресенье после Троицы, позже этот праздник был официально закреплен Церковью за этой датой.

ПРАЗДНИК ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ

Основной идеей этого дня Церковь считает прославление всех Святых, которые являются нашими предстателями перед Богом и помощниками в молитвах ко Господу в течение всей нашей жизни. Мы часто обращаемся к тому или иному Святому и просим их помочь помолиться за нас Господу, и Святые часто откликаются на эти просьбы, ведь они видят наши старания в поисках своего духовного пути, в прощении и покаянии.

День Всех Святых празднуется сразу после неслучайно. Ведь Троица считается Днем Рождения Церкви и подобно маленькому ростку, посаженному в землю, Она расцвела в лице святых мучеников и исповедников, преподобных, святителей и юродивых.

Никто из этих людей не был святым от рождения. Они не были безгрешными, у всех были какие-то прегрешения, но ведь самое главное – это осознать их и искренне покаяться. Церковные каноны предупреждают православных о том, что нельзя считать святых безгрешными.
В Евангелие сказано, что даже грешники входят в рай. Справа от распятого Спасителя, на кресте висел разбойник, который в последние минуты жизни покаялся Богу и попросил Иисуса Христа:

«Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем»

В этом коротком предложении прочуствовалась вера в Иисуса, в Его Божество и готовность разбойника к покаянию. Она оказалась искренняя, иначе бы этот человек не попал в рай.

К своей святости люди приходили разными путями, но результатом становилась Божия благодать, которая, по словам св. Иоанна Дамаскина, сделала их «чистыми жилищами Божиими ».

Божья благодать приходит со Святым Духом, поэтому люди, которые усердно молились Господу и трудились над «стяжанием» Святого Духа, были сильны в своей вере. Им многое давалось, но этот дар Божий был ими честно «заработан» и они не «держали» этот дар у себя, с Божией помощью помогали людям.

Во времена, когда Русь была покорена монголо-татарами, Святой князь Александр Невский не единожды бывал в Орде, все время, своей кротостью умягчая татарского хана. Тем самым он практически спас Русь от истребления татарами христианства, захватчики практически не трогали православные храмы и не заставляли наш народ поклоняться их богам.
Почитаемый русский Святой преподобный Сергий Радонежский не один раз, приходил к князьям и просил у них милости в виде послабления к своим крестьянам, и было неудивительно то, что просьбы Святого исполнялись, ведь он был силен Святым Духом.

Неизвестно сколько всего в христианстве Святых. Подвиг многих людей так и останется неизвестен людям. Об этом знает только Бог. Ему все известно – о смертях за веру во Христа, о мучениях, о труде монахов-подвижиков, которые жили в тяжелых условиях, отрекшись от мира, и молились за нас, людей, перед Господом.

После безбожного времени стали известны подвиги многих тысяч обычных людей, которые оказались в советских лагерях за веру. Эти люди «всего лишь» проповедовали Евангелие, любовь к Богу и к людям, честность и порядочность своей жизни, а не марксизм-ленинизм. Пытая, их искушали свободой за подпись на листке бумаге, в котором говорилось, что Бога нет. Ценой своего здоровья или даже жизни, они не отреклись от Бога. Это настоящие Святые!
Но ведь они были в нашем понимании обычными людьми, также ходили в магазины, учились, работали, жили простой жизнью, эти люди жили совсем недавно и еще есть те, кто их видел, кто с ними разговаривал.
Оказывается, что Божия благодать не уходит в ранние или средние века, она совсем рядом с нами.
Чтобы быть ближе к Богу, необходимо, как и ко всему в жизни, приложить усилия, как это сделали те люди, память которых чтится в День Всех Святых, которые стяжали Духа Святого и обрели помазание благодати.

День Всех Святых – это не праздник в том смысле, как это слово нами воспринимается. Это, если быть точнее, почитание, благодарение их, чистых и светлых людей, которые во славу Божию творили чудеса. Которые не жалели своих жизней во славу Христа, снискали любовь и почитание людей.

Мы все находимся под чей-то защитой и покровительством, каждый человек при крещении получил имя в честь какого-то святого. Очень полезно прочитать о своем покровителе, о том, как он жил, почему стал святым. Возможно, его пример поможет нам хоть немного стать похожим на него, исправить свою жизнь и научиться жить так, как это делал Ваш Святой покровитель.

