Зачем общаться с человеком который. Зачем человеку общение, или функции общения. Понимание в процессе общения

Каждый день человек взаимодействует с другими людьми посредством общения. Люди сталкиваются друг с другом на учебе, работе, различных мероприятиях. Общение играет важную роль в жизни человека, помогая ему развиваться, получать определенную информацию, опыт. Но что делать, если возникает барьер коммуникации? Как научиться общаться с людьми?

Причину, по которой человек не может начать разговор, называют барьером. Почему же он возникает?

  • Во-первых, барьером может выступать неумение человека и отсутствие у него желания слушать своего собеседника. Он пытается начать свою речь тогда, когда оппонент еще говорит. Без умения слушать у человека не получится достичь успехов в тех областях жизни, где главным звеном для достижения положительного результата выступает общение с людьми. Ведь когда собеседник постоянно пытается перебивать, вставляя какую-то свою мысль, это очень сильно сбивает и раздражает.

Отсутствие же желания слушать – это немного другая проблема. В этом случае оппонент не перебивает, а просто показывает свое полное безразличие к разговору. Причиной этому может стать то, что человеку не интересна тема беседы или у него уже есть мнение по поводу обсуждаемой проблемы, и он не собирается его менять.

При этом необходимо помнить о том, что собеседник может сделать вид, что ему интересно. В результате получится, что человек зря теряет время на данный разговор. Можно проверить, слушает ли речь оппонент. Для этого нужно просто задать вопрос: «А что Вы думаете по поводу этого?». Если человек не слышал последнее из сказанного, то он не сможет выразить свое мнение.

  • Во-вторых, барьер может выступать в качестве неспособности продемонстрировать, что человек реально заинтересован обсуждаемой проблемой. Намного легче идет беседа, когда всем ее участникам нравится тема разговора. Однако, если собеседник просто показывает заинтересованность, не имея ее на самом деле, то общение не будет иметь смысла. Но часто страх обидеть человека заставляет молчать о своем безразличии к данной теме разговора.
  • В-третьих, барьером может быть отсутствие желания понять чувства своего собеседника. Нередко происходит так, что человек начинает общение, не обратив внимание на настроение оппонента либо на то, какие чувства у него вызывает именно эта тема. А это очень важный момент в коммуникации.
  • В-четвертых, говорить с людьми мешает страх открыться перед ними. Обычно это в полной мере проявляется, когда люди только познакомились. Не каждый человек готов открыть свою душу другому, ведь для этого необходимо быть уверенным в нем и полностью ему доверять. Хотя некоторые люди могут при первой же встрече рассказать о себе все, что тоже не желательно. Необходимо осторожно рассказывать о себе, выбирая, что стоит поведать, а о чем лучше промолчать.
  • В-пятых, мешать началу разговора может то, что у людей часто бывает слишком разный уровень развития и образования. Проще всего взаимодействуют между собой люди, которые имеют практически одинаковый интеллектуальный уровень. Если у собеседника он высокий, то оппонент старается как-то ему угодить, взять с него пример, приобрести какой-то навык.

Хуже всего, когда у одного человека уровень интеллекта ниже, чем у другого. Тогда интерес к разговору будет минимальным, будет отсутствовать желание поддерживать его. Но даже из такой закономерности бывают исключения.
К примеру, если собеседник весь день занимался умственной деятельностью, то ему вряд ли захочется разговаривать на серьезные тематики. Тогда он может с легкостью поддержать любой непринужденный разговор, пусть даже самый пустяковый. Поэтому в этом случае интеллектуальный уровень оппонента не сыграет никакой роли.

Психология общения с людьми

Психология общения с людьми строится на некоторых правилах. Лучше всего сформировать их сумел известный психолог и писатель Дейл Карнеги. У него в арсенале имеются отличные и всем известные книги об общении, которые были написаны еще в 1930-40-х годах. На данный момент они остались такими же актуальными.

  1. Важно по-настоящему интересоваться другими людьми. Ведь каждый человек считает, что он уникален, поэтому желает быть интересным обществу. Обычно собеседник охотнее вступает в разговор с тем оппонентом, который больше всего проявляет к нему интерес. При этом малое значение уделяется тому, что именно он говорит.
  2. Необходимо всегда улыбаться. Улыбка – это тот инструмент, который помогает расположить к себе собеседника. Она демонстрирует удовольствие от общения.
  3. Не стоит забывать про имя оппонента, ведь это самое приятное слово для любого человека. В процессе разговора нужно называть собеседника. Имя выражает индивидуальность, поэтому многим людям не нравится, когда кто-то неправильно его называет.
  4. Очень важно слушать человека. Этим умением оппонент показывает свое внимание, интерес к беседе. К сожалению, далеко не все люди умеют слушать, пытаясь быстрее вклиниться в разговор, высказав свою точку зрения. Необходимо внимательно слушать собеседника, задавать ему вопросы, проявлять свои эмоции, когда это уместно. Если же еще запомнить какую-то удачную фразу оппонента, а потом высказать ее в процессе разговора, то ему будет вдвойне приятно и не возникнет сомнений по поводу того, был ли он услышан.
  5. Разговор должен быть построен на том, что интересует обоих участников дискуссии. Хорошо, если человек может определить или уже знает тему, которая точно не будет безразлична собеседнику. Это отлично поможет расположить человека к себе.
  6. Всегда нужно показывать человеку, что он значим. При этом делать это необходимо исключительно искренне. Это очень сложный момент в области психологии общения. Оппонент всегда может почувствовать фальшивую заинтересованность в нем, наигранное восхищение. Даже если люди предпочитают лесть, он все равно могут ощутить некий дискомфорт. Поэтому следует находить в человеке те стороны, которые на самом деле кажутся неповторимыми и лучшими, и хвалить его за них.

Люди, которые отличаются замкнутостью, сталкиваются с невозможностью переступить через себя для произнесения какой-либо фразы, чтобы поддержать разговор. Но этот навык необходим каждому человеку также сильно как умение писать и читать. Психологи создали некоторые рекомендации, как научиться общаться с людьми.

Хорошо можно потренироваться на неодушевленных предметах. Можно просто поговорить со своей мебелью, например, рассказать своему письменному столу, как отлично прошел сегодняшний день и какие интересные события происходили.

Специалисты утверждают, что такое упражнение на самом деле позволяет научиться правильно общаться с людьми, выражать свои мысли, логично выстраивать предложения, тренировать свою мимику и жестикуляцию. Однако, для многих людей такая затея кажется бредовой. В любом случае можно сменить мебель на домашнего питомца. Например, собачка всегда будет преданно выслушивать все рассказы своего хозяина.

Другим упражнением является похвала. Когда человек вступает в разговор, ему надо стараться всегда делать комплименты своим собеседникам, выделять их особые качества и умения. Многие стесняются выражать свои чувства, но все прекрасно знают, что люди любят, когда их хвалят.

При этом важно учитывать то, что добрые слова должны быть искренними, исходить от сердца. Не стоит специально льстить, это может быть заметно.

Самым лучшим видом упражнения, как правильно общаться с окружающими людьми, является непосредственное общение со случайными оппонентами. Необходимо поставить себе цель каждый день вступать в разговор с незнакомцем. К примеру, придя в магазин за продуктами, можно поговорить с продавцом о качестве того или иного продукта.

Или когда нужно найти определенный адрес, можно спрашивать у случайных прохожих, как пройти к нему. Также заходя в помещение, можно приветливо поздороваться с консьержкой, спросить о ее настроении, поговорить о погоде и так далее. Беседуя с незнакомцами, важно всегда улыбаться. Это располагает людей друг к другу.

Мимика и жестикуляция в общении

Научиться правильно говорить с людьми – это еще не все. Необходимо приобрести навык верной жестикуляции и мимики. Иногда язык тела говорит больше чем сами слова. Когда собеседник говорит, окружающие люди оценивают не только речь, но и расположение, движение рук, ног, головы, глаз.

Для того чтобы люди слушали речь, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Важно научиться правильно смотреть на собеседника. Иногда у человека бывает такой взгляд, что у другого застревает ком в горле и он боится что-либо сказать. Поэтому необходимо смотреть на оппонента открыто, отводить глаза, постоянно показывать свою заинтересованность в нем. В зависимости от того, на какую тему происходит беседа, взгляд может быть разным. Не стоит смотреть «глаза в глаза», это создает дополнительное напряжение при общении. Если ваш собеседник пытается смотреть вам прямо в глаза, вы можете смотреть в их сторону, но не фокусируя свой взгляд на них. Смотрите как бы сквозь лицо человека.
  • Необходимо следить за своей мимикой и мимикой своего собеседника. Человек всегда выражает на своем лице какие-либо эмоции. Можно научиться распознавать по мимике настроение партнера, а также самим выражать чувства с помощью нее.
  • Нужно уметь определять настрой человека по жестикуляции. Если человек скрещивает ноги, прижимает к себе папку, прячет руки в карманах, то можно с уверенностью сказать, что он пытается отгородиться. Тогда беседа вряд ли получится открытой и интересной с первых минут.

Поза должна быть открытой, жесты плавными и медленными, ладони раскрытыми. Это будет говорить о том, что человек спокоен и готов к разговору. Некоторые люди, которые умело пользуются психологическими приемами, часто применяют метод «отзеркаливания». Он заключается в том, чтобы спустя маленький промежуток времени повторить жестикуляцию или позу партнера. Такой прием позволяет людям лучше раскрыться.

Общение с окружающими людьми является неотъемлемой частью жизни человека. Без этого невозможно развитие личности. Для приобретения навыка общения следует постоянно практиковать его. Чем больше человек будет разговаривать с людьми, тем быстрее он лишится всех сковывающих барьеров, которые были на его пути.

Тот, кто может быть счастливым в одиночестве, является настоящей личностью. Если твое счастье зависит от других, то ты раб, ты не свободен, ты в кабале

Ошо

Часто ли вы задумываетесь о том, что было бы, если бы не было окружающих вас людей? Что было бы, если мир вдруг поменялся, а вокруг никого?

Да, человек – социальное существо. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми. Это всем известно, ведь иначе не бывает. Все мы знаем различные примеры, как человек рос без людей, в стаях волков, с собаками и все в этом духе. Что было итогом такой жизни? Ну, этих людей сложно назвать людьми, они были приспособлены к другой жизни. Конечно, это очевидный пример того, что человек не может развиваться без общества. И все мы в обществе так и считаем, что человек не может прожить без человека. Да, нам надо взаимодействовать, общаться, делиться чем-то с другими, чтобы прожить хотя бы один простой день. Человек становится личностью благодаря обществу вокруг него.

Но, действительно, если задуматься, неужели невозможно прожить и дня без общения?

Я не говорю о том, что человек может с рождения жить без общества. Младенец только развивается, он должен осознать, что он человек, но со временем младенец вырастет, сформируется индивидуальность.

Так, неужели это индивидуальность не способна жить одна, без общества?

Не задумывались ли вы о том, что многие не все люди любят находиться в обществе? Да, существуют болезни, такие, как аутизм, которые не позволяют человеку полноценно общаться с окружающими людьми. Но ведь есть и люди, которые сами не хотят быть в обществе людей, которые им кажутся неприятными. Люди, которые предпочтут посидеть лишний раз у себя в квартире, читая книгу, например, нежели пойти в общественное место, где всегда много людей. Таких людей принято называть интровертами. Они не боятся общества, они предпочитают быть без него, общаясь с внутренним «я». Это не значит, что эти люди не способны выжить в мире, если они могут сутками не общаться ни с кем.

Мы живем в постиндустриальном мире, мире технологий, где каждый день появляются новые машины, способные заменить людей, как рабочая сила, но не только. В нашем современном мире трудно найти человека, который не слышал о новых технологиях и интернете. В «мире интернета» можно не только искать ответы на определенные вопросы, покупать вещи, сейчас там возможно найти работу и общаться с людьми, даже не зная их имен. Можно ли назвать это общением с человеком, когда ты не видишь его и не знаешь совершенно? Скорее всего, да. Как – никак, это все же общение. Но есть люди, которые даже в «мире анонимности» не могут общаться, как и не могут общаться в реальном мире. Они избегают встреч с людьми, возможных разговоров.

Сказать, что это им не нравится, будет неправильно. Ведь многие наслаждаются этим миром, созданным вокруг себя, они больше не хотят никого туда впускать. Многие назовут это социофобией, но я так не считаю. Людям иногда стоит отдохнуть от себе подобных. Есть те, кто живет безвылазно в «мире интернета», они не общаются с другими, они просто постоянно что-то ищут, смотрят, слушают. Они не нуждаются в общении с новыми людьми, в прогулках, друзьях, ибо их уже все устраивает. Не выходя из дома, они не чувствуют себя несчастными, так как их устраивает такая жизнь. Я не могу осуждать таких людей, это их мир, который им дорог.

Не думаю, что одиночество – ужасное состояние человека. Нужно быть независимым от других людей человеком. Не факт, что каждый раз, когда вы падаете, кто-то поднимет вас, протянув руку помощи. Действительно, лишь в одиночестве можно почувствовать себя свободным, потому что ты не зависишь ни от кого, что является счастьем.

Все же, все мы прекрасно знаем, что развитие личности, индивидуальности, невозможно без взаимодействия с обществом. Но это не значит, что человек не может жить без общения, жить одиночеством, в своем мире. Каждый сам создает свой мир, и лишь он вправе решать, какой этот мир будет, и кто будет в этом мире.

Общение - это процесс взаимодействия между людьми. Оно представляет собой особую деятельность, которая направлена на установление контакта. При этом данный контакт может иметь место как между отдельными индивидами, так и быть межгрупповым. Современный человек не может обходиться без общения ни в одной жизненной сфере. Это не зависит от того, любит он шумные компании или нет, является по своему складу характера интровертом или экстравертом.

Главные функции

Ответ на вопрос о том, зачем человеку общение, подскажет история первобытного общества. Ведь именно благодаря коммуникации древних людей, которая производилась путем жестов и отдельных звуков, возникли названия предметов, а затем и речь, письменность. Благодаря взаимодействию между людьми возник социум, начали устанавливаться различные правила поведения. Роль общения в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает обмениваться информацией, понимать друг друга, является той отличительной чертой, которая делает нас людьми.

Изучение особенностей человека разумного дает ответ на вопрос о том, зачем человеку общение. Краткий ответ - для обмена информацией. Несмотря на то, что коммуникация существует и в мире природы, у человека она обретает совершенно особую форму. Общение помогает людям развиваться духовно, создавать культурные ценности. Этим не может похвастаться ни одно животное.

Коммуникация - основа деятельности

Отвечая на вопрос о том, зачем человеку общение, нужно отметить, что потребность в нем людей определяется их повседневной жизнью. Нам постоянно приходится находиться в обществе, будь то семья или рабочий коллектив, школьный класс или пассажиры в автобусе. Общение выступает как регулятор деятельности во время взаимодействия людей. Это хорошо понимал Дж. Рокфеллер, который считал умение успешно выстраивать коммуникацию таким же дорогим товаром, как кофе или сахар. Банкир говорил о том, что был готов платить за этот навык больше, чем за какой-либо другой товар.

К чему приводит воспитание вне социума

Если бы человек рос без общения, он никогда не мог бы превратиться в полноценную личность, стать цивилизованным. Человеком он был бы только внешне. Это доказывает большое количество случаев воспитания так называемых детей-маугли. Самое большое их количество было зарегистрировано в Индии. В период с 1843 по 1933 год таких случаев было зафиксировано 15. Один из них - Дина Саничар, живший среди волков. Его вернули в человеческое общество, научили ходить (до этого он очень быстро передвигался на четвереньках), использовать посуду, одеваться. Однако говорить его так и не смогли заставить. Подобных случаев немало. Одичавших детей находят среди обезьян, волков, леопардов, панд. Их общие признаки - нарушения речи или же полная неспособность говорить, боязнь людей, неумение пользоваться столовыми принадлежностями. Это показывает, зачем человеку общение, каковы его основные функции в отношении формирования психики.

Нередко психологи отмечают, что тот человек, который достаточно много времени провел с животными, идентифицирует себя с «собратьями». Например, девушка в возрасте 18-ти лет, которую раньше воспитывали собаки, сумела научиться говорить. Однако она по-прежнему утверждала, что она - собака. Подобные истории также дают ясно понять, зачем человеку общение.

Обретение опыта

В процессе коммуникации с одними людьми, деловой беседы с другими и конфликта с третьими происходит развитие личности. Человек проявляет себя там, где это нужно, приобретает ценный жизненный опыт. Постепенно он усваивает необходимые модели поведения, учится правильно реагировать на обстоятельства и ситуации.

Школьникам поручают дать ответ на вопрос, зачем человеку общение, в 6 классе. В этом возрасте учащиеся могут понимать, что недостаточно только реакции индивида на различные ситуации, возникающие при коммуникации. По сути, когда человек вступает в общение, он проводит эксперимент, каким образом разные люди будут реагировать на одни и те же его слова или поведенческие акты. В результате к нему приходит опыт. Делая выводы, человек постепенно становится мудрым. Понимая причины, движущие поведением людей, он выбирает верную стратегию своего поведения. Его действия уже диктуются не одними лишь эмоциями. Ведь в одном случае партнер по общению заслуживает строгого слова, резкости, а в другом - милосердия и сострадания.

Удовлетворение одной из базовых потребностей

Основной предмет, в рамках изучения которого школьнику может пригодиться ответ на вопрос "зачем человеку общение" - обществознание. В процессе подготовки к данному уроку учащийся может отметить, что у каждого человека имеется потребность во взаимодействии с другими людьми. Человек по своей природе представляет собой социальное существо. Другие люди ему нужны так же остро, как кров или пища. Двое могут часами обсуждать какие-то повседневные вещи, причем через некоторое время никто и не вспомнит, что же было темой разговора. Ведь глубинной целью этой беседы было не обсуждение платья коллеги или курса доллара, а удовлетворение потребности в общении. С помощью коммуникации с себе подобным человек получает возможность регулировать свое эмоциональное состояние. Психологи утверждают, что общение представляет собой один из важнейших факторов, оказывающих влияние на психику. Весь спектр человеческих эмоций от любви до ненависти также возникает в процессе общения друг с другом.

Воздействие на других

Зачем человеку нужно общение в повседневной жизни? Одной из его целей является воздействие на других людей. Вряд ли можно отыскать хотя бы одного человека, который не пытался бы каким-либо образом повлиять на своего ближнего. Это необязательно должно проявляться в проповеди религиозного учения или в политической пропаганде. Каждый из нас может убеждать своих друзей или родственников в том, что тот или иной фильм недостоин просмотра, что такой-то ресторан стоит обязательно посетить, что лучшим местом отдыха является природа. Собеседование по поводу работы также представляет собой коммуникацию. Ее цель - убедить менеджера в том, что кандидат действительно достоин занимать ту или иную должность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общение - это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми. общение искусство внимание эмпатия

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.

2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.

3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с

********Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение -- связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности -- в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

· передача информации

· восприятие друг друга

· взаимооценка партнерами друг друга

· взаимовлияние партнеров

· взаимодействие партнеров

· управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

· коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

· информационная (обмен информацией между людьми)

· когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

· эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

· конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

· креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

· инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

· синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

· самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

· трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

· экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

· социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)

· социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны : коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

· сигналы непосредственно от другого человека;

· сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

· информация об итогах деятельности;

· информация от внутреннего опыта;

· информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии : избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

· прием “нейтральной фразы ”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

· прием “завлечения ” -- говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

· прием установления зрительного контакта -- пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания -- приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов -- шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов -- вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания -- приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка -- это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель -- это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго -- состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго -- состояний как “ребенок -- ребенок”, “взрослый -- взрослый”, “родитель -- ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго -- состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название -- фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то -- нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности .

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт -- нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия . Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, -- это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык -- это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

· интенциональные -- специально производимые для передачи информации

· неинтенциональные -- непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия -- это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение -- это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение -- это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение -- это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение -- аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание -- при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Виды и уровни общения

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

· “Контакт масок ” -- формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

· Примитивное общение -- когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает -- отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

· Формально -- ролевое общение -- это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

· Духовное , межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

· Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

· Светское общение -- его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения -- манипуляция и актуализация. Манипуляция -- это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация -- это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

· Уровень манипуляции.

· Уровень “рефлексивной игры ” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

· Уровень правового общения . Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

· Уровень нравственного общения . На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” -- уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен -- несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы -- это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа -- каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения -- в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой -- для общения в незнакомой компании.

Игры -- это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость -- это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие общения и его роль в жизни пожилого человека. Планирование досуга и отдыха у лиц преклонного возраста. Отклонения в формировании мотивации общения одиноких людей. Мероприятия, проводимые для людей старшего поколения в условиях социальных центров.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2016

    Рассмотрение характерных черт стиля жизни и поведения пожилых и престарелых людей: гипертрофированность событий, своеобразное ощущение времени, воспоминания о молодости. Необходимость частого общения с пожилими людьми и способы повышения их самооценки.

    презентация , добавлен 26.12.2013

    Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Роль общения в профессиональной деятельности социального работника, его коммуникативные компоненты, виды, различные аспекты и специфика. Общение в процессе консультирования.

    реферат , добавлен 02.08.2010

    Особенности межличностного общения. Специфика общения в социальных сетях. Анализ общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны. Классификация типов общения. Типы отношения к окружающим. Личностные качества по тесту Кеттела.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Философская трактовка повседневной жизни человека как реальности, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость. Анализ динамики процесса обмена эмоциями и реакциями на выражение этих эмоций в ходе межличностного общения.

    эссе , добавлен 30.05.2016

    Язык как основное средство коммуникации современного города. Факторы, влияющие на формирование речи жителей мегаполиса. Анализ влияния урбанизации на специфику городского общения. Роль массовых информационных коммуникаций в жизни современного города.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Отличительные черты реального и виртуального общения. Особенности и основные способы общения в Интернете: электронная почта, форумы (ICQ), чаты, социальные сети. Анализ мнения современной молодежи по поводу вреда или пользы общения подростков в Интернете.

