Выступление «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве Инклюзивное обучение логопеда в школе

Работа учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве школы

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, необходимо выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей.

Цель логопедической работы - формирование речевых навыков, необходимых для коммуникации и социализации каждого ребенка.

Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, внутренней речи, участвующих в интеллектуальном развитии личности.

Работа ведется по направлениям: диагностическое,коррекционно-развивающее,консультативное.

В начале учебного года диагностику начинаю с изучения документации, полученной от специалистов ДОУ, справок с ПМПК, медицинских карт характеризующей актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка. Это позволяет иметь целостную картину о каждом ребенке и подобрать индивидуальную программу и подход к ребенку. Также смотрю диагностические данные дефектолога и психолога школы. Составляю речевую карту на каждого ребенка.

C каждой группой детей с ОВЗ логопедическая работа строится с учетом особенностей каждого ребенка, насколько ребенок способен выполнить то или иное задание

В группе детей с ОНР проводится работа над фонематическими процессами, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя, словарного запаса. Пути их реализации через игровые приемы,игры на координацию движения с речью, сказка, настольные игры.

Задания даются разных уровней сложности. С детьми,у которых уже сформировались навыки чтения и письма- работаю на уровне слов, предложений, звуко-буквенного анализа и синтеза.У кого этот процесс не сформировался, на эту же тему обводят буквы, штриховка. вырабатывают навыки написания этих букв.

С группой детей,с нарушением чтения и письма,на фоне несформированности фонематических процессов работа проводится над звукобуквенным анализом и синтезом, слухового внимания., При оптической дисграфии- коррекция пространственного восприятия, зрительного гнозиса.

Логопедические занятия часто носят комбинированный характер, поскольку длительно удерживать внимание и быть состредоточенным на выполнении определённого задания или упражнения таким детям очень тяжело.

По мере формирования психических и речевых процессов постепенно усложняю задания. У каждого ребенка развитие этих процессов проходит у кого быстрее, у кого медленнее - здесь очень важен индивидуальный подход.

Результаты занятий - подведение итогов занятия детьми, которые активно выражали желание участвовать в игре, рассуждать, побуждать друг друга к диалогу.

Количество занятий состоит из двух групповых (по 20–25 мин) и 3 индивидуальных (по 15 мин). Школа полного дня дает возможность проводить занятия систематически, брать детей дополнительно на индивидуальные занятия в отличие от системы - назначать время и проводить занятия после уроков. Если ребенок не справился с заданием в группе, то с ним занимаюсь дополнительно и уже индивидуально разбираем с ним задание.

Коррекционная работа проходит в тесном контакте с психологом и дефектологом. Взаимодействуя с психологом, в занятия включаются психогимнастики, упражнения на релаксацию, мимические упражнения, проводим интегрированные занятия. Цель этих занятий - формирование речевых навыков, звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие связной речи. Основной ролью психолога является снятие психологического зажима, включение детей в развивающий процесс. Данные занятия для них интересны, увлекательны, являются хорошей мотивацией для дальнейшей работы. Этот направление интеграции занятий специалистов позволяет развивать ребенка в комплексе. Что является наиболее эффективным. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Взаимодействие с дефектологом ведется в виде консультативной деятельности. Это дает возможность опираться в логопедической работе на сохранные компоненты умственной деятельности каждого ребенка индивидуально.

Взаимодействие с родителями и учителями также немаловажно в работе логопеда. Проводится анкетирование родителей, индивидуальные беседы. На консультациях родителям и учителям даются диагностические данные, рекомендации по коррекции речевых процессов вне логопедических занятий.

Диагностика проводится по результатам работы с определением дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов или коррекции нынешнего. После выпуска детей с логопункта продолжается наблюдение за этими детьми,периодически смотрятся входные диктанты. Учителям и родителям даются рекомендации по контролю за этими детьми.

Общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся учеников и детей с ОВ3), признание ценности их различий и способнос­ти к обучению, которое, в свою очередь, ведется наи­более подходящим способом для каждого ребенка.

Рассматривая процесс инклюзии, можно выделить следующие его основные принципы:

Всестороннее планирование инклюзии и распростра­нение ее философии на все стороны жизни школы;

Включение в процесс создания инклюзивной шко­лы учителей, администрации школы, родителей, активное взаимодействие субъектов образователь­ного процесса;

Формирование адекватного отношения работников школы (включая обслуживающий персонал) и уче­ников к учащимся с ограниченными возможнос­тями здоровья;

Обучение всего персонала школы стратегиям рабо­ты в рамках инклюзивного образования.

Педагоги и администрация образовательного учреждения, при­нявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между все­ми участниками образовательного процесса, где цен­тральной фигурой является ребенок. Подобное сотруд­ничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направ­лено на выявление индивидуальных особенностей уча­щегося и их учет в процессе обучения и воспитания.

Результатами тесного контакта между специалис­тами может быть появление следующих моментов:


Выделение положительных особенностей учащегося; - определение методов взаи­модействия с учащимся;

Выявление ближайших пер­спектив развития детей;

Фиксация навыков, приоб­ретенных школьниками за конкретный период;

Соотношение поставленных целей с результатами дос­тижений.

Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способ­ствовать накоплению инфор­мационной базы для обеспе­чения возможности проведе­ния качественного анализа результатов коррекционно-об­разовательного процесса.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образо­вания имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к кор­рекционной работе, учитель-ло­гопед, как и в случае с обыч­ными учениками, должен пу­тем тщательного специального обследования выяснить харак­тер нарушения речевой дея­тельности с учетом специфичес­ких особенностей учащегося и его потенциальных возможно­стей.

Наряду с этим, особенно важ­но получение информации от специалистов ДОУ, характери­зующей актуальный уровень развития и потенциальные воз­можности ребенка. Тесный кон­такт между специалистами ДОУ и школы позволяет осуществить преемственность в ре­ализации принципов и техно­логий психолого-педагогическо­го сопровождения, применения обучающих и развивающих про­грамм, предназначенных как для обычных, так и для «осо­бых» детей. Важно, чтобы пе­дагоги и учитель-логопед име­ли возможность познакомиться со своими предполагаемыми учениками и особенностями их развития, наблюдать за ними в ходе занятий в дошкольном уч­реждении, продумать и соста­вить вместе со специалистами ДОУ дальнейший план инди­видуальной работы с такими учениками. В целом, знаком­ство педагогов и детей до по­ступления в школу - залог ус­пешности всего образовательно­го процесса.

Немаловажны анализ ситу­ации обучения и развития «особого» ребенка учителем-­логопедом совместно с учите­лями школы, выработка стра­тегии и мер по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особы­ми образовательными потреб­ностями.

Подготовка к коррекцион­ным занятиям также облада­ет своей спецификой. Учи­тель-логопед делает акцент на подборе речевого материала, в основе которого лежит развитие терпимости, милосердия, взаимопонимания , а также положительный опыт нахож­дения своего места в обществе людей с ОВ3.

Так, например, на этапе работы над связной речью можно использовать сказку по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик», в ко­торой волшебный цветок ис­полняет любые желания: шесть лепестков маленькая девочка Женя потратила на минутные и, в целом, беспо­лезные желания, пока не сде­лала доброе дело - вылечила больного мальчика.

В настоящее время введе­ние в программу обучения компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Информацион­ные технологии позволяют поддержать мотивацию ребен­ка, заинтересовать его в полу­чении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его со­циуме.

Поскольку дети с ОВ3 ов­ладевают грамотой значитель­но труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. Например, применение раз­личного рода компьютерных обучающих игр дает возмож­ность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью, а использование текстовых ре­дакторов исключает утоми­тельное переписывание, воз­никает возможность быстро и без следа устранить допущен­ные ошибки, получить, в ко­нечном счете, безупречную и достойную похвалы работу.


При работе с клавиатурой у детей развивается простран­ственная ориентировка, а для успешной работы учащимся приходится внимательно слу­шать и выполнять инструкции педагога, что развивает слухо­вое восприятие и память. При работе у учащихся совершенствуются функции концентра­ции и распределения внима­ния.

Включение в процесс кор­рекции компьютерных про­грамм позволяет стимулиро­вать интерес детей к обучению путем организации их само­стоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем. Решение поставленных проблем ведет к появлению новых зна­ний и умений, укреплению межпредметных связей, а также формирует у школьников интерес к учению, акти­визирует их, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку.

Решение задач инклюзив­ного обучения детей со спе­циальными образовательными потребностями невозможно без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед, сотрудничая с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприя­тий осуществляет анкетирова­ние родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе это­го про водит просветительскую работу по формированию адек­ватного понимания инвалид­ности, развитию навыков то­лерантности. Формами вклю­чения родителей могут быть индивидуальные консульта­ции, мастер-классы и семина­ры. Роль родителей в качестве равных партнеров в образова­тельном процессе предполага­ет также издание специаль­ных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома. Ро­дители могут принимать уча­стие в групповых, и, в отдель­ных случаях, индивидуаль­ных занятиях, расширяя запас педагогических компе­тенций, отмечая динамику в развитии ребенка .

