Shadow tactics blades of the shogun рецензия. Shadow Tactics: Blades of the Shogun – рецензия. Музыка и звук

Немногие игры умеют сниться по ночам. Сегодня в замке сёгуна слишком много охраны. Патрули снуют туда-сюда. Путь на главную башню перекрыт зловещими самураями, которые не реагируют на уловки. И раз за разом мои ниндзя пробуют прорваться и ускользнуть незамеченными. И раз за разом я вижу экран загрузки…

Всё это, конечно, уже было раньше. На грязных улицах Берлина коммандос срывали планы фашистов, а в пустынном Техасе банда наёмников охотилась за грабителем поездов. Но после жанр «стелс»-тактик в реальном времени впал в спячку. Разработчики погнались за трехмерностью и упрощениями игрового процесса. В итоге после , средней и неуклюжей дело заглохло. Даже вернувшаяся к истокам никого не расшевелила.

Мёртвые стебли

Разработчики из не стали изобретать велосипед. Они взяли за основу и перенесли оттуда основные элементы, изменив время и место. Действие происходит в Японии в период Эдо. Под покровительством сёгуна собирается отряд верных людей, готовых на всё, чтобы защитить мир и порядок в государстве. И неприятности не заставляют себя ждать.

снова укутаны в снег.

Все эти премудрости надо учитывать при планировании вылазки. Каждая миссия – огромное поле для экспериментов. Кроме двух вариантов исполнения, которые подопечные сами предлагают по ходу большинства заданий (в качестве обучения для новичков?), всегда есть ещё парочка «скрытых». Не хотите отравлять чай горделивому даймё или по-снайперски снимать его с башни – попробуйте проникнуть во внутренний двор имения и расправиться с его личной армией вручную.

Противники обладают конусом зрения, который в любой момент можно увидеть, и держат ушки на макушке. Да и расположены они не абы как. Найти путь в хитросплетениях патрульных маршрутов, среди одиноких дозорных и гражданских лиц — изысканная головоломка. А приличный искусственный интеллект и обилие скриптов гарантируют, что решить её будет не так-то просто.

Неприятели отличаются даже характером. Солдаты с детским удивлением идут посмотреть на кувыркающегося в пыли тануки и так радуются избавлению от страшной рутины, что хладнокровно убивать их даже и не хочешь. Сержанты в соломенных шляпах серьезны и не покидают пост, пока не увидят чего-то действительно опасного. А высокомерные самураи не станут обращать внимания на просьбы обычных крестьян.

История, правда, незамысловата, однако благодаря отличным, полным эмоций и характера голосам героев она обретает чудесный колорит далёкой и необычной страны. Для полного погружения есть японская озвучка. Вот уж в самом деле – внимание к деталям!

Единственное, что не получилось у разработчиков, — модели персонажей. Их угловатые силуэты и схематичные движения выглядят нелепо на фоне восхитительных «задников» и портят впечатление от всей картины. При этом анимация убийств сделана на «пять». Но и о таких странных несоответствиях быстро забываешь, продумывая очередной манёвр.

Илья Кузнецов

Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Это та самая приятная неожиданность, когда игра от малоизвестной студии внезапно оказывается чуть ли не наследницей культовой серии .

То, что , потенциально может стать духовным продолжением Commandos, стало ясно гораздо раньше: еще в конце ноября появилась демо-версия, в которой можно было попробовать геймплей и оценить красочную, но при этом отнюдь не мультяшную графику.

Но если поначалу были сомнения, потянет ли Mimimi Productions такую планку в отношении всей игры, то есть о них можно смело забыть. Потянули!

Игровой процесс

Тактических игр, которые бы действительно заставляли думать и действовать по проработанному до мелочей плану, сейчас днем с огнем не сыщешь. Тем более, когда за разработку отвечает команда, до этого создавшая лишь одну игру, да и то мультяшную адвенчуру для аудитории младших классов.

