Дошел ли до нас оригинал Библии? Мы все избирательны в том, во что из Библии мы верим, что проповедуем и защищаем. Радикальное неприятие апостолами оккультных идей

Сорок вопросов о Библии Десницкий Андрей Сергеевич

18. Всё ли в Библии можно точно перевести?

Библейский текст был написан в давние времена, когда многие вещи выглядели иначе и люди воспринимали свой мир совсем по-другому. Сегодня толкователи не согласны относительно точного значения многих мест этого текста… Так можем ли мы быть уверены в адекватности вообще какого бы то ни было перевода? Может быть, есть в нем и принципиально непереводимые вещи? И что тогда делать переводчикам?

Из книги Кицур Шульхан Арух автора Ганцфрид Шломо

Из книги Точное изложение православной веры автора Дамаскин Иоанн

Глава II О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание Кто хочет говорить или слушать о Боге, тот должен знать, что не все, касательно Божества и Его Домостроительства, невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все

Из книги Как упорядочить свой внутренний мир автора Макдональд Гордон

Призванные люди точно знают, кем они являются Второе свойство призванности проявляется в осознании Иоанном своей личности. Вы помните, он ответил им: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос». Иоанн прекрасно понимал, кем он не был, и это дало ему возможность

Из книги Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства автора МакДауэлл Джош

ЧАСТЬ I. МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ БИБЛИИ?

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1371: О том, что из мяса жертвенных животных можно есть и чем можно запасаться. 1838 (5569). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Через три (дня) в доме того из вас, кто

Из книги История Русской Церкви. Том 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира автора Макарий Митрополит

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

94. Можно ли молиться о младенцах, ставших жертвой аборта? И если можно, то как? Приведем два ответа. Один из них принадлежит проф. А. И. Осипову. «Меня удивляет, что спрашивают о судьбе абортированных младенцев, а не о судьбе матери. Странная постановка вопроса. При чем тут

Из книги Античная мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Из книги История русской церкви (Введение) автора Макарий Митрополит

I. Точно ли и где именно путешествовал святой апостол Андрей в странах наших. Самые древние свидетельства о проповеди святого апостола Андрея относятся к началу третьего века. Одно принадлежит святому Ипполиту, епископу Портуенскому (ок. 222 г.), который в небольшом

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Можно ли молиться за тех людей, которые тебя об этом не просили? Можно ли жить супружеской жизнью и зачинать детей в Святки? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Молиться за других - дело любви. Поэтому можно вписывать их имена (если крещены) в

Из книги Библейские картинки, или Что такое «Божья благодать» автора Любимова Елена

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

21. сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю "сойду и посмотрю..." Слова эти - снисхождение к нашей немощи, для более понятного выражения той мысли, что божественный суд основывается на самом полном и непосредственном

Из книги Введение в библейскую экзегетику автора Десницкий Андрей Сергеевич

3.2.4. «В Библии точно сказано...» Казалось бы, что может быть надежнее, чем прямо и непосредственно следовать тому, что сказано в Библии? Но на самом деле не всегда это возможно сделать так просто, сначала нужно определить степень точности высказывания. Например, Книга Исход

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 3-е. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (Уроки от нетленных мощей свят. Феодосия: а) вера Христова истинна и животворна; б) христиане должны перевести в свою жизнь то, во что веруют) I. 5 февраля 1996 года исполнилось 300 лет со времени блаженной кончины свят.

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

«Бог точно есть!» Вот такое чудо случилось во время ВОВ. Записано со слов Ивана Дмитриевича.«Случилось это давно, во время Великой Отечественной войны. Немцы заняли железнодорожную станцию, но в рядом стоящую деревню не заходили. Они, конечно же, ее контролировали, но

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

1090. Еще о переводе Библии с еврейского текста. Предложение составить общество для толкования Библии по тексту LXX толковников. К истории русского Добротолюбия Милость Божия буди с вами! О переводе библии с еврейского вы, кажется, очень легко помышляете, а это дело большой

Коран был написан Мухаммедом. Книга Мормона — Джозефом Смитом. Библия же является уникальной книгой из числа многих других священных книг в мире. Ее писал не один человек. Книги Ветхого и Нового Завета создавались на протяжении 1600-летнего периода на территории Азии, Африки и Европы и принадлежат более 40 разным авторам.

Несмотря на такой продолжительный период времени, все авторы Библии передают одну и ту же основную идею: Бог - Творец неба и земли, предлагает каждому человеку познать Его лично.

Кроме своего уникального авторства, Библия также содержит множество пророчеств, в точности исполнившихся впоследствии. Например, существует более 300 конкретных пророчеств, принадлежащих разным ветхозаветным пророкам, о пришествии Мессии: месте его рождения, юношеских годах и т.д. Все эти пророчества были в полной мере исполнены Иисусом Христом спустя сотни лет. Они, как и многие другие исполнившиеся пророчества, объясняют, почему авторы Писания могли сказать: «Так говорит Господь...» - они говорили от имени Того, Кто знает «от начала, что будет в конце.» 1

Больше о библейских пророчествах

За семьсот лет до рождения Иисуса в книге Исайи (Ветхий Завет) было записано пророчество о приходе Мессии. В Иисусе исполнилось не только это пророчество, но и более 300 других особенных пророчеств о Мессии, записанных в Ветхом Завете. Ниже приводятся примеры пророчеств из книги Исайи в сравнении с параллельными местами из Нового Завета...

