Спортивное развлечение на свежем воздухе «Охота на лису» (средняя группа). Лисы и охотники - подвижная игра для детей. Игра «Лисы и охотники»

Режиссер - В. Абдрашитов

Оператор - Ю. Невский

Мосфильм. 1980 г.

Маленький провинциальный городок. Здесь живет и трудится Виктор Белов. Живет с женой и сыном. Обставляет недавно полученную квартиру. Работает Виктор хорошо - его фото красуется на заводской Доске почета Есть у него и хобби - "охота на лис". Поиски объекта по излучаемым им сигналам в данном случае не только праздная игра, но и проявитель характера играющего - его сметки, быстроты и точности реакций.

Проявитель непростой. Нелегкий для расшифровки и многозначный по социально-историческому и нравственному смыслу. Автор сценария "Охоты на лис" Александр Миндадзе, режиссер Вадим Абдрашитов и артист Владимир Гостюхин, что называется, нашли друг друга в трактовке роли, в понимании связи Виктора Белова и всего сюжета фильма со временем.

Фильм был выпущен на экраны страны в конце 1980 года. Чиновники выбрали именно это время не случайно: граждане Страны Советов начинали предновогоднюю вахту у магазинных прилавков в надежде приобрести что-либо к праздничному столу. Походы в кино сокращались. Тогда-то и включали в репертуар кинотеатров такие картины, которые выпустить нужно, а показать народу нежелательно.

"Охота на лис" фигурировала в столичном репертуаре до Нового года. В первых числах января исчезла. Никаких запретов, никаких гонений. Когда через семь лет начнется "полочный бум", никому не придет в голову снова выпускать ее на экран.

Тишину городского парка прорезает свет фар патрульной машины. Блюстители порядка разыскивают двух хулиганов, только что избивших возвращавшегося домой Виктора Белова. Сам он с перебинтованной головой - тоже здесь: должен опознать злодеев. И опознает одного из них. Обняв подружку, сидит Вовик Беликов на спинке парковой скамьи и жмурится от слепящего света. Вскоре был найден и второй негодник, Стрижак (Дмитрий Харатьян). Потом состоялся суд, который приговорил первого к двум годам лишения свободы. А второго отпустил с миром: мама наняла адвоката, и тот повел процесс так, что Стрижака, бывшего членом комитета комсомола, выпускавшего "молнии", просто преступно было бы отправить в колонию. Там место Беликову, который и до этого дрался в кинотеатре, исключался из ПТУ, имел приводы в милицию, а сейчас, на суде, ведет себя как бы даже с вызовом, отвечает на вопросы с видом человека, для которого все решено и происходящее представляется утомительной затяжкой известной развязки.

С этого приговора все и начинается. После его оглашения Белов подходит к адвокату Стрижака: "А ведь этот ваш... подзащитный... он меня ногами. <...> Что же вы его выгораживаете?" - "Я не выгораживаю. Я защищаю. Работа такая". - "Хорошенькая работа. Одного, значит, топите, другого выгораживаете... ну-ну".

Так открывается святая святых авторского замысла. Ведь третья лента знаменитого сценарно-режиссерского тандема повествует прежде всего и главным образом о столкновении носителя рабочего сознания, сохранившего некие изначальные основы человеческой нравственности, со сводом правил и законов, по которым, оказывается, живут многие. И наш герой живет по этим правилам, не задумываясь о них. Думать начинает, когда они затронут размеренность существования. Не случайно эпизод в суде монтажно соединен со сценой, в которой Виктор предается своему любимому занятию.

Место, откуда на этот раз идет сигнал для "охотника на лис", выбрано символическое - церковь. Ситуация безбожия, предельно осложняющая и без того тяжкие поиски нравственного ориентира, ничуть Абдрашитовым не педалируется. Она лишь четко и тактично заявлена. Причем сделано это задолго до того, как "маковки церквей и святых монастырей" заблистали едва ли не в каждом российском фильме, самим появлением своим долженствуя убеждать зрителя, что бездарные создатели картин хороши уже тем, что приобщают массы к ставшей модной религии. Режиссер "Охоты на лис" не заостряет на этом внимание еще и потому, что его Виктору Белову предстоит пройти немалый путь познания христианских истин. Гарантией того, что будет так, является выдающийся русский актер Владимир Гостюхин, играющий Белова. Невозможно забыть лицо этого человека, возвращающегося в город с тренировки. На этом лице - выражение какого-то бычьего упрямства и одновременно неуверенности.

Белов - Гостюхин потерял сигнал. Ищет его. Не может найти. Нашел. Но обычной радости нет. Настраивая антенну на поиски неведомой "лисы", гостюхинский Белов не понимает, нет - чувствует, что в нем самом происходит своеобразная настройка. Он должен что-то найти, что-то понять. Еще не осознает - что. Но уже чувствует - должен.

Виктор не знает, что делать с овладевшими им смутными ощущениями. Пытается то ли усовестить, то ли принародно обличить встреченного в кинотеатре Стрижака, При разговоре с приятелями произносит классическое: "Я бы их всех... из автомата". А на рыбалке, беседуя с крестным, ухмыляется в ответ на традиционные призывы к истреблению столь непонятной молодежи. Ухмыляется не только потому, что знает ни в кого дядя Коля, да и он сам стрелять бы не стали. Но и потому, что, до предела озлобленный, твердо решает - от крестного поедет не домой, а в совхоз Лубенцы, возле которого находится колония, где "шьет варежки" Вовик Беликов.

Но Вовик не помог Белову разобраться в себе. Отверг протянутую руку. И все же, захлебываясь бессильем, Виктор Белов знает, чувствует - поедет в колонию снова.

