Вредны ли очки виртуальной реальности для детей. Влияние на зрение шлемов виртуальной реальности. Отрешение от реального мира

Пока поклонники и противники VR спорят о том, вредны ли для глаз очки виртуальной реальности, ученые тестируют механизм восстановления зрения с использованием шлемов ВР.

Возможности использования технологии виртуальной реальности для коррекции зрения на собственном опыте проверил Джеймс Блаха - владелец Vivid Vision. Его пример доказывает, что VR годится не только для развлечения.

В компании создали приложение для шлемов виртуальной реальности под названием Vivid Vision for Amblyopia. Программа должна помогать пользователям исправлять . В приложении предусмотрены игровые упражнения для тренировки глазных мышц, тесты для проверки состояния глаз и отдельные функции для лечения выявленных заболеваний.

С чем поможет бороться система виртуальной реальности?

Косоглазие часто вызывается слабостью мышц глаза. В результате зрачок смещается в сторону от естественного положения, и больной утрачивает способность к трехмерному визуальному восприятию. При косоглазии сложно определять расстояние между предметами, сбивается глазомер. Весь комплекс симптомов называют «нарушением бинокулярного зрения».

При косоглазии мозг не способен нормально обработать визуальные сигналы - глаза передают слишком противоречивую информацию. В попытке компенсировать расхождения мозг «отключает» обработку сигналов от больного органа, возникает амблиопия.

При лечении «ленивого глаза» (амблиопии) и косоглазия применяют специализированные проекторы. При работе устройства передают два различных изображения (индивидуальное на каждый глаз), заставляя ослабленные мускулы работать. Джеймс Блаха, страдавший от тех же проблем, и сам некоторое время применял подобные аппараты. По отзывам некоторых пользователей, у них болят глаза от очков виртуальной реальности. Дискомфорт возникает от перенапряжения глазных мышц. Этот условный также можно применить с пользой.

После выхода на рынок с комплектом инструментов разработчика Блаха решил усовершенствовать медицинскую технологию с использованием новинки. Результатом его работы стала программа Vivid Vision for Amblyopia. Как и в проекторах, пользователю транслируется два изображения. При этом мозг вынуждает ослабленный глаз работать над передачей изображения в объеме. Привыкнув нормально передавать сигнал в VR-устройстве, глаз продолжает полноценно функционировать и в реальности.

Блаха использовал собственную разработку в течение двух лет. По словам предпринимателя, до начала тренировок с приложением острота зрения на его поврежденном глазу составляла 20/70, а способность к трехмерному восприятию была практически утеряна. Через год показатель улучшился до 20/40, в шлеме Джеймс уже мог видеть объем. Через два года с начала тренировок острота зрения составила 20/25, а возможность видеть объемно сохранялась и в повседневной жизни.

Официально программа еще не вышла из стадии беты, технология проверяется в специализированных офтальмологических институтах Соединенных Штатов.

Cкопировано из сайта сайт Подписывайтесь на наш Telegram

Еще одна реальность: подходит ли VR для детей?

Одной из самых громких кинопремьер этой весны стал основанный на одноименном романе фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Действие разворачивается в недалеком будущем, где экономический кризис повлёк за собой резкое снижение уровня жизни. Единственным местом, где люди могут забыть о тяготах реальности, становится Оазис – масштабная игра в виртуальной реальности.

Фильм, безусловно, фантастический, но так ли он далёк от реальности? Исследования показывают, что в США более 20% семей имеют дома устройства виртуальной реальности (VR). Число устройств, представленных на рынке, растёт, а сами они становятся все совершеннее: сегодня их ассортимент варьируется от дешевых картонных гарнитур, вроде Google Cardboard, для использования которых простую конструкцию из картона и двух линз нужно дополнить смартфоном, до дорогих VR-шлемов, в которых можно играть в самые современные игры на компьютерах и приставках. Количество контента также растёт: в VR можно посмотреть «Симпсонов», погулять в природных парках и музеях, пообщаться с людьми в виртуальном чате или схлестнуться с виртуальными врагами в шутерах.

Возможно, ваш сын или дочь тоже хочет себе VR-шлем, и вы задаетесь вопросом: подходит ли эта технология для ребенка.

