Знаки античной культуры в «Благовещении» Фра Беато Анджелико. Вглядываясь в изображение. Где все это происходит

Семиотический анализ. Конспект.

На этой картине слева сцена изгнания из Рая, в то время как Благовещение занимает основную площадь доски.

1. Сад . Сцена слева разительно отличается от светлой сцены встречи Ангела: хотя и Рай, но он какой-то бурый, написан грубо, это тема ветхого человека, не постигшего еще тайн, беспечно нарушившего Завет. Позы Адама и Евы грубые, какие-то однозначные, нет ньюансов чувств, они сломлены, полны раскаяния и скорби.

2. Два ангела . Ангел в саду тоже грустен, и мы замечаем идентичность ангелов. Там он провожал грешников, тут приносит благую весть о рождении Спасителя. Это прямая коннотация, в которой утверждена непрерывность духовной истории.

  • Господь всеблаг и не может проклясть человека. Человек беспечно грешит, но Бог ведет его на выси духовного самосознания. Уже сам факт парения Ангела над падшими говорит о том, что они не оставлены вовсе и есть надежда
  • Грех Адама над каждым из нас — но и Ангел над каждым
  • Луч. Он композиционно перечеркивает сцену Благовещения, связывая обе сцены композиционно. Он как бы приходит оттуда, из Рая, ибо сам вопрос о Рае – вопрос достаточно сложный для опытных экзегетов…
  • Рай. В левом углу картины Бог как солнце озаряет сад, Рай вечен, как вечен Господь, только люди выпадают из Бога, отпадают от Завета – можно предположить, что это происходит периодически в некой сложной духовной эволюции человечества
  • Связь времен. Духовная история не может быть разорвана, в то время как человеческая рвется все время, и мы делаем грубые попытки склеить историю и представить ее единым целым, которое якобы повинуется даже неким законам. «Порвалась связь времен!» — именно на эту тему…
  • А духовная история идет непрерывно и непостижимо для человеческого ума – всеблагодатно
  • Эволюция. Все грубо в сцене сада – все изящно и сияет в сцене с Марией. Евангельский свет выше ветхого: в противоположность той наивности, незнанию, грубому порыву чувств (любопытство, похоть) – тут все изящно и высоко, все залито божественным сиянием, тут высшее знание о грядущем Искупителе

3. Разрыв – между ветхим и новым человеком. Чисто внешне очерченные фигуры грешников – внутренне сосредоточена Мария, она погружена в это высшее знание, которое сейчас ей открыто. С другой стороны, Адам совершенно лишен той свободы и богоподобия, присущего ему по Торе.

  • Сама кубикула Марии – как остров света в океане тьмы, тут ступени духовной иерархии
  • Остров, с другой стороны, воспринимается вовсе не как остров в райском саду, а как остров света в мире тьмы; это именно наш мир, мы и живем в этом саду наслаждений, совершенно не ведая высшего света и чистоты этого ангельского сияния; с готовностью проклинаем себя и других и понимаем меру своего падения и низости – среди этой тьмы плывет светлый остров с Марией, которая несет миру Христа
  • «Сад наслаждений», ранний фильм Карлоса Сауры

4. Свет – яркий, чистый, вся гамма горячая, золотистая охра и кадмий наполняют пространство палаты Марии. Небесный синий и красный, цвет Жертвы, – весть о которой и принес Ангел, — с золотом отделки создают эффект благородства всей гаммы.

  • Вэтот момент она постигает не только небесную весть о рождении Сына, но и обретает знание о Его трагической судьбе; что усиливает таинство и неисповедимую глубину этого великого мига
  • Преодоление символизма цвета. Ангел алый, цвет жертвы, он приносит весть о великой Жертве; в то время как Мария в синем плаще, в то же время ее платье тоже алое, подчеркивая материнскую функцию

5. Контраст тяжелых крыл Ангела, нимбов – все это золото, охра, тяжелые тона, — и изящного, тонкого лика Марии, ее тонких перстов.

6. Рисунок . При сохранении единства композиции именно при помощи рисунка – например, мастер мельчит формы цветов и растений на переднем плане левой сцены и в то же время так же точно мельчит складки хламиды Ангела; мелкие звезды в росписи потолка и др. – Анжелико выделяет изящные, тонкие элементы композиции.

  • Тонкие колонны играют роль не только композиционных опор: центральная колонна разделяет Ангела и Марию, становясь неким столпом веры, вокруг которого они склонились в симметричных молитвенных позах: наверху барельеф Бога-Отца
  • Композиционно колонны образуют восходящие тонкие вертикали, так что вся конструкция изящна и хрупка и говорит о духовном — о небесном храме

В противоположность грубым и статуарным позам идущих грешников, слева, фигуры застывших святых справа, напротив, подвижны и легки, изящны и полны внутреннего движения.

7. Дух пронизывает всю сцену. Ангел помимо луча, некая дополнительная материализация духовного начала, плюс нимбы, плюс звездные потолки и голубки, которые поначалу неразличимы – все это создает максимальную духовную субстанцию; плотскость исчезает, фигуры в этом сиянии и изящных позах, совершенно лишенных какого бы то ни было земного начала, обретают бестелесность.

8. Другие детали.

  • Задняя комнатка пустая и чистая, там ничего нет, и поневоле задаешь вопрос: зачем она нужна? Во-первых, дает перспективу, во-вторых, эта земная пустота дома Марии заполнена Духом – комната преображена, очищена, хотя в ней пустота
  • Сцены внизу тоже контрастируют с основной: эти сцены младенчества Христа написаны в более реальных тонах и рисунках и тоже выделяют святость и небесность главной сцены

Пьеро делла Франческа. Благовещение

9. Параллели.

  • Если сравнить с более поздней работой Анжелико из собора Св.Марка из Венеции, там классическая простота зрелого мастера – тут упоение светом, волшебство таинства… С другой стороны, в поздней картине все пронизано одной идеей – идеей Жертвы: и ангел, и Св.Петр (слева), да и сама комната, напоминающая темницу, и аскетичная фигура Марии – все говорит о великой Жертве
  • Леонардо. Работа Леонардо да Винчи из галереи Уффици – песнь благой вести, которая передается удивительным образом на закате, в такой земной обстановке, хотя волшебство там таится буквально в каждом листке…
  • Ван дер Вейден. Картина из вашингтонской Национальной галереи похожа на нашу. Более бытовой и обыденный колорит комнаты снимает ноту высшего духовного звучания, которая несомненно присутствует у Анжелико

10. Художник написал несколько вариантов Благовещения . Эта фреска Беато Анжелико посвящена тому же сюжету.

