Воцерковленный человек – это что такое? Добавить свою цену в базу Комментарий. Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковленный»? Неканоническое употребление термина

; воцерковлённый - неправильно) - церковный термин, который используется в практике Русской православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно - терминологически точное обозначение определённого обряда, другое - переносное, связанное с особенностями современной церковной жизни.

Обряд воцерковления

Воцерко́вленным в точном терминологическом смысле называется человек, прошедший обряд воцерковления . Воцерковле́ние - особый обряд «Чин воцерковления отрочати», совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви . В этот же день своего рода воцерковление проходит и мать: священник прочитывает над ней в притворе специальные очистительные молитвы , чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и причащаться Святых Тайн . Следовательно, в полном смысле воцерковленными считаются только младенцы, над которыми был совершён этот обряд.

Неканоническое употребление термина

Воцерковле́нием стало считаться постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения (а иногда и уже крещённого). Также воцерко́вленные - наименование православных , не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии - пытающихся жить по-православному. Воцерковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины. Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии , но чаще всего речь идёт о православии .

Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе - вне церкви, мужчины - бороды). Многие воцерковленные проходят катехизацию и разбираются не только в обрядовой, но и в вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным , или захожанам (крещёным, считающим себя православными, но пренебрегающим ритуальной стороной веры). Численность воцерковленных колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10 %.

Ссылки

  • Рецензия на весьма критическую по отношению к РПЦ книгу Николая Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы», в том числе затрагивается проблема различных категорий воцерковленных.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Воцерковление" в других словарях:

    ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ - Воцерковление[слав. ; ср. греч. ἐκκλησιάσαι воцерковлять], в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его… … Православная энциклопедия

    Вцерковление Словарь русских синонимов. воцерковление сущ., кол во синонимов: 1 вцерковление (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Триш … Словарь синонимов

    Воцерковление - (оцерковление) – это процесс вхождения человека во храм как начала его церковной жизни. В широком смысле воцерковление есть длительный путь освоения человеком догматов православной церкви и правил церковной жизни. По сути это процесс глубоко… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Воцерковление - в широком смысле процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах – особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения. Чин воцерковления появился после IV в.,… … Православие. Словарь-справочник

    Обряд Православной церкви, совершаемый над младенцем и его матерью, в сороковой день после рождения. Этим обрядом родильница, до 40 дней после родов считающаяся нечистой, очищается, а младенец включается в число членов Церкви; установление… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Воцерковление - – дословно первое введении в храм, в литургике прилагается к тем молитвословиям и действиям, которые совершаются и произносятся над младенцем при первом его внесении во храм в 40 день по рождении. Время установления В. определить невозможно … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    I ср. 1. Восстановление религии и церковной жизни. 2. Жизнь в соответствии с религиозными догматами. II ср. Первое введение во храм младенца на сороковой день от рождения, сопровождающееся молитвой и троекратным хождением вокруг престола (в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Приобщение к жизни церкви. Для подавляющего большинства русских оно начиналось с крещения в младенчестве. Церковь освящала весь жизненный цикл человека. Основой воцерковления служило религиозное посещение храма с раннего детства до последних дней … Русская история

    Воцерковление - включение в число членов Церкви … Краткий церковнославянский словарь

    воцерковление - воцерковл ение, я … Русский орфографический словарь

Книги

  • Воцерковление для начинающих церковную жизнь , Торик (Протоиерей), Александр Б.. Воцерковление - это вхождение в Церковь в качестве полноценного и полноправного ее члена. В храме неподготовленный человек сталкивается с совершенно новым для него, непонятным и даже…

С точки зрения православной церкви ребенок рождается грешным. Лишь пройдя таинство крещения, маленький человечек отрекается от греховного, наполняясь Божией благодатью и попадая под защиту своего Ангела-хранителя. Несмотря на то, что через крестины проходит практически каждый, далеко не все родители перед ответственным событием могут восстановить в памяти, как происходит обряд крещения ребенка в православии, правила его проведения и связанные с ним обычаи. Собирая накануне по крупицам информацию, они отвлекаются от самого важного - подготовки духовной. Поднимем же все животрепещущие вопросы о крещении, чтобы освободить время родителям будущего члена христианской церкви для упорядочивания мыслей и осознания тех изменений, которые произойдут в жизни малыша.

Что нужно для крещения ребенка

Собираясь окрестить ребенка, родители озадачены, прежде всего, материальной стороной вопроса: что подготовить и как не упустить ничего важного из вида. Однако им, как и выбранным восприемникам (крестным), следует подготовиться в первую очередь духовно. Церковь рекомендует хотя бы три дня поститься, исключив из рациона пищу скоромную (продукты животного происхождения, кроме морепродуктов), воздержаться от физической близости и развлечений, а после - исповедоваться и причаститься.

Что касается подготовки материальных атрибутов для обряда, то обязательными из них нужно считать:

  • нательный крестик;
  • крестильная рубашка;
  • шапочка или платочек, если крестят девочку;
  • крыжма - новое полотнище, в которое заворачивают ребенка после окунания в купель.

Нательный крестик для малыша лучше выбирать простой, округлый, на крепкой веревочке. Если он был приобретен не в церковной лавке, его следует предварительно освятить.

Как проводится обряд крещения ребенка

Таинство начинается с произнесения крещальных обетов: родители должны будут повторить за священником слова, которыми они от имени малыша отрекаются от Сатаны и его нечистых дел и обязуются следовать за Спасителем. Если ребенка крестят уже в том возрасте, когда он сам способен говорить, он может повторить обет самостоятельно.

После проводится помазание лба, ушей, груди, ножек и ручек малыша елеем, что символизирует соединение с Христом и придает силы для будущей борьбы со всем греховным. После этого ребенка трижды окунают в купель со святой водой.

Интересно знать

Хотя этимология слова «крещение» и уходит корнями к греческому βάπτισμα — «погружение в воду», в старые времена некоторыми церквями практиковались оригинальные способы проведения таинства, например, крещение розовыми лепестками или валянием в снегу. Однако такие обычаи не приживались, а митрополит Киевский и Всея Руси Феогност в XIV столетии даже те обряды, что проводились окроплением вместо погружения, называл ересью.

После омовения один из крестных принимает ребенка в крыжму, а затем его облачают в крестильную одежду и надевают нательный крестик.

Традиционно к купели мальчиков подносит крестная, а принимает крестный, для девочек все происходит наоборот. Крыжму после таинства не стирают, а просто просушивают. Согласно поверью, она должна храниться в доме, где живет окрещенный, отправляясь вместе с ним в последний путь.

Далее ребенку предстоит пройти таинство миропомазания, которое проводится лишь единожды в жизни. Святое миро - освященное Патриархом благовоние, созданное на основе оливкового масла с использованием виноградного вина и ароматических добавок: лепестков розы, ладана, корня фиалки и калгана, гвоздичного и лимонного эфира и других компонентов. Миро наносится на лоб, носик, губы, грудь, ручки и ножки малыша. Вместе с ним малышу передается сила Святого Духа, призванная укрепить его в вере, после чего священник и восприемники с малышом трижды обходят крестильную чашу в знак радости воссоединения со Спасителем.

После чтения отрывков из Священного Писания, батюшка смывает миро с кожи новокрещенного губкой и остригает несколько прядей волос с головки ребенка - вначале на затылке, потом над лобиком, затем справа и слева. Это символ освобождения души из оков врожденной греховности и, одновременно, принесение Господу первой небольшой жертвы за дарование духовной жизни.

Завершающий обряд крещения - воцерковление, дающее разрешение окрещиваемому входить в Храм и причащаться. Здесь наблюдаются основные различия таинства, проводимого для мальчиков и для девочек.

Воцерковление мальчика

Независимо от того, какой жизненный путь изберет мальчик по мере взросления, в глазах церкви он всегда является потенциальным священнослужителем. На этом основано главное отличие в обряде крещения мальчика - при воцерковлении священник вносит ребенка в Алтарь, который отделен от средней части храма иконостасом, где прикладывает малыша к Престолу Божию.

Воцерковление девочки

Девочка после окунания в купель находится в руках своей крестной мамы. Как восприемнице, так и самой крестнице вход в восточную часть церкви не дозволен. Как будущую служительницу домашнего очага, но не храма, девочку при воцерковлении доносят только до иконостаса и прикладывают к иконе на двери Алтаря.

В зависимости от того, проводится ли обряд индивидуально для одного малыша, или священник крестит несколько детей вместе, таинство может длиться от 30 минут до часа и более.

Восприемники: правила обряда для крестных родителей

В отличие от взрослых, детям восприемники необходимы. Бытует мнение, что для мальчика можно ограничиться только крестным отцом, а для девочек - крестной матерью, но в церкви батюшка, как правило, говорит: нужны оба духовных родителя. Однако учитывая, как непросто сегодня найти людей, способных серьезно отнестись к возложенной на них ответственности, один духовно осведомленный крестный все же лучше, чем два формальных. В свою очередь, человек может отказаться от предложения стать восприемником, если он чувствует, что не готов морально, и в этом нет ничего зазорного или греховного.

Выбор восприемников

К сожалению, крестных порой выбирают отнюдь не исходя из моральных качеств, а просто приглашая ближайших друзей или преследуя цель породниться таким образом с перспективными людьми. Это в корне неверный подход. Крестные родители - ключевые персоны на таинстве, и они должны не только сами носить в душе веру во Христа, но и быть готовыми делиться ею с крестником, помогать ему расти духовно.

Крестными не могут выступать :

  • мама и папа ребенка или пара, соединенная узами брака или планирующая пожениться, что трактуется церковью как духовное кровосмешение;
  • не достигшие совершеннолетия, поскольку они сами еще находятся на пути духовного становления;
  • неправославные или атеисты, какими бы прекрасными качествами не обладали эти люди, ведь главная роль восприемников - помогать укреплению малыша в православной вере.

Может быть крестным и любой родственник, кроме родителей, и вопреки расхожим мнениям - беременная или незамужняя женщина. Крестных родителей после таинства менять нельзя.

Атрибуты и одежда

Помимо поста и покаяния в качестве духовной подготовки, на крестных ложатся и некоторые материальные заботы. Традиционно восприемники приобретают к таинству крестик и крестильную одежду для малыша, но сегодня выбором и покупками часто предпочитают заниматься сами родители. Крестные должны позаботиться о том, чтобы в доме крестника были иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, чтобы приучать ребенка к внутреннему диалогу с Богом. Хорошим подарком от крестных станет образ святого, имя которого малыш носит.

Восприемники приходят на таинство в нательных крестиках. Для женщины желательна юбка или платье длиной ниже колен, одежда должна быть без декольте и закрывать плечи. Для мужчин будут неуместными шорты или майки. Обувь лучше выбирать удобную, ведь стоять придется немало, да и носить малыша на «шпильках» довольно рискованно.

К чему следует готовить себя крестным?

Дальнейшие обязанности крестных длятся в течение всей жизни. Они должны быть готовыми:

  • молиться за крестника и заботиться о нем;
  • не забывать о дне крещения, как о духовном дне рождения малыша и обязательно посещать вместе с крестником церковь в этот день;
  • приучать ребенка к почитанию религиозных праздников;
  • оказывать психологическую поддержку в сложные моменты жизни;
  • быть примером благочестия и духовности для ребенка.

Обряды после крещения детей

Крещение считается незавершенным без Евхаристии, или Святого Причастия. Причащать детей можно во время ближайшей после крестин службы. До 7 лет ребенок считается церковью младенцем, не осознающим своих поступков, поэтому его причащению не предшествуют пост и исповедь. После этого возраста они становятся обязательными.

Евхаристия - это единение с Господом, ведь тот хлеб и вино, что предлагают вкусить ребенку и его родителям, символизируют плоть и кровь Христа. Если покаяние призвано очистить душу от скверны, то причастие наполняет ее Божьей благодатью, препятствуя возврату лукавого духа.
Несмотря на множество символических процедур, не стоит рассматривать крестины как магический ритуал, где любое отступление сведет результат на нет. Намного более важно в этом таинстве не точное воспроизведение нужных действий и слов, а внутренняя духовная сосредоточенность и желание непрестанно совершенствоваться в своей вере, закладывая прочный ее фундамент в душе маленького воспитанника.

