Значение феодосий (процюк) в православной энциклопедии древо. Митрополит Феодосий (Процюк)

Дата рождения: 7 января 1927 г. Страна: Россия Биография:

Родился 7 января 1927 г. в с. Топульне Рожищенского р-на Волынской обл. Украины в семье священника. В годы Великой Отечественной войны окончил курсы псаломщиков при , служил псаломщиком в храме в г. Дружкополе, с 1944 г. — иподиакон в Троицком кафедральном соборе г. Луцка.

С 1945 г. служил в Симеоновском храме в дер. Сельцо, с 1947 г. — настоятель Троицкой церкви в м. Берестечка и Троицкой церкви в с. Мыслины Волынской обл., с 1949 г.— настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Кузьмине Красиловского р-на Хмельницкой обл., с 1955 г.— Николаевского храма, с 1961 г.— в г. Каменце-Подольском и благочинный Каменец-Подольского округа.

В 1956 г. заочно окончил , возведен в сан протоиерея. В 1959 г. получил степень кандидата богословия.

2 декабря 1962 г. в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского.

С 1964 г. — епископ Полтавский и Кременчугский, с 1967 г. — Черновицкий и Буковинский, с 1972 г. — Смоленский и Вяземский.

В 1979 г. получил степень магистра богословия.

26 декабря 1984 г. назначен Патриаршим экзархом в Средней Европе и архиепископом Берлинским и Среднеевропейским.

29 июля 1986 г. переведен на Омскую кафедру с титулом «Омский и Тюменский», с 1990 г. — Омский и Тарский.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () почислен на покой на основании поданного прошения.

Утром 28 мая 2016 г. после продолжительной болезни в Омской областной клинической больнице. 30 мая в крипте нижнего придела Успенского собора Ачаирского монастыря Омской обл.

Образование:

1956 г. — Ленинградская духовная академия (заочно, кандидат богословия).

Награды:

Церковные:

  • 2010 г. — прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • орден св. равноап. кн. Владимира I-II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II-III ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • ордена Гроба Господня (Иерусалимская Православная Церковь);
  • орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь).

Светские:

  • орден Почета;
  • медали и знаки отличия ряда ведомств и общественных организаций.

