Монахиня феодосия. Бесовские нападки (рассказы об искушениях матушки Феодосии Скопинской). Матушка феодосия

18 февраля, в день памяти Феодосия Черниговского, день ангела схимонахини Феодосии - старицы, к которой за советом и утешением едут люди со всей страны. Ездила к ней и я - это знакомство меня по-настоящему “перевернуло”.

СПРАВКА: Схимонахиня Феодосия (в миру – Наталья Косоротихина) живет в поселке Октябрьский Рязанской области. Сейчас ей 88 лет, из которых 68 лет матушка прикована к постели. В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов), однако по состоянию здоровья она никогда не жила в монастыре. К старенькой монахине, живущей неподвижно в сельском домике, съезжаются люди со всей России. В том числе, ее навещают насельники московского подворья монастыря св. Пантелеимона на Афоне.

Михаил Нестеров. Зима в монастыре, 1904.

На душе мерзко и пусто. Ни на минуту не покидает мучительное чувство тоски. Зашла в церковь. Сердце как камень. Безмолвные лики святых… А как же хочется, чтобы они утешили…

Вышла на улицу, села на лавочку и случайно услышала разговор двух девушек о некоей схимонахине Феодосии. Судя по всему, многие едут к ней как раз за утешением. А еще - за советом, как пережить трудные времена, справиться с жизненными обстоятельствами, кого из поклонников выбрать, чтобы прожить с ним жизнь в любви, мире и радости; какую профессию освоить… Я попросила рассказать об этой монахине подробнее - и вот что узнала.

В 18 летнем возрасте девушка по имени Наталья попала в жуткую автомобильную аварию, впала в летаргический сон, очнулась больной и парализованной, но - не проявила ни капли ропота или гнева на судьбу. Она просто приняла свой жизненный жребий - с мужеством и терпением. Ее веру в Бога не поколебали даже такие тяжелые испытания. Прикованная к постели, она непрестанно молилась - о родственниках, близких людях и всех знакомых. Жизнь шла своим чередом.

Наталья жила с сестрами. Однажды к ним в гости пришла какая-то знакомая. Они расположились в соседней комнате, чтобы не тревожить болящую. Гостья уже собирались уходить, когда Наталья вдруг окликнула ее: «Какое горе вы пережили полгода назад!» Женщина застыла от удивления: полгода назад она потеряла близкого человека, но никому никогда об этом не рассказывала. А Наталья продолжила: «Но у вас скоро все наладится!» Эти слова сбылись.

Так впервые проявилась прозорливость будущей монахини. За величайшее терпение и смирение Бог послал ей этот дар. А она бескорыстно отдает людям.

Наталья никогда не жила в монастыре – ей это не под силу, но знавшие ее духовники решили, что терпение и истинная вера в Бога дают ей право на постриг. В монахини ее постригли, так сказать, «по факту».

Рассказ о матушке заставил сердце запрыгать, не осталось сомнений – надо ехать!

Пять часов на автобусе по осеннему туману в Рязанскую область. Матушка принимает всегда ночью с девяти вечера до пяти утра. Ехала в ночь с воскресенья на понедельник, и при этом нужно было каким-то чудом успеть вернуться в Москву к понедельнику и не опоздать на работу к десяти. Но было какое-то внутреннее ощущение, что не стоит волноваться - все получится так, как должно.

Я оказалась перед маленьким сельским домиком, напротив входа в который выстроилась очередь. В начале десятого вечера на крыльцо вышла пожилая женщина, которая, как я поняла, ухаживала за матушкой. Затем мы вошли в небольшой коридор, в нем уже толпилось человек двадцать - каждому хотелось поскорее попасть к матушке. Она принимала в комнате, куда ее помощница приглашала посетителей. Ожидание томило…

К часу ночи внутреннее спокойствие сменилось нервозностью. Успею ли поговорить? Мне же так нужно! Еще и на работу надо успеть… Все это время я внутренне молилась: «Господи, помоги… Ну я на минуточку… Ну мне хоть словечко услышать, так тяжело на душе. Не разберусь сама!»

Тем временем люди выходили из комнаты матушки радостными, с улыбкой и спокойствием. Кто-то проводил у нее полчаса, кто-то – минут пять-десять. Время поджимало, скоро нужно было возвращаться в Москву, билета я до сих не купила и даже не знала, во сколько ближайший поезд.

Когда в очередной раз помощница вышла приглашать следующего, я собралась с силами и попросила, нельзя ли мне зайти без очереди… Она очень нахмурилась и отрезала: «Здесь все хотят попасть, жди!». По очереди прокатилась волна возмущения: «Какая деловая, я уже третий день попасть не могу, а она лезет!» Сердце пронзило отчаяние.

Все, что оставалось - мысленно обратиться к матушке.