Для совсем маленьких детей (до семи лет), покупка VR-шлема кажется неоправданной: этим детям ещё очень многое нужно узнать о настоящем мире, и мы считаем, что погружение в виртуальный мир может подождать. Что касается детей чуть постарше, то здесь консенсуса среди исследователей нет: VR – технология слишком новая, и научных фактов, говорящих о вреде VR или его отсутствии, нет. Аргументов против покупки VR-устройств в этом возрасте два: во-первых, ведущие производители устройств (Samsung Gear, Oculus Rift, PlayStation VR) устанавливают минимальную планку возраста в 12-13 лет. Во-вторых, количество контента, который рассчитан на столь молодую аудиторию, еще невелико, и ребенок, увлеченный VR, может случайно наткнуться на более взрослый контент.

Риски VR

Итак, вы решили, что ваш ребенок, горящий идеей поиграть в VR-игры, уже достаточно взрослый для виртуальной реальности. Что вы можете сделать, чтобы эта новая реальность была для него полезной и безопасной?

Во-первых, исследования показывают, что все, что происходит в VR, воспринимается детьми (да и взрослыми тоже) как более «реальное», чем то, что происходит в книгах, фильмах и обычных компьютерных играх. Исследователи Common Sense Media дают следующий совет: не позволяйте детям получать в VR такой опыт, которого вы бы ему не пожелали в реальной жизни. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок оказался участником кровопролитного сражения? Или героем хоррор-короткометражки, где он становится жертвой убийства? Так что от современных фотореалистичных военных игр и видеороликов с высоким возрастным рейтингом в VR лучше отказаться. Перед тем как давать ребенку играть в игру, попробуйте ее сами и решите, подходит ли она для него. Это, кстати, касается и обычных игр.

Многопользовательские игры и VR-чаты несут в себе еще больший риск – в них существует угроза кибербуллинга со стороны других участников. Как мы уже говорили, происходящее в VR ощущается детьми куда острее, чем происходящее в обычных играх. Однопользовательские игры подходят детям куда больше. Помните, что если в случае с компьютером вы хотя бы можете заглянуть ребенку в монитор, в VR он с дисплеем один на один.

Наконец, многие родители задаются вопросом, как VR может повлиять на здоровье. Начнем с самого простого: банальных травм. Когда мы тестировали VR-игры, мы несколько раз падали и задевали в неожиданные моменты руками предметы вокруг. Убедитесь, что ваш ребенок играет сидя, вокруг него нет тяжелых предметов и он под вашим постоянным присмотром.

Что касается других эффектов на здоровье и самочувствие, чаще всего тревогу вызывает воздействие VR на зрение: в данном случае мы имеем дело с технологией, в которой экран расположен в нескольких сантиметрах от глаз, а зрение сфокусировано в одной точке. Пока результаты исследований в этой сфере разнятся, мы советует не проводить много времени в VR за один день и делать регулярные перерывы. Другой проблемой является головокружение и головная боль. Ее источником является тот факт, что в случае с VR ощущения от наших глаз сильно отличаются от ощущений от вестибулярного аппарата и о положении частей нашего тела в пространстве. Чтобы минимизировать эти неприятные ощущения, мы рекомендуем выбирать игры и приложения, в которых вы находитесь в одной точке пространства и исследуете пространство вокруг (например, отражаете атаку врага с борта космической станции или стоите посреди музейного зала), а также советуем делать перерывы.

С чего начать?

Для тех, у кого есть шлем типа Cardboard и смартфон на Android или iOS, мы составили мини-подборку интересных приложений для знакомства с VR:

  1. Официальное приложение Google Cardboard (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.google.samples.apps.cardboarddemo , https://itunes.apple.com/app/id987962261 ) познакомит с основными концептами VR через красивые и интересные демонстрации с милыми зверушками.
  2. InCell (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.nivalvr.incell , ) и InMind (https://itunes.apple.com/app/incell-vr-cardboard/id1044805956 , https://itunes.apple.com/ru/app/inmind-vr-cardboard/id971720127 ) от компании Nival познакомят со строением клеток и нервной системы человека.
  3. Наша игра Kaspersky Virus Hunters (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.kaspersky.virushunters.cbrd ) позволит сразится с вирусами, атакующими ваш телефон.
  4. Google Arts & Culture VR (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.google.android.apps.cultural&hl=ru , https://itunes.apple.com/ru/app/google-arts-culture/id1050970557?mt=8 ) позволит побродить по лучшим музея (обратите внимание на рейтинг 12+ — иногда произведения искусства содержать «взрослые» элементы).
  5. Google Spotlight Stories (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.google.android.spotlightstories , https://itunes.apple.com/ru/app/google-spotlight-stories/id974739483?mt=8 ) – лучшие VR-мультфильмы и короткометражки (также сначала ознакомьтесь с контентом сами – он не всегда может подходить для детей).