Любопытный факт
С 1993 года каждый хоккеист команды-победителя Национальной Хоккейной Лиги имеет право провести один день с главным призом - Кубком Стэнли. Пользуясь случаем, спортсмены дважды использовали Кубок в качестве крестильной чаши: в 1996 году в нем крестил своего ребенка хоккеист клуба «Колорадо» Сильвен Лефевр, а в 2007-ом игрок «Детройта» Томас Хольстрем использовал его на крестинах своей племянницы.

Обряд крещения ребенка в православии - видео таинства


Ключевые теги новости: ,

Другие новости

Особенность этого православного обряда состоит в том, что мать и дитя полностью объединяются, образуют, так сказать, одну человеческую реальность и, таким образом, единый объект благословения, освящения и молитвы.

Свойством младенчества является его полная, даже физиологическая, зависимость от матери, а свойством материнства, по крайней мере, в его начальной стадии, является столь же полная зависимость от ребенка. Они не только нуждаются друг в друге, не только жизнь одного зависит от жизни другого, но они живут одной и той же жизнью: жизнь одного является жизнью другого.

Замена кормления грудью кормлением из бутылочек, система нянь есть относительно недавнее нововведение. В прошлом было необходимым и, следовательно, обычным, чтобы мать носила с собой ребенка всюду, куда бы она ни шла, т. е. всегда составляла с ним одно целое. Можно сказать, что в начале человеческой жизни, на ее формирующей стадии, мать поистине выражает личность ребенка, и ребенок поистине есть жизнь матери как личности.

Именно это и являет обряд сорокового дня – одновременное воцерковление матери и еще не крещеного младенца . А, утверждая принесение младенца, делая это началом введения в Церковь, он являет также церковное понимание христианской семьи или, скорее, предназначенной ей особой функции внутри Церкви. Ибо не всякий младенец может быть воцерковлен, а только младенец, родившийся в христианской семье у родителей-христиан, а это означает – в семье, которая именно в качестве семьи принадлежит Церкви, является органической единицей в семье Божией.

Быть семьей и реализовывать себя как семью – это и есть истинная сущность Церкви. Человечество было сотворено как семья, чье естественное единство должно было осуществляться как единство с Богом, как разделение всеми одного и того же божественного дара любви и жизни. Поэтому первый плод греха представлен в Библии как убийство одного брата другим, т. е. как разрушение семьи и начало «небратской» жизни. Но тогда искупление человека состоит также и в его искуплении как члена семьи, в восстановлении самой жизни как семьи: «...все мы братья» (Мф. 23:8).

Эта новая семья есть Церковь. Но именно потому, что она есть семья Божия, Церковь восстанавливает и «естественную» семью, которая, как и все в этом мире, разделяет его падение; но в то же время ее собственная реализация как семьи Божьей зависит от искупленной человеческой семьи. Церковь искупляет «естественную» семью, разрушая ее эгоизм, эгоцентризм, замкнутость; семья сама начинает служить Богу, и это выражается в таинстве брака и в принесении младенца, который есть естественный плод и реализация брака, Богу. С другой стороны, от этой искупленной семьи зависит Церковь в своей собственной реализации как Церкви, потому что в этом мире семья остается единственным божественно установленным и утвержденным источником самой человеческой жизни.

Новорожденный младенец принадлежит семье. У него нет какого-либо автономного существования; его жизнь полностью определяется и формируется – как в настоящем, так и в ближайшем будущем – этой принадлежностью. А семья – если это христианская семья – принадлежит Церкви, находит в Церкви источник, содержание и трансцендентную цель своего существования в качестве семьи.

Поэтому ребенок, который принадлежит семье и в более конкретном, биологическом смысле – матери, тем самым принадлежит Церкви, есть поистине ее ребенок, уже принесенный, препорученный Богу. Получая свою жизнь от матери, составляя с нею одно целое, ребенок получает жизнь, уже освященную благодатью и открытую ее действию, так же, как оглашенного готовят к крещению тем, что «принимают в Церковь», и еще до крещения он считает Церковь матерью и жизнью.