В своей проповеди на День Всех Святых, митрополит Антоний Сурожский говорил:

«Если мы хотим дать славу святым, прославить своего святого, оправдать, что нам доверено это имя - мы должны научиться жить так, как жил он, как жил Христос, как призваны мы жить. Иначе каждая похвала, которую мы произносим святому, нам будет когда-нибудь упреком: знал - и не творил…»

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ

В воскресенье на утренней службе читается одиннадцать Евангелий, рассказывающих о воскресении Христа. А на вечерней воскресной службе читаются выдержки Ветхого Завета во Славу Святых.

На утренней службе следующего дня, в понедельник, проходит литургия, на которой читается Евангелие от Матфея и Послание к римлянам (в пасхальный период читались Деяния Святых апостолов и Евангелие от Иоанна).

В этот же день у православных христиан начинается Апостольский (Петров) пост.

КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ

Мы в своих молитвах обращаемся ко Господу Богу, к Его Пречистой Матери, к Святым Ангелам и Святым людям.

Матерь Божия стоит выше всех Святых, она ближе всех к Богу. Ангелы - это «вестники» от Бога, бестелесные духи, исполняющие Его волю.
Угодники Божьи — это святые люди, угодившие Богу своей праведной жизни на земле. Они молятся о нас Богу и помогают нам.
Пророки — святые, которые жили до пришествия Иисуса Христа, предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе.
Апостолы — ученики Иисуса Христа, после сошествия на них Святаго Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Ближайших ко Господу апостолов было сначала двенадцать, а потом призвано еще семьдесят. Петр и Павел — Первоверховные апостолы, они больше других потрудились в распространении христианства. Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов — это Евангелисты, которые написали о жизни Иисуса Христа.
Равноапостольные — святые, которые, как и апостолы распространяли Христову веру на Земле (благоверные цари Константин и Елена, благоверный Святой князь Владимир).
Мученики — приняли жестокие мучения или смерть за Христову веру.
Исповедники — святые, которые скончались мирно позже, после перенесённых мучений.
Великомученики — святые, умершие после тяжелых страданий (Святой великомученик Георгий (Победоносец), Святые великомученицы Варвара, Екатерина).
Святители — епископы или архиереи, которые угодили Богу своею праведною жизнью (Святой Николай Чудотворец, Святой Алексий, митрополит Московский).
Священномученики — святители, которые претерпели мучения за Христа.
Вселенские учителя — это учителями всей Христианской Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).
Преподобные — это праведные люди, удалившиеся от мирской жизни и соблюдавшие обет безбрачия, которые угодили Богу. В основном они жили в пустынях и монастырях (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).
Преподобномученики — преподобные, которые претерпели мучения за Христа.
Праведные — жили, как мы, в миру, были семейными людьми и проводили праведную, угодную Богу, жизнь (Святые праведные Иоаким и Анна).
Бессребреники — без всякой платы врачевали людей, исцеляли телесные и душевные болезни (целитель Пантелеймон, Косма и Дамиан).
Юродивый Христа ради — люди, которые ради Христа показывают миру странные поступки, а на самом деле исполнены глубокой мудрости. Их еще называют блаженными (Ксения Петербургская).

Троица - один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. В 2019 году Троица приходится на 16 июня. Официальное церковное название праздника - День Святой Троицы. Пятидесятница. Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

История праздника

Праздник приурочен к событиям, которые произошли на 50-й день после Пасхи - сошествию Святого Духа на апостолов и Деву Марию. В это время ученики Иисуса Христа и Богородица находились в Сионской горнице в Иерусалиме. В три часа дня они услышали сильный шум, и на них сошел благодатный огонь. После этого апостолы получили дар говорить на разных языках, чтобы проповедовать учение Христа для народов мира. Это событие описано в Деяниях святых апостолов.

Традиции и обряды праздника

Троица имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.

В Православной Церкви она отмечается на протяжении трех дней. Духовенство облачается в одежды зеленого цвета, который символизирует вечную жизнь и животворение. Храмы украшаются ветками деревьев, а пол устилается свежей травой.

Накануне в субботу служится всенощное бдение. В день праздника читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия. Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год - они оберегают дом от болезней и бед.

В праздничные дни люди посещают службы в храмах. Накануне Троицы поминают усопших: ходят на кладбища и оставляют угощения для духов.