Я представила, будто стен нет, будто я уже у нее в комнате. Накануне я читала житие святой блаженной Матроны Московской. И обстановка, и образ матушки Феодосии невольно ассоциировались у меня с этой святой. Я решила, что люди, которым Бог открывает будущее, вполне могут услышать мои мысли. Я начала ее просить: «Матушка, прими меня на минуточку, утешь словом, мне очень тяжело – помоги!» Обычно в такие моменты, как написано в православных книжках, случались чудеса, и просящий получал просимое. А я и верила, и нет. И думала: «Ну, со мной-то уж вряд ли такое произойдет!» Но просила все равно. Не прошло и пяти минут, как помощница вышла и позвала меня.

Ноги не слушались, я вся дрожала от волнения. Вошла в комнату. Все стены в комнате увешаны иконами – это первое, на что я обратила внимание. В углу стояла узкая кровать, на которой лежала маленькая, худенькая старушка в белом платочке и белой хлопковой рубашечке. Она могла двигать только правой рукой, которой и благословляла входящего.

Удивительно, как исцеляет уже то, что просто стоишь рядом с таким человеком… Все мои проблемы и горести сразу стали какими-то мелкими, неважными что ли… Я села на стул напротив кровати, попросила ее молитв о себе и своей семье и все-таки решилась - задала вопрос: «Матушка, хочется иметь семью – мужа и детей, повенчаться, но мужчины совсем не хотят обязательств. Мне очень одиноко, как же быть?» Она помолилась, плохо видящими глазами посмотрела в мою сторону и тихо сказала: «Все у тебя будет, и венчание тоже, но не сразу. Ты сходись с мужчинами - и все будет. А работаешь ты где?» Меня удивило, почему она вдруг спросила о месте работы. Я ответила, на что она сказала: «Работай там, где работаешь. Никуда оттуда не уходи!» Я будто потерялась во времени и пространстве. Сколько всего сразу захотелось спросить! Я, как человек, не имеющий ни капли терпения, как будто воспламенилась: ну а когда же и где я встречу «свою половинку»?! Но строгая помощница - хранитель спокойствия матушки и контролер очереди - подала мне знак, что пора выходить. Я попрощалась и вышла.

…Я испытывала радость. Отчего? Может, оттого, что молитва такого человека в реальности меняет жизнь…

На вокзал я успела строго ко времени. В кассе сказали: «Берите скорее билет, поезд ждет вас на перроне!» Через 4 часа я была дома, на работу не опоздала, и даже удалось немного поспать. Я точно знала - просто чувствовала! - что такая легкая дорога получилась по молитве матушки. «Раз в таком малом есть помощь, то будет и в большом» - подумалось тогда.

И тут бы мне написать: «По возвращении в Москву жизнь моментально перевернулась, на следующий день я нашла мужа и т.д.» Но нет. Мой «прекрасный принц» почему-то все медлил. Вопрос матушки о месте работы я восприняла как некую подсказку, что именно там встречу своего избранника, но оглядываясь по сторонам, не находила никого «подходящего» моим требованиям: старше меня, умный, серьезный, но с веселым нравом, любящий, заботливый… Вполне стандартные женские мечты, но кажущиеся несбыточными. Да и на работу каждый день я шла, как на каторгу, отношения с начальницей обострялись, а я по-прежнему ждала, что я когда-нибудь влюблюсь, уволюсь и уеду к морю. Словом, серые привычные дни текли своим чередом.

И все же, была одна принципиальная разница. Изменилось мое отношение. После встречи с матушкой все эти дни я переживала… с надеждой. А это, возможно, самое главное, что спасает человека. И пускай эти дни были по-прежнему серыми, теперь они точно не были бессмысленными. Я верила, что матушка не ошиблась. Она ведь неслучайно сказала: «Все будет, но не сразу ».

Все произошло через 4 месяца на праздник Сретения Господня. Неслучайно слово «сретение» на современные русский переводится как «встреча». В кафе, куда приходили обедать люди из всех соседних офисов, я познакомилась со своим будущим мужем. Примечательно то, что это был мой последний рабочий день в этой компании. И мой последний обед. И моя новая жизнь.

Слава оказался человеком с веселым нравом, умным и серьезным, старше меня на 10 лет, руководил крупным подразделением в большой компании. Все, как я мечтала! Мы легко нашли общий язык, нас тянуло друг к другу. Отношения сложились как будто «сами собой», но я, конечно, знала, что это по молитвам дорогой матушки. Буквально через два-три месяца мы уже точно знали, что поженимся, что оба безумно этого хотим. Мы решили не торопиться и не шокировать родственников, назначили день венчания на 14 октября, в прекрасный праздник Покрова Богородицы. Нелюбимая работа была в прошлом, а в настоящем - любимый муж и долгожданная поездка к морю!

