Favicons, Touch Icons, Tile Icons и т. д. Что выбрать? Не учтен предыдущий пользовательский опыт. Использование текста или его отсутствие

Ровно через неделю станет известно, что именно владельцам iPhone и iPad предстоит видеть каждый день на экранах своих мобильных устройств в течение как минимум года – 10 июня Apple покажет седьмую по счету версию iOS. Трепетное ожидание накануне выхода iOS 7 ощущается чуть ли не сильнее, чем в преддверии анонса очередного iPhone. Еще бы – ведь с осени разработку новой операционки курирует сам Джонатан Айв, главный дизайнер Apple, ранее отвечавший лишь за облик аппаратных продуктов компании.

Накануне в Сеть «шпионский» снимок главного экрана iOS 7, на котором можно проследить некоторые изменения во внешности «семерки». И хотя, как утверждается, это самая ранняя версия системы, иконки на экране позволяют судить об изменениях в интерфейсе будущей ОС.

Айв известен нелюбовью к лишним украшательствам. Под его руководством внешность некоторых приложений iOS за последние месяцы кардинально поменялась, дизайнеры отказались от «фальшивого» объема и большинства текстур. Созданный Сонни Диксоном совместно с талантливым дизайнером Surenix концепт позволяет оценить дизайн стандартных иконок приложений в iOS 7.


Прежде всего можно заметить, что значки фирменных программ Apple лишились «глянца». Телефон, Музыка, Mail, Сообщения утратили блеск и тени, а сами иконки стали более плоские. У приложения Настройки теперь нет рамки. Значок погоды стал проще – больше нет температуры в цифровом обозначении, появились облака.


О том, что внешность iOS 7 может измениться радикально, в мае . Неназванный источник поделился с журналистом сайта увиденным на одном из тестовых iOS устройств. По его словам, новая операционка не только стала совершенно “плоской”. Айв и его команда якобы пошли еще дальше, сделав многие элементы интерфейса черно-белыми.

Не то чтобы пользователи сильно хотели перемен во внешности iOS – за осовременивание интерфейса ратует лишь наиболее активная и продвинутая прослойка «яблочников». Возможно, кто-то даже возмутится переменами в привычных изображениях на экране. Однако консультироваться с пользователями по поводу еще не реализованных изменений в устройствах в Apple не принято.

«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Как правильно оформить и применить иконки на сайте? Рассказываем о простых правилах юзабилити иконок, а также приводим простой чек-лист проверки.»

Иконка - схематический элемент графического интерфейса, обозначающий приложение, функцию или тематический раздел сайта/приложения. Иконки простые, лаконичные и эффективные. Используются для упрощения графического интерфейса приложения или сайта, а также для упрощения и ускорения коммуникации с пользователем (человеческое сознание в разы быстрее обрабатывает и «понимает» графику, нежели текст). Иконки классифицируются в зависимости от выполняемой функции:

  • Навигационные иконки - используются для обозначения функции: навгационные стрелки вверх и вниз для перемещения по длинной странице, корзина для перехода в корзину, лупа для активации строки поиска.
  • Информационные иконки - указывают на тематику раздела. К примеру, скрещенные инструменты часто указывают на раздел с технической информацией, шестеренка - на раздел с настройками, машина указывает на информацию о доставке, цифры 24/7 - на круглосуточный график работы и т. д.
  • Иконки-призывы к действию - часто используются для обозначения очевидных действий. К примеру, на странице скачивания приложения жирная стрелка вниз обозначает призыв к загрузке софта, на странице товара плюс обозначает призыв добавить товар в корзину и т. д.

Правила юзабилити иконок

Не все иконки одинаково понятны пользователям, в особенности, если сайт применяет индивидуальный стиль и отходит от общепринятых стандартов. Чтобы иконки выполняли прямую функцию упрощения дизайна и коммуникации с пользователем, придерживайтесь следующих правил:

1. Сопроводительный текст - разные сайты используют даже стандартные иконки с разной целью. Так, стандартная лупа может обозначать поиск по сайту или приближение/увеличение изображения. Графические символы можно трактовать двояко. Чтобы упростить задачу пользователя, следует сопровождать иконки текстом. Это в большей степени касается иконок навигации. Текст и графика в паре работают гораздо лучше, чем что-то одно.