А на следующий день, отправившись с сыном Валериком покупать книги для внеклассного чтения, с невероятным удивлением Белов обнаружит вдруг, что даже такое, казалось, простое и ясное дело, как воспитание подрастающего поколения, не представляется уже легким и привычным. Интересы собственного маленького сына становятся чем-то пугающе непонятным.

Ранним следующим утром, оседлав мотоникл, Виктор вновь отправится в Лубенцы. А там выяснится, что Вовик ничего не брал на себя, но не устоял перед просьбами Стрижаковой мамы. "Я ж тебя первый ударил. Вот этой самой рукой, левой. ..А я думаю, что он ко мне привязался. Ездит и ездит, а он выясняет, кто глаз подбил. Какая разница!" Не успокоение принес желаемый разговор с Беликовым, а новую сумятицу. Белов объяснял себе свои действия борьбой за справедливость: парень помещен в колонию зря. Виктор ездит к нему как пострадавший к пострадавшему. Ан нет! Вовик себя таковым не считает... И вновь, благодаря мастерству Гостюхина, мы понимаем: признание Беликова - это именно то, что Белов и хотел услышать. Дабы подтвердилось неясное ощущаемое: причина, по которой, как он себя убеждал, совершались визиты в Лубенцы, - надуманная. Именно сейчас Виктор осознал это.

И опять оказался в тумане неясности. Чтобы выйти из неловкого положения, предложил показать прием, которым он мог бы свалить с ног и Беликова, и Стрижака. А после отказа согласился на контрпредложение - поспать. И пока эти двое спят, возникает эпизод, который сопровождающая его странно-тревожная, как бы на одной ноте звучащая музыка Эдуарда Артемьева делает в структуре фильма также неким подобием сновидения.

Между тем это вполне обычная сценка из жизни колонистов. Игра в волейбол. Снято в настоящей колонии. Лица, на которых, панорамируя, задерживается камера Юрия Невского, подлинные Форма на тех, кто играет, и на тех, кто смотрит за игрой, одинаковая. Черные телогрейки, такого же цвета штаны, кирзовые сапоги. Головы обриты. Глаза... Есть что-то одинаковое и в их выражении. Но это какая-то парадоксальная одинаковость разности. Той разности, которая лишь в выражении глаз и может проявиться. Общность страдания. В одних глазах - явного, в других - неощущаемого. Но все равно - сущего.

Длина этого эпизода в картине - пятьдесят девять метров. Но в композиции фильма эта сцена станет переломной. После нее в более быстром темпе потечет повествование о человеке, считавшем своего обидчика представителем иного мира, отличного от того, в котором живет он сам. Теперь рке ничто не затормозит процесс осознания Виктором того факта, что все они живут в одном мире. Когда, проснувшись в комнате свиданий и как бы вспомнив вдруг, с каким намерением он сюда прибыл, Виктор приступает к "шефству над трудным подростком", Владимир Гостюхин произносит "монолог положительного персонажа" как-то неуверенно, словно ожидая подвоха со стороны слушателя. И звучит эта речь за кадром. Видим мы лицо Беликова, которое как-то сострадательно подобрело. Он слушает Виктора с едва уловимым выражением жалости. Но просит не уезжать обидевшегося "наставника" - так хочется отдохнуть все восемь часов... Однако когда Виктор добьется досрочного освобождения Вовика, тот отправится не на званый ркин в дом благодетеля, а в привокзальный ресторан со Стрижаком и компанией, где "младший брат" подойдет к "старшему", демонстративно усевшемуся за соседний столик: "Ну вот, Вить, давай мы за тебя. Давай. Ну, я тебе по гроб жизни... ну и всякое такое. И забыто! Ты не думай, где был - туда больше не попаду, хватит! Вон Лешка механиком в такси и в полном порядке. Я тоже рке договорился. А что? Дураков нет, правильно?.. Ты ж меня воспитал, так? Все будет в норме, Вить, как у людей. Глядишь... женюсь. Дети... охота на лис, а? Что тебе не нравится?" "Все нравится", - ответит Виктор, как когда-то Вовик отвечал на его воспитательные речи. И подсядет к веселой компании, которая из ресторана пойдет в парк, где на той же самой тропе Виктор Белов поставит точку в приключившейся истории, в кровь избив Владимира Беликова.

Он избил его потому, что не сможет теперь жить той жизнью, размеренность которой обрисовывал в колонии и которой, как: сейчас, цитируя учителя, сказал ученик, - собирается жить он. Виктор бьет потому, что, наконец, понял причину своих душевных метаний. Понял эту странность, эти визиты в колонию, настойчивые поиски контакта. Понял, что "эти малолетние", которых надо или "из автомата", или "в тундру", не инопланетяне. Сам Виктор Белов и его товарищи были точно такими же десять лет назад. ("Почище тебя был. Армии спасибо. Там мне мозги вправили".) Виктору - в армии, Владимиру - в колонии...

Жизнь, мир, среда обитания у них общие. Перед ними и миллионами им подобных лишь один путь - превращение Владимира Беликова в Виктора Белова. Уютная тишь провинциального городка, где ресторан - и тот привокзальный, где от ворот фабрики с портретами передовиков производства недалеко до отделения милиции с картотекой на городских хулиганов... Вот за это бьет Виктор Вовика. Бьет глупо, незаслуженно, от бессилья. Бьет его, понимая, что наносит удары по себе. И от этого бьет еще сильнее.

Киноначальство 80-х годов повелело вырезать сцену этого избиения из окончательного варианта картины. Разрушилась композиция ленты. Затруднилось восприятие фильма зрителем. Рассказ, который с самого начала велся открыто, завершится финальной метафорой, разгадать которую будет дано не всем... И конечно, не на массового зрителя, но на интеллигентного финал прокатного варианта "Охоты на лис" производил сильнейшее впечатление.

