Владимирская икона божией матери хвале. Богоматерь владимирская. Другие почитаемые иконы Божьей Матери

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар великому князю Юрию Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160 года – она получила наименование Владимирская.

В 1395 году хан Тамерлан достиг рязанских пределов, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и была поставлена в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве. В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский – и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе:
21 мая – в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году;
26 августа – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви в 1448 году, святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси в 1589 году, Святейшего Патриарха Тихона в 1917 году. В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 года.

В 1918 году Владимирскую икону Божией Матери изъяли из Успенского собора Кремля собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

В сентябре 1999 года образ Пречистой был перенесен в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где находится и поныне.

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, христианская святыня, самая ранняя из известных сохранившихся на Руси чудотворных икон.

Согласно сказанию 2-й половины 15 века, написана святым евангелистом Лукой; художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют о создании иконы в 1-й трети 12 века. Вероятно, в 1130 году икона была привезена митрополитом Михаилом, прибывшим из Константинополя в Киев, как дар киевскому князю Мстиславу Изяславичу. Находилась в монастыре Богородицы в Вышгороде (близ Киева), откуда князь Андрей Боголюбский в 1155 году перевёз её во Владимир и украсил драгоценным окладом. Вначале икона находилась в Боголюбове, а после сооружения владимирского Успенского собора (1158-60) стала главной иконой этого храма. В 1163-64 годах было создано Сказание о чудесах от иконы, где сообщалось о троекратном схождении образа с его места в храме в Вышгороде и перечислялись 10 случаев чудесных исцелений. В 1164 году князь Андрей Боголюбский взял образ в поход против волжских булгар; одержанная победа также была воспринята как чудо от иконы. В 1395 году при нашествии войск Темир-Аксака (смотри Тимур) икону перенесли в Москву, после чего Темир-Аксак удалился от Москвы.

В 1-й трети 15 века, по повелению митрополита Фотия, для иконы изготовили новый золотой оклад. В 1480 году икону перенесли в кремлёвский Успенский собор в связи с нашествием хана Ахмеда, которое закончилось отступлением татарских войск. В это время была составлена служба Владимирской иконе. В середине 16 века была написана подробная «Повесть на сретение чудотворного образа Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа...» с описанием наиболее значительных, имеющих в основном церковно-политический характер чудес, где утверждалось, что через свой образ Богоматерь оказывает особое покровительство русскому народу. Празднование Владимирской иконы - 26 августа [(8 сентября), избавление от Темир-Аксака], 23 июня [(6 июля), бескровная победа над Ахмедом], 21 мая [(3 июня), избавление от нашествия Мухаммед-Гирея I в 1521].

Первоначально икона имела размер 78х55 см. Вероятно, при Андрее Боголюбском её поля были надставлены (до размера 104х69 см) для размещения массивного золотого оклада, сорванного татарами в 1237 году. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа из храма при дворце византийских императоров во Влахернах в Константинополе. Иконографический тип «Богоматерь Ласкающая» с Младенцем, прильнувшим к Матери, в русской традиции получил название «Богоматерь Умиление». На Владимирской иконе представлено попоясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке. Её глава склонена к Сыну, который, прильнув щекой к щеке Пресвятой Девы, обнимает Мать за шею. Правая рука Младенца простёрта, левая ножка повёрнута ступнёй к молящемуся. Эти обязательные иконографические черты Владимирской иконы повторяются на всех многочисленных списках с неё.