Тут композиция несколько усложнена, событие происходит в обыденно-сумеречной атмосфере, и Мария ответствует жестом ангелу – это жест Знающей, жест посвященной… Как бы в суете обыденной жизни миг чуда, мгновение открытия – тут есть ощущение неуловимости духовного прозрения…

Поразительный художник! Какой бы колорит он ни использовал, потрясает эта удивительная тонкость черт, хрупкость фигур и лиц – все они светящиеся, и раз увидев, их уже невозможно забыть.

Искус интерпретации

в церкви родилась интерпретация как искажение слов Христа, истинного их смысла, который в общем исключал саму церковь как значимый организм – Христос понимал ее как духовное братство, а не как учреждение власти

когда Он говорил «вы не от мира сего», означало именно это: мир вас не примет, и вам его не надо; выйти из мира, отрешенность, чистота, тут никакой церкви не предусмотрено (еще одно доказательство, что слова Петру – творчество апостолов, добавка)

в этом великий искус любой интерпретации значимых текстов: твое творчество, новый смысл вносишь в мир; и один вопрос, нужен ли он миру; сумел ли ты предусмотреть все последствия искажения; другой – само искажение в мире, где и так все искажено и сплошные суррогаты

осознаешь это, и тогда интерпретация из производства новых смыслов превращается в процесс восстановления утерянного, некая консервация значений и ценностей

лишь в собственном сознании, наедине с собой, отваживаешься продолжать исследование, идти вперед, так и скачешь по безлюдной степи, как жокей Магритта, в пустоту… только вашей полноты мне точно не надо

лики Анжелико все не от мира, там вообще нет ни капли мирской суеты, все иное – по сути, конечно это иконы

сцены происходят во дворе, в храме, в саду, в доме, однако это не сад и не дом, а Царствие Небесное, царство Св. Духа, и ты уверен, что там действуют совершенно иные законы и иные отношения, чем во дворе или дома

галереи храма – небесные чертоги, ни одного земного движения или эмоции, лица торжественны и возвышены, и даже эти тонкие колонны, впечатление, тянутся в небеса, бесконечно – то храм Духа, а не церковь

колорит просветлен, все полно какого-то внутреннего света и той возвышенности, о которой современный человек просто забыл, и он уже не способен на такие состояния души, его мир – бездуховное скопление тварей

смотришь и ощущаешь неизмеримую высоту до такого письма, до этого магического отпечатка высокой души, парящей в настоящем Царствии – вот правда запечатленная, бесспорная, возвышающая душу, алчущую света

а душу тупую, мирскую, вместилище дурных страстей и вечной алчи, оставляет равнодушной; тут нечего интерпретировать – тут только гимн

евангельские заповеди были для них правилами жизни, духовный человек мыслил этими словами, этими понятиями и не мог признать иных – для современного мыслящего человека, как правило, это уже литература, просто книга, в которой имеется некая мудрость; однако живет он не по этой мудрости и не по какой-то другой

он живет по сложившейся модели, сообразуясь с обстоятельствами, связями, обязанностями и возможностями, у него нет этого стержня – нет Духа в нем; хотя вряд ли интеллигент признает собственную бездуховность, это одно из его священных слов

а священное значит непонятное и тайное, его невозможно объяснить, как и самого себя, свой гордый статус он объяснить не сможет, будет говорить о образовании и обязательно – о свободе

вот свобода – в возносящем тебя Духе, потому как если нет в человеке свободы от земли, свободы от материи, значит и вовсе он с этой штукой не знаком

Строитель

человек строит собственный мир

трудно начать: привычка к абстракциям слишком давит, и ты жалуешься на несправедливость, а сам, лично, разве справедлив в твоих отношениях: перебираешь людей, и понимаешь, что царит ужасающая несправедливость, неблагодарность, вражда, цинизм… чего ж вы хотите от власти? – ей сам бог велел

нам, воспитанным в совке, в духе этого дурного, обезличенного коллектива, сначала трудно представить себе это одухотворенное одиночество творца; мы все время пытаемся цепляться за других, за «общие ценности», за партийные, групповые и прочие штуки, которые на самом деле ничего не значат

объединяются в протесте, в сарказме, в ненависти, в дискуссии, и вдруг они обнаруживают, что расхождение буквально по всем пунктам: пытаются сказать что-то общее, создать хотя бы атом единства – и ничего не получается

это что такое? – особая какая-то склочность характера? – или необразованность, так что люди все слова понимают по-своему и никогда не смогут создать единый текст – да, в этом есть истина, и все-таки главная истина лежит глубже

думаю, как только современный человек начинает мыслить, он мыслит самостоятельно, он уже отрывается от этой бессмысленной кучи – и поэтому отвергает все групповое, всякую общую идеологию или утопию, потому что все они уже были обличены

каждое восприятие, анализ, эссе, каждый шаг теперь есть созидание: если ты встал на эту дорогу, уже никто с нее не собьет; потому что тобой всецело овладевает это чудесное ощущение и предвкушение — Истины

все пронизано светом; но каждая фигура парит в своем отдельном пространстве, своей духовной нише – в этом вообще идея ниши в храме – несмешение, неприятие никаких мертвых догм, вечно живой – Дух…

В.Б. Левитов


Алтарь «Благовещение» (Annunciazione)
(1430 - 32. Музей Прадо)

«Благовещение» представляет из себя картину (алтарный образ) в резной позолоченной раме в рост человека, написанную темперой на деревянной доске. Её центральная часть изображает собственно сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из её жизни.

Благовещение (Annunciazione)
Ок. 1426. Дерево, темпера. 194 х 194 см. Прадо, Мадрид

«Благовещение» - один из алтарных образов на тему визита архангела Гавриила к деве Марии, написанных фра Беато Анжелико, это одна из его излюбленных тем. Этот образ был написан для церкви Санто Доминго де Фьезоле (Santo Domingo de Fiesole), вблизи Флоренции около 1426 года. В 1611 году оказалась в Испании. Герцог Марио Фарнезе приобрёл картину для герцога Лермы. Последний распорядился поместить её в церкви Сан Доминго в Вальядолиде. Затем работа попала в мадридский монастырь Дескальсас Реалес. В 1861 году передана в музей Прадо.

Центральная панель

С помощью архитектурных элементов центральная панель зрительно делится на 3 примерно равные части. Справа изображена дева Мария, сидящая в открытом портике, выходящем в сад. Перед ней (в центре) склоняется архангел. Два этих действующих лица визуально разделены колонной (прием, традиционный для иконографии Благовещения). В перспективной глубине виден вход в комнату Марии. Подобную схему с помещением фигур Марии и ангела в архитектурные арки фра Анжелико будет использовать ещё в трёх своих композициях на ту же тему. В скульптурном медальоне над центральной колонной выполнено изображение Бога-Отца.

