Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Рациональное познание

1 . И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2 . Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений 3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3 . Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

5. Рациональное - это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6 . Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением

7 . «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания

8 . Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности

9 . В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10 . Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки

11 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

12 . Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

14 . Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

В1 . Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

В2.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В3.

их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

А) установление сходства или различия предметов

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В4 .

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс

1 . И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2 . Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений 3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3 . Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

5. Рациональное - это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6 . Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением

7 . «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания

8 . Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности

9 . В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10 . Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки

11 . Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

12 . Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

14 . Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

В2. Установите соответствие между психическими процессами,

участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В4 . Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

Ответы:

АВББА

ВЕДБАГ

БЕАДВГ

А-1; 2-В

Познание мира. Чувственное и рациональное познание

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называетсячувственным (или сенситивным) познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio - разум).
На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия.

Следующей формой рационального познания является суждение . Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения.

Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность..

Одним из важнейших вопросов философии с античных времен является вопрос о способах и методах познания. Какие пути дают мыслителю наиболее ясную и объективную картину мира? Многообразие этих путей рождало бесчисленные философские течения и взгляды на вселенную в целом и отдельные вопросы, ее касающиеся. Возникали такие направления как солипсизм, скептицизм, субъективный и объективный индивидуализм,

агностицизм, гностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм и многие другие. Разберемся, прежде всего, в том, что такое рациональное познание. А так же рассмотрим оппонирующий этому сенсуализм.

Суть чувственного познания

Эти два течение фактически порождены друг другом и с эпохи седой Античности являются конкурирующими в вопросе о наиболее эффективном пути философа. Чувственное познание - это такой путь осознания окружающей действительности, который опирается не столько на мыслительный анализ свойств окружающей природы, сколько на чувственные ощущения, получаемые посредством соответствующих органов.

Формы чувственного восприятия

Основными его формами являются ощущение и восприятие. Если говорить об ощущениях, то характеристиками предмета выступают те его свойства, которые можно получить при помощи органов чувств: вкус, цвет, запах, тактильное чувство при прикосновении, звук. Восприятие - более высокая форма познания сенсуализма, в которой отдельные ощущения от предмета трансформируются в совокупную его интерпретацию, как единого целого.

Определение рационального познания окружающего мира

Рациональное познание - это процесс познания действительности, которая нас окружает посредством исключительно мыслительных процессов. В отличие от сенсуализма, важность чувств здесь исключается, а подчас признается вредной. Рациональное познание опирается на:

  • язык, как выразитель мысли;
  • обобщаемость, то есть познание сути вещей в их совокупности, а не единичности.

Другие способы познания объявляются необъективными и игнорируются.

Рациональное познание и его формы

Основными формами такого способа познания являются следующие составляющие:

В результате мыслительного процесса создается набор фактов, присвоенных мыслью предмету. То есть, возникает новое суждение о предмете. Рациональное познание в качестве дополнительных форм, иногда еще выделяемых исследователями, имеет гипотезу и теорию. Первая - это первичное предположение, которое имеет своей целью составить начальное объяснение сути вещей, при полном пока еще отсутствии фактов. Когда появляются факты, подтверждающие гипотезу, она превращается в теорию. Эта категория, в свою очередь, уже способна всесторонне объяснить закономерности и процессы окружающей действительности, а также является высочайшей формой знаний.

«К познанию России» - Федор: Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Все очень знакомое вроде бы, А глянешь - и сердце горит. Успехов вам в познании нашей великой Родины! М.В.Ломоносова. Учебный комплекс по географии России и своего края, 9 класс. Так что же такое ты, Родина? Какие цели изучения Родины в 9 классе вы поставите для себя лично?

«Чувственное познание окружающего мира» - Возможности чувственного познания ограничены. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Такое познание называют чувственным познанием. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Чувственное познание окружающего мира. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств.

«Познание и знание» - Восприятие. Познаем ли мы мир? Нереальные. Абсолютная- Полное, исчерпывающее Знание о сложном объекте. Утверждения, несоответствующие действительности. Виды истины. Суждение. Истина- это… Работу выполнила Васильева Елена. Заблуждения- содержание Знания, несоответствующее Реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

«Чувственное познание» - Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения. Давайте обсудим. Из чего складываются восприятия? Ель. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке? Например: - запах цветка; - вкус земляники; - тепло; - холод. Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек? Возможности чувственного познания ограничены.

«Рациональное потребление» - Английские маржиналисты. Рациональный потребитель. Иеремия Бентам. Продовольствие. Аксиомы рационального потребления. Основной труд - «Теория политической экономии» (1871). Ординалистский подход (от англ. 9. Рациональное потребление. Герман Госсен. Закон убывающей предельной полезности. Уильям Джевонс (1835-1882), английских экономист, один из авторов теории полезности.

«Предмет познания» - Логически обобщенный образ предмета. Предположение. Сравнение. Специфика познания общества. Анализ. Этапы теоретического познания. Что такое абстрагирование? Абстрагирование. Рационализм (Р. Декарт). Большинство. Методы научного познания. Переход от единичного к общему. Главная задача – объяснение изучаемых явлений.