Жизнь и судьба платона каратаева. Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухое встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с философией Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?
Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все... чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «...даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи...» Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться - Бог смерти не даст» и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.
Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.
Итак, образ Платона Каратаева символичён. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Каратаевым.

  1. «Война и мир» - роман об истории и народе.
  2. Платон Каратаев - воплощение русского народа.
  3. Христианство в мировоззрении Каратаева.
  4. «Чудесный, бесподобный народ».

«Война и мир» - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. Композиция «Войны и мира «поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой исторически правдиво создает образ народа-героя Отечественной войны. В массовых сценах, где участвуют солдаты, в репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей прежде всего видно проявление той «теплоты патриотизма», которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.

Платон Каратаев - русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели с ним рядом. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».

Образ Платона Каратаева - один из ключевых образов романа, отразивший народную философию жизни.

Каратаев - крестьянин, оторванный от привычного жизненного уклада и по-мещенный в новые условия (армия и французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Платон показан в основном через восприятие Пьера. С ним Пьер Безухов знакомится в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события - расстрела пленных, Пьер Потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого - собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка... Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Но Платон Каратаев является полной противоположностью Тихона Щербатого. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть «торжественное благообразие». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи.

Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо». Каратаев живет в соответствии с христианской заповедью: «возлюби ближнего своего». Он любовно жил со всеми, любил то-варищей, французов, любил Пьера. "Его любовь согревала окружающих: Каратаев утешал, «лечил» словом. Он с сочувствием, доброжелательностью относился к лю-дям, в его голосе чувствовалась ласка, простота. Первые слова, с которыми он об-ратился к Пьеру, - это слова поддержки: «А много вы нужды увидели, барин?... Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все проис-ходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов побеждают добро и справедливость, а вследствие этого непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило. Каратаев проповедовал веками слагавшуюся философию терпения, покорности судьбе. Готовность пострадать за других - отголосок религиозной философии, которой придерживался герой. Платон воспитан на хри-стианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям.

Каратаев не принимает пессимистического взгляда Пьера, измученного фи-зическими страданиями: «да теперь все равно». Платон проповедует радостную веру в лучшее, в царство Божие, которое бесконечно. После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него - это идеал для подражания. Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: «зачем?» Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни - в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь. Философия Платона Каратаева - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже - о войне 1812 года, нельзя удачно написать этот роман.

Так замысел романа постепенно изменялся, и Толстой создал грандиозную эпопею. Этот рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года.

Толстой попытался отразить всю общность, повседневность, будничность войны. На полу все равны, но каждый по- своему пытается побороть неприятеля, защищая себя, свою Родину!

На примере Платона Каратаева и Тихона Щербатого автор показывает образы крестьян, которые, несмотря на свое положение, старается внести свой вклад в победу над Наполеоном! Л.Н. Толстому необходимы эти герои, чтобы показать, какие разные бывают русские люди. Особое место в романе занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов столкнулся в плену. Явившись как бы определенным этапом жизни Пьера, он стал конечной точкой его исканий. Наконец – то Пьер нашел истинно русского человека. Это показано в том, как Пьер описывает внешность, речь и характер этого человека.

Миленький, с певучей речью, общительный, этот человек для всех старается найти утешительное слово, помочь переносить все тяготы будней в плену. Из речей Платона Каратаева становится понятно, что он любит жизнь во всех её проявлениях, умеет приспособиться даже к суровым условиям. Ко всем он обращается ласково: «Э, Соколик!» При первой встрече с Пьером Платон утешает его: «Не тужи, дружок, час терпеть, а век жить!»

Его отношение к незнакомцам поражает своей чистосердечностью, любвеобильностью и чуткостью. Удивляет нас и ощущение его, как чего – то круглого и спокойного. Он привлекает всех к себе добротой, уверенностью, улыбчивостью своего круглого лица.

Платон Каратаев не просто смирился с участью военнопленного, он приспособился к жизни в новых условиях. Не стараясь что–то исправить, не высказывая никакого протеста, он спокойно все, что уготовлено ему судьбой. Каратаев, пытаясь убедить Пьера в том, что будущее не надо знать, говорил: От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет, наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулась, а вытащишь – ничего нету. Так – то! Платон был человеком, который больше бы пригодился дома, чем в бою с французами. Он – народный умелец. Все мог делать «не очень хорошо, но и не дурно». Пел песни, шил, пек, варил, занимался всем понемножку. Он мог поддержать любой разговор, хотя не любил вспоминать службу в армии, но с удовольствием рассказывал о своей деревенской жизни.

Каратаев свято верил в торжество добра и справедливости. Он был простым крестьянином, не умеющим постоять за себя, мирившимся со всем.

Но этот беззащитный, круглый, спокойный человек потряс Пьера. Каким он увидел его, таким и останется он в его воспоминаниях. Плато был особенным ещё и потому, что говорил он, используя огромное количество поговорок, которые поражали Пьера. Это были те народные изречения, которые необходимо было услышать Пьеру, чтобы понять: не всё так отчаянно и безнадежно на этой войне.

Хотя Платон Каратаев был для всех пленных просто Плотоша, Пьер сумел разглядеть в нем изюминку. Личность Платона подтолкнула автора на создание абсолютно противоположного русского человека с другим характером. Это, можно сказать, «богатырь» - Тихон Щербатый из отряда Денисова.

Вечный двигатель, все время занят каким – то делом. В отряде – самый важный и необходимый человек. Никто лучше него не может выполнить самую трудную, и парой грязную работу. Партия нуждалась в таких людях.

