VII. Теон и Гипатия. Политика эллинизации при Ироде

Хронология важнейших событий мировой истории

–С древнейших времен по VI век до нашей эры–

VIII - III тысячелетия до н.э. Неолит, период перехода от присва­ивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились; появились глиняная посуда, пряде­ние, ткачество.

V - первая половина IV тысячелетия до н.э. Первые земледельчес­кие общины, разложение первобытнообщинных отношений в Древнем Египте.

IV - III тысячелетия до н.э. Медный век. Преобладают орудия из камня, но появляются медные. Основные занятия населения - мотыжное земледелие, скотоводство, охота.

Конец IV тысячелетия до н.э. Объединение номов Древнего Египта в два крупных царства - Верхний Египет и Нижний Египет.

конец IV - качало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век. Распрост­ранение металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия. По­явление кочевого скотоводства и поливного земледелия, пись­менности, рабовладельческих цивилизаций. Сменился желез­ным веком, наступившим с распространением металлургии же­леза и изготовлением железных орудий и оружия

ок. 3200 - ок. 2800 до н.э. Раннее царство в Древнем Египте; прав­ление I и II династий. Объединение Египта в единое сильное централизованное государство.

ок. 2850 - ок. 2450 до н.э. Правление первой династии Ура в Шу­мере. Экономический подъем Шумера,

ок. 2800 - ок. 2250 до н.э. Древнее царство в Египте; правление III - VI династий. Расширение территории и политического влияния Египта. Построены три пирамиды в Гизе.

ок. 2800 - 1100 до н.э. Эгейская (крито-микенская) культура - культура Древней Греции эпохи бронзы. Выделяются географи­ческие варианты эгейской культуры: на Крите - минойская, в материковой Греции - элладская, на островах Эгейского мо­ря - кикладская культура,

ох. 2500 до н.э. Шумерский царь Эаннатум завоевывает Ур и Киш. 2316 - 2261 до н.э. Правление Саргона, царя Аккада. Завоевание Саргоном Вавилонии, Элама, Ассирии и части Сирии и объе­динение тем самым под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей в Передней Азии Месопотам- ской державы с центром в Аккаде,

ок. 2300 - ох. 1700 Индская цивилизация в долине реки Инд.

ок. 2250 - ок. 2050 до н.э. Правление VII - X династий в Египте.Период внутренней раздробленности и упадка Египта,

ок. 2140 - ок. 2030 до н.э. Правление династии Ура приводит Шу- меро-Аккадское царство на наибольшую высоту его могущест­ва. В последующие 100 - 150 лет Шумеро-Аккадское царство приходит в упадок и шумеры как нация исчезают,

ок. 2050 - ок. 1750 до н.э. Среднее царство в Египте, правление XI - XVII династий. Объединение Египта и превращение его вновь в крупное и сильное государство,

ок. 2000 до н.э. Эллины (греки) - говорящий на индоевропейском языке народ - начинают миграцию с севера на территорию со­временной Греции. Родственные грекам индоевропейцы Еторга- ются с севера на Апеннинский полуостров,

ок. 2000 - ок. 1000 до н.э. Арийские племена с северо-запада про­сачиваются в Индию. 1894 - 1595 до н.э. Правление I Вавилонской, или Аморитской,

династии. Возвышение Вавилона. 1813 - 1781 до н.э. Правление ассирийского царя Шамши-Адада I. Ассирия завоевывает всю Верхнюю Месопотамию и превраща­ется в крупное переднеазиатское государство.

ок. 1800 - ок. 1300 Наивысший расцвет Троянского царства. За­кончился с пережитым Троей землетрясением (1300).

1792 - 1750 до н.э. Правление шестого царя I Вавилонской дина стии Хаммурапи, который объединил под властью Вавилон; всю Месопотамию, осуществил крупномасштабные программы гражданских реформ и строительства и учредил первый систе матический юридический кодекс. Расцвет Вавилона,

ок. 1742 до н. э. Вторжение касситов в Вавилонию,

ок. 1710 - ок. 1560 до н.э. Египет под властью гиксосов. Гиксосы познакомили египтян с колесницами на легких колесах (на спи­цах), запряженными лошадьми, ранее слабо известными в Египте.

ок. 1680 - ок. 1650 до н.э. Правление хеттского царя Лабарны. За­вершение объединения Хеттского царства.

1620 - 1590 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили I. Усиле­ние централизации в Хеттском царстве. Завоевание хеттами Ва­вилона (1595), способствовавшее окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.

XVI - XV вв. до н.э. Период расцвета государства Митанни и со­здания сильной державы на территории Месопотамии. Митан- нийское влияние распространялось на значительную часть Ас­сирии и стало проникать в Малую Азию, Сирию, Финикию и даже Палестину.

~ 1595 - ок. 1155 до н.э . Правление касситов в Вавилоне. Регуляр­ное использование в военном деле и транспорте лошадей и му­лов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плу­га-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли,

ок. 1580 - 1085 до н.э. Период Нового царства в Египте. Правле­ние трех самых могущественных династий - XVIII, XIX и XX. Расцвет древнеегипетской цивилизации, ок. XV в. до н.э. Отпочкование праславянских племен от индоевро­пейского массива.

1490 - 1436 до н.э. Правление фараона Тутмоса III из XVIII дина­стии, одного из самых удачливых египетских завоевателей. В истории известен как первый полководец, осуществлявший на­ступление по заранее намеченному плану. В результате победо­носных походов Тутмоса III завоеваны Палестина и Сирия, земли Митанни к западу от Евфрата, в южном направлении - обширные области вплоть до четвертого порога Нила. Образо­валась грандиозная египетская держава, простиравшаяся с севе­ра на юг ка 3200 км. В зависимость от Египта попали Ливия, Ассирия, Вавилония, Хеттское царство и остров Крит, платив­шие ему дань.

ок. 1405 - 1367 до н.э. Правление фараона Аменхотепа 111 из XVIII династии. При нем могущество Египта достигло апогея, соору­жены храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огром­ными статуями Аменхотепа III - «колоссами Мемнона».

ок. 1400 - ок. 1200 до н.э. Расцвет Микен, крупного центра ахей­ской культуры, столицы одного из ахейских государств.

ок. 1400 - 1027 до н.э. Древнекитайское государство Инь.

1380 - 1340 до н.э. Правление великого хеттского царя Суппилу- лиумы I, искушенного дипломата, способного полководца и дальновидного политика. Изгнал египтян из Сирии, завоевал Митанни, превратил Хеттское царство в могущественную воен­ную державу, простирающуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Палестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.

1368 - 1351 до н.э. Правление фараона Аменхотепа IV из XVIII ди­настии. Пытаясь сломить могущество фиванского жречества и старой знати, Аменхотеп IV выступил как религиозный рефор­матор, введя новый государственный монотеистический культ бога Атона, олицетворявшего солнечный диск. Сам принял имя Эхнатон, которое означало «угодный Атону».

1351 - 1342 до н.э. Правление фараона Тутанхамона из XVIII ди­настии. При нем отменены религиозные реформы Аменхотепа IV - Эхнатона. (Гробница Тутанхамона, раскопанная в 1922, открыла миру ценные памятники древнеегипетской культуры.)

ок. 1340 - 1305 до н.э. Правление хеттского царя Мурсили II. Апо­гей военного могущества великой Хеттской державы.

1307 - 1208 до н.э. Период правления ассирийских царей Адад-не- рари I, Салманасара I и Тукульти-Нинурты I, при которых ас­сирийское государство достигает большого подъема и крупных внешнеполитических успехов.

1290 - 1224 до н.э. Правление фараона Рамсеса II из XIX динас­тии. В результате победоносных войн с хеттами восстановлена власть Египта в Палестине и Южной Сирии. Ведется большое храмовое и хозяйственное строительство.

ок. 1260 до н.э. На десятом году осады хитростью взята и разруше­на Троя - город на северо-западе Малой Азии. Закончилась де­сятилетняя Троянская война, которую вела против Трои коали­ция ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен. События этой войны дошли до нас благодаря гомеровской «Илиаде».

