Брунеллески церковь сан спирито во флоренции. Церковь санто-спирито во флоренции. Музей фонда Сальваторе Романо на территории церкви

Дна из самых поздних работ Брунеллески - церковь Санто Спирито (церковь Святого Духа) во Флоренции - трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были законченные после его смерти.

В 1434 году Богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто Спирито. Архитектор Брунеллески выполнил план и модель будущего храма, и в 1436 году началась закладка фундамента, но вскоре из-за недостатка средств работы остановились. Монастырь Санто Спирито обратился за помощью к Большому Совету республики, чтобы сторительство церкви финансировалось продажей соли: по три сольди с каждой четверки проданной коммуной соли. В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Только в 1446 году была завезена первая колонна (за 12 дней до смерти Брунеллески). Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, так как первая колонна была установлена только в 1454 году - спустя 18 лет после начала строительства.

Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма, Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, проект так и не был до конца осуществлен, церковь так и не была построена при жизни мастера.

Строители церкви, начиная с Манетти, не очень были уверены, как вести постройку, так как рисунки и модель Филиппо не уточняли деталей. Перекрытие и купол были выполнены между 1477 и 1482 годами, а год спустя начались горячие дебаты о том, сколько порталов должен содержать фасад - три или четыре, как планировал самого Брунеллески. Остановились все же на варианте с тремя порталами, что наряду с другими изменениями в немалой степени исказило первоначальный замысел мастера.

Возрождение Автор проекта Филиппо Брунеллески Строитель Стольдо Фрескобальди Архитектор Антонио Манетти , Джованни да Джайоле, Сальви д"Андреа Дата основания Строительство - годы Основные даты:
Координаты : 43°46′03″ с. ш. 11°14′54″ в. д.  /  43.7675139° с. ш. 11.2484361° в. д.  / 43.7675139; 11.2484361 (G) (Я)

Базилика Са́нто-Спи́рито (итал. Basilica di Santa Maria del Santo Spirito ) - католическая церковь во Флоренции (Италия), находится на одноимённой площади в квартале Олтрарно . Построенная в XV веке по проекту Филиппо Брунеллески , она считается одним из чистейших образцов архитектуры раннего ренессанса во Флоренции.

История

Современное здание было построено на руинах августинского приората (монастыря) XIII века , сгоревшего в 1471 году . Этот монастырь являлся важным интеллектуальным центром города: тут размещалась школа, богадельня, столовая для нищих и библиотека, где находилось часть наследия Бокаччо .

Наружная сторона церкви была отреставрирована в -1978 годах .

Описание

Основное достоинство этого храма - интерьер чистых пропорций и изысканных цветовых решений (светлая штукатурка оттеняет местный камень «пьетра серена»). Среди главных памятников искусства - «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи , «Распятие» Микеланджело , «Изгнание торгующих из храма» маньериста Страдано (XVI век) и полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде. В ансамбль храма входят два клуатра (один построен по проекту Амманнати), притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (). Слева от входа в храм - музей Фонда Романо с «Тайной Вечерей» Андреа Орканьи .

    Santo Spirito, inside 1.JPG

    Интерьер церкви

    Santo Spirito, inside 2.JPG

    Santo spirito, cappella della palla-portinari, Giovanni baratta, arcangelo raffaele e tobiolo (1698).jpg

    Palazzo Franceschi-Dragomanni, veduta, s. spirito 01.JPG

    Вид на церковь с одной из крыш

В культуре

Базилику Санто-Спирито можно увидеть в компьютерной игре Assassin"s Creed II , тут проходит одна из её миссий: в 1498 году главный герой пробирается на площадь перед церковью, чтобы убить одного из приспешников монаха Савонаролы , проповедующего на паперти. Хотя на карте церковь и обозначена как достопримечательность, в базе данных игры про неё ничего не сказано .

Напишите отзыв о статье "Санто-Спирито (Флоренция)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Санто-Спирито (Флоренция)

– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…
В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…
Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.
– Вот и договорился! – сказала она.
Но граф в ту же минуту оправился от волнения.
– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.
– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.
– Полно, полно, глупости…
– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.
– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…
– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
– Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы.