    презентация , добавлен 13.05.2013

    Влияние социальных сетей на человека. Замещение и вытеснение живого общения. Образовательное и интеллектуальное развитие детей. Процессы самоорганизации социальной системы. Социальные сети как инструмент общения и организации людей в современном мире.

    статья , добавлен 09.04.2015

    Понятие урбанизации, ее роль в жизни общества. Гуманистический подход к трактовке социализации. Уровни, темпы и перспективы урбанизации. Понятие социализации. Город как мезокомпонент среды социализации человека. Уровневый анализ факторов социализации.

    реферат , добавлен 10.10.2008

    Значение публичных библиотек в жизни современного общества. Социальный статус человека в старости. Роль библиотеки в жизни пожилых граждан. Основные услуги публичных библиотек. Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение.

Человек вырастает в обществе. Встречаясь с людьми он общается. Общение это бесценный дар, который дают нам люди.

Человек не может жить среди животных. Мы знаем не один случай, когда младенца оставшегося без родителей выращивают животные. И если такой ребенок попадет к людям

в возрасте от 5 до семи лет, уже человеком он стать никогда не сможет. А проживет только 15 – 20 лет.

Мы развиваемся по настоящему только среди людей. Чаще всего люди считают, что общение нам дается только для достижения чего-либо. Они просто не задумываются о том, что общаясь развивается душа, разум. И только среди людей человек развивается как личность. Тесно общаясь с людьми мы учимся, изучаем себя.

Оно дает нам возможность наблюдать за собой. Общаясь происходит энергообмен. Только находясь среди людей мы растем духовно.

Что дает человеку общение?Истинное лицо человека можно увидеть только в экстремальных ситуациях. И только в экстремальных ситуациях можем оценить человека по достоинству и увидеть чего он стоит. И как бы не было жаль, но это так. Обычно люди одевают множество масок. Когда человек остается один на один сам с собой, он снимает маски. И оставаясь наедине с собой, настраивается на самые лучшие позитивные вибрации любви и покоя. Но как только он выходит на улицу, и общается с людьми, то моментально настраивается на негативную волну. Становится не тем, кем является на самом деле.

Чтобы по-настоящему понять истинну оставаясь наедине с собой, человек должен сначала выростить в себе внутреннюю силу, с которой можно открыть чудесное понимание мира и себя. Но эту внутреннюю силу он обретает только проходя через жизненные уроки, невзгоды. Очень жаль. Но другого пути нам не дано.

Можете ли вы представить себе как какой-нибудь мудрец, попав в какую-нибудь не приятную ему ситуацию мог возмущаться или громко ругаться. Конечно же нет. Зато каждому из нас приходилось встречать людей, которые в общении с разными людьми меняют свои маски. Например один и тот же человек, общаясь с человеком от которого он зависит, будет делать все что угодно лижбы угодить ему. И наоборот, общаясь с человеком, который зависит от него – покажет волчий оскал.

Что он при этом чувствует, что он силен, его внутренний дух сильный. Он будет гордится и хвастаться собой. Что умеет манипулировать людьми, их душами. Но на самом деле, такой человек становится просто жалким. Он не понимает Мир, никому не доверяет. Он ни кого не любит. У него страх перед Миром, и поэтому таким своим поведением он защищает себя. Общаясь с людьми мы обмениваемся энергией. А такой человек просто еще не готов к общению - энергообмену. Целью которого является - собственный духовный рост.

Повстречали вы нищего с протянутой рукой или случайного прохожего, которому вежливо объяснили как пройти. Нищий произвел на вас очень сильное впечатление. И в вашей голове крутятся у него нету жилья, голодное состояние. Может быть вы посочувствуете и дадите ему монету. Нищий давно вас забудет, а его образ не оставит вас. Он все еще тревожит вас. Значит надо задуматься о чем он говорит вам Может быть о том. Что не цените того, что имеете А может быть о том, что слишком думаете о деньгах А может быть о том, что есть люди, которые играют на вашем сочувствии

Это все ваши кармические встречи. Которые подсказывает вам судьба. Просто их нужно правильно понять. И если вы осознали причину вашего состояния, то станете внутренне сильнее. Вы отработаете свою карму, увеличите силу своей души. Если не поймете, то будут другие подсказки. И видимо более жесткие!