1225 - 1215 до н.э. Правление фараона Мернепта из XIX динас­тии. Именно при нем, вероятно, Моисей увел израильтян из Египта.

ок. 1200 до н.э. Израильтяне и филистимляне вторгаются в Ханаан (Палестину).

ок. 1200 до н.э. Дорийцы, одно из основных древнегреческих пле­мен, начинают перемещение из Северной и Средней Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, а затем заселяют острова Родос, Крит и другие.

1198 - 1166 до н.э. Правление фараона Рамсеса III из XX динас­тии. Последний фараон, при котором Египет еще способен дать отпор вторжению племен ливийцев и «народов моря».

ок. 1190 до н.э. Под напором «народов моря» рухнула и навсегда прекратила свое существование Хеттская держава.

1155 до н.э. Эламский царь Кутир-Наххунте II захватил Вавило­нию. Расцвет могущества Элама, его власть простирается от Персидского залива на юге до области современного города Ха- мадан на севере.

1126 - 1105 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I. Сокрушительная победа над Эламом (1115) приводит к сверже­нию господства эламитов над Вавилоном. Кратковременный расцвет Вавилонии.

1085 - 945 до н.э. Правление XXI династии в Египте. Все больше ливийцев, в основном бывших наемников, оседают в Египте. Некоторые знатные ливийцы занимают высокие жреческие и военные должности.

ок. 1030 до н.э. Саул становится царем Израиля.

1027 - 771 до н.э. Эпоха Западное Чжоу в Китае.

ок. 1013 - 974 до н.э. Правление Давида, царя Иудеи, а позже - всего Израильско-Иудейского царства. Проводил политику со­здания централизованной монархии. Завоевав Иерусалим, Да­вид сделал его своей столицей.X - VIII вв. до н.э. Период наивысшего расцвета Фригийского царства.

969 - 936 до н.э. Правление финикийского царя Ахирама (Хира­ма). Расцвет Тиро-Сидонского царства.

950 - 730 до н.э. Правление XXII (Ливийской) династии фараонов в Египте. Основатель - Шешонк I - один из ливийских вож­дей, захвативший царский престол. Неустойчивое внутреннее положение, сепаратизм номархов, ослабление центральной вла­сти. Нависающая угроза ассирийского нашествия.

ок. 900 - ок. 800 до н.э. На Апеннинский полуостров морем при­бывают этруски, вероятно, из Малой Азии.

883 - 824 до н.э. Правление ассирийских царей Ашшурнацирапа- ла II (до 859) и Салманасара III (после 859), при которых резко активизировалась захватническая внешняя политика Ассирии.

864 - 845 до н.э. Правление царя Араму, первого правителя объе­диненного Урарту.

825 до н.э. Финикийскими колонистами из города Тир основан Карфаген.

825 - 810 до н.э. Правление урартского царя Ишлуини. Отмечено активной деятельностью по укреплению единого государства.

817 - 730 до н.э. Правление XXIII династии фараонов в Египте. Основатель - Петубастис - один из номархов, не подчиняю­щихся фараонам XXII династии, объявил себя фараоном всего Египта. XXIII династия правила одновременно с XXII династи­ей, однако реальной власти в этот период не имела ни одна из них.

786 - 764 до н.э. Правление урартского царя Аргишти I. Зенит мо­гущества Урартского государства. Начало решающей схватки Урарту с Ассирией за господство в Передней Азии.

776 до н.э. Первые Олимпийские игры. (Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года. Продолжались 5 дней. Отмене­ны в 394 н.э.)

770 - 256 до н.э. Эпоха Восточное Чжоу в Китае. Подъем китай­ской культуры (появление философских школ - конфуцианст­ва, фацзя, даосизма и др.).

753 - 715 до н.э. Правление Ромула, первого (согласно легенде) царя Рима. Вместе со своим братом-близнецом Ремом он осно­вал Рим (753 до н.э.).

745 - 727 до н.э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара III. В 734 он завоевывает Израиль, в 732 - Дамаск, а в 729 возла­гает на себя корону Вавилона, который остается под ассирий­ским игом почти непрерывно до 627 до н.э. Под властью Тиг­латпаласара III Ассирия достигает зенита своего могущества.

743 - 724 до н.э. Первая Мессенская война. Спартанцы захваты­вают Мессению. Побежденные должны отдавать Спарте поло­вину урожая.

735 - 713 до н.э. Правление урартского царя Русы I. Знаменова­лось ростом могущества Урарту, однако завершилось оконча­тельным и бесповоротным поражением Урарту от Ассирии (714) в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии.

730 - 715 до н.э. Правление XXIV династии фараонов в Египте (саисский князь Тефнахт). Объединение областей Дельты и Верхнего Египта.

722 - 705 до н.э. Правление ассирийского царя Саргона II. Асси­рия разгромила Израильское царство (722) и нанесла поражение Урарту (714), потеряла и вновь восстановила власть над Вави­лонией.

715 - 664 до н.э. Правление XXV (Эфиопской) династии фараонов в Египте. Полное объединение страны.

705 - 681 до н.э. Правление ассирийского царя Синнахериба. По­давление сопротивления покоренных Ассирией государств. Взят штурмом и разрушен Вавилон (689).

692 - 654 до н.э. Правление лидийского царя Гигеса. Начало рас­цвета Лидийского царства.

685 - 668 до н.э. Вторая Мессенская война - восстание мессенян под руководством Аристомена против господства Спарты. Вос­ставшие в союзе с некоторыми городами Аркадии наносят спартанцам ряд поражений. Однако Спарте удается разбить мессенян, которые превращаются в бесправных членов спар­танской общины - илотов.

681 - 669 до н.э. Правление ассирийского царя Асархадцона. Вос­становление ранее разрушенного Вавилона (679 - 678); войны против финикийских городов-государств Тира (676) и Сидона (671); превращение Египта в ассирийскую провинцию (671). Ассирийская держава простирается от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Анатолии, от Среди­земного моря до Персидского залива.672 до н.э. Изгнав ассирийцев с западной части своей территории, мидийцы создали независимое государство.

669 - ок. 633 до н.э . Правление ассирийского царя Ашшурбанипа- ла. Войны с Египтом, Эламом, Вавилонией в попытке удержать их под властью Ассирии. Окончательное отпадение Египта (около 655).

664 - 525 до н.э. Правление XXVI (Саисской) династии фараонов в Египте. Освобождение Египта от ига ассирийцев. Последний расцвет государственности и культуры Древнего Египта.

657- 627 до н.э. Тирания Кипсела в Коринфе. Экономический, политический и культурный расцвет Коринфа.

650 до н.э. Хуань-гун, правитель Ци, официально провозглашен ге­гемоном на Среднекитайской равнине. После его смерти (643) царство Ци лишилось положения гегемона.

636 - 628 до н.э. Правление Вэяь-гуна, царя Цзинь. Период наи­высшего могущества царства Цзинь, гегемона на Среднекитай­ской равнине.

632 до н.э. Афинский аристократ Килон, победитель на Олимпий­ских состязаниях, попытался установить в Афинах тиранию, но безуспешно (Килонова смута).

627 - 585 до н.э. Тирания Периандра в Коринфе. Продолжал по­литику отца - Кипсела, ликвидировал многие родовые пере­житки, организовал обширное строительство.

ок. 625 - 584 до н.э. Правление индийского царя Киаксара. В со­юзе с Вавилонией уничтожил ассирийскую державу (605), при­соединил к Мидии территории Маны, Урарту и восточную часть Малой Азии.

626 - 605 до н.э. Раздел Ассирийской державы между Вавилонией и Мидией. Ассирийская знать истреблена, города стерты с ли­ца земли, рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами.

626 - 539 до н.э. Халдейская (Нововавилонская) держава в Вави­лонии.

621 до н.э. Появление первых письменных законов в Древней Гре­ции. Составитель - афинский архонт Драконт. Законы отлича­лись жестокостью (отсюда «драконовские законы», «драконов­ские меры»).

616 - 510 до н.э. Правление в Риме этрусских царей Тарквиниев613 - 591 до н.э. Правление Чжуан-вана, царя Чу, - первого ге­гемона на Среднекитайской равнине, не признающего верхов­ное главенство Чжоу.