Ветхозаветное пророчество Исполнение его в Новом Завете
рожден от Девы
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Исаия 7:14)
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф... поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». (От Матфея 1:18,24,25)
Служение чудес
«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.» (Исаия 35:5,6)
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». (От Матфея 11:4,5)
Умер за грехи человечества
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Исаия 53:5,6)
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». (От Иоанна 10:11)

«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». (От Луки 18:31-33)

Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. (От Иоанна 19:1-3)

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его». (От Иоанна 19:17,18)


Комментарии Иисуса на ветхозаветные пророчества, говорящие о Нем Самом:

. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (От Иоанна 5:39)

. «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». (От Иоанна 5:46)

. «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». (От Луки 18:31-33)

После того, как Он воскрес из мертвых...

Тогда Он сказал им: «О, неосмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. (От Луки 24:25-27)

И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». (От Луки 24:44-48)

Археология также неоднократно подтвердила имена людей, исторические события и географические указания в точности так, как они были записаны в Ветхом и Новом Заветах. Хотя археология и не способна доказать духовную истинность Библии, но открытия в этой сфере подтверждают достоверность Библии как исторического документа.

Кроме того, по сравнению с другими древними книгами, текст Библии был удивительным образом защищен от изменений и сохранился до нашего времени. Для сравнения, на семь существующих рукописей трудов Платона приходится более 5000 рукописей Нового Завета. При сопоставлении текстов всех этих книг было установлено их сходство друг с другом на 99,5%.

Является ли Библия исторически правдивой? Подают ли Евангелия точные сведения об Иисусе?

Как можно удостовериться в правдивости биографий Иисуса Христа в Евангелиях? Когда историки исследуют достоверность чьей-то биографии, они часто задаются вопросом: «Подают ли другие многочисленные источники те же сведения об этом человеке?»

Вот как это работает. Представьте себе, что вы собираете биографические данные о бывшем президенте Джоне Кеннеди. Вы находите много информации о его семье, службе на посту президента, урегулировании ядерного кризиса на Кубе, и каждая исследуемая вами биография сообщает похожие факты. Но что если в одной из биографий вы находите информацию о том, что Джон Кеннеди 10 лет был священнослужителем в Южной Африке? Ни в одном из предыдущих источников не упоминалось ни о его карьере священнослужителя, ни о том, что он провел 10 лет в Южной Африке. Очевидно, этот факт биографии президента не является правдивым.

Что касается Иисуса из Назарета, находим ли мы многочисленные биографии, сообщающие похожие факты из его жизни? Ответ «да». Существует четыре книги Нового Завета (Евангелия), которые описывают многие подробности из жизни Христа. Кем были написаны Евангелия? Авторами двух книг были люди лично знавшие Иисуса. Более трех лет они провели вместе с ним (Матфей и Иоанн). Две другие книги были написаны близкими товарищами апостолов Христа.

Каждый из четырех авторов написал подробный рассказ о жизни Иисуса. Как и следовало ожидать, разные авторы, описывающие жизнь реального человека, сообщают факты, согласующиеся друг с другом, но их повествования уникальны и разнообразны в подаче информации. Каждая из биографий представлена без излишней чувствительности и помпезного творчества. Форма написания выдержана в газетном стиле «это было так». В Евангелиях упоминаются конкретные географические названия и культурные особенности, которые подтверждаются историками и археологами. Главные темы Евангелий также свидетельствует об их достоверности.

Заявления Христа соответствовали культуре и аудитории, к которой он обращался, однако его учения радикально отличались от того, что учили иудеи в то время. Из Евангелий видно, что в его учениях не было многих тем, о которых ранняя церковь вероятно бы хотела слышать от Иисуса. Этот факт свидетельствует о том, что биографы были предельно точны и, несмотря на последующие нужды церкви, ничего не добавляли к словам Христа.

Евангелия представлены в виде констатации фактов, «вот как это происходило». Даже описания совершенных Иисусом чудес написаны без сенсуализма и мистицизма. Типичный пример – рассказ в Евангелии от Луки, 8 глава, где Иисус воскрешает девочку. Обратите внимание на подробности и четкость передачи происходящего:

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.
Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Как и другие записанные случаи исцеления. Иисусом людей, этот несет отпечаток аутентичности. Если бы это был вымысел, тогда отдельные части этой истории были бы записаны по-другому. Например, в вымышленной истории не было бы места заминкам и вкраплениям историй о других происшествиях. Если бы это был вымысел, люди в трауре не смеялись бы в ответ на слова Иисуса, может, разозлились бы или обиделись, но не смеялись бы. И в вымышленной истории разве сказал бы Иисус родителям, чтобы они никому не рассказывали о происшедшем? Скорее описание исцеления подавалось бы как событие особой важности. Но в реальности жизнь не лишена задержек. Люди часто реагируют странно. У Иисуса были свои причины, чтобы удерживать родителей от разглашения факта воскрешения их дочки.

Лучший тест на подлинность Евангелий – это чтение их для самого себя. Как они выглядят: как отчет о событиях или как фикция? Если это подлинно, тогда Бог открыл Самого Себя нам. Иисус пришел, жил, учил, вдохновлял и дал жизнь миллионам живущих, читающим Его слова. Утверждения Иисуса, читаемые в Евангелиях, многие сочли достойными доверия: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Иоанна 10:10)

История Библии. Писали ли античные историки об Иисусе?

Да. Корнелий Тацит (55-120 гг. н.э.), римский историк первого столетия, «считается одним из историков древнего мира наиболее заслуживающих доверия.» 2 В одном из своих трудов он рассказывает о том, что Нерон «подвергнул жестоким пыткам людей, называвших себя христианами, от имени Христос, человека, приговоренного к высшей мере наказания и казненного во время правления Тиберия, по приказу одного из четырех прокураторов, Понтия Пилата...» 3 (Для сравнения, Коран, написанный через 600 лет после смерти Христа, сообщает о том, что Христос никогда не был распят на кресте, хотя этот факт был подтвержден многими светскими историками. 4)

Флавий Иосиф, еврейский историк (38-100+ гг. н.э.), писал об Иисусе в своей книге «Еврейские древности». От него мы узнаем, что «Иисус был мудрейшим человеком, который творил удивительные дела, учил многих людей и имел последователей среди иудеев и греков. Люди верили, что он был Мессией, а иудейские лидеры обвиняли его и добились вынесения Пилатом приговора о его распятии. Считалось, что он воскрес после смерти.» 5

Суэтоний, Плиний Младший и Талл также писали о поклонении христиан и гонениях на них, что соответствует событиям, описанным в Новом Завете.

Даже иудейский Талмуд, не самый благоприятный источник сведений об Иисусе, подает согласующиеся с другими источниками данные об основных событиях его жизни. Из Талмуда «мы узнаем, что Иисус был зачат вне брака, собирал возле себя учеников, делал богохульные заявления о себе и творил чудеса, которые, однако, приписывались его причастности к волшебству, а не Богу.» 6

Поразительно, что эти сведения находятся во многих исторических книгах, поскольку большинство античных историков в основном писали о политических деятелях и полководцах. Тем не менее, древние иудеи, греки и римляне (которые сами не являлись горячими последователями Иисуса) подтверждают главные события, описанные в четырех Евангелиях.

Был ли текст Нового Завета изменен или искажен со временем?

Некоторые люди считают, что Новый Завет переводился «так много раз», что его текст был искажен в процессе перевода. Если бы перевод производился из других переводов, то такая возможность действительно существовала бы. Однако перевод был сделан не из другого перевода, а из текста оригинала на греческом языке найденного в древних рукописях.

Мы знаем, что текст Нового Завета, дошедшего до наших дней, полностью соответствует оригиналу потому что:

  1. Существует множество рукописных копий, более 5000.
  2. Слова в текстах этих документов совпадают на 99,5%.
  3. Рукописи были найдены вскоре после их написания — смотрите линк в конце этого раздела.

Если сравнить текст одной рукописи с текстом другой, их сходство просто поразительно. Иногда написание или порядок слов может отличаться, но это никоим образом не влияет на общий смысл. Что касается порядка слов в предложении, Брюс Мэцгер, заслуженный профессор Принстонской Теологической Семинарии, объясняет: «В английском языке существует огромная разница между предложениями «Собака укусила человека» и «Человек укусил собаку» - последовательность слов имеет большое значение. Однако, в греческом языке, порядок слов ни на что не влияет. Одно слово служит подлежащим не зависимо от того, какое место в предложении оно занимает». 7

А как насчет несоответствия в рукописях? Разные варианты текста являются «настолько редкими случаями, что ученые Норман Гейслер и Уильям Никс пришли к заключению: «Новый Завет не только дошел до нас в огромном количестве рукописей, больше чем любая другая книга античности, но также, в отличие от остальных известных книг, сохранился в чистейшем виде — совпадение текстов составляет 99,5%.» 8

Доктор Рави Захариас, приглашенный ученый Кембриджского университета, также дает свои комментарии по этому вопросу: «В настоящих условиях Новый Завет является наиболее проверенным древним документом по количеству рукописей, периоду между событиями и временем его написания и множеству других имеющихся документов для подтверждения или опровержения его подлинности. Ничто не может служить таким веским доказательством подлинности древних рукописей, как доступность и целостность текста.» 9

Новый Завет — это наиболее заслуживающий доверия древний документ в истории человечества. Его текстуальная целостность превосходит труды Платона или «Илиаду» Гомера.

Вот сравнение Нового Завета с другими древними рукописями*:

Автор Книга Дата
написания
Ранние
копии
Временной
промежуток
Кол-во
копий
Гомер Илиада 800
до н.э.
400-й
год до н.э.
400 лет. 643
Геродот История 480-425
до н.э.
900-й
год н.э.
1,350 лет. 8
Cицидид История 460-400
до н.э.
900-й
год н.э.
1,300 лет. 8
Платон 400
до н.э.
900-й
год н.э.
1,300 лет. 7
Демосфен 300
до н.э.
1100-й
год н.э.
1,400 лет. 200
Цезарь Галльские
войны
100-44
до н.э.
900-
год н.э.
1,000 лет. 10
Тацит Анналы 100
год н.э.
1100-й
год н.э.
1,000 лет. 20
Плиний
второй
Естественная
история
61-113
гг. н.э.
850-
год н.э.
7500 лет. 7
Новый Завет 50-100
годы н.э.
114-й
год н.э.
(части)
200-й
год н.э.
(книги)
c. 325-й
год н.э.
(оконченный Н.З.)
50 лет.

225 лет.

5366

*Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства

Есть ли в Библии противоречия?

Некоторые утверждают, что Библия полна противоречий. Например, Пилат приказал поставить надпись над головой Иисуса, когда тот был распят на кресте. В трех Евангелиях говориться о том, что там было написано.

В Матфея : «Сей есть Иисус, Царь Иудейский.»
В Марка : «Царь Иудейский.»
В Иоанна : «Иисус Назорей, Царь Иудейский.»

Формулировка во всех троих случаях разная, но их смысл не противоречит друг другу. Но, что же дословно было там написано? В греческом языке, на котором были написаны Евангелия, не было знака кавычек. Так что, когда авторы писали об Иисусе, некоторые из них могли или перефразировать слова или процитировать в точности то, что было написано. Этого мы не знаем. Но это объясняет незначительные отличия в данных отрывках.

Вот еще один пример явного несоответствия. Сколько ночей до своего воскресения Иисус пролежал в гробнице: две или три? Еще до распятия Иисус сказал: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.» (Матфея 12:40). В Евангелии от Марка мы находим другое заявление Христа: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» (Марка 10:33, 34)

Иисус умер в пятницу, и воскрес в воскресенье. Как же он мог провести три дня и три ночи в гробнице? Евреи считали любую часть дня или ночи за целый день и целую ночь. Так что в еврейской культуре, пятница, суббота и воскресение — это три дня и три ночи. Мы думаем и говорим также. Если человек сказал, что весь день ходил по магазинам, то мы понимаем, что он не имел в виду буквально 24 часа.

Это очень типично для явных противоречий в Новом Завете. Многие из них можно объяснить самим текстом или понять, зная исторический фон того времени.

Свидетельствует ли археология в пользу Нового Завета?

Археология не может доказать, что Библия является Божьим Словом, написанным для нас. Однако она может подтвердить (и подтверждает) историческую точность Библии. Археологи постоянно находят новые доказательства того, что многие государственные чиновники, цари, города и праздники, которые упоминаются в Библии, действительно существовали. Иногда историки даже считали, что этих людей или мест никогда на самом деле не было. Например, в Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. В тексте даже описаны пять крытых ходов, ведущих в купальню. Ученые долгое время считали, что этой купальни не существовало, пока не нашли ее на глубине сорока футов под землей, полностью сохранившейся и имеющей пять ходов. 10

Библия вмещает огромное количество исторических подробностей. Так что еще не все то, что упоминается в Библии, было открыто археологией. Однако ни одна археологическая находка не противоречит тому, что написано в Библии. 11

В противовес этому, журналист Ли Стробэл комментирует «Книгу Мормона» следующим образом: «Археологам неоднократно не удавалось подтвердить заявления этой книги о событиях, которые некогда будто бы имели место на американском континенте. Помню, как-то я написал запрос в Смитсоновский Институт, чтобы узнать, существуют ли какие-то доказательства, подтверждающие заявления мормонизма, на что мне четко ответили, что археологи института «не видят прямой связи между археологией Нового Мира и главной темой книги». Археологи никогда не находили города, людей, имена или места, упомянутые в «Книге Мормона». 12

Для сравнения, многие из древних мест, названных Лукой в Книге Деяний в Новом Завете, были найдены археологами. «Всего Лука безошибочно указывает тридцать две страны, пятьдесят четыре города и девять островов» 13 .

Археология также опровергла многие необоснованные теории о Библии. Например, в некоторых университетах все еще преподается документальная гипотеза, которая предполагает, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия (первые пять книг Библии), потому что в то время еще не существовало письма. Однако археологи нашли черную стелу. «На ней были надписи из клинообразных символов и подробные законы Хаммураби. Принадлежала ли она периоду после Моисея? Нет! До Моисея. Более того, до Авраама (2000 до н.э.). Она опережала книги Моисея, по крайней мере, на три столетия... Документальная гипотеза все еще преподается, хотя ее первоначальное основание было уничтожено, и была доказана ее несостоятельность». 14

Еще одна важнейшая археологическая находка подтвердила существование раннего письма. В 1974 году на севере Сирии были найдены скрижали Эблы. Эти 14000 глиняных дощечек с надписями датируются 2300 г. до н.э., то есть за сотни лет до Авраама. 15 В них описываются культура, и жизнь того времени, что в точности напоминает 12-50 главы Бытия.

Археология последовательно и основательно подтверждает историческую точность Библии.

