Нетрадиционная инфографика. Советы от журнала «Инфографика. Главное – горячее сердце и холодная голова

Инфографика не должна создаваться ради инфографики. Человеку она должна быть полезной. С ней у него появляется еще одна возможность получить новые знания, вынести из инфографики практическую пользу. Этими словами Николая Романова, совладельца журнала «Инфографика» , начну второй пост с советами по визуализации.

Подготовка инфографики делится на 3 основных этапа:

1. Смыслы Первый мы условно называем «смысл». На этом этапе мы работаем над разработкой тезисов, из которых будет состоять инфографика. Это вопросы, на которые в инфографике будут даны ответы. Вы хотите, к примеру, сделать статью о ВИЧ. Вы формулируете тезисы, на которые эта статья должна отвечать. Что такое ВИЧ? Как он превращается в СПИД? Как можно заразиться? Сколько людей больны ВИЧ-инфекцией, какая динамика и где можно сдать кровь на анализ. Допустим, вы сформулировали такие тезисы и в результате у вас получится статья. Такая же работа проводится для создания инфографики.

2. Информация После того как тезисы сформулированы, журналист ищет информацию. Под каждый тезис формулирует вопросы, на которые он должен найти ответы. После того, как вся информация собрана, ее анализируют, вычленяют самое главное, пытаются расставить смысловой акцент, что за чем идет — опять же по сути процесс точно такой же, как для написания привычной журналистской статьи.

3. Визуализация Когда эта работа проделана, журналист начинает общаться с дизайнером, объясняет ему основной посыл истории, поясняет те акценты, которые он расставил, и дизайнер на основе этой информации делает первоначальный скетч (набросок , рисованные заметки ), в котором он всю историю выстраивает в графическом виде.

После того, когда готов скетч, журналист общается с дизайнером, они могут обсуждать, что необходимо поменять, потому что у дизайнера в ходе работы могут возникнуть какие-то мысли. Он, например, может понять, что какие-то вещи не стыкуются или в какой-то блок хорошо бы добавить информации. Тогда журналист должен дособирать информацию. Либо журналист может править дизайнера, объясняя ему, где тот допустил смысловую ошибку в графике. Когда готов скетч, который оптимально всех устраивает, дизайнер подбирает несколько вариантов стилистики. Все вместе обсуждают и выбирают, что лучше подходит и после этого уже непосредственно приступают к визуализации.

Различается ли инфографика для печати и интернета?

Если в интернете размещать инфографику вроде той, что мы делаем в журнале, то ее, скорее всего, будут меньше изучать. В силу того, что мы рассчитываем на печатный образец и, соответственно, у нас много деталей, которые нужно рассматривать, внимательно изучать. Создавая свою инфографику, мы представляем себе человека, который сидит за столиком в кафе и у него есть минут 5-10, чтобы как раз изучить одну статью.

В интернете, соответственно, это не работает по той простой причине, что многие просматривают с экрана и если изображение больше экрана, нужно куда-то пролезть, нужно увеличивать, то, скорее всего, человек просто закроет картинку, не будет с ней знакомиться. Поэтому в создании инфографики для интернета есть своя специфика. Она подразумевает, что инфографика должна быть по ширине, где-то 800, максимум 1224 точки. По ширине стандарта экрана и по высоте, желательно, чтобы она не сильно отличалась опять же от распространенных стандартных размеров. В интернете важно, чтобы человек открыл картинку и сразу мог все прочитать.

Негативный момент в этой подаче заключается в том, что очень мало информации можно отобразить, если ты ограничен размерами, просто в силу того, что у тебя маленький объем. Поэтому очень часто в интернете много пустой инфографики, ни о чем. Обычно это 2-3 факта, которые вроде бы не стоят внимания, но аудитория на них реагирует.

Аудитория инфографики

Вот поэтому стоит разделять цель использования инфографики. Если вы говорите об инфографике для соцсетей, то, естественно нужно выделять 5-6 фактов по теме и подавать их максимально яркой упаковке. Наш опыт показывает, что инфографику очень плохо воспринимают люди старше 35-40 лет. Если анализировать аудиторию нашего журнала, то его в основном читают люди до 35. Наши читатели: около 80% — это люди от 20-35, и, соответственно, по 10% младше 20 лет и примерно 10% те, кто старше 35.

Текст VS графика?

Под инфографику нужно собирать информацию таким образом, чтобы ее в текстовой части было как можно меньше. 2-3 предложения суммарно это около 250 знаков. И вот эти 250 знаков текстовой информации смотрятся уже очень внушительно. Это уже очень много текста! Понимаете???