Почему – то Пьеру встретился именно Платон – человек искренний, а не Тихон - человек, готовый на все постоянно убивать французов и делать все ради государства и царя.

Тихон очень отважный, надеется быть популярный и достичь высот. Был всегда серьезен и немногословен. Умеет хранить тайну, всегда держит свое слово. Ему поручали особенную работу. Он, как крестьянин, боец, не привык отступать, никогда не отказывался и принимался за все, что ему приказывали. Иногда задания были просто ужасны, но Тихон не останавливался перед трудностями. Без всяких проблем мог «вытащить лошадь за хвост из канавы; залезть в самую середину французов; выворотить повозку из грязи…»

Это был человек слова и дела, всегда строго одет и готов к выполнению любых просьб и заданий. Что нельзя было сказать о Платоне Каратаеве. Они очень разные. Таким образом, Л.Н. Толстой показал нам два исконно русских характера людей, знающих свое предназначение. Несмотря на их колоссальные различия, мы можем сказать, что они, каждый по – своему, были необходимы Отечеству в то нелегкое время.

Задачи и тесты по теме "Философия жизни Платона Каратаева по роману Л. Н. Толстого Война и мир "

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

Текст сочинения:

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное Эсхил Мудрость человечества в терпимости Бани Война и мир - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. И сам Л.Н. Толстой пишет об этом в своих дневниках: Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так в Войне и мире я любил мысль народную. По мнению автора, именно народные массы ҭворят историю, а не командование армией и не генералы. Платон Каратаев один из представителей русского крестьянства. С ним знакомиҭся Пьер Безухов в плену. После того, как он стал свидетелем страшного собыҭия расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находиҭся в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присуҭствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении. Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными круглыми движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой сиҭуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учиҭся Пьер у Каратаева. Платон у Толстого собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: Солдаты Апшеронского полка Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище. Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, где суд, там и неправда. Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жерҭву ради благополучия семьи: думали горе, ан радость! Брату бы идҭи, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, - а у меня, глади, одна солдатка осталасьРок головы ищет. Платон Каратаев любиҭ каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но и скота жалеть надо. Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить не нашим умом, а божьим судом. Поэтому он никогда не испыҭывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: Москва она всем городам мать.
Платон патриот, Россия для него это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испыҭывает ненависти. Ведь войны ведуҭ полиҭики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково ҭяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой. После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относиҭся к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то круглым. Круглым значиҭ, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, вечным олицетворением духа простоты и правды. Конечно же, с жизненными принципами Платона Каратаева можно не согласиться. Не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств. Но что мне наиболее близко в образе Каратаева это его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству. Его философия - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы ҭяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Куҭузов: Чудесный, бесподобный народ! Я думаю, эҭи слова можно отнести к Платону Каратаеву и к его жизненным принципам. Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Куҭузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона. На такие же жерҭвы шел русский народ и в нашей недавней истории, чтобы победить фашизм.

Права на сочинение "Философия жизни Платона Каратаева (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

ПЛАТОН КАРАТАЕВ

ПЛАТОН КАРАТАЕВ - центральный персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869), солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену и научивший его видеть жизнь так, как видят «они», простые русские люди. В первой завершенной редакции романа этого образа не было, он появился лишь в окончательной редакции, воплотив многие важные для понимания философии романа мысли. Традиционно П.К. трактуется литературоведами как тип патриархального крестьянина, который получит свое полное развитие в позднем творчестве писателя.

При встрече и знакомстве с П.К. Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие и ласковость, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. П.К. свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение «обжиться» в любых условиях.

В поведении П.К. неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои романа-эпопеи. Свои рассуждения П.К. излагает в притчеобразной форме (легенда о невинно осужденном купце, страдающем «за свои, да за людские грехи», смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь).

После гибели П.К., ослабевшего от лихорадки и застреленного французами, в сне Пьера Безухова предстает в символической форме суть той жизненной «правды», которой учил его Платон: человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого.

Лит.: Краснов Г.В. Платон Каратаев и толстовская философия народной жизни

//Л.Н.Толстой. Статьи и материалы. V. Горький, 1963; Цетляк С.И. К проблеме диалектики авторского сознания Л.Н.Толстого: мифологические основы образа Платона Каратаева

Е.В.Николаева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ПЛАТОН КАРАТАЕВ" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир War and Peace … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир War And Peace … Википедия

    Инсценировка одноименного романа (1863 1869) Льва Николаевича Толстого (1828 1910). При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский Писатель, 1986. На автографе В. и м. Булгаков записал:… … Энциклопедия Булгакова

    Василий Топорков Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 4 (16) марта 1889(1889 03 16) … Википедия

    Василий Топорков Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 16 марта 1889 Место рождения: Петербург, Российская империя … Википедия

    Имя при рождении: Василий Осипович Топорков Дата рождения: 16 марта 1889 Место рождения: Петербург, Российская империя … Википедия

    Род. 1889, ум. 1970. Актер. Выпускник Петербургского театрального училища (1909). Дебютировал в 1909 г., играл на сцене театра петербургского Литературно художественного общества, в московском театре Корша (1919 27), МХАТа (с 1927 г.). Первая… …

    Топорков Вас. Осип - ТОПОРКОВ Вас. Осип. (1889 1970) актер, педагог, д р иск ведения. В 1909 окончил Петерб. театр. уч ще и вступил в труппу Петерб. т ра Лит. худож. об ва. Самая заметная роль, сыгранная на этой сцене, Платон Каратаев (Война и мир по Л. Толстому). В … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Семиотика искусства - (от греч. semeion знак) пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем,… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия