Воздержание от пищи – не главное. Как было раньше

С началом Рождественского поста, дорогие Друзья! Он предваряет собою праздник Рождества Христова. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.Желаю радости духовной, достойно выдержать все искушения, молитвенно потрудиться и с чистым сердцем встретить Рождество Христово! С Богом!

Милостью Божией вступаем мы во Святой Рождественский пост, который продлится с 28 ноября по 6 января и будет духовно приготовлять нас к достойной встрече великого и спасительного праздника Рождества Христова.

В православной традиции этот пост именуют еще Филипповым в знак того, что начало его приходится на день, следующий за празднованием честной памяти святого апостола Филиппа — одного из двенадцати избранных Спасителем учеников. Апостол Филипп вошел в историю Церкви как пламенный благовестник Святого Евангелия, ревностный служитель Божий, добропобедный мученик за веру Христову.


Так верующие будут готовить себя к большому празднованию Рождества Христового - величественному событию в истории христианства. Сначала длительность поста не была определена, и его срок первые христиане определяли на свое усмотрение.

Однако уже на Соборе 1166 года, который имел место в Царьгороде во времена патриарха Луки и византийского императора Мануила, была определена сорокадневная длительность поста, а также утверждено начинать пост от дня памяти святого Филиппа, что по новому стилю приходится на 27 ноября. Именно поэтому рождественский пост в народе нередко называют "Филипповкой" или "Филипповским".

По словам Oтца Андрея, священника Киевского Свято-Ильинского храма, который на Подоле, пост, это, прежде всего, духовная смиренность. Это не просто воздержание от скоромной еды, но и воздержание человеком самого себя на духовном уровне, попытка проявить как можно больше смиренность к окружающим нас людям и обстоятельствам. Поэтому надо, прежде всего, примириться с родными и близкими.


Так как главное в любом посту - это любовь. Все христианское учение и церковь построены на любви. Можно высушить свое тело голодом, но при этом оставаться злым в сердце, не иметь любви ни к Богу, ни к ближним. А пост - это сохранение спокойствия душевного и любви к Господу. Главное - любовь, мир и тишина, спокойствие душевно.


Православная Церковь определенной категории людей позволяет облегчение или полное освобождение от поста. Да, святой Кирилл Иерусалимский говорил, что если женщина носит в утробе своей младенец, то ей пост отпускается. Так же отпускается пост и женщинам, которые еще кормят грудью.


Позволяется послабление поста также больным и тем, кто трудно работают во время поста. Но для этого каждый человек сначала должен лично подойти к священнослужителю и попросить благословение на послабление поста в силу тех или других обстоятельств.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.

Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.


Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

И все же, не смотря на все эти канонические предписания, пост не означает, по словам митрополита Антония Сурожского, - то, что необходимо еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; а именно приступать к Таинству Причастия чаще обычного. Пост - это время «самобичевания», тщательное испытание собственной жизни, так чтоб не оказаться осужденным, приступив небрежно к Святой Трапезе.

Рождественским постом нам предлагается несколько простых правил, а именно; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течение предшествующей недели молитвенным правилом, испытанием совести, примирившись с нашими обидчиками. Если правило велико, чтобы вычитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Кроме того, наша альма-матер Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.


За этими дисциплинарными правилами, звучат призывы, которые ведут нас за руку к более достойной встрече с Господом. Поклоняясь, как учат нас святые отцы, великому таинству вочеловечения Слова Божия, а главным образом, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы должны «перехитрить» Ирода, как это сделали волхвы (Мф.2, 12). Св. Никодим Святогорец говорит, что необходимо перехитрить мышление и похоти плоти, обмануть мысленного диавола, стремящегося помешать нам восходить в духовный Вифлеем к Богомлдаденцу Христу воспринявшего в Себя человеческое естество!