Поэтому очень важно выбирать лаконичные формулировки и не использовать текст в качестве стандартной истории, когда можно долго вкатываться и долго пояснять свою мысль. Это основная проблема работы с инфографикой. Когда мы только начинали, у меня был определенный журналистский опыт и я пытался в тексте оставить информацию, которая уже отображалась в картинке.

В инфографике очень важна вот эта связка текста и дизайна, когда вы что-то нарисовали, и ты понимаешь — человек вот эти моменты считает с картинки, поэтому в тексте оставляешь только какие-то маленькие, направляющие, поясняющие слова, которые ему точно помогут понять этот смысл. При работе с текстом очень важно оставить ту самую главную мысль, соль, которая есть в любой информации и это самое сложное. Потому что, как показывает практика, любой текст нужно очень сильно порезать, выкинуть все лишнее. Текста должно быть ровно столько, чтобы человек мог понять инфографику.

Материал подготовила
Дарья Абрамова

Каждую неделю мы просим представителя творческой профессии рассказать нам о своих любимых песнях / фильмах / книгах и так далее. На этой неделе команда журнала «Инфографика» делится своими любимыми работами и рассказывает, почему они им так нравятся.

Слева направо:

Артем Колеганов, арт-директор журнала

Саша Бричкин, дизайнер

Коля Романов, главный редактор

Когда мы только начинали делать журнал, эта работа была для нас примером качественной развлекательной инфографики: когда информацию сознательно украшают, чтобы привлечь внимание читателя. За счёт образа с тонущими кораблями данные о крупнейших банкротствах интересны максимально широкой публике. Мы придерживаемся схожего подхода во многих своих работах.

Canal+ выпустил целую серию постеров о том, как снимать кино (в том числе ужастики, порно и т. д.). Мы любим эти примеры за юмор и кажущуюся простоту. Стоит попробовать сделать нечто подобное, чтобы понять, как легко запутаться во всех связях и как сложно объяснить дизайнеру, что за чем должно идти.

Работы National Geographic великолепны. Для нас они - стимул развиваться дальше и образец того, как нужно уметь держать планку. Конкретно этот пример завораживает тем, как много информации удалось уместить и облечь в красивую и понятную форму.

Идеальный баланс между данными и визуализацией за счёт простой, но сильной метафоры. Можно найти множество работ на схожую тематику, но ни одна из них не цепляет так же сильно, как эта простейшая столбиковая диаграмма.

Самое сложное и интересное - искать способы визуализации в темах, которые уже неоднократно представляли в виде инфографики. Эта работа, на наш взгляд, лучше всех рассказывает о нобелевских лауреатах. Отдельный плюс - за оригинальное решение, как всё уместить на полосе.

Data art - это изображение большого массива данных, когда на первое место выходит именно визуализация. Разобраться в деталях с помощью такой инфографики очень сложно, но это не её задача. Она позволяет считать информацию о тенденции. При этом данные принимают такую форму, что сердце замирает от красоты.

Когда редактор многозначительно просит дизайнера сделать инфографику, эта история, как правило, заканчивается мучительным поиском клипартов и в итоге какой-нибудь мудрёной картинкой с циферками. А вернее, информацией, которая не представляет для читателя никакой ценности. Давайте-ка попробуем эту болезнь вылечить. Причём без скальпеля. Обычной терапией.

Точность, простота и понятность

Для начала вспомним ключевые критерии инфографики. И это ни в коем случае не красивость и эффектность. Принёс вам дизайнер инфографику, посмотрите на неё беглым взглядом. Если сразу поняли суть информации, выраженной графиком, значит дизайнер справился. Потому что главное в инфографике – это точность, простота и понятность. Если же вам приходится вглядываться и распутывать смысл инфографики, то время, потраченное на её подготовку, можно просто вычеркнуть. Порой полезно вычеркнуть и из оклада. Ведь если вы вынуждены решать «ребус» дизайнера, потому что это ваша работа, то читатель ни вам, ни дизайнеру ничего не должен. Он просто пролистнёт страницу, не оценив ваших потуг.

Не помню, чьи слова, но цитату приведу, хоть и не буквально: «Перед вами настоящая инфографика, если вы убрали из графика цифры и слова, а информация всё равно понятна». Разумеется, это не догма. Но близко к ней. Эта формула очень чётко работает, когда дизайнеры выдают картинки с цифрами и подтекстовками за инфографику.

И если вы до сих пор часто не практиковали инфографику в своём издании, не стоит сразу стараться делать «шедевры». Начните с элементарных графиков, которые делаются прямо в самой программе вёрстки за две-три минуты. Пусть дизайнеры «войдут во вкус». А главное, эти простейшие графики незаменимы во многих ваших публикациях. Если вы, конечно, их читаете прежде, чем отдать на вёрстку. Практически все материалы, где приводятся сравнение показателей или динамика данных, напрашиваются, как кондуктор в автобусе, чтобы эти цифры убрали из текста и дали их графиком. Читатель не киборг, он не способен сразу усвоить и запомнить несколько чисел. А если их ему ещё надо в голове сравнить, считайте, что вы склоняете его к самоистязанию.