Икона неоднократно поновлялась, от живописи 12 века сохранились в целости только лики. Правая рука Богоматери, волосы, шея и ножки Младенца, а также фон исполнены на рубеже 14-15 века, остальные фрагменты изображения относятся в основном к 1514 году. Удлинённый лик Богоматери с тонким, слегка изогнутым носом и большими миндалевидными глазами имеет скорбное выражение из-за сведённых к переносице бровей и едва заметно опущенных уголков уст. Взор Пресвятой Девы устремлён на молящегося, Младенец смотрит на Мать. Именно эти особенности позволили однозначно интерпретировать смысл образа: мотив взаимной любви Матери и Младенца тесно связан с темой грядущей жертвы, приносимой ради спасения человечества. Богоматерь не отвечает на ласку Сына, Она обращена к предстоящим перед иконой, ради которых Христос снизошёл в мир и примет страдания на кресте. Особую выразительность взгляду Богоматери придают специфические живописные приёмы, в частности письмо ликов по прокраске оливкового цвета - санкирю (от греческого «саркинос» - телесный). Поверх санкиря на светлых местах положена розоватая охра, плавно переходящая в более интенсивный красный цвет на щеках и верхних веках. В глазницах Богоматери санкирь оставлен открытым, с ним почти сливаются зеленовато-коричневые радужки, создавая впечатление особой глубины и проникновенности взгляда. Внутренние уголки глаз, уста, контур носа прописаны ярко-алой киноварью, которая контрастирует с зелёными тенями, напоминая о традициях античного иллюзионизма. Светлая охра на лике Младенца, с большим количеством белил, обеспечивает поразительный эффект светоносности. Виртуозная техника письма послужила созданию исключительного по совершенству образа, где высочайшая духовность и телесная красота находятся в неразрывном единстве.

Икона, реставрированная в 1918-19 годах Г. О. Чириковым под наблюдением И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова, в 1926-30-е годы находилась в Историческом музее, затем в Третьяковской галерее в Москве; с 1999 - в московской церкви Святого Николая в Толмачах (домовый храм Третьяковской галереи).

Лит.: Богоматерь Владимирская: Сб. материалов: Каталог выставки. М., 1995; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство Х - начала XV в.; Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки» // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996; Этингоф О. Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII в. в России. М., 2005.

И. Л. Бусева-Давыдова.

Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской духовной семинарии кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.

Благодать Святого Духа непрестанно пребывает в Церкви. Эта благодать подается в таинствах Церкви, через мощи святых угодников Божиих, через чудотворные иконы.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. По-разному и в разных условиях подается через иконы эта божественная благодать. В одних случаях, большинство икон, выходящих из-под кисти иконописца-подвижника, в силу его подвига, становятся, почитаемы и известны. В других случаях, Промысел Божий открывает Божественную Благодать через образы неизвестных иконописцев, скрывая их происхождение и авторскую принадлежность. Но во всех случаях, в какое бы время, какими мастерами и техниками ни были бы написаны образы, Божественная Благодать всегда присутствует на них.

По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал на доске образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Образ этот был отправлен св. апостолом Лукою в Александрию к Феофилу. По другим источникам, эта икона хранилась до 450 года в Иерусалиме. Позднее образ был перенесен в Константинополь и много столетий находился во Влахернском храме. Святой апостол Лука, как повествует церковное Предание, написал еще несколько икон Богоматери.

По данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом. Из этих же источников известно, что в это время принесена была и другая икона Богородицы. Последняя находилась в одном из храмов Киева, построенном в 1132 году, и, вероятно, от него же получила наименование «Пирогощая».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки.

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, писанную по преданию ап. Лукою, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование «Владимирская».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою.
Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: «и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга». Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а св. князь Андрей получил прозвище «Боголюбский».

Во время мятежа 1175 года, когда был убит св. благ. кн. Андрей, священник Николай с клиром совершили крестный ход с иконой «Владимирской Богоматери» по улицам города – и мятеж утих. Преемники св. блгв. кн. Андрея Боголюбского -Ярополк и Мстислав – незаконно присвоили себе многие богатства, в том числе, и сокровища храмов, а икону Богородицы отдали князю Глебу Рязанскому. Возмущенные беззакониями и кощунством жители города прогнали князей, а икону вернули обратно.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь.

В конце тридцатых годов XIII века русские земли подверглись многочисленным страшным набегам татарских орд. Среди многих русских городов был разорен и Владимир. За короткое время были уничтожены все жители города « <…> от уного и до старца и сущего младенца <…>«. Был штурмом взят Успенский собор, в котором укрылись последние жители города. Были украдены или уничтожены многие святыни храма. Чудотворный образ «Владимирской Богоматери» лишился драгоценного оклада: «чудную икону одраша украшену златом и серебром и камнем драгым…».