Базилика Санто-Спирито (церковь Святого Духа) - одно из наиболее поздних произведений . Ее сооружение определенно связывается с именем великого архитектора в отличие от других его творений. Церковь является чистым, отработанным образцом архитектуры Раннего Ренессанса, хотя ее возведению в XV веке предшествовала еще одна фаза, что могло создать стилистическую . В XIII веке здесь находился приорат (монастырь) августинского ордена. В ту пору, когда он строился, эта территория находилась за пределами города (ныне квартал Олтрарно).

Обитель являлась важным интеллектуальным центром, включавшим в себя школу, библиотеку (часть ее перешла монастырю по наследству от Боккаччо), столовую для нищих. В XV веке, когда Флоренция значительно выросла, было принято решение о масштабной перестройке района. Созданный в 1434 году специально для этого проекта комитет обратился к Брунеллески. Во главе комиссии стоял богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди, который высказал пожелание реорганизовать не только монастырь, но и окружающую городскую застройку.

С энтузиазмом взялся за этот проект и в скором времени разработал модель храма (не имевшую купола и главного фасада), а также план реорганизации городского ансамбля. Базилика живописно выглядела со стороны реки Арно и встречала приплывавших во Флоренцию гостей. Филиппо планировал повернуть ее входом к реке и расположить перед ней площадь, которая начиналась бы от улицы Фондаччьо.

По проекту с центром города Санто-Спирито связывался мостом, с которого был виден . Впервые река была включена в архитектурный ансамбль как один из элементов общего композиционного замысла. Проект предполагал снос зданий и домов, что уже не в первый раз вызывало протест населения, из-за чего плану не суждено было сбыться. Манетти дает на сей раз очень подробное описание всей истории проекта, поскольку он жил непосредственно в этом районе и вопросы перепланировки территории коснулись его семейных владений.

Возведение самого храма возражений не встретило, и уже в 1436 году началась закладка фундамента. Но возникли непредвиденные проблемы с финансированием, и работы остановилось. Руководство монастыря обратилось с просьбой о помощи к Большому совету республики. Предлагалось вести строительство церкви за счет налога от продажи соли. К 1439 году таким образом была собрана крупная сумма, и работы возобновились.

При жизни Филиппо был возведен фундамент храма. Только в 1446 году к базилике наконец была доставлена первая колонна. Это произошло за 12 дней до смерти архитектора. Кончина зодчего затянула строительство: настолько, что привезенная колонна была установлена лишь в 1454 году, то есть через 18 лет после его формального начала.

Последующие архитекторы храма не вполне точно знали, как вести постройку, так как рисунки и модель Брунеллески были лишены многих деталей и конкретики. Процесс значительно ускорился из-за пожара в 1471 году, так как новое здание стало остро необходимым. Перекрытие и купольное завершение были возведены между 1477 и 1482 годами. Новый проект купола на основе модели Брунеллески выполнил Сальви д’Андреа. Комиссия одобрила его как близкий к оригинальному замыслу, «не нарушающий его, но следующий ему как только возможно» (так говорится в одном из документов).

Затем начались споры о том, сколько необходимо устроить порталов - три, как хотели новые архитекторы, или четыре, как проектировал Брунеллески. Друг Филиппо, Паоло Тосканелли, пытался всех убедить в том, что мастер оставил устное распоряжение о четырех дверях, что нехарактерно для церковной архитектуры. Комиссией было озвучено, что такая планировка придает религиозному сооружению светский характер, поэтому комиссия из пяти человек настояла на традиционном тройном входе. Но принятие окончательного решения отложили до 1485 года, когда была собрана уже генеральная ассамблея.

В нее вошли не только архитекторы храма, каменщики и инженеры, но и простые жители, которые имели отношение к зодчеству. После дискуссии было проведено общее голосование, в котором на этот раз принимали участие уже 42 человека. Тридцать из них, то есть абсолютное большинство, проголосовали за проект с тремя входами. Но и на этом комиссия не успокоилась, и только после создания двух соответствующих моделей проект с тремя дверьми был окончательно утвержден. В последующие годы строительство и украшение храма шло более спонтанно.

В 1489 году с левой стороны от него была возведена колоннада и восьмиугольная ризница по проектам двух архитекторов - Иль Кронака и Джулиано да Сангалло. В ансамбль также вошли два клуатра. В 1503 году рядом с базиликой возводится шатровая колокольня по проекту Баччо д’Аньоло. В часовне была вырублена дверь для доступа в церковь. Фасад в том виде, в котором мы видим его сейчас, появился в XVII веке.