А для того, чтобы обезопасить детей от опасного и неприятного контента в VR на смартфонах, такого как взрослые сайты с VR-видео и неподходящие для детей игры, вы можете воспользоваться программами родительского контроля с функцией мониторинга приложений, например, Kaspersky Safe Kids.

Очки виртуальной реальности создают дополнительные опции игры с более четкими эффектами, при этом с минимальным влиянием на зрение. Большинство проблем от устройства связаны с его влиянием на нервную систему и затягиванием человека в мир игры и увода от реального мира. Негативное воздействие на глаза создается только при чрезмерном увлечении очками, если пользоваться ими не более 30 минут в день - вреда не будет. Желательно ограничивать пользование устройством детям до 12 лет.

Что собой представляют и как работают?

VR очки - устройство, которое позволяет погрузиться в игру или сюжет, применяя дополнительно только смартфон или компьютер. Они довольно легкие, средний вес составляет 300 г. Имеют в своем арсенале эластичные ремни для смягчения нагрузки на голову и шею, но долгое ношение наносит вред мышцам шеи, давят на переносицу и нагружает глаза. Корпус изготовлен с пластика или картона, внутренняя часть - ткань либо резина. Имеют экран для одного или двух глаз (в таком случае между ними перегородка). Для подвижности изображения функционирует гироскоп или другие датчики движения, которые фиксируют движения пользователя.

Первые 30 минут не ощутимы для человека, хоть они уже и влияют на организм и первые признаки усталости появляются через час пользования. Эта игра для детей и взрослых, которая отправляет человека в другую реальность. Медики отмечают факт зависимости, особенно подростков, к такому увлечению. Они опасны для не сформировавшейся психики, человек может сильно увлечься, потерять ощущение времени, отчего страдает организм, истощается и портится зрение.

Стоит отметить, что влияние самих очков клинически не подтверждено. Зачастую детям опасно играть в определенные игры, которые заставляют их полностью погрузиться в мир иллюзий. Зрения страдает от продолжительного использования устройства.

Польза и вред для зрения

Близорукость может быть результатом частого и длительного по времени ношения такого изделия.

В вопросе влияния очков виртуальной реальности нет единого мнения. Множество родителей утверждают, что они портят глаза и оказывают плохое воздействие на психику ребенка. Однозначного утверждения на этот счет нет. При длительном ношении очков (более 40 минут в день) возникает сильное напряжение на мышцы глаз, они начинают слезиться, отекать. Систематическое применение VR очков способно вызывать близорукость, глаукому и другие патологии зрительной системы наравне с экраном компьютера или телевизора.

«Нельзя назвать комфортным или полезным для здоровья постоянное использование монитора прямо перед вашими глазами»

Данное решение обеспечивает комфортное для глаз использование технологии виртуальной реальности. Глазу человека кажется, что мы смотрим на изображение, которое находится на достаточном расстоянии. Длина этого виртуального промежутка может быть разной для каждого устройства. Например, в Oculus Rift DK1 оптическое изображение находится бесконечно далеко. А в Oculus Rift DK2 создается иллюзия того, что оно расположено примерно в 1,4 метрах .

В данной статье описывается работа линз в идеальных условиях. Далеко не все устройства виртуальной реальности могут их предоставить. Поэтому иногда возникают своеобразные помехи. Например, геометрические искажение и хроматическая аберрация. О них мы поговорим в следующий раз.

