Священник женился второй раз прецедент. О повторных браках и венчании

В Екатеринбурге в уходящем месяце свою карьеру в качестве священника закончил протоиерей Владимир Зайцев. Он написал прошение о запрете в служении в связи со вступлением во второй брак. Аналогичным образом права на служение лишился руководитель скандально известного фонда «Дом старчества», бывший священник Алексей Новожилов, которого опекал Владимир Зайцев.

Случаи распада браков на сегодняшний день в Екатеринбургской и соседних епархиях не редкость, говорят коллеги Владимира Зайцева. Один из них на условиях анонимности согласился обрисовать корреспонденту ЕАН современное положение семей священников.

— Для начала хотелось бы в целом прояснить ситуацию, обязательно ли священнику жениться?

— Создание семьи - дело добровольное, но если человек хочет полностью отдать себя служению — он идет в монашество. Это так называемое черное духовенство. Тот, кто хочет обрести семейное счастье, идет в белое духовенство.

— Возможен ли вариант целибата, когда человек не хочет принимать монашество, но и жениться не хочет? Например, в католической церкви целибат обусловлен тем, что священник полностью должен отдать себя на служение.

— По идее такая формулировка верна, но священник все-таки человек. У него есть человеческие потребности, одной из которых является стремление к созданию семьи. Семья для священника некая отдушина, куда он сможет прийти и быть самим собой - не строгим начальником, не проповедником, а обыкновенным отцом и мужем. В Русской православной церкви есть целибат, но это согласуется только через патриарха и не раньше, чем к 40 годам. Это скорее исключение.

— В дореволюционное время на священников указывали как на образцовых семьянинов, с крепкой и многодетной ячейкой общества. Как бы вы сейчас охарактеризовали ситуацию?

— Хотелось бы сказать, что проблем у нас с этим нет, но, к сожалению, это будет неправдой.

Проблема с крепостью семьи у священников серьезная, в особенности у молодых.

Как мне кажется, сегодня такая ситуация сложилась из-за отсутствия преемственности. В 1990-е годы, когда церкви дали полную свободу действий, в нее пришли разные люди. Нужно было заполнять приходы пастырями, и практически брали людей с улицы, которые о церкви ничего не знали. Их сразу поставили в определенные рамки служения, но привычки у них остались старые. А так как преемственности нет, они молодому поколению ничего передать не смогли, в том числе семейные ценности. До революции сословное деление играло роль цемента, когда внутри сословия заключались браки. Это была передача опыта.

— Наблюдали ли вы в 1990-е годы, что жена новоиспеченного священника не принимала новые правила?

— Да. Присутствовал такой момент. Бывает, девушка выходит замуж, полагая, что она будет жить сыто и весело. А на деле оказывалось, что мужа сутками нет дома и проку от него мало, начинается напряженность и разлад между супругами.

— Но уже больше 20 лет прошло, ужесточили требования к кандидатам в священники, и курсы по воцерковлению есть и семинарии. Создана среда, так почему ситуация не улучшается?

— Потому что и кандидаты в священники, и будущие матушки приходят из совершенно нецерковных семей, зачастую из неполных, где либо мать, либо отец занимались воспитанием. У них не было перед глазами нормальной модели семьи. Молодые священники испытывают проблемы с семьями, поскольку они по своей сути являются продуктом своего времени. Это первый момент. Второй - это бытовая неустроенность. Священнику просто дают направление на приход, и порой перед семьей встают вопросы: где мы будем жить, на что мы будем жить и как далеко это находится.

— Будущие жены священников осознают эти проблемы?

— Далеко не всегда. Из нецерковных семей матушки пребывают в идеалистическом настроении, что с «милым рай в шалаше». А когда этот шалаш превращается в реальность, да еще выясняется, что ровесницы намного комфортнее устроились и высокое положение занимают...Это тоже может служить поводом разлада.

— Бывает ли, что кандидаты в священники и невесты их просто спешат жениться, что не успевают рассмотреть будущие трудности?

— Да. И этот фактор нередко влияет. Порой семинарист уже заканчивает обучение, и встает вопрос, что пора определяться. Да и священноначалие и преподаватели ему активно намекают. В результате под давлением человек берет первую попавшуюся, которая согласилась за него выйти.

— В настоящее время насколько массово происходят разводы в семьях священников?

— Непосредственно распадов браков относительно немного. Примерно до 20%. Но есть те, кто находятся в процессе, те, кто в стадии, и те, кто только формально сохраняют семью.

— Как часто случается, что священник бросил жену ради другой женщины?

— Подобного рода случаи крайне редки, и каждый из них для церкви - нонсенс. Чаще всего причиной разлада становятся бытовые неурядицы и внутрисемейные противоречия. Священник - человек все-таки верующий и богобоязненный, чтобы ради другой женщины жертвовать саном. Говорить о том, что это сплошь и рядом, нельзя.

— Должно ли священноначалие вмешиваться в семейные дела пастырей, если дело дошло до развода?

— Священник, как и его семья, - образец для прихода.