Кто сколько вспахал, убрал или надоил – сразу «зажигайте сигнальный фонарь» дизайнеру. А ведь это только верхушка айсберга. Публикации про бюджеты и отчёты глав об экономическом развитии – самый яркий маркер для обязательной подготовки инфографики.

Об инфографичных меньшинствах

Конечно, безумно хочется увидеть у себя в издании точную, простую, понятную и креативную инфографику. Мы же листаем время от времени большие и толстые газеты, где время от времени можно обнаружить действительно большие качественные инфографичные работы. Но вы же понимаете, что такую инфографику не сделать за два часа до сдачи номера в типографию. Да и двух дней не хватит. Как правило, большие работы – это запланированные как минимум за месяц проекты. Их мы разбирать не будем. Хотя бы потому, что большинство таких работ – это результат энтузиазма и здоровых амбиций и тщеславия самих дизайнеров. Зато есть простые приёмы, которые позволяют добавить нашей инфографике эффектность.

Во-первых, это обычная фотография. Она спасает практически во всех случаях, когда мы хотим объяснить устройство того или иного объекта. Сфотографировали и стрелками на ней показали, что и где. Всего час работы – и у вас не только эффектная, но и эффективная инфографика.

Во-вторых, можно включить в себе начинающего художника, которому ничего не стоит нарисовать руками элементарные вещи, не «потроша» клипарты. Никто ж не требует техники Ван Гога. А в итоге наверняка получится добрый «ламповый» хендмейд.

В-третьих, можно просто придумать неожиданный «поворот» для подачи инфографики.

Словами объяснять эти приёмы всё равно что учить вождению автомобиля по книжке. Поэтому проще и понятней рассмотреть примеры.

Главное – горячее сердце и холодная голова

Да, да… главное, увлекшись креативом, ни в коем случае не забывайте про точность, простоту и понятность. Собственно, только из-за этого предложения и пришлось написать эту последнюю главку. Надеюсь, не зря.

В Петербурге уже 2 недели распространяется новый номер журнала «Инфографика». Журнал Инфографика издается с января 2011 года редакцией ООО «Манифест». Выходит первого числа каждого месяца и распространяется бесплатно в 95 популярных кафе и ресторанах города. Тираж – 40 000 экземляров. Инфографика – журнал для любознательных и неравнодушных. В нем нет текстов, только яркие образы и качественная графика. Сфера интересов – все, что мож­но подсчитать и измерить. Страничка в ЖЖ.

Николай Романов: Можно сказать, что идеи для номера рождаются спонтанно. Мы ищем вокруг интересные темы, образы, а потом садимся все вместе и обсуждаем. Наверное, это самый сложный момент, так как не каждую тему удается раскрутить для инфографики: где-то слишком мало фактов, что-то будет интересно только маленькой группе лиц и т.п. Также мы накидываем примерный список приемов, которые хотим реализовать. Потом совмещаем этот список с темами и прикидываем, в какой стилистике тот или иной материал будет выигрышнее смотреться. (Мы стараемся так делать. На практике часто получается, что материал не втискивается в тот образ, который мы запланировали и тогда все приходится переигрывать).

Например, для темы про бензин мы сразу определили «схему».

Бюджет сначала хотели делать в виде кругов, но потом поняли, что не сможем наглядно показать, как распределяются деньги. Поэтому, в конечном итоге, остановились на «схеме-мясорубке» (извините, я не знаю как она правильно называется).
Журналисты объясняют дизайнерам, какой посыл должен быть у статьи и предлагают свои идеи по визуализации, но окончательное решение о композиции материала, образах и т.п. — остается за дизайнерами.
Материал собираем из открытых источников.

Например, всю информацию по бюджету взяли на сайте Минфина и Росстата:

Для индекса счастья мы сначала просто хотели найти данные об уровне жизни, но оказалось, что есть целая организация, которая ведет подсчет по специальной системе. Когда с ребятами обсуждали этот индекс, то пришли к выводу, что сам по себе он будет скучно смотреться, поэтому его нужно с чем-то сравнить. В итоге, взяли показатели ВВП и совместили (см. приложение). Но диаграмма получилась очень путанной. Из-за наложения цветов было сложно разобраться в системе. Долго спорили, обсуждали как лучше сделать, и в итоге пришли к тому варианту, что Вы видите в журнале!

Фев 25, 2011 Ирина Доброва