612 до н.э. Ассирийская столица Ниневия разрушена, а ее жители вырезаны войсками вавилонского (халдейского) царя Набопа- ласара и мидийского царя Киаксара.

610 - 595 до н.э. Правление фараона Нехо II. Крупные работы по сооружению канала между Нилом и Красным морем. По при­казу Нехо финикийские моряки совершили беспримерное в ис­тории плавание вокруг Африки.

605 - 562 до н.э. Правление вавилонского царя Навуходоносора II. Захватил территорию Сирии и Палестины (605), совершил по­ход в Северную Аравию (598). Дважды разрушал восставший Иерусалим (597 и 587), ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады.

594 до н.э. Афинским архонтом избран Солон - поэт, военачаль­ник и государственный деятель. Солон проводит реформы, спо­собствующие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Аннулированы все долги крестьян и долговое рабство.

ок. 590 до н.э . Первая «священная война» в Греции (за контроль над Дельфийским святилищем).

590 - 585 до н.э. Война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло полное солнечное за­тмение 28 мая 585, признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие).

578 - 534 до н.э. Правление шестого римского царя Сервия Тул­лия. Ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по имущественному цензу.

562 - 546 до н.э. Правление лидийского царя Креза. Период внеш­неполитического расцвета Лидии; закончился военной катаст­рофой (546). Лидия вошла в состав Персидской державы в ка­честве одной из ее сатрапий.

560 - 527 до н.э. Правление (с перерывами) афинского тирана Пи- систрата. Провел реформы в интересах земледельцев и торгово- ремесленных слоев (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственной монеты и др.), создал наемное войско, органи­зовал общественное строительство (рынок, водопровод, гавань Пирей, храмы и др.).

558 - 530 до н.э. Правление персидского царя Кира II Великого. Завоевал Мидию, Лидию, греческие города в Малой Азии, зна­чительную часть Средней Азии. Покорил Месопотамию, в том числе Вавилон, низведя его до положения рядовой сатрапии. Основал Персидскую империю.

ок. 551 - 479 до н.э. Жизнь Конфуция, древнекитайского мысли­теля, основателя конфуцианства.

ок. 540 - ок. 522 Тирания Поликрата на острове Самос. Проводил политику в интересах торгово-ремесленных слоев: государст­венная чеканка монеты, строительные работы, создание воен­ного и торгового флота и армии, борьба с городами Малой Азии и островов Эгейского моря за торговые пути.

530 - 522 до н.э . Правление персидского царя Камбиза II. Завое­вал Египет (525) и был официально провозглашен фараоном, основав XXVII династию.

525 - 332 до н.э. Египет под властью персов (после 404 до н.э. - с перерывами).

ок. 524 до н.э. Поражение этрусков в морском бою с греками у бе­регов Кампании.

522 - 486 до н.э. Правление персидского царя Дария I. Подавил восстания в Вавилонии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте и Парфии. Завоевал северо-западную часть Индии (ок. 518). Со­вершил неудачный поход против скифов (512). Потерпел неуда­чу в греко-персидских войнах. Провел ряд административных, налоговых и других реформ, осуществил значительное строи­тельство. Расцвет персидской империи, ее границы простира­ются от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Ар­мении на севере до первого нильского порога на юге.

510 до н.э. Афинский демос возглавил Клисфен. Свергнув тиранию Писистратидов, Клисфен провел ряд демократических реформ, закрепивших победу демоса над родовой аристократией.

509 до н.э. Свержение этрусского владычества в Риме и установле­ние Республики. Военно-политическая власть царя перешла к консулам.

508 до н.э. Договором между Римом и Карфагеном признаются ис­ключительные интересы Рима на Апеннинском полуострове и Карфагена в Африке.ок. 505 до н.э. Объединение в Пелопоннесский союз древнегрече­ских полисов Пелопоннеса (кроме Аргоса и некоторых полисов Ахайи) под гегемонией Спарты.

500 до н.э. Восстание против персидского владычества в Милете, к которому примкнули греческие города на юге и севере Малой Азии. Афиняне посылают на помощь восставшим двадцать ко­раблей (498), что стало поводом к греко-персидским войнам. Персы наносят поражение грекам (498), захватывают и до осно­вания разрушают Милет (494), а затем подавляют восстание по­всеместно (493).

500 - 449 до н.э . Греко-персидские войны между Персией и древ­негреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Завершились победой греков. Персия лишилась владений в Эгейском море, на побережьях Геллеспонта и Бос- пора, признала политическую независимость полисов Малой Азии.

Admin

Античные греки переработали азиатскую вычислительную математику, и на ее основе создали новую рационализированную форму знания.

Философия в античной Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии.

В связи с производством резко развивавшемся в связи с переходом к железу, развитием товарно-денежных отношений, классовой борьбы, переходом от авторитарных аристократических к тираническим а далее к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личной инициативы способствовало развитию философии.

Для этого этапа философии характерны:

1. Духовный аристократизм.

2. Обоснование рабства.

3. Отсутствие экспериментального исследования.

4. Созерцательность и умозрительность.

5. Отсутствие связи с практикой, как следствие презрения производственной деятельности.

Античная греческая философия поставила все основные философские проблемы, которые впоследствии стала разрабатывать философия.

Фалес Милетский (конец7 века – первая половина 6 века до нашей эры)

Классический тип античного философа.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств треугольников.

Он разделил небесную сферу на 5 зон, ввел календарь продолжительностью 365 дней.

Ему приписывается открытие годового движения Солнца.

Предсказывал полные солнечные затмения.

Как физик – объяснил причины разливов Нила.

В сочинении « о началах» Фалес понимает воду как начало всего (вода – философское осмысление океана), но эта вода разумная, божественная. Мир полон богов (политеизм), но боги эти действующие в мире силы.

Фалес утверждал, что все знание надо сводить к единой основе.

« Многословие вовсе не является показателем разумного мнения»

«Ищи всегда, что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей»

Открыл Милетскую школу.

Анаксимандр (6 век до н. э.)

Он вводит понятие «архэ» – первоначало то, что лежит в основе. А основу он видел в «апейроне»

«апейрон» материален и вещественен

« Но трудно сказать, что это такое»

«Апейрон» вечен, находится в вечной активности, в вечном движении.

Движение является свойством «апейрона»

Ему принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни.

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения «апейрона», о выделении из него противоположности, о космогонии (учение о рождении мира) – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т. е. по сути он сформулировал общую идею эволюции живой природы.

Гераклит

(Эфесский или Темный) (504-501 год до н. э.)

Происходит из царско-греческого рода.

Описал начало всего существующего в огне. Для древних огонь был веществом.

«Все обменивается на огонь и огонь обменивается на все, подобно тому, как золото обменивается на товары. А товары на золото»

Большое значение в его учении занимает понятие логос – основа наук.

Он утверждал. Что познание логоса, мудрости, единства мира дано не всем

Однако все люди от природы разумны. Но это противоречие кажущееся, т. к. люди от природы равны, но они не равны фактически, большинство живет не по логосу, а по своему разумению.

«Жизнь таких людей, что детские игры, они во власти своих желаний, люди как и ослы предпочитают солому золоту, желания обыденных людей таковы, что людям не стало лучше если бы исполнились все их желания»

«Счастье не в услаждении……., а в размышлении и умении говорить правду и действовать согласно природе, к ней прислушиваясь»

Понятие о мере, характерной для античного мировоззрения обобщается Гераклитом в учение о логосе. (лого – слово, не любое, а только разумное).

Логос – объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры.

«Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь для ума есть логос».

Сформулировал основы диалектики.

Как диалектик, Гераклит исходит из того, что абсолютно изменчиво. Он говорил, что все течет, все изменяется. Он сравнивал мир с рекой.

Говорил, что в ту же реку мы вступаем и не вступаем, потому что на входящего в ту же самую реку набегают все новые и новые воды, ничто в мире не повторяется, все изменчиво.

В то же время не отрицал устойчивости. Но эта устойчивость относительна, именно потому, что вещь постоянно воспроизводится.