Я верю, что по молитвам матушки Феодосии Бог исполнил мое желание. Не потому, что Он - волшебник, а я просто правильно попросила, а потому что Он - любит меня. Как и каждого человека. И обязательно отвечает на молитвы - но именно в тот момент, когда человек готов это принять - не раньше, не позже. Просто иногда, чтобы расслышать этот ответ, нужно измениться самой. Меня изменило знакомство с матушкой Феодосией.

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923/† 15.05.2014), из-за тяжёлой травмы около двадцати лет находилась в коме - в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, сорок лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. Однако были и такие случаи, когда матушка Феодосия претерпевала искушения. Об одном из них я и хочу рассказать.

Бесовские нападки

В конце прошлого века слава о матушке Феодосии возрастала, но тем больше восставал против нее враг рода человеческого. К скопинской старице стремилось приехать множество людей, и тогда нашлись такие «предприниматели», которые стали зарабатывать на славе матушки Феодосии. Интернет запестрел такими объявлениями: «Организация индивидуальных поездок к схимонахине Феодосии в город Скопин. Из любой точки Москвы. стоимость поездки 2.5 т.р.». Или вот еще такое интернет-объявление: «Организую групповые поездки к схимонахине Феодосии в город Скопин в легковых автомобилях по 3 человека, стоимость - 2500 рублей с человека, с выездом из Москвы от ст. метро Жулебино и Домодедовская. Если необходима развозка по Москве после визита к матушке Феодосии, стоимость 500 рублей за адрес». А к этим объявлениям, как правило, добавлялись рекламные призывы: «Кто хочет исцелиться, снять порчу, создать семью или наладить бизнес - езжайте к схимонахине Феодосии! Мы всегда готовы отвезти вас туда и обратно!»

А теперь представьте себе, какие толпы жаждущих чуда людей стали приезжать к больной старице! Но эти толпы были из лукавого рода, о котором Христос говорил: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему...» (Мф. 16:4.)

Люди из лукавого рода очень утомляли больную скопинскую старицу и ее келейниц. Одна из благочестивых почитательниц матушки Феодосии Алена Андриянова о такой неприглядной ситуации сказала: «Я была у матушки не однажды и поверьте видела там разных людей... Много было таких, которые не хотели работать над собой (жить в Боге), а искали быстрого пути решения проблем. А когда у них после посещения матушки ничего не получалось, то они начинали хаять ее, (ничего она не может, ничего не умеет, лжестарица). А потом начинали ездить к разным «бабкам» и экстрасенсам за «быстрой помощью. Матушка после того, как ее посещали такие люди, очень сильно болела».

В то же время вокруг скопинской старицы стали плестись интриги, возникали сплетни и даже фальсификации ее жизни. Апогеем такого бесовского шабаша стало создание и показ каналом РЕН ТВ фильма о матушке Феодосии под названием «Вся правда о Ванге». Не будем пересказывать его лживое содержание. Приведем лишь историю борьбы за доброе имя скопинской старицы. Приведем для того, чтобы показать читателю, насколько тогда ополчились бесы против Божьей угодницы. А еще для того, чтобы показать насколько большим уважением матушка Феодосия пользовалась среди известнейших людей России, вставших на ее защиту и написавших обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой привлечь журналистов РЕН ТВ к уголовной ответственности за лживую фальсификацию. Итак, приводим цитаты из обращения в защиту матушки Феодосии:

«Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы столкнулись с вопиющим фактом оскорбления чувств православных христиан, циничного попрания норм морали...

Рен ТВ широко демонстрировал фильм "Вся правда о Ванге". Мы бы не обратили внимания на эту жалкую телеподелку, призванную оболванивать доверчивого зрителя лжесенсациями, если бы в этом фильме не оскорблялись наши религиозные чувства и, если бы создатели фильма не провоцировали агрессию в отношении широко почитаемой в народе старицы схимонахини Феодосии...

Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин, и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия - это и есть "воскресшая Ванга". Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары - не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия - это и есть «воскресшая Ванга». Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары - не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Но особенно вопиющим является комментарий авторов фильма о том, что несметные сокровища Ванги были перевезены в Скопин и спрятаны там. Это, на наш взгляд, не что иное, как подстрекательство к ограблению и даже убийству. И, как нам рассказывали, уже имел место факт грубого вторжения в дом матушки Феодосии трех пьяных хулиганов.

Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить Генеральной прокуратуре России проверить изложенные нами факты, дать им юридическую оценку, привлечь виновных к установленной законом ответственности, в том числе уголовной».

Обращение подписали: В.Н.Крупин, сопредседатель Союза писателей России; А.Д.Степанов, главный редактор « »; П.А.Безукладичный, председатель МОО «За Веру Православную»; В.А.Ланцева, президент Фонда Святого Апостола Павла; Т.М.Боровикова, руководитель Всероссийского Сообщества многодетных семей «Много деток - хорошо» и другие общественные деятели.

В заключение скажем, что данное обращение к Путину осталось без последствий, поскольку к тому времени матушка стала очень сильно болеть, а через некоторое время отошла ко Господу.

Болезни скопинской старицы проистекали от переутомленности и внутренних переживаний, которые для окружавших ее людей были малозаметны. Внешне матушка продолжала улыбаться, была добродушной и ласковой ко всем. Правда некоторые ее почитательницы замечали, насколько трудно стало ей принимать посетителей. Понимали и переживали за матушку. Криком души можно назвать интернет-обращение близко знавшей матушку Алёны Андриановой:

«Люди! Прежде чем утруждать матушку, поймите, что она не бабка-гадалка, а человек, который несколько десятков лет лежит прикованный к постели и молится. Зачем вы к ней приезжаете? Чтобы спросить про ИНН, куда он него бежать, и когда конец света? Или на какую работу лучше устроиться, чтоб хорошо все было...

Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложиться... Ходите в храм, читайте Святых Отцов, исповедуйтесь своему духовнику (кстати, если его у Вас нет, лучше займитесь его поиском, а не охотой за старцами) и, если он (духовник) Вам сам посоветует поехать к матушке, только тогда езжайте.

Оставьте матушке сил для молитвы за тех, кто в ней действительно нуждается! У кого дети больны раком, муж - единственный кормилец семьи умирает, дочь-наркоманка погибает... Оставьте матушке сил для молитв за них...

Прощу прощения, если кого-то обидела своими высказываниями, просто очень жалко матушку, она после пустых, неуместных или даже провокационных вопросов сильно болеет...»

Трудно, да и незачем оспаривать утверждения Алёны Андриановой. Согласен с ними и автор сей книги, приводивший в своем предисловии аргументы о немаловажности даже простых житейских проблем, с которыми ехали люди к матушке Феодосии. Но то, что говорилось в предисловии, относится к конкретным случаям. Обобщенно же я согласен с Алёной - более половины своих вопросов, люди, которые приезжали к матушке, могли решить в своем приходском храме, обратившись к священнику. Но то, что совершенно больная скопинская старица принимала всех, и отвечала на все вопросы, и молилась за всех (даже за тех, кто клеветал на нее и враждовал против нее), только возвеличивает ее христианский подвиг смирения, терпения и любви. А подвиг этот был исполнением очень и очень важной заповеди Христа Бога нашего: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф.5,44-46).

Солнце любви матушки Феодосии восходило над злыми и добрыми, и посылала она дождь своих молитв на праведных и неправедных...

«Я, когда молюсь - говорила матушка, - то всех поминаю. Начинаю со своей деревушки Велемья, а потом молюсь за всех, кто ко мне приходил...»

Игорь Евсин , православный писатель, г. Рязань

Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое

Отец Константин, расскажите, что вы помните о ?

Такое, я думаю, забыть нельзя. Ее молитвами, можно сказать, и держался весь мир. И сейчас после кончины нас матушка не оставляет своими святыми молитвами. Чувствуется ее помощь, ее молитва непрестанная. Хотя, когда мы ходили к матушке, мы не искали никаких чудес, знамений. Сами знаете, кто ищет, Господь наш Иисус Христос сказал, что лукавые прелюбодеи, есть чудеса и знамения, которые ему не дадутся. Такого не было, чтобы мы как священники ждали, знамений каких-то, исцелений. Ходили как к болящему человеку, утешая тоже так же молитвенно, и просили святых молитв у матушки. И Господь по ее святым молитвам давал просимое. Каждый, я думаю, получал утешение, каждый чего искал, того находил. Люди искали духовного - находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета, получали мирской совет. Матушка отвечала на все вопросы каждому, что интересовало его в его жизненном пути.

Как вы узнали о матушке?

О матушке я знал с детства, лет, наверное, с шести, слышал от бабушек, еще до пострига была она еще матушка Наталья. Люди посещали, ходили как болящую проведывали ее, они звали ее сестричка Наталья. А потом в уже более осознанном возрасте пришел в храм алтарником, я попал лично к ней в келью еще до пострига. А потом, когда отец Авель совершил над ней монашеский постриг, матушка стала здесь такой знаменитой, люди стали знать, что есть у нас такая матушка Феодосия. Тогда в советские годы приходили те люди, кто знал, кого матушка знала. Тогда не было, как сейчас, были гонения, но все равно люди приходили тайно, просили святых молитв, духовный совет, утешались.

Какую помощь она оказала вам лично?

Да любую помощь, с какой я ни обращался. Есть конкретный вопрос, который касается лично меня, не могу сказать, это личное, сокровенное, тайна. Матушка никогда не любила ничего разглашать. Она жила по Евангелию, делала так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Если матушка что-то делала, она не велела никогда разглашать. Я думаю, это кого-то конкретно касается, однако, придешь, объясняешь ей: вот такая-то такая проблема, она улыбнется тебе: «Батюшка, хорошо, помолимся» и все, вверх летишь.