Также свою работу учитель­-логопед строит таким образом, чтобы результаты деятельности детей с ОВ3 были инте­ресны и доступны для бли­жайшего окружения. Это мо­гут быть создание выставок творческих работ, помощь по изготовлению пособий и мно­гое другое.

В конце каждого полугодия рационально составлять пись­менный отчет об «особом» ре­бенке, в котором соотносятся поставленные педагогом цели с результатами достижений ученика. Письменный отчет ­это своего рода содержательная оценка результата совместной деятельности ребенка, учите­ля, учителя-логопеда, педаго­га-психолога и родителей. Главное в отчете - выявить индивидуальные положитель­ные особенности в каждом ученике, зафиксировать его успехи, приобретенные за оп­ределенное время, наметить возможные ближайшие перс­пективы совершенствования приобретенных знаний, уме­ний и навыков.

Подобный от­чет - своего рода показатель оптимистического отношения педагога к каждому отдельно­му ученику, способствующий его самоутверждению, стиму­лирующий его к дальнейше­му развитию и обучению.

С целью повышения про­фессиональной компетентнос­ти учителя-логопеда в русле инклюзивного образования необходимо проведение тре­нингов, междисциплинарных консилиумов среди узких специалистов, стажировок, ма­стер-классов, открытых ме­роприятий.

Таким образом, создание условий для полноценного вос­питания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоя­нию и здоровью, является ус­ловием успешной реализации инклюзии - одного из реша­ющих и эффективных меха­низмов построения общества для всех и каждого конкрет­ного человека.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Васицева С.А, ст. преподаватель кафедры специального образования и социальной педагогики

2 Учитель-логопед это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями. ФИО автора, должность 2

3 ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ-ЛОГОПЕДУ направления деятельности: дифференциальная логопедическая диагностика, разработка индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработка методов и приемов коррекционнологопедической работы, работа с родителями детей с речевой патологией, профилактические мероприятия ФИО автора, должность 3

4 ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, необходимо выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей.. ФИО автора, должность 4

5 ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы формирование речевых навыков, необходимых для коммуникации и социализации каждого ребенка ФИО автора, должность 5

6 ЗАДАЧИ: 1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза). 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития. 4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла). ФИО автора, должность 6

7 ЗАДАЧИ: 5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала. 6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы. 7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. 8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. ФИО автора, должность 7

8 ЗАДАЧИ: 9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором) проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений. 10. Консультативная работа по формированию психологопедагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционноразвивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику 11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения ФИО автора, должность 8

9 Коррекционно-педагогическая деятельность учителялогопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации. ФИО автора, должность 9

10 ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Основная задача занятий максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, внутренней речи, участвующих в интеллектуальном развитии личности.. ФИО автора, должность 10

11 В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВХОДИТ: диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская профилактическая работа. ФИО автора, должность 11

13 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ Углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий. ФИО автора, должность 13

14 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты: выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ ФИО автора, должность 14

15 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В разработке индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы: речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения. принимает участие в школьных методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе ОО, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы. ФИО автора, должность 15

16 КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ВКЛЮЧАЕТ: индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей; консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ. ФИО автора, должность 16

17 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ: в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников. ФИО автора, должность 17

18 По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательной школы, на базе которой должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь ФИО автора, должность 18

19 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ Речевые расстройства. В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальной школы V-го вида для детей с тяжелыми нарушениями речи: алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием ФИО автора, должность 19

20 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (функциональная; механическая) Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата Брадилалия патологически замедленный темп речи Тахилалия патологически ускоренный темп речи. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием нарушение темпа речи Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка ФИО автора, должность 20

21 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна. Ринолалия закрытая расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора. Ринолалия открытая патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки. Ринолалия смешанная. ФИО автора, должность 21

22 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых, наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией. ФИО автора, должность 22

23 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Алалия отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя. Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития. Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении). ФИО автора, должность 23

24 КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий. Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма. ФИО автора, должность 24

26 Спасибо за внимание! Васицева Светлана Адольфовна, ст. преподаватель 26


Учебная дисциплина «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ» Составитель: Сапогова Ольга Леонидовна, старший преподаватель кафедры логопедии Института инклюзивного образования БГПУ Классификация речевых нарушений (по Р.Е. Левиной)

Содержание программного материала для собеседования 1. Теоретические и методологические основы логопедии. Предмет, цель, задачи логопедии. Принципы и методы логопедии. Структура логопедии (дошкольная,

ОГКУ «Костромской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Составила учитель-логопед Полтавская О. А. Почему надо

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа

1.2. Логопедическое сопровождение является необходимым составляющим компонентом психолого- социально педагогического сопровождения и системы образования, обеспечивающий развитие личностного, интеллектуального

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СП и СП 2. Направление подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое)

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 «Светлячок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Подготовила: ст. воспитатель Фомичева

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ по оказанию ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в МБОУ «СОШ 2» п.г.т. Уренгой Одним из направлений образовательной деятельности МБОУ

Общий годовой план коррекционно методической работы учителя логопеда на 2016-2017 учебный год Учитель логопед высшей квалификационной категории Гайбарян Анна Владимировна С. Чалтырь Пояснительная записка

Согласовано на заседании ПС Протокол от 20_ г Утверждено приказом директора ГБОУ Школа 996 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации психолого-логопедической службы в ГБОУ Школа 996 1. Общие положения. 1.1. Настоящее

ПРИНЯТО Педагогическим Советом 5 МАОУ СОШ 9 г.холмска от «16» декабря 2016г. УТВЕРЖДЕНО И.о. директора школы О.И. Миляевой Приказ от 29.12.2016. 480 Положение о логопедическом пункте муниципального автономного

Дошкольных образовательных организаций" (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...», Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения

1 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад 28» (далее - МБДОУ) в соответствии

1.2. Логопедическая служба является необходимым компонентом системы дошкольного образования, обеспечивающая развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. 1.3. Логопедическая

1.4. Логопедическое сопровождение обучающихся является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. 1.5.

Анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции;

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Годовой план работы по коррекции речи учащихся учителя-логопеда Хрусловой

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность в группах компенсирующей направленности для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) муниципального бюджетного дошкольного

Формулировки логопедических заключений (для дошкольников) Предпосылки речевого недоразвития (до 2-х лет) Задержка речевого развития (с 2-х до 3-х лет) Общее недоразвитие речи I уровня (с 3-х лет) Общее

Словарь основных логопедических терминов Автоматизация (звука) этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения

Педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания учащихся имеющих речевые нарушения. 2. Организация комплектования Логопункта 2.1. В первую очередь на

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств? неправильная речь окружающих; двуязычие в семье; черепно-мозговая родовая травма. 2. Какой из перечисленных черепно-мозговых

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

ПРИНЯТО: общим собранием коллектива МБДОУ детский сад «Солнышко» Протокол от «30» декабря 2013 г. _3 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад «Солнышко» Т.А. Хмылева Приказ 125 от «30» декабря 2013г. Положение

Принятия нового. 2. Цели, задачи 2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной речи,

Приложение к приказу от 31.08.2018 63-Од Положение о группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении

1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 26» Учитель-логопед: Пушкарева Н.Э. Целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ: развитие физического

1.Общие положения 2.1. Настоящее Положение регламентирует организацию работы и основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности логопункта в МБДОУ, гарантирует возможность получения

2.3. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: - общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии; - фонетико-фонематическое

1 2 до принятия нового. 2. Цели, задачи 2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной

ПИСЬМО ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2000 Г. N 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического

ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ) I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение Разработано в соответствии с ч. 2, 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Согласовано с Советом школы МАОУ «СОШ 36 r. Челябинска» «27» августа 2015r. Протокол 1 Рассмотрено на Педагогическом совете МАОУ «СОШ 36 г.челябинска» «28» августа 201 Sг. Протокол No 1 {" J3ЕРЖДАIО:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Минькинская коррекционная школа-интернат» Ресурсный учебно-методический центр по сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой

Отдел образования администрации муниципального образования Печенгский район муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: Производственным собранием Заведующая

2.6. Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с различными формами речевой патологии. 2.7. Оказание консультативной помощи педагогическим работникам и родителям (законным

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сада 10» (далее МБДОУ) в соответствии

Утверждаю» Директор КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 2015 Крымзина С.М. ГОДОВОЙ ПЛАН коррекционно-методической работы учителя логопеда на 2015-2016 учебный год Цель: своевременное выявление и коррекция недостатков

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедических групп в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г.

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической службе I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о логопедической службе разработано в МБОУ МПЛ на основании инструктивного Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000г.

Планирование работы учителя-дефектолога на 2014-2015 учебный год В связи с переходом на ФГОС нового поколения и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической службе в МБДОУ Красноярск 2014 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

3. Профилактическая и просветительская работа. 4. Организационно-методическая работа. 3.2. Аналитико-диагностическая работа комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор

Индивидуальное логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательной организации для детей с ОВЗ Бариньяк Цветана Александровна, учитель-логопед МБОУ «Общеобразовательная школа «Возможность» для

Положение о логопедической группе 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименования тем Лекци и Практ. занятия Лаборат. Самост. работа Теоретико-методологические - - - основы логопедии Логопедия как наука Этиология нарушений речи Классификация нарушений

8.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине: Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 44.03.03 Специальное 2. Направление подготовки (дефектологическое) образование,

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детского сада 28 (далее ДОУ) в соответствии

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 9 «Росинка»» г. Краснокаменск Положение о логопедической службе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска 95 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Григорьева И.А., к.п.н., доцент каф. логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического университета (СПбГПМУ), логопед гр. 1 «Буквоешки» ГБДОУ 13 Приморского района Нарушения речи: как

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СП и СП 2. Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Усть-Кубинская средняя общеобразовательная школа» Принято на заседании Утверждаю: педагогического совета Директор МАОУ «Усть-Кубинская 27 декабря

Имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной образовательной программы дошкольного образования. 2.2. Основными задачами логопункта являются: обеспечение коррекции нарушений в развитии

Тема: «Логопедический массаж при стертой дизартрии» Обследование речи обучающихся в школах показали, что в 80% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия,

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

1.5. Группа для детей с тяжелыми нарушением речи создается для детей в возрасте с 5-х до 7-ми лет и реализует адаптированную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для

1 Положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в МАДОУ детский сад 15, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования. 1. Общие положения. 1.1.Настоящее Положение

Принято на Совете педагогов Утверждаю в МДОУ детский сад 6 Заведующая МДОУ детский сад 6 "Родничок" комбинированного вида «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл п. Советский

План работы учителя-логопеда на 2016-2017 учебный год Учитель логопед оказывает помощь обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. Основными

Произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи), в возрасте от 5 до 7 лет. 2.2. Основные направления деятельности логопедического пункта: - диагностическое; - коррекционно-развивающее; -

1.5. Основные задачи логопедических групп ДОУ. - коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

Общие положения 1.1. Положение о логопедическом пункте муниципального учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Гармония» (далее МБУ ДО «ДООЦ «Гармония»)

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида 76 г. Сочи

Государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы». Приказ Департамента образования г. Москвы от 9 декабря 2013 г. 823

V, ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 30 «Улыбка» Елабужского муниципального района 1. Общие положения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 52 г. Пензы «Полянка» УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ 52 г.. Пензы Т.Б.Сидорова 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ В МУНИЦИПАЛЬНОМ

Лекции по дисциплине «Введение в специальность» ТЕМА 5. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений Содержание 1. Виды речевых нарушений, выделяемых в клиникопедагогической 2 стр. классификации...

УТВЕРЖДЕНО Приказ МБДОУ Щ ПОЛОЖЕ Оідеііжсйьноуі логопедическом сопровождении в МБДОУ 37 «Гвоздичка» компенсирующего вида для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Учителя-логопеды Аграмматизмы в речи это: Аграмматизмы в речи это: ошибки словообразования нарушения связи слов недостаточность языковых обобщений Безречевой ребенок это... Безречевой ребенок это ребенок

Статья из сборника материалов III Международной научно-практической конференции

Татьяна Валерьевна Шумилова

Учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения центр детский сад №8 «Светлячок» Подольский район

Специфика работы учителя-логопеда

в условиях организации инклюзивной практики в ДОУ.

В статье раскрыт ряд особенностей работы учителя-логопеда массового дошкольного учреждения в условиях организации инклюзивной практики.

Статья может быть полезна учителям - , старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций реализующих инклюзивную практику.

Ключевые слова: учитель-логопед, инклюзивная практика, ОВЗ.

С введением инклюзивного образования в России в обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовых дошкольных учреждениях совместно с типично развивающимися сверстниками.

Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ не подходит общая детского сада, и воспитатели и специалисты (психологи, логопеды) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.

Контингент воспитанников детского сада, реализующего инклюзивную практику, очень неоднороден по своему составу — это и обычно развивающиеся дети, и дети с нарушениями ОДА, генетическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями.


В детских садах реализующих основную образовательную программу из специалистов профиля имеются только учителя - логопеды. Поэтому чаще всего они становятся ведущими специалистами и консультантами по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Следует учитывать, что практика работы логопедов в типовых ДОУ до введения в действие закона «Об образовании» 2012 года основывалась на работе с детьми, у которых нарушения речи носят первичный характер, дети с нарушениями интеллекта, слуха и другими в логопедические группы не принимались, их направляли в специализированные образовательные учреждения.

В связи с введением идеологии инклюзивного образования в настоящее время логопед любого дошкольного образовательного учреждения должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения детей с различными структурами дефекта и оказать им всю возможную поддержку и коррекцию выявленных у них дефектов речи и познавательных процессов.

Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и у них различен, так же как и структура дефекта. Поэтому работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности.

«Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов , работы с родителями детей с речевой патологией».

Особенности этапа дифференциальной диагностики.

Специфика работы с воспитанниками ОВЗ начинается еще на этапе диагностики актуального уровня развития ребенка. Как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования логопед выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

Но следует учитывать, что у большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение работоспособности и произвольности внимания. Часто дети с ОВЗ имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, так называемые «безречевые» дети, возможны своеобразные проблемы с коммуникацией (например, у детей с расстройствами аутистического спектра), в таких случаях стандартные диагностические материалы и речевые карты, используемые в массовых детских садах, не подходят.

Логопеду инклюзивной практики необходимо иметь разноуровневый диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего развития, дающий возможность отслеживать динамику речевых успехов для построения адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся программы коррекции речи.

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки, и других, а для детей с расстройствами аутистического спектра и диагностической картой, разработанной и.

Особенности на этапе организации коррекционной работы.


Согласно ФЗ «Об образовании» статья 79. п.1 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяются адаптированной образовательной программой.» .

При организации инклюзивной практики в ДОУ на каждого ребенка с ОВЗ разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа, которая включает в себя и коррекционный блок.

Логопед ДОУ реализующий инклюзивную практику разрабатывает коррекционый компонент, индивидуальной адаптированной образовательной программы, в рамках которого излагаются направления, формы, методы и приемы коррекционной логопедической работы с конкретным ребенком.

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ.

Отбор методов и форм организации работы так же зависит от особенностей психо-физического развития ребенка, уровня общего развития и структуры его дефекта. Логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.

Так для детей с тяжелой степенью системного недоразвития речи, обусловленного нарушениями интеллектуального развития, на первом этапе коррекционной деятельности логопеда, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка с ОВЗ, включить его в занятие, наладить контакт с воспитанником.

Деятельность логопеда с такими детьми выходит за рамки исключительно логопедической работы, включает в себя элементы психологических приемов, приемов и методов олигофренопедагога. Необходимо уделить внимание формированию когнитивной сферы: развитие навыков ориентировки в пространстве, способности удержания внимания на предмете, обследования различных объектов, а также развития тактильного, зрительного, слухового внимания и восприятия.

С неговорящими детьми уделяется больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. Занятия на первых порах состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, мелкую моторику. Широко используются сенсорные игры для обогащения представлений ребенка об окружающем мире и расширении пассивного словаря.

Эта работа позволяет заложить фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться речь.

Для всех детей с ОВЗ важны ритм, четкость и структурная организация движений, соединение речи и движения, поэтому значительное внимание уделяется логоритмическим упражнениям, используется методика «Расскажи стихи руками», в которой на первых порах текс произносит логопед, а ребенок только выполняет движения по ходу текста, произносит, по возможность, отдельные звукоподражания и реплики.

Постепенно, с развитием способностей ребенка с ОВЗ, необходимо планировать проведение занятий в инклюзивных мини-группах. Для этого ребенок с особенностями развития объединяется с 1–3 нормально развивающимися детьми.

На занятие отбираются задания доступные воспитанникам с ограниченными возможностями, а выполняются они совместно всеми детьми минигруппы.

На первых этапах это могут быть игровой взаимомассаж, поочередное нанизывание прищепок, пуговиц на веревочку или плоскосную фигуру с одновременным произнесением заданного звука, слога или слова, попадание мячами, по речевой, инструкции в коробочки заданного цвета и др. игры. На последующих этапах это могут быть совместные театрализованные игры, в которых ребенок с ОВЗ принимает участие посильное его речевому уровню развития и другие задания.

Такая форма совместной организации занятия позволяет расширить коммуникативные контакты, социализировать ребенка с ОВЗ, использовать подражательную деятельность для активизации у него познавательной сферы, формирования новых речевых навыков и закрепления ранее усвоенных. Известно, что дети легче копируют детей, чем взрослых, поэтому включение обычно развивающихся сверстников в занятия с детьми с ОВЗ дает высокие результаты.

Кроме того, используя такую форму занятий, особому ребенку мы позволяем почувствовать себя активным участником жизни, а у нормально развивающихся детей воспитываем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию. В этом и заключается основная идея инклюзивного образования.

Особенности взаимодействия с родителями.

Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Учителю-логопеду необходимо так строить свое общение с родителями «особого» ребенка, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы, обрисовывать перспективы и прогноз развития речи ребенка, указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.

Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Осуществить это можно через:

Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители должны владеть информацией о возрастных особенностях, особенностях нарушений в развитии их ребенка;

Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–логопедческой работы как компонента индивидуальной адаптированной программы;

Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т. е. повышение педагогической компетентности родителей;

Активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы: создание семейных альбомов, альбомов индивидуального словаря ребенка, подбор фотоматериалов для организация коррекционных занятий дома.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная специальная литература практической направленности. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача логопеда подобрать соответствующую литературу родителям. Ведь далеко не вся , а так же материалы, размещенные на различных сайтах Интернет, которую родители добывают самостоятельно, соответствуют возможностям ребенка и носят действительно развивающий характер.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность коррекционного процесса.

В заключении хочется отметить, что для реализации в новых условиях поставленных перед нами задач учитель-логопед должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

К сожалению, многие дошкольные учреждений, удаленны от ресурсных центров, способных оказать информационную и методическую поддержку в сфере специального образования. Поэтому логопеду необходимо самостоятельно путем самообразования, используя возможность интернет общения с коллегами, интреактивные формы обучения – повышать свою компетентность в практике работы с детьми различных категорий ограничения здоровья.

Тогда он сможет помочь ребенку, имеющему тяжелую речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей социализации ребенка в нашем мире и конечной целью коррекционной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов в образовательное пространство» Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях» и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

2. «Диагностика раннего детского аутизма». , - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

Аннотация: Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовых учебных заведений, это новый, современный подход для российского образования, который позволит решать проблемы образования и воспитания детей внутри общеобразовательной среды учреждения, сократив число детей, направленных в социальные образовательные учреждения.

Идея инклюзии подразумевает, что в образовательном процессе лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребенка и, следовательно, образовательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Мир шагнул в XXI век, а вместе с ним и Россия. Какой будет наша страна в будущем, будем ли мы плестись в хвосте мировой цивилизации или вырвемся вперед, будет зависеть от нового поколения, которое только начинает свой жизненный путь и посещает детские сады.

Сегодня государство делает одно из самых ценных вложений — капиталовложение в образование и воспитание молодого подрастающего поколения, при этом, осознавая, что воспитание и обучение начинается с рождения. Во всем мире известно, что успех школьного обучения и последующий жизненный успех детей в огромной степени зависит от того, какое образование и воспитание он получил в детском саду.

Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику по сравнению с городскими детскими садами. В отличие от города в селе нет таких социальных объектов, как театры, детские студии и секции для дошкольников, кружки по интересам, поэтому дети ограничены в общении со сверстниками, а дошкольное образовательное учреждение является единственным местом для обучения и воспитания детей от двух до семи лет. В течение последних лет в сельских детских садах отсутствуют специалисты, такие как учитель-логопед, педагог-психолог, и все проблемы в развитии детей родители вынуждены решать самостоятельно.

Еще начиная учебный год, педагоги детского сада, не предполагали, какие изменения их ожидают в течение года. В начале учебного года с детьми дошкольного возраста начали работу воспитатели и музыкальный руководитель. Буквально с середины учебного года с детьми уже работали учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, 7 воспитателей.

Сегодня наш сельский детский сад отличается от городского лишь тем, что он является малокомплектным. В нем функционируют всего 4 группы, одна из них группа раннего возраста.

В двух группах (в старшей разновозрастной группе (от 4 до 6 лет) и старшей разновозрастной группе (от 5 до 7 лет) открыт логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), с целью осуществления логопедической деятельности, направленной на коррекцию речевых недостатков детей с ОВЗ, обеспечения индивидуально-личностного подхода к каждому ребёнку в подготовке к школьному обучению и социальной адаптации.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Включение лиц с ОВЗ в образовательный процесс массовых учебных заведений, это новый, современный подход для российского образования, который позволит решать проблемы образования и воспитания детей внутри общеобразовательной среды учреждения, сократив число детей, направленных в социальные образовательные учреждения.

Идея инклюзии подразумевает, что в образовательном процессе лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребенка и, следовательно, образовательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ.

Инклюзивное (включенное) образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит каждому ребёнку. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы.

Несколько перефразировав слова Яна Корчака, приоритеты инклюзивного образования можно выразить так: «…не сковывать, а освобождать; не подавлять, а возносить; не комкать, а формировать; не диктовать, а учить; не требовать, а спрашивать, переживать с ребёнком много вдохновенных минут…».