«Одно и то же различно и даже противоположно».

Он обращал внимание на то, что единственное изменение, это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает).

А так же на то, что одна противоположность выявляется из другой. (Болезнь делает здоровье сладостным).

Борьбу противоположностей Гераклит называет главным законом мироздания.

Эта борьба – причина всякого возникновения.

« Борьба – отец всего и царь над всем».

«Все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Такую борьбу он называет гармонией. Но эта гармония не явная, тайная, скрытая.

Демокрит (460 – 370 г. до н. э.)

Сформулировал атомистическое учение: Существует два первоначала: атом (бытие) и пустота (небытие) .

Пустота – условие существования всех процессов, она неподвижна, беспредельна.

Бытие абсолютно плотно, а пустота не имеет плотности.

Пустота беспредельна и бесформенна, а каждый атом имеет внешнюю форму.

Атом очень мал. Бытие это совокупность бесконечно большого числа малых атомов. Атом неделим, вечен, внутри него не происходит никакого движения. Но он обладает внешней формой – это объясняет бесконечное многообразие явлений и их противоположность друг другу. Кроме формы атомы различаются порядком и положением. Каждый атом объят пустотой иначе они бы слились. Атомы обладают подвижностью.

Движение – важнейшее свойство как атомов, так и всего реального мира.

Атомы не имеют чувственных свойств, цвета, запаха, звука и т. д.

Демокрит говорил, что в мире «Без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи».

Он разработал учение о причинности: все, что происходит имеет причину. Он отвергал случайность и говорил, что ссылка на случай – проявление лености мысли, отказ от поисков причин

Демокрит. О происхождении жизни:

Живое произошло из неживого, по законам природы, без всякого творца и разумной цели.

Тело человека возникло из воды и грязи без всякого творца, на ряду с другими видами живого.

Есть два вида познания: темное и истинное. Познание посредством мысли — истинное или закономерное, ему свойственна достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств — темное или незакономерное, оно непригодно для познания истины.

Он подчеркивает, что атомы и пустота, лежат за пределами чувственного познания. Что открыть их можно в результате напряженного мышления, "мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он чувственно воспринимает вещи, а при помощи ума, он постигает сущность вещей".

О религии: "религия — историческое явление, ее источник — страх перед грозными явлениями природы".

Сократ. (470-399 г. г. д. н.э.)

Сократ высказывается против письменности, он считал, что она делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению. "Письмена мертвы, сколько их не спрашивай", благодаря письменности знания доступны всем и каждому, а философствование есть умирание земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души, от ее смертной телесной оболочки.

Сократ говорил, что он мудрее других, не потому, что он действительно мудр, а потому, что знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога, другие же не мудры, потому, что думают, что он все знают.

Он был убежден, что избран богом: он должен давать афинскому народу знания, он обязан не давать согражданам впадать в духовную спячку, они должны заботится о самих себе, т. е. нравственно и интеллектуально само усовершенствоваться. В центре внимания Сократа — человек.

Метод Сократа.

Сократ был ироничными и лукавым собеседником: прикинувшись простаком или несведущим, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать. Не подозревая еще с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа, в ответ Сократ задавал несколько продуманных вопросов и собеседник Сократа терялся. "Когда собеседник Сократа терялся и освобождался от самоуверенности, тогда Сократ говорил — почва вспахана. И теперь они вместе со своим собеседником начинали сообща искать истину".

Сократ считал в отличие от Софистов, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина должна быть одной, на достижение этой мысли направлен метод Сократа. Когда почва была подготовлена, сам Сократ не старался ее засеивать, ведь он всегда подчеркивал, что он нечего не знает. Но он так действовал со знатоком, так спрашивал его, получая ответы, что собеседники со временем приходили к решению проблемы. Свой метод он называл майевтикой.

Что значит знать? — знать — это значит выяснять, что это такое, цель майевтики — определение понятия.

Смысл всей деятельности состоял в том, чтобы найти понятия. Убеждение в существовании объективной истины, означает, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Он считал, что счастье это не выгода а добродетель, но делать добро надо только тогда, когда знаешь в чем оно состоит, если человек знает, что хорошо, и что плохо, он некогда плохо не сделает. Зло это результат незнания, что есть добро.

Платон (427-347 гг. д. н.э.)

Платон — сознательный, объективный идеалист, его философия сознательная реакция на материализм и атеизм Демокрита.

Он был первым, кто понял, что история философии — это история борьбы материализма и идеализма.

Диалектика Платона:

Сократ называл диалектиком того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Диалектики стремятся к истине, к познанию сущности. Для доказательства сущности вещи, рассуждения о ней должны быть правильными. Платон подходит к раскрытию некоторых логических законов: закону тождества, закон запрещения противоречия. Платон ставит диалектику выше других наук. Все науки (геометрия, арифметика, музыка,…) родственны друг другу и оцениваются только с одной точки зрения, на сколько они способны, отвращать нас от чувственного мира. Служить анамнезису (припоминанию). Он смеется над теми кто ищет от науки практической пользы. Виды знания:

1. Знание совершенно достоверное, без примеси лжи и заблуждения — знание идей, полученные до вселения души в тела, а после вселения в тела, путем диалектического припоминания.

2. Близкое к достоверному, знание чисел и основанные на них науки.

3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, это знание вещей чувственного мира, опирающиеся на чувства в которых нет истины.

Особое место занимает познание материи. Ее нельзя познать не разумом не чувствами. Она некоторое пространство, она способна принимать различные формы, она мертва и не познаваема, она почти что небытие, но роль ее велика, т. к. материя источник множественности.

Платон

Учение о душе.

Сотворив души, боги поместили их на звездах. Каждая душа имеет свою звезду. Следовательно – число душ хотя и велико но конечно.

Он говорил, что изначально существует занебесная область. Следовательно, тело – смертно, а душа – бессмертна. Назначение тела – быть временным вместилищем души, рабом ее. Но у души имеется и неразумная часть. В душе Платон различал 2 начала: 1-ое – разумное начало, с помощью которого человек способен рассуждать; 2-оое – неразумное, вожделеющее. Из-за него человек влюбляется, испытывает голод, жажду и т. д. Вся судьба человека зависит от того, какая часть души преобладает.

Платон о чувственном познании.

Чувства не могут быть источником знаний. Знания не есть ни ощущения, ни правильное мнение. Он допускает только априорные знания (доопытные).

Не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а наоборот. Это возможно потому, что некогда душа непосредственно созерцала понятие идеи (в занебесной области), которые в чувственном мире отражаются в несовершенной форме. Душа содержит знания в самой себе, отсюда исходит понятие Анамнезиса (припоминания).

Самое главное в идее анемнизма это искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов, т. е. искусство диалектики.

Учение об Эросе.

Входя в состояние эроса душа переживает состояние исступления, экстаза. При высшем напряжении познания душа может выйти из тела.

Стремление к мудрости – высшая форма стремления к прекрасному. Любовь – это желание блага и счастья, но не всякого блага, а только вечного. Но поскольку вечного блага не может быть без бессмертия, то любовь – это стремление к бессмертию. Но доля бессмертия отпущенная смертным – это их способность к творческой деятельности. У подавляющего большинства творческая деятельность проявляется в продолжении рода. «Зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном», но такова только телесная, низкая сторона любви. Другая разновидность любви – это любовь духовная (платоническая любовь).

Эрос побуждает человека к творчеству, вселяет в него стремление к прекрасному. Это главная движущая сила, пронизывающая весь мир, заставляющая вещи подражать идеям, а душа стремится вернуться в тот мир, откуда она некогда пришла.

Теория государства.

Платон был первым в истории философии, кто сформулировал понятие класса.

Классы разделяются на основании того, какая часть души преобладает у той или иной группы людей. Если преобладает возвышенная часть души, то это философы, мудрецы; если равные части (к возвышенному и к чувственному) – то это воины; если в душе преобладает низменная чувственная часть – то это ремесленники.

Софисты

Эта школа возникает во 2-ой половине 5 века до н. э.

Софистэс – знаток, мастер, мудрец.

Но они были мудрецами особого рода, т. к. истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать в спорах. Со временем слово софист приобретает предосудительный смысл.

Софисты говорили, что объективный мир непознаваем, т. е. были агностиками. Они сформулировали учение – Релятивизм . (относительный).

Релятивизм – учение о том, что все в мире относительно. В гносеологии релятивизм означает, что истина – относительна, что она зависит от условий, места и времени. Истина у каждого своя. Как кому кажется – так оно и есть.

Гносеологический релятивизм дополняется релятивизмом нравственным: нет объективного критерия добра и зла. Что кому выгодно – то и хорошо, то и благо.

Киники (кинизм).

Кинизм существовал с конца 5 до н. э. до самого конца античности, это объясняется тем, что социальная база кинизма постоянно росла по мере разорения средних и мелких классов. Несмотря на свой демократизм, в философии кинизма было много реакционного. Она была недиалектической, идеализировала первобытную дикость, наука и культура отрицались.

Киники стремились к справедливости, к социальному равенству, они отрицали рабовладение. Кинизм обычно отталкивался от общепринятых взглядов и вырабатывал новые прямо противоположно существующим. (это называлось «перечеканкой монет»). Воспитательную силу живого примера киники ставили выше всего. Основателем школы кинизма был Антисфен Афинский (коло 445 – 360 г. до н. э.).

Первым дал определение понятия. Понятие есть то, что выражает чем предмет был, ил что он есть.

Основные положения его философии:

1. Добродетели можно научиться.

2. Мудрец живет не по законам государства а по законам добродетели.

3. Безвестность, как и труд – благо.

Диоген Синопский. (ок. 412 – 323?? До н. э.)

Этруски достигли зенита своей славы в VI в. до н. э. распространившись на север через Апеннины. Этрусское искусство, часто вдохновлявшееся греческим, достигает вершин в архитектуре, скульптуре, живописи. Любовь к монументальному искусству передали римлянам этруски. Этрусские цари династии Тарквиниев превратили Рим в великий город. При них начали возводить огромные здания, был замощен Форум, устроена система канализации, осушение низин и болотистых местностей Рима. Сооружаются Большой цирк (ипподром) и Храм Юпитера Капитолийского.

По замыслу первого этрусского царя Рима Луция Тарквиния Прииска главным зданием Рима становится храм Юпитера на Капитолийском холме. В 509 г. до н. э. он был посвящен римской триаде: богам Юпитеру, Юноне и Минерве. Строили его этрусские мастера. Храм по своим внушительным размерам и убранству был крупнейшим в Центральной Италии в свою эпоху, возможно одним из самых величественных и классических в мире. Храм был вершиной этрусского строения. Его вид был вдохновлен архитектурой восточного Средиземноморья с ее тягой к монументальности. Он характеризуется наличием трехнефной целлы, расположенной позади пронаоса фронтальной колоннады. Это этрусский тип планировки, его тройные элементы можно обнаружить и в погребальной архитектуре (Цере – гробница Кресел и Щитов, гробница Греческих ваз), а также в домашней архитектуре (Акваросса).

Архаический римский храм хранил в себе отпечаток этрусской культуры в своей общей планировке, подиуме и, в частности, отделке.
При строительстве храмов этруски используют дерево, а из камня кладут лишь фундамент. У храма был единственный портал, выходивший на юг, в прилегающее к храму святилище под открытым небом, откуда жрецу было удобно наблюдать за росчерками молний и полетами птиц. Этрусские храмы отличаются «архитектурными излишествами», которые служат облицовкой, выполняя защитную функцию для деревянной поверхности. Это затейливая лепнина на карнизах или ярко расписанные терракотовые фризы. Для большей красоты этруски часто помещали терракотовые статуи в рост человека на гребне фронтона (акротерий). Иногда статуи объединялись в мифологическую композицию с символическим значением, как это было в этрусском храме Портоначчьо в Вейо.

Хотя до нас дошло не так много строений этрусков, их смелые архитектурные приемы живы до настоящего времени. Широкие колонны с круглыми капителями — этрусский вариант дорического ордера, был описан римским архитектором Витрувием. Из художников возрождения, изучавших трактат Витрувия, выделяется Андриа Палладио. Простые элегантные колонны – отличительная черта построенных им зданий. Этрусские колонны украшают портик дома Томаса Джефферсона в Монтичелло. И акротерии – статуи, установленные по углам и на вершине фронтона здания – еще одна черта этрусского искусства. Церковь в Сан – Джорджо Маджоре в Венеции.

Высшей точкой развития этрусской скульптуры стал VI в. до н. э... Мы встречаем работы из камня, бронзы, терракоты. Архаические рельефы Клузия напоминают росписи из Тарквиниев. Датируются они концом VI – первой половиной V вв. до н. э... В VI в. до н. э. в Вульчи мы также видим развитие погребальной каменной скульптуры. Она представлена реальными или фантастическими животными, выполненными из ненфро (вулканического камня). Это львы, грифоны, морские коньки. Они помещались в начале дромоса и играли роль апотропея – защитника покойного от нежелательных посетителей.

Равенство супругов составляет одну из особенностей этрусского общества по сравнению с остальным древним миром. Открытое проявление супружеских чувств шокировало греческих и римских писателей, немало распространявшихся на темы морали и нравственности этрусков. Любовные пары, запечатленные с большим искусством, украшают множественные саркофаги и урны.

В Вульчи также представлена замечательная школа скульпторов из бронзы, изготовивших множество трезубцев. Коропластика же была представлена только в Вейях. В Вульчи найдено большое количество прекрасных изделий из бронзы. В этом городе находилась ремесленная школа по работе с бронзой. Здесь же во второй половине VI и V веках до н. э. производились различные виды домашней утвари...

Изделия демонстрировали высокий уровень мастерства и широко экспортировались. Была школа бронзовых дел мастеров и в Кьюзи. Этруски использовали при работе с бронзой самую разную технику. Бронзовые листы с чеканкой применялись при изготовлении домашней мебели и украшения колесниц. Даже греки признавали, что этруски превзошли их в этом ремесле. Этрусскую бронзовую скульптуру прославили на века такие шедевры, как «Капитолийская волчица» и «Химера».

Особую категорию представляли собой предметы женского туалета. Одними из самых известных изделий были ручные зеркальца. Многочисленные надписи на них оказались ценным источником информации для специалистов по эпиграфике и для лингвистов. «Оборотная сторона отполированных этрусских зеркал из бронзы обычно покрыта изящной гравировкой на мифологически е темы с надписями». На этом зеркале представлена сцена облачения девушки. Матроны причесывают ее и примеряют ей вещи. До наших дней дошло до трех тысяч этрусских зеркал, и каждое из них сообщает нам важные сведения об обычаях и верованиях этрусков. «Зеркало Калхаса из Вульчи»

Во второй половине VI в. до н. э. становятся многочисленными и примеры живописи.Сюда относятся расписные гробницы в некрополе Монтероцци в период с 550 – по 450 г. до н. э... Труд художников стоил очень дорого и только лишь элита могла позволить себе эту роскошь. Иногда обращались за помощью к греческим эмигрантам-художникам и ремесленникам. По стилю этот вид искусства перекликается с вазописью. Самые древние фрески были найдены в Вейях и Черветери, но в течение длительного времени, особенно в архаический период, крупнейшим центром росписи гробниц был город Тарквиния.

Говоря о Клузии, следует отметить, что здесь также имела место живопись. В Кьюзи найдены фрески V века, а в Орвието и Вульчи – росписи более позднего периода. Если не принимать во внимание божественные элементы, в целом фрески рисуют довольно точную картину повседневной жизни этрусков. Следовательно, с некоторыми оговорками мы можем использовать фрески в качества источника информации об укладе жизни в Этрурии. «Интерьер гробницы Рельфов, в Черветери.»

В гробнице Кампана, также в Вейях, все еще преобладают элементы ориентализирующего стиля. Одни из первых фресок появляются в гробнице Быков. Здесь расписана лишь стена напротив входа. Под фронтоном изображены два быка. Ниже, на главной панели, изображен эпизод из греческого эпоса. Он взят из росписи греческих сосудов. Сцена изобилует цветочным орнаментом, примечательна деталь фонтана – вода бьет из пасти льва в бронзовую чашу. Стиль изображения отражает влияние ионийского искусства. Эта гробница датируется приблизительно 540-530 годами до нашей эры...