К восседающей на троне Марии спускается архангел Гавриил с благой вестью о скором рождении Мессии. Слова Гавриила Марии («Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», приведенные евангелистом Лукой, художник наглядно иллюстрирует. В небесах - руки Бога Отца, посылающие Марии луч с голубем - Святым Духом. Здесь - начальный момент христологического цикла, а вместе с тем и новозаветной истории. С символическим изображением - намеком на один из важнейших христианских образов - Троицу: незримо присутствующий Христос, Святой Дух в виде голубя и даже дважды представленный Бог Отец (Его руки в небесах, а также скульптурное изображение в медальоне на стене дома-дворца). Одна из особенностей этого произведения - указание на будущие страдания Христа. Здесь появляется маленькая птичка - символ души, а кроме того, быть может, изображение щегла (тогда по западной традиции считалось, что щегол сел на голову Христа во время крестного пути и вытащил терновую иглу из Его брови).

Фрагмент. Изображение Адама и Евы

Левую треть композиции занимает изображение сада - Эдема со сценой Изгнания из рая. Архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения. В глубине, вероятно, Древо познания. Кроме того, этот райский сад - еще и одна из ипостасей Богоматери, т. н. hortus conclusus («запертый сад»), символизирующий Ее непорочность (с которой связано и присутствие здесь пальмы). Соединение двух библейских эпизодов - ветхо- и новозаветного - имеет глубокое богословское обоснование: вдали изображены последствия грехопадения, в то время как на первом плане изображается зачатие Иисуса Христа, рождение и смерть на кресте которого послужит искуплением роду человеческому за первородный грех. Мария, таким образом, трактуется как «новая Ева», свободная от недостатков прародительницы.

Помимо своей нагруженности символикой «Благовещение» Фра Анджелико - типичное свидетельство своего времени, в котором то самое время хорошо узнается. Во-первых, и архангела, и Марию живописец одевает согласно тогдашней моде (что, впрочем, не было редкостью). А во-вторых, лоджия с тонкими изящными колонками - как раз в духе властвовавшего в те времена во Флоренции архитектурного стиля Филиппо Брунеллески. Вся смысловая вереница, все приметы эпохи тонко и изысканно обыграны звучащими нежно, как музыка, красками. И сделано это со вкусом и с радостью. Внимательно выписанные листья и лепестки в райском саду, не менее внимательно - растительный архитектурный орнамент и, наконец, заботливо уложенные складки одежд - все они соревнуются друг с другом в своей почти прихотливой изысканности.

«Благовещение» - сюжет, восхваляющий Богоматерь. Параллельно внизу идут сцены из Ее жизни и жизни Христа. Пределла (нижняя часть) алтарного образа содержит 5 небольших изображений:

Рождество и Обручение Богоматери

Слева изображена сцена рождества Богоматери. Мария родилась в семье Иоакима и Анны. Они жили в достатке, и отличительной чертой их характера было милосердие к бедным. У них долгое время не было детей и о рождении дочери им было предвещено ангелами после моления Господу. Мария с трех лет была отдана в Иерусалимский храм и по достижения совершеннолетия ей надо было оставить храм и выйти замуж, чего она не желала. Священики не знали что делать, но потом первосвященнику Захарии явился ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова, из дома Давидова, пусть они принесут с собой свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручишь Деву, чтоб он стал хранителем Ее девства».

Первосвященник собрал этих мужей к храму и, отобрав у них жезлы, внес их в храм. Когда после молитвы Захария вновь вошел за жезлами в святилище, он увидел, что все жезлы остались в своем прежнем виде, а один жезл расцвел. Этот жезл принадлежал праведному 80-летнему старцу Иосифу, добывавшему себе хлеб плотничьим ремеслом. Подав жезл Иосифу, первосвященник сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». Иосиф возразил, что у него есть дома взрослые сыновья, что он станет посмешищем для людей, если возьмет к себе в дом столь юную девицу. Но первосвященник сумел уговорить его не противиться Божьей воле, и тогда же произошло обручение. Сцена обручения изображена в центре и справа.

Встреча Марии и Елизаветы

Елизавета - родственница девы Марии, мать Иоанна Крестителя. Когда Елизавета ожидала ребёнка, будучи на 6-м месяце беременности, к ней пришла дева Мария, которой архангел Гавриил возвестил о предстоящем у неё рождении сына божьего. Младенец «взыграл во чреве» Елизаветы, и она поняла, что перед ней будущая мать спасителя и приветствовала Марию как «благословенную между жёнами». При встрече с ней Мария произнесла красивейший гимн «Величит душа моя Господа…». Там она прожила 3 месяца, после чего вернулась в дом Иосифа.

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов - евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. После этого волхвам во сне явилось откровение, что к Ироду возвращаться с информацией об успехе их путешествия не стоит, и они поехали домой другой дорогой.

Принесение во храм

После рождения Иисуса, когда окончился предписанный законом период очищения, Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, ибо всякий мальчик-первенец, по закону, должен был быть посвящен Господу. В Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеон. Это был праведный и святой человек. Ему было предсказано, что он не умрет, не увидев Мессии. Под вдохновением Духа Святого Симеон пошел в храм именно в тот день, когда Мария с Иосифом принесли туда Иисуса. Симеон взял Иисуса на руки и прославил Господа: «Господь, властелин над всем! Как Ты и обещал, теперь отпускаешь Ты слугу своего с миром, потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты приготовил всему народу, свет откровения язычникам и славу Твоего народа Израиля!». Описанная в Евангелии встреча Христа и старца Симеона в иносказательном смысле означает встречу Ветхого и Нового заветов и, соответственно, двух исторических эпох.

Успение

К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший что через три дня она «отойдет ко Христу Богу». В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Желая видеть перед смертью апостолов, Мария обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, увидели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес.



c-rover
2010

В прошлых статьях мы познакомились с важными моментами, которые надо учитывать, вводя ребенка в мир искусства. А теперь переходим к непосредственному знакомству с картинами. В этой публикации мы отправляемся в музей Прадо в Испании, где познакомимся с картиной "Благовещение", написанной художником Фра Анджелико, и теми вопросами, которые возникают у детей при взгляде на нее.

Детям об искусстве. Картина "Благовещение", Фра Анджелико.

от 5 до 7

Ангел склоняется перед юной девушкой

Архангел Гавриил явился Деве Марии возвестить ей о том, что скоро у нее родится сын. Ангел говорит ей, что это будет сын Божий и что имя ему будет Иисус. Он с почтением склоняется перед Марией, сложив руки на груди, а она, сидя со скрещенными руками, тоже отвечает ему поклоном. Эта сцена описана в Евангелии от Луки и называется "Благовещение" ("благая весть").

Почему Мария не удивляется, увидев ангела?

На самом деле ангела видим только мы. Художник изобразил его, чтобы сделать сцену понятнее. Мария его не видит, она только слышит его голос. Конечно, она могла бы выглядеть удивленной и даже испуганной. Некоторые художники рисовали ее именно так, но Фра Анджелико решил подчеркнуть
спокойствие Марии. Она внимательно слушает ангела и принимает его слова с глубоким смирением.

