Государственные образовательные стандарты. Государственный образовательный стандарт специальности

(«социология»). Следующим шагом стандартизации вузовской дея­тельности является государственный документ, определяющий тео­ретическую модель специалиста с высшим образованием по каждой конкретной специальности. В виду того, что многие государствен­ные образовательные стандарты России и Беларуси унифицируются, можно это рассмотрение провести на примере государственного об­разовательного стандарта по социологии принятого в Беларуси.

Прежде всего укажем на структуру этого руководящего докумен­та, которая определяется его содержанием и является общим для любой вузовской дисциплины.

1. Область применения.

3. Основные термины и определения.

4. Общая характеристика специальности


5. Требования к уровню образованности абитуриента и составу вступительных экзаменов.

7. Квалификационная характеристика специалиста.

8. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.

9. Структура учебного плана специальности.

10. Минимум содержания образовательной программы по циклам дисциплин.

11. Квалификационная аттестация.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Итак, что же определяет государственный стандарт высшего об­разования (по специальности «Социология»)?

Этот документ представляет собой теоретическую модель специ­альности и специалиста, то есть он отвечает на вопросы, что это за специальность, какой объем знаний необходим для ее приобретения и какими навыками должен обладать специалист данной квалифика­ции. Рассмотрим некоторые пункты стандарта более подробно.

Область применения определяет назначение, структуру и содер­жание специальности «Социология», определяемой шифром Г.08.01.00, что представляет собой номер ее государственной реги­страции. В этой части указывается, что стандарт обязателен для применения во всех вузах Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.



Наличие такого раздела, как «Основные термины и определе­ния», диктуется необходимостью однозначного понимания и ис­пользования основных терминов данной специальности и квалифи­кации. В частности, в госстандарте по социологии определяются такие понятия, как «специалист с высшим образованием», «социо­лог» и «социология».

В рамках общей характеристики специальности указываются: 1) время утверждения специальности государственным органом (в частности, министерством образования); 2) формулировка профес­сиональной квалификации («Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин»). Подобная запись в дипломе означает, что выпускник может работать как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в сфере преподавательской деятельности, начиная от школы и кончая вузом, причем не только по социологии, но и по другим дисциплинам общественного профи­ля, например, по политологии или истории); 3) место специальности

в системе обществознания; 4) специализации, имеющие свои шиф-ровые указатели. В действующем госстандарте указывается семь специализаций основной специальности:

Теория, методология и история социологии;

Методы социологических исследований;

Социология труда и экономическая социология;

Социальная структура и социальные процессы;

Политическая социология;

Социология духовной жизни;

Социология управления.

Эта часть стандарта наиболее подвижна, может изменяться и до­полняться по мере необходимости другими специализациями.

В пятом пункте стандарта определяется уровень знаний абитури­ентов, стремящихся, получить указанную специальность, и устанав­ливается примерный перечень вступительных экзаменов по основ­ным дисциплинам. Как правило, это:

Человек и общество (устно).

Математика (письменно).

Белорусский язык и литература или русский язык и литерату­ра (письменно).

Иностранный язык (устно).

В пункте о содержании профессиональной деятельности специали­ста указываются: объекты, виды и сферы профессиональной деятельно­сти (для социолога это научно-исследовательские, образовательные, управленческие организации, учреждения культуры, средств массовой информации, общественные и государственные организации и родст­венные им сферы деятельности); указываются и основные функции профессиональной деятельности социолога (к ним относятся: поста­новка проблем и задач, выработка и принятие решений, планирование деятельности и умелое ее осуществление, организация взаимодействий, управленческих мероприятий, анализ социальных факторов производст­ва и общественной жизни, овладение приемами и навыками обучения).

Седьмой и восьмой пункты госстандарта представляют собой квалификационную характеристику специалиста (в данном случае социолога). В узком смысле слова именно эти пункты и представля­ют теоретическую модель специалиста, определяя количественный и качественный параметры его знаний и умений.

Эта модель конкретизируется девятым и десятым пунктами, в ко­торых указывается общий перечень дисциплин, необходимых для формирования специалиста-социолога (с указанием общих часов изучения по каждой дисциплине, предполагается, что социолог за пять лет обучения без факультативов и дополнительных видов обу-44


чения должен усвоить 15 общегуманитарных и социальных дисцип­лин, три из цикла математических и естественнонаучных дисциплин, 23 дисциплины общепрофессионального цикла, 13 спецкурсов, т.е. всего 56 дисциплин) и дается их краткая содержательная характери­стика, указываются также виды и сроки практик.