Начиная с этого времени и до конца архаического периода, в гробницах Тарквинии появилось много прекрасных фресок. Сюжетами их, как правило, обряды погребения, пиршества или ритуальные игры, а также сценки из повседневной жизни. «Фреска Охоты и Рыбной ловли»

Фреска из гробницы (Охота и Рыбная ловля) представляет собой яркую иллюстрацию занятий на свежем воздухе, ее росписи пестрят множеством цветов. Эта палитра заметна также в некоторых изображениях погребальных игр, например в гробнице Жонглеров, в Тарквинии. «Сценка из гробницы жонглеров», Тарквиния.

Росписи гробницы Барона, датируемой 510-500 годами до н. э., напротив спокойны, движения фигур безмятежны. Эта одна из самых утонченных архаических росписей в Этрурии. « Копия живописи захоронения Триклиния и Кверчьола», выполненная художником археологом Карло Руспи. Работами Руспи часто пользуются этрускологи, т.к. подлинная живопись Тарквинии давно утрачена.

Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) демонстрируют смену настроения, сюжетов и техники работы. Художники овладели мастерством, фигуры на фресках прописаны умелой рукой, позы их продуманы. Используются различные оттенки цветов и световых пятен. Примером могут служить росписи из гробницы Голини. Настроение фресок меняется, на смену веселости приходит глубокая меланхолия. Это новое чувство отражено в тоскующем взгляде красивой женщины из семьи Велка, из камер гробницы Орка (IV век до н. э.). «Голова женщины из семьи Велка, Тарквиния».

Мрачное настроение сохраняется на протяжении всего эллинистистического периода. Этрусским народом словно бы овладели дурные предчувствия, наложившие свой отпечаток в искусстве. Огромная пропасть пролегла между уточенными, изящными произведениями архитектуры, скульптуры и живописи эллинистического периода и первыми шагами этрусков в изобразительном искусстве в VII веке до н. э... За семь столетий этрусское искусство опробовало широкий спектр стилей, каждый из которых является выражением своей эпохи.

Их искусство с ликованием откликалось на каждодневные радости жизни. Будь то застолье или спортивные игры. Больше всего они ценили музыку, звуки свирели и лиры сопровождали даже их бытовые дела. Им приписывалось изобретение военной трубы. Особенно этруски славились своим пристрастием к игре на флейте. Греки отмечали, что этруски занимались кулачными боями, месили тесто, шагали на военных парадах, и даже секли своих слуг под звуки флейты. Иногда флейтисты и музыканты танцевали под собственную музыку, но чаще всего приглашались другие танцоры, иногда державшие в руках кастаньеты.

Таким образом, до эллинистического периода исполнительские виды искусства в Этрурии ограничивались музыкантами, танцорами, мимами и комическими актерами.
Бытовало мнение, Что в Этрурии, наряду с обычными способами охоты на кабанов и оленей, при которых используются сети и собаки, применяется и другой. В качестве приманки используется… музыка. Свирель издает самые нежные мелодии, в тишине волшебные звуки разносятся по лесу, проникая в ущелья и заросли, во все звериные норы и гнезда. Сначала, когда звуки музыки долетают до них, звери пугаются, но затем они невольно поддаются очарованию свирели. Дикие животные тиреннских лесов, привлеченные певчими звуками свирели, постепенно подходят все ближе и ближе к охотникам, пока не попадутся в расставленные сети. Написанный яркими переливающимися красками юноша музицирует на двойной свирели. Излюбленный инструмент этрусков, двойная свирель, требовал от артиста большого мастерства. «Гробница леопардов, Тарквиния, начало V в. До н. э.».

Глубокое влияние, оказанное этрусками на западную культуру, связано главным образом с их властью над Римом в век, предшествовавший образованию Римской республики. Удивительное количество символов, привычно воспринимаемых как римские – начиная с тоги, цифр и заканчивая пучком прутьев, известных как эмблема римских магистратов под названием фасции, было принято римлянами от их соседей этрусков. А вначале ХХ в. модель из железных прутьев и двойной секиры была принята Бенито Муссолини за эмблему фашизма и дала имя этому политическому движению. «Говорят, что победные символы, знаки отличия консулов, и в целом знаки отличия магистров были привезены в Рим из Тарквинии вместе с фасциями, секирами, трубами, религиозными церемониями, искусством гадания и музыкальным сопровождением римских публичных мероприятий» — об этом вполне определенно пишет Страбон. Сюда можно добавить скипетр, курульное кресло, пурпурную мантию.

Этруски доминируют на земле и на море. Сами названия морей, омывающих Италию, свидетельствуют о могуществе этого народа. Италийские народности называли одно море Этрусским, а другое – Адриатическое – получило название от этрусской колонии Адрия. Греки называли эти моря Тирренским и Адриатическим. На сегодняшний день этрусский характер порта Адрия уже не оспаривается. Древние античные авторы говорили о настоящей этрусской талассократии, то есть гегемонии этрусков на морях, о «могучих морских силах» тирренцев и их длительном «владении морями».

Иконография отлично иллюстрирует интерес этрусков к мореходству, поскольку изображения кораблей появляются в самых первых произведениях этрусского искусства. Изображение корабля было отмечено на амфоре-импасто начала VII в. до н. э. из Цере. В 1927 г. в Тарквиниях была открыта красивая погребальная фреска в гробнице Корабля (около 470 г. до н. э.), на которой изображено торговое судно, что указывает на род деятельности покойного, связанный с судоходством. Одна из самых известных подковообразных погребальных стел из Фельсины также подарила нам изображение судна. По форме оно напоминает транспортное или торговое.

Влияние этрусков на римскую цивилизацию, согласно античным источникам, было многочисленным и разнообразным – и в политической, и в религиозной, и в культурной жизни.

Иудея в 1 веке до н.э.

Борьба за независимость. Антигон

В Риме середина I века до н. э. была отмечена постоянной борьбой за власть. Цезарь и Помпей, Кассий и Брут, Антоний и Октавиан… Всем им требовались деньги, надежные союзники и военная поддержка. Гиркан II и Антипатр всегда готовы были помочь новым хозяевам. Когда в Риме началась борьба между Помпеем и Цезарем, евреи надеялись, что с разгромом ненавистного Помпея падет и власть Антипатра. Но как только Антипатр понял, что Цезарь побеждает, он предложил ему свои войска, уговорил египетских евреев поддержать нового правителя и лично сражался за победу Цезаря. В знак благодарности Цезарь утвердил Гиркана II в должности первосвященника и правителя, разрешил восстановить стены Иерусалима, отменил решение о разделении Иудеи, введенное Габинием и даже вернул Иудее некоторые территории. Сыновья Антипатра - Ирод и Фасаил - получили в управление Иерусалим и Галилею.

Особенно старался угодить римлянам Антипатр, ставший фактическим правителем Иудеи. За свои услуги он получал от каждого нового властителя Рима подтверждение своих полномочий и надежду на то, что рано или поздно власть в стране перейдет к его сыновьям. Рост влияния семьи Антипатра вызвал недовольство еврейской аристократии Иерусалима. В 43 г. до н. э. Антипатр был отравлен, но власть в Иудее удержали его сыновья.

Надежды на свержение власти эдомитов большинство иудеев связывали с именем Антигона - сына Аристобула II, который вместе со всей семьей многие годы провел в римском плену. Традиционные враги Рима - парфяне - могли помочь Антигону в борьбе за власть. В 40 г. до н. э. они вторглись в Сирию. Антигон посчитал это удобным поводом для захвата престола в Иудее. Он уговорил парфянских военачальников направить в Иудею вооруженный отряд для захвата Иерусалима. По мере их продвижения к Иерусалиму крепла поддержка со стороны простых жителей Иудеи, а в самом городе вспыхнуло вооруженное восстание против сыновей Антипатра и их сторонников. Но взять город не удалось, и парфяне предложили Гиркану II и сыновьям Антипатра начать переговоры. Это было ловушкой. Гиркана схватили и для того, чтобы он больше никогда не мог претендовать на пост первосвященника, отрезали ему уши (человек с телесными недостатками не мог быть первосвященником). Фасаил покончил с собой. Ироду удалось бежать из крепости. После долгих скитаний он прибыл в Рим.