Он на виду у людей, поэтому скрыть разлады в семье от них достаточно сложно. Поэтому все заблаговременно доносится куда надо и не надо. Если и не доносится, то священнику стоит обратиться к архиерею или благочинному (руководитель церковных округов, — прим. ЕАН) за поддержкой. Церковь сама заинтересована в сохранении браков пастырей, поскольку даже разлады бьют по ее сути. Ведь если священники не могут сохранить семью, то уже прихожане не будут заинтересованы в браке.

— Какие маневры принимает руководство пастырей, чтобы сохранить семью? Могут ли в таком случае перевести священника на облегченные условия службы?

— Зависит от епархии, а именно - какими ресурсами она обладает. Могут и перевести в другой приход, где полегче. Проблема в том, что заменить священника попросту некем. Зачастую благочинный может показать человеческое участие в проблеме пастыря. Ведь человек идет вразнос от ощущения, что он никому не нужен.

— Приход тоже активное участие принимает для сохранения семьи священника?

— Если люди дорожат пастырем, то да. Они могут мобилизоваться, в том числе в материальном плане. Люди понимают, что если у священника хорошо с семьей, то и в приходе будет спокойно.

— Какие санкции применяются к священнику, если он все же развелся?

— Канонами никаких ограничений не предусмотрено в таких случаях, но при условии, если он не вступил в новый брак. Он может остаться в существующем положении или принять монашество.

Если он женится вторым браком, его, конечно, запретят в служении.

Хотя чаще всего второбрачные священники сами просят об этом, понимая, что нельзя играть со своей совестью.

— Насколько распространены случаи, что пастырь готов расстаться с саном ради второго брака?

— Это тоже скорее исключение. Сан — это не шуба: захотел - снял, захотел - надел. Все равно ответишь перед Богом. Конечно, есть канонические понятия, что человек лишен сана. Но извергает ли его из сана Бог, никто не знает.

Фото: pixabay.com, eparhia-saratov.ru, sdsmp.ru, ekaterinburg-eparhia.ru

МОСКВА, 4 сен - РИА Новости. Решение Константинопольского патриархата разрешить повторное вступление в брак для своих священнослужителей противоречит церковным канонам и сложившейся практике и будет неодобрительно встречено во всем православном мире, заявили РИА Новости священники Русской православной церкви.

Ранее Священный Синод Константинопольской церкви разрешил представителям духовенства еще раз жениться, в случае если священник овдовел или супруга сама ушла от него. Решение о второбрачии священников Константинопольский патриархат предлагал принять еще в 2016 году на Критском соборе, однако тогда другие поместные православные церкви выступили против этого.

"Противоречит Писанию"

"Конечно, данное решение противоречит многовековой практике и прямому указанию слова Священного Писания, которое предписывает клирику быть "мужем одной жены". Или же не состоящим в браке, "целибатным", — это уже не Писание, а последующая практика", — сказал председатель учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов. Он также напомнил, что в соответствии с устоявшейся многовековой традицией брак должен иметь место до хиротонии (рукоположения) священника.

"Таково на протяжении, по крайней мере, полутора тысячелетий, установление православной церкви. Какая возникла в Константинопольском патриархате необходимость пересмотра этого установления, я сказать не берусь, поскольку это внутреннее дело Константинопольской патриархии. Но уверен, что оно не поднимет ни ее авторитета во всем православном мире, ни согласия между православными церквями не добавит, ни кадровую проблему, если таковая существует в Константинопольской церкви, решить не поможет", — отметил Козлов.

Комментируя содержание документа, он обратил внимание на то, что в нем речь идет о допустимости второго брака для священнослужителей или овдовевших, или же тех, которых оставила жена. "Но даже если первый случай еще может быть как-то понятно оценен, то в ситуации развода всякий раз дать оценку, кто больше виноват, кто сможет?" - подчеркнул собеседник агентства. По его словам, на примерах разводов мирян можно сделать вывод, что не всегда человек, решившийся подать на развод, в действительности "виноват больше того, кто фактически подвел семью к распадению и своими поступками добился этого шага".

"Поэтому, думаю, что это решение не найдет понимания в полноте вселенского православия", — полагает глава учебного комитета РПЦ.

Кроме того, священник напомнил, что вопрос о женатом епископате и второбрачии клириков ранее поднимался и в истории Русской церкви: обновленцами в послереволюционный период.

"И, кстати, это был один из важных факторов, по которому полнота церковного народа оценивала те новации, которые предлагались обновленцами. Я не хочу проводить параллелей, но я не могу увидеть здесь некоторой аналогии с тем, что происходило почти 100 лет назад", — добавил он.

Протоиерей Максим Козлов выразил надежду, что указанное "решение Синода, выражаясь современным языком Константинопольской патриархии, не будет "имплементировано".

"Афон возмутится"

Экс-глава патриаршей пресс-службы, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский также отметил, что в России священники восприняли это решение Константинополя как нарушение всех постановлений церковных соборов и указаний самих апостолов. По мнению Вигилянского, оно "как бы толкает священнослужителей на новое вступление в брак".