Все это выражено в молитве, читаемой священником, когда он «преклоняет главу» матери и благословляет младенца, которого она держит на руках:
Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду...

Для женщины Воцерковление есть возвращение в Храм Божьей славы, от которого она была отделена на сорок дней из-за своего «недуга и слабости», возвращение в Церковь как приобщение Телу и Крови Христовым. «Мир всем», – говорит священник, и это означает, что воцерковление происходит во время собрания верующих и есть возвращение женщины к зримому единству христианской общины. И затем он читает молитву, в которой просит Бога: «...омый ея скверну телесную и скверну душевную... творяй ю достойну и причащения Честнаго Тела и Крове Твоея...».

Что касается младенца, то его воцерковление состоит в том, что его приносят в Церковь, т. е. предлагают Богу так же, как Сам Христос был «...в четыредесятый день Младенец законному храму принесенный от Марии... и на объятиях праведнаго Симеона носимый...» Это начало шествия ребенка к крещению, как ясно говорится в третьей молитве:
...Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего...

Но высший смысл и радость этого обряда могут быть найдены – как это понимает и испытывает Церковь – в свете и радости тайны Марии, Матери Христа. Когда мать стоит у входа в церковь, держа на руках своего младенца, готовая принести его и самое свое материнство Богу, она встречает другую Мать с другим Младенцем на руках: икону Богородицы, икону Воплощения и его приятия творением. В своих молитвах Церковь объединяет эти два материнства, наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой божественного Материнства Марии. Младенец, Которого Она носила, и с Которым как Мать была полностью соединена, Который был всей ее жизнью, соделал ее благодатной. И теперь эта благодать наполняет Церковь. И именно эту благодать, благодать Марии, благодать Церкви – получает и излучает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.

Воцерковление заканчивается после четвертой молитвы обычным отпустом. И в свете вышесказанного можно понять смысл послекрещального обряда, который в настоящее время даже в богослужебных указаниях называется воцерковлением, но который фактически является заключительной частью крещения младенца, в отличие от крещального чинопоследования для взрослых. Последнее реализуется в шествии новокрещенных из крестильни в церковь и в их участии в Евхаристии. Однако ребенок не может «шествовать», а должен быть взят и принесен в церковь .

Таким образом, в действительности это то же самое шествие, но приспособленное к обстоятельствам крещения младенца:
Таже прием священник отроча, начертавает крест им пред враты храма, глаголя:
Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней – в новую жизнь Царства Божия.
Таже вводит е во храм, глаголя:
Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства.
И входит посреде храма, глаголя:
Посреде Церкве воспоет Тя.
И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.

Святые дни после Рождества Христова стали для нововоцерковленных временем вхождения в Церковь, приобщением к таинственной жизни в церковном собрании. Все они в течение полутора лет проходили катехизацию – устное, последовательное и целостное наставление в основах христианской веры, молитвы и жизни, где вместе читали Священное писание, учились молиться, посещали богослужения.

Воцерковление, вхождение человека в глубину церковной жизни, в общение с Богом и ближними, в каком-то смысле длится всю жизнь человека, но имеет начало. Таким началом, путем для вхождения в Церковь для многих людей стала последовательная и целостная катехизация, помогающая человеку обрести Бога, Церковь и самого себя, найти свое место в жизни и в Церкви, найти и своих ближних через обретение Бога. Ведь через встречу с Богом человек получает способность видеть все в подлинном свете, видеть все правильно, и соответственно правильно, праведно жить. Он получает возможность исправить свою жизнь, принести покаяние пред Богом и начать жить по-новому. Но жить не индивидуальной замкнутой жизнью, как раньше, а ответственно и открыто исповедуя свою веру, как это подобает членам народа Божьего – Церкви, по словам апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане Святым и Свои Богу» (Еф. 2, 19).

Для многих из нововоцерковленных светлый день Рождества Христова стал днем их первого сознательного участия в Литургии верных, днем первого причастия. После Рождественских святых и светлых дней, во время которых новопросвещенные братья и сестры вместе молились на Евхаристии, учились церковному пению и чтению, совместному труду во славу Божью, они в течение последующих восьми недель будут проходить таинствоводство (мистагогию) – введение в литургические таинства Православной Церкви, догматику, аскетику и христианскую антропологию.

