Вольф Мессинг - «О, возлюбленная моя!». Письма жене. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя… Рецензия на фильм "Утро"

В двадцать лет Стив давал в Лос-Анджелесе свой первый сольный концерт. Ольга сидела в зале, одновременно гордясь и печалясь: вот, мальчик вырос, теперь он совсем самостоятельный. Настоящий мужчина…

Стива долго не отпускали со сцены. Выйдя за кулисы и увидев там Ольгу, он засиял и почему-то смутился, чувствуя, как в нем что-то изменилось.

– Ольга! Я так счастлив…

Она обняла своего выросшего мальчика и вместо привычного поцелуя в висок неожиданно для себя самой поцеловала его в губы. Легко, одним касанием, но Стив как будто вспыхнул. Он ведь был так одинок, а она так ласкова. И так красива…

– Ольга… Ольга… пожалуйста… – он запинался, не в силах вымолвить больше ни слова.

– Поедем, – улыбнулась Ольга, почувствовав все одиночество и тоску своего выросшего мальчика.

Она жила одна, в собственном доме. Оба замужества оказались очень недолгими. Первый брак потряс ее тем, что мужчина, который заваливал ее цветами, восхищался ее голосом и даже толпами поклонников, став мужем, вдруг решил, что эта сказочно красивая, чувственная женщина должна принадлежать только ему. Второй муж тоже безумно ревновал ее к занятиям, выступлениям, карьере. Но Жар-птицу в руках не удержишь…

Черный лимузин летел сквозь сверкающие огни вечернего Лос-Анджелеса. Стив целовал Ольгины руки и, случайно касаясь высокой груди, вздрагивал, как от удара током. Он страстно желал ее и в то же время ужасался собственным желаниям.

В роскошном холле Ольгиного дома их встретил огромный рыжий кот. Он громко урчал и лез к Ольге на руки… А Стив как наяву увидел вновь окровавленного, дрожащего, испуганного братишку…

Чуткая Ольга, заметив, как изменилось настроение гостя, превратилась в просто радушную хозяйку. Выпив по бокалу шампанского за успешное начало музыкальной карьеры Стива, они вежливо распрощались.

Но уже в субботу Стив стоял в синагоге и слушал, как поет любимая. Едва дождавшись окончания, он сунул ей записку с адресом и мгновенно скрылся.

Стив ждал Ольгу до позднего вечера. Его первое собственное – после интерната – жилище было очень скромным: крошечная съемная квартирка, небогато обставленная, но идеально чистая. А главное – это был его собственный угол. Но сейчас любимое убежище давило Стива, как клетка. Он метался от стены к стене, несколько раз вставал под ледяной душ, даже начал разговаривать с драгоценным альтом:

– Ну скажи ей, поторопи ее, ты же обещал, что она придет…

Звонок в дверь полоснул по нервам, как удар бича. Стив, казавшийся Ольге таким юным и стеснительным, буквально втащил ее в квартиру и захлопнул дверь. Ни в поцелуях, ни в руках его не было и намека на робость. Оробела скорее Ольга:

– Мальчик мой…

– Не надо! Я уже не мальчик…

Потом они, тесно прижавшись, лежали на его узкой кровати. Стив нежно гладил возлюбленную, зарывался в рассыпавшиеся волосы и говорил, говорил:

– Ты вселенная, любовь, ты весь мир. Ты спасла меня, ты подарила мне музыку, ты подарила мне саму жизнь. Я должен сделать тебя счастливой. Мы теперь всегда, всегда будем вместе…

Ольга смотрела печально:

– Завтра я улетаю на гастроли…

Она вернулась только через месяц, но следующие полгода стали одним сверкающим счастьем. Стив как будто не замечал, что между сумасшедшими, страстными ночами были еще и дни. Он много занимался, он отыграл несколько концертов, критики восторгались взлетом его мастерства и прочили ему мировую славу… Но для Стива все это было как бы между прочим, главное была – она, Ольга. Чуткая, понимающая, невероятно красивая. Огромные глаза, один взгляд которых погружал в сладкую бездну, водопад темных кудрей, белоснежная кожа, высокая шея, нежные плечи, тонкая девичья талия, полные бедра…

– Ты мой альт, моя музыка, – шептал он ей, вспоминая «Песнь песней» царя Соломона: «Ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе…»

Но Ольга даже в буре страстей ясно видела, что у них нет будущего. Да, их тянет друг к другу, как два полюса магнита, но… ему двадцать, ей сорок, и в глазах общества – тем более музыкального общества – подобный союз ужасен. Обнародовать его – значит поставить крест и на ее, и на его карьере.

Она изо дня в день откладывала решение, все отчетливее понимая: Стив ослеплен любовью и ни за что от нее не откажется. Значит… Однажды она уже спасла этого чудесного мальчика, и сейчас вновь должна его спасти. Теперь уже от самой себя.

Вольф Мессинг

«О, возлюбленная моя!»: письма жене

Фотография на обложке: © Лев Иванов / РИА Новости

© ООО «Яуза-пресс», 2017

От редакции

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!» – этими словами из библейской Песни Песней Вольф Мессинг начал свое первое письмо к обожаемой невесте.

Аида Мессинг-Рапопорт стала для великого экстрасенса не просто супругой и ассистенткой, но «ангелом-хранителем», главной советчицей и исповедницей, единственным близким человеком, с которым Мессинг делился всем.

Только наедине с женой Мессинг мог быть самим собой – не «магом», «пророком» и «сверхчеловеком», каким видела его публика, но любящим мужем, нежным, трогательно заботливым, готовым носить свою обожаемую жену на руках.

Только в письмах к любимой он был абсолютно откровенен, шла ли речь о его сверхъестественных способностях и магии его мозга или об их личной жизни. Разумеется, далеко не обо всем можно было писать прямо, поэтому Мессинг прибегал к намекам и аллегориям.

В этих страстных исповедальных письмах перед нами предстает совсем иной Мессинг – не только величайший экстрасенс, способный загипнотизировать кого угодно и не склонявший головы даже перед Сталиным и Берией, но еще и очень ранимый и совестливый человек, который всю жизнь нес неподъемное бремя своего феноменального Дара и мог разделить его только со своей обожаемой женой.

По свидетельству людей, близко знавших чету Мессинг, Аида Михайловна вела дневник, содержанием которого никогда ни с кем не делилась. Друзья только видели, как она что-то быстро записывает в тетрадь. В дошедшем до нас архиве Вольфа Мессинга дневников Аиды Мессинг-Рапопорт обнаружено не было, но редакция не теряет надежду найти их. Надежда всегда сохраняется. В конце концов, десять лет назад никто и подумать не мог о том, что будут найдены дневники и письма Вольфа Мессинга.

Об этом знал только Вольф Мессинг.

Человек, который знал все или почти все и читал будущее, как раскрытую книгу.

Публикуемые письма Вольфа Мессинга к его жене, помимо всего прочего, также интересны тем, что содержат информацию о событиях, которые произойдут в будущем. В нашем с вами будущем.

Вольф Мессинг умел видеть на много-много лет вперед.


«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями.

Доколе день дышит прохладою и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.

Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!»

Песнь Песней Соломона


«Наши судьбы были во многом схожи. Обоим довелось многое пережить. У меня не осталось никого из родных, у Аиды – почти никого. У нее была сестра Ираида… Аида очень трогательно заботилась о ней. Эта замечательная женщина и обо мне заботилась очень трогательно. Ее большое сердце не допускало иного. Если Аида любила, то любила самозабвенно, если ненавидела – то от всей души. Когда мы стали жить вместе, я как будто попал в рай. Из моей жизни исчезло множество докучливых забот. Исчезло все, что меня раздражало. То, на что у меня уходили часы, Аида решала в считаные мгновения. «Добрая волшебница, где твоя волшебная палочка?» – спрашивал я. «Здесь», – отвечала она, положив руку на грудь. Если на свете среди людей живут ангелы, то моя Аидочка была одним из них».

Мессинг Вольф, «Я – телепат Сталина», воспоминания

Письма Вольфа Мессинга к его жене Аиде Михайловне Мессинг-Рапопорт (1944–1960)

Без даты

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской!

Прошу прощения за такое торжественное начало, но оно как нельзя лучше передает мои чувства. Да, только словами из Песни я могу выразить то, что переполняет меня и рвется наружу!

Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!

Когда уста произносят Песню, сочиненную две тысячи лет назад, когда чувства сливаются с этими словами, то осознаешь великую силу любви, силу, которая неподвластна времени, стирающему все сущее в прах.

Я полюбил! Я люблю! Я хочу рассказать о своей любви той, которая зажгла огонь в моем сердце.

Возможно, человеку солидному не подобает влюбляться с первого взгляда, как мальчишке. Возможно, мои чувства могут показаться несерьезными. Но это не так! Прошу верить мне! Я нарочно решил написать это письмо, чтобы иметь возможность спокойно изложить свои мысли и чувства.

Спокойно! Как бы не так! О каком спокойствии может идти речь, когда сердце готово выпрыгнуть из груди, а голова кружится, словно от вина?! Любовь – самое крепкое вино на свете. Я невероятно волнуюсь, потому что речь идет о моей жизни. Но руки повинуются мне лучше, чем язык. Я вообще не мастак говорить. Красноречие – не моя сильная сторона. У меня вообще нет сильных сторон, кроме моего дара. О даре подробно расскажу потом, у нас еще будет время для того, чтобы получше узнать друг друга, любимая моя! Сейчас я хочу сказать о том, что чувства мои искренни, а любовь моя велика. Едва увидев, я полюбил и сам себе удивляюсь, но это так. Что-что, а в своих чувствах я могу разобраться. Про дар мой скажу только, что его не надо бояться, он не приносит проблем никому, кроме меня самого, а я к этому уже давно привык. Но не о моих способностях сейчас речь, а о моей любви.

Я люблю, и я счастлив оттого, что люблю! Я жажду только одного – взаимного чувства, которое сделает меня самым счастливым из людей. Я нисколько не преувеличиваю, когда пишу: «Самым счастливым». Именно так и есть.

Неправы те, кто называет любовь с первого взгляда «скоропалительной», «поспешной», «несерьезной». Мне кажется, что настоящая любовь может быть только такой – с первого взгляда, с первой встречи. Это как свет, который озаряет жизнь. Человек видит свет и понимает, что он полюбил. Постепенно влюбиться невозможно. Только сразу! Постепенно можно только подружиться, но между любовью и дружбой пропасть!

Поверь мне, любимая моя, умоляю, поверь! И прости за то, что, едва познакомившись, я обращаюсь к тебе так, будто мы тысячу лет знакомы. Но у меня такое чувство, будто мы знакомы тысячу лет. Иначе и быть не может, ведь мы предназначены друг для друга! Я увидел в твоих глазах не только волшебный свет любви, но и то, что ты разделяешь мои чувства. Для этого мне не понадобилось прибегать к моему дару, я не использую его в отношениях с близкими мне людьми, вспыхнувшая во мне любовь помогла мне понять твои чувства. Когда любишь человека, то понимаешь его.

Вспыхнувшая любовь! Ты можешь подумать, что то, что скоро вспыхнуло, скоро погаснет. О нет, любимая моя! Умоляю тебя – не думай так. Заклинаю тебя – не сомневайся во мне! Понимаю, что все произошло очень быстро и ты в смятении. Но не делай поспешных выводов, любимая моя! Не беги от своего счастья! От нашего общего счастья! Я знаю, что вместе мы будем счастливы, как никто другой на белом свете. Я знаю это, поверь. Моя любовь будет тому порукой.

Хочу немного рассказать о себе. Есть три Вольфа Мессинга… Не думай, что я сумасшедший, а читай дальше! Есть три Вольфа Мессинга. Первый – это тот, кто выходит на сцену и демонстрирует свои опыты. Ненавижу, когда меня называют «артистом» или «фокусником», потому что мои опыты – не концертные номера и не фокусы. Но люди считают так – раз на сцене, то артист, а я и сам не знаю, как мне называть себя.

Второй Вольф Мессинг известен немногим. О нем вспоминают, когда в нем есть необходимость, а затем оставляют в покое до следующего раза. Можно считать, что его не существует.