От осознания этого начинать прохождение Blades of the Shogun еще приятней, ведь ее геймплей - это ожившая классика Commandos с некоторыми отличиями, в основном касающихся сеттинга игры в Японии образца позднего сёгуната (1615 год).

Игрок должен проводить скрытные диверсионные вылазки на территории противника, имея под рукой крайне ограниченный человеческий ресурс - всего 5 бойцов. Все они являются профессионалами своего дела, однако, по законам жанра, универсальных солдат в игре нет.

Например, ниндзя-шиноби Хаято отлично расправляется с одиночными целями, скачет по крышам и мечет сюрикены, но мало что может противопоставить группам бойцов. Самурай Муген, напротив, лишен многих тактических возможностей, но зато может без особых проблем справиться сразу с несколькими врагами нового сёгуна.

Каждый герой в чем-то уникален и обладает собственной геймплейной схемой. Однако на этом достоинства игры только начинаются, ведь не менее важную роль играют уровни. Именно они заставляют игрока постоянно думать и планировать следующий шаг.

В этом смысле Shadow Tactics: Blades of the Shogun имеет много общего с головоломками наподобие Hitman GO: чтобы пройти дальше, необходимо разгадать правильную последовательность действий, которую придумал левелдизайнер. Этот алгоритм уникален для каждого уровня, а потому придумать универсальный рецепт прохождения не получится: игра постоянно подкидывает новые ситуации и необычные тактические условия.

Нельзя также не упомянуть о специальном режиме планирования, который часто будет выручать игрока при построении многоходовых схем. Работает это так: отдаем приказы разным бойцам, а потом даем «отмашку», после которой эти приказы выполняются.

Диалоги и сюжет

В игре от Mimimi Productions присутствует сюжетная линия, рассказывающая о сложном периоде для страны восходящего солнца. Далеко не все приняли нового правителя, и потому с заговорщиками приходится вести долгие и утомительные войны.

История разношерстного отряда в этих исторических декорациях невероятно уместна, ведь в Японии того времени смешалось столько всего - бронированные самураи, экзотические ниндзя, меткие стрелки-снайперы, что иногда голова кругом идет.

Впрочем, ничего особенного от сюжета игры ждать не стоит: не это в игре самое важное. Перед персонажами ставятся конкретные цели, и потому их диалоги, деловитые и сдержанные, касаются только их. Японская лаконичность и кротость, не иначе!

Графика Blades of the Shogun

Хочешь узнать, насколько удалась графика в игре про Японию, спроси о ней самого японца. Этот принцип работает не со всеми странами, но в случае страны восходящего солнца он более чем уместен.

Японский ресурс «Kotaku» восхищается картинкой Shadow Tactics, называя ее ожившей игрушечной диорамой. Действительно, графика очень стильная, сочная, атмосферная. Все локации созданы с невероятной любовью и тщанием, практически на каждой имеется своя уникальная цветовая схема и набор эффектов.

Вдобавок к этому их еще и можно крутить, осматривать с разных сторон, обнаруживая их реальную трехмерность! Сказка, просто сказка!

Музыка и звук

Все без исключения аспекты игры сработаны качественно и без значительных проблем, и звуковое оформление тут не исключение.

Музыка Blades of the Shogun в основном представлена традиционными японскими мотивами. Очевидно, что они не придутся по вкусу тем, кто не переносит «японщину», однако для любителей азиатской культуры это просто сокровище.

Тем не менее, музыки в игре маловато: она может периодически повторяться, а ближе к концу игры хочется сделать ее потише, чтобы не она не отвлекала от сложного игрового процесса.

Интересно, что даже при том, что проект явно бюджетный, разработчики не поскупились озвучить все диалоги, причем сразу на двух языках - на английском и, да-да, на японском.

Великолепная тактика в японских декорациях

Кажется, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun идеальна: каждая ее составляющая сделана на высоком уровне и вполне может тягаться даже с «большими» проектами этого и смежных жанров.

Но если приглядеться, то можно понять, что после полного прохождения игра резко теряет интерес, а все потому, что она создана по принципу одноразовой головоломки: практически все уровни с помощью сложного алгоритма, который интересно разгадывать, но скучно повторять вновь.

Таким образом, единственным существенным минусом игры можно назвать отсутствие реиграбельности. В остальном же она преуспевает и сполна окупает свою цену.

Shadow Tactics is a hardcore tactical stealth game set in Japan around the Edo period.

Take control of a team of deadly specialists and sneak in the shadows between dozens of enemies. Choose your approach when infiltrating mighty castles, snowy mountain monasteries or hidden forest camps. Set traps, poison your opponents or completely avoid enemy contact.

The group is composed of very different personalities. Working together as a team seems impossible at first. Yet over the course of many missions, trust is won and friendships are made. The characters develop their own dynamic and each member will have to face their own personal demons.

One of the leaders of this team is Hayato, an agile ninja, who clears the way through his enemies silently, with his sword and shuriken. Samurai Mugen prefers a more powerful approach and can defeat more fiends at one time, but thus also forfeiting flexibility. Aiko is a master of camouflage when she distracts enemies disguised as a Geisha. And the street child Yuki places traps and decoys enemies towards their deadly fate. The mysterious marksman Takuma however, relies on his sniper rifle and takes care of the enemies from a distance.

The player has to carefully evaluate his options in order to master the challenging missions: how will the characters behave as a team? Which one is best equipped for each task? How can they best master the given missions? Come up with your own ingenious tactics to vanquish enemies and complete missions.

  • Play as five completely different characters with their unique skill set
  • Conquer seemingly impossible challenges where you are outnumbered ten to one
  • Find dozens of ways to take out your opponents the way you want
  • Jump from roof to roof and climb large buildings to attack the enemy from above
  • Explore beautiful environments of ancient Japan in the Edo era
  • Choose from three difficulty levels to match your skill

Стоит давно уже признать, что умение делать действительно высококачественные ремейки сейчас мало кому доступно. Примеров неудачников можно привести массу, но по настоящему классных игр сделанных «по мотивам» буквально по пальцам пересчитать. И выход каждой такой — настоящий праздник для почитателей жанра. Тем более, в нашем случае с Shadow Tactics: Blades of the Shogun, разработчики из Mimimi Productions явно вложили не только мастерство, но душу, талант и целый ряд собственных улучшений. Теперь давайте по порядку.

Честно говоря, редко когда удается найти такую игру среди тактических стратегий, которая была бы так удачна в области игровой механики, сценария и артов, как далекие уже сегодня Commandos и их нынешний, достойный представитель жанра — Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Есть, конечно, свои недочеты, основная часть которых касается управления камерой, от чего порой хочется перевернуть, к чертовой бабушке, стол с компом. Но ее крайне хитроумные системы, множество запоминающихся персонажей с разнообразными способностями и характерами и крайне необычно закрученная сага в декорациях феодальной Японии, оставляют подлинное чувство того, что ты играешь важную роль в этой прекрасно написанной истории.

Персонажи Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Каждый из пяти персонажей Shadow Tactics может похвастаться определенным набором навыков, которые делают их подходящими исполнителями всяких скользких заданий типа шпионажа в кустах, казнь выловленных врагов, и сокрытие улик пока их никто не пропалил. Были такие ситуации, в которых игрок четко понимает, что надо звать Мугена — самурая, который устроит безумную рубку катаной и выпилит целый кластер врагов. В другом случае возникнут такие моменты, когда появлялась работа для Юки — молодого вора, который может по одному заманить врагов в ловушки. Кроме того, есть и моменты, когда стоит использовать их в тандеме, что позволит достичь невероятных результатов и добиться победы.