Заметка:

Работая уже практически год на Российском рынке виртуальной реальности в нашем клубе побывало более 3000 человек , которые впервые попробовали погрузиться и испытать все ощущения от шлемов, контроллеров, симуляторов и игр виртуальной реальности. Мы проводили опросы и тесты VR-шлемов на фокус-группах, узнавали мнения и анализировали результаты от большого количества посетителей Virtuality Club . Основываясь на своей практике, мы сделали вывод, что подавляющее большинство игроков, попробовавших виртуальную реальность, остаются с положительными впечатлениями. Всего 15% от общего числа опрошенных сообщили о незначительном дискомфорте после опыта использования Oculus Rift DK2 . Большинство негативных ощущений присуще игрокам, использующим очки и страдающих проблемами со зрением. В данный момент в комплекте с DK2 идут дополнительные линзы, для людей с незначительной близорукостью, но мы надеемся, что разработчики шлемов в будущих версиях придумают механизм линз, адаптирующихся под людей с дефектами зрения.

Что такое виртуальная реальность?

Виртуальная реальность – это созданный с помощью технического и программного обеспечения виртуальный мир, передающийся человеку через слух, а также зрение и, в некоторых случаях, осязание и обоняние.

Поговорим подробнее о наиболее продвинутой, на сегодняшний день, системе виртуальной реальности – системе HTC VIVE .

Система HTC VIVE представляет собой шлем, игровые контроллеры и датчики движения. Все это подключается к компьютеру. Благодаря датчикам движения и камерам, встроенным в шлем и игровые контроллеры, происходит четкое считывание всех движений игрока. Это позволяет испытать эффект полного погружения в виртуальную реальность, ощутить себя в самом центре игры, взаимодействуя с виртуальной средой и безопасно передвигаясь в игровой зоне. Говоря простым языком, пользователь поворачивает голову – персонаж тоже поворачивает голову, человек шагает в своей комнате – игрок движется в интерактивной реальности.

Насколько вредна и опасна виртуальная реальность?

Конечно, в первую очередь, «тревогу бьют» родители, выступая против компьютерных игр вообще, а тем более против игр виртуальной реальности. Возможно, в некоторых индивидуальных случаях, они правы, ограждая своего ребенка от развлечений подобного рода, поговорим об этом более подробно. Виртуальная реальность имеет ряд противопоказаний:

Человек страдает приступами эпилепсии;

Человек подвержен судорожным припадкам;

Человек сильно устал или болеет (в таком случае организм ослаб);

Человек находится под влиянием алкоголя или наркотиков.

В остальных случаях, виртуальная реальность не несет абсолютно никакой опасности или вред для игрока.

Конечно, при выборе игры важно учитывать возрастные ограничения (эти ограничения устанавливает разработчик игры), а также, во всем нужна мера. Например, если игроку 12 лет, и он сутками играет в игры 18+, здесь можно поспорить о пользе или вреде игрового процесса. Даже самые полезные «продукты», потребляемые без меры, потихоньку разрушают наш организм.

Польза виртуальной реальности

Виртуальная реальность имеет массу преимуществ:

Возможность полностью окунуться в интерактивное измерение;

Взаимодействие с играми на новом, впечатляющем уровне.

Возможность посетить самые красивые и недоступные уголки мира, не выходя из комнаты. Вы можете опуститься на дно океана, поражающего своим величием и необъятной красотой. Или же отправиться в путешествие по Древнему Египту. Любители активных действий могут повоевать за новую космическую планету или погрузиться в мир постапокалипсиса и, пытаясь выжить, истребить всех зомби.

Получение новых ярких, незабываемых и неподдельных эмоций. Происходящие события настолько реалистичны, что виртуальную реальность можно спутать с настоящей. А потому, эмоции и чувства, которые вы испытаете, будут настолько сильными, а главное, неподдельными и вызывающими море восторга, восхищения и позитива, что вы запомните их надолго.

Профилактика стресса;

Возможность для каждого перейти на новый уровень развлечений;

Это средство, которое может сделать процесс обучения еще более интересным;

Хороший досуг. После тяжелого учебного или рабочего дня можно погрузиться в фантастический мир, забыв обо всех проблемах, не выходя из дома.

Развитие нестандартного мышления, быстрой реакции, способности анализировать, быстро принимать решение и делать выбор. Все это придется совершать «геймеру», чтобы «выжить» в игре.

В заключении, еще раз отметим, если принимать во внимание медицинские противопоказания, соблюдать меру в играх и выбирать игры по возрасту, виртуальная реальность принесет вам только пользу, массу позитива и новые яркие и незабываемые эмоции.

Вы все еще сомневаетесь, состоится ли ваше знакомство с виртуальной реальностью? Попробуйте, погрузитесь в нее хотя бы на минутку и вам захочется еще и еще!