Что за люди слева в саду?

Это Адам и Ева. Картина рассказывает две истории сразу: "Благовещение" и "Изгнание Адама и Евы из рая" (Ветхий Завет). Первые люди были изгнаны из рая за то, что ослушались Бога и вкусили плод от Древа познания добра и зла. Над ними парит ангел в розовом; он смотрит, как они удаляются.

И у ангела, и у Марии розовые одежды и светлые волосы

Так художник показывает, что Мария и ангел находятся в согласии и полностью понимают друг друга. Их волосы золотятся на солнце, их одежды похожи по цвету. Щеки у них тоже розовые. Это очень нежный цвет, нежный, как кожа младенца, который скоро родится.

Плащ Марии и потолок над ней одинакового темно-синего цвета

Это не просто потолок: он скругляется кверху и образует темно-синий свод. Свод усеян золотыми звездочками и символизирует небо (отсюда выражение "небесный свод"). Мария находится на земле, но ее окружает Божественный свет. Изогнутые линии свода над Марией перекликаются со складками ее плаща.

от 8 до 10

Останется ли ангел у Марии?

Нет, он явился только для того, чтобы сообщить ей благую весть. Он не входит в дом и стоит на пороге, как гость, который не хочет никого беспокоить. Кончики его крыльев и правая нога остаются за колонной: он как бы между двух миров. Ангел - существо небесное и на землю наведывается всего на несколько секунд.

Уста ангела закрыты - не видно, чтобы он говорил

Дело в том, что Мария понимает его сердцем. Архангел Гавриил послан Богом; он приветствует Марию словами, но обращается непосредственно к ее душе.

Почему через картину проходит луч солнца?

Этот луч символизирует Слово Божие. Он пронизывает пространство, словно лазерный луч. На картине изображен тот момент, когда Слово Божие, достигнув Марии, дает начало ее будущему младенцу.

Где все это происходит?

Само событие происходит в доме Марии, но то, что мы видим на картине, явно не похоже на ее жилище в Назарете, в Палестине. Художник изобразил красивый, благородных пропорций дом, напоминающий итальянские постройки XV века - того времени, когда жил и работал он сам. Интерьер выполняет роль театральной декорации. Он нужен для того, чтобы подчеркнуть "расстановку сил" в этой сцене: Мария находится внутри дома, ангел прилетает извне.

На заднем плане видна еще одна комната

Это помогает представить себе, как выглядят остальные помещения. Фра Анджелико подчеркивает скромность обстановки: простая деревянная мебель, освещенная солнцем скамья. На картине только часть комнаты, остального не видно. Может быть, это сделано намеренно: художник намекает на
какую-то тайну. Хотя картина посвящена определенному евангельскому эпизоду, невозможно понять до конца его глубокий смысл.

Что за птичка сидит на железной перекладине?

Белогрудая черная птичка - это ласточка. Ее присутствие указывает на время действия. Ласточки проводят зиму в жарких странах и возвращаются на родину весной - значит, весна уже наступила. Согласно христианскому (западному) календарю, Благовещение приходится на 25 марта, за девять месяцев до Рождества (25 декабря).

Почему в луче света над головой ангела мы видим белую птицу?

Это голубь; так изображается Дух Святой. Голубь показывает, что весть, принесенная архангелом Гавриилом, идет от Бога. В то время как ласточка обозначает точное время года, голубь символизирует идею вечности.

Присутствует ли в картине Бог?

Да, он изображен дважды. В круглом рельефе между арками мы видим его лик, чуть повернутый в сторону архангела. А в левой верхней части картины можно разглядеть его руки в сияющем круге, как бы напутствующие Божьего посланца - архангела.

от 11 до 13 и старше

Что изображено на маленьких картинках внизу?

Ряд таких картинок в нижней части алтаря называют пределлой. На них изображены сцены из жизни Девы Марии: ее рождение, обручение, встреча Марии и Елизаветы (Мария навещает свою родственницу, которая, как и она, ожидает рождения сына - будущего Иоанна Крестителя; ее муж, священник Захария, тоже получил благовестие от архангела), поклонение волхвов, отрок Иисус в храме, успение Богоматери. Интересно, что сохранилась первоначальная рама этой старинной алтарной картины: такое бывает очень редко.

Фото. Фрагменты из нижней части картины со сценами из жизни Девы Марии.

Почему у Марии на коленях книга?

Похоже, что Мария, отложив книгу, прервала чтение. С исторической точки зрения это неверно. Скорее всего, она не умела читать; к тому же книг в то время не было - тексты записывались на длинных свитках. Показывая Марию с книгой, художник напоминает нам, что в Библии пророк Исаия предсказал
рождение Мессии - Спасителя человечества. Для христиан - это младенец Иисус. Книга тем самым символизирует связь между ветхозаветным пророчеством и Благовещением.

Почему в картине, посвященной Благовещению, присутствуют Адам и Ева?

Действительно, две эти темы не совпадают ни во времени, ни в пространстве, однако их объединяет смысл. Адам и Ева символизируют первородный грех и неповиновение Богу, Мария же, напротив, воплощает собой идею покорности воле Божьей. Сближение обеих тем придает особую значительность моменту, с которого начинается история Иисуса, призванного искупить людские грехи. Левая и правая части показывают противоположные действия: Адам и Ева, изгнанные из рая, вот-вот покинут пространство картины, в то время как на другой стороне, в залитом солнцем пространстве, Марии является ангел. Другими словами, слева что-то теряется, справа приобретается.

Почему Фра Анджелико так старательно воспроизводит архитектуру?

Потому что архитектура вообще символизирует идею построения, создания чего-то нового. Смысл картины проясняется благодаря архитектурным деталям. Двойная арка повторяет очертания буквы М - начальной буквы имени Марии. Сама Мария сравнивается с храмом: ее тело - священное пространство, в котором вырастет младенец Иисус. Мы становимся свидетелями момента, когда эта история начинается. На мраморном полу у ног Марии сливаются цвета неба, солнца и природы - голубой, желтый, зеленый… И кажется, что с прилетом ангела все эти цвета сдувает, словно ветром, в сторону Марии. Божественная воля вдохнула в нее новую жизнь.

В следующей публикации мы познакомимся с картиной "Рождение Венеры" от Боттичелли.

Благовещение (ок. 1430), Музей Диачезано, Кортона

Этот ранний шедевр Фра Анджелико стал тем образцом, которому следовали многие другие художники эпохи Раннего Возрождения, обращавшиеся к сюжету Благовещения. На панели изображен важнейший эпизод Нового Завета - архангел Гавриил является к Деве Марии, чтобы сообщить ей о том, что она избрана стать матерью Сына Божьего.
Прекрасная и благочестивая, Дева Мария, сидя в сводчатой лоджии, читает Библию. Как бы озвучивая картину, художник пишет золотыми буквами слова явившегося к ней посланника Небес: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя". Пораженная явлением архангела, Дева Мария отвечает, смиренно сложив руки на груди: "Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему". При этом диалоге присутствует Святой Дух, традиционно изображенный в виде голубя. Именно от Духа Святого и произошло, согласно Писанию, зачатие Бога-Сына. На заднем плане Фра Анджелико изобразил сцену изгнания Адама и Евы из рая, как бы протянув логическую цепочку - от момента грехопадения человека до момента, когда в мир является Бог, дабы своими страданиями искупить грехи людей.

Ранний шедевр Фра Анджелико демонстрирует его мастерство и как художника, и как рисовальщика. Картина, в соответствии с тогдашней традицией, написана яичной темперой на деревянной панели.
О технике письма яичной темперой мы можем узнать из "Наставления живописцу" Ченнино Ченнини, увидевшего свет приблизительно в 1400 году. Последовательность действий художника, работающего в этой технике, такова. Сначала он должен был нанести на доску несколько слоев смешанного с клеем гипса, который далее закрашивался белой краской и тщательно шлифовался. После этого мастер обозначал на созданной основе контуры будущей картины, чаще выдавливая их заостренной деревянной палочкой - стилом. Те места картины, где предстояло изобразить нимбы, покрывались в несколько слоев красной глиной, а сверху - тонким золотым листом, наклеенным на яичный белок, с последующей полировкой.
Остальные детали писались порошкообразными цветными пигментами, разведенными на яичном желтке, то есть темперой. Темпера быстро сохнет; этим диктовалась стремительность работы - от художника требовалось при этом не допустить ни единой ошибки и закончить каждый фрагмент картины до того, как засохнет краска.
Сначала он занимался фоном и тканями и только потом переходил к телесным тонам.

Фра Анджелико любил сюжет Благовещения и писал его не однажды - всякий раз по-новому нюансируя его (композиционные приемы и общий пафос при этом оставались неизменными). В сущности, если выстроить его "Благовещения" в один хронологический ряд, то этот ряд станет неплохим зеркалом эволюции творческой манеры мастера.
С этим шедевром Фра Анджелико связаны таинственные загадки. В частности, известно, что около этого же времени художник работал над еще одним "Благовещением" - для церкви Сан-Алессандро в Брешии. Некоторые исследователи утверждают, что законченная картина была доставлена заказчикам, но позднее погибла. При этом ничего не известно о том, что это будто бы утерянное "Благовещение" когда-либо украшало церковь в Брешии. Известно как раз другое - десятью годами позже та же церковь заказала новое "Благовещение" - на этот раз художнику Якопо Беллини, который и выполнил заказ. Его работа по сию пору находится в Брешии. Возникает вопрос - действительно ли картина, созданная Фра Анджелико для церкви Сан-Алессандро, бесследно исчезла? Или ею и является тот шедевр, который представлен в этом разделе? Ответить на эти вопросы наверняка невозможно, но - если следовать логике - существует большая вероятность того, что именно это "Благовещение" Фра Анджелико по какой-то причине было отклонено первоначальным заказчиком и позже оказалось в Кортоне.
Можно даже предположить, что это была за причина. Слишком многое в этой работе выглядело для тех времен "чрезмерно" новаторским, выбивающимся из веками установленной традиции, слишком эмоциональным, неканоническим.
Вызывала многие споры и изящная пределла (нижняя фризовая часть) кортонского "Благовещения" Фра Анджелико. Она состоит из пяти композиций, посвященных жизни Богородицы, и двух - посвященных жизни святого Доминика. Особенным изяществом отличается композиция "Встреча Марии и Елизаветы" (третья, если считать слева). Женская фигура, помещенная на фоне величественного пейзажа в левой части этого фрагмента, написана столь пластически мощно, что долгое время приписывалась кисти Пьеро делла Франческа. Сейчас можно считать доказанным, что все эти работы собственноручно исполнил Фра Анджелико.

Благовещение (The Annunciation)_1432-1434_175 х 180_д.,т._Кортона, музей Диочезано

Фра Беато Андже́лико (Анжелико, итал. Fra Beato Angelico, букв. «брат Блаженный Ангельский», собств. имя Гвидо ди Пьетро, имя в постриге Джованни да Фьезоле), (1400—1455) — один из самых крупных итальянскиххудожников эпохи Раннего Возрождения, доминиканский монах.

Вазари назвал художника «Ангельским» итал. Angelico); благодаря ему художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико. Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженный Анджелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году.

Благовещение (The Annunciation)_1432-1434_175 х 180_д.,т._Кортона, музей Диочезано_центральная панель

Фра Джованни жил безвыходно и трудился в своей прежней обители до 1436 г., в котором ее братия переселилась в монастырь, выстроенный для нее Козимо Медичи во Флоренции, при церкви св. Марка. Здесь протекли самые обильные плодами годы деятельности благочестивого художника.

Лишь 58 лет от роду, уже стяжав громкую известность, он впервые расстался со своим монастырем для того, чтобы по настоятельному приглашению папы Евгения IV украсить живописью (теперь погибшей) его капеллу в Ватиканском дворце. Затем, в 1447 г., Фра Джованни писал фрески в новой капелле собора в Орвието, и напоследок, будучи снова приглашен папой Николаем V в Рим, трудился там над росписью другой ватиканской капеллы. Он умер в этом городе 17 мая 1455 г.

Благовещение (The Annunciation)_1430-е_Пределла. Встреча Девы Марии и Елизаветы (Predella; Visitation)_д.,т._Сан-Джованни-Вальдарно, базилика Санта Мария делла Граце

По направлению своего творчества, Фра Джованни занимает в истории совсем особое место в ряду итальянских живописцев XV в. В эпоху натуралистических и антиквизирующих стремлений расцветавшего Возрождения он является единственным и последним представителем уходившего в прошлое средневекового искусства в лучших его качествах, традиционным, глубоко верующим художником, изобразителем неземной красоты, ангельской непорочности, религиозного экстаза, райского блаженства. Причиной того, помимо врожденного артистического таланта, был личный характер скромного и благочестивого монаха.

Реликварий. Успение Богородицы (The Death and the Assumption of the Virgin)_ок.1432_61.8 х 38.5_д.,т._Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер

Вазари говорит о нем: «Фра Джованни был человек простой и святой жизни; он постоянно упражнялся в живописи, но не хотел изображать ничего, кроме святых. Он мог бы сделаться богачом, но не заботился о том, говоря, что истинное богатство состоит только в том, чтобы довольствоваться малым; мог бы повелевать многими, но находил, что повиноваться легче, чем начальствовать над другими. В высшей степени человеколюбивый, воздержанный и целомудренный, он спасся от мирских сетей и не раз повторял, что занимающийся искусством должен жить в покое, не помышляя ни о чем, и что работающему для Христа, надо постоянно пребывать со Христом. Никто никогда не видел его сердящимся среди братии, и только улыбкой укорял он своих друзей. Словом, не найти выражений, достаточных для похвалы этого инока как за его поступки и речи, за их смирение и кротость, так и всю его живопись, за ее искренность и благочестивость, благодаря которым изображаемые им святые выходили более святыми, чем у кого-либо другого. Он имел обычай не изменять и не исправлять ничего в написанном произведении, а оставлял его таким, каким оно вышло у него сразу, полагая, что так угодно Богу. Некоторые рассказывают, что Фра Джованни никогда не принимался за кисть, не помолившись предварительно, и не написал ни одного распятия, при исполнении которого не омочил бы своих щек слезами. В лицах и позах его фигур отражается доброта его души, столь великой и искренней в своей вере».

Довольно видеть одну-две работы Фра Анджелико, чтобы убедиться в справедливости вышеприведенной оценки. Каждая из них была для него не исполнением выгодной или способствующей к славе задачи, а душеспасительным делом; в каждую влагал он свою душу, свое пламенное религиозное чувство, свое светлое представление о загробной жизни. Невольно причастный к обновительному ходу современного ему искусства, он присматривался к натуре, но наблюденные в ней формы и движения служили ему лишь подспорьем при создании идеальных образов неземной красоты и дивной выразительности.

Благовещение (The Annunciation)_ок.1426_194 x 194_д.,т._Мадрид, Музей Прадо

«Благовещение» — один из алтарных образов на тему визита архангела Гавриила к деве Марии, написанных фра Беато Анжелико, это одна из его излюбленных тем. Этот образ был написан для церкви Санто Доминго де Фьезоле (Santo Domingo de Fiesole), вблизи Флоренции около 1426 года. В 1611 году оказалась в Испании. Герцог Марио Фарнезе приобрёл картину для герцога Лермы. Последний распорядился поместить её в церкви Сан Доминго в Вальядолиде. Затем работа попала в мадридский монастырь Дескальсас Реалес. В 1861 году передана в музей Прадо.

Благовещение (The Annunciation)_ок.1426_194 x 194_д.,т._Мадрид, Музей Прадо_центральная панель

С помощью архитектурных элементов центральная панель зрительно делится на 3 примерно равные части. Справа изображена дева Мария, сидящая в открытом портике, выходящем в сад. Перед ней (в центре) склоняется архангел Гавриил. Два этих действующих лица визуально разделены колонной (прием, традиционный для иконографии Благовещения). В перспективной глубине виден вход в комнату Марии. Подобную схему с помещением фигур Марии и ангела в архитектурные арки фра Анжелико будет использовать ещё в трёх своих композициях на ту же тему. В скульптурном медальоне над центральной колонной выполнено изображение Бога-Отца.

К восседающей на троне Марии спускается архангел Гавриил с благой вестью о скором рождении Мессии. Слова Гавриила Марии («Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», приведенные евангелистом Лукой, художник наглядно иллюстрирует. В небесах - руки Бога Отца, посылающие Марии луч с голубем - Святым Духом. Здесь - начальный момент христологического цикла, а вместе с тем и новозаветной истории. С символическим изображением - намеком на один из важнейших христианских образов - Троицу: незримо присутствующий Христос, Святой Дух в виде голубя и даже дважды представленный Бог Отец (Его руки в небесах, а также скульптурное изображение в медальоне на стене дома-дворца). Одна из особенностей этого произведения - указание на будущие страдания Христа. Здесь появляется маленькая птичка - символ души, а кроме того, быть может, изображение щегла (тогда по западной традиции считалось, что щегол сел на голову Христа во время крестного пути и вытащил терновую иглу из Его брови).

Левую треть композиции занимает изображение сада — Эдема со сценой Изгнания из рая. Архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения. В глубине, вероятно, Древо познания добра и зла. Кроме того, этот райский сад - еще и одна из ипостасей Богоматери, т. н. hortus conclusus («запертый сад»), символизирующий Ее непорочность (с которой связано и присутствие здесь пальмы). Соединение двух библейских эпизодов — ветхо- и новозаветного — имеет глубокое богословское обоснование: вдали изображены последствия грехопадения, в то время как на первом плане изображается зачатие Иисуса Христа, рождение и смерть на кресте которого послужит искуплением роду человеческому за первородный грех. Мария, таким образом, трактуется как «новая Ева», свободная от недостатков прародительницы.

Помимо своей нагруженности символикой «Благовещение» Фра Анджелико - типичное свидетельство своего времени, в котором то самое время хорошо узнается. Во-первых, и архангела, и Марию живописец одевает согласно тогдашней моде (что, впрочем, не было редкостью). А во-вторых, лоджия с тонкими изящными колонками - как раз в духе властвовавшего в те времена во Флоренции архитектурного стиля Филиппо Брунеллески. Вся смысловая вереница, все приметы эпохи тонко и изысканно обыграны звучащими нежно, как музыка, красками. И сделано это со вкусом и с радостью. Внимательно выписанные листья и лепестки в райском саду, не менее внимательно - растительный архитектурный орнамент и, наконец, заботливо уложенные складки одежд - все они соревнуются друг с другом в своей почти прихотливой изысканности.

«Благовещение» - сюжет, восхваляющий Богоматерь. Параллельно внизу идут сцены из Ее жизни и жизни Христа. Пределла (нижняя часть) алтарного образа содержит 5 небольших изображений:

Благовещение (The Annunciation)_ок.1426_Пределла. Принесение во храм (Predella; Presentation)_д.,т._Мадрид, Музей Прадо

После рождения Иисуса, когда окончился предписанный законом период очищения, Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, ибо всякий мальчик-первенец, по закону, должен был быть посвящен Господу. В Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеон. Это был праведный и святой человек. Ему было предсказано, что он не умрет, не увидев Мессии. Под вдохновением Духа Святого Симеон пошел в храм именно в тот день, когда Мария с Иосифом принесли туда Иисуса. Симеон взял Иисуса на руки и прославил Господа: «Господь, властелин над всем! Как Ты и обещал, теперь отпускаешь Ты слугу своего с миром, потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты приготовил всему народу, свет откровения язычникам и славу Твоего народа Израиля!». Описанная в Евангелии встреча Христа и старца Симеона в иносказательном смысле означает встречу Ветхого и Нового заветов и, соответственно, двух исторических эпох.

Благовещение (The Annunciation)_ок.1426_Пределла. Успение Богоматери (Predella; The Assumption of Virgin)_д.,т._Мадрид, Музей Прадо

К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший что через три дня она «отойдет ко Христу Богу». В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Желая видеть перед смертью апостолов, Мария обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, увидели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес.