Одиннадцатый пункт определяет формы контроля знаний в ходе обучения и на заключительной стадии в виде государственного эк­замена по специальности и защиты дипломного проекта в государст­венной экзаменационной комиссии.

Заключительный пункт раскрывает те организационные и другие требования, которые призваны - обеспечить реализацию основных пунктов госстандарта. Здесь подробно описывается организация учебного процесса, требования к кадровому составу, учебно-методическому и материальному обеспечению учебного процесса.

На базе государственного образовательного стандарта специаль­ности разрабатываются три нижеследующих документа: квалифика­ционная характеристика, профессиограмма и учебный план специ­альности. Особое значение для планирования и организации учебно­го процесса подготовки специалиста имеет учебный план специаль­ности. Рассмотрим его подробнее.

Учебный план специальности

Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисци­плину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, т.к. в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждае­мый соответствующим государственным органом (как правило, ми­нистерством образования).

Учебный план специальности представляет собой как бы страте­гический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанав­ливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп:

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

Математические и.естественнонаучные дисциплины;

Общепрофессиональные и специальные дисциплины;

Дисциплины специализации;

Дополнительные виды обучения.

Далее в плане указывается в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какая форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого в учебном плане специальности указываются время и сроки прове­дения различных видов практики, подготовка курсовых работ и ди­пломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. При пятилетнем обучении это 105 ра­бочих недель при шестичасовой ежедневной загрузке, остальное время отводится для самостоятельной работы студентов.

Рабочие планы и расписание занятий

На основе учебного плана специальности составляются рабочие планы. Эти планы составляются работниками деканатов соответст­вующих факультетов и представляют собой дальнейшую детализа­цию учебного процесса. Дело в том, что хотя учебный план специ­альности и представляет собой общезначимый государственный до­кумент, жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. Так семест­ры могут различаться по количеству рабочих недель, праздничные дни (которые сейчас чуть ли не каждый год меняются) также изме­няют количество рабочих дней в том или ином семестре и некоторые другие факторы заставляют несколько корректировать (чаще всего в сторону уменьшения) сетку часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины. Эта коррекция и осуществляется в рабочих пла­нах. Особенность этих планов состоит в том, что они составляются для каждого курса и для каждого семестра отдельно. Они помогают более четко организовать учебный процесс, устанавливают связь между деканатом и кафедрами. Последние назначают преподавате­лей, в центральной диспетчерской вуза запрашивается необходимое количество аудиторий, определяется сменность занятий и время проведения лекций и семинаров. Все эти данные необходимы для составления расписания занятий -основной планирующий и органи­зующий документ, благодаря которому осуществляется реальный учебный процесс.

План курса дисциплины

Время, отведенное в учебном плане специальности и конкретизи­рованное в рабочих планах, определяет те временные рамки, кото­рые отводятся для изучения той или иной дисциплины. Одни дисци­плины требуют меньшего времени для своего изучения, другие -большего; одна и та же дисциплина может изучаться либо один, ли­бо два семестра, может быть поставлена на младших курсах, а может быть втиснута где-нибудь и на выпускном курсе (что весьма часто 46


происходит именно с социологией) - все это требует индивидуаль­ного подхода к планированию читаемого курса.

Если раньше основные общественные науки читались в строгой последовательности по одной для всех вузов программе, то сейчас такая унификация отсутствует, и кафедрам (а, точнее, самим препо­давателям) приходится в каждом отдельном случае иметь соответст­вующий план и программу читаемого курса (в том числе и по социо­логии). Что, с одной стороны, вроде, и хорошо, так как все курсы по общественным наукам превратились в авторские, но, с другой сто­роны, это создает и весьма широкий разброс как в качественном, так и в количественном выражении содержания предмета. И это несмот­ря на то, что в настоящее время уже существуют государственные стандарты по изучению общественных дисциплин, однако чаще все­го требования этих стандартов не выполняются. Министерские же чиновники весьма робко выполняют свои контрольные функции. На этой основе сформировались две крайние позиции: одни предлагают ввести некий интегральный госэкзамен, который бы объединил ос­новные знания в области философии, политологии, социологии и экономики; другие же предлагают вовсе отказаться от экзаменов по обществоведческим дисциплинам, в частности, отменить даже кан­дидатский экзамен по философии в качестве общеобразовательного. И у той, и у другой позиции есть свои весьма убедительные аргу­менты, так как здесь противостоят две идеологии: тотального моно-мыслия и индивидуалистского плюрамыслия.