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется: Конституцией РФ; Федеральным законом «Об образовании в РФ»; Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Для инклюзивного образования актуальным является вопрос о создании системы совместного обучения детей с ОВЗ в образовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определенная модель инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку. При этом она не должна препятствовать получению качественного образования другим развивающимся детям.

Что касается психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении, то оно должно обязательно, строиться на принципах:

1) индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группы);

2) поддержки самостоятельной активности (реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности);

3) активного включения в образовательный процесс всех его участников (создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе);

4) междисциплинарного подхода (специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом);

5) вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т.е. необходимо наличие вариативной развивающей среды;

6) партнерского взаимоотношения с семьёй (усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

Индивидуальные занятия со специалистами;
- активная совместная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении; в логопедическом кабинете; организация прогулок на прогулочных участках);
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.);
- фронтальные занятия.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Особая роль отводилась психологической и педагогической диагностике, которая помогла определить индивидуальный образовательный маршрут для детей в соответствии с логопедическими диагнозами; планирование коррекционных мероприятий; разработку рабочей программы коррекционно-образовательной деятельности с детьми; оценку динамики развития и эффективность коррекционной работы; консультирование родителей ребенка.

На мой взгляд, современные образовательные подходы к воспитанию и образованию детей с ОВЗ, предполагают и использование новых педагогических технологий, методик, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и образования, социальной адаптации воспитанников, а также формирования личностной гармонии и здоровья.

В своей практической деятельности я использую те технологии, которые считаю более эффективными в работе с детьми с ОВЗ:

Технология игрового обучения (всю работу с детьми стараюсь организовать в игровой форме с использованием сюрпризных моментов);

Технология диалогового обучения (в процессе коррекционного обучения учу детей выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера);

Технологию опережающего обучения (которая предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);

Технологию информационно — коммуникационного обучения (использую с детьми компьютерные игры, которые позволяют повысить интерес к логопедическим занятиям);

Здоровьесберегающие технологии для детей (включение в логопедические занятия пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, музыкальные физминутки, смену динамических поз и другое. Также использую методики Су Джок.

Обязательным является создание доброжелательной атмосферы общения как педагога с детьми, так и детей между собой.

Важным условием в реализации инклюзивного образовательного процесса является организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей разным детям доступ к удовлетворению своих потребностей и развитию возможностей.

В группах, для детей посещающих логопункт создана развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО. Однако нельзя считать среду определяющим фактором в развитии детей, так как не сама среда, а действия ребенка в этой среде имеют значение. При организации развивающей предметно-пространственной среды сложная, многоплановая и творческая роль принадлежит педагогам, что требует больших усилий и знаний.

Что касается развивающей предметно-пространственной среды в моем кабинете, то можно сказать следующее: кабинет является совместным с педагогом-психологом, в кабинете сделан ремонт, имеется все необходимое оборудование. На протяжении учебного года он пополнен современными методическими пособиями и методическим материалом. «Зона мелкой моторики» пополнена новыми играми, изготовлены пособия на развитие мелкой моторики, воздушной струи, что позволило повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Решение задач инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно без привлечения к работе социальных партнеров и их родителей (законных представителей).

В соответствии с Законом об образовании в РФ родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Некоторые родители считают, что если в детском саду есть учитель-логопед, то вся коррекционная работа с детьми должна полностью лечь на его плечи.

Наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевых нарушений. В течение проработанного времени я использовала такие формы взаимодействия с родителями как: беседы; индивидуальные консультации; оформление памяток по лексическим темам; оформление буклетов с рекомендациями как играть с ребенком дома, как закрепить полученные знания в летний период. Провела открытое занятие по результатам деятельности.

Чтобы сделать родителей своими помощниками, на следующий учебный год мной разработан план совместной деятельности с родителями, который включает в себя как традиционные формы работы, так и современные (организация взаимодействия через электронную почту, программу skyp).

В селе особая жизнь, вся деятельность детского сада на виду. Социальными партнерами нашего детского сада являются школа, библиотека и Дом культуры. К каждому празднику в Доме культуры организуются концерты и развлекательные программы для жителей поселка. Детям старшего дошкольного возраста предоставляется возможность выступать на большой сцене Дома культуры, где они учатся, не стесняясь показать все свои способности: петь, танцевать, читать стихи, что положительно влияет на их воспитание и развитие.

Вывод: инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения и воспитания, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ОВЗ сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)