2. Единый стиль - иконки должны быть выполнены в едином стиле. Лучше использовать схематические изображения с минимальным количеством деталей. Иконка должна быть легко различима в общей концепции дизайна и простой для понимания пользователя. Иконки, выполняющие разные задачи на сайте, могут быть выполнены в разных концепциях. Однако применяя разные графические стили, следует избегать чрезмерной пестроты. Помните, что иконка призвана упростить взаимодействие пользователя с сайтом, а не наоборот, заставить его изучать скрытые в символах функции.

3. Кликабельность - иконки, по которым доступно действие, должны визуально демонстрировать кликабельность: подсветка при наведении курсора, изменение цвета, увеличение. Это даст понять пользователю, что иконка функциональна, а не просто элемент графического интерфейса. Применяйте анимацию по минимуму.

4. Тест 5 секунд - при разработке индивидуальной концепции иконок (применении нестандартных иконок) проведите тест 5 секунд. Если в вы в течении 5 секунд не сможете идентифицировать иконку и понять, что она означает на сайте, значит данный графический символ недопустим в дизайне. Он будет создавать дополнительные препятствия на пути пользователя к цели: изучению информации на сайте, выбору товара/услуги.

5. Размер имеет значение - слишком мелкие символы рискуют остаться незамеченными в дизайне, тогда как слишком крупные иконки могут сбивать с толку, доминировать над другими элементами и перетягивать на себя внимание (в особенности если большие иконки выделены цветом).

Как проверить юзабилити иконок

Используйте для проверки юзабилити иконок на сайте следующий чек-лист вопросов:

  • Легко ли найти иконку в интерфейсе сайта или приложения?
  • Насколько гармонично выглядит иконка в интерфейсе? Не нарушает ли она общую концепцию дизайна?
  • Расположена ли иконка в ожидаемом для пользователя месте?
  • Не отвлекает ли иконка внимание от основного контента страницы?
  • Понятен ли смысл иконки пользователю?
  • Как выглядит иконка в мобильной версии сайта? Легко ли с ней взаимодействовать с тачскрина?
  • Ассоциируется ли данная иконка с другими, несмежными действиями? Не создает ли она дополнительные трудности в использовании сайта? Не приведет ли иконка к ошибочным действиям?
  • Необходима ли иконка в данном контексте для обозначения того, что к чему она привязана? Возможно ли обойтись без нее?

Когда заказчик приходит к дизайнеру с заданием нарисовать иконку, его волнует два вопроса: стоимость работы и сроки исполнения. Дизайнеру же для ответа нужно четко понимать, что конкретно хочет заказчик. Хорошо, если знаешь, как выглядит иконка-мечта. Но что делать, если не понимаешь, чего хочешь? Ответ прост - смотрите на работы других и прислушивайтесь к себе. Мы собрали девять сайтов, которые помогут вам в этом.

Прежде чем писать дизайнеру иконок

Для того, чтобы разговор с дизайнером о цене и сроках изготовления иконки был легким и продуктивным, сделайте пять действий:

  • Шаг #1: Потратьте время на изучение уже существующих коллекций иконок. Ваша задача смотреть, смотреть и еще раз смотреть.
  • Шаг #2: Отберите те, которые вам понравились. Скопируйте картинку в Word и опишите что именно понравилось (форма, цветовое решение, идея, стиль), почему иконка пришлась по душе.
  • Шаг #3: Отберите иконки, которые современны, но не понравились. Также сохраните иконку и опишите, что в иконке не то.
  • Шаг #4: Опишите что делает ваша программа и сформулируйте требования уже к вашей собственной иконке. Если есть какие конкретные пожелания к метафоре - их тоже запишите.
  • Шаг #5: С получившимся документом идем к дизайнеру. Теперь получить оценку будет легко и просто.

Где найти примеры современных качественных иконок

Чтобы вы не блуждали по интернету, разыскивая примеры удачных иконок, мы собрали для вас 9 сайтов-галерей иконок. Смотрите и выбирайте.