Структурно учебный план и программа курса отличаются друг от друга, но взаимопредполагают друг друга. Начальным документом, безусловно, является план курса, который представляет собой пере­чень основных тем, предназначенных для изучения с почасовой раз­бивкой на лекции и семинары. Это то, что иногда называют темати­ческим планом курса.

На основе тематического плана курса составляется программа курса. Программа представляет собой аннотацию каждой темы с указанием основной и дополнительной литературы. С методической точки зрения программа может быть узкой и расширенной. В узком плане программа действительно дает лишь аннотацию темы, в рас­ширенном же варианте могут быть сделаны указания на необходи­мость выделения тех или иных вопросов, более детальное рассмот­рение учебной и научной литературы, например, с указанием соот­ветствующих разделов и страниц и т.д.

Часто учебный план и программа курса даются совместно в едином документе, который и называется программой курса.

Рабочая программа

Очень часто один и тот же предмет, читаемый даже одним и тем же преподавателем, но на разных потоках, курсах или факультетах, требует своей детализации с точки зрения времени чтения, специфи­ки курсов (младшие или старшие), специфики специальности (есте­ственники, общественники), специфики форм обучения (очное, за­очное) и т.д. Поэтому преподавателю часто приходится варьировать свой материал: какие-то темы сокращать, какие-то расширять, какие-то разбирать на лекциях и на семинарах, а какие-то изучать только на семинаре и т.д. Эти вариации могут быть зафиксированы в рабо­чих программах, где указывается, кто читает курс, в каком объеме с точным указанием часов и дней работы, какие темы будут освещены в лекциях, а какие следует разобрать на семинарских занятиях. В сущности, по одному и тому же предмету у преподавателя может быть несколько рабочих программ, которые помогают ему ориенти­роваться при распределении материала в зависимости от конкретных условий обучения.

План лекции

Является необходимой частью работы преподавателя вуза. Даже тогда, когда имеется программа курса и определенный опыт препо­давательской работы преподавателю все равно часто приходится решать проблему, что давать, в каком объеме и в какой последова­тельности. Эта проблема и решается за счет планирования лекцион­ного материала. Как правило, в лекции выделяются три-четыре клю­чевых вопроса, раскрывающих сущность темы. Эти вопросы помо­гают отобрать необходимый материал к лекции и точно рассчитать его передачу студентам. Без такого плана лекция утрачивает свою основную функцию - систематического изложения материала, и превращается в свободное собеседование с достаточно произволь­ным переключением внимания учащихся на разные житейские темы, что достаточно легко происходит в ситуации преподавания общест­венных дисциплин. Именно поэтому вопрос о планировании лекции имеет большой методический смысл, помогающий максимально систематизировать излагаемый материал. План лекции следующий этап конкретизации и систематизации материала, это именно тот случай, где максимально проявляются творческие способности пре­подавателя, т.к. ему необходимо соединить воедино объективные требования, предъявляемые к читаемому курсу, и свои собственные субъективные интересы.


План семинара

Семинарское занятие как форма обучения по своей методике весьма существенно отличается от лекции. Это отличие выражается и в планировании семинара. Хотя главным здесь, как и в лекции, остается, выделение ключевых вопросов, предназначенных для об­суждения, но сама структура этого плана весьма отличается от лек­ционного планирования. План семинара, в какой-то мере, может быть сравнен с режиссерским планом, который должен выводить на сцену актеров (студентов) с заранее выученными ролями и разыгры­вать своеобразный спектакль под названием семинарское занятие. Именно поэтому план семинара должен включать не только основ­ные, но и дополнительные вопросы, преподаватель должен заранее наметить как основных, так и дополнительных выступающих, ему необходимо быть готовым не только выслушивать ответы, но и са­мому включаться в диспут, выводя его на уровень теоретического анализа и обобщения. Все эти особенности проведения семинара должны быть отражены в его плане, что помогает как преподавате­лю, так и студентам перейти от экспромта к серьезному обсуждению проблемы. Учитывая то обстоятельство, что семинары весьма суще­ственно могут отличаться друг от друга по своему виду, меняется и их плановая основа. План семинара является не только организую­щим документом, но может служить и отчетным документом при проверке работы преподавателя.

Таким образом, можно заключить, что система образования во­обще и высшего образования в частности сверху до низу пронизана различного рода планирующими мероприятиями и соответствую­щими им документами, что и придает ей характер систематического с четким определением целей и задач социального действия, направ­ленного на организацию учебного процесса и подготовку специали­стов высшей квалификации.