Третий (и настоящий) Вольф Мессинг – это сорокапятилетний одинокий еврей, потерявший всех своих родных в Польше, занятой проклятыми фашистами. У него большое сердце, в котором до вчерашнего дня была тьма и пустота. Теперь же в моем сердце свет любви, огонь любви, который зажгла ты, любимая моя. Я будто заново родился, увидев тебя. Безрадостная жизнь обрела радость и смысл. Одиночество всегда бессмысленно, ибо одинокий человек живет только для себя, а это все равно что не живет. «Если я только за себя – то кто я?» – говорил мудрый Гиллель.

Все мои близкие остались в Польше, только мне удалось выбраться оттуда. Хочется верить, что они спаслись или что хотя бы кто-то спасся. Надеюсь на чудо, жду, когда закончится война, чтобы попробовать разыскать их или их следы. Здесь я одинок. Я уже привык к своему одиночеству и думал, что оно будет вечным, но вчера вдруг все изменилось, и теперь я ликую, как человек, которому подарили новую жизнь.

П.Песн. 4:1.

Глава 4

Четвертая глава книги Песня Песней говорит о Церкви, которая будет восхищена. Здесь показан образ Верной Церкви, которую Иисус хочет видеть, как Свою невесту в день свадьбы. Иисус смотрит на Церковь как на Тело.

Песня Песней 4:1

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской»

Вся невеста прекрасна. И Жених далее описывает части тела, которые более всего впечатляют Его. Первое, что мы видим – это глаза , которые говорят об откровении в Церкви. Откровение – это свет . Можно увидеть ровно столько, сколько есть света, отражение которого мы видим. Можно выключить свет, и мы не будем знать, кто находится в комнате. Но включив свет, мы сразу же увидим всех, кто находится здесь.

Чтобы пройти путь спасения, Церковь должна видеть на расстоянии. И когда Церковь передает это откровение, она на верном пути. Она видит опасность, что позволяет ей быть готовой к борьбе. Видит свои одежды, и заботится о том, чтобы быть одетой как положено. Без откровения Церковь не будет восхищена. И это наша забота – видеть сегодня «голубиными глазами » , глазами Духа. Глаза у голубя имеют очень широкий угол обзора, почти в 360 градусов. Церковь последнего времени должна принимать свет, который приходит от Иисуса и отражать его. Церковь не может смотреть по-плоти. Церковь – это отражение Христа . Он хочет явить Себя Церкви через откровение. И желает, чтобы Церковь была результатом этого откровения.

Далее говорится о волосах : « ...волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской» . Волосы – это мысли . Иисусу не безразлично, о чем думает Его Церковь, какие имеет мысли. «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» Пс. 93:11 . Наш Господь видит то, о чем думают люди на земле, о чем помышляет мир: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» Быт. 6:5 . Наши мысли проникают в самое наше сердце, и они оказывают на нас огромное влияние: «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он ...» Прит. 23:7. Поэтому Господь предупреждает нас, чтобы мы хранили наши сердца в первую очередь, так как только «чистые сердцем Бога узрят» . Какой же хочет видеть, Иисус, Свою невесту и какие мысли должна иметь церковь сегодня?

В этом стихе упоминается гора Галаадская. В Псалме 59:9 Галаад именуется состоящим под особым надзором Божьим. «Мой Галаад ...» – говорит Господь. Галаад – это большая область к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря. Галаадское нагорье очень плодородно: на нем простирались обширные пастбища. Знаменит был и «галаадский бальзам». Бальзам использовали для заживления ран и в косметических целях. Хотя Галаад и считался каменистою страною, но он владел многими водными источниками, обширными пастбищами и тенистыми лесами и рощами. (См. Быт. 37:25 ; Нав. 17:1 ; Суд. 10:3 ; 3 Цар. 17:1) .

Невеста Христа или Верная Церковь думает о верности своему Жениху. О том, как следуя откровениям, выполнить свою миссию, о плодах спасения. Она живет заботой о стаде. Она думает о Теле. Чтобы Дух Святой (бальзам ) не переставал заживлять духовные раны и производить чудесные исцеления внутри Тела. Так же она помышляет о том, чтобы оставаясь под защитой Господа, в Его тени, постоянно питаться из Его водного источника, где течет вода живая.