В городке проводятся глобальные по его масштабам спортивные соревнования. В холодный, дождливый день на реке стартуют спортсмены на байдарках. На берегу берут старт бегуны. Ревут мотоциклы на треке. С пролетающего самолета сыплются на землю листовки. Играет духовой оркестр... Здесь же, в группе "охотников на лис", наш герой. Среди болельщиков - Беликов с подругой (а может быть, рке и женой?), Стрижак.

Взяв старт, Виктор привычно настраивает антенну в сторону сигнала. Он бежит по асфальтированной дорожке лесопарка. Камера следует за ним. И вдруг, как бы удивившись происшедшему, отстает от замедлившего бег спортсмена, Виктор останавливается. Опускает антенну. Несколько секунд стоит на месте. Потом круто поворачивается, сходит с дистанции и углубляется в чащу. Камера поднимается все выше и выше... Один человек, повернувшись в сторону от предназначенного ему пути, становится все меньше, пока шумящие кроны деревьев не скроют его от наших глаз.

В этом удалении - исток нового поворота на сложнейшем пути. Нельзя сказать, что Виктор понял все. Но догадался о многом. Гостюхинский Белов начинает осознавать, что время игры прошло. На поисках "лисы", подающей радиосигналы, можно стать умелым поисковиком, хорошим бегуном А Белову, обретающему черты нравственной личности, теперь и многое иное требуется - не только привычный "досуг" на лесных тропинках, но поиск судьбы и смысла жизни.

Обо всем этом впрямую не сказано. Но, как бывает у Абдрашитова - Миндадзе, подтексты обозначены, и они откроются ищущему уму.

Советский антисоветский фильм: <Охота на лис>

Когда в 1980 году фильм <Охота на лис> вышел на экраны, в немногих, преимущественно окраинных кинотеатрах, появились и первые отзывы прессы. Утверждали: фильм о взаимоотношениях поколений; герой его - настоящий рабочий человек, взявший на себя нелегкую ношу наставничества; его антипод из трудных ребят с отклоняющимся поведением. Так изначально фильм был помещен в матрицу расхожей социальной схемы, знакомого социального мифа. А ведь сценарий Александра Миндадзе и экранное решение Вадима Абдрашитова были исходно направлены на демифологизацию реальности. Фильм <Охота на лис> стал одним из самых советских и антисоветских одновременно. По материалу, типу героя, фактуре жизни - насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической-тотально антисоветский. Полное недоверие господствующей идеологии и мифологии и полное доверие самой реальности. И в этом смысле было важно все: предпочтение, отдаваемое подлинным интерьерам перед самой хорошей, декорацией; выезд на съемки в провинцию, ближе к обыденной, среднеарифметической советской действительности; интерес к обычным людям в необычной ситуации. Павильонные съемки отнесли в конец. Сперва отсняли суд и колонию города Алексина. Здесь какое-то время жили, подолгу беседовали с заключенными и воспитателями, столовались вместе. Так, чтобы ни нравственно, ни эстетически нельзя было дистанцироваться от снимаемого. Вспоминались трудные ребята, которые пока еще были на воле. И те и другие, и там и тут пребывали, по словам режиссера, в каком-то плазматическом состоянии, представляли биомассу, внешне пассивную и агрессивную внутренне, готовую взорваться насилием, жестокостью. Фигура главного героя - человека из народа, каких много - фокусирует основное драматическое напряжение фильма. В ней олицетворение главной, фундаментальной авторской мысли о драме человека, который масштабнее стереотипных социальных ролей, навязываемых ему социумом, отнявшим духовное измерение жизни, оставившим только бытовое. Работа, дом, мотоцикл, пивная, да еще военно-спортивная игра по пеленгации радиоприемников <охота на лис>. Вот он весь тут. Столкновение с молодым поколением, осознание того, что оно не хочет жить, как живет он сам, приводит Виктора Белова к отрицанию прошлого опыта и к начавшемуся возрождению. Сценарий <Охоты на лис> был написан еще в 1977 году по заказу <Ленфильма>. К нему примеривались разные режиссеры. Один из них, например, собирался преобразить главного героя из рабочего в реставратора. К счастью, сценарий вернулся на <Мосфильм> и нашел своего режиссера. Вадим Абдрашитов в 1974 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Ромма и Льва Кулиджанова, и в 1977 году началось его сотрудничество с Александром Миндадзе (картина <Слово для защиты>). Вот уже больше двадцати лет режиссер и сценарист работают вместе, и каждый их новый фильм - открытие: <Остановился поезд> (1982), <Парад планет> (1984), <Плюмбум, или Опасная игра> (1986), <Слуга> (1988), <Армавир> (1991), <Пьеса для пассажира> (1995), <Время танцора> (1997). Еще задолго до начала съемок был счастливо найден исполнитель главной роли, идеально отвечающий самой сути образа. Дебютировавший в фильме Марлена Хуциева <Был месяц май> Владимир Гостюхин был без проб утвержден на роль и стал своеобразным камертоном органичности и жизненной правды. На роли молодых режиссер решил взять не актеров, а ребят из той же социальной среды и схожими судьбами. Пошли в такой народ - в парки, пивные, подворотни; посмотрели сотни, отобрали несколько десятков, записали встречи и беседы с ними на видео. И ни одного живого лица, ни одной, пусть даже со знаком минус, личности. Тогда обратились к молодым, не примелькавшимся актерам. Юные Игорь Нефедов и Дмитрий Харатьян каждый успели до <Охоты на лис> сняться в одной картине (соответственно <Пять вечеров> Никиты Михалкова и <Розыгрыш> Владимира Меньшова). Дальнейшая судьба актеров сложилась по-разному, как бы продолжив сюжет <Охоты на лис>: красавчик Харатьян, которого в картине мама с помощью ловкого адвоката спасает от тюрьмы, стал популярнейшим артистом, а талантливый актер театра Табакова Игорь Нефедов, по фильму отсидевший в колонии и за себя, и за дружка, стал выпивать и трагически погиб в 1993 году.