По народным традициям в канун торжества хозяйки проводят генеральную уборку в домах и дворах. Они готовят праздничные угощения, пекут хлеб или каравай, который символизирует плодородие и благополучие. Украшают дома, иконы ветвями деревьев и травами. В день Святой Троицы после службы принято посещать или приглашать в гости близких родственников и друзей, дарить подарки. После праздничного обеда устраиваются народные гуляния. Люди отправляются на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры.

Народные целители собирают в этот день травы. Они верят, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Гадания на Троицу

В день Святой Троицы молодые девушки гадают на события будущего, замужество, любовь. При совершении обрядов они используют растения, воду.

Гадание на венке. Вечером в праздник необходимо смастерить венок из березовых ветвей и четырех видов травы: чабрец, иван-да-марья, лопух и медвежье ухо и оставить его на ночь во дворе. Если наутро он завянет, то в ближайшем будущем стоит ожидать мелких трудностей. Свежий венок предвещает удачный год.

Гадание у реки. Девушка должна сплести венок, вставить в него зажженную свечу и запустить по реке. Если он утонет недалеко от берега, то отношения с парнем будут короткими и неудачными. Если венок уплывет далеко по реке с зажженной свечей, то его обладательницу ожидает судьбоносная встреча. Прибившийся к берегу венок знаменует свадьбу в этом году.

Гадание на зверобое. Для того чтобы узнать, испытывает ли молодой человек чувства к девушке, она должна взять пучок зверобоя и перекрутить его с такой силой, чтобы из него полился сок. Если сок прозрачный, то любовь безответная, а если красный, то чувства крепкие и взаимные.

Что можно есть на Троицу

В этот день поста нет, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты.

Как украсить дом на Троицу

Для украшения домов люди используют молодые ветви деревьев, луговых трав и цветов. Главным символом является береза. Молодая зеленая листва символизирует круговорот жизни и молодость. Белый цвет веток олицетворяет чистые помыслы верующих. Ветки дуба, липы, клена и рябины призваны оберегать дом от злых духов.

Из луговых трав люди используют васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух. Они плетут из них венки и вешают их на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон. Незамужние девушки кладут травы под подушку.

Что нельзя делать на Троицу

Троица - великий православный праздник. В этот день нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и домашними хлопотами. Следует посвящать время молитвам и близким людям. Нельзя ссориться и злиться на окружающих. По народным поверьям, в этот день запрещается купаться в природных водоемах. Люди верят, что на Троицу нечистая сила обретает облик мистических персонажей (русалок, водяных) и способна нанести вред.

Приметы и поверья на Троицу

  • Дождливый день - к хорошему урожаю грибов осенью.
  • В этот праздник не стоит играть свадьбу, иначе брак будет неудачным.
  • Устраивать сватовство на Троицу - хорошая примета. Будущий брак будет крепким и счастливым.
  • Пятидисятница - удачная пора для поиска кладов. В этот день земля способна щедро одарить человека богатством.
  • Хорошей приметой считается во время службы проливать слезы. Оплакивание травы символизирует богатый урожай и богатство.

Поздравления

    С праздником Троицы тебя поздравляю,
    Достатка, любви, благ земных я желаю.
    В праздник возвышенный, праздник святой
    Радость большую почувствуй душой!

    Мира в семье, пониманья, заботы,
    Новых побед, достижений в работе.
    Благословенья и жизни прекрасной,
    Вместе с семьей встретить Троицы праздник!

    Тебя хочу поздравить я с Троицей Святою,
    На небо ты душою сегодня посмотри.
    Наполнит праздник сердце твое пусть теплотою,
    И засияет солнце пусть у тебя внутри.

    Еще тебе желаю я крепкого здоровья,
    И в травах ароматных покой души найти.
    Пускай витает ангел всегда у изголовья,
    И пусть оберегает он все твои пути.

Какого числа Троица в 2020, 2021, 2022 году

2020 2021 2022
7 июня Вс 20 июня Вс 12 июня Вс

День Екатерины, святойвеликомученицы, широко отмечается во всем мире. Екатерина - легендарно известная среди христиан святая. Её любят и почитают все христиане: католики, православные, лютеране, сторонники армяно-григорианского и коптского направления. Особенно боготворят и уважают Екатерину в нашей стране.

Краткое описание жизненного пути великомученицы Екатерины

День святой великомученицы Екатериныотмечают 7 декабря (24 ноября по старому стилю). В этот праздник все христиане почитают подвиг великой святой во имя веры.