Он долгое время оставался необлицованным и неоштукатуренным. От первоначального проекта Брунеллески сохранились лишь изящные боковые волюты, впечатляющие своей элегантностью и протобарочной легкостью. Во всем строительном процессе, растянувшемся на несколько десятилетий, поражает скрупулезное отношение к авторскому замыслу, особенно если учесть тот факт, что работы велись после смерти Брунеллески.

В этом смысле судьба Санто-Спирито значительно отличается от судьбы похожего проекта , в котором еще при жизни Филиппо и против его воли были допущены сильные искажения. Возможно, сыграл свою роль тот факт, что в случае с Сан-Лоренцо заказчик был частным лицом (Медичи), а в Санто-Спирито работы направлялись целой ассамблеей. Как ни странно, собрание предоставляло большую свободу архитектору, обеспечивало уважение к его решениям и уберегало от произвола ктиторов.

По своему плану церковь Санто-Спирито представляет собой базилику в форме латинского креста, с равными по длине и ширине рукавами, кроме наиболее длинного западного. В средокрестии расположен алтарь, а над ним возвышается купол. По всему внутреннему периметру, повторяя форму креста, расставлены колонны, ритм которых поддерживается полуколонками по стенам, иллюзорно продлевающими колоннады. Подобная планировка напоминает ранневизантийские храмы, например базилику Абу Мины под Александрией (конец V века), но для XV столетия она была новаторской.

Между Санто-Спирито и Сан-Лоренцо много общего. В обоих памятниках за модуль берется сторона подкупольного квадрата, боковые нефы вдвое уже центрального. Колонны увенчиваются коринфскими капителями, интерколумнии колоннад перекрываются системой арочных перемычек, а центральный неф - плоским кессонированным потолком. Боковые нефы обнимают все внутреннее пространство единой цепочкой небольших ячеек, каждая их которых оформлена парусным сводом. Базилика Санто-Спирито отличается от своей предшественницы особым устройством боковых капелл.

Их история очень интересна: изначально Брунеллески заказали четыре капеллы. Одна из них принадлежала главному ктитору нового храма - Стольдо Фрескобальди. Учитывая его финансовую помощь, он мог рассчитывать на наиболее богатую часть базилики Санто-Спирито. Но Филиппо предложил вместо четырех богатых капелл 40 одинаковых по размеру, скромных и демократичных. Комиссия охотно одобрила такой проект.

Может быть, из-за этого проекта, который не очень учитывал личные интересы вкладчиков, финансирование оборвалось и понадобилось искать новые источники для продолжения строительства. Капеллы повторяют размеры интерколумниев и парусных сводов и завершаются небольшими полукруглыми нишами, которые изначально выступали наружу и образовывали красивую гофрированную поверхность внешних стен. Они завершались самостоятельными полукупольными покрытиями.

Необычный не только для своего времени, но и для последующих веков внешний облик храма вызвал восхищение. «Со своими выступающими наружу капеллами оно не имело себе равных в христианском мире», - пишет Манетти. Но потом, оказавшись, видимо, слишком революционными, капеллы были спрятаны внутри стен. Все архитектурные членения и формы, как и в других произведениях Брунеллески, подчеркиваются системой профилей и тяг из серого камня, образуя графический каркас. Замечательное произведение Филиппо Брунеллески стало шедевром, украсившим Флоренцию.

В очередной раз этот проект был лишь частью масштабных планировочных перестроек, которые носили смелый градостроительный характер. Сложно представить, какой могла бы быть Флоренция, если бы эти чертежи и эскизы остались бы не только в замыслах и на бумаге, а были бы воплощены в жизнь. Но еще более сложно представить, каким был бы город, не появись в нем однажды на свет гениальный Брунеллески.

Санто-Спирито во Флоренции (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

На оживленной флорентийской площади Санто Спирито стоит одноименная базилика, спроектированная великим Брунеллески, - самый посещаемый архитектурный объект по эту сторону реки Арно. Она представляет собой канонический образец раннего итальянского Ренессанса. Здание возвели в 15 веке на руинах августинского монастыря, и вплоть до 18 века его стены оставались нетронутыми, пока по веянию моды их не оштукатурили. Еще одну косметическую реставрацию базилика пережила в 1970-х гг.

Что посмотреть

Фасад церкви Санто-Спирито (или Святого духа) выполнен просто и без излишеств, в элегантной манере. Мягкая геометрия линий прекрасно сочетается со светло-кремовым, нежным цветом стен. Купол, который хорошо виден издалека, исполнен самим Брунеллески, а колокольню спроектировал и построил Баччио д’Аньоло в 1503 г. Базилика - в форме латинского креста, многочисленные капеллы находятся по бокам, а входная дверь ведет сразу в главный неф, украшенный изящными колоннами.

По задумке мастера, фасад Санто-Спирито выходил к реке Арно, но для этого требовалось снести несколько жилых построек. Местные жители запротестовали, и архитектору пришлось развернуть его на 180 ° и заложить площадь.

Храм украшен работами Ф. Липпи («Мадонна с младенцем и святыми»), Д. Страдано («Изгнание торгующих из храма») и М. ди Банко (масштабный полиптих). В ансамбль базилики входят две обходные галереи в стиле маньеризм (проект при участии Б. Амманати) и ризница Д. да Сангалло 1492 г., из которой можно попасть в церковь через специально прорубленную дверь. В прилегающем здании расположен Музей фонда Романо, где хранится «Тайная Вечеря» Андреа Орканьи.

К оформлению Санто-Спирито приложил руку Микеланджело - алтарь венчает деревянное распятие, созданное великим скульптором в 1492 г.

Практическая информация

Адрес: Флоренция, Piazza di Santo Spirito, 30.

Как добраться: пешком от Пьяцца-дель-Дуомо по улице Пекори, налево на Песиони-до-Строцци, налево по Торнабуони через мост, далее направо на Якопо и сразу налево на С. Мартино до базилики, всего 15 минут.

Часы работы: по будням 9:30-12:30 и 16:00-17:30, по выходным и праздникам - 11:30-12:30 и 16:00-17:30, среда - выходной, вход бесплатный.

Если у вас не слишком много времени на знакомство с городом, посвятите Флоренции хотя бы день. Не ходите по музеям, просто погуляйте по улицам — вы найдёте здесь немало подлинных шедевров. Я предлагаю вам прогулочный маршрут по самым ярким и интересным местам.

Почему-то Флоренцию часто рассматривают как второстепенный город, недостойный пристального внимания. Многие считают её промежуточным пунктом путешествия, который можно посетить «проездом». А ведь это великий город – сокровищница архитектуры, колыбель Ренессанса.

Если у вас не слишком много времени на знакомство с городом, посвятите Флоренции хотя бы день. Не ходите по музеям, просто погуляйте по улицам — вы найдёте здесь немало подлинных шедевров.

Я предлагаю вам прогулочный маршрут по самым ярким и интересным местам старинного тосканского «города-цветка».


Площадь Синьории

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Баптистерий Святого Иоанна Крестителя

Приют Невинных

Сан-Марко. Площадь и монастырь

Базилика Сан-Лоренцо

Базилика Санта-Мария-Новелла

Дворец Строцци

Церковь Санто-Спирито

Палаццо Питти

Мост Понте Веккьо

1. Пьяцца Синьория (Piazza della Signoria)

Архитектура этого дворца выделяет его среди окружающих зданий. Палаццо Веккьо больше походит на крепость, чем на правительственный дворец. В 1299 году его возвели для приоров Флоренции, да и сегодня в нём помещается ратуша. Кроме административной роли, здание выполняет и туристическую функцию – работает, как музей искусств.

Адрес: Piazza della Signoria

3. Павильон Лоджия Ланци (Loggia dei Lanzi)

Мимо Палаццо Барджелло пройдите по Виа дел Проконсоло. Вскоре вы приблизитесь к алтарной части собора Санта-Мария-дель-Фьоре, что в переводе «цветок святой Марии» .

5. Дуомо Флоренции (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Огромный собор возводили в течение шести столетий. Шесть архитекторов разных времён внесли свой вклад в строительство . Здание выстроили вместительным – в него могло войти разом всё население Флоренции XIII в. Купол храма (ныне купол Брунеллески) был выдающимся инженерным достижением своего времени. Архитектор Брунеллески сумел установить его без лесов. Он применил для монтажа купола беспрецедентные технологии, использовал технические устройства собственного изобретения. Сегодня купол собора, его кружевной фасад и изящная кампанила поражают наблюдателей своим величием, восхищают своей красотой.