Митрополит Феодосий (Процюк)
07.01.1927-28.05.2016

Будущий митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк) родился 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. Начальное образование он получил в школах сел Згораны и Городно Любомльского района Волынской области. В 1943 году, завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского).
24 марта 1945 года Игорь Процюк был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея. В течение двух лет отец Игорь служил в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал настоятелю Свято-Дмитровского храма Дружкополя иерею Иоанну Процюку (своему отцу). В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий.
Еще в 1951 году отец Игорь поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно оканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 году после окончания духовной академии он возводится в сан протоиерея.
С 1959 года — кандидат богословия. Эту степень пастырь получил за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета». 3 ноября 1979 года, уже будучи архиепископом, владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия, за сочинение «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Этот труд не потерял своей актуальности до сих пор: в 2004 году он был издан в Москве издательством Крутицкого подворья.
27 ноября 1962 года в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Игорь Процюк пострижен в монашество с именем Феодосий, а через день возведен в сан архимандрита. 2 декабря 1962 года состоялась его хиротония во епископа Черниговского и Нежинского. В течение последующих десяти лет владыка Феодосий — епископ Полтавский и Кременчугский (с 30 марта 1964 года), затем — Черновицкий и Буковинский (с 7 октября 1967 года), а с 2 февраля 1972 года — Смоленский и Вяземский.
9 сентября 1978 года Преосвященный Феодосий возведен в сан архиепископа, а с конца декабря 1984-го в течение года — Патриарший Экзарх в Средней Европе и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский.
А 29 июля 1986 года владыка получает назначение на Омскую кафедру. Он ехал в далекий и неведомый ему Омск, представляя его холодным и заснеженным городом, местом ссылки Достоевского, втайне лелея надежду, что пробудет в нем недолго, года три... Но три года растянулись на двадцать пять, каждый из которых был ярким, насыщенным и плодотворным в духовной жизни Омского Прииртышья. Позднее сам владыка Феодосий вспоминал, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня, приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири». Уже в 1987 году в своем отчете в Москву уполномоченный по делам религии по Омской области О.П. Осипов сообщал: «В связи с назначением в область архиепископа Феодосия повсеместно отмечается значительный рост активности всех религиозных православных объединений. Феодосий под личный контроль взял художественную роспись омских храмов, комплектование хоров... Архиерейские служения, особенно в дни религиозных праздников, привлекают, по оценке, больше посетителей в омские церкви, чем это было при бывшем архиерее Максиме…»
Прибыв в Сибирь, владыка сразу же включился в работу. Тюменская земля, сохранившая за годы советской власти в различном состоянии 94 храма, стала благодатным поприщем для первых деятельных шагов владыки Феодосия на Омско-Тюменской кафедре. Тобольск, форпост христианской цивилизации, духовный и миссионерский центр Сибири, место служения и упокоения святителя Иоанна Тобольского, вдохновлял архипастыря на активные труды по возрождению Православия на этой древней земле.
26 апреля 1989 года Совет по делам религий при Совете министров СССР после неоднократных ходатайств верующих постановил передать здание Софийско-Успенского собора в городе Тобольске Церкви. Немалую роль при этом сыграла настойчивость архиепископа Омского и Тюменского Феодосия. В том же году владыка выступил организатором передачи Русской Православной Церкви не только Абалакского монастыря, но и инициировал открытие Тобольской духовной семинарии. 26 января 1990 года Священный Синод постановил возродить Тобольскую епархию, выделив в ее юрисдикцию Тюменскую область. Преосвященному Феодосию было постановлено впредь именоваться Омским и Тарским.
Храмостроительство было его особой жизненной стезей. Он устанавливал закладные кресты, и на их месте вскоре начинались стройки. И в воздвигнутых храмах — а их можно насчитать десятки — владыка Феодосий совершал первые богослужения. Уже в первые годы его архиерейского служения омские власти передали Церкви все сохранившиеся, но использовавшиеся не по назначению храмы Омской земли, в том числе Свято-Никольский казачий, Николо-Игнатиевский, Параскевы Пятницы, Казанской иконы Божией Матери и Знамения Пресвятой Богородицы.
Сегодня омичей и приезжих привлекает великолепие вновь восстановленного Успенского кафедрального собора. А в памяти многих жителей города надолго останется масштабная картина его стройки. Два года подряд, каждый день в жару, дождь и даже сорокаградусные сибирские морозы владыка Феодосий вместе с православными омичами служил молебен у поклонного креста, а потом все вместе обходили крестным ходом место строительства Успенского собора. Словно молитва поднимала каждый кирпич, каждый строительный блок. Этот удивительный духовный подвиг дал свои плоды — 15 июля 2007 года состоялось торжественное освящение возрожденного храма и перенос в него честных мощей священомученника Сильвестра, обретенных в ходе его строительства.
При владыке Феодосии его стараниями на Омской земле были созданы две женские и одна мужская обитель. Среди них Ачаирский Крестовый монастырь, с его многочисленными великолепными храмами и святым источником, давно стал визитной карточкой всей православной Сибири. С благословления владыки в Омско-Тарской епархии осуществлялись многие начинания и проводились различные мероприятия. Так, в начале 1990-х годов им было благословлено в Омске возрождение сибирского казачества.
Владыка облагораживал всё вокруг себя. Благодаря ему, носителю не только многовековой русской духовной традиции, но и христианской культуры, немало людей, стоящих на разных ступеньках социальной лестницы, нашли путь к храму. И тут сыграло не последнюю роль личное обаяние владыки, притягивающее к нему самых разных людей. В любой аудитории владыка находил то единственное, доверительное слово, которое доходит до сердца каждого.
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года Преосвященный Феодосий был почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей».
Отпевание митрополита Феодосия состоялось 30 мая в Успенском кафедральном соборе Омска , а похоронен владыка в нижнем храме Успенского собора Ачаирского Крестового монастыря.

Предшественник: Гедеон (Докукин) Преемник: Кирилл (Гундяев)
Епископ Черновицкий и Буковинский
7 октября 1967 года - 2 февраля 1972 года Предшественник: Мефодий (Мензак) Преемник: Савва (Бабинец) 30 марта 1964 года - 7 октября 1967 года Предшественник: Алипий (Хотовицкий) Преемник: Феодосий (Дикун)
Епископ Черниговский и Нежинский
2 декабря 1962 года - 30 марта 1964 года Предшественник: Игнатий (Демченко) Преемник: Нестор (Тугай) Имя при рождении: Игорь Иванович Процюк Рождение: 7 января (1927-01-07 )
Топольно , Польская Республика (ныне Рожищенский район , Волынская область) Смерть: 28 мая (2016-05-28 ) (89 лет)
Омск , Россия Принятие священного сана: 1 апреля 1945 года Принятие монашества: 27 ноября 1962 года Епископская хиротония: 2 декабря 1962 года Награды:

Митрополи́т Феодо́сий (в миру Игорь Иванович Процюк ; 7 января , Топольно , Польская Республика - 28 мая , Омск , Россия) - епископ Русской православной церкви , митрополит Омский и Тарский (1986-2011).