Основные археологические находки

Археологические находки Значение
Таблицы Мари Более 20000 клинописных табличек, которые датируются временами жизни Авраама, объясняют множество традиций патриархов, описанных в Бытии.
Таблицы Эблы Более 20000 табличек, многие содержат надписи из закона, подобные записям Второзакония. Ранее считающиеся вымышленными пять городов равнины в Бытие 14 главы (Содом, Гоммора, Адма, Сигор и Севоим) ныне идентифицированы.
Таблицы Нузи Передают подробности об обычаях 14-15 веков подобные описаниям из жизни патриархов. Например, служанка рожала детей, если ее госпожа была бесплодна.
Черная Стела Доказывает, что письменность и письменные законы существовали за три столетия до Закона Моисея.
Храмовые стены Карнака, Египт Ссылка на Авраама, 10-е столетие до н.э.
Законы Ешнуна (1950 до н.э.)

Кодекс Липит-Иштара (1860 до н.э.)

Законы Хамураби (1700 до н.э.)

Показывает, что кодекс законов Моисея не слишком замысловат и не исключение для этого временного периода.
Таблицы Рас Шамра Предоставляют сведения о еврейской поэзии.
Письма Лахиша Описывают вторжение Навуходоносора в Иудею и проливают свет на времена Иеремии.
Печать Годолии Упоминание о Годолии, о нем говорится в 4-м Царств 25:22.
Цилиндр Кира Подтверждает Библейское описание декрета Кира с разрешением для Иудеев о восстановлении храма в Иерусалиме. (смотри 2 Паралипоменон 36:23; Ездра 1:2-4)
Моавитский камень Дает информацию о шестом царе Израиля.
Черный обелиск Шалмоназара III Описывает как Иоахаз, царь израильский, должен был подчиниться ассирийскому царю.
Призма Тєйлора Содержит Ассирийский текст, который более подробно описывает нападение Сеннахирима на Иерусалим во время царя Езекии.
Обвинения критиков прошлого Ответы из археологии
Моисей не мог быть автором Пятикнижия, потому что он жил до изобретения письменности Письменность существовала задолго до жизни Моисея
Ур-город Авраама - никогда не существовал. Ур был обнаружен. На одной из колонн была надпись «Авраам».
Город, построенный из твердого камня, названный «Петра», не существует. Петра был обнаружен.
История падения Иерихона - миф. Город никогда не существовал. Город был найден и раскопан. Стало очевидно, что стены были разрушены точно таким же образом, как это изложено в библейском рассказе.
«Хитты» не существовали. Было найдено сотни ссылок на удивительную цивилизацию Хиттов. Можно написать докторскую диссертацию, изучая Хиттов в университете города Чикаго.
Валтасар не был царем Вавилона, его имени нет в записях. Таблицы Вавилона описывают правление этого царя, сына Навонида.

Кто был автором Нового Завета? Почему мы не признаем апокрифы, гностические евангелия или евангелие от Фомы?

У нас есть все основания верить в то, что книги, составляющие Новый Завет, являются каноническими. Авторы Евангелий Матфей, Марк, Лука и Иоанн уже упоминались нами как надежные источники. Двое из них близко знали Иисуса и были его верными последователями. Другие авторы Нового Завета также заслуживают доверия: Иаков и Иуда (единокровные братья Иисуса, которые сначала не верили в Него), Петр (один из 12 апостолов) и Павел (которого Христос сделал апостолом после Своей смерти и воскресения). Церковь хорошо знала этих людей и их отношения с Иисусом. Более того, все написанное ими, соответствовало тому, что люди сами слышали об Иисусе, видели собственными глазами и передавали это своим детям.

Когда же сотни лет спустя, начали появляться другие книги (например, евангелие Петра, хотя Петра тогда уже давно не было в живых), церковь легко распознала в них подделку.

Еще одним примером может служить Евангелие от Фомы (на которое Мухаммед ссылается в Коране). Евангелие от Фомы было написано в 140 г. н.э., много лет спустя после смерти самого Фомы. Хотя во многом оно походит на подлинное новозаветное Евангелие от Матфея, но в нем также звучат идеи, идущие вразрез с истинным посланием Евангелий. Описания Иисуса не соответствовали тому, что ранняя церковь знала о Нем.

Во времена ранней церкви, когда появлялись и распространялись такие книги как Евангелие от Фомы, людям не было трудно распознать в них подделку. Такие фальсификации и гностические евангелия опровергали известные учения Христа и Ветхого Завета и часто допускали множество исторических и географических ошибок. 18

В конечном счете, возникла потребность издать официальный перечень книг Нового Завета. Этому послужили следующие причины: 1) Когда христиане подверглись гонениям, их книги начали уничтожать (возник вопрос: какие из этих книг нужно было охранять?); 2) В процессе перевода на арамейский и латинский языки, было важно иметь список авторитетных книг; 3) Поддельные книги и лжеучения всегда бросали вызов церкви и ее руководству, поэтому для них важно было твердо стоять на своих убеждениях. В 367 г. н.э. Афанасий издал список из 27 новозаветных книг (те же книги, которые составляют Новый Завет сегодня). Вскоре после этого, Джером и Августин обнародовали тот же список.