Батюшка, может, с другими людьми какой случай полезно огласить.

А я думаю, другие люди сами должны о себе рассказать. Приходит на память сила ее молитвы, ее сам пример терпения, смирения, любви. Представляете, вот мы, священники, исповедуем людей. Приходишь, падаешь буквально на диван, а сколько матушка принимала в день людей? И день и ночь… До самого утра, практически, шел поток людей. И ведь отвечала на вопросы, каждого встречала с любовью, всем улыбалась, как можно это вытерпеть да не пороптать? Разве это нам не пример? Живой пример! Терпение, смирение. Дай Бог, чтобы мы, туда ходящие, видели и хотя бы чему-то научились.

На ее похоронах было очень много детей: младенцев, дошкольников. Обычно на похороны стараются не брать таких маленьких.

Это была Пасхальная радость. Матушка преставилась в день нашего престольного праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба, как раз у нас была архиерейская служба, и такое произошло событие: Господь призвал ее в селение праведных, ведь просто так ничего не происходит, мы сами это знаем. Поэтому для всех это была просто радость. Матушка из временной жизни перешла в жизнь вечную, она шла к Богу.

Она обладала особым даром. Сейчас большая проблема в семьях молодых - детей Бог не дает. Обращаясь к ней, Господь давал детей.

По вере вашей да будет вам. Я думаю, такие случаи были, и не единичные, их было много. Люди веровали, что ее молитвами так будет, и так получалось. Ведь по вере нам Господь подает, вера без добрых дел мертва есть. Все взаимосвязано.

Батюшка, а вы не помните, когда был постриг?

Я в это время как раз поступил в Рязанское духовное училище, это был или 1996, точно не могу сказать, это есть в епархиальном управлении, еще при владыке Симоне это было. Как раз присутствовал митрополит Ивановский Иосиф, отец Авель.

А какие этапы жизни матушки вы выделите?

Я по ее наставлению принял сан священства. Матушка руководила нами, давала духовные наставления. Когда я лично беседовал с матушкой, я никогда не дерзал что-то у нее такое расспрашивать. То, что матушка рассказывала, да. Была такая большая масса народа, что стыдно матушку задерживать и людей, которые шли с такими важными вопросами, а люди едут издалека, добираться, ждать - это долго ведь, на каждый вопрос люди ждали ответа. Если матушка рассказывала, а рассказывала она много чего. Матушка показывала своей жизнью пример, учила всех жить в любви: «Где мир, там и благодать Божья. Живите с миром».

Известно, что она 40 лет лежала без движения, а когда она начала молиться?

Это лучше расскажут женщины, которые ходили и ухаживали за матушкой. Была ее сестра Ольга, матушка пришла в себя где-то в 70-е годы, а потом говорить стала притчами, старушки которые ходили, рассказывали. Матушка начинала как-то издалека, а потом человек понимал, что матушка говорила о его жизни, а не про кого-то. Так мягко, деликатно, а потом уже матушка стала говорить прямо. Это уже для нас, потому что мы такие бестолковые, чтобы мы поняли, уже конкретно матушка называла все своими именами. Но, если человек приходил, начинал упорствовать, матушка никогда не настаивала, никому себя не навязывала. Спросят совета - ну вот так вот поступите, Господь открыл. Человек упорствует, не хочет: матушка, а, может, вот так? Матушка: «Ну, как хотите». Тогда выполняйте волю не Божью, а свою. Соответственно, ничего не получалось, это разрушалось. Бог гордым противится.

Интересно, что матушка говорила о сохранении семьи, крепости семейной?

Матушка только и говорила: «Живите с миром, чтобы брак ваш был венчанный. Водите деток в храм, исповедуйте, причащайте». Когда человек приходил, она сразу спрашивала: «А вы в Божий храм-то ходите, вы исповедуетесь? А вы причащаетесь? А брак у вас венчаный?» Это были первые ее слова, сколько мне приходилось слышать.

А если кто уходил из супругов, как она к этому относилась?

Как можно к этому относиться? Как к трагедии. Если люди шли за помощью, думаю, возвращались. Бывало такое, когда семьи соединялись вновь. Я не буду разглашать, это было ее святыми молитвами. Что такое «развенчание»? Если ребенка покрестили, его можно раскрестить? А как можно развенчать? Что такое зачин? В истории русской православной церкви такого чина не было. Если уже разрушен брак грехом прелюбодеяния, если там жизнь становится невыносимой, то люди идут к архиерею, чтобы получить благословение на второй брак. Если простят супруги друг друга, если покаются, всякий грех простится человеку. Венчал я браки, когда умирал супруг, и умирала супруга, такое было в моей личной практике. А развенчаться - такого у меня еще не было. Мы с матушкой на эту тему никогда не беседовала. Она говорила так: «Батюшки знают, они пастыри церкви». Или, допустим, какой-то священник приходил и что-то сугубо спрашивал, то она говорила: «Батюшка, ты обратись с таким вопросом к своему владыке». Отсебятины никакой не было.