Биография

В 1944 году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и определён иподиаконом Троицкого кафедрального собора Луцка .

С 1947 года - настоятель Троицкого собора местечка Берестечко Волынской области.

С 1949 года - настоятель церкви Рождества Богородицы в селе Кузьмино Красиловского района Хмельницкой области.

В 1951 году поступил в 3-й класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии. В 1952 году по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию.

С 1955 года - настоятель Николаевского храма в Каменец-Подольске .

В 1956 году окончил Ленинградскую духовную академию и возведён в сан протоиерея .

Архиерейство

2 декабря 1962 года хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского . Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I , Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II , митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков) и архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) .

7 октября 1967 года назначен епископом Черновицким и Буковинским .

С 2 февраля 1972 года - епископ Смоленский и Вяземский .

7 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа .

С ноября 1979 года - магистр богословия.

С 9 по 20 октября 1980 года в составе паломнической группы Московского Патриархата посетил Св. Гору Афон.

В 1984 году (6-21 июля) с паломнической группой Русской Православной Церкви совершил поездку на Св. Землю.

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом Средней Европы.

29 июля 1986 года освобождён от управления Среднеевропейской Экзархатом и назначен архиепископом Омским и Тюменским. Сам он вспоминает, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня - приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири ». В епархии на этот момент было всего 13 приходов .

Определением Священного Синода от 25 января 1990 года именован архиепископом Омским и Тарским.

23 февраля 1997 года возведён в сан митрополита .

На заседании 12 - 13 марта 2002 года, рассмотрев рапорт о почислении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей» .

Награды

Публикации

  • «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета» (кандидатское сочинение).
  • Речь при наречении во епископа Черниговского. ЖМП. 1963, № 1, с. 20-21.
  • Проповедь в неделю 6-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1965, № 7.
  • Проповедь в неделю 9-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1965, № 9.
  • Слово за Пассией в неделю Крестопоклонную. ЖМП. 1966, № 3, с. 31-32.
  • Проповедь на отдание святой Пасхи (1966 г.). ЖМП. 1966, № 6, с. 40-42.
  • «Спасская церковь в Полтаве». ЖМП. 1966, № 7, с. 26-29.
  • Поучение в день памяти святителей московских. ЖМП. 1966, № 10, с. 22-25.
  • В неделю о Закхее. ЖМП. 1976, № 2, с. 29-31.
  • «На праздник иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии». ЖМП. 1977, № 8, с. 67-69.
  • «Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». (Магистерская диссертация). 1979 г.
  • «Паломничество на святой Афон и к святыням Эллады». ЖМП. 1981, № 5, с. 15-20; № 6, с. 12-17.
  • «Освящение храма в честь собора Смоленских святых». ЖМП. 1984, № 10, с. 5.
  • «Паломники Русской Православной Церкви во Святой Земле». ЖМП. 1986, № 2, с. 14.
  • Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2004. 635, с., ил.

Напишите отзыв о статье "Феодосий (Процюк)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Феодосий (Процюк)

– Вы ведь знаете ее мужа? – сказала Анна Павловна, закрыв глаза и грустным жестом указывая на Элен. – Ах, это такая несчастная и прелестная женщина! Не говорите при ней о нем, пожалуйста не говорите. Ей слишком тяжело!