Но вскоре икона «Владимирской Богоматери» была вновь украшена радением боголюбивых горожан и поставлена в Успенском соборе. Возможно, именно к этому времени относится и увеличение размеров иконы, благодаря добавлению широких полей. Первоначальный размер иконы 0, 78 ? 0,54 м; с добавлениями – 1, 036 ? 0, 68 м.

За судьбой иконы «Владимирской Богоматери» с особым вниманием следили русские летописцы. Мы знаем не только ее последовательное местопребывание, но и историю главнейших реставрацией, которой она подвергалась на протяжении веков. Икону поновляли с периодичностью примерно один раз в сто лет. Церковная история повествует о том, что икону поновляли и первосвятители Московские. Так, в 1514 году икону поновлял митрополит Симеон, а в 1567 году – митрополит Афанасий. Последний раз перед 1917 годом икону поновляли тайно к коронации св. Николая II. Во всех этих случаях лик Богородицы и Спасителя оставляли нетронутыми.

В 1395 году на Русь напал Тамерлан (хан Тимур). С огромным войском подошел он к границам Московского княжества. Для укрепления духа русских людей икона «Владимирской Богоматери» была перенесена в Москву. Весь православный народ Москвы вместе со свт. Киприаном и князьями встречал икону далеко за окраинами города. 26 августа произошла торжественная встреча иконы. «Яко заря солнечная» заблистала святыня русской земли в Москве. На этом месте в 1397 году, в память об этом событии, был основан Сретенский монастырь. В память об этом событии икону каждый год 26 августа торжественным крестным ходом приносили из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь. Пораженный этим чудом, в страхе, не переходя реки Оки у Коломны, Тамерлан вместе с войском быстро удалился за пределы земли Русской.

Чудное заступничество за землю Русскую от иконы «Владимирской Богоматери» произошло и в 1408 году, при нашествии ордынского хана Едыгея, и в 1451 году, при нашествии царевича Мазовша. Победа 1480 года тоже связана с заступничеством Богородицы через Её икону. В память о последнем событии, 23 июня было установлено второе празднование иконы. В память чудного спасения Москвы в 1521 году от казанских татар во главе с Махмет-Гиреем было установлено третье празднование в честь этой иконы – 21 мая.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте.

В начале XV в. для иконы было устроено два золотых оклада, один из которых, впрочем, предназначался для списка (XIV-XV вв.). К одному из окладов была присоединена часть уцелевшего басменного оклада XIII века с изображением семифигурного Деисуса. Второй оклад на икону представлял собой золотое поле, покрытое сканью (средник иконы не был закрыт). На нем были укреплены 12 килевидных пластин с чеканными изображениями двунадесятых праздников. В XVII веке все поле иконы (кроме ликов) было закрыто золотой ризой. В это же время были добавлены золотые венцы с изумрудами и рубинами и цата – подвеска, усыпанная крупным жемчугом.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте. Киот был устроен наподобие бывшего в Успенском соборе Владимира. Это достаточно глубокий футляр, в глубине которого помещалась икона. Киот венчался килевидным завершением и был украшен басменным окладом из серебра. У киота были две глухие створки, которые закрывали икону. Створки открывали только на большие церковные праздники или при сугубом молитвенном пении перед этой иконой. После закрытия Успенского собора в 1919 году, в 1921 году икону «Владимирской Богоматери» отправили в запасники Третьяковской галереи. Позднее ее перевезли в Государственную реставрационную мастерскую, где был удален драгоценный оклад и была проведена первая полная расчистка иконы от поздних наслоений и олифы. Впервые после долгого времени икону поместили в экспозицию Третьяковской галереи только в конце 30-х годов XX века.

В 1993 году, в тяжелый для России период икону на несколько часов привезли в патриарший кафедральный Богоявленский собор Москвы для сугубой молитвы и поклонения православных. В 1995 году, в память избавления Москвы от Тамерлана (600 лет), икону на несколько дней установили в соборе Сретенского монастыря. Тогда же состоялся и первый крестный ход со списком иконы из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь, который возглавил Святейший Патриарх Алексий II с сонмом епископов, духовенства и многочисленных мирян.