Родом святая из Александрии. При жизни о ней ходила слава как об очень умной, красивой и состоятельной женщине. Приняв в 304 году христианство, была проповедницей веры и учений Христа.

Ярый противник христианства, пытался разными способами заставить Екатерину отречься от веры и перейти в язычество. Ее держали в тюрьме без воды и пищи, били до тех пор, пока тело не стало как сплошная рана, мучили, привязав к колесам с острыми зубьями, мечем отрубили голову.

Страдания и стойкая вера девушки в учение Иисуса Христа послужили тому, что многие язычники того времени отреклись от своей веры и стали благочестивыми христианами.

Останки Екатерины считаются великой святыней для всех христиан, им можно поклониться на в монастыре, который носит ее имя.

Место, где Екатерина была казнена, туристы и сейчас могут увидеть при посещении Александрии. На честь великомученицы по всему миру, в частности и в России, возведено много церквей и храмов.

Значение имени Екатерина

Именно имя является ключом к поступку Екатерины. «Катарина» с грецкого «чистая», частица «е» несет в себе смысловое значение - «всегда». Другими словами это имя означает - «чистая всегда».

Святая Екатерина стала символом чистоты веры, непорочности и истины. Даже в молитве христиане называют святую чистой, непорочной девой, принявшей мученическую смерть из-за непоколебимой веры в Бога.

звучит какоберег. Христиане обращаются к чистой, непорочной деве, принявшей мученическую смерть из-за любви к Богу, с просьбой помочь в решении многих жизненных вопросов.

О чем молятся святой Екатерине

7 декабря - день святой Екатерины - знаменателен тем, что он дарит надежду всем незамужним девушкам обрести свое счастье. Святой молятся с просьбой получить хорошего, благочестивого жениха, выйти удачно замуж и жить счастливой семейной жизнью.

Святая помогает во время трудных родов, поэтому к ней прибегают в молитве за помощью роженицы.

День Екатерины, святой великомученицы, считают своим праздником философы и проповедники. Они верят, что святая - их небесная покровительница, молятся ей о просветлении ума и приобретении новых знаний. Просят поддержки у нее ученики и преподаватели, ведь знаниям и новым учениям покровительствует именно Екатерина.

Молясь от души, верующие надеются на скорейшее исполнение задуманного. И часто вера действительно творит чудеса.

День Екатерины, святой великомученицы - приметы праздника

Этот день действительно праздничный, с ним связаны приметы, предсказывающие, каким будет урожай на следующий год. Согласно верованиям наших предков, плохой урожай следует ожидать, если к этому дню выпадет много снега на сухую землю.

Среди предсказаний погоды популярным был прогноз до праздника Варвары (17 декабря). Если на день Екатерины, туман и оттепель, следует ожидать такой же погоды до Варвары, мороза не будет.

Гулянья на Екатерины

Это зимний праздник. Обычно в этот день зима идет полным ходом: земля покрыта снегом, властвуют мороз да холод.

7 декабря, день святой Екатерины, в старину славился народными гуляньями, их так и называли - Екатерининские. Категорически запрещалось в этот день сидеть дома и скучать. Люди веселились, ведь обязательным обрядом этого праздника было катание с горки на санках или на повозках. Парни, которые собирались жениться, именно в этот день, среди гуляющей толпы высматривали себе невест, чтобы во время зимнего мясоеда сыграть свадебку. Чтобы жена попалась хорошая, парни накануне праздника постились.

Праздничные гадания на суженого

Незамужние девицы на выданье сходились в этот день в один из домов. После поздравления с днем Екатерины, святойвеликомученицы, устраивались посиделки, на которых вместе из общих продуктов готовили кашу или щи.

Ровно в полночь гадающие и мечтающие узнать свою будущность брали приготовленную пищу и, выходя с ней к воротам, зазывали свою судьбу. Считалось, что если на призов где-то пропоет петух, значит, девушку ожидает удачное замужество и хорошая семейная жизнь. Тишина же, наоборот, не предвещала ничего хорошего.

Именно 7 декабря, день святой Екатерины, считается лучшим праздником, чтобы узнать будущее. До того как взойдет солнце, в этот день девушки старались срезать по веточке вишни. Дома срезанную веточку ставили в воду, чтобы сделать прогноз - ждали старого Нового года. Сухая ветка - признак «усохшего» счастья, несчастливой судьбы. Вишня зацвела - ждать девушке сватов в следующем году.