Когда Борис и Анна Павловна вернулись к общему кружку, разговором в нем завладел князь Ипполит.
Он, выдвинувшись вперед на кресле, сказал: Le Roi de Prusse! [Прусский король!] и сказав это, засмеялся. Все обратились к нему: Le Roi de Prusse? – спросил Ипполит, опять засмеялся и опять спокойно и серьезно уселся в глубине своего кресла. Анна Павловна подождала его немного, но так как Ипполит решительно, казалось, не хотел больше говорить, она начала речь о том, как безбожный Бонапарт похитил в Потсдаме шпагу Фридриха Великого.
– C"est l"epee de Frederic le Grand, que je… [Это шпага Фридриха Великого, которую я…] – начала было она, но Ипполит перебил ее словами:
– Le Roi de Prusse… – и опять, как только к нему обратились, извинился и замолчал. Анна Павловна поморщилась. MorteMariet, приятель Ипполита, решительно обратился к нему:
– Voyons a qui en avez vous avec votre Roi de Prusse? [Ну так что ж о прусском короле?]
Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха.
– Non, ce n"est rien, je voulais dire seulement… [Нет, ничего, я только хотел сказать…] (Он намерен был повторить шутку, которую он слышал в Вене, и которую он целый вечер собирался поместить.) Je voulais dire seulement, que nous avons tort de faire la guerre рour le roi de Prusse. [Я только хотел сказать, что мы напрасно воюем pour le roi de Prusse . (Непереводимая игра слов, имеющая значение: «по пустякам».)]
Борис осторожно улыбнулся так, что его улыбка могла быть отнесена к насмешке или к одобрению шутки, смотря по тому, как она будет принята. Все засмеялись.
– Il est tres mauvais, votre jeu de mot, tres spirituel, mais injuste, – грозя сморщенным пальчиком, сказала Анна Павловна. – Nous ne faisons pas la guerre pour le Roi de Prusse, mais pour les bons principes. Ah, le mechant, ce prince Hippolytel [Ваша игра слов не хороша, очень умна, но несправедлива; мы не воюем pour le roi de Prusse (т. e. по пустякам), а за добрые начала. Ах, какой он злой, этот князь Ипполит!] – сказала она.
Разговор не утихал целый вечер, обращаясь преимущественно около политических новостей. В конце вечера он особенно оживился, когда дело зашло о наградах, пожалованных государем.
– Ведь получил же в прошлом году NN табакерку с портретом, – говорил l"homme a l"esprit profond, [человек глубокого ума,] – почему же SS не может получить той же награды?
– Je vous demande pardon, une tabatiere avec le portrait de l"Empereur est une recompense, mais point une distinction, – сказал дипломат, un cadeau plutot. [Извините, табакерка с портретом Императора есть награда, а не отличие; скорее подарок.]
– Il y eu plutot des antecedents, je vous citerai Schwarzenberg. [Были примеры – Шварценберг.]
– C"est impossible, [Это невозможно,] – возразил другой.
– Пари. Le grand cordon, c"est different… [Лента – это другое дело…]
Когда все поднялись, чтоб уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, опять обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник.
– Мне это очень нужно, – сказала она с улыбкой, оглядываясь на Анну Павловну, и Анна Павловна той грустной улыбкой, которая сопровождала ее слова при речи о своей высокой покровительнице, подтвердила желание Элен. Казалось, что в этот вечер из каких то слов, сказанных Борисом о прусском войске, Элен вдруг открыла необходимость видеть его. Она как будто обещала ему, что, когда он приедет во вторник, она объяснит ему эту необходимость.
Приехав во вторник вечером в великолепный салон Элен, Борис не получил ясного объяснения, для чего было ему необходимо приехать. Были другие гости, графиня мало говорила с ним, и только прощаясь, когда он целовал ее руку, она с странным отсутствием улыбки, неожиданно, шопотом, сказала ему: Venez demain diner… le soir. Il faut que vous veniez… Venez. [Приезжайте завтра обедать… вечером. Надо, чтоб вы приехали… Приезжайте.]
В этот свой приезд в Петербург Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой.