1. IconsFeed.com

На этом сайте размещены иконки iOS системы. Несомненный плюс ресурса его структура. Выбирайте интересующую вас тему (бизнес, игры, здоровье и фитнес, музыка, медицина) или цвет и наслаждайтесь иконками всех стилей. Коллекция насчитывает более 300 изображений и постоянно пополняется.

2. iOSpirations.com

На этом сайте можно посмотреть на варианты иконок отдельно для MAC, а отдельно для iOS. Суммарно более 200 вариантов иконок всех стилей и тематик. Сайт постоянно обновляется и пополняется новыми образцами.

3.

На девяти страницах собрано более 100 иконок для iOS. Недостаток ресурса – нет рубрикатора, так что вам придется пролистать все 9 страниц. Плюс ресурса есть как известные иконки, так и менее популярные образцы.

4. MobileTuxedo.com

Галерея этого ресурса насчитывает более 50 иконок для iOS. Как и в предыдущем варианте, нет рубрикатора, чтобы облегчить вашу жизнь.

5. Pinterest

Нестандартный подход – использовать pinterest для поиска иконок. Но, если вы зададите в графе поиск «IOS» и «Icon» результат вас удивит. Аналогично работает для Android Icon. А вот с Windows Icon не получится:(. Но в нашем портфолио уже сотни примеров, будет из чего выбрать.

6. Flickr

Все, что было сказано строкой выше о pinterest можно смело применить к flickr. Ключ к успеху поисковый запрос «iOS App Icons».

7. iosAppIcons на Tumblr.com

Ресурс с большим количеством иконок для iOS, есть на что посмотреть и из чего выбрать. Недостаток: нет каталога, иконки не классифицированы. Представлены иконки как широко используемых приложений, так и не особо популярных.

8. Icoicon.com

Этот ресурс автоматически собирает иконки, а, следовательно, у вас всегда будет пища для размышлений. На сайте есть рубрикатор, иконки разделены на 17 категорий.

9. Подборки для вдохновения

Последний пример – это пример коллекции иконок, собранный дизайнером. В сети гуляет довольно много подобных вариантов, вы можете попробовать найти подобные. Просто погуглите по слову «App Icon Inspiration» или подобному. Возможно, с таким форматом подачи материала вам будет удобно работать.


С иконками мы встречаемся каждый день при использовании компьютера, т.к. они формируют основу графических интерфейсов, которые используются для современного программного обеспечения. Эти маленькие рисунки используются для представления файлов (включая веб-страницы) и программ, а также для выполнения команд.

Как мы используем иконки?

Иконки удобно располагаются на нашем рабочем столе или внутри программ и ждут пока на них кликнут (один или два раза). Их легко распознать, они представляют удобный способ напрямую добраться до нужной функциональности не пробираясь через завалы команд и меню.

Как правило, рисунок связан с предназначением программы или файла, с которым связана иконка. Например иконка для почтовой программы может изображать конверт, а иконка для мультимедиа проигрывателя - музыкальную ноту или повсеместно используемую треугольную стрелку указывающую вправо.

Как разрабатываются иконки?

По своей структуре, иконки имеют стандартные размеры, обычно достаточно небольшие - от 16x16 до 48x48 пикселей (на Маках - до 128x128, в Windows Vista - до 256x256). Одна иконка обычно содержит несколько рисунков включая прозрачные участки, чтобы черзе нее был виден фон рабочего стола. Из-за этого кажется, что иконка находится над рабочим столом или панелью инструментов, на которой она расположена.

Иконка содержит несколько рисунков разных размеров и цветности для того, чтобы позволить Windows или Mac OS использовать наиболее подходящую из них для данной ситуации. Этот выбор зависит от режима, в котором находится монитор компьютера и места, в котором должна появится иконка. Например, иконки отображаемые на панели задач Windows обычно имеют размер 16x16 в то время как иконки на рабочем столе - 48x48.

Какие форматы используются для иконок?