В середине 90-х годов XX века Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Церкви неоднократно обращались к Российскому правительству с просьбой вернуть святыню на ее законное место – в Успенский собор Кремля. До настоящего времени этот вопрос не разрешен. Правительство пошло лишь на уступку, разрешив перенести эту икону в храм свт. Николая при Государственной Третьяковской галерее, где она ныне и находится.

Сегодня икона не представляет собой памятника иконописи, созданного кистью одного иконописца, но является совмещением разновременных добавлений к уцелевшим фрагментам древнего оригинала и добавлений к этим добавлениям.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа.

Замечательная икона дошла до нас во фрагментах, но Богу было угодно сохранить самые драгоценные части этого великолепного произведения мирового искусства. Несмотря на все жесткие испытания, которым вместе с русской государственностью и Церковью подвергалась эта икона, на ней уцелели от древнего оригинала лики.

Около левого глаза Богоматери сохранился небольшой фрагмент зеленовато-синего чепца, с правой стороны – фрагмент желтой каймы мафория с золотыми штрихами, оставшимися от первоначального живописного слоя. Из первоначальных облачений Богомладенца сохранилась лишь часть около правого плеча, по характеру и отделке она характерна фрагменту мафория. Ниже идут уже поздние вставки; самая древняя из них, видимо, принадлежит XIII веку и, вероятно, вызвана была той порчей, которая была причинена иконе татарским разгромом. Здесь, на фоне рубашки темно-багряного цвета с золотым асистом уцелели еще кончики пальцев левой руки Богоматери. Фрагмент прозрачной белой рубашки на той же правой руке Младенца и несколько фрагментов фона с частью надписи дополняют наше представление о первоначальном виде и колорите иконы.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа. Существует и огромное количество списков с этой иконы, прославленных как чудотворные. Например, иконографический образ, который известен на Руси как «Умиление».

С этим чудотворным образом связаны все важнейшие события Русского государства на протяжении многих столетий. Всемилостивый Господь через образ «Владимирской Богоматери» во все времена посылает заступление всем в молитве к ней прибегающих.


Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых православных икон. Её история загадочна. По легенде Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой на доске того стола, за которым трапезничали Иисус Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. До 450 года образ пребывал в Иерусалиме, затем был перевезен в Константинополь , а в XII веке попал на Русь.

Православные христиане верят, что икона, написанная два тысячелетия назад, дошла до нас в первозданном виде. Однако беспристрастные ученые датируют Богоматерь Владимирскую началом XII века и полагают, что если она и имеет отношение к иконе кисти евангелиста Луки, то является лишь списком с ее более древних списков. По версии искусствоведов, Богоматерь Владимирская была написана в Византии.

Около 1131 года константинопольский патриарх Лука Хрисоверг в качестве подарка князю Мстиславу отправил ее в Киев. Икону поместили в Богородичный монастырь городка Вышгород, отсюда украинское название этой иконы – Богоматерь Вышгородская. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир , поэтому в России икона известна как Владимирская. Хранилась святыня в главном храме города – Успенском соборе . Князь повелел украсить ее дорогим окладом, на изготовление которого, если верить легенде, ушло 5 килограммов золота.

В 1237 году Владимир был захвачен монгольским ханом Батыем . Его войска разграбили Успенский собор, разбили множество икон, но с Владимирской Богоматери лишь сняли оклад, а сам образ оставили невредимым.

С Владимирской иконой Божией Матери связано множество чудес. В 1395 году во время опустошительного нашествия на Русь хана Тамерлана святыню принесли в Москву для защиты города от неприятеля. Разоряя один город за другим, войска Тамерлана, дойдя до предместий Москвы, остановились и, простояв на одном месте две недели, повернули вспять. По легенде, Тамерлану явилось видение: перед ним предстала высокая гора, с которой спускались святители в золотых одеждах, а в небе, окруженная сиянием, явилась Богородица и велела полководцу оставить пределы Руси. Тамерлана обуял неизъяснимый страх, и он отдал приказ к отступлению.