Война разгоралась, и театр ее приближался к русским границам. Всюду слышались проклятия врагу рода человеческого Бонапартию; в деревнях собирались ратники и рекруты, и с театра войны приходили разноречивые известия, как всегда ложные и потому различно перетолковываемые.
Жизнь старого князя Болконского, князя Андрея и княжны Марьи во многом изменилась с 1805 года.
В 1806 году старый князь был определен одним из восьми главнокомандующих по ополчению, назначенных тогда по всей России. Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период времени, когда он считал своего сына убитым, не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его. Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости с своими подчиненными, и сам доходил до малейших подробностей дела. Княжна Марья перестала уже брать у своего отца математические уроки, и только по утрам, сопутствуемая кормилицей, с маленьким князем Николаем (как звал его дед) входила в кабинет отца, когда он был дома. Грудной князь Николай жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. M lle Bourienne тоже, как казалось, страстно любила мальчика, и княжна Марья, часто лишая себя, уступала своей подруге наслаждение нянчить маленького ангела (как называла она племянника) и играть с ним.
У алтаря лысогорской церкви была часовня над могилой маленькой княгини, и в часовне был поставлен привезенный из Италии мраморный памятник, изображавший ангела, расправившего крылья и готовящегося подняться на небо. У ангела была немного приподнята верхняя губа, как будто он сбирался улыбнуться, и однажды князь Андрей и княжна Марья, выходя из часовни, признались друг другу, что странно, лицо этого ангела напоминало им лицо покойницы. Но что было еще страннее и чего князь Андрей не сказал сестре, было то, что в выражении, которое дал случайно художник лицу ангела, князь Андрей читал те же слова кроткой укоризны, которые он прочел тогда на лице своей мертвой жены: «Ах, зачем вы это со мной сделали?…»
Вскоре после возвращения князя Андрея, старый князь отделил сына и дал ему Богучарово, большое имение, находившееся в 40 верстах от Лысых Гор. Частью по причине тяжелых воспоминаний, связанных с Лысыми Горами, частью потому, что не всегда князь Андрей чувствовал себя в силах переносить характер отца, частью и потому, что ему нужно было уединение, князь Андрей воспользовался Богучаровым, строился там и проводил в нем большую часть времени.
Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо pешил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. Старый князь с сыном как бы переменились ролями после кампании 1805 года. Старый князь, возбужденный деятельностью, ожидал всего хорошего от настоящей кампании; князь Андрей, напротив, не участвуя в войне и в тайне души сожалея о том, видел одно дурное.
26 февраля 1807 года, старый князь уехал по округу. Князь Андрей, как и большею частью во время отлучек отца, оставался в Лысых Горах. Маленький Николушка был нездоров уже 4 й день. Кучера, возившие старого князя, вернулись из города и привезли бумаги и письма князю Андрею.
Камердинер с письмами, не застав молодого князя в его кабинете, прошел на половину княжны Марьи; но и там его не было. Камердинеру сказали, что князь пошел в детскую.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, Петруша с бумагами пришел, – сказала одна из девушек помощниц няни, обращаясь к князю Андрею, который сидел на маленьком детском стуле и дрожащими руками, хмурясь, капал из стклянки лекарство в рюмку, налитую до половины водой.
– Что такое? – сказал он сердито, и неосторожно дрогнув рукой, перелил из стклянки в рюмку лишнее количество капель. Он выплеснул лекарство из рюмки на пол и опять спросил воды. Девушка подала ему.
В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик, тот, на котором сидел князь Андрей. Окна были завешаны, и на столе горела одна свеча, заставленная переплетенной нотной книгой, так, чтобы свет не падал на кроватку.
– Мой друг, – обращаясь к брату, сказала княжна Марья от кроватки, у которой она стояла, – лучше подождать… после…
– Ах, сделай милость, ты всё говоришь глупости, ты и так всё дожидалась – вот и дождалась, – сказал князь Андрей озлобленным шопотом, видимо желая уколоть сестру.
– Мой друг, право лучше не будить, он заснул, – умоляющим голосом сказала княжна.
Князь Андрей встал и, на цыпочках, с рюмкой подошел к кроватке.
– Или точно не будить? – сказал он нерешительно.
– Как хочешь – право… я думаю… а как хочешь, – сказала княжна Марья, видимо робея и стыдясь того, что ее мнение восторжествовало. Она указала брату на девушку, шопотом вызывавшую его.
Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. Все сутки эти, не доверяя своему домашнему доктору и ожидая того, за которым было послано в город, они предпринимали то то, то другое средство. Измученные бессоницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились.
– Петруша с бумагами от папеньки, – прошептала девушка. – Князь Андрей вышел.
– Ну что там! – проговорил он сердито, и выслушав словесные приказания от отца и взяв подаваемые конверты и письмо отца, вернулся в детскую.
– Ну что? – спросил князь Андрей.
– Всё то же, подожди ради Бога. Карл Иваныч всегда говорит, что сон всего дороже, – прошептала со вздохом княжна Марья. – Князь Андрей подошел к ребенку и пощупал его. Он горел.
– Убирайтесь вы с вашим Карлом Иванычем! – Он взял рюмку с накапанными в нее каплями и опять подошел.
– Andre, не надо! – сказала княжна Марья.
Но он злобно и вместе страдальчески нахмурился на нее и с рюмкой нагнулся к ребенку. – Ну, я хочу этого, сказал он. – Ну я прошу тебя, дай ему.
Княжна Марья пожала плечами, но покорно взяла рюмку и подозвав няньку, стала давать лекарство. Ребенок закричал и захрипел. Князь Андрей, сморщившись, взяв себя за голову, вышел из комнаты и сел в соседней, на диване.