Поздравления с днем Екатерины, святойвеликомученицы, широко используются верующими и в наше время. Обязательно нужно поздравить женщин, которые носят такое же имя, как у святой. Сделать это можно просто словами, в стихотворной форме, написав поздравительное письмо, но лучшим проявлением любви и заботы о близком человеке будет идущая от сердца молитва.

Этот праздник известен и почитаем. Верующие посещают в этот день церкви и храмы, чтобы, поставив свечу, обратиться с просьбой к святой, веря, что искренняя молитва способна творить чудеса.

В православном годичном круге богослужений упоминается название «Святая Четыредесятница». Что это такое? Святая Четыредесятница, или Великий пост, – особый период для православных христиан. Это время, предшествующее главному христианскому празднику – Пасхе. длится сорок дней в память о том, как Спаситель постился в пустыне.

Каждый год время начала Святой Четыредесятницы меняется, в 2017 году Великий пост начинается относительно рано – в феврале. Кажется, что недавно мы праздновали Рождество Христово, а вскоре уже начинаем готовиться к Пасхе. Чтобы выяснить, когда будет Святая Четыредесятница в 2017 году, обратимся к церковному календарю. Великий пост длится с 27 февраля по 15 апреля . Светлый праздник Пасхи – 16 апреля.

Начинается Святая Четыредесятница 2017 в Неделю сыропустную (), когда в храмах совершатся трогательный Чин прощения.

Как проводить Святую Четыредесятницу

Первая и последняя неделя Великого поста - самые строгие. В период поста принято воздерживаться от пищи, увеселительных мероприятий и как можно чаще посещать богослужения в храме. В начале Великого поста в церкви читается особый покаянный канон Андрея Критского. Его можно приобрести в церковной лавке и читать дома, если не получается посетить богослужение. Также вспоминается житие преподобной Марии Египетской. Пример этой женщины показывает, что из страшной греховной бездны можно вырваться с Божией помощью. Даже если совершенные грехи очень тяжкие, не нужно отчаиваться. Господь всегда помогает кающемуся грешнику и открывает для него двери Рая.

Богослужения Святой Четыредесятницы

В период Святой Четыредесятницы совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров. Она бывает только Великим постом. На богослужениях становится меньше песнопений, больше читается Евангелие. Церковные службы Святой Четыредесятницы помогают нам настроиться на покаяние, поэтому священники рекомендуют изыскать возможности посещать их как можно чаще: больше в течение года таких богослужений не бывает.

Поминание усопших совершается не каждый день, этому посвящены особые дни – (вторая, третья, четвертая).

Святой Четыредесятницы – радостное время. Несмотря на покаянный и несколько грустный настрой на службах, мы ожидаем главное событие – Пасху. Последняя неделя Великого поста – страстная – по своему значению самая важная. В течение этих дней мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя: предательство Иуды, распятие, смерть, погребение. Но впереди нас ждет ликование и радость – Воскресение Христово!

Принятие пищи и очищение души

Великий пост – самый строгий, по церковным канонам в этот период употребляется только пища растительного происхождения. По Уставу церкви, в Четыредесятницу мясо и молочные продукты не вкушают, а рыба разрешается лишь в течение двух дней: в праздник Благовещения и в . Правила постной трапезы подробно описаны в календарях, где указаны дни, когда по Уставу разрешаются те или иные виды пищи.

Следует отметить, что строгое следование Церковному уставу в отношении принятия пищи – не каждому по силам. Очень важно не переоценить свои возможности и соблюдать пост в ту меру, которая возможна для вас лично. Если вы не знаете как поститься – посоветуйтесь со священником. Как правило, людям со слабым здоровьем, беременным и кормящим женщинам, а также детям допускается ослабить пост.

Нужно помнить, что, кроме пищи, важна работа человека над своей душой, покаяние, очищение. Творение добрых дел – также неотъемлемая часть поста. Нужно стараться внимательно относиться к своим мыслям, стараться жить в мире с окружающими, никого не осуждать. Православные христиане стараются обязательно исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн в период поста. Очень хорошо, если удастся это сделать несколько раз.

Если вы постараетесь провести Великий пост в молитве и покаянии, то праздник Пасхи будет совершенно особенным.