Есть такое выражение: «самоуничижение Божества». Господь ограничивает Себя для того, чтобы приблизиться к нам. Предвечный Бог нисходит к своим рабам «смирил несмиряемо несмиряемую Его высоту» (св. Иоанн Дамаскин). Трудный путь был у Девы Марии, ставшей Матерью Богомладенца, но подумаем и сами, сколько надо было божественной любви, чтобы не силой, не властью, не суровыми мерами попытаться исправить человека, - а унизить себя, умалить до человеческого естества! Это один из труднейших и самых сложных, может быть даже, богословских вопросов, и многие отцы объясняли его, но понять может только тот, кто сам в душе своей, в чистом сердце переживет эту великую «благочестия тайну».

Апостол Павел говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Божественный «кенозис» показывает нам, чем на самом деле является любовь Бога к нам грешным. Любовь - это уничижение, жертва, предложение себя и воспринятие другого. Поэтому, насколько каждый из нас освящается и обоживается, настолько и уничижается… Пределом такого физического и плотского самоограничения (утеснения), является согласно церковным канонам последняя неделя Рождественского поста.


Именно на эти дни приходиться празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы веселием, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Начиная со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной Церкви в навечерии совершаются часы, называемые Царскими и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы знамение того, что ныне Спаситель уже не таится в вертепе, но сияет всем народам.


В сам день Рождества Христова во плоти, дорогие братья и сестры мы исполнимся с вами особой духовной радостью и по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангелы вей на небеси, и радуются человецы играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки». Рождество Христово именуется Малой Пасхой.


Так пусть пасхальная радость в соединении с благодарением и славословием, пришедшему в мир Спасителю наполнит наши сердца, станет источником мира и любви в наших семьях, в городе и на селе, станет источником надежды и вдохновит каждого человека на все доброе и полезное нам и ближним нашим, и Отечеству нашему! Христос рождается, славите, Христос с небесе, срящите, Христос на земли, возноситеся…да все достойно восхвалим славное и честное Рождество сердцем и устами.
АМИНЬ.

28 ноября пост сорокадневный начинается,
И по народному - Филлиповым он называется,
Цель главная поста -
Приблизить верующих к празднику
Рождества Господа Иисуса Христа.
С началом поста я вас поздравляю,
Благополучия, здоровья и тепла души желаю,
Пускай Господь во всём вам помогает,
А вера в Бога всегда вас утешает!


Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября нового стиля), то этот пост называют Филипповым.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.

Правильный пост - это борьба за человеческое в самом себе. Он - попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост - это радость. Как и правильно переживаемое православие. диакон Андрей Кураев

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы - это просто диета.

Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу - это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.

Рождественский пост. Священное Писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города - велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли… Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. «Не бойтесь, - возвестил им Ангел, - ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь». (Лк. 2:10-11). «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (Лк. 2:13-14)… Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними - волхвы, их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)…

Пришел на землю Христос - источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное…

Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба благословляется рыба.

Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося - подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников - злых духов.

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.

Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него замарана грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах - абортах, измене супругов, не хождении в церковь.., - в такой душе Бога нет и быть не может - грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго.

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек подумывает о самоубийстве. И что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в Церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молиться, поститься, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоиться, - душа нашла то, что она всю жизнь искала.

Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца.

Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова и потому нестрогий, благословляется рыба (кроме среды и пятницы). Этот пост продолжается 40 дней - от 28 ноября до 7 января. Строгий пост - в Рождественский Сочельник - канун Рождества Христова, благословляется вкушать коливо после вечерней звезды.

«Истинный пост есть устранение от злых дел»

(святитель Василий Великий)

Сегодня Святая Православная Церковь вступает в Рождественский пост, который продлится 40 дней до самого праздника Светлого Христова Рождества. Предназначение этого зимнего поста в предуготовлении христиан к освящению оставшейся части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и подготовкой к празднованию Рождества Христова.