Песня Песней 4:2

«Зубы твои - как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними»

Зубы говорят о способности есть пищу. Пища Верной Церкви – хлеб с Неба . Верная Церковь питается откровениями Божьими. Иисус говорит: «Я есмь хлеб жизни» Ин. 6:48 . Мы должны питаться каждый день и с благоговением принимать эту пищу. Следить за чистотой, чтобы наша пища была без примесей « как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни» . Когда овца не острижена, то к ее шерсти прилипает много грязи и различного мусора. Когда мы долгое время не чистим зубы, они портятся, и во рту скапливается великое множество различных бактерий, которые мы проглатываем вместе с пищей. Это приводит к расстройству желудка, и мы чувствуем себя нехорошо.

Бог посылает нам Свое слово из вечности, которое есть – «хлеб жизни» . Дух Святой заботится о нашей чистоте. Он выстригает Своих овец, очищает, обрезает, водит к источникам вод: « чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» Еф. 5:26 . Господь купает Свою Церковь в Своих откровениях. Такая Церковь всегда имеет плоды спасения и никогда не бывает бесплодной .

Песня Песней 4:3

«Как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими »

Когда уста открываются, никто не видит полоски, ленты красной на губах. Когда вы закрываете уста, то можно увидеть эту полоску. У рта есть губы – две части розового цвета. Но красота в том, когда эти две части сомкнуты. Это образ прошения о силе Крови Христа закрытым ртом . Не надо кричать: «Есть сила в Крови!» . Это прошение в сердце. Церковь, которая будет восхищена, взывает о силе Крови Иисуса в своем сердце. Она не использует это прошение для того, чтобы обвинить, обидеть или ранить. Она ничего не говорит лишнего, она знает, что Работа Святого Духа производится в сердце. Церковь в это время говорит Духом. И Господь хочет услышать голос невесты, говорящий нежным голосом «голубя» .

Песня Песней 4:16

«Поднимись [ветер] с севера и принесись с юга, повей на сад мой, - и польются ароматы его! - Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его»

Здесь мы видим молитву Церкви , прошение о том, чтобы Иисус пришел быстрее. Она уже приготовилась, она уже является Телом. Дух Святой уже приготовил Церковь, поэтому она просит Христа, чтобы Он пришел быстрей. Ветер – это Дух Святой. Церковь представляет собой цветущий сад для Господа. Духовные дары – это цветы. Ветер опыляет цветы, чтобы были плоды. Плоды – это результаты даров. « ...И польются ароматы его!» – это движение Духа Святого внутри Церкви.

Люди говорят, что самый большой дар – это любовь. Они даже не знают, о чем говорят. Написано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится ...» 1 Кор. 13:4 . Кто имеет эту любовь? Любовь, о которой здесь говорится – это любовь Духа Святого в Теле Церкви . Никто не имеет в себе изолированную любовь Иисуса. Насколько больше приходит благословений, настолько меньше становимся мы. Это делает Дух Святой. Мы – ничто в этом мире. Без даров, без цветов нет плодов.

Приведу пример : Одному брату Бог дал откровение о ком-то из местной церкви. И брат совершил пост за этого человека. Откровение – это дар, это цветок, а пост – это уже плод . «Я буду три дня на рассвете искать Бога, молясь за этого человека» . Это плод. Вы движимы любовью, которую Дух Святой вложил в сердце. Настоящая любовь – это не «эрос» и не «филео» . Настоящая любовь – это «агапе» . Когда я молюсь по откровению за какого-либо человека, даже не зная этого человека, то это – плод.

Когда Дух Святой начинает дуть на сад, Церковь последнего времени хочет только одного: чтобы быстрей пришел Возлюбленный, чтобы увидел плоды того, что происходит в Церкви.

И как Иисус отреагировал на это приглашение? Об этом узнаем из 5 главы книги Песня Песней .

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Неблагодарное это занятие писать о фильме, который взял тебя в плен, и остался внутри, став частью твоего внутреннего мира. Рискуя быть сумбурным и не объективным, я все же попробую.

— это чувственный нежный философский фильм о первой любви, которая не испарилась, а пустила корни и взросла в душе главного героя (), превратившись в вечно манящий призрак.