6. Колокольня Джотто (Campanile di Giotto)

Кампанилу флорентийского Дуомо строил великий Джотто. Колокольня является частью Кафедрального собора, но стоит она отдельно, справа от него, на площади. Для облицовки фасада башни привозили мрамор из трёх областей – здание получилось нарядным, трёхцветным. По первоначальному плану Камбио, колокольню предполагалось строить готической – вытянутой, островерхой. Джотто пересмотрел проект своего предшественника. Эффект стремления башни к небу по плану Джотто достигается за счёт гармоничных пропорций и разной высоты окон, увеличивающейся от этажа к этажу.

7. Баптистерий Иоанна Крестителя (Battistero di San Giovanni)

Приземистое восьмигранное здание баптистерия Сан-Джованни считается старейшим в комплексе Дуомо. Оно стояло на площади задолго до строительства собора. Уже в V столетии здесь была первая крестильная. Современный вариант баптистерия существует с X века.

Главным украшением здания считаются его врата, декорированные сюжетными барельефами на библейские темы. Скульптор Лоренцо Гиберти посвятил изготовлению восточных и северных дверей баптистерия Сан-Джованни более полувека.

От Дуомо идите по узкой улице Виа-деи-Серви ( Servi ). Вы попадёте на Пьяцца Сантиссима Аннунциата (Piazza Santissima Annunziata). Там находится Воспитательный дом.

8. Приют Невинных (Ospedale degli Innocenti)

Ренессансное здание Воспитательного дома с уникальным фасадом стоит на площади Святейшего Благовещения. Комплекс Оспедале дельи Инноченти построили в XV в. Это ещё одно творение знаменитого Брунеллески – первый архитектурный образец Возрождения во Флоренции. Здесь содержались дети-сироты, беспризорники. На территории Воспитательного дома работали мастерские, ясли для малышей и школа. Это был первый в Европе комплексный сиротский приют.

Адрес: Piazza della Santissima Annunziata, 12.
Официальный сайт: istitutodeglinnocenti.it .

От площади Сантиссима Аннунциата можно пройти по Виа Цезаре Баттисти (Cesare Battisti) до Пьяцца Сан-Марко.

9. Сан-Марко. Площадь и монастырь (Сonvento di San Marco)

От Пьяцца Сан-Марко ведёт Виа Камилло Кавур (Camillo Cavour). На пересечении этой улицы с Виа де Гори (Gori) стоит Палаццо Медичи-Риккарди

10. Дворец Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi)

Элегантный палаццо находится в сотне метров от Дуомо. Фасад дворца облицован рустовой кладкой из нешлифованного грубого камня, поэтому здание напоминает крепость. При Медичи первый этаж был занят прислугой, на втором жили господа. В фамильном дворце находился и банк, принадлежавший Козимо-старшему.

Адрес: Via Camillo Cavour, 3
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

Если пройти вперёд по Виа де Гори и затем, на втором перекрестке, свернуть направо, вы увидите один из старейших христианских храмов Италии – Сан-Лоренцо.

11. Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo)

В этом храме собрано немало произведений искусства, но большинство туристов посещают базилику Сан-Лоренцо, чтобы посмотреть на фамильную капеллу Медичи. Сакристию для знатного рода выстроил и оформил Микеланджело Буонаротти в 1520–34 гг. В капелле можно увидеть аллегорическую скульптурную группу, созданную величайшим гением Возрождения. Композиции «День», «Ночь», «Вечер» и «Утро» впечатляют своим элегическим настроением и удивительной гармонией.

Адрес: Piazza di San Lorenzo, 9
Официальный сайт: operamedicealaurenziana.org
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

От базилики пройдите по Виа дель Джильо (Giglio). На перекрёстке с Виа дей Банки (Banchi) есть переход, перейдите площадь. С левой стороны находится прекрасный храм, фасад которого украшен мраморным орнаментом. Это Санта-Мария Новелла.

12. Базилика Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)

Красавица-базилика привлекает туристов не только ярким раннеренессансным фасадом, но и замечательными византийскими фресками, сохранившимися в интерьере. В этой церкви развивались события «Декамерона» Боккаччо.

Осмотрев храм, прилегающий к нему красивый дворик и Испанскую капеллу XIV века, повернитесь спиной к Пьяцца Санта-Мария-Новелла. Идите вперёд по Виа дель Соль (del Sole) до перекрестка с Виа Торнабуони (Tornabuoni). Вы увидите один из лучших образцов ренессансной архитектуры Флоренции – Палаццо Строцци.