Когда был установлен Рождественский пост

Говоря об истории его возникновения, следует отметить, что Рождественский пост вошёл в обиход Православный Церкви в IV веке. Первое упоминание о нём мы находим у святителя Амвросия Медиоланского. Продолжительность поста, в разных местах соблюдавшаяся неодинаково, была установлена окончательно - сорок дней - только в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Длительность Рождественского поста неслучайна: число сорок - сакральное. Сорок дней и сорок ночей постился Господь наш Иисус Христос в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал Свой путь служения людям.

Начинается Рождественский пост 28 ноября. Накануне, 27 ноября, Церковью празднуется память святого апостола Филиппа, потому наступивший пост имеет ещё и другое название - Филиппов пост, в честь воспоминаемого апостола Христова. В этот день он принял мученическую кончину в городе Иераполисе Фригийском (греч. Ἱεράπολις; также - Иераполь, Гиераполис или «Священный город» (находился на юго-западе современной Турции)). Случилось это ок. 81–95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Рождественского поста следующий. Нельзя вкушать пищу животного происхождения - будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и так далее. Разрешены лишь растительная пища и рыба. В период со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) - дни особо строгого поста (без рыбы).

Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья желающего поститься. Есть церковный устав - достаточно строгий, но существует и более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Во всём нужен индивидуальный подход - необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Всякое дело необходимо творить с рассуждением, а потому общий подход таков: для человека, чьё здоровье не позволяет поститься в полной мере в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А тому, кто здоров, пост пойдёт только на пользу. Ещё в посте, как и во всяком добром деле, необходимо вырабатывать навык, привычку.

Основа всякого поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Речь идёт именно о воздержании, а не изнурении тела. Пост - аскетический подвиг, требующий хорошей подготовки и постепенности. Для того, кто никогда не постился, начинать можно с малого - хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые опрометчиво и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно и строго, в своей ревности не по разуму стремясь подражать великим подвижникам-аскетам. Но вскоре таковые или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на вся, очень скоро пост становится для них невыносимым и они бросают
его. Каждый для себя сам должен определить нужную меру - сколько требуется ему в сутки пищи. И потом понемногу необходимо уменьшать количество вкушаемой пищи и довести этот объём до того, что больше уже нельзя сокращать своё питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие - неспособности к основному делу поста. А это, прежде всего, борьба со своими страстями и сугубая молитва.

Слово в начале Рождественского поста (митрополит Антоний Сурожский)

«Мы вступили в Рождественский пост, в период, когда мы шаг за шагом подымаемся к дивному дню, когда мы будем созерцать Бога, ставшего человеком ради спасения нашего. И в сегодняшнем Послании, в преддверие этого поста, апостол Павел нам говорит, что Христос разрушил средостение, которое отделяло Бога и человека, как бы закрыл Собой пропасть, которая лежала между Богом и Его тварью.

…Средостение пало, пропасть закрыта, путь отверст, и сейчас мы идём к тому времени, к той светозарной и таинственной ночи, когда Бог становится человеком и начинается этот путь Господень ко кресту, к смерти, во ад, и к воскресению, которым Он нас возводит к жизни вечной, потерянной ещё нашими праотцами.

Поэтому будем идти к этому празднику благоговейно, готовиться, чтобы и в нашем сердце пало средостение, чтобы и в нашей жизни закрылась пропасть, которая нас отделяет от Бога, от любви, от человека, от жизни. И тогда радостно, благоговейно, трепетно встретим Младенца Христа, отдающего Себя в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти. Слава Ему за Его любовь, за Его отдачу, за Его бесконечное к нам терпение! Ответим же на Его любовь - любовью, на Его надежду, на Его веру в нас - ответим!»

Пост. 89 сочинение из самой известной книги святителя Тихона Задонского « Сокровище духовное, от мира собираем ое»

«Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце своё - от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Видишь, христианин, пост душевный. По­лезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост ду­шевный нужен непременно, потому что и те­лесный пост без него ничто.

Многие постятся телом, но не постятся ду­шой.

Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и ка­кая им от того польза?

Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения постить­ся не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но прости­рают их на мздоимство, хищение и грабёж чу­жого добра - и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, что­бы тебе пост полезен был, то, постясь теле­сно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево своё, так наложи на злые мысли свои и прихоти.

Да постится ум твой от суетных помышле­ний.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (См. Пс. 118:37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуж­дения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хище­ния чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори добро (Пс. 33:15; 1 Петр. 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всяко­го злого слова, дела и помышления, учись вся­кой добродетели, и будешь всегда перед Бо­гом поститься.

Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьёте рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в ко­торый смирит человек душу свою, когда согнёт шею свою, как серп, и подстилает под себя ру­бище и пепел. Не такой пост назовёте постом приятным, не такой Я избрал, - говорит Гос­подь. - Но разреши всякий союз неправды, раз­рушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание непра­ведное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокров­ного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрас­тёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и сла­ва Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из сре­ды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодно­му душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58: 4–10)».

Сил духовных и телесных на время поста! Да пройдёт он для каждого из нас с максимальной духовной пользой!


Какое удивительное словосочетание.

Рождество - праздник Боговоплощения Господня, и с ним - обожения человека. В этот день под воссиявшей Вифлеемской звездой в вертепе - пещере, где содержали скот, Сын Божий рождается как Сын человеческий. И приходят поклониться Ему пастухи, и волхвы приносят дары - золото, ладан и смирну - к Его яслям, и Ангел вещает Его родителям о необходимости бегства Пречистой с Богомладенцем и святого Иосифа в Египет, и исходит гневом и гибнет в муках злой Ирод.

Праздник, с которого начинается Его путь как смертного, чтобы Он «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал» в день своего Светлого Воскресения… Рождество - величайшая радость, ибо с него начинается иной, новозаветный этап человеческой истории. Начинается история Божественного человеческого спасения, осознавать все величие которого предстоит многие века и тысячелетия.

И тут же мы читаем строгое слово «пост», нацеленное на телесное воздержание и особое внимание к нашей духовной жизни. Сорок дней Рождественского поста - Четыредесятницы, менее строгого, чем Великий пост, но почти такого же продолжительного, призваны подготовить душу верующего к этому удивительному событию.

Менее строгий.. Что это означает?

В этот пост по праздникам дозволяется есть рыбу, умеренно употреблять вино, но не в пище, не в ограничении или разрешении ее суть поста. Это, прежде всего, духовное сосредоточение на смысле праздника, к которому пост ведет. Это вопросы, которые мы должны задать себе в этот период и постараться ответить на них. Что такое для меня Рождество Христово? Какое отношение к нему имею я? Какое отношение имеет оно ко мне? Сколько раз я должен возродиться, из Рождества в Рождество рождаясь вместе с Ним, чтобы и для меня настала Пасха моей собственной души? Готов ли я последовать вслед за Ним по Его пути, от Рождества Его и до Голгофы? Готов ли пережить то, что пережил Он, умудриться Его мудростью и распять в себе то, что отличает меня от Него, чтобы моя душа могла воскреснуть спасенной раз и навсегда?

Трудные вопросы поста, но нам надо на них ответить, чтобы радость Рождества озарилась за много дней предпасхальной радостью, несмотря на память обо всем, что предстоит до события Светлого Христова Воскресения…

История установления Рождественского поста

Рождественский пост возник в древние времена. С IV века мы находим упоминания о нем в творениях святого Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, святого Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, в V веке - Льва Великого.


Длительное время Рождественский пост не имел общих для всех христиан ограничений по длительности: у одних он длился семь дней, у других долее. Общий для вcех период был установлен в XII веке, в 1166 году на Вселенском соборе в период правления византийского императора Мануила при константинопольском патриархе Луке, когда всем христианам было положено хранение поста в течение 40 дней.

Даты, ограничивающие продолжительность, были также установлены в те далекие времена: 15/28 ноября по 24 декабря/6 января . Пост назвали также Филипповским по имени апостола Филиппа, так как заговенье на пост (последний день перед постом) приходится на день его памяти - 14/27 ноября.

Этот пост призывал на особую щедрость к бедным - святитель Лев Великий рассматривал Рождественский пост как период жертвенного благодарения Богу за плоды, собранные в щедрое летне-осеннее время.
И в этом также есть особое приготовление - никто не должен был горевать в этот праздник ни от духовной, ни от телесной обездоленности. А поскольку далеко не все способны сохранять духовную радость при плотских испытаниях, то имущим надлежит облегчать участь неимущих, чтобы и они в полноте могли возрадоваться рождественской радости.

Как любое библейское событие, неоднозначное и многоассоциативное, Четыредесятница, по мнению Симеона Фессалоникийского, символически восходит к 40 дням поста Моисея, который по истечении этого срока получает Декалог - десять заповедей Божиих. Также по 40 днях Рождественского поста через Пречистую Богородицу приходит к нам Бог-Слово, несущий истины Нового Завета.

В XVII веке Никифор Каллист пишет, что в VI веке император Юстиниан установил празднование Рождества по всему христианскому миру. Рождественские песнопения создавались длительное время. Их святые авторы - в V веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в VII - Анатолий, Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святитель Иоанн Дамаскин, Косьма Маиумский, Патриарх Константинопольский Герман, преподобная Кассия в IX веке создавали основу песнопений, звучащих через века под сводами больших храмов и малых церквей в чудесную Рождественскую ночь.

О трапезе в Рождественский пост

Мы уже говорили, что в том, что касается постной трапезы, этот пост относительно не строгий. Но для тех, кто намерен соблюдать пост, как полагается по Уставу, приведем основные ограничения в пище.

От первого дня поста до 6/19 декабря:
С 7/20 декабря по 19 декабря /1 января:

  1. по средам и пятницам - сухоядение;
  2. по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по вторникам и четвергам - горячая растительная пища с растительным маслом, вино;
  4. по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.
Последний период, с 20 декабря/2 января по 24 декабря/6 января:
  1. по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение;
  2. по вторникам и четвергам - горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом.
24 декабря /6 января, в Рождественский сочельник в старину было положено есть сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы.

Однако все эти строгости вряд ли мы сможем соблюдать сегодня в своей сильно изменившейся жизни. Достаточно будет, чтобы те, кто может себе позволить по состоянию здоровья и силе духа, отказались от мяса, яиц и молочных продуктов. Но и здесь можно взять благословение на употребление некоторых продуктов для тех, кто, например, страдая заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не может обойтись без стакана кефира в день в качестве лекарственного средства. Так же люди, занимающиеся интенсивным умственным и физическим трудом, могут просить относительного послабления, включения в рацион некоторых продуктов, которые лучше оговорить со священником и получить отдельное благословение на их употребление. И еще - больные люди, будущие матери и дети освобождаются от поста.

В пост в старину ели каши, щи, пироги с растительной начинкой - капустой, картошкой, грибами, фасолью и пр. Ели соленья, заготовленные с осени, - огурцы, помидоры, моченые яблоки. Постный стол не был скудным. Но неизменно, в любом случае основа постной трапезы носит волевой характер - смысл ее, прежде всего, в воздержании, ибо объесться можно и квашеной капустой, и кашами, а переедание, обжорство - отнюдь не постное гастрономическое поведение.

Чтобы переход к посту не был резким и обременительным настолько, что может привести к унынию и депрессии, переход к нему должен быть постепенным. Не стоит доводить себя до состояния, когда от чувства голода вы начнете есть поедом своих близких, друзей, коллег на работе. Нам не по силам мериться со святыми, которые могли вообще обходиться без пищи. Той связи с Божественной энергией, которой они были удостоены, мы, конечно, не имеем, поэтому легко себя угробить неразумным пощением, причем и духовно - тоже. Просто голодный человек становится гневливым, раздражительным. Всё должно быть по силам.