Сначала поручая множество действий своим персонажам, а затем разом приводя эти приказы в исполнение, вы будете зачищать целые области, прежде чем враги успеют среагировать. Настоящим фанатам жанра всегда нравиться анализировать хорошо-охраняемые области, чтоб понять, какие комбинации скиллов могут запустить эффект домино, позволяющий в результате похоронить целый гарнизон. Разработанные с умом уровни заставляют посмотреть на карту, как на огромный логический пазл, который будет открываться постепенно.

Каждый уровень дает нам доступ к своему списку персонажей (так происходит до самых поздних уровней, на которых вы будете контролировать все пять наборов), что заставляет вас тщательнее обдумывать ваши комбинации. На каждом уровне существует множество объектов и свои уникальные механики. Например, в некоторых миссиях есть снег, на котором остаются следы. И их могут засечь стражи и выйти на ваше укрытие…или они могут по ним прийти в приготовленную вами ловушку. Миссии могут проходить ночью, и тогда поле зрение ваших врагов значительно сократиться. Но у стражей также есть факелы, которые могут высветить вас на большом расстоянии, если вы попадете в зону их действия. И вам не покажется, что выполняете одно и то же, используя одинаковые предметы и сталкиваясь с теми же преградами на любых двух уровня.

Пазлы с игрой и камерой

Стоит сказать, что встречаются настолько хорошо обороняемые области, что это зачастую обескураживает. В одной из поздних миссий есть ворота замка, которые вам возможно придеться штурмовал три часа, так как там каждый миллиметр под защитой, и порой кажется, что не подействует ни одна стратегия. Вы будете уверены, что все, чему научились пока проходили игру, не работает, и нет таких комбо умений, которые позволят прорваться. В конечном счете, вы прибегните к не особо затейливой тактике, суть которой в том, чтоб высчитать такой угол, при котором у некоторых врагов закроется поле зрения, и они не увидят ваших героев. Откровенно говоря, это не назвать очень удачным решением. В игре несколько таких проблемных мест и они вам наверняка запомняться.

Посредственное управление камерой не особо помогает. Shadow Tactics использует «вверх-вниз» изометрическую камеру, которую можно зумировать или повернуть по горизонтали, но затруднительно повернуть вертикально, что посмотреть на землю или заглянуть за угол. Так как многие уровни включают крутые вертикальные обрывы и высокие здания, и нет системы, позволяющей смотреть сквозь объекты на заднем плане, нужно постоянно менять позицию камеры, чтоб видеть, что вы делаете в данный момент.

Единственные способы контролировать поворот камеры –это нажатие Q и E для фиксации угла, что дает 45 градусное колебание в какую-либо сторону или же зажать alt и использовать мышь, которая настолько чувствительна, что возможно придется активировать снайперский режим на вашей игровой мыши, дабы добиться нужной степени контроля. Все становится еще хуже, когда позиция камеры не верна, и ваши клики ведут персонажа прямо в руки стражников, вместо того, чтоб заставить его затаиться в засаде. Даже странно, что так мало опций у игровой камеры, учитывая то с какой любовью разработана вся среда и сами персонажи.

РПГ, тактика, стелс, экшн..?

Игрок будет приятно удивлен качеством рассказанной в игре истории. Shadow Tactics: Blades of the Shogun открывает для нас потрясающий сказ о чести, семье, долге и предательстве, имевший место быть в японский период Эдо. Каждый из главных героев отлично озвучен (не считая Юки, который имеет британский акцент, остальные звучат очень даже по-японски) и имеет интересный и проработанный характер, развивающийся по ходу истории. Как и полагается персонажам хорошей RPG в течение тринадцати миссий они вступают в дискуссии один на один, в которых раскрываются детали их прошлого, а также игрок может узнать из них, в каких взаимоотношениях находятся все пять героев. Наиболее полное развитие получил на мой взгляд, характер Мугена, но даже второстепенные персонажи имеют ясную, понятную мотивацию и ведут очень правдоподобные диалоги.

Благодаря своим продуманным персонажам и закрученной истории эта игра является в высшей мере развлекательным и заставляющим пошевелить мозгами тактическим квестом в исторических декорациях средневековой . В итоге стоит признать, что разработчики создали одну из самых вызывающих и умных тактических стелс игр, которую вам когда-либо доведется проходить.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun, выйди она месяц или два назад, а не в сравнительно пустом декабре, наверняка осталась бы без внимания: трудно найти достаточно времени в плотном осеннем графике. Но сейчас, когда самый страшный ее конкурент на PC – Dead Rising 4, пережевывающая наскучившую тематику нежити, настал идеальный момент для объявления на сцене.

Но безрыбье не единственный и даже не важнейший повод обратить внимание на работу Mimimi Productions. Настоящая причина – исключительное качество игры, выходящей в подзабытом жанре, знаменосцами которого когда-то были Desperados и Commandos.

Привет из прошлого

Но Desperados и Commandos давно залегли на дно. Первой след простыл после релиза Helldorado:Conspiracy, эдакой режиссерской версии Desperados 2. Разработчики (Spellbound Entertainment) обанкротились, а те сотрудники, что перебрались в Black Forest Games, про серию забыли, сосредоточившись на Giana Sisters и Rogue Stormers.

Commandos оказалась не намного удачливее: высокие продажи (она принесла авторам свыше $40 млн) не уберегли Зеленого берета и дружину от отставки. Виной тому стали неудачный вояж в жанр шутеров (Commandos: Strike Force), обнищание мадридской Pyro Studios и итоговый побег студии в сектор мобильных развлечений. Недавно испанцы пытались возродить Commandos на портативных устройствах, однако никаких внятных новостей давненько не было.

Обучение в Shadow Tactics устроено по принципу «разведки боем»: основные принципы изложены в немногочисленных свитках, никто, как с малым дитем, с вами не возится.

Про другие подобные проекты и говорить нечего. Chicago 1930, Korea: Forgotten Conflict, Robin Hood: The Legend of Sherwood мелькнули и испарились навсегда, а редкие, робкие попытки современных разработчиков (например, We Are The Dwarves) оказались безуспешными.

Именно поэтому уровень исполнения Shadow Tactics от, прямо скажем, новичка индустрии поражает и дает надежду: а вдруг про тактику в реальном времени вновь заговорят, вдохнут в нее вторую жизнь?

Даже в, казалось бы, упирающей на стелс игре иногда что-нибудь оглушительно взрывается.

Mimimi Productions не просто словно разыскала конспекты предшественников – она избежала их ошибок и не сплоховала в мелочах. Игра четко сбалансирована и выверена, тут нет ни абсурдных расстрелов целой армии из-за угла, ни змеи-маньяка, безостановочно кусающей прохожих за пятки, а искусственный интеллект ведет себя адекватно и не позволяет откровенно беспредельничать.

Попросту тяжело к чему-либо придраться или строго упрекнуть немцев – и это действительно впечатляет.

Напоминание о необходимости сохраняться – приятная мелочь, без которой привыкшие к чекпоинтам и автосохранениям люди кусали бы локти.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон

События разворачиваются в Японии периода Эдо. На дворе 1615 год, вокруг цветет сакура, бродят монахи и самураи с длинными катанами, высшие правительственные чины устраивают чаепития в саду, а банда заговорщиков под предводительством загадочного Каге-самы готовит государственный переворот с целью свержения сегуна.

Сюжет подается небольшими межмиссионными роликами и не представляет интереса – но в подобных играх ему необязательно блистать.

Последний не в восторге от затеи и собирает команду диверсантов, которым предстоит нарушить злодейские планы и уберечь регион от политических потрясений. Возглавляет группу самурай Муген, а в помощниках ходят наемный ниндзя Хаято и его юная ученица Юки, престарелый снайпер Токума да то ли гейша, то ли шпионка Аико.