13. Дворец Строцци (Palazzo Strozzi)

Трёхэтажный дворец строили для знатного рода Строцци, однако работы завершились только в 1507 году, после смерти заказчика. Главным архитектором проекта был Бенедетто да Майано. У здания плоский фасад, он облицован блоками из рустового камня и выглядит очень гармонично. Сейчас Палаццо Строцци используется для выставок и светских культурных мероприятий.

Адрес: Piazza degli Strozzi.
Часы работы смотрите .
Цены на входные билеты смотрите .

Пройдите дальше по Виа Торнабуони. На небольшой площади Санта-Тринита вы увидите высокий монумент – столп «Колонна Правосудия» . Эта колонна – подарок папы Пия IV герцогу Козимо I. До установки на площади колосс находился в термах Каракаллы.

На Пьяцца Санта Тринита стоит готический храм – одноимённая средневековая церковь Санта-Тринита . Облик фасада здания относится к XVI столетию – тогда проходила последняя реконструкция. Церковь знаменита капеллой Сассети, расписанной самим Доменико Гирландайо. Покинув площадь, вы выйдете к мосту Святой Троицы.

14. Понте Санта-Тринита (Ponte Santa Trinità)

Флорентийский мост Святой Троицы, соединяющий берега Арно, выглядит воздушным и невесомым. Бартоломео Амманати, осуществивший этот проект, стремился создать и надёжное, и красивое сооружение.

По мосту Санта-Тринита перейдите на противоположный берег, а дальше двигайтесь направо – по Виа Санто Спирито (Santo Spirito) до площади Кармине (Piazza del Carmine). Там вы увидите храм Santa Maria del Carmine. В базилике Санта-Мария-Дель-Кармине скрыта истинная жемчужина – капелла Бранкаччи.

15. Часовня Бранкаччи (Cappella Brancacci)

Выйдя из базилики, пройдите направо. Если двигаться по Виа Санта-Монака (Santa Monaca), которая переходит в Виа Сант-Агостино (Sant Agostino), вы попадёте на Пьяцца ди Санто-Спирито (Piazza di Santo Spirito), где стоит элегантная базилика.

16. Церковь Санто-Спирито (Basilica di Santo Spirito)

Осмотрев базилику, сверните налево, идите по узкой улочке. Она приведёт вас к Палаццо Питти.

17. Дворец Питти (Palazzo Pitti)

Трёхэтажный ренессансный Палаццо Питти в районе Ольтрарно строили для семьи флорентийского аристократа Луки Питти. В середине XVI столетия незаконченное здание перешло во владение Медичи, было реконструировано и расширено по вкусу новых хозяев. Полностью строительство дворца Питти завершилось в 1560 году.

Сейчас во дворце помещается один из крупнейших музейных комплексов. Здесь открыто несколько разноплановых музеев искусств и истории.

Адрес: Piazza de Pitti, 1.
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

Неподалёку от Палаццо Питти находится берег Арно и знаменитый Понте Веккьо — Старый мост Флоренции.

18. Старый мост (Ponte Vecchio)

Этот мост существовал со времён древних римлян. Он пережил разные события в жизни города и единственный уцелел в годы Второй Мировой.

Его сегодняшний облик относится к XIV столетию. В 1333 году Старый мост был смыт наводнением. Восстанавливал его Таддео Гадди. С 1442 года Понте Веккьо стал торговым мостом, этот статус он сохраняет и сегодня. В дневное время здесь сложно пройти – мост осаждают туристы. Однако вы можете оценить уникальную архитектуру Понте Веккьо.

Перейдите мост, сверните направо. Набережная Арно приведёт к галерее Уфицци.

19. Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi)

Дворец Уффици изначально предназначался для государственных магистратов. Строительство инициировал Козимо I Медичи. Здание построили к 1581 году, однако в XVII веке ещё продолжалось оформление его интерьеров.

Несколько поколений Медичи собирали произведения искусства, и дворец со временем был превращён в музей. Первых посетителей он принял ещё в XVI веке, а общественной галереей окончательно стал с 1765 года. Сейчас в галерее Уффици хранится крупнейшая коллекция предметов искусства эпохи Возрождения. Билеты в этот музей бронируют заблаговременно.

Адрес: Piazzale degli Uffizi, 6.
Официальный сайт: uffizi.firenze.it
Часы работы и цены на входные билеты смотрите .

У дворца Уффици и завершится круговой маршрут прогулки по прекрасной Флоренции.

В статье использованы материалы сайта: redigo.ru

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.