По этому поводу можно "накрутить" многое: и про экзистенциальный кризис современного человека, его пустоту и невротические метания, и про неудовлетворенность проходящей жизни, и про отчаянье "что ничего нельзя изменить" и т. д. т.п.

Многослойность картины дает для этого прекрасную возможность, но все эти умные словеса мало кого сейчас трогают. Лично меня берет зависть, что я лишен такого таланта к любви, как этот Фердинанд. Наверняка, каждая женщина в душе мечтала бы, чтобы её любили так же страстно и преданно, но так везет не каждой… Наше время, к сожалению, не располагает к этому, поэтому истинным романтикам приходится маскироваться под циников, чтобы их не истребили окончательно.

Что касается непосредственно сюжета, то он весьма прост, если не сказать, банален, но тем ценнее, что мог из этого сделать автор: мужчина по имени Фердинанд (Юрий Степанов) приводит в свою квартиру, женщину по вызову Еву (), для вполне определенных целей. Вместо того чтобы сразу приступить к делу он мучает её разговорами и совершает странные действия, которые заставляют её заподозрить в нем маньяка. В конце, конечно, выяснится, что никакой он не маньяк, а совсем даже наоборот, и все его пугающие манипуляции, такие как вытереть лак с ногтей, подушиться выбранными им духами, снять парик, это всего лишь попытка приблизить Еву к тому образу, который он хранил в душе столько лет. Сделать ее родной и близкой, именно той, в которую он влюбился ещё в школе...

Превратности любви заставляют блуждать Фердинанда извилистыми дорожками, испытывая его чувства на прочность и вынуждая то же проделывать с другими. Я имею в виду его историю с собственной женой (), которую он подвергает изощренному тесту на верность. В этом он, конечно, уязвим и одновременно по-человечески понятен. Но раненное сердце живет по своим законам, и судить его с позиции холодного здравого смысла вряд ли было бы верно.

Очень радует, что в этой истории есть место тонкому юмору, так изящно вплетенному в диалоги главных героев. На ум приходят такие авторы как Пинтер или Мрожек… хотя здесь всё растворено в абсолютно реалистическом пространстве без искусственной экзальтации.

Наше кино редко балует нас такими изысками, что делает этот фильм особенно притягательным.

Фильм абсолютно режиссерский, несмотря на то, что, казалось бы, в кадре на переднем плане актеры и они по большей части пребывают в замкнутом пространстве квартиры, где камера ловит их каждое движение и дыхание. Именно в таких жестких условиях чаще всего и проверяется мастерство постановщика, когда нельзя спрятаться за эффектами, погонями или батальными сценами.

Отдельных слов заслуживает гипнотическая музыка. Она здесь выступает ещё одним равноправным персонажем действия, то страстным, то деликатным, незримо присутствуя чуть ли не в каждой сцене. Иным словами музыкальная партитура здесь проработана с дотошностью музыкального фильма, словно слова от автора, которые уверено ведут картину к её логическому разрешению.

Просмотрев половину фильма, я не мог отделаться от мысли, что обязательно захочу её пересмотреть спустя несколько дней. Очень радует, что в эпоху одноразовых стаканчиков ещё есть вещи, которые могут быть если не бесконечными, то многоразовыми, способными открывать в тебе раз за разом, что-то новое и нежное.

Свт. Амвросий Медиоланский

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской

Христос же, хотя принял Церковь Свою, как можно прочесть в Книге Захарии пророка, в нечистых одеяниях, но, облачив ее одеяниями белыми - или душу, омовением возрождения очищенную и омытую, - говорит: О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные (Песн. 4:1) , - глаза голубицы, в виде которой Дух Святой с небес нисходит.

О таинствах.

Блж. Августин

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской

Это назначение того, чтобы ничего не совершали мы в раздвоении сердца, вынув из нашего глаза бревно зависти, злобы, лицемерия, чтобы мы обрели такое зрение, при котором удалялся бы сучок из глаза нашего брата. Ведь будем мы тогда углядывать его в глазах голубиных (ср.: Песн. 4:1 ), каковые изречения присваивает невесте Христовой, которую избрал себе Бог, славной Церкви, ни пятна или морщины не имеющей, то есть чистой в своей простоте.

О нагорной проповеди Господа.