Что касается Нового года, который приходится на постный период, то привычка превращать новогоднее застолье в «праздник живота» не полезна ни для духа, ни для тела. Советуем перелистать многочисленные книги по еде в пост, которых сейчас немало в книжных киосках и на прилавках книжных магазинов. Там найдется множество постных и вкусных рецептов, о которых, опять же, стоит помнить одно - не переедать, не предаваться чрезмерному обжорству и пьянству: и то и другое противоречит принципам любого поста.

В Новый год, встречая его по светскому обычаю, хорошо вспомнить все, что он нам даровал, сказать «спасибо» тому, что даровал Бог, сделать выводы из полученных уроков, и наступление его встретить с чувствами Надежды, Веры, Любви к Тому, чьего Рождества мы ожидаем всего через неделю.

Рождественский пост и древние традиции

Кто не читал «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, не видел чудесного старого фильма, потерял немало. По поверьям, перед Рождеством нечисть выбирается наружу и начинает свои игрища. Церковь осуждает гадания, святочные традиции, но они накрепко засели в народном представлении, и лишиться этого трепетного периода, когда зажигаются перед зеркалами свечи, льется в воду воск, летят за ворота сапожки, попадая по головам незадачливых прохожих, трудно. Девушки, желая узнать имя суженого, подбегали к первому встречному, и.. помните, знаменитое пушкинское: «Как ваше имя? - смотрит он, и отвечает: «Агафон»… Эти традиции, так же, как и колядки, сохранились кое-где, но это те силы, с которыми лучше не заигрывать, а обратиться к событию, к которому мы стремимся эти сорок зимних дней…

Рождественская радость

На дворе - Рождественский пост. Зима, и мы идем за елочками, новогодними игрушками, выбираем подарки, ждем Санта-Клауса - за рубежом и Деда Мороза - у нас.

Но главное - нам стоит помнить, что все эти Рождественские сюрпризы, все наши искренние устремления доставить радость ближнему восходят к древнему пожеланию Льва Великого: в пост перед Рождеством оделить добром - духовным, душевным и материальными дарами всякого, кто рядом с нами. Пусть в Рождество никто не чувствует себя обделенным благами, которыми сполна награждает нас Господь, и, произнося слово «Спасибо!», будем помнить, что оно состоит из двух слов прекрасного пожелания: «Спаси БОГ!»

который также называют Филипповским, поскольку открывает его день апостола Филиппа 27 ноября.

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября».
На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Еще в ранние века христианства основной смысл этого поста заключался в духовном очищении человека. В пост полагается отказаться не только от скоромной пищи, но, главное, от греховных мыслей, пагубных страстей и привычек, чтобы с чистым сердцем встретить праздник Рождества.
Апостол Филипп: один из 12 апостолов, уроженец Вефсаиды, города, где также родились апостолы Андрей и Петр. В Евангелии о нем упоминается во время чудесного насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами.
После тайной вечери, когда Господь в прощальной беседе возвестил апостолам о Своем отшествии к Отцу, Филипп, под влиянием чувственных и земных представлений, сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и этого будет нам довольно».
По вознесению Господа на небо Филипп упоминается вместе с прочими апостолами, пребывающими в Иерусалиме в ожидании Святого Духа. Предание сообщает, что впоследствии он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии, мученически скончался при Доминициане, был распят в Иераполе.
Рождественский пост не считается строгим: в понедельник, среду и пятницу полагается растительная пища без постного масла, а во вторник и четверг - с растительным маслом, в субботу же и воскресенье, вплоть до 2 января, разрешено есть рыбу.
Кроме того, рыбу можно есть и в большие праздники, такие как Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день святителя Николая Чудотворца (19 декабря), также в дни памяти некоторых святых - апостолов Матфея (29 ноября), Андрея Первозванного (13 декабря) и князя Александра Невского (6 декабря).
В последнюю неделю перед Рождеством пост становится более строгим.