ВАДИМ АБДРАШИТОВ И АЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ. сойдя с дистанции...

Герою нужен жизнеутверждающий финал. Звучит бравурная музыка. Радует глаз зелень полей. Светит солнце. Начинается "охота на лис". Герой мчится напролом, прислушиваясь к писку сигнала в наушниках - и неожиданно останавливается, сходит с дистанции.

Легко представить себе зрителя, которому глубоко симпатичен "свой парень" Виктор Белов. Легко увидеть на его лице выражение растерянности и недоумения: в чем дело? Почему герой, который поступал всегда по справедливости, не стеснялся говорить правду-матку в глаза, пожалел своего же обидчика и помог ему досрочно выйти из тюрьмы, почему, повторяю, такой герой несправедливо оставлен авторами фильма на перепутье, а не увенчан лавровым венком победителя в "охоте на лис"? Почему не воздано по заслугам Вовику Беликову, который оказался таким неблагодарным и по сути дела предал своего "спасителя"?

И не найдя ответов на эти вопросы, зритель решит, что виной всему - эта странная и непонятная "охота на лис", которой герой неизвестно зачем отдавал столько физических сил и времени. А раз бросил - так к лучшему. Будет теперь проводить досуг в семье - с женой и сыном. Подработает где-нибудь: мотоцикл кому починит или мебель перевезет. Лишний рубль - и то неплохо. Может, и машину со временем купит. Он - парень работящий, и деньги его - честные. Чего же ему еще желать? Какой особенной жизни?

Признаюсь, что гипотетическая судьба героя, которую мог бы придумать гипотетический же зритель, увлекает и кажется вполне возможной. Но это был бы д р у г о й фильм о д р у г о м герое, хотя так заманчиво придумывать персонажам "послеэкранную" жизнь.

Авторами фильма "Охота на лис" вовремя поставлена точка, когда перед героем встает проблема выбора. Но что он выберет - выносится за кадр, для последующего размышления и обдумывания зрителем. Возможно, что кто-то предпочтет героя, живущего "сытой жизнью" и не беспокоящегося о каких-то там нравственных проблемах. А кто-то увидит человека, который прошел горнило моральных перемен и осознал необходимость поверять свою жизнь мерой духовности. Но было бы наивным думать, что однажды сделанный выбор и принятое решение могут определить раз и навсегда всю последующую судьбу. Разве не надо человеку время от времени останавливаться, сходить с дистанции, задумываться над своей жизнью, как бы счастлива она ни была?!

В очередной раз сценарист Александр Миндадзе и режиссер Вадим Абдрашитов оставляют своего героя наедине с собственной жизнью, которая уже не кажется такой внешне благополучной, как прежде. И нужно в ней что-то менять, от чего-то отказываться и в чем-то искать надежду. Как и в предыдущих лентах "Слово для защиты" и "Поворот", герой "Охоты на лис" оказывается в запутанном лабиринте человеческой жизни, откуда ему необходимо найти выход. Удастся ли это - вопрос другой, не так уж важный. Главное здесь - решимость человека не успокаиваться, не останавливаться на достигнутом, не отдаваться течению повседневной жизни. И ценно его упорство напряженно искать смысл. Несмотря ни на что.

Миндадзе и Абдрашитова интересует такой момент в судьбах героев, когда они находятся в разладе с самими собой и не могут найти душевного равновесия ("Слово для защиты") или уже изменили себе, перешли ту незримую границу, которая отчуждает человека от самого себя, хотя еще не потеряна окончательно способность испытывать острое чувство стыда за свои поступки ("Поворот").

Виктор Белов из "Охоты на лис", кажется, не имеет ничего общего с прежними героями Миндадзе и Абдрашитова. Начать следует с того, что это совершенно и н о й социальный тип, нежели персонажи первых двух фильмов, за исключением, может быть, Валентины Костиной из "Слова для защиты" (Правда, можно вспомнить сержанта Карпенко из "Весеннего призыва", поставленного Павлом Любимовым по сценарию Александра Миндадзе, однако это другой, во многом противоположный герою "Охоты на лис" характер). Белов - рабочий авиационного завода, передовик, честный парень, не любящий шумного славословия, но и сам не дающий себе никаких поблажек. Чем не положительный герой для очередного "производственного фильма"?! Но каков он изнутри, чем он живет?

Миндадзе открыл не известный нашему кино человеческий характер, который необычайно сложен, спорен - и тем интересен. Суть в том, что при всей внешней положительности Виктор Белов лишен внутреннего благополучия. История о том, как он стал случайной жертвой хулиганства двух подростков, а затем решил вызволить из тюрьмы одного из них, несправедливо, по его мнению, осужденного, - все это лишь высвечивает резким светом то, что и прежде было в Белове. Это и вызывает особую тревогу.

Виктор Белов написан Александром Миндадзе и (забегая вперед) сыгран Владимиром Гостюхиным как бы вопреки тем героям, которые завоевывают (иначе не скажешь) жизненные блага и симпатию зрителей при помощи своего нахальства и самоуверенности (пролетарское происхождение и т.д.). И порой у них нет ничего за душой. Персонаж "Охоты на лис" не бездуховен. Но так уж получается, что он привык действовать, не задумываясь над нравственным характером своих поступков. Человек действует и словно чувствует себя живущим. Жизнь оценивается по количеству сделанного и полученного. Наличие материальных благ принимается за благосостояние. И нет необходимости задаваться вопросами о смысле собственной жизни, о ее нравственности или безнравственности.