Беда Достопочтенный

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской

Если бы козы и шерсть или шкуры коз всегда обозначали нечистоту грешников и никогда - смирение кающихся, то никоим образом это животное не было бы к чистым причислено и не было бы сказано ради прославления невесты: Волосы твои - как стадо коз (Песн. 4:1) .

О скинии.

Аппоний

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской

Разумей: и телесную, и духовную, одинаково совершенную красоту Церкви язычников, очистившейся от привычки ко всякому телесному пороку и от поклонения множеству мерзостных идолов и обращённой к Единому Богу истинному, восхваляет [здесь] Господь Христос. Ибо первое есть красота духовная - дабы познать Творца своего; второе - дабы познать себя самоё: каковою и чего ради сотворена.

Изложение Песни Песней.

Лопухин А.П.

Ст. 1-6 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои - как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных; два сосца твои - как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама

Для изображения красоты невесты священный поэт соединяет в один образ многочисленные и разнообразные черты и штрихи природы, причем последние решительно преобладают над чисто человеческими чертами и отнюдь не суть puncta comparandi, а именно принадлежат образу невесты, как особенно видно из ст. 12 -15 , где штрихи природы без посредства сравнительной частицы прямо представляются предикатами невесты. Здесь именно, как и в других частях книги, оправдывается воззрение проф. Олесницкого, что центр тяжести содержания Песни Песней лежит не в изображении человеческой личности и ее фигуры, а в изображении палестинской природы в библейский период, период обилия естественных благ и развития материальной и духовной культуры в стране обетованной. «Если доселе обетованная земля изображалась только в ее отношениях к солнцу и в неясных еще чертах, то теперь, в период полного ее летнего цветения, она описывается сама для себя, и притом в чертах неприкровенных. Красота изображаемой здесь невесты состоит в стадах коз лучшей галаадской породы, в стадах многоплодных овец, в садах гранатовых дерев и всяких благовонных кустарников, и получивших теперь особенную прелесть источниках живых вод, текущих с гор; невеста дышит медом и молоком и благоухает благоуханием Ливана и запахом благословенных Богом полей, прибавляет мидраш (4, 11) на основании Быт. 27:27 (проф. Олесницкий , с. 373).

Таков общий смысл и таково общее содержание рассматриваемой (IV-й) главы. Далее, пояснения требуют отдельные выражения, особенно в местах, бывших не вполне понятными уже для древних переводчиков книги, и потому далеко неодинаково переданных разными переводами.

Глаза твои голубиные (ст. 1) , точнее с евр. : глаза твои - голуби, - выражение, буквально повторяющее стоящее ранее 1:14 . Но здесь при нем стоит новое определение - евр. миббаад лецамматех , повторяющееся (в несколько другом сочетании) еще два раза ст. 3 данной главы и ст. 7 гл. VI-й. Выражение это было непонятно уже для LXX, передавших его во всех трех местах темным и неопределенным выражением: ἐκτὸς τη̃ς σιωπήσεώς σου, слав. кроме замолчания твоего . Столь же неопределенно передается это место в Вульгате: absque eo, quod intrinsecus latet (4:1-3) или: absque occultis tuis (6:7) . Таким образом, и LXX и Вульгата сообщают рассматриваемому месту смысл метафорический, но выражают его слишком неясно. Мидраш (s. 103) считает слово миббаад арабским, соответствующим евр. глаголу арах идти, но и это словопроизводство не дает определенного смысла; притом ближе искать аналогии слову цамма в халд. дамам или цамцам покрывать. Поэтому не вполне удачен и русский синодальн. перевод: «под кудрями твоими» . Правильнее понимать цамма в смысле «покрова», «покрывала», какое значение это слова, несомненно, имеет в Ис. 47:2 , и все выражение переводить с архим. Макарием: «из-под покрывала твоего».

Волосы невесты сравниваются (ст. 1) со стадом коз на горе Галаадской. Галаадом (ср. Onomast. 318) в Библии называется вся страна к востоку от Иордана, от потока Арнона до южных склонов Ермона (Втор. 34:1; Нав. 22:9, 13, 15; Суд. 20:1) , а также, частнее, горная местность от Ярмука до возвышенности Есевона в отличие от равнины Васана