История Нового Завета. Почему понадобилось 30 или 40 лет для того, чтобы написать новозаветные Евангелия?

Главной причиной, по которой Евангелия были написаны не сразу же после смерти и воскресения Христа, является то, что не было особой надобности в таких записях. В начале, Евангелие распространялось в Иерусалиме из уст в уста. Не было нужды в составлении письменного описания жизни Христа, поскольку жители Иерусалима и его окрестностей были очевидцами событий его жизни и прекрасно знали о его служении. 19

Однако когда распространение Евангелия вышло за пределы Иерусалима, где не было свидетелей жизни Иисуса, возникла необходимость создать письменные описания тех событий, чтобы учить других о жизни и служении Христа. Многие ученые относят время написания Евангелий к периоду от 17 до 32 лет после смерти Христа.

В начале своего Евангелия Лука объясняет, почему он решил написать его, и это позволяет нам больше понимать сложившуюся в то время ситуацию: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». 20

Иоанн также говорит о причинах, по которых он написал свое Евангелие: «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». 21

Если вы хотите узнать больше о Христе, в этой статье вы найдете короткое описание его жизни: Не просто слепая вера .

Важно ли то, насколько отвечают реальности действия и слова Иисуса, описанные в Евангелиях?

Несомненно. Чтобы иметь ценность, вера должна основываться на фактах, на реальности. Вот пример. Если вы летите в Лондон, вам, наверное, хочется верить в то, что самолет заправлен топливом и исправно работает, что пилоты знают свое дело, и на борту самолета нет террористов. Однако ваша вера не доставит вас в пункт назначения. Ваша вера помогла вам подняться на борт самолета, но что на самом деле позволит вам долететь до Лондона, так это исправность самолета и согласованная работа пилотов. Вам может помочь позитивный опыт в прошлом, но его будет недостаточно, чтобы самолет долетел до Лондона. На самом деле важен объект вашей веры — можете ли вы положиться на него?

Для веры в Бога нужны объективные основания, иначе она становится ни чем иным как просто слабой надеждой и изменяется каждый раз, когда человек переживает изменения в жизни. Если ты живешь во Франции, и жизнь прекрасна, то легко сделать вывод, что Бог есть и Он очень добрый. Но что говорить жителю Индии, жизнь которого не столь приятна? Есть ли Бог на самом деле? Слышит ли он и помогает ли он этому человеку? Как знать наверняка? Вопрос не в вере, а в том, что ее поддерживает.

Итак, это важный вопрос. Является ли Новый Завет точным и надежным представлением Христа? Да. Мы можем доверять Новому Завету, поскольку существует множество фактов, подтверждающих его истинность. В этой статье мы затронули следующие вопросы: историки сходятся во мнениях, археология подтверждает аутентичность Библии, биографии Иисуса в четырех Евангелиях согласуются между собой, сбывшиеся пророчества свидетельствуют о божественном провидении, целостность книг Ветхого Завета, принадлежащих разным авторам, удивительная сохранность рукописей Библии, большая точность в переводах, Библия представляет целостную картину Бога на протяжении 1600 лет. Все это дает нам полное основание верить тому, что написано в Новом Завете: Иисус есть Бог и Сын, который пришел, чтобы дать нам жизнь.

Пожалуйста, пишите нам, если у вас возникают вопросы .

У меня есть вопрос…
Как начать взаимоотношения с Богом…

1. Исаии 46:10
2. Макдауэл, Джош. (Thomas Nelson Publishers, 1999), стр. 55.
3. Тацит, A. 15.44.
4. Комментарии Доктора Уильяма Лейна Крэйга, из лекций студентам, декабрь, 2001: «Из книг еврейского историка Иосифа мы узнаем, что Иисус был подвергнут смертной казни через распятие римскими властями во время правления Понтия Пилата. Римский историк Тацит также называет Понтия Пилата ответственным за смерть Христа. Иосиф, а также сирийский писатель, Мара Бар-Серапион, утверждают, что иудейские власти принимали активное участие в этих событиях и добились казни Иисуса, оправдывая свои действия необходимостью принять надлежащие меры против лжеучителя. Итак, в дополнительных библейских источниках, как иудейских, так и римских, мы находим свидетельства о суде над Иисусом, участии в этом иудейских и римских властей и самой казни через распятие. Все эти факты запечатлены в истории. Ни один ученый или историк не станет отрицать их. Наоборот, они настолько глубоко вкоренились, что, по сути, сами служат критерием достоверности.»
5. Уилкинс Майкл и Мурлэнд, Иисус под огнем (Zondervan Publishing House, 1995), стр. 40.
6. Там же.
7. Стробэл, Ли. Христос под следствием (Zondervan Publishing House, 1998), стp. 83.
8. Там же., стp. 85.
9. Захариас, Рави. Может ли человек жить без Бога? (Word Publishing, 1994), стp. 162.
10. Стробэл, стp. 132.
11. Знаменитый еврейский археолог, Нельсон Глуэк, пишет: «Мы в праве категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие никогда не противоречило Библии» - цитата из книги Джоша Макдауэла Новые неоспоримые свидетельства (Thomas Nelson Publishers, 1999), стр. 61.
12. Стробэл, стp. 143-144.
13. Гейслер, Норман. Энциклопедия христианской апологетики (Grand Rapids: Baker, 1998).
14. Макдауэл, Джош. Неоспоримые свидетельства (1972), стр. 19.
15. http://english.sdaglobal.org/story/advent/secret/ebla.htm
16. пропущено
17. пропущено
18. Брюс Ф.Ф. Книги и рукописи: Откуда взялась английская Библия (Fleming H. Revell Co., 1950), стp. 113.
19. Смотрите Деяния 2:22, 3:13, 4:13, 5:30, 5:42, 6:14, и т.д.
20. Луки 1:1-3
21. Иоанна 20:30,31