Отец Владимир признался, что ранее ему доводилось иногда слышать о таких решениях архиереев, но чаще всего - по отношению к дьяконам (низшей степени священства) и в виде исключения, в каком-то конкретном случае.

"Тогда они (архиереи) брали на себя, можно сказать, это отклонение от канонического права: там уже архиерей будет отвечать перед Богом. Но когда такое принимается для всех священнослужителей как правило — это, конечно, толкает на нарушение и других… Это должно было быть решение, по крайней мере, Собора, но не Синода. Потому что это очень серьезный, важный вопрос. Мало того, Вселенский патриархат, конечно, здесь столкнется с очень большим сопротивлением монастырей Афона. И это такое "окно Овертона" даже для своей епархии", — сказал Вигилянский.

Владислав Цыпин, профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской Духовной академии:

– Канонически второбрачие недопустимо. Каноны это отвергают безусловно. Опыты введения второбрачия в разное время имели место в некоторых Поместных Церквях. У нас, в Русской Церкви, тема эта обсуждалась в дореволюционное время, но Поместный Собор 1917-1918 гг. такую возможность безусловно отвергал. Но тем не менее у нас эта традиция была введена раскольниками-обновленцами, и на Украине раскольниками-«самосвятами».

Это крайне сомнительное, с канонической точки зрения, решение, которое, к сожалению, даже может спровоцировать раскол внутри Церквей. Очень вероятно, что найдутся епископы и священники, которые ни за что не захотят мириться с этим. Что касается межцерковных отношений, я не думаю, что одно это могло бы привести к разрыву поместных Церквей с Константинополем, но если будет совокупность каких-то еще решений, все может быть. Это мы не можем знать заранее.

Если говорить о вдовых священниках, особенно молодых, для них безбрачие – это проблема. Но это не проблема для Церкви. Есть путь, который был установлен у нас в России в 19 веке, когда вдовый священник в молодом возрасте мог подавать прошение о лишении его сана (в виду того, что его безбрачная жизнь была для него тяжела), при этом впоследствии он ограничивался в правах в меньшей степени, чем тот, кого по суду лишали сана. Хочу также отметить, что Церковь не решит свои кадровые проблемы за счет того, что вступившие во второй брак священники будут оставаться на службе.

Это отступление от традиции Православной Церкви

Владислав Петрушко

Владислав Петрушко, доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор:

– Это решение – явно выражение модернистского курса, который доминирует в последнее столетие в Константинопольской патриархии. Если уж они признавали наших обновленцев законной властью после Революции (которые в свою очередь вводили аналогичные решения о второбрачии), то, в общем-то, ничего удивительного здесь нет. Это отступление от традиции Православной Церкви, которая была абсолютно однозначно прописана в канонах нашей Церкви.

Странное и спорное решение, которое противоречит канонам

Протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви

Протоиерей Николай Данилевич. Фото: Facebook

– Священный Синод Константинопольского патриархата разрешил второй брак для священников.

Об этом сообщает греческий сайт церковных новостей Ромфея, называя это решение историческим.

Однако, разрешение на второй брак может быть дано только в случае вдовства священника, то есть если умрет матушка, или в случае если матушка сама покинет мужа-священника.

При этом разрешение на второй брак не даётся, если священник сам оставляет супругу и хочет жениться на другой. Сказано, что все эти случаи должны отдельно и с особым вниманием рассматриваться епархиальным архиереем. В ближайшее время будет разослано официальное письмо Патриарха с детальными разъяснениями, как поступать в таких случаях.

Как по мне, то это странное решение, которое противоречит церковным канонам или, по крайней мере, достаточно спорное.

Конечно, всякое в жизни бывает и бывают исключения из правил, и иногда архиереи разрешают ради пользы для Церкви (если священник хороший и деятельный) или по снисхождению отдельным священникам вступать во второй брак, но возводить исключения в ранг правила – наверное, это слишком. По церковным правилам священник может жениться только один раз. Если что-то не складывается с супругой, то священник либо остаётся целибатом, и продолжает служить, либо идёт в монастырь, либо оставляет священство и женится второй раз. Исключения бывают, как я уже писал выше.

Интересно, что это решение Константинопольский Патриархат хотел провести на Всеправославном соборе на Крите ещё в 2016 году. Но все Поместные Церкви выступили тогда против. Особенно резко выступил тогда по этому вопросу, как рассказывают, Митрополит Варшавский Савва.

Теперь Константинополь всё-таки принял это решение, но в рамках своего Патриархата, если уж не получилось это сделать на Всеправославном уровне.

Подготовила Ольга Лунина

Личная жизнь священнослужителей всегда была тайной за семью печатями для мирян. А им всегда хотелось знать: сколько раз батюшкам можно вступать в брак и по каким критериям они выбирают себе жену?

Корреспондент «Комсомольской правды в Украине» побеседовал с протоиереем Вадимом Шапраном, благочинным Чудновского района Житомирской области.