Иконки Windows имеют расширение "ICO", а маковские - "ICNS", "RSC", "RSRC" или "BIN". Одна иконка (включая все вариации) содержится в одном файле, в то время как группы иконок объединяются в библиотеки.

В чем отличие иконок Windows XP?

Иконки для Windows XP имеют насыщенный цвет и гладкие края, дополняя стиль ОС Windows XP. Их края, как правило, слегка огруглены и источник света располагается в верхнем левом углу, в то время как рассеянный свет освещает другие части рисунка.

Градиенты, очертания и тени используются, чтобы добавить иконке размерности и контрастности. Некоторые иконки в XP имеют панорамный вид, в то время как иконки используемые для документов или те, которые изображают символы или одиночные объекты, повернуты "лицом". В целом их можно описать как современные и высококачественные.

В XP иконки справа от меню "Пуск" имеют размер 24x24, а используемые в панелях инструментов - 24x24 или 16x16. Система поддерживает 32-битные иконки, которые в реальности являются 24-битными рисунками с 8-битным альфа-каналом, из-за которого края иконок выглядят гладкими и сочетаются с фоном.

Иконки Windows XP включают три цветности для поддержки различных установок монитора: 24-битные с 8-битным альфа-каналом, 8-битные (256 цветов) с 1-битной прозрачностью и 4-битные (16 цветов) с 1-битной прозрачностью.

Иконка, пиктограмма, значок, символ, образ — как только не называют эти элементы графического интерфейса. Зачем они вообще нужны, как их правильно использовать и что нужно знать, чтобы не запутать пользователя.
Именно с дизайна иконок началась жизнь нашей студии в 2005 году. Поэтому мы с удовольствием поделимся с вами всеми знаниями, накопленными за все эти годы.

Почему человеку вообще пришла в голову идея использовать значки, вместо слов?

Этот вопрос касается не только интерфейсов. В повседневной жизни иконки окружают нас везде: преследуют на дороге в виде дорожных знаков, встречают у входа в магазин и даже сидят на ярлыках нашей одежды.
Даже футболки уже специальные придуманы для туристов, которые помогают найти общий язык с аборигенами в любой стране. Стоит только ткнуть пальцем на нужную иконку.

Почему мы так любим значки?

Потому что у них есть ряд преимуществ:

  • Они бросаются в глаза;
  • Они быстро передают информацию;
  • Они запоминаются;
  • Они экономят место;
  • Они понятны на любом языке.

Иконки интерфейсов имеют еще ряд преимуществ:

  • Они более приятны глазу, чем полотна текста, которые бы могли быть на их месте. Чем меньше становится экран, тем больше слов хочется заменить специальными значками.
  • Они могут придать вашему приложению визуальную индивидуальность.

Но главное, чем должна обладать любая иконка — это ЯСНОСТЬ .
Если пользователь не поймет значение иконки, он либо будет ее избегать, либо путаться.

С мороженым — нельзя, с сигаретой — нельзя, с единорогом — можно

Чтобы решить проблему с ясностью иконки, можно пойти несколькими путями:

1. Объяснять новую иконку текстом, давать подсказки, учить юзера использовать ее правильно

Таким образом вы создаете новый пользовательский опыт. Человек, подобно тому, как учит алфавит, должен выучить и значки интерфейса. Чтобы идти этим путем, нужно быть уверенным в своем продукте, в готовности пользователей учиться ради его использования.
Возьмем в качестве примера Instagram.
Иконка с изображением ящика была неясна, мало кто понимал, что с ее помощью можно отправлять личные сообщения.

Сегодня иконку отправки личных сообщений поменяли на более ясную.

Поэтому рассмотрим 2-ой вариант.

2. Бороться за ясность, создавать иконки максимально понятные пользователю
И именно о том, как это сделать и не ошибиться в выборе, пойдет речь далее.

Почему иконки интерфейсов не всегда понятны пользователям?
Давайте разбираться в причинах.

10 ошибок в дизайне иконок интерфейсов

1. Неточность дизайна образа иконки

Для начала проведем небольшой тест.

Это как раз и есть пример иконки, которую нельзя однозначно интерпретировать, а значит она может вызвать недоумение у пользователя.

В одной старой статье об ошибках в дизайне иконок приводился в пример курьезный случай, когда иконку фильтра данных создали в виде воронки.

Ответ клиента был таков: «Мне не совсем понятно, почему вы нарисовали иконку фильтра в виде бокала для мартини!» 🙂

Чтобы избежать двоякого трактования, дизайнер должен четко передать образ, смысл которого можно будет легко уловить. Не заставляйте пользователя думать.

2. Неясность ассоциации

В отличие от первой причины, в этом случае обычно сам образ передан правильно, но пользователю не ясно, почему использована именно эта иконка и что она означает.
Посмотрите еще раз на пример со старой иконкой для отправки личных сообщений в Instagram. Образ вполне уловим — изображен ящик. Но с чем у вас ассоциируется ящик? Сохранить? Входящие? Добавить новый файл? Ассоциация слишком тонкая, пользователю нужно думать, значит образ подобран неудачно.

Вот еще один наглядный пример того, как меня запутал интерфейс.

Как потом выяснилось, при наведении курсора на иконку всплывает подсказка.

Гораздо яснее для пользователя в этом случае был бы образ мусорного бака.
Кроме того, здесь интерфейс позволяет разместить слова “Удалить аккаунт”, и в этом случае использование текста вместо иконки выглядело бы оправдано.
Вот еще один пример, когда возникает диссонанс значения иконки и ее образа:

Никогда бы не подумала, что этот значок может использоваться для удаления папки

С одной стороны, иконки в интерфейсе должны подходить по стилю и смотреться целостно и гармонично, чтобы не получилось вот так:

Но с другой стороны, иконки должны быть легко различимы между собой.
Когда 2 очень похожие иконки отвечают за разные функции, возникает путаница.

Вот еще один пример:

4. Не учтен предыдущий пользовательский опыт

Вы помните, как в Viber при отправке сообщения рядом висела иконка с изображением стрелки?

Многие новые пользователи путались, считая, что стрела имеет значение “Отправить сообщение”. Почему? Потому что многие новые пользователи пришли в Viber из Skype и других мессенджеров, где стрелка означала именно отправку сообщения и располагалась в том же месте.

Стрела в интерфейсе Viber означала отправку данных геолокации. Не удивительно, почему все мои друзья в то время были в курсе, где я;)
Сейчас интерфейс Viber выглядит иначе:

Поэтому, создавая интерфейс, внимательно изучите интерфейсы основных конкурентов, чтобы не путать и не переучивать пользователей.
Создавать новый пользовательский опыт — это сложный путь и часто неоправданный.

5. Не учтены ментальные особенности ЦА

Некоторые значки могут по-разному интерпретироваться в разных странах.
Подобно тому, как в разных странах неоднозначно воспринимаются жесты, также неоднозначно могут быть поняты иконки.

Если вы создаете универсальное приложение, ориентированное на многие страны, то используйте более универсальные иконки.

Хотя, признаться, их не так уж и много. Сейчас среди них можно назвать изображение принтера (печать), дома (возврат на главную страницу), лупы (поиск) и практически все. Иконка, обозначающая меню-гамбургер , вскоре тоже может стать универсальной. Однако, некоторые тесты показывают, что пользователям привычнее видеть кнопку с надписью “Menu”, чем 3 горизонтальные полоски.

Если ваше приложение ориентировано на целевую аудиторию конкретной страны, учитывайте ее особенности восприятия.
Так, например, для жителей США более привычной будет иконка с тележкой супермаркета (shopping cart ) для обозначения покупки ( ).

Для жителей Великобритании в пользовательском интерфейсе привычнее видеть корзину (basket ) или сумку (bag ).

6. Неправильный посыл

Дизайн иконок может повлиять на поведение пользователя.
Так при выборе иконки для действия “Добавить товар в корзину” следует ориентироваться не только на ментальное восприятие, но и на подтекст, который они несут.
Тележка супермаркета подразумевает, что пользователь может в любое время, как положить товар в корзину, так и передумать, и выложить его. Т.е. в этом случае вы не давите на будущего покупателя и мягко склоняете к покупке.
Пакет или сумка гораздо больше влияет на сознание пользователя, призывая его именно к покупке, а не складыванию товара в корзину. Мы привыкли складывать вещи в свою сумку уже после оплаты их на кассе, т.е. эта иконка более настойчиво призывает именно к покупке.