Так, в 40 г. до н. э. Хасмонеи вернули себе иудейский престол. Четыре года (с 40 по 36 гг. до н. э.) продолжалось царствование Антигона. Но с первых дней его правления Ирод вел ожесточенную борьбу за престол. Он надеялся на поддержку Рима. Антоний и Октавиан рассматривали Антигона как бунтовщика, отнявшего власть у законных правителей. Сенат торжественно провозгласил Ирода другом и союзником римского народа и передал ему правление над Иудеей.

Весной 39 г. до н. э. Ирод высадился в Птолемаиде (Акко) и повел войну против Антигона. Три года Антигон успешно противостоял римским легионерам. Но силы армии Антигона таяли, и весной 37 г. до н. э. он отступил в Иерусалим.

Ирод, как ранее Помпей, расположился лагерем к северу от города и начал его осаду. Защитники Иерусалима терпели лишения; люди гибли от голода. После трехмесячной обороны город был взят. Многие его жители - противники Ирода - были уничтожены. Антигон попал в плен и был казнен. Погиб последний из царей династии Хасмонеев.

Начало правления Ирода

В результате на царский престол вступил потомок эдомитов (две корневые согласные в ивритском варианте слова "эдомит" позволяют переводить это слово и как "земля", и как "красный", "кровавый"). Ирод был возведен на царский трон римскими солдатами, и его зависимость от Рима стала главной особенностью иродианской эпохи.

Первые годы правления Ирод вел постоянную борьбу с возможными претендентами на трон. Это было время многочисленных казней и конфискаций имущества. Установив контроль над страной, Ирод казнил 45 членов Санѓ едрина. Теперь роль Санѓ едрина сводилась до уровня религиозного суда, который уже не оказывал влияния на практическое законодательство. Сам Ирод не мог занять пост первосвященника, поэтому он стремился максимально обезопасить себя от возможного конкурента. Ирод присвоил себе право назначать и смещать первосвященников по своему усмотрению. Теперь первосвященниками становились люди малограмотные и послушные Ироду. Вскоре евреи Иудеи окончательно перестали уважать служителей Храма.

Больше всего Ирод опасался претендентов на престол из рода Хасмонеев. Чтобы создать хотя бы видимость законности своей власти, Ирод женился на внучке Гиркана II, Мирьям. За остальными представителями царского рода велось постоянное наблюдение.

Чувствуя, что иудеи его не любят, Ирод окружил себя греками и римлянами и распределил между ними важнейшие должности в государстве.

Начало правления Ирода совпало с гражданской войной в Риме между Октавианом и Антонием. Ирод поддержал Антония, но этот шаг оказался недальновидным. В знаменитой битве при Акции в 31 году до н. э. Октавиан разбил Антония и сделался единственным повелителем римского государства, приняв титул императора. Как только Октавиан высадился в Египте и двинулся на восток, Ирод решил незамедлительно явиться к нему с повинной. Он вошел в палатку императора и сложил перед ним свою царскую корону. Это смирение понравилось Октавиану, который нуждался в надежных союзниках. Ирод был утвержден в царском сане и даже получил в подарок некоторые пограничные города, отобранные у Иудеи Помпеем. Владения Ирода теперь приближались по размерам к территории Иудеи времен расцвета династии Хасмонеев.

Политика эллинизации при Ироде

Период правления Ирода считается эпохой экономического расцвета Иудеи. Он активно строил в Иудее эллинистические города. Ирод возродил Шомрон и дал ему имя Себастия (греческий эквивалент слова "Август" - в честь Октавиана Августа). Небольшое поселение на морском побережье было превращено в роскошно отстроенный греческий город с большой гаванью и названо Кейсарией (Цезарея). Раз в четыре года здесь проводились спортивные игры в честь императора. Ирод продолжал политику эллинизации, которую проводил Рим в своих восточных владениях и против которой боролись Хасмонеи.

Одним из первых правителей на Востоке он занялся внедрением культа римского императора. По инициативе Ирода в Эрец Исраэль были возведены три храма в честь Августа: в Себастии, Кейсарии и Пании.

Ирод вводил в обиход римские игры и зрелища, старался приучить иудеев к римскому образу жизни. В Иерусалиме он устроил роскошный театр, а за городом - цирк. Бойцы и наездники, актеры и музыканты наполнили священный город. На площадях устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои.

Несомненно, одним из крупнейших архитектурных достижений Ирода была реконструкция Храма. Возможно, так Ирод хотел поднять свой авторитет среди евреев Иудеи. И они многое готовы были простить ненавистному эдомитянину, но история с орлом еще раз показала, насколько далек был Ирод от народа, которым управлял.

Ирод строил великолепные общественные сооружения не только в Иудее, но и в греческих полисах Сирии, Малой Азии, на островах Эгейского моря. Он помогал греческим гимнасиям, давал деньги на организацию Олимпийских игр, за что получил звание пожизненного их председателя.

И двор Ирода имел ярко выраженный эллинистический характер. Большинство видных чиновников и советников царя, учителя и воспитатели детей царя, писатели, философы и художники были греками. Историк Николай Дамасский был ближайшим советником Ирода. Греческий язык не только служил языком международных переговоров, но и был широко распространен при дворе, среди чиновников и в армии.

Традиционная судебная система, основанная на законах Торы, серьезно пострадала во времена Ирода. Казни, ставшие теперь частым явлением, обычно производились без суда, а в некоторых случаях смертные приговоры выносились особым судом, который состоял из приближенных царя. В глазах простого народа правление Ирода являлось жестокой тиранией.

Последние годы правления Ирода были связаны с новыми жестокостями. Молва гласит, что Ирод приказал своим приближенным заманить знатнейших иудейских граждан в Иерихонский цирк и убить их всех в день его смерти, чтобы народ поневоле плакал в этот день и не мог радоваться избавлению от тирана. Ирод умер после 33 лет правления в 4 г. до н. э. Иудеи презрительно называли его эдомитянином или полуиудеем, а римляне - Иродом Великим.

Вопросы к главе

1. Почему Антипатр активно поддерживал приход к власти Гиркана II?

2. Какими способами он добивался своих целей?

3. Как ты думаешь, почему попытки Антигона вернуть Иудее независимость были обречены на провал?

4. Подготовь рассказ о приходе Ирода к власти.

5. Опиши процесс эллинизации в Иудее во времена Ирода.

Исторические источники

Юлий Цезарь об управлении Иудеей

Во время чтения отрывка обрати внимание на привилегии, которые получил Гиркан II от Цезаря.

"[…] Юлий Цезарь, вторично император и верховный жрец, постановил на основании решения совета: так как иудей Гиркан, сын Александра, как ныне, так и раньше, во время мира и на войне, являл себя всегда верным и ревностным представителем наших интересов, как то засвидетельствовано целым рядом других полководцев, и ввиду того, что он во время последнего александрийского похода явился к нам на помощь во главе полуторатысячного отряда, а во время отправки его мной к Митридату превзошел всех, бывших в строю, храбростью, то по всем этим причинам я назначаю Гиркана, сына Александра, с потомством иудейскими этнархами.

Желаю, чтобы они навсегда сохранили за собой установленное их законами первосвященническое достоинство, и желаю видеть в нем и его сыновьях наших союзников, которые должны постоянно считаться в числе преданнейших друзей наших. Все дела, касающиеся культа или внутренних отношений иудеев между собой, пусть разрешает он сам или ведают его сыновья. Равным образом, если бы возник какой-либо спор между иудеями, я признаю авторитетность его решения [Гиркана]. Вместе с тем запрещаю, чтобы войска располагались у него на зимние стоянки или чтобы с него взимались какие-либо денежные суммы. […]"

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 10:3.

1. Чем ты можешь объяснить такое отношение Цезаря "к внутренним делам" Иудеи?