ВЫБОР НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО 30 ЛЕТ

— Правда ли, что православный священнослужитель может жениться только один раз в жизни?

— Если у католиков целибат (то есть безбрачие) — явление обязательное, то у православных это, скорее, редкое исключение из правил. Ведь священники — обычные люди, которые постоянно находятся среди прихожан, общаются, в том числе и с молодыми женщинами. Чтобы оградить их от искушения, церковь благословила брак. Это было закреплено на Первом Никейском Вселенском соборе еще в 325 году. Священнослужитель должен для себя решить: либо избрать монашеский путь, либо жениться. Но сделать это он должен до 30 лет — к этому возрасту, по существующим церковным канонам, принимают сан. То есть времени вполне достаточно. Сначала нужно создать семью, то есть малую церковь, а затем уже приниматься за создание своего прихода…

— Какими обязательными качествами должна обладать претендентка на руку и сердце?

— Прежде всего девушка должна быть православной и обязательно девицей. И для священника, вступающего в брак, эта женщина должна быть первой и единственной в жизни. Понятно, что женщина с ребенком, разводная либо вдова не может стать женой священника. А что касается профессии, то здесь каких-либо четких ограничений не существует. Претендентка не должна быть стриптизершей, торговать водкой и сигаретами… Проще говоря, невеста никак не должна компрометировать будущего мужа.

В старинных церковных правилах оговаривалось, что невеста священника не должна быть актрисой, однако в те далекие времена профессия актрисы приравнивалась к проституции. Сейчас профессия актера весьма уважаема, поэтому такого запрета не существует.

— Кто по специальности матушки ваших знакомых священников?

— Среди них есть врач, медсестра, учитель, повар… Моя жена — юрист. Некоторые матушки работают по специальности, но в основном занимаются воспитанием детей и ведут домашнее хозяйство, поскольку семьи священников, как правило, многодетные.

ЖЕНИТЬСЯ ПОВТОРНО ЗАПРЕЩЕНО

— А если матушка, скажем, не оправдала надежд и ведет себя недостойно, как должен поступить священник? Может ли расторгнуть неудавшийся брак и жениться вторично?

— Священник должен уметь справиться со своей женой. А если матушка ему изменяет, то он с ней однозначно не должен жить как с женой. Хотя и выгонять из дому недостойную не обязательно. Для священника не существует понятия расторжения брака и тем более вторичного бракосочетания. Ни при каких обстоятельствах священник не может повторно жениться. Даже если его жена умирает. Во времена Древней Руси овдовевший священник был обязан уйти в монастырь. Сейчас вопрос так жестко не ставится, однако священник на всю оставшуюся жизнь остается один.

— А если такой одинокий священник вдруг по-настоящему полюбит женщину, как ему быть?

— В таком случае придется выбирать: либо служение Богу, либо новая семья. Если выбирает второй брак, то лишается священного сана. Недавно один монах оставил монашество, женился и переквалифицировался на работника банковской сферы…

— Бытует мнение, что лучшая жена для священника — девушка из семьи священнослужителя…

— В дореволюционной России были своего рода поставщики невест для священников — епархиальные женские училища (епархиалки), где учились дочери священнослужителей. Чаще всего они действительно становились матушками. Но сейчас таких традиций не существует. Я глубоко убежден, что крепким будет только брак по любви.

— Где же можно встретить подходящую кандидатуру? Среди своей паствы во время службы?

— Я, например, встретил свою будущую невесту на свадьбе у общих друзей. Ситуации в жизни бывают самые разные.

МАШИНА, ИНТЕРНЕТ, БРЮКИ — ПОЖАЛУЙСТА

— В какой одежде должна ходить матушка? Обязательно носить длинное платье и платок?

— Платок — это, конечно, неплохо. Но матушка вовсе не обязана быть «серой мышкой». Главное — не одежда, а внутренний мир человека, его духовность, отношение к жизни и окружающим. Хочу отметить, что современная матушка — это женщина, которая может занимать активную жизненную позицию, водить машину, работать в светском учреждении, пользоваться Интернетом и так далее.

— Но какие-то сложности испытывает обычная мирская девушка, выйдя замуж за священника?

— Она приобретает публичность, которую далеко не все переносят спокойно. Например, когда матушка приходит на церковную службу в приход своего мужа, ей вряд ли удастся спокойно помолиться и уйти. На нее сразу устремляются взоры прихожан. Люди начинают живо обсуждать: в чем она одета, какая прическа, обувь, как выглядят ее дети. Подходят, начинают о чем-то спрашивать, что-то рассказывать, о чем-то просить. Поэтому если семья священника живет в крупном городе, а приход находится где-то в районе, матушки предпочитают посещать церковь именно в городе, где их мало кто знает. Так спокойнее и комфортнее. То же касается и совместного отдыха. Например, мы с женой можем спокойно отдыхать только на море или в малолюдном месте.