Исследование древнейшей Библии,
оригинала Синайского кодекса,
которому 1600 лет.

В течение многих веков Библия переписывалась и переводилась, откуда теперь мы знаем, что современный текст Библии не искажен и соответствует первоисточнику, оригиналу Библии?

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Как переводится Библия? Каким образом, к примеру, появился современный русский перевод Библии?

Изначально оригинал Библии был написан на древнегреческом языке (Новый Завет) и на древнееврейском языке (Ветхий Завет). Современные переводы Библии делаются непосредственно с текстов, написанных на этих оригинальных языках. Библия является очень известной книгой, поэтому ее перевод делается самым тщательным образом, и этот процесс занимает у ученых много лет.

Таким образом, то, что Библия много раз переводилась, никак не искажает ее текст, потому что переводы делаются с оригинальных языков, а не с других переводов.

Теперь давайте рассмотрим вопрос о том, как переписывание Библии повлияло на соответствие ее текста оригиналу. Ведь Библия очень древняя книга, и до того времени, как в 1440 г. был изобретен печатный станок, она переписывалась от руки.

Конечно, монахи и писцы переписывали текст Библии очень скурпулезно. Иудейские писцы, к примеру, использовали специальную систему проверки созданных ими копий, при которой они считали точное количество букв и слов в каждой переписываемой ими книге, чтобы не допустить не единой ошибки или искажения в Библии. Однако, в течение такого длительного времени, которое исчисляется многими веками, в переписанные тексты все же закрадывались иногда ошибки. И это можно теперь заметить, изучая найденные археологами рукописи.

Однако, откуда ученые знают, что в той или иной рукописи есть ошибки или искажения? Это можно легко увидеть, сравнивая ее с большинством других рукописей и особенно с более ранними рукописями. Поэтому, те ошибки, которые вкрались в переписываемый текст в течение столетий, легко устраняются современной наукой, и они не влияют на текст Библии, которой мы пользуемся сейчас.


Библия, которой 1600 лет,
Синайский кодекс.

Современный текст Библии основан прежде всего на самых ранних рукописях, очень близких к первоисточнику. К примеру, полный текст Нового Завета представлен в рукописи 350 года, известной под названием Синайский Кодекс. Кстати, раньше этот манускрипт хранился в Санкт-Петербурге, но в 1933 Советское правительство продало его Британскому музею, где он и находится сейчас.

Кроме того, ученые располагают рукописями почти всех книг Нового Завета, которые датируются еще более ранним временем: 130-200 гг. Наиболее известные из этих рукописей это: Bodmer Papyri (200 г.), хранящийся в Женевской библиотеке Бодмера, Chester Beatty Papyri (200 г.), находящийся сейчас в библиотеке Дублина, и папирус Rylands P52 (130 г.) являющийся самым ранним отрывком из книги Нового Завета Евангелия от Иоанна, который хранится в библиотеке Университета Райланда, в Манчестере.

Изначально оригинал Евангелия от Иоанна был написан в 90-100 гг., поэтому мы имеем рукопись, которая датируется всего лишь 40 годами позже. Также и ранние рукописи почти всех остальных книг Нового Завета очень близки к первоисточнику, они датируются всего лишь 50-150 годами позже. Изначально книги Нового Завета были написаны между 50 и 100 годами нашей эры.

Кроме того, ученые имеют в своем распоряжении огромное количество рукописей Нового Завета, которые датируются более поздним временем. Их количество превышает 5600 древнегреческих рукописей содержащих полный или частичный текст Нового Завета.

Все это делает Новый Завет наиболее подтвержденным историческим документом древности. Один из известных ученых в области библейских исследований, Ф.Ф. Брюс, писал по этому поводу:

Никакая другая древняя литература не имеет столь серьезного текстуального подтверждения, какое имеет Новый Завет.

Книга Исаии, книга Ветхого Завета,
которой 2200 лет

Ветхий Завет был написан раньше, его написание было завершено около 400 г. до нашей эры. В настоящий момент ученые имеют более 200 рукописей, в которых представлены все книги Ветхого Завета кроме книги Есфирь, и которые датируются начиная с 250 г. до нашей эры и заканчивая 70 г. нашей эры. Всего же имеется более 25000 рукописей и фрагментов книг Ветхого Завета, датируемых разными веками.