На первом плане "Охоты на лис", как мне кажется, такая проблема: как бездуховное вытесняет в человеке человеческое. Но в этом смысле сценарий более точен и определен, чем фильм, поступившийся во многом остротой замысла и приобретающий известную двойственность позиции. В сценарии целый ряд психологически верных, выразительных деталей с самого начала характеризуют наметившуюся в герое бездуховность.

Все поступки Виктора Белова имеют целью восстановление справедливости, порядка. Но это оборачивается его собственной несправедливостью. Уже в начале ленты Виктор, обознавшись, насильно задерживает какого-то паренька, а потом даже не думает извиняться. Если его избили два длинноволосых парня, значит, все они - шпана, сволочи. И вообще стрелять их надо из автомата. Вот такая своеобразная позиция. Раз преступники - так и нечего с ними церемониться.

Однако по воле судьбы Виктор Белов вынужден "взять шефство" над Беликовым и даже способствовать тому, чтобы его досрочно освободили из тюрьмы. В чем дело? Я не думаю, что Виктору стало просто жалко своего бывшего "обидчика". Принципиально важно то, что и в этом случае Белов борется за справедливость, исправляет "ошибку" суда. Он считает: если Костю Стрижака спасла от тюрьмы мать, добившись, чтобы ее сына признали невиновным, то за бедного Вовика Беликова, которого некому защитить, возьмусь я сам, Виктор Белов, и сделаю свое доброе дело.

Но в том-то и дело, что доброта Белова имеет все-таки прагматический, не во всем нравственный характер. Отчасти он делает добро из желания самоутвердиться, что, впрочем, заметно и по другим поступкам. Кажется, еще с детства, когда Виктор рос сиротой и чуть было не стал преступником, у него сохранилась эта неотступная жажда самоутверждения во всем, как бы мелочно это не было. Неясное внутреннее беспокойство заставляет Белова агрессивно встречать малейшее проявление недоброжелательности со стороны окружающих. И чем сильнее пренебрежение к нему, тем яростнее Виктор старается самоутвердиться. Возможно, он просто раним, а потому не признает никакого вмешательства извне.

Так строятся взаимоотношения Белова и с женой Мариной, которая, как ни странно, главенствует в семье. И не случайно он скрывает от нее поездки к Беликову в тюрьму, как будто совершает что-то постыдное. Не хочет огласки на заводе, чтобы не было лишних разговоров, потому что знает, просто уверен: не все поймут... Скажут, что за славой погнался, решил доброту своей души показать. Белов словно стесняется быть добрым.

Тем не менее он все-таки ждет благодарности от своего "питомца", рассчитывает на его вечную признательность и дружбу после освобождения: как-никак из тюрьмы выручил. Когда же Беликов уезжает вместе с друзьями (что вполне естественно), Белов принимает это как личное оскорбление. Еще во время шутливой игры в снежки у стен тюрьмы Виктор, попав в Беликова, говорит: "1:0 в мою пользу". Забавно, но именно так Белов делает свои добрые дела. 1:0 - значит в ответ он непременно хочет получить только добро. И ничего другого. На иное не согласен. А не получив особых, ожидаемых благодарностей от Беликова, Виктор сам идет на обострение отношений с ним.

Сценарий Миндадзе заканчивается тем, что Белов ввязывается в драку с Беликовым. Подоспевшим на выручку друзьям Вова заявляет: "Не надо, не трогайте его". Белов и Беликов как бы меняются местами. Вова отказывается от драки - и это его благодарность Виктору за все, что он сделал. Белов остается один. Итог плачевен. Герой оказывается таким же, как прежде. Доброе дело идет насмарку из-за него самого, не умеющего быть бескорыстным в своих мыслях и чувствах. Ничего не изменилось. И все-таки... Герою дается право на раздумье и право на выбор.

Думается, режиссер побоялся, что такой финал не будет понят. Поэтому он завершает фильм несколько метафорической по смыслу сценой, в которой есть определенная заданность, авторская подсказка для зрителя. Герой не знает, как ему дальше жить, он не слышит, выражаясь метафорически, сигнала своей души, поэтому на время сходит с дистанции.

Я отнюдь не враг метафоризма в повествовательном кино. Напротив. Но использование метафор в этом случае требует особого художественного такта, чувства меры. Метафора должна естественно р о ж д а т ь с я из самого повествования, ощущаться скорее интуитивно, чем осмысленно. В этом плане более удачным представляется эпизод в сценарии. Он помещен не в финале, а где-то в середине повествования и не выглядит демонстративным. Кружение Белова по лесу в поисках "лисы" передано как внутреннее состояние героя. Даже в этом занятии виден характер: "Виктор уходил, не глядя, раздвигая ветки, пригибаясь, будто и впрямь охотился". Метафорический смысл сознательно маскируется, заземляется:

"- Вы что-то потеряли?

Сигнал, - сказал Виктор.

Виктор постучал пальцем по наушнику.

Ясно, - и люди в панамах стали смотреть на него с сожалением".

По сравнению с Русланом Шеверневым из "Слова для защиты" и Виктором Веденеевым из "Поворота" (кстати, оба сыграны одним актером Олегом Янковским) герой "Охоты на лис" - более сильный мужской характер. Он решителен, упрям, настойчив, всегда добивается своего, не знает сомнений. Казалось бы, такой мужчина должен нравиться Марине, жене Белова. И в свое время, безусловно, нравился. Но с течением времени, за 9-10 лет совместной жизни она поняла, что Виктор не так уж тверд, и не так сильна его воля. И разобравшись в этом, Марина стала навязывать мужу свои условия, стремясь подчинить его себе, осуществлять над ним постоянный контроль, как она делает это по отношению к сыну.