Мы попросили катехизаторов и их помощников из Преображенского братства ответить на вопрос: «Что такое воцерковление?».

Сергей Корденко: С точки зрения нецерковного человека, воцерковление – это процесс, в результате которого человек начинает совершать некие внешние действия: вешает дома иконы, начинает по праздникам ходить в храм, соблюдать посты и пр. Но у всякого явления есть глубинная, невидимая составляющая, которая лишь внешне выражается знаками и атрибутами. Ведь вера – это незримая, но реальная глубина жизни. В эту глубину Божественной жизни нужно погрузиться, войти в пространство Духа, пространство Церкви. Оно не территориальное, не ощущаемое физически. Это пространство Божьей любви, явленной в единстве духовной жизни верящих Ему людей. Внешним людям это объяснить очень трудно, но люди, которые проходят этот путь, начинают открывать Богу и людям свое сердце. И нужен довольно длительный период подготовки духовного сердца человека. Когда человек ищет Бога, он погружается в Его жизнь. Погружение это парадоксальное – не вниз, а Вверх. Это и есть воцерковление

Ольга Цкитишвили: Самое трудное в воцерковлении – это войти в такое состояние, чтобы впустить Дух Святой во все сферы своей жизни, всю её воцерковить. Поэтому процесс воцерковления – это целожизненный процесс. В контексте Светлой седмицы, мне кажется, нам нужно показать нововоцерковленным, что такая жизнь есть, пусть хотя бы и не в полноте, но уже существует здесь, в наше время на нашей земле.

Владимир Л.: Воцерковление – это преображение, очищение человека. Люди стряхивают с себя даже не ветхое, а иногда не очень человеческое существование, превращаясь в тех людей, из которых собирается народ Божий. Воцерковление – это новое качество жизни, новая ответственность за Церковь, и понимание того, кто и что есть Церковь. Что они – и есть Церковь, что они не просто члены прихода, члены религиозной организации, а что они члены народа Божьего и участники Священной истории.

Татьяна Привалова: Воцерковление – это вхождение в церковь. Здесь, на Светлой седмице, как бы поставлена точка, люди сделали свой выбор, став на путь жизни, отказались от пути смерти, и их Господь ввел в Свою Церковь. Воцерковленный человек отличается и внешне, и внутренне от невоцерковленного, он меняет точку зрения на многие вещи в жизни, он становится внимателен к своей жизни, он уже знает, как поступать нельзя. Он научен вере и жизни христианской, и эта жизнь новая, преображенная, жизнь по благодати Божьей. Это не простая жизнь, а трудная, но очень радостная.

Воцерковленность и депрессия

Эпизодически я встречаю людей, на которых плохо повлияла церковная жизнь - развилась депрессия, неуверенность в себе и другие состояния, мешающие жить. Некоторые люди из-за этого вообще ушли из Церкви. Сама я пережила когда-то встречу с Богом и Его любовь, мое переживание христианства было очень радостным. Но после перехода в Православие оно стало значительно мрачнее. Благодаря блогу психолога Гелены Савицкой и идеям когнитивной психотерапии, пазл у меня внезапно сложился.

Гелена пишет, что основа депрессий, а также неврозов - это переживание трех состояний - беспомощности, никчемности, безнадежности. Когнитивно-поведенческая психотерапия, в свою очередь, говорит, что эмоциональное состояние любого человека зависит в первую очередь от его мыслей, от того, как он оценивает ситуацию и себя. И лечит когнитивная терапия когнитивные искажения - неадекватные убеждения, ведущие к депрессиям, паническим атакам и другим расстройствам. А теперь следите за руками - я покажу, как именно те убеждения, которые человек приобретает в Русской Православной Церкви, способствуют формированию депрессии.