Значение ФЕОДОСИЙ (ПРОЦЮК) в Православной энциклопедии Древо

ФЕОДОСИЙ (ПРОЦЮК)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодосий (Процюк) (род. 1927), митрополит Омский и Тарский.

В миру Процюк Игорь Иванович, родился 7 января 1927 года в с. Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника.

Окончил начальную школу.

В 1939 году поступил в 1-й класс Государственной им. Костюшки гимназии в г. Луцке.

В 1943 году окончил гимназию в г. Горохове. Сдал экзамен на псаломщика при пастырско-богословских курсах Почаевской Лавры и определен псаломщиком Дмитровской церкви местечка Дружкополя.

В 1944 году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом Троицкого кафедрального собора г. Луцка.

В 1945 году вступил в брак.

24 марта 1945 года преосв. Николаем (Чуфаровским) рукоположен во диакона, а 1 апреля - во священника.

С 1947 года - настоятель Троицкого собора м. Берестечко Волынской области.

С 1949 года - настоятель церкви Рождества Богородицы в с. Кузьмино, Красиловского района, Хмельницкой области.

В 1951 году поступил в 3-й класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии.

В 1952 году по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию.

С 1955 года - настоятель Николаевского храма в г. Каменец-Подольске.

В 1956 году окончил Ленинградскую духовную академию и возведен в сан протоиерея.

В 1958 году разведен с женой.

В 1959 году получил степень кандидата богословия.

В 1961 году назначен настоятелем Покровской церкви г. Каменец-Подольска и благочинным.

27 ноября 1962 года пострижен в монашество, а 28 ноября 1962 года возведен в сан архимандрита.

2 декабря 1962 года хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского. Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем, митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен и архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим.

С 9 по 20 октября 1980 года в составе паломнической группы Московского Патриархата посетил Св. Гору Афон.

В 1984 году (6-21 июля) с паломнической группой Русской Православной Церкви совершли поездку в Иерусалим и Св. Землю.

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом Средней Европы.

С ноября 1979 года - магистр богословия.

25 декабря 1986 г. - освобожден от управления Среднеевропейской Экзархатом и назначен архиеп. Омским и Тюменским.

На заседании 12-13.03. 2002 г. рассмотрев рапорт митрополита Омского и Тарского Феодосия о почислении его на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить митрополита Феодосия продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре.

"Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета" (кандидатское сочинение).

Речь при наречении во епископа Черниговского. ЖМП. 1963, № 1, с. 20-21.

Проповедь в неделю 6-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1965, № 7.

Проповедь в неделю 9-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1965, № 9.

Слово за Пассией в неделю Крестопоклонную. ЖМП. 1966, № 3, с. 31-32.

Проповедь на отдание святой Пасхи (1966 г.). ЖМП. 1966, № 6, с. 40-42.

"Спасская церковь в Полтаве". ЖМП. 1966, № 7, с. 26-29.

Поучение в день памяти святителей московских. ЖМП. 1966, № 10, с. 22-25.

В неделю о Закхее. ЖМП. 1976, № 2, с. 29-31.

"На праздник иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии". ЖМП. 1977, № 8, с. 67-69.

"Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)". (Магистерская диссертация). 1979 г.

"Паломничество на святой Афон и к святыням Эллады". ЖМП. 1981, № 5, с. 15-20; № 6, с. 12-17.

"Освящение храма в честь собора Смоленских святых". ЖМП. 1984, № 10, с. 5.

"Паломники Русской Православной Церкви во Святой Земле". ЖМП. 1986, № 2, с. 14.

Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2004. 635, с., ил.

Церковные:

орден св. равноап. кн. Владимира II степени;

орден св. равноап. кн. Владимира I степени;

орден прп. Сергия Радонежского III степени;

орден прп. Сергия Радонежского II степени;

орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени;

орден свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени;

ордена Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви;

орден св. равноап. Марии Магдалины Польской Православной Церкви.