Конечно, ни о каком супружеском взаимопонимании не может быть и речи. Вряд ли дело только в том, что Виктор уклоняется от занятий с сыном, давно уже не испытывает особых чувств к жене. Возможно, в нем начался процесс атрофии чувств. Достаточно вспомнить такую сцену:

" - А помнишь, я тоже на улице плакала, ты за мной ходил...

Когда это?

Не помнишь? Я тогда еще невестой была.

Невестой была, точно. Плакала. Боялась, что я тебя испортил и не женюсь.

Да нет, не поэтому. Ты все забыл!".

Но, думается, главное, что мешает супругам счастливо жить (хотя все внешние черты счастливой, обеспеченной жизни налицо) - это подавление одним другого. Виктор все время хочет как бы убежать из-под опеки Марины. Видимо, и увлечение "охотой на лис" - это бегство, попытка ощутить себя самостоятельным, независимым человеком. Чего проще - бежишь, слушаешь сигнал, и все зависит только от тебя, ни от кого другого. Вот почему так расстраивается Белов после случившегося с ним происшествия: "Вся жизнь наперекосяк... Тут и тренировки, и отпуск - все, сволочи, поломали!". Тренировки и отпуск - как освобождение, возможность вырваться в другую жизнь.

В поездках к Беликову в тюрьму Виктор также находит свое удовольствие. У него появляется с в о я, тайная жизнь, о которой не знает жена, а поэтому не может вмешаться. Здесь Белов поступает один, и не нужно ни с кем советоваться. Когда же Марина узнает о том, что муж "пожалел" Беликова ("правильно сделал, ты молодец"), в миг заканчивается самостоятельная жизнь Виктора. И раздражение, вызванное уготовленной судьбой - безрадостным существованием в семейной жизни - толкает его на ссору с Беликовым в ресторане, как будто этот парень виновен во всем.

Любопытно проследить взаимоотношения Белова и Беликова на протяжении фильма, ведь это два совершенно разных поколения. Виктор - из тех, кто родился вскоре после войны, а Вова - 1960 года рождения. Что может быть между ними общего? Какое взаимопонимание?

ВАДИМ АБДРАШИТОВ И АЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ сойдя с дистанции...,часть 2.
Надо сказать, что для Александра Миндадзе и Вадима Абдрашитова вопрос о взаимоотношении поколений - один из самых важных. Еще в "Весеннем призыве" Миндадзе отдельно рассматривал, как с трудом находят точки соприкосновения два человека из одного поколения, но с разной судьбой - сержант Карпенко и бывший студент-москвич Алик Полухин.

Такое же соотношение героев и в "Слове для защиты". Ирина Межникова, 1947 года рождения, мучительно пытается понять свою ровесницу Валентину Костину, как будто явившуюся из прошлого века или из более далеких времен (не случайно ее называют современной Антигоной). Но и с более простым и понятным Русланом нет взаимопонимания. Более того - невозможно догадаться, какими они все были лишь десять лет назад, о чем говорили. С экрана смотрят какие-то незнакомые люди, снятые в свое время любительской кинокамерой.

И потому удивительно для Ирины, как быстро сходятся ее отец и отец Руслана, находят общий язык, хотя прежде вообще не знали друг друга. "А чего его искать-то, - отвечает на вопрос Ирины ее отец, - если у нас с Андреем Николаевичем, можно сказать, общая биография". Но и у молодых все вроде бы общее, схожее - учились в школе, вступили в комсомол, окончили институт, затем работали... Дело не только в том, что их отцы пережили более значительные события. Просто они поняли за свою жизнь, что человек не может существовать отдельно, сам по себе. И даже трудное время не уничтожило их внутреннюю уверенность, что в человеке останется человеческое, если он сам не смирится, не предаст себя.

Наташа и Виктор Веденеевы из "Поворота" - как бы поженившиеся Ирина и Руслан (конечно, с оговорками, что Наташа - иная, и т.д.). И между ними тоже нет взаимопонимания, нет счастья, хотя герои упорно делают вид, что все это у них есть. Когда Веденеевы выпутываются из сложного положения и готовы вновь зажить "долгой счастливой жизнью", все-таки у них возникает сомнение: а нужно ли?

Такой же вопрос, видимо, встанет скоро и перед Беловыми. Приближается критический период - 10 лет супружества, когда по данным социологов начинают распадаться вроде бы крепкие семьи. Но уже сейчас видна неустойчивость союза Беловых, хотя Марина принимает все усилия, чтобы его сохранить. Виктор бежит из семьи, предпочитая общение с Беликовым, который намного младше да к тому же хулиган, почти преступник. Что же тянет Белова к нему? Ведь раньше терпеть не мог "длинноволосых", называл всех сволочью, вел себя агрессивно с ними, будто завидуя их самостоятельности, независимости: что хотят - то и делают. Но затем на примере Беликова убеждается, что это - лишь вид, желание самоутвердиться как можно скорее, во что бы то ни стало.

И вообще можно найти в своем обидчике что-то родственное. Нет в нем наглости и презрения к людям, как у Стрижака, нет злобы. Беликов - как бы Белов в молодости. Даже фамилии схожи. Вот только оба никак не могут осуществить себя. Работа - работой, семья - семьей... "Все чин чином", - говорит Беликов. И у него так будет, как у Белова? Но некуда девать беспокойную душу, найти применение своим мыслям и чувствам. Дух мечется в растерянности, пока не находит выход или не усмиряется суетой жизни.

Последнее трагично. Бездуховность, как известно, может стать основой для преступления, когда человек оказывается вне общества, действуя вопреки его нравственным законам. Беликов еще не перешел этой границы: "Только ты не переживай, не надо. Я уж где был, туда не попаду. Это ты не сомневайся". Но такая опасность всегда существует, как и опасность удовлетвориться мещанской страстью к накопительству.

Таким образом, оба героя стоят перед проблемой выбора, несмотря на то что принадлежат к разным поколениям. И оба чувствуют друг в друге некое духовное единство.

На такие вот размышления выводит фильм "Охота на лис", хотя поначалу кажется, что он прост и на многое не претендует. Но глубокие характеры, созданные сценаристом Александром Миндадзе, не могут не заинтересовать, не вызвать на раздумье. Вообще надо сказать, что картина Вадима Абдрашитова, к сожалению, проигрывает по сравнению со сценарием. Миндадзе более точен в психологической нюансировке характеров, при помощи метких деталей раскрывает состояние героев, оставляет воздух внутри сцен. А лента Абдрашитова - сюжетно плотная, сухая по стилю, в большей степени внимательная к быту в отличие от психологической манеры изложения сценариста, холодно выстроенная.

Любопытно, что уже в двух предыдущих работах Вадима Абдрашитова критики находили известную умозрительность, конструктивизм манеры режиссера, а с другой стороны - невыраженность, неясность позиции.

Сценарий "Кто-то должен защищать" Александра Миндадзе трудно было переводить на экран из-за того, что он написан от первого лица. Адвокат Ирина Межникова рассказывала о том, какое впечатление произвела на нее история подзащитной Валентины Костиной и заставила убедиться в неистинности собственного чувства к Руслану. В финале Ирина не хочет выходить за него замуж (Думается, здесь есть сознательная перекличка с фильмом "Июльский дождь" Анатолия Гребнева и Марлена Хуциева, тем более, что Гребнев - отец Миндадзе).

В фильме "Слово для защиты" произошло смещение акцентов, и не последнюю роль сыграл выбор исполнительниц. Темперамент Марины Нееловой буквально взрывает спокойный, неторопливый ход событий, поднимает картину до высокой эмоциональной температуры. Межникова в исполнении Галины Яцкиной приобретает максимализм и сухость, в общем-то свойственную юристам. В результате получается история женщины-адвоката, которая не способна чувствовать и любить так, как ее подзащитная. В принципе, лента заканчивается уже тогда, когда Межникова прощается с Костиной на автобусной остановке. А мнимое бегство Ирины от Руслана выглядит манерным, ложно многозначительным по сравнению с судьбой Валентины. Конечно же, свадьба состоится, и супруги все так же неестественно и скованно будут разыгрывать историю любви и счастья.

Но хотя в фильме "Слово для защиты" нет многих существенных деталей из сценария (например, сорванной с Доски почета фотографии Костиной), работа режиссера, в целом, удачна. Мелкие погрешности забываются из-за глубокого содержания.

В "Повороте" дело не только в игнорировании постановщиком некоторых точных деталей сценариста. Спор заходит о самих героях. Если в предыдущей картине некоторое изменение персонажей можно, в принципе, посчитать малосущественным, то во второй работе Вадима Абдрашитова герои значительно отличаются от написанных Александром Миндадзе.

В сценарии Виктор Веденеев - нерешительный, безвольный, склонный больше переживать, чем действовать, несколько нервный человек. Случившееся происшествие с наездом на старушку тяжело переживается им. В конце концов Виктор решает смириться, идти в тюрьму, ибо борьба за свое благополучие - не для него: "...когда я попробовал бороться, то сразу получилась какая-то дрянь". Ощущение стыда раскрепощает, освобождает, и решение суда принимается им спокойно. Виктор понимает мнимость счастливой жизни с Наташей и уходит, оставляя жену в растерянности.

Видимо, желая отказаться от слабого мужского характера, режиссер с актером придали герою дополнительные черты. Веденеев в фильме старается выкрутиться из создавшегося положения - любой ценой. Наташа даже обвиняет его: "...ты бросил меня и бежишь. Один, без меня". Но движение характера застывает где-то во второй половине ленты, потому что герой начинает делать то, что уже не свойственно ему. То, что было естественно и оправданно для Виктора из сценария, выглядит искусственным в фильме. Веденеев в исполнении Олега Янковского испытывает какую-то вымученную совестливость, встает в позу или, как говорится, "лезет в бутылку", когда решает демонстративно пожертвовать собой и добровольно отправиться в тюрьму.

Ирина Купченко также играет иной характер, чем в сценарии - ее Наташа слаба и совестлива, но в данном случае это кажется более глубоким постижением образа. Финальный взгляд героини как бы оправдывает все изменения по сравнению со сценарием.

И все-таки в картине сложность и запутанность человеческих взаимоотношений, текучесть характеров (что четко прописано Александром Миндадзе) порой приобретают вовсе размытый вид, когда множественность трактовок является уже не многозначностью, а неопределенностью. По мере более глубокого проникновения сценариста в характеры своих героев, по мере создания им более сложных, неоднозначных персонажей стиль режиссера начинает вступать в противоречие с манерой Миндадзе.

Новый фильм Вадима Абдрашитова "Охота на лис" лишь подтверждает эту мысль. Возможно, помимо собственного желания постановщик пытается придать характерам выпрямленность, определенность, в них начинает превалировать внешнее, типическое, а не индивидуальное. Владимир Гостюхин, точно выбранный на роль Белова, актер большого внутреннего темперамента, думающий исполнитель, к сожалению, не чувствует себя свободно в тесных рамках сюжета. Режиссер почти не оставляет пауз, свободного пространства между событиями, пытаясь слишком поспешно их изложить. Но Ирина Муравьева в роли Марины, как актриса высокого эмоционального напора, подобно Марине Нееловой в "Слове для защиты", разрушает жесткие построения, наделяя свою героиню неожиданными красками.