Ни одно другое произведение древности не имеет столь большого числа дошедших до нас рукописей и столь малого промежутка времени отделяющего самые ранние из них от оригинала. К примеру, труды Платона и Аристотеля, написанные ими в 4 веке до н.э. представлены в менее чем 10 рукописях (Платона) и около 50 рукописях (Аристотеля). Самые ранние из них датируется 9 веком нашей эры, то есть около 1200 лет после написания оригинала.

Приблизительно то же самое относится почти ко всем древним литературным произведениям, за исключением только Иллиады Гомера, которая представлена в более чем 1500 рукописях, самая ранняя из которых датируется около 500 лет после написания оригинала. Хотя полная копия Иллиады тоже датируется только 10 веком н.э., то есть 1800 лет после оригинала. И, тем не менее, Иллиада считается вторым после Библии наиболее текстуально подтвержденным произведением древности.

Таким образом, мы можем быть уверены в том, что современный текст Библии не искажен и вполне соответствует ее изначальному оригиналу. Это подтверждается сотнями ранних библейских рукописей, которые были написаны всего лишь 50 - 250 лет после оригинала, и десятками тысяч других более поздних копий.

  • о Библии:

Среди консервативных современных западных библеистов существуют два подхода к вопросу о разночтениях в Библии:

Первый вариант представлен в работах крупного современного библеиста Крейга Бломберга. Он автор двух больших работ по синоптикам и по ап. Иоанну, в которых он рассматривает все возможные противоречия или ошибки и приходит к выводу, что в Новом Завете есть различия, но не противоречия. А эти различия легко гармонизировать. Такой же позиции придерживается еще один библеист мирового уровня Дональд Карсон.

Второй вариант более распространен. Он заключается в том, что Св. Писание это продукт синергии Бога и человека, и поэтому наличие человеческих ошибок (например, грамматических или хронологических) никак не мешает богодухновенности благой вести о спасении. Как говорил Галилей, Писание учит людей, как попасть на небо, а не как оно устроено . Кроме того, нужно учитывать, что мы действительно неправильно понимаем, что такое противоречивость. Известный пример в истории это спор о праздновании Пасхи. В соответствии с Евангелием от Иоанна Христа распинают до наступления еврейской Пасхи, а по синоптикам Тайная вечеря была Пасхальной трапезой. Бломберг небезуспешо пытается гармонизировать этот парадокс, но большинство специалистов придерживаются мнения, что фактически прав Иоанн, а синоптики специально выбирают такую подачу текста, для достижения тематических и богословских целей.

Есть немало работ и светских историков, которые проверяли Новый Завет на наличие каких-то исторических ошибок. Например известный специалист по античности Шервин-Уайт написал монографию «Roman Society and Roman Law in the New Testament» , в которой очень очень четко продемонстрировал историческую достоверность многих фактов Нового Завета.

« Если мы смущены очевидным противоречием в Писании, то это не позволяет сказать, что Автор этой книги ошибался. Но то ли манускрипт испорчен, то ли перевод сделан неверно, то ли вы просто не поняли».

Любой критик Православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет. Две тысячи лет христиане вчитываются в свою Книгу; две тысячи лет лучшие умы человечества думали над ней. Поэтому неумно, случайно набредая в Библии на какое-то неудобовразумительное место, вопиять об обнаруженном «противоречии» или глупости. Христианские богословы наверняка еще в древности обращали внимание на это место и давали ему интерпретацию, соответствующую целостному общебиблейскому контексту.
диакон Андрей

Спрашивает Ирина
Отвечает Василий Юнак, 05.08.2010


Приветствую Вас, Сестра Ирина!

Некоторые усматривают "Россию" в имени Роша: "Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы" (). Здесь подкупает само слово, очень созвучное слову "Россия", и то, что князя Рошы Господь обещает вывести от краев севера, что соответствует географическому положению России. Против такого истолкования выступает факт, что Библейские пророки произносили пророчества против существующих государств, даже если эти пророчества имели символическое значение и относились к далекому будущему. Именно по этой причине я считаю, что здесь имеется в виду не Россия, потому что во время произнесения этого пророчества никакой Росии или Руси не было, а предполагать о том, что слышавшим это пророчество были известны какие-то древние племена русов также сложно. Потому я не могу согласиться с тем, что здесь речь идет именно о России.

Другое место, в котором я усматриваю "русский след", находится в пророчествах Даниила.

"И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями, и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду. Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему" ().

Есть несколько разных толкований этой части пророчества Даниила. Но лично я склоняюсь к той версии, что здесь описана история Франции, в частности атеистическая французская революция, парижская коммуна и походы Наполеона в Палестину и Египет. И вот именно здесь, в словах "Но слухи с востока и севера встревожат его" (ст 44) подразумевается поражение Наполеона 1 Бонапарта в 1812 году в России, что стало началом его падения. На мой взгляд, это единственное конкретное упоминание России в Библии.

Есть и другие предположения, когда некоторые местности, упомянутые в Библии соотносят с местами в Крыму и на Кавказе. Но здесь есть два момента - (1) Крым и Кавказ не всегда составляли Россию, и (2) расположение всех этих мест достаточно спорное.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Непознанное":