Любой воцерковленный православный знает, что «все доброе в нас надо приписывать не себе, а Богу». Если он читает утреннее правило, это подкрепляется ежедневными аффирмациями на ту же тему: «яко николиже сотворих благое пред Тобою» - это об этом. Сюда же любимая тема свт. Игнатия Брянчанинова, что все наши добрые дела - они на самом деле не добрые дела, потому что заражены страстями. Вот характерная цитата из статьи на сайте «Православие.ру»: «в человеческом сердце, находится столько всего худого, что на самом деле нужно понять, что каждый из нас бесконечно плох, никуда не годен , недостоин именоваться христианином, и на этом надо в каком-то смысле внутренне успокоиться». В итоге, у человека, принимающего все это всерьез, формируется стойкое убеждение, что он не может сделать ничего доброго - т. е совершенно никчемен. А если он думает по-другому, то это гордыня.

У меня был в ранний период воцерковления печальный эпизод. Я устроилась работать - раздавать листовки - и в какой-то момент подумала, что у меня хорошо получается. И от этой мысли мне стало радостно. И тут же я подумала о том, что я должна приписать это не себе, а Богу, сама я не могу даже листовки раздавать хорошо - и тут же настроение у меня заметно упало. Кстати, в тот период у меня была чернейшая депрессия, радость вообще была редкой гостьей в моей жизни. И эту гостью с помощью соответствующих убеждений я гнала поганой метлой.

Похожую историю описывает . Она сдала кровь для девочки, больной лейкозом. Девочка выздоровела. «Я была счастлива. Когда Катина мама со слезами меня благодарила — я чувствовала себя просто на седьмом небе. Мы победили! Мы заставили смерть отступить! И в этом есть и моя заслуга! Да, я сама, своими руками, изменила судьбу этой семьи — по крайней мере, в этом участвовала. На них свалилась страшная беда — а теперь все позади, беда миновала, они начинают новую жизнь, и это сделала я!!
Так я радовалась… ровно до тех пор, пока не сообразила, что впадаю в страшнейший из грехов — гордыню. Ибо горжусь своим добрым делом, с наслаждением принимаю благодарность и похвалы, да еще и приписываю себе какие-то заслуги в этом деле, когда хорошо известно, что никаких заслуг у человека не бывает, а исцелять, помогать и спасать может один только Бог. Все это ужасно. Во всем этом надо каяться, каяться, каяться.

На том моя радость и кончилась.

Итак, в современном русском православии человеку всячески предписывается думать о себе как ни на что не годном и ни на что доброе не способным. Если человек действительно начинает так о себе думать - у него возникает чувство никчемности. Которое есть первый шаг к депрессии.

Является ли мысль о себе, как о никчемном человеке, обязательной для христианина? Я бы не сказала. Так, например, авва Дорофей советует фиксировать ежедневно свой прогресс в борьбе со страстью. Притчу о мытаре и фарисее он толкует в том духе, что фарисей согрешил не перечислением своих заслуг (сюрприз!), потому что в этом он не солгал, а тем, что уничижил мытаря. Притча о талантах не оставляет никаких сомнений в том, что от нас зависит многое и что мысль о нашей никчемности может сыграть с нами скорее дурную шутку. Да и богословская идея синергии в деле спасения тоже об этом. Но мейнстримом в российском православии является другое.

«Держи ум во аде и не отчаивайся», «все спасутся - один я погибну», «Антоний, ты нас победил - еще нет!» - именно таких убеждений предлагается придерживаться любому православному. Убеждений, что лично он погибнет и будет гореть в аду. И это правильно и благочестиво - думать именно так. Нет, можно параллельно надеяться на милость Божию, но концентрироваться предлагается именно на том, что погибнешь. (Обращаю внимание на интересный момент - тут внезапно оказывается, что дела таки имеют значение. Но опять же, исключительно в негативном смысле). Поэтому довольно многие православные там и сям рассуждают о том, что они попадут в ад. Идея, что можно попасть в рай и что именно к этому стоит стремиться, совершенно непопулярна. Впрочем, никчемный человек (см. пункт первый) все равно не обладает необходимыми качества, чтобы стремиться к раю. Отдельно, но в этом же русле, существуют злобные нападки на протестантскую «ересь» в уверенности в спасении. Меж тем, как «уверенность в спасении» - это, по большому счету, культивация той самой надежды, которая и служит, в итоге, побудительным мотивом для христианской жизни.