Попытки раскрыть персонажей здесь едва ли назовешь успешными – зато голоса у героев очень колоритные в обоих представленных вариантах озвучки (английском и японском).

Каждый персонаж обладает как уникальными навыками, так и где-то повторяет за коллегами. Хаято вонзает в недругов клинок, отвлекает их, звучно бросая камни, швыряет сюрикены, поднимается на крыши на крюке, резво плавает, прыгает с высоты на голову зевакам – короче, натуральный ниндзя. Во многом вторит ему Юки, разве что трели ее дудки побуждают врагов разведать источник звука – а там уже ждет капкан.

Пляжный сезон закрыт, и особо непонятливых тут уговаривают идти домой очень убедительными доводами.

Аико – мастер перевоплощения: если на карте можно найти бесхозную одежду, то, подобно Шпиону из Commandos, девушка примерит ее и сможет более-менее свободно лавировать среди неприятелей.

Шприца с ядом у нее нет, зато она орудует шпилькой и распыляет специальный порошок, застилающий жертве взор. Важно только не бесчинствовать на глазах у стражи: маскировка спадает при подозрительных маневрах.

Переодеваться всякий раз, когда кто-то оставил без присмотра вещи, необязательно, но так строить козни ощутимо легче.

Престарелый Токума и вовсе предпочитает держаться вдали от конфликтов и снимать негодяев из ружья со снайперским прицелом. На крайний случай есть смертоносные и шумные бомбы, а отвлечь ошивающихся поблизости противников поможет милый ручной енот, своим писком привлекающий всеобщее внимание. В остальном дедушка бесполезен: в ближнем бою категорически не участвует и ковыляет ощутимо медленнее товарищей.

Муген, наоборот, преуспевает именно в хороших драках. Самое крутое его умение – атака по сектору: он влетает в толпу и в изящном танце смерти режет глотки окружающим, за исключением самых сильных оппонентов. Кроме того, физически одаренный самурай таскает огромные булыжники и швыряет их во врагов, что расценивается NPC, подоспевшими на место трагедии, как несчастный случай, а не убийство, поэтому тревогу они не поднимают.

А еще Муген без труда таскает бочки с порохом и в паре с Токумой устраивает эффектные фейерверки на радость повстанцам.

Помимо специальных умений члены команды различаются манерами, темпом действий. К примеру, мужчины, за вычетом пенсионера Токумы, переносят тела на плече в полный рост, девушки же медленно волокут по земле, и эта особенность в разных контекстах используется по-разному. Надо замести следы поскорее – лучше позвать парней, а если желательно протащить труп, не поднимая головы и не засветившись перед стоящим поодаль стражником, то пропустите вперед дам.

Аналогично устроена работа многих других элементов. Большинство персонажей долго ковыряют соперника ножиком, и стычку легко замечают часовые, а вот Муген резво машет катаной и успевает все сделать вовремя. Ручная мортира самурая бьет больнее огнестрельного оружия остальных героев, зато доспехи не позволяют залезть в воду – тонкостей хватает у любого подопечного.

Благодаря чудесной дудке Юки можно здорово расчистить себе оперативный простор, но самураев музыкой не проймешь.

Загвоздка в том, что лишь пару раз за кампанию (тринадцать миссий) группа орудует в полном составе. Обычно в тыл врага отправляются два-три человека, кто-то чаще, кто-то реже, поэтому сочинить универсальную тактику не выйдет, но определенные предпочтения и подход у вас наверняка сформируются.

А тот же Токума значительную часть заданий, на которые его таки назначают, просиживает в кустах, постигая дзен. Быстро снял пару охранников, стоящих на вышках, и уступил дорогу молодым – пусть резвятся. Как следствие, реальное число «оперативников», устраивающих диверсии, зачастую меньше заявленного.

Хаято и Юки – два, пожалуй, самых полезных персонажа, решающих значительную массу стоящих перед командой проблем.