Понятие "Государственный образовательный стандарт" в ранге базового термина сферы образования было впервые введено в России в 1992 году Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании". Мы уже отмечали ранее, что в этом стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное, к уровню подготовки выпускников школ и вузов. Это вызвало неоднозначную реакцию во всех слоях академического сообщества, от учителей начальных классов до маститых профессоров вузов.

В менталитете российского общества слово "стандарт" воспринимается как что-то крайне жесткое, однозначное, пусть даже и образцовое, символ унификации и отказа от вариативности. Механический перенос такого понятия в мир человеческих отношений, в котором яркая личность со своей неповторимой индивидуальностью ценится выше всего, кажется не просто нелепым (неумным), но и кощунственным. Правда, понятие "образование" в России исторически связано с представлением о "создании себя по образу Бога", так что высокий образец для саморазвития и духовного совершенствования присутствовал при воспитании и обучении в школах России издревле.

Но нельзя, по мнению многих педагогов, директивно, "сверху", утверждать стандарт на характеристику личности выпускника российской школы или университета. Большой заслугой создателей российских государственных образовательных стандартов явилось то, что они с самого начала отказались от их идентификации со стандартами в техносфере. Образовательные стандарты проектировались на принципиально другой основе, предполагающей создание широкого поля для свободы преподавания и обучения в рамках единого образовательного пространства.

При этом присущая советскому периоду идея нормирования или декретирования в сфере убеждений человека, его идеологических или религиозных взглядов, личностных характеристик, была сразу отвергнута. Со своей стороны Комитет по государственным стандартам России еще в 1993 г. дал по этому поводу специальное разъяснение, указав, что на стандарты в сфере образования не распространяются правила, действующие для создания стандартов в сфере производства материальных ценностей, и исключили, таким образом, образовательные стандарты из сферы своего ведения.

Что же представляет собой российский образовательный стандарт, в частности, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования? Рассмотрим вначале ГОС ВПО с позиции документоведения, т.е. познакомимся с назначением этого документа, его формой, структурой, содержанием и порядком разработки.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно законодательства предназначен для обеспечения:


Единого образовательного пространства России при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ;

Качества высшего образования;

Возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО деятельности высших учебных заведений;

Признания и установления эквивалентности документов иностранных государств.

Любой стандарт для определенной образовательной программы, будь-то подготовка учителя или инженера, юриста или экономиста, состоит из двух частей:

Федеральный компонент; национально-региональный компонент. В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:

Расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм

Обучения; требования к условию ее реализации; требования к итоговой аттестации выпускников.

Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема.

Сразу же отметим, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства, не подавляя интересов, традиций и научных школ субъектов Российской Федерации.

Федеральный компонент любого стандарта, во-первых, должен включать требования к содержанию образовательной программы, разделенные на четыре блока: блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; блок математических и общих естественнонаучных дисциплин; блок общепрофессиональных дисциплин; блок специальных дисциплин.

Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание. Должны быть также указаны содержания учебных и профессиональных практик. Особо отметим, что как федеральный, так и вузовский компонент стандарта в той части, где описано содержание образования, должны выделять часть времени на дисциплины, которые студент может выбрать по собственному желанию.

Во-вторых, федеральный компонент должен содержать требования к уровню подготовки выпускников, освоивших содержание всей программы обучения. Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста, описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен.

Не должна быть опущена при этом и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть и требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологии, педагогики, владению иностранными языками и т.п. Фактически содержащиеся в ГОС требования к уровню подготовки выпускника указывают не степень усвоения им тех или иных дисциплин, а относятся сразу к группе родственных дисциплин, т.е. носят междисциплинарный характер.

Опыт создания первого поколения ГОС ВПО показал, что эти требования, исходя из выше сказанного, можно отнести к различным градациям уровня усвоения.

Характерные требования в порядке возрастания градаций можно сгруппировать следующим образом:

Иметь представление о процессе, явлении, понимать их природу и т.п.; знать, почему и как, решать (или иметь навыки решения) задачи определенного класса;

Владеть знаниями на методологическом уровне, позволяющем применять их для решения нестандартных задач в нештатных ситуациях.