Конечно, раздаются и в современном русском православии голоса против данного мейнстрима. Это, например, книга Сергея Худиева «Об уверенности в спасении» . Собственно говоря, если читать апостола Павла, то легко заметить, что он мыслит совершенно по-другому. Например, так: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим 4:7-8). Жаль, что читать апостола Павла у нас не очень принято.

«Терпи». «Молись». «Смирись». «Прости». Именно это с наибольшей долей вероятности услышит человек при рассказе о любых тяжелых обстоятельствах и отношениях. За всеми этими четырьмя глаголами стоит послание: «сделать для изменения ситуации ничего нельзя». Если ты пытаешься что-то сделать - возражаешь, например, против чего-то - ты плохой, несмиренный христианин.

«Терпи» = «ничего нельзя сделать, только терпеть. Это христианский путь». «Смирись» - то же самое, только еще и с намеком, что человеку что-то не нравится, потому что в нем гордыня. «Прости» - без комментариев. Говорится в ответ на любое недовольство кем-то, благодаря чему делается виноватым тот, кто недоволен. Молись - ты ничего не можешь сделать, только Бог.

В итоге из ситуации любого конфликта и ненадлежащего обращения человек выносит, что ситуацию изменить невозможно - можно только терпеть, молиться. смирять и прощать. А еще - что проблема в нем самом и в его неправильном расположении - см. пункт «никчемность».

Отсечение воли относится сюда же. Если человек пытается «отсечь волю», чаще всего это выливается в то, что он начинает плыть по течению и во всем или только в словах духовника видеть «волю Божию», которой надо покоряться. Сам он оказывается беспомощен перед обстоятельствами, не может ничего решить, не может ничего предпринять.

Опять же Христос в Евангелии (Мф 18) предлагает совершенно другую модель поведения. Да и апостол Павел со своим сообщением, что он римский гражданин, когда его собрались бить палками, плохо вписывается в эту картину.

Кто виноват?

Когда я опубликовала этот текст в «Фейсбуке», комментаторы разделись почти целиком на два лагеря. Одни говорили: «Спасибо, да, именно так со мной всё и было, поэтому я ушел из Церкви/долго лечился у психотерапевта». Другие говорили: «Церковь не виновата, если у кого-то началась депрессия, это его личные проблемы - он что-то не так понял, не тех послушал, не нашел нормальный приход». Я не буду спорить, что есть люди, у которых больше шансов подхватить в Церкви депрессию. Как правило, это либо люди, которым похожие три установки внушали в семье, либо люди, которые относятся к вере очень серьезно. Человек, который искренне попытается постоянно «держать ум во аде» имеет больше шансов впасть в депрессию, чем человек, который только ходит на службы, а в другое время живет своей жизнью и о духовной жизни не очень-то вспоминает.

Но давайте не забыть об ответственности другой стороны тоже. Священное Писание говорит, что «дурные сообщества развращают добрые нравы». Вообще для Писания, в отличие от современной поп-психологии, очевидно, что человек существует в сообществе и сообщество влияет на человека, как и человек на сообщество. Впрочем, идея о том, что «мы приходим в Церковь не к людям, а к Богу» — еще одна нездоровая и ложная идея, которая постоянно звучит в ситуациях конфликтов. Об этом я напишу в другой раз.

Однако, у меня нет цели говорить о каких-то нехороших людях, которые сводят других с ума. И тем более я не «обвиняю святую Церковь». В конце концов, сведение нас с ума выгодно только бесам, давайте договоримся считать виноватыми их. Моя цель - обратить внимание на нездоровые и ложные способы мышления, которые, к сожалению, насаждаются в Церкви под видом Православия. Я уверена, что каждый, кто мыслит в таком ключе и учит этому других, искренне думает, что именно так и надо думать православным. Возможно, сам он думать по-другому не умеет. Но этот способ мыслей - вредный, ведущий к депрессии и неврозам. Как ему противостоять и можно ли мыслить по-другому, будучи христианином, поговорим в следующий раз.