Чудесное спасение города от уничтожения связали с Владимирской иконой Божией Матери. На месте встречи («Сретения») москвичей с чудотворной святыней был воздвигнут Сретенский монастырь, который дал название улице Сретенке.

Икона Владимирская Богоматерь (деталь)

В 1451 году произошло еще одно чудесное избавление Москвы от захватчиков. Ногайский царевич Мазовша со своим войском осадил город. Москвичи, силы которых были слишком малочисленны, чтобы противостоять неприятелю, решили прибегнуть к помощи своей Небесной Защитницы. Они взяли Владимирскую икону из Успенского собора, где та пребывала со времени нашествия Тамерлана, и совершали с ней крестные ходы по стенам города, молясь о заступничестве Богородицы. На следующий же день несметные полчища Мазовши отступили. Предание гласит, что захватчики услышали необычайно сильный шум. Они решили, что на них надвигается огромное войско и в страхе пустились в бегство.

Следующее чудо, связанное с Владимирской иконой Божией Матери, произошло в 1480 году, во время эпохального «стояния на реке Угре », которое положило конец татаро-монгольскому игу на Руси. Великий князь Иван III отказался платить дань орде , и хан Ахмат послал свои войска наказать непокорных. Русская и татарская армии встретились на реке Угре, и никто не решался первым форсировать водную преграду. Русские войны в первых рядах держали Владимирскую икону Божией Матери. Татары так и не рискнули пойти в атаку. Они отступили и больше никогда не возвращались на русскую землю.

С Владимирской иконой связывают также чудесное спасение Руси от нашествия в 1521 году крымского хана Махмет-Гирея. Стотысячное войско неприятеля, опустошительным вихрем пронесясь по русским землям и дойдя до Москвы, неожиданно повернуло вспять. Это чудо, как и другие сверхъестественные избавления от захватчиков, православные христиане считают промыслом Богоматери-Заступницы.

После стольких чудес, связанных с Владимирской иконой, она стала почитаться одной из главных русских православных святынь. Перед ней приносили присягу на верность России, совершали молебны, отправляясь в военные походы, избирали патриархов и митрополитов.

До 1918 года образ хранился в Успенском соборе Московского Кремля , откуда, после закрытия храма, был перемещен в Третьяковскую галерею. Сегодня Владимирская икона находится в храме-музее Николая Святителя в Толмачах. Ее роскошный драгоценный оклад стал отдельным экспонатом, пополнившим коллекцию Оружейной палаты.

Владимирская икона Божией Матери. Видеофильм

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса или «Умиление». Младенец Христос прильнул щекой к щеке матери, голова которой склонена к сыну. От других икон типа Елеуса Владимирская икона отличается тем, что левая ножка младенца согнута по-особому и нам видна ее ступня.

За девять веков своего существования Владимирская икона была по меньшей мере 4 раза записана новой живописью, а также пережила несколько реставраций. Во время одного из поновлений в начале XV века на задней стороне иконной доски был написан сюжет, изображающий Этимасию – престол, уготованный для второго пришествия Христа, и орудия Страстей Христовых.

Последняя масштабная реставрация иконы была проведена в 1919 году с целью освобождения древней живописи от более поздних наслоений. К сожалению, от первоначального письма остались лишь небольшие разрозненные фрагменты.

С Владимирской иконы было написано огромное количество списков. Многие из них почитаются как чудотворные, например, широко известная Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (1524). Кроме того, знаменитая святыня стала основой для создания новых иконографических сюжетов, таких как «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы» и «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства российского».

По материалам работ И. И. Мосина. Другие статьи о древнерусском искусстве – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси.

Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.

История иконы Владимирской Богоматери

Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.

Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места. Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества. Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Значение Владимирской иконы Божией Матери

Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).


Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.

То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.

Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Описание иконы

Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.

И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.

В чем помогает Владимирская икона

Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.

Молитва Богородице перед Ее Владимирской иконой укрепит дух и веру, придаст решимость и поможет выбрать правильный путь, отгонит дурные помыслы, уймет гнев и дурные страсти, принесет исцеление от недугов физических, особенно сердца и глаз. Ей молятся также об укреплении семейных уз и благополучии семьи.

Молитва иконе

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.