Обе иконки могут быть использованы, и сработать как в плюс, так и в минус. Можно добавить товар в тележку и забыть о нем, а можно уйти с сайта, так и не решившись положить товар в сумку. Учитывайте специфику своего товара и выбирайте правильный посыл.

7. Устаревшие образы

Здесь нужно быть предельно аккуратным. Иконки стареют, как и люди.

Поймет ли новое поколение эту иконку, если оно никогда не держало дискету в руках?

С одной стороны, замена многих популярных иконок скоро станет необходимостью.
Но с другой стороны, поколения сменяются гораздо медленнее, чем меняется наше представление о каком либо предмете.
Возьмем к примеру изображение телефона.

Первая иконка до сих пор актуальна и понятна даже новым поколениям, т.к. ее форма легко узнаваема.
Если же расположить иконку смартфона, можно запутать пользователя. Смартфон ассоциируется не только с функцией звонка, а и кучей других возможностей.

Приглядитесь к иконке, которая используется в Твиттере для написания нового твита. Иконке придали форму гусиного пера, чтобы передать смысл “Кликни сюда и ты сможешь писать”.

Многие иконки, образы которых устарели, еще долго не потеряют своей актуальности, поэтому, оценивайте риски, меняя образ давно всем знакомой иконки на более новый.
Мы давно не слушаем музыку с кассет, не используем микрофон старого стиля или телевизор с рожками, но эти образы гораздо понятнее пользователю, чем если мы изобразим вместо них черные прямоугольники смартфона, которые могут заменить сейчас все эти предметы.

8. Перегруженный дизайн

Не забывайте, что иконка интерфейса должна быть ясна не только в самом ее большом размере, но и в миниатюре.
Именно поэтому лишние элементы будут создавать грязь в интерфейсе и вызывать недоумение у пользователя.
Сравните сами:

Сейчас эта проблема менее актуальна, чем она была до появления трендов плоского и чистого дизайна. Плоские иконки гораздо легче воспринимаются, чем сложные 3D объекты. и это одна из причин, почему они так популярны. Однако в руках умелого дизайнера и объемную иконку можно сделать узнаваемой в любом размере.

9. Использование текста или его отсутствие

Использовать текст в иконках или нет? Пояснять значение иконок или предоставить это пользователю? Нет однозначного ответа на эти вопросы.
Иногда нужно передать настолько сложное понятие, что без текста рядом или подсказки не обойтись.
В тоже время, если вообще отказаться от иконок и использовать только текст, мы не сможем быстро сфокусировать взгляд на нужной кнопке.
Если есть возможность добавить текст, который не перенасытит интерфейс, то лучше его добавить.
Но что касается текста в дизайне самой иконки, то лучше избежать его использование, т.к. в самом маленьком размере значка он будет нечитабельным, а дизайн выглядеть перегруженным.

10. Скалирование иконок

При увеличении и ли уменьшении растровых иконок они становятся нечеткими и размытыми, поэтому многие дизайнеры предпочитают создавать векторные иконки, чтобы потом не тратить время на прорисовку мелких деталей вручную, а просто увеличивать или уменьшать изображение.
Но такой подход также неверен.
Вот пример, как выглядит уменьшенная иконка (в красном круге) и прорисованная дизайнером в меньшем размере вручную (в зеленом круге).

Поэтому всегда просите дизайнера прорисовывать элементы вручную при создании новых размеров.

Выводы

Почему мы выделили именно эти 10 ошибок, а остальные, не менее важные оставили без внимания? Потому что эти ошибки влияют на ЯСНОСТЬ иконки, вызывают недоумение, запутывают пользователей и могут повлиять на конверсию.
Как видите из примеров, одна лишь неверно подобранная иконка может заставить пользователя удалить аккаунт, отказаться от покупки или от использования неудобного приложения.
Так что, выбирайте правильные иконки и лучше доверьте это