Благовещение (оставшийся фрагмент доски). Архангел Гавриил (Annunciatory Angel)_1450-1455_33 х 27_дерево,темпера по золотому грунту_Детройт, Художественный институт

Благовещение (оставшийся фрагмент доски). Дева Мария (Virgin Annunciate_1450-1455_33 х 27_дерево,темпера по золотому грунту_Детройт, Художественный институт

Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin)_1430-1432_209 х 206, пределла 29 х 210_дерево, темпера_Париж, Лувр

Алтарь, хранящийся сейчас в Лувре вместе с семью картинами пределлы, был выполнен для церкви Сан Доменико в Фьезоле, и это одна из наиболее знаменитых работ Фра Анжелико. Это блестящий пример искусства художника в технике темперы, ее свежие цвета не изменились с течением времени.

Тема Коронации Богоматери была широко распространена в 13 веке, будучи частью Золотай легенды (Legenda Aurea) — сочинения Иакова Ворагинского, собрания христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 года. Золотая легенда была одной из самых любимых книг средневековья, в XIV-XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Эпизод Коронования следует за Успением Богородицы и описывает божественное приветствие Богородицы Христом, который возвышает ее над остальными святыми и блаженными.

Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin)_1430-1432_центральная панель_209 х 206_дерево, темпера_Париж, Лувр

Однако художник-монах был мало способен к воспроизведению сильных страстей, проявлений злобы и физической муки, вследствие чего изображение демонов, Страшного Суда, ада и казней удавались ему плохо, порой бывали даже наивно-комичны. Его звание и самый род искусства мешали ему близко изучить нагое человеческое тело, а потому в его фигурах постоянно встречаются анатомические погрешности и принужденность поз; но об этих недостатках совсем забываешь, любуясь ликами его обворожительных отроков-ангелов, прелестных дев и благородных старцев, его торжественно-живописными композициями, красивыми драпировками, свежими, подобранными с редким вкусом и гармоничными красками, мягкостью и деликатностью его кисти.

Следуя по девяти мраморным ступеням разных цветов Мария следует наверх к трону Христа, где ей приготовлено место. Стоя на коленях и преклонив голову она получает корону из рук своего Сына во славе. Они окружены небесным воинством, состоящим из музыкантов, ангелов и святых. На некоторых из них на нимбах выгравированы их имена, других можно узнать по их атрибутам. На переднем плане коленопреклоненно стоят святой Людовик Французский в короне, украшенной лилиями (Флер де Лис - Королевская лилия, геральдический символ), Мария Магдалина в красных одеждах с распущенными волосами и сосудом с маслом, святая Екатерина Александрийская с колесом, атрибутом ее мученичества, святая Агнесса с ягненком у груди. Несколько доминиканцев, покровительствовавших написанию картины, можно узнать по их белым одеждам и черным мантиям. Слева во втором ряду в профиль изображен святой Доминик, он держит лилию и над его головой горит красная звезда. Святой Петр Мученик изображен наверху слева с кровоточащей раной на голове. Представлен также святой Фома Аквинский, он держит в руках одну из своих книг и указывает на трон.

Картина отличается сияющей чистотой цвета, почерпнутой художником в живописи готики, и новой науке живописного пространства, создававшейся его современниками во Флоренции. Это официально-иерархическое собрание святых и ангелов вокруг самого сакрального небесного обряда уже не имеет ничего архаичного или напыщенного; в нем много строгого и в то же время бережного внимания ко всему наблюдаемому в реальной действительности. Даже сочетание основных цветов ни в коем случае не имеет геральдического или условного характера - оно передает светозарность и насыщенность среды благодаря свойственному Фра Анжелико чувству света и пространства.

Перспектива изобретательно и очень точно просчитана. Она передает глубину архитектурного пространства, не затрагивая ближний план. Ее протяженное, неспешное схождение, лишенное даже признака какого-либо драматического нагнетания, говорит о бесконечной удаленности грандиозной небесной обители.

В этой алтарной работе Анжелико далеко уходит от своих обычных методов пространственной проекции. Это можно объяснить исключительной трудностью интегрирования такой сложной композиции как традиционная сцена Коронования в тип пространства, которое он выработал. Вся эта, впрочем все еще божественная, сцена основана на твердом фундаменте. Небо реалистично голубое, а не золотое. Очень низкая точка зрения дает возможность разместить святых и ангелов рядами, так что один не заслоняет другого. Фигуры на переднем плане изображены коленопреклоненными, так что они не отвлекают зрителя. Мария Магдалина держит свой сосуд с маслом, обозначая центральную ось картины.

Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin)_1430-1432_Пределла. Сон папы Иннокентия III (Predella; The dream of Pope Innocent III)_дерево, темпера_Париж, Лувр

Вначале папа Иннокентий III хотя и взял под покровительство созданный Домиником монастырь, но в утверждении ордена отказал, так как на состоявшемся Латеранском IV Соборе было принято решение о запрете создавать новые монашеские ордена. Однако после отказа папа увидел сон, где Доминик подпирал грозившую упасть Латеранскую базилику. Расценив это как особый знак, папа пригласил к себе Доминика и одобрил его идею.

Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin)_1430-1432_Пределла. Апостолы Пётр и Павел являются святому Доминику (Predella; The Appearance of Saints Peter and Paul to Saint Dominic)_дерево, темпера_Париж, Лувр

Однажды, когда святой Доминик молился в старой базилике Святого Петра, ему было видение. Апостол Петр дал ему посох, и Апостол Павел вручил ему книгу. Они говорили к нему, сказав: «Иди и проповедуй, так как ты выбран Богом для этого».

Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin)_1430-1432_Пределла. Христос во гробе (Predella; Christ in the Sepulcher)_дерево, темпера_Париж, Лувр

Эта панель расположена в центре пределлы. Это иконографический тип Муж Скорбей: полуфигурное изображение Спасителя в терновом венце, с кровоточащими ранами и угасшим взором, а также инструмен тов Страстей (предметов, связанные со страданиями Христа: крест, гвозди, терновый венец, бичи, колонна, веревка).

Коронование Богоматери (Coronation of the Virgin)_1430-1432_Пределла. Проповедь св.Доминика и Чудо с книгой (Predella; The Dispute of Saint Dominic and the Miracle of the Book)_дерево, темпера_Париж, Лувр

Картина изображает Чудо огня, произошедшее в 1207 году в Фанжо. Святой Доминик дает книгу об истинной вере Христовой представителю альбигойцев и в ходе испытания огнем еретические книги сгорели, а книга святого Доминика выскочила из огня невредимой.