Интересно отметить, что в США стандартные требования к овладению математикой имеют очень широкое семантическое поле в сфере формулировки характера требований. Учащиеся должны уметь: анализировать, знать, логично рассуждать, объяснять, описывать, понимать, представлять, применять, решать, соотносить, истолковывать, исследовать, сравнивать, узнавать и т.д., — более 50 терминов.

В-третьих, федеральный компонент содержит сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику вуза для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома. Это могут быть: экзамен по отдельной дисциплине (например, по предмету, который учитель будет преподавать в школе) или по циклу дисциплин; защита перед комиссией выполненного дипломного проекта (например, для инженерных специальностей) или дипломной исследовательской работы (для окончивших факультеты естественных наук а университетах). Кроме того, разработчики должны кратко описать степень сложности этих испытаний и время для подготовки к ним. Так, для большинства образовательных программ на подготовку дипломных проектов и работ отводится более полугода, считая преддипломную практику.

И, наконец, документ должен содержать ряд сведений о сфере действия стандарта, его разработчиках, дате утверждения и т.п. Рассмотрим созданные в последние годы и реально действующие стандарты ВПО как инструмент влияния на качество российского образования.

Головной научной организацией, координирующей разработку ГОС для высшего профессионального образования (ВПО), выступил Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Непосредственно создание ГОС осуществляли более 70 учебно-методических объединений и 20 научно-методических советов. Общее число разработчиков составляло" несколько тысяч человек. К концу 1996 года были разработаны и утверждены Министерством образования в области высшего профессионального образования: по направлениям подготовки (бакалаврские программы) — 92 стандарта; по специальностям — более 400 стандартов; по магистерским программам — более 220 стандартов.

Разработка ГОС велась в два этапа. На первом (1992-1993 гг.) были сформированы на основе ГОС образовательные программы подготовки бакалавров. Затем, в 1994-1995 гг. на основе ГОС были созданы образовательные программы подготовки специалистов, а позднее — магистров.

Принципиальным решением при разработке ГОС явилось усиление фундаментальности образования. При этом под фундаментальностью понимались не просто научные знания, составляющие фундамент естественнонаучного мировоззрения выпускника, а сочетание фундаментальных знаний, необходимых для всестороннего развития личности. Это означает, что к фундаментальному образованию отнесены как естественные и математические дисциплины (физика, химия, математика и др.), так и гуманитарные и социально-экономические (философия, психология, филология, история, экономика, физическая культура и др.).

Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен, в среднем, на 30%, а для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые. Естественно, объем этого цикла для гуманитариев был в 2-3 раза меньше и представлял собой.небольшой интегральный курс современного естествознания, дополненный необходимыми сведениями по математике и информатике.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин состоял из 10 курсов, часть из которых присутствовала в том или ином виде в образовательных программах советского времени, а некоторые (культурология, политология, социология) вводились впервые.

Произведенные изменения были направлены как на устранение деформации ряда учебных дисциплин, вызванных абсолютным приоритетом в советское время одного политического учения; так и на расширение общекультурной подготовки студента, приобщения его к мировому гуманитарному знанию.

Еще одним принципиальным решением в области фундаментальности высшего образования при создании ГОС ВПО явилось междисциплинарное описание ряда требований к выпускнику. Эти требования, являясь интегральными показателями интеллектуального развития личности, связаны практически со всеми учебными дисциплинами..

Такой подход к описанию требований ориентировал преподавателей вузов на усиление взаимосвязи различных дисциплин, создание интегральных курсов, обеспечивающих формирование целостного научного представления о процессах и явлениях, происходящих в мире природы и общества. Для достижения высокого уровня готовности выпускников к творческой высокой и тнтеллектуальной деятельности создатели ГОС ВПО перенесли центр внимания субъектов образовательного процесса на методологию изучаемых в высшей школе наук, методологию деятельности, моделирование и проектирование. Поэтому более 60% требований к выпускнику— это владение методами различных расчетов, принятия решений, контроля и оценки, прогнозирования, а также принципы моделирования, менеджмента, маркетинга, управления и т.п.

И, наконец, в рамках создания ГОС ВПО был сделан реальный шаг к обеспечению широкого профиля дипломированного специалиста. Введено 90 направлений четырехлетней подготовки бакалавра, на базе которой достраивалась научная специализация (магистратура) и подготовка дипломированного специалиста. Многоуровневая подготовка позволяет студентам получить фундаментальную подготовку по широкому направлению и лишь затем на этой базе — узкую специализированную.