Иосиф Флавий об Ироде

[…] Видя, что Гиркан медлителен и апатичен, Антипатр назначил старшего из сыновей своих, Фасаила, начальником над Иерусалимом и его окрестностями, а следующему за ним сыну, весьма еще молодому Ироду, ему было тогда лишь двадцать пять лет, поручил управление Галилеей.

Впрочем, последнему нисколько не мешала его юность; будучи человеком рассудительным, юноша немедленно нашел возможность выказать свою доблесть, а именно, ему удалось захватить Езекию, атамана разбойников, совершавшего во главе огромного отряда набеги на пограничные с Сирией области; затем он казнил его и многих его товарищей по шайке. Это дело вызвало в сирийцах большую симпатию к Ироду, потому что он очистил страну от разбоев, о чем они давно мечтали. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 9:2

1. Какие качества Ирода выделяет Иосиф Флавий?

2. Как ты думаешь, о каких разбойниках рассказывает историк? Каково его отношение к ним? Чем ты это можешь объяснить?

Описание осады Иерусалима римлянами

При чтении текста обрати внимание на трудности, которые пришлось преодолевать осажденным.

[…] Поместили [на валах] осадные орудия, стали поражать стену и пустили в ход все способы, чтобы овладеть городом. […] однако, осажденные нисколько этим не смущались, но, в свою очередь, употребляли все старания, чтобы ослабить начинания врагов; так, например, при своих вылазках они поджигали полуготовые или уже совсем готовые осадные орудия, а в происходивших при этом стычках нисколько не уступали римлянам в смелости, хотя и не обладали их опытностью [в военном деле].

Когда они разрушили первые осадные сооружения [римлян], неприятели воздвигли новые; иудеи приняли, в свою очередь, все меры, сражались под землей с солдатами, занятыми прокладкой подземных подкопов, и вообще, бились в этой войне до крайности, скорее, впрочем, из отчаяния, чем по предварительно строго определенному плану, тем более что их осаждало такое значительное войско, да и донимали их голод и недостаток во всем необходимом, потому что тот год был субботним. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 16:2.

1. Что ты можешь сказать об отношении евреев к выполнению законов Торы в военное время? Где еще ты встречал подобные подтверждения?

Иосиф Флавий о преступлениях Ирода

При чтении отрывка попытайся определить отношение автора к поступкам Ирода.

[…] Теперь же, овладев Иерусалимом, Ирод стал собирать все царские драгоценности. При этом он не стеснялся грабить лиц состоятельных. Набрав таким образом множество серебра и золота, он одарил всем этим Антония и его друзей. […]

Вообще делались всякие безобразия ввиду того, что царь отли-чался отчасти большой любовью к деньгам, отчасти очень нуждался в деньгах, потому что ввиду субботнего года земля оставалась совершенно невозделанной. Именно теперь наступил субботний год, когда нам запрещено сеять. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 15, 1:2.

1. Чем ты можешь объяснить такое отношение Иосифа Флавия к поступкам Ирода?

Эллинизация Иудеи во времена Ирода

Перед чтением отрывка вспомни, как шел процесс эллинизации во времена Селевкидов. Что происходило в Иерусалиме в то время? Кого называли эллинистами и хасидеями?

[…] Таким образом, Ирод все более и более уклонялся от соблюдения древних установлений и обычаев и введением иноземных начинаний подтачивал издревле сложившийся и собственно ненарушимый строй жизни. Так как все то, что раньше поддерживало в народной массе прежнее благочестие, теперь подвергалось презрению, то мы в результате этого немало пострадали в позднейшее время. Во-первых, он ввел в честь Цезаря через каждые пять лет повторявшиеся общественные игры и построил в Иерусалиме театр, равно как на равнине огромнейший амфитеатр, которых роскошь бросалась всем в глаза, но которые отнюдь не соответствовали мировоззрению иудеев, ибо иудеи были непривычны к такого рода зрелищам. Празднование этих игр он производил с большой торжественностью, приглашая с этой целью зрителей из соседних стран и собирая весь [иудейский] народ на них.

Также и борцы, и всякие другие участники в состязаниях приглашались со всех концов земли, и они являлись в надежде на призы и на славу победы, причем тут участвовали крупнейшие корифеи своего дела. Ирод назначал выдающиеся призы не только участникам в гимнастических состязаниях, но также и знатокам музыки и танцев и тем побуждал также большие призы квадригам, парным экипажам и одиночкам; одним словом все, что […] выдавалось роскошью и блеском, он стремился превзойти еще большей красотой. Кругом всего театра тянулись надписи в честь Цезаря и были воздвигнуты из червонного золота и серебра изображения трофеев его от тех народов, которых он победил на войне. Не было таких драгоценных и прекрасных одеяний и камней, которые бы не показывались зрителям на этих состязаниях.

При театре имелся запас диких зверей, в том числе масса львов и всяких других зверей, отличавшихся чрезмерной силой или особенной редкостью. Этих зверей выпускали на бой как с другими зверьми, так и с присужденными к смерти людьми, причем иноземцам в одинаковой мере предоставляли удовольствие как роскошь обстановки, так и волнение, вызываемое этими опасными зрелищами, тогда как для местных жителей тут было лишь доказательство явного разложения нравов, чистоту которых они так свято соблюдали. Иудеи считали явным безбожием отдавать диким зверям людей для удовольствия других людей и в столь же высокой степени безбожным вводить в свою личную жизнь чужеземные обычаи. Больше всего оскорбляли их трофеи, и они немало печалились, видя в них запрещенные законом изображения вооруженных людей. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 15, 8:1.

1. Чем схожа, а чем отличается описанная ситуация от времен селевкидского правления?

2. Как, по-твоему, Иосиф Флавий относится к нововведениям Ирода?

Иосиф Флавий о реконструкции Храма

Обрати внимание на то, как в украшении Храма сплелись еврейские символы и эллинские традиции.

[…] Срыв древние фундаменты и возведя вместо них новые, он [Ирод] воздвиг на них Храм, длиной в сто локтей, шириной в сто, высотой же в сто двадцать локтей, из которых последние двадцать с течением времени ушли в землю, когда фундамент опустился. […] Храм был сооружен из прочных белых камней, из которых каждый имел в длину двадцать пять, в высоту восемь, а в ширину около двенадцати локтей. Все здание, подобно царскому чертогу, понижалось к краям, тогда как высшей частью являлась середина, так что ее можно было видеть издалека […] Входные двери и их карнизы были, наподобие входа в сам Храм, украшены пестрыми занавесями, на которых были вышиты узорами цветы и которые свешивались со столбов. Сверху над входом с фриза свешивалась золотая виноградная лоза, кисти которой спадали вниз. Зрители поражались в одинаковой мере как величиной, так и искусством этого украшения, равно как ценностью употребленного на него материала. Царь окружил здание рядами покоев, которые все находились по величине своей в соответствии со зданием Храма. […]

Действительно, царь кое в чем нарушил закон […] Так, например, царь воздвиг над главным фронтоном Храма очень дорогой жертвенный дар в форме огромного золотого орла. Между тем, закон возбраняет своим последователям постановку статуй и вообще изображений живых существ. Учителя потребовали снятия этого орла […] Они (храбрецы) в полдень отправились к Храму, сорвали на глазах у множества бывшего в Храме народа золотого орла и разрубили его на куски. Царский военачальник посмотрел на это серьезнее, чем бы следовало, и явился во главе значительного отряда, достаточного для того, чтобы дать отпор черни, собиравшейся снять священное изображение. Он совершенно неожиданно напал на толпу […]. Тогда царь велел заковать их в оковы и послать в Иерихон. […] Первосвященника […], который поднял бунт, вместе с несколькими его товарищами [Ирод] велел сжечь живьем. В эту ночь произошло лунное затмение. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности, кн. 15, 11:3, кн. 17, 6:3-4.

1. Как, по-твоему, Флавий относится к изображению орла на воротах Храма? Докажи свою точку зрения словами из текста.

2. Кто были те храбрецы, которые отважились разрушить изображение орла? Как относится к ним историк?

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…