Альбигойцы - участники еретического движения в Южной Франции 12-13 века, приверженцы учения катаров. Они выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. Альбигойцы отвергали крещение, причастие и церковный брак, выступали против общественного неравенства, не признавали частной собственности, отрицали необходимость власти светской и церковной. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Альбигойской ересью были охвачены, в основном, три провинции Франции - Тулуза, Прованс и Лангедок. Во главе восставших встал граф Раймонд VI Тулузский. При его дворе собрались самые блестящие, самые талантливые рыцари и трубадуры. Первое время альбигойцам сопутствовала удача, но церковь объявила против них крестовый поход (Альбигойский крестовый поход, 1209-1215). Когда армия крестоносцев пришла на юг Франции, у одного из верховных священнослужителей спросили: а как же отличить добрых христиан от еретиков. И он ответил: «Убивайте всех. Господь на небе отберет своих». В 1215 году восстание альбигойцев было подавлено, Раймонд VI погиб.

Несколькими годами позже рыцарь Бернард Сиккарт де Марведжольс сочинил Песнь об Альбигойском крестовом походе. Средневековая рукопись с ее текстом хранится и в Румянцевской библиотеке.

Коронование Богоматери (The Coronation of the Virgin)_1434-1435_117 х 115_д.,т._Флоренция, Уффици

Коронование Богоматери (The Coronation of the Virgin)_1434-1435_117 х 115_д.,т._Флоренция, Уффици_деталь

Мадонна с гранатом (The Virgin of the Pomegranate)_ок.1426_87 х 59_дерево, темпера_Мадрид, Дворец Лирия, Коллекция герцогов Альба

Мадонна с гранатом (The Virgin of the Pomegranate)_ок.1426_87 х 59_дерево, темпера_Мадрид, Дворец Лирия, Коллекция герцогов Альба,деталь

Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (Madonna and Child with Two Angels)_ок.1420_80.5 х 47_д.,т._Брюссель, Музей Бойманса ван Бёнингена

Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (Madonna and Child with Two Angels)_ок.1420_80.5 х 47_д.,т._Брюссель, Музей Бойманса ван Бёнингена,деталь

Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (Madonna and Child with Four Аngels)_ок.1425_81 х 51_д.,т._Санкт-Петербург, Эрмитаж

Картина «Мадонна с Младенцем», исполненная около 1425 г., относится к типу «Мадонны смирения», распространенному во Флоренции в конце XIV - начале XV в. Написанная яркими чистыми красками, картина проникнута просветленным и поэтическим настроением. Привлекательны нежная белокурая Мадонна, облик которой художник наделяет конкретными чертами, и грациозные ангелы с пестрыми крыльями. Их крошечные, по сравнению с Марией, размеры, а также золотой фон и отсутствие глубины пространства - свидетельство средневекового наследия в искусстве художника.

Мадонна Умиление (Madonna of Humility)_ок.1440_74 х 52_дерево, темпера_Амстердам, Рейксмузеум.

Мадонна Умиление (The Madonna of Humility)_ок.1430_60.7 x 45.2_дерево, темпера_Вашингтон, Национальная галерея

Мадонна Умиление (The Virgin of Humility)_1433-1435_98.7 x 49.2_Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисы

Мадонна Умиление (The Virgin of Humility)_1433-1435_98.7 x 49.2_Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисы,деталь

Мадонна Умиление (The Virgin of Humility)_1433-1435_98.7 x 49.2_Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисы_деталь

Святой Франциск + святой епископ, возможно, св.Зинобий (Saint Francis and a Bishop Saint)_1420-е_52.7 х 23.2_д.,т. по зол гр_Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти_деталь

Святой Иоанн Креститель + Святой Доминик (Saint John the Baptist and Saint Dominic)_1420-е_52.7 х 21_д.,т. по зол гр_Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти

Святой Иоанн Креститель + Святой Доминик (Saint John the Baptist and Saint Dominic)_1420-е_52.7 х 21_д.,т. по зол гр_Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти,деталь

Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи)_1440-1460_137.2 х 137.2_дерево, темпера_Вашингтон, Национальная галерея

Это один из первых образцов тондо, круглых картин, ставших в 1400-х годах популярными местными религиозными художественными произведениями. В данном случае это может быть Блюдо роженицы (deschi da partо) - разрисованное с двух сторон плоское блюдо, используемое для принесения фруктов, сладостей и подарков молодой матери после родов.

Блестяще расцвеченная богато декорированная круглая панель представляет зрителю великолепную картину прибытия волхвов на фоне сельского пейзажа. Проведенная в 1492 году инвентаризация состояния Лоренцо Медичи отметила эту картину как наиболее значимую в коллекции этой могущественной флорентийской семьи и атрибутировала ее как произведение Фра Анжелико. Позднее оказалось, что Поклонение волхвов принадлежит кисти двух художников - Фра Анжелико, видимо, только начал эту картину, а большая часть работы была выполнена его коллегой и товарищем по монастырю Фра Филиппо Липпи. Восхитительно ангельская Святая Мария и Младенец, толпа верующих наверху справа, растительный ковер на переднем плане были, вероятно, нарисованы Анджелико.

Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи)_1440-1460_137.2 х 137.2_дерево, темпера_Вашингтон, Национальная галерея_деталь

Поклонение волхвов (The Adoration of the Magi) (совместно с фра Филиппо Липпи)_1440-1460_137.2 х 137.2_дерево, темпера_Вашингтон, Национальная галерея_деталь

Фра Анжелико был доминиканцем, известным своей большой монашеской набожностью и его безгрешный образ жизни отражался в его художественных произведениях. Изображение Святой Марии характеризует его стиль чистой, простой формой ее головы и благородной утонченностью ее черт. Земной стиль Филиппо Липпи предстает перед зрителем изображением массивных форм и четко прорисованными фигурами. Богато одетый мудрец и его спутники, а также широколицый Иосиф справа от Марии обычно приписываются его кисти.

Мадонна с Младенцем между святым Домеником и святым Фомой Аквинским (The Virgin and Child with Sts Dominic and Thomas Aquinas)_ 1424-30_196 x 187_фреска_Санкт-Петербург, Эрмитаж

Ни в одной европейской стране монументальная фресковая живопись не имела такого распространения, как в Италии эпохи Возрождения. Однако в музеях за пределами Италии ее образцы встречаются редко. Фреска фра Анджелико, одного из лучших флорентийских художников первой половины XV столетия, происходит из монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, где фра Анджелико, монах-доминиканец, занимал должность приора. После упразднения монастыря в XIX в. фреска была выпилена из стены и продана флорентийским живописцам А. Маццонти и К. Конти, у которых она была приобретена для Эрмитажа. Симметричная композиция с Мадонной на троне и стоящими по обе его стороны святыми была распространена в итальянской живописи как в Средневековье, так и в XV в. Слева от Марии - св. Доминик, основатель ордена доминиканцев. Лилия в его руке символизирует чистоту. Справа - великий теолог св. Фома Аквинский. На страницах книги, которую он держит, тексты псалмов. В отличие от святых, наделенных индивидуальными чертами облика и характера, Мадонна идеально прекрасна. Именно ее образ сообщает настроению произведения лирическую возвышенность.

**************************************** *********

Оригинал записи и комментарии на