Теперь коснемся использования ГОС ВПО в качестве основы для объективной оценки деятельности вузов в части подготовки специалистов. Отметим тот факт, что укрупненный характер содержащихся в них требований, каждое из которых распадается на множество требований-задач, не позволяет напрямую проверить соответствие уровня подготовки выпускника этим требованиям. Можно в этой связи сказать лишь о том, что требования, содержащиеся в ГОС, выступали в стандартах первого поколения скорее в качестве ориентиров для организации объективного контроля, чем в роли диагностируемых норм.

Однако, эти ориентиры позволили упорядочить работу вузовских комиссий, осуществляющих итоговый контроль выпускников, сделав более прозрачной и понятной эту процедуру как для студентов, так и для членов этих высоких комиссий, имеющих в России статус государственных (председатели таких комиссий по представлению ректора вуза назначаются федеральным государственным органом управления образования, куда, кстати, направляются и где анализируются отчеты об их работе, представленные председателем).

После выхода в 1996 году закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в структуру ГОС ВПО были внесены существенные дополнения и изменения. Кроме того, накопленный опыт вузов по использованию ГОС для реализации образовательных программ выявили ряд их "конструктивных" недостатков.

Наиболее "ощутимые" из них, это:

Недостаточная вариативность блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин, его неориентированность на будущую профессию выпускника;

Уже упомянутая невозможность использования требований, содержащихся в документе и применяемых в процессе промежуточного контроля, для прямой диагностики уровня подготовки выпускников;

Неоправданные различия в содержании образовательных программ родственного профиля, затрудняющих рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах;

Несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.

В ходе обновления ГОС (1999-2000 гг.) были выделены инварианты (ядро) ГОС ряда близких по научному базису специальностей и именно это ядро сделано объектом стандартизации на уровне государственного органа управления образованием. Это привело к существенному сокращению объектов ГОС ВПО федерального уровня и расширило правовое поле вузовского уровня.

Более гибко представлен блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В качестве обязательных для изучения студентами всех вузов выделены лишь четыре дисциплины (философия, история, физическая культура и иностранный язык), а остальные включаются в программу обучения по решению вуза и выбору студента. Существенно изменилась форма требований к выпускнику. В обновленных стандартах она представлена не только в виде требований к их знаниям, но и в виде набора задач профессиональной деятельности, с которыми он должен уметь справиться. Из стандарта также фактически исключены все ранее содержавшиеся в них требования, проверить выполнение которых на итоговых испытаниях не представляется возможным,

Введен раздел "Требования к абитуриентам" для определения необходимого предшествующего уровня образования и для унификации требований к абитуриенту.

В заключение еще раз вернемся к тому, что же представляет собой российский государственный образовательный стандарт, с позиции непосредственных субъектов педагогического процесса — студентов и преподавателей.

Для российских вузов, в течение многих десятилетий живших в жестких рамках типовых учебных планов и программ, регламентировавших от имени государства весь объем образовательной программы, новый базовый документ — существенный шаг по направлению к академической автономии и свободе преподавания (вряд ли две строки стандарта, раскрывающие, например, содержание 4-семестрового курса физики, можно считать ограничениями творческой инициативы педагога). С позиции студента, получившего право на участие в формировании своей индивидуальной образовательной траектории — это тоже шаг к свободе обучения. Поэтому ГОС ВПО сегодня можно рассматривать как стандарт, фактически закрепляющий свободы преподавателя и студента с учетом интересов государства и общества в целом.

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что ГОС - это совокупность норм и положений, согласующих (гармонизирующих) основные требования к содержанию, проведению и результатам обучения и воспитания со стороны всех субъектов, заинтересованных в деятельности образовательной системы.

Как же конкретно выглядит ГОС, какова его структура? В проекте «Реформа образования в РФ: концепция и основные задачи очередного этапа» отмечается, что разработка ГОС имеет первостепенное значение для реформы содержания образования. ГОСы призваны «… расширить возможности для непрерывного образования и академической мобильности, они должны соответствовать запросам личности, общества, государства…иметь инструментально - педагогическую организацию, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучения нормы». ГОСы не должны препятствовать реализации вариативных программ, они должны обеспечивать их преемственность по всем уровням и ступеням образования. ГОС ВПО устанавливает: Структуру ВПО (ПОП)

Общие требования к ПОП и условиям их реализации Общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем Академические свободы вуза в определении содержания ВПО Общие требования к перечню направлений (специальностей ВПО Порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в качестве федерального компонента. Правила госконтроля за соблюдением требований ГОС.

И федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-х - 80-х годов: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.