Светские:

государственный орден Почета;

медали и знаки отличия ряда ведомств и общественных организаций.

Литература

Автобиография от декабря 1962 года.

ЖМП. 1962, № 12, с. 12.

-"-, 1963, № 1, с. 13-21, 28, 29; № 2, с. 46; № 3, с. 8; № 6, с. 10.

-"-, 1964, № 5, с. 7.

-"-, 1967, № 9, с. 7; № 11, с. 5.

-"-, 1968, № 6, с. 32.

-"-, 1969, № 2, с. 28; № 5, с. 29.

-"-, 1970, № 6, с. 22; № 8, с. 9; № 9, с. 20; № 11, с. 4.

-"-, 1971, № 1, с. 31; № 2, с. 31; № 6, с. 2; № 8, с. 45; № 9, с. 35.

-"-, 1972, № 3, с. 2, 26; № 5, с. 33, № 7, с. 34; № 11, с. 27; № 12, с. 28.

-"-, 1973, № 1, с. 33; № 9, с. 11; № 11, с. 9.

-"-, 1974, № 4, с. 23; № 9, с. 9; № 11, с. 26.

-"-, 1975, № 2, с. 31, 34; № 3, с. 19; № 12, с. 27.

-"-, 1976, № 6, с. 22; № 11, с. 25, 26.

-"-, 1977, № 3, с. 36; № 10, с. 12, 13-16.

-"-, 1978, № 11, с. 2, 7, 36.

-"-, 1979, № 4, с. 19, 20, № 5, с. 12; № 6, с. 44, № 11, с. 11.

-"-, 1980, № 1, с. 17; № 3, с. 22-23; № 4, с. 10; № 5, с. 9; № 9, с. 10, 12, 34; № 11, с. 6, 8; № 12, с. 28.

-"-, 1981, № 1, с. 14; № 5, с. 15; № 7, с. 29, № 8, с. 35; № 12, с. 5.

-"-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 8, с. 11, 47; № 10, с. 35; № 12, с. 34, 36, 123.

-"-, 1983, № 1, с. 11; № 9, с. 5, № 11, с. 7, 21; № 12, с. 9.

-"-, 1984, № 1, с. 37; № 3, с. 51; № 5, с. 8; № 7, с. 55, 56; № 9, с. 6, 8, 58; № 10, с. 13; № 12, с. 18.

-"-, 1985, № 2, с. 10; № 3, с. 27; № 8, с. 6.

-"-, 1986, № 9, с. 2.

-"-, 1988, № 1, с. 4.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1016

http://patriarhia.ru/db/text/38929.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОДОСИЙ (ПРОЦЮК) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОДОСИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ФЕОДОСИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 1470 v начало 16 в.), русский живописец. Сын Дионисия, к творческой манере которого был близок в собственных работах. …
  • ФЕОДОСИЙ
    ФЕОД́ОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1036-1074), один из основателей и игумен Киево-Печерского мон. (с 1062), писатель. Первым ввёл на Руси общежительный монастырский …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ КОСОЙ, еретик, монах Кирилло-Белозерского мон., из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал офиц. церковь, осн. догматы, обряды …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 424-529), христ. монах, архимандрит Палестинского монашества, один из основателей общежительного …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ I, или Великий (Theodosius) (ок. 346-395), рим. император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христ-ва, преследовал ариан и …
  • ФЕОДОСИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ФЕОДОСИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Угличский (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) …
  • ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (+ 1696), архиепископ Черниговский, святитель. Память 5 февраля, 9 сентября …
  • ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Суморин), Тотемский (ок. 1530 - 1568), преподобный. Память 28 января. Родился в …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный. Основатель общежительного монастырского устава и …
  • ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, КИНОВИАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Великий (ок. 424 - 529), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный. Память 11 января …
  • ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Феодосий I Великий (около …
  • ФЕОДОСИЙ (ШИБАЛИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Шибалич) (род. 1963), епископ Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии. В миру Живко Шибалич, …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • ФЕОДОСИЙ (НАГАСИМА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Нагасима) (1935 - 1999), архиепископ Токийский, митрополит всея Японии. В миру …
  • ФЕОДОСИЙ (ЛАЗОР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Лазор) (род. 1933), митрополит, б. предстоятель Православной Церкви в Америке, архиепископ Вашингтонский …
  • ФЕОДОСИЙ (ГАНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ганицкий) (1860 - 1937), епископ Коломенский и Бронницкий, священноисповедник. Память …
  • ФЕОДОСИЙ (ВАЩИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ващинский) (1876 - 1937), епископ. В миру Димитрий Васильевич Ващинский. В большинстве …
  • ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Бывальцев) (+ 1475), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель. В 1453 году …
  • ФЕОДОСИЙ II, ФЛАВИЙ в биографиях Монархов.
  • ФЕОДОСИЙ УГЛИЦКИЙ
    Феодосий Углицкий - святой архиепископ черниговский. Происходил из древнего рода дворян Полоницких-Углицких; отец его был священником. С наибольшей вероятностью местом …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодосий Печерский - преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве (ныне уездный город Васильков, …
  • ФЕОДОСИЙ ГРЕК в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался …
  • ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодосий (Бывальцев) - митрополит московский. Был архимандритом московского Чудова монастыря; в 1454 г. поставлен в архиепископа ростовского; в 1461 г. …
  • ФЕОДОСИЙ (АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодосий - архиепископ новгородский (1491 - 1563), автор нескольких посланий, числом около 15, представляющих общегосударственный, общественный, бытовой и литературный интерес. …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездн. гор. Васильков, в 35 верстах …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 …
  • ЯПОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Японская Православная Церковь, автономная Церковь в составе Московского Патриархата. Японская Православная Церковь ведет свое …
  • ЧЕРНОВИЦКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Черновицкая и Буковинская епархия Украинской Православной Церкви. Адрес: Украина, 58003, г. Черновцы, ул. …

Митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк ; 7 января 1927, Топольно, Польская Республика - 28 мая 2016, Омск, Россия) - епископ Русской православной церкви, митрополит Омский и Тарский (1986-2011).

Биография

Родился 7 января 1927 года в селе Топольно (ныне Рожищенского района Волынской области) в семье диакона-псаломщика, впоследствии митрофорного протоиерея Иоанна Семёновича Процюка (1883-1967), священника кафедрального собора г. Полтава и настоятеля Крестовой церкви при архиерейском доме. Семья жила бедно. По воспоминаниям будущего епископа: «белый хлеб был у нас дома по праздникам, часто не могли заплатить налоги, в том числе и в консисторию, поэтому переезжали с места на место». Два брата Игоря Процюка тоже стали священниками.

Окончил начальную школу. В 1939 году поступил в 1-й класс Государственной им. Костюшки гимназии в Луцке.

В 1943 году окончил гимназию в Горохове. Сдал экзамен на псаломщика при пастырско-богословских курсах Почаевской Лавры и определён псаломщиком Дмитровской церкви местечка Дружкополя.

В 1944 году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и определён иподиаконом Троицкого кафедрального собора Луцка.

24 марта 1945 года епископом Николаем (Чуфаровским) рукоположён во диакона, а 1 апреля - во священника.

С 1947 года - настоятель Троицкого собора местечка Берестечко Волынской области.

С 1949 года - настоятель церкви Рождества Богородицы в селе Кузьмино Красиловского района Хмельницкой области.

В 1951 году поступил в 3-й класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии. В 1952 году по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию.

С 1955 года - настоятель Николаевского храма в Каменец-Подольске.

В 1956 году окончил Ленинградскую духовную академию и возведён в сан протоиерея.

В 1959 году получил степень кандидата богословия.

В 1961 году назначен настоятелем Покровской церкви Каменец-Подольска и благочинным.

27 ноября 1962 года пострижен в монашество, а 28 ноября 1962 года возведён в сан архимандрита.

Архиерейство

2 декабря 1962 года хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского. Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II, митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков) и архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).

С ноября 1979 года - магистр богословия.

С 9 по 20 октября 1980 года в составе паломнической группы Московского Патриархата посетил Св. Гору Афон.

В 1984 году (6-21 июля) с паломнической группой Русской Православной Церкви совершил поездку на Св. Землю.

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом Средней Европы.

29 июля 1986 года освобождён от управления Среднеевропейской Экзархатом и назначен архиепископом Омским и Тюменским. Сам он вспоминает, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня - приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири». В епархии на этот момент было всего 13 приходов.

Определением Священного Синода от 25 января 1990 года именован архиепископом Омским и Тарским.

На заседании 12 - 13 марта 2002 года, рассмотрев рапорт о почислении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей».