Вскрылись уродливые подробности о священнике, убившем жену в подмосковье. Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Жена священника Екатерининской церкви Наталия Белова стала матушкой в 24 года. Как призналась нам Наталия, ей пришлось многому учиться, где-то и в чем-то проявлять смирение. Сейчас в семье воспитываются четверо детей. Матушка рассказала нам, за что она может лишить детей сладкого, почему решила заняться гиревым спортом и что самое главное в семье.

Матушками (как и батюшками) люди становятся по-разному . Кто-то происходит из семьи священнослужителей, где соблюдаются церковные традиции, другие приходят к вере в процессе жизненного пути. Я из простой рабочей семьи, мои родители были водителями: даже мама сидела за рулем грузовика! Мое детство пришлось на 80-е, и хотя тогда церковь уже вставала на ноги, в нашем доме не было разговоров ни о вере в Бога, ни о крещении, ни о Христе. Но я всегда чувствовала, что нами руководит какая-то Высшая сила, и в трудные минуты чисто по-детски молилась - за семью, за себя.

Свою любовь и нынешнего супруга я повстречала на третьем курсе Кировского музыкального училища. Я училась играть на флейте, а он - на баяне. Хотя отец Николай, как и я, родился в обычной семье, он немного раньше пришел к вере и способствовал тому, чтобы я крестилась. Для меня таинство крещения стало очень волнительным, хотя осознание того, что если ты покрестился, это вовсе не означает, что ты уже стал православным человеком, познавшим вероучение в Бога, пришло гораздо позже.

Потом мы с мужем поступили в Петрозаводскую государственную консерваторию им. Глазунова. Я продолжала обучение на флейте, а отец Николай - на дирижерско-хоровом отделении. Во время учебы муж пел на клиросе, а затем стал регентом, и я тоже постигала церковное певческое дело. Очень большое влияние на меня, на мое осознание и полное принятие православия повлияли искренние, проникновенные, жизненные проповеди настоятеля храма во имя св. вмчц. Екатерины протоиерея Андрея Верещагина.

В то время как Николай пел на клиросе, ему предложили стать диаконом , а потом его рукоположили в священники. Когда мы еще только познакомились, я заметила, что мой будущий супруг старался не проходить мимо человеческой беды. Лежит человек на дороге - он подойдет, проверит, жив ли он, и, если надо, поможет. Он умел слушать и слышать людей, что порой так важно для человека. Вера в Бога позволяет выстоять в трудное время, наделяет жизнь человека совершенно иным смыслом. Будучи уже священником мой муж получает религиозное образование в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Матушкой я стала в 24 года, и поначалу мне было непривычно , что ко мне так обращаются, хотя я понимала, что матушка — это просто от батюшки». Конечно, мне пришлось многому учиться, где-то и в чем-то проявлять смирение. Мое становление как матушки идет до сих пор и, думаю, будет продолжаться всю жизнь.

Я должна быть примером для прихожан и в поведении, и в одежде , которая не должна привлекать внимание, особенно в храме. В повседневной жизни я могу надеть и брюки (например, когда сажусь за руль, тем более что детей по кружкам развожу чаще всего я), но все же предпочитаю юбки и платья, потому что это красиво. Я люблю шить и благодарна за это умение моей школьной учительнице по труду.

А вообще матушка - обычный человек , со своими достоинствами и недостатками, увлечениями. Одно из моих увлечений - гиревой спорт. Причиной этого стала большая нагрузка на спину в процессе воспитания детей. А потом мой тренер Бельтюгов Александр Петрович предложил поучаствовать в соревнованиях, где мне удалось стать чемпионкой Карелии по гиревому спорту и бронзовым призером финно-угорских соревнований.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что все матушки разные. У некоторых забота о детях, у других - миссионерская деятельность, кто-то пишет книги, кто-то занимается наукой. Но всех нас объединяет вера в Бога. У нас с отцом Николаем четверо детей, и первые появились, когда мы были еще студентами. Сейчас Поленьке (Апполлинарии) 11 лет, Никите - 8, Марии - 6, а Коленьке 19 декабря исполнился год - он родился в День святого Николая Чудотворца. Старшие дети понимают, что их папа - священник, что это накладывает особую ответственность, и они должны уметь вести себя определенным образом.

При этом наша семья немногим отличается от других многодетных семей , где, как правило, есть своя дисциплина, существует определенный распорядок дня, старшие дети помогают младшим и учатся не тратить время впустую. Детям запрещено играть в компьютерные игры и смотреть телевизор, потому что многие программы полны негатива. Для себя я включаю только канал «Культура». Фильмы и мультики выбираем познавательные и положительные, причем просмотр начинается только тогда, когда все дела сделаны. В нашей семье есть традиция читать на ночь книги, в том числе и православную литературу, жития святых - чтобы знать, как поступают люди, в чьих душах и сердцах живут свет и любовь.

У каждого из нас есть свои обязанности . Утром и вечером у отца Николая служба (в праздники бывают и ночные), да и днем немало забот, потому быт семьи в основном на мне. Хотя все, что касается каких-либо документов, счетов, делает муж, а еще он любит плотничать, занимается электрикой. У нас есть участок, где мы выращиваем овощи, цветы. Я стараюсь воспитывать детей так, чтобы они имели в жизни как можно больше навыков. Мы участвуем в школьных конкурсах, изготавливаем разные поделки. В обучении очень важна игровая форма: зачастую мы даже уроки делаем именно так. С девочками печем: Маше нравится раскатывать тесто, а Поля уже многое может приготовить и выручить меня, если, допустим, я заболела. В этом году я поручила им сажать самостоятельно цветы для сада.

С детьми я в меру строга, случается, и наказываю . Например, лишением сладкого или просмотра мультфильмов. Сладкое мы вообще употребляем в меру: одна конфета после обеда - и все. Мне кажется, главное заключается в том, что мы учим детей общаться с людьми, слушать, слышать и понимать другого человека, анализировать ситуацию с точки зрения соблюдения Божьих законов, самостоятельно мыслить; стараемся донести, что без веры в Бога никогда ничего не получится. И если где-то что-то пошло не так, задуматься: в чем ты ошибся? Как и во всех семьях, дети ссорятся между собой: в таком случае мы всегда все вместе пробуем выяснить, кто прав, кто виноват, добиваемся и примирения, и извинений.

Как матушка, я могу обсудить с прихожанками женские проблемы, поговорить о детях. По возможности передаю свои духовные знания. Я общаюсь и с другими матушками, и с многодетными семьями, и с представителями иных конфессий. У нас с отцом Николаем очень много друзей. Утром и вечером, а также перед едой мы читаем молитву. По выходным обязательно ходим в храм на причастие, на исповедь. Кстати, Поля и Никита уже побывали на исповеди, хотя в этом смысле мы детей ни к чему не принуждаем: такое таинство должно свершаться только по велению совести.

У нас очень разные дети . Поленька ранимая, чуткая, трепетная и вместе с тем общительная. Она занимается танцами, учится играть на фортепияно, читает стихи, является солисткой в хоровой студии «Теллерво». Никита - спортсмен, занимается гимнастикой, а также учится в музыкально-хоровой школе. Маша весьма своеобразная, даже внешне мало похожая на кого-то из нас. А Коля-младший уже сейчас тянется к людям и никого не боится. И мы вовсе не против, если Бог даст нам еще детей.

У нас музыкальная семья: на ночь я всегда пою детям колыбельные; думаю, и наследственность сыграла свое дело. Мы организовали семейный ансамбль и будем выступать на Рождество. Поскольку в Новый год продолжается Рождественский пост, стол у нас будет постный, хотя мы поставим елку и подарим друг другу небольшие подарки, так как вовсе не хотим вырывать детей из светской жизни. А вот Рождество отпразднуем достойно и весело: дети очень любят этот праздник!

Нам с отцом Николаем хотелось бы, чтобы семья священника служила образцом семейной жизни; при этом мы понимаем, что такое возможно только при большой работе над собой, ответственности, искренней вере и, конечно, любви. Мы стараемся поддерживать друг друга, благотворно влиять один на другого, постоянно учимся, набираемся мудрости и опыта, исправляем ошибки нашей совместной жизни. И очень надеемся, что в положительном смысле у нас еще все впереди! Семья - это малая церковь, и в этой церкви начинается спасение каждого из нас! Спаси всех Господь!

Убивший жену священник монастыря в городе Дзержинском Подмосковья Дионисий (Денис Г.) на протяжении десяти лет брака всячески издевался над супругой, а также домогался прихожанок, сообщает Лайф со ссылкой на отца убитой.

Как , священник вывез свою жену, 30-летнюю Анну, в лес под Солнечногорском и нанес ей семь ножевых ранений, которые оказались смертельными. После этого он спрятал тело и уехал. На первом же допросе иерей дал признательные показания. У молодой женщины остались двое маленьких сыновей 1,5 и 6 лет.

По словам отца Анны, священник мучил его дочь фактически с момента свадьбы. Однако девушка панически боялась его и о разводе не помышляла до самого последнего момента.


Мужчина считает, что женитьба для Дениса была вынужденной мерой. Тогда, в 2008 году он только начинал карьеру священника, и ему нужна была жена. В 2009 году он окончил Николо-Угрешскую духовную семинарию и в том же году получил сан иерея и приход.

Сообщается, что спустя всего месяц после свадьбы Денис начал по любому поводу придираться к супруге и закатывал скандалы. Всё происходило на глазах у родителей женщины, поскольку молодожёны жили с ними в одной квартире.

Отец убитой вспоминает ряд случаев, когда священник вёл себя крайне странно и агрессивно по отношению к жене. "Будучи школьной учительницей, Анна приносила домой тетради на проверку, однако супруг ей запретил работать дома. Когда же она решила проверять тетради после уроков в школе, отец Дионисий был недоволен, что жена возвращается поздно домой", - говорится в статье.

А однажды священник купил жене пальто, которое она случайно испачкала. В отместку мужчина разбил её телефон, сказав, что тоже сделал это случайно.

В какой-то момент тесть даже выгнал зятя из дома, поскольку больше не мог наблюдать постоянные издевательства над дочерью. Родители уговаривали Анну подать на развод, но женщина говорила, что они с мужем венчаны и разводиться не будут.

Ситуация только ухудшилась, когда у молодых появилось отдельное жилье. Однажды родители увидели у дочери синяк. Анна выгораживала мужа но, когда её отец решил заступиться за дочь, женщина пообещала, что такого больше не повторится.

"Любила его. И боялась, как огня. У него веры никогда не было. Надел рясу - священник, снял - уже нет, - приводит News.ru слова отца Анны. - Уговаривали её разводиться".

Как отмечает издание, Денис хотя и не любил жену, на развод не подавал, опасаясь потерять работу.

В декабре 2017 года у отца Дионисия неожиданно отняли приход и перевели на работу в Николо-Угрешский монастырь. Прчииной стали его домогательства к прихожанкам.

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Назначение на пост уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ супруги православного священника Анны Кузнецовой взбудоражило общественность и разорвало шаблоны. Каждое новое ее высказывание вызывает бурные обсуждения. Одни упрекают нового детского омбудсмена Кузнецову в приверженности традиционным ценностям, другие высказывают мнение, что удел матушки - домашний очаг.

О том, как живётся близким общественницы, кем должен быть муж в семье и чего не хватает сегодня российским отцам, рассказал «Бате» глава семейства Кузнецовых отец Алексей, священника храма Воскресения Христова села Уварово Иссинского района Пензенской области.

Об отношениях супругов

— Батюшка, легко ли быть главой такой активной жены - общественного деятеля, а теперь и государственного чиновника?

— Конечно, нелегко. Но любовь все покрывает. Порой одной ей очень трудно приходится, тогда я помогаю, чем могу. Готовлю документы, занимаюсь информационной поддержкой и т.д. Вспомните слова Спасителя «…и будут два в плоть едину». Считаю, все трудности должны в семье поровну делиться. Если твоей половинке нужна помощь — обязательно нужно помочь.

Но надо сказать, что у нас на Руси такие люди живут, которым мы (наша семья) и в подметки не годимся! Просто о них мало кто знает. Они, молча, со смирением, несут свой крест. Взять для примера хотя бы протоиерея Иоанна Осяка из Ростова, у которого 18 детей. И таких примеров немало.

— Что-то изменилось в семье с назначением матушки? Все-таки не так-то просто и незаметно для семьи — назначение на такую должность…

— Вы знаете, она в подобном режиме уже около двух лет работает. Так что, пожалуй, теперь мало что изменится. До вступления в должность омбудсмена у матушки было гораздо больше работы. Она трудилась в фонде «Покров», в ассоциации по защите семьи и т.п. Постоянно на телефоне, постоянные встречи, совещания, мероприятия. Но на детей она время всегда находит.

Считаю, что в новой должности ей даже проще будет. Она займется единственным делом. Но думаю, как только немного освоится на новом месте, обязательно что-нибудь новенькое придумает, найдёт еще занятие. Такой уж она человек.

— Про матушку ваши друзья говорят, она прекрасно шьет, хорошо готовит. Каким образом жена — общественный деятель успевает быть хорошей мамой и супругой?

— Нормально успевает. Просто она многозадачный человек. Сразу может несколько дел делать.

— Есть ли у семьи особые часы, когда телефоны отключены, и никто не должен вас тревожить?

— Нет такого времени. Матушка всегда на связи. Иногда ей даже в 4 часа ночи звонят.

— Советуется ли матушка с вами?

— Да. В особо трудных вопросах, когда дело касается нравственных вещей или серьезных, ответственных решений.

— Часто ли вы не согласны с ее общественными инициативами?

— Иногда случается такое. Но мы всегда находим компромисс. Бывает, она настаивает на чём-либо. Иногда я ее переубеждаю.
По рабочим вопросам всегда последнее слово остается за ней. Я считаю, в своей сфере супруга высококлассный профессионал.

— Муж в семье должен быть начальником или добрым другом?

— Ни тем, ни другим. Муж должен быть мужем, как того требует Священное Писание. Сложно это передать словами. Повторюсь, «и будут два в плоть едину…» — это вернее всего. Когда второй половинке плохо, ты должен разделить скорбь, так ей будет легче. И радоваться вместе надо. И скорбями, и радостями семья укрепляется.

О быте, косичках и ежедневных открытиях

— Кто в вашей семье следит за детьми, развозит их по школам и садикам, когда матушка занята делами вне дома?

— Развоз детей по учебным заведениям всегда был моей обязанностью. С детьми нам помогают родители матушки. И няня, когда я на службе.

— Сегодня многие считают, что молодая семья должна поскорее отделиться от старшего поколения, начать жить отдельно. Как думаете, это правильно?

— Это вопрос, на который можно отвечать долго. Скажу, что многодетной семье совсем отделится невозможно, да и вряд ли стоит это делать. Бабушки и дедушки просто жизненно необходимы. Одним справляться очень тяжело.

— Как налажен быт - готовка-уборка?

— Готовим мы все по очереди. Иногда Анна, иногда родители, иногда я. Я, кстати, почти все блюда могу готовить, и первые и вторые. Ну, разве, что торты печь не умею. А недавно вот научился девочкам косички плести - оказывается, ничего сложного в этом нет.

— Какие еще неожиданные открытия случались в процессе воспитания?

— Открытия у нас чуть ли не каждый день. И детей, и себя открываешь. Каждый раз что-то новенькое. Например, вечером, когда матушка в командировке, думаешь, ну как же собрать утром шестерых детей одному, вообще нереально. А утром встал, и за час всех собрал и накормил. Глаза боятся, а руки делают!