Еще в рецензии на "Слово для защиты" критик Марк Зак высказал удивление, что Вадим Абдрашитов "вполне традиционен", хотя в дипломной работе "Остановите Потапова!" проявил себя смелым в творческом отношении. Пожалуй, до сих пор эта короткометражка остается лучшим фильмом режиссера. В полнометражных лентах Абдрашитову подчас не хватает как раз творческой смелости и дерзости, присущих молодым. Рассудочность, неэмоциональность стиля делают его работы несколько академическими. Конечно, не следует требовать от постановщика каких-то особых изысков в форме. Порой простота лучше любой глубокомысленной изощренности. Но зритель вправе ждать простоты, наполненной глубоким внутренним содержанием, а также с тонкой психологией жизни, со впечатлением саморазвивающегося сюжета, с естественностью всего происходящего на экране вплоть до мельчайших подробностей - как в лентах Марлена Хуциева и Юлия Райзмана, Глеба Панфилова и Отара Иоселиани, Ильи Авербаха и Киры Муратовой.

Обо всем этом не шла бы речь, если бы Вадим Абдрашитов не был ищущим, интересным художником. Однако наметившаяся "благополучность" стиля, авторская уверенность в собственной непогрешимости не может не вызвать беспокойства.

Думаю, что следует время от времени останавливаться, оглядываться на сделанное, подводить итоги и строить планы.

Сойдя с дистанции.

Сергей Кудрявцев. Текст написан в 1980 году и опубликован в книге «Свое кино» в 1998 году.

(Краткое дополнение в 1998 году.

Может, я был чересчур придирчив к "Охоте на лис" - однако теперь ретроспективно нельзя не заметить, что и сам Вадим Абдрашитов, доведя почти до предела стиль социально-психологической драмы в следующем фильме со знаменательным названием "Остановился поезд", потом почувствовал резкую необходимость в корне поменять свою манеру, насытив ее метафоризмом, как в "Параде планет" и "Слуге".

Наводит на особые размышления и судьба двух актеров, игравших Белова и Беликова. Владимир Гостюхин, к сожалению, словно воспринял худшие качества своего героя и позже позволял себе иногда невоздержанные высказывания и даже оскорбительные поступки в отношении уважаемых деятелей отечественной культуры. Талантливый Игорь Нефедов, громко заявивший о себе двумя ролями в лентах "Пять вечеров" и "Охота на лис", потом, к несчастью, не нашел себе достойного места в кинематографе, хотя продолжал играть в театре своего учителя Олега Табакова, но в возрасте 33-х лет покончил жизнь самоубийством в конце 1993 года).

Альфира Вафина
Спортивное развлечение на свежем воздухе «Охота на лису» (средняя группа)

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ .

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Охота на лису

Задачи : 1. Упражнять детей в использовании замаха при метании вдоль

2. приучать детей группироваться при приземлении во время скольжения по ледяным дорожкам.

3. Развивать умение объезжать встречающие препятствия при скольжении.

4. Закрепляем ориентировку на местности. Учимся находить на плане нужное место.

Ход занятия.

(Воспитатель собирает детей вокруг себя и объясняет задачу.)

Воспитатель : Мы вышли с вами на охоту , идет охота на лису .

Нам нужно найти лисью нору по плану предлагается план.

(Предлагается план местности с указателями.)

Первое задание : «дойди до холма» .

1. Ходьба. Упражнение «След в след» с использованием ходьбы и бега.

Бег в медленном темпе. Ходьба по разным поверхностями.

2. Комплекс «Лыжники» . Детям предлагаются лыжи. Идет соревнование двух команд. Кто быстрее добежит до указанного места, дети меняются лыжами.

3. Метание снежков в даль. Соревнование проходит по командно.

4. Скольжение по ледяной дорожке «Переправа через ледяной реку» .

Эстафета по командно «Кто быстрее переправиться через реку, не заденет Снежные волы.»

Игры и эстафеты проводятся при наличии льда и снега, за неимением этого заменяются на бутылочки песком.

(Закончено соревнование и охотники добираются до норы лисы.) Отмечены на плане 3м крестиком. Проводится подвижная игра «Хитрая лиса» (лиса ловит охотников .)

5. Заключительная часть. Примирение лисы с охотниками .

Ходьба по отличным в плане местами, но в обратном направлении

психологические упражнения для тренингов

Игра «Лисы и охотники»

Площадка, размеры которой можно приравнять к баскетбольной (26х14 метров), ограничивается со всех сторон линиями. Из играющих выбирают водящего – «охотника». Ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие – «лисицы».

Охотник выходит на середину площадки, а лисы собираются вокруг него. Охотник три раза подбрасывает мяч вверх и ловит его. После третьего броска лисицы разбегаются в разные стороны. Охотник, поймав мяч, бросает его в одну из лисиц, стараясь ее запятнать. Осаленная лисица становится помощником охотника. Она получает право поднимать с земли мяч и передавать его охотнику, облегчая ему задачу.

Таким образом, в ходе игры у охотника становится все больше помощников, а количество лисиц сокращается.

Когда у охотника появится первый помощник, в игре начинает действовать такое правило. Лисицы могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать его между собой так, чтобы охотник с помощниками не смогли им завладеть. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы продолжать салить играющих.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все лисицы, кроме одной. Эта лисица, проявившая себя самой ловкой, становится новым охотником. Игра проводится еще раз.

В ходе игры нужно следить за тем, чтобы лисицы не забегали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником охотника.

Перед началом игры можно условиться, что салить мячом можно куда угодно, кроме головы.