Она говорила об изменении канонов церкви?

Такие тонкие вопросы мы никогда с ней не поднимали. Матушка говорила: «Живите по заповедям Божьим», говорила: «Батюшка, я ведь неграмотная, в семинарии не училась». Эти канонические вопросы касаются и священнослужителей, это тонкие богословские вопросы.

Книги «Кормчий» вы не видели, не встречали у матушки в библиотеке?

Такого я не встречал. У матушки всегда лежала Псалтырь. Я тонкостей не знаю. У нее такие старцы были, как отец Наум, поэтому, я думаю, там руководство было. Если такие старцы приезжали за молитвой, то здесь даже говорить не приходится. Помните притчу такую, архимандрит Павел (Груздев) рассказывал? Жили три человека, попали они на необитаемый остров. Приехал к ним архиерей, спросил, как вы молитесь? «Владыка, мы люди простые, неграмотные, вот так: «Господи, трое вас и трое нас, помилуй нас!» «Да вы что, вы неправильно молитесь, таких молитв нет». Покормили владыку, отправили его. И видит владыка: бегут эти три человека за ним по воде: «Владыка, прости нас Христа ради, мы забыли, как молиться правильно, научи нас». «Я все молитвы знаю, все каноны Божьи, но по воде я ходить не умею. Как молились, так и молитесь». Так и здесь. Как она молилась? Это знает только сам Господь. Мы ощущали на себе ее дар молитвы.

А за что ей был дан такой дар? Ведь она была простой девушкой-крестьянкой?

Мы же не можем знать путей Господних? Пути Господни не исповедимы. Это тайна, которая ушла вместе с матушкой. Как Господь говорит: «Ваши мысли - это не мои мысли». Господь знает, что не стоит село без праведника, и Господь всегда дает каждому роду, каждой местности какого-то молитвенника. Сколько было всегда в селах таких болящих, юродивых! Как апостол Павел нас, христиан, предупреждает: испытывайте духов, от Бога ли они? Я думаю, каждый должен об этом знать.

Как матушка относилась к гражданским бракам?

А что такое гражданский брак? Это когда молодые люди соединяются и живут без росписи, без венца. Это чистый блуд, если он ни родителями, ни церковью не благословлен, то как можно к этому относится? Конечно, матушка говорила, чтобы брак был зарегистрирован. В тонкости, как матушка относилась к только зарегистрированным бракам, не вникал. Мы, священники, приходим, помолимся, она: «Отцы духовные, простите, благословите меня» и все, и мы уходили. Когда владыка приезжал, то говорили: «Матушка, помолись, чтобы все было хорошо, все-таки архиерей едет». Она только утешала: «Батюшка, все будет у вас хорошо». Ну так и бывало. Матушка каждого утешала, даже каждым своим взглядом. Иногда на нее посмотришь: Мы все приходим на своих ногах, в добром здравии. Кто-нибудь бы сказал: «Матушка, а как вы себя чувствуете?» Столько лет лежать, столько принимать людей, по-человечески бы пожалеть человека, она себя всю отдавала, полностью, служению. Не мы ей служили, а она нам.

Батюшка, скажите финальное слово.

Я думаю, это еще не конец, это начало всего. Главное, чтобы в этом деле не навредить. Господь Сам знает, кого прославить. Опасность заключается в том, что всегда вокруг таких людей бывают околоцерковные люди. Это всегда нужно помнить. Главное - это не навредить в этом деле. А мы должны способствовать, не выдумывать каких-то непонятных ложных чудес и бабьих басен. Как апостол Павел нам говорит: «От этого уклоняйся». Поэтому все должно быть здраво и духовно. Чтобы православие было без каких-либо языческих примесей. Я думаю, это будет более правильно и верно. У нас есть здравые адекватные пастыри церкви, которые ведут, руководят.

Беседовала Ирина ЕВСИНА

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923 - 15.05.2014), из-за тяжёлой травмы около 20 лет находилась в коме - в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, 40 лет несла подвиг старчества, окормляя своих многочисленных чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. В новой книге Игоря Евсина «Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице» рассказывается о духовном подвиге скопинской старицы и о её благодатных дарах. Предлагаем вашему вниманию одну из глав этой книги.

Первые посетители приходили к Наталье Косоротихиной тайком, по ночам. Они опасались вызова в милицию или даже в отдел КГБ (Комитет государственной безопасности). Хотя гонения на Церковь в 1970-е годы прекратились, но власти продолжали оказывать давление на священников и верующих. За посещение храма можно было получить взыскание на работе, лишиться премии или же так называемой «тринадцатой зарплаты», выдаваемой по итогам года. А начальников могли даже понизить в должности.

Первоначально люди приходили к Наталье, чтобы проявить свое сочувствие и ей и Ольге, которая посвятила свою жизнь уходу за тяжелобольной сестрой. Народ хоть как-то стремился помочь сестрам. Кто-то приходил помыть полы, кто-то приносил продукты: капусту, картошку, морковь, свеклу - кто что мог.

А пришедшая в сознание Наталья, парализованная, испытывавшая сильные головные и суставные боли, ободряла приходивших к ней посетителей. Находила такие слова, которые утешали людей и вселяли в них надежду на лучшее. Люди стали с ней советоваться по житейским вопросам. Стали замечать, что Наталья обладает даром прозорливости. Она могла заранее предсказать ту или иную житейскую ситуацию. И все сбывалось.

Так, однажды в гости к Ольге пришла знакомая женщина. Они, чтобы не тревожить болящую, потихоньку прошли на кухню и стали разговаривать. А когда гостья собиралась уходить, Наталья вдруг повернула к ней голову и сказала:

Большое горе вы пережили полгода назад!

Женщина застыла от удивления. Действительно, полгода назад она потеряла близкого человека, но откуда это могла знать Наталья, только что вышедшая из комы?

А Наталья тем временем продолжила:

Вы не переживайте. У вас скоро все наладится!

Женщина еще более удивилась. Откуда она знает, что её постигли тяжелые жизненные обстоятельства и что она может знать о её будущем?

Однако слова Натальи Косоротихиной вскоре полностью сбылись.

Потом произошел другой случай. Как-то пришла к ней за советом Мария Иванова и говорит.

У меня Наталья такое дело. Внук в Воркуте живет. А его мать, моя дочь, здесь. Намедни внук позвонил, говорит: «Мама, приезжай скорее, нужно чтобы ты приехала». А как ехать, как добираться, мы не знаем. Да и надо ли ей ехать?

Пусть едет - сказала матушка Феодосия, - Только не во всякую машину садится. Когда поедет, выйдет перед Скопиным на развилку, там три дороги сходятся. Будет попутку ловить. Поедет машина слева - в нее садиться нельзя, в ней ее убьют. А когда справа поедет машина, то в нее можно. Доберется она до Воркуты, благополучно доберется.

Ну, я пришла домой, все рассказала дочке. Она собралась в дорогу и уехала. А потом звонит мне: «Мама, как матушка говорила, так и случилось. Ну точь-в-точь все так было! Вышла на развилку смотрю - машина слева едет. Я в нее не села. А тут и справа машина подъехала. Я в нее села. А потом я узнала, что в той машине какие-то бандиты ехали.

После этих случаев многие стали просить Наталью помолиться за них, и она молилась. И по ее молитвам в жизни людей все устраивалось. Вскоре благодаря благодатной помощи Натальи Косоротихиной стали происходить чудесные исцеления.

Одна из ее первых посетительниц, жительница села Корневое Александра Павловна Зотова рассказала следующий случай.

«Я жила одна. Здоровая была, работящая и вдруг заболела. Опухоль у меня какую-то нашли. Врачи сказали, что надо делать операцию. А знакомые говорили:

Какая тебе операция? Тебе весь живот изрежут. Не переживешь ты эту операцию.

Тут я сильно расстроилась. Похоже, что у меня рак. Что делать не знала. Ведь операция предстояла серьезная. Ложиться, не ложиться? А что-то же надо было делать. Тогда мне посоветовали сходить к Наталье Косоротихиной. Ну я и пошла. Зашла в домик, в ее комнатку. Стою и от волнения не знаю, что сказать. А она светленькая такая лежит, добренькая. Посмотрела на меня, улыбнулась и говорит:

Знаю, знаю, зачем ты пришла. Хочешь спросить, надо ли тебе на операцию ложиться рабушка? (таким словом /от раба Божия/ матушка называла многих своих посетительниц).

Не переживай, не бойся. Ложись в больницу и делай операцию. А если не сделаешь, то разболеешься еще сильней. Подумай, ты ведь одна живешь, кто за тобой, за больной, ухаживать будет?

«Что такое? - подумала я. - Откуда Наталья про меня это знает, даже то, что я одна живу?»

А она опять повторяет:

Ложись рабушка, не бойся. Перед операцией помолись, а когда на операцию пойдешь, то не печалься, а будь повеселей. Все будет хорошо. Врач поможет тебе.

Ну, легла я в рязанскую больницу, что в Канищеве. Моим врачом была женщина. Да не простая, а верующая. Да... Я ей рассказала про Наталью. Оказалось, что она про нее слышала. Врач, женщина эта, написала на листочках разные молитвы и прикрепила к моим волосам на голове. Так и делали мне операцию с молитвами прямо на голове... И все прошло так хорошо, что врач даже удивилась. Говорит:

У тебя ведь раковая опухоль была. Такие операции делаются трудно, тяжело делаются. А тут все шло, как по маслу. Удивительно легко операция прошла. А главное - рака теперь у тебя нет. Все прошло! Дивно это для меня, дивно...

Вот так сбылись надо мной слова Натальи. Я потом к ней в разное время опять ходила. Какая же она прозорливая, сколько же она людям добра делала, всего и не вспомнить, и не рассказать».

Многим своим посетителям Наталья советовала обратиться к врачу, но были и такие, которые лечились по ее рецептам.

Так Анна Филипповна Лукьянова, жительница села Пупки рассказала такой случай: «У меня была сыпь по всему телу. Откуда, почему - непонятно. А сыпь-то эта была болезненной. Терпеть ее было тяжело. Что делать? Пошла посоветоваться к Наталье. Пришла, рассказала о своей болезни, спросила, надо ли в больницу ложиться? А она сказала, что не надо и к врачу ходить не надо. Посоветовала пить настойку из трав - чистотела и ромашки. А еще делать так - брать два вида крапивы - с мелким листом и с крупным листом, класть в таз и заливать проточной водой. Настаивать с утра на солнышке, а вечером обливаться. Я стала так делать и сыпь прошла».

Существует множество свидетельств, как многие люди исцелялись травами, настоянными по рецептам Натальи Косоротихиной. Некоторые рецепты были простыми, некоторые сложными. Комплекс трав также был или простым, или сложным. Матушка с детства знала целебные свойства трав и способы их приготовления. Это знание предалось ей от мамы и от односельчан-старожилов, хранивших вековые народные традиции лечения травами. Но, став парализованной, Наталья получала и другие знания свыше. Так, однажды она излечила больную женщину неведомой травой, которая росла в месте известном только Наталье. Как рассказывал мне один священник Скопинской епархии, отец Иоанн Звонов, прихожанкой которого была эта женщина: «Старица духом увидела это место и на вопрос женщины, где ей найти рекомендованную траву, точно указала это место, и сказала, как к нему пройти».

Но главным в той помощи, которую оказывала Наталья болящим, конечно же была ее молитва. Ведь были случаи, когда от простейшего рецепта, простейшей травы излечивались тяжелобольные люди, которым по всем медицинским показателям, просто необходимо было лечь в больницу. Ольга Орлова записала такой рассказ одной женщины: «У меня рак был, уже последней стадии. А матушка меня исцелила. Травку сказала пить, лабазник. Я до сих пор эту травку пью...»

Сегодня многие рассказывают о матушкиных рецептах лечения травами. Некоторые даже публикуют состав и способ их приготовления. Однако, думается, что это неправильно. Не может подлабазник излечить рак последней стадии. Даже сложный компонент различных трав не может. Потому на первом месте у матушки помимо трав (которые конечно же были целебными) была молитва. Об этом написала доктор медицинских наук Раиса Яковлевна Татаринцева. В своих воспоминаниях о матушке Феодосии она отметила: «Матушка иногда травы назначала. Причем самые простые: ромашку, пустырник, подлабазник. И тяжелейшие больные выздоравливали. Дело, конечно, было не только и не столько в растениях, а в матушкиной молитве».

Сила молитвы матушки Феодосии была необычайной. По ее молитвам исцелялись больные раком, бесплодные женщины рожали детей, разрешались практически неразрешимые жизненные ситуации. Но молилась она не только за отдельных людей. Как говорила сама матушка: «Я в молитвах всех-всех поминаю. Начинаю из своей деревушки поминать, а потом и всех приходящих и приезжающих поминаю». А ведь «приходящих и приезжающих» было не десять, не двадцать человек, а многие сотни! Невероятно, но факт - матушка Феодосия помнила всех, кто бывал у нее. Какие же силы были нужны, чтобы помнить и поминать тысячи своих посетителей! Конечно, такие силы человеку может дать только Господь. Но человек, непрестанно молясь, порой ослабевает. Так бывало и с матушкой Феодосией, которая однажды призналась священнику Евгению Кариху: «Вот я молюсь, молюсь, чувствую - силы угасают и того гляди пред Богом предстану, а я грешная не готова... И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает... И опять людей можно принимать».

Силы притекают, когда их дает Господь... Это сказано для всех нас - слабых, немощных, сокрушенных. Никто, кроме Господа, жизненных сил нам дать не может, у Него их и надо просить, молиться Ему, верить в Него, надеяться на Него и любить. Таков завет матушки Феодосии. В тех или иных словах она всегда обращала внимание именно на это - на веру, надежду и любовь.

Игорь ЕВСИН , православный писатель, г. Рязань