— Есть ли в семье забавные истории, которые все с удовольствием часто вспоминают?

— Есть. У нас вторая дочка - Даша, постоянно выдает какие — то каламбуры. Мы их все собрали и сделали небольшую книжку «самиздатом». Так что не скучаем.

О православном воспитании и социальной активности

— Менялись ли с рождением детей взгляды на их воспитание?

— Да, менялись. Когда у нас первая дочка родилась, мы и пеленки отпаривали, и воду кипятили, и соску стерилизовали. После третьего ребёнка начинаешь понимать, что многое из этого вовсе не нужно делать. Это лишняя суета. Больше внимания нужно уделять заботе не о физическом теле, а о душе. Стоит думать о ее нравственном воспитании. Вот это гораздо тяжелее и важнее.

— Как воспитать из детей потенциально хороших родителей?

— Чтобы дети были хорошими родителями, они должны научится заботе о ближних, о самопожертвовании — с раннего возрасте. Это возможно, только если в семье много детей. Двоих мало. Трое — это самый минимум. А если в семье один ребенок, вероятнее всего, он вырастет эгоистом.

— Какие книги вы читаете детям? Смотрите ли с ними современные мультфильмы?

— Книги разные читаем, но все с нравственным содержанием. В основном духовую литературу или детскую классику. Современные мультфильмы смотрим, но не все. Такие, как, например, «Князь Владимир» или «Приключения Серафимы».

Сейчас мало стало хороших мультфильмов. В основном дети смотрят только советские мультики — и то по выходным дням. В посты они мультфильмы не смотрят.

— Есть мнение о том, что православные должны избегать излишней социальной активности, не смотреть телевизора, отдавать детей исключительно в православные гимназии… А вы как думаете?

— Конечно, православным детям лучше учится в православных гимназиях, но в многодетной семье так не всегда получается. У нас, например, дети ходят в обычную школу, потому что возить в православное учреждение их далеко.

А вот по поводу активности считаю, православным нужно быть в социуме, активно работать на благо общества. Тогда многие люди будут с нас пример брать. Первые христиане были социально очень активны. Поэтому и христианство распространилось довольно быстро. Мы должны быть живой проповедью Христа. Но не всем это дано, конечно.

О проблемах современной России

— По-вашему, что происходит с семьей в современной России?

— Тема сложная, в двух словах её не раскроешь. В целом считаю, нынешнее состояние семьи весьма плачевное. И так произошло потому, что и государство, и общество на протяжении многих лет уделяли семье очень мало внимания.

Сейчас времена меняются. Нужно создавать, в хорошем смысле, культ семьи. И, прежде всего, семьи многодетной. Традиционные семейные ценности необходимо пропагандировать везде, где только можно, возрождение семьи должно приобрести статус национального проекта.

Пора запретить, наконец, развратные фильмы и передачи по телевизору, прославляющие разводы, свободную любовь и т.д. Все это ведет к разрушению семьи как института.

Разруха в умах людей засела крепко, и вычистить ее оттуда не просто будет. Пройдут годы, десятилетия, сменятся поколения, прежде чем что-то изменится. Но если не начать менять ситуацию уже сейчас, через пару десятков лет может быть поздно. Демографическую катастрофу русской нации будет уже не остановить.

— Почему столько разводов, даже в православных семьях, как считаете? И можно ли сохранить институт семьи?

— Потому что люди сейчас думают только о себе, все стали эгоистами. И чуть только какая трудная ситуация — сразу в кусты. Вместо того чтобы решать проблему, от нее убегают. Но ведь от себя-то не убежишь.

Насчёт разводов православных… Некоторые только называют себя православными, но внутри не таковы. Конечно, семью сейчас сложно сохранить, много соблазнов кругом. Чтобы это сделать, нужно, чтобы у человека сформировался твердый нравственный стрежень, который не позволит ему прогнуться во время испытаний.

— Чего не хватает современным российским отцам?

— Много чего не хватает. А больше всего мужественности, ответственности и самопожертвования.