Еще такой немаловажный нюанс: в любой момент священника могут направить в другой приход, в другой город или село. Причем на новом месте, возможно, придется начинать практически с нуля, поскольку жилье отнюдь не гарантируется. Поэтому многие священники предпочитают жить в областном центре и ездить оттуда в свои приходы. Объективные трудности вызывают и ненормированный рабочий день священнослужителя, отсутствие совместных выходных… Да и небогато живут семьи большинства священников. Разве что в очень крупных городах. Если в городских соборах и церквях священники получают зарплату, то в сельских приходах их главный доход — средства прихожан, которые люди дают священнику в качестве благодарности за крещение, венчание, отпевание и тому подобное.

— Как проводите досуг? Посещение ночных клубов и дискотек исключено?

— В такие места не ходит ни один нормальный христианин, не говоря уже о священнослужителях. Священник с женой могут ходить на театральные спектакли, посмотреть в кинотеатре хороший фильм. Есть рестораны, где по вечерам звучит фортепиано. При наличии средств было бы интересно провести там вечер и послушать хорошую музыку. Иными словами, наша жизнь не сильно отличается от жизни обычного христианина, но мы несем большую ответственность за каждое сказанное слово, каждый сделанный шаг и поступок.

Количество записей: 102

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как нам быть. Мы с моим двоюродным братом полюбили друг друга. Мне 45, ему 57 лет. До этого мы виделись пару раз, но очень давно. А теперь вот начали общаться, и поняли, что любим друг друга. Мы не в браке. Детей, ввиду возраста и ограничений по здоровью, не предвидится. Можем ли мы пожениться?

Ульяна

Здравствуйте, Ульяна! Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. По указу Свя¬тейшего Синода от 19 января 1810 г. безусловно запрещаются и подлежат расторжению браки, заключенные между лица¬ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Поэтому пожениться вы не можете.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, добрые люди! Хочу поблагодарить ас за ваш сайт, к которому можно прибегнуть с вопросом! И большое спасибо за внимание к нам и помощь в наших проблемах. Вопрос вот у меня какой. Дело в том, что я полюбила мужчину другой веры (илам), хотя я сама крещеная и православная! Что мне делать? Будет ли мне грех за проживание с этим мужчиной? Мы хотим заключить брак перед Богом, но у нас, православных, от мусульман отличается обряд заключения брака перед Богом! Вопрос в том, можно ли мне заключать брак, будучи крещеной в православной вере, с мусульманином? Допускает ли это Господь? Ведь, как я думаю, как по мне, все мы одинаковы перед Богом!

Лена, на нашем сайте есть тег – «брак с мусульманином». Пожалуйста, обратите на это внимание, кликните по нему мышкой, и все прочитайте. Много интересного написано. Но Вы должны понимать следующее: гражданский брак (я имею в виду регистрацию в ЗАГСе), разумеется, возможен, но никакого религиозного обряда быть не может! Во-первых, у нас венчают только православных. Во-вторых, участие в бракосочетании по мусульманскому обряду является изменой своей православной вере. Вы явно влюблены в этого человека, отговаривать Вас, я думаю, бессмысленно, а вот предупредить надо. Если он – правоверный, практикующий мусульманин, то Вам придется принять сначала обычаи (одежда, полное послушание мужу (не выйдете из дома без разрешения, например), кухня, телесные наказания жен и т. д., а после, глядишь, не только чадру оденете, но веру их примите. Заставят близкие. Подумайте!

протоиерей Максим Хижий

Доброго дня, батюшка. У меня к Вам такой вопрос. Я недавно встретила мужчину. До меня у него было два брака, в обоих браках остались дети. Во втором браке они с женой венчались, она поменяла даже для этого веру. Сейчас ситуация такая, он мне предлагает выйти за него замуж и повенчаться. Со второй женой он развелся. Подскажите, пожалуйста, как мне правильно поступить, я хожу в церковь, есть ли на мне сейчас грех, и что нам делать если мы любим друг друга?

Наталья

Я так понимаю, Наташа, что Вы хотите исправить свой грех – незаконное сожительство – регистрацией отношений. Такой путь, в сочетании с церковным покаянием, возможен. Главное, чтобы Вы потом не разочаровались в своем избраннике, который уже «дважды герой» в семейных отношениях. А вдруг он и в Вас ошибется, разочаруется, оставит свое потомство и пойдет дальше искать свое счастье? Из грехов быстро не вылезешь, также как и из болота – только постепенно. Если уж «встретились», то хорошо подумайте о своих отношениях. Может быть, лучшее будет покаяться и расстаться?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, может ли священник жениться на девушке, которая была замужем и у неё есть ребёнок?

мария

Здравствуйте, Мария. Священник не может жениться вообще ни на ком. После принятия священного сана вступление в брак невозможно. До принятия сана мирянин может жениться. Но брак со второбрачной является каноническим препятствием для рукоположения.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Можно ли женщине выходить замуж третий раз? Так в жизни случилось, что с предыдущими мужьями я разошлась по собственному желанию, измен не было, просто характеры разные, не смогла я больше. Считается ли это грехом? Если я разведена и у меня появится человек, будет это считаться прелюбодеянием? Как правильно поступить мне?

Ирина

По церковным правилам Вы имеете право на третий брак, но это будет «последняя попытка». То, что измен не было, хорошо. Но плохо, что и второй раз Вы «не сошлись характерами». Значит, надо выходить замуж «по совету» - не спешить с выводами и страстями. Спросите близких о том, что они думают о Вашем выборе, если нет возможности поговорить со священником. Всякое дело надо начинать с покаяния, с исповеди. Такие ошибки, конечно, тоже грех неразумия. А что такое «появится человек» - если в кино ходить, то не грех. А если сожительство – то грех смертный.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, мне 15, а моему парню 25, можно ли нам обвенчаться?

диана

Диана, прежде чем венчаться, нужно обязательно зарегистрироваться в ЗАГСе – такой порядок. Регистрация в ЗАГСе производится не раньше 18 лет по закону. Без нее Вас венчать не будут. Так что вам придется подождать и потерпеть до 18 лет. Заодно это будет Вам испытание в серьезности ваших намерений. Но нужно помнить, что близкие отношения вне брака не допускаются – это тяжкий грех.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Извините за столь личный вопрос. Мне 36 лет, в разводе. Хочу создать семью, возможно, и родить ребенка. Но у меня ничего не получается. Веду нормальный образ жизни, посещаю храм, по возможности причащаюсь 1 раз в два месяца. Мужчины, с которыми знакомлюсь, мне предлагают только постель. Почему так? Недавно мой родственник, троюродный брат, как я понимаю (моя бабушка и его дедушка брат и сестра, а мой отец и его отец двоюродные, а мы с ним уже троюродные), ему 54 года, предложил мне интимные отношения для проверки совместимости и якобы, это полезно для женского здоровья, т. к. я одна. Но я понимаю, что связь до брака - это грех. Я всегда к нему относилась как к другу, но не более. Он каждый день приходит ко мне домой, а я все нахожу отговорки, оттягиваю время. Как мне поступить, чтобы остались, как говорят, "и волки сыты, и овцы целы"? И еще скажите: 1) как строить отношения с мужчинами в миру? 2) На сколько мужчина может быть старше женщины? 3) сколько нужно время от знакомства до вступления брак? Спасибо. Надеюсь на ответ.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Насколько мне известно, существуют православные форумы знакомств, возможно, что там Вам не будут предлагать сразу постель. Пользы от блуда для здоровья нет и быть не может. От человека, склоняющего к блуду, надо отвращаться, даже если он приятный собеседник. Под любыми предлогами уклоняйтесь от общения с ним. Старайтесь не рассматривать мужчин, которых встречаете в жизни, как возможных мужей, это прямой путь к разжиганию похоти, по нему Вы неизбежно придете и к действительному совершению блуда. Пока Вы чего-то страстно желаете, именно страсть определяет характер отношений, поэтому Вам и предлагают интим. Положитесь на Бога. «Господи, Ты знаешь мое желание иметь семью, если угодно это Тебе, исполни прошение мое, но не чего я хочу, а чего Ты». Только смирение способно принять благодать Божию, а страсть соединяет с демонами. Разница в возрасте, может иметь значение, а может и не иметь. Если Вы хотите иметь детей, не выходите замуж за мужчину старше Вас намного. Мужчины живут в среднем меньше женщин лет на десять, и дряхлеют раньше. Вы можете остаться с малолетними детьми и стариком. От знакомства до брака должно пройти столько времени, сколько необходимо, чтобы узнать человека. Какие у него страсти и добродетели, может ли он предать, можете ли Вы его простить, если он предаст? Самое главное, у мужа и жены должна быть общность мировоззрения. Симпатии, основанные на влечении, пройдут, и если не будет духовного основания, брак распадется. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Меня зовут Елена. Я бы хотела обратится к Вам с таким вопросом. Я встречаюсь с человеком, с которым хотим создать семью. Сам он был женат, брак был венчаным. После развода человек развенчался. Можем ли мы после вступления в брак обвенчаться? Сама я венчанной не была. Помогите, пожалуйста, ответьте на этот вопрос.

Елена

Здравствуйте, Елена. Вы сами себе ответьте на вопрос: «Зачем я хочу венчаться?» Если Вы хотите получить церковное благословение своего брака, потому что Вы человек православный, исполняете каноны Православной Церкви, живете, или стараетесь жить по Заповедям Христовым, а когда не получается, каетесь, исповедуетесь - значит, двух вариантов быть не может, надо венчаться. В противном случае, какой смысл вкладывается в венчание? Красивый обряд? Он женился, венчался, развелся, «развенчался»… И что дало венчание человеку? Посмотрите в Священное Писание: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19.6) Получается, что люди венчали, а Бог не сочетал. Конечно, формально, Вы имеете право на совершение над Вами Таинства брака, но… польза Вам от этого будет только в том случае, если вы оба примете свой брак как домашнюю церковь. А Церковь есть корабль спасения, значит, и брак для того же предназначен. Спасителем мы зовем Христа, а Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф.11.29) Свойства Спасителя и, следовательно, то средство, которым Он осуществляет спасение, это «кротость и смирение». Брак дает идеальную возможность научиться этим качествам, а благодать Таинства венчания, сообщает необходимую божественную помощь в этом. Но действует она не сама по себе, а через Ваше сознательное и решительное понуждение себя к жизни по Заповедям Христовым. Без этого понуждения венчание бесполезно, а испорченная грехом природа человеческая неизбежно разрушит и опустошит брак, даже если его дважды венчать. Отнеситесь серьезно к своей жизни, она коротка, а каждый наш шаг в ней имеет огромное значение для нашего бытия в вечности. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Я православная, могу ли выйти замуж за мусульманина, я не буду менять веру, но я хочу быть с этим человеком.

Акилина

Вы можете зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Церковный брак, разумеется, невозможен. Церковь не регулирует гражданские отношения. Но мы предупреждаем, что мусульмане бывают разные. Есть и такие, кто будет требовать от Вас перехода в ислам, исполнять его законы (например, полной покорности мужу), не дадут крестить детей и т.д. Хорошо подумайте, прежде чем решиться на такой шаг.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Мне всего 19 лет, а я попала в крайне сложную ситуацию. Я 2 года близко знакома с 29-летним мужчиной, иностранцем. Он из Японии. Он болен эпилепсией. Эта форма болезни излечима, но для него момент упущен. В подростковом возрасте сами припадки закончились. Но остались припадки агрессии. Время от времени он теряет контроль и начинает кричать ужасные вещи на близких, оскорблять и унижать их. Не дерется. Потом раскаивается. Он хочет на мне жениться. Принял православие под именем Назарий. Но христианином не стал. Ни разу не причащался. Я люблю его и хочу о нем заботиться, но его истерики меня выматывают и я опускаю руки. Как понять, должна ли я быть с ним и нести его болезнь как Богом данный крест, или постараться забыть о нем и не забивать себе голову, как настаивают родители? Бог посылает человеку тот крест, который он осилит. Но мне ли послан этот крест? Назарий умоляет обвенчаться с ним, мечтает быть со мной до гроба. Но во время помутнений рассудка не может спасти меня от самого себя.

Анна

Аня, Вы, по большому счету, еще ребенок! Какая помощь от Вас взрослому больному мужчине, к тому же иностранцу!? Все, что Вы тут написали «про крест», является крестом самодельным – следовательно, самым тяжелым. Как можно венчаться с человеком, который, по Вашим словам, христианином не стал? У Вас уже опускаются руки от его истерик, а Вы еще думает о замужестве… Вы пишете, что болезнь для него уже неизлечима, а с психоневрологическим больными, тем более в тяжелой форме, разумный священник благословение на брак не даст. Раньше было такое определение для болящих – «пожизненное безбрачие». Прислушайтесь к словам родителей.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли жениться на разведенной женщине с ребенком? Сердечно благодарю за ответ!

Максим

Здравствуйте, Максим. Если не Вы стали причиной этого развода, то и смущаться Вам не чем. Женитесь. Дай Вам Бог согласия и любви.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Могу ли я венчаться с двоюродным дядей? Брак с ним - это грех?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! По церковным нормам, безусловно, запрещаются браки между родственниками до четвертой степени кровного родства включительно. Между Вами и двоюродным дядей пятая степень бокового родства, и такой брак может быть заключен, но с благословения правящего архиерея.

иерей Владимир Шлыков

Я люблю мужчину, который старше на 18 лет. Мне 23, ему 41, он очень глубоко верующий воцерковленый человек. Можно ли нам венчаться? Не является ли такая разница в возрасте каноническим запретом для брака?

Иоанна

Здравствуйте, Иоанна! Канонических запретов на такой брак нет. Но это не всегда бывает разумно по этическим соображениям. Если, как Вы говорите, Ваш избранник - человек воцерковленный, то разумно будет попросить совета и благословения на брак у его духовника, наверняка знакомого с ситуацией изнутри.

иерей Владимир Шлыков

Доброго времени суток! Хотелось бы задать вопрос: можно ли венчаться во время беременности?

Юлия

Юлия, во время беременности венчаться можно. А перед венчанием нужно обязательно исповедоваться и причаститься.

иеромонах Викторин (Асеев)

Живу в блуде с гражданским мужем, так как не могу с ним официально пожениться из-за его судимости, а у меня ответственная работа. Очень хотим венчаться, но церковь не разрешает без штампа. А я очень страдаю, что не могу ходить к причастию, чувствую себя очень грешной перед Богом.

Эльвира

Эльвира, мы живем в "прозрачном мире». Люди, занимающие ответственные посты в банковской, правоохранительной системе, крупном бизнесе, всегда проверяются службой собственной безопасности. Я не уверен, что сожительство можно скрыть, и то, что к нему отнесутся лучше, чем к браку с судимым человеком. Судимости тоже бывают разные, и контролируют Вас люди неглупые… Но если Вы все-таки считаете, что расписываться Вам пока нельзя, что это поставит крест на Вашей карьере, то задайте себе вопрос: «А когда будет можно?" Вы настолько уверены в своем мужчине, что скоро будете готовы отказаться или рискнуть своим статусом во имя любви? Может быть, Ваша неготовность к браку на самом деле - отсутствие полного доверия любимому?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. У меня вопрос банальный, и в то же время для меня очень важный и, как оказалось, сложный. Вопрос по поводу второго брака. (разведена по инициативе мужа, брак был не венчанный и вынужденный) Я знаю, что в концепции Церкви можно выходить замуж и второй, и даже третий раз. Но скажите, как правильнее? Это для меня очень важно. Спаси Вас Господи!

Анастасия

Анастасия, я не понял, у Вас второй брак тоже распался? Да, третий брак – это предел. Выходить замуж или нет, зависит, в первую очередь от Вас. Надо взвесить все: есть ли у Вас любимый человек, какие препятствия существуют к браку, как относятся близкие, Ваш возраст, Ваши дети и т. д. Замуж выходят по любви и желанию спасаться вместе, а не потому что «надо», «воды никто не подаст».

протоиерей Максим Хижий

Уважаемый батюшка, помогите, пожалуйста. От меня ушла девушка. Мы не были расписаны, не венчались, просто жили долгое время вместе. Какой теперь я имею статус по православным канонам? Имею ли я право искать себе другую женщину? Может, лучше мне вообще никого не искать (где-то написано в Библии, что если разошлись, лучше оставаться не женатыми). Заранее Вам благодарен.

Евгений

Евгений, у Вас по православным канонам статус человека, который жил в смертном грехе. Сейчас Вам надо серьезно подумать, если Вы считаетесь христианином, как будете жить дальше. Думаю, что начать надо с исповеди в храме. Не искать женщину, а разобраться с собой, привести в порядок душу. Верующий человек, я думаю, не женщину должен искать, а найти в себе способность любить другого человека. Брак – школа любви, сожительство – школа страстей.

протоиерей Максим Хижий

Считается ли венчание действительным, если после венчания выяснилось, что мужа крестила его бабушка дома в тазу, и это крещение священнослужители нашей церкви признали недействительным. Мужа крестили в храме через несколько лет после венчания. Сегодня первый брак расторгнут. Наш брак у мужа второй. Можем ли мы венчаться? Если считать, что первый брак был венчан без крещения?

Анна

Анна, на моем приходе был похожий случай – венчалась пара, а позже выяснилось, что мужа крестила бабушка. Венчать вновь епархиальный духовник их не благословил. Церковный брак признали действительным. Вопрос о вашем венчании во втором браке не сводится только к формальным основаниям. Не менее важны причины расторжения первых браков, установление вины супругов, ваше покаяние, нынешняя церковная жизнь. Все эти вопросы должен решать священник по месту вашего проживания. Он советуется с епархией в случае канонических препятствий к церковному браку.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, случилось так,что я женился на женщине разведенной. Во время первого брака она была повенчана. Есть ребенок от первого брака (девочка). Жена подала прошение в епархию о развенчании, бывший муж тоже дал согласие. Можно ли нам с ней венчаться вновь, или так и придется остаток жизни прожить во грехе?

Алексей

Алексей! Зарегистрированный в ЗАГСе брак не является грехом! Он не является и вершиной супружества, но это никак не блуд. У вас второй брак, и это другая история. Да, Евангелие осуждает развод и женитьбу на разведенной как путь, принятый ветхозаветной моралью. Но христианство – это еще и жизнь в покаянии, исправлении себя. Дело ведь не только в форме: повенчались, и теперь уже живем не в блуде. Живите как христиане: молитесь вместе, ходите в храм, причащайтесь, воспитывайте детей, храните любовь и верность. Тогда ваша семья станет «домашней церковью» и Господь будет хранить Вас. Многие добились в епархиях «развенчаний» и «повенчаний», а на деле остались венчанными язычниками. Будьте христианами по жизни.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, благословите! Дядя моего мужа - батюшка. Мы с мужем зарегистрированы в ЗАГСе, но не венчаны. Муж хочет, чтобы венчание совершил его дядя, но приход, на котором он служит, очень далеко, поехать туда у нас нет возможности. Дядя приезжает в наш город, и мы хотели обвенчаться дома, возможно ли это, и будет ли такое венчание действительным? Спасибо.

Екатерина

Божие на Вас благословение! Дядя Вашего мужа может попросить настоятеля любого храма в Вашем городе, либо правящего архиерея, чтобы ему разрешили обвенчать племянника в храме. Пусть дядя заранее побеспокоится о справке из епархии, где он служит, в которой будет указано, что он действительно является клириком такой-то епархии и не имеет канонических прещений для совершения богослужений. Думаю, что ему разрешат обвенчать племянника в храме. Что же касается венчания на дому – то это будет незаконно, так как совершение треб в другой епархии без разрешения запрещено. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

назад
CTRL ←
2